раскрыта специфика виртуального бизнеса, суть которой заключается в том, что, метод подхода к ведению бизнеса в сети интернет значительно отличается от классического его понимания, и это позволит новым участникам данного рынка быть более подготовленными касательно методов ведения бизнеса в данной области;
1. Теоретические основы международных отношений в сети интернет
.1 Интернет как новая форма экономических отношений
Виртуальная экономика - это экономика, основанная на интерактивном бизнесе и на главном законе жизнедеятельности человека - законе экономии времени. Уже сегодня в развитых зарубежных странах имеется множество случаев реализации этого закона. Например, развитие труда на дому (надомный труд) и увеличение его доли в общих затратах труда. Так, используя средства связи, можно, не выходя из дома, управлять технологическими линиями на производстве или финансово-коммерческой деятельностью предприятия, вести бухгалтерский учет, учиться дистанционным путем в учебном заведении, читать книги в библиотеке, покупать товары (есть холодильники, которые контролируют количество продуктов в них и сами автоматически делают заказы на доставку продуктов), совершать банковские, биржевые и другие финансовые операции, и т.п.
Возможность работать на дому снимает проблемы, связанные с удаленностью места занятия от дома, и дает большую экономию времени, в том числе на проезд до работы и обратно. Это очень важно, если учесть, что в среднем затраты времени на поездку от дома до работы и обратно составляют 17% от продолжительности активного периода жизни человека.
Появление в конце XX в. информационных технологий привело к появлению самого прибыльного бизнеса - интерактивного бизнеса.
Интерактивный бизнес (англ. interaction - взаимодействие и business - коммерческая деятельность) - это бизнес, построенный на совместных действиях бизнес-процесса в лице бизнесмена и компьютера или другого автоматизированного средства связи по обмену информацией. Высокая доходность интерактивного бизнеса определяется взаимодействием двух факторов: большой суммой денежной выручки от предпринимательской деятельности, так как она охватывает весь земной шар, и низким уровнем затрат на эту деятельность.
Интерактивный бизнес быстро развивается и в Российской Федерации, что требует ликвидации компьютерной безграмотности населения.
В начале XXI в. важной учебной дисциплиной становится дисциплина «Виртуальная экономика».
В начале 2000 г. в России была создана Федерация Интернет - образования, задачей которой является построение многоступенчатой системы обучения молодежи работе в Интернете. Согласно исследованию британского международного банка GP Bullhound, если добавить все русскоязычные страны СНГ, доступ в интернет имеет 130 миллионов человек.
Из-за постоянно развивающейся инфраструктуры и сверхдоходов от продажи газа и нефти российская интернет-аудитория составит 93 миллиона человек - около 67% населения - что будет равняться показателю Франции этого года. Рост аудитории произойдет за счет городов-миллиоников, которых в стране десять.
В отличие от других европейских рынков, в России доминируют локальные игроки. «Яндекс», недавно проведший первичное размещение акций, контролирует поисковый сегмент; Google, обладающий 90% рынка Франции и Германии, в России смог добиться лишь 34%. Похожим образом, социальная сеть «vKontakte» обладает 72% рынка, против 19% у Facebook.
Если сравнивать топ-10 в Великобритании, Германии и России, то выяснится, что лишь одна неамериканская компания, ВВС, находится в английском топ-10, четыре в немецкой десятке (ProSiebenSat 1, Deutsche Telekom, United Internet и Axel Springer). В России же этот показатель равняется шести, и первые три места в десятке также принадлежат российским компаниям.
Топ-10 российским интернет-сайтов (курсивом выделены местные компании)
. Mail.ru
. Yandex
. vKontakte
. Google
. RBC
. Wikimedia
. BitTorrent
. Rambler Media
. Microsoft
. SUP
Экономика российского интернета выиграла за счет отсутствия иностранных игроков, что позволило создать многочисленные аналоги иностранным проектам.
Что касается электронной коммерции, то по данным Data Insght, объем рынка в России за 2012 год составил 405 млрд рублей. Из них 280 млрд. составил объем продаж физических товаров, 125 млрд, в основном билеты (авиа, жд) и небольшая доля - билеты на концерты. В прошлом году показатель составил 225 млрд.
Активно покупают онлайн 22 млн. российских пользователей. Это не просто покупатели, а покупатели регулярные, приобретающие в интернет-магазинах товары 2-3 раза в год. Больше половины всех остальных пользователей Сети хотя бы раз покупали что-то.
Больше всего покупают бытовую технику - 44%, но в последнее время этот сегмент рынка теряет свою популярность. Увеличивается спрос на продажу билетов, товары для спорта, товары для детей, подарки и косметику. Несколько медленнее рынка растут продажи одежды. Падают интернет-продажи продуктов, причем падение обусловлено не тем, что нет спроса, а тем, что практически нет предложения.
% покупок оплачивают наличными. 70% новых покупателей живут в малых и средних городах, принадлежат относительно небогатому слою населения и пользуются Интернетом сравнительно недавно. За границей покупают 2 млн покупателей. Это более активная аудитория, они покупают не только за границей, но и в российских интернет-магазинах,
По классификации InSales крупные онлайн-магазины - это более 100 заказов в сутки, средние - более 20 заказов, мелкие - менее 20 заказов.
Электроника, бытовая техника - топовые магазины имеют 50% рынка.
Одежда - большое количество мелких, более 66% на крупных игроков.
Мобильные телефоны, планшеты - основные продажи делают крупные магазины, 35% на мелкие. Средних нет.
Детские товары - мелкие магазины, более 1000, на их долю приходится более 50%, топ-10 магазинов делают менее 25% продаж.
При оценке количества магазинов, если принять во внимание все сайты Рунета, на которых есть корзина, то их количество составит порядка 100 тыс. Если взять за точку отсчета только те магазины, в которых совершаются заказы хотя бы раз в неделю - количество составит порядка 35000, к концу 2013 прогнозируемое число магазинов составит порядка 40 тыс.
Но мы заметно отстаем от динамики и темпов роста данного сегмента в КНР, так аналитики консалтинговой компании Mckinsey утверждают, что продажи на онлайн-рынке КНР могут достичь значения от $420 млрд до $650 млрд благодаря растущему уровню среднего класса и количества пользователей интернета в стране.
На сегодняшний день известно, что в 2011 г. онлайн-продажи в Китае уже достигли $120 млрд, а в прошлом году суммарный оборот китайских интернет-продавцов составил $201 млрд. Последний показатель придвигает КНР в непосредственную близость к США, где в 2012 г. оборот составил не менее $220 млрд.
В опубликованных данных говорится, что к 2020 г. онлайн-торговля в Китае превзойдет по объемам продаж американский, японский, британский, немецкий и французские рынки, вместе взятые.
Всего доля онлайн-розницы в Китае составила примерно 6% от общего товарооборота страны. В США этот показатель равен 5%. В McKinsey говорят, что Китай мог бы пойти еще дальше, если бы активнее развивал логистику, поддерживал инвестиции в новые технологии и создавал более привлекательные условия для местных интернет-продавцов.
1.2 Основа деловых отношений в сети интернет
Во всем мире стартап-компаниями принято называть недавно созданные предприятия, которые строят свой бизнес на основе каких-либо инноваций. По большей части, понятие стартапов относится к категории венчурного рынка, а также к компаниям, которые трансформируют научные разработки в разных отраслях знаний в успешные бизнес-модели. В нашей стране, в силу плохой господдержки науки и исторически обусловленного отсутствия связи между наукой и коммерцией, стартапами принято называть компании, внедряющие инновации преимущественно в IT-сфере. Таким образом, говоря о российских стартап-компаниях, чаще всего имеются в виду интернет-проекты или разработка ПО.
По мнению экспертов, если 2010 год стал переломным для интернет-бизнеса, то в настоящее время уже можно говорить о становлении отрасли и формировании рынка интернет-стартапов в полном смысле этого слова. Посткризисный год охарактеризовался большим интересом со стороны инвесторов, которые, разочаровавшись в рынке ценных бумаг, начали приглядываться к венчурным проектам, считающимся по мировым показателям одними из самых прибыльных способов для вложения средств.
Интерес к интернет-стартапам также связан с постоянным ростом интернет-аудитории и увеличением ее покупательской способности. У проектов с работающей бизнес-идеей есть все шансы сформировать большую аудиторию и впоследствии монетизировать ее, окупив относительно небольшие инвестиционные затраты.
В кризис на рынке были заметны 2 существенные тенденции. Во-первых, инвестиции в новые проекты, даже с интересной идеей, прекратились из-за больших рисков, связанных венчурной отраслью в принципе. Во-вторых, кризис освободил от работы многих менеджеров, которые получили возможность заняться реализацией собственных идей и проектов. Несмотря на нехватку денег, в кризис запускались проекты, связанные с экономией для пользователей. Стартапы вроде darberry.ru, kupivip.ru и многочисленные клоны западного сервиса коллективных покупок groupon.com показали свою живучесть и эффективность даже в тяжелые времена.
В настоящее время сложилось парадоксальная ситуация. На рынке появились инвесторы, бизнес-ангелы и инкубаторы, готовые вкладывать средства в серьезные и оригинальные проекты, но самих проектов, которые были бы достойны этого, недостаточно. Вместо того, чтобы стартаперы стояли в очереди к инвесторам, специалисты фиксируют конкуренцию самих инвесторов за интересные проекты.
Важной особенностью российского рынка стартапов является то, что большинство успешных идей проектов было взято из-за рубежа. В России и странах СНГ явно ощущается отсутствие действительно новых и востребованных идей, поэтому рынок идет по пути адаптации идей из Силиконовой долины.
Наиболее часто упоминается сокращённая классификация стадий развития стартапов, согласно которой стартап проходит в своём развитии 5 стадий: посевную стадию (seed stage), стадию запуска (startup stage), стадию роста (growth stage), стадию расширения (expansion stage) и стадию «выхода» (exitstage). Иногда применяется и более расширенная классификация стадий развития стартапа:
-PRE - STARTUP стадия
-Стадия pre-seed (pre-seed stage)
-Seed стадия (seed stage)
-Прототип (prototype)
-Работающий прототип (working prototype)
-Альфа-версия проекта или продукта (alpha)
-Закрытая бета-версия проекта или продукта (private beta)
-Публичная бета-версия проекта или продукта (public beta)
-ЗАПУСК ПРОЕКТА в эксплуатацию или продукта в производство
-Запуск, или ранняя startup-стадия (launch, or early startup stage)
-Стадия startup (startup stage)
-Работа с первыми клиентами, или поздняя startup-стадия (first clients, or late startup stage)
-POST STARTUP стадия
-Стадия роста (growth stage)
-Стадия расширения (expansion stage)
-Стадия выхода (exit stage)
-Pre-IPO stage (при выходе через проведение IPO - Initial Public Offering, или первичное размещение компанией своих акций на бирже)
-IPO (при выходе на IPO)
Российский рынок интернет-стартапов еще очень мал, серьезных аналитических работ и исследований пока не было создано. Тем не менее, некоторые эксперты выделяют несколько классификаций стартап-проектов.
Некоторые венчурные фонды традиционно подразделяют IT-стартапы на 2 вида: нишевые и трендовые проекты. Нишевые стартапы разрабатываются на объединении различных и уже существующих функций или идей в разных сферах и для разных услуг. Задача успешного стартапа в этом случае ― найти незанятую нишу и стать в ней лидером рынка. Трендовые стартапы базируются на использовании новых, не использовавшихся ранее идей. Эти идеи возникают из представлений о дальнейшем развитии общества и интернета. Здесь важно правильно спрогнозировать всплеск интереса в будущем, оценить риски и быть первым в такого вида стартапах.
Маркетинговый подход к классификации стартапов использует эти 2 понятия. Конвергенция означает объединение функций, дивергенция ― их разделение. Все интернет-стартапы предлагают своим пользователям набор услуг, и часто разница заключается в собирании нескольких функций в одном сервисе или выделении и доработке какой-либо одной функции. Например, Твиттер ― дивергентный продукт, который построен на одной функции социальных сетей ― написании статусов.
Еще одна классификация стартапов с позиции инвестора делит проекты на 3 типа. Коммерческие ― это проекты с понятной бизнес-моделью, где каждый пользователь является потенциальным покупателем предлагаемого товара или услуги. Социальные ― это проекты, основанные на взаимодействии людей друг с другом. Чаще всего они нацелены на максимально возможный рост аудитории с целью потом ее каким-то образом монетизировать. Технологические ― это проекты, в основе которых лежит не бизнес-модель, и не набор аудитории, а новая уникальная технология, интерфейс или технологическое ноу-хау.рынок находится в состоянии постоянного изменения. Идеи сервисов, продуктов и услуг устаревают очень быстро. Это диктует игрокам рынка необходимость постоянно адаптироваться к новшествам и предугадывать направления развития ситуации на рынке, которые будут актуальны в ближайшем будущем. По словам специалистов, в настоящее время интернет развивается под давлением 3 глобальных и 12 локальных трендов.
Глобальные тренды:
-Мобилизация интернета ― переход пользователей от стационарных к мобильным устройствам
-Экономизация внимания ― монетизация внимания пользователей к элементам контента
-Виртуализация личности ― создание единого отражения пользователя в сети и общей регистрации на всех сервисах и порталах
Локальные тренды:
-Geomapping (geolocation) ― сервисы на основе отображения различных данных на картах
-Cloud ― облачная обработка данных
-SaaS ― программное обеспечение как интернет-сервис
-Social Networking ― развитие функций социальных сетей, тенденция к их обособленности от большого интернета
-Video ― развитие видеохостингов и авторских прав в интернете
-Lifestreaming ― ведение логов всех действий в интернете и реальной жизни (микроблоггинг)
-Социальные API ― взаимодействие социальных сервисов друг с другом, создание «социальных графов»
-P2P ―распределение ресурсов между большим количеством пользователей
-Приложения ― разработка программ и игр для социальных сетей и мобильных устройств
-Поведенческий таргетинг в рекламе ― использование данных о поведении пользователей для увеличения эффективности интернет-рекламы
-Персонализация ― настройка сервисов под пользователя
-Разделение медиа ― способ получения информации выбирает пользователь
Успешные интернет-стартапы возникли по большей части из-за энтузиазма разработчиков и благоприятного стечения обстоятельств. Тем не менее, многие эксперты выделяют несколько принципов и правил, которые необходимы для построения эффективного стартапа.
-Незаурядная идея ― основа успешного стартапа, которого остро не хватает в России.
-Эффективная команда ― оптимальное количество разработчиков проекта должно быть около 3 человек, важно не раздувать штат при расширении компании.
-Бизнес-модель ― следует четко понимать, что в проекте будет приносить доход и разрабатывать новые способы монетизации пользователей
-Решение проблемы ЦА ― стартап должен предлагать простой путь решения какой-нибудь проблемы пользователей
-Узкая ниша ― проект должен работать в определенной тематике
-Оригинальное название ― залог узнаваемости бренда
-Индивидуальность пользователей ― проект должен давать пользователям разные средства для проявления их индивидуальности и персонализации
-Юзабилити ― интерфейс должен быть максимально простым и понятным
-Адаптация к трендам ― проект должен развиваться и меняться в соответствии с развитием интернета
Подводя итог, можно сказать, что основная проблема российских интернет-стартапов в отсутствии оригинальных и своевременных идей, в основе которых лежит понятная бизнес-модель, что делает их интересными для инвесторов. Еще одной проблемой является непонимание маркетинга в интернете, грамотного продвижения интернет-стартапов и создания репутации. Важно, чтобы гениальную идею узнали те, кому она адресована и правильно поняли ее выгоды. Если бы таких проблем не было, то, возможно, мы бы первыми сделали Groupon, LiveMatrix, или даже Twitter.
Относительно инфраструктуры поддержки стартапов в России, по данным ОАО «Российская венчурная компания», на территории России действует 83 венчурных фонда, в том числе осуществляющих посевное инвестирование, с частными и государственными источниками капитала.
Помимо вариантов получения денег за долю в проекте, в России существует уникальный гранд для интернет-стартапов «StartFellows». Его учредителями являются основатель DST Global Юрий Мильнер и гендиректор социальной сети «В контакте» Павел Дуров. Создатели стартапов смогут безвозмездно получать по $25 тыс., если идея проекта будет оценена. Благотворительность фонда объясняется тем, что ни Дурову, ни Мильнеру неинтересно зарабатывать деньги с помощью инвестиций в проекты на ранней стадии, они хотят оказывать помощь перспективным стартаперам безвозмездно. А определение суммы финансовой помощи именно в 25 тысяч долларов Павел Дуров объясняет так:
«Этой суммы хватает для того, чтобы перспективный стартап достиг точки, при которой он сможет привлекать инвестиции по серьезной капитализации. Если бы у «ВКонтакте» в конце 2006 года появились $25 000, мы смогли бы достичь аудитории в несколько миллионов пользователей на своих деньгах, и сегодня у Mail.ru не было бы 39.99% «ВКонтакте».
1.3 Генезис и основные формы интернет бизнеса
Перед началом непосредственного анализа развития интернет бизнеса, следует обозначить основные теоретические аспекты функционирования наиболее распространенных его видов. Это даст фундаментальную почву для дальнейшего, более осмысленного анализа и позволит свободно ориентироваться в терминах и понятиях, когда речь пойдет об абсолютных и относительных показателях их объемов.
В рамках квалификационной работы выделим несколько основных видов российских интернет рынков, информация по которым наиболее актуальна и может уложиться в доступный объем:
-Контекстная реклама
-Медийная реклама
-Веб-разработка
-Поисковая оптимизация
-Коммерция - ритейл
-Коммерция - платежи
Далее разберем подробнее теоретическую составляющую каждого из указанных рынков.
Итак, веб-разработка - это процесс создания веб-сайта или веб-приложения. Термин включает в себя веб-дизайн, программирование для веб на стороне клиента и сервера, а также конфигурирование веб-сервера.
Основные этапы веб-разработки: проектирование сайта или веб-приложения (сбор и анализ требований, разработка технического задания, проектирование интерфейсов), разработка креативной концепции сайта, создание дизайн-концепции сайта, создание макетов страниц, вёрстка шаблонов и страниц, программирование (разработка функциональных инструментов) или имплементация на CMS-систему, оптимизация и размещение материалов сайта, тестирование и внесение корректировок, открытие проекта на публичной площадке, обслуживание работающего сайта или его программной основы
В зависимости от текущей задачи какие-то из этапов могут отсутствовать, либо быть тесно связаны один с другим.
Интернет-реклама - реклама, размещаемая в сети Интернет; представление товаров, услуг или предприятия в сети Интернет, адресованное массовому клиенту и имеющее характер убеждения. Существует несколько видов рекламы в интернете, начать следует с самой популярной и лидирующей по обороту.
Контекстная реклама - реклама, соответствующая текущим интересам пользователя. Интерес определяется тем, что пользователь ищет или недавно искал в поисковой системе, либо содержанием просматриваемых им страниц. Рекламодатель сам задаёт набор ключевых слов, по которым будет показываться его объявление. Оно может показываться на поиске - в ответ на запрос, содержащий ключевые слова, - или на тематических сайтах. Основная задача, решаемая контекстной рекламой, - это увеличение продаж и привлечение новых клиентов. При этом рекламодатели платят не за показы, а за переходы пользователей по своему объявлению-то есть за потенциальных клиентов.
Разновидностью контекстной рекламы является геоконтекстная реклама (LBA - Location-based advertising). К ней относится реклама на веб-картах, учитывающая интересующее пользователя местоположение на карте. Геоконтекстные рекламные объявления показываются пользователю только тогда, когда он просматривает участок карты, соответствующий контексту запроса. Такой вид Интернет-рекламы распространён менее других, однако и он имеет свои плюсы.
Чуть более дорогостоящей, но в некоторых случаях тоже эффективной является медийная реклама (ATL advertising). Рекламные объявления данного типа размещаются на сайтах, являющихся рекламными площадками или в поисковых системах. Медийная реклама обычно носит баннерный характер, то есть рекламные объявления чаще всего представляют собой графические баннеры с изображением логотипа компании или её продукции. Медийная реклама может существовать в чистом виде (например, размещение баннеров на главной странице Yandex.ru) или же быть контекстно-баннерной (Contextual banner advertising). В последнем случае баннеры, аналогично контекстной рекламе, отображаются только для тех пользователей, которые вводят в строку поиска запрос, соответствующий тематике рекламируемого товара.
Медийная реклама, как правило, используется в том случае, если потребители ещё не знают о существовании рекламируемого товара - например, при запуске оператором сотовой связи нового тарифа. При этом в отличие от чисто контекстной рекламы в текстовом формате, медийная реклама позволяет создавать анимированные изображения и использовать любые цветовые решения, что даёт возможность более гибко воздействовать на потенциального покупателя.
К недостаткам медийной рекламы, помимо её высокой стоимости, можно отнести также меньшее число потенциальных просмотров по сравнению с контекстной рекламой, и тот факт, что такой способ продвижения товара в Сети не позволяет обеспечить большое количество прямых обращений к компании-рекламодателю, а носит скорее лишь сугубо информативный характер для пользователей.
Медийная реклама оставалась наименее технологичным (относительно полноты использования существующих технологий) видом, только до недавнего времени. В марте 2012 года, компания Яндекс анонсировала новый формат медийной рекламы Real Time Bidding.Time Bidding - это технология продажи и покупки рекламных показов на основе аукциона. В аукционе в качестве продавцов участвуют площадки, на которых есть рекламные места. В качестве покупателей выступают рекламные системы, представляющие интересы рекламодателей (Demand Side Platform, DSP). Это компании, которые предлагают услуги по размещению рекламы в интернете. Принимает ставки и объявляет победителя RTB-система.
Аукцион проходит в режиме реального времени: пока пользователь загружает веб-страницу, RTB-система успевает провести торги за показ рекламы. Запрос на показ рекламы рассылается всем участникам аукциона. DSP-системы должны за доли секунды определить, насколько ценным является этот показ, и сделать ставку. Победитель аукциона получает право показать свою рекламу. Её стоимость определяется по принципу аукциона второй цены: победитель платит минимальную цену, достаточную для победы.
К RTB-аукциону можно подключить сколько угодно DSP-систем. Сейчас к ней уже подключены несколько DSP-систем, в том числе принадлежащие Яндексу - это Директ и AWAPS. Яндекс. Директ позволяет размещать контекстную рекламу и оптимизировать клики и конверсию. AWAPS - система медийной рекламы - предназначена для проведения рекламных кампаний с большим охватом и достижением определенных аудиторий. Каждая из этих систем существовала и до внедрения RTB, а сейчас они вместе участвуют в торгах. Более того, на одном месте могут чередоваться контекстные и баннерные рекламные объявления в зависимости от того, какой показ будет выбран алгоритмами оптимизации этих систем.
Видеореклама - информация, распространенная любым способом, в формате видеоролика, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Видеореклама в сети Интернет включает в себя полноценное видео, которое в последнее время становится одним из популярнейших видов рекламы. На первый взгляд, видеореклама на сайте в интернете мало чем отличается от рекламы на каналах телевидения. Она также объединяет изображение, движение, звук, цвет. Но всё же есть существенные отличия, которые являются одновременно и преимуществами над телерекламой.
Сейчас уже существует несколько видов использования видеоплеера на сайте как рекламного носителя:
-Реклама перед видеороликами (pre-roll)
-Реклама поверх видеороликов (тизеры, overlay)
-Реклама в окне до старта видеоролика
-Контекстная реклама в видеороликах
-Реклама в окне после видеороликов
Наиболее часто используются форматы «Реклама перед видеороликами» и «Реклама поверх видеороликов».
Реклама перед видеороликами запускается после того, как пользователь нажимает кнопку «Play», чтобы посмотреть ролик на сайте. До показа основного ролика пользователь видит рекламу, по окончании которой уже запускается желаемый ролик (на некоторых сайтах рекламу можно пропускать). Реклама перед роликом - исключительно эффективный формат, так как в этом случае пользователь просто не может рекламу не увидеть. Для снижения навязчивости рекламы владельцы многих сайтов ограничивают показ рекламы и настраивают частоту показа рекламных сообщений (например, не более одного ролика на один IP-адрес пользователя в сутки).
Реклама поверх видеороликов (тизеры) демонстрируется параллельно с просмотром основного видео, появляясь поверх последнего и не останавливая процесс просмотра. Такая реклама не содержит звука, и по форме реализации является аналогом классических интернет-баннеров за тем исключением, что в отличие от обычного баннера, у рекламодателя есть гарантия, что его тизер действительно увидят. При нажатии на тизер возможны варианты: переход на сайт рекламодателя, просмотр видеорекламного ролика или запуск прямо в плеере микросайта - информационного модуля, содержащего сведения о рекламодателе или рекламируемом продукте, рекламное предложение, слоган и т.п.(social media marketing) - является одним из современных методов раскрутки и продвижения как интернет проектов, так и разнообразных продуктов и услуг. В данном словосочетании присутствует слово маркетинг, что дает понять, что основным инструментом продвижения чего-либо будет реклама, только не обычная реклама, которая показывается каждому встречному пользователю сети Интернет, а только определенной аудитории.
Основные задачи SMM заключаются в следующих утверждениях.
-SMM является целенаправленной рекламной кампанией, которая ставит себе за цель популяризировать любой интернет проект, который создан как информационный портал, или визитка компании по предоставлению разнообразных товаров и услуг, только среди целевой, заинтересованной аудитории.
-Основное поле маркетинга SMM - это всевозможные Веб 2.0 проекты. Если же говорить другими словами, то рекламная кампания ведется в местах скопления большого количества людей, а в рунете много людей можно увидеть в социальных сетях, на форумах, блогах, сервисах мгновенного обмена сообщениями и так далее. SMM старается донести до каждого заинтересованного человека только нужную информацию, которая может облегчить ему жизнь, например информацию про то, как продать lcd телевизор.
Поисковая оптимизация или SEO (SEO - Search Engine Optimization) - вид рекламы, направленный на то, чтобы при введении определённого запроса в поисковой системе сайт компании-рекламодателя выводился одним из первых. Перед компанией в данном случае ставится задача повышения кода релевантности своего корпоративного сайта, так как именно по такому принципу сортируются результаты в поиске по запросам.
Условно методы оптимизации можно разделить на «белые» и «чёрные». К «белым» методам относятся только легальные, разрешённые способы повышения релевантности сайта компании, например, разумное наполнение контента сайта словами и словосочетаниями, которые наиболее часто используются при вводе запроса в поисковиках. К «чёрным» методам оптимизации можно отнести использование дорвеев, спама, скрытых текстов и других приёмов, использующихся для «обмана» поисковых систем.
Применение СЕО-оптимизации позволяет вывести корпоративный сайт на лидирующие позиции в найденных поисковиками релевантных результатах. Данный метод повышает узнаваемость компании и существенно увеличивает число посещений корпоративного сайта.
В заключении - основные понятия, которые включает в себя рынок электронных платежей.
Платежная система - совокупность процедур и связанных с ними компьютерных сетей и программного обеспечения, используемых для проведения финансовых трансакций и взаиморасчетов между участниками системы, реализованная с использованием пластиковых карточек, электронных и наличных денег.
Система электронных платежей (электронная платежная система) - система безналичных расчетов, заключения контрактов и перевода денег между продавцами и покупателями, банками и их клиентами с помощью средств электронной коммуникации с применением средств кодирования информации и ее автоматической обработки.
Интернет-платежи - расчеты между участниками Интернет-коммерции (пользователи, Интернет-магазины, бизнес-организации, финансовые организации) при покупке или продаже товаров и услуг через Интернет.
Электронные деньги - платежные средства, представленные и обращаемые в электронном виде, хранящиеся в виде записей в специализированных системах электронных платежей и находящиеся в распоряжении покупателя.
Цифровые деньги - электронный аналог наличных денег, эмитированный какой-либо организацией. Имеют определенный номинал, имеют индивидуальные признаки (серия, номер и т.д.), элементы защиты от подделки путем заверения их цифровой подписью эмитента, хранятся в зашифрованном виде.
2. Исследование бизнеса в сети интернет
.1 Анализ развития интернет бизнеса в мире
Рынок интернет рекламы по итогам 2011 года вырос на 56% и достиг отметки в 42 млрд. рублей. Выявленные 56% роста позволяют утверждать, что российский рынок развивается быстрее аналогичных рынков в европейских странах. Так, на рисунке 2 видно, что в 2011 году рынок интернет рекламы превзошел все остальные рынки по скорости роста, а по объему на данный момент уступает только рынку телевизионной рекламы.
Постоянный рост интернет-рекламы не прервался даже во время финансового кризиса, когда бюджеты многих рекламодателей значительно сократились. По данным АКАР, в кризисный 2009 год весь рекламный рынок России сжался на 26%, и в то же время оборот интернет-рекламы, наоборот, вырос на 8% - от «продающей» рекламы компании отказывались в последнюю очередь. По итогам первого полугодия 2010 года темпы роста интернет-рекламы оказались ещё выше - по сравнению с первым полугодием 2009 оборот в этом сегменте увеличился на 33%.
По оценке АКАР и агентства Mindshare Interaction на первое полугодие 2010, 66-67% рынка интернет-рекламы занимает контекстная реклама. Остальные 33-34% приходятся на медийную. С 2007 года доля контекста выросла на 12 процентных пунктов. Исходя из оценок всего рынка контекста, сделанных АКАР и Mindshare, 75-80% приходится на долю Яндекс. Директа. Оставшуюся часть делят между собой системы «Бегун» и Google AdWords.
Контекстная реклама хорошо воспринимается аудиторией. По данным Яндекс. Директа на конец лета 2010, каждый день в среднем 14% пользователей, видевших контекстные объявления на поиске Яндекса, переходили по ним. По данным исследования PricewaterhouseCoopers, из всех видов интернет-рекламы контекстная реклама меньше всего раздражает пользователей. В ответ на вопрос «В каком формате вы предпочитаете получать рекламные сообщения онлайн?» 42% опрошенных выбрали контекстную рекламу в результатах поиска. Для сравнения - баннерную рекламу указали лишь 26% респондентов.
В контекстной рекламе стабильно велика доля рекламодателей, которые размещают объявления впервые. Постоянный приток новых участников объясняется тем, что контекстная реклама доступна и среднему, и малому бизнесу. Рекламную кампанию в интернете можно провести с бюджетом в несколько сотен рублей, тогда как в других видах рекламы «входной билет» будет стоить десятки тысяч. Чтобы размещать контекстную рекламу, рекламодателю не нужен даже сайт. Все контактные данные можно указать в «виртуальной визитке» - туда попадёт пользователь, перейдя по объявлению. За период с лета 2009 по лето 2010 в одной только системе Яндекс. Директ появилось более 44 тысяч новых рекламодателей.
Вместе с ростом рынка увеличивается и число опытных рекламодателей. Поэтому наряду с упрощёнными инструментами развиваются профессиональные инструменты анализа и управления кампаниями.
В среднем каждый рекламодатель Яндекс. Директа за лето 2010 разместил 19 объявлений, а рекламодатель, использовавший API, - 90. Наиболее быстрый рост рынка контекстной рекламы - в регионах. За три года (с июня 2007 по июнь 2010) доля российских регионов в общем объёме переходов по объявлениям Яндекс. Директа выросла в полтора раза - с 28% до 43%.
Происходит активное развитие контекстной рекламы в мобильном интернете. Доля переходов с мобильных устройств в Яндекс. Директе возросла с 0,29% до 3% от всех переходов по рекламным объявлениям на поиске Яндекса. Средний CTR объявлений в мобильном поиске Яндекса на 40% выше, чем у объявлений на веб-поиске. Это связано с тем, что пользователи мобильного поиска чаще готовы принимать решение на ходу, и не могут тратить много времени на размышления и выбор.
Контекстная реклама становится частью геоинформационных сервисов и может показываться в соответствии с географическим контекстом - местонахождением пользователя или заданным районом поиска. В частности, когда пользователь ищет товары и услуги в определённом районе города, прямо на карте он может увидеть контекстные объявления, соответствующие теме запроса.
Геоинформационные сервисы - одни из самых востребованных и быстро растущих в интернете. В июне 2010 года поиском организаций на сервисе Яндекс. Карты воспользовались почти 4 млн посетителей - треть от всех пользователей сервиса.
Около 57% всех переходов по рекламным объявлениям Яндекс. Директа совершают пользователи из Москвы, Санкт-Петербурга и их областей.
Потенциал для роста региональной аудитории огромен - по числу пользователей интернета регионы в 2,8 раза превосходят столицы. В то же время доля переходов пользователей из регионов пока составляет меньше половины всех переходов по рекламным объявлениям Яндекс. Директа - около 43%.
По оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), российский рынок маркетинговых коммуникаций за 2010 год вырос на 18% и составил 315 млрд. рублей (включая НДС). Сегмент демонстрирует высокие темпы роста. Это уже достаточно весомая и быстрорастущая часть рекламного пирога, заслуживающая пристального рассмотрения. Для начала взглянем на «рекламный пирог» в целом и на отдельные его части. Больше половины этих бюджетов приходится на телевидение, что не удивительно: оно охватывает более 90% населения России и для многих групп населения традиционно является самым главным медиа. По прогнозам экспертов, в краткосрочной и среднесрочной перспективе положение ТВ на рынке не изменится, и оно продолжит собирать более половины рекламных бюджетов. Зато за другую половину пирога идет острая конкурентная борьба между прессой, наружной рекламой и интернетом. Вместе они занимают более 40% рынка, а каждый из этих сегментов имеет долю от 10 до 20%. На прочие носители (радио и др.) приходится около 6%.
Исследовательская компания TNS Россия представила рейтинг наиболее активных рекламодателей в российской части Интернета в первом полугодии 2011 года. В первой десятке оказались автомобильные бренды, крупнейшие операторы сотовой связи, производители товаров народного применения, а также банк и производители пива. В 2011 году Samsung, Тинькофф кредитные системы, Toyota, Nissan, Jaguar/Land Rover и Sun inBev увеличили свое присутствие в Интернете. Вместе с этим, из списка крупнейших рекламодателей Рунета исчезли Nokia, ВТБ, Microsoft, LG. Тем не менее, общая картина осталась практически неизменной.
За основу рейтинга были взяты данные за период январь-июнь 2011 года, предоставленные крупными электронными изданиями и порталами: Яндекс, Mail.ru, РосБизнеКонсалтинг, Rambler, Комсомольская правда, Championat.com, Auto.ru, BabyBlog.ru, Ведомости.
Рынок веб-разработки растет традиционно высокими темпами - 35% в относительном показателе - и достигает отметки в 11-12 млрд. рублей за 2012 год.
В 2010 году на территории России работало около 2 300 веб-студий (под веб-студиями мы понимаем компании, у которых разработка веб-сайтов является основным видом деятельности). На географическое распределение участников рынка влияют два основных фактора - общая экономическая развитость региона / населённого пункта и распространённость / популярность интернет-доступа. Чем выше названные показатели, тем более востребованы услуги веб-разработки и тем большее количество веб-студий может «прокормить» регион.
Очевидно, что лидерами по сочетанию этих факторов являются «три столицы» РФ: Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург, и эта тенденция не имеет никаких оснований для изменения в обозримом будущем. При этом, по количеству «живых» веб-студий Москва опережает СПб в три раза.
Общий объем рынка веб-разработки (разработка, поддержка и развитие веб-сайтов) в 2010 году оценивается в 9,75 млрд. руб. При этом аналогичный показатель для 2009-го года составлял 7,2 млрд. руб.
На рисунке 5 показано сравнение оборотов в 2009 и 2010 году. К сожалению, более актуальные данные на момент написания работы опубликованы не были.
Годовую динамику оборотов мы можем наблюдать на примере усреднённых данных по федеральным округам, рисунок 6.
По данным опрос игроков, всего 40% представителей заказчика назвали рынок создания сайтов цивилизованным, при этом только 6% считают его прозрачным и имеющим понятное ценообразование. Почти половина специалистов на стороне клиента (49%) считают индустрию открытой для новых игроков.
При этом сами веб-разработчики почти солидарны с клиентами в оценке цивилизованности рынка (37% опрошенных считают его таковым) и прозрачности ценообразования - 6% опрошенных, как и на стороне заказчиков. По мнению разработчиков, более половины проводимых тендеров являются фиктивными, 39% сталкивались с отказами и просьбами дать взятку ради заключения договора. 42% клиентов и 56% представителей веб-студий считают рынок достаточно конкурентным. Неудивительно, что 43% заказчиков считает цены на услуги по разработке сайтов завышенными, а бюджет каждого четвертого проекта увеличивается по вине студии. Сроки по 32% проектов возрастали до 3 недель и более. Несмотря на это, менее половины (47%) заказчиков контролирует выполнение проекта на каждом этапе.
Почти 90% представителей заказчиков и студий считают уровень профессионализма на российском рынке низким, а треть клиентов не довольна итоговым результатом. Почти половина заказов выполняется с несоблюдением сроков, а каждый четвертый выходит за рамки бюджета по вине разработчиков.
Однако при этом 70% заказчиков не проводят тендеры на работы и выбирают подрядчиков по знакомству или рекомендации, половина меняет ТЗ в процессе работы над проектом, 17% не контролируют проведение работ на всех этапах, а 7% вообще не составляет техническое задание. С другой стороны 38% студий назначают сотрудникам серьезные штрафные санкции вплоть до увольнения, 66% используют субподряд, а среди самих сотрудников 35% не имеют никакого специального образования.
Рынку поисковой оптимизации в этом году исполнилось около 13 лет. Срок уже довольно приличный. За эти 13 лет рынок прошел путь от мелких разрозненных компаний, до появления крупных компаний, предоставляющих полный комплекс услуг по Интернет-маркетингу, имеющих мощные инструменты автоматизации работ:
-достаточно развитые коммерческие отделы в крупных и средних компаниях
-широкий выбор для клиента услуг по продвижению сайтов: большое количество тарифных планов, возможность выбирать подрядчика с финансовыми гарантиями, возможность платить только по результату работ или фиксированную сумму и.т. п.
В исследовании приняло участие 436 респондентов. Среди респондентов:
-организации: 187;
-частные лица: 249
Объем рынка в 2011 году и доходы компаний и частных лиц:
объем рынка - количество потраченных клиентами на оптимизацию своих проектов денег в течение года (в том числе на платные методы продвижения). Под платными методами продвижения здесь подразумеваются только расходы на платные методы получения ссылок на продвигаемые проекты: приобретение ссылок через биржи и напрямую, приобретение ссылок «навсегда».
По экспертным оценкам в 2011 году действует 250-300 компаний и около 3000 частных лиц, среди компаний можно отметить 20-30 крупных.
По данным, указанным в анкетах частных лиц и организаций, получились следующие цифры:
-Средний годовой оборот компаний - 12,2 млн. рублей
-Средний годовой доход частных лиц - 3,7 млн. рублей
Компании и частные лица в среднем тратят на платные ссылки 39,5% бюджетов.
Примерный объем рынка поисковой оптимизации, учитывая затраты на платные методы продвижения, составляет 300 млн долларов. Без учета затрат на платные ссылки - 180-200 млн долларов.
Полезно будет проследить динамику роста количества игроков рынка с момента его возникновения, рисунок 7.
Проанализировав данные рисунка 2.2.06, можно сделать вывод, что активный рост числа игроков рынка начался примерно с 2007 года. В 2009 и 2010 году отмечается рост числа игроков рынка (преимущественно, за счет частных лиц). Число компаний же растет не такими быстрыми темпами. В 2011 году рост несколько замедлился, так за 2011 год на рынок вышло 11% из опрошенных нами компаний и 14% из опрошенных частных лиц. Более того, существенное усложнение технологий продвижения и рост конкуренции позволяет сделать вывод о том, что в 2011 году с рынка ушло часть фрилансеров, которые не выдержали конкуренции. Поэтому оценкам экспертов, количество игроков рынка в 2011 году составляет примерно 3300 человек и не сильно отличается от количества игроков прошлого года.
Число компаний, специализирующихся на оказании услуг по продвижению сайтов, постепенно растет и показано на рисунке 8. По оценкам экспертов, в 2011 году на рынке функционировало около 300 компаний, представляющих услуги по поисковой оптимизации. Причем кризисные явления и усложнение поисковых алгоритмов, по оценкам экспертов, менее влияет на устойчивость компаний. По данным экспертов в 2011 году из-за финансовых проблем и кризисных явлений с рынка ушло лишь несколько мелких компаний, остальные продолжили свое существование.
Анализ данных показывает, что объем рынка в денежном выражении растет довольно значительными темпами. Так, в 2006 году рынок вырос более чем в 2 раза, по сравнению с 2005 годом, в 2007 году рынок - на 43%, а в 2008 год - на 116%. В 2009 году рост продолжился, и объем рынка вырос по сравнению с 2008 годом на 39%.
Вероятно, в перспективе на рынке выживут технологичные компании, способные автоматизировать ряд рутинных процессов и, тем самым, сохранить рентабельность этого бизнеса и качество услуг.
Можно с уверенностью говорить о том, что выживут клиентоориентированные компании, которые берут не количеством, а качеством и индивидуально подходят к клиентам.
Крупные компании, с количеством клиентов, исчисляемым сотнями и тысячами, будут совершенствовать автоматизированные инструменты продвижения, но, скорее всего, текучка клиентов в этих компаниях сохранится. Что, впрочем, не помешает этим компаниям получать хорошую прибыль и развиваться быстрыми темпами.
Недостаток кадров в ближайшие 2-3 года сохранится. Особенно это будет касаться управленческих кадров и связанных с продажами специалистов.
Конкуренция между компаниями, скорее всего, будет расти. Вместе с тем, к услугам поискового маркетинга будет обращаться все больше компаний, в том числе по мере популяризации этой услуги и по мере выхода экономики из стадии стагнации.
Динамично развивающийся рынок интернет торговли составил по разным оценкам от 310 до 360 млрд. рублей с ростом в 30%. Важно отметить так же, большую долю этого рынка - 86 млрд. рублей с ростом в 45% демонстрирует такой сегмент, как продажа билетов на поезда и самолеты.
В действительности, из-за отсутствия статистического учета интернет торговли на государственном уровне, а так же большому количеству серых игроков, подсчет объема рынка осложнен и цифры могут различаться в зависимости от исследовательской группы. Наиболее усредненные абсолютные показатели объема рынка, а так же его распределение на сферы товаров и услуг показаны на рисунке 10. Данные основаны на результатах собственных оценок компании InSales. Более подробно методика исследования описана в конце отчета.
Суммарный оборот интернет-магазинов в России за 2011 год составил 244,6 млрд. рублей. В прошлом году суммарный оборот интернет-магазинов оценивался в 176 млрд. рублей. Таким образом, рост рынка составил 39%. По данным InSales, сейчас в России около 25 000 розничных интернет-магазинов.
В прошлом году этот показатель составлял 16 000. Рост составил 56%.
Таблица 1 - Топ-20 интернет-магазинов Рунета
#Адрес сайтаОборот, млрд. руб.КатегорияИзменение позиции по отношению к 20101utkonos.ru6,4Продукты питанияБез изменений2ozon.ru4,6КнигиБез изменений3komus.ru3,7Товары для офиса← +34quelle.ru2,5Одежда, обувь← +55utinet.ru2,4Компьютеры, ноутбуки, комплектующие+106svyaznoy.ru2,4Мобильные телефоны← +27kupivip.ru2,3Одежда, обувь↓ -48wildberries.ru2,3Одежда, обувь← +49biglion.ru2,2Групповые покупкиНовый10mvideo.ru2,2Электроника и Бытовая техника↓ -311holodilnik.ru2,1Электроника и бытовая техника↓ -712eldorado.ru2,0Электроника и бытовая техника↓ -113pleer.ru1,9Электроника и бытовая техника↓ -814exist.ru1,8Автозапчасти← +415otto.ru1,7Одежда, обувь↓ -516groupon.ru1,6Групповые покупкиНовый17laredoute.ru1,3Одежда, обувь↓ -418boutique.ru1,2Одежда, обувь↓ -419euroset.ru1,2Мобильные телефоныБез изменений20notik.ru1,2Компьютеры, ноутбуки, комплектующие↓ -4
Как видно из таблицы 1, лидеры рейтинга не поменяли свои позиции относительно результатов предыдущего года. По-прежнему самый крупный по обороту интернет-магазин в России - Утконос. Следом за ним идет Ozon, один из старейших крупных интернет-магазинов, который привлек в 2011 году инвестиции в размере $100 000 000.
По сравнению с прошлым годом лидеры рейтинга - категории «Электроника и бытовая техника», «Компьютеры, ноутбуки, комплектующие», «Одежда, обувь» - не поменяли своих позиций. Заметных перестановок также не произошло. Большинство категорий показали рост в 2011 году, но сегмент «Одежда, обувь» заметно приблизился к сегменту «Компьютеры, ноутбуки, комплектующие».
Во многом это произошло вследствие того, что крупные игроки проводили массовые рекламные кампании, агрессивно привлекая новых пользователей. Открылось большое количество интернет-магазинов в этом сегменте.
Средняя конверсия в большинстве сегментов колеблется в пределах от 0.5% до 5%. Исключение составляют «Продукты питания», с существенным вкладом в этот показатель магазина Утконос, и «Книги», с существенным вкладом магазина Озон.
Из этого рисунка хорошо видно, что при большом количестве заказов в категориях «Косметика и парфюмерия», «Лекарства», «Книги», «Групповые покупки» вследствие малого среднего чека эти категории проигрывают по обороту менее посещаемым категориям «Мебель», «Мобильные телефоны», «Компьютеры, ноутбуки, комплектующие» и другим.
Среди большого количества сегментов, некоторые представляют особый интерес с точки зрения роста и процессов, происходящих внутри сегмента. Специалисты InSales в 2011 году выделили следующие товарные категории:
-Одежда и обувь
-Групповые покупки
-Косметика и парфюмерия
-Зоотовары
Сегмент групповых покупок уверенно рос в 2011 году. Начавшийся в 2010 году бум скидочных сервисов продолжился и в 2011. Сразу два игрока этого сегмента, Biglion и Groupon, уверенно вошли в Топ-30 интернет-магазинов по оборотам.
Основными драйверами роста стали: региональное развитие компаний, а также крупные рекламные кампании, которые проводили лидеры. Кроме того, сильно вырос средний чек за счет привлечения партнеров с более дорогими услугами. Фактически стали продаваться услуги со скидкой, а не дешевые купоны со скидкой на услугу. Все сервисы сильно увеличили количество одновременно проводимых акций.
Интересно также то, что очень нишевый сегмент «Зоотовары» практически удвоился по оборотам по отношению к предыдущему году. Отчасти это вызвано тем, что магазин Утконос стал продавать эту категорию товаров как сопутствующую.
«Косметика и парфюмерия» показала хороший рост по итогам 2011 года. Впечатляющий рост - почти на 50%.
год можно считать годом одежды и обуви. Лидеры рынка как локомотив двигают этот сегмент в топ по оборотам. Следом за ними идет большое количество более мелких магазинов. Причем многие из них были запущены в 2011. Кроме того, сразу два новых игрока сегмента «Одежда, обувь» попали в топ магазинов по оборотам - это Sapato.ru и Lamoda.ru. Последний был запущен весной 2011 года. Отличный рост.
Также мы проанализировали степень монополизации каждого сегмента рынка. Для этого был рассчитан индекс Херфиндаля. Не вдаваясь в подробности, этот индекс показывает, насколько оборот в целом по сегменту сосредоточен вокруг крупных или распределен между мелкими игроками. Чем меньше показатель, тем более равномерно распределен оборот между всеми игроками по данному сегменту.
Методика исследования: основные показатели работы интернет-магазина - оборот, посещаемость, конверсия и средний чек.
Оборот, обозначим его как (О), мы получаем умножением посещаемости (П) на коэффициент конверсии (К) и на величину среднего чека (СЧ).
О = П х К х СЧ
Посещаемость проанализирована с помощью сервиса shopsrate.ru, который автоматически собирает данные по магазинам, добавленным в систему. На данный момент в базе около 7 000 интернет-магазинов. Анализ посещаемости производится специальным алгоритмом, который учитывает открытые источники (alexa.com, liveinternet.ru) и позволяет оценить посещаемость магазинов, у которых статистика закрыта для просмотра.
Значения коэффициента конверсии и среднего чека - результат многоступенчатой работы. На первом этапе «оценщики» проходили по базе магазинов shopsrate.ru и производили оценку этих показателей, исходя из представленного ассортимента на сайте, а также специальных правил. После шел второй этап - корректировка экспертами. Мы связались с представителями магазинов и известными профессионалами рынка. Также свои экспертные оценки по сегментам предоставило аналитическое агентство DataInsight. После чего значения конверсии и среднего чека были скорректированы. Для части магазинов - это реальные данные, представленные компаниями публично.
База интернет-магазинов была разбита на сегменты. Стоит уточнить, что деление в некоторых случаях неточно, так как успешные магазины начинают расширять ассортимент сопутствующими категориями. Например, аксессуары и подарки с большей вероятностью купят, не введя запрос «подарки» в Яндексе и перейдя в специализированный магазин, а получив письмо от крупного интернет-магазина одежды, в ассортименте которого к празднику уже заготовлены и подарки, и всевозможные аксессуары.
Некоторые магазины работают в нескольких сегментах. Для крупных игроков специалисты InSales учитывали долю в обороте того или иного сегмента при составлении рейтинга в отдельных категориях. В отличие от прошлогоднего исследования, не стало категории «Гипермаркет». Сегментировать весь спектр магазинов по нишам - непростая задача. Однако, было введено много категорий, которые с большой долей вероятности описывают реальное положение дел для магазинов.
Для каждой категории введены дополнительные коэффициенты, учитывающие влияние около 15 000 магазинов (так называемого «длинного хвоста»), не попавших в исследование. Большая часть исследованных магазинов представляют собой «лучшие магазины» по основным показателям: обороту и посещаемости. Эти магазины имеют хорошие позиции в выдаче поисковых систем. Многие из них прошли модерацию сервиса Яндекс. Маркет.
2.2 Интерактивный бизнес как практическое воплощение виртуальной экономики
Интерактивный бизнес - это бизнес, построенный на совместных действиях бизнес-процесса в лице бизнесмена и компьютера или другого автоматизированного средства связи по обмену информацией.
Прежде чем перейти к структуре интерактивного бизнеса, рассмотрим сущность и содержание бизнеса вообще.
Бизнес - это любой вид деятельности, приносящий прибыль или денежный доход (личный доход индивидуального предпринимателя, арендный доход, процентный доход и др.).
Бизнес означает предпринимательскую деятельность, под которой понимается инициативная деятельность граждан и их коллективных объединений (акционерное общество; общество с ограниченной ответственностью, полное товарищество, арендное предприятие, производственный кооператив и др.), направленная на получение прибыли и дохода и которая осуществляется от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица.
Понятие бизнеса намного шире, чем понятие коммерции. Термин коммерция в переводе с латинского языка на русский означает торговлю, т, е торговые операции. Бизнес кроме торговли включает в себя аренду со всеми ее формами, залог, страхование, финансовые операции и т.п. Структура бизнеса представлена на рис. 1. Бизнес базируется на следующих организационных принципах:
-Организация работы на получение прибыли или другого денежного дохода. Работа на прибыль есть цель любого бизнеса. Для эффективности этой целевой функции бизнеса необходимо постоянное изучение спроса потребителей на предлагаемый им продукт (товар, услугу, работу), рыночных условий продажи его, действий конкурентов и организация работы по удовлетворению покупательного спроса. Прибыль, полученная от продажи продукта, является источником финансирования расширенного воспроизводства и экономическим стимулом повышения эффективности бизнес-процесса.
-Использование нововведений. Бизнес всегда связан с функционированием определенного рынка или его сегмента, поскольку функционирование рынка является элементом существования бизнеса.
Под рынком понимаются социально-экономические условия реализации рыночного товара. Рынок функционирует под воздействием конкуренции и риска. Поэтому для успеха в бизнесе требуется правильно оценить своих конкурентов, проводить рациональную маркетинговую и ценовую политику, постоянно внедрять различные новшества: новые продукты, технологии, формы обслуживания покупателей, формы организации труда, производства и управления и др.
-Гибкость используемых форм организации бизнес-процесса. Работа бизнесмена на рынке всегда требует от него чутья времени. Бизнес-процесс протекает во времени. Время является важным фактором успеха в бизнесе. Для бизнесмена очень важно уловить время появления нежелательных тенденций в бизнес - процессе, снижение прибыльности бизнеса и др. Выявленные вовремя отрицательные факторы в предпринимательской деятельности дают основания для современного использования реижиниринга, ценовой и кадровой политики с целью повышения эффективности бизнеса.
-Оценка риска и прогнозирование рыночной ситуации. Любая деятельность на рынке протекает в условиях неопределенности хозяйственной ситуации. Эта ситуация довольно быстро может изменяться в зависимости от действий конкурентов, законодательно-правовых актов государства (изменение системы налогообложения, повышение размера пенсий и заработной платы и др.), политической и экономической обстановки в стране, действий природных сил и т.п. Поэтому любой бизнесмен должен уметь правильно спрогнозировать экономическую ситуацию, оценить предпринимательский риск, т.е. риск неполучения ожидаемых доходов от предпринимательской деятельности (ст. 933 ГК РФ). Предпринимательский риск можно застраховать. При этом по договору страхования может быть застрахован предпринимательский риск самого страхователя и только в его пользу. Нельзя заключить такой договор в пользу третьего лица. Страховая сумма не должна превышать страховую стоимость предпринимательского риска, равную сумме убытков от предпринимательской деятельности, которые страхователь, как можно ожидать, понес бы при наступлении страхового случая. Сегодня строится новая наука об управлении риском - математическая теория безопасности и риска. Данная теория используется между уровнем, на котором принимаются политические и стратегические решения, и уровнем разработки конкретных технических средств и систем. В качестве методической основы для создания этой теории используются новые подходы и идеи, появившиеся в нелинейной динамике (синергетике) и компьютерном моделировании. Математическая теория безопасности и риска уже привела к созданию теории самоорганизованной критичности, теории нормальных аварий, теории прогнозирующих нейросетей, теории динамического хаоса и др.
-Компьютеризация бизнеса. Бизнес конца ХХ в. для успешного и эффективного функционирования требует полной компьютеризации бизнес-процесса. Компьютеризация предпринимательской деятельности способствует быстрому и точному выполнению работы и является фактором экономии времени и средств.
Компьютеры не делают ошибок. Ошибки делаются человеком либо при вводе исходных данных, либо при составлении команд.
Функциями компьютера при бизнесе являются следующее:
-редактирование текста и его форматирование для создания оригинал-макета с помощью текстового редактора;
-мониторинг обрабатываемой информации путем вывода на экран дисплея;
-создание баз данных, например счета заказчиков, список конкурентов и т.п.;
-графическое представление информации, например при формировании чертежей, схем и т.п.;
-проведение стандартных расчетов с исходными данными;
-автоматизированные системы учета (бухгалтерского, складского и т.п.).
Обычный компьютер имеет следующую структурную схему (рисунке 17). Любой компьютер состоит из двух частей:
-периферийные устройства;
-вычислительное устройство.
Периферийные устройства предназначены для обслуживания вводимой и обрабатываемой информации. К ним относятся монитор (дисплей) и принтер.
Монитор в данном случае - это дисплей, или экран, на который выводится изображение. Принтер представляет внешнее печатающее устройство электронно-вычислительной машины, служащее для представления выводимой из нее информации в буквенно-цифровом виде.
Принтер бывает двух видов: локальный и сетевой. Локальный принтер представляет собой принтер, подключенный к компьютеру, на котором работает сам пользователь (т.е. работник). Сетевой принтер - это принтер, подключенный к какому-либо другому компьютеру. Каждый принтер имеет порт.
Порт принтера - это устройство, отвечающее за обмен данными между компьютером и принтером.
Вычислительное устройство состоит из накопителя данных, процессора, клавиатуры.
Накопитель данных - это дискетки и диски, на которых накапливается и хранится информация (база данных, программы), используемая затем процессором.
Процессор (от лат. processus - продвижение) - центральная часть цифровой вычислительной машины (компьютера), выполняющая заданные программой преобразования информации и осуществляющая управление всем вычислительным процессом и взаимодействием устройств вычислительной машины. Иначе говоря, это вычислитель без периферийного оборудования.
Существуют центральный процессор и микропроцессор. Центральный процессор обеспечивает общее функционирование компьютера, а именно ввод исходных (базовых) данных, выбор программ, обработку информации и вывод результатов обработки, управление периферийными устройствами и оперативной памятью. Микропроцессор представляет собой интегральную схему, аналогичную по своим функциям центральному процессору большой ЭВМ. Возможности микропроцессора меньше, чем у центрального процессора. Микропроцессор применяется в персональных компьютерах;
Клавиатура представляет собой устройство для осуществления ввода в компьютер информации и управляющих команд по ее обработке.
Наиболее существенными изменениями в, бизнесе в конце ХХ в. являются изменения в средствах производства и технологии. Чрезвычайно важным моментом является появление автоматизированных информационных технологий.
Информационная технология состоит из двух блоков:
-из базы других важных технологий (персональные и портативные компьютеры, сети коммуникаций и их средства, робототехника, распределенные базы данных);
-из способа, с помощью которого информация предлагается клиенту.
Характерной чертой современного бизнеса развитых стран является его способность фрондировать рынок. Фрондирование рынка (от англ. front - выходить на) - это операции по захвату рынка другого хозяйствующего субъекта или зарубежного рынка. Сегодня товар, представляющий повышенный интерес для потребителя, уже перестал быть локальным (местным) товарам. Он производится по всему миру.
Все это в конечном итоге стало причиной появления на рубеже
ХХ и XXI вв. интерактивного бизнеса.
Интерактивный бизнес характерен только для развитых стран, куда входит и Российская Федерация. Очень сомнительно, чтобы в ближайшие 50 лет этот бизнес пришел бы в бедные страны, ведь согласно исследованиям 30% населения Земли к началу XXI в. не имеют доступа электричеству. Неграмотных людей нельзя подключить к Интернету.
2.3 Трансформация электронной коммерции и ее форм
В рамках анализа рынка электронных платежей прежде всего необходимо рассмотреть некоторые тенденции развития, вовлеченности аудитории в использование этого инструмента оплаты и их предпочтения. Далее обзор основных игроков рынка, финансовые показатели и тенденции развития электронных платежей в будущем.
По данным ФОМ (Фонда «Общественное Мнение»), на апрель 2012 года, в интернете почти 10 млн. пользователей совершали покупку за последний месяц, а вовлечены в интернет торговлю 25% - это люди, которые выбирают товары в интернете, а потом их заказывают, используя телефон при заказе товара и наличные платежи при оплате. Интернет покупатели - это те, кто выбирает, заказывает и оплачивает товары через интернет, либо по средствам наличных платежей во время получения товара.
Основной рост людей, вовлеченных в интернет торговлю обеспечивается за счет малых городов - это города с населением 100 000 и менее жителей. Это закономерно, поскольку в этих населенных пунктах большинства товаров отсутствует в розничной торговле и для жителей покупки через интернет являются, своего рода, «спасительной палочкой».
Важно понимать, что речь идет именно о росте вовлеченности в интернет-торговлю, а не о суммарных или даже относительных показателях. И крупные города проигрывают в росте именно благодаря высоким значениям этих показателей. На рисунке 20 изображен рост вовлечения в интернет торговлю относительно других населенных пунктов с выборкой за предыдущие годы. Если посмотреть на способы оплаты товаров и услуг-то, как видно из рисунка 21, для оплаты услуг через интернет чаще всего используется удаленный способ оплаты - это пластиковые банковские карты, терминалы оплаты и непосредственно интернет деньги. Однако при оплате товаров до сих пор наличные средства занимают лидирующую позицию. Если посмотреть в сумме на оплату товаров и услуг - наличные платежи так же остаются на лидирующей позиции.
По данным экспертов к такого рода участником рынка, на сегодняшний день можно отнести до от 25 до 50% всех магазинов в российском интернете.
Абстрагируясь в агрегированные средства оплаты, можно выделить несколько ключевых её видов. Предоплатой в данном случае будем называть те способы оплаты, в которых пользователь сначала платит, а затем получает товар или услугу. К предоплате можно отнести:
-Оплату пластиковой банковской картой в интернете
-