Параметр
|
Значение
|
Параметр
|
Значение
|
|
Для ЧП1
|
Для ЧП2
|
|
Для ЧП1
|
Для ЧП2
|
Межосевое расстояние aw, мм
|
140
|
250
|
Ширина зубчатого венца колеса b2, мм
|
45
|
80
|
Модуль зацепления m
|
5
|
10
|
Длина нарезаемой части червяка b1, мм
|
120
|
200
|
Коэффициент диаметра червяка q
|
10
|
10
|
Диаметры червяка: делительный d1, мм вершин вит.da1, мм впадин витк. df1, мм
|
50 60 38
|
100 120 76
|
Делительный угол подъёма витков червяка γ,
град
|
16є 42
|
11є 19
|
|
|
|
Угол обхвата червяка венцом 2δ, град
|
103
|
103
|
Диаметры колеса: делительный d2, мм вершин зуб. da2, мм впадин зуб. df2, мм
|
225 235 215
|
400 380 430
|
Число витков червяка z1
|
3
|
4
|
|
|
|
Число зубьев колеса z2
|
45
|
40
|
|
|
|
Проверочный расчёт
|
Параметр
|
Допускаемые значения
|
Расчётные значения
|
Примечание
|
КПД h
|
Для Для
|
0,81
|
0,86
|
|
Контактные напряжения σН
|
296,67
|
154,93
|
267
|
10,09%
|
Напряжения изгиба σF
|
52,38
|
9,35
|
10,09
|
65,6%
|
5. Проектный расчёт валов. Эскизная компоновка
Выбираем для валов редуктора сталь марки 40Х, с последующим улучшением,
для которой предел прочности σв = 790 Н/мм2, предел текучести σт = 640 Н/мм2, предел выносливости σ-1 = 375 Н/мм2.
Проектный расчет валов выполняется по напряжениям кручения, т.е. при этом
не учитывают напряжения изгиба, концентрации напряжений и переменность
напряжений во времени. Поэтому для компенсации напряжения на кручение применяют
заниженными: [τ]к = 10…20 Н/мм2. При этом
меньшие значения [τ]к - для быстроходных
валов, большие [τ]к - для тихоходных.
Примем [τ]к1 = 10 Н/мм2 для быстроходного
вала и [τ]к2 = 20 Н/мм2 для тихоходного.
По таблице 7.2[7] выбираем для быстроходного вала роликовые конические
подшипники типа 7000 средней серии, схемой установки враспор. Для тихоходного
вала выбираем роликовые конические подшипники типа 7000 лёгкой серии и схемой
установки враспор.
Первая червячная пара
Для червяка
Витки червяка выполнены за одно целое с валом
Принимаем d1 равным диаметру выходного конца вала
электродвигателя
d1=22 25мм.
Найдём длины первой ступени вала
(5.1)
Принимаем стандартное значение l1 = 40 мм.
Определим диаметры подшипниковых шеек d2 и длину l2 второй ступени вала.
(5.2)
(5.3)
гдеt -
высота буртика, мм.
Из
таблицы 7.1[8] принимаем t = 2,5мм.
мм.
Принимаем стандартные значения
d2
=30 мм;
l2=60 мм.
Геометрические характеристики подшипника
d=30
мм;
D=72
мм;
Т=29 мм.
Определим геометрические параметры третьей ступени вала
(5.4)
Где r - координаты фаски подшипника, мм.
Из таблицы 7.1[7] принимаем r = 2,5мм.
Округляя
до стандартного значения, принимаем d3 = 40 мм.
Так
как , то принимаем
Параметры нарезанной части: df\ =38 мм; dt = 50 мм и dal = 60 мм. Для выхода режущего инструмента
при нарезании витков рекомендуется участки вала, прилегающие к нарезке,
протачивать до диаметра меньше dft.
Длина нарезанной части bt =120 мм
Расстояние между опорами червяка примем l3= dal =180 мм;
расстояние от середины выходного конца до ближайшей
опоры f = 90 мм
Определим длину четвертой ступени вала
,(5.5)
гдеT -
толщина подшипника, мм.
По таблице П7 [3] принимаем Т = 29 мм.
Округляем
до стандартного значения l4 = 50 мм.
Промежуточный вал
Определяем длину l1 и диаметр d1 первой ступени по формуле [7
(5.6)
мм.
(5.7)
Округлим
до стандартных значений полученные данные
d1=d3=40 мм;
l1=50 мм.
Под
подшипники.
Геометрические
параметры подшипника
D=90 мм;
T=25.5 мм;
d=40 мм.
Количество
подшипников 2.
Длину
увеличиваем на ширину подшипника
l1=50+25,5=75,5 мм
Найдем
геометрические параметры второй ступени вала
; (5.8)
По
[7] принимаем t=2,8 мм
Округляя
до стандартных значений полученные данные, имеем
d2=50 мм;
Параметры нарезанной части червяка второй передачи: df\ =76 мм; dt = 100 мм и dal =120 мм. Для выхода режущего
инструмента при нарезании витков рекомендуется участки вала, прилегающие к
нарезке, протачивать до диаметра меньше dft.
Длина нарезанной части bt =200 мм
Расстояние между опорами червяка примем l3= dal =280 мм;
расстояние от середины выходного конца до ближайшей
опоры f = 90 мм
Длину ступени l3 определим графически.(5.9)
Определим точку приложения реакции подшипников тихоходного вала по
формуле [7]
(5.10)
Где D и d - внешний и внутренний диаметры подшипников тихоходного
вала, мм.
Т - толщина подшипников, мм.
е - коэффициент влияния осевого нагружения.
По таблице [3] принимаем е = 0,35.
мм.
Определим
точку приложения реакции подшипников быстроходного вала по формуле [3]
.
По таблице [3] принимаем е = 0,37.
мм.
Определим зазоры между внутренней поверхностью стенок редуктора и
вращающейся поверхности колеса для предотвращения задевания [3]
(5.11)
где
L - длина соединения колеса и червяка, определяется
графически.
Определим
вертикальный размер червячной пары L, мм
(5.12)
Округляя
полученное значение до стандартного числа, получим x=9 мм.
Определим
расстояние у между вращающейся поверхностью колеса и корпусом, мм
(5.13)
Тихоходный вал
Определяем длину l1 и диаметр d1 первой ступени по формуле[1]
(5.14)
мм.
(5.15)
Округлим
до стандартных значений полученные данные
d1=d3=80 мм;
l1=100 мм.
Найдем
геометрические параметры второй ступени вала
; (5.16)
.(5.17)
По
[8] принимаем t=2,8 мм
мм;
.
Округляя
до стандартных значений полученные данные, имеем
d2=90 мм;
l2=105 мм.
Под
подшипники.
Геометрические
параметры подшипника
D=190 мм;
T=46,5 мм;
d=90 мм.
Количество
подшипников 1.
Диаметр
третьей ступени вала определим по формуле [7]
(5.18)
гдеrТ - координаты фаски подшипника тихоходного вала, мм.
мм.
Округляя
до стандартного значения, получим
d3=100 мм.
Длину
ступени l3
определим графически. Для четвертой ступени диаметр d4=d2, таким
образом, d4=90 мм.
Длину четвертой ступени определим по формуле [3]
(5.19)
где
C - величина фаски. Принимаем C=19 мм [3]
мм.
Округлим l4 до стандартного значения
l4=75 мм.
Определим точку приложения реакции подшипников тихоходного вала по
формуле [3]
(5.20)
Где D и d - внешний и внутренний диаметры подшипников тихоходного
вала, мм.
Т - толщина подшипников, мм.
е - коэффициент влияния осевого нагружения.
По таблице П7 [3] принимаем е = 0,32.
мм.
Определим
зазоры между внутренней поверхностью стенок редуктора и вращающейся поверхности
колеса для предотвращения задевания [7]
(5.21)
где
L - длина соединения колеса и червяка, определяется
графически.
Определим
вертикальный размер червячной пары L, мм
(5.22)
Округляя
полученное значение до стандартного числа, получим x=10 мм.
Определим
расстояние у между вращающейся поверхностью колеса и корпусом, мм
(5.23)
Таблица 5.1
Параметры ступеней валов и подшипников
Вал
|
Размеры ступеней, мм
|
Подшипники
|
|
d1
|
d2
|
d3
|
d4
|
№ Подш
|
dxDxТ, мм
|
Дин. груз.под. Cr, кН
|
Стат. груз.под. Cr0, кН
|
|
l1
|
l2
|
l3
|
l4
|
|
|
|
|
I Быстр.
|
25
|
30
|
40
|
30
|
7606
|
30х72х29
|
63
|
51
|
|
40
|
60
|
180
|
50
|
|
|
|
|
II Пром.
|
40
|
50
|
40
|
60
|
7308
|
40х90х25,5
|
66
|
47,5
|
|
75,5
|
60
|
280
|
70
|
|
|
|
|
III Тих.
|
80
|
90
|
100
|
90
|
7318
|
90х190х46,5
|
250
|
201
|
|
100
|
105
|
60
|
72
|
|
|
|
|
6. Расчет
корпуса редуктора
Конструирование корпуса редуктора
Корпус редуктора служит для размещения и координации деталей передачи,
защиты их от загрязнения, организации системы смазки, а также восприятия сил,
возникающих в зацеплении редукторной пары, подшипниках, открытой передачи.
В проектируемом редукторе принимаем конструкцию разъемного корпуса,
состоящего из крышки (верхняя часть корпуса) и основания (нижняя часть). Корпус
имеет конструктивные элементы - подшипниковые бобышки, фланцы, ребра,
соединённые стенками в единое целое.
Форма корпуса определяется в основном технологическими, эксплуатационными
и эстетическими условиями с учётом его прочности и жёсткости. Выбираем корпус
прямоугольной формы, с гладкими наружными стенками без выступающих
конструкционных элементов; подшипниковые бобышки и ребра внутри; стяжные болты
только по продольной стороне корпуса в нишах; крышки подшипниковых узлов
врезные; фундаментальные лапы не выступают за габариты корпуса.
Толщины стенок корпуса и крышки корпуса вычисляются по формуле[3]
мм,(6.7)
где
T2 -
вращающий момент на тихоходном валу, H
Подставляя
числовые значения в формулу , получим
Фланцевые соединения
Фланцы предназначены для соединения корпусных деталей редуктора. В
корпусе проектируемого редуктора конструируют пять видов фланцев: 1 -
фундаментный основания корпуса; 2 - подшипниковой бобышки основания корпуса и
крышки корпуса; 3 - соединительный основания и крышки корпуса; 4 - крышки
подшипникового узла; 5 - крышки смотрового люка.
Толщина верхнего пояса фланца корпуса
(6.8)
Толщина
нижнего пояса (фланца) крышки корпуса
(6.9)
Толщина
нижнего пояса корпуса без бобышки
(6.10)
Толщина
ребер основания корпуса
(6.11)
Диаметр
фундаментных болтов
(6.12)
Диаметр
болтов
У
подшипников
(6.13)
Соединяющих
основание корпуса с крышкой
(6.14)
Размеры
определяющие положение болтов
(6.15)
16+8=16
мм(6.16)
Высота
бобышки h6 выбираем
конструктивно. Высота у всех бобышек имеет одинаковую высоту.
Диаметр
отверстия в гнезде подшипника выбираем по наружному диаметру подшипника.
Винты
крепления крышки подшипника выбираем d8, число винтов 4.
Диаметр
гнезда
(6.17)
Длина
гнезда
(6.18)
(6.19)
Длину
для всех гнезд принимаем одинаковую.
Наименьший
зазор между наружной поверхностью колеса и стенкой корпуса:
По
диаметру
(6.20)
По
торцам
Конструктивные
элементы каждого фланца [К - ширина; С - координаты оси отверстия под винт
(болт); D0 и b0 - диаметр и глубина отверстия под цилиндрическую
головку винта или церковки под болты с шестигранной уменьшенной головкой; d0 - диаметр отверстия под болт выбираем из таблицы
10.18[7] по значению диаметра d крепежного болта соответствующего фланца.
Фундаментный
фланец основания корпуса
Предназначен
для крепления редуктора к фундаментной плите . Опорная поверхность фланца
выполняется в виде двух длинных параллельно расположенных или четырёх небольших
платиков. По таблице 10.18 [7] определяем конструктивные характеристики данного
фланца
Длина
опорной поверхности платиков вычисляется по формуле[7]
,(6.21)
где
dам2 -
наибольший диаметр колеса, А - зазор между внутренней поверхностью стенок
редуктора и вращающейся поверхности колеса
Подставляя
числовые значения в формулу, получим
Ширина
опорной поверхности платиков вычисляется по формуле [8]
;(6.21)
Подставляя
числовые значения в формулу , получим
.
Расстояние
между креплениями болтов вычисляется по формуле[7]
;(6.22)
Подставляя
числовые значения в формулу, получаем
Высота
опорной поверхности платиков вычисляется по формуле[8]
(6.23)
Подставляя
числовые значения в формулу , получаем
К=48
мм, С=25 мм
Высота
ниш корпуса при креплении болтами вычисляется по формуле[8]
(6.24)
Подставляя
числовые значения в формулу, получаем
Фланец
подшипниковой бобышки крышки и основания корпуса
По
конструктивные характеристики данного фланца, диаметр винтов М16, количество
винтов n2=4, К=39
мм, С=21 мм.
Фланец
предназначен для соединения крышки и основания корпуса. Фланец расположен в
месте установки стяжных подшипниковых винтов на продольных длинных сторонах
корпуса: в крышке - наружу от её стенки, в основании - внутрь от стенки.
Соединительный
фланец крышки и основания корпуса
Для
удобства сборки диаметр отверстия окна D делают на 2…5
мм больше максимального диаметра колеса. Количество стяжных винтов n3=6, расстояние между ними вычисляется по формуле[7]
(6.24)
Подставляя
числовые значения в формулу, получаем
К=33
мм, С= 18 мм.
Диаметр резьбы пробки (для слива масла из корпуса редуктора) вычисляется
по формуле[7]
п.р. > (1,2…2,2).δ;(6.25)
dп.р = (1,2…2,2) 9 = 15 мм.
Зазор между внутренней боковой стенкой корпуса и торцом ступицы
червячного колеса вычисляется по формуле[7]
= 0,5.δ;(6.26)
y = 0,5.9 = 4,5 мм.
Расстояние между внутренней стенкой крышки редуктора и окружностью
наибольшего диаметра червячного колеса вычисляется по формуле[7]
у1 = (1,5…3).δ;(6.27)
у1 = (1,5…3).9 = 20 мм.
Расстояние от оси червяка до дна картера вычисляется по формуле[7]
у2 = (2…2,5).d2Б;(6.28)
у2 = (2…2,5).60 = 200 мм.
Толщина крышки подшипника вместе с манжетным уплотнением вычисляется по
формуле[7]
х1 = 0,5.ТБ + 5…10 мм;(6.29)
х2 = 0,5.ТТ + 5…10 мм;(6.30)
х1 = 0,5.29 + 5…10 мм = 20 мм;
х2 = 0,5.46,5 + 5…10 мм = 30 мм.
Принимаем х1 = 20 мм, для всех подшипников Т <30 мм х2 = 30 мм для
больших подшипников.
Определяем габаритные размеры редуктора
Bp ≈2· δ +2х1+d2Ч2/2+Lчерт +dfччп1/2+ Тр+ 2 Тк
/2;(6.31)
Где, Lчерт - размер между осями червячных колес,
определяется графически.
p ≈ 2·9 +2·20 + 430/2 + 240+ 60/2+23+2· 29/2 =580 мм.
Принимаем длину редуктора Lp =580 мм.
Bp = d2ч1+2·
δ +2х2+2·Ткб
;(6.32)
Bp = 250+2.9 + 2·30 + 2· 29=382 мм.
Принимаем ширину редуктора Bp = 400 мм.
p = δ + у2 + аw2 + 0.5.dам2
+ y1 + d1 + 8…12 +40
мм;(6.33)
Hp = 9 + 200 + 250 + 0.5·430 + 20 + 8+8…12 +40=760 мм.
Принимаем высоту редуктора Hр =760 мм. Расстояние между
отверстиями для фундаментных болтов определяются конструктивно при вычерчивании
общего вида редуктора.
7. Тепловой
расчет редуктора
Целью теплового расчета является проверка температуры масла в редукторе,
которая не должна превышать допускаемой [t]м = 80 - 95 °С.
температура воздуха вне корпуса tв = 20 0С. температура
масла tм в корпусе червячной передачи при непрерывной работе без
искусственного охлаждения определяется по формуле:
(7.1)
гдеp1 - мощность на быстроходном валу редуктора, Вт;
h - КПД редуктора;t = 9…17 Вт/(м2.град) -
коэффициент теплоотдачи;
А - площадь теплоотдающей поверхности корпуса редуктора, м2.
Определяем площадь поверхности охлаждения при aw=112 мм по таблице 11.6[8]
A=0,9
м2.
Принимаем коэффициент теплоотдачи Кt =17.
Подставляя числовые значения в формулу (6.1), получим
,
что соответствует допускаемой температуре.
8.
Проверочный расчёт подшипников
Быстроходный вал
Вычертим расчётную схему быстроходного вала
Рисунок 8.1 - Схема нагружения быстроходного вала
Исходные данные
Lb=260
мм; lm=90 мм; мм.
;;.
Н
Определим
реакции опор в подшипниках быстроходного вала на вертикальную плоскость
(8.3)
(8.4)
(8.5)
(8.6)
(8.7)
(8.8)
Проверка
(8.9)
(8.10)
0=0.
Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Х
(8.11)
(8.12)
(8.13)
(8.14)
Определим
реакции опор в подшипниках быстроходного вала на горизонтальную плоскость
(8.15)
(8.16)
(8.17)
(8.18)
(8.19)
(8.20)
Проверка
(821)
(8.22)
0=0.
Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Y
(8.23)
(8.24)
(8.25)
(8.26)
Строим
эпюру крутящих моментов
(8.27)
Определяем
суммарные радиальные реакции
(8.28)
(8.29)
Определяем
суммарные изгибающие моменты
(8.30)
(8.31)
Определение эквивалентной динамической нагрузки быстроходного вала для
подшипника 7606.
Пригодность подшипников определяем путём сопоставления расчётной
динамической грузоподъемности Сrp с базовой Cr по условию
Сrp Cr:
Расчётная динамическая грузоподъёмность определяется по формуле[7]
(8.32)
где
RE - эквивалентная динамическая нагрузка, Н;
m - показатель
степени m=3,33 - для роликовых подшипников;
a1 - коэффициент надежности a1=1;
a23 - коэффициент, учитывающий влияние качества
подшипника и качества его эксплуатации a23=0,65;
n - частота
вращения соответствующего вала, об/мин.;
Lh -
требуемая долговечность подшипника предусмотрена ГОСТ 16162-93 и составляет для
червячных редукторов Lh5000 ч.
По
таблице базовую динамическую грузоподъемность Cr=63кН.
Эквивалентная
динамическая нагрузка вычисляется по формулам[1]
(8.33)
при
(8.34)
Найдем
по таблице 9.1[7] коэффициент радиальной нагрузкиX=0,4,
коэффициент осевой нагрузки Y=1,88, коэффициент влияния осевого нагружения e=0,32.
Определим осевые составляющие радиальной нагрузки подшипника RS1 и RS2 по формулам[1]
(8.35)
(8.36)
Так как RS1 < RS2 и Fa1 > RS2 - RS1,
то осевая нагрузка в подшипниках вычисляется по формулам[7]
Ra1 = RS1;(8.37)a2 = RS1
+ Fa1,(8.38)
где Fa1 - осевая сила на червяке Fa1=2102.3H.
Подставляя числовые значения в формулы, получаем
Ra1=146.75
H;
Ra2=146.75+2102.3=2249
Н.
Найдем соотношение
,
где
V - коэффициент вращения V=1.
=
Таким
образом, эквивалентная динамическая нагрузка вычисляется по формуле
где
КБ - коэффициент безопасности. По таблице 9.4 [7] принимаем КБ=1,05
KT -
температурный коэффициент. По таблице 9.5[7] принимаем KT=1
Подставляя
числовые значения в формулу, получаем
Н.
Найдем
соотношение
,
=
Таким
образом, эквивалентная динамическая нагрузка вычисляется по формуле
H.
Определим
динамическую грузоподъемность более нагруженной второй опоры по формуле
Н <
63000 Н.
Такая
расчетная грузоподъемность меньше базовой - подшипник 7606 пригоден для
быстроходного вала.
Тихоходный вал.
Вычертим расчётную схему тихоходного вала
+
Рисунок 8.2 - Схема нагружения тихоходного вала
Исходные данные
lТ=300 мм; lОП=120 мм; мм.
;;.
Н
Определим
реакции опор в подшипниках тихоходного вала на вертикальную плоскость
(8.39)
(8,40)
(8,41)
(8,42)
(8,43)
(8,44)
Проверка
(8,45)
(8,46)
0=0.
Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Х
(8,47)
(8,48)
(8,49)
(8,50)
(8,51)
Определим реакции опор в подшипниках тихоходного вала на горизонтальную
плоскость
(8,52)
Строим
эпюру изгибающих моментов относительно Y в характерных
сечениях Н.м
Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Y
(8,60)
(8.61)
(8,62)
Строим эпюру крутящих моментов
(8,63)
Определяем
суммарные радиальные реакции
(8,64)
(8,65)
Определяем
суммарные изгибающие моменты
(8,66)
(8,67)
Определение эквивалентной динамической нагрузки тихоходного вала для
подшипника 7318.
Осевая сила в зацеплении Fa2
=37882 Н, реакции в подшипниках
RС = 22672,79 Н, RD = 28143,45 Н
Характеристика подшипников:
Cr =250000 Н; Х = 0,4; е = 0,32; Y = 1,88; V = 1; Кб
= 1,05; КТ = 1.
Требуемая долговечность подшипников
LH = 5000 ч.
Подшипники установлены враспор.
Проведем идентичные расчёты для тихоходного вала
Так
как RS1 < RS2 и Fa1 > RS2 - RS1, то
осевая нагрузка в подшипниках вычисляется по формулам[7]
Ra1 = RS1;(8.68)a2 =
RS1 + Fa1,(8.69)
где Fa1 - осевая сила
Подставляя числовые значения в формулы, получаем
Ra1=6026,4
H;
Ra2=6026,4+37882=43908,4
Н.
Найдем соотношение
,
где
V - коэффициент вращения V=1.
=
Таким
образом, эквивалентная динамическая нагрузка вычисляется по формуле
где
КБ - коэффициент безопасности. По таблице 9.4 [7] принимаем КБ=1,05
KT -
температурный коэффициент. По таблице 9.5[7] принимаем KT=1
Подставляя
числовые значения в формулу, получаем
Н.
Данный подшипник пригоден.
Промежуточный вал
Вычертим расчётную схему промежуточного вала
Исходные данные
d1=100 мм, d2=225 мм, lп1=205 мм, lп2=240 мм, lп3=90 мм
+
Рисунок 8.3 - Схема нагружения промежуточного вала
Определим реакции опор в подшипниках промежуточного вала на вертикальную
плоскость
(8.70
(8.71)
(8.72)
(8.73)
(8.74)
(8.75)
Проверка
(8.76)
(8.77)
0=0.
Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Х
ч(8.78)
(8.79)
(8.80)
(8.81)
H м;
H м.
Определим
реакции опор в подшипниках промежуточного вала на горизонтальную плоскость
(8.82)
(8.83)
(8.84)
(8.85)
(8.86)
(8.87)
Проверка
(8.88)
(8.89)
0=0.
Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Y
(8.90)
(8.91)
(8.92)
(8.93)
Строим
эпюру крутящих моментов
(8/94)
Определяем
суммарные радиальные реакции
(8.95)
(8.96)
Определяем
суммарные изгибающие моменты
(8.97)
(8.98)
Определение эквивалентной динамической нагрузки быстроходного вала для
подшипника 7308.
Пригодность подшипников определяем путём сопоставления расчётной
динамической грузоподъемности Сrp с базовой Cr по условию
Сrp Cr:
Расчётная динамическая грузоподъёмность определяется по формуле[7]
(8.99)
где
RE - эквивалентная динамическая нагрузка, Н;
m - показатель
степени m=3,33 - для роликовых подшипников;
a1 - коэффициент надежности a1=1;
a23 - коэффициент, учитывающий влияние качества
подшипника и качества его эксплуатации a23=0,65;
n - частота
вращения соответствующего вала, об/мин.;
Lh -
требуемая долговечность подшипника предусмотрена ГОСТ 16162-93 и составляет для
червячных редукторов Lh5000 ч.
По
таблице базовую динамическую грузоподъемность Cr=61000
Н.
Эквивалентная
динамическая нагрузка вычисляется по формулам[1]
(8.100)
при
(8.101)
Найдем по таблице 9.1[7] коэффициент радиальной нагрузкиX=0,4, коэффициент осевой нагрузки Y=1,55, коэффициент влияния осевого
нагружения e=0,28.
Определим осевые составляющие радиальной нагрузки подшипника RS1 и RS2 по формулам[7]
(8.102)
(8.103)
Осевая нагрузка в подшипниках вычисляется по формулам[7]
Ra1 = RS1;(8.104)a2 = RS1
+ Fa1,(8.105)
Подставляя числовые значения в формулы, получаем
Ra1=967,6
H;
Ra2=967,6+9458=10425
Н.
Найдем соотношение
,
где
V - коэффициент вращения V=1.
=
Таким
образом, эквивалентная динамическая нагрузка вычисляется по формуле
где
КБ - коэффициент безопасности. По таблице 9.4 [7] принимаем КБ=1,05
KT -
температурный коэффициент. По таблице 9.5[7] принимаем KT=1
Подставляя
числовые значения в формулу, получаем
Н.
Найдем
соотношение
,
=
Таким
образом, эквивалентная динамическая нагрузка вычисляется по формуле
H.
Определим
динамическую грузоподъемность более нагруженной второй опоры по формуле
Н
>61000 Н.
Условие не выполняется.
Устанавливаем два подшипника, отсюда
<132000Н
Теперь расчетная грузоподъемность меньше базовой - подшипники 7308,
пригодны для промежуточного вала.
9. Проверочный расчёт шпоночных соединений
Быстроходный вал.
Для быстроходного вала при d1Б = 25 мм подбираем по таблице
8.9 [3] шпонку призматическую ГОСТ23360-78 с характеристиками b´h=8´7 мм2, при t1=
4 мм. При l1Т = 70 мм принимаем длину шпонки 43 мм. Расчетная длина
шпонки вычисляется по формуле[7]
lp = l - b;(9.1)
lp = 43 - 8 = 35 мм.
Материал
шпонки сталь 45 МПа.
Допускаемые напряжения смятия при стальной полумуфте [sсм] = 90…100 МПа. Вычислим расчетное
напряжение смятия и сравниваем с допускаемым
,(9.2)
где
Aсм =(0,94h - t1)lp - площадь смятия,мм2.(9.3)
Н(9.4)
Определим
площадь и напряжение смятия по формуле (9.3)
Aсм = (0,94.7 - 4).35=90,3 мм2
Итак, принимаем шпонку 8´7´35 ГОСТ 23360-78.
Тихоходный вал.
Для тихоходного вала под шкив плоскоременной передачи при d1Т
= 80 мм подбираем по таблице 8.9 [3] шпонку с характеристиками характеристиками
b´h=28´16 мм2, при t1=10
мм. При l1Т=72 мм принимаем длину шпонки 175 мм. Расчетная длина
шпонки вычисляется по формуле[7]
lp = 145 -25= 120 мм.
Допускаемые напряжения смятия при стальном шкиве [sсм] = 90…100 H/мм2.
По формуле вычисляем площадь смятия
Aсм
=(0,94.16
- 10).150=756 мм2
По формуле (9.2) вычисляем расчетное напряжение смятия и сравниваем с
допускаемым
Итак, принимаем шпонку 25´14´120 5 ГОСТ23360-78.
Для тихоходного вала под червячное колесо при d1Т = 90 мм
подбираем по таблице 8.9 [3] шпонку с характеристиками b´h=28´16 мм2, при t1=10 мм. При l1Т=72 мм
принимаем длину шпонки 175 мм. Расчетная длина шпонки вычисляется по формуле[7]
lp = 175 -25= 150 мм.
Допускаемые напряжения смятия при стальной ступице [sсм] = 90…100 H/мм2.
По формуле (9.3) вычисляем площадь смятия
Aсм
=(0,94.16
- 10).150=756 мм2
По формуле (9.2) вычисляем расчетное напряжение смятия и сравниваем с
допускаемым
Итак, принимаем шпонку 28´16´150 ГОСТ23360-78.
Промежуточный вал
Для промежуточного вала под червячное колесо при d1Т = 40 мм
подбираем по таблице 8.9 [3] шпонку с характеристиками b´h=12´5 мм2, при t1=5 мм. При l1Т=75 мм
принимаем длину шпонки 112 мм. Расчетная длина шпонки вычисляется по формуле[7]
lp = 112 -12= 100 мм.
Допускаемые напряжения смятия при стальной ступице [sсм] = 90…100 H/мм2.
По формуле (9.3) вычисляем площадь смятия
Aсм
= (0,94.5
- 3).100=170 мм2
По формуле (9.2) вычисляем расчетное напряжение смятия и сравниваем с
допускаемым
Итак, принимаем шпонку 12´5´100 ГОСТ23360-78.
10. Выбор муфт
Быстроходный вал.
Вычислим расчётный момент, принимая по таблице 11.3[3] коэффициент режима
работы kp = 1,2
(10.1)
По
таблице 11.5[3] (ГОСТ 21424-75) выбираем муфту, для которой допускаемый
расчётный момент [Tp] = 125 Н.м. Муфту меньших размеров принять
нельзя, так как диаметр выходного конца вала d1Б = 25 мм.
Размеры
муфты: D1 =120 мм;
lB = 125 мм; dп = 14 мм;
число
пальцев z = 6.
Проверим
резиновые втулки на смятие поверхностей их соприкосновения с пальцами
(10.2)
Где
Ft - окружная сила, передаваемая одним пальцем, Н.
(10.3)
Допускаемое
напряжение смятия резины [σсм] = 2 H/мм2.
Выбранная
муфта принимается.
Следующую
муфту мы устанавливаем на IV вале после плоскоременной передачи. Находим диаметр
вала:
(10.4)
Расчётный
момент
По
таблице 11.5[3] (ГОСТ 21424-75) выбираем муфту, для которой допускаемый
расчётный момент [Tp] = 2000 Н.м.
Размеры
муфты: D1 = 250
мм; lB = 348 мм; dп = 18 мм; число пальцев z = 6.
Выбранная муфта принимается.
11.
Уточнённый расчёт валов
Быстроходный вал.
Так как df1 < d3, то концентратор напряжений -
резьба.
Определим нормальное напряжение в опасном сечении вала
(11.1)
гдеWнетто - осевой момент сопротивления сечения вала, мм3.
(11.2)
Определим
касательное напряжение в опасном сечении вала
(11.3)
гдеWρ нетто -
полярный момент сопротивления сечения вала, мм3.
(11.4)
Определим
коэффициент нормальных и касательных напряжений для расчётного сечения вала
(11.5)
(11.6)
гдеКσ и Кτ - эффективные коэффициенты концентрации напряжений;
Кd
- коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения;
КF
- коэффициент влияния шероховатости;
Ку
- коэффициент влияния поверхностного упрочнения.
По
таблицам 11.2, 11.3, 11.4, 11.5[7] принимаем коэффициенты:
Кσ =1,95; Кτ =1,62; Кd = 0,715;
КF = 1; Ку = 1.
Определим
пределы выносливости в расчётном сечении вала
(11.7)
(11.8)
гдеσ-1 и τ-1 - пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и
кручения, Н/мм2.
По таблице 3.2[1] принимаем σ-1 = 375 Н/мм2.
(11.9)
Определим
коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям
(11.10)
(11.11)
Определим
общий коэффициент запаса прочности в опасном сечении и сравним его с допустимым
[S] = 1,6…2,1
(11.12)
Условие
прочности выполняется.
Промежуточный
вал.
Концентратором
напряжений на промежуточном валу является переход от 1-ей ступени вала к 2-ой. Так
как d4<d3следовательно дальнейший расчет ведем по нему.
Определим идентичные параметры как и для быстроходного вала
Условие
прочности выполняется.
Тихоходный вал
Концентратором напряжений на тихоходном валу является переход от 3-ей
ступени вала к 4-ой. Так как d4<d3следовательно дальнейший расчет
ведем по нему. Определим идентичные параметры как и для быстроходного вала
Условие
прочности выполняется.
12. Смазка редуктора [8]
Смазка зубчатых зацеплений в редукторе осуществляется погружением
зубчатых колес в масло, залитое в картер. Во избежание больших потерь на
разбрызгивание и перемешивание масла, а также для того, чтобы масло не
вспенивалось (при этом снижаются смазывающие свойства) глубина погружения колес
в масло не должна превышать высоты зуба или витка червяка.
Для подшипников на промежуточном валу смазка производится
разбрызгиванием, для остальных способ циркуляционный. Масло тоже что для колес.
Так как υS = 6,18 м/с и σН = 252.45 Н/мм2 , то по таблице 10.29[1]
принимаем сорт масла И-Т-Д-22 (ГОСТ 17479.4-87).
Определяем уровень масла
(12.2)
Принимаем
уровень = 50 мм.
Объем масла принимаем V=25 л.
13. Сборка
редуктора
Перед сборкой внутреннюю полость корпуса тщательно очищают и покрывают
маслостойкой краской. Сборку редуктора производят в соответствии с чертежом
общего вида. Начинают сборку с того, что на червячный вал надевают конические
роликоподшипники, предварительно нагрев их в масле до 80-100оС.
Собранный червячный вал вставляют в корпус, далее собираю второй вал.
Вначале сборки вала червячного колеса закладывают шпонку и напрессовывают
колесо до упора в бурт вала; затем надевают распорную втулку и устанавливают
подшипники, нагретые в масле. Собранный вал укладывают в основание корпуса,
повторяют операцию со вторым колесом и надевают крышку корпуса, покрывая
предварительно поверхности стыка фланцев спиртовым лаком. Для центровки крышку
устанавливают на корпус с помощью двух конических штифтов и затягивают болты.
После этого на ведомый вал надевают распорное кольцо, в подшипниковые
камеры закладывают пластичную смазку, ставят крышки подшипников с комплектом
металлических прокладок.
Перед поставкой сквозных крышек в проточки закладывают войлочные
уплотнения, пропитанные горячим маслом. Проверяют проворачиванием валов
отсутствие заклинивания подшипников и закрепляют крышки винтами.
Далее на конец ведомого вала в шпоночную канавку закладывают шпонку. Затем
ввертывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой. Заливают в корпус
масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой: закрывают крышку
болтами.
Собранный редуктор обкатывают и испытывают на стенде в соответствии с
техническими условиями.
Заключение
В курсовой работе был произведен подробный литературный обзор о
назначении области применения питателя. На основании исходных данных был
произведен кинематический расчет привода, на основании кинематического расчета
выбран электродвигатель. Произведен расчет параметров плоскоременной открытой
передачи. Произведен расчет параметров двух ступеней червячных передач.
Подобран материал для изготовления червяков и червячных колес, определены силы,
действующие в зацеплениях, произведен проверочный расчет на контактную и
изгибную выносливость зубьев. После проектного расчета валов редуктора, подбора
подшипников была выполнена эскизная компоновка редуктора. Произведен
предварительный расчет корпуса редуктора с расчетов габаритных размеров.
Произведен проверочный расчет подшипников на долговечность. Подобраны и
рассчитаны шпонки на смятие. Подобраны и рассчитаны муфты на валы.
Далее был проведен уточненный расчет валов, для которых коэффициенты
запаса прочности для опасных сечений больше 2.5, что удовлетворяет условию
усталостной прочности.
В работе обоснован способ смазки зацепления разбрызгивания, выбрано масло
марки И-100А.
При проведении теплового расчета, удалось добиться нормального
температурного режима работы редуктора с tм = 85°С.
Разработаны в соответствии с заданием на проектирование необходимые
чертежи валов, колес и сборочный чертеж двухступенчатого червячного редуктора.
Литература
1. ГОСТ
. Устюгов
И.И. Детали машин. - М.: Высшая школа, 1981. - 399 с.
. Чернавский
С.А. Курсовое проектирование деталей машин. - М.: Машиностроение, 1979. - 351
с.
. Боков В.И.
Детали машин. Второе издание. - М.: Высшая школа, 1964. - 624 с.
. Дунаев П.Ф.
Конструирование узлов и деталей машин. - М.: Высшая школа, 1985. - 416 с.
. Александров
M.П. Подъемно-транспортные машины. - М.: 1985. - С.6 изд
. Шейнблит
А.Е. Курсовое проектирование деталей машин. - М.: Высшая школа, 1991. - 432 с.
. Анурьев
В.И. Справочник конструктора - машиностроителя.-т3- М.. Машиностроение
2001г..-900 с