Учет товаров (на примере ИП Панев А.Г.)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,16 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет товаров (на примере ИП Панев А.Г.)














Учет товаров

(на примере ИП Панев А.Г.)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Теоретические аспекты учета товаров

. Краткая характеристика ИП Панев А.Г

. Учет товаров у ИП Панев А.Г

.1 Оценка товаров

.2 Документальное оформление наличия и поступления товаров

.3 Синтетический и аналитический учет товаров

.4 Учет реализации товаров

.5 Порядок проведения инвентаризации товаров

Выводы и предложения

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Формирование и развитие рыночных отношений в отечественной экономике требует существенного повышения эффективности управления деятельностью хозяйственных субъектов. Он непосредственно влияет на величину и структуру валового внутреннего продукта, формирование и распределение национального дохода, служит одним из показателей уровня и качества жизни населения. Величина и динамика рыночных продаж оказывает влияние на денежное обращение, уровень и темпы инфляции, соотношение между спросом и предложением товаров.

Системы управленческого учета и анализа получают в нашей стране все большее распространение. К сожалению, в розничной торговле они встречаются сравнительно редко. Во многом, это объясняется недостаточной разработкой теоретических и методологических вопросов организации и методик такого учета, в полной мере отражающих специфику розничной торговли.

В настоящее время учет товаров на предприятиях розничной торговли регулируется нормативными документами различного уровня, основным из которых является Положение по бухгалтерскому учету материально производственных запасов, в котором определен общий порядок учета материалов, готовой продукции и товаров, в том числе и товаров для перепродажи.

Целью курсовой работы является изучение особенностей ведения учета товарных операций в розничной торговле на примере ИП Панев А.Г.

В связи с названной целью были поставлены следующие задачи:

изучить нормативную, методическую и учебную литературу по теме дипломной работы;

рассмотреть теоретические аспекты учета товаров;

дать краткую характеристику ИП;

рассмотреть документальное оформление движения товаров у ИП;

сделать выводы и предложения;

Объектом изучения является организация учетного процесса в действующей практике ИП Панев А.Г. Предметом исследования выступают теоретико-методологические и практические проблемы организации бухгалтерского учета розничных товарных операций в обособленных предприятиях, а также организациях, для которых розничная торговля является одним из видов деятельности.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ТОВАРОВ

Обзор нормативной базы по учету товаров

Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.

Законодательная и нормативная база по учету материально-производственных запасов в РФ состоит из следующих документов:

Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Федеральный закон №32-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Приказ Минфина РФ N 44н (ред. от 26.03.2007) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01» [4] устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации.

Для целей Положения к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

предназначенные для продажи;

используемые для управленческих нужд организации.

Налоговым законодательством предусмотрен свой собственный порядок формирования стоимости покупных товаров.

Подпунктом 3 п.1 ст.268 НК РФ предусмотрено, что доходы от реализации товаров уменьшаются на стоимость приобретения данных товаров. При этом расходы, связанные с реализацией покупных товаров, формируются с учетом положений ст.320 НК РФ.

Статьей 320 НК РФ установлено, что расходы покупателя товаров на оплату транспортных услуг, если они не включены в цену товаров, складские расходы, иные расходы, связанные с приобретением и реализацией товаров, подлежат включению в состав издержек обращения.

При этом транспортные расходы на доставку товаров до склада покупателя (если они не включены в стоимость товара и оплачиваются отдельно) относятся к прямым расходам. А все остальные расходы считаются косвенными и списываются в уменьшение налоговой базы в том периоде, к которому они относятся.

В отличие от бухгалтерского учета гл.25 НК РФ предусматривает учет товаров только по покупной стоимости без учета транспортных расходов, информационных и консультационных услуг, вознаграждений посредническим организациям и других расходов, связанных с их приобретением.

Поэтому для сближения бухгалтерского и налогового учета организациям можно формировать себестоимость приобретаемых товаров в бухгалтерском учете по правилам гл.25 НК РФ, т.е. по стоимости приобретения без учета транспортно-заготовительных расходов.

Заключая договор на поставку товаров, покупатель предполагает, что товар будет ему передан со всеми необходимыми принадлежностями, документами, в согласованном количестве, ассортименте, установленного качества, в надлежащей упаковке и (или) таре и будет свободным от прав на него третьих лиц.

При заключении договоров организации необходимо учитывать требования, предусмотренные ГК РФ.

Взаимоотношения сторон по договору поставки регулируются параграфом 3 гл.30 Гражданского кодекса РФ.

Бухгалтерский учет материально-производственных запасов ведется в соответствии с Приказом Минфина РФ N 94н (ред. от 18.09.2006) «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» [5].

Приказ Минфина РФ N 119н (ред. от 26.03.2007) «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» [6] и Приказ Минфина РФ N 33н «О внесении изменения в методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» [7] регламентирует порядок организации бухгалтерского учета материально-производственных запасов на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 9 июня 2001 г. N 44н (зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 19 июля 2001г., регистрационный номер 2806) [4].

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов распространяются на организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

На основе Методических указаний организации разрабатывают внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для надлежащей организации учета и контроля за использованием материально-производственных запасов. В указанных документах могут устанавливаться:

формы первичных документов по приему, отпуску (расходованию) и перемещению материально-производственных запасов и порядок их оформления (составления), а также правила документооборота;

перечень должностных лиц подразделений, которым доверено получение и отпуск материально-производственных запасов;

порядок осуществления контроля за обеспечением экономного и рационального расходования (использования) материально-производственных запасов в производстве, в обращении, правильным ведением учета, достоверностью отчетов об их расходовании и т.п.

Теоретические аспекты учета товаров

Движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями договора поставки товаров и правилами перевозки грузов: товарной накладной, товарно-транспортной накладной и другими. Товарная накладная (форма № ТОРГ-12, утвержденная постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132) в торговой организации может выступать как приходным, так и расходным товарным документом. Товарная накладная выписывается материально ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада, а также при принятии товаров на склад.

В накладной указывается номер и дата составления, наименование поставщика и покупателя, наименование и краткое описание товара, его количество и цена, общая сумма поставки (с учетом НДС).

Товарная накладная составляется в двух или более экземплярах, подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя. Один экземпляр товарной накладной передается принимающей организации, у которой является основанием для оприходования этих ценностей, остальные остаются в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и являются основанием для их списания.

Если материально ответственное лицо организации - покупателя получает товары вне своего склада, то необходимым документом является доверенность (формы М-2 или М-2а, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 30.10.97 № 71а), которая подтверждает право материально ответственного лица на получение товара. Порядок оформления доверенностей и получения по ним товаров определяется Инструкцией о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности, утвержденной Минфином СССР от 14.01.67 № 17.

Порядок и сроки приемки товаров покупателем по количеству, качеству, комплектности и ее документальное оформление определяются Гражданским кодексом РФ и условиями договора поставки.

В случаях, когда это предусмотрено договором поставки, может применяться порядок приемки товаров по количеству и качеству, установленный Инструкцией о порядке приемки продукции производственно - технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.65 № П-6, и Инструкцией о порядке приемки продукции производственно - технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.66 № П-7.

Если товар находится в ненарушенной таре, то приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.

При нарушении правил приема и сроков торговые организации лишаются возможности предъявления претензий поставщикам или транспортным организациям при недостаче или снижении качества товаров.

В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, составляется акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (форма № ТОРГ-2, утвержденная постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132), который является основанием для предъявления претензий поставщику. Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица торговой организации и представитель поставщика. Возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии. В сопроводительных документах делается отметка о составлении акта.

Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется путем оформления расходной накладной. Условия возврата товара поставщику должны быть оговорены договором поставки.

Условия приемки импортных товаров по количеству и качеству устанавливаются в контрактах с иностранными поставщиками.

Учет первичных документов по приходу товаров материально ответственным лицам рекомендуется вести в Журнале поступления товаров, который должен содержать название приходного документа, его дату и номер, дату регистрации документа, сведения о поступивших товарах.

Оформленные документы на приемку товаров являются основанием для расчетов с поставщиками, и их данные не могут быть пересмотрены после приемки товаров в организации (за исключением потерь товаров от естественной убыли и боя при транспортировке).

Поступающие товары приходуются в день окончания их приемки по фактическому количеству и сумме. Первичные учетные документы по движению товаров на складах организации должны быть сданы в установленные сроки в бухгалтерскую службу, которая проверяет первичные учетные документы с точки зрения правильности их оформления и законности совершенных операций.

При совершении операций по реализации товаров поставщик составляет счета-фактуры по НДС (статья 169 НК РФ). Счета-фактуры составляются при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг) как облагаемых НДС, так и не облагаемых. При отгрузке товаров, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, в счете-фактуре сумма налога не указывается и делается надпись «Без налога (НДС)».

У покупателя счета-фактуры регистрируются в книге покупок и служат основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению из бюджета.

ПБУ 5/01 не устанавливает специальных правил для формирования себестоимости товаров, приобретаемых для дальнейшей перепродажи. В бухгалтерском учете их стоимость определяется по тем же правилам, что и стоимость других МПЗ.

Фактической себестоимостью товаров, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством).

Фактическая себестоимость товаров, приобретенных за плату, включает:

установленную договором стоимость товаров;

расходы по заготовке и доставке приобретаемых товаров, производимые до момента их передачи в продажу и не включенные в цену товара по договору с поставщиками;

таможенные пошлины;

невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с их приобретением;

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товаров, вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены товары;

расходы по предпродажной подготовке.

К расходам по заготовке и доставке относятся:

расходы по погрузке товаров в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате транспортной организации или поставщику сверх установленной договором стоимости товаров;

расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, в частности, расходы на оплату труда (включая социальные взносы) работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) товаров и их доставкой в организацию;

плата за хранение товаров в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;

расходы по страхованию, если таковые были понесены при приобретении товаров, например, страхование груза во время перевозки от поставщика к покупателю;

проценты по привлеченным для приобретения товаров кредитам и займам, если эти проценты начислены до принятия этих товаров к бухгалтерскому учету;

расходы по командировкам, непосредственно связанным с заготовлением (закупкой) товаров и доставкой (сопровождением) их в организацию;

стоимость потерь товаров в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли.

Расходы по заготовке и доставке товаров до центральных складов организации, производимые до момента передачи этих товаров в продажу, могут либо включаться в фактическую себестоимость товаров, либо относиться к расходам на продажу. Применение того или иного варианта определяется учетной политикой организации.

Порядок транспортировки товаров от продавца до покупателя определяется условиями договора купли-продажи (поставки). Расходы по доставке товаров от поставщика до склада покупателя по условиям договора может нести либо поставщик, либо покупатель, либо транспортные расходы могут распределяться между ними.

Различные варианты учета у покупателя расходов на транспортировку товаров приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Варианты учета транспортных расходов по доставке товаров от поставщика до покупателя

ДоставкаПлательщик транспортных расходовПорядок учета расходов у покупателяТранспортом поставщика или сторонней организацииПоставщик (покупатель отдельно поставщику не компенсирует)Включены поставщиком в стоимость товаров, установленную договором, и отдельно покупателем не учитываются Покупатель (оплачивает сторонней организации либо компенсирует поставщику отдельно от стоимости товаров)Включаются в фактическую стоимость товаров либо учитываются в составе расходов на продажу по статье «Транспортные расходы» (в соответствии с учетной политикой покупателя)Транспортом покупателяПокупательУчитываются в составе расходов на продажу по статьям «Амортизация ОС», «Расходы на оплату труда» и др.

Если транспортные расходы включены в договорную цену товара, то они не могут быть учтены в составе расходов на продажу, даже если выделены в счете или других первичных документах отдельной строкой.

В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, в фактическую себестоимость товаров включаются суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю при приобретении этих товаров (статья 170 НК РФ).

Фактическая себестоимость товаров, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Фактическая себестоимость товаров, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством.

Оценка товаров, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия товаров к бухгалтерскому учету.

Для организаций торговли ПБУ 5/01 предусматривает ряд дополнительных вариантов оценки приобретенных товаров.

Пунктом 13 ПБУ 5/01 организациям торговли предоставлено право формировать фактическую себестоимость товаров без учета расходов по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз). Транспортно-заготовительные расходы в этом случае списываются непосредственно в дебет счета 44 «Расходы на продажу».

Принятый организацией торговли порядок учета транспортно-заготовительных расходов должен быть отражен в приказе об учетной политике.

По общему правилу товары, приобретенные для последующей продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. Но организациям розничной торговли разрешено оценивать приобретенные товары по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).

В этом случае торговые наценки учитываются по кредиту счета 42 «Торговая наценка» в корреспонденции с дебетом счета 41 «Товары».

Таким образом, организация розничной торговли вправе самостоятельно выбрать один из вариантов бухгалтерского учета приобретенных для перепродажи товаров: либо по стоимости их приобретения, либо по продажной цене.

Товары отражаются в учете на счете 41 «Товары».

Формирование фактической себестоимости и оприходование товаров на счете 41 «Товары» по фактической стоимости может отражаться:

путем непосредственного (прямого) включения расходов в фактическую себестоимость товаров (присоединение к договорной цене товаров);

путем отнесения покупной стоимости товаров и расходов, включаемых в их фактическую себестоимость, на отдельный счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" (или отдельный субсчет счета 41).

Конкретный вариант учета расходов, включаемых в фактическую себестоимость товаров, устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике.

Иногда возникает необходимость учета товаров по учетным (плановым) ценам: в случае, когда необходимо оформлять поступление и отпуск этих товаров в течение всего периода, а рассчитать их фактическую себестоимость станет возможным лишь по окончании этого периода (месяца), а также в случае неотфактурованных поставок.

Неотфактурованными считаются поставки, при которых на товары, поступившие в организацию, отсутствуют товаросопроводительные или расчетные документы. В случае неотфактурованных поставок товары приходуются и учитываются по принятым в организации учетным ценам, после получения расчетных документов их учетная цена корректируется и одновременно уточняются расчеты с поставщиком.

При учете товаров по учетным ценам разница между стоимостью по этим ценам и фактической себестоимостью приобретения (заготовления) отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Накопленные на этом счете суммы списываются (сторнируются - при отрицательной разнице) в дебет счета 44 «Расходы на продажу» пропорционально стоимости отпущенных товаров по учетным ценам.

Организации розничной торговли могут отражать в учете товары на счете 41 «Товары» как по покупной стоимости, так и по продажной (розничной) стоимости. Для организаций розничной торговли способ отражения в учете товаров является элементом учетной политики.

Учет товаров по продажным ценам, как правило, применяется в том случае, если организация розничной торговли имеет большой ассортимент товаров и не имеет возможности вести количественный учет реализованных товаров по каждому наименованию с конкретными покупными ценами.

При ведении учета по продажной стоимости разница между покупной стоимостью товара и продажной стоимостью отражается в бухгалтерском учете на счете 42 «Торговая наценка».

Товары, не принадлежащие организации на праве собственности, а принятые на ответственное хранение или для реализации по договору комиссии, отражаются на забалансовых счетах 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и 004 «Товары, принятые на комиссию» в оценке, предусмотренной в договоре, или в оценке, согласованной с их собственником. При отсутствии цены на указанные товары в договоре или цены, согласованной с собственником, они могут учитываться по условной оценке.

Для целей налогового учета фактической себестоимостью товаров является покупная стоимость товаров - суммы, уплаченные поставщику. Все остальные расходы, в том числе и расходы на доставку товаров от продавца до склада, если такая доставка не включается в цену приобретения товаров по условиям договора, складские расходы и иные расходы, связанные с приобретением товаров, включаются у покупателя в состав издержек обращения (статья 320 НК РФ).

НДС по поступившим товарам учитывается на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет 19-3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам».

Основанием для отражения на счете 19 сумм НДС, относящихся к полученным от поставщиков товарам, является выделение данных сумм в первичных учетных документах (счетах-фактурах, накладных и т.д.). Если в первичном учетном документе сумма НДС не выделена, самостоятельное ее исчисление расчетным путем и отражение на счете 19 не производится, даже если организация укажет самостоятельно рассчитанную и выделенную сумму НДС в расчетном документе.

Не производится отражение сумм НДС по счету 19, если товар получен безвозмездно, даже в случае, если данные суммы выделены передающей стороной отдельной строкой в первичных документах.

Суммы налога, предъявленные покупателю и уплаченные им при приобретении товаров, подлежат вычету при наличии счета-фактуры поставщика после оприходования товаров независимо от принятой покупателем в целях налогообложения учетной политики (ст. 171 НК РФ).

При отнесении указанных сумм налога к возмещению из бюджета эти суммы списываются с кредита счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».

В соответствии со статьей 145 НК РФ, организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. При приобретении у них товаров покупатель не имеет права выделять суммы НДС самостоятельно расчетным путем и принимать их в зачет.

В целях подтверждения права на налоговые вычеты по товарам, приобретенным за наличный расчет, налогоплательщик кроме кассового чека с выделенной в нем отдельной строкой суммой налога должен иметь счет - фактуру на эти товары, оформленный в установленном порядке.

Уменьшение массы или объема товаров, происходящее вследствие изменения их физико-химических свойств, называется естественной убылью, к которой относятся: усушка, утруска, распыл, разлив. На такие потери устанавливаются нормы естественной убыли товаров, которые утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При отсутствии утвержденных норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.

Возможные потери при транспортировке грузов от поставщика к покупателю и допустимый уровень весовой погрешности должны оговариваться в договоре поставки.

Сумма недостачи в пределах норм естественной убыли (или в пределах, определенных договором поставки) отражается при оприходовании товаров по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Одновременно эта сумма списывается с кредита счета 94 и относится на транспортно - заготовительные расходы или на счета отклонений в стоимости материальных запасов.

Если испорченные товары могут быть использованы в организации или проданы с уценкой, они приходуются по ценам возможной продажи, что отражается по дебету счета 41 «Товары» в корреспонденции со счетом 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Одновременно на эту сумму уменьшается сумма потерь от порчи.

Недостачи и порча товаров сверх норм естественной убыли учитываются по фактической себестоимости, в которую включаются:

стоимость недостающих и испорченных товаров, включая налог на добавленную стоимость, акцизы по подакцизным товарам;

сумма транспортно-заготовительных расходов, подлежащая оплате покупателем, в доле, относящейся к недостающим и испорченным товарам (включая налог на добавленную стоимость).

Доля транспортно-заготовительных расходов, относящейся к недостающим и испорченным товарам, определяется путем умножения стоимости недостающих и испорченных товаров на процентное отношение транспортных расходов, сложившееся на момент списания, к общей стоимости товаров (по продажным ценам поставщика) по данной поставке.

Предъявленные поставщику или транспортной организации претензии по недостаче и порче товаров (сверх норм естественной убыли или сверх определенных в договоре) отражаются по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям», в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Потери товаров в результате стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций списываются с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в дебет счета 99 «Прибыли и убытки» как чрезвычайные расходы.

Основная корреспонденция счетов представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Корреспонденция счетов по учету поступления товаров

№ОперацияПервичные документыДебетКредит12345Учет товаров ведется по фактической себестоимости1.Учет поступления товаров:-фактическая себестоимость товаров (без НДС)накладная4160-НДС по поступившим товарамсчет-фактура19-3602.Учет поступления товаров с использованием счета 15:-покупная стоимость товаров (без НДС)накладная1560-НДС по поступившим товарамсчет-фактура19-360-транспортно-заготовительные расходы (без НДС)счет, акт и др.1560-НДС по транспортно-заготовительным расходамсчет-фактура19-360-оприходованы товары по фактической стоимостинакладная41153.Получены товары безвозмездно:-поступили товары, отражается рыночная стоимостьакт, накладная4198-2- при реализации стоимость товаров, ранее учтенная как доходы будущих периодов, относится на прочие доходынакладная, расчет98-291-14.Получены товары, приобретенные через подотчетное лицо:-отражаются расходы подотчетного лицаавансовый отчет6071-стоимость товаров (без НДС)накладная4160НДС по поступившим товарамсчет-фактура19-360Учет товаров ведется по учетным ценам5.Оприходованы товары по учетным ценамрасчет, приходный ордер41156.Формируется фактическая себестоимость товаров:-покупная стоимость товаров (без НДС)накладная1560-НДС по поступившим товарамсчет-фактура19-360-транспортно-заготовительные расходы (без НДС)накладная, акт 1560-НДС по транспортно-заготовительным расходамсчет-фактура19-360-отражаются отклонения учетных цен от фактической себестоимости:экономия (превышение стоимости по учетным ценам над фактической себестоимостью)расчет1516перерасход (превышение фактической себестоимости над стоимостью по учетным ценам)расчет16157.Списываются суммы, накопленные на счете 16:-перерасходрасчет4416-экономия (сторно)расчет4416Учет товаров по продажным ценам в розничной торговле8.Поступили товары от поставщика:-покупная стоимость (без НДС)накладная41-260-НДС по поступившим товарамсчет-фактура19-3609.Формируется продажная стоимость товаров:-начислена торговая наценка-НДС по стоимости товаров с учетом торговой наценкирасчет41-242Учет потерь при приемке товаров от поставщика10.Выявлены потери:-в пределах, предусмотренных договоромакт9460-свыше этих пределов, предъявлены претензии поставщикуакт76-26011.Списание потерь в пределах, предусмотренных договором (корректируется себестоимость поступивших товаров)расчет, акт419412.Поступление от поставщика денежных средств в счет погашения претензийВыписка банка5176-213.Списание потерь при решении арбитражного суда - отказе во взыскании с поставщика:-снятие претензий к поставщикупостановление суда9476-2-отнесение сумм потерь на прочие расходыпостановление суда91-29414.Списание потерь, возникших в результате стихийных бедствий-отражение потерьрасчет9460-отнесение на чрезвычайные расходыакт9994При реализации и прочем выбытии товаров (кроме товаров, учитываемых по продажной (розничной) стоимости) их оценка производится одним из следующих методов:

по себестоимости каждой единицы;

по средней себестоимости;

по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

В налоговом учете стоимость реализованных товаров определяется одним из следующих методов (статья 268 НК РФ):

по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);

по средней стоимости;

по стоимости единицы товара.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организация обязана проводить инвентаризации обязательств и имущества, в том числе и товаров. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка (ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ).

Порядок проведения инвентаризаций определяется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 № 49.

Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

Проведение инвентаризации обязательно:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);

при смене материально-ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотреблении или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации организации;

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень проверяемых запасов определяется руководителем организации.

По результатам инвентаризаций принимаются соответствующие решения по устранению недостатков в хранении и учете запасов и возмещению материального ущерба.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

Суммы выявленных при инвентаризации потерь списываются на расходы на продажу в пределах установленных норм.

Нормы потерь устанавливаются на естественную убыль (уменьшение массы или объема товаров, происходящее вследствие изменения их физико-химических свойств, такие, как усушка, утруска, распыл, разлив) и потери от боя и лома товаров.

В случае отсутствия утвержденных норм естественной убыли потери считаются сверх норм естественной убыли.

В организации розничной торговли, ведущей учет товаров по продажным ценам, списание с материально ответственных лиц недостач товаров в пределах установленных норм естественной убыли производится по продажным ценам, а на расходы на продажу эти недостачи относятся по цене приобретения товаров. При этом сумма торговой наценки, приходящаяся на недостающие товары, сторнируется по кредиту счета 42 «Торговая наценка» в корреспонденции с дебетом счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

В бухгалтерском учете списание недостач на расходы на продажу отражается по дебету счета 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции со счетом 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Таблица 3 - Корреспонденция счетов по учету результатов инвентаризации

№ п/пОперацияПервичный документДебетКредитВыявление потерь товаров при хранении:-стоимость недостающих и испорченных товаровакт9410, 41, 43-НДС по выявленным потерям:если недостача выявлена до возмещения НДС из бюджетарасчет9419если недостача выявлена после возмещения НДС из бюджетарасчет9468/НДС2.Списание потерь в пределах норм естественной убылирасчет, акт4494Списание потерь в пределах норм естественной убыли при учете товаров по продажной стоимости:- списание продажной стоимости недостающих товароврасчет, акт4494 - списывается торговая наценка, относящаяся к недостающим товарам (сторно)расчет, акт4442Списание потерь свыше норм естественной убыли при наличии виновных лиц: - учетная (балансовая) стоимость недостающих или испорченных товаров (включая НДС)приказ, акт73 - 294 - разница между суммой, взыскиваемой с виновного лица (рыночной стоимостью недостающих товаров), и их учетной (балансовой) стоимостьюприказ, акт73 - 298-4Поступление сумм в покрытие потерь от виновных лиц:-поступили денежные средствавыписка банка, ПКО50, 5173-2-удержаны из заработной платыприказ, расчет7073-2 -списывается соответствующая поступившим суммам часть разницы, учтенной на счете 98расчет98-491-1Недостачи ценностей, выявленные в отчетном году, но относящиеся к прошлым отчетным периодам:-стоимость недостающих материальных ценностейакт9498-3-суммы недостач относятся на виновных лицприказ, акт73-294 -при поступлении сумм в счет покрытия недостач списываются соответствующие суммы, учтенные как доходы будущих периодовакт98-391-17.Списание потерь свыше норм естественной убыли при отсутствии виновных лицакт91-2948.Списание потерь, возникших в результате стихийных бедствийакт99949.Страховые возмещения по потерям от стихийных бедствийдоговор5199

Аналитический учет товаров бухгалтерской службой ведется в натурально-стоимостном выражении, т.е. по наименованиям товаров с их отличительными признаками (марка, артикул, сорт и т. п.), по количеству и фактической себестоимости.

Тара - это вид запасов, предназначенных для упаковки, транспортировки и хранения товаров и других материальных ценностей. В составе тары учитываются также тарные материалы - материалы и детали, предназначенные для изготовления и ремонта тары.

Тара под товарами может совершать однократный или многократный оборот (многооборотная тара).

Тара однократного использования (бумажная, картонная, полиэтиленовая и др.), использованная для упаковки товаров, как правило, включаются в себестоимость упакованных в нее товаров и покупателем отдельно не оплачивается.

Договорами поставки может предусматриваться использование многооборотной (возвратной) тары, подлежащей обязательному возврату поставщикам.

Наличие и движение всех видов тары (кроме используемой как хозяйственный инвентарь), а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта, организации торговли учитывают на субсчете 41-3 «Тара под товаром и порожняя» чета 41 «Товары» или на субсчете 10-4 «Тара и тарные материалы» счета 10 «Материалы».

Тара принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость приобретаемой тары (кроме тары поступившей с поставленными товарами) слагается из всех расходов по ее покупке и доставке в организацию или затрат по ее изготовлению.

Учет тары ведется, как правило, на основании приходных и расходных товарных документов с использованием отчета по таре (форма № ТОРГ-30, утвержденная постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132).

Таблица 4 - Корреспонденция счетов по учету тары

№ п/пОперацияПервичный документДебетКредит12345Учет тары у поставщика (владельца тары)1.Изготовление тары:-отражаются затраты на изготовление тарырасчет2310, 70 и др.-оприходована тараотчет ТОРГ-3041-3232.Приобретена тара:-отражается покупная стоимостьнакладная, отчет ТОРГ-3041-360-НДС по полученной таресчет-фактура19603.Изготовление, приобретение тары по учетным ценам:-оприходована тара по учетным ценамотчет ТОРГ-3041-323, 60-списывается разница между фактической себестоимостью и учетной ценой тары расчет91-223, 60 -списывается разница между учетной ценой тары и фактической себестоимостью расчет23, 6091-14.Отражается стоимость тары (фактическая или учетная) при упаковке товаров, если стоимость тары включается в продажную цену товаров расчет4441-35.Отражается стоимость тары (фактическая или учетная) при отгрузке покупателю, если стоимость тары покупателем оплачивается отдельно либо тара подлежит возврату накладная6241-36.Получена от покупателя возвратная тара (отражается фактическая или учетная стоимость)накладная41-3627.Списывается залоговая тара при невозвращении ее покупателем:-залоговая стоимостьотчет ТОРГ-306291-1-начисляется НДСрасчет, счет-фактура91/НДС68/НДС-списывается себестоимость залоговой тарыотчет ТОРГ-3091-241-38.Расходы по ремонту тары, по доставке от покупателя:-произведенные расходы включены в расходы на продажуакт, счет4410, 60, 70 и др.-отражаются суммы компенсации расходов покупателемсчет, акт6291-19.Списывается тара, пришедшая в негодное состояние:-по истечении срока полезного использованияакт91-241-3-до истечения срока полезного использования (в результате порчи, боя и т.д.)акт9441-3Учет тары у покупателя10.Оприходована тара, стоимость которой включена в стоимость товаров, но которая может быть использована покупателемнакладная, отчет ТОРГ-3041-391-111.Операции с тарой, подлежащей оплате поставщику сверх стоимости затаренных в нее товаров:-поступила от поставщиков (отражается стоимость по договору)накладная, отчет ТОРГ-3041-360-оплачена поставщикувыписка банка605112.Операции с возвратной тарой:-поступила от поставщиков (отражается стоимость по договору)накладная, отчет ТОРГ-3041-360-возвращена тара поставщикунакладная6041-313.Расходы покупателя по очистке, промывке и ремонту залоговой тарыакт, счет и др.4460, 70 и др.

2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ПАНЕВ АНДРЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ

Индивидуальный предприниматель Панев Андрей Геннадьевич зарегистрирован и внесен в «Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей» в августе 2009 года.

Основной вид деятельности, осуществляемый предпринимателем, - розничная торговля непродовольственными товарами, т.е. ОКВЭД 52.45 «Розничная торговля бытовыми электротоварами, радио- и телеаппаратурой». Перечисленный вид деятельности попадает под налогообложение Единого налога на вменённый доход (сокращённо - ЕНВД).

На основании, поданного в налоговый орган, заявления о применении единого налога на вменный доход и полученного уведомления о возможности применения данной системы налогообложения ИП с момента регистрации 09 августа 2009 г перешел на ЕНВД.

Индивидуальный предприниматель Панев А.Г. осуществляет розничную торговлю непродовольственными товарами через объект стационарной торговой сети, имеющий 3 торговых зала площадью 64 м2 , 72 м2 и 78 м2.

Торговый зал с площадью 64 м2 находится по адресу: г. Киров, ул. Ульяновская, дом 1 - магазин «НОТА».

Торговый зал с площадью 72 м2 находится по адресу: г. Киров, ул. Деповская, дом 12 - магазин «ТОВАРЫ ДЛЯ ДОМА».

Торговый зал с площадью 78 м2 находится по адресу: г. Киров, ул. Московская, 107 - магазин «НОТА-ПЛЮС».

Розничный товарооборот характеризует продажу товаров через торговую сеть за наличный расчет.

К основным бизнес-процессам ИП Панев А.Г. относятся следующие процессы: приобретение, хранение и реализация товаров.

ИП Панев А.Г. осуществляет закупку товаров в основном у поставщиков г.Кирова.

Таблица 5 - Основные поставщики и ассортимент товара, закупаемый у этих поставщиков

Поставщики Ассортимент ООО «Носта», г. КировБытовая техникаООО «Ярморка», г. КировПосуда, химия, мелкая бытовая техникаООО «Вег», г. КировГазовые, электрические плитыООО «Делиос», г. КировХолодильники ООО «Спартак», г. КировСтройматериалы ООО «Инструмент», г. КировЭлектро/бензотоварыИП Бачурин С.В., г. КировКомпьютеры, телефоныООО «Тетра», г. КировСантехника ООО «Термекс», г. КировВодонагреватели ООО «Алтай-Сервис» г. КировСтройматериалы ООО «Альянс», г. КировЛакокрасочные товары, посуда

Все расчеты с поставщиками производятся в основном по безналичному расчету, хотя и бывают исключения, если партия не большая. Поступивший товар хранится на складах в магазинах.

ИП Панев А.Г. в своей деятельности сотрудничает с одним банком - Сбербанк России.

В штате состоит 18 человек, работающие у ИП по основному месту работы.

Основные экономические показатели деятельности представлены в таблице 6.

Таблица 6 - Основные экономические показатели деятельности ИП Панев А.Г. за 2010 год

Показатели 2 квартал 2010г.3 квартал 2010г.4 квартал 2010г.Относительные отклонения 4 кв. ко 2 кв., %Выручка от продажи товаров в действующих ценах, тыс. руб.: - ЕНВД 11320 11320 11319 11319 12271 12271 +8,4 +8,4Себестоимость товаров, тыс. руб.: -ЕНВД8707 87078707 87079439 9439+8,4 +8,4Валовой доход, тыс. руб.: -ЕНВД2613 26132612 26122832 2832+8,38 +8,38Налоги, руб.: - ЕНВД82152 8215257787 5778766505 66505-19,05 -19,05Фонд заработной платы, руб.540000540000540000-Среднесписочная численность работников, чел.181818-Среднемесячная заработная плата одного работника, руб.100001000010000-

В целом за исследуемый период ИП работал эффективно. Выручка в 4 квартале по сравнению со 2 кварталом увеличилась на 8,4% (на 951 тыс. руб.). Прибыль от реализации товаров увеличилась в 4 квартале по сравнению со 2 кварталом на 8,38% (на 219 тыс. руб.). Платежи в бюджет уменьшились за счет сокращения торговых площадей и перевод их в подсобные помещения. Фонд заработной платы, среднемесячная численность работников и соответственно среднемесячная заработная плата на одного работника не изменялись на протяжении всех 3 кварталов 2010г.

В соответствии с ФЗ "О бухгалтерском учете" индивидуальные предприниматели освобождаются от обязанности вести бухгалтерский учет.

ИП Панев А.Г. применяет систему налогообложения в виде Единого налога на вмененный доход. В данном случае не урегулирована ситуация с порядком ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций субъектами, уплачивающими единый налог на вмененный доход. Дело в том, что в соответствии с Налоговым кодексом, данные налогоплательщики должны вести учет доходов и расходов. Но утвержденной формы ведения учета для них не установлено. Таким образом, в соответствии с законом о бухгалтерском учете, учет доходов и расходов они ведут в соответствии с налоговым законодательством. Но налоговое законодательство этот вопрос оставляет без внимания. Не могут они вести учет и в соответствии с книгой учета доходов и расходов для индивидуальных предпринимателей - плательщиков налога на доходы физических лиц, поскольку в «Порядке учета» прямо указано, что он не распространяется на доходы, по которым уплачиваются единый налог на вмененный доход.

Вместе с тем, пунктом 7 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ предусматривается обязанность плательщика единого налога на вмененный доход вести учет имущества, обязательств и хозяйственных операций.

Величина полученных доходов и произведенных расходов не влияют на исчисление единого налога на вмененный доход. Поэтому налоговый учет тех показателей, которые влияют на величину взимаемых налогов не влияют, вряд ли можно признать целесообразным.

Налоговый кодекс не устанавливает ответственности за нарушение правил учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями. Статья 120 НК РФ предусматривает ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения только для организаций.

В то же время, плательщикам единого налога на вмененный доход необходимо вести учет тех показателей, которые используются при исчислении налогооблагаемой базы по этим налогам. Если учет этих показателей не производится, индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Индивидуальные предприниматели по ЕНВД подают ежеквартальные декларации (Приложение 1, 2, 3 ), где отражают всю информацию, которая влияет на исчисление налога. Эти ежеквартальные декларации являются не только отчетностью, но и практически заменяют учетную документацию.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, которая рассчитывается как произведение базовой доходности и величины физического показателя по определенному виду предпринимательской деятельности.

ИП Панев А.Г. ведет розничную торговлю, осуществляемую через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, поэтому базовая доходность в месяц составляет 1800 рублей. Физическим показателем является площадь торгового зала.

Согласно расчета значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 для розничной торговли по предпринимательской деятельности составляет 0,504. Его величина зависит от показателя ассортимента реализуемой продукции, показателя, учитывающего режим работы и развития инфраструктуры.

Корректирующий коэффициент К1 на 2010 г. равен 1,295.

Расчет налоговой базы для исчисления суммы единого налога:

ВД=БД * П * К (1)где ВД - вмененный доход;

БД - базовая доходность на единицу физического показателя;

П - количество единиц физического показателя;

базовая доходность - 1 800 руб.

величина физического показателя (1) - 64 м2 , по адресу: г. Киров, ул. Ульяновская, дом 1 - магазин «НОТА».

величина физического показателя (2) - 72 м2, по адресу: г. Киров, ул. Деповская, дом 12 - магазин «ТОВАРЫ ДЛЯ ДОМА».

величина физического показателя (3) - 78 м2, по адресу: г. Киров, ул. Московская, 107 - магазин «НОТА-ПЛЮС».

корректирующий коэффициент К1 - 1,295

корректирующий коэффициент К2 - 0,504

Например: произведем расчет единого налога на вменный доход на основании налоговой декларации за 4 квартал 2010 г. (Приложение 3).

Вмененный доход (1) = 1800 * (64 * 3 месяца) * 1,295 * 0,504 = 225566,00 руб.

Сумма исчисленного налога = вмененный доход * 15%

Сумма исчисленного налога = 225566,00 * 15% = 33835,00 руб.

Вмененный доход (2) = 1800 * (72 * 3 месяца) * 1,295 * 0,504 = 253762,00 руб.

Сумма исчисленного налога = вмененный доход * 15%

Сумма исчисленного налога = 253762,00 * 15% = 38064,00 руб.

Вмененный доход (3) = 1800 * (78 * 3 месяца) * 1,295 * 0,504 = 274909,00 руб.

Сумма исчисленного налога = вмененный доход * 15%

Сумма исчисленного налога = 274909,00 * 15% = 41236,00 руб.

ИТОГО налоговая база - 754237,00 руб.

Сумма исчисленного налога = 113135,00 руб.

В соответствии с п.2 ст.346.32 НК РФ сумма налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников, занятых в сфере деятельности, которая облагается единым налогом на вмененный доход, на свое страхование, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности, уплачиваемых за этот период времени, но не более чем на 50 %.

В розничной торговле у ИП Панева А.Г. работают 18 человек, из которых 3 человека предоставили листок о временной нетрудоспособности, на основании чего бухгалтер сделала начисление пособий по временной нетрудоспособности: за счет ФСС - 4100,5 руб.; за счет средств ИП - 2056,00 руб. Принимаем во внимание сумму, уплаченную работодателем -2056,00 руб. Сумма уплаченных за налоговый период (4 квартал) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 53292 руб.

Общая сумма страховых взносов и пособий по временной нетрудоспособности - 55348,00 руб., что составляет не более 50% уменьшения суммы исчисленного единого налога, поэтому сумма налога к уплате - 57787,00 рублей.

(113135,00 руб. - 55348,00 руб. = 57787,00 рублей)

3. УЧЕТ ТОВАРОВ У ИП ПАНЕВ А.Г.

.1 Оценка товаров

ИП приобретает под реализацию предметы с целью последующей их перепродажи. ИП Панев А.Г. реализует товары главным образом непосредственно населению по розничным ценам, за наличный расчет непосредственно населению через контрольно - кассовую машину, а также учреждениям и организациям для удовлетворения потребностей их контингента (больницам, санаториям, детским учреждениям).

В основе формирования цены товара лежит денежное выражение стоимости товара и услуг по его реализации.

Пунктом 51 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ предусмотрено, что товары могут учитываться по розничным (продажным) ценам или покупной стоимости. Под оценкой товаров понимается выбор учетной цены предприятия, то есть цены, по которой приходуют и списывают товары. Выбор учетной цены фиксируется в соответствующем документе об учетной политике организации.

У Панева А.Г. учет товаров организуется по продажным (розничным) ценам. Розничная цена включает в себя отпускную цену (оптовую), торговую наценку для покрытия торговых издержек организации розничной торговли.

Величина торговой надбавки устанавливается на таком уровне, чтобы покрыть издержки обращения (расходы, связанные с перевозкой, хранением и реализацией товаров) и обеспечить получение торговой организацией прибыли и уплаты косвенных налогов.

.2 Документальное оформление наличия и поступления товаров

В розничную торговлю товары для продажи у ИП Панев А.Г. поступают от производственных предприятий, оптовых организаций, от фирм, со складов и т.д. и оформляются товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, коносаментом или счетом-фактурой).

В накладной указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпущенного товара.

Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшим и принявшим товар и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя.

Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товаров автомобильными транспортном. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом.

Заключая договор на поставку товаров, покупатель предполагает, что товар будет ему передан со всеми необходимыми сопроводительными документами (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, товарные накладные и др.), в согласованном количестве, ассортименте, установленного качества, в надлежащей упаковке и (или) таре и будет свободным от прав на него третьих лиц.

При заключении договоров необходимо учитывать требования, предусмотренные гражданским законодательством.

Например ИП Панев А.Г. заключил договор поставки с ООО «Спартак», где указаны все требования для поставки строительно-отделочных материалов (Приложение 4)

На приобретенные товары ИП Панев А.Г. получил следующие товаросопроводительные документы: (Приложения 5, 6)

товарная накладная от «18» января 2011 г. № 17952,

счет-фактура от «18» января 2011 г. № 446.

Несмотря на то, что в счет-фактуре поставщика НДС выделен отдельной суммой, ИП Панев А.Г. включает эту сумму НДС в стоимость приобретенных товаров (т.к. ИП не является плательщиком НДС) и только затем делается наценка на реализуемый товар.

Счет-фактура является основным первичным документом, служащим основанием для расчетов с поставщиками.

На основании товарной накладной от ООО «Спартака» оформляется накладная с учетом наценки в магазин «Товары для дома» (Приложение 7).

Также при поступлении товара поставщик обязан предоставить Сертификаты качества на те товары, по которым предусмотрена сертификация.

При закупке товара или его приемке ИП необходимо следить за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар.

Другим примером является приобретение товаров у ООО «Ярмарка». Приобретаемые товары у ООО «Ярмарка» подлежат обязательной сертификации, поэтому наряду с сопроводительными документами необходим перечень сертификатов на покупаемый товар (Приложение 8). После поступления товара также выписывается накладная на приход уже с учетом наценки в продажу.

У ИП Панева А.Г. поступление товаров осуществляется и через подотчетных лиц. В этом случае получателю товара выписывается доверенность, которая подтверждает право материально ответственного лица на получение товара.

Порядок оформления и получения по ним товаров установлен «Инструкцией о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности», утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.97 г. № 71а.

Подотчетное лицо заполняет авансовый отчет, прикладывает все оправдательные документы. После того как бухгалтер проверил расчеты и на подлинность приложенных документов, подотчетная сумма списывается и авансовый отчет утверждается ИП.

Например: Выданы Липниной О.В. в подотчет денежные средства из кассы на основании расходного кассового ордера для оплаты товара наличными (Приложение 9); утвержден авансовый отчет № 135 от 12.11.2010г. на имя Липниной Ольги Владимировны, товароведа. Липнина О.В. получила стройматериалы от ИП Неганова Н.Ф. по доверенности (Приложение 10), при этом был выписан товарный чек и пробит кассовый чек на сумму 14810 руб.00 коп. (Приложение 11). Бухгалтер проверив отчет списала подотчетную сумму на счет 20 «Основное производство» (Приложение 12).

Дт 71 Кт 50 14840,00 руб.

Дт 20 Кт 71 62719,35 руб.

Оплату поставщикам товара ИП проводит и по расчетному счету, выписывая платежное поручение. Движение денежных средств по расчетному счету отражается в выписке банка.

Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят: от места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительными документами.

Приемка товаров по количеству у ИП Панев А.Г. предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах.

Если товар находится в ненарушенной таре, то приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.

Если количество и качество поступившего товара соответствует указанному в товаросопроводительных документах, то на сопроводительные документы (накладная, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, качественное удостоверение и другие документы, удостоверяющие количество и качество поступивших товаров) накладывается штамп ИП, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах.

Материально ответственными лицами, у ИП Панев А.Г. являются продавцы магазинов, которые осуществляют приемку товара в магазинах и ставят свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяют ее круглой печатью магазина.

В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонении по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, составляется акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику.

Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица, представитель поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии).

В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонении по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, исправления производятся прямо в поступившей накладной: излишки передаются обратно поставщику, а недостачи возмещаются поставщиком при предъявлении новой (исправленной) накладной.

Бывают случаи, когда бой товара может происходить при приемке товара.

Например, комиссией составлены акты на списание по магазину «Товары для дома». В состав комиссии вошли: сам ИП Панев А.Г., товаровед, бухгалтер и материально-ответственное лицо. Акт заполнен на количество, сумму и указана причина списания (Приложение 13).

Дт 91-2 Кт 41-2 5696,00 руб.

Дт 91-2 Кт 41-2 3935,00 руб.

Иногда имеет место быть возврат товаров поставщику. Согласно нормам ГК РФ возврат товара возможен в случае ненадлежащего исполнения договора купли-продажи:

нарушения условий о количестве товара (ст. 466 ГК РФ);

нарушения условий об ассортименте товаров (ст. 468 ГК РФ);

передачи товара ненадлежащего качества (ст. 475 ГК РФ);

передачи некомплектного товара (ст. 480 ГК РФ);

непредоставления информации о товаре (п. 3 ст. 495 ГК РФ).

Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется путем оформления расходной накладной. Условия возврата поставщику могут быть различными и оговариваются в договоре поставки.

Например оформлен возврат ООО «Ярмарка» от магазина «Нота плюс» на основании акта на списание (Приложение 14).

Первичные документы по приходу товаров ИП Панев А.Г. пронумеровывает и подшивает в общую книгу, которая составляется за месяц.

Одним из признаков должного учета товаров у ИП Панев А.Г. является составление материально ответственными лицами (продавцами) отчетности о наличии и движении товаров.

В приходной части товарного отчета каждый приходный документ (источник поступления товаров, номер и дата документа, сумма поступивших товаров) записывается отдельно и подсчитывается общая сумма оприходованных товаров за данный отчетный период, а также итог прихода с остатком на начало периода. В расходной части товарного отчета также отдельно записывают каждый расходный документ (направление выбытия товаров, номер и дата документа, сумма выбывших товаров). После этого определяют остаток товаров на конец отчетного периода. Внутри каждого вида прихода и расхода документы располагаются в хронологическом порядке. Общее число документов, на основании которых составлен товарный отчет, указывают прописью в конце отчета. Товарный отчет подписывает материально-ответственное лицо. Товарный отчет составляют под копирку в двух экземплярах. Первый экземпляр скрепляют с документами, которые располагают в порядке последовательности записей и отдают в бухгалтерию. Бухгалтер в присутствии материально-ответственного лица проверяет товарный отчет и расписывается в обоих экземплярах о приемке отчета и указывает дату. Первый экземпляр отчета вместе с документами, на основании которых он был составлен, остается в бухгалтерии, а второй передается материально-ответственному лицу. После этого каждый документ проверяют с точки зрения законности совершенных операций правильности цен, таксировки и подсчета.

У ИП Панев А.Г. товарный отчет составляется ежемесячно материально-ответственным лицом, а затем передается в бухгалтерию для его проверки.

.3 Синтетический и аналитический учет товаров

учет товар расход документальное

Особенностью учета товарных операций в организациях розничной торговли является то, что учет товаров отражается на счете 41 «Товары» (субсчет 2 «Товары в розничной торговле») по цене приобретения плюс торговая надбавка.

Методика начисления торговой наценки в законодательстве отсутствует, поэтому организации и предприниматели вправе использовать любую методику, в нашем случае устанавливается единый процент торговой наценки на все товары или по отдельным их группам.

Аналитический учет товаров ведут как материально-ответственные лица, так и бухгалтерия. Его главная цель - получение информации, необходимой для управления товарными запасами.

Учет реализации товаров

Реализацией продукции завершается кругооборот средств у ИП, в результате чего создается возможность из полученной выручки произвести расчеты с поставщиками материалов, с работниками по оплате труда, с бюджетом по налогам и сборам, платежам во внебюджетные фонды, с банком по кредитам, прочими кредиторами.

Продажа продукции, работ и услуг должна позволить не только возместить затраты по их производству и сбыту, но и получить прибыль - один из важнейших источников обновления и расширения производства.

Продукция, работы и услуги считаются проданными при переходе права собственности на них от продавца к покупателю, от производителя к потребителю. С этого момента их стоимость включается в объем выручки и доход организации. Объём выручки от продажи продукции, выполненных работ и оказанных услуг является важнейшим показателем, характеризующим производственную и финансовую деятельность коммерческой организации, производственного предприятия.

В текущем учете продаваемая продукция оценивается:

по фактической производственной себестоимости, т.е. с включением всех затрат или только прямых затрат;

по плановой, т.е. нормативной производственной себестоимости или продажным ценам.

У ИП Панев А.Г., продажа продукции (работ, услуг) производится: по свободным отпускным ценам и тарифам. Свободные продажные цены согласовываются сторонами сделки, т.е. продавцом и покупателем.

Проанализировав документы ИП Панева Андрея Геннадьевича, можно сказать о том, что все финансовые результаты у ИП в большей степени отражаются на счете 90 «Продажи», что связано с тем фактом, что данная операция является основной для ИП.

Продажа товаров за наличный расчёт у ИП Панев А.Г. производится с использованием кассовых суммирующих аппаратов. При закрытии магазина заведующий магазином в присутствии кассира снимает показания денежных суммирующих счётчиков (получает распечатку), которые записываются в книгу кассира-операциониста. Контрольная лента позволяет увидеть сумму выручки за день, которую также записывают в эту книгу.

Например, ИП Панев А.Г. выписал товарный чек в соответствии с выбором покупателя. Покупателем был оплачен товар и кассир пробил чек.

Бухгалтерией ИП Панев А.Г. составлены проводки:

Д-т 50 «Касса» К-т 90-1 «Расчеты с покупателями и заказчиками (в рублях)» - 9500 руб. - поступила оплата от покупателя.

Д-т 90-2 «Себестоимость продаж» К-т 41-2 «Товары на складах»- 4606 руб. - списан товар по себестоимости со склада на финансовый результат

Финансовый результат от реализации товаров и оказания услуг составил 4894 руб. (9500 руб. - 4606 руб.)

Выручка ежедневно сдаётся в главную кассу, и она показывается в приходной части отчёта кассира главной кассы на основании приходных кассовых ордеров (Приложение 15). Сумма реализованных товаров отражается в расходной части товарно-денежного отчёта на основании квитанций к приходным кассовым ордерам. Эти суммы должны быть тождественны. Сдача выручки из главной кассы в банк оформляется расходным кассовым ордером.

.5 Порядок проведения инвентаризации товаров

Для обеспечения достоверности сведений бухгалтерского учета ИП ПАнев А.Г. проводит инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которых проверяются и документально подтверждаются наличие материальных ценностей их состояние и оценка. Правила проведения инвентаризации предусматриваются в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств Минфина России.

Инвентаризация у ИП Панев А.Г. проводится в отдельности по каждому магазину в присутствии материально ответственных лиц.

Порядок и сроки осуществления инвентаризации определяет руководитель организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

января 2011г. на основании приказа ИП была проведена инвентаризация в магазине «Нота».

Для проведения инвентаризации была создана инвентаризационная комиссия.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию или переданы комиссии все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчётные суммы на приобретение или доверенности на получение товарно-материальных ценностей.

Инвентаризационная комиссия в присутствии материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки фактического наличии.

При выявлении материальных ценностей, не отраженных в учёте, комиссия должна включить их в инвентаризационную опись.

ИП должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия товарно-материальных ценностей в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами).

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.

Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.

Наименование инвентаризуемых товарно-материальных ценностей, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии.

В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

По итогам проверки оформлена инвентаризационная опись (Опись фактических остатков товаров - Приложение 16), листы которой визируют все члены комиссии и материально-ответственные сотрудники на каждом листе описи. Результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными при отсутствии подписи хотя бы одного члена комиссии. При обнаружении ошибок в описях исправления визируют все лица, участвовавшие в процедуре. На последнем этапе результаты инвентаризации сверяются с учёными данными.

Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах.

Один экземпляр передаётся бухгалтеру для составления сличительной ведомости (Акт результатов проверки ценностей), второй - остаётся у материально ответственного лица.

На выявленные при инвентаризации негодные или испорченные товары составляются соответствующие акты (Приложение 17).

В ходе проведения инвентаризации была обнаружена недостача на сумму 79 руб. 45 коп., что оформлено Актом результатов проверки ценностей.

Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождении фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.

Бухгалтер на недостачу сделала следующие бухгалтерские записи:

Дт 94 Кт 41-2 79 руб. 45 коп. - обнаружена недостача

Дт 73-2 Кт 94 76 руб. 45 коп. - недостача списана на м.о.л.

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи или порче имущества списываются на финансовые результаты организации.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Объектом исследования в дипломной работе явился Индивидуальный предприниматель Панев Андрей Геннадьевич зарегистрированный и внесенный в «Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей» в августе 2009 года.

Основной вид деятельности, осуществляемый предпринимателем, - розничная торговля непродовольственными товарами, т.е. ОКВЭД 52.45 «Розничная торговля бытовыми электротоварами, радио- и телеаппаратурой».

Анализ деятельности ИП показал, что:

В системе показателей деятельности ИП розничной торговли основным показателем является розничный товарооборот - стоимость товаров, проданных населению за наличный расчет для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве. Он отражает фактическую выручку торговых организаций от продажи товаров населению.

Основным объектом бухгалтерского учёта в розничной торговле являются товары, поэтому бухгалтерия организации розничной торговли обязана обеспечить полный учёт поступающих товаров и своевременное отражение в учёте операций, связанных с их выбытием. Главной целью бухгалтерского учёта в розничной торговле являются: контроль за сохранностью товаров; своевременное предоставление руководству организации информации о фактическом валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.

Задачи, стоящие перед бухучетом в торговой организации могут быть выполнены при правильно организованном учете. Недостатки бухучета сказываются на отставании в учете, созданию условий для хищений товарно-материальных ценностей, увеличении расходов на продажу, запоздании предоставления отчетности, уменьшению получаемой прибыли.

Все товарные операции делятся на два вида: поступление товаров в организацию розничной торговли и их выбытие. В организации розничной торговли товары поступают главным образом от поставщиков и оформляются товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (товарной накладной, товарно-транспортной накладной, или счетом-фактурой).

Первичные документы по приходу товаров должны быть пронумерованы и подшиты в журнал поступления товаров, который должен содержать название приходного документа, его дату и номер, краткую характеристику документа, дату регистрации документа, сведения о поступивших товарах.

У ИП Панев А.Г. учет товаров ведут материально-ответственные лица - товароведы. Этот учет в магазине организован сортовым способом. При сортовом способе хранения вновь приобретенный товар определенного наименования присоединяют к ранее поступившему товару того же наименования. Товаровед ведет учет движения товаров в натуральном и стоимостном измерениях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Гражданский кодекс РФ. 2009

Налоговый кодекс РФ. 2009

Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Консультант Плюс

Федеральный закон от 22 мая 2002 г. 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». // Консультант Плюс

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утв. приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. 34н // Консультант Плюс

ПБУ 5/01: Учет материально-производственных запасов. Положение по бухгалтерскому учету. Утв. приказом Министерства финансов РФ от 9 июня 2001 г. 44н. // Консультант Плюс

ПБУ 10/99: Расходы организации. Положение по бухгалтерскому учету. Утв. приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. ЗЗн. // Консультант Плюс

Методические рекомендации по разработке норм естественной убыли. Приказ Министерства экономического развития и торговли от 31 марта 2003 г. 95 // Консультант Плюс

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утв. приказом Министерства финансов РФ от 28 декабря 2001 г. 119н. // Консультант Плюс

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Приказ Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. 49. // Консультант Плюс

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению. Утв. приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. 94н. // Консультант Плюс

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации. Утв. Постановлением ГК РФ по статистике от 18 августа 1988 г. 88 (в ред. от 3 мая 2000 г. 36). // Консультант Плюс

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций. Утв. Постановлением ГК РФ по статистике от 25 декабря 1998 г. 132. // Консультант Плюс

Анциферова И.В. Бухгалтерский финансовый учет. - М.: Перспектива, 2003

Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет. - М.: ИКЦ МарТ, 2004

Веселова М.П. Бухгалтерский учет товарных операций организаций. - СПб., 2000

Геворкян Е. А. Бухгалтерский учет товарных операций в торговле. - М.: «Феникс», 2003

Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в организациях. - М.: «Финансы и статистика», 2003

Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт. - М.: ИНФРА-М, 2000

Мильруд Е.Д. Учет движения товаров на предприятиях розничной торговли. - М., 2009

Некрасова Н. Учет товаров в розничной торговле // Практическая бухгалтерия. - 2006. № 11

Похожие работы на - Учет товаров (на примере ИП Панев А.Г.)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!