Особенности изучения предмета 'Информатика и ИКТ' в системе начального профессионального образования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    680,11 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности изучения предмета 'Информатика и ИКТ' в системе начального профессионального образования

Введение

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение информационных технологий. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.

Одним из направлений развития информационных технологий в образовании является применение интерактивных технологий. Проникновение современных интерактивных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы, а также развитие личных, творческих качеств учащихся, которые являются частью современного общества.

Исследованиями по проблеме внедрения интерактивных технологий и использования их в учебно-воспитательном процессе занимались такие исследователи, как Н.Г. Балицкая, К.А. Баханов, А. Беда, Г.П. Волошина, В. Ельникова, Г.И. Коберник, Н. Коберник, Н.А. Коломиец, В. Коротаева, Н. Пехота, Л.В. Пироженко, Н.С. Побирченко, О.И. Пометун, Н.Г. Суворова, П.В. Шевчук и другие.

Актуальной задачей современных учебных заведений является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых компетенций, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков.

Вопросы активизации обучения относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа интерактивности в обучении имеет определенное значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Цель исследования: выявить основные средства интерактивного обучения в системе начального профессионального обучения.

Объект исследования: особенности изучения предмета «Информатика и ИКТ» в системе начального профессионального образования.

Предмет исследования: интерактивные технологии обучения как средства реализации программы обучения информатике и ИКТ в системе начального профессионального образования.

Задачи:

–    провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

–       рассмотреть основные понятия и классификацию интерактивного обучения;

–       разработать занятия, реализующие интерактивные технологии на уроках информатики в системе начального профессионального образования.

информационный образование технология обучение

1. Теоретические аспекты интерактивных технологий обучения информатике и ИКТ

.1 Понятие интерактивных технологий обучения в учебном процессе

Термин «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве»: tесhnе - «искусство», «мастерство»; lоgоs - «слово», «учение». Он пришел в педагогику из производственной сферы и употребляется все чаще, хотя еще не стал привычным и ясным. «Технология - это объективный, прежде всего материальный процесс (и даже исключительно материальный), который происходит на производстве, и точно также нужно поступать, если мы хотим рассматривать или построить технологию обучения и воспитания». [1] Словарь современного русского языка определяет «технологию» как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве. [2]

Классифицировать педагогические технологии можно по различным критериям: по уровню применения, по организационным формам и т.д. в соответствии с приложением А. [1, 3]

На современном этапе проблема активности личности в обучении является одним из ведущих факторов достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки, что требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий, осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности. [4]

Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности.

Такое понимание проблемы обусловило появление понятия «интерактивное обучение», которое знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении. [5]

Интерактивность (от англ. interact - взаимодействовать) означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Различные аспекты применения интерактивных методов и технологий в обучении рассмотрены в педагогических и психологических трудах ученых. Так, В.П. Беспалько, А.И. Богомолов, А.Г. Молибог и др. определили эффективность использования интерактивных технологий в обучении, в работах Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина, Е.Н. Волковой, Н. Суворова и др. выявлено значение интерактивного обучения для социального становления личности. [6, 7, 8]

Исследователи считают, что главной особенностью интерактивных технологий является вынужденная интеллектуальная активность, так как сама технология учебного процесса активизирует мышление его участников независимо от их желания. Вовлекаясь в интерактивную деятельность, учащиеся учатся критически мыслить, решать самостоятельно поставленные задачи на основе анализа информации, извлекаемой из различных источников, применять полученные знания в нестандартных ситуациях, участвовать в дискуссиях, доказывать правильность своего мнения, совместно решать значимые проблемы. [8, 9]

Интерактивное обучение - это обучение, погруженное в общение. При этом «погруженное» не означает «замещенное». Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии. При интерактивном обучении в дополнение к этому диалог строится как взаимодействие «учащийся - учащийся» (работа в парах), «учащийся - группа учащихся» (работа в группах), «учащийся - аудитория» или «группа учащихся - аудитория» (презентация работы в группах), «учащийся - компьютер», «учащийся - художественное произведение» и т.д.[8]

Общение полноценно, когда в нем присутствуют все три стороны:

–    информативная (обмен информацией);

–       интерактивная (выработка стратегии и координация совместных действий индивидов);

–       перцептивная (адекватное восприятие и понимание друг друга).[9]

Общение может проходить как на вербальном, так и невербальном уровне. Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как: устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели; воображения (в данном случае имеется в виду умение ставить себя на место других). [10] В условиях общения активно протекают процессы самоконтроля, отчетливее осознаются «провалы» и «сомнительные места» (те части материала, которые не один из партнеров не может воспроизвести). В процессе общения происходит воспитание культуры чувств и эмоций, развитие способности к сочувствию, сопереживанию, способностей управления своим поведением, познать самого себя.

Психологи отмечают важность взаимодействия обучающихся друг с другом, поскольку консультирование друг друга, проводимое самими учениками или взаимообучение является одним из наиболее эффективных способов усвоения знаний. В психологической литературе приводятся такие данные: обучающиеся удерживают в памяти 10% того, что читают, 26% от того, что слышат, 30% от того, что видят, 50% от того, что они видят и слышат, 70% от того, что они обсуждают с другими, 80% от того, что основано на личном опыте, 90% от того, что они говорят (проговаривают) в то время как делают и 95% от того, чему они обучают сами. Данную зависимость можно увидеть в приложении Б. [11] Таким образом, большая часть информации усваивается при условии активности учащихся в учебном процессе, т.е. когда педагог использует все виды активности учащихся на занятии. Исходя из этого, интерактивное обучение, связанное с обсуждением материала, обучением учениками друг друга является наиболее продуктивным с точки зрения усвоения и запоминания учебного материала.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

–    развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

–       решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

–       развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

–       обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению. [12]

Под интерактивными технологиями сегодня понимают такие методы обучения, при которых обучаемый погружается в учебную ситуацию, осваивает знания в тесном взаимодействии с другими участниками образовательного процесса.

Интерактивные технологии, основанные на деятельностном подходе, помогают достичь предъявляемых стандартом требований, а также, что немаловажно, дают возможность самореализации каждого участника учебного процесса, освобождают педагога от стандартной роли дидакта, формируют обстановку социального партнерства, формируют столь необходимые в современной реальности навыки коммуникабельности, самостоятельного поиска и оценки информации, воспитывают личную ответственность учащихся за результаты своего обучения.

Рисунок 1 - Схема интерактивной технологии обучения

информационный образование обучение

Интерактивные технологии по В.В. Гузееву - это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой. Можно выделить три основных вида (режима) информационного обмена, которые формируют определённые модели педагогического взаимодействия в учебном процессе: экстрактивный, интраактивный и интерактивный.

В экстраактивном режиме учащийся выступает в пассивной роли объекта педагогического воздействия, информационные потоки направлены от педагога-субъекта к объекту обучения (учащемуся). Такой режим является основой пассивной (субъект-объектной) модели взаимодействия, он, не вызывает субъектной активности учащихся.

В интраактивном режиме информационные потоки идут на учащихся или группу, вызывают у них активную деятельность, замкнутую внутри них. Учащиеся выступают здесь как субъекты учения себя, учащие себя. Интраактивный режим формирует активную модель взаимодействия, он характерен для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития. [13]

В интерактивном режиме информационные потоки вызывают активную деятельность учащегося и порождают обратный информационный поток, от учащегося к педагогу. Информационные потоки, таким образом, или чередуются по направлению, или имеют двухсторонний (встречный) характер. Этот режим формирует интерактивную модель взаимодействия, именно он характерен для интерактивных технологий. В интерактивной модели реализуется идея организации комфортных условий обучения, при которых все учащиеся активно взаимодействуют между собой. [14]

Педагог выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта педагог излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта педагог обращается к профессиональному опыту учащихся, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность. [14, 15]

.2 Классификация интерактивных технологий обучения

Основными составляющими интерактивных занятий являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от традиционных в том, что, выполняя, их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

К интерактивному обучению можно отнести следующие технологии обучения: информационный лабиринт (баскетметод), традиционный анализ конкретных ситуаций (АКС), мозговой штурм (брейнсторминг), кейс-технологии, метод проектов, групповая дискуссия, большой круг (круглый стол), работа в малых группах и др.

.2.1 Информационный лабиринт (баскетметод)

Лабиринт действий - это очень подробное групповое задание, требующее от преподавателя серьезной предварительной подготовки. Участникам занятия необходимо изучить определенную ситуацию и в различных пунктах выбрать одно из множества альтернативных действий, другими словами, пройти своеобразный лабиринт. Метод проведения заключается в следующем: обучаемым раздаются листы, на которых представлены различные ситуации и вопросы, касающиеся технической сферы или межличностных отношений. Задача обучаемого - принять верное решение согласно фактам данной конкретной ситуации, причем обычно решение надо выбрать из нескольких вариантов. Каждый ответ ведет обучаемого к следующей ситуации и так далее, пока не будет достигнут конечный результат. Каждый обучаемый может выбрать свой собственный путь, цель которого - пройти через лабиринт к окончательному решению, сделав наименьшее количество шагов. Обучаемый, который хорошо уяснил принципы отбора ситуаций, сможет быстро дойти до конца, выбрав правильные ответы на практические вопросы. Неумелый или некомпетентный обучаемый, скорее всего, сделает неправильный выбор, и ему придется вернуться назад на исходную позицию и снова идти до конца (если он вообще до него дойдет).

Цель технологии информационного лабиринта заключается в том, чтобы научить выбирать верные методы или отношения, учась на своих ошибках. После выполнения задания преподавателю необходимо вместе со всеми обсудить причины выбора верных и неверных решений.

Технология «информационный лабиринт», по мнению Лесли Рая, специалиста по тренингам, обладает двумя существенными недостатками:

–    «умный» обучаемый может справиться с ним за счет того, что прочитал и запомнил сведения из нужных книг, и, следовательно, может дать «правильные» ответы, не разбираясь при этом в ситуации по-настояшему;

–       занятие требует очень много бумаги - набор состоит из нескольких листов для каждой стадии «лабиринта», и такие наборы надо подготовить для каждого участника. Этот недостаток можно устранить, выполняя упражнение на компьютере. Правда, для этого каждому участнику нужно предоставить свой монитор, подключенный к компьютеру преподавателя.

Нельзя не отметить, что интерактивная часть этой технологии осуществляется в основном во второй части, когда решения уже приняты и их необходимо публично озвучить и обсудить результаты. Вместе с тем в лабиринте могут участвовать не отдельные обучаемые, а несколько малых групп, в этом случае целесообразно усложнить задания. Специалисты отмечают, что эта технология может быть очень полезна в том случае, если отражает содержание обучения, например: если изучается процесс принятия решений или технология «дерево решений». [16]

.2.2 Традиционный анализ конкретных ситуаций (АКС)

Согласно Гарвардской технологии, это глубокое и детальное исследование реальной или имитированной ситуации. Как писал Чжуан Цзы, «истина должна быть пережита, а не преподана».

Ситуация - это совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, характеризующая определенный этап, период или событие практики и требующая от обучаемого соответствующих оценок, решений, действий. При работе с методом АКС формируются следующие компетентности:

–    развитие аналитического мышления, привитие практических навыков работы с информацией - вычленение, структурирование и ранжирование по значимости проблем;

–       продвижение и развитие управленческой концепции, выработка управленческих решений;

–       освоение современных технологий принятия решений, стимулирование инноваций, повышение мотивации на изучение теории;

–       расширение коммуникативной компетентности, формирование способности выбора оптимальных вариантов эффективного взаимодействия;

–       разрушение стереотипов мышления, освобождение от «рудиментов» авторитарного опыта;

–       демократизация процесса обучения.

Анализ конкретных ситуаций, как правило, связан с творческим подходом к разрешению практической ситуации. Задача преподавателя - помочь найти и принять эффективное решение, исходя из сложности анализируемой ситуации и имеющегося времени для ее разрешения. Разновидностями метода АКС являются методы ситуационного упражнения (или задачи), метод ситуационного анализа (кейс-стади) и метод(ы) «инцидента». [16]

.2.3 Мозговой штурм (брейнсторминг)

«Мозговой штурм», брейнсторминг - это тип взаимодействия, задачей которого является продуцирование участниками группы максимального количества идей на предложенную тему.

Это один из самых простых и в то же время весьма эффективный метод работы с группами. Перед группой ставится конкретная задача. Важно правильно сформулировать проблему в виде вопроса, чтобы участвующие генерировали свои предложения, отвечая на вопрос. Как правило, «мозговой штурм» проводят в темпе, сжато. Эта техника хорошо срабатывает потому, что мнения одного человека нередко стимулируют мнения другого, идеи возникают одна за другой.

Правила «мозгового штурма»:

1)   Все предложения записываются.

2)      Никакой оценки во время процесса.

)        Все идеи равноправны и лишаются авторства.

)        Не существует безумных идей.

)        Безумные предложения способствуют генерации вполне нормальных.

)        Необходимо установить время окончания работы.

)        Самые гениальные предложения появляются в последние 10% отведенного на работу времени.

Особенности организации:

Группа должна состоять примерно из 10 человек. В группе должно быть всего лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме, чтобы предоставить полный простор воображению участников. Лица, обладающие специальными знаниями, слишком искусные в том или ином деле, нежелательны. Их стремление осмысливать высказываемые идеи в соответствии с имеющимся опытом может сковывать воображение.

У участников должна быть высокая заинтересованность в нахождении максимально возможного числа новых идей и подходов. Ведущий не должен подавлять группу, однако он должен занимать такое положение, которое позволит ему председательствовать на заседании. Хорошо, если бы в его распоряжении была доска. Наблюдатели, являющиеся по существу секретарями, фиксируют все, что говорится, даже то, что, по их мнению, не имеет никакого значения. Они должны быть крайне внимательными и записывать даже шутки, остроты и возможные каламбуры.

Ход «мозгового штурма»:

Вступительный этап

На вступительном этапе ведущий сообщает о методе и правилах игры, четко и ясно излагает вопрос, требующий решения. Группа делится на участников и наблюдателей-секретарей. Их задача - фиксировать все идеи, высказываемые участниками. Задачи участников - высказывать все, приходящее им в голову. Важнейшим условием является отсутствие внутренней и внешней критики предложений. Участники не должны прерывать друг друга. Идея, высказанная одним, может «навести на мысль» другого.

Этап генерации идей

Это - основной этап, который представляет собой творческую часть процесса. Итогом данного этапа должен стать полный список предложенных идей. На этом этапе все желающие высказывают любые мнения относительно решения без каких-либо оценок, обсуждения или упорядочения. Ведущий также может принимать участие в генерации идей, особенно когда предложения исчерпаны. Высказанные идеи записываются на чистом листе (на ватмане, доске). Секретарь может повторить, уточнить формулировку для более четкой, краткой записи, не изменяя при этом сути сказанного, не настаивая на собственном варианте формулировки.

Этап обсуждения и классификации идей

На этом этапе проводятся обсуждение, классификация, отбор перспективных предложений.

Заключительный этап

На этом этапе участниками обсуждения или другими членами группы, экспертами, специалистами осуществляется критика идей по следующим критериям:

-    возможность реализации в данных условиях;

-       возможность реализации сразу, после определенного срока, при дополнительных условиях;

-       возможность применения идей в других областях.

Подведение итогов

Можно провести его в виде резюме «мозгового штурма», сделать это путем анализа и обсуждения.[17]

.2.4 Кейс-технологии. Кейс - это описание реальной ситуации

Кейс - это «кусочек» реальной жизни. Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, «сподвигнуть» учащихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения. Кейс - это «моментальный снимок реальности», «фотография действительности».

Кейс - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию. Грамотно изготовленный кейс провоцирует дискуссию, привязывая студентов к реальным фактам, позволяет промоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике. Кроме того, кейсы развивают аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывают умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать управленческие решения. Хороший CASE должен удовлетворять следующим требованиям:

-    соответствовать четко поставленной цели создания;

-       иметь соответствующий уровень трудности;

-       иллюстрировать несколько аспектов реальной жизни;

-       не устаревать слишком быстро;

-       иметь национальную окраску;

-       иллюстрировать типичные ситуации;

-       развивать аналитическое мышление;

-       провоцировать дискуссию.

Изначально кейс-метод противопоставлялся традиционному лекционному методу и ассоциировался, прежде всего, с открытой дискуссией. В кейс-методе предполагается, что преподаватель руководит обсуждением проблемы, представленной в кейсе, а сами кейсы могут быть представлены студентам в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа.

Навыки, развиваемые CASE:

-    Аналитические навыки (умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их);

-       Творческие навыки (одной логикой, как правило, CASE ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем);

-       Коммуникативные навыки (умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет);

-       Социальные навыки (в ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т.д.);

Самоанализ (несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения).[18,19]

.2.5 Метод проектов

Метод проектов - рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.

Цель проектной работы:

-    воспитание учащихся, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;

-       развитие умений: коммуникативных, исследовательских, сотрудничества;

-       развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;

-       развитие критического мышления.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов широко внедряется в образовательную практику. Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными. В последнем случае группа обучаемых может вести работу над проектом в Интернете, при этом, будучи разделены территориально. Впрочем, любой проект может иметь сайт, отражающий ход работы над ним. Задача учебного проекта, результаты которого представлены в виде web-сайта, заключается в том, чтобы дать ответ на проблемный вопрос проекта и всесторонне осветить ход его получения, то есть само исследование.

Этапы работы над проектом:

Фаза 1. Представление темы проекта:

-    выявление знаний учащихся;

-       формирование понятий;

-       поиск идей, проблем.

Фаза 2. Избрание проблемы:

-    что хотим узнать (задаются вопросы);

-       точность и актуальность вопросов;

-       самостоятельное формулирование проблем, выбор главной;

-       определение целей исследования.

Фаза 3. Формулировка подтем (проблем):

-    определение подтем и проблем в группах;

-       определение круга вопросов в подтемах;

-       консультирование групп.

Фаза 4. Планирование работы:

-    обсуждение в группах плана предстоящей работы, главных вопросов и путей поиска информации;

-       принятие решений, в какой форме будет представлен проект.

Фаза 5. Осуществление проекта:

-    самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор и отбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения проблемы, оформление работы);

-       консультирование.

Фаза 6. Представление проекта (защита):

-    демонстрация результатов исследовательской деятельности;

-       предложения по разрешению проблем;

-       презентация результата, готового к внедрению;

-       появление новых вопросов;

-       прогнозирование новых проблем.

Фаза 7. Оценка проекта:

-    оценивание планирования, процесса, деятельности, отношения конечного результата;

-       самооценка;

-       определение уровня знания предмета;

выявление успехов и неудач.[20,21]

1.2.6 Групповая дискуссия

Метод групповой дискуссии (МГД) (от лат. diskussio - рассмотрение, разбор, исследование) используется, прежде всего, как способ организации совместной деятельности с целью оперативного и эффективного решения стоящих задач, а также как метод интерактивного обучения и стимулирования групповых процессов в естественных и специально созданных группах. Дискуссия - это обмен мнениями по вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех или отдельных ее участников.

Дискуссия используется и как самостоятельный метод, как эффективная форма организационного процесса обсуждения той или иной проблемы. Дискуссии различаются по самым разным признакам:

–    ведущей детерминанте;

–       предмету обсуждения (по характеру ведущего противоречия);

–       результату;

–       цели дискуссии;

–       результативности (эффективности);

–       организованности и управляемости.

В литературе по этой проблеме различают также различные техники, тактики и стратегии ведения дискуссии. С этой точки зрения дискуссии бывают: свободными, программированными и промежуточными (компромиссными).

Свободную дискуссию отличают спонтанность развития и невысокая организованность. Такая дискуссия имеет как плюсы, так и минусы. К преимуществам можно отнести, прежде всего, отсутствие жесткого регламента и свободу высказываний, что способствует большей активности и раскрепощенности участников, а это, в свою очередь, расширяет поле возможных точек зрения и подходов к решению ситуации. К недостаткам такой техники ведения дискуссии можно отнести неорганизованность, в ходе которой можно потерять цель дискуссии, спровоцировать хаос.

Программированная дискуссия предполагает наличие определенного алгоритма, плана ее проведения, определяющего сценарий дискуссии, четкую последовательность шагов, функциональное структурирование участников. Положительным моментом такого типа дискуссии является рациональное направление усилий участников на достижение поставленной цели, а отрицательным моментом - ограничение инициативы участников.

Дискуссия обычно ведется по отдельным фрагментам - этапам. Руководит каждым из них свой ведущий, который регулирует ее ход, все процедуры, представляет проблему, вопросы для обсуждения, следит за регламентом, руководит обменом мнений, произносит заключительное слово. Для проведения такой дискуссии необходимо распределить роли, исполнение которых позволит втянуть большинство участников в спор, полемику и достичь эмоционального накала, особенно при возникновении конфликта мнений.

Среди участников дискуссии распределяются роли. «Генераторы идей» вносят как можно больше предложений по существу описанной в ситуации проблемы и по ее возможному разрешению. Идеи, представляемые генераторами, могут быть недостаточно четко сформулированными, порой нелепыми, фантастическими, но это не страшно, так как идеи подхватываются «эрудитами», которые развивают их, шлифуют, более четко «упаковывают», трансформируя в возможное практическое решение. «Критики и эксперты» включаются в дискуссию для того, чтобы оценить поступающие предложения, отбраковать неприемлемые, выявить перспективные и определить самые значимые. А вот когда дискуссия идет на спад из-за снижающейся активности, в нее включаются «синекторы», или «затравщики», специально подготовленные люди, высказывающие провокационные, обостряющие спор позиции, втягивающие в полемику как можно большее число участников.

В групповой дискуссии в качестве оппонентов могут участвовать от трех до восьми-десяти человек, не считая самого преподавателя, ведущего обсуждение, но основное коммуникативное средство, несмотря на полилоговый характер этого жанра, - диалог, который каждый раз ведут только два участника. Важно не просто сформулировать проблему, но и проанализировать причины ее возникновения, возможные тенденции развития, многоальтернативность подходов к обсуждению: управленческого, профессионального, социально-психологического, этического и др.

Дискуссии могут быть эмоциональными, рационально-интеллектуальными и организационно-деятельностными - все зависит от целей и задач дискуссии, контингента ее участников, условий проведения и формы организации. Самыми сдержанными с эмоциональной точки зрения являются дискуссии по типу делового совещания, а самые агрессивно-эмоциональные - мозговые атаки и синектические сессии. На таких дискуссиях действуют свои правила, регламент и способы реализации. Дискуссии, используемые как форма интерактивного обучения (послеигровая или самостоятельная), обычно проводятся со средним уровнем интенсивности и эмоционального накала.

Важным моментом является также правильная организация пространственной среды во время дискуссии. Целесообразно посадить участников дискуссии полукругом, лицом к ведущему и основным выступающим, чтобы они все видели и слышали, «считывали» не только вербальные, но и невербальные сигналы, свидетельствующие об экспрессивном состоянии говорящего участника дискуссии, об его отношении к проблеме.

Межгрупповая дискуссия является не только формой активной самостоятельной работы обучаемых, но и средством разрушения стереотипов, снятия и постановки проблемных вопросов, организации креативного мышления и формирования продуктивной деятельности, обмена знаниями и личным опытом решения ситуативных проблем, мнениями и точками зрения, а также выработки, если такое возможно, коллективного (консенсусного или компромиссного) решения, которое включает в себя все то позитивное, что наработано каждой конкретной группой, принимающей решения.

В ходе учебной дискуссии обучаемые развивают навыки убеждения, умения не только отстаивать свою линию, но и порой отказываться от собственных ошибочных суждений, научаются также уважать иные точки зрения.[16,22]

.2.7 Большой круг (круглый стол)

Наиболее простая форма группового взаимодействия - «большой круг». Работа проходит в три этапа.

Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Педагог формулирует проблему.

Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту - включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием «большого круга» оптимален в случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать законопроекты или инструкции, локальные нормативно-правовые акты. [7, 22]

.2.8 Работа в малых группах

Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе.

Работа в малой группе - неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.

При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие ее аспекты.

–    Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать - учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания.

–       Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках.

Надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение.

Это далеко не полный перечень существующих интерактивных технологий и методов обучения. На сегодняшний день их количество превышает 1000, в данной курсовой работе представлен ряд технологий наиболее часто используемых и апробированных на практике.[16]

.3 Содержание обучения языкам программирования в системе начального профессионального образования

Дисциплина «Информатика и ИКТ» входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла основной образовательной программы подготовки профессионалов. Цель изучения дисциплины - формирование общей информационной культуры, подготовка к изучению ряда дисциплин профессионального цикла и к деятельности, связанной с использованием современных информационных технологий. Задачами дисциплины являются изучение широкого круга вопросов, связанных с представлением, обработкой, передачей, хранением и защитой информации, аппаратными средствами и программным обеспечением компьютеров и телекоммуникационных сетей, а также овладение навыками их применения.

В соответствии с примерной учебной программой дисциплины «Информатика и ИКТ» состоит из 5 разделов:

1)    Информационная деятельность человека

2)      Информация и информационный процессы

)        Средства ИКТ

)        Технологии создания и преобразования информационных объектов

)        Телекоммуникационные технологии

Изучение языка программирования Pascal проходит во втором разделе дисциплины. Данный язык изучается как базовый, основной для изучения в последующем объектно-ориентированных языков программирования.

Данная тема состоит из таких основных понятий как состав языка, его алфавит, типы данных, переменные, выражения, структура программы, оператор присваивания, процедура ввода-вывода, операторы ветвления, операторы цикла, массивы, строки и другое.

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

–    знать основные алгоритмические конструкции и их описание средствами языков программирования;

–       использовать логические высказывания и операции в алгоритмических конструкциях;

–       знать построение алгоритмов с использованием конструкций проверки условий, циклов и способов описания структур данных;

–       разрабатывать несложные алгоритмы решения задачи;

–       уметь писать программу и тестировать ее;

–       уметь производить отладку программы;

–       уметь обобщать и систематизировать полученные знания, а также применять их на практике. [23]

Несмотря на то, что информатика - молодая дисциплина, для ее изучения написано огромное количество учебной литературы. Это связано с динамичным процессом развития в области информационных технологий, вследствие чего информационная база вынуждена меняться каждые два года для того, чтобы обеспечить высокий уровень знаний и навыков учащихся, а также дать актуальные и адекватные знания по дисциплине «Информатика и ИКТ». Но понятие количество неравнозначно понятию качество. Рассмотрим несколько учебников информатики для выявления полноты, доступности, актуальности и адекватности информации по теме «Языки программирования».

В учебном пособии О.П. Новожилова «Информатика» информация о программировании присутствует, но материал больше теоретический и поверхностный, который не сможет дать нужные знания в области программирования. Например, рассматриваются следующие понятия: программа, свойства алгоритма, программирование, язык программирования, средства создания информационных систем, способы программирования, средства программирования и отладки и т.д. Следовательно, данное учебное пособие можно использовать лишь при введении в языки программирования, для более полного изучения данной темы необходимо будет обратиться к другому учебнику. [24]

В учебном пособии под редакцией А.В. Могилева «Информатика» главы «Программирование» не предусмотрено, следовательно, этот учебник будет неэффективным при изучении темы «Языки программирования». [25]

В учебнике С.В. Симоновича «Информатика. Базовый курс. 2-е издание» выделена самостоятельная глава «Основы программирования», где представлен не только теоретический, справочный материал о возникновении языков программирования и их видах, а также о том как пишется программа на Pascal, Basic и т.д. Также рассмотрены основные операторы и циклы в языке Pascal, структурное программирование (процедуры и функции), приведены примеры решения задач, есть материал по объектно-ориентированному программированию. В этом учебнике предусмотрена практическая часть, которая состоит из задач по программированию для закрепления изученного материала. Материал написан доступным языком для восприятия его учащимися начального профессионального образования. Данный учебник можно использовать при изучении темы «Языки программирования». [26]

В учебнике В.А. Острейковского «Информатика» выделена глава «Алгоритмизация и программирование», в ней рассмотрены определение алгоритма, методы разработки алгоритма, программирование с отходом назад, алгоритмы ветвей и задач и т.д. Данный учебник подходит для изучения темы, но он написан сложным языком, с научными оборотами, что будет затруднительным для восприятия учащимися начального профессионального образования. В системе начального профессионального образования не обязательно использовать учебники, предназначенные для школьного курса, также можно пользоваться учебниками для высшего профессионального образования, предварительно адаптировав их для системы НПО. [27]

Можно сделать вывод, что единого учебника, который подходил бы по всем параметрам и удовлетворял запросы учащихся, сегодня практически нет. Однако, большое количество учебной литературы дает возможность собрать достаточный объем информации для изучения темы «Языки программирования».

2. Реализация интерактивных методов в практике обучения языкам программирования в системе начального профессионального образования

.1 Применение интерактивных технологий обучения при изучении программирования циклических алгоритмов

Тема: «Программирование циклических алгоритмов»

Данная тема «Языки программирования» рассматриваются в дисциплине «Информатика и ИКТ» в разделе «Информация и информационные процессы» в системе начального и профессионального обучения. Для активизации познавательной активности и интересов учащихся используются интерактивные технологии обучения, в частности работа в малых группах, которая нацелена на совместное достижение целей, получение навыков работы в коллективе, умение слушать и высказывать свою точку зрения, умение критически мыслить, быть единым целым.

Цель: научить учащихся записывать циклические алгоритмы на языке Паскаль, используя операторы While, Repeat, For.

Задачи:

–    познакомить учащихся с операторами цикла с предусловием, с постусловием, с параметром;

–       развитие умений использовать различные операторы цикла для решения задач;

–       развитие умений учащихся в выборе оптимального решения для задач циклической структуры.

Тип занятия: изучения нового материала

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, работа в малых группах, практический.

Оборудование и программное обеспечение:

–    интерактивная презентация по теме «Программирование циклических алгоритмов»;

–       компьютеры с инсталлированным на них пакетом Turbo Pascal 7.0;

–       проектор и экран для демонстрации лекции;

–       меловая или маркерная доска;

–       дидактический раздаточный материал.

План занятия:

1)      Организационный момент. (2 мин)

2)      Повторение ранее изученного материала. (10 мин)

)        Изучение нового материала. (20 мин)

)        Закрепление знаний. (Решение задач.) (10 мин)

)        Подведение итогов урока. (2 мин)

)        Домашнее задание. (1 мин)

Ход занятия:

1)      Организационный момент (проверка присутствующих, проверка готовности к работе)

2)      Повторение ранее изученного материала

Вы уже знаете, что алгоритмы любой степени сложности состоят из трёх базовых типов алгоритмических конструкций. Назовите, пожалуйста, эти конструкции? Ответ: (следование, ветвление и цикл).

Вы умеете записывать линейные и разветвляющиеся алгоритмы на языке Паскаль. На этом уроке нам предстоит познакомиться с операторами для организации циклов. Но прежде чем мы начнём с ними знакомиться, давайте вспомним некоторые определения и понятия связанные с циклами.

Основные понятия:

–    алгоритмическая структура цикл представляет собой последовательность команд, выполняемых многократно;

–       циклические алгоритмы могут быть организованы в нескольких вариантах:

–        цикл со счётчиком (с параметром);

–       цикл с условием (предусловием и постусловием).

При разработке алгоритмов циклической структуры выделяют следующие понятия:

–    параметр (переменная цикла) - величина, с изменением значения которой связано многократное выполнение цикла;

–       начальное и конечное значения параметра цикла;

–       шаг параметра цикла - значение, на которое изменяется параметр цикла при каждом повторении;

–       тело цикла - команды, выполняемые в цикле.

Материал для работы с учащимися:

Задание 1: Назовите разновидность цикла представленного в виде блок-схемы:

Рисунок 2 - Разновидности циклов в виде блок-схем

ЗНЗПЦ - задание начального значения параметра цикла;

ЗИПЦ - закон изменения параметра цикла.

3)      Изучение нового материала

Запишите, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока «Программирование циклических алгоритмов»

В языке программирования Pascal каждому виду циклов соответствует свой оператор.

Цикл с предусловием

Формат оператора: while <условие> do <оператор>;

где <условие> - логическое выражение, управляющее числом повторений - вычисляется перед каждой итерацией.

Выполнение оператора while заключается в следующем: проверяется <условие>, - если оно выполняется (значение его - TRUE), то выполняется <оператор> (тело цикла), записанный после слова do, - если же <условие> не выполняется (значение его - FALSE), происходит выход из цикла. Процесс повторяется до тех пор, пока условие не станет ложным. Здесь в качестве условия записывается условие продолжения цикла.

Цикл с постусловием

Формат оператора: repeat

Оператор 1;

Оператор 2;

Оператор N;условие;

где <условие> - логическое выражение, управляющее числом повторений; оператор1,…операторN - <операторы>, записанные между служебными словами repeat…until. Эти операторы составляют <тело цикла>. Выполнение оператора REPEAT заключается в следующем: <тело цикла> выполняется, затем проверяется <условие>. Если <условие> не выполняется (значение его - FALSE), снова выполняется <тело цикла>, затем снова проверяется <условие>. Процесс повторяется до тех пор, пока <условие> не станет истинным (пока значение его не будет равно TRUE).

Здесь в качестве <условия> записывается условие выхода из цикла.

Цикл со счетчиком

Цикл с увеличением счетчика:

Формат оператора: for <параметр>:= <НачальноеЗначение> to <КонечноеЗначение> do <Оператор>;

Цикл с уменьшением счетчика:

Формат оператора: for <параметр>:= <КонечноеЗначение> downto <НачальноеЗначение> do Оператор;

Переменная, стоящая после for в операторе цикла, называется счетчиком, параметром или управляющей переменной цикла. Счетчик цикла - переменная порядкового типа; начальное и конечное значения счетчика, в общем случае, - выражения того же типа, что и тип счетчика. Оператор, стоящий после слова do, - тело цикла - может быть составным.

Мы познакомились с операторами языка программирования Turbo Pascal для записи циклических алгоритмов. Воспользуемся этими операторами для решения следующей задачи:

Получить таблицу температур по Цельсию от 0 до 100 градусов и их эквивалентов по шкале Фаренгейта, используя для перевода формулу .

Прежде чем начнем решать, разделимся на три группы (деление производится любым способом на усмотрение преподавателем).

Первая группа разрабатывает а решение данной задачи, воспользовавшись «циклом с предусловием».

Рисунок 3 - Блок-схема 1

Листинг программы:

Program prim1;

Var Tc:integer; {температура по Цельсию тип целый}

Tf:real; {температура по Фаренгейту тип действительный}

Begin

Tc:=0;Tc<=100 do:=9/5*Tc+32;(Tc,Tf); <Тело Цикла>:=Tc+1;

End;

End.

Вторая группа разрабатывает эту же задачу, используя «цикл со счётчиком»

Рисунок 4 - Блок-схема 2

Листинг программы:

Program prim2;

Var Tc:integer; {температура по Цельсию тип целый}

Tf:real; {температура по Фаренгейту тип действительный}

Begin Tc:=0 to 100 do:=9/5*Tc+32;(Tc,Tf); <Тело Цикла>;

End.

Третья группа разрабатывает решение задачи с помощью конструкции «цикл с постусловием».

Рисунок 5 - Блок-схема 3

Листинг программы:

Program prim3;

Var Tc:integer; {температура по Цельсию тип целый}

Tf:real; {температура по Фаренгейту тип действительный}

Begin:=0;:=9/5*Tc+32;(Tc,Tf); <Тело Цикла>:=Tc+1;Tc>100 .

Вы обратили внимание на то, что одну и ту же задачу мы записали при помощи трёх различных операторов.

Какие выводы вы можете сделать? (Можно использовать любой оператор цикла. Есть ограничения в использовании цикла For (шаг изменения параметра цикла должен быть 1 или -1. Если не известно сколько раз будет выполняться цикл, то используем While или Repeat).

4)      Закрепление знаний.

Для закрепления материала решим следующую задачу:

Получить таблицу перевода расстояния из дюймов в сантиметры для значений длин от 1 до 20 дюймов. (1 дюйм=2,54 см)

Какой тип цикла оптимален для решения данной задачи? (Ответ: цикл с параметром)

Давайте нарисуем на доске блок-схему решения этой задачи с использованием структуры цикла с параметром (со счётчиком).

Рисунок 6 - Блок-схема 4

Листинг программы:

Program prim1;d: integer;:real;d:=1 to 20 do:=d*2.54;(d:4,s:5:2);;

end.

Для приведенной задачи определим, какие операторы образуют тело цикла, какая переменная является управляющей переменной цикла. Заполним таблицу:

Таблица 1 - Анализ задачи

Управляющая переменная цикла

Начальное значение

Конечное значение

Шаг изменения

Количество повторений цикла

d

1

20

1

20


Самостоятельная работа:

Разделившись на 2 группы разработать эту же программу, используя другой вариант цикла (с предварительным или последующим условием). Задание выполняется на компьютерах в среде программирования Turbo Pascal. Для тех кто справился с заданием будут предложены дополнительные задачи.

Отчёт должен содержать:

1.       Блок-схему алгоритма решения задачи.

2.      Текст программы.

.        Результаты работы программы. (если задание выполняется на компьютере).

5)      Подведение итогов

Сегодня на занятии мы познакомились с операторами для записи циклов в языке программирования Паскаль. Применили полученные знания при решении задач. Выяснили, что подавляющее большинство задач с циклами можно решать разными способами, используя при этом один из трех операторов цикла. Часто решения, использующие различные операторы цикла, оказываются равноценными. В некоторых случаях все же предпочтительнее использовать какой-то один из операторов.

6)      Домашнее задание

–    Выучить форматы записи операторов WHILE, REPEAT…UNTIL, FOR и правила их использования.

–       Разработать алгоритм решения задачи в виде блок-схемы и написать программу на языке программирования Turbo Pascal. Решить задачу с использованием трёх различных типов циклов.

Задача: В чайник налили воду при температуре 20°С и поставили на газ. Каждую минуту вода нагревается на 10°С. Через какое время вода закипит.

.2 Применение интерактивных технологий обучения при изучении перестановки элементов одномерного массива

Тема: «Перестановка элементов одномерного массива»

Данная тема «Языки программирования» рассматриваются в дисциплине «Информатика и ИКТ» в разделе «Информация и информационные процессы» в системе начального и профессионального обучения. Для того, чтобы повысить интерес учащихся и осознанность знаний, была использована групповая дискуссия, работа с заранее запланированными ошибками, где учащиеся могли проявить себя, показать уровень своих знаний, закрепить их, систематизировать и обобщить. Также учащимся предлагается обыграть перестановку элементов в одномерном массиве, что также способствует проявлению их творческих способностей и личных качеств.

Цель: научиться переставлять элементы в одномерном массиве.

Задачи:

–    расширение понятийной базы за счёт включения понятий перестановка элементов, промежуточная переменная;

–       развитие умений использовать полученные знания для решения типовых задач;

–       воспитание усидчивости, интереса, трудолюбия.

Тип занятия: урок «открытия» нового знания.

Оборудование и программное обеспечение:

–    интерактивная презентация по теме «Перестановка элементов одномерного массива»;

–       компьютеры с инсталлированным на них пакетом Turbo Pascal 7.0;

–       проектор и экран для демонстрации лекции;

–       меловая или маркерная доска;

–       дидактический раздаточный материал.

Этапы урока.

I. Мотивация к деятельности.

II. Актуализация знаний. Пробное действие.

III. Выявление места и причины затруднения.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

V. Реализация построенного проекта.

VI. Первичное закрепление

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

IX. Рефлексия деятельности (итог урока)

Ход урока..         Сегодня мы продолжим разговор об одномерных массивах. Пока вы обладаете небольшим запасом знаний и умений по этой теме. Думаю, стоит напомнить, как важно понять и запомнить типовые алгоритмы обработки массивов. Потому что решение задач как пирамида из кубиков стоится из этих алгоритмов.

Проверим задачу из домашнего задания. Постарайтесь выделить в программе знакомые алгоритмы (на экране появляются слайды с частями программы).

Задать массив, состоящий из 25 целых чисел. Удвоить положительные элементы массива, остальные оставить без изменения.

План построения программы.

) описание переменных.

) стандартный ввод-вывод исходного массива.

) поиск и удвоение положительных элементов.

) вывод обработанного массива в строку.

Var A:array[1..25] of integer;: integer;;i:=1 to 25 do[i]:=-10+random(21);(a[i]:4);; writeln;i:=1 to 25 doa[i]>0 then a[i]:=2*a[i];i:=1 to 25 do(a[i]:4);

writeln;.

. Прежде чем, узнать что-то новое стоит повторить уже известное.

Фронтальный опрос. На экране слайды с заданиями.

)Найдите ошибки при описании массива и правильный вариант:

а) Var A: array(1..100) of integer; б) Var A: array[1…100] of integer;

в) Var A: array[1..10] of readln; г) Var A: array[1..10] of integer;

2)Сколько элементов в массиве и каким способом задаются элементы массива?

Var A: array[1..100] of integer;:integer;i:=1 to 15 do(A[i]);

) Найдите ошибки при задании массива:

а) For i=1 to 15 do б) For i:=1 to 15 do;(A[i]); readln(A[i]);

в) randomize; г)randomize;i:=1 to 15 do For i:=1 to 15 doBegin[i]:=-10+random[21]; a[i]:=-10+random(21);(a(i):4); write(a[i]:4);

end; writeln; end; writeln;

)Зачем нужен каждый алгоритм (что делает с массивом)?

а) s:=0; б)k:=0i:=1 to 20 do For i:=1 to 15 do:=s+a[i]; if a[i]>0 then k:=k+1;

в) For i:=1 to 20 doa[i] mod 2 =0 then write(a[i]:4);

г)max:=a[1];i:=1 to 20 doa[i]>max then max:=a[i];

Вы обратили внимание, что если нужно просмотреть все элементы массива, то нужно использовать цикл, работающий по номерам элементов.

Есть ли ситуации, когда при работе с элементами, цикл не нужен? (да, если в задании рассматриваются не все, а отдельные элементы) Например, нужно сложить 1-й и 7-й элементы, или поменять их местами.. Давайте придумаем алгоритм перестановки 2-х элементов, порядок следования элементов не нарушается, перемещаются их значения.

Нужно поменять местами 2-й и 5-й элементы массива, состоящего из десяти целых чисел.

Был массив: 10, 30, -7, 15, 75, 16, -5, 0, 14, -10

Стал массив: 10, 75, -7, 15, 30, 16, -5, 0, 14, -10

Вроде всё просто, взять и переложить. Попробуем проинсценировать ситуацию (двое учащихся исполняют роли элементов a[2] и a[5], которые хранят значения 30 и 75 соответственно).

Возникает проблема, учитывая, что переменная - это «ящик», который может хранить только одно значение, просто переложить элементы не получается.V. Вот и обозначилась тема и цель нашего урока. Как вы думаете, они звучат?

Тема урока «Перестановка элементов в одномерном массиве».

Цель урока: научиться переставлять элементы в одномерном массиве.

Итак, возвращаясь к нашей инсценировке, что нужно сделать, чтобы не потерять значение, хранящееся в a[2]? (его нужно запомнить, отложить куда-нибудь) Нам нужен ещё один «ящик» - промежуточная переменная.

Проинсценируем ситуацию с тремя переменными. Обратите внимание, что процесс можно проводить как слева направо так и с права налево (после инсценировки на экране появляется схема процесса).

Попробуйте описать этот процесс в программе (сначала в тетради, потом на доске).:=a[2];[2]:=a[5];[5]=pr;

Запишем алгоритм в общем виде. Нужно переставить элементы a[i] и a[j]

pr:=a[i];[i]:=a[j];[j]=pr;

VI. Пора написать программу решения задачи.

Нужно поменять местами 2-й и 5-й элементы массива, состоящего из десяти целых чисел.

Но прежде давайте обсудим из каких «кубиков»-алгоритмов будет состоять программа.

) описание переменных (не забыть про промежуточную переменную). Какой тип должен быть у промежуточной переменной? (Как у элементов массива).

) стандартный ввод-вывод массива.

) перестановка элементов.

) вывод элементов массива в строку.

После написания в тетради каждого из этапов, для самопроверки на экране появляется соответствующий слайд. А затем и вся программа целиком.

z1;A:array[1..10] of integer;

i,pr: integer;;i:=1 to 10 do[i]:=-10+random(21);(a[i]:4);; writeln;:=a[2];[2]:=a[5];[5]=pr;i:=1 to 10 do(a[i]:4);;.

VII-VIII. Пришло время попробовать свои силы за компьютером. Вам предлагается две задачи. Одна очень похожа на уже рассмотренную, вторая чуть сложнее. Вы можете выбрать одну из задач по своим силам или решить обе. Там же задача для домашней работы. Помните, что текст программы можно скопировать и добавлять или удалять нужные элементы. Вы можете пользоваться тетрадями и запоминалками со стандартными алгоритмами, полученными на предыдущих уроках.

Вариант 1.

. Задать массив, состоящий из 15 целых чисел. Поменять местами 1-й и 7-й элементы массива.

. Задать массив, состоящий из N целых чисел. Поменять местами 1-й и последний элементы массива.

Домашнее задание.

Повторить известные алгоритмы обработки массивов, выучить алгоритм перестановки.

Задать массив, состоящий из 20 целых чисел. Поменять местами 3-й и максимальный элементы массива.

Вариант 2.

. Задать массив, состоящий из 12 целых чисел. Поменять местами 3-й и 6-й элементы массива.

. Задать массив, состоящий из N целых чисел. Поменять местами 2-й и последний элементы массива.

Задать массив, состоящий из 20 целых чисел. Поменять местами 3-й и максимальный элементы массива.. Подведение итогов. Учащиеся сообщают, какие из задач решили. Нерешенные задачи остаются на дом, есть время подумать и разобраться. Чему научились сегодня на уроке? Что запомнилось? Мы столкнулись с проблемой. Придумали алгоритм её разрешения. Применили его в программе. Изученное сегодня поможет нам при сортировке массива.

2.3 Применение интерактивных технологий обучения при закреплении темы языки программирования

Тема: «Обобщение и систематизация знаний языкам программирования»

Данная тема «Языки программирования» рассматриваются в дисциплине «Информатика и ИКТ» в разделе «Информация и информационные процессы» в системе начального и профессионального обучения. Для повышения активности и закрепления знаний по теме «Языки программирования» учащимся предлагается стать участниками игры по мотивам телешоу «Своя игра», где они выбирают определенную теоретическую категорию, отвечают и за правильный ответ получают соответствующие баллы. Предварительно учащиеся разбиваются на 4 группы, где они должны показать умение работать в коллективе, критически мыслить в нестандартной ситуации, быстро давать правильные ответы. Данный метод проведения занятия относится к интерактивному обучению.

Цель занятия: систематизация и контроль знаний по языку программирования Turbo Pascal.

Задачи:

Образовательная: закрепление и систематизация знаний по теме «Языки программирования»;

Развивающая: приобретение навыков коллективного решения задач, развитие критического мышления;

Воспитательная: воспитание усидчивости, интереса к предмету.

Тип занятия: повторение и закрепление изученного материала.

Методы обучения: исследовательский, групповая дискуссия, работа в малых группах, игра, практический.

Оборудование и программное обеспечение:

–    интерактивная презентация по мотивам телеигры «Своя игра»;

–       компьютеры с инсталлированным на них пакетом Turbo Pascal 7.0;

–       проектор и экран для демонстрации презентации;

–       меловая или маркерная доска.

План занятия:

1)    Организационный момент. (2 мин)

2)    Повторение и закрепление изученного материала по теме «Языки программирования» в игровой форме. (33 мин)

3)      Подведение итогов урока, рефлексия. (10 мин)

Ход работы:

1)    Организационный момент (проверка присутствующих, проверка готовности к работе)

)      Повторение и закрепление изученного материала по теме «Языки программирования» в игровой форме

Прежде чем начать игру, учащимся делятся на три группы (команды), которым демонстрируется главный слайд с представленными на нем теоретическими категориями и категориями вопросов в соответствии с приложением В. Теоретические категории представляют собой вопросы по:

‒    алгоритмизации;

‒       языку программирования Pascal;

‒       линейным задачам;

‒       циклы;

‒       одномерным массивам.

Теоретическая категория «Алгоритмизация» содержит следующие категории вопросов:

1)    Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Назовите имя ученого из города Хорезма, который более 1000 лет назад (в 825 году), создал книгу по математике, в которой описал способы выполнения арифметических действий над многозначными числами - первые алгоритмы. Ответ: Абдулла (или Абу Джафар) Мухаммед бен Муса аль-Хорезми (вопрос на 1 балл)

2)      Описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов называется …. Ответ: алгоритм (вопрос на 2 балла)

)        Некоторая абстрактная или реальная (техническая, биологическая или биотехническая) система, способная выполнить действия, предписываемые алгоритмом. Ответ: исполнитель (вопрос на 3 балла)

)        Определите значение целочисленных переменных x, y и t после выполнения фрагмента алгоритма:

x:=5; :=7; :=x; :=y mod x;

y:=t;

Ответ: x=2, y=5, t=5 (вопрос на 4 балла)

)      Определите значение переменной m после выполнения фрагмента алгоритма:

Рисунок 7 - Фрагмент программы

Ответ: m=2 (вопрос на 5 баллов)

Теоретическая категория «Язык программирования Pascal» содержит следующие категории вопросов:

)      Раздел описания переменных в Pascal - …Ответ: Var (вопрос на 1 балл)

2)      С каких символов не может начинаться имя программы в среде программирования Pascal? Ответ: с цифр (вопрос на 2 балла)

)        Правила записи конструкций языка программирования Pascal называются. Ответ: синтаксисом языка (вопрос на 3 балла)

)        Фамилия и имя разработчика модифицированной среды программирования Turbo Pascal. Ответ: Филип Кан (вопрос на 4 балла)

)        Целочисленный тип данных диапазон которого равен [-2147483648…2147483647]. Требуемая память - 4 байта. Ответ: Longint (вопрос на 5 баллов)

Теоретическая категория «Линейные задачи» содержит следующие категории вопросов:

)      Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы:

a = 5 = a + 6 = - a = a - 2 * b

Ответ: -11 (вопрос на 1 балл)

)      Найдите ошибку в задаче

Рисунок 8 - Фрагмент программы на языке Turbo Pascal

Ответ: не верно указан тип данных, надо - real (вопрос на 2 балла)

)      По данной программе определите условие задачи: что дано, что необходимо найти:

Рисунок 9 - Фрагмент программы на языке Turbo Pascal

Ответ: Дана площадь круга. Надо найти его радиус, диаметр и длину окружности ограничивающей этот круг (вопрос на 3 балла)

)      Даны координаты двух противоположных вершин прямоугольника: (x 1, y 1), (x2, y2). Стороны прямоугольника параллельны осям координат. Найти периметр и площадь данного прямоугольника. Определите правильно записанный фрагмент программы, вычисляющей требуемые величины:

5)     

1. var x1,x2,y1,y2,a,b,P,S:integer; begin … a:=x2-x1; b:= y2-y1; P:=2*a*b; S:=a*b;

2. var x1,x2,y1,y2,a,b :integer; P,S:real;  begin … a:=abs(x2-x1); b:=abs(y2-y1); P:=2*a*b; S:=a*b;

Ответ: 2 (вопрос на 4 балла)

)      Определите чему будет равно значение температуры в градусах Цельсия, если значение температуры в градусах Фаренгейта равно 257.

Рисунок 10 - Фрагмент программы на языке Turbo Pascal

Ответ: 125 градусов Цельсия (вопрос на 5 баллов)

Теоретическая категория «Циклы» содержит следующие категории вопросов:

)      Цикл с предусловием записывается…

1. While … Do …

. Repeat … Until …

. For … To … Do

Ответ: 1 (вопрос на 1 балл)

)      Сколько раз выполнится цикл:

a := 4; b := 6; a > b do

a := a - b;

Ответ: ни разу т.к. условие на входе в цикл ложно (вопрос на 2 балла)

)      Чему равно начальное значение суммы в программе вычисления значения суммы числового ряда

var count: integer;: real;:=?; count :=1;count <= n do:=s+1/count;:= count + 1;;…

Ответ: 0 (вопрос на 3 балла)

)      Чему равен выход программы:

program FACT_1;n=5;count, fact: integer;:=1; fact:=1;count <= n do:= fact*count;:= count + 1;;(‘fact’,fact);.

Ответ: 120 (вопрос на 4 балла)

)      Тело какого цикла всегда выполняется хотя бы один раз?

Ответ: цикла с постусловием Repeat … Until (вопрос на 5 баллов)

Теоретическая категория «Одномерные массивы» содержит следующие категории вопросов:

)      Группа однотипных элементов, имеющих общее имя и расположенных в памяти компьютера рядом, называется...

Ответ: массивом (вопрос на 1 балл)

)      Данный фрагмент программы определяет…

Var i, x: integer;: array [1..20] of integer;: string;;('Zadayte chislo X ');(x);:='v massive net chisla x';a[i]=x then :='v massive est chislo x';;…

Ответ: содержит ли массив A[1..20] случайных чисел число Х, введенное с клавиатуры (вопрос на 2 балла)

)      Дан следующий выход программы:

Рисунок 11 - Окно результата программы на языке Turbo Pascal

Восстановите соответствующее этому выходу условие задачи.

Ответ: поиск максимального элемента из элементов введенных по формуле: a[i]:=sqr(i); (вопрос на 3 балла)

)      Данный фрагмент программы осуществляет…

for i:=1 to N div 2 do :=A[i]; [i]:=A[N+1-i]; [N+1-i]:=c;

end;

Ответ: обмен местами элементов массива A[1] и A[N], A[2] и A[N-1], … (вопрос на 4 балла)

)      Какой выход имеет программа:

begin(‘Введите',' ',i,' ',‘число',' ');(A[i]);;:=1;i:=1 to 5 doa[i]>10 then[k]:= a[i];(b[k],' ');:=k+1;

end;

Ответ: формирует новый массив В, который содержит элементы из сформированного массива А, значения которых больше 10.

)      Подведение итогов

Сегодня на занятии мы повторили и обобщили знания по теме «Языки программирования» с использованием игровой формы. Применили полученные знания на практике. Проработали все изученные теоретические категории, приобрели навыки коллективного решения задач.

Заключение

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является развитие коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности.

Основой интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучаемыми. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий заключается в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.

В процессе написания курсовой работы выявили основные средства интерактивного обучения в системе начального профессионального обучения, решили поставленные задачи: рассмотрели основные понятия и классификацию интерактивного обучения и разработали занятия, реализующие интерактивные технологии на уроках информатики в системе начального профессионального образования.

Проблема активизации учебно-познавательной деятельности, в том числе и средствами интерактивных технологий, глубокая и многогранная и не исчерпывается данной курсовой работой. В перспективе возможно дополнить и развить данную тему особенно практической части.

Данные технологии не имеют жестких границ применения, их можно использовать при очной, заочной и дистанционной формах обучения в школах, средних и высших учебных заведениях, на курсах повышения квалификации, на предприятиях при решении профессиональных задач и т.д.

Список использованных источников

1       Педагогические технологии / М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушин, Г.В. Сучков. - М.: МарТ, 2006. - 320 с. - ISBN 5-241-00145-X.

2       Кузнецов, С.А. Современный толковый словарь русского языка / С.А. Кузнецов. - М.: Норинт, 2007. - 960 с. - ISBN 978-5-7711-0103-3.

         Турик, Л.А., Осипова, Н.А. Педагогические технологии в теории и практике / Л.А. Турик, Н.А. Осипова. - М.: Феникс, 2009. - 288 с. - ISBN 978-5-222-15906-4.

         Аргунова, Т.С., Пастухова, И.П. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: метод. пособие / Т.С. Аргунова, И.П. Пастухова. - М., 2006. - 104 с.

         Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие / А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с. - ISBN 5-06-002079-7.

         Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2011. - 608 с. - ISBN 978-5-7695-9408-3.

         Интерактивные методы обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования / под патронажем Академии ФСИН России. - Режим доступа: #"786668.files/image013.gif">

Рисунок Б.1 - «Пирамида обучения»

Приложение В

«Меню вопросов игры»

Рисунок В.1 - Первый слайд презентации с категориями вопросов

Похожие работы на - Особенности изучения предмета 'Информатика и ИКТ' в системе начального профессионального образования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!