Психолого-педагогические аспекты учебной деятельности студентов

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    358,58 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психолого-педагогические аспекты учебной деятельности студентов

Введение


Я проходила практику на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения межшкольного учебного комбината № 1 г. Смоленска (МБОУ МУК № 1) находящийся по адресу Витебское шоссе 42.

Основной целью производственной практики является, закрепление теоретических знаний на практике, формирование профессиональных умений и навыков в реальных условиях профессиональной деятельности под руководством опытного психолога.

Цели практики:

1. Формирование и развитие на основе полученных в процессе обучения теоретических знаний и знаний по методике преподавания психологии умений и навыков педагогической деятельности (умений и навыков планирования, проведения, анализа и самоанализа различных форм организации учебного процесса в школе, колледже, вузе: уроков, лекций, семинарских, практических и лабораторных занятий).

2. Формирование лекторского и других составляющих профессионального мастерства будущих преподавателей психологии.

3. Формирование системного подхода к педагогической деятельности.

Задачи педагогической практики:

· Изучить психолого-педагогические аспекты учебной деятельности студентов, ее основных характеристик, структуры и содержания.

· Изучить различные направления деятельности педагогов.

· Овладеть умением разрабатывать методику, программу и процедуру подготовки лекционных, семинарских, практических занятий и уроков в соответствии с ведущими методологическими принципами.

·   Приобрести навыки научно-исследовательской работы и навыки педагогического самообразования.

·   Формировать профессионально-значимые качества будущих педагогов, адекватные гуманистическому, личностно-ориентированному образованию.

Практика проходила под руководством педагога - психолога Конюхова К. О и Иванова И. Б.

Продолжительность практики с 17 февраля по 9 марта 2014 года.

Характеристика базы практики

При прохождении практики на базе учебного комбината № 1 г. Смоленска я ознакомилась со следующей документацией:

. Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения межшкольного учебного комбината № 1 города Смоленска:

.1 Настоящий Устав принят в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным, областным законодательством, иными нормативными правовыми актами и является учредительным документом муниципального образовательного учреждения "Межшкольный учебный комбинат основного общего, среднего (полного) общего, дополнительного образования, профессиональной ориентации учащейся молодежи Заднепровского района города Смоленска", вид и наименование которого изменено на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение межшкольный учебный комбинат № 1 города Смоленска (далее - Учебный комбинат).

.2 Учебный комбинат реализует общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного), общего образования в части изучения дисциплины "Технология", "Информатика и ИКТ", предпрофильную подготовку и профильное обучение, а также дополнительные образовательные программы, имеющие целью трудовое воспитание, профессиональную ориентацию и подготовку обучающихся.

.3 Учебный комбинат несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

) невыполнение функций, отнесенных к компетенции Учебного комбината;

) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников;

) адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся;

) жизнь и здоровье обучающихся и работников Учебного комбината во время образовательного процесса;

) нарушение прав и свобод обучающихся и работников Учебного комбината;

) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Учебный комбинат отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом как закреплённым за Учебным комбинатом собственником имущества, так и приобретённым за счёт доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закреплённого за Учебным комбинатом собственником этого имущества или приобретённого Учебным комбинатом за счёт выделенных собственником имущества Учебного комбината средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества Учебного комбината не несёт ответственности по обязательствам Учебного комбината.

.4 Основными видами деятельности Учебного комбината являются:

реализация основных общеобразовательных программ основного общего образования в части дисциплин "Технология", "Информатика и ИКТ", предпрофильной подготовки;

реализация основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в части дисциплин "Технология", "Информатика и ИКТ", элективных курсов;

организация работы психолого-медико-педагогической комиссии;

реализация дополнительных образовательных программ;

услуги и работы, обеспечивающие создание необходимых условий для организации образовательного процесса, содержания имущества и помещений муниципальной собственности;

организация учебных, социальных, производственных практик.

.5 К иным видам деятельности Учебного комбината относятся:

курсы по:

подготовке пользователя персональных компьютеров;

изучению иностранных языков;

подготовке к единому государственному экзамену;

переподготовке кадров с освоением новых специальностей, повышению квалификации;

реализация методической, информационной продукции;

выполнение художественных, оформительских, дизайнерских работ;

осуществление рекламной, редакционной, издательской, информационной деятельности;

консультации специалистов для родителей по психолого - педагогической деятельности;

психолого-педагогическая диагностика профессиональной пригодности, направленности (способности) обучающихся;

профессиональная подготовка граждан старше 18 лет по программам, согласно лицензии на образовательную деятельность;

разработка и выпуск информационных, программно-методических и других материалов, мелкосерийное производство пособий, учебных программных средств;

2. Должностные обязанности педагога-психолога:

.1 Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях.

.2 Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. Способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.

.3 Оказывает консультативную помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.

.4 Проводит психологическую диагностику; используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

.5 Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.

.6 Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц, их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, воспитанников.

.7 Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению.

.8 Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.

.9 Способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.

.10. Определяет у обучающихся, воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

.11. Участвует в формировании психологической культуры обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания.

.12. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития обучающихся, воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности обучающихся, воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

.13. Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

.14. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

.15. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

. Общие положения:

. Педагог-психолог относится к категории специалистов.

. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу.

.3 Назначение на должность педагога-психолога и освобождение от нее производится приказом директора комбината.

. Педагог-психолог должен знать:

приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребенка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты; общую психологию; педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные

методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка; методы и приемы

. Педагог-психолог подчиняется непосредственно директору комбината.

6. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", типовым положением "О межшкольном учебном комбинате", "Семейным кодексом" Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, Уставом и локальными правовыми актами комбината (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной Инструкцией), трудовым договором (контрактом).

Мною была проработана документация психолога - педагога и формы учета деятельности и отчетности, которая была утверждена протоколом заседания методических объединений педагогов - психологов школ и ДОУ от 28.02.12г. Педагоги - психологи, работающие в учреждениях образования, ведут учет проводимой работы по следующим формам:

.        План работы педагога-психолога учреждения образовании

2.      Журнал консультаций

.        Журнал учета групповых форм работы

.        Журнал учета посещения занятий в учреждении образования

.        Заключение по результатам проведения психологического исследования

5а. Протокол диагностического исследования

б. Заключение на психологическое обследование ребенка

.        Индивидуальная психологическая карта

7.      Журнал учета индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы

.        Программа коррекционно-развивающих занятий

.        Самодиагностика педагога-психолога учреждения образования Отчет психологической службы учреждения образования

.        Журнал учета психодиагностических исследований

Заключение


В заключение своего отчета хочу сказать, что при прохождении педагогической практики особых трудностей не возникало. Я считаю, что все цели и задачи, поставленные мной в начале пути, были достигнуты. В ходе практики я ознакомилась с документацией, присутствовала на открытом уроке, также самостоятельно проводила урок. Было очень интересно ознакамливаться с работой психолога образования, хотелось бы отметить, что за время проведения практики, я получила основные навыки ведения групповых занятий, почувствовала большую уверенность в своих силах. Обратная связь от подростков лишний раз указала мне на правильность выбранного мною профессионального определения. При самостоятельном проведении урока мне помогли такие личностные качества как коммуникабельность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность. По ходу практики выделила и осознала несколько качеств, которым должен обладать психолог: эмпатия, объективность, пунктуальность, обязательность, уверенность в себе, искренняя заинтересованность, порядочность. При прохождении практики я столкнулась с дефицитом знаний в области педагогики.

Я думаю, что опыт, полученный мной на данной практике, несомненно, пригодиться мне в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности.

педагог психолог студент учебный

Приложение 1


ТЕМА НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

(Изучается на двух уроках)

УРОК 1

ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с понятием "невербальное общение", раскрыть приемы невербальной коммуникации, развить навыки интерпретации невербальных сигналов в общении, идентификации эмоциональных состояний людей по невербальным проявлениям в поведении.

Ход работы

·        Мы начинаем изучение темы "Невербальное (несловесное) общение". Вы узнаете о том, как много информации о характере и состоянии человека можно получить, наблюдая за его жестами, позой, мимикой и даже походкой.

1. Основные каналы общения. Общение осуществляется по сле- дующим основным каналам: речевому (вербальному - от латинского слова устный, словесный) и неречевому (невербальному).

Наши представления о невербальном общении находят отражение во многих общепринятых фразеологических оборотах. О счастливых людях мы говорим, что они "переполнены" счастьем или "сияют" от счастья. О людях, испытывающих страх, мы говорим, что они "замерли" или "окаменели". Гнев или злость описывается такими словами, как "лопнуть" от злости или "дрожать" от ярости. Нервничающие люди "кусают губы". Чувства, эмоции могут выражаться средствами невербального общения.

2. Невербальное общение, широко известное как "язык тела" или "язык жестов", включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.

Научиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но, чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Иногда мы говорим: "Я не знаю, как выразить это словами", имея в виду, что наши чувства настолько глубоки или сложны, что для их выражения мы не можем найти подходящих слов. Тем не менее чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Если говорящему трудно справиться с гневом, он повышает голос, отворачивается, а подчас ведет себя и более вызывающе. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности.

Например, собеседник, который указывает пальцем, смотрит пристально и постоянно перебивает, испытывает совершенно другие чувства, чем человек, который улыбается, ведет себя непринужденно и (главное!) нас слушает. Наконец, нужно иметь в виду, что невербальное общение как правило спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то что люди взвешивают свои слова и иногда контролируют мимику, часто возможна "утечка" скрываемых чувств через мимику, жесты, интонацию и тембр голоса. Любой из этих невербальных элементов общения может помочь нам убедиться в истинности того, что сказано словами, или, как это иногда бывает, поставить сказанное под сомнение.

3. Позы и жесты. Установку и чувства человека можно определить по моторике, т.е. по тому, как он стоит или сидит, по его жестам и движениям.

Когда говорящий наклоняется к нам во время разговора, мы воспринимаем это как любезность, видимо, потому, что такая поза говорит о внимании. Мы чувствуем себя менее удобно с теми, кто в разговоре с нами откидывается назад или разваливается в кресле. Обычно легко беседовать с теми, кто принимает непринужденную позу. (Такую позу могут принимать и люди с более высоким положением, вероятно, потому, что они больше уверены в себе в момент общения и обычно не стоят, а сидят, причем подчас не прямо, а откинувшись назад или склонившись набок.)

Наклон, при котором сидящие или стоящие собеседники чувствуют себя удобно, зависит от характера ситуации или от различий в их положении и культурном уровне. Люди, хорошо знающие друг друга или сотрудничающие по работе, обычно стоят или сидят боком друг возле друга. Когда они встречают посетителей или ведут переговоры, то чувствуют себя более удобно в положении лицом друг к другу. Женщины часто предпочитают разговаривать несколько склонясь в сторону собеседника или стоя с ним рядом, особенно если хорошо знают друг друга. Мужчины в беседе предпочитают положение лицом к лицу, кроме ситуации соперничества. Американцы и англичане располагаются сбоку от собеседника, тогда как шведы склонны избегать такого положения. Арабы наклоняют голову вперед.

Зная эмоциональное состояние вашего собеседника, понаблюдайте, как он стоит, сидит, передвигает стул или как движется. Лучше наблюдать за ним, когда он думает, что на него не смотрят. Таким образом попробуйте установить связь между эмоциональным состоянием и его невербальными проявлениями.

Значение многих жестов рук или движений ног в определенной мере очевидно. Например, скрещенные руки или ноги обычно указывают на скептическую, защитную установку, тогда как не скрещенные конечности выражают более открытую установку, установку доверия. Сидят, подперев ладонями подбородок, обычно в задумчивости. Стоять подбоченившись - признак неповиновения или, наоборот, готовности приступить к работе. Руки, заведенные за голову, выражают превосходство. Во время разговора головы собеседников находятся в постоянном движении. Хотя кивание головой не всегда означает согласие, оно действенно помогает беседе, как бы давая разрешение собеседнику продолжать речь. Кивки головой действуют на говорящего одобряюще и в групповой беседе, поэтому говорящие обычно обращают свою речь непосредственно к тем, кто постоянно кивает. Однако быстрый наклон или поворот головы в сторону, жестикуляция часто указывают на то, что слушающий хочет высказаться.

Обычно и говорящим, и слушающим легко беседовать с теми, у кого оживленное выражение лица и экспрессивная моторика.

Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерное жестикулирование, однако, может быть выражением беспокойства или неуверенности.

4. Походка. Ряд психологов утверждают, что по походке человека и по тому, как он носит обувь, можно судить об особенностях его личности. Оказывается, что характер походки прямо связан с возрастом индивида и его физическим состоянием, зависит от темперамента и образа жизни, указывает на его социальное положение.

Так, люди, которые ходят тихими, неуверенными шагами, опираясь на пальцы, - сосредоточенны, не любят привлекать к себе внимание, часто углублены в свои мысли.

Человек, ставящий ноги пятками внутрь, проявляет обостренное внимание к окружающему: он все видит и все слышит, весел, общителен, иногда до назойливости.

Звучная ходьба обнаруживает несдержанность характера, бесцеремонность. Часто при этом повышенный тон "компенсирует" отсутствие уверенности в себе.

Размеренный степенный шаг характеризует людей спокойных, не подверженных никаким чудачествам и легкомыслию.

Если человек при ходьбе сильно размахивает руками, это свидетельствует о его подвижности, живой натуре, старательности, целеустремленности, а если при этом ноги он ставит легко и пружинисто, то это вообще идеальный человек.

Тяжелая походка, шарканье, неподвижно висящие при ходьбе руки свидетельствуют об отсутствии воли, о пресыщенности и/или старости.

Человек, продвигающийся танцующей походкой, несерьезен и забывчив, много обещает и никогда не выполняет свои обещания.

Те, кто ходит мелкими шажками, как правило педантичны и малообщительны.

Человек нерешительный при ходьбе слегка покачивается, шаг имеет неравномерный - то поспешит, то замедлит; очень быстро стирает каблуки.

Люди, быстро меняющие свои взгляды, стирают подошву прежде всего изнутри.

5. Межличностное пространство. Другим важным фактором в общении является межличностное пространство - как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Иногда наши отношения мы выражаем пространственными категориями, как, например, "держаться подальше" от того, кто нам не нравится или кого мы боимся, или "держаться поближе" к тому, в ком заинтересованы. Обычно чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе друг к другу они сидят или стоят. Однако существует определенный предел допустимого расстояния между собеседниками. Он зависит от вида взаимодействия и определяется следующим образом:

·интимная зона (до 0,46 м) соответствует интимным отношениям и характерна для родственников, возлюбленных, друзей. Может встречаться в спорте - в тех его видах, где имеет место соприкосновение тел спортсменов;

·личная зона (0,46-1,2 м) - для неформальных социальных и деловых отношений, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям;

·социальная зона (1,2-3,6 м) - это расстояние обычно выдерживается при официальном и формальном общении;

·публичная зона (более 3,6 м) сохраняется при обращении к аудитории, к группе людей.

Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда стоят или сидят на расстоянии, соответствующем указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно близкое, как и чрезмерно удаленное, положение отрицательно сказывается на общении.

Эти правила значительно варьируются в зависимости от возраста, пола и уровня культуры. Например, дети и старики держатся ближе к собеседнику, тогда как подростки, молодые люди и люди средних лет предпочитают более отдаленное положение. Обычно женщины стоят или сидят ближе к собеседнику (независимо от его пола), чем мужчины. Личностные свойства также определяют расстояние между собеседниками: уравновешенный человек с чувством собственного достоинства подходит к собеседнику ближе, тогда как беспокойные, нервные люди держатся

от собеседника подальше. Общественный статус также влияет на расстояние между людьми. Мы обычно держимся на большом расстоянии от тех, чье положение или полномочия выше наших, тогда как люди равного статуса общаются на относительно близком расстоянии.

Практическая работа.

Закрепление пройденного материала

Другие люди заходят в наше личное пространство в двух случаях.

1.Любимые, родные люди таким образом выражают приязнь, близость, доверие.

2.Неприятели вторгаются в личное пространство, чтобы атаковать. И в том, и в другом случае мы испытываем очень сильные чувства - приятные или неприятные. Оба события (и выражение любви, и выражение вражды) являются для нас чрезвычайно важными, значимыми. В обоих случаях мы должны быть готовы к немедленному ответу.

УРОК 2

ЦЕЛЬ. Раскрыть учащимся приемы невербальной коммуникации, сформировать навыки интерпретации невербальных сигналов в общении.

Ход работы

·        Сегодня мы продолжим изучение темы "Невербальные средства общения". Владение данным материалом позволит вам лучше понимать своего собеседника.

1. Роль невербальных средств в передаче информации. Альберт Меграбиан установил, что в общении 7% информации передается путем вербальных средств (только слов); за счет звуковых средств (включая тембр и интонацию голоса, силу звука) передается 38%, а невербальные средства несут 55% информации.

В связи с этим нельзя не согласиться со словами Публиция: "Говорим мы голосом, беседуем всем телом".

Прежде чем начать излагать новый материал, мне бы хотелось напомнить вам, что на определенном уровне вы все умеете расшифровывать невербальные сигналы.

? - В каких случаях мы доверяем в первую очередь "невербалике" (жестам, мимике, интонации), а затем содержанию слов?

? - Какие эмоции легче всего распознать по невербальным проявлениям?

Тест - "Понимаете ли вы язык мимики и жестов?"

"Алфавит" жестов можно разбить на 5 групп.

1.Жесты-регуляторы - это жесты сообщения (например, "во-о-от такая рыба").

2.Жесты-отношения - это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо (например, кивок).

3.Жесты-эмблемы - это своеобразные заменители слов (например, "до свидания").

4.Жесты-адаптеры - это специфические привычки человека, связанные с движениями рук (например, перебирание отдельных предметов.)

5.Жесты-иллюстраторы - жесты, выражающие определенные эмоции посредством движений тела и мышц лица.

Считается, что женщины обладают более ярко выраженной врожденной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы. Это связано с тем, что, воспитывая ребенка, первые несколько лет мать полагается только на невербальные каналы коммуникации со своим ребенком.

Бывают уникальные жесты, которые истолковываются практически во всех странах одинаково. Кивок головой почти везде означает "да", пожимание плечами означает "не знаю".

Но не всегда жесты разгадываются так легко. Одно и то же движение в разных странах порой имеет особое значение. Например, поднятый вверх большой палец в Англии и Америке используется в попытках поймать машину, также он обозначает "все в порядке", а вот в Греции он обозначает "заткнись". Вот и представьте себе положение американца, останавливающего привычным жестом машину на дорогах Греции.

Тем не менее умение правильно истолковывать жесты дает очень много полезной информации.

Сцепленные пальцы говорят о разочаровании, шпилеобразное положение рук - о самоуверенности, акцентирование больших пальцев - о властности.

Если щека подпирается кулаком, а указательный палец упирается в висок - это оценочное отношение, а вот использование руки как опоры - это скука, постукивание пальцами по столу - нетерпение, почесывание шеи - несогласие.

3. Мимика. Не менее важно понимать мимику. Мимика - это движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние. Она способна дать истинную информацию о том, что переживает человек.Ч. Дарвин выдвинул гипотезу, согласно которой мимические движения образовались из полезных действий или "привычек", имевших приспособительное значение. Так, оскаливание зубов у животных при гневе облегчало их использование в борьбе, а широко раскрытые глаза при испуге позволяли лучше разглядеть врага.

Замечено, что человек пытается скрыть какую-то информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок - эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье. Причем легче распознаются положительные эмоции.

Основную познавательную нагрузку при распознавании истинных чувств несут брови и губы. Так, у человека, испытывающего злость, брови сдвинуты к переносице; при удивлении, недоумении, восхищении - брови приподняты. Опущенные уголки губ красноречиво свидетельствуют о печали, грусти, горе. При обиде губы сжаты.

Очень важно помнить, что часто переживаемые эмоции оставляют следы на нашем лице, которые закрепляются и становятся нашей "визитной карточкой". Именно она позволяет малознакомым людям составить мгновенное впечатление друг о друге: "надменный тип", "брюзга", "оптимист", "зануда" и т.д. Хорошо бы нам самим представлять, что написано на нашей "визитной карточке", и научиться вносить в нее исправления.

? - Какие еще мимические признаки вы могли бы назвать в качестве характерных для разных эмоциональных состояний большинства людей?

Практическая работа.

Закрепление пройденного материала

В прошлом году, когда мы с вами проходили тему "Эмоции и чувства", мы учились определять эмоциональное состояние человека по его мимике и жестам. (Помните упражнение "Изобрази эмоцию"?) Умение "вчувствоваться" в собеседника, понять его эмоциональное состояние (которое он, может быть, пытается скрыть) - важное условие эффективности общения. И здесь нам помогает расшифровка невербальных сигналов ("языка тела").

а) Упражнение "Продемонстрируй состояние"

Трем учащимся, втайне от других, предлагается задание, которое они должны будут выполнить, войдя в кабинет. Задание заключается в том, чтобы продемонстрировать следующие состояния:

1.Внутренней напряженности, готовности подчиниться, извиниться.

2.Самодовольной уверенности занимающего высокий пост человека.

3.Веселого беззаботного человека.

Каждый из выполняющих задание должен поздороваться и задать несколько вопросов классу, играя условленную роль. Остальные учащиеся записывают впечатления: статус, черты характера, его эмоциональное состояние, зачем пришел этот человек, что от него ждать и т.д.

Затем записи зрителей и их мнение о том, какую роль играл каждый из трех "актеров", на выбор зачитываются.

6) Обсуждение

? - На основании чего сложился образ?

? - Насколько объективным может быть наше представление о другом человеке?

Приложение 2


ТЕМА ТЕМПЕРАМЕНТ

(Изучается на двух уроках) УРОК 1

ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с психодинамическими особенностями личности, понятием "темперамент", дать представление об учении о типах нервной системы (школа И.П. Павлова) и истории развития учения о темпераментах; изучить характерные особенности четырех типов темперамента; углубить самопонимание, развить навыки самоанализа с помощью определения своего типа нервной системы и типа темперамента.

Ход работы

Тема нашего урока - "Темперамент". Познакомившись с этой темой, вы сможете лучше понять, почему люди заметно отличаются друг от друга по особенностям поведения, впечатлительности, проявляемой энергии.

. Психодинамические особенности и темперамент. На уроке, посвященном теме "Личность", мы говорили с вами о том, что личность представляет собой уникальное образование, в котором сложно переплетены индивидуально-типические (врожденные, биологические - особенности человека, в том числе свойства его нервной системы) и социальные влияния. Мы с вами отмечали, что личность - продукт общественных отношений, но возникает этот продукт на почве генетического наследства и корни его составляют конституциональные, биологические, врожденные особенности, которые и являются основой темперамента.

В индивидуально-психологических различиях между людьми существенное место занимают так называемые динамические особенности психики. Под динамическими свойствами подразумевается прежде всего степень интенсивности психических процессов и состояний, а также та или иная скорость их протекания. Так, один человек склонен к медлительности, другой - к торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому - хладнокровие.

Итак, индивидуально своеобразная, природно-обусловлениая совокупность динамических проявлений психики называется темпераментом человека.

. Проявления темперамента в разных сферах психики. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности (т.е. область чувств).

Общая активность определяется интенсивностью и общим объемом взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным.

Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т.д.

Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темперамента, сразу хотелось бы подчеркнуть, что нет лучших или худших темпераментов - каждый из них имеет свои положительные особенности, поэтому главные усилия должны быть направлены на разумное использование достоинств и нивелирование отрицательных сторон своего темперамента.

* История развития представлений о темпераменте

Термин "темперамент" восходит к воззрениям античной науки па природу индивидуально-психологических различий.

Древнегреческая медицина в лице крупнейшего ее представителя Гиппократа (V в. до н.э.) считала, что состояние организма зависит главным образом от количественного соотношения "соков", или жидкостей, имеющихся в организме (кровь, лимфа, желчь). Римские врачи, работавшие несколькими столетиями позже, обозначили пропорцию в смешении этих соков латинским словом temperamentum, что означает "надлежащее соотношение частей", от которого и произошел термин "темперамент". Постепенно в античной пауке" получила распространение мысль о том, что психические особенности людей зависят от темперамента, т.е. от пропорции, в которой смешаны в организме человека основные "соки". Каждый из них характеризовался преобладанием какой-либо жидкости.

Смешение жидкостей в организме, характеризующееся преобладанием крови, было названо сангвиническим темпераментом (от лат. слова "сангвис" - кровь); смешение, при котором преобладает лимфа, - флегматическим темпераментом (от греч. слова "флегма" - слизь); смешение с преобладанием желтой желчи - холерическим темпераментом (от греч. слова "холэ" - желчь) и, наконец, смешение с преобладанием черной желчи - меланхолическим темпераментом (от греч. слова "мелайна холэ" - черная желчь).

Учение об органической основе темперамента, созданное античной наукой, представляет сейчас лишь исторический интерес. Однако в науку прочно вошел термин "темперамент", и до наших дней сохранило значение деление людей, в зависимости от их темперамента, на четыре типа.

. Учение о типах нервной системы. Уже в наше время ряд отечественных ученых (И.П. Павлов, Д.М. Теплов, В.Д. Небылицын и др.) задались вопросом о том, в чем же состоит физиологическая основа темперамента. Ими было выдвинуто учение о типах нервной системы, или свойствах нервной системы. И.П. Павлов и его сотрудники "а основе многочисленных экспериментов на собаках выявили несколько основных типов нервной системы.

Сильный тип нервной системы способен выдерживать очень сильные раздражители, работоспособен; слабый тип - чувствительный, восприимчивый, но плохо переносит большие нагрузки и при сверхсильных раздражителях (для человека это могут быть стрессы) склонен впадать в "запредельное торможение" (нервная система не выдерживает нагрузки и предохраняет сама себя - как бы временно отключается, перестает реагировать).

Кроме того, тип нервной системы может быть уравновешенный или неуравновешенный (например, когда человека трудно "вывести из себя" - это уравновешенный тип), а также подвижный или инертный (быстро или тяжело переключается с одного вида деятельности на другой). ДнертнОсть, трудность переключения еще называют ригидностью, в поведении это может сказаться как консерватизм, приверженность к одному и тому же порядку, педантизм.

В школе И.П. Павлова сформировалась идея о том, что тип нервной системы тесно связан с особенностями поведения, составляя основу темперамента человека.

Тест. "Теппинг-тест" Е. 77. Ильина для ориентировочного выявления типа своей нервной системы (прил.7).

Позднее учение о типах нервной системы претерпело ряд изменений, выявились некоторые данные, которые не укладывались в первоначальную схему, и в настоящее время вопрос о физиологической базе темперамента продолжает исследоваться учеными.

. Типы темпераментов. Существует психологическая трактовка темперамента: каждый из четырех названных выше типов темперамента определяется на основании некоторых характерных психологических особенностей.

Человека с заметной психической активностью, быстро отзывающегося на окружающие события, стремящегося к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности, живого, подвижного, с выразительной мимикой и движениями называют сангвиником.

Человека невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний называют флегматиком.

Человека очень энергичного, способного отдаваться делу с особой страстностью, быстрого и порывистого, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями называют холериком.

Человека впечатлительного, склонного к глубоким переживаниям, легко ранимого, но внешне слабо реагирующего на окружающее, со сдержанными движениями и приглушенностью речи называют меланхоликом.

? - Вы все знакомы с произведением А. Дюма "Д'Артаньян и три мушкетера". Главные его герои - Д'Артаньян, Атос, Портос и Арамис. Как вы думаете, каков тип темперамента каждого из них? Обоснуйте ответ.

. Экстраверсия - интроверсия. Знаменитый английский психолог Ганс Айзеик предложил определять тип темперамента в зависимости от соотношения таких свойств личности, как интроверсия - экстраверсия и эмоциональная стабильность - нейротизм.

Показатель "интроверсия - экстраверсия" характеризует индивидуально-психологическую ориентацию человека либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний субъективный мир (интроверсия).

Принято считать,'. что экстравертам свойственны общительность, стремление "быть среди людей", импульсивность', гибкость поведения, большая инициативность и высокая социальная адаптированность.

Интровертам присущи: необщительность, уход в себя, богатый внутренний мир, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу.

Показатель нейротизма характеризует человека со стороны эмоциональной устойчивости (стабильности). Показатель этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся высокой эмоциональной устойчивостью, прекрасной адаптированностью, а на другом - нервозные, неустойчивые и плохо адаптированные индивиды.

Практическая работа. Закрепление пройденного материала

? - Поясните, пользуясь "кругом Айзенка", какие качества присущи каждому из типов темперамента, - занимающих один из четырех квадрантов (на рисунке, предъявляемом учащимся, качества отсутствуют).

Тест-опросник Г. Айзенка (прил.8).

Итак, вы выяснили, какой тип темперамента характерен для каждого из вас. Подробная характеристика особенностей каждого типа будет дана на следующем уроке.


УРОК 2

ЦЕЛЬ. Раскрыть особенности и преимущества каждого из типов темперамента. Сформировать навыки анализа особенностей поведения людей в зависимости от индивидуально-типических свойств.

Ход работы

Сегодня мы более детально познакомимся с особенностями каждого из типов темперамента и поговорим о том, как тот или иной тип темперамента проявляется в поведении человека.

. Каждый темперамент имеет свои преимущества. Итак, как вы уже знаете, не существует "хороших" и "плохих" темпераментов, а есть лишь данные человеку от природы особенности, с которыми необходимо считаться.

Послушайте, пожалуйста, высказывание одного из родоначальников научной психологии Вильгельма Вундта и подумайте, что он хотел сказать этим: "В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих паши интересы, - холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений - флегматиком".

. Проявление качеств личности в зависимости от темперамента. Сейчас вы ближе познакомитесь с теми качествами, которые присущи каждому из типов темперамента.

Учащиеся знакомятся с таблицей качеств личности, свойственных людям с различными темпераментами.

. Особенности трудовой и учебной деятельности в зависимости от типа темперамента. Вы только что увидели, насколько непохожи и своеобразны проявления поведения и психических свойств у каждого из типов, темперамента. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в труде.

Так, особая подвижность, реактивность сангвиника может принести выгоду, если работа требует от него смены общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Нужно иметь в виду, что сангвиникам часто недостает терпения и настойчивости - они работают с увлечением только до тех пор, пока дело их интересует; потеряв интерес, легко могут бросить начатое дело и заняться чем-то другим.

Холерики предпочитают выполнять действия, которые можно произвольно прервать, а также стремятся к чередованию неоднородных действий. Они стремительны, выносливы и работоспособны, быстро переключаются, любят работу, связанную с перемещением, сменой впечатлений, стремятся лидировать в групповой деятельности.

У флегматиков обнаруживается стойкое предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого распорядка, а некоторую замедленность, несвоевременность своих реакций они восполняют более тщательным планированием действий и педантичным контролем. Они предпочитают занятия и операции, включающие статичные позы, медленные и плавные движения, добиваясь в такой работе больших успехов.

Меланхолики меньше устают и раздражаются, чем представители других типов темперамента, при выполнении однообразных действий. Однако при больших нагрузках они быстро устают и работоспособность их снижается. Им также противопоказаны стрессовые ситуации, требующие быстрого принятия решений и "холодной головы".

Люди разных темпераментов могут добиться очень высоких достижений в одном и том же виде деятельности за счет выработки индивидуального стиля, своих особенных приемов и способов работы.

Возможно,' интроверту не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот "общение" с компьютерами для него подходит больше.

Меланхолик, обладающий слабым типом нервной системы, при сильных стрессах может растеряться, потерять самоконтроль (в связи с запредельным торможением нервной системы) и оказаться не в состоянии принять необходимое решение. Поэтому меланхолику нежелательно, например, работать водителем на общественном транспорте. Однако меланхолики могут стать выдающимися деятелями искусства, из них часто получаются хорошие педагоги. Флегматику не подойдет деятельность, связанная с необходимостью быстрого переключения: если это медицина, то они, скорее, будут хорошими терапевтами, чем хирургами; если экономика - то роль главного бухгалтера получится значительно лучше, чем менеджера.

Мы вернемся к особенностям темпераментов и роли их при выборе профессии, когда будем говорить о проектировании профессиональной карьеры в следующем учебном году.

. Проявление типов темпераментов в общении. Для эффективного взаимодействия людей очень важно, чтобы стиль общения был соотнесен с темпераментом собеседника: с холериками и меланхоликами предпочтительнее индивидуальная беседа и косвенные виды предъявления требований - совет, намек и т.п. Публичное порицание, да еще резким тоном, у холерика вызывает взрыв, агрессию, а у меланхолика - глубокую и длительную обиду, при этом нарастает подавленность и неуверенность в себе. Общаясь с флегматиком, нецелесообразно настаивать на немедленном выполнении требований - ему надо дать для этого некоторое время. Сангвиник лучше воспринимает замечание в виде шутки.

Практическая работа. Закрепление пройденного материала

? - Итак, как вы считаете, нужны ли знания об особенностях темперамента в повседневной жизни?

? - Когда особенно важно их учитывать?

Упражнение. Игра "Ассоциации"

Давайте попробуем провести параллель между типами темперамента и явлениями природы. С каким явлением природы вы бы сравнили холерика, флегматика, меланхолика, сангвиника? С чем еще их можно сравнить?

Учащиеся высказывают свои ассоциации и обосновывают их.

Приложение 3


ТЕМА "СПОСОБНОСТИ. ИНТЕЛЛЕКТ"

ЦЕЛЬ. Дать учащимся представление о способностях; рассмотреть факторы, влияющие на развитие способностей; познакомить с понятиями "интеллект", "когнитивные стили", теориями интеллекта и способами его измерения.

Ход работы

Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое способности и интеллект, и попытаемся определить их роль в жизнедеятельности человека.

? - Каждому из вас знакомы такие слова, как способности, способный. Что же такое способности?

1. Способности. Два ученика отвечают на уроке примерно одинаково. Однако педагог по- разному относится к их ответам: одного хвалит, другим недоволен. "У них разные способности, - объясняет он. - Второй учащийся мог бы ответить несравненно лучше".

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Иногда человек, первоначально что-то не умевший и тем невыгодно отличавшийся от окружающих, в результате обучения начинает чрезвычайно быстро овладевать навыками и умениями и вскоре обгоняет всех на пути к мастерству. У него проявляются большие, чем у других, способности.

Как уже было сказано, способности к знаниям и умениям не сводятся. Они выступают как некоторая возможность. А вот превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий. В число условий входят, например, следующие: будут ли окружающие люди (в семье, школе) заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями; как его будут обучать, как будет организована деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся; приложит ли сам человек соответствующие усилия. Например, имеющиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и ребенком, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, пот и многих других условий, без которых способности могут угаснуть, так и не развившись.

? - В каких случаях человек с менее выраженными способностями к какой-либо деятельности может превзойти человека с более ярко выраженными способностями?

2. Условия развития способностей. Итак, для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд. Без упорного труда нельзя развить никакую способность, даже если человек обладает самыми блестящими задатками. Д.И. Менделеев писал: "Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев". При этом способности развиваются тем полнее и ярче, чем разнообразнее и содержательнее деятельность человека, чем больший интерес он проявляет к ней. И, наоборот, отношение к работе как к повинности приводит к постепенному угасанию имеющихся способностей.

Следовательно, никогда нельзя позволять себе делать что-то "спустя рукава".

Высшую ступень развития способностей называют талантом. Талант - это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность - Так же как и способности, талант представляет собой возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. "Гений - это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота", - любил говорить Эдисон. Поверим ему, человеку высокого творческого труда.

Как вы уже поняли, даже очень одаренные, талантливые дети без активной поддержки взрослых не могут достичь впечатляющих результатов, поэтому очень важно, чтобы родители заметили необыч - пые способности своих детей вовремя и создали условия для их полного развития. Ни в коем случае нельзя пытаться погасить природный интерес ребенка к любому виду деятельности. Придет время - выберет сам, недаром говорят: "Талантливый человек талантлив во всем".

? - Как вы думаете, что такие интеллект?

3. Интеллект, ум и способности. Хотя в жизни мы часто оперируем этим понятием, ученые много лет бьются над разрешением загадки: что представляет собой интеллект человека? У. Эстерс отметил: "Понятие интеллекта всегда являлось источником парадоксов. Казалось бы, это одно из наиболее очевидных понятий психологии, но в то же время и одно из наиболее неуловимых".

Мы увидим, с вами дальше, что житейское отождествление понятий интеллект и ум не всегда правильно. В жизни умным часто называют человека, который свободно ориентируется в ситуации, легко адаптируется, хотя и не имеет большого запаса знаний, не отличается способностями к установлению закономерностей. И наоборот: ученый, сделавший научное открытие мировой значимости, может быть совсем не приспособленным к жизни.

Способность человека адаптироваться к окружающей среде в последние годы принято называть социальным интеллектом, который имеет неоднозначные связи с интеллектом как способностью решать сложные абстрактные задачи. Итак, это один из парадоксов, которыми изобилует история развития теории интеллекта.

В общем виде можно дать такое определение: интеллект - это относительно устойчивая структура способностей, в основе которой лежат как сознательные, так и бессознательные процессы, обеспечивающие переработку разнообразной информации и ее осознанную оценку. С психологической точки зрения назначение интеллекта - создавать порядок из хаоса на основе приведения в определенную систему сигналов из окружающей среды, а также согласование своих индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности.

4. Измерение интеллекта. Коэффициент интеллекта. Развитие взглядов на сущность интеллекта в истории психологии связано с применением тестирования как способа измерить умственные способности человека. Французский врач и психолог Альфред Бине в начале нашего века разработал тесты для исследования способностей детей к обучению в школе. Им было введено понятие умственный возраст, который может не совпадать с хронологическим. Дальнейшее совершенствование этих тестов американскими учеными привело к тому; что в 1916 году В. Штерном в качестве показателя умственных способно- стей был предложен коэффициент интеллектуальности (IQ).

В настоящее время для измерения интеллекта продолжают использоваться батареи тестов Стэнфорд-Бине и тест Векслера. Тест Векслера, например, состоит из десяти заданий, результаты выполнения которых оцениваются в баллах. Ряд этих заданий представляют собой вопросы, которые призваны выявить умение испытуемого понимать словесные конструкции, оперировать понятиями (например, "Почему на солнце в темной одежде теплее, чем в светлой?"). Эти тесты называются вербальными (словесными). Другие тесты представлены в несловесной форме (например, сложить из кубиков картинку по образцу) и называются невербальными.

Векслер считал, что вербальный интеллект отражает приобретенные индивидом способности, а невербальный интеллект - его природные психофизиологические возможности. Действительно, первый гораздо выше у детей, развитию которых в семье уделяют много внимания; дети же, растущие в интернатах, часто имеют сниженный показатель вербального интеллекта, хотя их невербальный интеллект может соответствовать норме и даже быть выше среднего.

После выполнения тестов полученная испытуемым суммарная оценка переводится по специальным таблицам (с учетом возраста испытуемого) в коэффициент интеллекта. Теоретически 1Q может варьировать от О до 200 условных единиц. Статистический характер нахождения IQ обусловливает его нормальное распределение в популяции людей: Однако в последние годы ученые приходят к выводу, что далеко не всегда измерение интеллекта с помощью тестов дает объективные данные. Например, ребенок в ситуации тестирования, которое проводится незнакомыми людьми, может теряться и не ответить на вопросы теста, хотя знает ответ. Отсутствие же ответов будет снижать общий балл и в конечном итоге приведет к вычислению коэффициента интеллекта, который не отражает реальную картину. Многие из тестов выполняются в условиях ограничения времени, что ставит в невыгодное положение медлительных людей, хотя они могут быть весьма успешными при решении умственных задач в комфортном для них темпе.

Обсуждение

Итак, давайте попробуем выяснить, что каждый из вас вкладывает в понятие "интеллект". Вы видели, что даже ученые, посвятившие исследованию этого феномена многие годы, не могут пока прийти к общему мнению.

Преподаватель записывает на доске определения, которые предлагают учащиеся.

Вы видите, что интеллект можно определить по-разному и каждый из вас был по-своему прав, что свидетельствует о многогранности этого феномена психической жизни человека. Это многообразие и многомерность породили множество различных объяснительных теорий и гипотез.

5. Что думать или как думать? Таким образом, в интеллекте выделяется способность к обучению, специальные способности, стиль переработки информации и ее структурирования. Сумма знаний, которыми обладает человек, еще не говорит о его высоком интеллекте. В школе встречаются ученики, чьи учебные достижения далеко не являются оценкой их интеллектуальных способностей. К сожалению, в школе более ценится усидчивость, формальное накопление знаний и их репродуктивное воспроизведение. Приведу вам известное изречение Лихтенштейна: "Было бы лучше, если бы людей учили не тому, что думать, а как думать". Развитие способности к эффективному структурированию опыта превращает индивидуальный интеллект в своего рода безразмерную губку, готовую впитывать любую информацию и удобную для пользования.

Способность к творчеству, к изобретению нового также относится к интеллектуальным функциям. О том, каковы соотношения интеллекта и творческих способностей, мы поговорим с вами на следующем уроке.

6. Факторы, влияющие на развитие интеллекта. Развитие интеллекта зависит от врожденных факторов - генетически передающейся наследственности. Есть данные о том, что отрицательное влияние на интеллектуальное развитие ребенка оказывают пожилой возраст родителей, неполноценное питание и определенные заболевания матери во время беременности, употребление алкоголя и курение, злоупотребление антибиотиками.

Но с каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контактах с окружающей средой, с которой он будет взаимодействовать всю жизнь. Очень важное значение для интеллектуального развития имеют положительные эмоциональные контакты маленького ребенка с матерью или другим взрослым, ее заменяющим. Позже мы вернемся к этому вопросу при изучении раздела "Возрастная психология".

Приложение 4


Практическая работа. Закрепление пройденного материала

? - Какова роль способностей в процессе обучения человека?? - Какие условия необходимы, чтобы процесс обучения был успешным?

? - Что такое интеллект?

? - Почему интеллект связан с адаптацией человека?? - Какие факторы влияют на развитие интеллекта?? - Что такое коэффициент интеллекта и как он измеряется? Опишите один из когнитивных стилей.

Желающим можно предложить определить коэффициент своего интеллекта с помощью тестов (Равена, 12-факторного теста Кэттела, Айзенка, ШТУ Р) после уроков в кабинете психолога.

Приложение 5


ТЕМА "ПАМЯТЬ"

ЦЕЛЬ. Дать определение памяти как одного из важнейших психических процессов; познакомить учащихся с видами памяти и механизмами запоминания; предоставить им возможность выявить индивидуальные особенности своей памяти; освоить некоторые приемы мнемотехники.

Ход работы

Сегодня на уроке мы продолжим изучать познавательные процессы и поговорим о памяти и ее видах, механизмах запоминания, а также приемах, способствующих развитию памяти и лучшему запоминанию.

? - Кто из вас попытается сформулировать, для чего человеку нужна память?

1. Определение памяти, основные процессы и продуктивность памяти.

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом информации называется памятью. Различают основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Под продуктивностью памяти понимают ее объем, способность запомнить как можно больше материала. Главное из качеств, определяющих продуктивность памяти, - умение быстро извлекать (воспроизводить) из запаса запомнившихся сведений именно то, что необходимо в данный момент. Материал в процессе запоминания должен непрерывно систематизироваться, чтобы его можно было эффективно сохранить. Особое значение здесь приобретает способность находить в вещах сходство и различия (это уже процесс мышления). Великий русский полководец А.В. Суворов говорил: "Память есть кладовая ума, и поэтому надобно скорее все укладывать, куда следует".

Психологические, эксперименты показали, что при механическом запоминании и воспроизведений неосмысленного материала через день забывается 25% заученного. Продуктивность смысловой памяти примерно в 25 раз выше продуктивности механической памяти.

2. Виды памяти. Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с различными критериями:

·  по характеру психической активности;

·  по анализаторам;

·  по характеру целей деятельности;

·  по продолжительности закрепления и сохранения материала.

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяется двигательный тип памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Например, когда вы разучиваете какой-то танец, то сразу вам довольно тяжело не сбиваться, вы постоянно следите затем, какое "па" должно быть следующим. Когда же. вы разучили танец, вы идете легко, не задумываясь над тем, что делать дальше. В этом вам помогает именно двигательная память. Некоторым людям с хорошо развитой двигательной памятью легче запомнить материал, который они записали. Эмоциональная память - это память на чувства. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

По предъявляемым стимулам (виду и форме информации) выделяют образную (образная память - это память на представления, на картины природы и жизни, рисунки и модели, а также на звуки) и словесно-логическую память (запоминание и сохранение логически упорядоченной информации, представленной в словесной форме. Ее еще называют смысловой - памятью). По анализаторам, которые участвуют в восприятии запоминаемого материала, выделяют зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память.

Есть такой закон: чем больше видов памяти участвует в запоминании, тем прочнее сохраняется материал и лучше воспроизводится. Поэтому тренировки требуют все виды памяти. При подготовке уроков желательно чередовать разные способы работы. Скажем, сегодня вы приготовили все задания молча, читая учебник и конспектируя. Завтра договоритесь заниматься вдвоем: один будет читать, а второй постарается запомнить на слух. Послезавтра попробуйте использовать речедвигательную память: проговаривать прочитанное вслух или шепотом.

В зависимости от того, какие органы чувств (анализаторы) задействованы при предъявлении информации, выделяют память зрительную и слуховую.

Мини-тест Учащимся предлагается проверить свою память.

а) Определение уровня развития кратковременной слуховой вербальной памяти (на слова). Диктуется список из 12 не связанных между собой слов, например: гора, игла, роза, кошка, часы, пальто, книга, окно, пила, правда, нога, ваза. Далее в полной тишине учащиеся записывают на листочках то, что запомнили. Результаты обсуждаются. Средний уровень, согласно закону запоминания, вычисляется как 7 ± 2.

б) Зрительная образная память. На 3-5 секунд учащимся последовательно предъявляются карточки с изображениями фигур. Далее они в полной тишине должны зарисовать на своих листочках фигуры, которые смогли запомнить. Через 3 минуты преподаватель спрашивает, сколько изображений запомнили учащиеся, затем фигуры предъявляются еще раз для самопроверки.

3. Произвольная и непроизвольная память, продолжительность запоминания.

По характеру целей деятельности память делится на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. Приступая к приготовлению уроков, нужно поставить перед собой цель - запомнить. При этом нужно четко сформулировать для себя, что именно и как запомнить: все подряд или отдельные части материала; наизусть, близко к тексту или лишь общий смысл содержания. Точная предварительная настройка поможет добиться желаемого результата. Отчетливое, сознательное намерение запомнить надолго, "навсегда" повышает прочность запоминания.

По продолжительности закрепления и сохранения материала память делят на кратковременную, долговременную и оперативную. Для долговременной памяти характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения. Кратковременная память определяется способностью к сохранению информации после однократного непродолжительного восприятия. Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем "в уме" некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный материал может забыться. Аналогическое явление мы наблюдаем при чтении, списывании, вообще при выполнении. любого более или менее сложного действия.

4. Законы и механизмы запоминания, сохранения и забывания информации. С

помощью психологических экспериментов выявлен закон, определяющий объем кратковременной памяти: 7 ± 2 (т.е. запоминается от 5 до 9 стимулов). Существуют и другие закономерности процесса запоминания и забывания. Так, обычно лучше запоминаются начало и конец информации, воспринимаемой на слух, а середина как бы выпадает. Этот процесс графически выглядит так:

Продуктивность Вы уже знаете также, что при механическом запоминании информации через день 25% ее, забывается. Однако многократное повторение материала дает возможность перевести информацию в долговременную память. Забывание происходит наиболее интенсивно в первые 6 часов после запоминания. Поэтому если информацию требуется запечатлеть надолго, то ее целесообразно повторять с определенными интервалами через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и через 24 часа.

5. Условия, влияющие на запоминание. Как и в случае внимания, на процесс запоминания и сохранения информации влияют также установка, мотивация, эмоциональное состояние (при волнении продуктивность памяти резко снижается; под влиянием эмоций может даже происходить искажение информации), уровень концентрации внимания, значимость для индивида информации (например, информацию о том, что "22 мая в 11.15 по адресу: Пушкинская, 148, некая Валентина Евгеньевна будет зачитывать названия экзаменационных сочинений" быстро запомнит тот, кто 23 мая должен сдавать экзамен, а я, конечно, не вспомню этот адрес, время и имя-отчество).

Развитие способности к систематизации материала, умения "поместить его на нужную полку в кладовой ума" - залог того, что вы сможете легко извлекать его из памяти при надобности.

Как показывает повседневный опыт, лучший способ глубоко осознать и прочно запомнить материал - это изложить его в устном или письменном виде, логически связать с уже известным. Конечно, если вы быстро запоминаете и медленно забываете, лучше не бывает. А если запоминаете медленно, а забываете быстро, то следует особенно много и постоянно работать над развитием своей памяти.

6. Мнемотехника. Поиски приемов рационального заучивания фактов, информации начались еще в прошлом веке. Так возникло понятие о мнемотехнике как руководстве по заучиванию фактологического материала, использованию специальных приемов и способов для улучшения запоминания. Сейчас мы рассмотрим некоторые приемы мнемотехники.

1) Для запоминания совокупности и последовательности группы слов можно применить следующие приемы: каждое слово сокращается до начальной буквы, а по этим буквам надо придумать новые слова, из которых составляется осмысленная фраза. Так заучивается, например, последовательность основных цветов в радуге: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан".

2) Запоминание сложных или новых для вас слов с помощью созвучных (более понятных). Например, медицинские термины "супинация" и "пронация" можно представить как "суп несла и про - лила"; запомнить имя португальского путешественника Васко да Гама поможет созвучное "Васька да Галя".

3) При запоминании номеров телефонов можно выявить арифметическую зависимость между группами цифр в числе, например, в номере телефона 35-89-54 такая зависимость существует: 89 = 35 + + 54. Можно попробовать выделить знакомые числа.

Например, число 85 314 состоит из "85" - год рождения брата и "314" - первые цифры числа "пи".

4) Прием смыслового кодирования. Например, число 314 159 можно запомнить с точностью до 6-го знака при помощи следующей фразы: "Это я знаю и помню прекрасно". Количество букв каждого слова соответствует цифрам данного числа.

5) Прием ассоциации: ряд не связанных между собой слов следует представить в виде образов, включая каждое последующее в "картинку", где присутствует образ, символизирующий предыдущее слово. Причем чем более нелепой, смешной окажется воображаемая картина, тем больше шансов, что вы ее запомните. При соответствующей тренировке вполне возможно запомнить 25-30 и даже больше слов из 40 при нервом предъявлении.

Практическая работа. Закрепление пройденного материала Обсуждение

У каждого существуют свои способы лучшего запоминания. Я предлагаю поделиться своими рецептами.

Желающие высказываются о том, какие способы помогают им лучше запоминать информацию и учебный материал.

Упражнение для освоения приема "ассоциации. Учащимся в полной тишине диктуется 12 слов с предварительной инструкцией: представлять себе образ, связанный с каждый словом; создавать в воображении некую цепочку событий, где каждый последующий образ имел бы взаимосвязь с предыдущим. Желательно, чтобы получился рассказ, маленькая история, причем, чем более смешной, необычной будет эта история, тем скорее она запомнится.

Образец набора слов: дерево, верблюд, воздух, цветок, площадь, галстук, кино, справедливость, директор, камень, ключ, весы. Можно использовать другие наборы. Сразу после окончания предъявления слов на слух учащиеся, не разговаривая и не отвлекаясь, в течение 3-5 минут на своих листочках воспроизводят то, что запомнилось. Потом те, кто запомнил наибольшее количество слов, рассказывает свою историю в "картинках", которая помогла ему создать ассоциативные связи. Предлагается сравнить также продуктивность своей памяти без применения приема мнемотехники (в начале урока) и с применением метода ассоциаций.

Приложение 6


ТЕМА "ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ. КРЕАТИВНОСТЬ"

ЦЕЛЬ. Дать учащимся представление о творческих способностях и креативности; соотношении креативности и интеллекта; отработать приемы активизации мыслительной деятельности, направленные на развитие креативности, преодоление стереотипности мышления.

Ход работы

Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое творчество, творческие способности.

? - Мы с вами говорили, что от способностей зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков. Как вы думаете, для чего нужны человеку творческие способности?

1. Что такое творчество? Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества, разумеется, невозможно.

Творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий акт - эта всегда прорыв в неизвестное, выход из тупиковой ситуации таким образом, что появляются новые возможности в развитии, - будь то собственное, личностное развитие человека, развитие искусства, совершенствование производства или рынка сбыта.

Творческому акту предшествует длительное накопление соответствующего опыта, который консолидируется в умениях, знаниях и навыках; постановка задачи; проработка всех возможных ее решений. Накопление знаний и опыта можно охарактеризовать как количественный подход к проблеме, когда имеющуюся проблему пытаются решить старыми традиционными методами, при помощи привычных и стереотипных операций мышления. Сам же творческий акт характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в их новое своеобразное качество, которое и является истинным решением данной задачи. Помните знаменитое "Эврика!" Архимеда? Открытие закона явилось ему как бы вдруг, когда он принимал ванну. Но это был результат долгих сосредоточенных раздумий над проблемой.

? - Как вы думаете, всегда ли накопленный опыт способствует созданию чего-то нового? В каких случаях это происходит, а когда нет?

? - Всякого ли человека с высоким интеллектом можно назвать творческой личностью? Разные ли это понятия - умный и творческий человек? В чем разница?

2. Творческие способности (креативность). Исследования творческих способностей, интенсивно развернувшиеся в Америке в 60-х годах, привели ученых к выводу, что творческие способности не являются синонимом способности к обучению и взаимосвязь их с интеллектом неоднозначна.

Выделение универсальной творческой способности, названной креативностью (от английского creativity - дословно: творческость), произошло не так давно и связано с именем Гилфорда, предложившего уже упоминавшуюся трехфакторную модель интеллекта. Гилфорд указал на принципиальное различие двух типов мыслительных операций. Мышление, направленное на нахождение единственно правильного решения задачи, было названо конвергентным (сходящимся). Тип мышления, идущего в различных направлениях, ищущего решение различными путями, назван дивергентным (расходящимся).

Дивергентное мышление может привести к неожиданным, непредвиденным выводам и результатам.

Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:

1) оригинальность - способность продуцировать необычные ответы;

2) продуктивность - способность к генерированию большого числа идей;

3) гибкость - способность к легкой переключаемое™ и выдвижению разнообразных идей из различных сфер знания и опыта;

) способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

Кроме того, к креативности относится способность к обнаружению и постановке проблем, а также способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу. В отличие от интеллектуалов, которые могут решать хотя и сложные, но уже поставленные кем-то задачи, креативы способны самостоятельно видеть и ставить проблемы.

3. Взаимосвязь между креативностью и интеллектом. Некоторые авторы считают, что обширные знания и эрудиция иногда мешают видеть явление в иной, творческой перспективе. Другие утверждают, что неспособность сознания быть творческим связано с тем, что оно логично и ограничено строго упорядоченными понятиями, что подавляет фантазию и воображение.

Для развития высокого уровня творческих способностей (креативности) необходим такой уровень умственного развития, который был бы несколько выше среднего. Без некоторой базы обучаемости, без хорошей интеллектуальной основы высокая креативность развиваться не может. Однако после достижения определенного уровня развития интеллекта дальнейшее его возрастание никак не сказывается на развитии творческих способностей. Когда же интеллект очень высок (более 170 единиц IQ), проявления творческих способностей не наблюдается. Известно, что люди с энциклопедическими знаниями редко обладают высоким творческим потенциалом. Возможно, это связано со склонностью к упорядочиванию и накоплению знаний, готовых фактов. А для спонтанного творчества иногда важно абстрагироваться от того, что уже известно.

Шаблонность мышления, ориентация его на однозначный, правильный ответ часто мешает найти оригинальное, новое решение.

Мини-тесты для исследования способности к нестандартному мышлению, преодолению шаблонности мышления.

а) Предлагаю вам решить нестандартную задачу: Двое подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Оба они переправились через реку на этой лодке и продолжали свой путь. Как они это сделали? (Правильный ответ: Путники подошли к разным берегам реки, и сначала переправился один, а затем другой.)

Вы увидели, что задачу мешает решить шаблонное понимание первой фразы ("Двое подошли к реке"), которая наталкивает на мысль, что путники шли вместе и в одном направлении.

б) Как зачеркнуть, не отрывая карандаша от бумаги, четыре точки, являющиеся вершинами квадрата, тремя прямыми линиями и вернуться в исходную точку? На доске изображается рисунок:

Ответ:

Первый ученик, решивший задачу, показывает на доске свой вариант решения.

Итак, и в этой задаче мешают найти решение стереотипы. Здесь надо отказаться от шаблонного представления о том, что нельзя выйти за пределы пространства, ограниченного точками.

4. Развитие творческих способностей.

Творчество стимулируется восприимчивостью к новым идеям, а не критическим отношением к ним, и творческие решения, по-видимому, чаще приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент сосредоточения над решением проблем. Известен пример со знаменитым химиком Дмитрием Менделеевым, который увидел периодическую таблицу химических элементов во сне. (Это не значит, что, чем больше спишь, тем больше шансов сделать открытие.)

Творческие способности можно развивать. Особенно эффективно это можно делать, организовывая специальные занятия с маленькими детьми, которые еще не выработали привычку к стереотипным решениям и поиску правильного, одобряемого взрослыми ответа. Но и взрослые люди вполне могут развивать в себе творческие способности, креативность.

Это удобно делать в группе, когда высказываются различные идеи - в виде "мозгового штурма". "Кстати, на Западе этот метод успешно применяется крупными фирмами в ситуациях кризиса, когда прежние способы работы оказываются неэффективными. Собирается группа разработчиков, которые генерируют новые идеи. На первом этапе ничего не критикуется. На втором - отбираются наиболее интересные предложения. На третьем - проверяется возможность их применения.

История научных открытий изобилует примерами, когда, казалось бы, совершенно дикая идея оказывалась наиболее плодотворной и вела к открытиям новых фактов, изобретению более совершенных технологий и т.д.

Практическая работа. Закрепление пройденного материала Обсуждение

Что отличает личность творческого человека? Что может мешать процессу творчества?

Приложение 7


Упражнения на развитие творческих способностей

а) Нестандартное использование предметов

В течение трех минут придумайте как можно больше нестандартных способов использования обычного предмета. Свои варианты нумеруйте и записывайте на листочке. Вслух никто ничего не говорит. Засекаю время! Итак, этот предмет - газета (кирпич, линейка, веревка и т.д.).

б) Синонимы

В течение двух минут придумайте как можно больше синонимов к слову "высокий".

При анализе ответов; который проводится аналогично первому упражнению, внимание учащихся обращается на такой параметр оригинальности, как - "гибкость". Обычно слово "высокий" ассоциируется с величиной, размером, и типичными будут синонимы: длинный, каланча и т.п. Вырваться из стереотипных ассоциаций позволяет гибкость воображения: может быть, кто-то вспомнит, что "высокий" говорят еще о тоне голоса, и тогда ассоциативный ряд дополнится синонимами "тонкий", "звонкий" и т.д. Понятие "высокий" приложимо к нравственным качествам, устремлениям, и тогда возникнут ассоциации "благородный", "целеустремленный" и т.п.

*в) Непредсказуемые последствия В условиях ограниченного времени предлагается записать на своих листочках различные варианты последствий какого-либо фантастического события: например, что произойдет, если на Земле наступит вечная темнота? Какие последствия может иметь то, что на Земле исчезнут все кошки?

*г) Круги. На бланках, где начерчены 20 кругов, в течение 5 - 10 минут изобразить как можно больше оригинальных рисунков, используя круги как основу.

* Существует много различных игр и заданий на развитие творческих способностей. Описание их можно найти в литературе.

Похожие работы на - Психолого-педагогические аспекты учебной деятельности студентов

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!