Исследование применения упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    220,28 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование применения упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации

Содержание


Введение

Глава 1. Упрощенная система налогообложения - специальный режим налогообложения

1.1 Понятие упрощенной системы налогообложения

1.2 Порядок перехода к упрощенной системе налогообложения

1.3 Объекты налогообложения

1.4 Определение доходов и расходов

1.5 Расчет единого налога

1.6 Упрощенная система налогообложения на основе патента

1.7 Сроки уплаты единого налога

1.8 Изменения в УСН, внесенные Федеральным законом в 2009 году

Глава 2. Анализ применения упрощенной системы налогообложения в РФ

2.1 Анализ количества и структуры налогоплательщиков, применяющих УСН

2.2 Анализ динамики поступления налогов, уплачиваемых в связи с применением УСН

Глава 3. УСН: проблемы и перспективы

Заключение

Список литературы

Введение

упрощенный налогообложение

Проблемы развития малого бизнеса в нашей стране я считаю очень актуальными на сегодняшний день. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка отечественными товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форма производства.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. В развитых странах малый бизнес составляет основу экономики. Именно этот сектор производит 60-70% ВВП в странах Западной Европы, в США, Японии и Южной Корее.

А прекрасным инструментом для поддержания малого бизнеса в стране являются налоги или налоговые режимы, способствующие развитию малого сектора. Одним из таких режимов является упрощенная система налогообложения, привлекательность которой заключается в замене целого ряда налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период.

Упрощенная система налогообложения позволяет оптимизировать систему налогообложения в организации: сделать ее проще и извлечь из этого дополнительную прибыль. Также сокращение затрат на ведение бухгалтерского и налогового учета можно отнести к способу увеличения прибыли. Упрощенная система налогообложения - это как раз тот инструмент, который дает предпринимателю возможность реализовать эти два способа увеличения прибыли.

Актуальность данной темы в том, что упрощенная система налогообложения дает возможность предпринимателю, причем предпринимателю - субъекту малого бизнеса, гибко использовать различные схемы налогообложения для достижения главной цели всей предпринимательской деятельности - извлечения прибыли.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить упрощенную систему налогообложения, выявить ее специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, а также пути их решения.

В теоретической части курсовой работы будут подробно изложены основные положения применения действующей упрощенной системы налогообложения с учетом последних изменений, внесенных законодательством, также будут приведены примеры расчетов, связанных с применением УСН.

Вторая глава будет посвящена анализу количества и структуры налогоплательщиков, применяющих УСН; также будет проанализирована динамика налоговых поступлений, уплачиваемых в связи с применением УСН.

В третьей главе будет обозначена основная проблема упрощенной системы налогообложения и будут сформулированы предложения по ее решению.

Глава 1. Упрощенная система налогообложения - специальный режим налогообложения

 

1.1 Понятие упрощенной системы налогообложения


Упрощенная система налогообложения дает возможность юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям добровольно перейти на уплату единого налога.

Для юридических лиц уплата единого налога заменяет:

§  налог на прибыль;

§  налог на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ);

§  налог на имущество организаций;

§  единый социальный налог.

Для индивидуальных предпринимателей уплата единого налога заменяет уплату:

§  налога на доходы физических лиц (в части доходов, полученных от предпринимательской деятельности);

§  налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности);

§  единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц);

§  налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ)

Вместо вышеупомянутых налогов в бюджет перечисляется единый налог. Налоги, не вошедшие в указанный перечень, уплачиваются организациями и предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, в общем порядке наряду со взносами на обязательное пенсионное страхование.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности. Они также не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Пример 1

ООО «Студент» перешло на УСН с 1 января текущего года.

В феврале была произведена закупка мощных современных компьютеров за рубежом. ООО было вынуждено уплатить НДС при ввозе указанного оборудования, несмотря на тот факт, что уплата единого налога (в общем случае) заменяет уплату НДС.

Несмотря на то, что ООО освобождено от уплаты ЕСН, оно по-прежнему является налоговым агентом по НДФЛ с зарплаты своих сотрудников (т.е. удерживает и перечисляет НДФЛ в бюджет). ООО также платит взносы на обязательное пенсионное страхование своих сотрудников.

1.2 Порядок перехода к упрощенной системе налогообложения


Организация имеет право перейти к упрощенной системе налогообложения, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, ее доходы не превысили 15 млн. руб. (с учетом индексации на коэффициент-дефлятор).

Упрощенную систему налогообложения не вправе применять:

§  организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный период) превышает 100 человек;

§  организации, у которых бухгалтерская остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, подлежащих амортизации превышает 100 млн. руб.;

§  организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

§  банки;

§  страховщики;

§  негосударственные пенсионные фонды;

§  инвестиционные фонды;

§  профессиональные участники рынка ценных бумаг;

§  ломбарды;

§  организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых);

§  организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

§  нотариусы, занимающиеся частной практиков, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

§  организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

§  организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей;

§  организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25% (за некоторыми исключениями);

§  бюджетные учреждения;

§  иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории РФ.

Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.

Пример 2

ООО «Рыжий кот» осуществляет следующее виды деятельности:

•        оказание ветеринарных услуг;

•        розничную торговлю кормами для животных через палатки;

•        организацию выставок кошек элитных пород.

ООО вправе перейти на УСН в отношении доходов, полученных от организации выставок, при условии, что не будут нарушены ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, рассчитанные в целом по ООО.

 

1.3 Объекты налогообложения


Объектом налогообложения и налоговой базой при применении упрощенной системы налогообложения может быть один из двух показателей:

§  доходы;

§  доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор производится самим налогоплательщиком в момент подачи заявления на применение упрощенной системы налогообложения. Объект налогообложения не может менять налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения данного режима налогообложения.

Для налогоплательщиков, являющихся участниками договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом, объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих определенные виды деятельности, дополнительно предусмотрена возможность применения упрощенной системы налогообложения на основе патента.

1.4 Определение доходов и расходов

В качестве метода признания доходов и расходов применяется кассовый метод.

В состав доходов включаются:

§  доходы от реализации товаров и имущественных прав (в т.ч. авансы, полученные в счет будущих поставок);

§  внереализационные доходы.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, не учитываются и при применении упрощенной системы налогообложения.

В состав расходов, уменьшающих налоговую базу при расчете единого налога, включаются:

§  расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов;

§  расходы на ремонт основных средств (в т.ч. числе арендованных);

§  материальные расходы;

§  расходы на оплату труда;

§  расходы на обязательное страхование работников и имущества, производимые в соответствии с законодательством РФ;

§  суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам);

§  проценты по кредитам и займам, а также расходы, связанных с оплатой банковских услуг;

§  расходы на обеспечение пожарной безопасности организации, охрану имущества, обслуживание охранно-пожарной сигнализации и иные охранные услуги;

§  арендные платежи за арендуемое имущество;

§  расходы на содержание служебного транспорта, компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов (в пределах норм);

§  расходы на командировки;

§  расходы на канцелярские товары;

§  расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги;

§  расходы на рекламу товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;

§  расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;

§  расходы на покупку товаров;

§  и др. расходы, предусмотренные ст. 346.16 НК РФ.

Если основные средства приобретены в период применения упрощенной системы, расходы на их приобретение принимаются в момент ввода объектов основных средств в эксплуатацию сразу в полных суммах (включая НДС).

Стоимость имущества, купленного до перехода на упрощенную систему, принимается равной его остаточной стоимости на момент перехода. Механизм списания этой стоимости в расходы зависит от срока полезного использования основного средства.

Если этот срок не превышает 3 лет, то остаточная стоимость основного средства включается в расходы в течение одного года применения упрощенной системы (равными долями по отчетным периодам).

Если срок полезного использования основного средства составляет от 3 до 15 лет включительно, то в течение первого года применения упрощенной системы списывается 50% остаточной стоимости, во второй год - 30%, в третий - 20% стоимости основного средства (равными долями по отчетным периодам).

Если срок полезного использования основного средства превышает 15 лет, то остаточная стоимость такого средства включается в расходы на приобретение основных средств в течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями от стоимости основного средства.

Перечень расходов для упрощенной системы является закрытым, т.е. расходы, не указанные в ст. 346.16 НК РФ, не принимаются во внимание при расчете единого налога.

Пример 3

ООО «Студент» перешло на УСН с 1 января текущего года. На момент перехода у ООО числились следующие основные средства:

•        сервер со сроком полезного использования 3 года и остаточной стоимостью 62 000 руб.;

•        машина со сроком полезного использования 10 лет и остаточной стоимостью 480 000 руб.;

•        металлический сейф со сроком полезного использования 20 лет и остаточной стоимостью 150 000 руб.;

В 1-й год применения УСН ООО «Студент» приобрело холодильник стоимостью 75 000 руб. (в т.ч. НДС) со сроком полезного использования 5 лет.

ООО «Студент» отражает расходы на приобретение основных средств следующим образом:

-й год применения упрощенной системы:

•        сервер - 62 000 руб. (т.е. вся сумма списывается на расходы равномерно по отчетным периодам);

•        машина - 240 000 руб. (480 000 руб. × 50%);

•        металлический сейф - 15 000 руб. (150 000 руб. : 10 лет);

•        холодильник - 75 000 руб. (вся стоимость оборудования, включая НДС, списывается на расходы в момент ввода оборудования в эксплуатацию);

-й год применения упрощенной системы:

•        машина - 144 000 руб. (480 000 руб. × 30%);

•        металлический сейф - 15 000 руб. (150 000 руб. : 10 лет);

-й год применения упрощенной системы:

•        машина - 96 000 руб. (480 000 руб. × 20%);

•        металлический сейф - 15 000 руб. (150 000 руб. : 10 лет)

В последующие годы ООО «Студент» будет списывать только стоимость металлического сейфа (15 000 руб. в год) при условии, что новые основные средства не приобретаются.


1.5 Расчет единого налога


Расчет налога зависит от выбранного объекта налогообложения.

Расчет налога, когда объект налогообложения - доходы

Если объектом налогообложения являются доходы, то расчет налога производится по ставке 6% (рис. 1):

Рисунок 1. Расчет единого налога

Расчет налога, когда объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов

Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то расчет налога производится по ставке 15% (рис. 2):

Рисунок 2. Расчет единого налога

Однако во втором случае, если сумма налога получится меньше 1% от доходов организации, то в бюджет надо будет уплатить сумму так называемого минимального налога, который рассчитывается следующим образом:

Рисунок 3. Расчет минимального налога

Разница между суммой исчисленного минимального налога и суммой единого налога, исчисленного в общем порядке, подлежит включению в расходы следующего года.

Пример 4

ООО «Студент» выбрало объектом налогообложения разницу между доходами и расходами.

Сумма доходов от реализации и внереализационных доходов за текущий год составила 500 000 руб., а сумма расходов - 490 000 руб. Все понесенные расходы могут уменьшать налогооблагаемую базу.

Налоговая база равна 10 000 руб. (500 000 руб. - 490 000 руб. ).

Единый налог составит 1 500 руб. (10 000 руб. × 15%).

Минимальный налог равен 5 000 руб. (500 000 руб. × 1%).

Поскольку минимальный налог оказался больше единого налога, рассчитанного в общем порядке, то в бюджет следует уплатить 5 000 руб.

Разница межу суммой исчисленного минимального налога и суммой единого налога, исчисленного в общем порядке, составляет 3 500 руб. и подлежит включению в расходы следующего года.

 

1.6 Упрощенная система налогообложения на основе патента


Индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, указанные в ст. 346.25.1, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента.

С 1 января 2009 года расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться упрощенная система налогообложения на основе патента. В новый перечень, в частности, включены услуги общественного питания, занятия частной медицинской или частной фармацевтической, а также детективной деятельностью, предоставляемые лицом, имеющим соответствующую лицензию, услуги сбыта сельскохозяйственной продукции и др.

Предприниматели, работающие на основе патента, получают право заниматься сразу несколькими видами деятельности, нанимать работников, среднесписочная численность которых за год не должна превысить 5 человек.

Минимальный срок, на который выдается патент, сокращен до одного месяца (в 2008 г. - квартал). Налоговым периодом считается срок, на который выдан патент.

Отменяется обязанность налогоплательщиков вести учет своих расходов, эта обязанность сохраняется только для доходов.

·        31 марта следующего года - юридическими лицами;

·        30 апреля следующего года - индивидуальными предпринимателями.

При этом в течение года единый налог уплачивается авансовыми платежами. Сумма авансовых платежей перечисляется в бюджет не позднее 25 дней по окончании I квартала, полугодия и 9 месяцев отчетного года. Порядок ее расчета зависит от выбранного объекта налогообложения.

Уплата налога, если объект налогообложения - доходы

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода. Доходы определяются нарастающим итогом с начала года. Ранее внесенные авансовые платежи принимаются к зачету (например, из суммы авансовых платежей за полугодие вычитаются авансовые платежи за I квартал)

Суммы авансовых платежей уменьшаются на страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию и оплату больничных листов. При этом максимальное уменьшение не может быть больше 50% от первоначальной суммы.

Пример 5

ООО «Студент» перешло на УСН и использует в качестве объекта налогообложения полученный доход. Сумма доходов за I квартал текущего года составила 240 000 руб., за полугодие 620 000 руб. За соответствующие периоды уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 16 800 и 34 800 руб.

Сумма единого налога за I квартал равна:

000 руб. × 6% = 14 400 руб.

Авансовый платеж не может быть уменьшен более чем на 50%:

400 руб. × 50% = 7 200 руб.

Расходы на обязательное пенсионное страхование остаются частично незачтенными:

800 руб. - 7 200 руб. = 9 600 руб.

Единый налог за полугодие равен:

000 руб. × 6% = 37 200 руб.

Авансовый платеж не может быть уменьшен более чем на 50%:

200 руб. × 50% = 18 600 руб.

К уплате в бюджет за полугодие причитается 18 600 руб. При этом надо зачесть авансовый платеж, внесенный за I квартал текущего года, т.е. за полугодие надо уплатить налог в сумме 11 400 руб. (18 600 руб. - 7 200 руб.).

Часть расходов на обязательное пенсионное страхование в сумме 16 200 руб. (34 800 руб. - 18 600 руб.) при этом не засчитывается.

Уплата налога, если объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов

Сумма авансового платежа рассчитывается исходя из ставки налога и фактически полученных доходов за вычетом расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала года.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование относятся в данном случае к расходам.

Годовую декларацию по единому налогу организации подают до 31 марта следующего года, а предприниматели - до 30 апреля следующего года.

Пример 6

В условиях примера 5 предположим, что у ООО «Студент» были расходы только в виде заработной платы и начисления взносов в Пенсионный фонд РФ.

Расходы на оплату труда в I квартале составили 120 000 руб., пенсионные взносы - 16 800 руб. Расходы на оплату труда за полугодие составили 248 572 руб., начисленные пенсионные взносы - 34 800 руб.

Налоговая база за I квартал:

000 руб. - (120 000 руб. + 16 800 руб.) = 103 200 руб.

Сумма квартального авансового платежа:

200 руб. × 15% = 15 480 руб.

Налоговая база за полугодие:

000 руб. - (248 572 руб. + 34 800 руб.) = 336 628 руб.

Сумма авансового платежа за полугодие:

628 руб. × 15% = 50 494 руб.

При этом надо зачесть авансовый платеж, внесенный за I квартал текущего года, т.е. за полугодие надо уплатить налог в сумме 35 014 руб. (50 494 руб. - 15 480 руб.).

1.8 Изменения в УСН, внесенные Федеральным законом в 2009 году


Порядок перехода на упрощенную систему налогообложения (к п. 6.3.2)

Ø  Изменения, внесенные Федеральным законом от 19.06.2009 №204-ФЗ.

Указанным Законом уточнены требования к налогоплательщикам, желающим перейти на упрощенную систему налогообложения и уже применяющим данный налоговый режим. С 15 до 45 млн. руб. увеличен предельный размер доходов налогоплательщика, позволяющих перейти на «упрощенку». Продолжать применять данные налоговый режим смогут те налогоплательщики, у которых доходы за год не превысили 60 млн. руб. (ранее - 20 млн. руб.).

Новые предельные размеры доходов будут применяться до 2012 г. включительно. Однако в 2013 г. будут применяться предельные размеры доходов, действовавшие в 2009 г., с учетом индексации. До 2012 г. включительно также отменяется применение коэффициента-дефлятора.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Это не касается его некоторых положений, для которых предусмотрен иной порядок вступления в силу.

Упрощенная система налогообложения на основе патента (к п.6.3.6)

Ø  Изменения, внесенные Федеральным законом от 19.06.2009 №201-ФЗ.

Устранена правовая коллизия в отношении перерасчета стоимости патента за неполный год.

Кроме того, уточнены основания утраты права на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента. Налогоплательщик обязан перейти на общий режим налогообложения, если в календарном году, в котором он применяет упрощенную систему налогообложения на основе патента, его доходы превысили 20 млн. руб., причем независимо от количества полученных в указанному году патентов. Переход, как и прежде, осуществляется с начала налогового периода, на который был выдан соответствующий патент.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Это не касается его некоторых положений, для которых предусмотрен иной порядок вступления в силу.

Ø  Изменения, внесенные Федеральным законом от 17.06.2009 №165-ФЗ.

Сокращен перечень оснований для утраты права на применение «упрощенки» на основе патента. Согласно внесенной поправке такими основаниями не являются привлечение наемных работников (в том числе по договорам гражданско-правового характера) и осуществление на основе патента вида предпринимательской деятельности, не предусмотренного в законе субъекта РФ.

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Глава 2. Анализ применения упрощенной системы налогообложения в РФ

 

2.1 Анализ количества и структуры налогоплательщиков, применяющих УСН


Проанализируем количество и структуру налогоплательщиков, применяющих УСН за последние 5 лет (табл. 1).

Таблица 1. Количество налогоплательщиков, применяющих УСН в РФ (по состоянию на 1 января 2009 года)

Период

2005

2006

2007

2008

2009

Всего налогоплательщиков (тыс.)

 830,1

 1 059,0

 1 341,4

 1 602,1

 1 804,3

% к предудыщему году

 120,0

 127,6

 126,7

 119,4

 112,6

в том числе

 

 

 

 

объект - доходы (тыс.)

 528,3

 655,2

 832,9

 1 002,1

 1 124,5

(%)

 63,6

 61,9

 62,1

 62,5

 62,3

объект - доходы минус расходы (тыс.)

 301,8

 403,8

 508,5

 600,0

 679,8

(%)

 36,4

 38,1

 37,9

 37,5

 37,7

организации (тыс.)

 364,2

 491,2

 648,0

 773,4

 823,0

% к предыдущему году

 144,2

 134,9

 131,9

 119,4

 106,4

в том числе

 

 

 

 

 

объект - доходы (тыс.)

 182,0

240,4

 316,2

 372,8

 402,4

(%)

 50,0

 48,9

 48,8

 48,2

 48,9

объект - доходы минус расходы (тыс.)

 182,2

 250,8

 331,8

 400,6

 420,6

(%)

 50,0

 51,1

 51,2

 51,8

 51,1

 465,9

 567,8

 693,4

 828,7

 981,3

% к предыдущему году

 106,1

 121,9

 122,1

 119,5

 118,4

в том числе

 

 

 

 

 

объект - доходы (тыс.)

 346,3

 420,9

 516,7

 622,1

 744,1

(%)

 74,3

 74,1

 74,5

 75,1

 75,8

объект - доходы минус расходы (тыс.)

 119,6

 146,9

 176,7

 206,6

 237,2

(%)

 25,7

 25,9

 25,5

 24,9

 24,2

Из табл. 1 видно, что количество налогоплательщиков, применяющих УСН, с каждым годом растет, это характерно как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей. Но темпы роста (рис. 4) за последние два года снизились. Это связано с лимитом доходов, установленным в УСН в размере 20 млн. руб. в год с учетом коэффициента-дефлятора, и с неблагоприятной экономической обстановкой в 2008-2009 гг.

Рисунок 4. Динамика темпов роста за 2005-2009 гг.

Если оценивать структуру налогоплательщиков, то в ней немногим преобладают индивидуальные предприниматели. Это подтверждает тот факт, малый бизнес в России недостаточно развит, ведь основную его часть должны составлять индивидуальные предприниматели с более малым оборотом денежных средств за год, а не организации.

Также из табл. 1 можно заметить, что организации в равной степени выбирают объектом налогообложения и доходы, и доходы, уменьшенные на величину расходов. Тогда как индивидуальные предприниматели в 75% случаях уже на протяжении 5 лет выбирают объектом налогообложения доходы. Это объясняется тем, что выбрав доходы, индивидуальные предприниматели для исчисления налоговой базы в книге учета доходов и расходов ведут учет только доходов. Тем самым они не обременяют себя бухгалтерской отчетностью и не расходуют дополнительные денежные средства на содержание в штате бухгалтера.

2.2 Анализ динамики поступления налогов, уплачиваемых в связи с применением УСН


Оценим динамику поступления налогов, уплачиваемых в связи с применением УСН (табл. 2).

Таблица 2. Поступления налогов за 2005-2009 гг.

Период

2005

2006

2007

2008

2009 1 полугодие

Поступления налогов (млн. руб.)

 38,8

 56,0

 84,1

 124,2

 65,3

% к предыдущему году

 142,6

 144,3

 150,2

 147,7

 -

В том числе УСН на патенте

 -

 2,9

 6,6

 9,2

% к предыдущему году

 -

 -

 227,6

 233,3

 -


Из табл. 2 видно, что поступления налогов с каждый годом растут как в абсолютных, так и в относительных величинах. Можно предположить, что по итогам 2009 года, собираемость налога также увеличится, несмотря на экономический кризис.

Популярность УСН растет, что особенно будет заметно в 2010 году в связи с последними нововведениями в УСН, которые вступят в силу 1 января 2010 года.

Отмечается также рост налоговых поступлений от УСН на патенте. Все дело в том, что в перечень деятельностей, разрешенных к налогообложению по данной системе, входят в основном виды мелкого частного предпринимательства. Стоит патент не так дорого, а его владельцев почти не знают головной с налоговой отчетностью и прочими необходимыми отчислениями.

Но рост количества организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на УСН, и как следствие - рост налоговых поступлений от УСН, объясняется не только обычной популярностью среди реальных организаций малого сектора, но и «популярностью» среди организаций, которые хотят осуществить минимизацию налогообложения. Об этом будет подробнее рассказано в третьей главе.

Глава 3. УСН: проблемы и перспективы

Слабым местом упрощенной системы налогообложения является возможность злоупотребления налогоплательщиками правом применять данный режим путем использования его преимущественно с целью минимизации налоговых обязательств перед бюджетом.

Этот режим имеет, с одной стороны, распространяющиеся на слишком широкий круг лиц критерии, идентифицирующие малые организации в целях получения права применять УСН, а с другой - гораздо более низкую налоговую нагрузку по сравнению с общеустановленным режимом уплаты налогов для большинства предприятий. Особенно заметно можно снизить налоговые обязательства за счет сделок между несколькими организациями с разными базами налогообложения.

Вследствие этих причин в стране открылись широкие возможности для конструирования различных схем, с помощью которых налогоплательщики могут минимизировать свои налоговые обязательства. На протяжении существования упрощенной налоговой системы было придумано множество таких схем минимизации налоговых платежей, которые позволяют минимизировать основные налоги: налог на прибыль организаций, налог на имущество, НДФЛ, ЕСН и НДС. Проблему усугубляет тот факт, что в российском законодательстве отсутствуют однозначные критерии разграничения незаконного снижения налогов и их законной оптимизации.

По идее упрощенная система налогообложения создавалась как специальный режим для поддержки субъектов малого предпринимательства, а в итоге получается, что ее активно используют крупные организации, создавая компании-дочки на УСН.

Например, общережимная компания напрямую продает товар подконтрольной фирме, применяющей УСН. В этом случае делается минимальная наценка. Поэтому организация, находящаяся на общем режиме, платит небольшой налог на прибыль. Далее компания-упрощенец поднимает цену продукции до реальной и выставляет счет конечному покупателю. Таким образом, торговая наценка оседает у упрощенной компании. Этот или похожий способ популярен у организаций розничной торговли, каковых в стране немало, ведь клиенты (обычные покупатели - физические лица) таких организаций не заинтересованы в вычете НДС.

Думаю, основная проблема УСН ясна. Но каково ее решение?

Я считаю, что необходимо вернуться к самой идее упрощенной системы налогообложения, которая должна «упрощать» ведение малого бизнеса. Это значит, что проще должен стать бухгалтерский и налоговый учет, документооборот в организации. Организация должна предоставлять минимум отчетности в налоговые органы.

А ставку единого налога необходимо повысить, чтобы убрать ту существенную разницу в налоговой нагрузке между УСН и общим режимом налогообложения. Может быть, это и противоречит стратегии развития малого бизнеса в стране, зато исключает любые схемы использования УСН крупными предприятиями, поскольку это станет не выгодно. И тогда именно малый сектор получит пусть и небольшое, но преимущество от режима, в отличие от ситуации, когда относительные выгоды режима больше для других лиц.

В качестве объекта налогообложения, я бы оставил только «доходы», потому что при объекте «доходы, уменьшенные на величину расходов» реального упрощения учета не может возникать, ввиду ведения бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов организациями и налогового учета доходов и расходов ИП. И налог при таком объекте можно уменьшить до минимального налога - 1% от доходов организации.

В целом, УСН должна быть направлена не на минимизацию налогообложения организаций, поскольку при таком раскладе бюджет несет неоправданные потери, а на простоту ведения малого бизнеса. Я считаю, что такой подход не только положительно повлияет на развитие сектора малого предпринимательства в стране, но и изменит структуру этого сектора, ведь половина малых предприятий в стране занимаются оптово-розничной торговлей. Вместо этого малый бизнеса должен активно работать в производственной сфере и сфере услуг.

Заключение

В курсовой работе была подробно описана упрощенная система налогообложения, выделены ее основные особенности и обозначена наиболее острая проблема, а также вариант ее решения

Если подходить к данному этапу развития упрощенной системы налогообложения с точки зрения предпринимателя, то он имеет ряд выгод. В настоящее время единый налог в УСН заменяет четыре основных налога, что значительно снижает налоговую нагрузку на организацию, и как следствие - извлечение дополнительной прибыли. При этом предприниматель может сам выбрать объект налогообложения.

Если он не хочет иметь больших хлопот с подтверждением и обоснованием расходов, то, пожалуйста, он может выбрать УСН с объектом доходы. Причем в данном случае он еще может снизить размер исчисленного налога на сумму перечисленных пенсионных взносов и выданных пособий по временной нетрудоспособности, правда, не более чем на 50%.

Если предприниматель желает максимально уменьшить налоговую базу (то есть производимые расходы сопоставимы с доходами, как, например, в торговых организациях), то ему следует остановиться на объекте доходы минус расходы. Особенно это выгодно тем, для кого региональными законами введены дифференцированные ставки налога.

При УСН предприниматель сдает намного меньше отчетности в налоговые органы. При выборе объекта доходы, предприниматель может вести налоговый учет доходов и расходов только в отношении доходов, и не беспокоится о документах, подтверждающих понесенные расходы.

И последние изменения в законодательстве также значительно расширили круг организаций и индивидуальных предпринимателей, которые могут перейти на УСН.

С точки зрения же государства, а точнее бюджета, то он несет неоправданные потери при действующей системе упрощенного налогообложения. На сегодняшний день существует множество схем, которые позволяют минимизировать налогообложение крупным предприятиям с использованием УСН.

Поэтому реформирование упрощенной системы налогообложения необходимо производить ежегодно, чтобы в конечном итоге выстроить правовую базу, позволяющую в разумной степени поддержать малый бизнес и исключающую возможность использования привилегий малого бизнеса крупными предприятиями.

Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, и от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

Список литературы

1.       Налоговый кодекс РФ;

2.       Молчанов С.С. - Налоги за 14 дней. - М.: «ЭКСМО», 2009;

.        Шкребела Е.В. - Налогообложение малого бизнеса: проблемы и перспективы решения. - М.: «ИЭПП», 2008;

.        Аладышева К.Н. Индивидуальный предприниматель и системы налогобложения//«Упрощенка». - 2008.-(№10);

.        Барковец В.А. Выбор и смена объекта налогообложения//«Упрощенка». - 2009.-(№4);

.        Гришин К.В. Преимущества и недостатки УСН// Бизнес-журнал. - 2008.-(№3);

.        Михайлов П.С. Применение УСН в 2010 году: оцениваем преимущества и риски//«Упрощенка». - 2009.-(№8);

.        Никифоров О.Г. Упрощенная система налогообложения на основе патента//«Упрощенка». - 2009.-(№9);

.        Суслова Ю. А. Проблемы при переходе с УСН на общий режим налогообложения// Бухгалтерский учет. - 2009.-(№7);

10.     www.council.gov.ru <http://www.council.gov.ru> - Официальный сайт Совета Федерации.

Похожие работы на - Исследование применения упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!