Субъекты налоговых правоотношений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,1 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Субъекты налоговых правоотношений














Курсовая работа

Тема: Субъекты налоговых правоотношений

Содержание

Введение

. Общие положения о субъектах налоговых правоотношений

1.1 Понятие и классификация субъектов налоговых правоотношений

.2 Нормативно-правовые акты, устанавливающие правовой статус субъектов налоговых правоотношений

2. Правовой статус субъектов налоговых правоотношений

.1 Содержание правового статуса частных субъектов

.2 Содержание правового статуса публичных субъектов

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

В настоящее время есть необходимость теоретического исследования одной из категорий финансового права в целом, и налогового права в частности. Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования налоговых правоотношений и субъектов (участников) этих отношений, а так же их динамическим развитием, в Российской Федерации.

Налоги выступают основным методом собирания денежных средств в процессе осуществления финансовой деятельности. Поэтому возникающие налоговые правоотношения между субъектами неразрывно связаны именно с объективной необходимостью для любого государства осуществления данного вида деятельности как важнейшего инструмента достижения стоящих перед ним общесоциальных, публичных целей и задач.

Развитие нормативно-правовой базы и применения норм законодательства о налогах и сборах, в отношении субъектов налоговых правоотношений нуждается в дальнейших исследованиях налоговых правоотношении.

Важным моментом, является определение специфики любого субъекта налогового правоотношения, поэтому необходимо четко отграничивать субъекты налогового правоотношения от иных лиц, участвующих в правоотношении.

Целью работы является изучение и систематизирование информации, непосредственно связанной с субъектами налоговых правоотношений.

Основным задачами курсовой работы выступают:

-   Рассмотрение субъектов налоговых правоотношений как таковых;

-        Классификация и упорядочение субъектов налоговых правоотношений;

         Исследование системы нормативно-правовых актов, устанавливающих правовой статус субъектов налоговых правоотношений;

         Рассмотрение содержания правового статуса субъектов налоговых правоотношений;

         Рассмотрение практической стороны реализации прав, обязанностей и ответственности субъектов налоговых правоотношений.

Объектом исследования служат общественные отношения, возникающие между их участниками, в процессе установления, введения, взимания налогов и сборов, обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Предметом исследования являются нормы права, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе установления, введения, взимания налогов и сборов, обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, теоретические исследования субъектов налоговых правоотношений.

Для решения поставленных задач в курсовой работе использовались следующие методы исследования:

- Специально-юридический;

  Сравнительно-правовой;

-        Догматический метод;

         Общенаучный.

В качестве научной основы исследования выступают нормативно-правовые акты, а так же методическая литература сферы налоговых правоотношений.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, цель, задачи, объект, предмет, методы и научную основу исследования.

В первой главе рассматриваются общие положения о субъектах налоговых правоотношений, дается понятие и классификация субъектов налоговых правоотношений, рассматриваются нормативно-правовые акты, устанавливающие правовой статус субъектов налоговых правоотношении.

Вторая глава посвящена содержанию правового статуса субъектов налоговых правоотношений, в ней раскрывается содержание правового статуса частных и публичных субъектов налоговых правоотношений.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

1. Общие положения о субъектах налоговых правоотношений

1.1   Понятие и классификация субъектов налоговых правоотношений

Субъектами налоговых правоотношений являются социально-правовые единицы, между которыми складываются отношения по поводу взимания и выплаты налогов. То есть это лица, а также государство, которые потенциально могут обладать определенными правами и нести обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Субъекты налоговых правоотношений, которые уже непосредственно вступили в отношения, регулируемые налоговым правом, признаются участниками налоговых правоотношений.

Основными субъектами налогового права и наиболее массовыми участниками налоговых правоотношений являются налогоплательщики (которые могут обязываться актом законодательства о налогах уплатить налог по результатам своей деятельности) и публично-правовые образования (компетентные органы, имеющие право, в данном случае, получить налог). В то же время круг субъектов налогового права существенно шире.

В ст. 9 Налогового кодекса РФ указаны участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах: организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов; организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговыми агентами; налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).

Перечень, установленный в ст. 9 Налогового кодекса РФ, формально является закрытым, но в действительности существуют и иные, не указанные в перечне субъекты, на которых налоговое право возлагает права и обязанности. В том числе это банки, обязанные исполнять поручения налогоплательщиков и инкассовые поручения налоговых органов на перечисление налогов в бюджетную систему Российской Федерации в соответствии с ст. 60 Налогового кодекса РФ; организации (в том числе органы ГИБДД, юстиции) и иные лица (в том числе нотариусы), обязанные сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков, о налогооблагаемом имуществе и о правах на природные ресурсы ст. 85 Налогового кодекса РФ; судебные приставы-исполнители в соответствии с п. 1 ст. 47, п. 5 ст. 48 Налогового кодекса РФ, принудительно взыскивающие налоги (пени, штрафы) за счет имущества налогоплательщиков; свидетели согласно ст. 90 Налогового кодекса РФ; контрагенты налогоплательщика п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ; эксперты ст. 95 Налогового кодекса РФ и др.

Важным моментом является определение правосубъектности субъектов налоговых правоотношений.

Правосубъектность - это юридическая категория, под которой понимается способность физического или юридического лица иметь и осуществлять, непосредственно или через своих представителей, юридические права и обязанности, то есть выступать субъектом правоотношений.

В составе правосубъектности различают правоспособность и дееспособность.

Правоспособность представляет собой, обусловленную правом способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности, то есть быть участником правоотношения. Таким образом, может быть достаточно одной правоспособности, чтобы выступить стороной в правоотношении.

Дееспособность - это обусловленная правом способность своими собственными действиями (бездействием) приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их.

Налоговая правоспособность физических и юридических лиц по общему правилу возникает в момент рождения физического лица (регистрации юридического лица) и прекращается в момент смерти физического лица (ликвидации юридического лица). Справедлива позиция, что условием общей налоговой правосубъектности является сам факт физического существования человека.

В принципе, обязанность по уплате налога может возникнуть и у младенца (например, если он посредством действий своих законных представителей получит налогооблагаемый доход или имущество). Исходя из постановления Конституционного суда РФ (далее КС РФ) от 13 марта 2008 г. №5-П, как участники отношений общей долевой собственности несовершеннолетние дети обязаны в силу ст. 210, ст. 249 Гражданского кодекса РФ нести бремя содержания принадлежащего им имущества, включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества, что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов. В определении КС РФ от 27 января 2011 г. №25-О-О разъяснено, что нормы гл. 23 Налогового кодекса РФ в равной мере применяются ко всем физическим лицам независимо от их возраста.

На практике налоги, которые обязаны уплачивать несовершеннолетние (как правило, в связи с владением облагаемым имуществом), обычно уплачиваются их родителями, хотя это и не в полной мере соответствует требованиям Налогового кодекса РФ. Однако налоговые органы обычно не возражают против этого, поскольку для них уплата суммы в бюджет предпочтительнее. Если же родитель, уплативший налог, впоследствии истребует его в порядке ст. 78 Налогового кодекса РФ, оснований для отказа у налогового органа не будет, как может и не быть оснований для взыскания налога с несовершеннолетнего в силу пропуска сроков на обращение в суд согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ. В данном примере четко прослеживается необходимость введения в Налоговый кодекс РФ возможности уплаты налога одним лицом за другое лицо.

Согласно п. 2 ст. 107 Налогового кодекса РФ физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцати летнего возраста. Таким способом законодатель косвенно установил возраст налоговой дееспособности для физических лиц - 16 лет, поскольку по общему правилу дееспособность неотделима от деликтоспособности. До указанного возраста физическое лицо может участвовать в налоговых правоотношениях только через представителей.

Несколько иной подход к проблеме налоговой дееспособности изложен в постановлении КС РФ от 13 марта 2008 г. №5-П. Суд отметил, что способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста п. 1 ст. 21 Гражданского кодекса РФ, а п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ устанавливается, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Несовершеннолетние же дети, неся бремя уплаты налогов как сособственники, не могут рассматриваться как полностью самостоятельные субъекты налоговых правоотношений, возникающих при применении указанных положений Налогового кодекса РФ, поскольку они в силу закона не могут совершать самостоятельно юридически значимые действия в отношении недвижимости и в связи с этим в полной мере являться самостоятельными плательщиками налога на доходы физических лиц.

Соответственно, исходя из данного подхода КС РФ, вопрос о возникновении налоговой дееспособности у физических лиц с 16-летнего возраста продолжает оставаться дискуссионным.

В законодательстве о налогах необходимо урегулировать несколько градаций дееспособности физических лиц, соответствующих достижению определенного возраста как это предусмотрено, например, в ст. 21, 26, 27 Гражданского кодекса РФ. Каждой категории физических лиц будет соответствовать свой объем прав и обязанностей (ответственности). Следует отметить, что еще в 1995 году высказывалось мнение, что налоговому законодательству никак не обойтись без детальной проработки вопросов о налоговой дееспособности физических лиц. При этом не исключено использование различных норм гражданского и трудового права (в том числе путем соответствующих отсылок).

Всех субъектов налогового права условно можно подразделить на две группы (рисунок 1).

Рисунок 1 - Субъекты налоговых правоотношений

Публичные субъекты и частные субъекты (организации и физические лица, способные выступать в качестве функционально подчиненной стороны).

К группе публичных субъектов относятся государственные и муниципальные органы и общественно-территориальные образования, способные выступать в качестве властной управомоченной стороны.

Право Российской Федерации на установление (введение) федеральных налогов производно от Конституции РФ (и от выраженного в ней согласия народа России на установление (введение) налогов). Право субъектов РФ и муниципальных образований на установление (введение) региональных и местных налогов производно от Конституции РФ и федеральных законов. В то же время публично-правовые образования всегда действуют посредством органов власти и сами никогда не могут являться налогоплательщиками.

Применительно к уплате налога является актуальным мнение, что бенефициарами (получателями) налоговых платежей является государство или иной публичный субъект в целом, в то время как органы государственной власти только лишь организуют сбор налога, выполняя, по сути, представительские функции от имени публичных субъектов.

Законодательные (представительные) органы власти публично-правовых образований принимают нормативные правовые акты налогового законодательства. Органы исполнительной власти - налоговые, таможенные и финансовые органы, органы Министерства внутренних дел, прокуратуры и другие органы контролируют исполнение норм налогового законодательства, принимают нормативные и ненормативные акты, осуществляют другие властные полномочия.

Наиболее властным публично-правовым образование, участвующих в налоговых правоотношениях являются налоговые органы РФ.

Налоговые органы РФ - единая централизованная система органов обеспечивающих контроль за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, а так же за полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

Основным налоговым органам в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба (далее ФНС) и ее подразделения (ФНС находится в подчинении Министерства финансов).

ФНС создана на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. №506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» и является «правопреемницей» Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей <#"719506.files/image002.gif">

Рисунок 2 - Обязанности налогоплательщиков

Все прочие обязанности налогоплательщика, так или иначе, сопряжены с его основной обязанностью. Большинство из них можно охарактеризовать как обязанности по формированию, хранению и представлению государству определенной информации о своей деятельности.

Так, по ряду налогов, которые налогоплательщики обязаны исчислять самостоятельно, на них возлагается обязанность по представлению в налоговый орган налоговой декларации, согласно ст. 80 Налогового кодекса РФ. Основная роль налоговой декларации - возможность государства без проведения проверок взыскать налог принудительно в случае его неуплаты в установленный срок. По этой причине срок представления налоговой декларации обычно устанавливается до наступления срока уплаты налога либо в тот же срок.

Подпункт 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ устанавливает, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» не обязана вести бухгалтерский учет. Как следует из подп. 8 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

За нарушение налогового законодательства субъекты налоговых правоотношений, в частности частные субъекты, несут следующие виды юридической ответственности: финансовая (налоговая), административная, уголовная, которые характерны для различных отраслей права.

Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста. Срок исковой давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет три года, в соответствии с ст. 113 Налогового кодекса РФ. Этот срок исчисляется со дня совершения налогового правонарушения до момента привлечения к ответственности.

Согласно ст. 114 Налогового кодекса РФ мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является санкция. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 Налогового кодекса РФ. В качестве ответственности за нарушения допущенные налогоплательщиками предусмотрены такие виды санкций как принудительное взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пеней и штрафов. Пример ч.1, 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащие исполнение обязанности по уплате налога являются основанием для направления налоговым или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, производится взыскание налога в порядке, установленном Налогового кодекса РФ.

Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пени, приостановлением операций по счетам налогоплательщика - организации, индивидуального предпринимателя, плательщика сборов - организации или налогового агента - организации, наложением ареста на имущество налогоплательщика, согласно ст. 72 Налогового кодекса РФ.

К частным субъектам за налоговые правонарушения применяются так же административные санкции, а именно Глава 14, 15 Кодекса об административных правонарушениях РФ, к числу таких правонарушений относятся: занятие предпринимательской деятельностью без регистрации, ведение такого вида предпринимательской деятельности, которая отсутствует в полученном свидетельстве о государственной регистрации, занятие предпринимательской деятельностью, запрещенной законодательными актами Российской Федерации и т.д..

Уголовная ответственность частных субъектов закреплена в ст. 198, 199, 1991, 1992 Уголовного кодекса РФ. В качестве примера можно привести ст. 198 Уголовного кодекса РФ, которая определяет, что за непредставление декларации о доходах в случаях, когда подача ее является обязательной, или включение в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и расходах, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 ч, либо лишением свободы на срок до одного года. То же деяние, совершенное лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налога, либо совершенное в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до трех лет.

Налоговый кодекс РФ предусмотрел и обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события налогового правонарушения, отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения, совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения 16-летнего возраста, истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

2.2 Содержание правового статуса публичных субъектов

налоговый правоотношение частный публичный

В основной массе налоговых правоотношений налогоплательщику противостоят специально созданные органы исполнительной власти, обладающие значительными полномочиями - налоговые органы.

Как следует из постановления КС РФ от 21 марта 1997 г. №5-П единство экономического пространства и, следовательно, единство налоговой системы обеспечиваются единой системой федеральных налоговых органов. В постановлении КС РФ от 17 марта 2009 г. №5-П разъяснено, что централизованным характером системы налоговых органов предопределяется контроль вышестоящего налогового органа за деятельностью нижестоящих налоговых органов, направленный на обеспечение соблюдения ими законодательства о налогах и сборах в соответствии с принципом конституционной законности ст. 15 Конституции РФ.

Основные права и обязанности налоговых органов перечислены в виде открытых перечней, закрепленных в ст. 31 и 32 Налогового кодекса РФ. В то же время отдельные права и обязанности предусмотрены в иных положениях Налогового кодекса РФ. Так, в соответствии с п. 7 ст. 45 Налогового кодекса РФ налоговый орган вправе требовать от банка копию поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе. Согласно п. 4 ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.

Следует учитывать, что властные полномочия налоговых органов по отношению к частным субъектам налоговых правоотношений урегулированы только на федеральном уровне - органы власти субъектов РФ и муниципальных образований в общем случае не вправе их устанавливать (регулировать). Исходя из определения ВС РФ от 22 декабря 2004 г. №58-Г04-49, Управление ФНС РФ по субъекту РФ не находится в подчинении органа исполнительной власти субъекта РФ, и, в частности, не обязано по предписанию данного органа проводить определенные проверки налогоплательщиков.

Основные права налоговых органов можно представить следующим образом (Приложение Д).

Взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пени ст. 45 - 48 Налогового кодекса РФ; проведение проверок частных субъектов ст. 87 - 89, 100, 101.4 Налогового кодекса РФ; привлечение частных субъектов к налоговой ответственности ст. 101, 101.4 Налогового кодекса РФ и взыскание налоговых санкций ст. 45 - 48, 104 Налогового кодекса РФ.

Прочие права: учет налогоплательщиков ст. 83, 84 Налогового кодекса РФ, осмотр помещений и территорий ст. 92 Налогового кодекса РФ, приостановление операций по счетам ст. 76 Налогового кодекса РФ и др., как правило, используются налоговыми органами в целях реализации основных прав.

Следует отметить, что термин «права» в ст. 31 Налогового кодекса РФ применен недостаточно корректно, поскольку права налоговых органов по отношению к частным субъектам одновременно являются обязанностями налоговых органов по отношению к государству. Более верным было бы использование термина «полномочия».

Поскольку налоговые органы являются частью единой системы органов исполнительной власти, они не могут действовать изолированно от иных органов власти. В определении КС РФ от 5 июля 2005 г. №301-О указано, что при осуществлении своих функций налоговые органы обязаны взаимодействовать с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления п. 4 ст. 30 Налогового кодекса РФ.

Следует также учесть, что ряд норм, регламентирующих деятельность налоговых органов (в том числе право предъявлять в суде и арбитражном суде иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам), содержатся не в Налоговом кодексе РФ, а в Законе РФ «О налоговых органах Российской Федерации» и в иных нормативных правовых актах. В связи с этим представляют интерес разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума ВАС РФ от 10 апреля 2008 г. №22. Суд разъяснил, что требование налогового органа о применении предусмотренных ст. 169 Гражданского кодекса РФ последствий недействительности сделки, обосновываемое тем, что данная сделка совершена с целью уклонения от уплаты налогов, выходит за рамки полномочий налогового органа, так как взыскание в доход Российской Федерации всего полученного (причитавшегося) по сделке не является мерой, направленной на обеспечение поступления в бюджет налогов.

Тем не менее, исходя из приведенных позиций, компетенция налоговых органов должна быть прямо регламентирована в законодательстве, отсутствие указания на некоторое полномочии налоговых органов в нормативных актах означает отсутствие этого полномочия, постановления Президиума ВАС РФ от 21 декабря 2010 г. №11515/10 и от 10 мая 2011 г. №16535/10. С другой стороны, компетенция налоговых органов была расширительно истолкована в постановлении Президиума ВАС РФ от 19 января 2010 г. №11747/09. Суд не исключил возможности предъявления налоговыми органами исков, прямо не указанных в законодательстве о налогах, а именно исков о возмещении государству вреда (убытков), нанесенных неправомерными действиями банка в рамках налоговых правоотношений.

Установить территориальную компетенцию соответствующей налоговой инспекции можно с использованием официального сайта www.nalog.ru. Как это установлено в п. 8.1 Регламента Федеральной налоговой службы (утвержденного приказом ФНС России от 15 февраля 2007 г. №САЭ-3-18/62@, территориальные налоговые органы образуются в целях осуществления полномочий ФНС России на определенной территории в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных налоговых органов.

Следует учесть, что налоговые органы могут быть организованы не только по территориальному, но и, например, по отраслевому принципу. Так, рядом приказов ФНС России созданы Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам (расположены в Москве и Санкт-Петербурге, действуют на всей территории России). Например, в соответствии с приказом ФНС России от 29 мая 2006 г. №САЭ-3-15/315@ создана Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №9, на которую возложена работа по контролю за крупнейшими финансово-кредитными и страховыми организациями. В силу приказа ФНС России от 6 апреля 2007 г. №ММ-3-15/206@ на Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №10 возложена работа по контролю за организациями оборонно-промышленного комплекса.

Далеко не вся властная деятельность налоговых органов имеет прямое отношение к налогам (сборам), и, соответственно, регламентируется законодательством о налогах и сборах. Например, контроль за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники, проводимый налоговыми органами, регламентируется Кодексом об административных правонарушениях РФ и Федеральным законом от 22 мая 2003 г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. №319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» соответствующие полномочия возложены на налоговые органы и Налоговым кодексом РФ не регламентируются. В силу п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе (утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. №506 данная служба, в частности, осуществляет функции по контролю и надзору за производством и оборотом табачной продукции. Как указано в п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. №5, часть первая Налогового кодекса РФ не подлежит применению к иным правоотношениям с участием налоговых органов, не связанным с установлением, введением и взиманием налогов и сборов в Российской Федерации, осуществлением налогового контроля, обжалованием актов налоговых органов (действий, бездействия их должностных лиц), принятых (осуществленных) в рамках налогового контроля, привлечением к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Помимо полномочий публичные субъекты (в частности налоговые органы РФ), а так же их должностные лица, несут ответственность за совершение правонарушений в сфере финансового (налогового) права.

Несмотря на то, что Налоговый кодекс РФ содержит специальную статью об ответственности налоговых органов, в частности ст. 35 Налогового кодекса РФ, а Закон «О налоговых органах Российской Федерации» отводит этому вопросу отдельную главу III «Ответственность налоговых органов», в обоих законодательных актах предусмотрен лишь один вид ответственности налоговых органов - возмещение убытков, причиненных налогоплательщику незаконными действиями этих органов и их должностными лицами.

Таким образом, нормы налогового законодательства не устанавливают какой-либо специальной ответственности налоговых органов, а, по сути, повторяют положение ст. 53 Конституции РФ о том, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов.

Понятие убытков и порядок их возмещения регулируются гражданским законодательством. Как вытекает из ст. 15 Гражданского кодекса РФ, убытки могут быть двух видов: реальный ущерб и упущенная выгода. Поскольку иное не предусмотрено законодательством, при нарушении прав налогоплательщика подлежат возмещению, как реальный ущерб, так и упущенная выгода.

Налоговое законодательство не устанавливает особой процедуры предъявления требований о возмещении убытков, поэтому такие требования должны предъявляться в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Однако налоговые органы не обладают ни источником их возмещения (денежными средствами, которые могут быть направлены на эти цели), ни соответствующей компетенцией (ни одним нормативным актом такое право налоговым органам не предоставлено). Поэтому даже в случае признания налоговым органом требований налогоплательщика возмещение ему убытков возможно только через возбуждение искового производства.

Ответчиком по делу о возмещении убытков является Российская Федерация, соответствующий субъект Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа, в соответствии с ст. 16 Гражданского кодекса РФ; п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ. Убытки возмещаются за счет федерального бюджета, согласно п. 1 ст. 35 Налогового кодекса РФ. Поэтому, строго говоря, рассматриваемую ответственность лишь условно можно считать ответственностью налоговых органов; действительным субъектом ответственности является государство, на которое Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ возложена обязанность отвечать за незаконные действия всех своих органов, включая налоговые.

Заключение

Российское законодательство в сфере исчисления налогов, неустанно совершенствуются, появляются новые субъекты налоговых правоотношений, в этом плане совершенствуются и налоговые правоотношения между их участниками, несмотря на это в налоговом законодательстве существует ряд пробелов, которые могут вызвать затруднения при осуществлении субъектами налоговых правоотношений своих функций.

В данной курсовой работе раскрыты такие вопросы, как понятие, классификация, особенности правового статуса субъектов налоговых правоотношений, исследованы нормативно-правовые акты регулирующие деятельность указанных субъектов.

Анализ налогового законодательства, как такового, позволяет сделать ряд очевидных выводов:

Субъекты налоговых правоотношений условно делятся на частных и публичных субъектов;

Субъекты налоговых правоотношений, которые уже вступили в правоотношения, признаются их участниками;

Правовые статусы субъектов в данной сфере не равны и подчиняются методу императивного воздействия публичных субъектов (РФ в лице своих уполномоченных органов), на частных субъектов (налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых представителей);

Налогообложение и совокупность правоотношений, с ним связанных, возникает на основе финансового взаимодействия субъектов налоговых правоотношений, а за совершение преступлений или правонарушений в указанной сфере они, соответственно, несут налоговую, уголовную, административную, дисциплинарную ответственность;

Из особенностей правового статуса субъектов налоговых правоотношений можно выделить то, что частные субъекты в основной массе наделены больше обязанностями, чем правами, что не позволяет им создавать (устанавливать) условия по поводу взимания налогов, в то время, как публичные субъекты управомочены государством (на контроль, сбор налогов), по факту являются главными «игроками» в сфере налоговых правоотношений.

Частными субъектами защита нарушенных прав осуществляется посредством обращения в административном порядке в вышестоящие налоговые органы, прокуратуру и в суд (налоговые органы имеют право обращаются лишь в суд. Налогообложение является прерогативой государства, управомоченного субъекта, прямое влияние на этот процесс других субъектов отсутствует.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с изм. и доп. от 30.12.2008 г. №7 ФКЗ) [Электронный ресурс] /СПС «КонсультантПлюс».

. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №195 − ФЗ (с изм. и доп. от 19.05.2013 г.) [Электронный ресурс] /СПС «КонсультантПлюс».

. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая по сост. на 1 марта 2013 г. [Электронный ресурс] /СПС «КонсультантПлюс.

. Уголовный кодекс Российской Федерации по состоянию на 19 мая 2013 г. [Электронный ресурс] /СПС «КонсультантПлюс».

. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая по сост. на 08 мая 2013 г. [Электронный ресурс] /СПС «КонсультантПлюс».

. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации по сост. на 03 мая 2013г. [Электронный ресурс] /СПС «КонсультантПлюс».

. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. №4462-1[Электронный ресурс] /СПС «КонсультантПлюс».

. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 2002 г. №63. [Электронный ресурс] /СПС «КонсультантПлюс».

. О налоговых органах Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 21 марта 1991 г. №943-1. [Электронный ресурс] /СПС «КонсультантПлюс».

. О бухгалтерском учете: федеральный закон Российской Федерации от 21.11.1996 №129. [Электронный ресурс] /СПС «КонсультантПлюс».

. Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 13 марта 2008 г. №5-П [Электронный ресурс] /СПС «КонсультантПлюс».

. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 27 января 2011 г. №25-О-О. [Электронный ресурс] /СПС «КонсультантПлюс».

13. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 5 июля 2002 г. №188-О. [Электронный ресурс] /СПС «КонсультантПлюс».

14. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 15 мая 2012 г. №873-О. [Электронный ресурс] /СПС «КонсультантПлюс».

15. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. №1252-О-О. [Электронный ресурс] /СПС «КонсультантПлюс».

16. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 1 марта 2010 г. №320-О-О. [Электронный ресурс] /СПС «КонсультантПлюс».

. Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. №8.[Электронный ресурс] /СПС «КонсультантПлюс».

18. Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 18 ноября 2008 г. №8200/08.[Электронный ресурс] /СПС «КонсультантПлюс».

19. Запольский С.В. Дискуссионные вопросы теории финансового права: монография/ С.В. Запольский. - М.: Проспект, 2008. - 450 с.

. Демин А.В. Налоговое право России: учебное пособие/ А.В. Демин. - М.: Эксмо, 2006. - 390 с.

. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики/ Д.В.Винницкий. - М.: Эксмо, 2003. - 425 с.

22. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение: учебное пособие/ Е.Ю.Жидкова. − М.: Эксмо, 2009. - 480 с.

23. Тютин Д.В Налоговое право: Курс лекций / Д.В. Тютин. - М.: Эксмо, 2012. - 432 с.

24. Власенко Н.А Теория государства и права: учебное пособие / Н.А Власенко. - М.: Проспект, 2011. - 416 с.

25. Попов Л.Л. Административное право России: учебное пособие/ Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров. - М.: Проспект, 2010. - 752 с.

Приложение А

Система иерархии подведомственности органов Федеральной налоговой службы РФ


Приложение Б

Группа частных субъектов налоговых правоотношений


Приложение В

Система иерархии актов, регулирующих налоговые отношения


Приложение Г

Права налогоплательщиков


Приложение Д

Права налоговых органов


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!