Трудовые пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,06 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Трудовые пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения

ВВЕДЕНИЕ

Право социального обеспечения является производной или комплексной отраслью права, так как в ее предмет входят нормы и частного, и публичного права, тесно связанные между собой. Только в указанном комплексе эти нормы позволяют полностью урегулировать возникающие в области социального обеспечения отношения. Метод права социального обеспечения носит смешанный императивно-диспозитивный характер.

Российская Федерация в соответствии со статьей 7 Конституции РФ признана социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Главным показателем, как государство выполняет эту обязанность, является уровень пенсионного обеспечения, который напрямую зависит от размеров пенсий. Право граждан на пенсию является конституционным правом. В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Проблемы, связанные с исчислением и сохранением размеров пенсий, на сегодняшний день имеют первостепенное значение, так как пенсии коснутся в будущем каждого и от того, насколько эффективно и совершенно законодательство об исчислении размеров пенсий, зависит не только уровень жизни пенсионеров, но и продолжительность жизни этих людей.

Пенсионное обеспечение рассматривается как самая важная государственная гарантия стабильного развития общества, поскольку затрагивает интересы почти всего населения. Особенно важное значение оно приобретает в период кардинальных экономических реформ. Именно в социальной сфере наглядно проявляется невыполнение государством своих международных обязательств и конституционных норм, призванных обеспечить достойную жизнь каждого человека.

Вместе с тем, ошибки в законодательстве, неверно прогнозируемые или вообще не просчитанные социальные последствия применения тех или иных законов (о монетизации льгот, лекарственном обеспечении, пенсионной реформе), оторванность от реальной социально-экономической ситуации в обществе, игнорирование законодателем общественных ожиданий, традиций - все это создает негативный эффект для отдельного человека, общества в целом, государства, перспектив их развития, гармоничного сосуществования, противоречит закрепленной в Конституции страны и неоднократно продекларированной в программных выступлениях Президента РФ идеологии признания высшей ценностью человека, его жизни, прав, социальной защищенности.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что право на пенсии является одним из основных гарантий в правовом государстве, вместе с тем, несмотря на значимость института, на данную тему очень мало специальных исследований.

Целью настоящего исследования является: раскрытие значения и сущности трудовых пенсий, выявление субъектов их получения, изучение законодательства о трудовых пенсиях.

В связи с поставленной целью, перед настоящим исследованием стоят следующие задачи:

.Изучить обязательное пенсионное страхование как особую форму социального обеспечения;

2.Исследовать понятие трудовой пенсии;

3.Рассмотреть трудовую пенсию по старости;

4.Проанализировать трудовую пенсию по инвалидности;

.Рассмотреть трудовую пенсию по случаю потери кормильца.

Методологической основой исследования явились диалектический, сравнительно-правовой, системный, логический, экономико-правовой, статистический и другие методы.

ГЛАВА 1. ТРУДОВЫЕ ПЕНСИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

.1 Обязательное пенсионное страхование как особая форма социального обеспечения

Непререкаемым принципом демократического общества является то, что каждый человек обязан обеспечить свое существование сам. Но в любом обществе живут люди, которые от рождения, в силу болезни или старости не в состоянии это делать. Социально не адаптированные люди, больные, инвалиды, многодетные граждане часто оказываются нуждающимися, нетрудоспособные люди требуют ухода и лечения и т. д. Общество не может бросить таких людей на произвол судьбы, а потому создает государственную систему их обеспечения материальными благами (социальное обеспечение) за счет общества. В этом проявляются человеческая солидарность и гуманизм.

Данное право отражает важную сторону социального государства - его цивилизационную функцию заботы о человеке. Всеобщая декларация прав человека (ч. 1 ст. 25) провозгласила право на обеспечение в случаях утраты средств к существованию по независящим обстоятельствам, не указав, что такое обеспечение должно быть «социальным», т. е. за счет общества. Но Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 9) признает «право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование». Право на социальное обеспечение, принадлежащее трудящимся и их иждивенцам, а также обязательства государств по эффективному обеспечению этого права закреплены в пересмотренной Европейской социальной хартии (Страсбург, 1996 г.), которая подписана, но не ратифицирована Россией. Это право детально регулируется несколькими конвенциями Международной организации труда.

В этих документах не содержатся конкретные определения указанных понятий. Тем не менее, исходя из текстов конвенций и рекомендаций, можно найти подтверждение тому, что содержание понятия «социальная защита» выходит за рамки содержания понятия «социальное обеспечение», которое всегда связано с определенными формами и видами обеспечения, конкретными социальными рисками. В указанных документах обозначен довольно широкий спектр государственных и негосударственных, общих и специальных систем социального обеспечения, а также обозначены некоторые организационные формы социального обеспечения, свидетельствующие о том, что социальное обеспечение включает не только социальное страхование и социальное вспомоществование.

Статья 39 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждому ее гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях установленных законом.

Система обязательного пенсионного страхования является частью системы обязательного социального страхования. Ст. 39 Конституции РФ содержит важный пункт о поощрении добровольного социального страхования, создания дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности. Тем самым государство оказывает поддержку негосударственным формам материального обеспечения людей, т.е. созданию частных пенсионных фондов, личному страхованию. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» создал правовую основу для развития этого направления социального обеспечения.

В настоящее время пенсионное законодательство, рассчитанное на большую часть пенсионеров, существенно обновилось. Приняты Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Этими Законами сохранено деление пенсий на трудовые, т. е. заработанные, заслуженные длительным трудом, и социальные, которые предоставляются вне связи с трудовой, иной общественно полезной деятельностью определенным категориям нетрудоспособных граждан.

Пенсионное обеспечение при наступлении страхового случая (достижение установленного законом пенсионного возраста, или в случае инвалидности, потери кормильца) осуществляется за счет общих средств застрахованных, или другими словами, на основе солидарности поколений. В данном случае, допуская определенные упрощения, пенсионная система, можно сказать, представляет страховое сообщество работников, пенсионные выплаты которым обеспечиваются за счет их собственных средств, а в отдельных случаях и средств государства, что проявляется в их участии в финансировании своего пенсионного обеспечения. Все это дает основание сделать вывод: институт обязательного пенсионного страхования в условиях рыночной экономики явление не случайное и непроизвольное. Необходимость его обусловлена внутренними ее законами и предполагает непосредственное участие в социальной защите и работодателя, и работника.

Таким образом, основой обязательного пенсионного страхования является система социально-экономических отношений рыночного типа.

1.2 Понятие трудовой пенсии

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом о трудовых пенсиях в Российской Федерации. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Виды трудовых пенсий:

-по старости;

-по инвалидности;

-по случаю потери кормильца.

Право на пенсию в соответствии со ст. 3 Закона о пенсионном обеспечении имеют:

-граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных законодательством РФ;

-иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством РФ или международными договорами.

По общему правилу гражданам, которые имеют право одновременно на различные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из этого правила установлены исключения. Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:

-гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

-участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

-родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия, (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности),

-вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия, (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или пенсия по случаю потери кормильца, и пенсия за выслугу лет (по инвалидности);

-нетрудоспособным членам семей граждан получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца);

-гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда". Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

-членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов,. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

В соответствие со ст. 3 Закона о трудовых пенсиях право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Законом о трудовых пенсиях.

Нетрудоспособные члены семей лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Законом о трудовых пенсиях, имеют право на трудовую пенсию в случаях, предусмотренных Федеральным законом о трудовых пенсиях.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

ГЛАВА 2. ВИДЫ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ

2.1 Трудовая пенсия по старости

Трудовая пенсия по старости (по возрасту) - это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств Пенсионного фонда РФ и служащая основным источником средств существования для лиц, достигших установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа при достижении мужчинами возраста 60 лет, женщинами - 55 лет. Таким образом, общеустановленный пенсионный возраст в России остался прежним, а стажевые требования значительно понижены.

Гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Пенсии выплачиваются также гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы России. Кроме того, Конституция поощряет добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Все формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований. Человек заранее должен знать, на что он может рассчитывать при наступлении тех или иных социальных рисков, т.е. каковы основания, условия, уровень обеспечения, порядок получения и т.д. Выход на пенсию - это право, а не обязанность человека.

Страховой стаж определяется как учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. К иным периодам, например, относятся: военная служба, уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, время получения пособий по временной нетрудоспособности и безработице и др. Зачет в страховой стаж не страховых периодов (военной службы по призыву и ухода за ребенком) обусловлено возмещением уплаты страховых взносов за счет средств федерального бюджета (ст. 1, 11 ФЗ «О трудовых пенсиях»).

Рассматривая институт обязательного пенсионного страхования, как особую форму социальной защиты, необходимо особо подчеркнуть, что он в условиях рыночной экономики является основной формой материального обеспечения пожилых людей.

И личное частное страхование, и личные сбережения, и благотворительность в состоянии охватить лишь весьма ограниченный контингент граждан. Ведь уровень доходов значительной части населения, даже в индустриально развитых странах не позволяет сделать необходимые сбережения на старость, на случай болезни и т.д.

Кроме того, сбережение - как способ защиты человека от материальной необеспеченности при наступлении страхового случая не всегда достигает цели, поскольку индивид не в состоянии точно предвидеть возможное наступление инвалидности, потери кормильца, точно учесть его масштабы и, следовательно, может вообще не накопить никаких средств. Наконец, нельзя не учитывать безответственное отношение отдельных лиц к своему будущему, которые никаких сбережений на старость не делают.

Поэтому вне обязательного пенсионного страхования обеспечить социальную безопасность больших масс пожилых людей невозможно. Функционирование же рыночной экономики воспроизводит социальные и профессиональные риски постоянно и в больших масштабах, обусловливая необходимость защиты не отдельных групп населения, а его основной массы.

Одним из основополагающих условий функционирования рынка является купля и потребление работодателем рабочей силы. Но хотя трудовые отношения между работником и работодателем по поводу использования рабочей силы составляют их стержень, но этим они не исчерпываются. Ведь использование ее в процессе производственной деятельности неизбежно сопровождается различного рода социальными и профессиональными рисками, носящими массовый характер, постоянно воспроизводимыми рыночной экономикой и угрожающими работнику.

А это означает, что в системе трудовых отношений между работником и работодателем имеет место органическое единство отношений как по поводу социального страхования работника, так и по поводу использования его труда в процессе производства. В силу этого, факт найма работника одновременно означает его вступление с работодателем и в отношения социального страхования. В силу такой двусторонности трудовых отношений, социальное страхование приобретает обязательный и всеобщий характер, а работник получает право на обязательное социальное страхование.

Порядок финансирования частей трудовых пенсий и их учет в Пенсионном фонде регламентируются Законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Так, в пункте 3 статьи 9 этого закона отмечено, что финансовое обеспечение обязательного страхового обеспечения, осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, а в части накопительной части трудовой пенсии по старости, выплачиваемой негосударственными пенсионными фондами, за счет средств пенсионных накоплений, формируемых в негосударственных пенсионных фондах.

Трудовая пенсия по старости состоит из: 1) страховой части; 2) накопительной части.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

СЧ = ПК / Т + Б, где

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).

Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лиц (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, устанавливается в сумме 2 562 рублей в месяц.

Основанием для увеличения базовой части пенсии является:

1.возраст,

2.наличие инвалидности I группы;

.наличие иждивенцев (одного, двух, трех и более);

Размер страховой части трудовой пенсии по старости застрахованных лиц, являвшихся получателями страховой части трудовой пенсии по инвалидности в общей сложности не менее 10 лет, не может быть менее размера страховой части трудовой пенсии по инвалидности, который был установлен указанным лицам по состоянию на день, с которого им окончательно была прекращена выплата указанной части этой пенсии.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости - показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти по статистике и используемый для определения страховой части и накопительной части трудовой пенсии. Он должен определяться в порядке, установленном федеральным законом, который к настоящему времени не принят. Однако, как вытекает из вышеуказанного понятия, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости есть разница между юридической предпосылкой - возрастом человека, дающим ему право на пенсию, и средней продолжительностью жизни человека в России (продолжительность жизни как юридический факт нельзя спрогнозировать). «Ожидаемый период выплаты пенсии» не является фактом правонаделительным или какой-либо юридически значимой предпосылкой, а является показателем, рассчитанным на основе данных статистики, который можно принять как субъективный фактор для обоснования чего-либо, а отнесенный на будущее время он не обладает юридическим смыслом.

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

НЧ = ПН / Т, где

НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии по старости;

ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица,

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета размера накопительной части указанной пенсии.

Анализ пенсионного законодательства позволил сделать вывод о том, что накопительная часть трудовой пенсии устанавливается в зависимости от суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо на финансирование данной части пенсии, и инвестиционного дохода (пенсионных накоплений).

Накопительная часть трудовой пенсии - относительно новое понятие в пенсионном законодательстве. Накопительная система больше соответствует принципам рыночной экономики, чем распределительная, однако это большой риск для Российской Федерации, особенно в условиях недостаточного развития финансового рынка и рынка ценных бумаг. Прежде чем переходить на накопительную систему, необходимо было выявить все стороны действия этой системы, изучить опыт тех стран, пенсионная система которых построена на накопительных принципах.

Пенсионные взносы граждан поступают в ПФР, который ведет учет пенсионных средств на личных пенсионных счетах граждан. Раз в год, до сентября, ПФР должен рассылать гражданам выписку о состоянии их пенсионных счетов, результатах инвестирования средств пенсионных накоплений и необходимые документы для выбора управляющей компании. Все сведения о результатах инвестирования передаются управляющими компаниями в ПФР, и именно на нем лежит обязанность информирования граждан. Через ПФР будут также осуществляться пенсионные выплаты по накопительной части, порядок осуществления которых пока не определен.

2.2 Трудовая пенсия по инвалидности

Инвалиды являются одной из наиболее стабильных и многочисленных категорий пенсионеров. Поэтому вопросы их пенсионного обеспечения представляются актуальными как с научной, так и с практической точки зрения.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии.

Право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №95, условиями признания гражданина инвалидом являются:

-нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

-ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

-необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

При установлении гражданину группы инвалидности одновременно определяется в соответствии с классификациями и критериями, предусмотренными пунктом 2 настоящих Правил, степень ограничения его способности к трудовой деятельности (III, II или I степень ограничения) либо группа инвалидности устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

Однако при полном отсутствии у инвалида страхового стажа, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Трудовая пенсия по инвалидности определяется по формуле:

П = ПК / (Т x К) + Б, где

П - размер трудовой пенсии по инвалидности;

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (инвалида) (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается трудовая пенсия по инвалидности;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 14 настоящего Федерального закона);

К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;

Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности.

Согласно подп. 4 и 5 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» отношения по обязательному социальному страхованию возникают: у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем; у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - с момента уплаты ими или за них страховых взносов, если иное не установлено федеральными законами. Таким образом, Закон устанавливает различные условия определения момента исчисления страхового стажа для застрахованных лиц и лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой.

Для установления факта наличия страхового стажа для лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, необходимо, чтобы страховые взносы ими или за них были уплачены хотя бы один раз. При этом законодательство устанавливает следующие особенности уплаты страховых взносов, которые связаны с данной категорией лиц.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон о страховых взносах) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с п. 1 с т. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: а) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица; б) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. трудовой пенсионный социальный законодательство

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в вышеприведенных п. «а» и «б», исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

В целях указанного Закона иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

Согласно ст. 16 указанного Закона лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, должны уплатить всю сумму страховых взносов за текущий календарный год до 31 декабря этого года. При этом периодичность уплаты страховых взносов не установлена (следовательно, это может быть один платеж в течение года).

Соответственно, с того момента, когда будет произведена первая уплата страхового взноса, у лица, самостоятельно обеспечивающего себя работой, возникает право на трудовую пенсию по инвалидности.

2.3 Трудовая пенсия по случаю потери кормильца

Трудовые пенсии по случаю потери кормильца - это ежемесячные выплаты из Пенсионного фонда РФ, а также из федерального бюджета для нетрудоспособных, назначаемые в размерах, соизмеримых с заработком умершего (безвестно отсутствующего) кормильца, нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении умершего.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют согласно ст. 9 Закона о трудовых пенсиях нетрудоспособные члены семьи, состоявшие на иждивении умершего, а также один из его родителей, супруг, либо дедушка, бабушка независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра или ребенок умершего кормильца, достигшие 18 лет, если они заняты уходом за его детьми, братьями, сестрами или внуками, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, и не работают, а также каждый из родителей военнослужащих, проходивших службу по призыву и погибших (умерших) в период ее прохождения или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы.

Члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Под полным содержанием понимаются действия умершего кормильца, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (питание, жилье, одежда, обувь и другие предметы жизненной необходимости). При этом члены семьи должны были получать содержание только от умершего кормильца, т.е. они не получали материальной поддержки от других лиц, а доходы, имущество умершего кормильца являлись единственным источником средств их существования.

Под постоянным и основным источником средств к существованию понимается помощь умершего кормильца членам семьи, осуществляемая систематически в течение определенного периода времени перед смертью кормильца, т.е. эта помощь была не разовой (единовременной, от случая к случаю). Из действий умершего кормильца должна прослеживаться его воля, свидетельствующая о намерении оказывать постоянную помощь членам семьи.. Основным критерием признания лица иждивенцем служит факт получения помощи в качестве основного источника средств к существованию, т.е. помощь кормильца должна составлять основную часть средств, на которые жили члены семьи. Она должна по своим размерам быть такой, чтобы без нее члены семьи, получавшие ее, не смогли бы обеспечить себя необходимыми средствами жизни. Только в этом случае помощь кормильца может быть признана основным источником средств к существованию. При этом условие совместного проживания членов семьи с кормильцем не всегда обязательно для признания факта нахождения на иждивении.

Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

-дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также его дети, братья, сестры и внуки, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет, или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

-один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также его брат, сестра либо ребенок, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, и не работают;

-родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности;

-дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны их содержать.

Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию. Члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.

Факт смерти должен быть подтвержден свидетельством, выданным органом ЗАГС, или установлен судом.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак. Усыновители имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети - наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют его при их усыновлении. Отчим и мачеха имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок или падчерица имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или мачехи, которое подтверждается в порядке, определяемом Правительством РФ.

Кроме того, следует отметить, что для признания юридического факта нахождения на иждивении субъекта (и статуса иждивенца) изначально необходимо иметь статус члена семьи погибшего (умершего).

При определении понятия «член семьи» возникает ряд вопросов: если в соответствии со ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации членами семьи признаются супруги, родители и дети, то действующее жилищное законодательство (ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации) допускает возможность признания членами семьи и других родственников, нетрудоспособных иждивенцев в случае, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство. Более того, в исключительных случаях в судебном порядке членами семьи могут быть признаны и другие родственники.

Представляется, что для установления факта нахождения на иждивении в целях назначения пенсии более приемлемо широкое понимание термина «член семьи», вытекающее из норм ЖК РФ. Узкое толкование понятия «член семьи», основанное на семейном законодательстве, повлечет неминуемое ущемление прав граждан, находившихся на иждивении умершего, но не являвшихся его супругом, ребенком или родителем.

При отсутствии подтверждающих документов факт нахождения на иждивении может устанавливаться в судебном порядке (по заявлению как непосредственно члена семьи умершего кормильца, так и иных граждан и организаций (например, органы опеки и попечительства), когда по закону они вправе обратиться в суд за защитой интересов других лиц), если установление этого факта в ином порядке не представляется возможным (подп. 2 п. 2 ст. 264 ГПК РФ). Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.

Применяя норму ст. 29 Закона, предусматривающую право обучающихся на пенсию по случаю потери кормильца, необходимо иметь в виду, что данная норма сформулирована с учетом положений законодательства Российской Федерации об образовании.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», с учетом потребностей и возможностей личности, образовательные программы могут осваиваться в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Однако, право на пенсию по случаю потери кормильца имеют лица, обучающиеся только по очной форме. Правовых оснований для назначения и выплаты пенсии по случаю потери кормильца обучающимся в учебных заведениях по очно-заочной (вечерней), заочной форме, а также в качестве экстерна не имеется.

Установление пенсии по случаю потери кормильца производится независимо от организационно-правовой формы образовательного учреждения.

По смыслу рассматриваемой нормы подп. «а» ч. 3 ст. 29 Закона в период получения образования по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, пенсия по случаю потери кормильца назначается и выплачивается детям погибшего (умершего) кормильца при наличии у них статуса обучающихся.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» студентом высшего учебного заведения является лицо, в установленном порядке зачисленное в высшее учебное заведение для обучения. Совершеннолетние дети будут обладателями права на получение пенсии по случаю потери кормильца только лишь до окончания образовательного учреждения, но все равно не дольше чем до достижения ими 23-летнего возраста. Это означает, что если право на получение пенсии по случаю потери кормильца перешло к совершеннолетнему ребенку, обучающемуся по очной форме обучения какого-либо вуза, ему необходимо воспользоваться своим правом на получение пенсии по случаю потери кормильца до достижения 23 лет, в противном случае это право он потеряет вовсе, даже несмотря на то, что будет продолжать обучаться в данном учебном заведении.

Дети, братья, сестры и внуки погибшего (умершего) кормильца в возрасте 18 лет и старше, обучающиеся в образовательных учреждениях дополнительного образования, нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца не признаются. К образовательным учреждениям дополнительного образования в соответствии с Законом «Об образовании» относятся: учреждения повышения квалификации; курсы; центры профессиональной ориентации; музыкальные и художественные школы; школы искусств; спортивные школы; дома детского творчества; станции юных техников; станции юных натуралистов; иные учреждения, имеющие соответствующие лицензии.

Исходя из того что нетрудоспособность по общему правилу определяется на основании возрастных критериев либо обусловливается наличием инвалидности, нетрудоспособными членами семьи умершего (погибшего) лица п. «а» ч. 3 данной статьи признает, в частности, его детей, не достигших 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет; нетрудоспособными членами семьи умершего (погибшего) лица считаются также его дети, проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста.

Таким образом, для обеспечения пенсиями по случаю потери кормильца понятие «нетрудоспособность» охватывает самые разнородные явления:

-полную или существенную потерю трудоспособности (инвалидность);

-социальную необходимость не участвовать в общественном производстве в связи с уходом за малолетними;

-возрастные особенности, когда лицо либо еще не обязано по закону трудиться (до 16 или 18 лет), либо уже не может работать (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопросы пенсионного обеспечения являются одним из главных объектов социально-экономической политики большинства современных государств. По своей экономико-правовой сути пенсионное обеспечение выражает законодательно регламентированное согласование экономических интересов нетрудоспособных членов общества с остальной его частью, создающей материальные блага. Основная идея российской пенсионной реформы, начатой в 2002 году, состоит в переходе от распределительного механизма выплат к накопительному, при котором источником выплат пенсий служат собственные сбережения.

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены их семьи в связи со смертью этих лиц, и право на которую определено в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о трудовых пенсиях.

Право на выплату трудовых пенсий имеют:

-граждане РФ, пенсии которым установлены в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

-иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, пенсии которым установлены в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ;

-иностранные граждане, попадающие под действие международных договоров Российской Федерации.

Изменения, происходящие в пенсионной системе в связи с проведением пенсионной реформы в Российской Федерации и связанные с этим надежды на улучшение уровня жизни пенсионеров, неизбежно приводит к вопросу: насколько экономически оправданы и социально справедливы осуществляемые в этой сфере преобразования и что именно необходимо предпринять для того, чтобы из многих возможных механизмов формирования и выплаты пенсии с учетом отечественного и зарубежного опыта выбрать и реализовать наиболее оптимальные. Именно такой подход представляет наибольший научный и практический интерес.

Одним из наиболее сложных экономических и социальных вопросов реформирования пенсионной системы в Российской Федерации - реализации права застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию на накопительную часть трудовой пенсии.

В связи с введением накопительного компонента в систему пенсионного страхования возникают абсолютно новые проблемы для пенсионной системы России. Поскольку данная тема у нас в стране недостаточно изучена, а вопросы, возникающие в процессе реформирования необходимо решать наиболее эффективно, исследование механизмов накопительного финансирования пенсии в системе обязательного пенсионного страхования вызвано объективной реальностью. Практическая значимость полученных результатов будет способствовать внедрению и развитию накопительных механизмов, а также обеспечивать принятие эффективных управленческих решений в сфере пенсионного обеспечения населения Российской Федерации.

БИБЛИОГРАФИЯ

Нормативные правовые акты

1.Всеобщая декларация прав <#"justify">8.О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений: Федеральный закон от 30.04.2008 г. №56-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 г. №133-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - №18. - Ст. 1943.

.О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 г. №212-ФЗ в ред. Федерального закона от 02.07.2013 г. №185-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №30. - Ст. 3738.

10.О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 г. №181-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 г. №421-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №48 (1 ч.). - Ст. 4563.

.О порядке и условиях признания лица инвалидом: Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 г. №95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 г. №882) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - №9. - Ст. 1018.

Специальная литература

12.Анбрехт Т.А. К вопросу о проблемах правового регулирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования / Т.А. Анбрехт // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики: Часть 1. - Киров: Филиал Санкт-Петербургского института Внешнеэкономических связей, экономики и права в г. Кирове, 2006.

13.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. - М.: Норма, 2012.

.Водахова А.А. Пенсионное обеспечение детей-сирот / А.А. Водахова // Труд и социальные отношения. - 2009. - №9.

.Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: конспект лекций / Г.Д. Долженкова. - М.: Юрайт, 2011.

.Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения: учебное пособие / В.А. Ершов, И.А. Толмачев. - М.: Гроссмедиа, 2009.

17.Ефремов А.В., Щеглов Е.Н. Проблемы получения пенсии по случаю потери кормильца совершеннолетними лицами, обучающимися в образовательных учреждениях и не достигшими возраста 23 лет / А.В. Ефремов, Е.Н. Щеглов // Право в Вооруженных Силах. - 2010. - №4.

.Жаворонков Р.Н. О приобретении страхового стажа, необходимого для установления трудовой пенсии по инвалидности / Р.Н. Жаворонков // Журнал российского права. - 2011. - №3.

.Кащеева О.А. Институт исчисления размеров пенсий в праве социального обеспечения: Теория и практика правового регулирования: автореф. дис. … канд. юрид. наук / О.А. Кащеева. М., 2005.

.Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России: автореф. дис. … докт. юрид. наук / С.И. Кобзева. - М., 2009.

21.Ковалевский С.М. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве. (Правовые вопросы) / С.М. Ковалевский. - М.: Анкил, 2010.

.Кондратова Е.П. Вопрос о конституционности положений закона об обязательном пенсионном страховании / Е.П. Кондратова // Законодательство. - 2007. - №12.

.Корякин В.М. Комментарий к Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» / В.М. Корякин. - М.: Норма, 2009.

.Локтионова Н.С. Проблемы применения норм по назначению трудовой пенсии по случаю потери кормильца / Н.С. Локтионова // Закон и право. - 2010. - №7.

25.Миронова Т.К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты: автореф. дис. … докт. юрид. наук / Т.К. Миронова. - М., 2008.

26.Миронова Т.К. Реализация решений конституционного суда по вопросам обязательного пенсионного страхования / Т.К. Миронова // Российская юстиция. - 2008. - №1.

27.Павлюченко В.Г. Система обязательного пенсионного страхования: Лекция / В.Г. Павлюченко. - М., 2007.

28.Пенсионное страхование / авт. кол.: В.В. Семенихин, Э.В. Абрамова, Е. В. Акилова и др.; под общ. ред. В.В. Семенихина. - М.: Эксмо, 2011.

29.Фрик О.В. Накопительный механизм в обязательном пенсионном страховании: правовые вопросы: автореф. дис. … канд. юрид. наук / О.В. Фрик. - Пермь, 2006.

30.Чудиновская Н.М. Установление юридических фактов в гражданском и арбитражном процессе / Н.М. Чудиновская; под ред. В.В. Яркова. - М., 2010.

31.Шикалова О.В. Кто такие иждивенцы и как установить факт нахождения на иждивении для назначения пенсии по случаю потери кормильца / О.В. Шикалова // Право в Вооруженных Силах. - 2010. - №2.

Похожие работы на - Трудовые пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!