Соединение
|
Характер соединения
|
Рекомендуемая посадка
|
Выбранная посадка
|
Источник
|
1-4 (крышка-корпус)
|
Зазор
|
|
|
В.Д. Мягков допуски и посадки т1 (с. 301)
|
5-6 (шестерня-ведущий вал)
|
Переходная
|
|
|
В.Д. Мягков допуски и посадки т1 (с. 322
|
6-7 (ведущий вал-кулачк. полумуфта)
|
Натяг
|
|
|
В.Д. Мягков допуски и посадки т1 (с. 344)
|
9-10 (кулачк. полумуфта-ведом. вал)
|
Натяг
|
|
|
В.Д. Мягков допуски и посадки т2 (с. 254)
|
11-12 (втулка-шестерня)
|
Натяг
|
|
|
В.Д. Мягков допуски и посадки т1 (с. 340)
|
10-11 (вал-втулка
|
Зазор
|
|
|
В.Д. Мягков допуски и посадки т1 (с. 303)
|
3-6 (шарико-подшипник-вал)
|
Натяг
|
|
|
В.Д. Мягков допуски и посадки т1 (с. 343)
|
3-4 (шарико-подшипник-корпус)
|
Зазор
|
H7
|
|
В.Д. Мягков допуски и посадки т1 (с. 299)
|
7-13 (кулачк. полумуфта-шарикоподшипник)
|
Натяг
|
K6
|
|
В.Д. Мягков допуски и посадки т1, (с. 340)
|
8-10 (шарикоподш.-ведом. вал)
|
Натяг
|
H6
|
|
В.Д. Мягков допуски и посадки т1 (с. 340)
|
6-15
(ведущ. вал-шпонка)
|
Переходная
|
|
|
В.Д. Мягков допуски и посадки т2 (с. 237)
|
10-13
(ведом. вал-шарикоподш.)
|
H6
|
|
В.Д. Мягков допуски и посадки т2 (с. 282)
|
2. Определение
параметров посадки
Посадка с натягом
Посадки с натягом предназначены для
неподвижных неразъемных (или разбираемых лишь в отдельных случаях при ремонте)
соединений деталей, как правило, без дополнительного крепления винтами,
штифтами, шпонками и т.п. Относительная неподвижность деталей при этих посадках
достигается за счет напряжений, возникающих в материале сопрягаемых деталей
вследствие действия деформаций их контактных поверхностей. В большинстве
случаев посадки с натягом вызывают упругие деформации контактных поверхностей,
но в ряде посадок с натягом, особенно при относительно больших натягах или в
соединениях деталей, изготовленных из легких сплавов и пластмасс, возникают
упруго-пластические деформации или пластические деформации.
Наибольший и наименьший размер
отверстия:
Наибольший и наименьший размер вала:
Допуск отверстия и
допуск вала:
Наибольший и наименьший натяг:
Средний натяг:
Допуск посадки:
Переходная посадка
Переходные посадки предназначены для
неподвижных, но разъемных соединений деталей и обеспечивают хорошее
центрирование соединяемых деталей. При выборе переходных посадок необходимо
учитывать, что для них характерна возможность получения как натягов, так и
зазоров. Натяги, получающиеся в переходных посадках, имеют относительно малую
величину и обычно не требуют проверки деталей на прочность, за исключением
отдельных тонкостенных деталей. Эти натяги недостаточны для передачи
соединением значительных крутящих моментов или усилий. К тому же получение
натяга в каждом из собранных соединений без предварительной сортировки деталей
не гарантировано. Поэтому переходные посадки применяют с дополнительным
креплением соединяемых деталей шпонками, штифтами, винтами и др. Иногда эти
посадки применяют без дополнительного крепления.
Сопряжение деталей 6 (ведущий вал) -
16 (шпонка)
Наибольший и наименьший размер отверстия:
Наибольший и наименьший размер вала:
Допуск отверстия и допуск вала:
Переходные посадки
характеризуются наибольшими значениями натяга и зазора:
Наибольший зазор
переходной посадки часто представляется в виде отрицательного наименьшего
натяга:
Средний
натяг:
Допуск посадки:
Посадка с зазором
Посадки с зазором
предназначены для подвижных и неподвижных соединений деталей. В подвижных
соединениях зазор служит для обеспечения свободы перемещения, размещения слоя
смазки, компенсации температурных деформаций, а также компенсации отклонений
формы и расположения поверхностей, погрешности сборки и др.
В неподвижных
соединениях посадки с зазором применяются для обеспечения беспрепятственной
сборки деталей (в особенности сменных). Их относительная неподвижность
обеспечивается дополнительным креплением шпонками, винтами, болтами, штифтами и
т.п. Выбор посадки для неподвижного соединения производится таким образом,
чтобы наименьший зазор обеспечивал компенсацию отклонений формы и расположения
сопрягаемых поверхностей, если они не ограничиваются полями допусков размеров
этих поверхностей.
Сопряжение деталей 1
(крышка) - 4 (корпус)
Наибольший и наименьший
размер отверстия:
Наибольший и наименьший размер вала:
Допуск отверстия и допуск вала:
Наибольший
и наименьший зазор:
Средний зазор:
Допуск посадки:
3. Разработка
конструкторский чертежей деталей «Корпус» и «Крышка»
При разработке чертежей
деталей «Корпус» и «Крышка» я выполняла процесс деталирования в следующей
последовательности:
) Нашла намеченные для
деталирования детали на сборочном чертеже и внимательно изучила их формы.
Определила габаритные размеры деталей, измеряя их непосредственно по чертежу,
но с обязательным учетом масштабного соотношения чертежа задания.
) Выбрала главные
изображения деталей. Приняла решение о количестве видов, исходя из условия, что
их количество должно быть минимальным и достаточным для уяснения формы и
размеров деталей.
) Выбрала форматы листов
в зависимости от габаритных размеров, сложности деталей и масштаба изображений.
После этого приступила к
непосредственному выполнений чертежей деталей.
4. Схема расположения
полей допусков подшипника на вал и в корпус
5. Нормирование точности
резьбового соединения
Согласно полученному заданию резьба
имеет условное обозначение
Из ГОСТ 24705-2004 и
ГОСТ 9150-2002 выбираем номинальные значения среднего и внутреннего диаметров
болта и гайки, величину внутреннего диаметра по дну впадин, шаг и радиус
скругления дна впадины резьбы болта:
Наружный диаметр: d = D = 30 мм;
Средний диаметр: d2 = D2
= 28,701 мм;
Внутренний диаметр: d1 = D1
= 27,835 мм;
Внутренний диаметр
резьбы болта по дну впадины: d3
= 27,402 мм;
Шаг: P = 2 мм;
Радиус закругления
впадины болта: R = 0,289 мм.
Из ГОСТ 16093-2004
определяем предельные отклонения диаметров резьбы и допуски по среднему
диаметру и диаметру выступов.
Предельные отклонения
диаметров резьбы и допуски по среднему диаметру и диаметру выступов:
для болта:
esd
= esd2 = esd1 = -0,038 мм;d = -0,318 мм;d2
= -0,208 мм;
eid1
не нормируется;
Td
= esd - eid = -0,038 - (-0,318) = 0,062 мм;d2 = esd2 - eid2 = -0,038 -
(-0,208) = 0,172 мм.
для гайки:
EID
= EID2
= EID1
= 0;
ESD не нормируется;
ESD2
= +0,224 мм;
ESD1
= +0,375 мм;
TD1
= ESD1
- EID1
= +0,375-0 = 0,375 мм;
TD2
= ESD2
- EID2
= +0,224 -0 = 0,224 мм.
. Номинальные размеры
резьбы с предельными отклонениями и рабочие размеры по всем диаметрам.
Болт
|
Гайка
|
Размеры с предельными отклонениями, мм.
|
Рабочие размеры, мм.
|
Размеры с предельными отклонениями, мм.
|
Рабочие размеры, мм.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Расчет размерной цепи
Расчет размерной цепи
методом полной взаимозаменяемости.
Прямая задача.
Дано:
А1=18 мм А4=8
мм EsA0=+0.15 мм
А2=13 мм А0=2
мм EiA0=-0.2
При решении прямой задачи в качестве
исходных данных задаются номинальный размер и предельные отклонении замыкающего
размера, а также номинальные значения составляющих размеров.
. По заданной величине
предельных отклонений замыкающего размера вычислим величину его допуска
.
И значение среднего отклонения
А также предельные значения
замыкающего размера
3. Составим график размерной
цепи
Уменьшающие размеры: А1,
А4
Увеличивающие размеры: А2,
А3
4. Составим уравнение размерной
цепи.
Значения передаточный отношений:
Обозначение
|
|
|
|
|
Числовое значение
|
+1
|
+1
|
-1
|
. Произведем проверку правильности
назначения номинальных значений составляющих размеров:
Так как по условию задачи , следовательно, номинальные размеры назначены правильно.
. Осуществим увязку допусков, для
чего исходя из величины T∆ рассчитаем допуски составляющих
размеров. Так как в узел входит подшипник качения, допуск которого является
заданным, то для определения величины ас воспользуемся зависимостью:
Допуск ширины подшипников равен 0,12
мм.
6. Используя таблицу допусков для
размеров до 500 мм по ГОСТ 25346-82, устанавливаем, что такое число единиц
допуска соответствует примерно 9 квалитету, тогда:
T1=0,043 мм, T2=0,43 мм, T3=0,12 мм, T4=0,36 мм.
. Произведем проверку правильности
назначения допусков составляющих размеров по уравнению:
T∆ и Tj - допуск
замыкающего и j-го составляющего размеров.
Так как у нас , то мы может расширить допуск Tx увязочного размера.
,35=T1x+0.043+0.12+0.036.
T1x=0,151
Сведем данные для расчета в таблицу:
Обозн. раз-ра
|
Размер
|
|
|
|
Б1
|
18Js (±0.0755)
|
-1
|
|
-
|
Б2
|
13Js(-0.0225)
|
+1
|
0
|
0
|
Б3
|
15 (-0.12)
|
+1
|
-0.06
|
-0.06
|
Б4
|
8h9 (-0.036)
|
-1
|
-0.018
|
+0.018
|
Предельные отклонения размера Б2:
ES1=-0.217+0.5*0.151=0.0585
EI1=-0.217-0.5*0.151=-0.0925
Таким образом:
Обратная задача
1. Номинальное значение замыкающего
размера:∆=13+15-18-8=2
. Среднее отклонение замыкающего
размераc∆=0.017+0-0.06+0.018=-0.025
. Допуск замыкающего размера
Т∆=0,151+0,043+0,12+0,036=0,35
. Предельные отклонения замыкающего
размера
Б∆max=2+(-0.025)+0.5*0.35=2.15
Б∆min=2+(-0.025) -
0.5*0.35=1.8
. Сравниваем полученные результаты
Б∆max расч≤ Б∆max задан
Б∆min расч≥ Б∆max задан
.15=2.15
.8=1.8
Условие выполняется, следовательно,
изменения предельных отклонений составляющих размеров не требуется.
Расчет размерной цепи
теоретико-вероятностным методом.
Прямая задача.
Согласно заданию имеем:
Т∆=0,15 -
(-0,2)=0,35
Б∆max=2+0.15=2.15
Б∆min=2+(-0.2)=1.8
. Составим график размерной цепи:
. Составим уравнение размерной цепи
Составим уравнение размерной цепи.
Значения передаточный отношений:
Обозначение
|
|
|
|
|
Числовое значение
|
-1
|
+1
|
+1
|
-1
|
. Произведем проверку правильности
назначения номинальных значений составляющих размеров:
Так как по условию задачи , следовательно, номинальные размеры назначены правильно.
. Осуществим увязку допусков, для
чего исходя из величины T∆ рассчитаем допуски
составляющих размеров.
Так как в узел входит подшипник
качения, допуск которого является заданным, то для определения величины ac
воспользуемся зависимостью:
где Тст - допуски
стандартных деталей, мкм- число стандартных деталей с заданными допусками.
6. Используя таблицу допусков для
размеров до 500 мм по ГОСТ 25346-82, устанавливаем, что такому значению ас
соответствует точность, лежащая в пределах 11 и 12 квалитетами. Примем для всех
размеров 12 квалитет, тогда:
T1=0,18 мм, T2=0,18 мм, T3=0,18 мм, T4=0,15 мм.
. Произведем проверку правильности
назначения допусков составляющих размеров по уравнению:
Полученная сумма допусков превышает
заданный допуск замыкающего размера на величину равную 0,38 мм. Следовательно,
мы должны произвести увязку допусков с помощью увязочного размера А1, допуск
которого найдем из уравнения:
8. Осуществим увязку средних
отклонений. Увязку будем производить за счет среднего отклонения размера Б1,
принятого в качестве увязочного.
Сведем данные для расчет в таблицу.
Обозн. р-ра
|
Размер
|
|
ECj
|
Tj
|
|
|
ECj+
|
(ECj+
|
Б1
|
18Js12 (±0.09)
|
-1
|
EC1
|
0.18
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Б2
|
13Js12 (±0.09)
|
+1
|
0
|
0.18
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Б3
|
15 (-0.12)
|
+1
|
-0.06
|
0.12
|
0.012
|
-0.048
|
-0.048
|
Б4
|
8h12 (-0.075)
|
-1
|
-0.0355
|
0.15
|
+0.2
|
0.015
|
-0.0205
|
+0.0205
|
По уравнению найдем среднее отклонение размера Б1.
-0,025=-EC1+0-0.06+0.018+0.0205
EC1=-0.0025
Предельные отклонения размера Б1:
ES1=-0.0025+0.5*0.126=0.0605
EI1=-0.0025-0.5*0.126=-0.0655
Таким образом:
Расчет размерной цепи
теоретико-вероятностным методом
Обратная задача
1. Номинальное значение замыкающего
размера
A∆=13+15-18-8=2
. Среднее отклонение замыкающего
размераC∆= - (-0.025)+0-0.048+0.0205=-0.025
. Допуск замыкающего размера
4. Предельные отклонения замыкающего
размера
Б∆max=2+(-0.025)+0.5*0.35=2.15
Б∆min=2+(-0.025) -
0.5*0.35=1.8
.15=2.15 - условие выполняется
.8=1.8 - условие выполняется
Следовательно, изменения предельных отклонений
составляющих размеров не требуется.
7. Оформление сборочного
чертежа
Сборочный чертеж заданного узла я
выполняла в соответствии с некоторыми заданными размерами, не указанные в
задании размеры выполняла по общим масштабным соотношениям чертежа задания.
Список использованной
литературы
1. «Допуски и посадки»
Справочник. В2-х ч. /В.Д. Мягков, М.А. Палей, А.Б. Романов, В.А. Брагинский -
6е изд. перераб. и доп. - Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1982 - Ч. 1.
543 с. ил.
. «Допуски и посадки»
Справочник. В2-х ч. /В.Д. Мягков, М.А. Палей, А.Б. Романов, В.А. Брагинский -
6е изд. перераб. и доп. - Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1982 - Ч. 2.
543 с. ил.
. «Методические указания
по выполнению расчета размерных цепей». А.Б. Маликов, Е.Д. Полукарова
. «ДЕТАЛИ МАШИН.
Курсовое проектирование» Учеб. пособие для машиностроит. спец. техникумов. -2-е
изд., перераб. и доп. - Высш. шк., 1990. - 399 с, ил.
. Методические указания
по выполнению курсовой работы.