Роль Всемирной паутины Интернет в процессе глобализации мировой экономики и его влияние на внешнеторговые связи Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    63,81 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль Всемирной паутины Интернет в процессе глобализации мировой экономики и его влияние на внешнеторговые связи Республики Беларусь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра международного бизнеса









КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Экономика и управление ВЭД

на тему: Роль Всемирной паутины Интернет в процессе глобализации мировой экономики и его влияние на внешнеторговые связи Республики Беларусь


Студентка ______________________ А.В. Высоцкая

ФМЭО, 5 курс, ЗАЗ-1 (подпись)

Руководитель ________________________________



МИНСК 2015

РЕФЕРАТ

Объект исследования - внешнеторговые связи Республики Беларусь.

Предмет исследования - особенности функционирования и развития внешнеторговых связей Республики Беларусь в условиях глобализации мировой экономики, а так же влияние на них Интернета.

Цель работы: раскрыть теоретические основы и тенденции глобализации мирового рынка, особенности его влияния на экономику отдельных стран на примере Республики Беларусь, определить роль всемирной сети Интернет в процессе глобализации.

Методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, позитивный и нормативный анализ, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод сочетания логического и исторического.

Исследования и разработки: проанализированы тенденции глобализации на современном этапе, степень воздействия сети Интернет на глобализацию мировой экономики

Элементы научной новизны: обобщены основные тенденции глобализации на современном этапе, определены факторы развития глобализации, рассмотрены основные причины и результаты воздействия сети Интернет на внешнеэкономические связи государств на примере Республики Беларусь

Область возможного практического применения: деятельность предприятий, участвующих в купле-продаже услуг посредством сети Интернет, в том числе их отделов бизнес-планирования и инвестиционного проектирования.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Глобализация как основная тенденция современного экономического развития

1.1 Понятие и факторы развития глобализации

1.2 Основные направления и показатели глобализации

2 Интернет как инструмент глобализации мировой экономики на современном этапе

2.1 Понятие Интернет и его связь с экономикой страны

2.2 Специфика экономических отношений в сети Интернет и их роль в экономике страны

3 Влияние Интернета на экономику Республики Беларусь на национальном и международном уровнях

Заключение

Список использованных источников

Введение

Современный мир переживает период глобализации во всех сферах общественной жизни. В этом процессе важную роль играет Интернет, притом роль его приобретает особо острый и противоречивый характер. Однако проблема влияния Интернета на глобализацию еще мало изучена. Сложность и многогранность темы требует анализа функционирования сети, проблемы развития которой обострились в последнее десятилетие в связи с глобальными последствиями экономических, политических и культурных преобразований. На основе комплексного подхода необходимо выявить и изучить тенденции развития сети, в связи понять с различными явлениями современности, повлиявшими на трансформацию общества. Глобальная информатизация развивается стремительно, лавинообразно и непредсказуемо, значительно опережая теоретическое осмысление ее последствий. Информационная революция ставит перед мировым сообществом множество вопросов социально-экономического характера.

Изучение тенденций развития глобализации в срезе влияния сети важно не только для адекватного понимания этого явления, оно также способствует выработке нового мировоззрения и приращению социального знания, а также возможность использования новейших технологий для достижения целей национальной экономики.

Интернет - это сеть, которая связывает между собой конкретные места с четко очерченными социальными, культурными, физическими и функциональными характеристиками. Некоторые из них - это коммутаторы, коммуникационные центры, играющие роль координаторов ради гладкого взаимодействия элементов, интегрированных в сети. На основе этих элементов сеть обеспечивает коммуникационные возможности взаимодействия различных личностей, предоставление различных ресурсов и связи для передачи информации на различные расстояния. Интернет стремительно разрастается и с каждым днем все больше и больше внедряется в различные сферы деятельности. Он реально влияет на повседневную жизнь: электронную коммерцию, информационный обмен, средства массовой информации и т.д. Интернет из отдельной страны выходит в мировое сообщество, поэтому проблемы, возникающие в этой стране, отражаются на обществе в целом. С развитием глобализации сеть испытывает различные изменения и приобретает новые формы существования, вырабатывает механизмы адаптации к кризисам и социальным потрясениям.

Необходимость рассмотрения данного феномена обусловлена, таким образом нарастающей волной глобализации, изменениями отношений между различными государствами, изменениями базовых ценностей.

1 Глобализация как основная тенденция современного экономического развития

1.1 Понятие и факторы развития глобализации


Глобализацией («globe» - земной шар) называют начавшийся в последние десятилетия прошлого века процесс возрастания взаимозависимости стран мира вследствие все более тесной интеграции (сращивания) их национальных рынков товаров, услуг и капиталов. Развитие международной торговли и рост иностранных инвестиций являются основными составляющими этого процесса, который включает в себя также развитие научно-технического и культурного сотрудничества между странами, миграцию трудовых ресурсов, развитие международного туризма и многие другие аспекты сближения народов разных стран. Если коротко - глобализация есть процесс интеграции национальных, региональных, отраслевых рынков в мировой.

Национальные экономики, благодаря природным различиям, взаимодействовали всегда, тем не менее, о процессах глобализации стали говорить лишь в конце прошлого XX века. Нужно было преодолеть определенный критический порог в транснациональной мобильности факторов производства, чтобы стало возможным анализировать суммарное (синергетическое) влияние интернационализации на национальные экономики. Впервые понятие глобализации было использовано в статье в «Гарольд бизнес ревью» Т. Левитта для обозначения слияния рынков отдельных товаров, производимых ТНК. Широко эксплуатировалось это понятие в книге К. Омэ (Гарвард). Однако в качестве одного их основных концептуальных построений термин «глобализация» использовал лишь в 1981 г. американский социолог Дж. Маклин, в 1985 г. - Р. Робертсон выносит его в название своей статьи, в которой дает подробное толкование. Проблема глобализации оказалась одной из самых обсуждаемых на рубеже тысячелетий. В то же время некоторые ученые считают, что глобализации придается гипертрофированное значение. Другие полагают, что начало глобализационных процессов относится к концу XV века, когда колонизация стала объединять разрозненные экономические системы, и предлагают рассматривать первую стадию глобализации как процесс установления и упрочнения господства европейского капитализма. Именно Европа на первой стадии глобализации рассеяла по всем континентам свои капиталы, свою технику, свои языки и своих выходцев. Нынешняя вторая стадия глобализации многими рассматривается как распространение американских ценностей.

Движущими силами глобализации являются следующие взаимосвязанные группы факторов:

Первый фактор - политика свободной торговли. Открытию национальных рынков товаров, услуг, капиталов и отчасти труда способствовали неолиберальные экономические теории, активно проводимые в экономическую практику правительствами развитых стран с помощью международных институтов, таких как: Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное в 1994 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Таким образом, процесс глобализации сознательно стимулируется и направляется и, в первую очередь, волей политических лидеров большой семерки. Отказ правительств от политики протекционизма привел к резкому росту международной торговли и трансграничного движения капиталов. Либерализация торгового режима распространялась сначала в отношении товарных рынков, потом - в отношении рынков услуг, капиталов, фондовых рынков. На очереди либерализация рынков труда. На путь либерализации внешнеэкономической деятельности становится все большее число стран. Если в 1947 г. ГАТТ подписали лишь 23 страны, то в настоящее время в ВТО состоит 153 государства, на которые приходится более 90 % мировой торговли[4].

Основные преимущества свободной, т.е. минимально связанной ограничениями международной торговли проистекают из упрощения выхода национальных производителей на мировые рынки товаров, услуг и капиталов. В результате экономика каждой отдельной страны, в том числе и Беларуси, с одной стороны получает возможность выиграть от участия в мировой системе разделения труда, а с другой - попадает в условия напряженной конкуренции, господствующей на мировых рынках. Глобализация позволит белорусским производителям специализироваться в тех отраслях, для развития которых в данный момент времени в стране имеются наиболее благоприятные условия, а конкуренция со стороны иностранных производителей заставит повышать качество продукции и снижать издержки производства. Все это, в конечном счете, приведет к повышению эффективности экономики страны, а потребители получат доступ к более широкому ассортименту товаров и услуг как внутреннего производства, так и импортных, по относительно более низким ценам.

Второй фактор - борьба за право владения и распределения ресурсами, и в первую очередь энергетическими (нефть, газ). Данный фактор всегда способствовал интернационализации экономики - войны всех времен и народов были, как правило, направлены на завладение ресурсами на территориях других народов.

Сеть нефте- и газопроводов, систем передачи электроэнергии, перекачивающих энергоресурсы из развивающихся в развитые страны, стала важным фактором глобализации. Потребление нефти в Европе превышает собственные достоверные запасы в 12 раз, у США - в 9 раз.

Забота об энергетической безопасности развитых стран, интересы энергетических корпораций (а это крупнейшие корпорации мира), интересы стран-поставщиков энергетических ресурсов и их объединений, в первую очередь ОПЕК, оказывают чрезвычайно важное влияние на глобальную экономику посредством как экономических, так и политических факторов.

Третий фактор - транснационализация производства. Политика свободной торговли, при сдерживающих миграцию рабочей силы ограничениях, привела к массовому перемещению части производств в регионы с дешевой рабочей силой, богатыми источниками сырья и ресурсов, или с высокой емкостью рынков сбыта. Данный процесс стимулировало ужесточение конкуренции на глобальных рынках, а также желание обойти барьеры и меры контроля. Рост конкуренции в свою очередь вызвал процесс слияний и поглощений в мировом масштабе, формирование транснациональных корпораций (ТНК) (термин ТНК используется для фирмы, которая действует в двух или более странах). Производство товаров и услуг ТНК растет намного быстрее, чем другие мировые экономические показатели. На зарубежные филиалы ТНК в настоящее время приходится одна треть мирового экспорта, ТНК получают две трети мировых прямых иностранных инвестиций. Вместе с тем законы свободного рынка не действуют внутри ТНК, где фактически реализуются принципы планового хозяйства, устанавливаются внутренние трансфертные цены, платежи типа роялти (за использование патента, интеллектуальной собственности), определяемые стратегией корпораций, а не рынком и позволяющие гибко управлять процессом налогообложения, выводя прибыль в оффшорные зоны, или в головные офисы, размещенные в развитых странах.

Четвертый фактор - снижение транспортных и коммуникационных издержек. Эффект от феномена отмирания расстояния усилен снижением веса ВВП, виртуализацией и интеллектуализацией ВВП. Благодаря глобальной сети Интернет, позволяющей дешево и мгновенно передавать огромные объемы деловой информации, изменились расстояния, мир сузился. Передовые технологии резко сократили транспортные, телекоммуникационные и расчетные издержки и облегчили глобальную интеграцию рынков. «Если информация о производственных системах, проблемах с продуктами, кризисах в отношениях с клиентами, а также другие важные новости бизнеса долетают с одного конца организации на другой в считанные минуты, а не ползут целыми днями, если руководители могут тратить на решение вопросов часы вместо дней, выигрыш для бизнеса оказывается огромным. Эта нынешняя реструктуризация процессов - самое фундаментальное изменение в экономике после перехода к массовому производству» [Б. Гейтс]. В итоге для предприятий стало возможным и даже выгодным размещать свои подразделения в разных странах, группы исследователей и проектировщиков получили возможность работать над одним проектом в разных частях мира, изготовляя компоненты там, где это обходится дешевле всего, а затем отправляя в места сборки с минимальными затратами, и в итоге выполнять индивидуальные заказы потребителей. Организованную таким образом деятельность стали называть электронной торговлей или электронным бизнесом.

Пятый фактор - интеллектуализация экономики. Ускорение научно-технического прогресса при высокой мобильности новых технологий и специалистов высокой квалификации привело к формированию «новой» экономики (сетевой экономики). Традиционно считалось - кто изобретает новые изделия, тот и производит их в течение начальных, самых прибыльных этапов жизненного цикла. В глобальном мире ситуация стала меняться - технологии новых продуктов перемещаются почти так же быстро, как капитал и естественные ресурсы.

Рост роли человеческого фактора в экономике знаний при растущей мобильности студентов, ученых также способствует глобализации. Известный в мире ученый-управленец Питер Друкер считает, что в XXI веке в выигрыше будут страны, которые сумеют достичь наиболее высокой производительности работников умственного труда.

Шестой фактор - национальная безопасность. Процессы глобализации ускорила идеология «холодной войны» - наступление в мировом масштабе коммунизма в послевоенное время интегрировало противостоящий ему капиталистический мир в первую очередь путем создания военного блока НАТО и интеграции военно-промышленных комплексов, включая поддерживаемые им научные разработки. Распад социалистического лагеря вызвал следующий этап глобализации - интеграцию большинства посткоммунистических стран в глобальный мир. Сегодня мы на пороге интеграции большинства стран мира в антитеррористическую компанию, движущими институтами которой будут НАТО, ОБСЕ.

Седьмой фактор - единое информационное пространство. Глобальное распространение информации, безусловно, демократизируют нашу жизнь, но, к сожалению, также унифицирует наши представления о мире, нашу культуру, наш язык, наши образовательные программы, наши потребительские вкусы. Вместе с тем единое информационное пространство, безусловно, упрощает интеграционные процессы, устраняет преграды на пути экономической интеграции. Очевидно, например, что выпускникам любой из сотен стандартных школ MBA из разных стран мира легче вести бизнес - переговоры, чем выпускникам SLOAN и Высшей партийной школы Советского союза.

Поэтому еще одна черта глобализации - унификация потребительских вкусов и стандартов жизни.

Восьмой фактор - интернационализация стандартов. Постепенное введение международных стандартов и правил типа ISO 9000, единых таможенных документов, транспортных накладных, финансовой отчетности способствовало международной торговле движению капитала. В Отчете Всемирного банка за 1999 - 2000 гг. Шахид Юсуф отметил: «Принятие единых правил в сфере регулирования банковских и финансовых операций было столь же значительным для развития торговли, как и создание всемирной паутины и введение международного стандарта товаров ISO 9000».

Девятый фактор - формирование мировой финансовой системы. Существует, по крайней мере, девять причин, обуславливающих процессы финансовой глобализации:

. рост мировой торговли товарами и услугами вызывает рост сопровождающих его денежных потоков;

. транснационализация производства требует адекватного роста прямых иностранных инвестиций (ПИИ);

. возможность мгновенно перемещать финансовую информацию при снижении трансакционных издержек;

. дерегулирование и либерализация правил перемещения капитала под воздействием неолиберальных экономических теорий;

. интернационализация банковских систем;

. интернационализация рынка корпоративных бумаг, акций;

. формирование сети оффшорных центров;

. режим плавающих курсов стал также мощнейшим стимулом финансовой глобализации;

. изобретение производных финансовых инструментов.

Десятый фактор - формирование международной финансовой инфраструктуры. Фьючерсные и опционные биржи в Нью-Йорке, Филадельфии, Чикаго, японский оффшорный рынок (Токио), восстановление статуса лондонского Сити.

Таким образом, можно утверждать, что глобализация является неотъемлемой частью процесса развития мирохозяйственных связей на современном этапе.

1.2 Основные направления и показатели глобализации


Глобализация экономической деятельности развивается по следующим основным направлениям:

международная торговля товарами, услугами, технологиями, объектами интеллектуальной собственности;

международное движение факторов производства (капитала в виде прямых иностранных инвестиций, рабочей силы в виде стихийных миграций неквалифицированных и малоквалифицированных рабочих и в виде «утечки умов»);

международные финансовые операции - кредиты (частные, государственные, международных организаций), основные ценные бумаги (акции, облигации и другие долговые обязательства), производные финансовые инструменты (фьючерсы, опционы и др.), валютные операции.

При этом соотношение как между этими тремя направлениями, так и разных форм в рамках каждого из них в последние годы существенно меняется.

Следует отметить, прежде всего, общую закономерность: все сферы международной экономики по темпам роста опережают темпы роста реального сектора, т.е. валового внутреннего продукта. Отсюда рост их удельного веса (их доли, или квот) в ВВП: это касается и торговли, и движения капитала, и финансовых операций.

Что касается прямых иностранных инвестиций, то их рост превосходит темпы роста международной торговли, в которой опережающими темпами увеличивается торговля услугами, технологиями, объектами интеллектуальной собственности.

Как и в других экономических явлениях, в данном случае речь идет о том, как измерить глобализацию экономической деятельности, как определить ее степень, динамику ее во времени.

Прежде всего, здесь нужно различать два вопроса. Первый из них - это параметры, по которым можно судить об уровне глобализации мировой экономики. Второй вопрос - это степень открытости экономики отдельной страны или группы стран, уровень ее или их участия в глобальных экономических процессах. При этом, однако, следует учитывать некоторые существенные обстоятельства и оговорки. Процессы глобализации развертываются, прежде всего, в промышленно развитых стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и в группе новых индустриальных стран. Развивающиеся страны участвуют в этом процессе в гораздо меньшей степени, а так называемые наименее развитые страны почти вовсе не участвуют в нем. В связи с этим средние общемировые показатели преуменьшают уровень и значение глобализации для одних стран и преувеличивают их для других. Поэтому представляется целесообразным рассматривать данное явление, прежде всего, применительно к развитым странам.

Так, на основе разветвленных межотраслевых связей (а чем выше уровень экономического развития страны, тем сложнее и многообразнее переплетающиеся цепочки этих связей) во внешнеэкономическую деятельность оказывается вовлеченной значительно большая часть национальной экономики, чем об этом можно судить только по экспортным квотам, основанным на прямом экспорте. То же самое относится и к прямым иностранным инвестициям. И экспорт, и импорт этих инвестиций обычно оказываются связанными и с внутренней инвестиционной активностью, необходимой для обслуживания иностранных (тем более смешанных) компаний в данной стране, либо в связи с деятельностью собственных компаний за рубежом. Во всех подобных случаях вступает в действие эффект так называемого мультипликатора, впервые описанный Дж. М. Кейнсом, в частности, внешнеторгового и инвестиционного мультипликатора. Такого рода мультипликатор, хотя и в специфических формах, действует и на финансовых рынках. Так, например, внешние кредитные операции банков стимулируют межбанковские операции на внутреннем рынке. Это же относится и к фондовым рынкам, международные и внутренние сегменты которых тесно связаны друг с другом. Что же касается валютных и внутренних денежных рынков отдельных стран, то в условиях свободной обратимости большинства валют они представляют, по существу, единые рынки. В силу всех этих обстоятельств глобализация экономической деятельности обычно захватывает не только какую-то обособленную часть национальной экономики, непосредственно вовлеченную в систему внешнеэкономических связей, но и гораздо более глубокие ее основы, пронизывает в большей или меньшей степени все или почти все слои экономической жизни. Это справедливо в первую очередь именно для развитых стран, где в отличие от многих развивающихся стран нет какого-то особого экспортного сектора, изолированного от остальной экономики, не связанной - ни прямо, ни косвенно - с внешним миром.

Отсюда вытекает, что выгоды и преимущества такой глобализации и интеграции никоим образом нельзя рассматривать лишь в виде одностороннего направления и движения, умаляя значение другого направления. Между тем именно это происходит, когда, например, экспорт в отличие от импорта признается безусловным благом, и меры по стимулированию экспорта сопровождаются ограничениями в области импорта, или когда проблемы международных кредитных отношений, прямых и портфельных инвестиций рассматриваются исключительно в свете привлечения иностранных ресурсов.

Показатели, характеризующие процесс глобализации

Следствием вступления развивающихся стран в мировое экономическое сообщество, как правило, является их ускоренный экономический рост. Экономической основой данного феномена во многом служит иностранный капитал, к которому эти страны получают относительно свободный доступ и который обеспечивает развитие национальной экономики этих стран. Кроме того, целенаправленность в специализации национальных экономик развивающихся стран, ставшей возможной благодаря мировому хозяйству, делает их экономически конкурентоспособными, а, следовательно, и эффективными. Именно эта причина заложена во все возрастающем стремлении развивающихся стран интегрироваться в те или иные международные экономические объединения. И такой процесс уже дает конкретные результаты.

По оценке Всемирного банка, глобализация мировой экономики привела в движение процесс перераспределения богатств от индустриальных государств в пользу развивающихся, в которых проживает 80% населения мира и вырабатывается лишь 18% мирового ВВП[11].

Экономический эффект, получаемый странами от участия в мировом хозяйстве, достигается за счет множества факторов. Выделим основные из них.

Во-первых, интеграция во всемирные экономические организации способствует углублению специализации данной страны и, как следствие, кооперации ее экономики. Эти факторы являются определяющими для роста производительности труда и повышения эффективности производства.

Во-вторых, страны-участницы пользуются преимущественным правом получать от стран-союзниц на самых льготных условиях необходимые для их развития экономические ресурсы. Это могут быть значительные инвестиции в экономику, приобретение новейших технологий, ранее недоступной информации и др. Известно, что результаты участия страны в мировом хозяйстве, активность ее деятельности в мировой экономике неоднозначны. Для определения итогов такого участия в мировой практике используется система показателей, среди которых центральное место занимает платежный баланс страны, состоящий из четырех балансовых групп: А, Б, С, Д.

А - баланс текущих операций, включающий:

) торговый баланс, сальдо которого представляет разность между экспортом и импортом товаров;

) баланс услуг, сальдо которого равно разности между экспортом и импортом технологических лицензий, инноваций, патентов, услуг международного туризма и страхования, транспорта, связи и др.;

) баланс процентных платежей, сальдо которого определяется как разность между платежами по национальным кредитам, размещенным в других странах, и выплатам процентов по заимствованному страной капиталу;

) баланс трансфертов, сальдо которого есть разность от частных и государственных платежей из-за границы и за рубеж. Сюда относятся прямые инвестиции, которые дают право контроля над фирмой, портфельные инвестиции, т.е. капиталы, вложенные в облигации, акции и другие ценные бумаги иностранными фирмами без права приобретения контрольного пакета акций.

Б - баланс движения долгосрочных капиталов. Его сальдо представляет разность между экспортом и импортом капиталов (инвестиций). Сюда относятся прямые и портфельные инвестиции.

С - баланс движения капитала. Его сальдо отражает результат всех международных сделок с активами (валютой, ценными бумагами). Положительное сальдо этого баланса свидетельствует о чистом притоке капитала в страну, а отрицательное - о чистом оттоке.

Д - баланс, представляющий группу статей, корректирующих ошибки в статистических данных по предыдущим разделам[12].

Для целей экономического анализа положения мира используется целый ряд показателей, характеризующих динамику и состояние мирохозяйственных связей. Основными из них являются национальный доход и валовой внутренний продукт (ВВП), выражающий конечный общий объем товаров и услуг, произведенных и реализованных на территории той или иной страны, независимо от национальной принадлежности функционирующих там предприятий за конкретный период времени. Показатель ВВП используется практически повсеместно для оценки общего экономического состояния государства, на основании чего нетрудно сделать вывод о его месте в системе мирохозяйственных связей, а также об отнесении его к категории развитых или развивающихся стран.

В отдельных государствах, как, например, в США, используется показатель валового национального продукта (ВНП), величина которого определяется вычетом из ВВП части стоимости произведенных товаров, и оказанных услуг от деятельности в данной стране иностранных граждан, а также суммированием доходов, получаемых гражданами данной страны за ее пределами. Как правило, разница в величинах ВВП и ВНП незначительны, и составляют не более 1% суммарного объема показателей[7].

Большая разница существует между величинами показателей реального и номинального ВВП, под которыми соответственно понимаются стоимостная оценка ВВП, выражаемая в неизменных (приведенных) ценах, либо выражаемая в текущих ценах, подверженных влиянию валютно-финансовых колебаний.

ВВП рассчитывается на основе системы национальных счетов с учетом результатов производства, использования произведенных продуктов и получаемым доходам.

С величиной ВВП тесно связан показатель национального дохода, определяемый вычетом из ВВП амортизационных отчислений и косвенных налогов, а также суммированием различного рода субсидий.

Для более точной оценки ВВП конкретных стран в национальных валютах производится сравнение покупательных способностей валют. Они показывают отклонения реальных соотношений цен от действующих валютных курсов. Подсчет совокупного ВВП мира производится в единой валюте - долларах США, что связано с особенностью уровней национальных валютных курсов в послевоенное время, когда после разгрома гитлеровской Германии наиболее твердой валютой оказался доллар. Таким образом, говоря о мировой экономике и положении конкретных стран в системе мирохозяйственных связей, общее заключение всегда базируется на оценки их ВВП.

Кроме платежного баланса и ВВП в международной практике в качестве показателей, характеризующих активность страны в мировом хозяйстве, используют такие показатели, как структура экспорта-импорта, объем, структура и динамика иностранных инвестиций и др.

Также исчисляется такой показатель, как индекс глобализации, который измеряет степень вовлеченности страны в глобальный процессы. Индекс глобализации определяется на основе четырех субиндексов: экономическая интеграция (внешняя торговля, ПИИ, портфельные инвестиции, приток инвестиций), человеческие контакты (международный туризм и работа за рубежом, международный телефонный трафик), технологические связи (число пользователей хостов, серверов интернет), политическая вовлеченность (членство в международных организациях, вклад в работу ООН, Совета Безопасности, правительственные контакты).

В Индексе 2012 г. были ранжированы 62 страны, которые дают 96 % мирового валового продукта и в которых проживает 84 % населения. Первое место заняла Ирландия, второе - Сингапур, третье - Швейцария[22].

Естественно, что одни и те же страны не могут занимать одинаковые позиции в группировках государств по признакам каждого из этих показателей. Например, США, Германия, Япония и Канада первенствуют по объемам ВВП и иностранным инвестициям другие страны, к примеру, Сингапур, Малайзия и Южная Корея могут опережать всех по результатам платежного баланса и по прочим показателям.

Поэтому на практике, при определении места каждой страны в табеле о рангах в мировой экономике, как правило, основываются лишь на данных об объеме ВВП, платежного баланса и резервов центрального банка страны.

Итак, глобализация на современном этапе характеризуется множеством различных факторов и направлений действия и затрагивает все сферы хозяйствования как на национальном уровне, так и на международном.

2 Интернет как инструмент глобализации мировой экономики на современном этапе


2.1 Понятие Интернет и его связь с экономикой страны

интернет глобализация экономика

В эпоху глобализации мировой экономики именно информация стала играть основополагающую роль в развитии хозяйственных систем, исходя из чего она рассматривается теперь не иначе как дополнительный фактор производства (наряду с природными ресурсами, материальным и человеческим капиталом). Фирмы, работающие в условиях современной экономики, имеют возможность создавать стоимость, добавляя информацию к продукту традиционной экономики. Американские экономисты М. Боскин и Л. Лау на основе своих исследований приходят к выводу, что технический прогресс в развитых индустриальных странах дает в среднем 40 % экономического роста (остальные 60 % приходятся на труд и капитал), при этом под техническим прогрессом понимают, в первую очередь, внедрение новых информационных технологий.

В свою очередь такая общедоступность информации и взрывной рост объемов ее производства были бы невозможны без массового внедрения в хозяйственную практику компьютеров и их объединения в сети. Высокие темпы прироста компьютерного парка, обеспечившие развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий, стали возможны вследствие закона Мура, согласно которому процессинговая мощность кремниевого чипа должна удваиваться каждые 18 месяцев. Это способствует снижению цен на компьютеры, снижению коммуникационных издержек и росту числа пользователей, подключенных к Всемирной Сети. Так, с начала 1980-х гг. до середины 1990-х гг. удельная цена единицы памяти компьютерного жесткого диска снизилась более чем в 2000 раз, хотя дополнительные технические возможности компьютерных систем расширились. В свою очередь, стоимость услуги по пересылке по почте 30 страниц текста на расстояние 5 000 км. снизилась за вторую половину XX века с $ 30 до 3 центов[3].

Наконец, сам компьютер как технологическая инновация был результатом естественного отбора институтов, который в долгосрочной перспективе обеспечивает победу - через оккупацию страны с менее эффективной экономикой более развитым в технологическом отношении государством, либо через естественное рыночное перераспределение экономических ресурсов и т.д. - тем из них, кто делает экономику максимально эффективной. Механизмом, обеспечивающим институциональный отбор, является конкуренция, развертывающаяся как между самими комплексами институциональных норм, так и между соответствующими экономическими системами.

Рисунок 1.1 - Конкурентный механизм совершенствования институтов

Иными словами, тот факт, что компьютер был изобретен во время Второй мировой войны в Великобритании, а наиболее массовое применение нашел затем в США, объясняется не только рыночным характером их экономик (более склонных к инновациям, нежели административно-командные), но еще и демократическим устройством политических систем этих стран и эффективностью их правовых систем.

В конечном счете, это привело к возникновению и развитию Интернета и Интернет-экономики, и теперь уже они становятся фактором совершенствования общественных институтов, популяризации концепции «электронного правительства», «кибердемократии» и т.д.

Основные этапы развития Интернета

Четких хронологических границ между различными этапами развития Интернета вообще и Интернет-экономики в частности практически не существует. Однако, можно условно выделить следующие качественно отличающиеся друг от друга периоды:

1)      Подготовительный (70-е - начало 90-х гг. XX века). Основная аудитория - академические круги, студенты, сотрудники высокотехнологичных компаний и финансово-кредитных учреждений. Частные сети, получившие широкое распространение в этот период были слишком дороги для мелких компаний и почти недостижимы для частных лиц и в основном использовались для электронного обмена данными (Electronic Data Interchange, т.е. пересылки файлов и сообщений электронной почты). Этап можно считать завершенным с появлением в марте 1993 года «Mosaic» - первого браузера, способного отображать не только текстовые, но и графические объекты. Уже на данном этапе развитию Интернета способствуют:

·        использование принципа «клиент-сервер»,

·        единые технические стандарты HTML (Hypertext Markup Language) и HTTP (Hypertext Transfer Protocol).

2)      Становление (1993 - 1997 гг. XX века). Интернет начинает активно коммерчески использоваться бизнес-сообществом и средствами массовой информации, приобретая массовую популярность среди офисных работников. Помимо всего прочего данный этап характеризуется:

·        «войной браузеров» («Netscape Navigator», занимавший поначалу 80 % рынка программного обеспечения для работы в Интернете, появился в октябре 1994 г., а «Microsoft Internet Explorer» - в августе 1995 г.),

·        появлением рубрификаторов и поисковых машин (наиболее успешной из которых оказался запущенный уже в конце 1998 года «Google»), упростивших поиск информации в Интернете.

3)      Коммерциализация Интернета (условно, начиная с 1997 года). Инвестиции в Интернет-проекты увеличиваются экспоненциально (бум доткомов), особенно после успешного IPO «Netscape Communications» 09.08.1995 г. (в 1998 г. компания была поглощена корпорацией «AOL»). Бурный рост электронной коммерции (e-commerce). Интернет начинает активно использоваться в быту, в т.ч. домохозяйками.

4)      Обобществление информации в Интернете (условно, начиная с 2000 года). В рамках Интернет-экономики активно развиваются нерыночные формы «экономики символического обмена»[7]. Происходит распространение пиринговых (peer-to-peer networks) и социальных сетей (первым наиболее известным P2P Интернет-проектом стала файлообменная система «Napster», запущенная в июле 1999 г.; «Facebook» начала работать в феврале 2004 г., хотя прообраз социальной сети «Одноклассники.ru» - американская социальная сеть «Classmates.com» действовала с 1995 г.).

5)      Переход к мобильному Интернету (условно, начиная с 2007 года). В Южной Корее в 2006 г. начала работать первая в мире сеть связи четвертого поколения «Mobile WiMAX», а в июне 2007 г. в США начались продажи «iPhone» («iPod» был на рынке с октября 2001 г.). По данным аналитической компании «J`son & Partners», в 2011 году количество пользователей мобильного широкополосного доступа в Интернет (ШПД) впервые превысило количество точек фиксированного доступа - 26 млн. против 22 млн.

Основные противоречия развития Интернет-экономики

Объективными препятствиями на пути дальнейшего развития Интернета вообще и Интернет-экономики в частности можно считать нижеследующие.

Во-первых, глобальность технологической основы Интернета противоречащая локальной природе физико-географических и институциональных основ традиционной экономики, с которой e-economy взаимосвязана (см. § III.1 данного учебно-методического пособия). Как пишет Брюс Когут [22], Интернет получил широкое распространение по всему миру, поскольку его возникновение совпало с глобализацией финансов, всемирной унификацией стандартов корпоративного управления и ростом международной торговли. Но при этом развитие Интернета шло в рамках институциональной среды, имевшей свои особенности в каждой конкретной стране, и влияние, которое Интернет на нее оказывал, не всегда отвечало интересам местных элит.

Во-вторых, отставание процесса внедрения нововведений (технических решений, систем управления, новых форм кооперации, новых стандартов потребления и коммуникаций) от производства инноваций, напрямую зависящих от развития информационной сферы экономики. Согласно логике Щедровицкого П.Г., в 2005 году мировая экономика столкнулась с «кризисом гуманитарных технологий, т.е. технологий переобучения, перенастройки сознания и мышления, формирования коллективных навыков управления и действий (кризисом перепроизводства инноваций). Новые изобретения и открытия появляются гораздо быстрее, чем люди могут их усваивать, быстрее, чем происходит смена и окупаемость технологических циклов, чем осваиваются способы подготовки к новым действиям и технологиям, чем социальные группы, профессиональные слои, и тем более консервативные институты образования могут освоить способы подготовки к этим новым действиям и технологиям. В результате инновации производятся, но их потребителем фактически может быть очень узкий слой населения в крупных городах»[33]. И действительно, мировой рынок информационно-коммуникационных технологий по темпу прироста обгоняет традиционные отрасли. То же можно сказать и об информационной составляющей экономики: полная смена программного обеспечения, информационной базы и необходимой деловой информации происходит каждые 2-3 года, объем услуг, предоставляемых через Интернет, удваивается каждые 100 дней [28]. Хазин М. и Григорьев О. по этому поводу пишут: «Практически все новые технологические революции, серьезно изменившие мировую экономику, действовали по одной и той же типовой схеме: … те отрасли, в которых появлялись принципиально новые продукты, предназначенные для потребительского рынка, дающие значительный рост прибыли, за достаточно короткое время путем тесного взаимодействия со старыми секторами переносили в них свои инновации. В результате образовывался новый целостный технологический уклад, обеспечивающий рост производительности и доходов практически во всей экономике (до следующего прорыва). Однако самая последняя революция, связанная с развитием информационных технологий, развивалась не так …. Главная … причина указанного феномена - гигантское различие характерного времени внедрения инноваций в новом и традиционном секторах экономики. Любая попытка перестроить промышленное производство в соответствии с новейшими разработками «информационных технологов» морально устаревает уже на стадии проектирования, поскольку за это время сменяется несколько поколений компьютеров, программных продуктов, существенно видоизменяется информационное поле и т.д. В результате не происходит «материального», технологического «привязывания» информационных и традиционных секторов экономики друг к другу, каждый развивается в своем направлении».

В-третьих, перепроизводство информации, ее избыточность, что может рассматриваться как один из «провалов рынка», приводящий к неэффективному распределению экономических ресурсов. Для справки: по подсчетам «IBM Enterprise Content Management», к 2013 году объем информации в мире достиг 988 экзабайт, при этом каждый день в мире появляется 15 петабайт новой информации. Это в 8 раз больше, чем во всех библиотеках США вместе взятых. Более того, большая часть информации, имеющейся в том же Интернете - это т.н. «розовый шум» (т.е. неоригинальные сведения, пересказ или дублирование уже написанного или сказанного ранее). В итоге, для изобретения чего-либо принципиально нового, экономически целесообразнее бывает провести исследования повторно вместо того, чтобы найти информацию об их результатах, даже если доподлинно известно, что такие исследования уже проводились.

В-четвертых, противоречие между динамикой оборачиваемости капитала в материальной и нематериальной форме. К примеру, время, требуемое для передачи капитала из одной точки планеты в другую, отличается на порядок - традиционным морским путем грузы из Азии в Европу доставляются в среднем за 30-35 дней, по железной дороге через Среднюю и Центральную Азию это теоретически можно сделать на 10-12 дней быстрее, тогда как информация (интеллектуальный, финансовый капитал) передается через Интернет за миллисекунды. Даже если сделать поправку на то, что любая проводка в мировой банковской системе осуществляется только после двойного подтверждения SWIFT-сообщения (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications - международная сеть на базе нескольких десятков региональных узлов и двух суперкомпьютеров, расположенных в секретных пунктах недалеко от Вашингтона и Амстердама, обрабатывающая ежегодно свыше 500 млн. платежных поручений по всему миру), максимальная задержка по времени перечисления безналичных средств составит 2-3 дня.

Наконец, неравномерное распределение цифровых благ и ресурсов, о котором можно судить по Рис. 7, показывающему относительную доступность информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в разных частях света.

Рисунок 1.2 - Распространенность ИКТ в разных регионах мира, имеющие доступ в процентах от общего населения

Первое противоречие, по мнению американского социолога С. Серно, может быть устранено одним из двух способов: «усилением власти глобальной элиты над все более обширным пространством или через развитие сетевой демократии». Про все последующие противоречия можно сказать, что едва ли не единственным путем их разрешения на сегодняшний день представляется кризисный. Дискутировать можно лишь о глубине и сроках очередного спада экономической активности.

Итак, информация в наше время не только приобрела свойства факторов производства, но и является одним из важнейших ресурсов для любого предприятия или страны в целом. Распространение информации посредством Сети Интернет приобрело глобальный характер, стирая границы для ведения бизнеса, преодолевая даже географически обусловленные сложности. Обобщая данные исследований, можно предположить, что Интернет является одним из важнейших инструментов глобализации.

2.2 Специфика экономических отношений в сети Интернет и их роль в экономике страны


Специфика экономических отношений, складывающихся в Интернете, в первую очередь обусловлена особенностями тех сетевых благ, которые производятся, распределяются/перераспределяются и обмениваются в Сети. Таковыми их микроэкономическими особенностями являются:

·        комплементарность (благо может использоваться потребителем только совместно с другими благами);

·        совместимость (следствие комплементарности, поскольку технически несовместимые блага не могут потребляться комплексно);

·        положительный сетевой внешний эффект (каждый дополнительный пользователь сети по закону Меткалфа увеличивает ее полезность для всех остальных);

·        специфический эффект экономии на масштабе.

Последняя особенность сетевых благ определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, эффект экономии на масштабе производства в сети проявляется нелинейно. Иными словами ожидается, что небольшие капиталовложения в производство традиционных благ должны принести небольшие прибыли, и чем больше капиталовложения, тем больше ожидаемая прибыль. В сети же небольшие вложения оказывают друг на друга мультипликативный эффект и ценность возрастает экспоненциально.

Во-вторых, эффект экономии на масштабе производства для традиционного блага является результатом деятельности одной крупной фирмы, сумевшей достичь его. В свою очередь в сети эффект масштаба тем существеннее, чем больше хозяйствующих субъектов (фирм, потребителей) участвует в производстве. Размер экономических агентов при этом не имеет значения.

Как следствие, на сетевые блага не распространяется закон убывающей предельной полезности, т.к. их ценность уже не связана с их редкостью - при возрастании объема производства и потребления сетевого блага его ценность растет. Однако, сетевой внешний эффект проявляется не сразу, а лишь после подключения к сети определенного количества пользователей, т.е. достижения ею размера, считающегося критической массой.

Прочие отличия традиционных экономических отношений от онлайновых кратко приводятся в Табл. 1.

Следует отдельно рассмотреть информацию как основной продукт, по-поводу которого складываются экономические отношения в Интернете. Помимо свойств сетевых благ, информация обладает свойствами общественных благ, т.к. ей присущи неисключаемость и несоперничество в потреблении. Мартин В. указывает в этой связи: «информация - это общественное благо в том смысле, что многие могут обладать одной и той же информацией одновременно, и при этом факт наличия информации у одного индивида не уменьшает степень обладания информацией для других».

Таблица 1.1 - Сравнительная характеристика традиционной и Интернет-экономики

Наименование характеристики

Традиционная экономика

Интернет-экономика

Форма продукта

Преимущественно материальная

Нематериальная

Природа экономических благ

Частные блага, ограничены, тиражируются с трудом

Общественные или клубные блага, неограничены, легкотиражируемые

Основные объекты экономических отношений

Вещи и права требования

Информация, сети

Суть отношений собственности

Отношения владения, распоряжения и пользования вещами

Отношения распространения и воспроизведения информации


Наряду со свойствами сетевых и общественных благ информации присущи еще несколько уникальных характеристик:

·        информация сверхмобильна, т.е. одновременно может находиться практически в любой точке пространства, не теряя при этом своих потребительских свойств;

·        продажа информации является односторонним актом, т.к. информацию нельзя забрать назад или выкупить;

·        проданная информация остается во владении продавца, т.е. привычного отчуждения блага не происходит;

·        информация быстро обесценивается, но при этом информационный продукт, в отличие от материального, подвержен только моральному виду износа;

·        ценность информации часто сложно определить, пока она не будет применена на практике, отсюда вытекает сложность измерения ее меновой стоимости.

Роль Интернета в экономике страны

Обобщенно говоря, роль Интернета в современной хозяйственно-экономической системе сводится, по словам Г. Воссена и С. Нэйджмана, к выполнению следующих функций:

·        постоянно пополняемая библиотека информации, доступ к которой человечество получает через поисковые машины и Интернет-порталы;

·        инфраструктурная платформа, на базе которой граждане и организации могут в настоящее время решать те или иные свои коммерческие задачи;

·        медиа-хранилище, где на безвозмездной основе хранятся сведения обо всем происходящем вокруг нас.

Так, исследование, проведенное компанией «Ericsson» совместно с консалтинговой компанией «Arthur D. Little» и Технологическим университетом Чалмерса, показывает, что распространение широкополосного доступа в Интернет (ШПД) ускоряет рост экономики в целом. Аналитики проанализировали влияние средней скорости как мобильного, так и фиксированного ШПД на квартальные показатели ВВП в 33 странах ОЭСР за 2008-2011 годы. Результаты исследования показали, что увеличение вдвое скорости широкополосного доступа в Интернет ведет к росту валового внутреннего продукта (ВВП) страны на 0,3%, а рост скорости в 4 раза выразится в приросте ВВП уже на 0,6%. Из проведенного годом ранее исследования «Ericsson» и «Arthur D. Little» также следовало, что рост проникновения ШПД на 10% приводит к увеличению ВВП страны на 1%. Похожие результаты были получены Р. Крендалом в соавторстве с В. Лером и Р. Литаном, которые обнаружили зависимость между удельной численностью широкополосных подключений к Интернету и темпами роста занятости в американской экономике в 2003-2005 гг. По расчетам исследователей увеличение уровня проникновения ШПД в каком-либо штате на 1 % приводило к годовому росту уровня занятости в этом регионе на 0,2-0,3 %. Кроме того, ученые подсчитали, что 1 % прироста уровня проникновения ШПД дает 0,025 % дополнительного прироста экономике, особенно в условиях развитой инфраструктуры. Наконец, недавнее исследование Н. Сзернича показало, что прирост на 10 % уровня проникновения ШПД дает прирост на 0,9-1,5 % среднедушевого экономического роста в годовом выражении[30].

Вместе с тем Интернет всего лишь объединяет в единую систему множество современных технологий. Разные типы и виды средств связи могут не только сосуществовать, но и взаимодействовать между собой в Сети, поэтому «Интернет-экономику не следует противопоставлять «старой» экономике, обслуживающей материальные потребности общества, хотя Интернет-экономика - это и самостоятельная новая экономика, ведущая к пересмотру основных экономических постулатов. Технологии формируют новую Интернет-экономику, которая основывается на знаниях, а не на расширяющемся потреблении невоспроизводимых ресурсов».

Необходимо, однако, заметить, что массовое внедрение информационно-коммуникационных технологий в хозяйственно-экономическую деятельность не привело к росту производительности труда и нормы прибыли в традиционных секторах экономики, равно как не изменились и сами промышленные технологии - поменялись только схемы управления и технологии сбыта. Если точнее, не произошло коренной модернизации производственных технологий, хотя отдельные качественные преобразования все же имели место. В частности, Д. Тапскотт выделяет порядка десяти изменений, которые отличают технологии Интернет-экономики от традиционных.

Таблица 1.2 - Изменения в технологиях по Д. Тапскотту

Признак

Старые технологии

Новые технологии

Сигнал

аналоговый

цифровой

Процессоры

традиционные на полупроводниках

микропроцессоры

Вычислительный комплекс

на основе большой ЭВМ

с архитектурой клиент-сервер

Пропускная способность

садовая тропинка

информационная магистраль

Устройства

устройства доступа без интеллекта

информационная бытовая аппаратура

Системы

специализированные

открытые

Сети

неинтеллектуальные

интеллектуальные

Разработка программ

на уровне ремесла

объектно-ориентированное программирование

Интерфейс

графический интерфейс пользователя

мультимедийный интерфейс


Хазин М. и Григорьев О. замечают в этой связи, что «помимо отсутствия необходимого для формирования целостного технологического уклада проникновения новой экономики в старую, первой не удалось в достаточной степени потеснить вторую и в сфере потребления. Основные потребности конкретных людей продолжает удовлетворять именно старая экономика. Более того, значительная часть тех, кто использует продукцию информационных секторов, по большому счету, может отказаться от этого без особого ущерба для себя. Поэтому новая экономика была вынуждена искать для себя иные приложения». На основании данного тезиса исследователи делают два вывода относительно места Интернет-экономики в современной экономической системе:

1)      основным покупателем продуктов Интернет-экономики является сама Интернет-экономика;

2) основным товаром Интернет-экономики являются новые механизмы продажи продукции традиционной экономики.

Таким образом, Интернет-экономика стала не просто ведущим средством глобализации, но и системообразующей частью мирового хозяйства. Интернет стимулирует экономический рост высокоразвитых государств и дает шанс для роста и интеграции в мировое хозяйство менее развитым странам.

3 Влияние Интернета на экономику Республики Беларусь на национальном и международном уровнях

Уровень проникновения интернета в Беларуси постоянно растет. К сожалению, массовых полевых исследований о белорусском интернете проводилось немного, выполнены они по совершенно различным методикам, отчего их результаты сильно разнятся.

Так, количество пользователей интернета в Беларуси в марте 2012 г. по данным иследовательской компании Gemius составило 4,29 млн человек, по данным Национального статистического комитета Беларуси в конце 2011 г. - 6,80 млн человек, а по данным ООН на тот же период - 32%, или 3,1 млн человек, считая население Беларуси равным 9,4 млн. В то же время по данным Национального статистического комитета в мае 2012 г. уровень проникновения интернета в Беларуси составил 39,6% населения.

Во-первых, быстрый рост уровня жизни белорусов, с одной стороны, и удешевление компьютерной техники, с другой, сделали персональные компьютеры по-настоящему доступными и положили началу массовому приобретению компьютеров предприятиями, а затем и населением. По данным Минстата РБ, если в 2000 году в Беларуси на 100 семей приходилось два компьютера, то уже в 2007-м - 26, причем в семьях с детьми до 18 лет - 40, а в мае 2012 г. - 46,4.

Во-вторых, плавное, но регулярное удешевление доступа в интернет уже к 2005-2006 гг. сделали доступ в интернет доступным подавляющему большинству населения и 100% предприятий, а примерно к 2009 году не осталось белорусов, которые не в состоянии себе позволить доступ в интернет, месячный тариф на который упал примерно до 5% размера среднемесячной пенсии. В настоящее время ввиду девальвации 2011 г. при сохранении цен практически неизменными стоимость доступа в интернет относительно доходов населения упала еще ниже.

В-третьих, трудно переоценить вхождение в нашу жизнь услуг мобильной связи. Удешевление услуги привело в мобильный мир миллионы белорусов, а практически все новые услуги операторов мобильной связи (GPRS, 3G, 4G, LTE и т.д.) основаны на мобильном интернете. По данным исследовательской компании Gemius, доля мобильных пользователей среди общего числа пользователей интернета в декабре 2011 г. составила 11,36%, но в последнее время ввиду вызванного льготной ценовой политикой операторов связи массового перехода абонентов мобильной связи на смартфоны она стала быстро увеличиваться. Так, в июле 2012 г. доля мобильных пользователей портала TUT.BY составила около 15%, в то время как годом ранее она находилась в целом в пределах 5%.

Перечисленные выше предпосылки начиная с 2000 г. позволили осуществиться следующим поворотным событиям, давшим старт вхождению Беларуси в информационное общество:

. Появление белорусских предприятий «новой экономики» (интернет-компаний), продукцией которых являются информационные услуги в чистом виде, предоставляемые через интернет: электронные торговые площадки, платежные системы, веб-сайты, порталы, электронная почта, информационно-поисковые системы, электронные каталоги (предприятий и организаций, экспортеров и т.п.), а также начало частичного перехода бизнеса предприятий традиционной экономики в электронную форму: электронные магазины, системы поддержки дилерских сетей и предварительного заказа продукции через интернет, корпоративные сайты, продажа билетов через интернет и т.д.

. Появление в Беларуси медиа, распространяемых исключительно через интернет: сайты новостных агентств, RSS-подписки, а также интернет-газеты в виде электронных почтовых рассылок (например, «Ежедневник»). В настоящее время ежедневные бумажные газеты как источник новостей прочно уступили свою роль новостным сайтам, получившим преимущество как из-за скорости появления новостей, так и благодаря более широкому спектру представленных в них мнений и точек зрения и возможности обмена мнениями о прочитанном с другими читателями, а также простоты обратной связи: темы для многих актуальных новостей все чаще присылаются в редакции сайтов самими читателями.

. Распространение самообслуживаемых web2.0-сервисов, контент которых формируется самими пользователями: форумы, блоги, чаты, личные сайты, сервисы знакомств, поиска работы, фото- и видеохостинги и т.п. Сервисы интернет-общения стали играть важную социально-коммуникативную функцию, позволяя пользователям не только распространять информацию, но и обсуждать ее. Следует также отметить особое место программы Skype, позволившей осуществлять междугородные и международные звонки бесплатно или за небольшие деньги в любые страны мира, а также проводить даже совещания и пресс-конференции в режиме реального времени, что, безусловно, является серьезным плюсом в ведении международного бизнеса.

. Появление услуги мобильного интернета, позволяющей белорусам пользоваться интернетом в любой точке Беларуси, а для самых обеспеченных - и в других странах мира. Данная услуга «отвязала» пользователей от «большого» компьютера и квартиры, позволяя потреблять интернет-услуги в той точке мира, где они находятся в данный момент, и с того технического устройства (ноутбука, мобильного телефона, планшета и т.д.), которое у них под рукой.

. Появление сайтов всех органов государственной власти и управления, а также подавляющего большинства предприятий, организаций, учреждений. Кроме того, интернет стал играть заметную роль в коммуникации как внутри предприятий, так и между ними, сделав ненужными или модифицировав целые пласты корпоративных коммуникаций: селекторные и производственные совещания, командировки, выставки, конференции семинары, тендеры и т.д. Их место полностью или частично заняли системы управления предприятием, видеоконференции, вебинары, электронные биржи и доски объявлений о товарах и услугах.

. Распространение интерактивного интернет-телевидения, так называемого IPTV, или TV on demand, когда пользователь имеет возможность смотреть любые телепрограммы по десяткам и сотням телеканалов в то время, которое для него удобно, преодолевая ограничения сетки вещания. Особенно преуспело во внедрении услуги IPTV РУП «Белтелеком», сообщив, что число абонентов сервиса ZALA на июль 2012 г. превысило 0,5 млн человек, притом люди стоят в очереди на подключение, и национальный оператор электросвязи не успевает обработать все заявки из-за высокого спроса на услугу. Учитывая, что телевизор обычно смотрит вся семья, легко прийти к выводу о том, что охват населения Беларуси услугами интернет-телевидения превышает 1 млн человек.

. Интересный социальный феномен являет собой наша отрасль программирования. Беларусь занимает 13-е место в мире по объемам оффшорного программирования, а 4 компании из ТОП-100 лучших софтверных компаний мира - белорусские. В феврале 2012 г. впервые в истории белорусская компания разместила акции на Нью-йоркской фондовой бирже, и это был не флагман материального производства, а частная компания EPAM Systems - крупнейший разработчик ПО в Центральной и Восточной Европе со штатом свыше 7000 ИТ-специалистов, большая часть которых живет и работает в Беларуси. Свыше 100 предприятий, входящих в Парк высоких технологий, экспортируют белорусское программное обеспечение на четверть миллиарда долларов, причем эта сумма почти целиком являет собой добавленную стоимость, т.к. материальные затраты в отрасли практически отсутствуют. Сегодня в Беларуси по разным оценкам трудятся около 30 тыс. программистов, тестировщиков, системных администраторов, системных аналитиков и других ИТ-специалистов, которые представляют собой все более заметный социальный феномен в силу своей приверженности интернету и свободной экономике с одной стороны и довольно высокой степени аполитичности с другой.

Причем в ближайшие годы и десятилетия белорусская ИТ-отрасль в силу многих причин будет только расти, расширяя свое влияние на другие слои общества и делая белорусскую экономику более соответствующей реалиям XXI века. Характерно, что эта отрасль почти полностью частная. Соответственно, царящие в ней новые экономические отношения могут привести и к сдвигу в экономических ценностных ориентациях многих белорусов и соответственно большей внутренней степени их демократичности.

Нередко интернет воспринимается как медиа. Действительно, интернет коренным образом изменяет способы доставки новостей читателям. Рост использования цифрового контента среди населения носит взрывной характер. В то же самое время тиражи большинства отечественных бумажных СМИ, особенно ежедневных, на протяжении последних 15 лет ежегодно падают на 10-15%, что, впрочем, отражает общемировую тенденцию: никому не нужны вчерашние новости. Да и весь мир стал меньше читать, но больше ездить и видеть жизнь своими глазами.

Таким образом, компьютеризация и интернет начали преображать жизнь белорусского общества. И хотя ежедневное использование компьютеров и интернета в быту и по-настоящему широкое использование интернета пока не стало настолько же массовым явлением, как, например, мобильная связь, стало возможно говорить о зарождении информационного общества в Беларуси. Как страна, которая только начинает использовать Интернет в достижении экономических целей и расширении международного сотрудничества, Республика Беларусь имеет возможность выстроить Интернет-экономику в выгодном для себя ключе, однако, нельзя не отметить необходимость государственного регулирования на начальных этапах развития, так как Интернет затрагивает не только экономические аспекты жизни, но и социально-культурные, политические.

Заключение

На основании проведенных исследований, можно сделать следующие выводы:

.        Глобализация является неотъемлемой частью процесса развития мирохозяйственных связей на современном этапе.

.        Глобализация на современном этапе характеризуется множеством различных факторов и направлений действия и затрагивает все сферы хозяйствования как на национальном уровне, так и на международном.

.        Информация в наше время не только приобрела свойства факторов производства, но и является одним из важнейших ресурсов для любого предприятия или страны в целом. Распространение информации посредством Сети Интернет приобрело глобальный характер, стирая границы для ведения бизнеса, преодолевая даже географически обусловленные сложности. Обобщая данные исследований, можно предположить, что Интернет является одним из важнейших инструментов глобализации.

.        Интернет-экономика стала не просто ведущим средством глобализации, но и системообразующей частью мирового хозяйства. Интернет стимулирует экономический рост высокоразвитых государств и дает шанс для роста и интеграции в мировое хозяйство менее развитым странам

.        Компьютеризация и Интернет начали преображать жизнь белорусского общества. И хотя ежедневное использование компьютеров и интернета в быту и по-настоящему широкое использование интернета пока не стало настолько же массовым явлением, как, например, мобильная связь, стало возможно говорить о зарождении информационного общества в Беларуси. Как страна, которая только начинает использовать Интернет в достижении экономических целей и расширении международного сотрудничества, Республика Беларусь имеет возможность выстроить Интернет-экономику в выгодном для себя ключе, однако, нельзя не отметить необходимость государственного регулирования на начальных этапах развития, так как Интернет затрагивает не только экономические аспекты жизни, но и социально-культурные, политические.

Необходимо отметить, что переоценить возможности сети Интернет в расширении международного сотрудничества довольно сложно, так как он предоставляет широкий спектр направлений, по которым можно вести бизнес, что немаловажно, сам процесс взаимодействия между компаниями или международными филиалами значительно ускоряется, что также дает субъектам хозяйствования дополнительные возможности для роста.

Список использованных источников

.        Балабанов, И.Т. Внешнеэкономические связи: Учеб. пособие / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 512с.

.        Белорусская модель социально-экономического устойчивого инновационного развития: формирование и пути реализации : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. : к 75-летию Ин-та экономики НАН Беларуси, Минск, 19-22 апр. 2006 г. / Белорус. гос. экон. ун-т ; науч.-ред. совет: М.В. Мясникович [и др.]. - Минск : Право и экономика, 2006. - 613 с.

.        Вводный курс по экономической теории : учеб. для лицеев экон. профиля / Г.П. Журавлева [и др.] ; под общ. ред. Г.П. Журавлевой. - М. : Инфра-М, 1997. - 363 с.

.        Верба, Е.В. Финансы внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования: учебн.-метод. пособие/ Е.В. Верба. - Минск.: ЗАО «Белбизнеспресс», 2003. - 230 с.

.        Владимирова, И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия / И.Г. Владимирова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № 3. - С. 97-111.

.        Войтович, А.И. Внешнеэкономическая деятельность: Курс лекций.- Минск.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003.- 223с.

.        Дегтярева, О.И. и др. Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие / О. И. Дегтярева, Т. Н. Полянова, С. В. Саркисов. - 3-е изд. - М.: Дело, 2002. - 315 с.

.        Итоги развития мировой торговли в 2009 году (по данным ВТО) // Ленинградская областная торгово-промышленная палата [Электронный ресурс]. - Режим доступа : #"justify">.Ковалев, М.М. Глобализация и проблемы участия в ней Беларуси / М.М. Ковалев // Белорусский государственный университет [Электронный ресурс]. - Режим доступа : #"justify">.Красникова, Е.В. Экономика переходного периода : учеб. пособие / Е.В. Красникова. - 3-е изд., стер. - М. : Омега-Л, 2008. - 341 с.

.        Лемешевский, И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект : курс лекций / И.М. Лемешевский. - 2-е изд., доп. и перераб. - Минск: Аинформ, 2007. - 544 с.

.        Лобкович, Э.И. Переходная экономика: сущность, особенности развития : науч.-метод. пособие / Э.И. Лобкович ; Белорус. гос. экон. ун-т. - Минск : БГЭУ, 2000. - 68 с.

.        Международные экономические отношения = International economic relations : учеб. для вузов / В.Е. Рыбалкин [и др.] ; под ред. В.Е. Рыбалкина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 605 с.

.        Мировая экономика : учеб. для вузов / В.В. Алексеев [и др.] ; под ред. А.С. Булатова ; Моск. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иност. дел Рос. Федерации. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Экономистъ, 2007. - 858 с.

.        Алехина, Г.В. Основы Интернет-экономики и электронного бизнеса / Г.В. Алехина. - Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М. 2004. - 99 с.

.        Бузгалин А.В. Человек, рынок и капитал в экономике XXI века / А.В. Бузгалин. - Вопросы экономики. - 2006. № 3. - С. 125-141

15.     Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / В.Л. Иноземцев. - М.: Логос, 2000.

16.    Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. / М. Кастельс. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с

.        Корнейчук Б.В. Информационная экономика / Б.В. Корнейчук. - СПб.: Питер, 2006. - 400 с.

.        Мельянцев В. Информационная революция - феномен "новой экономики" / В. Мельянцев. - Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - № 2.- С. 3-10.

19.     Стиглер Дж. Экономическая теория информации // Вехи экономической мысли. Теория фирмы. Т. 2. Под ред. В.М. Гальперина. - СПб.: Экономическая школа, 1999.

20.    Стрелец И.А. Сетевая экономика: учебник / И.А. Стрелец. - М.: Эксмо, 2006. - 208 с.

.        Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций / Т. Стюарт. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология; Под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999. - С. 373-400.

.        Сухарев О.С. Информационная экономика: аспекты развития // Финансы и кредит. - 2009. № 5. - С. 8-21.

.        Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество / Д. Тапскотт. - К.: "INT-press" - М.: "Релф-бук", 1999. - 432 с.

24.    Economic issues collection on "Economics of Networks" [Electronic resource]. - 2014. - Mode of access: http://www.stern.nyu.edu/networks/site.html. Date of access: 09.12.2014.

.        eMarketer - Market Research & Statistics: Internet Marketing, Advertising & Demographics [Electronic resource]. - 2014. - Mode of access: http://www.emarketer.com/. Date of access: 09.12.2014.

.        European Research Center for Information Systems [Electronic resource]. - 2014. - Mode of access: http://www.ercis.de/. Date of access: 09.12.2014.

.        Eurostat - Your key to European statistics [Electronic resource]. - 2014. - Mode of access: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/eurostat/home/. Date of access: 09.12.2014.

.        Internet World Stats - Usage and Population Statistics [Electronic resource]. - 2014. - Mode of access: http://www.internetworldstats.com/. Date of access: 09.12.2014.

.        Networks, Electronic Commerce and Telecommunications (NET) Institute [Electronic resource]. - 2014. - Mode of access: http://www.netinst.org/. Date of access: 09.12.2014.

.        New Economics Institute [Electronic resource]. - 2014. - Mode of access: http://neweconomicsinstitute.org/. Date of access: 09.12.2014.

.        Nielsen - online audience and consumer-generated media measurement and analysis [Electronic resource]. - 2014. - Mode of access: http://www.nielsen-online.com/intlpage.html. Date of access: 09.12.2014.

.        Norton Cybercrime Report / Symantec Corporation [Cupertino] [Electronic resource]. - 2014. - Mode of access: http://uk.norton.com/cybercrimereport/promo. Date of access: 09.12.2014.

.        Wikipedia - The Free Encyclopedia [Electronic resource]. - 2014. - Mode of access: http://www.wikipedia.org/. Date of access: 09.12.2014.

Похожие работы на - Роль Всемирной паутины Интернет в процессе глобализации мировой экономики и его влияние на внешнеторговые связи Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!