Преимущества и недостатки использования упрощенной системы налогообложения

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,39 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Преимущества и недостатки использования упрощенной системы налогообложения

Содержание

Введение

Глава 1. Упрощенная система налогообложения

Глава 2. Преимущества и недостатки использования упрощенной системы налогообложения

.1 Преимущества применения упрощенной системы налогообложения

.2 Недостатки использования упрощенной системы налогообложения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Каждая организация или индивидуальный предприниматель желает уменьшить свои налоговые затраты и усилия при сдаче налоговой и бухгалтерской отчетности. В этом плане, применение УСН (упрощенной системы налогообложения) имеет ряд преимуществ и значительно сокращает затраты предпринимателя на бухгалтерию: во-первых, не надо иметь большой штат сотрудников, во-вторых, не надо сдавать большое количество деклараций по каждому налогу, в-третьих, ставки по единому налогу значительно меньше, чем ставки по налогу на прибыль . Однако стоит учитывать, что не каждая организация может себе позволить перейти на упрощенную систему налогообложения, есть определенные субъекты бизнеса, обозначенные в НК РФ, которые не имеют права на это.

Прежде чем организация перейдет на УСН, стоит тщательно разобрать все достоинства и недостатки данной системы налогообложения, в некоторых случаях организации удобнее использовать общий режим налогообложения, либо применять сразу несколько.

Я хотела бы в своей курсовой рассмотреть преимущества и недостатки использования упрощенной системы налогообложения, сравнить с общей системой и сделать определённые выводы из своей работы.

Упрощенная система налогообложения - специальный налоговый режим, при котором организация налогоплательщик, будь то юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, минимизирует своё налоговое бремя законным путем. Единый налог, который организация уплачивает вместо ряда других налогов, значительно меньше по ставке, чем налог на прибыль , что значительно сокращает затраты организации. А минимальное количество сдаваемой отчетности сокращает время работы бухгалтера. Причем по своей сути декларация по единому налогу намного проще, чем по тому же налогу на прибыль.

Глава 1. Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения - специальный налоговый режим, при котором налогоплательщик освобождается от уплаты ряда налогов, заменяемых единым налогом, и имеет ряд особенностей. В налоговом законодательстве применение данного режима регулируется главой 26.2 НК РФ. В этой главе изложены основные принципы перехода на УСН, прекращения права пользования режимом, ставки по единому налогу, особенности применения режима.

Многие организации, прежде чем выбрать систему налогообложения, изучает преимущества и недостатки нескольких режимов. УСН - один из самых легких в применении режимов налогообложения. Его могут применять практически все юридические лица и индивидуальные предприниматели при соблюдении условий:

·Доходы налогоплательщика по итогам отчетного (налогового) периода не должны превышать 60 млн. руб;

·средняя численность работников в организации или у индивидуального предпринимателя за налоговый (отчётный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Росстатом, не превышает 100 человек;

·Федеральным законом от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, разрешено не вести бухгалтерский учет хозяйственных операций;

·Главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» предусмотрено, что организации-плательщики единого налога обязаны вести учет доходов и расходов на основании первичных документов;

·Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 г. организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета;

·Остаточная стоимость ОС и НМА для целей применения УСН берется по данным бухгалтерского учета и представляет собой разницу между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией по каждому объекту основных средств;

·Наряду с учетом ОС и НМА организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести учет кассовых операций;

Однако, есть организации, которые не вправе применять УСН:

) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

) банки;

) страховщики;

) негосударственные пенсионные фонды;

) инвестиционные фонды;

) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

) ломбарды;

) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 НК РФ;

) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;

) бюджетные учреждения;

) иностранные организации.

Если организация утрачивает своё право на применения УСН, то она обязана уплатить разницу в налоге за тот период, в котором утратила это право и восстановить бухгалтерию за весь период применения УСН.

Это конечно создаёт немало трудностей при применении УСН, следить за тем, чтобы организация не утратила своё право применять этот режим.

В некоторых случаях большим достоинством является то, что организация не нуждается в профессиональном бухгалтере, если она например, выбрала налоговую базу как доходы.

Но чтобы правильно выбрать налоговую базу надо также посчитать, какие доходы получает организация и какие затраты производит. Если у фирмы доходы значительно больше расходов, то ей лучше применять НБ как доходы и платить единый налог по ставке 6%, но если расходы почти равны доходам, тогда лучше применять НБ как доходы за вычетом расходов и уплачивать единый налог по ставке 15%.

Пример: Организация «Альфа» получила доходы в сумме 500.000руб, а ее расходы составили 450.000 руб (из них 100 000 руб. на зарплату).

.НБ «доходы» 500.000*6%=30000 руб(минус сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов. (абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ)

30000-14000=16000 руб.

.НБ «доходы-расходы» (500.000-450.000)*15%=7500руб

В данном случае выгоднее применять базу как доходы за вычетом расходов.

Организация «Бета» получила доходы в сумме 500.000 руб., а расходы составили 350.000руб.

.500.000*6% = 16000руб

.(500.000-350.000)*15%=22500руб

В этом примере мы видим, что налоговая база должна быть определена как доходы.

Глава 2. Преимущества и недостатки применения упрощенной системы налогообложения

2.1 Преимущества применения упрощенной системы налогообложения

упрощенный налогообложение юридический предприниматель право

Думаю, стоит начать с того, что упрощенная система налогообложения - это уже и есть само преимущество для определенного числа субъектов бизнеса, т.к. применение этой системы во многом сокращает затраты на налоги и сборы и помогает развивать отдельные виды предпринимательской деятельности. Малому бизнесу просто необходима была поддержка со стороны государства в виде льгот, которые бы помогли сократить расходы и увеличить за счет этого доходы организации.

Значительным преимуществом упрощенной системы налогообложения является то, что организация может перейти на этот режим в добровольном порядке. Так, например, организация может попробовать этот режим, если она, конечно, попадает по всем параметрам в ту группу, которая может перейти на упрощенку, и если ей это невыгодно, она может сменить режим. В соответствии с НК РФ, организация имеет право перейти на упрощенку либо сменить этот режим другим с начала года. При этом подать заявление организация или и\п обязаны с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, когда организация хочет применять УСН. Правда, если организация нарушает одно из условий применения УСН, то ей следует перейти на общий режим в месяце, следующий за тем, в котором были выявлены нарушения.

Вновь созданная организация или и\п может применять УСН с того месяца, в котором она организовалась, при этом ей надо всего лишь уведомить налоговые органы о том, что она будет вести бухгалтерский и налоговый учет на УСН.

Также надо отметить, что практически любая организация может перейти на УСН при соблюдении нескольких условий:

1.Годовой доход не более 60 млн. руб (это изменение вступило в силу с января 2010г. и будет до 2012 г.), при этом коэффициента-дефлятора не будет использоваться.

2.Количество сотрудников не более 100 человек.

.Остаточная стоимость нематериальных активов и основных средств не более 100 млн. руб.

.Отсутствуют филиалы и представительства.

.Не входит в список, указанный в п.3 ст. 346.12 НК РФ

Вторым очень существенным плюсом является то, что организация может сама выбрать базу, которую она будет применять для исчисления единого налога. В соответствии с п.1 ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения могут быть выбраны доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Одно исключение составляют налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом, в соответствии с п.3 ст. 346.14 НК РФ применяют налоговую базу в виде доходов, уменьшенных на сумму расходов. Сама налоговая ставка по единому налогу составляет 6%, если налоговая база выбрана как доходы и 15%, если налоговая база - доходы за вычетом расходов. Эти ставки заметно ниже ставок по тому же налогу на прибыль организации (ставка по нему составляет в данный момент 20%).

К преимуществам упрощенной системы налогообложения следует отнести и возможность применения пониженных ставок налога для объекта налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов. В п. 2 ст. 346.20 указано, что законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. В ряде регионов законодатели уже воспользовались этим правом. Так, в Ивановской области Законом Ивановской области от 26 ноября 2009 г. N 128-ОЗ для налогоплательщиков, работающих в текстильном производстве, сельском хозяйстве, издательской и полиграфической деятельности, химическом производстве и образовании, установлена действующая ставка налога 6 процентов. Закон Камчатского края от 19 марта 2009 г. N 245 устанавливает, что все организации и индивидуальные предприниматели - налогоплательщики единого налога при УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" применяют ставку налога 10 процентов. Такую же ставку налога применяют налогоплательщики, осуществляющие на территории Московской области следующие виды экономической деятельности: сельское хозяйство, транспорт, управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда, предоставление услуг в сфере культуры, предоставление услуг в области спорта, предоставление социальных услуг, предоставление услуг в сфере образования, производство изделий народных художественных промыслов.

Еще одним преимуществом является то, что организация может совмещать с УСН другой режим налогообложения, например общий режим. При этом она должна вести отдельно учет по упрощенке и по другому режиму. Плюс от этого заключается в том, что общий режим упрощает отношения с организациями, которые работают с НДС .

Несомненно, одним из главных преимуществ является замена нескольких налогов единым налогом. Этот налог уплачивается вместо:

·Налога на прибыль организаций

·Налога на имущество организаций

·Налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого для предпринимательской деятельности)

В этом плане, есть небольшие поправки, в части дохода на прибыль организаций, где налог уплачивается в соответствии с п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ. В соответствии с п.3 ст. 284 НК РФ, по доходам, полученным в виде дивидендов, организации, применяющие УСН, уплачивают налог по ставке 9%. И по налогу на доходы физических лиц в соответствии с п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ и\п уплачивает налог в соответствии этими пунктами. Так, в соответствии с п.2 ст.224 НК РФ налогоплательщик уплачивает налог по ставке 35% от стоимости выигрышей и призов, полученных в деятельности в целях рекламы товаров, в части, превышающей 4000 рублей. По ставке 9% в отношении доходов от долевого участия в предпринимательской деятельности, полученных в виде дивидендов физическим лицам, являющимся резидентами РФ. И в соответствии с п.5 ст.224 НК РФ по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007г., а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.

Также хотелось бы отметить, что одним еще достоинством является то, что декларация по единому налогу сдается один раз в год, по окончании налогового периода (до 31 марта организации и до 30 апреля и\п). Взносы на пенсионное страхование и\п передают за себя также 1 раз в год не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. А юридические лица подают декларации в соответствующие фонды ежеквартально ( с 2010г.), в ПФР и ФОМС не позднее первого числа второго месяца, следующего за отчетным, а в ФСС не позднее 15-го числа, следующего за отчетным.

Ставки по взносам в фонды также заметно ниже, чем у тех, кто находится на общем режиме налогообложения. У организаций взносы в ПФР отчисляются по ставке 14%, а в ФСС и ФОМС на 2010г. ставка равна 0%, т.е. ничего не отчисляется, однако с 2011 г. ставки будут повышены и в общей сумме со всех взносов составят 26% (ПФР+ФСС+ФФОМС+ТФОМС).

2.2 Недостатки использования упрощенной системы налогообложения

Здесь я хотела бы рассмотреть недостатки использования УСН. Конечно, не смотря на то, что достоинств этой системы действительно много, о недостатках не сказать нельзя, т.к. они значительны.

Начать надо с самого главного. Хотя, организации, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС, организации - поставщики не могут принять НДС к вычету. Это значительный минус, и вполне возможно, что организации на УСН потеряют часть своих поставщиков, потому, что не каждый из них согласится понижать стоимость товара на сумму НДС. Конечно, есть вариант, что фирма на УСН выставит счет-фактуру с выделенным НДС, однако это является не совсем законно. Во-первых, налог на добавленную стоимость, указанный в таких счетах-фактурах, организации придется отразить в налоговой декларации за соответствующий налоговый период и перечислить в бюджет. Во-вторых, как финансовое ведомство, так и налоговые органы придерживаются той позиции, что организация-покупатель не имеет права на вычет НДС по счету-фактуре, полученному от поставщика, находящегося на упрощенной системе налогообложения. Главным доводом контролирующих органов в этом вопросе является то, что выставление самого счета-фактуры поставщиками, применяющими специальные режимы налогообложения, является неправомерным. Как следствие и право на вычет НДС по такому счету-фактуре также отсутствует. Однако в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 февраля 2009 г. N ВАС-535/09 указано, что в соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ условиями для вычета НДС являются наличие правильно оформленного счета-фактуры и первичных документов, а также принятие приобретенных товаров на учет. Но, несмотря на то что арбитры однозначно высказались по этому вопросу, налогоплательщику, настаивающему на выставлении счета-фактуры его контрагентом на упрощенке с выделенным НДС, нужно готовиться отстаивать свое мнение в судебных органах.

Пример

Фирма покупает товар на сумму 59 000 руб. (в т. ч. НДС - 9000 руб.) и продает его:

за 118 000 руб. (в т. ч. НДС - 18 000 руб.) при обычной системе;

за 100 000 руб. (без НДС) при упрощенной системе.

Ситуация 1

Фирма находится на общей системе налогообложения. В этом случае общая сумма налогов составит 21 000 руб. (9000 руб. (НДС) + 12 000 руб. (налог на прибыль)), у фирмы на расчетном счет останется 38 000 руб.

Ситуация 2

Фирма находится на упрощенке. Если она платит единый налог с выручки по ставке 6 процентов, то сумма налога составит:

000 руб. x 6% = 6000 руб.

После расчета с поставщиком товаров и перечисления налога у фирмы останется на расчетном счету:

000 руб. - 59 000 руб. - 6000 руб. = 35 000 руб.

Если она платит единый налог с разницы между доходами и расходами по ставке 15 процентов, то сумма налога составит:

(100 000 руб. - 59 000 руб.) x 15% = 6150 руб.

После расчетов с поставщиком и бюджетом у фирмы остается:

100 000 руб. - 59 000 руб. - 6150 руб. = 34 850 руб.

Таким образом, чтобы принять правильное решение, переходить фирме на спецрежим или нет, нужно проанализировать множество факторов, касающихся конкретной компании. Очевидно, что особенно выгодна упрощенка небольшим фирмам, работающим с покупателями, которым неважно, указан в стоимости покупки НДС или нет (например, при розничной торговле).

Ещё одним немаловажным минусом упрощенной системы налогообложения является закрытый список расходов. Когда организация выбирает базу как доходы за вычетом расходов, они могут учесть только те расходы, которые указаны в ст.346.16 НК РФ. Это собственно приводит к тому, что некоторые расходы, прямо не указанные в списке, но произведенные для получения финансового результата, невозможно обосновать законно. Для этого приходится искать похожие расходы в списке и «подгонять» под них эту статью затрат. Например, расходы по оплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду прямо не поименованы в списке расходов, принимаемых для исчисления налоговой базы, в ст. 346.16 НК РФ, однако согласно пп. 5 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации одним из видов расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, являются материальные расходы. Следует напомнить, что материальные расходы в целях исчисления единого налога принимаются применительно к порядку, предусмотренному ст. 254 НК РФ для исчисления налога на прибыль организаций. А поскольку согласно нормам ст. 254 Кодекса к материальным расходам, учитываемым в целях налогообложения, относятся, в частности, платежи налогоплательщика за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы, то платежи за загрязнение окружающей природной среды могут приниматься у налогоплательщиков единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в составе материальных расходов, учитываемых при определении налоговой базы, несмотря на то, что указанные платежи признаны платежами неналогового характера. Также в составе материальных расходов могут быть учтены расходы на оплату услуг сторонних организаций по печати газеты и по ее доставке до читателей, осуществляемых на основании договоров оказания услуг.

При применении упрощенной системы налогообложения могут возникнуть сложности с определением доходов, попадающих в налоговую базу. Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ в составе доходов, учитываемых для целей налогообложения при применении «упрощенки», учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ, но не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, доходы организации, облагаемые налогом на прибыль по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ, в порядке, установленном гл. 25 НК РФ, доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые НДФЛ по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 Налогового кодекса, в порядке, установленном гл. 23 НК РФ.

На практике часто возникает вопрос, как квалифицировать средства, поступающие в организацию.

Так, суммы, полученные организацией от Центра занятости населения на финансирование расходов по проведению общественных работ в рамках осуществления мер по поддержке занятости населения, необходимо признавать в составе доходов для целей исчисления единого налога.

Переплату налогов, образовавшуюся в период применения общего режима налогообложения и возмещенную из бюджета в период применения упрощенной системы налогообложения, включать в налогооблагаемую базу не стоит. Такой точки зрения придерживается Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России в своем письме от 21 сентября 2009 г. N 03-11-06/3/237. Таким образом, при принятии решения о включении доходов в расчет объекта налогообложения следует руководствоваться положениями ст. 41 Налогового кодекса РФ, в которой изложены принципы определения доходов. То есть, для того чтобы полученные доходы включить в расчет налогооблагаемой базы, при расчете единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, они должны являть собой экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, определяемую в соответствии с гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» и 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса.

Заключение

Рассмотрев преимущества и недостатки применения упрощенной системы налогообложения, можно сделать вывод, что для определённых организаций эта система очень выгодна.

УСН выгодна небольшим фирмам, работающим с покупателями, которым неважно, указан в стоимости покупки НДС или нет (например, при розничной торговле). Однако организациям, работающим с поставщиками, у которых большой оборот это невыгодно, т.к. НДС при этом не будет выделен и соответственно не будет принят к вычету. Это повлечет уменьшение стоимости продукции.

Выгода от применения УСН заключается в том, что налогоплательщик освобождается от уплаты налога на прибыль организации(юр.лица), налога на доходы физических лиц (и\п), налога на имущество организации и налога на имущество физических лиц.

Из недостатков можно выделить то, что при использовании УСН организация не имеет права на создание представительств и филиалов, т.е. компания не может фактически развивать свой бизнес в других регионах и должна специализировать только на данной территории.

Также большим минусом является то, что нельзя отследить какие средства и куда уходят и приходят. Ведь по сути организациям, применяющим УСН, не надо вести бухгалтерский учет. Это делает УСН «непрозрачной» для налоговых органов. Конечно, для организаций это может быть плюсом, но совсем незаконным.

В общем, преимуществ и недостатков применения упрощенной системы налогообложения достаточно, и выбор для организации зависит от многих факторов, которые она должна учитывать.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты.

.Налоговый Кодекс РФ часть 1 от 31.07.1998

2.Налоговый кодекс РФ часть 2 от 05.08.2000

3.Письмо Минфина РФ от 10 июля 2006 г. N 03-05-01-04/206

.письмо Минфина России от 1 апреля 2008 г. N 03-07-11/126, письмо Минфина России от 24 октября 2007 г. N 03-07-11/516, письмо ФНС России от 6 мая 2008 г. N 03-1-03/1925

5.Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 17 мая 2005 г. N 03-07-03-04/20

.Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 7 июля 2009 г. N 03-11-09/239

.Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 5 октября 2009 г. N 03-11-06/2/200

Интернет ресурсы.

.Информационно-правовая база «Консультант+».

2.#"justify">3.Преимущества и недостатки перехода на УСН Е.В. СЫТОВА

.#"justify">5.http://www.2828.ru/vip/buh-usn \ Упрощенная система налогообложения


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!