Преимущества и недостатки применения упрощенной системы налогообложения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,09 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Преимущества и недостатки применения упрощенной системы налогообложения

Содержание

Введение

Глава 1. Основные аспекты специальных налоговых режимов и упрощенной системы налогообложения

.1 Сущность специального налогового режима

.2 Понятие упрощенной системы налогообложения

Глава 2. Особенности применения и учета при упрощенной системе налогообложения

.1 Порядок перехода на упрощенную систему налогообложения

.2 Порядок исчисления уплаты налога

.3 Бухгалтерский и налоговый учет при упрощенной системе налогообложения

Глава 3. Преимущества и недостатки применения упрощенной системы налогообложения

.1 Преимущества применения УСН

.2 Недостатки использования УСН

Заключение

Список использованной литературы и электронных источников данных

Приложение 1

Приложение 2

Введение

Специальный налоговый режим - особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

Специальные налоговые режимы как способ создания особых условий налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков не являются совершенно новыми в налоговой истории России. Однако только недавно стала применяться впервые форма их комплексного регулирования в обособленном виде в Налоговом кодексе РФ, в статье 18 которого дается перечень специальных налоговых режимов.

Потребность в таких режимах предопределена необходимостью учета в целях налогообложения специфики отдельных групп налогоплательщиков и сфер деятельности, в которых они функционируют.

Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения» введена в НК РФ и применяется с 1 января 2003 года. Изначально УСН была разработана для небольших организаций и предпринимателей с целью снижения налоговой нагрузки и упрощения бухгалтерского учета.

В настоящее время ограничения, предусмотренные главой 26.2 НК РФ, в части доходов существенно расширены, что позволяет применить данную систему налогообложения широкому кругу субъектов предпринимательской деятельности. Однако, несмотря на название "упрощенная", признать данный налоговый режим простым и прозрачным крайне затруднительно. Спорные вопросы возникают постоянно, а значит, каждый год глава 26.2 НК РФ изменяется и дополняется новыми положениями.

Применение упрощенной системы налогообложения широко распространено среди организаций и индивидуальных предпринимателей,

относящихся к малому бизнесу. Все вышесказанное наглядно показывает актуальность данной темы работы.

Актуальность данной темы в том, что применение упрощенной системы налогообложения в настоящее время очень распространено среди малых предприятий, а развитие малого бизнеса очень важно для любой экономически развитой страны.

Предмет исследования: упрощенная система налогообложения.Объект исследования: применение и учет при упрощенной системе налогообложения.

Цель работы - проанализировать сущность и особенности применения упрощенной системы налогообложения.

Исходя из цели перед работой поставлены следующие задачи:

.Определить сущность специального налогового режима.

.Рассмотреть понятие упрощенной системы налогообложения.

.Проанализировать порядок перехода на упрощенную систему налогообложения.

.Выделить преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Основные аспекты специальных налоговых режимов и упрощенной системы налогообложения

.1 Сущность специального налогового режима

Специальный налоговый режим устанавливает для субъектов малого бизнеса упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога, корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты. Исчисление, уплата и представление налоговой отчетности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет производятся в общеустановленном порядке.

Специальные налоговые режимы представляют собой особый, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях. Эти налоговые режимы направлены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, относящихся к сфере малого предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей и участников выполнения соглашений о разделе продукции.

К специальным налоговым режимам в системе налогов РФ относятся пять систем налогообложения:

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) - глава 26.1 НК РФ;

упрощенная система налогообложения - глава 26.2 НК РФ;

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - глава 26.3 НК РФ;

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции - глава 26.4 НК РФ;

патентная система налогообложения - 26.5 НК РФ.

Специальный налоговый режим не вправе применять:

организации, имеющие филиалы, представительства;

филиалы, представительства организаций;

налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах;

юридические лица, в которых доля участия других юридических лиц не составляет более25 процентов;

юридические лица, у которых учредитель одновременно является учредителем другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим.

Специальный налоговый режим на основе патента применяют индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:

не использующие труд работников;

осуществляющие деятельность в форме личного предпринимательства;

доход которых за налоговый период не превышает 200-кратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Крестьянские или фермерские хозяйства вправе самостоятельно выбрать специальный налоговый режим.

Специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств предусматривает особый порядок расчетов с бюджетом на основе уплаты единого земельного налога и распространяется на деятельность крестьянских или фермерских хозяйств по производству сельскохозяйственной продукции, переработке сельскохозяйственной продукции собственного производства и ее реализации, за исключением деятельности по производству, переработке и реализации подакцизной продукции.

Право применения специального налогового режима предоставляется крестьянским или фермерским хозяйствам при наличии земельных участков на праве частной собственности и (или) на праве землепользования (включая право вторичного землепользования).

Юридические лица - производители сельскохозяйственной продукции и сельские потребительские кооперативы вправе самостоятельно выбрать специальный налоговый режим или общеустановленный порядок.

Специальный налоговый режим для организаций - производителей сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов (далее - специальный налоговый режим) предусматривает особый порядок исчисления корпоративного подоходного налога, налога на добавленную стоимость, социального налога, земельного налога , платы за пользование земельными участками, налога на имущество, налога на транспортные средства.

специальный налог упрощенный

1.2 Понятие упрощенной системы налогообложения

Упрощенная система налогообложения для организаций - это замена уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций уплатой единого налога ,исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.

Упрощенная система для индивидуальных предпринимателей - это замена уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество ( в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательной пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иные налоги уплачиваются в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы не превысили 45 млн. рублей.

Указанная величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Не вправе применить упрощенную систему налогообложения (статья 346.12 НК РФ):

банки;

страховщики;

негосударственные пенсионные фонды;

инвестиционные фонды;

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

ломбарды;

организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 НК РФ;

организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов;

организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительно власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;

организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей.

казенные и бюджетные учреждения;

иностранные организации.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Глава 2. Особенности применения и учета при упрощенной системе налогообложения

.1 Порядок перехода на упрощенную систему налогообложения

. Переход на УСН для организаций.

Организации имеют право применять упрощенную систему налогообложения, если их доход не превышает определенной суммы. В 2011 году это 45 миллионов рублей за девять месяцев или 60 млн. за год, в 2012 году 15 миллионов за три квартала, с 2013 года это 45 миллионов рублей за девять месяцев. Такое снижение обусловлено планируемой отменой ЕНВД, чтобы большинство предприятий, применяющих единый налог, смогли перейти на УСН. Помимо этого, перевод на упрощенную систему налогообложения возможен, если численность работников предприятия не превышает 100 человек, а сама организация не имеет филиалов и представительств или доли участия других структур более 25%. Для применения УСН остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов организации не должна превышать 100 миллионов рублей.

Не разрешается применение упрощенной схемы для банков, страховых компаний, инвестиционных фондов, ломбардов, нотариусов и адвокатов, предприятий, занимающихся игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, добычей полезных ископаемых (за исключением общераспространенных), профессиональных участников рынка ценных бумаг и соглашений о разделе продукции. Полный перечень ограничений по виду деятельности дан в п. 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации. По тем видам деятельности, по которым применяется ЕНВД или ЕСХН, применение упрощенной системы учета налогов не допускается.

. Упрощенная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей.

Для индивидуальных предпринимателей переход на УСН проще, чем для организаций. Ограничение на численность персонала в 100 человек сохраняется, но нет требования к предельной стоимости основных активов. По видам деятельности ограничения примерно те же: это подакцизные товары, игорный бизнес и добыча полезных ископаемых, так как на эту деятельность существует специальный налог. Что существенно - для индивидуальных предпринимателей нет ограничения по предельному доходу.

. Перевод на УСН для организации и индивидуального предпринимателя.

Прежде всего, существенно упрощается налоговый учет: индивидуальные предприниматели перестают платить налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и на имущество, используемое для ведения бизнеса. Предприниматель на УСН не платит НДС (налог на добавленную стоимость), исключая случаев ввоза товаров через границу.

Удобен переход на УСН и для организаций: она освобождает предприятия от обязанности платить налог на прибыль и имущество юридических лиц, а также НДС, исключая импорт. Вместе с тем другие сборы остаются в силе: организации и индивидуальные предприниматели продолжают уплачивать страховые взносы и иные отчисления, если таковые предусмотрены налоговым или общим законодательством.

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения. При этом организации в уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года. Если все требования для перевода на УСН выполняются, то с нового года организация или индивидуальный предприниматель применяют эту систему вместо общей, если же нет - то остаются на прежней схеме налогообложения.

Вновь создаваемые организации и индивидуальные предприниматели имеют право с самого начала существования применять упрощенную систему налога, если по характеру деятельности и размерам доходов они попадают в эту категорию плательщиков. Для этого им необходимо не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет, подать туда заявление о переходе на УСН. В случае невозможности перевода предприятия или предпринимателя на упрощенную систему налогообложения ИФНС направляет ему соответствующее уведомление.

Право на применение упрощенной системы налогообложения утрачивается, если по итогам отчетного или налогового периода доход ИП или предприятия превысит 60 миллионов рублей, либо нарушатся остальные требования (численность работников до 100 человек, остаточная стоимость активов до 100 миллионов рублей, участие других организаций до 25%).

При возникновении перечисленных обстоятельств налогоплательщик переходит на общий режим налогообложения (ОСНО) с того квартала, в котором было допущено превышение. При переходе на иные системы налогов плательщики обязаны уведомить об этом налоговую инспекцию в течении 15 дней по истечению налогового периода. Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

.2 Объект налогообложения, порядок исчисления и уплаты налога

Объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 статьи 346.14 НК РФ. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

Налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налогоплательщики, выбравшие объектом налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют авансовые платежи по фактически полученным доходам, рассчитанным нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания I квартала, полугодия, 9 месяцев с учетом авансовых платежей.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. В Мурманской области дифференцированные налоговые ставки установлены Законом № 1075-01-ЗМО от 03.03.2009 Об установлении дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Сумма налога (авансовых платежей) уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, но не может быть уменьшена более чем на 50%.

С января 2012 года это правило не распространяется на индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН с объектом "доходы", не имеющие наемных работников, и уплачивающих страховые взносы за себя исходя из стоимости страхового года. При соблюдении всех этих условий, они вправе уменьшить сумму налога (авансовых платежей) на страховые взносы без ограничений.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налогоплательщики, выбравшие объектом налогообложения доходы, уменьшенные на расходы, исчисляют авансовые платежи по итогам каждого отчетного периода исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с учетом сумм авансовых платежей, а также вправе уменьшить полученные доходы не только на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование своих работников, но и на сумму страховых взносов в виде фиксированного платежа, уплаченного за свое страхование (письмо Президиума ВАС РФ от 18.12.2007 N 123).

Уплата налога и квартальных авансовых платежей производится по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя.

Налог по итогам календарного года уплачивается с подачей декларации организациями не позднее 31 марта следующего года, индивидуальными предпринимателями - не позднее 30 апреля следующего года.

Авансовые платежи уплачиваются организациями и предпринимателями по итогам первого квартала, полугодия и 9 месяцев не позднее 25-го числа первого месяца, следующего со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности на основании книги учета доходов и расходов, форма которой утверждена Минфина РФ от 31.12.2008 N 154н.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, ведут учет доходов и расходов (ст. 346.15 и 346.16 НК), а также основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете(ФЗ "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Организации и индивидуальные предприниматели, которые применяют УСН, по итогам календарного года должны представить налоговую декларацию. Налогоплательщики-организации представляют налоговую декларацию не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Индивидуальные предприниматели сдают налоговую декларацию не позднее 30 апреля (в налоговые органы по месту своего жительства).

Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина РФ от 22.06.2009 N 58н (в ред. Приказа Минфина РФ от 20.04.2011 N 48н, с изм., внесенными решениями ВАС РФ от 17.05.2011 N ВАС-3440/11, от 20.08.2012 N 8116/12).

.3 Бухгалтерский и налоговый учет при упрощенной системе налогообложения

В соответствии со ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога на основании книги учета доходов и расходов.

Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, утверждена приказом Минфина РФ № 154н от 31.12.2008. Форма книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, содержит три раздела:

доходы и расходы;

расчет расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств и на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу;

расчет суммы убытка, уменьшающей налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Порядок отражения хозяйственных операций в книге учета доходов и расходов содержит следующие требования:

. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут книгу учета доходов и расходов, в которой в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период;

. Налогоплательщики должны обеспечить полноту, непрерывность и достоверность учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого налога;

. Ведение книги учета доходов и расходов осуществляется на русском языке;

. Книга учета доходов и расходов может вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Если книга ведется в электронном виде, то налогоплательщики по окончании отчетного (налогового) периода вывести ее на бумажные носители;

. Книга учета доходов и расходов открывается на один календарный год и должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице прошнурованной и пронумерованной налогоплательщиком Книги учета доходов и расходов указывается число содержащихся в ней страниц, которое подтверждается подписью руководителя организации.

. Исправление ошибок в книге учета доходов и расходов должно быть обосновано и подтверждено подписью руководителя организации с указанием даты исправления и печатью организации;

. Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ, также не учитываются в составе доходов доходы в виде полученных дивидендов, если их налогообложение произведено налоговым агентом.

Для налогоплательщиков, использующих объект налогообложения "доходы-расходы", перечень расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу приведен в ст. 346.16 НК РФ. Данный перечень является закрытым.

Порядок признания доходов и расходов при применении упрощенной системы налогообложения установлен ст. 346.17 НК РФ.

Датой получения доходов признается день поступления средств на счетах в банках или в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав. Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, используют кассовый метод признания доходов и расходов.

При этом расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:

материальные расходы (в том числе расходы по приобретению сырья и материалов), а также расходы на оплату труда - в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц;

расходы, непосредственно связанные с реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты;

расходы на уплату налогов и сборов - в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность;

при выдаче налогоплательщиком продавцу в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав векселя расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав учитываются после оплаты указанного векселя. При передаче налогоплательщиком продавцу в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав векселя, выданного третьим лицом, расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав учитываются на дату передачи указанного векселя за приобретаемые товары (работы, услуги) и (или) имущественные права.

расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов отражаются на последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.

Порядок признания расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружения основных средств, а также расходов на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов зафиксирован в п. 3 ст. 346.16 НК РФ.

Так, расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенных в указанном периоде, уменьшают налогооблагаемую базу с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию.

Расходы по приобретению (созданию самим налогоплательщиком) нематериальных активов в период применения упрощенной системы налогообложения уменьшают налогооблагаемую базу с момента принятия этих нематериальных активов на бухгалтерский учет.

В отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств, а также приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов до перехода на упрощенную систему налогообложения стоимость основных средств и нематериальных активов включается в расходы в следующем порядке:

в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения;

в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения - 50 процентов стоимости, второго календарного года - 30 процентов стоимости и третьего календарного года - 20 процентов стоимости;

в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течении первых 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями стоимости основных средств.

При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.

В случае если налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения, с момента постановки на учет в налоговых органах, стоимость основных средств и нематериальных активов принимается по первоначальной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете.

В случае если налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения, в расчет принимается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов (п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ).

Определение сроков полезного использования основных средств осуществляется на основании утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 258 НК РФ классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы.

Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 09.07.2003 N 415,от 08.08.2003 N 476, от 18.11.2006 N 697, от 12.09.2008 N 676,от 24.02.2009 N 165, от 10.12.2010 N 1011).

Сроки полезного использования основных средств, которые не указаны в данной классификации, устанавливаются налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.

Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются в расходах с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Определение сроков полезного использования нематериальных активов осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 258 НК РФ.

В случае реализации (передачи) приобретенных (сооруженных, изготовленных, созданных самим налогоплательщиком) основных средств и нематериальных активов до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) в составе расходов в соответствии с главой 26.2 НК РФ (в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения (сооружения, изготовления, создания самим налогоплательщиком) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами и нематериальными активами с момента их учета в составе расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 НК РФ, уплатить дополнительную сумму налога и пени.

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учет основных средств и нематериальных активов данными организациями ведется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете (ФЗ "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Однако, только ведение бухгалтерского учета в полном объеме позволит данным организациям получать своевременную и достоверную информацию о величине дебиторской и кредиторской задолженности, о размерах начислений и удержаний по заработной плате и т.д. Необходимость в полноценном ведении бухгалтерского учета обуславливается ещё и тем обстоятельством, что при превышении предельных экономических показателей, установленных НК РФ, организации обязаны перейти на общий режим налогообложения.

Глава 3. Преимущества и недостатки использования упрощенной системы налогообложения

.1 Преимущества применения УСН.

Упрощенная система налогообложения - это уже и есть само преимущество для определенного числа субъектов бизнеса, т.к. применение этой системы во многом сокращает затраты на налоги и сборы и помогает развивать отдельные виды предпринимательской деятельности. Малому бизнесу просто необходима была поддержка со стороны государства в виде льгот, которые бы помогли сократить расходы и увеличить за счет этого доходы организации.

Значительным преимуществом упрощенной системы налогообложения является то, что организация может перейти на этот режим в добровольном порядке. Так, например, организация может попробовать этот режим, если она, конечно, попадает по всем параметрам в ту группу, которая может перейти на упрощенную систему налогообложения, и если ей это невыгодно, она может сменить режим. В соответствии с НК РФ, организация имеет право перейти на УСН либо сменить этот режим другим с начала года. При этом подать заявление организация или индивидуальный предприниматель обязаны с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, когда организация хочет применять УСН. Правда, если организация нарушает одно из условий применения УСН, то ей следует перейти на общий режим в месяце, следующий за тем, в котором были выявлены нарушения.

Вновь созданная организация или индивидуальный предприниматель может применять УСН с того месяца, в котором она организовалась, при этом ей надо всего лишь уведомить налоговые органы о том, что она будет вести бухгалтерский и налоговый учет на УСН.

Вторым очень существенным плюсом является то, что организация может сама выбрать базу, которую она будет применять для исчисления единого налога. В соответствии с п.1 ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения могут быть выбраны доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Одно исключение составляют налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом, в соответствии с п.3 ст. 346.14 НК РФ применяют налоговую базу в виде доходов, уменьшенных на сумму расходов. Сама налоговая ставка по единому налогу составляет 6%, если налоговая база выбрана как доходы и 15%, если налоговая база - доходы за вычетом расходов. Эти ставки заметно ниже ставок по тому же налогу на прибыль организации (ставка по нему составляет в данный момент 20%).

К преимуществам упрощенной системы налогообложения следует отнести и возможность применения пониженных ставок налога для объекта налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов. В п. 2 ст. 346.20 указано, что законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Еще одним преимуществом является то, что организация может совмещать с УСН другой режим налогообложения, например общий режим. При этом она должна вести отдельно учет по упрощенной налоговой системе и по другому режиму. Плюс от этого заключается в том, что общий режим упрощает отношения с организациями, которые работают с НДС .

Несомненно, одним из главных преимуществ является замена нескольких налогов единым налогом. Этот налог уплачивается вместо:

Налога на прибыль организаций

Налога на имущество организаций

Налога на доходы физических лиц у индивидуальных предпринимателей (в части доходов, полученных от предпринимательской деятельности)

Налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого для предпринимательской деятельности)

В этом плане, есть небольшие поправки, в части дохода на прибыль организаций, где налог уплачивается в соответствии с п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ. В соответствии с п.3 ст. 284 НК РФ, по доходам, полученным в виде дивидендов, организации, применяющие УСН, уплачивают налог по ставке 9%. И по налогу на доходы физических лиц в соответствии с п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ индивидуальный предприниматель уплачивает налог в соответствии этими пунктами. Так, в соответствии с п.2 ст.224 НК РФ налогоплательщик уплачивает налог по ставке 35% от стоимости выигрышей и призов, полученных в деятельности в целях рекламы товаров, в части, превышающей 4000 рублей. По ставке 9% в отношении доходов от долевого участия в предпринимательской деятельности, полученных в виде дивидендов физическим лицам, являющимся резидентами РФ. И в соответствии с п.5 ст.224 НК РФ по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007г., а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.

Также хотелось бы отметить, что одним еще достоинством является то, что декларация по единому налогу сдается один раз в год, по окончании налогового периода (до 31 марта организации и до 30 апреля индивидуальные предприниматели). Взносы на пенсионное страхование индивидуальные предприниматели передают за себя также 1 раз в год не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. А юридические лица подают декларации в соответствующие фонды ежеквартально (с 2010г.), в ПФР и ФФОМС не позднее первого числа второго месяца, следующего за отчетным, а в ФСС не позднее 15-го числа, следующего за отчетным.

Ставки по взносам в фонды также заметно ниже, чем у тех, кто находится на общем режиме налогообложения. У организаций взносы в ПФР отчисляются по ставке 14%, а в ФСС и ФОМС на 2010г. ставка равна 0%, т.е. ничего не отчисляется, однако с 2011 г. ставки повышены и в общей сумме со всех взносов составили 26% (ПФР+ФСС+ФФОМС+ТФОМС).

.2 Недостатки использования УСН

Конечно, не смотря на то что достоинств этой системы действительно много, о недостатках не сказать нельзя, т.к. они значительны.

Начать надо с самого главного. Хотя, организации, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС, организации - поставщики не могут принять НДС к вычету. Это значительный минус, и вполне возможно, что организации на УСН потеряют часть своих поставщиков, потому, что не каждый из них согласится понижать стоимость товара на сумму НДС. Конечно, есть вариант, что фирма на УСН выставит счет-фактуру с выделенным НДС, однако это является не совсем законно. Во-первых, налог на добавленную стоимость, указанный в таких счетах-фактурах, организации придется отразить в налоговой декларации за соответствующий налоговый период и перечислить в бюджет. Во-вторых, как финансовое ведомство, так и налоговые органы придерживаются той позиции, что организация-покупатель не имеет права на вычет НДС по счету-фактуре, полученному от поставщика, находящегося на упрощенной системе налогообложения. Главным доводом контролирующих органов в этом вопросе является то, что выставление самого счета-фактуры поставщиками, применяющими специальные режимы налогообложения, является неправомерным. Как следствие и право на вычет НДС по такому счету-фактуре также отсутствует. Однако в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 февраля 2009 г. N ВАС-535/09 указано, что в соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ условиями для вычета НДС являются наличие правильно оформленного счета-фактуры и первичных документов, а также принятие приобретенных товаров на учет. Но, несмотря на то что арбитры однозначно высказались по этому вопросу, налогоплательщику, настаивающему на выставлении счета-фактуры его контрагентом на упрощенной системе налогообложения с выделенным НДС, нужно готовиться отстаивать свое мнение в судебных органах.

Ещё одним немаловажным минусом упрощенной системы налогообложения является закрытый список расходов. Когда организация выбирает базу как доходы за вычетом расходов, они могут учесть только те расходы, которые указаны в ст.346.16 НК РФ. Это собственно приводит к тому, что некоторые расходы, прямо не указанные в списке, но произведенные для получения финансового результата, невозможно обосновать законно. Для этого приходится искать похожие расходы в списке и «подгонять» под них эту статью затрат. Например, расходы по оплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду прямо не поименованы в списке расходов, принимаемых для исчисления налоговой базы, в ст. 346.16 НК РФ, однако согласно пп. 5 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации одним из видов расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, являются материальные расходы. Следует напомнить, что материальные расходы в целях исчисления единого налога принимаются применительно к порядку, предусмотренному ст. 254 НК РФ для исчисления налога на прибыль организаций. А поскольку согласно нормам ст. 254 Кодекса к материальным расходам, учитываемым в целях налогообложения, относятся, в частности, платежи налогоплательщика за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы, то платежи за загрязнение окружающей природной среды могут приниматься у налогоплательщиков единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в составе материальных расходов, учитываемых при определении налоговой базы, несмотря на то, что указанные платежи признаны платежами неналогового характера. Также в составе материальных расходов могут быть учтены расходы на оплату услуг сторонних организаций по печати газеты и по ее доставке до читателей, осуществляемых на основании договоров оказания услуг.

При применении упрощенной системы налогообложения могут возникнуть сложности с определением доходов, попадающих в налоговую базу. Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ в составе доходов, учитываемых для целей налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения, учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ, но не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, доходы организации, облагаемые налогом на прибыль по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ, в порядке, установленном гл. 25 НК РФ, доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые НДФЛ по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 Налогового кодекса, в порядке, установленном гл. 23 НК РФ.
На практике часто возникает вопрос, как квалифицировать средства, поступающие в организацию.
Так, суммы, полученные организацией от Центра занятости населения на финансирование расходов по проведению общественных работ в рамках осуществления мер по поддержке занятости населения, необходимо признавать в составе доходов для целей исчисления единого налога.

Переплату налогов, образовавшуюся в период применения общего режима налогообложения и возмещенную из бюджета в период применения упрощенной системы налогообложения, включать в налогооблагаемую базу не стоит. Такой точки зрения придерживается Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России в своем письме от 21 сентября 2009 г. N 03-11-06/3/237. Таким образом, при принятии решения о включении доходов в расчет объекта налогообложения следует руководствоваться положениями ст. 41 Налогового кодекса РФ, в которой изложены принципы определения доходов. То есть, для того чтобы полученные доходы включить в расчет налогооблагаемой базы, при расчете единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, они должны являть собой экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, определяемую в соответствии с гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» и 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса.

Заключение

Упрощенная система налогообложения применяется для организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП), которые хотят упростить налоговый учет и сократить объем отчетности по налогам.

Переход на УСН и уход с этой системы на основную схему осуществляется добровольно, путем подачи заявления в налоговую инспекцию по месту регистрации предприятия или ИП. Однако применение УСНО имеет не только плюсы, но и минусы: совсем не обязательно, что налоги при упрощенном режиме обложения станут меньше. Все зависит от того, какие доходы и расходы имеет организация или частный предприниматель, и часто получается так, что платить налог по основной системе бывает выгоднее, хотя и сложнее.

Существует два вида упрощенной схемы: это классическая УСН (объект обложения доходы-расходы ИП) и УСНО на основе патента для индивидуальных предпринимателей, или патентное налогообложение.

При современных условиях рыночной конкуренции организации стремятся сократить свои затраты, в том числе, снизив налоговую нагрузку. Одним из способов минимизации налогов является переход на упрощенную систему налогообложения.

В действительности данный режим налогообложения имеет свои недостатки, которые могут свести на нет все видимые преимущества, и вместо ожидаемого снижения затрат произойдет их повышение. Поэтому переходу на УСН должно предшествовать тщательное изучение деятельности организации, предполагаемых перспектив ее развития, структуры затрат, а также сравнительный анализ использования различных систем налогообложения. Понятно, что при этом недостаточно ограничиться изучением нескольких статей главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ, здесь потребуется более глубокие знания различных областей бухгалтерского и налогового законодательства.

Если подходить к данному этапу развития упрощенной системы налогообложения с точки зрения предпринимателя, то он имеет ряд выгод. В настоящее время единый налог в УСН заменяет четыре основных налога, что значительно снижает налоговую нагрузку на организацию, и как следствие - извлечение дополнительной прибыли. При этом предприниматель может сам выбрать объект налогообложения.

Если он не хочет иметь больших трудностей с подтверждением и обоснованием расходов, то он может выбрать УСН с объектом доходы. Причем в данном случае он еще может снизить размер исчисленного налога на сумму перечисленных пенсионных взносов и выданных пособий по временной нетрудоспособности, правда, не более чем на 50%.

Если предприниматель желает максимально уменьшить налоговую базу (то есть производимые расходы сопоставимы с доходами, как, например, в торговых организациях), то ему следует остановиться на объекте доходы минус расходы. Особенно это выгодно тем, для кого региональными законами введены дифференцированные ставки налога.

При УСН предприниматель сдает намного меньше отчетности в налоговые органы. При выборе объекта доходы, предприниматель может вести налоговый учет доходов и расходов только в отношении доходов, и не беспокоится о документах, подтверждающих понесенные расходы.

И последние изменения в законодательстве также значительно расширили круг организаций и индивидуальных предпринимателей, которые могут перейти на УСН.

С точки зрения же государства, а точнее бюджета, то он несет неоправданные потери при действующей системе упрощенного налогообложения. На сегодняшний день существует множество схем, которые позволяют минимизировать налогообложение крупным предприятиям с использованием УСН.

Поэтому реформирование упрощенной системы налогообложения необходимо производить ежегодно, чтобы в конечном итоге выстроить правовую базу, позволяющую в разумной степени поддержать малый бизнес и исключающую возможность использования привилегий малого бизнеса крупными предприятиями.

УСН выгодна небольшим фирмам, работающим с покупателями, которым неважно, указан в стоимости покупки НДС или нет (например, при розничной торговле). Однако организациям, работающим с поставщиками, у которых большой оборот это невыгодно, т.к. НДС при этом не будет выделен и соответственно не будет принят к вычету. Это повлечет уменьшение стоимости продукции.

Выгода от применения УСН заключается в том, что налогоплательщик освобождается от уплаты налога на прибыль организации (юр. лица), налога на доходы физических лиц (ИП), налога на имущество организации и налога на имущество физических лиц.

Из недостатков можно выделить то, что при использовании УСН организация не имеет права на создание представительств и филиалов, т.е. компания не может фактически развивать свой бизнес в других регионах и должна специализировать только на данной территории.

Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, и от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

Список использованной литературы и электронных источников данных

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012) // Российская газета, 2012.

. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.05.2012) // Российская газета, 2012.

. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ // Российская газета, 2011.

. Информационное письмо Президиума ВАС РФ "О некоторых вопросах, связанных с применением положений о расчете сумм налога, подлежащих уплате индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход" от 18.12.2007 N 123.

. Абанин, М.А. Специальные налоговые режимы как инструмент налогового планирования / М.А. Абанин // Хозяйство и право. - 2010.- №10. - С. 76-86.

. Выскваркина, М.В. Упрощенная система налогообложения. Универсальный справочник / М.В. Выскваркина. - М. : Аргумент, 2011. - 455с.

. Истратова, М.В. Упрощенная система налогообложения и ЕНВД / М.В. Истратова. - М. : НалогИнформ, 2010. - 265 с.

. Кошелева, Н.П. Налоговый отчет / Н.П. Кошелева - М. : Статус-Кво, 2010.-145 с.

. Муравьев, В.А. Теория налогообложения : учебное пособие / В.А. Муравьев, Н.М. Скокова. - М. : Статус-Кво, 2009.-330 с.

. Пансков, В.Г. Налоговое бремя в российской налоговой системе / В.Г. Пансков // Финансы. - 2009. - №11. - С. 17-25.

. Парыгина, В.А. Понятие и функции налогообложения / В.А. Парыгина // Современное право. - 2009. - №10. - С. 2-5.

Петров, А.В. Налоги и налогообложение / А.В. Петров, А.В. Толкушин. -М. : Юрайт-Издат, 2009. - 643 с.

. Савченко, В.Я. О методике определения налоговой нагрузки / В.Я. Савченко // Финансы. - 2009. -№7. - С. 24-33.

. Самохвалова, Ю.Н. Об изменениях в Налоговый кодекс РФ в 2010г / Ю.Н. Самохвалова // Все о налогах. - 2009. - №11. - С. 7-15.

. Симкова, Н.В. Специальные налоговые режимы / Н.В. Симкова. - Ставрополь : СКСИ, 2009. -124сю

Приложение 1

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 февраля 2009 г. N ВАС-535/09

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Завьяловой Т.В., судей Наумова О.А. и Поповченко А.А., рассмотрев заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому району города Саратова о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Саратовской области от 04.06.2008 по делу N А57-4863/07-9, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.10.2008 по указанному делу,установила:

закрытое акционерное общество "Втормет" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому району города Саратова (далее - налоговая инспекция) от 30.03.2007 N 16/11.

Решением суда первой инстанции от 04.06.2008, оставленным без изменения постановлениями Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2008 и Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.10.2008, заявленные требования общества удовлетворены частично. Оспариваемое решение налоговой инспекции от 30.03.2007 N 16/11 признано недействительным в части:

привлечения общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде взыскания штрафа в размере 1 216 300 руб.;

привлечения общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Кодекса в виде взыскания штрафа в размере 20 360 рублей по налогу на имущество, в виде взыскания штрафа в размере 13 495 494,60 руб. по налогу на добавленную стоимость;

привлечения общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статье 123 Кодекса в виде взыскания штрафа в размере 129 685 руб. по налогу на доходы иностранных организаций;

начисления пеней по налогу на доход иностранных организаций в сумме 129 443,37 руб., по налогу на имущество в сумме 20 783,66 руб., по налогу на добавленную стоимость - 1 030 5240,5 руб.;

доначисления 648 424 руб. налога на доходы иностранных организаций, 101 802 рублей налога на имущество, 67 477 474 руб. налога на добавленную стоимость.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора судебных актов, налоговая инспекция просит их отменить в части признания недействительным оспариваемого решения, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, обсудив выводы судебных инстанций и доводы заявителя, полагает, что заявление следует оставить без удовлетворения по следующим мотивам.

Суды, удовлетворяя заявленные требования ЗАО "Втормет" в части, касающейся привлечения общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 126 Кодекса установили, что общество не отказывалось от исполнения обязанности по представлению документов, о чем свидетельствует ходатайство о предоставлении отсрочки в предоставлении документов, а также факт их последующего представления в адрес налоговой инспекции.

В части доначисления обществу налога на имущество, соответствующих пеней и штрафа суды признали, что имущество, приобретенное обществом по договорам купли-продажи, и переданное по акту приема-передачи от 31.12.2004, учитывалось по счету 01 "Основные средства" по мере ввода объектов в эксплуатацию, начиная с января 2005 года. Довод налоговой инспекции о том, что имущество, переданное по акту приема - передачи по сроку 31.12.2004 года должно быть тем же днем поставлено на учет в качестве основного средства, судами отклонен, поскольку при приемке имущества акты по форме ОС-1, свидетельствующие, что предметом передачи является объект основного средства, сторонами договора не оформлялись.

Что касается эпизода доначисления налога на добавленную стоимость, соответствующих пеней, штрафа и отказа в предоставлении налогового вычета на том основании, что счета - фактуры были выставлены обществу контрагентом, находящимся на упрощенной системе налогообложения и не являющимся плательщиком этого налога, суды, руководствуясь положениями статей 169, 171, 172 Кодекса признали, что условия, предусмотренные названными статьями, обществом соблюдены То обстоятельство, что налог уплачен лицом, не являющимся плательщиком данного налога, не влияет на право общества применять налоговый вычет по спорным счетам-фактурам (пункт 5 статьи 173 Кодекса).

Основанием для доначисления обществу налога на доходы иностранных организаций, пеней и привлечения к налоговой ответственности по статье 123 Кодекса послужил вывод налоговой инстанции о неправомерном применении налоговой ставки 10% вместо 20% на том основании, что представленный обществом документ, подтверждающий постоянное местонахождение иностранной организации в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор, регулирующий вопросы налогообложения, не соответствует требованиям пункта 1 статьи 312 Кодекса.

Суды, удовлетворяя заявленные требования общества по данному эпизоду, указали, что ЗАО "Втормет" предъявлен надлежащий документ, подтверждающий нахождение иностранной фирмы на территории Швейцарской Конфедерации в соответствии с положениями норм международного права.

Обстоятельства дела судами были исследованы в полном объеме, доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Доводы инспекции, приведенные в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, сводятся к переоценке и исследованию обстоятельств дела, установленных в ходе рассмотрения дела по существу, что не входит в компетенцию суда надзорной инстанции, установленную главой 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации только при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Кодекса, таких оснований судебной коллегией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не выявлено.

Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерацииопределила:

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А57-4863/07-9 Арбитражного суда Саратовской области для пересмотра в порядке надзора судебных актов, принятых по указанному делу, отказать.

Председательствующий судья

Т.В.ЗАВЬЯЛОВА Судья

О.А.НАУМОВ

Судья

А.А.ПОПОВЧЕНКО

Приложение 2

Министерство финансов Российской Федерации

П и с ь м о

№ 03-11-06/3/237 от 21.09.2009

Вопрос: Организация с 2009 г. применяет упрощенную систему налогообложения. В 2008 г., в период применения общего режима налогообложения, из-за уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль по итогам года образовалась переплата по налогу на прибыль.
В 2009 г. налоговый орган произвел возврат излишне уплаченного налога.
Следует ли организации при исчислении налога, уплачиваемого при УСН, включать в состав доходов возвращенную сумму переплаты по налогу на прибыль?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 14 августа 2009 года N190 по вопросу о порядке примененния положений главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

Как следует из письма, организацией, перешедшей на упрощенную систему налогообложения, получено возмещение излишне уплаченного налога на прибыль за период применения общей системы налогообложения
Статьей 41 Кодекса установлено, что в соответствии с Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме.
В связи с тем, что возвращенные (зачтенные) налогоплательщикам из бюджета суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов не являются экономической выгодой, то они не учитываются при определении объекта налогообложения в виде доходов в целях главы 26.2 Кодекса.
Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Похожие работы на - Преимущества и недостатки применения упрощенной системы налогообложения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!