Налоговое планирование в организации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    96,01 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налоговое планирование в организации

ВВЕДЕНИЕ


Любая организация, не зависимо от его размеров, в условиях рыночной экономики, при стремлении максимизировать прибыль сталкивается с необходимостью планирования и регулирования своих доходов и расходов. Управляя ими, организация решает вопросы уменьшения рисков и избегания банкротства.

Налоговые издержки представляют собой значительную долю в финансовых потоках организаций. Налоги являются мощнейшим инструментом экономического регулирования, и ни одно серьезное решение не должно и не может приниматься без предварительного анализа налоговых последствий. По этой причине управление налогообложением как вид деятельности все чаще входит в практику хозяйственной жизни.

Очень важно, чтобы налоговое планирование было вписано в общую философию бизнеса, стало неотъемлемой частью всего корпоративного менеджмента. С помощью инструментов налогового планирования реализовывается его основная цель - сокращение влияния налогового бремени, либо использование его с выгодой для бизнеса.

Снижение налоговых выплат должно вести к росту размера прибыли организации, и отвечать интересам руководителей и работников организации. Но эта зависимость не всегда бывает такой прямой, возможно даже, что сокращение одних налогов приведет к увеличению других, а также к финансовым санкциям со стороны контролирующих органов. Вот почему наиболее эффективным способом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления организацией и принятия решений таким образом, чтобы эффективной была вся структура бизнеса.

В научной литературе встречается несколько методик определения налогового бремени экономического субъекта.

Вне зависимости от используемых методик специалисты, определяющие тяжесть налогового бремени в современных экономических условиях по возможности должны учитывать факторы как повышающие его, так и понижающие, а именно:

1. Уровень развития государства и характер государственных расходов.

2.      Особенности первоначального накопления капитала и финансовых ресурсов экономического субъекта с учетом формы собственности и организационно-правовой формы.

.        Участие или неучастие в государственных инвестиционных программах и соглашениях о разделе продукции.

.        Получение бюджетных ссуд, инвестиционного налогового кредита, налогового кредита, рассрочек и отсрочек по налогам и сборам.

Отличия методик определения налогового бремени отражаются в основном в использовании количества налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки, а также в способе определения интегрального показателя, с которым сравнивается общая сумма налогов за расчетный период.

Основная идея каждой методики заключается в том, чтобы сделать интегральный показатель налоговой нагрузки экономического субъекта универсальным, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях народного хозяйства [13; С. 235].

Также каждая из методик учитывает влияние изменений количества налогов, налоговых ставок и льгот на уровень налогообложения экономического субъекта.

Эффективность налогового планирования и связанные с налоговым планированием налоговые риски во многом зависят от того, какие нормативные и прецедентные акты и источники использованы при построении конкретной модели налоговой оптимизации.

При этом решающим является весомость того или иного нормативного (прецедентного) акта для суда, поскольку в случае возникновения между налогоплательщиком и налоговым органом спора относительно законности налогового планирования именно суд выносит окончательное решение, признавая все действия и хозяйственные операции налогоплательщика законными либо незаконными.

Актуальность темы обусловлено тем, что налоговое планирование в организации является одним из способов управления налогообложения.

Цель исследования - разработка мероприятий направленных на совершенствование налогового планирования в исследуемой организации.

Для достижения данной цели необходимо рассмотреть ряд следующих задач:

Изучить сущность налогового планирования;

Исследовать методы налогового планирования;

Оценить финансовое состояние исследуемой организации;

Проанализировать методы и оценку эффективности налогового планирования в организации;

Разработать мероприятия направленные на совершенствование налогового планирования в исследуемой организации;

Объектом исследования является ООО «Юнит»,

Предмет исследования - система налогового планирования в исследуемой организации.

Методологической основой исследования послужили такие общенаучные методы, как анализ и синтез, сравнения и группировки, графических изображений, системный подход.

Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых в области налогового права и налогообложения как Акилова Е.В., Акулинин Д.Ю., Брызгалин А.В., Гусева Т.А., Жигачев А.В., Игнатов А.В.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

1.1 Сущность и значение налогового планирования в организациях

 

В Р.Ф. целью налогового планирования, как на федеральном, так и на территориальном уровне выступает оценка соотношения налогового потенциала и фактических поступлений налогов и сборов и определение объемов экономически обоснованных поступлений налогов и сборов в бюджетную систему в планируемом периоде. При этом налоговое планирование осуществляется с ориентацией на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему.

Налоговое планирование обусловлено тем, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. При этом налоговое планирование представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации и является планированием финансово-хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей. Чтобы планирование было эффективным, необходимо, чтобы все плановые мероприятия были индивидуально направленными и носили адресный характер. Эффективное налоговое планирование включает в себя: определение основных принципов; анализ проблем и постановка задач; определение основных инструментов, которые может использовать организация; создание схемы; осуществление финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с разработанной схемой.[15, С.872]

Налоговое прогнозирование на макро и микро-уровне представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджетную систему и осуществляется на базе прогноза социально-экономического развития РФ и ее субъектов в виде системы показателей и основных параметров социально-экономического развития. Налоговое прогнозирование макро- уровня включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления, расчет уровней поступления налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т.д.

В словаре Б.Г. Федорова дано следующее определение налогового планирования организации: «минимизация налогового бремени через финансовое планирование, включая инвестиции с отсрочкой уплаты налогов, покупку не облагаемых налогами ценных бумаг и использование различных налоговых убежищ». Таким образом, как российские, так и европейские исследователи под налоговым планированием организации понимают деятельность, направленную на уменьшение налоговых платежей в организации. Налоговое планирование на уровне организации - это выбор между разными вариантами осуществления финансово-хозяйственной деятельности и размещения активов с целью достижения максимально низкого уровня налоговых обязательств, которые при этом возникают.

Основной задачей налогового планирования в организации является предварительный расчет вариантов сумм налогов по результатам общей деятельности и по отношению к конкретной сделке или проекту (группе сделок) в зависимости от различных правовых форм ее реализации.

Налоговое планирование организации, с одной стороны, может быть представлено как обслуживающий процесс, так как оно направлено на решение внутренних задач организации по обслуживанию бизнес-процессов, выполняется исходя из интересов собственников и способствует повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации и повышению его финансовой значимости. Таким образом, налоговое планирование организации - специфический управленческий процесс, который может присутствовать в виде функции как бизнеса, так и обслуживающих процессов и призван способствовать оптимизации практически каждой функции любого процесса хозяйствующего субъекта. Эффективность этих процессов можно существенно повысить, решая его задачи в рамках процессного подхода. Особенности оптимизации налогообложения организации зависят от того, к какой сфере деятельности оно принадлежит, а также от размеров самой организации (малое, среднее, большое). В этой связи налоговое прогнозирование и планирование правомерно рассматривать как единый процесс, в рамках которого происходит регулярная корректировка решений, пересмотр мер по достижению намеченных показателей на основе непрерывного контроля и мониторинга происходящих изменений.

Налоговому планированию как виду экономического планирования имманентно присущ комплексный характер. Налоговое планирование, тесно взаимодействует с маркетингом, финансами организаций, бухгалтерией, кадровой политикой, снабжением. Оно служит одним из основных инструментов расчета показателей эффективности деятельности организации. Налоговое регулирование является связующим звеном между налоговым планированием и налоговым контролем и представляет собой процесс научно выверенного и практически обоснованного оперативного вмешательства в ход выполнения налоговых бюджетов. В практическом плане налоговое регулирование состоит из приятия решений, их детализации по обеспечению полного и своевременного выполнения и по вертикали, и по горизонтали задач налогового администрирования.

С микроэкономической точки зрения говорят о внутреннем налоговом администрировании, как о деятельности администрации организации по контролю за соблюдением налогового законодательства, при осуществлении хозяйственных операций, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов с целью повышения эффективности хозяйственной деятельности организации. [16, С.528]

Таким образом, налоговое планирование организации, как процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации налогового плана и его корректировки в соответствии с изменяющимися условиями можно рассматривать как один из инструментов внутреннего налогового администрирования хозяйствующего субъекта. Использование налогового планирования в организации выгодно для самой органтзации - в плане укрепления его платежеспособности. Выгодой для хозяйствующего субъекта будет точное соблюдение порядка исчисления и уплаты налога, правильное определение налоговой базы, применение налоговых вычетов, ставок, льгот, а, следовательно, отсутствие штрафов и пени в результате правильного и умелого определения и перечисления суммы налога

При налоговом планировании решаются оперативные, тактические и стратегические вопросы деятельности организации (рис. 1.1).

Стратегический уровень


Стратегичекие решения по снижению налогооблажения


Функции планирования


Включение налогов в бюджет и планирование


Тактический уровень


Координация стратегических и операционных схем


Функции контроля


Решение налоговых схем


Оперативный уровень


Правильность расчетов и документации


Операционные функции


Операционная структура для снижения налогов

Рис. 1.1 Рассматриваемые вопросы в рамках налогового планирования

Максимальная эффективность от оптимизации налогообложения достигается, если она проводится на этапе создания предпринимательства, пока еще не совершено ошибок, которые могут вызвать негативные последствия при сдаче отчетности в налоговые органы.

Качественная и грамотная оптимизация налогообложения организаций бизнеса невозможна без привлечения квалифицированного специалиста.

Это объясняется тем, что налоговое законодательство постоянно меняется и необходима своевременная корректировка в организации налогового планирования.

Специалист разрабатывает индивидуальные решения в области оптимизации налогообложения организации, основываясь на особенностях организации бизнеса, что значительно увеличивает эффективность проводимых мероприятий.

Налоговое планирование может помочь предпринимательству:

) соблюдать налоговое законодательство путем правильного расчета налогов и своевременной уплаты запланированных сумм;

) свести до минимума налоговые суммы;

) максимально увеличить прибыль;

) разработать структуру взаимовыгодных сделок - помочь заказчикам и поставщикам;

) управлять потоками денежных средств;

) избежать штрафных платежей.

Российское законодательство оказывает влияние на систему экономических отношений и является основой развития предпринимательства, которое, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, обладая быстрой оборачиваемостью капитала, способствует позитивной динамике национального хозяйства и стабильному формированию налоговой базы. Однако действующая система налогообложения не обеспечивает должным образом развития бизнеса. Несмотря на то, что в ней заложены определенные инструменты, позволяющие организациям изменять уровень своей налоговой нагрузки, одной из главных причин возникновения конфликтов между государственными контролирующими органами и налогоплательщиками становится несовершенство правовой базы.

Также необходимо отметить и другую проблему, стоящую перед бизнесом при реализации налогового планирования: руководство организации в большинстве случаев имеет ограниченное представление о налогообложении своей деятельности, в результате чего отсутствует контроль за направлением средств на оплату налогов. Следующей проблемой является то, что расчет суммы налогов происходит на основе полученной информации, т.е. при неверно полученной информации формируется неверная отчетность, которая нарушает весь процесс налогового планирования.

В связи с чем целесообразно предложить предпринимательству следующее:

) руководству и бухгалтеру организации следует согласовывать свою работу, касающуюся уплаты налогов: необходимо оценивать и анализировать налоговые последствия своей деятельности;

) расчет налогов необходимо осуществлять в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами;

) годовой налоговый план следует составлять с учетом льгот в соответствии с выбранной системой налогообложения для прогнозирования расходов, связанных со спецификой деятельности организации.

Таким образом, необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, в котором предусмотрены определенные налоговые режимы для разных видов деятельности, существует многообразие методов для исчисления налоговой базы, для налогоплательщиков действуют различные налоговые льготы, если они не противоречат решениям органов власти.

Налоговое планирование - это совокупность плановых действий налогоплательщика, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом согласно действующему законодательству. При этом планирование осуществляется в целях оптимизации налоговых платежей <#"725500.files/image001.gif">

Рис 2.1 Структура налоговых платежей ООО «Юнит» 2010 - 2012 гг.

При оценке налоговых платежей важное значение имеет показатель налоговой нагрузки организации, он необходим при проведении мероприятий по оптимизации налогообложения. Его снижение является критерием успешности данных мероприятий.

Для анализа налоговой нагрузки необходимы следующие данные: суммы, уплачиваемых налогов и финансовые показатели организации. Данные о налогах были приведены в таблице 2.6. Финансовые показатели деятельности организации взяты из первичной бухгалтерской документации и представлены в таблице 2.2. В методике М.Л. Литвина связывается налоговая нагрузка с числом налогов, структурой налогов экономического субъекта и механизмов их взимания. Показатель налоговой нагрузки в организации предлагается рассчитывать по следующей формуле:

НН= СН/ ИН х 100%                                                           (2.1)

где СН - сумма налогов;

ИН - сумма источника средств для уплаты.

В общую сумму начисленных налогов включаются все уплачиваемые налогоплательщиками налоги: НДС, акцизы, взносы во внебюджетные фонды и т.д.

Анализ всех показателей налоговой нагрузки организации по методике М.Л. Литвина представлен в таблице 2.8.

Таблица 2.8

Налоговая нагрузка ООО "Юнит" по методике М.Л. Литвина, (%)

Показатели

2010 год

2011 год

2012 год

Отклонение (+/-)

1. Налоговая нагрузка на добавленную стоимость

20,1

25,2

22,8

- 2,4

2. Налоговая нагрузка на расчетную прибыль

44

45

42,9

- 2,1

3. Налоговая нагрузка на выручку

8

9

9,6

+ 0,6

4. Налоговая нагрузка на оборотные активы

50

52

35,7

- 16,3

5. Налоговая нагрузка на фонд оплаты труда

30,2

30,8

30,1

- 0,7

Налоговая нагрузка на расчетную прибыль снизилась за счет увеличения чистой прибыли организации и составила 42,9 % в 2012 году, что на 2,1 % меньше, чем в предыдущем году.

Нагрузка на выручку организации увеличилась на 0,6 % при сравнении 2012 года с 2011 годом, т.к. суммы налогов и выручки от реализации продукции остались практически на том же уровне.

Нагрузка на оборотные активы снизилась на 16,3 % и составила 35,7 % в 2012 году. Это произошло за счет увеличения суммы оборотных активов организации.

Налоги стали занимать меньшую долю в активах. Данный факт является положительным для организации, т.к. налоговые платежи организации обеспечены активами более чем на 50%.

Показатель нагрузки на добавленную стоимость организации в 2012 году уменьшился и составил 22,8 %, это является положительным моментом, так как данное снижение произошло за счет значительного увеличения добавленной стоимости.

Налоговая нагрузка на фонд оплаты труда изменилась в меньшую сторону на 0,7 % в 2012 году и составила 30,1 % в связи с использованием налоговых льгот при исчислении налога на доходы физических лиц. По результатам анализа налоговой нагрузки в организации по группам доходов и источников уплаты налогов, видно, какая часть добавленной стоимости уходит в налоги и сколько прибыли расходуется на налоги. К недостаткам методики можно отнести включение в расчеты НДФЛ.

Проведенный анализ налогового планирования в ООО "Юнит", показывает, что налоговая политика организации недостаточно эффективна, для того чтобы в организации налоговое планирование было эффективное, необходимо провести мероприятия, которые будут направлены на снижение налоговой нагрузки, снижение налоговых платежей организации и, следовательно, улучшения финансового состояния организации, за счет высвобождения части финансовых ресурсов.

Таким образом, во второй главе данной работы была дана характеристика ООО «Юнит», рассмотрены основные аспекты формирования налоговой политики на данной организации и проведён анализ налоговой нагрузки за 2010 - 2012 гг.

ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ООО «ЮНИТ»

.1 Направления налогового планирования в ООО «Юнит»

Особенностью современных взаимоотношений налогоплательщиков и государства в лице налоговых органов является то, что налогоплательщики, как правило, предпринимают множество усилий по снижению выплаты налогов и сборов, так как рассматривают налоги и сборы как потерю для бизнеса и личного дохода.

Государство предоставляет определенные возможности для снижения налоговых выплат. Это обусловлено и предусмотренными в законодательстве налоговыми льготами, и наличием различных ставок налогообложения, и наличием неясностей в законодательстве не только из-за низкой экономической квалификации законодателей, но и ввиду невозможности учета всех обстоятельств, возникающих при исчислении и уплате того или иного налога, а также наличием специальных налоговых режимов.

Деятельность по налоговому планированию требует не только знания современного налогового законодательства, анализа современной рыночной конъюнктуры, но и способности прогнозирования изменений в налоговом законодательстве в весьма отдаленной перспективе, видоизменений и появлений новых экономических институтов, так или иначе способных оказать воздействие на налоговую систему, что, в свою очередь, требует от бухгалтерии ООО «Юнит», знаний в области юриспруденции, экономики, менеджмента, финансов, понимания экономической сущности налогообложения, изучения основных научных теорий по налогообложению как российских, так и зарубежных исследователей.

В целях оптимизации налогообложения рекомендуется в данной организации ввести новую организационную структуру.

Процесс формирования налоговой стратегии ООО «Юнит» рекомендуется осуществлять по следующим этапам.

. Определение общего периода формирования налоговой стратегии

Главным условием его определения служит продолжительность периода, принятого для формирования общей стратегии развития организации, так как налоговая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер, она не может выходить за пределы этого периода (более короткий период формирования налоговой стратегии допустим).

Важным условием определения периода формирования стратегии ООО «Юнит» в области налогообложения выступает предсказуемость развития экономики в целом, налоговой политики государства, конъюнктуры тех сегментов финансовых рынков, с которыми связана предстоящая финансовая деятельность организации. Этот период не должен быть слишком продолжительным и в среднем должен определяться рамками трех пяти лет.

Условиями определения периода формирования налоговой стратегии организации служит также отраслевая принадлежность организации, его размер, стадия жизненного цикла и другие.

. Исследование факторов внешней налоговой среды и налоговой политики государства.

Такое исследование предопределяет изучение экономико-правовых условий деятельности организации с учетом современного состояния налогового поля и возможного их изменения в предстоящем периоде. Кроме того, исходя из тезиса, что стратегия в области налогообложения - часть финансовой стратегии организации, на этом этапе разработки налоговой стратегии анализируется конъюнктура финансового рынка и факторы, ее определяющие. Также разрабатывается прогноз конъюнктуры в разрезе отдельных сегментов этого рынка, связанных с предстоящей деятельностью организации в процессе налогового планирования.

. Формирования стратегических целей деятельности ООО «Юнит» в области налогового планирования.

Главной целью такой деятельности выступает повышение уровня благосостояния собственников организации и максимизация рентабельности производства за счет снижения налоговых расходов. Вместе с тем, эта цель требует определенной конкретизации с учетом задач и особенностей предстоящего развития организации.

Система налоговых стратегических целей должна обеспечивать:

-    формирование достаточного объема собственных финансовых ресурсов и высокорентабельное использование собственного капитала;

-       оптимизацию совокупности налогооблагаемых баз;

-       приемлемость уровня налоговых рисков в процессе осуществления предстоящей хозяйственной деятельности.

Систему стратегических целей в области налогового планирования следует формулировать четко и кратко, отражая каждую из целей в конкретных показателях - целевых стратегических нормативов.

В качестве таких целевых стратегических нормативов по отдельным аспектам налогового планирования ООО «Юнит» могут быть установлены:

-  минимальная доля налоговых отчислений в добавленной стоимости, производимой организацией;

-       среднегодовой темп снижения доли налоговых отчислений;

-       процентное распределение переменных и постоянных налоговых издержек организации при применении маржинального подхода определения прибыли. К переменным налоговым издержкам относятся все косвенные налоги и часть прямых налогов (в частности, налог на прибыль), к постоянным издержкам относятся все рентные налоги (земельный налог, налог на имущество), единый налог на вмененный доход, страховые взносы, взимаемые с работников, имеющих повременную оплату труда, и ряд других налогов;

-       минимальный уровень денежных активов, обеспечивающий текущую налоговую платежеспособность ООО «Юнит»;

-       предельный уровень налоговых рисков в разрезе основных направлений хозяйственной деятельности организации.

. Конкретизация целевых показателей налоговой стратегии по периодам ее реализации.

В процессе конкретизации целевых показателей налоговой стратегии по периодам ее реализации обеспечивается динамичность представления системы целевых стратегических нормативов налогового планирования, а также их внешняя и внутренняя синхронизация во времени.

Внешняя синхронизация предусматривает согласование во времени реализации разработанных показателей налоговой стратегии с показателями общей и финансовой стратегии ООО «Юнит», а также с прогнозируемыми изменениями налоговой политики государства.

Внутренняя синхронизация предусматривает согласование во времени всех целевых стратегических нормативов налогового планирования между собой.

. Разработка налоговой политики по отдельным аспектам деятельности по планированию налоговых отчислений.

Этот этап формирования финансовой стратегии можно считать наиболее ответственным.

Налоговая политика представляет собой форму реализации налоговой идеологии и налоговой стратегии ООО «Юнит» в разрезе наиболее важных аспектов деятельности в области налогового планирования и на отдельных этапах ее осуществления. В отличие от налоговой стратегии в целом, налоговая политика формируется лишь по конкретным направлениям налогового планирования, требующим обеспечения наиболее эффективного управления для достижения главной стратегической цели этого процесса.

Формирование налоговой политики по отдельным аспектам налогового планирования может носить многоуровневый характер. Так, в рамках политики управления налоговыми отчислениями ООО «Юнит» могут быть разработаны политика управления косвенными и прямыми налогами. В свою очередь, политика управления косвенными налогами может включать в качестве самостоятельных блоков политику управления отдельными их видами.

. Разработка системы организационно-экономических и экономико-правовых мероприятий по обеспечению реализации налоговой стратегии

В системе организационно-экономических формирование мероприятий в ООО «Юнит» «центров налоговой ответственности» разных типов, а также определение прав, обязанностей и меры ответственности их руководителей за результаты налогового планирования и кроме того необходимо обеспечить разработку системы стимулирования работников за их вклад в повышение эффективности налогового планирования.

Среди экономико-правовых мероприятий в области налогового планирования, способных облегчить достижение стратегических целей ООО «Юнит», можно выделить следующие:

-    обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики, нормативно-правовой базы и ее изменения в долгосрочном периоде;

-       составление прогнозов налоговых обязательств организации, в том числе при наступлении форс-мажорных обстоятельств;

-       варианты (не менее двух) схем финансовых, документарных и товарно-материальных потоков;

-       составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых, финансовых и коммерческих обязательств организации;

-       письменное обоснование применяемых схем и, в особенности, «узких мест», с точки зрения налоговых последствий;

-       варианты возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации, прогноз эффективности применяемых мер, оценка риска различных программ действий.

. Оценка эффективности разработанной налоговой стратегии.

Она выступает заключительным этапом стратегического налогового планирования в ООО «Юнит» и проводится по следующим основным параметрам:

-  согласованность налоговой стратегии организации с общей стратегией его развития. В процессе такой оценки выявляется степень согласованности целей, направлений и этапов в реализации этих стратегий;

-       согласованность налоговой стратегии организации с предполагаемыми изменениями внешней среды. В процессе этой оценки определяется, насколько разработанная налоговая стратегия соответствует прогнозируемому развитию экономики страны, изменениям налоговой политики государства и конъюнктуры финансового рынка в разрезе отдельных ее сегментов;

-       внутренняя сбалансированность налоговой стратегии. При проведении такой оценки определяется, насколько согласуются между собой отдельные цели и целевые стратегические нормативы предстоящей деятельности по налоговому планированию; насколько эти цели и нормативы корреспондируют с содержанием налоговой политики по отдельным аспектам налогового планирования; насколько согласованы между собой по направлениям и во времени мероприятия по обеспечению их реализации;

-       реализуемость налоговой стратегии. В процессе такой оценки, в первую очередь, рассматриваются потенциальные возможности организации в формировании финансовых, интеллектуальных и технико-организационных ресурсов для решения поставленных задач налогового планирования;

-       приемлемость уровня рисков, связанных с реализацией налоговой стратегии. В процессе такой оценки необходимо определить, насколько уровень прогнозируемых налоговых рисков, связанных с деятельностью организации, обеспечивает достаточное равновесие в процессе его развития и соответствует налоговому менталитету его собственников и ответственных за налогообложение менеджеров. Кроме того, необходимо оценить, насколько уровень этих рисков допустим для финансовой деятельности данной организации с позиций возможного размера финансовых потерь (налоговых санкций, пеней за несвоевременную уплату налогов);

-       результативность разработанной налоговой стратегии. Оценка результативности налоговой стратегии может быть проведена, прежде всего, на основе прогнозных расчетов финансовых коэффициентов, а также исходя из динамики показателя доли налоговых отчислений в добавленной стоимости.

Наряду с этим могут быть оценены и нематериальные результаты реализации разработанной стратегии:

-    рост деловой репутации организации;

-       повышение управляемости денежных потоков;

-       повышение уровня социальной удовлетворенности прилегающей внешней среды.

Необходимость реорганизации традиционной организационной структуры ООО «Юнит» связана с быстрым изменением внешней среды и усложнением задач и проектов организации.

При этом может складываться ситуация, когда:

-    нарушается четкость формулировок целей и задач подразделений;

-       появляется дублирование функций в системе управления;

-       возникают также ситуации, нерегламентированные инструкциями и требующие творческого подхода.

Выходом из создавшейся ситуации может стать внедрение в организации адаптивных организационных структур, предназначенных для того, чтобы компания имела возможность быстро реагировать на изменения внешней среды.

В проектной организационной структуре члены проектной группы (специалисты, собранные для реализации конкретного проекта) подчиняются и руководителю проекта, и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно. Руководитель проекта обладает широкими полномочиями. Они могут варьироваться в зависимости от объема делегируемых руководителю проекта прав от почти всеобъемлющей линейной власти над всеми деталями проекта до чисто штабных полномочий.

В процессе налогового планирования предлагается создание трех независимых налоговых групп, призванных выполнять три основных функции планирования: составление плана, реализация плана и контроль за реализацией плана.

Организационная структура налоговой стратегии ООО «Юнит» должна строится, базируясь на двух принципах: являться неотъемлемой составляющей организационной структуры бюджетного процесса в рамках финансового планирования и использовать навыки, потенциал иных служб организации при планировании мероприятий по оптимизации налогового портфеля. Подобным требованиям отвечает проектная организационная структура. Данная организационная структура предполагает введение следующих специалистов: юрист - 1 человек; служба внутреннего аудита - 1 человек; коммерческий директор - 1 чел.; директор по экономике и финансам - 1 человек; финансовый отдел - 2 человека; планово-экономический отдел - 2 человека; отдел налогов - 2 человека.

Первая налоговая группа создается по поводу составления плана оптимизационных мероприятий. Группа состоит, во-первых, из специалистов, занятых формированием финансовой (бюджетной) части производственной программы, - экономистов ПЭО, бухгалтеров, финансистов, сотрудников налогового отдела, если такая служба существует, и, во-вторых, из юристов и сторонних консультантов. Привлечение сотрудников финансового блока будет способствовать принятию плана мероприятий, оптимизирующих налоговые выплаты, который бы в полной мере соотносился с интересами бюджетного процесса, строился на одних принципиальных положениях с последним; использование навыков юристов и мнения высококвалифицированных сторонних консультантов позволит построить систему мероприятий по оптимизации налогообложения с учетом требований действующего законодательства (юридически чисто и обоснованно) и имеющейся практики применения методов минимизации налогообложения. Руководство группой будет осуществлять сотрудник планово-экономического отдела, ибо именно ПЭО разрабатывает производственную программу и функционально отвечает за ее правильность и адекватность, а значит, специалист этого подразделения наиболее эффективно сможет координировать работу группы. Результирующие данные выработанного плана мероприятий по оптимизации налогового портфеля накладываются на график налоговых выплат, разрабатываемый ПЭО совместно с бухгалтерией или отделом налогов при его существовании, который, в свою очередь, заносится в бюджет организации.

В целях реализации плана мероприятий по оптимизации налогового портфеля будет собираться вторая группа специалистов, состоящая из сотрудников юридического отдела, бухгалтерской службы, коммерческого блока и отдела налогов. Привлечение сотрудников коммерческого блока (отделов снабжения, продаж, маркетинга, внешнеэкономических связей) будет вызвано прежде всего тем, что данные специалисты непосредственно будут участвовать в хозяйственно-договорных отношениях, и следовательно, должны будут учитывать налоговую специфику в контактах с контрагентами организации. Кроме того, здесь необходимо отметить, нежелательность участия в реализации оптимизационных мероприятий третьих лиц, в том числе и тех, которые будут составлять план этих мероприятий, ибо практическое применение способов оптимизации налогового портфеля подчас, вольно или невольно, выходит за рамки дозволенности действующим законодательством, и значит требует соблюдения определенного уровня конфиденциальности. Координационное руководство группой реализации мероприятий по оптимизации налогового портфеля будет осуществлять начальник отдела налогов, либо, при отсутствии в структуре организации такой организационной единицы, заместитель главного бухгалтера по налогам. Решения о практической реализации запланированных оптимизационных мероприятий будут приниматься в связи с наличием вероятности наложения ответственности на руководство организации директором по экономике и финансам.

Контроль и оценка эффективности мероприятий по оптимизации налогового портфеля будет осуществляться службой внутреннего аудита и планово-экономическим отделом совместно с ревизором Общества и сторонним консультантом (Аудитором). Цель группы: обнаружить и обосновать причины расхождений в запланированных и фактических данных, основания невыполнения запланированных оптимизационных мероприятий. Сформированная планово-экономическая служба будет предоставлять данные о фактическом исполнении бюджета, внутренние аудиторы и ревизор оценивать адекватность действующему законодательству и соответствие плановым параметрам мероприятий по оптимизации налогового портфеля. Имеющиеся расхождения будут докладываться руководству. Консультанты, анализируя результаты применения оптимизационных мероприятий, будут предоставлять заключения об исправлении допущенных просчетов. Руководство группой возглавит старший аудитор отдела внутреннего аудита. Выработанные группой рекомендации будут применяться при дальнейшем планировании мероприятий по оптимизации налогового планирования.

Эффективность контроля и оценки мероприятий по оптимизации налогового портфеля, равно как и результатов реализации запланированных действий, зависит от наличия на предприятии рационально организованного документооборота налогового планирования.

Все действия, предпринимаемые в процессе налогового планирования, требуют документального закрепления, ибо, во-первых, четко оформленный документооборот налогового планирования позволяет осуществлять объективный контроль со стороны руководства предприятия за действиями групп налогового планирования; во-вторых, учитывая весьма большую вероятность судебных разбирательств по результатам применения оптимизационных мероприятий, наличие литерально оформленных отношений по поводу оптимизации налогового портфеля позволяет аргументированно отстаивать свою точку зрения в арбитражных судах; и, в-третьих, документооборот - важная составляющая управления, обеспечивающая стабильность хозяйственно-производственных связей.

Документооборот налогового планирования является неотъемлемой частью централизованного документооборота организации. Вся документация налогового планирования должна регистрироваться ответственным секретарем групп налогового планирования либо в секретариате, либо в канцелярии организации; а также визироваться сотрудником, осуществляющим руководство налоговой группой (иными работниками руководящего звена). Основные документальные источники, использованные в процессе налогового планирования, будут сдаваться в архив организации, где предполагается хранение по функциональным группам налогового планирования согласно действующему налоговому законодательству (от 3-х до 5-ти лет) - таблица 3.1.

Правильный выбор организационной структуры налоговой стратегии, организация документооборота между ее элементами будут создавать предпосылки для эффективной работы подразделений налогового планирования. Необходимо укомплектовать службы квалифицированными специалистами, правильно распределить между ними обязанности, наделить их необходимыми правами, создать приемлемые условия для работы.

Материально-технические ресурсы, задействованные в процессе налогового планирования, определяются до создания группы планирования мероприятий по оптимизации налогового портфеля, и формируются из двух частей: первая часть состоит из элементов материально-технической базы, находящейся в распоряжении тех подразделений организации, сотрудники которых заняты планированием налоговых платежей; вторая часть создается специально в целях функционирования налоговой группы.

Документация, применяемая в процессе планирования налоговых отчислений "приложение 1"

Среди всего перечня материально-технических ресурсов, необходимых для успешного осуществления функций налогового планирования, существенное место должны занимать:

-    обеспечение налоговой группы современными информационно-вычислительными комплексами, необходимыми для применения статистико-математических методов определения вариантов распределения мероприятий по налоговой оптимизации;

-       использование в процессе работы обширного библиотечного фонда, состоящего из нормативной, научной, практической и периодической литературы;

-       применение баз данных законодательства РФ, облегчающих поиск необходимой документации нормативно-правового характера.

Финансовая база организации налогового планирования формируется исходя из потребностей в осуществлении мероприятий по налоговой оптимизации. Кроме того, руководство организации должно сформировать политику стимулирования работников налогового сектора за достижение положительных результатов процесса налогового планирования.

Таким образом, налоговый план организации должен иметь следующие разделы:

-  календарь налогоплательщика по каждому налогу;

-       перечень мероприятий по оптимизации налоговых потоков, временные параметры реализации оптимизационных мероприятий, ответственные исполнители, ресурсы и инструментарий, необходимые для реализации указанных мероприятий;

-       график налоговых выплат с учетом применения мероприятий по оптимизации налогового портфеля и налоговых льгот по конкретным налогам;

-       график повышения квалификации специалистов налоговой сферы;

-       иные вопросы.

Заключительным этапом постановки налоговой стратегии организации является организация работы по формированию, ведению и хранению базы данных планово-экономической информации, внесению изменений в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке налоговых данных.

Данная работа состоит, во-первых, в сборе и обработке практического опыта по внедрению тех или иных мероприятий по налоговой оптимизации, формированию банка статей и научных работ по заданной тематике, во-вторых, в анализе с помощью средств вычислительной техники основных индикаторов налогового планирования и принятии на основе этого анализа заключений по формам и методам реформирования системы планирования налоговых отчислений; и, в-третьих, в обработке статистической налоговой информации с использованием прикладных программных продуктов, таких как: Microsoft Excel, Microsoft Access, FoxPro.

Кроме того, для автоматизации процесса бюджетирования могут использоваться пакеты программ бизнес-планирования: MS Project 2000, Expert Project 5, Налоговый вестник, QuickTax HeadStart 1995, Small Business Tax Organizer, TimeLine 5.0 и другие. А также автоматизированные системы ведения бизнес-процесса: 1С-Рарус, Галактика, БЭСТ, RAP3, Scala и т.п. системы.

 

3.2    Мероприятия, направленные на оптимизацию налоговых платежей в ООО "Юнит"


Оптимизация налоговых платежей в ООО «Юнит» будет проводиться по следующим направлениям:

оптимизация организационной структуры;

оптимизация выплат по страховым взносам;

изменение учетной политики;

оптимизация налога на имущество;

оптимизация транспортного налога;

снижение налога на прибыль.

В 2012 г. была осуществлена продажа грузовых машин из-за их неполной загрузки. Поэтому предлагается вместо штатных водителей заключить договор на оказание автотранспортных услуг с индивидуальным предпринимателем.

Заключение такого договора поможет сократить размер страховых взносов, останется на прежнем уровне транспортный налог, а также будет способствовать снижению налога на прибыль.

В таблице 3.1. рассмотрено, влияние данного предложения на размер страховых взносов, при условии, что размер средней заработной платы останется на уровне 2012 года, а среднесписочная численность персонала сократится на 2 человека.

Тариф страховых взносов в 2013 году в ПФР <http://nicolbuh.ru/pensionnye-fondy-moskvy> составляет 22%, в ФСС <http://nicolbuh.ru/fss> - 2,9%, в ФФОМС - 5,1%. Страховые взносы <http://nicolbuh.ru/strakh-vznos> по основному тарифу взимаются в пределах базы, которая в 2013 году составляет 568 тыс. руб.

Таблица 3.1 Прогноз уплаты страховых взносов ООО «Юнит» на 2013 год, (тыс.руб.)

Показатель

2012 год

2013 год

Абсолютное отклонение





Налоговая база (фонд оплаты труда)

2725,03

2564,74

-160,29

Ставка, %

30

30

0

Сумма исчисленного налога за налоговый период

817,51

769,42

-48,09

Cумма налога, подлежащая уплате в бюджет

791,00

676,7

-114,3


Как видно из таблицы 3.1, в 2013 году происходит снижение налоговой базы по страховым взносам на 160,29 тыс. руб., что в свою очередь обусловило снижение суммы исчисленного налога за налоговый период на 48,09 тыс. руб. и, как следствие, снижение суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, на 114,3 тыс. руб.

Для ООО "Юнит" предлагается в замен покупки нового транспортного средства, компенсировать работнику затраты на использование его личного автомобиля в служебных целях.

На балансе ООО «Юнит» в 2012 году числится легковой автомобиль ВАЗ 2106 1998 года выпуска остаточной стоимостью 55 тыс. руб. Таким образом, ООО «Юнит» можно реализовать легковой автомобиль, числящийся на его балансе. Налог на прибыль от прочих доходов в данном случае составит 11 тыс. руб.

В данном случае ООО «Юнит» можно порекомендовать оформить служебную записку сотрудника и приказ по организации, так как статья 188 <https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=168355&promocode=0957> Трудового кодекса согласно, что если сотрудник использует при работе свое имущество, и это происходит с согласия и ведома работодателя, то организация обязана возместить сотруднику расходы, связанные с использованием имущества и выплатить компенсацию за его использование, износ (амортизацию).

В таблице 3.2. рассмотрено, как предложенное мероприятие повлияет на размер транспортного налога.

Таблица 3.2 Прогноз уплаты транспортного налога ООО «Юнит»

Показатель

2012 год

2013 год

Абсолютное отклонение





Налоговая база, л/с

75

0

-

Ставка, руб./л.с.

5

0

-

Cумма налога, подлежащая уплате в бюджет, (тыс.руб.)

375

0

- 375


Проведя анализ таблицы 3.2, в 2013 г. транспортный налог ООО «Юнит» уплачивать не будет, тем самым снижается налоговая нагрузка организации.

Анализ налогов ООО "Юнит" показал, что из всех уплачиваемых налогов в значительной мере влияющим на финансовый результат, является налог на прибыль. Обязанности по уплате налога на прибыль определены Налоговым кодексом РФ, гл. 25, ст. 246-333.

При рассмотрении возможностей оптимизации налога на прибыль организации необходимо знать все аспекты исчисления и уплаты данного налога. Основными направлениями оптимизации налоговой нагрузки являются:

обоснование и документальное подтверждение расходов, направленных на получение дохода от реализации продукции, работ, услуг и прочих дохода;

обоснование критериев отнесения расходов к текущим, а не к расходам будущих периодов;

осуществление контроля за размером расходов, регулируемых для целей налогообложения прибыли в соответствии с положениями гл.25 НК РФ: представительские, командировочные, страхование работников, имущества и др.;

обоснование в договорах наличия штрафных санкций исходя из положений ст.317 НК РФ;

обоснование сомнительности долгов в целях обеспечения возможности формирования резервов по сомнительным долгам;

обоснование способа начисления амортизации по амортизируемому имуществу; рассмотрение возможностей применения ускоренной амортизации, в т. ч. путем приобретения имущества путем финансового и оперативного лизинга;

рассмотрение возможности оформления безвозмездного получения имущества от акционеров, чья доля в капитале общества превышает 50 %; и другие направления.

Традиционно для снижения налоговой нагрузки используются следующие способы:

формирование резервов позволяет более равномерно распределять налоговую нагрузку по налоговым периодам, т. е. получать отсрочку по налогу на прибыль;

использование элементов налогового учета: выбор метода начисления амортизации, способа списания стоимости материалов и другие способы;

перенос налогооблагаемой базы на льготный налоговый режим либо в организации с меньшим уровнем налоговой нагрузки и рефинансирование без дополнительных налоговых обязательств.

С 2011 г. формирование резерва в бухгалтерском учете производится в соответствии с ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (далее - ПБУ 8/2010), так как данное оценочное обязательство соответствует условиям, установленным п. 5 ПБУ 8/2010.

Таким образом, теперь у организаций нет выбора: они обязаны формировать в бухгалтерском учете резерв, признавая его оценочным обязательством.

Исключения, на которые не распространяются положения ПБУ 8/2010, перечислены в п. 2 ПБУ 8/2010. Кроме того, исключение составляют малые предприятия, которые, как и раньше, могут не формировать резерв (п. 3 ПБУ 8/2010). Других исключений для неприменения указанного ПБУ не предусмотрено.

Оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете организации в величине, отражающей наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству. Наиболее достоверная оценка расходов представляет собой величину, необходимую непосредственно для исполнения (погашения) обязательства по состоянию на отчетную дату или для перевода обязательства на другое лицо по состоянию на отчетную дату (п. 15 ПБУ 8/2010).

Величина оценочного обязательства определяется организацией на основе имеющихся фактов хозяйственной жизни организации, опыта в отношении исполнения аналогичных обязательств, а также при необходимости мнений экспертов. Организация обеспечивает документальное подтверждение обоснованности такой оценки (п. 16 ПБУ 8/2010).

В соответствии с п. 17 ПБУ 8/2010 при определении величины оценочного обязательства организация исходит из следующего:

если величина оценочного обязательства определяется путем выбора из набора значений, то в качестве такой величины принимается средневзвешенная величина, которая рассчитывается как среднее из произведений каждого значения на его вероятность;

если величина оценочного обязательства определяется путем выбора из интервала значений и вероятность каждого значения в интервале равновелика, то в качестве такой величины принимается среднее арифметическое из наибольшего и наименьшего значений интервала.

В соответствии со ст. 114 ТК РФ на время отпуска работникам сохраняется место работы и средний заработок. Таким образом, выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска являются одним из случаев предоставления работодателем гарантий, которые производятся за счет его средств (ст. 165 ТК РФ). Следовательно, расходы в виде отпускных есть не что иное, как обязательство работодателя, установленное законодательством (в данном случае - ТК РФ).

В соответствии с п. 8 ПБУ 8/2010 оценочные обязательства отражаются на счете учета резервов предстоящих расходов, то есть на счете 96 (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

При признании оценочного обязательства в зависимости от его характера величина оценочного обязательства относится на расходы по обычным видам деятельности или на прочие расходы либо включается в стоимость актива (п. 8 ПБУ 8/2010).

ООО «Юнит» не формировало оценочных обязательств на оплату отпусков, то можно порекомендовать создание такого обязательства. Учитывая, что речь идет о заработной плате сотрудников, то величина оценочных обязательств относится на расходы по обычным видам деятельности.

Непосредственно порядок признания оценочных обязательств (однократно, ежемесячно, ежеквартально и т.п.), а также методика определения их величины в ПБУ 8/2010 не прописаны.

Принимая во внимание, что п. 72 Положения, содержавший норму о равномерности включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения, утратил силу, полагаем, что организация вправе самостоятельно установить методику расчета и порядок признания оценочного обязательства (однократно, ежеквартально и т.п.). Такое право дает организации п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации".

Для ООО «Юнит» установится порядок признания такого резерва однократно.

Поскольку нормы ПБУ 8/2010 не устанавливают конкретной методики определения величины и порядка признания оценочных обязательств, считается, что организация вправе применять для целей отражения в бухгалтерском учете информации о формировании Резерва порядок, аналогичный порядку формирования Резерва в налоговом учете, что следует закрепить в приказе об учетной политике для целей бухгалтерского учета. Это обеспечит максимальное сближение порядка формирования Резерва в налоговом и бухгалтерском учете (табл. 3.3).

На 01.01.2013 в ООО «Юнит» отсутствуют сотрудники с неиспользованным отпуском. Составим расчет по созданию резерва на оплату отпусков на 2013 год, в котором можно определить предполагаемую сумму расходов на отпуск с учетом страховых взносов и предельный процент отчислений в резерв.

Фонд оплаты труда за 2012 г. составил 2725,03 тыс. руб. (в т.ч. оплата отпусков - 294,72 тыс. руб.). Планируемый фонд заработной платы в 2013 г. - 2564,74 руб. (в т.ч. оплата отпусков - 277,38 тыс. руб.). Общая ставка страховых взносов на 2013 г. - 30%.

Предполагаемая годовая сумма расходов на оплату труда:

,74+676,7 = 3241,44 тыс. руб.

Сумма расходов на отпуск с учетом страховых взносов:

,38+277,38*20/100 = 360,60 тыс. руб.

Процент отчисления в резерв:

,60/3241,44*100 = 11,12 %

Сумма резерва составит:

,38*11,12/100 = 30,86 тыс. руб.

Формирование оценочных обязательств ООО «Юнит» представлены в таблице 3.3.

Таблица 3.3

Формирование оценочных обязательств ООО «Юнит», (тыс.руб.)

Показатель

2012 год

2013 год

Налоговая база (ФОТ)

2725,03

2564,74

Ставка, %

30

30

Сумма исчисленного налога за налоговый период

791,00

676,7

Сумма расходов на отпуск с учетом страховых взносов

294,72

277,38

Процент отчисления в резерв, %

0

11,12

Величина резерва на оплату отпусков

0

30,86


Так же способом, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, является использование амортизационной премии.

Статья 258 Налогового Кодекса РФ предоставляет налогоплательщику право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в процентном соотношении от размера первоначальной стоимости приобретаемых основных средств или расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение, частичную ликвидацию основных средств (далее - объект основных средств). Такие капитальные вложения получили условное название амортизационной премии.

Таким образом, амортизационная премия в целях налогообложения прибыли это единовременные капитальные вложения, которые налогоплательщик вправе отнести на расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, при вводе в эксплуатацию приобретенного объекта основных средств, являющегося амортизируемым имуществом <http://www.operbank.ru/amortizatsiya-63.html>. Амортизационная премия позволяет ускорить процесс отнесения на расходы приобретаемого объекта основных средств. Решение организации-налогоплательщика о включении в состав расходов амортизационной премии лучше утвердить в Учетной политике для целей налогообложения (далее - Учетная политика). Это позволит избежать ненужных споров с налоговыми органами. В учетной политике необходимо отразить также и принцип применения амортизационной премии, либо амортизационная премия применяется в отношении всех объектов основных средств налогоплательщика, либо только в отношении отдельный категорий объектов основных средств (например, стоимостью выше определенного размера, относящихся к той или иной группе ).

ООО «Юнит» планирует приобретение основного средства (электрическая гладильная доска) стоимостью 159 тыс. руб. Так как данное средство относится к 5 амортизационной группе, то размер амортизационной премии согласно п. 9 статьи 258 Налогового Кодекса 30%.

Амортизационная премия относится на расходы в месяц начала амортизации, т.е. в месяц, следующий за датой ввода в эксплуатацию основного средства. При этом, первоначальная стоимость, исходя из которой впоследствии будет начисляться амортизация, уменьшается на сумму отнесенной на расходы амортизационной премии и будет = 47700 руб.

В табл. 3.4 более подробно рассмотрим, как предложенные мероприятия повлияли на финансовый результат.

Таблица 3.4 Анализ влияния предложенных рекомендаций на валовую прибыль ООО «Юнит», (тыс.руб.)

Показатель

Базовый период

Плановый период

Изменение, 2013 к 2012 г.




(+/-)

%

Выручка от продаж

50 783

50 783

0

100,00

Себестоимость продаж

46 777

47 995

1 218

102,60

Затраты на оплату труда (налоговая база по страховым взносам

2725,03

2564,74

94,12

Страховые взносы, включаемые в себестоимость продукции

791

676,7

-114,3

85,55

Резерв на оплату отпусков

0

30,86

30,86

0,00

Амортизационная премия

0

47,7

47,7

0,00

Валовая прибыль

4 005

2 788

-1 217

69,61


Как видно из табл. 3.4, в результате предложенных мероприятий произошло уменьшение валовой прибыли на 1 217 тыс.руб, обусловленное ростом себестоимости продаж на 2,60 %.

Прогноз величины налога на прибыль представлен в табл. 3.5.

Таблица 3.5 Прогноз уплаты налога на прибыль ООО »Юнит» в 2013 году, (тыс.руб.)

Показатель

Базовый период

Плановый период

Отклонение (+,-)

Темп изменения %






Валовая прибыль

4 005

2 788

-1 217

69,61

Прибыль до налогообложения

4 005

2 788

-1 217

69,61

Налоговая ставка, %

20

20

0

100,00

Налоговая база

4 005

2 788

-1 217

69,61

Сумма исчисленного налога

801

557,6

-243,4

65,75


Как видно из таблицы 3.5, в результате предложенных мероприятий происходит значительное снижение прибыли для целей налогообложения на 1 217 тыс. руб., тем самым происходит уменьшение налоговой базы, что в свою очередь способствует снижению налога на прибыль на 243,4 тыс.руб.

Таким образом, снижению прибыли для целей налогообложения способствует увеличение расходов, уменьшающих сумму доходов от продаж.

Прогнозируемая сумма налогов, начисленные в процессе хозяйственной деятельности ООО «Юнит», отразившиеся на формировании финансового результата отчетного периода представлена в таблице 3.6.

Таблица 3.6 Прогнозируемая сумма налогов, отразившиеся на формировании финансового результата отчетного периода в ООО «Юнит» в 2013 году, (тыс. руб.)

Показатели расходов, формирующие финансовый результат

2012 год

2013 год

Абсолютное отклонение (+,-)

Страховые взносы

791

676,7

-114,3

Транспортный налог

0,37

0

-0,37

Налог на прибыль

801

557,6

-243,4

ИТОГО

1592,37

1234,3

-358,07


В табл. 3.6 представлены все группы налогов, формирующих финансовый результат организации. Как видно из расчетов, в результате предлагаемых мероприятий произойдет снижение налоговой нагрузки ООО «Юнит» на 358,07 тыс. руб.

План налогового поля ООО «Юнит» в 2013 г. приведен в табл. 3.7.

Таблица 3.7 План налогового поля ООО «Юнит»

Виды налогов

Налоговая база

Ставка налога, %

За счет каких источников уплачивается

Федеральные




- НДС

Начис-ый НДС, взим-ый с пот-ля как доля от нал-ых продаж (ст. 53,153,154 НК РФ)

18

Ст. 170, 172 НК РФ

- налог на прибыль орг-ий

прибыль, полученная налогоплате-льщиком согласно ст. 25 НК РФ

2

налогооблагаемая прибыль организации

- страховые взносы

выплаты в пользу застрахованных лиц (ФЗ от 24.07.2010 г № 212-ФЗ)

30

Себестоимость продукции

ПФ


22


ФСС


2,9


ФФОМС


5,1


Бюджет субъектов РФ

- налог на имущество

Средн-ая стоимость имущ-а, приз-ого объектом налогообложения

2,2

гл. 30 НК РФ не установлено

- налог на прибыль

прибыль, полученная налогоплате-льщиком согласно ст. 25 НК РФ

18

налогооблагаемая прибыль организации

Приведенные меры оптимизации налогового планирования по снижению налоговой нагрузки являются эффективными и экономически обоснованными. Экономия по уплачиваемым налогам составит 358 тыс.руб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В данной дипломной работе рассмотрена налоговая политика ООО «Юнит».

В ходе проведенного исследования получены следующие результаты: сформулировано понятие налогового планирования организации как самостоятельной экономической категории и определено ее соотношение с такими понятиями как налоговый менеджмент и налоговая оптимизация; выявлены факторы, влияющие на формирование налогового планирования организации; произведён анализ налоговых платежей, расчёт налоговой нагрузки ООО «Юнит» за период с 2011 по 2012 г.; предложена программа налоговой оптимизации для исследуемой организации.

Организация находится на общем режиме налогообложения и уплачивает: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на доходы физических лиц.

Наибольший удельный вес в общей сумме налоговых платежей организации как в 2012 году так и в предыдущем году занимает налог на прибыль и составляет 43 % в 2011 и 37 % в 2012 году.

Общая сумма налоговых платежи организации в 2012 году увеличились на 4,3 % или на 38,6 тыс. руб. Это произошло за счет увеличения количества работников и фонда оплаты туда.

Налоговая нагрузка на расчетную прибыль снизилась за счет увеличения чистой прибыли организации и составила 42,9 % в 2012 году, что на 2,1 % меньше, чем в 2011 году.

Нагрузка на выручку организации увеличилась на 0,6 % при сравнении 2012 года с 2011 годом, т.к. суммы налогов и выручки от реализации продукции остались практически на том же уровне.

Нагрузка на оборотные активы снизилась на 16,3 % и составила 35,7 % в 2012 году. Это произошло за счет увеличения суммы оборотных активов организации. Налоги стали занимать меньшую долю в активах. Данный факт является положительным для организации, т.к. налоговые платежи организации обеспечены активами более чем на 50%.

Показатель нагрузки на добавленную стоимость организации в 2012 году снизилась на 2,4 % и составил 22,8 %, это является положительным моментом, так как данное снижение произошло за счет значительного увеличения добавленной стоимости.

Налоговая нагрузка на фонд оплаты труда изменилась в меньшую сторону на 0,7 % в 2012 году и составила 30,1 % в связи с использованием налоговых льгот при исчислении налога на доходы физических лиц.

Сумма этого налога на прибыль снизилась по отрицательной для организации причине - из-за уменьшения объемов реализованной продукции. Это во многом зависит от наличия основных средств в организации.

Целью было увеличение финансового результата за счет снижения сумм налогов, а не за счет увеличения объемов продаж. Эффективное налоговое планирование предполагает оптимизацию налоговых платежей, не ухудшающую основную деятельность организации.

Для улучшения финансового состояния организации были предложены следующие мероприятия по оптимизации налоговых платежей:

оптимизация организационной структуры;

оптимизация выплат по страховым взносам;

изменение учетной политики;

оптимизация налога на имущество;

оптимизация транспортного налога;

снижение налога на прибыль.

Использование предложенных мероприятий дает следующий экономический эффект:

происходит снижение налоговой базы по страховым взносам на 114,3 тыс. руб., что в свою очередь обусловило снижение суммы исчисленного налога за налоговый период на 243,4 тыс. руб.;

в 2013 году ООО «Юнит» транспортный налог уплачивать не будет;

использование амортизационной премии позволит уменьшить среднегодовую стоимость имущества на 0,02% (47,7 тыс. руб.), что при сокращении налоговой базы на 69,61 тыс. руб. обусловило снижение налога на имущество;

в результате предложенных мероприятий произошло уменьшение валовой прибыли на 1 217 тыс.руб, обусловленное ростом себестоимости продаж на 1 218 тыс.руб.;

значительное снижение прибыли для целей налогообложения на 1 217 тыс. руб., что обусловило и аналогичное сокращение налоговой базы, что в свою очередь будет способствовать снижению налога на прибыль на 243,4 тыс. руб;

снижение налоговой нагрузки ООО «Юнит» на 358,07 тыс. руб.

Проведя анализ предложенных мероприятий по оптимизации налогового планирования в ООО «Юнит», можно сделать вывод, что предлагаемые меры оптимизации являются эффективными и экономически обоснованными.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2013) Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

2.      Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2013) Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

.        Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2013) Статья 167. «Момент определения налоговой базы» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

.        Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ (ред. от 28.11.2011) "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах "Статья 27.1» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

.        Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н (ред. от 24.12.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.12.2002 N 4090)IV. Учет налога на прибыль // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

.        Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (ред. от 28.05.2013) "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость . Правила заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

7.     Алеников А.С. Исторические аспекты процесса формирования налоговой политики в России // Налоговое планирование и практика. 2011. N 1-2.

8.      Анохина Г.И. Роль и значение налогового планирования на микроуровне Проблемы современной экономики. 2011. N 1.

.        Балакирев Н.Н., Литвиненко А.Н. Налоговое планирование на предприятии: Учеб. Пособие. СПб.: ИВСЭП, Знание, 2010. 59 с.

.        Барулин С.В. Налоговый менеджмент: Учеб. Пособие / С.В. Барулин, Е.А. Ермакова, В.В. Степаненко. М.: Омега-Л, 2011. 269 с.

.        Балакирев Н.Н., Литвиненко А.Н. Налоговое планирование на предприятии: Учеб. пособие. СПб.: ИВСЭП, Знание, 2010. 59 с.

.        Барулин С.В. Налоговый менеджмент: Учеб. пособие / С.В. Барулин, Е.А. Ермакова, В.В. Степаненко. М.: Омега-Л, 2011. 269 с.

13.   Волков, В.П. Экономика предприятия: учеб пособие / В.П.Волков, А.И.Ильин, В. И Станкевич. - М.: Новое знание, 2011. - 677 с.

14.    Мухамедзянов К.З. Эффективность учетной политики для целей налогообложения организации // Налоги и налоговое планирование. 2012. N 7. С. 56 - 58.

15.   Незамайкин В.Н. Роль и место налогового анализа в общей системе управления народным хозяйством // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 2.

.       Хотинская Г.И. Налоговый менеджмент (на примере сферы сервиса): Учебно-методич. пособие. М.: МГУС, 2011.

17.    Шальнева М.С. Налоговая нагрузка: способы ее определения и возможности оптимизации // Международный бухгалтерский учет. 2011. N 44. С. 52 - 59.

.        Какие налоговые последствия может иметь тот факт, что в организации налоговая нагрузка будет ниже среднего размера нагрузки по соответствующему виду экономической деятельности?\\ Степанов Т.В.\\ Консультация эксперта № 3, 2013.

.        Комплексный подход к оценке эффективности налогового планирования в регионах \\ Сысоева Е.Ф., Мельник Е.Н.\\ "Годовой налоговый отчет - 2012" От журнала "Российский налоговый курьер"\\ "Статус-Кво 97", 2013.

.        Налоговая нагрузка предприятия: сущность, функции, факторы и показатели\\ Бородина А.С..

.        Налоговая нагрузка: способы ее определения и возможности оптимизации \\ "Международный бухгалтерский учет", 2011, N 44

.        Оценка и анализ производственных затрат и их роль в эффективном управлении предпринимательской деятельностью (Абдукаримов И.Т., Абдукаримова Л.Г.) "Финансы: планирование, управление, контроль", 2011, N 4.

.        Оценка налоговой нагрузки производственного предприятия \\ Бородина А.С.\\ "Налоги и налогообложение", 2011, N 9.

.        Понятие налоговое планирование организации в системе категорий финансового менеджмента\\Заика В.С.\\"Налоги" (журнал), 2010, N 5.

.        Эффективность учетной политики для целей налогообложения организации \\ Мухамедзянов К.З.\\ "Налоги и налоговое планирование", 2012, N 7.

.        Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс] / ФНС России. Режим доступа: http://www.24.nalog.ru.

.        Официальный портал: Красноярский край [Электронный ресурс] / Администрация Губернатора Красноярского края. - Режим доступа: http://www.krskstate.ru.

.        Официальный сайт: Министерство финансов РФ [Электронный ресурс] / Министерство финансов Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.minfin.ru.

.        Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс] / ФНС России. Режим доступа: http://www.nalog.ru.

.        Яковлева Е.А. Налоговое планирование на предприятии. СПб.: Питер, 2012. - 690 с.

.        Ялбулганова А.А., Специальные налоговые режимы: уч. - мет. пос. М.: Ось-89, 2012. - 128 с.

32.    Ядрихинский С.А. Теоретические и прикладные аспекты налогового планирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. N 12.

.        Юрмашев Р.С. Налоговая оптимизация и налоговое правонарушение: грани соотношения понятий // Адвокатская практика. 2012. N 3.

.        Чибинев В.М., Свистунов А.А. Проблемы обеспечения правовой защиты при применении налогового планирования // Налоги (газета). 2010. N 21; СПС «КонсультантПлюс».

.        Рюмин С.М. Налоговое планирование: общие принципы и проблемы // Налоговый вестник. 2012. N 2. С. 123.

Похожие работы на - Налоговое планирование в организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!