Разработка и анализ базового варианта бюджетов организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    118,96 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка и анализ базового варианта бюджетов организации

Введение


В условиях современной рыночной экономики очень важно уметь качественно и быстро принимать решения на уровне организации, для того чтобы руководство было готово к любым ситуациям, влияющим на ее деятельность. Поэтому важно проводить бюджетирование деятельности организации.

Процесс бюджетирования необходим для организации, чтобы она могла нормально функционировать. Планирование необходимо для понимания того, где, когда, как и для кого производить и продавать продукцию, какие и в каком количестве ресурсы понадобятся для деятельности организации и как добиться их эффективного использования

Объект исследования - организация, производящая три вида продукта.

Цель курсового работы - освоение теории бюджетирования, расчет и анализ бюджетов организации, расчет и анализ бюджетов организации, с использованием инструментов финансового анализа, разработка мероприятии по улучшению показателей бюджетов, выполнение анализа безубыточности, анализа чувствительности и анализа сценариев.

Задачи исследования:

·        Рассчитать базовый вариант бюджета на планируемый год;

·        Дать оценку оптимальности и достижимости бюджетов с использованием инструментов финансового анализа, выполнить анализ безубыточности;

·        Разработать мероприятия по улучшению показателей бюджетов и обосновать их;

·        Провести анализ чувствительности;

·        Провести анализ сценариев.

1.      Основы бюджетирования организации


1.1 Сущность бюджетирования

бюджет безубыточность приемлемость

Бюджетирование - это один из самых эффективных способов управления организацией. Вся сущность бюджетного метода состоит в балансировании доходов и расходов организации. Руководитель организации должен четко определять и оперировать ими. [8]

Бюджетирование - это операция прогнозирования будущей финансовой деятельности предприятия, результат которой будет оформляться бюджетами. [9 стр. 26]

Бюджет - это календарный план доходов и расходов организации, сформулированный в стоимостных и количественных величинах для принятия решений, планирования и контроля в процессе управления деятельностью компании.

Бюджетирование имеет положительные и отрицательные стороны. [4 стр. 54]

Достоинства бюджетирования:

·        Положительно влияет на настроение и мотивацию коллектива

·        Возможность контролировать работу организации в целом;

·        Возможность своевременно вносить корректирующие изменения с помощью анализа бюджетов;

·        Улучшает качество составления бюджетов на опыте прошлых периодов;

·        Повышает качество операций по распределению ресурсов;

·        Помогает процессам коммуникаций;

·        Представляет возможность новым работника влиться в работу, понять финансовое состояние организации;

·        Служит стимулом к достижению желаемых результатов.

Недостатки бюджетирования:

·        Непонимание системы бюджетирования персоналом, как следствие недостаточная квалификация сотрудников;

·        Достаточно дорогая стоимость системы бюджетирования;

·        Если бюджеты не доведены до каждого сотрудника, то они не оказывают никакого влияния на результаты работы и мотивацию, а воспринимаются лишь как система выявления ошибок и оценка деятельности работников;

·        Бюджет требует от работников больше затрат труда, в то время как сотрудники стараются минимизировать их, они это осознают, что приводит их в состояние подавленности и снижает производительность.

·        Конфликт между целью и стимулом к работе. Если поставленная цель легко достижима, то нет побуждения к работе, если же она сложно достижимая, то стимул к работе пропадает, т.к. никто не верит в достижение поставленных целей.

Также организацию могут подстерегать «подводные камни» в процессе бюджетирования.

·        Изменение цен на ресурсы

·        Разногласия между начальниками отделов и отделом контроллинга

·        Недостоверность информации о бюджетах

Таким образом, польза от создания бюджета заключается

·        в повышении степени приспособляемости организации, т.к. как можно спрогнозировать результаты управленческих действий;

·        рассчитать различные варианты отклонений, заранее подготавливая ответные действия на изменения, как во внешней, так и во внутренней среде;

·        установить базовые ставки для каждой стороны деятельности компании.

Необходимо овладеть управлением финансами в условиях нестабильности, сформировать методику производства конкурентоспособной продукции, предоставляя эффективное развитие компании, а также поставить перед руководством сложную задачу: научиться формировать бюджет, используя его как основной финансовый план и регулятор отношений как между бизнес-единицами организации, так и организации с внешней средой.

1.2 Виды бюджетов


Бюджеты компании подразделяются на операционные и финансовые. [6 стр. 124] Финансовые бюджеты образуются из операционных бюджетов путем объединения их данных, по правилам установленными компанией.

Операционное бюджетирование составляется из объектов операционной и прочей деятельности организации, исключение составляют финансовая и инвестиционная деятельность. Для построения финансовых бюджетов нужна информация по объектам бюджетирования более низких уровней, т.к. они являются объектами самого верхнего уровня бюджетирования.

Рисунок 1. Классификация бюджетов компании

Финансовые бюджеты состоят из трех основных финансовых документов:

·        Бюджет доходов и расходов(БДР) - оценивает экономическую эффективность работы организации. Данный бюджет формирует финансовый результат, т.е. показывает чистую прибыль(убыток);

·        Бюджет движения денежных средств(БДДС) - определяет платежеспособность организации как разницу притоков и оттоков денежных средств за период. БДДС непосредственно планирует и фиксирует реальные потоки денежных средств и сравнительно прост для составления.;

·        Бюджетный баланс является(ББ) - экономические возможности и финансовое положение организации. Бюджетный баланс составляется на основе БДР и БДДС, является результирующим бюджетом при корректной модели финансового учета.

Далее идут операционные бюджеты [10 стр. 14]:

Бюджет продаж - входит в состав операционного бюджета, состоит из информации о доходах от продаж(выручки), физическом объеме и структуре продаж, себестоимости продаж и сбытовых расходах организации на бюджетный период.

Бюджет запасов - является частью операционного бюджета и представляет план изменения физического и стоимостного объема и структуры запасов готовой продукции компании за бюжетный период.

Бюджет прямых материальных затрат - представляет собой план прямых производственных затрат в части использования финансовых и материальных оборотных ресурсов организации за бюджетный период.

Бюджет прямых затрат труда - план, который является частью бюджета производственных затрат и отображает прямые производственные затраты в части прямых затрат по оплате труда за бюджетный период.
Бюджет общепроизводственных расходов - это план всех непрямых производственных затрат организации за бюджетный период, также является частью бюджета производственных затрат.

Бюджет постоянных расходов - входит в состав операционного бюджета и является планом постоянных расходов организации на бюджетный период.

Бюджет сбытовых расходов - является частью бюджета продаж и представляет собой план прямых коммерческих расходов в разрезе сбыта отдельных видов продукции за бюджетный период.

Бюджет производственных затрат - показывает структуру и величину производственных затрат за бюджетный период, является частью бюджета производства.

Бюджет производства - входит в состав операционного бюджета, представляет собой план структуры и физического объема выпуска и производственных расходов и себестоимости выпуска компании на бюджетный период.

1.3 Методы оценки приемлемости и достижимости бюджетов организации

 

Финансовый анализ

Инструментами финансового анализа являются коэффициенты, которые определяют финансовое состояние организации. Они очень важны для сравнения их отклонения во времени и фактических результатов с бюджетом. В основном используют аналитические коэффициенты приведенные ниже.

. Показатели ликвидности(платежеспособности)

Показатели ликвидности демонстрируют, может ли организация в полном объеме и своевременно рассчитаться текущими активами по краткосрочным обязательствам.

Коэффициент абсолютной ликвидности(платежеспособности) показывает какая из частей краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно.

Формула коэффициента абсолютной ликвидности:

;                                                                          (1)

где, ДС - денежные средства, Крфин.вл. - краткосрочные финансовые вложения, КП - краткосрочные финансовые вложения, Дбуд.пер. - доходы будущих периодов.

Коэффициент критической ликвидности аналогичен предыдущему коэффициенту, но считается тогда, когда из расчета текущих активов убрана наименьшая их ликвидная часть - производственные запасы. Кроме того денежные средства, которые можно получить в случае вынужденной реализации производственных запасов, могут быть значительно ниже затрат по их приобретению

Формула коэффициента критической ликвидности:

;                                                                  (2)

где, ОА - это оборотные активы, З - запасы, НДС - налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, ДЗдолг - долгосрочная дебиторская задолженность (платежи по которой более чем через 12 месяцев), КП - краткосрочные пассивы, Дбуд.пер. - доходы будущих периодов.

Коэффициент текущей ликвидности показывает общую оценку платежеспособности активов, отражая сколько рублей текущих активов организации приходится на один рубль текущих обязательств.

Смысл исчисления этого показателя заключатся в том, что организация за счет текущих активов погашает краткосрочные обязательства, из этого следует, что если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, то компания может рассматриваться как успешно функционирующая.

Формула коэффициента текущей ликвидности:

;                                                                      (3)

Где ОА - это оборотные активы, ДЗдолг - долгосрочная дебиторская задолженность (платежи по которой более чем через 12 месяцев), КП - краткосрочные пассивы, Дбуд.пер. - доходы будущих периодов.

. Показатели финансовой устойчивости

Насколько стабильна, либо нестабильна та или иная организация можно сказать, зная, в какой мере компания зависима от заемных средств, насколько свободно она может распоряжаться собственным капиталом, без риска выплаты лишних процентов и пени за неуплату, либо неполную выплату кредиторской задолженности в срок.

Финансовая устойчивость - это возможность организации пользоваться средствами, ее финансовая независимость. Также это определенное состояние счетов организации, которое будет гарантировать ее постоянную платежеспособность.

Коэффициент концентрации собственного капитала(автономии) определяет долю средств, вкладываемых в деятельность организации его владельцами. Чем больше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчива организация и независима от внешних кредиторов.

Формула коэффициента автономии:

;                                                                          (4)

Где СК - это собственный капитал, Дбуд.пер. - доходы будущих периодов, Б - итого по балансу

Финансовый рычаг показывает отношение заемного капитала к собственному капиталу, оценивает устойчивость организации. Чем меньше коэффициент финансового рычага, тем устойчивее положение компании. Также заемный капитал помогает увеличить коэффициент рентабельности собственного капитала, т.е. извлечь дополнительную прибыль на собственный капитал.

Формула финансового рычага:

;                                                                    (5)

Где ДП - долгосрочные пассивы, КП - краткосрочные пассивы, Дбуд.пер. - доходы будущих периодов, СК - собственный капитал

Коэффициент финансовой устойчивости

Отображает долю долгосрочных источников финансирования в балансе предприятия.

Формула коэффициента финансовой устойчивости:

;                                                               (6)

Где СК - это собственный капитал, ДП - долгосрочные пассивы,

Дбуд.пер. - доходы будущих периодов, Б - итого по балансу.

. Показатели деловой активности

Деловая активность организации в финансовом аспекте обнаруживается, прежде всего, в скорости оборота его средств. Рентабельность компании показывает степень прибыльности его деятельности. Оценка деловой активности и рентабельности заключается в изучении уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, являющихся относительными показателями финансовых результатов деятельности организации.

Коэффициенты деловой активности дают возможность проанализировать, насколько эффективно организация использует собственные средства. Коэффициенты могут быть выражены в днях, а также ж в количестве оборотов того или иного ресурса организации за анализируемый период.

Коэффициент оборачиваемости активов показывает сколько раз сумма, вложенная в активы обернулась (вернулась обратно).

Формула коэффициента оборачиваемости активов:

;                                                                               (7)

Где А - это сумма активов

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности - это показатель, соединяющий сумму денег, которую организация должна возвратить кредиторам к указанному времени, и текущую величину закупок, либо купленных у кредиторов товаров(услуг). Этот показатель выражается в календарных днях, которые характеризуют средний срок оплаты за товары(услуги), приобретенные в кредит.

Большая часть кредиторской задолженности понижает финансовую устойчивость и платежеспособность организации, однако кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам дает организации способ использовать «бесплатные» деньги на время ее существования(КЗ).

Если оборачиваемость дебиторской задолженности будет выше кредиторской, то это будет являться положительным эффектом

Формула коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности:

;                                                                               (8)

КЗ - кредиторская задолженность.

Если оборачиваемость дебиторской задолженности будет выше кредиторской, то это будет являться положительным эффектом.

. Показатели рентабельности

Показатели рентабельности нужны для анализа общей эффективности вложения средств в организация. Их широко используют для оценки финансово-хозяйственной деятельности организациями всех отраслей. Это одни из наиболее важных показателей при оценке деятельности компании, которые показывают степень прибыльности деятельности организации.

Рентабельность активов по выручке отражает, какое количество выручки генерирует одна денежная единица, вложенная в активы.

Формула коэффициента рентабельности активов по выручке:

;                                                                                  (9)

Где  - средняя величина активов.

Рентабельность собственного капитала показывает, сколько рублей чистой прибыли на один рубль собственного капитала. Этот показатель характеризует доходность бизнеса или производства.

Формула коэффициента рентабельности собственного капитала:

 или                                                                                 (10)

;                                                    (11)


Где ЧП - чистая прибыль,  - средняя величина собственного капитала,  - средняя величина активов,  - средняя величина обязательств.

Рентабельность продаж отражает долю прибыли в каждом заработанном рубле.

Формула коэффициента рентабельности продаж:

;                                                                               (12)

Где ЧП - чистая прибыль.

Плечо финансового рычага характеризует силу воздействия финансового рычага.

Формула плеча финансового рычага:

;                                                                                  (13)

Где ЗК - средняя величина заемного капитала;

СК - средняя величина собственного капитала.

Анализ безубыточности

Точка безубыточности - это представленный в натуральных или денежных единицах минимальный объем продукта, который необходимо продавать, чтобы покрыть все издержки, приходящиеся на данный продукт. Иными словами точка безубыточности - это уровень физического объема продаж на протяжении определенного периода времени, за счет которого предприятие покрывает издержки.

На рис. 2 «Зависимость выручки и расходов от объема продаж» представлен графический способ определения точки безубыточности:


Рисунок 2. Зависимость выручки и расходов от объёма продаж

Где FC - постоянные издержки;- удельные переменные издержки;- совокупные издержки;- выручка от продаж;

Тб - точка безубыточности;тб - точка безубыточности для выручки;тб - точка безубыточности для объема продаж.

На рис. 2 зона между выручкой и совокупными издержками, которая находится справа от точки безубыточности, называется зоной прибыли и показывает количество продукции и расходы на него, при которой организация получает прибыль.

Зона между выручкой и совокупными издержками, расположенная слева от точки безубыточности, называется зоной убытков и отображает величину расходов и количество продукции к продаже, при которой организация не может получить прибыль.

Формула точки безубыточности в стоимостном выражении:

                                                                                       (14)

Формула точки безубыточности в натуральном выражении:

;                                                                                         (15)

где МД - маржинальный доход на единицу продукции.

Маржинальный доход (предельный доход) - это дополнительный доход, который получается от продажи дополнительной единицы товара.

Маржинальный доход также характеризуется как доход, полученный от продажи после возмещения переменных издержек.

Маржинальный доход - источник образования прибыли и покрытия постоянных расходов.

Формула маржинального дохода:

;                                                                  (16)

где Прпрод - это прибыль от продаж.

Операционный рычаг показывает на сколько% изменится прибыль, если искомый фактор изменится на 1%. Чем больше значение операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.

Операционный рычаг в проекте считался по 4 анализируемым факторам:

·        по объему продаж;

·        по цене;

·        по переменным расходам,

·        по постоянным расходам.

Формула операционного рычага по фактору:

.                                                                                  (17)

Запас финансовой прочности демонстрирует на сколько процентов может снизиться выручка от продаж, пока не достигнет точки безубыточности.

Формула запаса финансовой прочности:

                                                                       (18)

Анализ чувствительности и анализа сценариев показателей бюджетов организации

Анализ чувствительности является хорошей иллюстрацией воздействия различных факторов на ключевые показатели компании.

Этапы анализа чувствительности[5]:

. В качестве главных показателей выбираются чистая прибыль и величина денежных средств на конец каждого месяца;

. Выбираются факторы, относительно которых разработчик бюджета не имеет однозначного суждения (находится в состоянии неопределенности);

. Устанавливаются номинальные и предельные (нижние и верхние) значения неопределенности факторов, выбранных на втором шаге. Предельных значений может быть несколько, например 5%, -5% и 10%, -10% от номинального значения;

. Вычисляются значения ключевых показателей для всех выбранных предельных значений неопределенных факторов;

. Строится график чувствительности, для всех неопределенных факторов, на основании которого, делаются выводы о наиболее критических факторах, с тем чтобы в ходе реализации бюджета обратить на них особое внимание.

Анализ сценариев - это прием анализа риска, который наряду с базовым набором исходных данных анализирует ряд других наборов данных, которые, по мнению разработчика, могут иметь место.

Этапы анализа сценариев:

·        выбираются показатели при «хорошем» стечении обстоятельств - оптимистический сценарий и при «плохом» - пессимистический сценарий;

·        значения чистой прибыли и величины денежных средств на начало следующего периода при плохих и хороших условиях вычисляются и сравниваются с ожидаемыми значениями;

·        делаются выводы и рекомендации по действиям управления организацией, если пессимистический сценарий сбудется.

2. Разработка и анализ базового варианта бюджетов организации


2.1 Расчет базового варианта бюджетов


Для расчета базового бюджета организации были использованы исходные данные для варианта №21.

По данным можно сделать вывод, что организация выпускает 3 вида продукции, которая имеет устойчивый спрос на рынке. При этом стоит отметить, что объем продаж в летнее время значительно превышает этот показатель в зимнее время, то есть прослеживается сезонный характер продаж, так как с апреля по август продажи возрастают в 2,8 раза.

Организация работает с авансами, которые составляют 10% от выручки от продаж, но большую часть оплаты за продукцию получает от клиентов в месяц продаж и в месяц следующий после.

В летнее время можно наблюдать повышение цены на продукцию на 1,1% от зимнего. Это связано с увеличением объема продаж в данном периоде.

Также на каждый месяц у организации есть запасы продукции на случай, если спрос резко повысится. Они составляют 12, 10 и 11% от объема продаж следующего месяца для первого, второго и третьего продукта соответственно.

Процентные ставки по налогам организации на 2012 год составляют [1]: НДС - 18%; Страховые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС - 30,3% [2]; Налог на имущество - 2,2%; Налог на прибыль - 20%.

На начало года у организации имеются долгосрочные обязательства - банковский кредит на 3 900 000 млн. руб. под 37%, который она гасит в конце года.

Для обеспечения запаса денежных средств и отсутствия кассовых разрывов, у организации на счету должна находиться сумма, равная 250 000 руб. Кроме того есть недостаток денежных средств в сумме 21178878 руб., поэтому организация вынуждена взять кредит под 18% годовых.

Чистая прибыль на конец периода составит 9 775 007 руб., а денежные средства - 15 665 007 руб.

2.2 Оценка приемлемости и достижимости базового варианта бюджетов


Главная цель финансового анализа - вовремя обнаружить недостатки в финансовой деятельности организации, устранить их и отыскать резервы улучшения финансового состояния компании.

Результаты расчетов аналитических коэффициентов проведённых с использованием формул 1-13, за планируемый год, представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Расчётные формулы и значения аналитических коэффициентов на начало и конец планируемого года

Наименование

Значение

Формула


1 января

31 декабря

за год







Показатели ликвидности

Абсолютная ликвидность

0,09

0,38

 

Денежные средства / (Текущие обязательства - Долгосрочные обязательства)

Критическая ликвидность

2,02

1,85

 

(Текущие активы - Запасы готовой продукции - Запасы материалов) / (Текущие обязательства - Долгосрочные обязательства)

Текущая ликвидность

1,12

2,15


Текущие активы / Текущие пассивы

Показатели финансовой устойчивости

Коэффициент автономии

0,48

0,84


Собственный капитал / всего активы

Финансовый рычаг

1,09

0,19


(Долгосрочные пассивы+Краткосрочные пассивы)/Собственный капитал

Коэффициент финансовой устойчивости

0,47

0,67


(Долгосрочные пассивы+Собственный капитал)/Пассивы

Показатели деловой активности

Коэффициент оборачиваемости активов

-

-

6,63

Выручка от продаж / средняя велечина активов

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

-

-

13,38

Себестоимость /Текущие обязательства

Показатели рентабельности

Рентабельность активов по выручке

-

-

6,63

Выручка от продаж / Средняя величина активов

Рентабельность собственного капитала

-

-

0,65

Чистая прибыль / средняя величина собственного капитала

Рентабельность продаж

-

-

0,10

Прибыль от продаж или Чистая прибыль / Выручка от продаж

Плечо финансового рычага

-

-

1,50

(1+(средняя величина заемного капитала / средняя величина собственного капитала)


Показатели ликвидности.

Коэффициент абсолютной ликвидности на начало планируемого года составляет 0,09, что говорит о том, что лишь 9% краткосрочных обязательств могут быть погашены. К концу планируемого года этот коэффициент будет равен 0,38, то есть теперь уже 38% краткосрочных обязательств возможно немедленно погасить. Этот коэффициент показывает соотношение наиболее ликвидных активов и краткосрочных обязательств. Наиболее ликвидными активами являются денежные средства на счетах организации.

Коэффициент критической ликвидности равен 2,02 на начало планируемого года. Он показывает, что краткосрочные обязательства покрывались денежными средствами, ценными бумагами на 202%. К концу планируемого года значение коэффициента понизится до 185%. Низкий показатель критической ликвидности говорит о слишком большой доле наименее ликвидной части текущих активов (например, запасов). Смысл оценки по этому коэффициенту состоит в исключении из оборотных активов наименее ликвидных активов и сопоставление их с краткосрочными пассивами.

Текущих активов должно быть достаточно для погашения краткосрочных обязательств, иначе организация может оказаться неплатежеспособной. Коэффициент текущей ликвидности на начало планируемого периода равен 1,12 это говорит о проблемах с платежеспособностью. А в конце планируемого года показатель составит уже 2,15, что означает, что положение организации улучшилось, и она может погасить часть своих краткосрочных обязательств.

Показатели финансовой устойчивости.

Коэффициент автономии показывает долю собственных средств в общей сумме всех средств, вложенных в имущество организации. С начала планируемого года он повысится с 0,48 до 0,84 в конце года. Значит имущество организации на 84% сформировано за счет собственных средств. Чем выше значение коэффициента, тем меньше риск потери инвестиции и кредитов, тем более финансово устойчива эта организация.

Финансовый рычаг на начало планируемого года составил 1,09 долей, на конец - 0,19. Финансовый рычаг организации уменьшается ввиду отсутствия долгосрочных обязательств организации, а также увеличения доли собственного капитала в структуре источников капитала.

Коэффициент финансовой устойчивости имеет тенденцию к увеличению: на начало планируемого периода он составит 0,47 долей, а на конец планируемого года - 0,67. Это говорит о том, что организация переходит от заимствования денежных средств к накоплению и использованию собственного капитала.

Показатели деловой активности.

Коэффициент оборачиваемость активов - 6,63. Это означает, что на 1 рубль, вложенный в активы организации, приходится выручки в 6,63 рублей. Очень хорошая оборачиваемость активов.

Коэффициент оборачиваемость кредиторской задолженности - 13,38.

Чем выше данный показатель, тем быстрее компания рассчитывается со своими кредиторами.

Показатели рентабельности.

Рентабельность активов по выручке 6,41. Обозначает, что 6,41 руб. выручки генерирует одна денежная единица, вложенная в активы.

Рентабельность собственного капитала составит 65%, то есть 0,65 рубля прибыли от продаж генерирует 1 рубль, вложенный собственниками организации. Показатель характеризует доходность бизнеса для ее владельца.

Рентабельность продаж составит 10%, это означает, что с рубля продаж организация будет получать 10 рублей чистой прибыли.


2.3 Анализ безубыточности базового варианта бюджетов


Данные для построения графиков, и все необходимые расчеты, произведённые по формулам 14-18, сведены в таблицу 2.

Таблица 2. - Данные для построения графиков безубыточности

№Продукта

Продукт №1

Продукт №2

Продукт №3

Цена единицы продукта, руб.

7,08

7,81

7,69

Переменные расходы на единицу продукта, руб.

4,62

5,72

4,63

Маржинальный доход на единицу продукта, руб.

2,46

2,09

3,06

Точка безубыточности, нат. ед.

2148942,80

3 352 591,76

863 558,66

Точка безубыточности, руб.

15203770,34

26 183 741,66

6 640 766,08

Оценка зависимости «Расход-доход-прибыль»




Объем продаж, нат. ед.

6 220 000,00

7 610 000,00

5 530 000,00

Выручка от продажи, руб.

44 006 500,00

59 434 100,00

42 525 700,00

Переменные расходы, руб.

28 724 313,91

43 503 800,91

25 606 628,38

Маржинальный доход, руб.

15 282 186,09

15 930 299,09

16 919 071,62

Постоянные расходы, руб.

5 279 830,20

7 018 106,37

2 642 063,43

Прибыль от продаж, руб.

10 002 355,89

8 912 192,72

14 277 008,18

Запас безопасности (финансовой прочности), руб.

28 802 729,66

33 250 358,34

35 884 933,92

Запас безопасности (финансовой прочности), (%)

0,65

0,56

0,84

Операционный рычаг по объему, %

1,53

1,79

1,19

Операционный рычаг по цене, %

4,40

6,67

2,98

Операционный рычаг по переменным расходам, %

2,87

4,88

1,79

Операционный рычаг по постоянным расходам, %

0,53

0,79

0,19


Из таблицы 2 видно, что величина выручки от продажи, при которой организация будет в состоянии покрыть все свои расходы, будет равна:

для продукта №1 - 44 006 500 руб.,

для продукта №2 - 59 434 100 руб.,

для продукта №3 - 42 525 700 руб.

Запас финансовой прочности показывает, на какую величину организация может уменьшить обороты до того, как в организации возникнут убытки, и рассчитывается, как разность между выручкой от продажи и выручкой от безубыточного объема продажи. В данном случае значения запаса финансовой прочности следующие:

для продукта №1 - 28 802 730 руб. (65%),

для продукта №2 - 33 250 358 руб. (56%),

для продукта №3 - 35 884 933 руб. (84%).

Для получения количественной информации об изменении прибыли при увеличении или уменьшении объема производства необходимо также оценить значение операционного рычага. С его помощью можно определить, на сколько процентов изменится прибыль при изменении оцениваемого фактора на 1%. Таким образом, изменение объема продаж первого продукта на 1% приведет к увеличению прибыли в 1,53 раза, изменение объема продаж второго продукта на 1% приведет к увеличению прибыли в 1,79 раз, изменение объема продаж третьего продукта на 1% приведет к увеличению прибыли в 1,19 раз.

Значения точек безубыточности будут следующие:

для продукта №1 - 2 148 943 нат. ед., 15 203 770 руб.;

для продукта №2 - 3 352 592 нат. ед., 26 698 850 руб.;

для продукта №3 - 863 559 нат. ед., 6 640 766 руб.

Согласно полученным результатам среди трех продуктов, выпускаемых организацией в планируемом периоде, можно выделить лидера - это продукт №3.

3. Анализ бюджетов организации с учетом разработанных мероприятий

 

.1 Разработка мероприятий по улучшению показателей бюджетов организации


Объем продаж продукции будет меняться в зависимости от сезона, нам необходимо поддерживать спрос на продукцию, чтобы спрос был постоянным. Для этого необходимо увеличить объем сбыта, что потребует дополнительных расходов. Однако при расчете бюджетов базового варианта было выявлено, что организация столкнется с проблемой нехватки денежных средств и не сможет расплатиться по банковскому кредиту к концу планируемого года.

Целью проведения мероприятий является увеличение чистой прибыли (на 14,6%).Для достижения вышеуказанной цели будут разработаны следующие мероприятия:

o   Увеличить расходы на рекламу на 50%, с которых:

§  30% пойдут на раздачу образцов продукта;

§  20% - на купоны в журналах, газетах, флаерах, дающие право покупателю на оговоренную скидку при покупке товара;

§  10% - на экспозиции и демонстрации товара в местах продажи;

·        Увеличить объем кредита в соответствии с необходимостью;

При расчете программы «Бюджет» с мероприятиями было выявлено, что чистая прибыль увеличится с 9775007 руб. до 11201804 руб. по сравнению с базовым вариантом на 14,6%.


3.2 Оценка приемлемости и достижимости бюджетов организации с учетом разработанных мероприятий


После проведенных мероприятий предполагается, что аналитические показатели рассчитанные по формулам 1-10,12,13 изменятся следующим образом, данные сведены в таблице 3.

Таблица 3. - Изменение значений аналитических коэффициентов на конец планируемого года с учётом разработанных мероприятий

Наименование

Значение

Изменение


Базовый

С мероприятиями


Показатели ликвидности

 

Абсолютная ликвидность (на конец года)

0,38

0,39

+2,63%

Критическая ликвидность (на конец года)

1,85

1,93

+4,32%

Текущая ликвидность (на конец года)

2,15

2,16

+0,47%

Показатели финансовой устойчивости

 

Коэффициент автономии (на конец года)

0,84

0,81

-3,57%

Финансовый рычаг (на конец года)

0,19

0,24

+26,32%

Коэффициент финансовой устойчивости (на конец года)

0,67

0,65

-2,99%

Показатели деловой активности

 

Коэффициент оборачиваемости активов

6,63

7,10

+7,09%

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

13,38

14,88

+11,21%

Показатели рентабельности

 

Рентабельность активов по выручке

6,63

7,10

+7,09%

Рентабельность собственного капитала

0,65

0,71

+9,23%

Рентабельность продаж

0,10

0,09

-10,00%

Плечо финансового рычага

1,50

1,52

+1,33%


Из таблицы 3 видно следующее:

Коэффициент абсолютной ликвидности на конец планируемого года с учетом проведенных мероприятий должен составить 0,39. Увеличение коэффициента абсолютной ликвидности по сравнению с базовым вариантом произойдёт за счет увеличения суммы денежных средств организации на 32%.

Коэффициент критической ликвидности на конец планируемого года с учетом проведенных мероприятий должен составить 1,93. Изменение данного коэффициента по сравнению с базовым вариантом обусловлено увеличением текущих активов на 32%.

Коэффициент текущей ликвидности на конец планируемого года с учетом проведенных мероприятий должен составить 2,15. Увеличение коэффициента текущей ликвидности по сравнению с базовым вариантом произойдёт за счет увеличения суммы текущих активов на 32%.

Коэффициент автономии на конец планируемого периода с учетом проведенных мероприятий составит 0,81, т.е. уменьшится, что свидетельствует о том, что увеличился риск потери инвестиции и кредитов, организация стала менее финансово устойчива.

Коэффициент оборачиваемости активов на конец планируемого периода с учетом проведенных мероприятий планируется 7,10. Увеличение данного коэффициента на 7,09% по сравнению с базовым вариантом происходит за счет увеличения размера выручки от продажи продукции на 13,19% и увеличения активов на 11,13% по сравнению с базовым вариантом.

Рентабельность собственного капитала на конец планируемого периода с учетом проведенных мероприятий равна 71%. Увеличение данного коэффициента происходит за счет увеличения размера чистой прибыли по сравнению с базовым вариантом на 14,6%.

Рентабельность продаж на конец планируемого периода с учетом проведенных мероприятий равна 9%, что на 10% ниже по сравнению с базовым вариантом. Уменьшение данного коэффициента происходит за счет увеличения размера выручки от продаж.

3.3 Анализ безубыточности бюджетов организации с учетом разработанных мероприятий


Данные для построения графиков, и все необходимые расчеты, произведённые по формулам 14-18, сведены в таблицу 4.

Таблица 4. - Данные для построения графиков безубыточности с учётом мероприятий

№Продукта

Продукт №1

Продукт №2

Продукт №3

Цена единицы продукта, руб.

7,08

7,81

7,69

Переменные расходы на единицу продукта, руб.

4,55

5,62

4,55

Маржинальный доход на единицу продукта, руб.

2,53

2,19

3,14

Точка безубыточности, нат. ед.

2075153,74

3 181 819,26

864 283,60

Точка безубыточности, руб.

14681712,74

24 850 008,44

6 646 340,89

Оценка зависимости «Расход-доход-прибыль»




Объем продаж, нат. ед.

6 756 000,00

8 466 000,00

6 711 000,00

Выручка от продажи, руб.

47 798 700,00

66 119 460,00

51 607 590,00

Переменные расходы, руб.

30 706 687,69

47 564 440,82

30 514 941,95

Маржинальный доход, руб.

17 092 012,31

18 555 019,18

21 092 648,05

Постоянные расходы, руб.

5 249 933,89

6 973 625,97

2 716 440,14

Прибыль от продаж, руб.

11 842 078,43

11 581 393,21

18 376 207,91

Запас безопасности (финансовой прочности), руб.

33 116 987,26

41 269 451,56

44 961 249,11

Запас безопасности (финансовой прочности), (%)

0,69

0,62

0,87

Операционный рычаг по объему, %

1,44

1,60

1,15

Операционный рычаг по цене, %

4,04

5,71

2,81

Операционный рычаг по переменным расходам, %

2,59

4,11

1,66

Операционный рычаг по постоянным расходам, %

0,44

0,60

0,15


Из таблицы 3 видно, что после проведения мероприятий, величина выручки от продажи, при которой организация будет в состоянии покрыть все свои расходы, будет равна:

для продукта №1 - 47 798 700 руб.,

для продукта №2 - 66 119 460 руб.,

для продукта №3 - 51 607 590 руб.

Запас финансовой прочности показывает, на какую величину организация может уменьшить обороты до того, как в организации возникнут убытки, и рассчитывается, как разность между выручкой от продажи и выручкой от безубыточного объема продажи. В данном случае значения запаса финансовой прочности получатся следующие:

для продукта №1 - 33 116 987 руб. (69%),

для продукта №2 - 41 269 452 руб. (62%),

для продукта №3 - 44 961 249 руб. (87, %).

Значения точек безубыточности, после проведения мероприятий, предполагаются следующие:

для продукта №1 - 2 075 154 нат. Ед., 14 681 713 руб.;

для продукта №2 - 3 181 81979 нат. Ед., 24 850 008 руб.;

для продукта №3 - 864 284 нат. Ед., 6 646 341 руб.

Согласно полученным результатам среди трех продуктов, выпускаемых организацией в планируемом периоде с учетом проведенных мероприятий, можно выделить лидера - это продукт №3.

Каким образом изменятся результаты после проведения анализа безубыточности с учётом планируемых мероприятий, представлено в таблице 5.

Таблица 5. - Изменения значений выручки от продажи, запаса финансовой прочности и точки безубыточности для продуктов на конец планируемого года с учётом мероприятий

Значения


Базовый вариант

С учетом мероприятий

Изменение

Выручка, от продажи руб.

Продукт №1

44006500

47798700

+8,62%

Продукт №2

59434100

66119460

+11,25%

Продукт №3

42525700

51607590

+21,36%

Запас финансовой прочности, руб

Продукт №1

28802730

33116987

+14,98%

Продукт №2

33250358

41269452

+24,12%

Продукт №3

35884934

44961249

+25,29%

Точка безубыточности, руб

Продукт №1

15203770

14681713

-3,43%

Продукт №2

26183742

24850008

-5,09%

Продукт №3

6640766

6646341

+0,08%


Из таблицы 5 видно, что выручка от продажи по трём продуктам вырастет к концу планируемого года, это объясняется увеличением объёма продаж, после проведения рекламной политики.

Снижение значения точки безубыточности произойдёт за счет увеличения расходов на рекламную компанию.

Запас финансовой прочности так же вырастет, что объясняется увеличением выручки и снижением значения точки безубыточности.

3.4 Анализ чувствительности и сценарный анализ бюджетов организации с учетом разработанных мероприятий

 

Анализ чувствительности

Анализ отражает влияния различных факторов на ключевые показатели деятельности организации. В качестве ключевых показателей использовались чистая прибыль и величина денежных средств на конец года.

Неопределенные факторы:

Цена единицы продукта;

Объем продаж;

Величина% за использование кредита;

Планируемая величина запасов продукта от величины объема продаж следующего месяца.

По итогам анализа можно сделать вывод, что больше всего на изменение чистой прибыли и величины денежных средств на счете влияет изменение цены продукта. Например, увеличение цены на продукты на 10% влечет за собой увеличение чистой прибыли на 125%. Снижение цены на 5% влечет снижение денежных средств на 87,09%. Минимальное влияние на эти показатели оказывает изменение планируемой величины запасов продуктов от величины объема продаж следующего месяца. Где изменение этого показателя на + - 5% меняет чистую прибыль на + - 0,09%. Поэтому при реализации бюджета в первую очередь стоит обращать внимание на факторы, которые оказывают существенное влияние на ключевые показатели.

Сценарный анализ.

В анализе сценария подбираются показатели, при плохом стечении обстоятельств - пессимистический сценарий и при хорошем - оптимистический сценарий. Сравнивается изменение величины чистой прибыли и величины денежных средств на счете при таких вариантах развития события.

Пессимистический сценарий.

Появился более сильный конкурент с аналогичным товаром, объемы продаж упали на 10%, чтобы привлечь хоть как то потребителя снижаем цены на продукт на 5%.

В итоге получаем убыток (чистая прибыль падает на 103,5%, была 11201894 р. стала -392386 р.), денежные средства на конец периода составляют 13% от базового варианта (были 1936878 р. стали 250000 р.)

Оптимистический сценарий.

В связи с тем, что различные природные ресурсы понизились в цене, у организации снизились расходы прямых материалов на единицу продукта на 15%. Кроме того, нормы переменных косвенных затрат труда уменьшились на 5 процентов. В результате чего погасили кредит досрочно, чистая прибыль увеличилась на 75,81% - стала равной 19693532 рубля, а денежные средства на счете равны 10963724 рубля (увеличились на 466%).

Данной организации можно предложить чаще проводить маркетинговые исследования с целью изучения рынка и потребителя для того чтобы в будущем предлагать модернизированные товары более новые и интересные, а так же с целью выпустить иной вид продукции и занять новую нишу рынка.


Заключение

бюджет безубыточность финансовый

В ходе работы достигнуты все поставленные цели и задачи.

В данной работе рассмотрены два варианта бюджета: базовый и с учетом мероприятий по улучшению базового варианта бюджета организации.

Были разработаны мероприятия направленные на увеличение чистой прибыли на 14,6% за планируемый год. Согласно принятой стратегии сокращения расходов предложены мероприятия по стимулированию сбыта. В частности увеличения расходов на рекламу. На основании разработанных мероприятий рассчитан новый вариант бюджета, проведен финансовый анализ и анализ безубыточности, по которым был сделан вывод о приемлемости и достижимости бюджетов.

После расчета аналитических коэффициентов и анализа безубыточности можно сказать, что организация способна погасить свои краткосрочные обязательства. Она высоколиквидна. Также данная организация финансовоустойчива, имеет минимальный риск потери инвестиции и кредитов. Скорость оборота средств высока. Чем быстрее денежные средства вращаются в организации, тем выше деловая активность организации. Своему владельцу этот бизнес приносит хороший доход, о чем свидетельствует показатель рентабельности собственного капитала. Анализируя графики безубыточности для трех продуктов, можно сделать вывод о том, что лидирующую позицию занимает продукт 3, так как он приносит организации большую прибыль по сравнению с другими продуктами.

В работе был проведен анализ чувствительности, т.е. анализ влияния различных факторов на ключевые показатели (чистую прибыль и сумму денежных средств на счете) деятельности организации. Который показал, что самое большое влияние оказывает изменение цены, а наименьшее - изменение планируемой величины запасов продуктов от величины объема продаж следующего месяца.

Сценарный анализ позволил оценить пессимистической и оптимистический варианты развития организации и дал видение, в каком направлении организации стоит двигаться дальше, чтобы максимально извлечь выгоду из благоприятных вариантов развития деятельности.


Библиографический список

бюджет безубыточность приемлемость

1.   Налоговый Кодекс

2.      Федеральный закон от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

.        Решение Екатеринбургской городской думы от 8 ноября 2011 г. №71/48 «О внесении изменения в решение Екатеринбургской городской доумы от 22 ноября 2005 года №14/3 «Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования «город Екатеринбург»

.        Волкова О.Н., Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009 г.

.        Лямин Д.В. Финансовый менеджмент. Методические указания. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 20010 г.

.        Немировский И.Б., Старожукова И.А. Бюджетирование. От стратегии до бюджета - пошаговое руководство. - М.: И.Д. Вильямс, 2006 г.

.        Савчук В.П. Финансовое планирование и разработка бюджета организации - 2003 г. Источник интернета http://www.cis2000.ru/

.        Самочкин В.Н., Пронин Ю.Б. и др. Гибкое развитие организации: Эффективность и бюджетирование. - М.: Дело, 2000 г.

.        Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование. Настольная книга по постановке финансового планирования - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика 2006 г.

.        Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001 г.

Похожие работы на - Разработка и анализ базового варианта бюджетов организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!