Налоговая система: понятие и ее взаимосвязь с экономической политикой

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,01 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налоговая система: понятие и ее взаимосвязь с экономической политикой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Байкальский государственный университет экономики и права

Факультет налогов и таможенного дела

Кафедра: «Налоги и таможенное дело»

Специальность 080107 «Налоги и налогообложение»






КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Налоги и налогообложение

на тему: Налоговая система: понятие и ее взаимосвязь с экономической политикой

Руководитель:

Тимофеева Александра Александровна

Исполнитель: Студент (ка) группы

Васильева Анастасия Сергеевна Н-12-1






Иркутск, 2013 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика налоговой системы

.1 История развития налоговой системы в России

.2 Понятие, функции, принципы построения налоговой системы

Глава 2. Взаимосвязь налоговой системы с экономической политикой

.1 Понятие, направления, цели и методы экономической политики России

.2 Роль налоговой системы в экономике России

Заключение

Список литературы

Введение

Государство не может существовать без налогов. Это знали еще в древности. Изобретались самые разные формы налогообложения: на окна и дымовые труба, на соль, на спиртные напитки.

Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена в Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 57 Конституции «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Государство использует налоги как один из инструментов реализации избранных в обществе приоритетных направлений развития экономики.

Система налогообложения любого государства активно изменяется и совершенствуется. Это характерно и для Российской Федерации. Разрабатываемые поправки к Бюджетному и Налоговому кодексам существенно меняют перечень налогов по уровням налоговой системы, порядок их исчисления и взимания и другие принципиальные моменты.

Налоговая система должна обеспечить стабильность, прогнозируемость доходов бюджетов всех уровней. Ради этого они созданы, ради этого уплачиваются налоги. Это обеспечение федерального бюджета, бюджетов субъектов, бюджетов муниципалитетов.

Данная курсовая работа посвящена налоговой системе и ее взаимосвязи с экономической политикой Российской Федерации.

Выбранная мною тема является довольно актуальной, это обосновывается тем, что на протяжении десяти последних лет налоговая система России постоянно подвергается изменениям, а законодательные органы правительства, как России, так и ее субъектов находятся в постоянном поиске оптимальных решений в сфере налогообложения.

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ налоговой системы, а также выявление взаимосвязи между налоговой системой и экономической политикой Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

. Изучить историю развития налоговой системы в России

. Изучить понятие, функции принципы построения налоговой системы

. Рассмотреть направления, цели и методы экономической политики России

. Определить роль налоговой системы в экономической политике России

В качестве методов в курсовой работе использованы:

. Анализ

. Сравнение

. Систематизация

. Абстрагирование

Курсовая работа включает в себя: содержание, введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Глава 1. Общая характеристика налоговой системы

.1 История развития налоговой системы в России

налоговая система экономическая политика

Основным источником дохода княжеской казны была дань с подвластных князю племен и народностей. Дань уплачивалась деньгами - чаще всего арабскими монетами или натурой - мехами. Существовало также и косвенное налогообложение, в форме торговых и судебных пошлин. Особенно крупными источниками дохода казны являлись торговые сборы, они возросли из-за присоединения к Московскому княжеству новых земель и, прежде всего, крупных торговых центров.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем русскими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской души и со скота. В результате, взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси.

Политическое объединение русских земель относится к концу XV века. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода. Однако одновременно с ним обложением населения занимались и территориальные приказы. В силу этого финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.

Эпоха Петра I характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства, крупномасштабных государственных преобразований. Для пополнения казны изобретались все новые способы, вводились дополнительные налоги. Император учредил особую должность - прибыльщики, обязанность которых заключалась в том, чтобы изобретать новые источники доходов казны.

В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить справедливость налогообложения. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем в первую очередь для малоимущих людей. Для устранения злоупотреблений при переписи дворов введена была подушная подать.

При Петре I были образованы двенадцать коллегий, из которых четыре заведовали различными финансовыми вопросами: камер-коллегия, штате-коллегия, ревизион-коллегия и коммерц-коллегия.

Екатерина II преобразовала систему управления финансами. В 1780 г. была создана экспедиция о государственных доходах, в следующем году она разделилась на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая - расходами, третья - ревизией счетов, четвертая - взыскиванием недоимок, недоборов.

В 1802 г. манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было создано Министерство финансов и определена его роль. На протяжении XIX века главным источником доходов оставались государственные прямые и косвенные налоги. Второе место среди прямых налогов занимал оброк. Ставка оброка дифференцировалась по классам губерний. Кроме прямых государственных налогов функционировали земские (местные) сборы. Земским учреждениям предоставлялось право определять сборы с земли, фабрик, заводов, торговых заведений.

Среди косвенных налогов в прошлом веке крупные доходы Российскому государству давали акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички и т.д. Значительными были поступления от производства и торговли алкогольными напитками. Система акцизов, как и таможенные пошлины, имела отнюдь не только фискальный характер. Она обеспечивала государственную поддержку отечественным предпринимателям, защищала их в конкурентной борьбе с иностранцами.

Начало XX в. для России ознаменовалось несколькими спадами в развитии экономики и налоговой системы.

Так, например, с октября 1917 г. основным источником доходов временной власти стала эмиссия денег, а местные органы существовали за счет контрибуции.

Но эти явления не способствовали налаживанию национального хозяйства. Положение улучшилось, после перехода на новую экономическую политику.

Начало 90-х гг. явилось периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации, которое, в сущности, продолжается по сегодняшний день.

Подвоя итог, можно сказать, что налоги появились не в одночасье, а постепенно и формировались вместе с государством. Поскольку налоги взимаются деньгами, собственники должны производить излишки продукции, чтобы продавать их, и иметь живые деньги, что способствует расширению торгово-денежных отношений, увеличению процесса разделения труда.

1.2 Понятие, функции, принципы построения налоговой системы

При определении налоговой системы большинство авторов придерживаются формулировки, данной в законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»: налоговая система - это совокупность налогов и сборов.

Некоторые авторы соотносят налоговую систему с системой государственных органов, управляющих налогообложением.

Более широкое понимание налоговой системы дается в работах правоведов, которые определяют ее, как совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. К таким условиям они, в частности, относят: систему налоговых органов, систему и принципы налогового законодательства, принципы налоговой политики, порядок распределения налогов по бюджетам, формы и методы налогового контроля и т.д.

В работе Л.П. Павловой и М.Р. Пинской налоговая система определяется как сложное, эволюционирующее социальное образование.

В работе Л.Н. Лыковой налоговая система - совокупность взаимосвязанных компонентов.

Кроме того, налоговую систему можно определить следующим образом: налоговая система - совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в государстве с плательщиков - юридических и физических лиц, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля.

Налоговая система обладает рядом функций. В налоговой теории однозначное признание получила пока только одна функция - фискальная. По поводу других функций существуют различные мнения: от отрицания наличия каких-либо других функций, кроме фискальной, до чрезмерного расширения их количества. Это связано с тем, что в современном мире функции государства многократно возросли: помимо традиционных общественно-политических функций, государство в той или иной форме регулирует все социально-экономические процессы. Необходимо отметить, что наибольшее признание в этой связи получили следующие функции налоговой системы: фискальная, макроэкономическая (регулирующая), распределительная, стимулирующая, контрольная. Рассмотрим данные функции подробно.

Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики. Преобладающий интерес государства в реализации фискальной (бюджетной) функции проявляется в стремлении максимально увеличить налоговые источники, что может вести к гипертрофированию фискальной функции перед другими функциями и задачами налоговой системы и налоговой политики.

Макроэкономическая (регулирующая) функция - это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.

Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Данная функция влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

Эта функция является в современной практике России слабо реализуемой и неэффективно используемой.

Контрольная функция налоговой системы выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И наоборот, ослабление контрольной функции означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.

Контрольная функция проявляется в обязательности исполнения налогового законодательства всеми физическими и юридическими лицами, в полноте сбора налоговых платежей и действенности, эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства, предписываемые законом перед государством.

Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.

Организационные принципы налоговой системы - это положения, в соответствии с которыми осуществляются построение, развитие налоговой системы и управление ею.

Впервые принципы налогообложения сформулировал Адам Смит в 1776 г. Дальнейшее развитие идей Смита, их адаптация к современным условиям позволяет расширить и уточнить принципы построения налоговой системы:

. Принцип равномерности заключается в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам;

. Принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ и время платежа должны быть четко определены и известны налогоплательщику заранее;

. Принцип удобства, согласно которому налоги должны взиматься в такое время и таким способом, которые предоставляют наибольшие удобства для плательщиков;

. Принцип экономии, в соответствии с которым издержки по уплате налогов плательщиком и по взиманию налогов государством должны быть минимальными;

. Принцип обязательности подразумевает обязательность, принудительность и неотвратимость уплаты налогов;

. Принцип справедливости - справедливое распределение платежей между богатыми и бедными: первые платят пропорционально больше налогов, чем вторые;

. Принцип подвижности (эластичности) - способность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов государства или, наоборот, к сокращению при наличии возможностей государства и целей его социально-экономической политики;

. Принцип однократности налогообложения - один и тот же объект должен облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения;

. Принцип стабильности - стабильность действующей налоговой системы во времени;

. Принцип оптимальности - оптимальный выбор источника и объекта налогообложения;

. Принцип стоимостного выражения - денежный характер налогообложения, т.е. налоги должны уплачиваться только в денежной форме;

. Принцип единства - действие налоговой системы на всей территории страны и для всех юридических и физических лиц;

Налоговая система России руководствуется следующими организационными принципами:

. Принцип единства - согласно Конституции России не допускается как установление налогов, ограничивающих свободное перемещение товаров и финансовых средств в пределах страны, так и введение региональных налогов, позволяющих наполнять бюджеты одних территорий за счет других;

. Принцип подвижности - оперативное изменение в сторону увеличения или уменьшения налогового бремени;

. Принцип стабильности - налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до очередной налоговой реформы;

. Принцип множественности налогов - налоговая система должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов налогообложения для возможности проведения гибкой государственной налоговой политики;

. Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов - ограничение введения дополнительных налогов субъектами Федерации и органами местного самоуправления, а также запрет на повышение ставок налоговых платежей;

Глава 2. Взаимосвязь налоговой системы с экономической политикой

.1 Понятие, направления, цели и методы экономической политики России

Государственная экономическая политика - это совокупность мер, осуществляемых государственными органами, направленных на упорядочение, корректировку и поддержание социально-экономических процессов развития общества, которые обеспечивают экономический рост и необходимый уровень благосостояния страны.

Также под государственной экономической политикой понимается проводимая государством генеральная линия экономических действий, дающая желаемую направленность экономическим процессам через совокупность предпринимаемых правительством мер, посредством которых достигаются намеченные цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы.

На каждом этапе развития общества конкретные направления экономической политики, их содержание, политическая значимость разные. Выбор их не может быть произвольным. Он определяется уровнем развития производительных сил и производственных отношений, конкретными историческими условиями, ситуацией в мире.

Направления экономической политики разнообразны по своему содержанию, политической значимости.

Их можно классифицировать:

. По сферам экономической жизни (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, торговля и т.д.)

. По времени действия (долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные)

. По политической и социально-экономической значимости

Основными направлениями экономической политики, которые определяются государством, являются:

.Институциональная политика по изменению организации экономики, созданию новых или устранению старых экономических, социальных и финансовых институтов, изменению их функций и связей.

. Структурная политика в области изменения макроэкономических пропорций между конечным потреблением и валовым накоплением, доходами и расходами государства, экспортом и импортом, отраслевых и региональных структур экономики.

.Инвестиционная политика по установлению масштабов инвестиций, их источников и направлений использования.

.Финансовая политика в области формирования и использования государственных финансовых ресурсов, контроля за целевым использованием средств государственного бюджета.

.Региональная политика по отношению к экономической интеграции регионов и их социально-экономическому развитию.

.Внешнеэкономическая политика по отношению к экспорту и импорту товаров и услуг, привлечению иностранного капитала и вызову капитала за рубеж.

Приоритеты государственной экономической политики изменяются в зависимости от исторического этапа развития. К приоритетным направлениям можно добавить политику в резерве отраслей материального производства и непроизводственной сферы, политику в области приватизации или реприватизации, региональную социально-экономическую политику и т.д.

Перед каждым приоритетным направлением ставятся соответствующие цели, разрабатывается определенная стратегия их достижения.

Так, основными целями государственной экономической политики на предстоящий период должны быть:

.Обеспечение стабильности и предсказуемости федеральной налоговой политики и политики бюджетных расходов (четкое распределение расходных полномочий и соответствующей доходной базы между уровнями власти)

.Предсказуемость тарифной политики в области оказания услуг естественными монополиями, установление жестких бюджетных ограничений для органов региональной и муниципальной власти.

.Обеспечение свободного перемещения рабочей силы и капитала на всей территории Российской Федерации.

. Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов, в том числе финансовая поддержка беднейших регионов.

.Создание равных условий для экономического развития субъектов Российской Федерации, а также равных конкурентных условий для предпринимательской деятельности во всех регионах страны.

Непременным условием осуществления стратегических целей, направлений, приоритетов экономического развития является определение методов экономической политики.

Всю совокупность методов воздействия для реализации экономической политики можно разделить на две группы:

. Меры прямого воздействия. Данные методы предполагают, что субъекты экономики принимают решения не самостоятельно, а по указаниям государства. Например: налоговое законодательство, правила в области амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям.

. Меры косвенного воздействия. Суть данных методов состоит в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно лишь создает условия к тому, чтобы субъекты экономики самостоятельно выбирали экономические решения, которые соответствуют целям экономической политики.

Существует еще одна классификация методов реализации экономической политики на основе организационно-институциональных критериев.

При данном подходе выделяют: административные, экономические и институциональные методы.

Административные методы: главная функция данных методов состоит в обеспечении стабильной, основанной на праве обстановки в обществе: сохранение прав собственности, защита конкурирующей среды, обеспечение возможностей свободного выбора и принятия экономических решений.

Административные методы, в свою очередь, подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения.

Экономические методы: к ним относят действия государства, которые с помощью экономических рычагов в отличие от принудительных мер воздействуют на рыночные отношения. Под этими методами понимаются различные методы воздействия на совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные и структурные аспекты экономики.

К экономическим методам относят:

. Финансовая политика, в том числе бюджетная, фискальная политика;

. Денежно-кредитная политика;

. Экономическое программирование и планирование;

. Прогнозирование;

Институциональные методы: предполагают создание, поддержание и развитие определенных общественных институтов. При этом под «институтом» понимается словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев. Наличие институтов означает существование в обществе преобладающего способа мышления или действия, который стал привычкой для определенных социальных групп или обычаем для народа. Например: «институт права», «институт собственности».

Применительно к различным направлениям экономической политики могут применяться различные методы достижения целей экономической политики.

В рамках фискальной политики к мерам прямого действия относится изменение государственных расходов.

Через правительственные расходы осуществляется финансирование государственного сектора, система социального обеспечения, производятся закупки на рынке ресурсов, товаров и услуг. Правительственные расходы показывают ту долю национального продукта, которая поступает в совместное пользование всех слоев населения. Они оказывают большое влияние на динамику валового национального продукта. К мерам экономического воздействия в рамках фискальной политики следует отнести политику изменения налогов (видов, ставок, порядка взимания).

Регулируя капиталовложения, государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного производства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Вложения осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот.

В рамках денежной политики государство влияет на денежную массу. Государство может оказывать непосредственное воздействие на процентную политику, а тем самым - на инвестиции предприятий и потребление населения. Через инвестиции и потребление государственное регулирование влияет на объемы и динамику валового национального продукта. Денежная политика оказывает большое влияние на инфляцию. Одним из направлений является система антиинфляционных мер, к числу которых может быть отнесена политика регулирования доходов, поскольку она направлена на регулирование денежного спроса населения и организаций.


В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

Безусловно, налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное для характеристики роли налогов, так как государственный бюджет можно сформировать и без них. Например, с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет.

Однако на первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Это регулирующая функция налогов.

Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно.

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях: регулирование рыночных, товарно-денежных отношений и регулирование развития народного хозяйства.

Регулирование рыночных товарно-денежных отношений состоит главным образом в разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих.

Говоря о регулировании развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующем в обществе, является закон стоимости, речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей, с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народно-хозяйственных программ и т.д.

Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Другая функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и т.д. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудования для производства продуктов питания и ряда других товаров освобождается от налогообложения.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развития производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие, фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и т.д.

Наконец, последняя функция налогов - фискальная, т.е. изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и т.д.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.д.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции и т.д. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере, удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложений, и самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояния экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству.

По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.д.) вносятся необходимые изменения.

Сочетания стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и, и соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции.

Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начало нового хозяйственного года. Такие частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, а вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности. Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом.

Но стабильность системы налогообложения - не догма и не самоцель. Ради ее нельзя жертвовать ни одной из присущих этой системе и выполняемых ее функций - регулирующей, стимулирующей и т.д. Опыт США и других развитых стран однозначно свидетельствует о том, что налоговая система в основном является функцией двух аргументов - экономической политики государства и состояния народного хозяйства в данный период. Если экономическое положение страны, решаемые в данном периоде задачи, требуют внесения определенных изменений в налоговую систему, то они, естественно, должны быть внесены, но по возможности - с нового хозяйственного года.

Нормально функционирующая система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой, ведь уплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности, законности, в то время наличие дохода, укрываемого от налогообложения ввиду его незаконности преследуется государством.

Как мировой, так отечественный опыт свидетельствуют о преимуществах налоговой системы перед любой другой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в государственный бюджет. Одно из этих преимуществ - правовой характер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами Законами.

Заключение

Налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого государственными органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить их из собственных источников.

В России налоговая система находится в заключительной стадии формирования, поэтому не приобрела еще необходимой стабильности. В настоящее время создание стабильной налоговой системы является одним из основных принципов государственной политики России в области налогообложения.

Несмотря на то, что достигнуты некоторые успехи в реформировании налоговой системы, существует также ряд проблем, которые необходимо устранять:

. Нестабильность и противоречивость налогового законодательства;

. Большой уровень уклонения от уплаты налогов;

. Предоставление нецелесообразных налоговых льгот;

. Проблемы налогового администрирования

Также необходимо отметить, что налоги непосредственно влияют на экономические процессы, происходящие в любой стране. И одной из наиболее важных проблем экономической науки является дальнейшее совершенствование налоговых взаимоотношений предприятий и организаций с бюджетом и государственными фондами. При этом налоги призваны стать в руках органов власти инструментом государственного регулирования экономики, ограничения роста цен.

Изменение налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики.

Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъеме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику в состояние полной занятости.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. - с. 14

. Адреанов В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике / В. Адреанов // Экономист. - 2006. - №5

. Захарьин В. Р. Налоги и налогообложение / В. Р. Захарьин. - М.: ИНФРА - М, 2008. - с. 75-87

. Кикабидзе Н.В. Общие принципы налогообложения в России / Н.В. Кикабидзе // Финансовое право, 2009. - №12 - с. 30-35

. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение / Н. В. Миляков. - М.: ИНФА - М, 2000. - с. 108-202

. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ / В. Г. Пансков. - М.: Книжный мир, 2009. - с. 184-230

Похожие работы на - Налоговая система: понятие и ее взаимосвязь с экономической политикой

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!