(6)
где У1.0 - управленческие расходы в отчетном году в ценах и условиях базисного года;
У1 - управленческие расходы в отчетном году.
Метод сравнения - наиболее распространенный метод. Сравнение начинается с соотношения явлений, анализируются сравниваемые явления. Обязательным фактором применения приема сравнения являются сопоставимость показателей по структуре и условиям их формирования, так как сравнивать можно только качественно однородные величины. Для обеспечения сопоставимости в некоторых случаях используют поправочный коэффициент.
Сопоставляя фактические показатели отчетного периода с аналогичными показателями прошлых лет, оценивают результаты работы динамики и тенденцию развития данного экономического процесса.
Сопоставляя отчетные данные с плановыми выявляют степень выполнения или не выполнения заданий.
В процессе сравнения выявляют изменение тех или иных показателей.
горизонтальный - сравнение каждой позиции с предыдущей;
вертикальный - определение структуры итоговых показателей, определение доли, удельного веса частей в результирующем показателе;
трендовый анализ - сравнение ряда лет и определение основных тенденций;
одномерный - сопоставление по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по единому показателю;
многомерный - сравнение результатов деятельности нескольких хозяйствующих субъектов по широкому кругу показателей.
Метод группировки. Простой подсчет итогов не дает полной характеристики показателя или объекта исследования, поэтому до осуществления расчетов проводят предварительную характеристику совокупности. Группировка предполагает классификацию явлений и процессов, а так же причин и факторов, их обуславливающих. Группировка как способ анализа широко применяется в литейном производстве, машиностроение, к концернах.
Объектами изучения выступают как сами хозяйствующие субъекты, так и структурные подразделения, хозяйственные операции. Аналитические группировки предназначены для выявления взаимосвязей, взаимодействия изучаемых показателей, явлений, объектов [7, с. 87].
Балансовый метод используется в статистике, бухгалтерском учете, служит главным образом для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественны. Балансовый способ применяется для определения величины влияния отдельных факторов на прирост результатов показателя. Когда из трех факторов известно влияние двух, то влияние третьего фактора определяют, вычитая из общего прироста результативного показателя.
Индексный метод основывается на относительных показателях. Он исчисляется сопоставлением соизмеряемой (отчетной) величины с базисной. Используя индексный метод, можно выявить влияние на изучаемый совокупный показатель различных факторов.
Метод цепных подстановок используется для определение количественного влияния отдельных факторов на общий результат показателя. Данный способ применяется в том случае, если между изучаемыми явлениями имеет место функциональная, прямая или обратно пропорциональная зависимость. Каждая подстановка связанна с отдельным расчетом. Суть данного метода заключается в последовательной замене плановой (базисной) величины каждого факторного показателя на фактическую величину в отчетном периоде, все остальные при этом считаются неизменимыми.
Способ абсолютных и относительных ризниц. Он применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе [8, с. 286].
2. Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО «Альянс»
.1 Характеристика торгового предприятия
ООО «Альянс» торговое розничное и оптовое предприятие в Санкт-Петербурге. Зарегистрировало себя в качестве общества с ограниченной ответственность 24 марта 2007 года. Расположен по адресу Московское шоссе д. 26.
Первая магазин был открыта на Васильевском острове, второй магазин был открыт через год на Петроградской набережной, третий магазин был открыта через пол года в июне 2012 года на проспекте маршала Блюхера, четвертый готовится к открытию на Московском шоссе.
ООО «Альянс» реализуют непродовольственные товары как оптовой, так и розничной торговлей. Организация имеет линейно-функциональную структуру управления т.к. 1-й это директор, следующий уровень управления это заместители и бухгалтерия, потом менеджера, а после это работники склада, кассиры, продавцы-консультанты. Потребителями являются в большей частности семьи и мужчины от 25-55 лет. Ассортимент магазинов очень широк это как и строительные материалы, товары для дома, так же представлен довольно широкий ассортимент мебели.
.2Анализ прибыли от реализации продукции
Таблица 2.1. Анализ прибыли от реализации
Показатели2011 год2012 год∆А +; −Динамика; %1. Выручка3 606 5193 654 048+47 529101,32. Себестоимость3 543 9493 637 60193 652102,63. Валовая прибыль62 57016 447−46 12326,34. Коммерческие расходы−−−−5. Управленческие расходы−−−−6. Прибыль от продаж62 57016 447−46 12326,3
∆А Выручка = 3654048-3606519= 47529 тыс. руб.
∆А Себестоимость = 3637601-3543949= 93652 тыс. руб.
∆А Валовая прибыль = 16447-62570= −46123 тыс. руб.
Динамика выручки% = 3654048/3606519= 101,3%
Динамика себестоимости%= 3637601/3543949= 102,6%
Динамика валовой прибыли%= 16447/62570= 26,3%
Соотношение между показателями не выделены. Валовая прибыль не растет, темп роста себестоимости увеличился. Выражена потеря валовой прибыли и прибыли от продаж.
.3 Анализ прибыли до налогообложения
Таблица 2.2. Анализ прибыли до налогообложения
Показатели2011 сумма (тыс. р.)2011 удельный вес2012 сумма (тыс. р.)2012 удельный вес∆А +; −∆%1. Валовая прибыль62 57078,616 44732,3-46 123-46,32. Коммерческие расходы−−−−−−3. Управленческие расходы−−−−−−4. Прибыль от продаж62 57010016 447100-46 12305. Прочая прибыль17 03321,434 50567,717 47246,36. Прибыль до налогообложения79 60310050 951100-28 6520
Прочая прибыль = прочие доходы - прочие расходы
Прочая прибыль 2011 года =50899-33866= 17033 тыс. руб.
Прочая прибыль 2012 года =59313-24809= 34504 тыс. руб.
Несмотря на увеличение выручки происходит снижение валовой прибыли, прибыли от продаж и прибыли до налогообложения. Резкое снижение прибыли до налогообложения.
.4 Факторный анализ прибыли и рентабельности
Таблица 2.3. Факторный анализ
Наименование показателяУровень показателя2011 год2012 годОтклонения ±Объем товарооборота, тыс. руб.3 606 5193 654 048+47 529Сумма валового дохода, тыс. руб.62 57016 447-46 123Сумма издержек обращения, тыс. руб.3 543 9493 637 601+93 562Прибыль, тыс. руб.6257016447-46123Уровень валового дохода, %1,730,45-1,28Уровень издержек обращения, %98,299,5+1,3Уровень рентабельности продаж, %1,730,45-1,28Уровень рентабельности издержек обращения, %1,770,45-1,32
Уровень валового дохода% = ВД / Выручку х 100%
Уровень валового дохода за 2011 года = 62570/3606519 х 100%=1,73%
Уровень валового дохода за 2012 года = 16447/3654048 х 100%=0,45%
Уровень издержек обращения, % = С/с / Выручку х 100%
Уровень издержек обращения 2011 года = 3543949/3606519 х 100%=98,2%
Уровень издержек обращения 2012 года = 3637601/3654048 х 100%=99,5%
Уровень рентабельности продаж, % = Прибыль / Выручку х 100%
Уровень рентабельности продаж 2011 года = 62570/3606519 х 100%=1,73%
Уровень рентабельности продаж 2012 года = 16447/3654048 х 100%=0,45%
Уровень рентабельности издержек обращения, % = Прибыль/ С/с х 100%
Уровень рентабельности издержек обращения 2011 года = 62570/3543949 х 100%=1,77%
Уровень рентабельности издержек обращения 2012 года = 16447/3637601 х 100%=0,45%
Уровень продаж скор. = Прибыль 2011/ Выручку 2012 х 100%= =62570/3654048 х 100%=1,71%
Влияние выручки = Уровень продаж скор - Уровень рентабельности продаж за 2011= 1,71%-1,73%= - 0,02%
Прибыль абсолютная = Уровень рентабельности продаж2012 - Уровень продаж скор. = 0,45%-1,71%= - 1,26%
Балансовая увязка = ∆ Рентабельности продаж = - 0,02% - 1,26% = -1,28%
Рентабельность продаж уменьшается на 1,28%, это говорит о снижении эффективности работы организации. Снижение рентабельности продаж произошло за счет факторов: снижение объема продаж; снижение потери прибыли; совокупное влияние факторов составляет -1,28%. Основным фактором снижения является прибыль. Потеря прибыли могла быть связанна с внутренними и внешними факторами: увеличение расходов на (транспорт, заработную плату, электроэнергию и др.). Потеря доходов при росте товарооборота могла быть связанна с изменением структуры продаж о чем говорит уровень валового дохода 0,45%.
Таблица 2.4. Анализ рентабельности
Показатели20112012Отклонения1. Сумма выручки, тыс. руб.3 606 5193 654 04847 5292. Себестоимость, тыс. руб.3 543 9493 637 60193 6523. Прибыль от продаж, тыс. руб.62 57016 447−46 1234. Среднегодовая стоимость инвестированного капитала, тыс. руб.---5. Рентабельность хозяйственной производственной деятельности1,760,45-1,316. Рентабельность продаж1,730,45-1,287. Рентабельность капитала---
Отклонения суммы выручки тыс. руб.= 3654048-3606519=47529 тыс. руб.
Отклонения себестоимости тыс. руб.= 3637601-3543949=93652 тыс. руб.
Отклонения балансовой прибыли тыс. руб.= 16447-62570 = −46123 тыс. руб.
Рентабельность производственной деятельности = Прибыль от продаж 2011 года / Себестоимость 2011 года
Рентабельность производственной деятельности за 2011 год = =62570/3543949 х 100%= 1,76%
Рентабельность производственной деятельности за 2012 год = =16447/3637601 х 100%= 0,45%
Отклонение = 0,45-1,76 = -1,31%
Рентабельность продаж:
Рентабельность продаж за 2011 год = 62570/3606519 х 100%= 1,73%
Рентабельность продаж за 2012 год = 16447/3654048 х 100%= 0,45%
Отклонение=0,45-1,73= -1,28%
Предприятие имеет рентабельность в 2012, но произошло резкое ее снижение - 1, 28% снижение рентабельности связанно с несоответствием между темпами роста прибыли, товарооборота и издержками обращения. Резкое снижение прибыли 46123 тыс. руб. может привести в ухудшению финансового положения, нарушению платежеспособности и снижению конкурентоспособности.
.5 Анализ прибыли по отчету «О прибылях и убытках»
Таблица 2.5. Анализ прибыли по отчету «о прибыли и убытках»
Наименование показателей2011 тыс. руб.2012 тыс. руб.Отклонения +; −2011 уд. вес %2012 уд. вес %Отклонения в%1. Выручка от продаж3 606 5193 654 04847 529100100-2. Себестоимость3 543 9493 637 60193 65298,399,461,163. Валовая прибыль62 57016 447- 46 1231,70,54-1,164. Коммерческие расходы−−−−−−5. Управленческие расходы−−−−−−6. Прибыль от продаж62 57016 447- 46 1231,70,54-1,167. Прочие доходы50 89959 3138 4141,41,60,28. Прибыль до налогообложения79 60350 951- 28 6522,21,4-0,89. Налог на прибыль70 15540 985- 29 1701,91,12-0,7810. Прибыль от обычной деятельности62 57016 447-46 1231,70,54-1,1611. Чистая прибыль (убыток)9 40010 2038030,30,27-0,03
Выручка от продаж = 3654048-3606519= 47529
Себестоимость = 3637601-3543949= 93652
Валовая прибыль = 16447-62570= - 46123
Прибыль от продаж = 16447-62570= - 46123
Прочие доходы = 59313-50899= 8414
Прибыль до налогообложения = 50951-79603= - 28652
Налог на прибыль = 40985-70155= - 29170
Прибыль от обычной деятельности = 16447-70155= -46123
Чистая прибыль (убыток) = 10203-9400= 803
Прошлый уд. вес в%:
Выручка от продаж = 100%
Себестоимость = 3543949/3606519 х 100%=98,3%
Валовая прибыль = 62570/3606519 х 100%=1,7%
Прибыль от продаж = 62570/3606519 х 100%=1,7%
Прочие доходы = 50899/3606519 х 100%=1,4%
Прибыль до налогообложения = 79603/3606519 х 100%=2,2%
Налог на прибыль = 70155/3606519 х 100%=1,9%
Прибыль от обычной деятельности = 62570/3606519 х 100%=1,7%
Чистая прибыль (убыток) = 9400/3606519 х 100%=0,3%
Отчетный уд. вес в%:
Выручка от продаж = 100%
Себестоимость = 3637601/3654048 х 100%= 99,46%
Валовая прибыль = 16447/3654048 х 100%= 0,54%
Прибыль от продаж = 16447/3654048 х 100%= 0,54%
Прочие доходы = 59313/3654048 х 100%= 1,6%
Прибыль до налогообложения = 50951/3654048 х 100%= 1,4%
Налог на прибыль = 40985/3654048 х 100%= 1,12%
Прибыль от обычной деятельности = 16447/3654048 х 100%= 0,54%
Чистая прибыль (убыток) = 10203/3654048 х 100%= 0,27%
Отклонение в %:
Себестоимость = 99,46-98,3= 1,16%
Валовая прибыль = 0,54-1,7= -1,16%
Прибыль от продаж = 0,54-1,7= -1,16%
Прочие доходы = 1,6-1,4= 0,2%
Прибыль до налогообложения = 1,4-2,2= - 0,8%
Налог на прибыль = 1,12-1,9= -0,78%
Прибыль от обычной деятельности = 0,54-1,7= -1,16%
Чистая прибыль (убыток) = 0,27-0,3= -0,03%
Наибольший удельный вес в объеме выручки составляют расходы (98,3% и 99,46%) валовая прибыль составляет незначительный удельный вес и наблюдается тенденция к ее дальнейшему снижению, снижение прибыли, рост доли прочих доходов, снижение доли прибыли до налогообложения, увеличение прочих доходов привело к тому, что доля чистой прибыли практически не изменилась (0,3% и 0,27%).
Таблица 2.6. Рентабельность объема продаж
Показатели2011 год2012 годОтклонение ±Выручка от реализации3 606 5193 654 04847 529Себестоимость реализации−−−Прибыль от реализации62 57016 447-46 123Рентабельность объема продаж (%)1,70,45-1,26
Рентабельность объема продаж (%)= Прибыль от реализации / Выручка от реализации х 100%
Рентабельность объема продаж за 2011 год = 62570/3606519 х 100% = 1,7%
Рентабельность объема продаж за 2012 год = 16447/3654048 х 100% =0,45%
Отклонения(+;-) = 0,45 - 1,7 = -1,26%
Уровень валового дохода % = ВД / Выручку х 100%
Уровень валового дохода за 2011 год = 62570/3606519 х 100%=1,73%
Уровень валового дохода за 2012 год = 16447/3654048 х 100%=0,45%
Уровень издержек обращения, % = С/с / Выручку х 100%
Уровень издержек обращения за 2011 год = 3543949/3606519 х 100%=98,2%
Уровень издержек обращения за 2012 год = 3637601/3654048 х 100%=99,5%
Уровень рентабельности продаж, % = Прибыль / Выручку х 100%
Уровень рентабельности продаж за 2011 год = 62570/3606519 х 100%=1,73%
Уровень рентабельности продаж за 2012 год = 16447/3654048 х 100%=0,45%
Уровень рентабельности издержек обращения, % = Прибыль/ С/с х 100%
Уровень рентабельности издержек обращения за 2011 год = 62570/3543949 х 100%=1,77%
Уровень рентабельности издержек обращения за 2012 год = 16447/3637601 х 100%=0,45%
Уровень продаж скор. = Прибыль 2011/ Выручку 2012 х 100%= 62570/3654048 х 100%=1,71%
Влияние выручки = Уровень продаж скор - Уровень рентабельности продаж2011= 1,71%-1,73%= -0,02%
Прибыль абсолютная = Уровень рентабельности продаж2012 - Уровень продаж скор. = 0,45%-1,71%= - 1,26%
2.6 Расчет рентабельности основных средств
Чистая прибыль / Основные средства х 100%
Рентабельность основных средств за 2011 год = 9400/51594 х100% = 18,21%
Рентабельность основных средств за 2012 год = 10203/46630 х 100%=21,88%
Чистая прибыль / Собственный капитал х 100%
Рентабельность собственного капитала за 2011=9400/84870 х 100%= 10,07
Рентабельность собственного капитала за 2012=10203/84010 х 100%= 12,14
Чистая прибыль / Заемные средства х 100%
Рентабельность заемных средств за 2011 год =9400/−
Рентабельность заемных средств за 2012 год =10203/263000 х 100%=3,87%
Рентабельность кредиторской задолженности за 2012= 10203/338229 х 100%=3,02%
Расчеты показывают, что рентабельность основных средств увеличиласьв2011 году 18,21 копеек, а в 2012 году 21,88 копеек. В 2011 году предприятие не использовало заемные средства. В 2012 году в связи с резким снижением прибыли предприятие вынуждено привлекать заемные средства. Рентабельность собственного капитала, составило 3,87%. Доля прибыли приходящаяся на 1 руб. кредиторской задолженности уменьшилась в 2012 году.
Таблица 2.7. Расчет точки безубыточности торгового предприятия за два года
Показатели20112012Отклонения ±Постоянные расходы1 240 382,11 273 160,332 778,2Переменные расходы2 303 566,92 364 440,760 873,8Итого расходов3 543 9493 637 60193 652Маржинальная прибыль1 302 952,11 289 607,3−13 344,8Коэффициент маржинальной прибыли0,360,35−0,01Точка безубыточности3 445 505,83 637 600,8192 095
МП 2011 = 3606519-2303566,9 = 1302952,1
Коэффициент МП 2011 = 1302952,1/ 3606519 = 0,36
Точка безубыточности 2011 = 1240382,1/0,36 = 3445505,8
МП 2012 = 3654048 - 2364440,7 = 1289607,3
Коэффициент МП 2012 = 1289607,3/ 3654048 = 0,35
Точка безубыточности 2012 = 1273160,3/0,35 = 3637600,8
Для подержания безубыточности в 2012 предприятие должно выполнять товарооборот в сумме не менее 3637600,8 тыс. руб., что на 192095 больше чем в 2011.
Заключение
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность деятельности предприятия важнейшим финансовым показателем является прибыль. Прибыль распределяется между обществом в лице государства и самом предприятием. Принципы распределения прибыли отражении в налоговом кодексе РФ. Прибыль это не просто учетная величина но и экономическая категория которая является мерой эффективности бизнеса.
Реальная величина прибыли рассматривается как мера жизнеспособности предприятия. В современных условиях прибыль зависит от разных факторов:
Соотношение доходов и расходов;
Регулирование прибыли за счет выбора приемов учета;
Внешних факторов (доходы населения, налоги и т.д.)
Для того что бы определить качество прибыли необходимо регулярно проводить горизонтальный, вертикальный факторный анализ предприятия. В результате анализа проведенного по материалам работы предприятия следует.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия предполагает всестороннее изучение технического уровня производства, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, обеспеченности производства материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами и эффективности их использования. Он основан на системном подходе, комплексном учёте разнообразных факторов, качественном подборе достоверной информации и является важной функцией управления.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы: что валовая прибыль не растет, а даже происходит ее снижение не смотря на увлечение прибыли. Темп роста себестоимости увеличился. Выражена потеря валовой прибыли и прибыли от продаж. Снижение рентабельности продаж произошло за счет факторов: снижение объема продаж; снижение потери прибыли; совокупное влияние факторов составляет -1,28%. Основным фактором снижения является прибыль. Потеря прибыли могла быть связанна с внутренними и внешними факторами: увеличение расходов на (транспорт, заработную плату, электроэнергию и др.). Потеря доходов при росте товарооборота могла быть связанна с изменением структуры продаж. Наибольший удельный вес в объеме выручки составляют расходы (98,3% и 99,46%) валовая прибыль составляет незначительный удельный вес и наблюдается тенденция к ее дальнейшему снижению. В 2012 году в связи с резким снижением прибыли предприятие вынуждено привлекать заемные средства. Рентабельность собственного капитала, составило 3,87%.
Список источников информации
1. Барнгольц С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий и объединений: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп.
. Бакаев А.С., Безруких П.С., Врублевский Н.Д. Бухгалтерский учет: Учебник. - М.: Бухгалтерский учет, 2011 г. - 719 с.
. Барнгольц С.Б. Финансы и статистика - М.:, 2010. - 407 с.
. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2009 г. - 360 с.
. Брагин Л.А. Экономика торгового предприятия. Торговое дело: учебник для вузов / ред. Л.А. Брагин., - М.: ИНФРА-М, 2011. - 313 с.
. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: Учебник. А.В. Бусыгин, - М.: Финпресс, 2009. - 1056 с.
. Ванова А. Маркетинг и реклама: два в одном. Учеб. Пособие /А. Ванова. - М.: Изд-во РУДН, 2010. - 87 с.
. Верникова С.Б Анализ хозяйственной деятельности предприятия С.Б. Верникова, М.: Финансы и статистика, 2011. - 286 с.
. Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы) /ред. О.И. Волков; О.В. Девяткин. - М.: Инфра-М, 2011. - 601 с.
. Галицкая С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий. Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2012. - с. 74
. Ендовицкий Д.А. Системный подход к анализу финансовой устойчивости коммерческой организации Д.А. Ендовицкий /Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - №5. - С. 7-13.
. Илясов Г.А. Оценка финансового состояния предприятия Г.А. Илясова /Экономист. - 2010. - №6. - С. 49-54.
. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. - М.: Новое знание, 2009 г. - 544 с.
. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия /О.Н. Волкова. - М.: ПБОЮЛ, 2012. - 424 с.
. Макарьева В.Г, Андреева, Л.М. Анализ финансово-хозяйственный деятельности организации / В.Г. Макарьева, Л.М. Андреева. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 264 с.
. Теория экономического анализа: Учебник для студ. экон. спец. /М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. - 4-е изд., доп и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 415 с.
. Фомин П.А., Старовойтов М.К. Особенности оценки производственного и финансового потенциала промышленных предприятий // #"justify">18. Теория экономического анализа: Учебник для студ. экон. спец. /М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. - 4-е изд., доп и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 415 с.