Участники налоговых правоотношений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,94 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Участники налоговых правоотношений

Автономная некоммерческая организация

среднего профессионального образования «Колледж - Академия»









КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Налоговое право»

на тему: «Участники налоговых правоотношений»











Чебоксары 2013 г

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы правового регулирования деятельности участников налоговых правоотношений.

.1 Общая характеристика правового статуса субъектов налоговых правоотношений

.2 Проблемы реализации права участников налоговых правоотношений

Глава II. Основные направления совершенствования нормативно-правового регулирования правоотношений по налогам и сборам.

.1 Специальные виды деятельности участников налоговых правоотношений

.2 Особенности юридической ответственности отдельных категорий участников налоговых правоотношений

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В настоящее время во многих государствах с экономиками рыночного типа главным видом государственных доходов являются налоги и сборы, собираемые в бюджеты всех уровней в процессе налоговых правоотношений, порядок возникновения, прекращения или изменения которых регулируется налоговым правом. Указанное выше обстоятельство свидетельствует о существенном значении формирования и развития учения о налоговом правоотношении.

Следовательно, актуальность данной темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования налоговых правоотношений в Российской Федерации.

Правоотношения составляют основную сферу общественной цивилизованной жизни. Везде, где действует право, его нормы, там постоянно возникают, прекращаются или изменяются правоотношения.

Реформирование экономики России было нацелено на переход к рыночным отношениям, что в свою очередь привело к возрастанию роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, и, следовательно, решающим фактором создания финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства, в том числе обеспечения обороноспособности и безопасности страны, материальной гарантированности прав человека и гражданина.

Механизм налогообложения приводится в действие с помощью правовых норм, совокупность которых именуется налоговым правом. В современных условиях - это крупная отрасль права, имеющая свои особенности предмета и метода правового регулирования. Именно поэтому исследуемый в курсовой работе вопрос "Налоговое правоотношение" является актуальным. Значение налоговых правоотношений также обусловлено значением налогов для жизни общества и государства. В той или иной мере нормы налогового права затрагивают интересы каждого человека, каждой организации.

Целью курсового исследования является изучение понятия налогового правоотношения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. определить состав и структуру налогового правоотношения;

. установить основных участников налоговых правоотношений в РФ.

.определить, что такое налоговая система и система налогообложения, и какое место они занимают в налоговом правоотношении.

Объектом исследования выступают налоговые правоотношения, к ним относятся общественные отношения, возникающие в процессе установления, введения, взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Предметом исследования являются нормы права, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе установления, введения, взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, научные взгляды и теоретические исследования налоговых правоотношений.

При проведении курсового исследования были использованы различные методы исследования. Среди использованных методов можно выделить: аналитический, сравнительный методы, метод изучения нормативно-правовой базы и библиографических источников, метод обобщения.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя по два параграфа, заключения и списка использованной литературы.

Глава I. Теоретические основы правового регулирования деятельности участников налоговых правоотношений

.1 Общая характеристика правового статуса субъектов налоговых

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками. Понятие «налогоплательщик» относится к числу специфических терминов законодательства о налогах и сборах и используется исключительно в значениях, определяемых соответствующими статьями НК. Придание ст. 11 НК понятию «налогоплательщик» статуса «специфический» означает, что данная категория присуща в первую очередь налоговому праву. Иными отраслями права, или законодательства, понятие «налогоплательщик» может использоваться только в том значении, которое ему придается НК

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых НК возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги или сборы.

Одним из основных критериев отнесения физического лица или организации к числу субъектов налогового права является потенциально возможная обязанность уплачивать причитающиеся налоги. Физические лица и организации приобретают налогово-правовой статус по причине предполагаемой возможности вступления в налоговые правоотношения с государством (муниципальным образованием) относительно уплаты установленных налогов или сборов. Налогоплательщиков в качестве субъектов налогового права характеризует потенциальная возможность быть участником определенного правоотношения по поводу установления, введения или взимания налогов, осуществления налогового контроля или привлечения к налоговой ответственности.

Реальная обязанность налогоплательщика уплачивать какой-либо налог возлагается на физическое лицо или организацию с момента возникновения обстоятельств, установленных законодательством о налогах и сборах и предусматривающих уплату данного налога. Возникновение обстоятельств, влекущих уплату суммы налога или сбора, служит юридическим фактом, на основании которого субъект налогового права приобретает статус участника налоговых правоотношений. Конкретный перечень субъектов, обязанных производить платежи в доход государства, устанавливается ч. 2 НК или иным федеральным законодательством отдельно по каждому налогу или сбору.

Налогоплательщики в качестве субъектов налогового права подразделяются на две группы: организации, физические, лица.

В налоговом праве понятие организации соотносится с понятием юридического лица, применяемым гражданским законодательством. В целях реализации предписаний НК организации подразделяются на два вида:

российские организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ;

иностранные организации - иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств,

международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

К числу налогоплательщиков-организаций относятся филиалы и иные обособленные подразделения иностранных организаций, расположенные на территории Российской Федерации, при условии, что налоговым законодательством на них возложена обязанность уплачивать конкретные налоги.

Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций самостоятельными налогоплательщиками не являются, поскольку на основании ч. 2 ст. 19 НК они только исполняют налоговые обязанности головных организаций в месте своего нахождения.

Налогоплательщиками - физическими лицами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. На правовой статус налогоплательщика не влияет возраст налогоплательщика, поскольку обязанность по уплате налога возникает в момент приобретения объекта налогообложения.

Среди налогоплательщиков - физических лиц выделяются особые категории субъектов - индивидуальные предприниматели и налоговые резиденты Российской Федерации.

Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К числу индивидуальных предпринимателей НК также относит частных нотариусов, частных охранников и частных детективов. Индивидуальные предприниматели приобретают правовой статус налогоплательщика независимо от наличия гражданско-правового статуса предпринимателя. Так, п. 2 ст. 11 указывает, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства, при исполнении налоговых обязанностей не вправе ссылаться на то, что не являются индивидуальными предпринимателями.

Налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Основой правового статуса налогоплательщика является налоговая правосубъектность, т.е. предусмотренная нормами права возможность или способность быть субъектом налогового права. Налоговая правосубъектность состоит из правоспособности и дееспособности.

Налоговая правоспособность - это предусмотренная нормами налогового права возможность иметь права и нести обязанности по поводу объектов налоговых правоотношений. Она представляет собой юридическую характеристику лица и дает ему возможность быть участником налоговых правоотношений. Содержанием налоговой правоспособности является совокупность установленных действующим законодательством прав и обязанностей.

Налоговая дееспособность - это предусмотренная нормами налогового права способность лица своими действиями приобретать и реализовывать принадлежащие ему права и выполнять возложенные обязанности.

Налоговые правоспособность и дееспособность взаимосвязаны и дополняют друг друга. Налоговая правоспособность образуется с момента возникновения (рождения ребенка, вступления в наследство и т.д.), дееспособность - по достижении определенного условия (регистрации в качестве предпринимателя, достижении определенного возраста и т.д.). В налоговых правоотношениях часто возникновение правоспособности и дееспособности совпадают. Так, одновременно с регистрацией устава юридического лица возникают обязанности по постановке его на учет в налоговые органы и по предоставлению отчетности о деятельности, а в случае уклонения от исполнения возложенных обязанностей применяются меры государственного принуждения.

Налогоплательщик - это особый (специальный) правовой статус лица, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Обязательными элементами правового статуса налогоплательщика выступают общие, одинаковые для физических лиц и организаций права и обязанности, зафиксированные нормами налогового права, а также ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Перечень прав и обязанностей российских налогоплательщиков и плательщиков сборов содержится в ст. 21-25 НК, что отражает позицию физического лица или организации относительно государства. Практическая реализация правового статуса налогоплательщика происходит в процессе вступления организации или физического лица в различные правоотношения.

Среди прав налогоплательщиков, установленных НК, особо следует отметить право получать от налоговых органов письменные пояснения по вопросам применения налогового законодательства» а также нормативных документов о налогах и сборах. Налогоплательщикам налоговыми органами по месту своего учета должна быть предоставлена бесплатная информация о действующих обязательных платежах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, правах и обязанностях налоговых органов и их должностных лиц.

В ходе осуществления налоговыми органами камеральных и выездных проверок налогоплательщик имеет существенные полномочия по защите своих прав и законных интересов: представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам налоговых проверок; присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требований об уплате налога.

Одним из существенных полномочий налогоплательщика является право обжаловать акты налоговых органов, а также действия или бездействия их должностных лиц. Жалобы подаются в вышестоящий налоговый орган или в суд. Способ защиты своих нарушенных прав и законных интересов налогоплательщик определяет самостоятельно, причем обращение в один орган не исключает возможности подачи жалобы и в другой. Юридические лица и граждане-предприниматели подают исковое заявление в арбитражный суд, физические лица (кроме индивидуальных предпринимателей) - в суд общей юрисдикции.

1.2 Проблемы реализации права участников налоговых правоотношений

В любом современном индустриально развитом государстве основная масса публичных расходов покрывается за счет налогов, что позволяет называть его налоговым государством. Особенности политической и экономической системы советского периода позволяли нашей стране оставаться некоторое время исключением из этого общего правила. Реформы, проводившиеся в Российской Федерации с начала 90-х г.г. XX века, привели к коренному изменению экономического уклада. Уже на первом этапе рыночных преобразований возникла потребность как создании новой налоговой системы, так и в выдвижении принципиально иных подходов к регламентации налоговых отношений. Российское налоговое право должно было стать средством регулирования отношений по взиманию фискальных платежей в бюджетную систему страны, а также оказывать целостное воздействие на экономические, и социальные процессы. Прошедшие двадцать два года с момента вступления в силу основополагающего налогово-правового акта - Закона РФ от 27 декабря 1991г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы», заложившего фундамент действующей и ныне системы налогов и сборов, характеризовались непрерывными налоговыми реформами. За это время преобразования коснулись не только перечня действующих налогов и сборов, порядка их установления, введения и взимания, системы источников правового регулирования налогообложения, но и непосредственно всего процесса реализации налогово-правовых норм.

Углубление процесса демократизации политической системы общества, осуществление правовой реформы, преодоление последствий мирового финансового кризиса, создание условий и предпосылок для стабильного финансово-экономического существования государства обусловливают необходимость повышения роли и авторитета налогового закона, его строгого соблюдения и исполнения всеми субъектами отношений в области налогообложения. Данные обстоятельства предопределяют возрастание роли законности в финансово-налоговой сфере, предъявление повышенных требований к налоговой дисциплине, четкой реализации норм права, в первую очередь, в налоговом праве.

Издавая законодательные акты, государство заинтересовано в том, чтобы они были реализованы и на их основе складывались запрограммированные им правовые отношения. Анализ российского законодательства о налогах и сборах, позволяет выявить значительное количество норм, регламентирующих особый порядок принятия налоговых нормативно-правовых актов, которые закрепляют способы обеспечения наполнения бюджетов фискальными платежами, различные формы реализации прав и обязанностей публичных и частных субъектов, а также норм, регулирующих порядок привлечения к ответственности в случае нарушения законодательства о налогах и сборах. Многие из них нуждаются в усовершенствовании, что позволит обеспечить эффективность механизма реализации налогового права, усилить роль и значение нормотворческих органов, повысить результативность реализации налогово-правовых норм.

Предоставление участникам общественных отношений прав, возложение на них юридических обязанностей связано с действием правовых норм. Кроме этого общеправовая наука выделяет и социальные свойства действия правовой нормы, социальную реализацию права, что обусловило целесообразность рассмотрения в диссертации и этого аспекта. Диссертант исследует проблемы реализации налогово-правовых норм с учетом того, что общеправовая теория, помимо правового регулирования, выделяет также правовое воздействие - весь процесс влияния права на социальную жизнь. Право, как известно, может действовать и реализовываться в различных формах с учётом информационно-психологических и инструментальных аспектов.

В современных условиях стадия реализации (норм) налогового права можно признать слабейшим звеном во всей правовой цепи, поскольку сложившиеся стереотипы действия акта в силу самого факта его принятия либо правового непослушания по-прежнему деформируют правовое сознание и поведение. Устойчивы и проявления правового нигилизма в налоговой сфере. К тому же слабо разработаны и плохо осуществляются механизмы реализации налогового права. Достаточно много дискуссионных вопросов имеется и в сфере применения различных налогово-правовых актов.

Таким образом, исследование и анализ проблем, касающихся реализации налогово-правовых норм, имеет чрезвычайно важное значение как для науки финансового и налогового права, так и для практического использования при реализации субъективных прав и юридических обязанностей конкретными участниками налоговых правоотношений.

На основании изложенного тема курсовой работы представляется актуальной, имеющей теоретическое и практическое значение.

Глава II. Основные направления совершенствования нормативно-правового регулирования правоотношений по налогам и сборам

.1 Специальные виды деятельности участников налоговых правоотношений

Налоговые органы и налогоплательщики являются участниками налоговых правоотношений.

Налоговые органы - это единая система контроля за:

. соблюдением налогового законодательства Российской Федерации;

. правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации

Действующее законодательство оперирует понятием "налоговые органы" в узком (собственном) и широком смысле слова. В первом случае под ними понимается единая централизованная система, состоящая из Министерства РФ по налогам и сборам и его территориальных органов. Под налоговыми органами в широком смысле слова в соответствии с НК РФ следует понимать Федеральную Налоговую Службу России и ее территориальные органы, а также государственные органы, наделяемые полномочиями налоговых органов.

К последним Налоговый кодекс относит таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.

В случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом.

ФНС РФ и его территориальные органы относятся к федеральным органам исполнительной власти и представляют собой единую централизованную систему налоговых органов с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим органам.

ФНС России занимает верхнюю ступень в иерархической лестнице системы налоговых органов и является звеном федерального уровня, осуществляя возложенные на него функции и полномочия непосредственно, а также через свои территориальные органы.

ФНС осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. ФНС находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются: 1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК налогоплательщиками или плательщиками сборов; 2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК налоговыми агентами; 3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); 4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).

Понятие организаций и физических лиц установлено НК РФ: организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ; физические лица - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства; индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Согласно НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Также существуют межрегиональные инспекции ФНС России, они занимают особое место в системе налоговых органов, так как они работают также и с проблемными налогоплательщиками.

Проблемные налогоплательщики - это юридические и физические лица из числа крупных налогоплательщиков, в отношении которых имеются подлежащие проверке совместно с правоохранительными органами данные о возможном умышленном уклонении от уплаты налогов и сборов путем полного или частичного сокрытия объектов налогообложения, получении не контролируемых налоговыми органами (теневых) доходов, а также признаки иных противоправных действий, препятствующих полному и своевременному внесению в бюджет и внебюджетные фонды соответствующих налоговых и иных обязательных платежей. К числу проблемных налогоплательщиков отнесены также предприятия и организации, занятые в сфере производства и реализации этилового спирта, спиртсодержащей, алкогольной и табачной продукции.

Полномочия межрегиональных инспекций ФНС России утверждаются приказами ФНС РФ. Деятельность органов основывается на Конституции РФ. Конституционные положения занимают центральное место в механизме правового регулирования данного вопроса. "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации". В частности, это означает, что все законы и иные акты законодательства Российской Федерации не должны противоречить Конституции РФ.

Следующий уровень системы нормативных правовых актов - это федеральные законы: Налоговый кодекс РФ; Закон РФ "О налоговых органах", Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и др.

Налоговые органы в своей деятельности руководствуются также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

При решении острейших проблем, связанных с деятельностью налоговых органов, важное значение приобретает судебная практика. В этой связи следует упомянуть такие правовые акты, как Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. N 11-п по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" и закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"; постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 10 февраля 1998 г. N 5763/97 и постановление Пленума ВАС РФ от 20 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ" и др.

Анализ налогового законодательства позволяет дать расширенный перечень основных задач, стоящих перед этими органами, которые решаются в первую очередь путем организации и проведения налогового контроля.

Налоговый контроль - это важнейшее направление финансового контроля, представляющее собой деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов с использованием специальных форм и методов, нацеленная на создание совершенной системы налогообложения и достижения такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков и налоговых агентов, при котором исключаются нарушения налогового законодательства.

В гл.14 "Налоговый контроль" Налогового кодекса РФ (ч.1) определены формы проведения налогового контроля, состав и соответствующая компетенция органов, его осуществляющих, виды проверок, процессуальный порядок осуществления различных контрольных действий и производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах. налоговый правоотношение экономический безопасность

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством:

)налоговых проверок (камеральные и выездные);

)получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

)проверки данных учета и отчетности;

)осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и в других формах.

Контролируемыми субъектами являются налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты.

Институт налоговых агентов получил достаточно четкое нормативное регулирование в части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Причем п.1 и 2 ст.24 "Налоговые агенты" НК РФ фактически не действовали до введения части второй НК РФ (ст.5 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Из данного определения следует, что налоговыми агентами могут быть только физические и юридические лица, но не обособленные подразделения организаций. Этот вывод очень важен для проведения налогового контроля и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Согласно НК РФ налоговый агент признается самостоятельным субъектом налоговый отношений. И хотя организация (индивидуальный предприниматель) может являться одновременно налогоплательщиком и налоговым агентом, необходимо четко разделять те правоотношения, в которых организация (индивидуальный предприниматель) выступает как налогоплательщик, и в те, в которых она выступает как налоговый агент. Налогоплательщиками (плательщиками сборов) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Главное и существенное отличие налогоплательщика от налогового агента состоит в том, что на налогоплательщике лежит обязанность уплачивать налоги и сборы, а на налоговом агенте - исчислять и удерживать у налогоплательщика сумму налога, а также перечислять удержанный налог в бюджет. Именно поэтому при толковании норм необходимо исходить из того, что положения НК РФ о налогоплательщиках применяются к налоговым агентам только при наличии прямого указания об этом.

Еще один важный вывод заключается в том, что обязанности налогового агента являются производными от обязанностей налогоплательщика, т.е. они вторичны. Иными словами, если у налогоплательщика не возникла обязанность по уплате налога, то не могут появиться обязанности и у налогового агента при условии, что налоговый агент и налогоплательщик разные лица.

Налоговый агент является посредником между налогоплательщиком и государством. В связи с этим возникает вопрос: наделяет ли налоговое законодательство какими-либо властными полномочиями налогового агента по отношению к налогоплательщику, поскольку изначально налоговый агент и налогоплательщик вступают в гражданско-правовые отношения, основанные на равенстве сторон. Иными словами, вопрос заключается в том, достаточно ли одной обязанности налогового агента для удержания налога, или нужно согласие налогоплательщика.

На налогового агента законодательством о налогах и сборах возложена обязанность удержать налог из средств, выплачиваемых налогоплательщикам. Конституцией РФ установлено, что права и свободы граждан могут быть ограничены федеральным законом, это правило в полной мере относится и к юридическим лицам. Исходя из таких предпосылок можно сделать вывод, что налоговый агент наделяется властными полномочиями по отношению к налогоплательщику, т.е. для удержания налога достаточно наличия соответствующей обязанности налогового агента.

.2 Особенности юридической ответственности отдельных категорий участников налоговых правоотношений

В различные периоды истории штрафы и другие взыскания были большим или меньшим доходным источником государства. Особенно значительными эти поступления были в периоды социальных потрясений.

Порой имущественные взыскания устанавливаются не для того, чтобы пресечь какие-либо правонарушения, а действие объявляется правонарушением лишь для того, чтобы взыскать как можно большую сумму.

Большие размеры санкций за нарушения налогового законодательства не улучшают налоговой дисциплины. По признанию одного из руководителей Госналогслужбы России, «сомнительно, однако, чтобы карательные санкции помогли, - они и без того превышают все разумные пределы: в настоящее время на тысячу рублей налогового долга приходится 2052 рубля штрафов. Все это не способствует нормальной работе предприятий, а бизнес уводит в теневой сектор»2.

По смыслу ст. 57 Конституции РФ налоги и сборы - это единственные платежи, взимаемые с использованием государственного принуждения с целью формирования доходов государственного бюджета. Иным принудительным платежам должны быть свойственны иные цели их установления. Когда же при взимании таких принудительных платежей преследуются фискальные цели, то налицо нарушение конституционных основ.

Таким образом, актуален вопрос о соблюдении определенных принципов установления мер юридической ответственности, особенно за нарушения налогового законодательства. Конституционный Суд РФ указал, что «в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права. Устанавливая ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, законодатель также должен исходить из того, что ограничение прав и свобод возможно, только если оно соразмерно целям, прямо указанным в Конституции Российской Федерации.

Можно выделить несколько конституционных требований, которые должны соблюдаться при установлении мер ответственности за нарушения налогового законодательства.

Требование дифференциации. Принцип справедливости предполагает дифференцированное установление санкций с учетом характера правонарушения, степени его общественной опасности.

Большинство нарушений налогового законодательства связано с неуплатой, с неполной или несвоевременной уплатой налога. Однако эти последствия могут быть вызваны разными причинами. Наиболее опасно сокрытие объектов налогообложения, т.е. намеренное искажение данных учета и отчетности. Меньшую общественную опасность представляет занижение налоговой базы в результате различных ошибок ее исчисления. Хотя последствия обоих нарушений одинаковы - недоплата налога, но правовой принцип справедливой ответственности требует установления различных мер воздействия на нарушителей в зависимости от тяжести содеянного. Поэтому, например, сокрытие объектов налогообложения преследуется не только в административном, но и в уголовном порядке. Занижение налоговой базы, совершенное по неосторожности, влечет только административные меры воздействия.

Требование соразмерности. Наказание за налоговое правонарушение Должно быть соразмерно содеянному, т.е. должно налагаться с учетом причиненного вреда. Необходимо учитывать, во-первых, форму вреда и, во-вторых, его размер.

Мера ответственности должна быть адекватна правонарушению. Так, штраф за правонарушения, приводящие к недоимке, должен ставиться в зависимость от самой недоимки, так как в ней выражен причиненный бюджету вред.

Действовавший в 1992-1998 гг. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» устанавливал штраф за занижение и сокрытие дохода (прибыли), исчисляемый исходя из размера налоговой базы, без учета реальной задолженности нарушителя перед бюджетом. Эта норма Закона была признана неконституционной как нарушающая принцип справедливой ответственности.

При назначении меры ответственности должна учитываться величина ущерба, нанесенного общественным отношениям.

Таким образом, штрафы за налоговые правонарушения, приводящие к невыполнению налогового обязательства, должны учитывать последствия неправомерных действий (бездействия) и устанавливаться с учетом размера образовавшейся недоимки.

Требование определенности. Законом должны быть конкретно определены признаки деяний, которые законодатель рассматривает в качестве правонарушений. Граница между наказуемыми и ненаказуемыми поступками должна быть проведена четко.

Неопределенность составов налоговых нарушений противоречит принципу законности как основному принципу юридической ответственности.

Требование однократности. При установлении наказания за нарушение налогового законодательства должен соблюдаться общеправовой принцип однократности применения мер ответственности - никто не может быть наказан дважды за одно и то же правонарушение.

Этот принцип имеет большое значение и для практики применения норм ответственности, содержащихся в НК РФ. Например, ст. 120 НК РФ устанавливает ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, а ст. 122 НК РФ - за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода. Санкции за эти правонарушения различны. Как применять названные статьи в том случае, когда занижение налогооблагаемой базы, вызвавшее неуплату или неполную уплату налога, произошло из-за грубого нарушения правил учета доходов и расходов? Некоторые налоговые инспекции применяют одновременно взыскания, определенные ст. 120 и 122 НК РФ. Однако это неправомерно. В данном случае нет двух правонарушений, а есть действие (нарушение правил учета) и его следствие (занижение налогооблагаемой базы и неуплата налога). В этой ситуации может налагаться только одно взыскание.

Степень общественной опасности правонарушения определяется тем, какие действия налогоплательщика привели к неуплате налога. В одних случаях причиной могут быть ошибки, повлекшие неумышленное занижение платежей. Они лежат на поверхности, могут быть легко обнаружены даже при камеральной проверке. Но могут быть сложные комбинации с учетными регистрами, использоваться подложные документы, заключаться мнимые или притворные сделки и т.п.

Очевидно, что взыскания должны устанавливаться не по тому основанию, какие последствия наступили (эти последствия одинаковы - неуплата или неполная уплата налога), а по тому, какие действия налогоплательщика повлекли эти последствия.

Требование индивидуализации. Меры ответственности должны применяться с учетом личности виновного, характера вины, обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание.

Требование обоснованности. Размеры санкций за налоговые правонарушения должны быть обоснованы с позиции борьбы с такими правонарушениями. Они могут преследовать цель наказания виновного и цель общей превенции. Когда же применение санкций, помимо этих целей, преследует какие-либо иные цели, налицо нарушение требования обоснованности.

Как уже отмечалось, доходы от взыскания штрафов за налоговые правонарушения рассматриваются как весьма важный, значительный источник пополнения бюджетов. Нормативными актами даже предусматривались нормативы поступлений от применения мер ответственности за налоговые правонарушения. Эти суммы закладывались как источник финансирования определенных расходов. Так, постановле-

Необходимо отметить, что и финансирование отдельных государственных органов также было поставлено в зависимость от взысканных штрафов за налоговые правонарушения.

По смыслу ст. 57, 71, 72, 75 Конституции РФ основу формирования бюджета составляют налоги и сборы. Придание финансового, бюджетного значения штрафам нарушает ч. 2 ст. 6 Конституции РФ, в соответствии с которой граждане несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Возложение дополнительных обременении с целью пополнения бюджета на отдельных налогоплательщиков нарушает принцип равенства обязанностей.

Требование нерепрессивности. В правовом государстве (в отличие от тоталитарного) право есть не средство принуждения и подавления личности через репрессии, а механизм координации различных общественных интересов.

При защите одного общественного блага (в данном случае - интересов государственного бюджета) неизбежно причинение ущерба другому благу (праву собственности и свободе предпринимательской деятельности, входящим в число основных прав человека). Однако в силу принципа справедливости такой ущерб должен быть соразмерен защищаемому благу. Недоплата налога, безусловно, должна повлечь применение к нарушителю мер ответственности. Но эти меры не должны быть репрессивными. Анализируя налоговую практику 1992-1998 гг., Конституционный Суд, РФ отметил, что «подлежавшие принудительному взысканию суммы в совокупности многократно превышали размеры налоговых обязательств. В ряде случаев это приводило к лишению предпринимателей не только дохода (прибыли), но и другого имущества, ставя под угрозу их дальнейшую деятельность, вплоть до ее прекращения. Тем самым существенным образом затрагивалось предусмотренное статьей 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации их право на свободное использование своих способностей и имущества Для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Между тем... санкции не должны превращаться

Нарушение законодательства о налогах и сборах - противоправное, виновное действие (бездействие), которым не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений и за которые установлена юридическая ответственность.

К ним относятся те правонарушения, которые касаются налоговой системы непосредственно. Правонарушения, имеющие косвенное влияние на налоговые отношения, но охватываемые более широкими составами, к налоговым не относятся. Так, если должностное лицо незаконно выдает налогоплательщику документ, дающий право на налоговую льготу, то действие такого лица следует рассматривать как должностное, а не налоговое правонарушение. Действия же налогоплательщика, направленные на неправомерное освобождение от уплаты налога, должны квалифицироваться как соответствующее налоговое правонарушение, а не как общеуголовное (мошенничество и т.п.).

Необходимо учитывать, что актом налогового законодательства может быть установлена ответственность как за налоговые правонарушения, так и за правонарушения, хотя и неналоговые, но так или иначе затрагивающие нормы законодательства о налогах. Например, ст. 128 НК РФ установлена ответственность за неявку или уклонение от явки без уважительных причин лица, вызванного по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля. Статьей 129 НК РФ установлена ответственность эксперта, переводчика или специалиста за отказ в проведении налоговой проверки, дачу заведомо ложного заключения, ложный перевод. Очевидно, что эти правонарушения препятствуют реализации норм налогового законодательства, однако являются правонарушениями против порядка управления, правосудия.

Не всякое нарушение налогового законодательства может быть основанием для привлечения лица к юридической ответственности. Основанием юридической ответственности является такое поведение, которое имеет, во-первых, все предусмотренные законом признаки наказуемого деяния и, во-вторых, все предусмотренные законом элементы состава правонарушения.

Выделяют следующие правовые признаки деяния (действия или бездействия), влекущего применение мер ответственности.

Во-первых, противоправность действия или бездействия, т.е. несоблюдение правовой нормы.

Во-вторых, виновность лица, нарушившего закон. Признак вины нарушителя - умышленный характер его действий либо же проявленная неосторожность.

Вина, как и любой другой признак правонарушения, является необходимым условием привлечения лица к юридической ответственности за нарушение налогового законодательства. Отсутствие вины в действиях лица, даже если эти действия противоправны, исключает4 применение санкций.

Например, непредставление налоговой декларации в установленный законом срок в результате тяжелой болезни налогоплательщика не влечет взыскания штрафа, так как налогоплательщик не виновен в допущенном им нарушении требований нормативного акта.

В-третьих, причинная связь противоправного действия и вредных последствий. Вредные последствия должны быть следствием именно тех деяний, которые указаны в законе. Отсутствие такой связи исключает применение соответствующих мер ответственности.

В большинстве случаев отсутствие санкций за противоправные действия (бездействие) объясняется просчетами законодателя, низким уровнем законодательной технологии.

Указанные признаки свойственны всем правонарушениям налогового законодательства. Однако у каждого конкретного нарушения есть свой собственный фактический состав, который и служит основанием юридической ответственности.

Состав нарушения налогового законодательства - это условия, закрепленные в законе, при выполнении которых в совокупности деяние участника налоговых отношений оценивается как нарушение, влекущее наложение взысканий.

Элементами состава нарушения налогового законодательства являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Заключение

налоговый правоотношение юридический ответственность

В настоящее время во многих государствах с экономиками рыночного типа главным видом государственных доходов являются налоги и сборы, собираемые в бюджеты всех уровней в процессе налоговых правоотношений, порядок возникновения, прекращения или изменения которых регулируется налоговым правом. Указанное выше обстоятельство свидетельствует о существенном значении формирования и развития учения о налоговом правоотношении.

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками.

Основой правового статуса налогоплательщика является налоговая правосубъектность, т.е. предусмотренная нормами права возможность или способность быть субъектом налогового права. Налоговая правосубъектность состоит из правоспособности и дееспособности.

Налоговая правоспособность - это предусмотренная нормами налогового права возможность иметь права и нести обязанности по поводу объектов налоговых правоотношений. Она представляет собой юридическую характеристику лица и дает ему возможность быть участником налоговых правоотношений. Содержанием налоговой правоспособности является совокупность установленных действующим законодательством прав и обязанностей.

Налоговая дееспособность - это предусмотренная нормами налогового права способность лица своими действиями приобретать и реализовывать принадлежащие ему права и выполнять возложенные обязанности.

Углубление процесса демократизации политической системы общества, осуществление правовой реформы, преодоление последствий мирового финансового кризиса, создание условий и предпосылок для стабильного финансово-экономического существования государства обусловливают необходимость повышения роли и авторитета налогового закона, его строгого соблюдения и исполнения всеми субъектами отношений в области налогообложения. Данные обстоятельства предопределяют возрастание роли законности в финансово-налоговой сфере, предъявление повышенных требований к налоговой дисциплине, четкой реализации норм права, в первую очередь, в налоговом праве.

Налоговые органы и налогоплательщики являются участниками налоговых правоотношений.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Из данного определения следует, что налоговыми агентами могут быть только физические и юридические лица, но не обособленные подразделения организаций. Этот вывод очень важен для проведения налогового контроля и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Федеральная налоговая служба России (ФНС РФ) занимает верхнюю ступень в иерархической лестнице системы налоговых органов и является звеном федерального уровня, осуществляя возложенные на него функции и полномочия непосредственно, а также через свои территориальные органы.

Федеральная таможенная служба (ФТС РФ) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

В различные периоды истории штрафы и другие взыскания были большим или меньшим доходным источником государства. Особенно значительными эти поступления были в периоды социальных потрясений.

Порой имущественные взыскания устанавливаются не для того, чтобы пресечь какие-либо правонарушения, а действие объявляется правонарушением лишь для того, чтобы взыскать как можно большую сумму.

Большинство нарушений налогового законодательства связано с неуплатой, с неполной или несвоевременной уплатой налога. Однако эти последствия могут быть вызваны разными причинами. Наиболее опасно сокрытие объектов налогообложения, т.е. намеренное искажение данных учета и отчетности. Меньшую общественную опасность представляет занижение налоговой базы в результате различных ошибок ее исчисления

Таким образом, актуален вопрос о соблюдении определенных принципов установления мер юридической ответственности, особенно за нарушения налогового законодательства. Конституционный Суд РФ указал, что «в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права. Устанавливая ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, законодатель также должен исходить из того, что ограничение прав и свобод возможно, только если оно соразмерно целям, прямо указанным в Конституции Российской Федерации.

России для нормального экономического развития необходим новый налоговый кодекс понятный и более упрощенный, необходимо существенно снизить налоги и ввести более жесткий контроль за их уплатой. Налоги должны стимулировать развитие бизнеса, а не отбивать у людей желание предпринимательства. В данной курсовой работе раскрыты такие вопросы, как понятие налоговых правоотношений, сущность налоговых правоотношений, система налоговых правоотношений. Особо важную роль в налоговых правоотношений, играет их система, потому что именно четко определенная система является эффективным процессом становления всех налоговых процедур.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета, 1993.25 декабря.//СЗ РФ.1994.№13.

. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года (в ред. от 30 декабря 2012 года) //СЗ РФ. 1998. - № 31. - Ст. 3824.

. Федеральный Закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 01 ноября 2012 года) // СЗ РФ. 2006. N 31 Cт. 3448

.Федеральный Закон от 10 декабря 2003 г. №173-Ф3 «О валютном регулировании, и валютном контроле»(в ред. от 01 января 2013 года) // СЗ РФ. 2003.N 50. Cт. 4859.

. Федеральный Закон от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (ред. от 03 декабря 2012) // "Бюллетень нормативных актов", N 1, 1992.

. Федеральный Закон РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 29.12.2012) СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.

. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004г. № 506 «Об утверждении положения о Федеральной, налоговой службе» // СЗ РФ. 2004. Ст. 3961.

. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О' Министерстве Финансов Российской Федерации» (ред. от 31.01.2013) // Российская газета. 2004. 31 июля.

. Постановление Правительства РФ от 7 октября 1996 г. № 1177 «Об утверждении концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996.Ст. 4806.

. Приказ ФНС РФ от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (в ред. от 10 мая 2012 года) Российский налоговый курьер. 2007. - июль.

. Абрамов A.M. и др. Налоговое право России: Общая часть: Учеб. / (под. ред. Балакиной А.П). - М.: ВГНА, 2011. -С.104.

. Агапов А.Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2011.- С.125.

. Агапов А.Б. Основы федерального информационного права России.-М.: Юристь, 2012. -С.210.

. Административное право. / Под ред. Попова JI.JI - М.: Проспект. 2012. - С.254.

. Административное право России. / Под ред. Бахрах Д.Н.- М.: Статут. 2010. - С.178

. Алехин А.П. и др. Административное право Российской Федерации «Волтерс Клувер», 2010. - С.200.

. Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации. - М.: Финансы и статистика, 2012. - С.57.

. Аронов A.B. и др. Налоги и налогообложение.- М.: Магистр, 2011. - С.78.

. Бабаев В.К. Государственная налоговая служба. - М.: Волтерс Клувер. 2011. - С.462.

. Басовский Л. Е. Теория экономического анализа.- М.: Статут. 2010. - С.78

. Бачило И.JT. Информация и информационные отношения в праве. - М.: Проспект. 2012. - С.254.

. Бачило И.Л. и др. Налоговое право М.: Просвещение. 2010. - С.178.

. Бахрах Д.Н. и др. Налоговое право. - М.: НОРМА, 2006. - С. 341.

.. Бобоев М.Р и др. Налоговые системы зарубежных стран. - М.: Гелиос АРВ, 2002. - С.75.

. Венгеров А.Б. Право и информатизация в условиях автоматизации управления. - М.: «Юридическая литература», 2012.- С.55.

. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики.- СПб.: Юридический центр Пресс, 2011. -С.450.

. Витрянский В.В. и др. Налоговые органы. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2010. - С.201.

. Габричидзе Б.Н. и др. Налоговое право. - М.: Проспект, 2004. - С.88.

. Гансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. - М.: МЦФЭР, 2006. - С.67.

. Грачева Е.Ю. и др. Финансовое право. - М.: Юристъ, 2002. - С.56.

. Голенищев Э.П. и др. Информационное обеспечение систем управления. - М.: Проспект. 2012. - С.254.

. Городов O.A. Информационное право- М.: Проспект. 2012. - С.54

. Грунина Д.К. Организация налоговой службы в Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 2012. - С.45.

. Дадашев А.З. и др. Налоговое администрирование в Российской Федерации. - М.: Книжный мир, 2012. - С. 70.

. Евстигнеев E.H. Налоги и налогообложение. - СПб.: 2006. - С.450.

. Иванец Г.И. и др. Конституционное право России.- М.: Юрид.лит.2002.

С.45.

. Исаев Т.Н. Информационные ресурсы науки. М.:, МИРЭА, 2012. - С.90.

. Кузнецов Л.К. Информационные технологии в налогообложении. - М: ВГНА Минфина России, 2010. - С.23.

. Карасев М.Н. Налоговая политика и правовое регулирования налогообложения в России. - М.: ИНТ,2011. - С.69.

. Кваша Ю.Ф. Правоохранительные, контрольно-проверочные и налоговые органы. - М.: Налоговый вестник, 2013. - С.450.

. Кизилов В.В. Обязанности и ответственность должностных лиц налоговых органов: анализ действующего законодательства России. - М.: Издательство Саратовского университета, 2012. - С.360.

. Клепцов М.Я. Информационные системы органов государственного управления.- М.: Изд-во РАГС, 2013. - С.730.

. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (части первой и второй). / Под ред. Р.Ф.Захаровой. - М.: ИНТ. 2001. - С.256.

. Лукаш Ю.А. Права налогоплательщика. М.: Книжный мир, 2010.- С.99.

. Максимов М.В. Банки как агенты налогового контроля // Консультант Плюс. 2013.

. Мудрых В.В. Ответственность за нарушение налогового законодательства. - М.: ЮНИТИ -ДАНА. - С.340.

. Налоги и информационные технологии. / Под ред. Бушмина Е.В.- М. 2012. - С.240.

. Налоговое право. / Под ред. Пепеляева С.Г. - М.: Проспект. 2011. - С.254.

. Налоговое право. / Под ред. Репина С.Г. М. Юристъ, 2012. - С.89.

. Налоговое право: учебник / Тедеев A.A. и др. - М.: Изд-во Эксмо, 2012. - С.437.

Похожие работы на - Участники налоговых правоотношений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!