Особенности изучения традиций в провинциальных городах (на примере городов мордовского края)

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,52 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности изучения традиций в провинциальных городах (на примере городов мордовского края)















Особенности изучения традиций в провинциальных городах

(на примере городов мордовского края)


Младший научный сотрудник

ГУ «Научно-исследовательского института

Гуманитарных Наук при Правительстве РМ»

Людмила Викторовна Сульдина

Изучение традиции в провинциальных городах имеет особое значение. В последние десятилетия усилилось внимание к провинции, в частности, к культурной истории малых российских городов. Сегодня уже не вызывает сомнения, что русская национальная культура создавалась и в многочисленных уездных городах. В современных условиях провинция, ее центры - малые исторические города - хранят традиции, запечатлевшие образ жизни народа, его культуру. Через них аккумулируются обычаи далеких и не столь далеких предков, цементируется уклад жизни, транслируется история в нормах поведения; в знаковых системах (литературные, музыкальные произведения, эстетика, этика, все виды искусства, народное творчество в многообразии его жанров) и т.д.

В первой половине XIX в. провинциальные города еще не представляли выделенного объекта исследования, малые городские поселения рассматриваются наряду с природными особенностями региона, бытом и фольклором крестьянской округи, сельским хозяйством и ремеслами. А история изучения традиций насчитывает уже более века, она началась примерно со второй половины XIX в. Однако и в нашей стране, и за рубежом традицией чаще всего занимаются попутно, в связи с исследованием проблем культуры, искусства, литературы, религии, этноса и т.д.

Самая сложная из всех задач, связанных с изучением традиции, - определение понятия. К настоящему времени существует множество определений, но ни одно из них не принято как более или менее устойчивое. Наиболее верными нам представляются определения традиций, как социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и сохраняющееся в течение длительного времени. Традиция, по мнению Г.С. Лялиной, - это протяженное и возрождаемое во времени функционирование выработанных, отобранных и принятых сообществом норм, представлений, трудовых навыков, родов Деятельности и других сторон человеческого бытия, которые консервируют жизненный уклад, придают ему устойчивость и стабильность, способствуют становлению привычной среды обитания и уравновешенному самочувствию человека в ней. Исторически традиция формируется в процессе решения задач социализации человека. В своем генезисе она тесно связана с географической средой, спецификой природно-климатических условии, о чем пишет В.М. Каиров. В сельских комплексах была более ощутима связь с природными компонентами, в то время как в городе природная среда подверглась значительной трансформации. Для сельских культурно-природных комплексов была характерна большая приверженность традиционной культуре в силу издавна сложившихся традиций. Для городских комплексов было характерно накопление информации, концентрация различных культурных процессов и явлений, носящих инновационный характер. Город представлял собой социокультурный институт, способствовавший созданию новых культурных ценностей. Традиция не имеет собственного содержания она наполняется содержанием тех явлений, которые в силу определенных условий оказались традиционными. Сами же эти явления приобретают новые черты, характеризующие их как традиционные.

Традиционный уклад на каждом историческом этапе содержит в себе так называемые формационные и не формационные элементы призванные выполнять свою роль в становлении нового уклада жизни народа. Традиция существует в постоянном соприкосновении и взаимодействии с новацией. Традиция, вбирая в себя те или иные наиболее отвечающие запросам современности инновационные явления, тем самым входит в новую эпоху и одновременно передает культуру прежних поколений. Традиции, таким образом, присуща внутренняя противоречивость и диалектичность. Немецкий ученый Р. Вейман, в своей работе «История литературы и мифология» подчеркивает это свойство традиции. Он пишет: «Традиция развивается на основе единства противоречий: она питается исторической действительностью прошлого и историческим сознанием настоящего». Взаимосвязь между тем, что воспринято, и теми, кто воспринимает, создает возможность постоянного живого обмена между эпохой возникновения того или иного явления и эпохой воздействия его на потомков. «Историзм и актуальность каждый раз по-новому преломляются в течение этого процесса и лишь прекращение движения может привести к утрате традиции, к ее затуханию». «Культура, переданная данному поколению по исторической традиции, должна, с одной стороны, быть сохранена, а с другой - преобразована и развита далее».

Новация безболезненно входит в образ жизни народа, когда она модифицируется в соответствии с имеющимися традициями, обогащая их, придавая им современный колорит и вместе с тем не разрушая их основного стержня.

Если же новации столь велики и неорганичны предшествующим устоям, они разрушают привычные устои, что, как правило, ведет к потрясениям экономическим, социальным, моральным и духовным. Разрушается уклад, что сказывается на качестве жизни нескольких поколений людей, даже если эти разрушения исторически оправданы, ожидаемы и не вызывают сопротивления со стороны большинства населения. В противном случае они порождают масштабные социальные конфликты.

На примере провинциальных городов изучить специфику функционирования традиций, исторически сложившихся укладов сложнее, чем на сельских комплексах, поскольку они проявляются в сельских поселениях нагляднее. Городская культурная среда это определенная сфера существования и взаимодействия культурных новаций и традиций - процесс длительный; он ускорялся или замедлялся в зависимости от многих факторов: хозяйственно - экономического состояния региона, административного статуса городов, близости к столичным центрам и т.д.

Местная инновационная культура обогатилась как культурными заимствованиями (вследствие контактов с другими городами страны, а также и с другими поселениями региона), так и культурной трансформацией заимствованного, применительно к условиям конкретной городской среды, которое перестало восприниматься как новое и превратилось в традицию в данном культурном контексте.

Провинциальные города позволяют изучить особенности вхождения нового в устоявшуюся жизнь старых крупных городов.

Города, меньше подверженные современным веяниям, и города, в которые активно внедряется производство, всевозможные системы коммуникаций, а вместе с ними поток сельских мигрантов со своими навыками, привычками и представлениями, могут с помощью сравнительного анализа дать материал для выявления процесса взаимодействия традиционного образа жизни и обычаев вновь прибывшего населения. Таким образом, на инновационный слой культуры наложились элементы традиционной культуры, принесенной сельским населением, традиций, накопленных в различных сферах городской жизни, и культурного наследия, процесс накопления которого продолжался, то есть происходила культурная трансформация, заимствование. Городская культура, привнесенная из крупных городов к примеру, ссыльными интеллигентами явилась инновационной. Одна картина складывается, когда в общем потоке переселенцев находятся мигранты, приехавшие группами из одних и тех же мест и несущие в себе образ другого устоявшегося уклада. Тогда сталкиваются как бы два встречных организованных исторических потока.

Другая картина - когда поток мигрантов не имеет внутренней ментальной связи. В таком случае каждый человек, несущий в себе образ былой жизни, сталкивается в одиночку с новыми для себя условиями и старается противостоять им. Возникает противоречие между окружающей жизнью и личной культурой человека, что создает внутреннее напряжение, нарушающее духовное равновесие. Изучение этих «малых» конфликтов и путей их решения имеет существенное значение для жизни города и перспектив его культурного развития.

Г.С. Лялина выделяет следующие задачи, которые необходимо решить:

изучить, каковы для города те предельные нормы миграции, которые город в состоянии ассимилировать, сохраняя при этом свой традиционный облик, и противостоять разрушению своего уклада;

при каких условиях город капитулирует перед «пришельцами»: рушатся традиционные связи и на месте старого города возникает новый тип поселения, постепенно складываются новые традиции, новый образ жизни, новая культура. Старый город вливается в новый либо в качестве, если можно так сказать, «формационного уклада» (то есть найдя в себе силы адаптироваться к изменившейся жизни и сохранить для потомков наследие предков), либо, в худшем случае, традиционный уклад, как целое, разрушается. Но в памяти потомков и в памятниках сохраняются отдельные его элементы, что позволяет восстановить исторический облик прошлого.

Существенное влияние на характер и способ функционирования традиции оказывает религия, как наиболее инертная, устойчивая, трудно поддающаяся изменениям система ценностей. Религия является верой в неизменные постулаты и догмы, словесные каноны и ритуалы, которые призваны демонстрировать непосредственное присутствие в повседневности трансцендентных начал. Только религия может максимально стабилизировать мировоззрение опереть его на неизменные идеологические основания.

В начальный этап существования городов мордовского края религиозность жителей была высокой. Религия рассматривается государством как социально-политический инструмент консолидации, создания русского супер этноса, православная церковь культивирует покорность власти. Вероятно, эта идеология полностью разделялась горожанами мордовского края. Старообрядчество в городах мордовского края существовало маргинально, сектантство и вне вероисповедальные формы религии никогда не существовали (в отличие от сельской местности края). В начале XX в. религиозный энтузиазм горожан падает. Проповедь благочестия, смирения и братской любви становится наивной дидактикой, откровенным лицемерием духовенства. Религия стала лишь соблюдением многочисленных обрядов, утративших прямую связь с реальностью, но предписываемых церковью. В массы приходит осознание того, что религиозная вера стала упражнением в покорности государству. Религия ассоциируется с культурным традиционализмом, негативными чертами которого являются косность, интеллектуальная заторможенность.В свою очередь, религиозные представления народа входят в традицию в качестве одного из основных составляющих ее элементов. При этом не стоит смешивать религию как богословское учение, определяющее ту или иную конфессию, и народную религиозность. Простонародная религия горожан демонстрирует, насколько сознание последних было близко крестьянскому. В уездном городе были распространены перенесенные из крестьянской среды многочисленные ритуалы: магические обряды, лечебная, предохранительная, вредоносная, любовная, хозяйственная и другие виды магии. Приходы в уездных городах работали и на сельскую округу, так, например, саранский Духосошественский приход включал деревни Александровка и Владимировка, в начале XX в. почти весь этот приход состоял из казенных крестьян.

Часто, когда говорят о религиозности народа, например русского, имеют в виду христианство в его восточном православно-византийском варианте с официальной богословской доктриной и церковным культом. Однако в реальной жизни все обстоит иначе, сложнее и многообразнее. Даже богословие имеет разные доктринальные направления. В народном сознании православие представлено в значительно измененном виде. Известно, что православие так и не смогло утвердиться на Руси в своем ортодоксально-догматическом византийском варианте. Оно проникало в сознание народа постепенно, преломляясь сквозь призму языческих и народных верований с элементами стихийно-материалистического восприятия мира и космизма. Таким образом, русская религиозность таит в себе под покровом православия и не православные пласты: самые глубокие архаические пласты - языческие, переплетающиеся с народными верованиями и древними обрядами, и более поздние не православные пласты - сектантские. В итоге народная религиозность в своем содержании образует сложный синкретический комплекс. Это, своего рода, слоеный пирог с взаимопроникающими деформирующими друг друга слоями.

Религиозная традиция, вплетающаяся в общую культурную традицию, оказывает воздействие на все стороны традиционного уклада жизни, причем по-разному, что зависит от множества причин, факторов и условий. Эти причины, факторы и условия пока не изучены. Но одно бесспорно уже сейчас. Религиозная традиция, сложная в своем внутреннем содержательном аспекте, несмотря на свою инертность, все же претерпевает, хотя и медленно, изменения под содействием изменяющихся исторических условий. Поэтому изучение традиции перспективно вести историческими методами, во времени и пространстве, учитывая ее сложную многофункциональную и генетически неоднородную структуру.

Традиции, складывающиеся из многовековых соединенных духовных усилий народа, образуют как бы фон для каждого подлинного явления культуры и сами являются органическим элементом культуры. По словам известного русского историка и мыслителя Г. Федотова, «взятая из большой дали, культура обнаруживает единство», единство в общей направленности и непрерывности. Поэтому как бы ни были велики социальные потрясения, «исторические разрывы эпох», они не в силах уничтожить этой непрерывности. Причем, отмечает Г. Федотов, разрушению подвергаются исторически более поздние культурные слои. Более древние оказываются и более устойчивыми. Городское простонародное религиозное сознание, существовавшее в форме православно-языческого синкретизма, выступало высшей санкцией повседневности - хозяйственной и семейно-бытовой жизни. В простонародной религии официальные нормы и формы трансформировались, существенно отличались от ортодоксальной религии. Для массового городского православия характерны поверхностное понимание христианской традиции, невежественность, наивное утилитарное осмысление христианских догматов (понимание их буквально), двоеверие. Ему свойственны языческое переживание несвободы, бессилия человека перед лицом естественных ограничений его смертной природы, осознание силы случайных обстоятельств, когда человеческая судьба определяется не бытийственными законами, а бытовыми случайностями.

Наблюдения показывают, что их традиции остаются в народном сознании и до поры до времени дремлют, а потом постепенно выходят на поверхность. С них начинается культурное возрождение. В 1910-20-е гг. религиозная вера перестала быть потребностью народа. Во всякие революционные эпохи усиливается семантическая деятельность, однако результатом социокультурной деструкции стало не обогащение, а обеднение городской культуры. После революции 1917 г., спустя несколько лет стал активно проявляться интерес к древнерусской культуре, язычеству, народным верованиям и традициям, к разного рода мистическим культам, древнерусскому космизму.

Похожая картина происходит в настоящее время. Историческая память пытается найти опору в своих наиболее устойчивых пластах. Думается, что массовое безбожие при падении и разрушении авторитета церкви легло в народном сознании на более древние слои народных верований и их мифологию. Отсюда и столь похожая картина возрождения памяти народной после революции и в настоящее время.

Активизация интереса к языческим культам и народным верованиям, возможно, связана с развитием науки и с обострением экологической ситуации. Еще в прошлом и начале нынешнего столетия зарубежных исследователей русской религиозно-общественной мысли поражала космическая направленность русской религиозности. В Центре русской космической традиции - Мать-Земля, растительный покров которой сообщает ей вселенскую красоту. Необходимо, поэтому, беречь и хранить, умело использовать красоту, помогающую

Земле-кормилице давать жизнь и хранить нравственный закон. И наши предки умели хранить богатства земли, облекая свои знания в былины, сказания и мифы, придавая им сакральный смысл, чтобы с помощью специальных обрядов передать это достояние потомкам Покров с тайны древних мыслителей предстоит снять путем изучения специфики традиций, пришедших к нам от далеких предков.

исторический город традиция религиозный

Примечания

Похожие работы на - Особенности изучения традиций в провинциальных городах (на примере городов мордовского края)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!