Социальный институт

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,64 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальный институт

1. Содержание понятия «социальный институт», процесс институционализации

Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся формы организации совместной деятельности людей. Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т.д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт», связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Процесс институционализации включает в себя ряд моментов. Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т.д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку специалистов, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т.д. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условий для их удовлетворения является первыми необходимыми моментами институционализации. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в определенное русло их стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом. Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интерна - ционализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернационализация индивидов всех социокультурных элементов, формирование на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации. Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т.д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т.д.).

Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе изложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты - это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе исполнения членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

2. Признаки, типология и функции социальных институтов

социальный гражданский общество институт

Высшей формой социальной связи являются социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение), образующие базовый элемент общества. Поэтому можно сказать, что общество - это совокупность социальных институтов и связей между ними. В понимании социального института нет теоретической определенности. Прежде всего, неясно отношение между «социальными системами» и «социальными институтами». В марксистской социологии их не различают, а Парсонс рассматривает социальные институты как регулятивный механизм социальных систем. Далее, неясно различие между социальными институтами и социальными организациями, которые часто отождествляют.

Понятие социального института пришло в социологию из юриспруденции. Там оно обозначает совокупность юридических норм, регулирующих правовую деятельность людей в какой-то сфере (семейной, экономической и т.п.). В социологии социальные институты - это (1) устойчивые комплексы социальных регуляторов (ценностей, норм, убеждений, санкций), они (2) контролируют системы статусов, ролей, способов поведения в различных сферах человеческой деятельности (3) существуют ради удовлетворения общественных потребностей и (4) возникают исторически в процессе проб и ошибок. Социальными институтами являются семья, собственность, торговля, образование и т. и. Рассмотрим перечисленные признаки.

Во-первых, социальные институты носят целесообразный характер, т.е. создаются для удовлетворения каких-тообщественных потребностей. Например, институт семьи служит для удовлетворения потребности людей в продолжении рода и социализации, экономические институты - для удовлетворения потребностей в производстве и распределении материальных благ, институты образования - для удовлетворения потребностей в знаниях и т.д.

Во-вторых, социальные институты включают в себя систему социальных статусов (прав и обязанностей) и ролей, в результате чего образуется иерархия. Например, в институте высшего образования таковыми являются статусы и роли ректоров, деканов, заведующих кафедрами, преподавателей, лаборантов и т.п. Статусам и ролям института соответствуют устойчивые, формализованные, разнообразные регуляторы социальных связей: идеология, ментальность, нормы (административные, правовые, моральные); формы морального, экономического, правового и т.п. стимулирования.

В-третьих, в социальном институте социальные статусы и роли людей выполняются в силу превращения в ценности и нормы, связанные с потребностями и интересами людей. «Только благодаря интернационализации институционализированных ценностей имеет место подлинная мотивационная интеграция поведения в социальной структуре: очень глубоко залегающие слои мотивации начинают работать на выполнение ролевых ожиданий», - пишет Т. Парсонс.

В-четвертых, социальные институты возникают исторически, как бы сами собой. Их никто не придумывает так, как изобретают технические и социальные блага. Это происходит потому, что общественная потребность, которую они должны удовлетворять, возникает и сознается не сразу, а также развивается. «Многим из своих величайших достижений человек обязан не сознательным устремлениям и, тем более, не преднамеренно скоординированным усилиям многих, а процессу, в котором индивидуум играет не вполне постижимую для самого себя роль. Они являются результатом соединения знаний, охватить которые один-единственный ум не в состоянии», - писал Хайек.

Социальные институты представляют собой своеобразные самоуправляющиеся системы, состоящие из трех взаимосвязанных частей. Исходную часть этих систем образует сеть согласованных статусов-ролей. Например, в семье это статусы-роли мужа, жены, детей. Их управляющую систему образуют, с одной стороны, потребности, ценности, нормы, убеждения, разделяемые участниками, а с другой стороны, общественное мнение, право, государство. Преобразовательная система социальных институтов включает согласованные действия людей, в которых проявляютсясоответствующие статусы и роли.

Социальные институты характеризуются набором институциональных признаков, отличающих эти формы социальной связи от других. К ним относятся: 1) материально-культурные признаки (например, квартира для семьи); 2 институциональная символика (печать, фирменный знак, герб и т.п.); 3) институциональные идеалы, ценности, нормы; 4) устав или кодекс поведения, фиксирующий идеалы, ценности, нормы; 5) идеология, объясняющую социальную среду с точки зрения данного социального института. Социальные институты - это и тип (общее) социальной связи людей, и ихконкретное (единичное) проявление, и система конкретных институтов. Например, институт семьи представляет собой и определенный тип социальной связи, и конкретную семью, и множество отдельных семей, находящихся между собой в социальных связях.

Важнейшей характеристикой социальных институтов являются их функции в общественной среде, состоящей из других социальных институтов. Основными функциями социальных институтов являются следующие: 1) стабильное удовлетворение потребностей людей, ради которых институты возникли; 2) сохранение устойчивости субъективных регуляторов (потребностей, ценностей, норм, убеждений); 3) определение прагматических (инструментальных) интересов, реализация которых ведет к производству благ, необходимых для удовлетворения соответствующих потребностей; 4) адаптация имеющихся в наличии средств к выбранным интересам; 5) интеграция людей в кооперативную связь вокруг выделенных интересов; 6) трансформация внешней среды в необходимые блага.

Важным структурообразующим элементом общества выступают социальные институты. Сам термин «институт» (от лат. institutum - установление, учреждение) был заимствован из юриспруденции, где он использовался для характеристики определенного комплекса юридических норм. В социологическую науку это понятие впервые ввел Г. Спенсер. Он полагал, что всякий социальный институт складывается как устойчивая структура «социальных действий».

В современной социологии существуют разные определения данного понятия. Так, российский социолог Ю. Левада определяет «социальный институт» как «нечто подобное органу в живом организме: это узел деятельности людей, сохраняющийся стабильным на протяжении определенного периода времени и обеспечивающий стабильность всей социальной системы». В западной социологии под социальным институтом чаше всего понимают устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

При всех различиях подобных определений обобщением может служить следующее: социальные институты - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить воспроизводство общественных отношений. надежность и регулярность удовлетворения основных потребностей общества. Благодаря социальным институтам достигаются стабильность и порядок в социуме, становится возможной предсказуемость поведения людей.

Существует множество социальных институтов, которые появляются в обществе как продукты социальной жизни. Процесс образования социального института, предполагающий определение и закрепление социальных норм, правил, статусов и ролей и приведение их в систему, способную удовлетворять социально значимые потребности, называется институционализацией.

-возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

-формирование общих целей;

-появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, реализуемого методом проб и ошибок;

-возникновение процедур, связанных с нормами и правилами;

-формализация норм, правил, процедур, т.е. их принятие и практическое применение;

-установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

-создание системы соответствующих статусов и ролей;

-организационное оформление возникшей институциональной структуры.

3. Гражданское общество и государство

Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования политической системы демократического типа является наличие гражданского общества. Гражданское общество характеризует всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощающую реальный уровень самоорганизации социума. Описываемое понятием «гражданское общество» состояние общественных связей и отношений является качественным показателем гражданской самодеятельности жителей той или иной страны, основным критерием разделения функций государства и общества в социальной сфере.

Реальная свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство, политическая власть господствует над обществом и его членами, а общество имеет безусловное первенство по отношению к государству. Переход к такому обществу - исторически длительный процесс, и он связан с формированием гражданского общества.

Между понятием «гражданское общество» и однопорядковым ему понятием «общество» есть не только очевидная взаимосвязь, но и весьма существенные различия. Общество как совокупность отношений между людьми становится гражданским лишь на определенной стадии своего развития зрелости, при определенных условиях. В этом плане за прилагательным «гражданское», несмотря на некоторую его неопределенность, стоит вполне конкретное и весьма емкое содержание. Категория гражданского общества отражает новое качественное состояние общества, основанное на развитых формах его самоорганизации и саморегуляции, на оптимальном сочетании публичных (государственно-общественных) и частных (индивидуально-личностных) интересов при определяющем значении последних и при безусловном признании в качестве высшей ценности такого общества человека, его прав и свобод. Поэтому гражданскому обществу противостоит не просто «не гражданское» общество, т.е. общество, не обладающее качествами гражданского, а общество насилия подавления личности, государственного тотального контроля за общественной и личной жизнью его членов.

Сам термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества, т.е. то, до чего «не доходят руки» государства. Оно возникает и изменяется в ходе естественноисторического развития как автономная, непосредственно не зависимая от государства сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью.

Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество - продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Для современного понимания гражданского общества недостаточно представление о нем лишь с позиции его противопоставления государственной власти и, соответственно, сфере реализации публичных интересов. Главным в современной, общедемократической концепции гражданского общества должно быть определение собственных качественных характеристик тех реальных общественных отношений, которые в системном единстве могут быть определены как современное гражданское общество.

Гражданское общество - это не просто некое объемное понятие, характеризующее определенную сферу общественных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это «область действия частных интересов» (Гегель). В то же время «гражданское общество» - это и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Государство не может, не в состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный для него образ гражданского общества.

Гражданское общество - это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Как продукт исторического развития человечества гражданское общество появляется в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая личность превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей.

Так как в руках у государства сосредоточена большая власть, то оно с помощью чиновников, армии, полиции, суда может легко подавить интересы социальных групп, классов и целого народа. История установления фашизма в Германии и Италии является ярким примером того, как государство поглощает общество, как происходит огосударствление его сфер, осуществляется всеобщий (тотальный) контроль над личностью.

В этом плане гражданское общество есть объективно сложившийся порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Данный порядок складывается на основе внутреннего содержания этих отношений, что превращает их в критерий «справедливости и меры свободы». Тем самым отношения, составляющие гражданское общество, обретают способность нести в себе определенные требования, нормативные модели поведения граждан, должностных лиц, государственных органов и государства в целом в соответствии с идеалами справедливости и свободы.

Повседневная жизнь индивидов, ее первичные формы составляют сферу гражданского общества. Однако многообразие повседневных потребностей и первичных форм их реализации требует согласования и интеграции устремлений индивидов и социальных групп для поддержания целостности и прогресса всего общества. Равновесие, взаимосвязь общественных, групповых и индивидуальных интересов осуществляет государство посредством управленческих функций. Следовательно, глобальное общество, т.е. всеохватывающая человеческая общность, состоит из гражданского общества и государства.

Гражданское общество и государство представляют собой социальные универсалии, идеальные типы, отражающие различные стороны и состояния жизни общества, противостоящие друг другу.

Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. По определению Ж-Л. Кермонна, «гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства».

Гражданское общество предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и делающие индивидуальный выбор. Напротив, государство представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур и примыкающих к ним политических партий, групп давления и т.д. Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно построить правовое демократическое государство, поскольку именно сознательные свободные граждане способны к рациональной организации человеческого общежития. Таким образом, если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису и упадку через создание условий для реализации прав и свобод автономной личности.

О гражданском обществе, так же как о правовом государстве, стали говорить лишь недавно. И не случайно: гражданское общество - это спутник правового государства. Точнее, право вое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество. Это понятие можно определить следующим образом.

Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (стремление к свободе, уважение права, морали, чувство долга, наличие собственности и др.)

Признаками (особенностями) гражданского общества являются следующие:

-высокое сознание людей;

-высокая материальная обеспеченность их на основе владения собственностью;

-широкие связи между членами общества;

-наличие подконтрольной государственной власти, преодолевшей отчуждение от общества. Носители такой власти - всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;

-децентрализация власти;

-передача части власти органам самоуправления;

-использование компромисса, согласования позиций в качестве основных способов решения конфликтов;

-развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;

-личность гражданского общества - это человек, ориентированный на созидание, духовность.

Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой - в основном различные общественные образования и общественные институты. Они обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов коллективов. Именно им под силу «давить» на государственную власть, с тем, чтобы заставить ее служить обществу.

В перечень подсистем гражданского общества могут быть включены:

-нации, национальные движения;

-классы, коалиции классов;

-политические партии; политические движения;

-массовые общественные движения (защитников окружающей среды, противников размещения ядерного оружия и т.п.); профсоюзы;

-религиозные организации;

-общественные организации (общество любителей пива, общество спасения на водах и т.п.);

-союзы или ассоциации (предпринимателей, банкиров, промышленников);

-общества потребителей;

-трудовые (научные, учебные, школьные и др.) коллективы;

-семья.

Функции элемента гражданского общества может выполнять и отдельная личность (например, А. Солженицын, А. Сахаров, Д. Лихачев и др.).

Становление гражданского общества - это непрерывный, бесконечный процесс, в котором одновременно цивилизуются и гражданин, и государство, и общество в целом. В этом процессе формируются более упорядоченные, менее конфликтные отношения.

Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Структуры гражданского общества способны оказать воздействие, прежде всего на правотворческую деятельность государства, критикуя законопроекты, внося в них дополнения, изменения или предлагая новые. Правоисполнительная деятельность государства также является полем активного влияния структур гражданского общества. Оценивая те или иные экономические мероприятия, проводимые правительством, партии или союзы предпринимателей или общества потребителей способны донести до сведения правительства интересы той или иной части электората и заставить правительство действовать в интересах граждан. Правоохранительная деятельность государства в меньшей степени подвержена воздействию со стороны структур гражданского общества по причине ее меньшей гласности. И, тем не менее, судебные дела, например, получившие огласку с помощью средств массовой информации, рассматриваются судебными органами более пристально и взвешенно.

Одним словом, гражданское общество - питательная среда правового государства - заставляет государственную власть умерить свои желания, подчиниться законам, ею принятым, и служить населению всей страны.

Список использованной литературы

1.Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. - М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. - 320 с.

.Андерсон Б., Бауэр О., Хрох М. и др. Нации и национализм. - М.: Праксис, 2002. - 416 с.

.Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. - М.: Логос-Альтера, Ессе Homo, 2003. - 272 с.

.Биллиг М. Нации и языки // Логос. - 2005. - В. 4 (49). - С. 60−86.

.Гринин Л.Е. Национализм и проблема национального суверените-та // История и математика: Процессы и модели / Под ред. С.Ю. Малкова, Л.Е. Гринина, А.В. Коротаева. С. 102-106.

.Гринфельд Л. Национализм. Пять путей к современности / Пер. с англ. Грингольц Т. и Вирозуба М. - М.: ПЕР СЭ, 2008.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!