Двухступенчатый червячный редуктор
Содержание
Введение
Техническая
характеристика
.
Выбор электродвигателя
.
Исходные данные
.
Быстроходная ступень - червячная передача с цилиндрическим червяком
.
Тихоходная ступень - цилиндрическая передача с зацеплением М.Л. Новикова
.
Открытая зубчатая передача - цилиндрическая косозубая с эвольвентным
зацеплением
.
Эскизная компоновка
.
Расчет быстроходного вала
.
Выбор шпонок
.
Выбор посадки под колесо тихоходного вала
.
Проверка вала на выносливость для опасного сечения
.
Долговечность опор
Смазка
зубчатых колес и подшипников
Литература
Введение
Данный червячно-цилиндрический двухступенчатый редуктор запроектирован
согласно заданию № 6 курсового проекта как редуктор общего назначения и
предназначен для передачи мощности от двигателя к исполнительному механизму со
снижением угловой скорости и соответствующим увеличением вращающего момента
ведомого вала в сравнении с ведущим.
Редуктор состоит из литого чугунного корпуса, в котором помещены
следующие элементы передачи: зубчатые колеса, валы, подшипники, устройства для
обеспечения нормального смазывания зубчатых пар и подшипников.
Согласно заданию редуктор запроектирован в горизонтальном исполнении, с
верхним расположением червяка.
Техническая
характеристика
. Передаваемая
мощность, кВт - 7,5
2. Число ступеней -
2
3. Межосевое
расстояние, мм:
первой ступени - 180
второй ступени - 218
4. Передаточное число, общее - 22,4
первой ступени - 11,2
второй ступени - 2
5. Нормальный
модуль зацепления, мм :
первой ступени - 6,3
второй ступени - 3
6. Вид зацепления - червячное и круговинтовое :
червячная передача с цилиндрическим червяком в первой ступени
круговинтовое (Новикова) во второй ступени
7. Круговая
скорость зубчатого зацепления, м/с:
первой ступени - 4
второй ступени - 0,64
8. Степени
точности изготовления зубчатого зацепления - 9
9. Твердость
поверхностей, НВ:
зубцов шестерни (червяка):
первой ступени - 230
второй ступени - 230
зубцов колеса:
первой ступени - 110
второй ступени - 200
10. Номера использованных подшипников: для валов:
быстроходного - 207, 236207
промежуточного - 46312
тихоходного - 46314
11. Коэффициент
полезного действия редуктора - 0,75
12. Масса редуктора, кг - 391
Рис. 1 Кинематическая схема привода
редуктор двигатель вал сечение
Привод с червячно-цилиндрическим редуктором
. Выбор
электродвигателя
Задано: момент вращения трубы TВ = 24 кН·м, частота ее вращения nВ = 2
мин-1.
Мощность
на выходном валу
Коэффициент
полезного действия:
= 0,98·0,85·0,98·0,96·0,993·0,76=0,722
где
- соответственно КПД муфты, первой и второй ступеней
редуктора, открытой зубчатой передачи, 3 пар подшипников качения, опор вращения
трубы:
принимаем
[1, табл. П.1].
Расчетная
мощность электродвигателя:
=
5,024/0,722 = 6,96 кВт
Возможная
частота вращения электродвигателя:
где
- передаточное число открытой передачи, - рекомендуемые диапазоны передаточных чисел
червячного редуктора;
принимаем
Выбираем
[1, табл.П.2] электродвигатель 4А132М6Y3 с параметрами: мощность , частота вращения ,
кратность пускового момента 2 ,
диаметр вала
2. Исходные
данные
Передаточное отношение привода:
= 970/2 =
475
Передаточное
число редуктора
=475/20=23,75
Расчетные
передаточные числа ступеней редуктора:
= 2
=23,75/2
=11,875
Окончательно
11,2 , [3,c. 171]
=
475/(11,2·2) =21,2
Мощность,
частота вращения и крутящий момент на валах привода:
- первый вал
=Pд·h1= 7,5 кВт n1
=nд = 970 мин -1=9550·P1/n1 = 9550·7,35/970 = 72,36 Н·м
- второй вал
= Pl·h2= 7,35·0,85 =
6,2475 кВт, n2 = nl/ ul = 970/11,2 = 86,6 мин -1= 9550·P2/n2 =
9550·6,2475/86,6 = 688,96 Н·м
- третий вал
= P2×h3 =
6,2475·0,98 = 6,12 кВт, n3 = n2/ u2 = 86,36/2 = 43,3 мин-1= 9550·P3/n3 =
9550·6,12/433, = 1349,79 Н·м
- четвертый вал
= P3×h4 =
6,12·0,96 = 5,88 кВт, n4= n3/ u3= 63,3/20 =2,1 мин-1=9550·P4/n4 =
9550·5,88/2,1=25937,2 Н·м
Число циклов действия первой ступени нагрузки
=60×n1×D1×Lh=60·970·0,003·25000= 0,44·107<1·107 [4,с.56]
где D1×= 0,003 - относительная
продолжительность действия этой ступени;= 25000 ч. - срок службы привода.
При N1<1×107, ТН1=Т1, ТН2=Т2, ТН3=Т3, ТН4=Т4, таким образом, номинальные
моменты:н1=72,36 Н·м, Tн2=688,96 Н·м, Tн3=1349,79 Н·м, Tн4=25937,2 Н·м.
3.
Быстроходная ступень -червячная передача с цилиндрическим червяком
Задано:
крутящий момент на валу червяка Тн1=72,36 Н·м, колеса Тн2=688,96 Н·м, частота
вращения червяка n1=970 мин-1, вала колеса n2=86,6 мин-1, передаточное число
u1=11,2, срок службы Lh=25000 ч, кратность пускового момента электродвигателя , нагрузка постоянная.
Скорость
скольжения:
Выбор
материалов [4, с. 233]:
|
Материал
|
МПа
|
Твердость НВ
|
Модуль упругости Е, МПа
|
|
|
|
|
|
|
Червяк
|
ст 45
|
834
|
569
|
170…230
|
0,85·105
|
Колесо
|
Браж 9-4
|
450
|
200
|
110
|
0,9·105
|
Эквивалентное число циклов перемены напряжений
Допускаемые
контактные напряжения
При
скорости скольжения Vs=4 м/с [4,
табл.10.11].
Допускаемые
напряжение изгиба при расчете зубьев колеса [4, с.235]
принимаем
NFE = 25·107 [4,с.235].
Приведенный
модуль упругости:
Число
заходов червяка:= 4 из условия 80 ≥ z2 ≥ 28
Тогда
число зубьев колеса:
=
z1·u1 = 4·11,2 = 44,8
принимаем
z2 = 45
Фактическое
передаточное число:
ф
= z2/z1 = 45/4 = 11,25
Коэффициент
диаметра червяка:
=
(0,22…0,40) ·z2 = (0,22…0,40)·45 = 9,9…18
принимаем
q = 12,5 [4, табл. 10.1].
Межосевое
расстояние:
принимаем
aw = 180 мм [4, стр. 224].
Модуль
,
принимаем
m = 6,3 мм [4, табл. 10.1].
Коэффициент
смещения:
Основные
размеры, мм:
червяка
1 = m·q =
6,3·12,5 = 78,75 мм
da1 = d1+2·m = 78,75+2·6,3 = 91,35 мм
df1 = d1-2,4·m = 78,75-2,4·6,3 = 63,6 мм= 104,26 мм при z1 = 4 [4,
с. 225]
принимаем b1 = 105 мм [4,
табл. 12.1, Ra40]
колеса
2 = m·z2 =
6,3·45 = 283,5 мм
da2 = d2+2·m·(1+x) = 283,5+2·6,3·(1-0,179) = 293,8 мм
df2 =
d2-2·m·(1,2-x) = 283,5-2,4·6,3 (1,2+0,179)= 266,12 мм≤
da2+6·m/(z1+2) = 293,8+6·6,3/(4+2) = 300,1
b2 = 0,67·da1=0,67·91,35=61,2
мм при z1 = 4 [4, с. 225]
принимаем dam2 = 300; b2 = 60
мм [4, табл. 12.1, Ra40].
Угол подъема винтовой линии
червяка:
Скорости:
окружная червяка
окружная колеса
скольжения
принимаем [4, табл. 10.3]
степень точности K=7.
Коэффициент перекрытия:
Проверка прочности по
контактным напряжениям:
коэффициент концентрации нагрузки;
КV - коэффициент динамической
нагрузки;
половина угла обхвата червяка;
профильный угол ().
по [4, табл. 10.6] при z1 = 4; q = 12,5;= 1,1 при K =
7 и VS = 4 м/с; α
= 20º. [4, табл. 10.7]
Силы в зацеплении, Н:
Проверка прочности на изгиб
- коэффициент формы зубьев
колеса;
= 1,45 при [4, табл. 10.8]
КПД передачи:
φ
= 1,72 при VS = 4 м/с по [3, с.178 табл.
9.3] при Н = 230 НВ.
4. Тихоходная
ступень - цилиндрическая передача
с зацеплением М.Л. Новикова
Задано: крутящие моменты на валу шестерни TH2 = 688,96 H×м, колеса TH3 = 1349,79 H×м, частота вращения вала шестерни
n2=86,6 мин -1, передаточное число u2=2, срок службы Lh= 25000 ч , кратность
пускового момента электродвигателя l = 2
Выбор материалов [4, табл.9.13]:
|
Материал Сталь
|
МПа
|
Твердость HВ
|
Термообработка
|
|
|
GB
|
GT
|
|
|
Шестерня
|
45
|
834
|
540
|
230
|
Улучшение
|
Колесо
|
45
|
834
|
540
|
200
|
Нормализация
|
Эквивалентное число циклов перемены напряжений:
для шестерни
для
колеса
при
изгибе зубьев:
для
шестерни
для
колеса
Базовое
число циклов:
[4, рис. 9,9]
[4, с. 194]
Допускаемые
контактные напряжения
где
GH0 - длительный предел контактной выносливости,- коэффициент безопасности,
[3, табл. 8,9]- коэффициент долговечности: [4, с.133]
для
шестерни
для
колеса
Допускаемые
напряжения изгиба
где
GFО - длительный предел выносливости при изгибе;- коэффициент безопасности; [3,
табл. 8,9]- коэффициент влияния двухстороннего
приложения
нагрузки; [3, табл. 8,9]- коэффициент долговечности:
для
шестерни
для
колеса
Диаметр
делительной окружности шестерни
мм,
где
z3 - число зубьев шестерни, Kb - коэффициент, учитывающий
контактирование зубьев; - целая часть коэффициента перекрытия; b - угол наклона зубьев.
Принимаем
z3= 38, b = 14° , Kb= 0,14 , e¢b= 1 при eb = 1,3 [3, c.
168…170].
Модули
нормальный
m¢=d¢3/z3 = 107,3/78 =
2,82 мм
принимаем
[3, табл. 8.1] m = 3 мм.
торцевой
m t=m/cosb=3/ cos14=3,092 мм
Число
зубьев колеса
4¢=z3·u2=38·2=76
принимаем
z4 = 76 .
Фактическое
передаточное число
2ф=z4/z3. =
76/32 = 2
Угол наклона зубьев:
.
Основные
размеры, мм:
колеса
4=mt×z4=3,092 ·76=228 мм;
da4=d4+1,8×m=228+1,8·3=233,4 мм;=d4-2,1×m=228-2,1·3=221,7
мм;¢4=bW=p×m×eb/sinb=3,14·3·1,3/sin14°=50,6;
принимаем b4 = 50 мм [4,
табл. 12.1, Ra40],
шестерни
3=mt×z3=3,092·38=114 мм;
da3=d3+1,8×m=114+1,8·3=119,4 мм;=d3-2,1×m=114-2,1·3=107,7
мм;¢3=b4+(0,4…1,5)×m=50+(0,4…1,5)·9=51,2…54,5
принимаем b3 = 56 мм [4,
табл. 12.1, Ra40],
Межосевое расстояние
=0,5×(d3+d4)=0,5·(114+228)=171мм.
Окружная скорость
=p×d3×n2/(60×103)=3,14·114·86,6/(60·103)=0,52 м/с
принимаем степень точности K= 9 [4, табл. 9.10].
Силы в зацеплении, Н
где
an=27° - угол зацепления.
Проверочный
расчет на выносливость по контактным напряжениям
,
где
ZМ , Zb , ZK - соответственно коэффициенты, учитывающие
материал колес, площадь контакта и длину линии контакта; KHV - коэффициент
динамической нагрузки; KHa - коэффициент, учитывающий неравномерность
распределения нагрузки между головкой и ножкой зуба; Кe - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по площадкам
контакта.
Принимаем для стальных колес ZМ= 275 МПа, Zb=0,275+0,01×(b-8°)= =0,275+0,01·(18-8)=0,335 ,
ZK=0,8 для дозаполюсной передачи; KHV= 1,06
[3,
табл. 8.3] , KHa=1+(0,63×)/z3=1+(2×)/38=1,017 ,
Ke=2×e¢b+De/(2×e¢b)=2×1+0,3/(2×1)= 2,15
[3,с.170 ].
Таким образом,
Проверочный
расчёт на выносливость по напряжениям изгиба
=
(Ft×KFV ×KИ×y)/(2×m2×eb×YF)<=[GF]мин ,
где
KFV - коэффициент динамической нагрузки; КН - коэффициент, учитывающий
контактирование зубьев; y - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по
площадкам контакта; YF - коэффициент формы зубьев.
Принимаем
KFV = 1,11 [3, табл. 8.3], KH = 0,21 при b = 14 , y =0,12 при De=0,3 [3, рис. 8.55] , YF = 1,15 [3, c.170].
Таким
образом:= (12080×1,11×0,12×019)/(2×32×1,3·1,15) = 113,6 Мпа < 262,8 МПа
Проверка
прочности при перегрузке
Максимальные контактные напряжения, создаваемые наибольшим крутящим
моментом:
,
где
.
Для
шестерни
колеса
Максимальные напряжения изгиба, создаваемые наибольшим крутящим моментом:
,
где
.
Для
шестерни МПа
Для
колеса МПа
Что
соответствует рекомендациям.
5. Открытая
зубчатая передача - цилиндрическая косозубая с эвольвентным зацеплением
Задано: крутящие моменты на валу шестерни TH3 = 18286 H×м, колеса TH4 = 41218 H×м, частота вращения вала шестерни
n3=5,8125 мин -1, передаточное число u3=2,325, срок службы Lh=25000 ч ,
кратность пускового момента электродвигателя l = 1,4
Выбор материалов [1, табл.9.13]:
|
Материал Сталь
|
МПа
|
Твердость HRC
|
Термообработка
|
|
|
GB
|
GT
|
|
|
Шестерня
|
20X
|
638
|
392
|
60
|
Цементация
|
Колесо
|
20Х
|
638
|
392
|
63
|
Цементация
|
Допускаемые контактные напряжения
для
шестерни
для
колеса
[4,
с.133], [3, табл. 8,9]
Допускаемые
напряжения изгиба
для
шестерни
для
колеса
Модуль
нормальный
=11,2 [4,
с.184];
β=100; Z5=18; при ZV5=Z5/cos3β=18/cos310=18,8 и x=0 YF5=4,2 [4, рис9.5]; ψm=15 [4, табл 9.5]; KFβ=1,3 [4, рис 9.5] при ybd=0,4;
Принимаем
конструктивно (для открытых зубчатых передач) m=4 мм.
Модуль
торцевой:
Число
зубьев
колеса
z6= z5×u3=22·21,2=466,4
принимаем
z6 =466.
Фактическое
передаточное число
Ф
= z6 / z5=466/22=21,18
Размеры,
мм:
колеса d6=mt×z6=4,056·466=1890;
= d6 + 2m=1890+2·4=1898;= d6 - 2,5m=1890-2,5·4=1880;¢6 = ym× m= 15·4=60
принимаем
b6 =60 мм [4, табл. 12.1, Ra40];
шестерни
d5=mt×z5= 4,056·22=89,2;
5
= d1 + 2m=89,2+2·4=97,2;
df5 = d5 -
2,5m=89,2-2,5·4=79,2;
b¢5 = ym× m +(5…10)=15× 4+(5…10)=65…70
принимаем
b5 =70 мм [4, табл. 12.1, Ra40].
Межосевое
расстояние
=0,5×(d5+d6)=0,5·(89,2+1890)=989,6 мм.
Окружная скорость
=p×d5×n3/(60×103)=3,14·89,2·43,3/(60·103)=0,2 м/с
принимаем степень точности K= 9 [4, табл. 9.10].
Коэффициенты перекрытия
eb= b6×sinb/ (p× m) =60×sin10/ (3,14× 4)=0,83
ea=[1,88-3,2(z5-1 +z6-1)]×cosb=[1,88-3,2(221 +466-1)]×cos10=1,7.
Силы в зацеплении, Н:
= 2×103 × TH3/d5 = 2×103 1349,79/89,2=30270 Н;= Ft×tgan/cosb =30270×tg20/cos10=11190 Н;
Fa = Ft×tgb=30270×tg10=5340 Н,
где an = 20° - угол зацепления в нормальном
сечении.
Проверочный расчет зубьев на выносливость по контактным напряжениям
=
где
ZH- коэффициент, учитывающий форму сопряжения поверхностей зубьев в полюсе
зацепления;
ZM- коэффициент, учитывающий механические свойства материалов колес;e- коэффициент, учитывающий суммарную
длину контактных линий;
KHn- коэффициент динамической нагрузки в
зацеплении;
KHα- коэффициент, учитывающий
распределение нагрузки между зубьями. Принимаем для некоррегированного
зацепления ZH=1,77cosβ=1,77·cos10=1,74
для стальных колес ZM=275 МПа
для косозубых и шевронных передач
Ze=
Принимаем при окружной скорости V=0,2 м/с, степени точности K=9 и
твердости зубьев H5=630 и H6=600
для косозубой передачи
KHν=1,02 [3,табл.8.3]
KHα= 1,13 [3,табл.8.7]
Таким образом,
Проверочный расчет зубьев на выносливость при изгибе
,
где
YF- коэффициент, учитывающий форму зуба,b- коэффициент,
учитывающий наклон зубьев;e- коэффициент, учитывающий
перекрытие зубьев;
KFb- коэффициент, учитывающий
неравномерность распределения нагрузки по ширине венца;
KFn- коэффициент динамической нагрузки;a- коэффициент, учитывающий
распределение нагрузки между зубьями;
Принимаем при коэффициенте смещения X=0
Zn5==22/cos3 100=22,3 YF5=4,9 Zn6==466/cos3
100=473 YF2=4,8
[4, рис.
9.6 ]; Yb=1- =1-10/140=0,93; Ye=1/0,95ea = 0,63.
При ybd=0,4 ;
H5=630; H6=600; KFb=1,2
[4,рис. 9.5]
При степени точности K=9 и скорости V=0,2 м/с KFn=1,04 [3,табл. 8.3] ; KFa=1,35
[3,табл. 8.7]
Таким образом
для шестерни
для
колеса
что
соответствует рекомендациям.
Проверка прочности при перегрузке
Максимальные контактные напряжения, создаваемые наибольшим крутящим
моментом:
,
где
.
Для
шестерни
колеса
Максимальные напряжения изгиба, создаваемые наибольшим крутящим моментом:
,
где
.
Для
шестерни
колеса
Что
соответствует рекомендациям.
6. Эскизная
компоновка
Конструктивные размеры
толщина стенки корпуса редуктора
=0,025·171+3=7,275мм
принимаем
;
расстояние от внутренней стенки корпуса до ступицы колеса (между колесами
ступеней редуктора)
=(1…1,2)·8=8…9,6
мм
принимаем
Δ=9 мм;
расстояние
от корпуса до посадочного участка на хвостовике
где
h=10 мм [1, табл. П.5];
расстояние
от внутренней стенки корпуса до подшипника
;
диаметр
фундаментных болтов:
принимаем
(M18);
диаметр
болтов, стягивающих корпус и крышку редуктора у бобышек,
принимаем
(M14);
длина
гнезда под подшипник
принимаем
43 мм.
длина посадочного участка хвостовика вала
быстроходного lСТ=60 мм
тихоходного lСТ=70 мм
Диаметры быстроходного вала
При
расчетном моменте 2Н·м
где
к- коэффициент режима работы; к = 1 [4, табл. 15.2];
выбираем
муфту МУВП с параметрами:
[Т]=130 Нм; d=28; L1=60
мм, R=40.
диаметр хвостовика
принимаем
по ГОСТ 6636-69 [4, табл.12.1, Ra 40];
под
уплотнением 35 мм.
подшипником
35 мм.
Выбираем
подшипник 46307-роликовый радиально-упорный средней серии: d=35 мм, D=80 мм,
B=21 мм, d2наим=42 мм, С=32,8 кН, С0=24,7 кН [4, табл. 14.8].
Диаметры
промежуточного вала
Под
колесом
,
принимаем d6=67 мм [4, табл.12.1, Ra 40].
подшипником d’5=60 мм.
Выбираем подшипник 46312 роликовый радиально-упорный средней серии серии:
d=60 мм, D=130 мм, B=31 мм, d2наим=72 мм, С=77,3 кН С0= 65,3 кН [4, табл.
14.8].
Диаметр
под шестерней 72 мм.
При
- шестерню и вал изготавливаем совместно, как
вал-шестерню.
Диаметры тихоходного вала
Диаметры под колесом
принимаем
[4, табл. 12.1,Ra 40];
подшипником
d9=70 мм.
Выбираем
подшипник 46314 - радиально-упорный конический средней серии: d=70 мм, D=150
мм, B=35 мм, d2наим=82 мм, С=98,1 кН, С0=85,3 кН [4, табл. 14.8].
под
уплотнением d10=70 мм; диаметр хвостовика d11=65 мм.
Из
конструктивных соображений принимаем aW2 =200 мм. Для передачи М. Л. Новикова
пересчитываем:
диаметр
делительной окружности шестерни тихоходной ступени
модули
m и mt;
размеры
колеса и шестерни;
окружную
скорость в зацеплении;
силы
в зацеплении;
диаметр
делительной окружности шестерни конструктивно проймём равным d3=142
мм, тогда:
при m=3 и mt=3,092 z3= d3/ mt=142/3,092=47
4=
z3·u2=46·2=94
Основные размеры, мм:
колеса
4=mt×z4=3,092 ·94=290,6 мм;
da4=d4+1,8×m=290,6+1,8·3=296 мм;=d4-2,1×m=290,6-2,1·3=284,3
мм;¢4=bW=p×m×eb/sinb=3,14·3·1,3/sin14°=50,6;
принимаем b4 = 50 мм [4,
табл. 12.1, Ra40],
шестерни
3=mt×z3=3,092·47=146 мм;
da3=d3+1,8×m=146+1,8·3=154,4 мм;=d3-2,1×m=146-2,1·3=139,7 мм;¢3=b4+(0,4…1,5)×m=50+(0,4…1,5)·9=51,2…54,5
принимаем b3 = 56 мм [4,
табл. 12.1, Ra40],
Межосевое расстояние
=0,5×(d3+d4)=0,5·(146+290,6)=218мм.
Окружная скорость
=p×d3×n2/(60×103)=3,14·146·86,6/(60·103)=0,66 м/с
принимаем степень точности K= 9 [4, табл. 9.10].
Силы в зацеплении, Н
где
an=27° - угол зацепления.
Рис. 2 Эскизная компоновка редуктора
7. Расчет быстроходного вала
Силы в зацеплении и
геометрические параметры передачи=1840 H Fa1=4860 H
Fr1=1770 H=91 мм l2=105,5 мм l1=154 мм l0=123
мм
Определение
реакций опор
Плоскость
YOZ
ΣMA=0;
’B=1902.5 H.
ΣMВ=0;
’А=132.5
H.
Проверка: R’A-Fr1+R’B=-132.51770+1902.5=0.
Условие
выполнено.
Плоскость
XOZ
ΣMA=0;
”B=282.3 H
ΣMB=0;
”A=1241.7
H
Проверка: R’’A-Ft1
+R’’B+FM=1241.7-1840+282.3+316=0.
Условие
выполнено.
Определим
суммарные реакции и суммарные моменты:
Изгибающие
моменты, Н мм; положительный тот момент, который растягивает нижние волокна
балки.
Плоскость
YOZ
Под
червяком
Плоскость
XOZ
Под
червяком
Под
муфтой изгибающий момент равен 0.
- в
опасном сечении под червяком
Приведенный
момент
α=0,58 - коэффициент приведения [3, с. 19].
Рис. 3 Схема сил действующих на быстроходный вал
и эпюры изгибающих и крутящего моментов
8. Выбор шпонок
Параметры шпоночных соединений:
Вал
|
Участок
|
Символ, мм
|
Крутящий момент,H×м
|
Размеры шпонки, мм
|
|
|
|
|
b´h´l
|
t1
|
t2
|
Быстроходный
|
хвостовик
|
d’1=28
|
ТM=78,96
|
8´7´56
|
4
|
3,3
|
Промежуточный
|
колесо
|
d6=67
|
ТH 2=688,96
|
20´12´58
|
7,5
|
4,9
|
Тихоходный
|
колесо хвостовик
|
d8=85 d11=65
|
ТH3=1349,79 ТH3=1349,79
|
22´14´58 20´12´58
|
9 7,5
|
5,4 4,9
|
Расчет быстроходного вала
Принимаем призматические шпонки исполнения А со скруглёнными торцами.
Размеры сечений шпонок и пазов и длины шпонок - по ГОСТ 23360-78
[4,табл.5.7].
Материал шпонок - сталь 45 нормализованная.
На хвостовике под муфтой
Проверка шпонки на смятие
;
-
допускаемое напряжение на смятие;= l-b = 56-8 = 48 мм
- рабочая длина шпонки
Проверка
шпонки на срез
;
-
допускаемое напряжение на срез.
Условия
на смятие и срез выполняются.
9. Выбор посадки под шкив быстроходного вала
Посадки назначаем в соответствии с рекомендациями [2, с. 57 ,88, 275].
Посадка
червячного колеса на промежуточном валу
Посадка
зубчатого колеса на тихоходном валу .
Посадка
полумуфты на быстроходный вал редуктора .
Внутренние
кольца подшипников устанавливаем на вал с неподвижной посадкой, а наружные - по
скользящей. Шейки валов под подшипники выполняем с отклонением вала . Отклонение отверстий в корпусе под наружные кольца
по .
.
Проверка вала на выносливость для опасного сечения
Исходные
данные: материал сталь 45; =834
Н/мм2; =569 Н/мм2; =383
Н/мм2; =226 Н/мм2 [4, табл. 12,13].
Сечение
под червяком: диаметр вала в этом сечении 64 мм. В сечении действует наибольший
изгибающий момент и крутящий момент .
Момент
сопротивления сечения вала (нетто):
Амплитуда
номинальных напряжений изгиба при симметричном цикле изменения напряжения
изгиба
Коэффициент
безопасности в сечении по изгибу
где
эффективный коэффициент концентрации напряжений для
вала в месте шпоночного паза [4, табл.12.5]; коэффициент,
учитывающий упрочнение поверхности - шлифование [4, табл.12.9]; масштабный фактор зависимости от диаметра вала [4,
табл.12.2]; коэффициент, характеризующий чувствительность
материала к асимметрии цикла изменения напряжений [4, рис.1.4, в]; постоянная составляющая цикла изменения напряжений.
Определяем
коэффициент безопасности по кручению.
Полярный
момент сопротивления по сечению:
При
нереверсивном вращении вала напряжения кручения изменяются по пульсирующему
циклу, поэтому переменные составляющие и постоянные составляющие
Коэффициент
безопасности в сечении по кручению
где
эффективный коэффициент концентрации напряжений для
вала в месте шпоночного паза [4, табл.12.5]; коэффициент,
учитывающий упрочнение поверхности - шлифование [4, табл.12.9]; масштабный фактор зависимости от диаметра вала [4,
табл.12.2]; коэффициент, характеризующий чувствительность
материала к асимметрии цикла изменения напряжений [4, рис.1.4, в].
Общий
коэффициент безопасности по усталостной прочности для сечения
Условие
прочности в сечении выполнено.
.
Долговечность опор
При
радиально-упорных подшипниках осевые составляющие S радиальных нагрузок RА и RВ
стремятся раздвинуть кольца подшипников в осевом направлении. Этому
препятствуют осевые реакции FА1 и FА2.=4860 H, при подшипнике 46307 α=260.=311,8 H RB=2272 H.и S2 зависят
от типа подшипника и реакций опор R.
Две
неизвестные реакции FA1 и FA2.
Пусть
FА1=S1, тогда Н, сила определена верно т.к. FA24728 Н>S2=1108 Н.
Для
опоры вала использован радиально-упорный шариковый подшипник 46307, имеющий
размеры 35´80´21 мм, с параметрами
С=32,8 кН. На него действует постоянная во времени радиальная нагрузка Fr=1770
H, и осевая нагрузка Fa=4860 H. Вал диаметром 35 мм имеет частоту вращения
n=970 мин1.
Определяем
величину эквивалентной динамической нагрузки
Срок
службы подшипника Lh=2500 ч.
Требуемая
динамическая грузоподъемность
где
значения коэффициентов , kТ=1,05 [4.табл.14.18, 14.19];=1 - коэффициент
вращения [4, с.348].
Здесь
X=1 и Y=0, так как [4,табл. 14.15].
=4,5 [4,
табл. 14.13].
Для
подшипника 46307 паспортная грузоподъемность составляет C=32,8 кН, а
необходимая расчетная - CТР=8,9 кН. Следовательно, этот подшипник при изменении
нагрузки во времени не будет иметь расчетную долговечность намного больше
желаемой.
Динамическая
грузоподъемность обеспечивается.
Расчетная
долговечность, млн. об.
млн. об.
Расчетная
долговечность, ч.
ч.
Где
- частота вращения быстроходного вала.
12.
Смазка зубчатых колес и подшипников
Смазывание
зубчатого зацепления осуществляется окунанием зубчатого колеса в масло,
заливаемое внутрь корпуса до уровня, при котором зубчатое колесо погружено в
масло на (0,5…5)∙m,
где
m - модуль передачи
для
червячной передачи уровень масла h:
мм,
соответственно
минимальный и максимальный уровни масла. [3, с. 149].
Из
[3, табл. 10.9] устанавливаем вязкость масла. При контактных напряжениях до 200
и окружной скорости 2…5 м/с рекомендуемая вязкость масла равна
∙10-8
м3/с. По [3, табл. 11.2] принимаем масло индустриальное И-30А.
Литература
1 Детали
машин. Методические указания к курсовому проектированию «Металлургическое
оборудование» /Сост. С.В. Погорелов - Запорожье: Изд-во ЗГИА, 2003.-71с.
Дунаев П.Ф.,
Леликов О. П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для
машиностроит. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа
1985-416 с., ил.
Иванов М.Н.
Детали машин. - М.: Высшая школа, 1984-336с.
Детали машин
в примерах и задачах. Ничипорчик С.Н., Корженцевский М.И., Калачёв В.Ф. и др. -
М.: Высшая школа, 1981-432с.