Упрощенная система налогообложения и отчетности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,17 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Упрощенная система налогообложения и отчетности

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный индустриальный университет» (ФГБОУ ВПО «МГИУ»)








КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Бухгалтерская финансовая отчетность»

на тему: «Упрощенная система налогообложения и отчетности»


Студент

Помялова Т.Е.





МОСКВА 2014

Содержание

Введение

Глава 1. Нормативно-правовая характеристика упрощенной системы налогообложения

.1 Общая характеристика упрощенной системы налогообложения и ее место в налоговой системе РФ

.2 Условия применения и перехода на упрощенную систему налогообложения

.3 Объект налогообложения, налоговая база и ставки налога

.4 Определение расходов при применении упрощенной системы налогообложения

.5 Приобретение основных средств, нематериальных активов и амортизация при упрощенной системе налогообложения

.6 Ведение бухгалтерского учета и предоставление бухгалтерской отчетности в налоговые органы

.7 Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения

Глава 2. Порядок расчета налога, уплачиваемого в связи с применением УСН и заполнение декларации на примере ООО «МИА»

.1 Общие положения декларации по упрощенной системе налогообложения

.2 Порядок расчета налога и заполнение декларации ООО «МИА»

Глава 3. Изменения законодательной и нормативной базы по упрощенной системе налогообложения и единому налогу на вмененный доход в предшествующие годы

.1 Упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ)

.2 Единый налог на вмененный доход (глава 26.3 НК РФ)

Заключение

Список литературы

Введение

В современных условиях рыночной конкуренции организации стремятся сократить свои затраты, в том числе, снизив налоговую нагрузку. Одним из способов минимизации налогов является переход на упрощенную систему налогообложения. Казалось бы, все просто. Но только на первый взгляд.

Введение упрощенной системы налогообложения УСН было направлено на облегчение жизнедеятельности субъектов малого бизнеса, снижение налогового бремени для его развития, упрощение учетного процесса. Однако слишком много спорных моментов возникает при ее применении. Вопросы возникают не только в связи с тем, что Налоговый кодекс РФ содержит закрытый перечень расходов и отсутствует возможность учесть расходы, осуществляемые для получения реальных доходов.

В действительности данный режим налогообложения имеет свои недостатки, которые могут свести на нет все видимые преимущества, и вместо ожидаемого снижения затрат произойдет их повышение. Поэтому переходу на УСН должно предшествовать тщательное изучение деятельности организации, предполагаемых перспектив ее развития, структуры затрат, а также сравнительный анализ использования различных систем налогообложения. Понятно, что при этом недостаточно ограничиться изучением нескольких статей главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ, здесь потребуются более глубокие знания различных областей бухгалтерского и налогового законодательства.

Чтобы сделать правильный выбор и избежать необдуманных действий и связанных с ними потерь, порой целесообразно обратиться за помощью к профессионалам, которые, рассмотрев особенности вашего бизнеса, предложат наилучшее решение, грамотно его аргументируя.

Целью нашего исследования является изучение методологии, методики и практического опыта исчисления УСН, выявление направлений его развития.

Цель исследования предопределила необходимость решения следующих основных задач:

- Охарактеризовать состояние законодательной и нормативной базы по УСН;

Выявить основные преимущества и недостатки УСН;

Рассмотреть вопросы исчисления УСН;

Изучить порядок исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, заполнения декларации на примере ООО "МИА";

- Сравнить упрощенную и обычную системы налогообложения и отчетности.

Глава 1. Нормативно-правовая характеристика упрощенной системы налогообложения

.1 Общая характеристика упрощенной системы налогообложения и ее место в налоговой системе РФ

упрощенный налогообложение бухгалтерский учет

Упрощенная система налогообложения - специальный налоговый режим, применяемый налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) наряду с общей системой налогообложения.

Специальный налоговый режим - налоговый режим с особым порядком исчисления и уплаты налогов.

Сущность упрощённой системы как специального налогового режима и её привлекательность для многих заключается в замене уплаты целого ряда налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности налогоплательщиков за налоговый период.

Упрощённая система может применяться хозяйствующими субъектами на всей территории РФ и не требуют принятия какого-либо законодательного акта субъекта РФ. То есть, в отличии от системы налогообложения в виде единого налога на вменённый доход, упрощенная система, установленная главой 26.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, действует на всей территории РФ.

Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. При этом сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Объектом налогообложения и налоговой базой в упрощенной системе налогообложения признается один из двух показателей:

-доходы;

-доходы, уменьшенные на величину расходов.

1.2 Условия применения и перехода на упрощенную систему налогообложения

Переход к упрощённой системе налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.

Перейти на упрощённую систему имеет право организация если по итогам девяти месяцев того года, в котором она подаёт заявление о переходе на упрощённую систему налогообложения, доход от реализации не превысил 45 млн. руб.

Данное ограничение установлено только для организаций. Индивидуальные предприниматели могут перейти на упрощённую систему налогообложения независимо от объёма выручки.

Не вправе применять упрощённую систему налогообложения:

-организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

-банки;

-страховщики;

-негосударственные пенсионные фонды;

-инвестиционные фонды;

-профессиональные участники рынка ценных бумаг;

-ломбарды;

-организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключение общераспространенных полезных ископаемых;

-организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

-нотариусы, занимающиеся частной практикой;

-организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

-организации и индивидуальные предприниматели, переведённые на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ;

-организация и индивидуальные предприниматели, переведённые на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаров производителей в соответствии с главой 26.1 НК РФ;

-организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%;

-организации и индивидуальные предприниматели средняя численность работников, которых за налоговый (отчётный) период превышает 100 человек;

Если организация или индивидуальный предприниматель в праве применят упрощённую систему налогообложения и решили для себя, что им это выгодно, то они должны в установленные сроки подать заявления в налоговый орган по месту учёта.

При применении упрощенной системы налогообложения организаций освобождаются от уплаты следующих налогов:

-налог на прибыль организации;

-налог на имущество организаций;

-единый социальный налог;

-налог на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего к уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями освобождает их от уплаты:

-налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности);

-налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельностью);

-единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц;

-налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего к уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Вместо вышеперечисленных налогов организации и индивидуальные предприниматели уплачивают единый налог, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

Иные налоги уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.

Организация и индивидуальные предприниматели помимо налогов уплачивают страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Также организации и индивидуальные предприниматели, являющимися работодателями, могут в добровольном порядке уплачивать страховые взносы в фонд социального страхования РФ.

1.3 Объект налогообложения, налоговая база и ставки налога

Прежде чем выбрать объект налогообложения важно тщательно изучить планируемые в следующем налоговом периоде расходы, поскольку от их характера будет зависеть величина налоговой нагрузки, и, соответственно, выбор оптимального объекта налогообложения.

Пункт 1 ст. 346.14 НК предлагает налогоплательщику на выбор два варианта объектов налогообложения:

▪ доходы;

▪ доходы, уменьшенные на величину расходов.

Доходы определяются в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ и в обоих случаях признаются по кассовому методу. То есть, датой получения дохода будет являться день получения денежных средств или иного имущества, а также день погашения задолженности или внесения предоплаты налогоплательщику любым другим способом.

В зависимости от выбранного объекта налогообложения налоговая база определяется как денежное выражение доходов или денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Доходы в иностранной валюте подлежат пересчету в рубли по курсу ЦБ РФ на дату получения доходов или осуществления расходов. Доходы в натуральной форме учитываются по рыночным ценам.

Ставка налога при выборе в качестве объекта налогообложения доходы составляет 6%, доходы, уменьшенные на величину расходов - 15% с возможностью установки Субъектами РФ дифференцированных ставок в диапазоне от 5 до 15%. Кроме того, при использовании ставки налога 15% существует дополнительное ограничение - сумма уплаты в бюджет не может быть меньше 1% доходов, учитываемых при определении налоговой базы. Это так называемый минимальный налог, уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

В таблице № 1 представлены налоговые ставки по основным налогам при упрощенном и общем режиме налогообложения.

Организации, выбравшие объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в течение 10 лет вправе уменьшать свои доходы на убытки, полученные в прошлых периодах применения УСН и использования в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов. С 1 января 2009 года снято 30% ограничение, теперь налоговую базу можно уменьшить на всю сумму ранее полученного убытка.

Таблица №1. Налоговые ставки по основным налогам при упрощенном и общем режиме налогообложения.

НалогУСНОбщая система налогообложенияНалог на прибыль---20,00%НДС---10%, 18%Налог на имущество---2,20%Страховые взносы в пенсионный фонд РФ (ПФР)14% - 2010 год; 20% - 2011 год; 22% - 2012 год.20% - 2011 год; 22% - 2012 год.Страховые взносы на обязательное социальное страхование (ФСС)0% - 2010 год; 2,9% - 2011 год; 2,9% - 2012 год.2,9% - 2011 год; 2,9% - 2012 год.Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ФФОМС)0% - 2010 год; 3,1% - 2011 год; 5,1% - 2012 год.3,1% - 2011 год; 5,1% - 2012 год.Налог, уплачиваемый при УСН6% от доходов (минус сумма страховых взносов в ПФР и взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, а с 2011 года, кроме того, взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование, но не более 50% от единого налога) или 15% от доходов за минусом расходов (но не менее 1% доходов)---Прочие налогиСогласно законодательству

По итогам отчетных периодов (квартал, полугодие, 9 месяцев) организации уплачивают авансовые платежи по налогу, исходя из исчисленной нарастающим итогом налоговой базы и налоговой ставки. Налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, сумма налога уменьшается на суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ, на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.

С 2011 года сумму единого налога можно будет уменьшить также на сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ.

При этом сумму налога (авансовых платежей по налогу) разрешается уменьшить не более чем на 50 процентов в общей сложности. Таким образом, фактически ставка налога может снизиться до 3% от доходов.

1.4 Определение расходов при применении упрощенной системы налогообложения

Определение же расходов при применении УСН отлично от определения расходов при использовании общего режима налогообложения. Прежде всего, их перечень ограничивается статьей 346.16 НК РФ. Так, например, будут потеряны:

▪ стоимость консультационных и информационных услуг;

▪ представительские расходы;

▪ потери от брака;

▪ расходы на текущее изучение конъюнктуры рынка;

▪ расходы в виде санкций за нарушение договорных или долговых обязательств;

▪ расходы на добровольное личное страхование сотрудников;

▪ расходы по подбору работников;

▪ расходы на услуги по предоставлению работников сторонними организациями;

▪ расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю;

▪ убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде;

▪ суммы безнадежных долгов.

Затраты признаются расходами только после их фактической оплаты. Оплатой товаров (работ, услуг) и/или имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя товаров (работ, услуг) и/или имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и/или передачей имущественных прав.

Помимо этого, для отдельных видов затрат действуют специальные правила их признания:

▪ материальные расходы (в том числе на приобретение сырья и материалов), расходы на оплату труда, проценты по займам и кредитам и при оплате услуг третьих лиц затраты признаются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения;

▪ расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, признаются по мере реализации указанных товаров. Для оценки покупных товаров разрешено использовать любой из следующих методов - ФИФО, ЛИФО, по средней стоимости, по стоимости единицы товара;

▪ расходы на уплату налогов и сборов признаются в размере, фактически уплаченном организацией в пределах начисленных сумм. Т.е. если организация перечислила налогов и сборов в бюджет больше, чем начислила (т.е. переплатила), то на суммы этих переплат доходы не уменьшаются;

▪ расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, отражаются на последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм.

.5 Приобретение основных средств, нематериальных активов и амортизация при упрощенной системе налогообложения

Признание затрат на приобретение нематериальных активов и основных средств при использовании упрощенной системы налогообложения принципиально отличается от механизма амортизации, используемого в общем режиме налогообложения. При общей системе налогообложения амортизационные отчисления относятся на расходы по налогу на прибыль в течение всего срока полезного использования, а при УСН при использовании объекта налогообложения доходы минус расходы основные средства и нематериальные активы уменьшают налоговую базу по единому налогу гораздо быстрее.

Активы, приобретенные в периоде применения УСН, учитываются в расходах единовременно в момент ввода основных средств в эксплуатацию или принятию нематериальных активов к бухгалтерскому учету.

Стоимость основных средств и материальных активов, приобретенных до перехода на УСН, принимаются в следующем порядке:

▪ активы со сроком полезного использования до 3 лет включительно - в течение первого года применения УСН;

▪ активы со сроком полезного использования от 3 до 15 лет включительно - 50% стоимости в течение первого года использования УСН, 30% - в течение второго года, 20% - в течение третьего года;

▪ активы со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение первых 10 лет применения УСН равными долями стоимости основных средств.

При этом в налоговом учете остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов при переходе с общего режима налогообложения на УСН определяется как разница между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ.

В случае реализации основных средств и нематериальных активов до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение в составе расходов (в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения) необходимо будет пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами и нематериальными активами с момента их учета в составе расходов на приобретение до даты реализации c учетом положений главы 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

Все расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 настоящего Кодекса, то есть они должны быть обоснованы, документально подтверждены и произведены налогоплательщиком.

.6 Ведение бухгалтерского учета и предоставление бухгалтерской отчетности в налоговые органы

Пункт 3 статьи 4 Федерального Закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" освобождал "упрощенцев" от обязанности ведения бухгалтерского учета. Однако в отдельных случаях отказываться от бухгалтерского учета было не целесообразно. Так, в Гражданском Кодексе РФ и Федеральном законе "Об обществах с ограниченной ответственностью" содержатся указания на нормы, исполнение которых без ведения бухгалтерского учета просто невозможно, как например необходимость сопоставлять чистые активы с величиной капитала организации, распределение прибыли, формирование распределительного и ликвидационного баланса при реорганизации организации. Кроме того, у компании всегда существует вероятность лишения прав на применение УСН, что означает автоматический возврат к общему режиму налогообложения и, соответственно, необходимость восстановления бухгалтерского учета.

Однако, обязанность представления бухгалтерской отчетности в налоговый орган законодательно была не закреплена. Таким образом, для общества, которое применяет УСН, разумно было вести бухгалтерский учет в полном объеме и составлять бухгалтерскую отчетность, однако представлять ее в налоговый орган оно было не обязано.

С 1 января 2013 года организации, применяющие УСН, более не освобождаются от ведения бухгалтерского учета. Согласно закону №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 года: «Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны вести бухгалтерский учет и предоставлять в налоговые органы годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в общеустановленном порядке по месту своего нахождения». Перечень лиц, которые могут не вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным Законом №402-ФЗ, установлен частью второй статьи 6 вышеуказанного Федерального Закона. При этом организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, в этот перечень не включены.

Для ведения бухгалтерского учета субъектам малого предпринимательства Минфин предлагает сократить количество синтетических счетов в принимаемом субъектом малого бизнеса рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Данные рекомендации приведем в таблице №2.

Таблица №2

Упрощенный вариант рабочего плана счетовСчета, которые можно заменитьПроизводственные запасыСчет 10 «Материалы»- счет 07 «Оборудование к установке»;- счет 10 «Материалы»;- счет 11 «Животные на выращивании и откорме»Затраты, связанные с производством и продажей продукции (работ, услуг) Счет 20 «Основное производство»- счет 20 «Основное производство»;- счет 23 «Вспомогательные производства»;- счет 25 «Общепроизводственные расходы»;- счет 26 «Общехозяйственные расходы»;- счет 28 «Брак в производстве»;- счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»Готовая продукция и товарыСчет 41 «Товары»- счет 41 «Товары»;- счет 43 «Готовая продукция»Дебиторская и кредиторская задолженностьСчет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»- счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;- счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;- счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;- счет 75 «Расчеты с учредителями»;- счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;- счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты»Денежные средства в банкахСчет 51 «Расчетные счета»- счет 51 «Расчетные счета»;- счет 52 «Валютные счета»;- счет 55 «Специальные счета в банках»;- счет 57 «Переводы в пути»КапиталСчет 80 «Уставный капитал»- счет 80 «Уставный капитал»;- счет 82 «Резервный капитал»;- счет 83 «Добавочный капитал»Финансовые результатыСчет 99 «Прибыли и убытки»- счет 90 «Продажи»;- счет 91 «Прочие доходы и расходы»;- счет 99 «Прибыли и убытки»

Также, субъектам малого предпринимательства сделан ряд послаблений при ведении бухгалтерского учета. Например, они могут не применять ряд ПБУ. Исключением из этого правила являются эмитенты публично размещаемых ценных бумаг, они не могут воспользоваться всеми льготными возможностями.

При организации бухгалтерского учета необходимо исходить из требования рациональности, т. е. учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации.

При формировании бухгалтерской отчетности субъект малого предпринимательства должен исходить из того, что она должна давать достоверное и полное представление о его финансовом положении, финансовых результатах его деятельности и изменениях в финансовом положении. При выполнении данных условий субъектам малого предпринимательства дано право воспользоваться рядом послаблений при представлении бухгалтерской отчетности:

Таблица №3

1.7 Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения

Ознакомившись с основными принципами применения упрощенной системы налогообложения, изложенными выше, сравним ее с общей системой налогообложения. Различия между данными режимами наглядно представлены в таблице №4.

Таблица №4. Различия между упрощенной и основной системой налогообложения.

Показатель Упрощенная система налогообложения (УСН)Основная система налогообложенияБухгалтерский учетС 01.01.2013 года организации, применяющие УСН, должны вести бухгалтерский учет.Ведется в обязательном порядке организациями всех организационно-правовых форм.Бухгалтерская отчетностьС 01.01.2013 года сдается в ИФНС ежегодно.Сдается в ИФНС ежеквартально.Налогообложение Освобождение от уплаты налогов: ▪ налог на прибыль (кроме налога с доходов в виде дивидендов и операциям с отдельными видами долговых обязательств); ▪ налог на имущество; ▪ НДС (кроме НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, и НДС при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества). Вместо перечисленных налогов уплачивается один налог (в связи с применением УСН). Выполнение обязанностей налогового агента (в т.ч. по НДС и налогу на прибыль, НДФЛ). На период 2012 года ставки взносов как и при основной системе налогообложения. Иные налоги уплачиваются в соответствии с законодательством.Уплачиваются все указанные налоги в полном объеме.Налоговая отчетностьНе предоставляются в ИФНС: ▪ декларация по налогу на имущество. Предоставляется только при наличии в отчетном периоде объекта налогообложения: ▪ декларация по НДС; ▪ декларация по налогу на прибыль. Декларация по налогу, уплачиваемому в связи с УСН, предоставляется в ИФНС один раз в год по итогам налогового периода. Отчетность по иным налогам - в соответствии с законодательством.Ежеквартально предоставляются в ИФНС: ▪ декларация (авансовые расчеты) по налогу на прибыль; ▪ декларация по НДС; ▪ декларация (авансовые расчеты) по налогу на имущество. Отчетность по иным налогам - в соответствии с законодательством.Объект налогообложенияНа выбор налогоплательщика: ▪ доходы; ▪ доходы минус расходы.Объект налогообложения по налогу на прибыль - полученная прибыль (доходы минус расходы)Порядок признания доходов и расходовКассовый методПо выбору налогоплательщика: ▪ метод начисления; ▪ кассовый метод (возможен, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации без учета НДС не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал).Порядок определения расходовПеречень расходов ограничен статьей 346.16 НК РФ.Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком, виды расходов не ограниченны.Расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов первоначальной стоимостью более 40 тыс. руб.Учитываются в составе расходов единовременно в размере первоначальной стоимости. Основные средства - с момента ввода в эксплуатацию, нематериальные активы - с момента принятия к бухгалтерскому учету.Учитываются в составе расходов в виде амортизационных отчислений в течение срока полезного использования.Налоговые ставкиСтавка налога, применяемого в связи с УСН, зависит от объекта налогообложения: ▪ доходы - 6%. С 2011 года сумму налога можно уменьшить как на сумму взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, так и на сумму взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование. Но не более 50% суммы исчисленного налога в общей сложности; ▪ доходы минус расходы - 15% (но не менее 1% от суммы доходов).Ставка налога на прибыль - 20%.Налоговый учетВедется только по единому налогу в книге доходов и расходов.Ведется по налогам: ▪ НДС; ▪ налогу на прибыль. На основании аналитических регистров налогового учета, сгруппированных в соответствии с требованиями НК РФ.

Сравнивая стандартную и упрощенную системы налогообложения, мы видим как преимущества, так и недостатки упрощенной системы налогообложения.

Преимущества упрощенной системы налогообложения:

. Необходимость подачи налоговой декларации один раз в год вместо двенадцати (ежегодная декларация Единого налога вместо ежеквартальных деклараций по НДС, налогу на прибыль и налогу на имущество).

. Возможность выбрать объект налогообложения

. Уменьшение налоговой базы на стоимость основных средств и нематериальных активов единовременно в момент их ввода в эксплуатацию или принятия к бухгалтерскому учету.

. Упрощение налогового учета

. Уменьшение и упрощение налогового бремени: один налог вместо трех.

Недостатки упрощенной системы налогообложения.

Несомненно, все вышеперечисленные преимущества делают упрощенную систему налогообложения весьма привлекательной для налогоплательщика. Однако для оценки целесообразности ее применения необходимо остановиться и на недостатках:

. Вероятность утраты права на применение УСН. В этом случае ранее пришлось бы восстанавливать данные бухгалтерского учета за весь период применения упрощенной системы налогообложения.

. Отсутствие права открывать филиалы и представительства.

. Отсутствие права заниматься отдельными видами деятельности (например, страховой).

. Ограничение по размеру полученных доходов, остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов.

. Ограниченный перечня расходов, уменьшающих налоговую базу при выборе объекта налогообложения "доходы минус расходы".

Этот недостаток может оказаться решающим моментом при выборе режима налогообложения для компаний, в составе расходов которых много таких, которые не учитываются при расчете налоговой базы для единого налога, но учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль. В подобной ситуации велика вероятность того, что сумма минимального налога будет больше суммы налога на прибыль.

. Включение в налоговую базу полученных от покупателей авансов, которые в последствии могут оказаться ошибочно зачисленными суммами. Учета в составе расходов только оплаченных затрат (например, невыплаченной заработной платы).

В некоторых случаях это приводит к необходимости производить сложные расчеты сумм расхода, на которые можно уменьшить налоговую базу. Так, например, немало времени потребует расчет стоимости сырья и материалов, поскольку учесть в расходах можно только их оплаченную часть по мере списания в производство (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

. Отсутствие обязанности уплачивать НДС может привести к потере покупателей-плательщиков НДС. Компаниям, уплачивающим НДС, невыгодно покупать товары (работы, услуги) у компаний-"упрощенцев" по цене, аналогичной ценам конкурентов, в которых учтен НДС. Сумму НДС, которую предъявит поставщик, можно принять к вычету, то есть уменьшить на нее свой собственный НДС к уплате в бюджет. Чтобы быть конкурентоспособным, придется снижать цены на сумму НДС, что может привести к убыткам.

. Необходимость пересчета налоговой базы и уплаты дополнительного налога и пени в случае продажи основных средств или нематериальных активов, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения (для налогоплательщиков, выбравших объект налогообложения "доходы минус расходы").

. Отсутствие возможности уменьшения налоговой базы на сумму убытков, полученных в период применения упрощенной системы налогообложения, при переходе на иные режимы налогообложения и наоборот, невозможность учета убытков, полученных в период применения иных налоговый режимов, в налоговой базе при УСН.

Иными словами, если компания переходит на общий режим налогообложения или, наоборот, с общего режима на упрощенный, то прошлые убытки не будут приниматься при расчете единого налога или налога на прибыль. Переносятся лишь убытки, полученные в период применения налогового режима, используемого в настоящий момент.

. Необходимость уплаты минимального налога при получении убытков (при выборе объекта налогообложения доходы минус расходы). То есть, в отличие от налога на прибыль, единый налог платить придется в любом случае.

Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма исчисленного в общем порядке единого налога меньше суммы минимального налога. Разницу между суммой уплаченного минимального налога и суммой исчисленного в общем порядке налога п. 6 ст. 346.18 НК РФ разрешает включить в расходы при исчислении налоговой базы в следующих налоговых периодах, а также увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее. По мнению Министра финансов это можно сделать только по итогам налогового периода (письмо Минфина РФ от 22.08.2008 г. №03-11-04/2/111). Однако, известны постановления судов, вынесших решение в пользу налогоплательщиков, принявших указанную разницу в расходы отчетного периода.

Долгое время вопрос о зачете авансовых платежей, уплаченных в течение налогового периода, в счет уплаты минимального налога, вызывал споры. Связано это было с тем, что статьей 78 НК РФ до 01.01.2008 г. был предусмотрен зачет авансов только в рамках одного и того же бюджета или внебюджетного фонда. При этом сумма минимального налога распределялась между бюджетами ПФР, ФФОМС, ТФОМС и ФСС, в то время как 90% суммы единого налога поступало в бюджеты субъектов РФ. Это давало исполнительным органам формальное право отказывать в зачете части налога, распределяемой в бюджеты субъектов РФ.

В настоящее время на основании п. 1 ст. 78 НК РФ зачет сумм излишне уплаченных федеральных, региональных и местных налогов и сборов производится по соответствующим видам налогов и сборов, что дает налогоплательщикам право в полном объеме зачесть авансовые платежи по единому налогу в счет уплаты минимального налога. Для этого необходимо соблюсти нормы ст. 78 НК РФ и вместе с налоговой декларацией отправить в ИФНС письменное заявление о зачете авансов. Сделать это предпочтительнее заблаговременно, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 78 НК налоговые органы обязаны вынести решение о зачете в течение 10 дней с момента получения заявления.

Глава 2. Порядок расчета налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения и заполнение декларации на примере ООО «МИА»

.1 Общие положения декларации по упрощенной системе налогообложения

С 2013 года порядок перехода на упрощенную систему налогообложения является уведомительным. Это значит, что для перехода на упрощенную систему налогообложения необходимо представить в налоговые органы уведомление (до 2013 года нужно было подавать заявление) о переходе на упрощенную систему налогообложения. В нем должны быть показатели, подтверждающие право организации применять упрощенную систему: остаточная стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября. Сообщить налоговым органам о том, что организация будет применять спецрежим нужно не позднее 31 декабря. В этот же срок можно известить и о смене объекта налогообложения.

Индивидуальным предпринимателям и организациям, использующим упрощенную систему налогообложения (УСН), необходимо подать в налоговые органы декларации УСН за 2012 г. не позднее 31 марта и 30 апреля 2013 г. соответственно.

Согласно Федеральному закону от 22.07.2008 № 155-ФЗ п. 1 статьи 346.23 НК РФ налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения, необходимо предоставлять декларацию только по итогам налогового периода. При этом стоит помнить, что обязанность по уплате авансовых платежей по окончании каждого отчетного периода за налогоплательщиками сохранена. Приказом Минфина России от 22.06.2009 № 58н утверждена новая форма декларации по УСН, а также порядок ее заполнения.

Для налогоплательщиков применяющих УСН, налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами являются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 346.19 НК РФ).

Декларация должна быть предоставлена в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика-организации не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщик - индивидуальный предприниматель должен предоставить декларацию по месту жительства не позднее 30 апреля следующего за истекшим налоговым периодом года.

Форма уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения приведена в приказе ФНС от 02 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829@ (форма № 26.2-1). Напоминаю, что форма уведомления носит рекомендательный характер, поэтому предприятия и предприниматели могут ее видоизменять при условии, что в уведомлении обязательно будут отражены следующие данные:

полное название организации или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя;

основной государственный номер (ОГРН - для юридических лиц или ОГРНИП - для индивидуальных предпринимателей);

ИНН/КПП для организаций и ИНН для предпринимателей. Если организация или предприниматель подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с документами, необходимыми для государственной регистрации, то ОГРН, ИНН и КПП в заявлении не указываются;

дата перехода на упрощенную систему налогообложения (перейти на упрощенную систему налогообложения можно с начала календарного года, следовательно, по этой строке необходимо указать "01 января" того года, с которого налогоплательщик собирается применять упрощенную систему налогообложения. Организации и предприниматели, представляющие заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с документами для государственной регистрации, должны в этой строке указать не конкретную дату, а вписать "со дня государственной регистрации");

объект налогообложения, выбранный налогоплательщиком. Это могут быть как доходы, так и доходы, уменьшенные на величину расходов (п. 1 ст. 346.14 Налогового кодекс РФ);

сумма доходов от реализации товаров, работ, услуг (без учета НДС) за 9 месяцев того года, в котором подается заявление;

средняя численность сотрудников за 9 месяцев года, в котором организация или предприниматель составляет заявление (напомним некоторые основные правила расчета средней численности сотрудников. Работодатель ведет ежедневный учет списочной численности работников. Среднесписочная численность работников рассчитывается за определенный период (месяц, квартал, полугодие) на основании списочной численности. В списочную и среднесписочную численность не включаются внешние совместители и лица, работающие по гражданско-правовым договорам. Поэтому средняя численность складывается из среднесписочной численности работников, средней численности внешних совместителей и средней численности работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера);

- остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, которые числятся на балансе организации на день подачи заявления. Данные об остаточной стоимости необоротных активов нужно взять из соответствующих регистров бухгалтерского учета. Предприниматели по этой строке ставят прочерк. Это же касается вновь созданных форм. Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения должен подписать руководитель организации или индивидуальный предприниматель. Подпись заверяется печатью организации или предпринимателя.

Организация может представить в налоговые органы заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения лично, через уполномоченного представителя или послать по почте заказным письмом. Если вы решили передать заявление лично, то датой подачи будет считаться день его поступления в секретариат или в канцелярию инспекции. В случае отправки заявления по почте датой его подачи будет считаться день, указанный на почтовом штемпеле.

После получения заявления налоговые органы должны решить, может ли организация (предприниматель) применять упрощенную систему налогообложения или нет. Если решение будет положительным, то органы выдадут Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения (форма № 26.22-2).

В случае отказа оформляется Уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения (форма № 26.2-3).

.2 Порядок расчета налога и заполнение декларации ООО «МИА»

ООО «МИА» (ИНН 5037007178, КПП 503701001) состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Московской области (код 5043). Общество занимается организацией перевозок грузов и имеет код ОКВЭД 63.4 и код по ОКАТО 46467000000. Его руководителем является Сухоставский Александр Николаевич.

Общество применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - доходы.

Показатели производственно-хозяйственной деятельности ООО «МИА» показаны нарастающим итогом за 2012 год в таблице №3.

Составление декларации организация начала с раздела 2 (Приложение 1). Организация указала:

по строке 201 ставку налога (%) - 6;

по строке 210 сумму полученных доходов за 2012 год - 15533920 руб.;

по строке 240 налоговую базу - 15533920 руб.;

по строке 260 сумму исчисленного налога за 2012 год - 932035 руб. (15533920 руб. * 6% = 932035 руб.).

По строкам 220, 230, 250 и 270 организация поставила прочерки.

Сумма уплаченных страховых взносов в пределах исчисленных сумм и пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных работникам, за 2012 год равна 615238 руб. (574882 руб. + 40356 руб.). Так как эта сумма больше половины исчисленного налога - 466018 руб. (932035 руб. * 50%), то исчисленный за 2012 год налог ООО «МИА» вправе уменьшить на сумму 466018 руб.

Затем ООО «МИА» на основе данных раздела 2 заполнило раздел 1. Организация указала следующие данные:

строка 001 - 1;

строка 010 код по ОКАТО - 46467000000;

строка 020 КБК - 18210501011011000110.

Таблица №5. Показатели производственно-хозяйственной деятельности ООО «МИА» нарастающим итогом за 2012 год (руб.).

Отчетный (налоговый) периодДоходы, учитываемые при исчислении налоговой базыФонд оплаты труда работниковИсчисленные страховые взносы Уплаченные страховые взносы Выплаченные пособия по временной нетрудоспособности за счет средств организацииI квартал287310050285412637914823021060Полугодие6975195997607298834306040---9 месяцев122421551529187429637439573293302012 год15533920205090457488257488240356

Исходя из данных таблицы №1, по итогам I квартала 2012 года ООО «МИА» исчислило авансовый платеж по налогу в сумме 172386 руб. (2873100 руб. * 6%).

Уплаченные за I квартал 2012 года страховые взносы и пособия по временной нетрудоспособности в размере 147439 руб. (126379 руб. + 21060 руб.) составляют больше половины исчисленного авансового платежа за этот период - 86193 руб. (172386 руб. * 50%). Поэтому авансовый платеж ООО «МИА» уменьшила на страховые взносы в размере 86193 руб.

Таким образом, в разделе 1 по строке 030 организация указала 86193 руб. (172386 руб. - 86193 руб.). данную сумму следовало уплатить в бюджет не позднее 25 апреля 2012 года.

По итогам полугодия 2012 года налогоплательщик исчислил авансовый платеж по налогу, исчисленному при УСН, в сумме 418512 руб. (6975195 руб. * 6%). Сумма уплаченных страховых взносов в пределах исчисленных сумм за полугодие 2012 года равна 298834 руб. Так как эта сумма больше половины исчисленного авансового платежа в размере 209256 руб. (415512 руб. * 50%), то исчисленный за полугодие 2012 года авансовый платеж ООО «МИА» уменьшила на сумму 209256 руб.

По итогам девяти месяцев 2012 года организация исчислила авансовый платеж по налогу в сумме 734529 руб. (12242155 руб. * 6%).

Сумма уплаченных страховых взносов в пределах исчисленных сумм и пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных работникам, за девять месяцев 2012 года составила 458967 руб. (429637 руб. + 29330 руб.). Эта сумма больше половины исчисленного авансового платежа по налогу - 367265 руб. (734529 руб. * 50%), поэтому исчисленный за полугодие 2012 года авансовый платеж ООО «МИА» уменьшила на сумму 367265 руб.

В разделе 1 декларации по УСН за 2012 год по строке 050 организация указала 367264 руб. (734529 руб. - 367265 руб.). Не позднее 25 октября 2012 года налогоплательщик должен был уплатить в бюджет авансовый платеж в размере 158008 руб. (367264 руб. - 209256 руб.).

Затем по строке 060 ООО «МИА» отразила сумму налога, подлежащую уплате в бюджет за 2012 год, - 98753 руб. (932035 руб. - 466018 руб. - 367264 руб.). Ее организация должна уплатить в бюджет не позднее 31 марта 2013 года.

По строкам 070, 080, 090 организация проставила прочерки.

Глава 3. Изменения законодательной и нормативной базы по упрощенной системе налогообложения и плательщиков единого налога на вмененный доход в предшествующие годы

.1 Упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ)

Раздел VIII.1 Налогового кодекса, посвященный специальным налоговым режимам, подвергся существенным изменениям (поправки внесены Федеральным законом от 25.06.12 № 94-ФЗ). Изменилось одно из условий, дающих право на применение упрощенной системы налогообложения. В настоящее время перейти на УСН можно в случае, если остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 100 млн. рублей. С 2013 года ограничение по НМА снимается, а величина лимита остается прежней. Это значит, что стать «упрощенщиком» сможет компания или предприниматель, у которого остаточная стоимость основных средств не более 100 млн. рублей. Остаточная стоимость нематериальных активов значения не имеет. Данное новшество начинает действовать в 2013 году. Но фактически его нужно применять уже в конце 2012 года при подаче уведомления о переходе на УСН с 2013 года. Такой вывод следует из того, что в тексте уведомления не придется указывать стоимость нематериальных активов.

Введены новые правила перехода на упрощенную систему налогообложения. Впервые применить их должны организации и предприниматели, которые будут переходить на УСН с 2013 года.

Документ, который необходимо представить в инспекцию для перехода на упрощенную систему налогообложения, будет называться не «заявление», а «уведомление». Подать его необходимо не позднее 31 декабря предшествующего года. Таки образом, перейти на упрощенную систему налогообложения с 2013 года, нужно сдать уведомление не позднее 31 декабря 2012 года.

В тексте уведомления необходимо указать объект: «доходы» либо «доходы минус расходы». Выбранный объект можно впоследствии изменить, но сделать это надо не позднее 31 декабря предшествующего года. Получается, что правом на смену объекта смогут воспользоваться только организации и ИП, представившие уведомление до 31 декабря. У тех, кто подал уведомление в последний день срока, времени на смену объекта налогообложения уже не остается.

Также в уведомлении надо указать остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября текущего года. Так, при переходе на УСН с начала 2013 года в уведомлении следует указать доходы и остаточную стоимость основных средств по состоянию на 1 октября 2012 года.

Предельная величина доходов, позволяющая перейти на УСН остается прежней и составит 45 млн. рублей. Как и раньше, предельную величину доходов нужно умножить на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год. Но определение коэффициента-дефлятора несколько изменится. В действующей редакции говорится, что нужно учитывать коэффициенты за все предыдущие годы, а в новой редакции четко обозначено, что следует перемножить только два значения - коэффициент-дефлятор на предыдущий год и коэффициент, учитывающий изменение потребительских цен в предыдущем году.

Причем, в комментируемом законе установлено, что в 2013 году значение коэффициента-дефлятора равно единице. Это означает, что для перехода на УСН с начала 2013 года необходимо, чтобы доходы по итогам девяти месяцев 2012 года не превысили 45 млн. рублей.

Налогоплательщики, которые своевременно не подали уведомление о переходе на УСН, не вправе применять данный спецрежим. Эта норма начнет действовать с января 2013 года и будет распространяться, в том числе, на тех, кто не предоставил уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения в конце 2012 года.

Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные ИП в 2012 году действуют по-прежнему, то есть предоставляют заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на налоговый учет. Начиная с 2013 года вновь созданная организация (вновь зарегистрированный предприниматель) сможет применять УСН, если подаст уведомление не позднее 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет.

Лимит доходов, превышение которого означает потерю права на УСН, остался прежним и составляет 60 млн. рублей по итогам отчетного (налогового) периода. Но рассчитывать его нужно с учетом новшества. Оно относится к тем, кто одновременно применяет «упрощенку» и патентную систему налогообложения (этот спецрежим вводится комментируемым законом и начинает действовать с 2013 года). Такие налогоплательщики в 2013 году и далее при расчете лимита станут учитывать суммарные доходы от УСН и от патентной системы.

Также величину лимита доходов нужно умножить на коэффициент-дефлятор, рассчитанный по новым правилам, а именно как произведение коэффициента-дефлятора на предыдущий год, умноженное на коэффициент, учитывающий изменение потребительских цен в предыдущем году.

Организации и предприниматели, превысившие лимит доходов и потерявшие право на УСН, обязаны будут не позднее 25-го числа следующего месяца подать декларацию по упрощенной системе. Данное нововведение вступает в силу в 2013 году.

Появилось еще одно правило: если налогоплательщик перестал заниматься деятельностью, в отношении которой он применял УСН, то не позднее 15 дней он должен уведомить об этом ИФНС. А не позднее 25-го числа следующего месяца - представить декларацию по упрощенной системе.

Предусмотрена поправка, которая касается имущества, требований и обязательств в валюте, а так же остатка средств на валютных банковских счетах. С начала 2013 года плательщики единого «упрощенного» налога не станут делать переоценку в связи с изменением официального курса валюты. Соответственно, не будут учитывать в доходах и расходах отрицательные и положительные курсовые разницы.

Еще одно дополнение распространяется на доходы, полученные в натуральной форме. Их, как и прежде, нужно учитывать по рыночным ценам. Но теперь уточняется, что определять рыночные цены нужно с учетом положений статьи 105.3 Налогового кодекса.

Отметим изменение, предназначенное для «упрощенщиков» с объектом налогообложения «доходы». Сейчас такие налогоплательщики вправе уменьшать облагаемую базу на сумму страховых взносов во внебюджетные фонды и на сумму больничных.

Начиная с 2013 года, к этому списку добавятся взносы по договорам добровольного страхования, заключенным работодателем в пользу сотрудников на случай их временной нетрудоспособности. По условиям такого договора, страховая компания (вместо работодателя) должна выплатить работнику пособие за первые три дня болезни. Взносы на такое страхование уменьшают базу при наличии двух условий: страховщик имеет соответствующую лицензию, и величина пособия не превышает сумму, определяемую в соответствии с законодательством РФ.

Появилось уточнение и в отношении пособий, выплаченных работодателями за счет собственных средств. Со следующего года будет четко установлено, что уменьшить базу по УСН можно только на сумму пособия за первые три дня болезни, и только в той части, не покрытой выплатами по добровольному страхованию.

Также с января 2013 года отменяется упрощенная система на основе патента. До конца 2012 года патенты на УСН продолжали действовать. Но начиная с 25 июня 2012 года (дата официального опубликования комментируемого закона), патенты выдаются на срок до 31 декабря 2012 года или на более короткий срок.

3.2 Единый налог на вмененный доход (глава 26.3 НК РФ)

Пожалуй, самое «революционное» новшество заключается в том, что с 2013 года переход на «вмененку» станет добровольным. В связи с этим несколько изменится определение плательщиков ЕНВД. Сейчас таковыми считаются организации или предприниматели, осуществляющие деятельность, которая подпадает под «вмененку», в местностях, где введен данный спецрежим. Теперь к этой формулировку добавлена фраза: «... и перешедшие на уплату единого налога...».

Есть уточнения по «вмененным» видам деятельности. Так, ЕНВД может применяться в отношении деятельности по размещению рекламы на транспортных средствах. С будущего года будет уточнено, что речь идет о размещении рекламы на внешних и внутренних поверхностях транспортных средств.

Кроме того, расширено понятие услуг по ремонту, техобслуживанию и мойке автотранспортных средств. С начала 2013 года к таким услугам в числе прочего будет относиться проведение техосмотра.

В понятие розничной торговли добавили ограничение. С 2013 года продажа невостребованных вещей в ломбардах пополнит перечень видов торговли, не относящихся к рознице.

Перейти на ЕНВД смогут не любые компании и предприниматели, а лишь те, кто соответствует определенным условиям. Они остались прежними, но есть два исключения.

Во-первых, упразднено правило, что уплата ЕНВД невозможна для тех, кто по этим же видам деятельности применяют УСН на основе патента. Причина в том, что с 2013 года упрощенная система на основе патента прекращает свое существование.

Во-вторых, лимит по численности персонала будет определяться несколько иначе. Если сейчас нужно считать среднесписочную численность, в будущем нужно будет определять среднюю численность. Однако предельное количество работников не изменилось и по-прежнему составляет 100 человек за предшествующий календарный год.

Кроме того, законодатели более четко сформулировали, в каком случае превышение лимита по численности приведет к утрате права на ЕНВД. В действующей редакции главы 26.3 НК РФ не уточняется, за какой период следует проверить соблюдение лимита. Комментируемый закон внес ясность: если по итогам квартала предельно допустимая численность превышена, с первого числа следующего квартала право на ЕНВД теряется.

Процедура постановки на учет в качестве плательщика ЕНВД практически не изменится. Единственное отличие в том, что сейчас у организаций и ИП нет выбора, а начиная с 2013 года, они смогут вставать на учет как плательщик ЕНВД исключительно по своему желанию. Перейти на ЕНВД можно будет в любой момент. При этом датой постановки на учет будет дата начала применения спецрежима, указанная в соответствующем заявлении.

Те, кто начал применять систему в виде ЕНВД, должны оставаться на данном спецрежиме по 31 декабря текущего года включительно. Право на добровольную смену этой системы налогообложения появится только в январе следующего года. Но не исключен и принудительный уход с ЕНВД. Он состоится в случае, когда условия, дающие право на этот спецрежим, в течение года будут нарушены.

Какова бы ни была причина, снятие с учета в качестве плательщика ЕНВД необходимо оформить в инспекции. Для этого в пятидневный срок нужно подать заявление. Указанная в нем дата будет считаться днем снятия с учета. Если заявление подано несвоевременно, датой снятия с учета будет считаться последний день месяца, в котором оно предоставлено.

Увеличена базовая доходность для такого вида деятельности, как сдача в аренду участков земли площадью не более 10 кв. метров для размещения на них объектов торговли и общепита. С 2013 года базовая доходность по этой деятельности составит 10000 руб. (сейчас - 5000 руб.)

Также поменялась формула для расчета вмененного дохода за квартал, который отработан частично. По действующим правилам вмененный доход вычисляется исходя из полностью отработанных месяцев, с 2013 года - исходя из полностью отработанных дней.

Есть изменения относительно сумм, на которые можно уменьшить единый «вмененный» налог. Эти изменения аналогичны тем, что предусмотрены для «упрощенщиков» с объектом «доходы». Начиная с 2013 года, базу для расчета ЕНВД можно будет уменьшать не только на страховые взносы во внебюджетные фонды и на пособия по больничным листам, но и на взносы по договор добровольного страхования, заключенным работодателем в пользу сотрудников на случай их временной нетрудоспособности.

Появились уточнения и в отношении пособий, выплаченных работодателями за счет собственных средств. Со следующего года будет четко установлено, что уменьшить ЕНВД можно на сумму пособия за первые три дня болезни, и только в части, не покрытой выплатами по добровольному страхованию.

Специальный налоговый режим в виде ЕНВД будет существовать до 31 декабря 2017 года включительно. Начиная с января 2018 года положения главы 26.3 НК РФ применяться не будут. Это предусмотрено статьей 5 Федерального закона от 29.06.2012 №97-ФЗ. Таким образом, добровольное применение ЕНВД продлится ровно пять лет: с 2013 по 2017 год.

Заключение

И в заключение, ознакомившись с общими положениями упрощенной системы налогообложения, отметим следующее: вопрос о налогообложении малого бизнеса приобрел особую актуальность в переходной экономике России. Наличие малоэффективных производств, снижение занятости, социальные и, как следствие, политические проблемы делают жизненно необходимым создание условий для деятельности в независимых от государства и крупного капитала сферах самостоятельной и инициативной, но не имеющей стартового капитала, части населения страны. Эта задача в сложившейся ситуации является не менее важной, чем извлечение дополнительных доходов бюджета. Создание простого и ясного налогового режима, сопровождающегося снижением издержек по ведению учета и предоставлению отчетности, а также налогового бремени, позволило бы разрешить ряд проблем, стоящих в настоящее перед российским обществом. В то же время, предоставление возможности использовать особый режим для малого бизнеса следует рассматривать как льготу, которая не должна быть использована крупными предприятиями.

Наши исследования показали, что недостатков у упрощенной системы не меньше, чем достоинств. Потому прежде чем остановить свой выбор на этом налоговом режиме нужно проанализировать множество факторов, касающихся конкретной компании. Очевидно, что особенно выгоден УСН:

▪ небольшим компаниям, работающим с покупателями, которым неважно, указан в стоимости покупки НДС или нет (например, при розничной торговле);

▪ компаниям с небольшими расходами, включенными в перечень принимаемых для расчета налоговой базы единого налога.

Напротив, невыгодно применять УСН:

▪ убыточным организациям;

▪ компаниям, в структуре расходов которых значительную долю занимают расходы, не учитываемые при УСН, но включаемые в расчет налоговой базы по налогу на прибыль.

▪ компаниям, которые планируют свое развитие до уровня доходов, численности сотрудников, стоимости основных средств, превышающих установленные для УСН ограничения.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что выбор оптимального налогового режима зависит от конкретных показателей деятельности компании и требует тщательного их изучения. В период применения УСН важным моментом является контроль показателей, ограничивающих возможность применения УСН. Во избежание возможных потерь, которые могут возникнуть в силу недостаточной осведомленности об особенностях различных налоговых режимов, для осуществления подобных функций порой целесообразно обратиться к специалистам, владеющим комплексными знаниями в области бухгалтерского и налогового законодательства.

Мы выявили, что законодательно - нормативная база по УСН в 2012 году претерпела значительные изменения. Таким образом, мы пришли к выводу о том, что будет вполне целесообразным одновременное реформирование системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и упрощенной системы налогообложения на основе патента.

Список литературы

1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Учебное пособие. Под ред. Новодворского В.Д., 2002 <http://elearn.sde.ru/mod/resource/view.php?id=214023>

2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 01.01.2010 № 117-ФЗ. Часть вторая. Глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения"

. Федеральный закон от 12.06.2012 № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

. Федеральный Закон от 07.12.2011 № 402-ФЗ " О Бухгалтерском Учете"

. Приказ ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@ "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения"

. Приказ Минфина России от 31.12.2008 № 154н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения";

. Приказ Росстата России от 12.11.2008 № 278 "Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения: № П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", № П-2 "Сведения об инвестициях", № П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", № П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", № П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации";

. Приказ ФНС России от 31.08.2005 № САЭ-3-22/417 "Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения на основе патента";

. Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства";

. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н);

. Письмо Минфина России от 11.04.2008 № 03-11-04/2/70;

. Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков: «Упрощенная система налогообложения», учеб. пособие: - изд. Проспект, 2012 год.

Похожие работы на - Упрощенная система налогообложения и отчетности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!