Политическая наука как социальный институт

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,24 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Политическая наука как социальный институт

Введение

Политическая наука, зародившаяся еще в античные времена, рассматривает один из важнейших аспектов общественной жизни, который тесно переплетен со всеми социальными институтами и затрагивает в той или иной степени каждого.

Цель:

Выявить основные черты политической науки как социального института.

Задачи:

1)Рассмотреть предмет политической науки.

2)Определить подходы к изучению политологии как социальной науки.

)Исследовать функции и задачи политологии.

)Проследить взаимодействие политологии с другими социальными институтами.

)Проследить историю формирования и развития политической науки.

Актуальность:

В мире укрепляется роль политики как основной связи различных сторон жизни общества и многие события наделяются политическим характером, что ведет к всё большему влиянию оной на жизнедеятельность населения. Политология, как наука, изучающая политические явления, должна рассматривать их неразрывно от общества и его социальных институтов, так как каждое событие в политической жизни находит отражение и в других сферах.

В написании данной работы автором были использованы различные статьи, учебные пособия, словари и ресурсы интернета, которые позволили, рассмотрев различные определения, характеристики, классификации и взгляды на данную проблему, понять, в чем состоит суть политической науки как социального института. Больше всего автору в написании данной работы помогли статья М. Глотова «Социальный институт: определение, структура, классификация» и «Политология: учебное пособие в таблицах и схемах» Ф. Федошева, так как c их помощью автор смог разобраться в сути рассматриваемых предметов на начальном этапе написания работы.

Определение и характерные черты

Социальный институт является крайне размытым понятием, имеющим не один десяток определений, например, А.А. Грицанов дает такое определение: «Социальный институт - относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества». А Ян Щепаньский сводит определения социального института к четырем основным: «1) определенная группа лиц, осуществляющих совместную деятельность: 2) определенная организация людей, которая выполняет комплекс функций от имени всей группы; 3) учреждений и средств деятельности, которые регулируют поведение членов группы; 4) некоторые социальные роли, особенно важные для группы.»

Обычно социальные институты разделяют на 4 основные группы:

)Экономические институты (институты, связанные с производством благ и их распределением)

2)Институты стратификации (институты, связанные со взаимоотношениями различных социальных групп общества)

)Политические институты (институты, связанные с распределением политической власти в обществе)

)Духовные институты (институты, связанные с созданием и потреблением обществом духовных благ)

Все эти институты связаны между собой, и в совокупности отражают все стороны общественной жизни.

Несмотря на огромное количество определений, практически все дают социальному институту такую характеристику как устойчивость связей и организации. А раз он устойчив, значит должен иметь и определенную структуру. В отношении структуры, как и в отношении определения, нет однозначного определения. Социолог К.Панунзио видит структуру социальных институтов такой:

)Подсистема символических и утилитарных инструментов.

2)Подсистемы семейных, договорных и принудительных ассоциаций.

)Подсистемы нравов, правил жизни и обычаев.

)Подсистемы вер, идей и идеалов.

Рассмотрим институт семьи в структуре, предлагаемой Панунзио: первая подсистема проявляется в виде общей фамилии, штампа в паспорте, общего имущества и проч. ; второй тип подсистем сам по себе говорит об объединении, чем и является семья; третий тип выражен в брачной церемонии, определенных традициях распределения семейных обязанностей, которые в каждом социуме различны, но тем не менее имеются везде; последний тип это представления общества об идеальном устройстве семьи, взаимоотношении супругов, наличии определенного количества детей.

Роль социальных институтов в жизни общества

Функция социальных институтов в общественной жизни заключается в формировании определенных устойчивых взаимосвязей между членами социума и регулирование их поведения в обществе.

В предыдущем разделе было обозначено, что социальные институты затрагивают все стороны жизни общества. Следует рассмотреть этот вопрос более конкретно:

I Экономическая сфера.

Социальные институты, связанные с экономикой способствуют производству (фабрика, завод, корпорация), распределению (налог, торговля, рынок) благ, улучшению условий труда и его распределению (биржа труда, профсоюзы).

II Духовная сфера.

Духовные институты способствуют развитию духовных ценностей общества (мораль, религия), образованности населения (школы, институты), предоставлению различных духовных благ обществу (музеи, театры, религиозные учреждения).

III Социальная сфера.

Институты стратификации играют важную роль в разделении общества на различные социальные группы по профессиональному, расовому, гендерному и др. признакам, способствует взаимодействию между этими группами, разрешению конфликтов и споров, способствует достижению правопорядка в социуме.

IV Политическая сфера.

В данной работе эта сфера имеет наибольшее значение, так как политическая наука занимается изучением именно этого аспекта общественной жизни, деятельность этих институтов будет рассмотрена ниже более подробно.

Наука как социальный институт

Наука, благодаря своей просветительской деятельности способна регулировать поведение членов социума, а значит подходит под определение, данное Я. Щепаньским.

Как социальный институт наука стала рассматриваться только в XVI-XVII веках в Западной Европе, и это стало свидетельством ее определенных функций и значимости для общества. Выделение в отдельный социальный институт показало структурированность и закрепленность организации науки. К ее функциям относилась выработка научных знаний, их систематизация и обработка. Научная деятельность, система знаний, научные организации и учреждения стали рассматриваться как социальный институт науки.

В предыдущей главе была приведена структура социальных институтов, и даны элементы, общие для большинства социальных институтов. Рассмотрим науку в рамках данной структуры:

1)Наличие символических и утилитарных элементов: человек после получения определенного уровня образования получает аттестат/ диплом, который является символом того, что он обладает определенным уровнем знаний и умением эти знания использовать.

2)Наличие системы семейных, договорных и принудительных ассоциаций: обязательность определенного уровня образования для всех граждан страны, возможность на определенной договорной основе получения дополнительного образования.

3)Наличие определенных обычаев, нравов: в качестве нравственного элемента может выступать договоренность об экспериментах над животными и людьми (в биологических науках), определенные традиции в определении некоторых социальных, политических и прочих явлений, не поддающихся точной систематизации.

4)Наличие вер, идей и идеалов: ученые верят в силу науки и в то, что они изучают, многие из них в своих исследованиях руководствуются высшими идеалами и надеждами, что их деятельность принесет пользу миру и обществу.

Политическая наука

Политология-это наука о политике, ее субстанциональном, институциональном и функциональном выражении, о «технологии» политических процессов. Так как политология- это наука о властных взаимоотношениях в обществе, возникла она так же давно, как и сама власть в государстве. Основателем политической науки считается Аристотель, древнегреческий философ, живший в третьем веке до нашей эры. В его труде «Политика» было положено начало политической и социальной философии, политологии и теории управления.

Политическая наука изучает такие элементы общественной жизни, как политические режимы, партии, формы правления и другие связанные с политикой процессы и явления. Зачем же следует все это изучать и в чем смысл политологии как науки? Значение политической науки заключается прежде всего в объяснении основных процессов, протекающих в государстве, поиск закономерностей в политических явлениях и их отражении на жизни общества в целом и отдельных социальных групп и личностей в отдельности.

Основные функции политики:

)Прогностическая, заключающаяся в предположении перспектив развития общества и создании моделей будущего состояния политической системы, экономики, социальной стратификации и др. При этом происходит прогнозирование как положительных, так и отрицательных результатов политических явлений.

2)Интегрирующая, целью которой является поддержание целостности политической системы, путем формирования политического сознания и поведения социума.

)Мобилизационно-организаторская, заключающаяся в мобилизации ресурсов для быстрого решения социальных, экономических и других задач, стоящих перед обществом.

)Идеологическая, формирующая определенные идеалы общества, отвечающая на вопросы «К какому обществу мы стремимся?», «Какое общество мы имеем сейчас?». Эти идеалы должны мотивировать людей на созидательную деятельность.

)Воспитательная, нацеленная на социализацию граждан, их активное участие в политической жизни государства.

)Инновационная, отвечающая за творческое исследование политики, создание теорий и моделей, нахождение новых путей решения существующих проблем. Политическая наука, опираясь на уже имеющийся опыт, должна создавать предпосылки для формирования лучшего общества.

Вместе с развитием политических взаимоотношений в обществе, развивалась и политическая наука: формировались новые подходы, создавались теории. Сейчас существует множество подходов к рассмотрению политологии, основные:

) Директивный подход

) Функциональный подход

) Коммуникативный подход

) Институциональный подход

В директивном подходе политика рассматривается как отношения по поводу власти. То есть общественные отношения тогда будут считаться политически, когда они каким-либо образом связаны с перераспределением власти или используют властные механизмы.

В функциональном подходе политика- деятельность по управлению обществом. Роль политики в рамках данного подхода - сохранение целостности общества и его структур.

Коммуникативный подход, предложенный Аристотелем, считается наиболее древним. В рамках этого подхода политику рассматривают как высшую форму взаимодействия людей, а государство как всеобъемлющую форму социальной связи.

Институциональный подход к изучению политологии уделяет основное внимание устойчивым формам проявления политики - политическим институтам. Политика в рамках данного подхода рассматривается как способ взаимодействия общества с государством через общественные институты.

Политическая наука затрагивает жизнь не только внутри государства, но и положение стран на мировой арене. Мировая политика возникла недавно, как следствие первой мировой войны, которая вынудила общественность выступать против секретных договоров и требовать доступности информации. Это привело к мысли, что мировая политика может быть оставлена профессиональными дипломатами.

Карр в своей статье исследует различные взгляды на политическую науку. Он выделяет два основных подхода к рассмотрению политической науки: утопизм и реализм. Утописты видят роли политологии в выработке такого пути развития государства, которое позволит достичь идеального, по их мнению, устройства оного. В своей деятельности они опираются на разрабатываемые ими теории и моральные ценности общества. Реалисты же действуют опираясь на опыт и видят роль политической науки в объяснении и прогнозировании политических событий. Однако настоящая политика находится между утопизмом и реализмом и заключается в умении совмещать стремление к идеалу и опору на имеющийся опыт.

III Связь политической науки с общественной жизнью.

Политическая структура государства прямо или косвенно влияет на все сферы общественной жизни, так же, как и они влияют на протекание политических явлений в государстве и на мировом уровне.

Экономика

Это одна сторона взаимодействия, однако политика, определяясь экономикой, обладает достаточной самостоятельностью и способна оказывать обратное воздействие на экономику. Ф.Энгельс писал, что воздействие политики на экономику «может быть троякого рода. Она может действовать в том же направлении - тогда развитие идет быстрее; она может действовать против экономического развития -тогда в настоящее время у каждого крупного народа она терпит крах через известный промежуток времени, или она может ставить экономическому развитию в определенных направлениях преграды и толкать его в других направлениях. Этот случай сводится в конце концов к одному из предыдущих. Однако, ясно, что во втором и третьем случаях политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред и может вызвать растрату сил и материалов в массовом количестве».

Политика оказывает воздействие на экономику путем решения основных экономических проблем, успешность чего зависит от того, кем они решаются. Если проблема решается с опорой на оценку социальных сил, выражающих объективные потребности исторического развития, то общество будет относительно быстро справляться с трудностями. В том же случае, когда проблема решается с учетом оценки и анализа, данных группой людей, преследующих свои экономические интересы, проблема может долго оставаться нерешенной и привести к возникновению новых трудностей.

Сейчас в России происходит формирование новой науки, целью которой является анализ взаимодействия бизнеса с государством и влияние этого взаимодействия на жизнь общества. Эта наука называется экономическая политология. В России необходимость этой науки стала очевидной в 1990-ых, когда общество увидело, насколько велико может быть влияние бизнеса в государстве и насколько конфликтными могут быть отношения между государством и экономической элитой. В 2005 году в МГИМО возникла идея о создании Отделения экономической политологии, на котором студентов учили бы анализировать отношения в «треугольнике» бизнес-власть-общество. Так же изучением данной проблемы занимаются в «Высшей школе экономики». Подходы к изучению экономической политологии в этих учреждениях разные: в МГИМО она носит более прикладной характер и основывается на практическом опыте, а в ВШЭ имеет место акцент на изучение западных экономических теорий и выявление в них тех аспектов, которые могут помочь в понимании политических явлений.

социальный институт политология наука

Идеология

Термин «идеология» в 1796 году ввел французский ученый А. Дестют де Траси и определил как науку об идеях. Однако с момента введения термина, его определение претерпело ряд изменений, вот одно из определений: Идеология-это система взглядов, идей, выражающих коренные интересы больших общественных групп: народов, классов, обществ, социальных движений.

И политика и идеология универсальны и способны проникать во все сферы общественной жизни и человеческой мысли, но так же и сочетаются между собой. В случаях слабости политики, нехватки идей и решений, политика может быть замещена идеологией, которая в подобной ситуации замещает и подчиняет себе политику.

В естественном состоянии политика и идеология соединяются в единый политико-идеологический комплекс. Политика по своей сути идейна, так как ставит перед собой определенные идеалы и цели, исходя из которых и ведет свою деятельность. Однако политика не должна стать чересчур подвержена идеологии, потому что в данном случае политика будет не способна решать насущные проблемы общества, а будет направлять все свои устремления и ресурсы на достижение поставленной цели.

Любая политика должна иметь определенный теоретический базис, вытекающий из идеологии. Именно этот базис определяет цели развития общества, выбирает социальные силы, на которые опирается политическая власть.

Политическая идеология является формой выражения политических знаний и идей. Основные функции политической идеологии:

)Ориентационная: задает цели, к которым следует стремиться и пути достижения этих целей.

2)Мобилизационная, дающая своим последователям определенную установку на политическую активность.

)Интегрирующая: выступает как объединяющий фактор общества, сдерживающий индивидуальные интересы.

Существует множество политических идеологий, основные это либерализм, консерватизм, социал-демократизм, фашизм, социализм и анархизм.

I Либерализм

Либерализм возник как идеология в XVII-XIX веках в Европе во время борьбы буржуазии против феодального монархического абсолютизма. У истоков итой политической идеологии стояли Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А. Смит, И. Кант и другие.

Либерализм основывается на естественных правах людей на жизнь, свободу совести и правом на частную собственность. Характерные черты либерализма:

)Индивидуализм- интересы личности превыше всего.

2)Свобода- главная ценность и единственное чем она может быть ограничена это свободой другого человека.

)Разум- рациональность ставится выше эмоций.

)Равноправие- у всех есть одинаковые права и свободы в гражданском, политическом и экономическом плане, однако это не означает равенство доходов и социального уровня.

)Толерантность- терпимое отношение к другим взглядам, религиям, расам и пр.

)Согласие- политические взаимоотношения и взаимоотношения между социальными группами должны основываться на взаимных договоренностях, а не на насилии.

)Верховенство закона- закон одинаков и обязателен для всех.

II Консерватизм.

Консерватизм начал формироваться как реакция на Великую Французскую Революцию и стал противопоставляться либерализму. Консерваторы отстаивают сохранение уже существующих традиций и институтов, непринятие радикальных реформ. У истоков консерватизма стоят Э. Бёрк, Ричард Хукер, Жозеф де Местр, Клемент Меттерних и другие.

Основные принципы консерватизма:

)Традиционность- уважение традиций, нравов, прошлого, как основ стабильности в государстве.

2)Несовершенство человека- по мнению консерваторов, человек несовершенен и лишь жесткий социальный контроль может с этим бороться.

)Иерархичность- неравенство людей из-за большого количества статусов и позиций.

)Порядок- государство для общего блага должно поддерживать жесткий порядок в обществе.

)Приоритет государственных интересов над интересами индивида.

)Постепенность и плавность процесса социального реформирования.

III Фашизм

Идеология фашизма сформировалась в период между первой и второй Мировыми Войнами в Италии под предводительством Бенито Муссолини. Крайне правая идеология с уклоном в милитаризм, культ личности, тоталитаризм и идеи национального превосходства. Нередко под термином фашизм так же подразумевают нацизм в Германии, зародившийся так же в период между Мировыми Войнами.

Характерные черты фашизма:

)Антикоммунизм- совокупность политических доктрин, направленная против идей, политических течений и идеологий коммунизма, а так же методов правления используемых в социалистических странах.

2)Традиционализм- опыт ставится выше разума, консервативно-реакционные и контрреволюционные идеи.

)Национализм- идея расового превосходства.

)Этатизм- пропаганда максимально возможного подсинение интересов граждан и социальных групп интересам государства.

)Милитаризм- идея, оправдывающая постоянное наращивание военной мощи и применение силы при решении внешних и внутренних конфликтов.

)Вождизм- наречение одного человека абсолютным лидером в государстве.

IV Социализм

Наибольший размах социалистическая идеология получила в XX вере, после того, как в середине XIX столетия Карл Маркс создал теорию марксизма.

Характерными чертами социализма являются:

)Равенство- социальное неравенство, вызванное неравенством доходов и другими факторами, должно быть полностью устранено.

2)Приоритет общества- каждый индивид зависит от общества, а значит благополучие общества является приоритетными, потому что без этого невозможно благополучие граждан.

)Коллективизм- коллективная деятельность важнее и продуктивнее деятельности отдельных индивидов.

)Общественная собственность- так как частная собственность есть источник неравенства людей, она должна быть заменена на общественную.

)Массовость- стремление к созданию бесклассового общества.

)Плановое хозяйство- введение командно-административной экономической модели.

V Анархизм

Первым человеком, открыто называвшим себя анархистом был Пьер Жозеф Прудон, живший в XIX веке. Его принято считать основоположником современного анархизма. Анархизм- это политическая идеология, не признающая власти человека над человеком и считающая любое государство актом насилия по отношению к его гражданам.

Характерные черты анархизма:

)Отсутствие власти- признание любой власти насилием.

2)Свобода ассоциаций- в анархическом обществе возможны любые объединения людей, служащие удовлетворению их интересов.

)Взаимопомощь- признание коллективного труда более эффективным, нежели труд одного индивида.

)Равенство- отсутствие какой бы то, не было иерархии в обществе.

Помимо этих идеологий есть еще множество, например, феминизм и энваироментализм, однако они распространены намного меньше, нежели описанные выше.

Право

Право-совокупность правил поведения, установленных государственной властью, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу.

Анализ политики невозможно проводить, без анализа ее взаимодействий с правом. Взаимодействия политики и права очень многосторонни: с одной стороны политика регулирует правовые нормы и делает их общеобязательными, с другой стороны власть в демократическом обществе и сама должна подчиняться тем нормам права, которые она установила.

Несмотря на сильную взаимозависимость права и политики, между ними существует ряд отличий:

) Основным отличием права и политики является то, что право- это совокупность норм, актов и законов, а политика- это стратегия и тактика поведения людей и воздействие властных структур на общество не только через правовой аппарат, но и через другие рычаги давления, такие как силовые, идеологические и материальные.

) Существует различие в широте охвата понятий, политика охватывает не только политическую сферу, но так же распространяется на любые вопросы общественной жизни. Политика есть практически везде, где есть право, а право далеко не всегда проявляется в политических явлениях.

) Политика способна к быстрым изменениям, право же меняется крайне медленно. Право является достаточно «устойчивой» сферой общественной жизни, а политика более непостоянно и как следствие гибка и противоречива. Основные пути взаимодействия между политикой и правом:

)Право подчинено политике (наблюдается в тоталитарных и авторитарных странах или во время революционных движений

2)Абсолютизация права, переоценка его возможностей

)Разумное взаимодействие права и политики.

Гармоничное взаимодействие этих сфер общественной жизни очень благодатно воздействует на общество и может служить основой для создания по-настоящему демократического государства.

История политической науки

История политической науки уходит во времена древности, когда политическая мысль выражалась в мифологической форме и власть рассматривалась как воля божья. К этому историческому периоду относится деятельность Хаммурапи, Конфуция и ряда других государственных деятелей Древнего Востока.

В античные времена вопросами политики занимались такие мыслители как Аристотель, Платон, Цицерон и другие. В их работах политическая наука была представлена только как часть экономической, духовной и правовой подсистем общества. Однако уже происходит отделение политологии от влияния мифологии.

Становление политической науки как самостоятельной научной дисциплины стало возможным благодаря ее отделению от других сфер общественной жизни. Основателем современной политологии считается флорентийский мыслитель Никколо Макиавелли, живший в XVI веке. Именно он первым представил политическую науку как самостоятельную дисциплину.

Из учения о естественных правах выходит множество учений, которые показывают противоречивость политической науки. Так, опираясь на эту теорию в XVII веке пишут свои труды Т. Гоббс и Дж. Локк, которые при этом приходят к противоположным идеалам политического устройства государства. Гоббс утверждает, что идеальной формой правления является абсолютная монархия, а Локк видит идеал государства в республике.

В эпоху Возрождения начался процесс отхождения политической науки от теологии и развитие ее гуманистических начал.

В XVIII-XIX веках происходит расцвет политической науки в Западной Европе, вызванный переходом многих государств к конституционным формам правления. В этот период проявилась потребность в анализе деятельности политических структур и способствовало развитию наук о государстве, его органах и нормативно-правовом оформлении деятельности властей. К этому периоду относятся работы таких мыслителей как Монтескье, Вольтер, Руссо. В этот период формируется система либеральных взглядов на государственную власть, появляется характеристика правового государства и формируются концепции прав и свобод гражданина.

К началу XX века относится окончательное выделение политологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины. В 1903 году была создана Американская ассоциация политических наук, положившая начало созданию подобных организаций и в Европе (главным образом после Второй Мировой Войны). В этот период американская школа политической науки становится доминирующей, перехватив инициативу у европейских.

В начале XX века основное внимание исследователей было сосредоточено на проблемах социальных основ политической власти. Происходит формирование отдельных разделов политологии, например, социальная политология.

После Второй Мировой Войны происходит новый виток в развитии политической мысли, создается множество теорий, призванных объяснить проблемы демократии и социальной политики государства, обосновать современные концепции власти и теоретические модели западного общества.

В России

В России на политическую науку стали обращать внимание в XVII веке, когда Михаилом Ломоносовым в 1755 году была учреждена кафедра политики в структуре Московского университета. В это же время Екатерина II вела переписку с ведущими французскими мыслителями такими как Вольтер и пыталась следовать их теории «просвещенного абсолютизма».

С 1804 по 1835 в Московском университете действовало отделение нравственных и политических наук.

С приходом советской власти политология приобретает статус буржуазной «лженауки». Политэкономия, лежавшая в идеологической основе СССР, утверждала, что политология как таковая является лишь надстройкой экономики. Несмотря на запрет политической науки в СССР, в 1955 году происходит открытие Советской ассоциации политических наук. Возрождение политической науки в современной России началось в 1989 году восстановлением кафедры политики Московского университета; в 2008 году кафедра была переименована в кафедру политики.

Заключение

В данной работе была рассмотрена деятельность политической науки как социального института, ее влияние на жизнь общества, другие институты и на сферы общественной жизни. В рамках работы было исследовано, что представляют из себя социальные институты, политическая наука и политика, доказано, что политология, как и другие науки, является социальным институтом и оказывает влияние на жизнь социума.

Автором были выделены основные взаимосвязи между политической наукой и жизнедеятельностью общества, в срезе экономики, права и идеологии. Была установлена сильная зависимость жизнедеятельности общества от политологии и ее взаимодействий с другими науками и социальными институтами. Рассмотрен процесс развития политической науки и ее формирования как самостоятельной научной и учебной дисциплины.

Список использованной литературы

Философские сочинения и научные публикации:

1)Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: «Мысль», 1983

2)Глотов М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация, 2003

)Гоббс Т. Левиафан. М.: «Мысль», 2001

)Локк Дж. Сочинения в трех томах. М.: Мысль, 1988.

)Макиавелли Н. Государь. М.: Планета, 1990

)Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения Т. 37. М.: Политиздат, 1965

)Монтескье Шарль Луи. Избранные произведения. М.: Гослитиздат, 1955.

)Платон. Сочинения в четырех томах. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2006

)Цицерон. Диалоги. М., Научно-издательский центр «Ладомир» - «Наука», 1994.

Материалы официальных сайтов:

10)5http://letopis.msu.ru/facultet/nravstvennyh-i-politicheskih-nauk-o дата обращения 14.12.2013

11)http://polit.msu.ru/department/history/ дата обращения 14.12.2013

Учебная и справочная литература:

12)Богатуров А.Д. Экономическая политология. Учебное пособие для бакалавров. М.: Аспект пресс, 2012

13)Грицанов А.А. Новейший философский словарь. Минск.: Скакун, 1998

)Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. - М.: «Юристъ», 2002.

)Осипов Г.В. Российская социологическая энциклопедия, М.- 1998

)Федощев Ф.Г. Политология. Учебное пособие в схемах и определениях. М.: Книжный дом, 2010

)Цыганков П.А. Теория международных отношений: Хрестоматия. М.: Гардарики, 2002.

)Шмидт О.Ю., Большая Советская Энциклопедия, М.: ОГИЗ РСФСР, 1940

Похожие работы на - Политическая наука как социальный институт

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!