Характеристики, функции и виды социальных институтов

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,17 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характеристики, функции и виды социальных институтов















Контрольная работа

Характеристики, функции и виды социальных институтов

Содержание

Введение

. Социальные институты: понятие, функции и виды

.1 Понятие социального института

.2 Виды социальных институтов

.3 Функции социальных институтов

.4 Развитие социальных институтов и институциализация

. Характеристика основных социальных институтов

Заключение

Список используемых источников

Глоссарий

Приложение

семья потребность общество социальный институт

Введение

Социальный институт - одно из основных понятий в социологии, позволяющих раскрыть сущность общества. Социальные институты являются важнейшими составляющими социальной структуры.

Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы. Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле - это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности. Социальные институты - ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями - связями, возникающими между социальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности.

В процессе развития общества некоторые связи могут отмирать, некоторые - появляться. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в дальнейшем повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество.

Целью настоящей работы является изучение и общая характеристика социальных институтов. Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка источников и приложения.

1. Социальные институты: понятие, функции и виды

1.1 Понятие социального института

Термин «институт» происходит от латинского слова institutum - установление, устройство. В социологию этот термин пришел из юриспруденции, где под ним понималась совокупность юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения в той или иной сфере (например, институтами назывались собственность, наследование, брак и т.п.).

В социологии понятие «социальный институт» приобрело значение особого типа устойчивой регламентации социальных связей, отношений и организационных форм социального регулирования поведения субъектов. Институциональный аспект функционирования социума является традиционной областью интересов социологической науки. Классики социологии (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.) рассматривали институты с позиций их роли в поддержании порядка в обществе.

В классических социологических теориях под социальными институтами понимаются определенные типы отношений между людьми, которые постоянно востребованы и потому воспроизводятся (М. Вебер, Э. Дюркгейм); в структурно-функциональном анализе (Т. Парсонс, Р. Мертон) социальные институты рассматриваются с точки зрения удовлетворения потребностей индивидов и групп. В современном социологическом знании существует особое направление - институциональная социология, которая рассматривает общество как совокупность социальных институтов, общественное развитие - как смену различных социальных институтов, преобладающих в различные исторические периоды.

Уже социальная статика О. Конта в качестве основных элементов, поддерживающих согласие и порядок в обществе, рассматривала институты, верования и моральные ценности. Термин «социальный институт» впервые в социологической науке употребил Г. Спенсер. Он придавал огромное значение институциональным порядкам и считал, что необходимость формирования социальных институтов обусловлена борьбой за существование общественного организма в условиях эволюции.

Э. Дюркгейм, как и Конт, видел функции социальных институтов в поддержании солидарности. К. Маркс понимал институты как исторически сложившиеся структуры, обусловленные производственными отношениями. В качестве таких форм организации и регулирования социальной деятельности он анализировал частную собственность, разделение труда, майорат и другие институты. М. Вебер считал, что социальные институты должны изучаться в той форме, в какой они являются значимыми для индивидов. Поскольку в его представлении общество становится все более рациональным, то именно рациональное действие имеет значение. В качестве структурного компонента рационально организованного капиталистического предприятия Вебер рассмотрел институт бюрократии. Понятие «социальный институт» занимает центральное место в структурно-функциональном анализе.

Т. Парсонс строит модель общества как систему социальных отношений и социальных институтов. Социальные институты - это ценностно-нормативные комплексы, регулирующие поведение индивидов. В качестве устойчивых конфигураций они образуют статусно-ролевую структуру общества. Именно нормативно-ролевая институциональная структура обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию. Структурно-функционалистское представление о социальных институтах является наиболее разработанным в западной и отечественной социологии.

Но, несмотря на то, что каждая социологическая теория, в центре которой находилось понятие института, давала ему свое определение, в целом, сложилось понимание социальных институтов как исторически обусловленных форм организации и регулирования общественной жизни, обеспечивающих относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей. Совокупность этих значений можно свести к четырем основным существенным признакам социального института:

) выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;

) определенную организацию;

) наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей;

) наличие социально значимых функций института.

Например, когда мы говорим, что школа - это социальный институт, то под этим мы можем понимать группу людей, работающих в школе. В другом значении - организационные формы функций, выполняемые школой; в третьем значении важнейшим для школы как института будут учреждения и средства, которыми она располагает, чтобы выполнять функции, порученные ей группой, и наконец в четвертом значении институтом мы назовем социальную роль учителя. Следовательно, мы можем говорить о различных способах определения социальных институтов: материальных, формальных и функциональных. Во всех этих подходах мы можем, однако, выделить определенные общие элементы, которые и образуют основной компонент социального института.

Социальные связи институтов и между институтами организуют общественную жизнь. Назначение институтов: создание удобств для социально направленного взаимодействия людей и обеспечение непрерывности общественной жизни через механизмы воспроизводства, преемственности и адаптации.

Исходя из опыта и осмысления жизни, люди отбирают наиболее удобные формы организации своей деятельности, регулирования отношений. Постепенно они убедились, что ритуализация (т.е. подчинение определенным правилам и порядку) жизни обеспечивает контроль, сходство, предсказуемость поведения и целесообразность и полезность скоординированных действий.

1.2 Виды социальных институтов

Отметим, что потребность в классификации социальных институтов связана с тем, что существует множество социальных институтов, реализующих многочисленные потребности общества. При этом не всегда возможно провести четкое разграничение между ними по ценностному, функциональному или др.критериям.

Стержнем институтов являются связи и традиционная «заданность», наличие определенных регуляторов (системы запретов - табу, идей, нравов, и т.д.). Приспосабливаясь к изменениям в обществе, институт расширял свое влияние и функции. Процесс институциализации охватывал не только семейно-бытовые, религиозные отношения, но и другие сферы. Институциональными (т.е. регулируемыми посредством разнообразных норм и правил) становятся труд, научное творчество, досуг, процессы властвования - подчинения и т.д.

Английский социолог Г. Спенсер считал, что поскольку в социальном организме особая роль принадлежит регулятивной и распределительной системам, то таковы и основные виды институтов. Он разделял институты на три вида, так, регулирующие институты - это религия, политические организации; экономика - это распределительные экономические институты. Кроме того, в обществе функционируют институты родства (брак, семья). Каждый социальный институт выполняет свои функции в общественном организме. 

В рамках институционализма виды институтов выделялись по другим основаниям, связанным не с функциями, а со спецификой нормативных структур. П. Блау в основу своей классификации институтов положил воплощаемые в нормативной структуре ценности. Так, интегративные институты формируются вокруг партикуляристских ценностей, поддерживающих социальную солидарность и идентичность социальной структуры. Дистрибутивные институты воплощают универсальные ценности, которые выступают средством «сохранения социальных соглашений, выработанных для производства и распределения необходимых благ. Наконец, организационные институты возникают вокруг достижимых ценностей, служа мобилизации ресурсов и координации коллективных усилий, направленных на достижение социальных целей.

Существует несколько фундаментальных потребностей: потребности в воспроизводстве рода; потребности в безопасности и порядке; потребности в добывании средств существования; потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения; потребности в решении духовных проблем.  Следовательно, можно говорить о базовых социальных институтах. В развитых обществах существует семь основных социальных институтов, вызванных к жизни этими потребностями.

Это институт семьи и брака, который выполняет основную функцию - воспроизводство населения, именно в семье рождаются дети и получают первичное воспитание.

Институт политики связан с завоеванием и распределением власти в лице государства, политических партий; перед ним стоит задача постановки целей в обществе и мобилизации ресурсов для достижения этих целей, законодательное и организационное обеспечение их достижения.

Институт экономики управляет хозяйственной деятельностью, производством и распределением материальных благ.

Институт культуры и социализации занят созданием и распространением культуры, воспитанием подрастающего поколения с тем, чтобы оно могло встроиться в существующую социальную структуру.

Институт религии помогает найти ответ на вопрос о смысле жизни человека и общества, обосновывает их существование.

Кроме того, поскольку ценности научной жизни стали очень важными и высоко стандартизированными, к основным можно причислить также институт науки, который обеспечивает производство нового знания. Формирование института науки в течение последних полутора веков связано с осознанием в обществе тесной связи между наукой и экономикой - через технологии.

Медицинская деятельность в ХХ в. тоже определяется жестко установленными образцами и нормами поведения, обладает системой ролей и статусов, так что институт здравоохранения тоже можно выделить в качестве основного. Его появление можно связать с гуманизацией общества, а также резко упавшей рождаемостью, что заставило общество больше заботиться о сохранении всех рожденных детей, поддержании общего и репродуктивного здоровья мужчин и женщин и продлении трудоспособного возраста.

Кроме основных социальных институтов, которые носят универсальный характер, существуют неосновные институты, которые представляют собой исторически сложившиеся в конкретных обществах частные социальные практики в рамках основного института.

Внутри основных институтов скрываются разнообразные неосновные социальные институты:

) институт экономики содержит институты рынка, торговли, денег, собственности, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда др., служат производству и распределению ценностей и услуг. Экономические социальные институты обеспечивают всю совокупность производственных связей в обществе, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни. Эти институты складываются на материальном базисе общества.

) институт политики содержит институты президентства, парламента, судов, правоохранительных органов, армия, партия и др.;

) институт семьи и брака содержит институты регистрации брака, расторжения брака, усыновления, приемной семьи; отцовства и материнства; связан с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи, родовой мести, побратимства, наследования, имянаречения и др.

) институты образования и культуры. К ним относятся школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы, система библиотек, театров и т. д.;

) институт религии содержит институт крещения, исповеди, отлучения от церкви, держания поста, монашества, инквизиции и др.

Социальные институты, так же, как и социальные связи и взаимодействия, могут быть формальными и неформальными. Формальный институт - это институт, в котором объем функций, средства и методы действия регулируются предписаниями законов или иных правовых актов, формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, регламентов, уставов и т.д. Формальными социальными институтами являются государство, армия, суд, семья, школа и т.п.

Свои управленческие и контрольные функции эти институты осуществляют на основе строго установленных формальных негативных и позитивных санкций. Неформальный институт - это институт, в котором функции, средства и методы деятельности не установлены формальными правилами (т.е. четко не определены и не закреплены в специальных законодательных актах и нормативных документах), поэтому отсутствует гарантия, что данная организация будет устойчивой.

Несмотря на это, неформальные институты, так же, как и формальные, выполняют управленческие и контрольные функции в самом широком социальном смысле, так как являются результатом социального творчества и волеизъявления граждан (любительские объединения творческой самодеятельности, объединения по интересам, различные фонды социального и культурного назначения и т.п.).

Социальный контроль в таких институтах осуществляется на основе неформальных санкций, т.е. норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях, обычаях. Подобные санкции (общественное мнение, обычаи, традиции) часто бывают более эффективным средством контроля за поведением людей, чем нормы права или другие формальные санкции.

1.3 Функции социальных институтов

Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие потребности и интересы общества. Экономические потребности в обществе удовлетворяет одновременно несколько социальных институтов, причем каждый институт своей деятельностью удовлетворяет разнообразные потребности, среди которых выделяются витальные (физиологические, материальные) и социальные (потребности личности в труде, самореализации, творческой деятельности и социальной справедливости).

Особое место среди социальных потребностей занимает потребность личности в достижении - достижительная потребность, согласно которой каждый индивид проявляет стремление к тому, чтобы выразить, проявить себя в конкретных социальных условиях.

Социальные институты выполняют как общие, так и отдельные функции, соответствующие специфике института. Общие функции:

- функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.

регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.

интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.

транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.

Отдельные функции:

социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья).

социальный институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную функцию.

политические институты, ведающие организацией политической жизни.

социальный институт права, выполняющий функцию разработки правовых документов и ведающий соблюдением законов и правовых норм.

социальный институт образования и норм с соответствующей функцией образования, социализации членов общества, приобщения к его ценностям, нормам, законам.

социальный институт религии, помогающий людям в решении духовных проблем.

Все свои положительные качества социальные институты реализуют лишь при условии их легитимности, т. е. признания целесообразности их действий большинством населения. Резкие сдвиги в классовом сознании, переоценка фундаментальных ценностей могут серьезно подорвать доверие населения к существующим руководящим и управляющим органам, нарушить механизм регулятивного воздействия на людей. В этом случае в обществе резко нарастает нестабильность, угроза хаоса, энтропии, последствия которых могут стать катастрофическими. Так, усилившееся во второй половине 80-х гг. ХХ в. в СССР размывание социалистических идеалов, переориентация массового сознания на идеологию индивидуализма серьезно подорвали доверие советского народа к старым общественным институтам. Последние не смогли выполнять свою стабилизирующую роль и рухнули. Таким образом, социальные институты:

) создают возможность членам общества удовлетворять различного рода потребности;

) регулируют действия членов общества в рамках социальных отношений, т.е. обеспечивают выполнение желательных действий и осуществляют репрессии по отношению к нежелательным действиям;

) обеспечивают устойчивость общественной жизни, поддерживая и продолжая безличные общественные функции;

) осуществляют интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности.

Принимая во внимание теорию социальных фактов Э. Дюркгейма и исходя из того, что важнейшими социальными фактами следует считать социальные институты, социологи вывели целый ряд базовых социальных характеристик, которыми социальные институты должны обладать:

) институты воспринимаются индивидами как внешняя реальность. Другими словами, институт для любого отдельно взятого человека представляет собою нечто внешнее, существующее отдельно от реальности мыслей, чувств или фантазий самого индивида. В этой характеристике институт имеет сходство с другими сущностями внешней реальности - даже деревьями, столами и телефонами, - каждая из которых находится вне индивида;

) институты воспринимаются индивидом как объективная реальность. Нечто является объективно реальным, когда любой человек согласится с тем, что оно действительно существует, причем независимо от его сознания, и дано ему в его ощущениях;

) институты обладают принудительной силой. До некоторой степени это качество подразумевается двумя предыдущими: фундаментальная власть института над индивидом состоит именно в том, что он существует объективно, и индивид не может пожелать, чтобы он исчез по его желанию или прихоти. В противном случае могут наступить негативные санкции;

) институты обладают моральным авторитетом. Институты провозглашают свое право на легитимацию - т.е. они оставляют за собой право не только каким-либо образом наказать нарушителя, но и вынести ему моральное порицание. Разумеется, институты различаются по степени своей моральной силы. Эти вариации выражаются обычно в степени наказания, налагаемого на нарушителя. Государство в экстремальном случае может лишить его жизни; соседи или сослуживцы могут объявить ему бойкот. В обоих случаях наказание сопровождается чувством негодующей справедливости у тех членов общества, которые причастны к этому.

1.4 Развитие социальных институтов и институциализация

Социальные институты являются непланирумыми продуктами социальной жизни. Процесс упорядочения, формализации, стандартизации общественных отношений в рамках старой структуры и создание новых социальных институтов называется институтализацией. Чем выше ее уровень, тем качественнее жизнь общества. Как происходит институционализация какой-либо деятельности? Проявляется развитие социальных институтов в двух основных вариантах: во-первых, возникновение новых социальных институтов; во-вторых, совершенствование уже сложившихся социальных институтов.

Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят различные приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций.

Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивается как средство выбора партнера. Банки - элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.

Т.е., институциализация представляет собой процесс, посредством которого определенные виды социальной практики становятся достаточно регулярными и продолжительными, чтобы быть описанными в качестве институтов.

Каждый социальный институт имеет:

Установки и образцы поведения как распределение прав, обязанностей и ответственности, как распределение статусных ролей, как набор ценностей и целей. Для института семьи - это привязанность, лояльность, ответственность, уважение; для института государства - послушание, лояльность, субординация, легитимность; для института образования - любовь к знаниям, посещаемость;

Символические культурные признаки как образное обозначение закрепления сложившейся системы отношений. Например, для института семьи - обручальное кольцо, брачный ритуал; для института государства - флаг, герб, национальный гимн, печать; для института образования - школьная эмблема, школьная песня, учебники;

Утилитарные культурные признаки как предметы искусственной среды обитания, созданные людьми для удовлетворения своих жизненно важных потребностей, обеспечивающих нормальное функционирование институтов. Например, для института семьи - дом, квартира, мебель; для института государства - общественные здания, общественные работы, бланки и формы; для института образования - классы, библиотеки, стадионы;

Кодекс устный и письменный - как совокупность правил, норм поведения, а также санкций за их неисполнение. Например, для института семьи - семейные запреты и допущения; для института государства - конституция, законы; для института образования - правила учащихся;

Идеологию как систему господствующих взглядов и теорий, характеризующих деятельность людей, института в целом. Например, для института семьи - это любовь, совместимость, индивидуализм; для института государства - государственное право, демократия, патриотизм; для института образования - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.

Перечисленные признаки социального института свидетельствуют о том, что именно в рамках института социальное взаимодействие как глубокое, сопряженное взаимодействие между людьми по поводу того или иного предмета связи (образования или здоровья, труда или науки) приобретает регулярный, самовозобновляющийся, высококачественный характер.

Институализированные социальные связи могут быть формальными и неформальными. Так, институт дружбы имеет многие признаки социального института. Дружба - один из элементов, характеризующих жизнь любого общества, становится обязательным, устойчивым явлением человеческого общества. Регламентация в дружбе достаточно полная, четкая и подчас даже жестокая. Обида, ссора, прекращение дружеских связей - своеобразные формы социального контроля в институте дружбы. Но эта регламентация никак не оформлена в виде законов, административных указаний. У дружбы есть ресурсы (доверие, симпатия, продолжительность знакомства), но нет учреждений. Она отличается от любви, от взаимоотношений с коллегами по работе, от братских отношений, но здесь нет четкого профессионального закрепления статуса, прав и обязанностей партнеров.

Формальные социальные институты имеют общий признак: взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов, положений. Если социальные институты - «могучие канаты» системы социальных связей, то формальные социальные институты - это «металлический каркас», определяющий прочность общества.

Процесс институциализации, - образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

) возникновение определенных общественных потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий (в новых видах и типах социальной практики и соответствующих им социально-экономических и политических условий);

) формирование общих целей;

) развитие необходимых организационных структур и связанных с ними норм и правил поведения;

) появление процедур, связанных с нормами и правилами;

) институциализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференциированность их применения в отдельных случаях;

) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Завершением этого процесса институциализации является складывающийся новый вид общественной практики. Благодаря этому, формируется новый набор ролей, а также формальных и неформальных санкций для реализации социального контроля за соответствующими типами поведения. Без институализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Именно поэтому беспорядочные ссоры и драки превращаются в высокоформализованные спортивные поединки, любознательность, желание узнать истину - в упорядоченные научные исследования, беспорядочная половая жизнь - в крепкую семью.

Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе.

Следовательно, институциализация представляет собой процесс, посредством которого социальная практика становится достаточно регулярной и продолжительной, чтобы быть описанной в качестве института.

Таким образом, социальный институт - это устойчивый комплекс формальных и неформальных связей, норм, установок, регулирующих какую-либо сферу человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Социальным институтом называют также систему учреждений, в которых люди, обладающие полномочиями, выполняют определенные функции для удовлетворения общественных потребностей.

Социальные институты являются важнейшими составляющими социальной структуры. В отличие от социальной группы, в которой люди взаимодействуют для удовлетворения различных личностных потребностей (в общении, в признании, самореализации), социальный институт нацелен на реализацию конкретной, важной для общества и для личности потребности. Изменение потребностей приводит к изменению социальных институтов в обществе: появляются новые институты, постепенно отмирают старые, ненужные, хотя и могут еще какое-то время существовать в силу инерции социальных связей.

Кроме основных социальных институтов, которые носят универсальный характер, существуют неосновные институты. Социальные институты могут носить формальный либо неформальный характер. Социальные институты в обществе взаимосвязаны и влияют друг на друга.

2. Характеристика основных социальных институтов

Система социальных институтов общества очень сложна, они взаимосвязаны между собой, представляют собой сложную интегрированную систему. Внутренняя согласованность в деятельности всех социальных институтов - необходимое условие нормального функционирования всего общества.

К основным социальным институтам традиционно относят:

) Семья как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу биологического и социального воспроизводства людей.

Семья - важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.

) Государство как социально-политический институт общества, обладающий монопольным правом на нормирование (законодательная власть) и регулирование (исполнительная власть) общественных отношений, на разрешение социальных конфликтов (судебная власть), основанном на естественных экономических монополиях (монополия на выпуск денег, монополия на земельные ресурсы, монополия на право взимать налоги, монополия на производство спирта и т.д.).

Государство - основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Политикой в узком значении этого слова называется комплекс средств, функций, основывающихся главным образом на манипулировании элементами силы для установления, исполнения и поддержания власти.

Политические институты (государство, партии, общественные организации, суд, армия, парламент, полиция) в концентрированной форме выражают существующие в данном обществе политические интересы и отношения.

Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).

) Образование как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу социального воспроизводства деятельности людей и их различных объединений.

Образование - социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков следующим поколениям.

К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку - гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.

) Наука как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу соответствия деятельности людей и их различных объединений окружающей действительности, увеличивающая возможности человека по ее преобразованию. Наука - особый социокультурный институт по производству объективных знаний.

В числе функций науки - познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).

) Религия как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу веры людей и их различных объединений в существование бога и «потустороннего мира».

Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян.

Религиозные институты организуют отношение человека к трансцендентным силам, т.е. к силам сверхчувствительным, действующим вне эмпирического контроля человека, и отношение к священным предметам и силам. В некоторых обществах оказывают сильное влияние на ход взаимодействий и межчеловеческих отношений, создавая систему доминирующих ценностей и становясь доминирующими институтами (например, влияние ислама на все стороны общественной жизни в странах Ближнего Востока).

Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.

) Право как исторически сложившаяся, устойчивая система норм и правил общественных отношений, закрепленная законами государства.

Право - социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных.

Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).

К социальным институтам относятся:

Экономика как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная в нормах права и морали система общественных отношений по поводу производства и обмена материальных и идеальных благ;

Культура как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная в нормах права и морали система общественных отношений по поводу отбора, хранения и передачи социокультурных образцов деятельности людей, общества;

Мораль (нравственность) как исторически сложившаяся, устойчивая система норм и правил общественных отношений, закрепленная в общественном сознании людей;

Здравоохранение как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу охраны здоровья людей и их различных объединений;

Природопользование (природосбережение, ресурсосбережение) как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу использования материалов естественной природы в деятельности людей и их различных объединений;

Финансы как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу обмена результатами деятельности людей и их различных объединений.

Не существует такого социального института, который бы существовал в вакууме, в изоляции от остальных социальных институтов. Деятельность социального института становится понятной только тогда, когда его внутренние взаимосвязи и отношения могут быть объяснены с позиций общей культуры. Религия, правительство, образование, производство и потребление, торговля, семья - все эти институты находятся во множественном взаимодействии.

Социальные институты в обществе взаимосвязаны и влияют друг на друга. Условия производства должны учитывать образование новых семей и рождение детей с целью удовлетворения их потребностей в новых квартирах, предметах быта, детских учреждениях. Политические институты влияют на образовательные (реформы в сфере среднего и высшего образования, присоединение к Болонским соглашениям), церковь старается внедрить свои нормы в семейную жизнь и образование (предложение о введении основ православной культуры в качестве учебного курса в школе).

Социальные институты наглядно представлены в Приложении 1.

Заключение

Таким образом, фундаментом, на котором строится все общество, являются социальные институты - система ценностей, норм и связей, которые организуют людей для удовлетворения их потребностей.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях.

Социальные институты имеют историческое происхождение и находятся в постоянном изменении и развитии. Их становление называется институциализацией. Выполняют значительный набор функций: воспроизводственная; регулятивная; социализация; интегративная; коммуникативная; автоматизация.

Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. И, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения. Социальные институты всегда выполняют общественно-значимые функции и обеспечивают достижение относительно устойчивых социальных связей и отношений в рамках социальной организации общества. Неудовлетворенные институтом социальные потребности вызывают к жизни новые силы и нормативно нерегулируемые виды деятельности: переориентация старых социальных институтов или создание новых, переориентирование общественного сознания.

Социальными институтами являются: собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, учреждения образования и воспитания, наука, средства массовой информации и др.

Список используемых источников

1. Батурина Т.В. Социология. Учебное пособие / Т.В. Батурина, С.В. Ивлев. - Кемерово: КТИПП, 2008. - 148 с.

. Горбунова М. Ю. Общая социология. Конспект лекций / М. Ю. Горбунова. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.

. Давыдов С.А. Социология: конспект лекций / С.А. Давыдов. - М.: Изд-во «Эксмо», 2008. - 160 с.

. Макарова Н.Н. Социология: учебное пособие / Н.Н. Макарова; С.В. Маслова, С.В. Негруль. - Томск: Изд-во ТПУ, 2010. - 106 с.

. Путилло Л.В. Социология. Учебный курс / Л.В. Путилло. - М.: МИЭМП, 2011. - 170 с.

. Санжаревский И.И. История, методология и техника исследования проблем общества и личности в социологии / И.И. Санжаревский. - Тамбов: 2012. - С. 432.

. Социология. Общий курс : учебно-методическое пособие / В.Г. Зарубин, Н.А. Мартьянова и др. - Ростов н/Д : Легион, 2010. - 240 с.

. Токарева Е.М. Социология: Конспект лекций / Е.М. Токарева. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.

. Юсупов А.В. Социология: конспект лекций / А.В. Юсупов. - Волгоград: Волгоградский институт экономики, социологии и права, 2011. - 212 с.

Глоссарий

Институт (от лат institutum - установление, учреждение) - совокупность норм права, охватывающих определённый круг общественных установлений.

Институционализация - превращение какого-либо явления или движения в организованное учреждение, упорядоченный процесс с определённой структурой отношений, иерархией власти, дисциплиной, правилами поведения.

Общество - это совокупность людей, объединенных общими интересами, а также всех форм их совместной деятельности и разнообразных общественных отношений, в которых поддерживается определенный порядок.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Социальный институт - совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни.

Социальный контроль - это механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

Социология - это наука о методах исследования человеческого поведения, специфический способ, совокупность методов изучения обществ.

Приложение


Похожие работы на - Характеристики, функции и виды социальных институтов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!