Валютная система Республики Беларусь, ее развитие

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,56 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Валютная система Республики Беларусь, ее развитие














КУРСОВАЯ РАБОТА

Валютная система Республики Беларусь, её развитие

Введение

Международные валютные отношения - составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации и глобализации мирового хозяйства увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.

Под влиянием многих факторов функционирование международных валютных отношений усложнилось и характеризуется частыми изменениями. Поэтому изучение мирового опыта представляет большой интерес для формирующейся в Республике Беларусь и других странах СНГ рыночной экономики. Постепенная интеграция Беларуси в мировое сообщество требует знания общепринятого цивилизованного кодекса поведения на мировых рынках валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

С середины XX столетия международные валютные отношения получают новый импульс развития. Интернационализация и глобализация мировой экономики способствует развитию торгово-экономического обмена, расширению валютных отношений между странами. Проблемы устойчивости валют, допустимых границ их колебаний по отношению друг к другу и резервным валютам становятся важнейшими проблемами мирового хозяйственного развития. Создание эффективного валютного механизма для бесперебойного осуществления мировых хозяйственных связей становится центральной задачей международной финансовой системы.

Национальная валютная система, как форма организации валютных отношений страны, сложившихся исторически и закрепленных национальным законодательством, документами международного права - является составной частью денежной системы. С другой стороны, национальная валютная система является относительно самостоятельной системой, выходящей за национальные рамки в результате расширения влияния и развития мирового рынка.

Характерной чертой валютной системы является то, что она постоянно меняется, развивается. Наиболее общая причина этих изменений - углубление развития мировых хозяйственных связей, постепенные изменения в их механизмах, разнонаправленные процессы в сфере государственного вмешательства в экономику с целью оказания давления на формирование видов валютных отношений и др.

Всё вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы. Стабилизация и постоянное совершенствование национальной валютной системы государства являются одной из основных предпосылок развития любой экономики. Это касается и нашей страны, так как после распада Советского Союза и приобретения республикой независимости Беларусь пришла к формированию собственного пути развития.

Объектом исследования является национальная валютная система, предметом - формирование национальной валютной системы.

Целью курсовой работы является рассмотрение структуры и этапов развития национальной валютной системы, в частности Республики Беларусь, анализ перспективы ее дальнейшего развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

определить понятие международных валютных отношений, изучить особенности национальной и мировой валютной валютных систем;

рассмотреть эволюцию валютных систем;

дать развернутую характеристику европейской и мировой валютным системам;

рассмотреть состояние валютной системы Республики Беларусь и перспективы её развития.

Необходимо отметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной степени. Фундаментальные и прикладные исследования, направленные на рассмотрение экономического содержания и сущности валютных отношений, были проведены отечественными и зарубежными учеными. При написании курсовой работы были изучены нормативно-правовые акты, монографическая и учебная литература, журнальные и газетные статьи, новости блогов посвященные данной проблеме.


1. Национальная валютная система и её элементы

.1 Теоретические аспекты валютной системы

Международные валютные отношения - это совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств.

Формирование и развитие международных валютных отношений обусловлено ростом производительных сил, углублением процесса международного разделения труда, интенсификацией мирохозяйственных связей, их интернационализацией и глобализацией.

Валютные отношения вторичны по отношению к процессу воспроизводства. Вместе с тем в условиях взаимозависимости стран валютные отношения как один из наиболее значимых внешних факторов все в большей мере определяют содержание и эффективность воспроизводственного процесса.

Интернационализация хозяйственных связей привела к тому, что валютные отношения постепенно заняли особое место в системе международных экономических отношений и оформились в виде валютной системы.

Таким образом, валютная система - это форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или международными соглашениями. Выделяются национальная, региональная и мировая валютные системы.

Национальная валютная система связана с мировой валютной системой, а в случае региональной валютной интеграции - с региональной валютной системой. Связь валютных систем национального, регионального и мирового уровней осуществляется через национальные банки, обслуживающие внешнеэкономическую деятельность, и регулируется национальным законодательством в области валютного регулирования, а также межправительственными двухсторонними и многосторонними соглашениями (приложение Б).

Основой национальной валютной системы служит установленная законом денежная единица данного государства, которая в международных экономических отношениях становится валютой. Иностранная валюта является объектом купли-продажи на валютном рынке. Она может использоваться в международных расчетах, храниться на счетах в банках, но, как правило, не считается законным платежным средством на территории государства - не эмитента этой денежной единицы.

По степени конвертируемости валюты подразделяются на:

-свободно конвертируемые валюты, без ограничений обмена на иностранные валюты. МВФ отнес к этой категории доллар США, марку ФРГ, японскую иену, английский фунт стерлингов, французский франк. Фактически круг свободно конвертируемых валют гораздо шире, так как основному критерию конвертируемости - отсутствию валютных ограничений по текущим операциям платежного баланса - соответствуют валюты большинства промышленно развитых стран, где сложились мировые финансовые центры;

-частично конвертируемые валюты стран, где сохраняются валютные ограничения;

-неконвертируемые (замкнутые) валюты стран, где как для резидентов, так и для нерезидентов введен запрет на обмен валют. Кроме национальных валют в международных расчетах используются международное счетные валютные единицы - СДР и экю (до 1999 г.).

Специальные права заимствования (Special Drowing Right) представляют собой безналичные деньги в виде записей на специальном счете страны в МВФ. Экю - валютная единица европейской валютной системы, существовала с 1979 г. до введения евро в виде записей по счетам стран - участниц ЕВС в Европейском валютном институте Европейского союза.

К особой категории конвертируемой валюты относится резервная (ключевая) валюта, которая выполняет функции международного платежного и резервного средства, служит базой определения валютного паритета и валютного курса для других национальных валют, используется для проведения валютной интервенции с целью воздействия на курс валют стран - участниц мировой валютной системы.

К объективным предпосылкам становления национальной валюты как резервной относятся:

-господствующее положение страны-эмитента в мировом производстве, экспорте товаров и капиталов, в золотовалютных резервах;

-наличие развитой сети кредитно-банковских учреждений, в том числе за рубежом;

-организованный и емкий рынок ссудных капиталов;

-либерализация валютных операций, свободная обратимость валюты.

Субъективным фактором выдвижения национальной валюты на роль резервной служит активная внешняя политика.

Преимущества, которые дает статус резервной валюты стране-эмитенту, - это возможность:

-покрывать дефицит платежного баланса национальной валютой;

-содействовать укреплению позиций национального капитала в конкурентной борьбе на мировом рынке товаров и услуг. Обязательства, возлагаемые на страну-эмитента резервной валюты:

-необходимость поддерживать относительную стабильность резервной валюты;

-осуществление мер по ликвидации дефицита платежного баланса;

-отказ от девальвации валюты, валютных и торговых ограничений;

-подчинение внутренней экономической политики достижению цели внешнего равновесия.

Одним из элементов валютной системы является валютный паритет, под которым понимается соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в законодательном порядке. При монометаллизме базой валютного курса служит монетный паритет, т.е. соотношение денежных единиц разных стран по содержанию в них золота или серебра. При золотом монометаллизме валютный курс опирался на золотой паритет, т.е. соотношение валют по их официальному золотому содержанию, и колебался вокруг него в пределах золотых точек. Пределы колебаний валютного курса определялись расходами, связанными с транспортировкой золота за границу и, как правило, не превышали ±1% паритета.

После прекращения размена доллара на золото по официальной цене в 1977 г. золотое содержание и золотые паритеты валют потеряли практическое значение. МВФ перестал их публиковать с 1975 г.

В настоящее время валютный курс базируется на валютном паритете и колеблется вокруг него. Степень колебания определяется режимом валютного курса.

Валютный курс - цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран или в международных валютных единицах.

Определение валютного курса необходимо для сравнения покупательской способности различных валют; для определения места и роли страны в международном разделении труда; для сравнения показателей национальной экономики с показателями национальных экономик других стран; для периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм, банков, правительств, физических лиц. Валютные курсы можно классифицировать по различным признакам (Приложение №А).

По степени свободы колебания различают фиксированный, «плавающий» и смешанные курсы валют.

При фиксированном валютном курсе центральный банк устанавливает курс национальной валюты на определенном уровне по отношению к валюте какой-либо страны, к которой «привязана» валюта данной страны, к «валютной корзине» или к международной денежной единице. В основе фиксированного курса лежит валютный паритет. Особенность этого валютного курса в том, что он остается неизменным в течении более или менее продолжительного времени, т.е. не зависимо от изменения спроса и предложения на валюту.

Режим фиксированного валютного курса обычно устанавливается в странах с жесткими валютными ограничениями и неконвертируемой валютой. На современном этапе его применяют в основном развивающиеся страны.

Для стран, где валютные ограничения отсутствуют или незначительны, характерным является режим «плавающих» курсов.

Плавающий валютный курс - механизм установления и поддержания курса национальной валюты, при котором он свободно изменяется в результате взаимодействия спроса и предложения на валютном рынке.

Большинство стран, осуществляющие политику свободного плавания своих валют, придерживаются, тем не менее, политики управляемого плавания, в рамках которого центральные банки стран периодически вмешиваются в работу валютного рынка. С целью поддержания курса собственной валюты при сильных ее колебаниях в определенный момент времени.

Смешанный валютный курс сочетает в себе элементы фиксированного и плавающего валютных курсов. Сюда можно отнести:

-режим «скользящей фиксации» - центральный банк ежедневно устанавливает валютный курс исходя из определенных показателей: уровня инфляции, состояния платежного баланса, изменения величины официальных золотовалютных резервов и др.;

-режим валютного коридора - центральный банк устанавливает верхний и нижний пределы колебания валютного курса.

-режим «совместного», или «коллективного плавания» валют - курсы валют стран - членов валютной группировки поддерживаются по отношению друг к другу в пределах «валютного коридора» и «совместно плавают» вокруг валют, не входящих в группировку.

В современных условиях валютный курс формируется на мировом валютном рынке в зависимости от спроса и предложения, которые определяются многими факторами. Выделяют структурные (действующие в долгосрочном периоде) и конъюнктурные (вызывающие краткосрочное колебание валютного курса) факторы.

Структурные факторы влияют на величину валютного курса на долгосрочных временных интервалах. К ним относятся:

-показатели экономического роста (валовой национальный продукт, объемы промышленного производства и др.);

-состояние платежного баланса;

-эмиссионная политика (рост денежной массы на внутреннем рынке);

-уровень инфляции и инфляционные ожидания;

-уровень процентной ставки;

-платежеспособность страны;

-доверие к национальной валюте на мировом рынке;

-другие.

Изменение процентных ставок влияет на валютный курс, оказывая разное действие на разных временных интервалах. Так, номинальный рост процентных ставок внутри страны вызывает снижение спроса на национальную валюту, так как предпринимателям становится невыгодно брать кредит. Взяв же его, предприниматели увеличивают издержки своей продукции, что, в свою очередь, приводит к росту цен на товары внутри страны. Это сравнительно обесценивает национальную валюту по отношению к иностранной.

В то же время рост реальных процентных ставок делает размещение средств в этой стране для иностранцев более выгодным. Поэтому в страну с более высокими реальными процентными ставками притекают капиталы, спрос на ее валюту повышается, и она дорожает. Таким образом, изменение процентных ставок может как прямо, так и обратно пропорционально влиять на, величину валютного курса.

Платежный баланс непосредственно влияет на величину валютного курса. Так, активный платежный баланс способствует повышению курса национальной валюты, поскольку увеличивается спрос на нее со стороны иностранных дебиторов. Пассивный платежный баланс порождает тенденцию к снижению курса национальной валюты, так как отечественные должники стараются продать ее за иностранную валюту для погашения своих внешних обязательств. Размеры влияния платежного баланса на валютный курс определяются степенью открытости экономики страны. Так, чем выше доля экспорта в валовом национальном продукте (чем выше открытость экономики), тем выше эластичность валютного курса по изменению платежного баланса.

Наряду со структурными факторами на состояние валютного курса влияют конъюнктурные факторы, которые постоянно меняются под воздействием тенденций развития на мировом рынке. Среди них необходимо выделить:

-спекулятивные операции на валютных рынках;

-степень развития других секторов мирового финансового рынка.

Существует рыночное и государственное регулирование величины валютного курса. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции и действии законов стоимости, а также спроса и предложения, осуществляется стихийно. Государственное регулирование направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений и на достижение устойчивого экономического роста, равновесия платежного баланса, снижения роста безработицы и инфляции в стране. Оно осуществляется с помощью валютной политики - комплекса мероприятий в сфере международных валютных отношений, реализуемых в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством и валютными соглашениями между государствами.

К мерам государственного воздействия на величину валютного курса относятся:

а) валютные интервенции;

б) дисконтная политика;

в) валютные ограничения.

Важнейшим инструментом валютной политики государств являются валютные интервенции - операции центральных банков на валютных рынках по купле-продаже национальной денежной единицы против ведущих иностранных валют. Цель валютных интервенций - изменение уровня соответствующего валютного курса, баланса активов и пассивов по разным валютам или ожиданий участников валютного рынка.

Для проведения интервенций используется ряд инструментов:

1. Операции «спот» (наличные операции) - безналичная иностранная валюта покупается или продается с условием расчетов не более чем через два банковских дня. Это традиционный инструмент валютных интервенций, который дает эффект в краткосрочном периоде.

2. Форвардные операции - валютные сделки с расчетами более чем через два банковских дня с момента их заключения. Преимущество данного инструмента в том, что он не требует немедленных расчетов, и при изменении конъюнктуры на валютном рынке центральный банк может отказаться от интервенции, проведя встречные сделки, тем самым сохраняя международные резервы.

. Валютный своп - сделка, совмещающая в себе спотовую и форвардную сделки. Данная операция в чистом виде оказывает незначительное влияние на валютный курс, поэтому выступает в качестве вспомогательного инструмента.

4. Опционы - срочные контракты, которые используются для предотвращения обесценения национальной валюты; в этом случае центральный банк может продавать европейский опцион «пут» на национальную валюту или опцион «колл» на иностранную валюту. Данные действия на рынке позволяют банкам избегать чрезмерной траты валютных резервов.

Дисконтная политика - это изменение центральным банком учетной ставки, в том числе с целью регулирования величины валютного курса путем воздействия на стоимость кредита на внутреннем рынке и тем самым на международное движение капитала. В последние десятилетия ее значение для регулирования валютного курса постепенно уменьшается.

На валютный курс оказывают влияние валютные ограничения, т.е. совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном или административном порядке и направленных на ограничение операций с валютой, золотом и другими валютными ценностями.

Что касается международных кредитных средств обращения, то регламентация правил их использования осуществляется в соответствии с унифицированными международными нормами. В их числе - женевские конвенции (вексельная и чековая). Регламентация международных расчетов осуществляется на уровне национальной и мировой валютной систем в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов и инкассо.

Регулирование международной валютной ликвидности как элемента валютной системы сводится к обеспеченности международных расчетов необходимыми платежными средствами.

Международная валютная ликвидность - способность страны (или группы стран) обеспечивать своевременное погашение своих международных обязательств, приемлемыми для кредитора платежными средствами.

Режим национальных рынков валют и золота, операций с драгоценными камнями как элемент национальной валютной системы определяется нормами валютного законодательства страны и находится в прямой зависимости от характера валютного регулирования и контроля.

1.2 Особенности формирования валютного курса в Республике Беларусь

валютный курс управление

Процесс установления валютных курсов в Республике Беларусь исторически может быть определен в несколько этапов:

первый этап (1991-1993 гг.) - предпочтительно административные методы из-за обращения на территории республики наравне с белорусской денежной единицей советского (российского) рубля. Формируется пакет законодательных и нормативных актов, определяющих принципы валютного режима и механизмов регулирования;

второй этап (1994-1995 гг.) - постепенный переход к принципам рыночного курсообразования;

третий этап (1996 - сентябрь 2000 гг.) - система множественности валютных курсов;

четвертый этап (2001 г. и настоящее время) - режим колеблющейся (плавающей) фиксации курса, основанный на спросе и предложении валюты (рыночной основе).

С сентября 2000 г. Республика Беларусь перешла к единому курсу национальной валюты на всех сегментах валютного рынка. Курс формируется на основе реального спроса и предложения. До этого Республика Беларусь имела множественность курсов (официальный, рыночный, нелегального рынка, безналичного оборота и др). Официальный курс был ниже среднерыночного. Необходимость продавать часть валютной выручки субъектами хозяйствования (экспортерами) по официальному курсу привела к снижению поступлений СКВ и российских рублей в Республику Беларусь, острому дефициту валюты, переводу операций за рубеж или на «черный» рынок, значительному снижению рентабельности экспортоориентированных предприятий республики. Заниженный официальный курс искажал реальные данные об экономическом положении страны (ВВП, денежные доходы населения и т.д.). В условиях единого курса эти негативные явления в значительной мере локализуются. Основной задачей Национального банка становится поддержание единого курса экономическими методами путем его регулирования.

Порядок (механизм) установления официального курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам утверждается постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь. Этот порядок предусматривает:

установление ежедневно официального курса белорусского рубля по отношению к одним иностранным валютам и иностранным валютам, курсы которых котируются ежемесячно;

установление официального курса без обязательства Национального банка Республики Беларусь покупать или продавать котируемые иностранные валюты по данным курсам;

привязку официального курса белорусского рубля к российскому рублю (курс формируется по результатам фиксинга по российскому рублю и доллару США на торгах, проводимых открытым акционерным обществом «Белорусская валютно-фондовая биржа»);

определение отношения белорусского рубля к другим иностранным валютам на основании кросс-курса доллара США к этим валютам (кросс-курсы доллара США к иностранным валютам рассчитываются с использованием сведений, предоставляемых центральными банками государств в Национальный банк Республики Беларусь, или информации агентства «Рейтер») [10, c. 177].

Для рассмотрения особенностей формирования валютного курса в Республике Беларусь в первую очередь надо рассмотреть политику курсообразования в нашей стране. Политика курсообразования - это элемент валютной политики государства; целенаправленная деятельность центрального банка по поддержанию устойчивости обменного курса национальной валюты; совокупность концепции и задач, определяемых общеэкономическими целями и приоритетами государства, а также мероприятий, направленных на выполнение поставленных задач путем определения режима валютного курса и осуществления валютных интервенций.

В основе политики курсообразования находится механизм курсообразования, который можно определить как логическую последовательность управляющих средств и воздействий центрального банка на обменный курс национальной валюты для достижения им заданных параметров.

Механизм курсообразования включает в себя следующие этапы (применительно для Республики Беларусь):

Этап макроэкономического прогнозирования.

На данном этапе определяются основные параметры функционирования экономики в краткосрочном периоде (на год) во внешней, по отношению к денежно-кредитной системе, среде.

Основные положения данного этапа определены в Законе Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь». Целью этапа макроэкономического прогнозирования является формирование научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на год с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения.

Основным разработчиком данного документа является Министерство экономики Республики Беларусь, осуществляющее прогноз совместно с другими министерствами и ведомствами.

Реализация данного этапа находит отражение в Прогнозе социально-экономического развития Республики Беларусь на год.

К количественным параметрам, определяемым на данном этапе, относятся основные параметры Прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь: валовой внутренний продукт, индекс потребительских цен, доходы населения, объем промышленного производства, рентабельность, объемы экспорта и импорта, производительность труда и другие [17, с. 37].

Этап прогнозирования валютного курса, осуществляемый в рамках монетарных прогнозов.

Реализация данного этапа направлена на определение курса национальной валюты, соответствующего прогнозному состоянию экономики. Следует отметить, что в данном случае речь не идет об определении равновесного курса в понимании экономической теории. Это курс, соответствующий динамике финансовых потоков государства, предопределяемый, в свою очередь, прогнозными макроэкономическими параметрами и состоянием секторов экономики.

Цель - определение прогнозной научно обоснованной динамики обменного курса национальной валюты.

Задачей прогнозирования на данном этапе является: проведение сценарных расчетов прогнозного уровня обменного курса национальной валюты, соответствующих условиям и параметрам, определенным на предыдущем этапе, и учитывающим варианты прогноза показателей денежно-кредитной сферы, а также минимизирующих корректировку курса Национальным банком

Оценка диапазона возможной корректировки Национальным банком прогнозного курса проводится с помощью интервенций. При этом под корректировкой понимается использования Национальным банком инструментов денежно-кредитной политики с целью ограничения давления на валютный рынок и сглаживания резких колебаний обменного курса.

Критерием отбора варианта прогнозной динамики обменного курса национальной валюты является основная цель политики курсообразования - обеспечение стабильности обменного курса национальной валюты.

Согласованный вариант прогноза обменного курса национальной валюты принимается в качестве базы для определения режима курсообразования.

Этап планирования механизма курсообразования.

Цель - определение механизма курсообразования на основании прогноза, построенного на предыдущем этапе, с учетом приоритетов экономической политики, факторов, изменение которых возможно только в среднесрочной либо долгосрочной перспективе, а также факторов, не поддающие контролю и регулированию со стороны государства.

Задачи этапа:

выбрать режим курсообразования и определить соответствующие ему количественные параметры (например, границы коридора). Выбор осуществляется с учетом параметров прогноза сделанных в предыдущем этапе;

определить критерии и правила проведения интервенций для сглаживания сезонных колебаний спроса и предложения на валютном рынке в соответствии с выбранным режимом курсообразования;

согласовать механизм курсу образования с механизмами использования других монетарных инструментов.

Ресурсные ограничения - размер экономики, мобильность факторов производства, интеграция финансовых рынков, диверсификация экспорта, производства и потребления, мобильность капитала, внешние и внутренние импульсы нестабильности экономической системы, доверие к экономическому курсу государства, особенности институционального развития страны.

Критерий отбора - такой же, как и на предыдущем этапе: обеспечение стабильности обменного курса национальной валюты.

Данный этап осуществляется Национальным банком Республики Беларусь с использованием информации министерств и ведомств.

Этап формирования мер по реализации политики курсообразования.

Цель - определение системы мер политики курсообразования, использование которых осуществляется для достижения главной цели, на основе выявленных ограничений и поставленных приоритетов государства. Необходимые меры политики курсообразования характеризуются в четырех системообразующих направлениях: экономические, организационные, правовые, информационные. При этом экономические меры формулируются в контексте предыдущего этапа.

Проведение организационных мероприятий обусловлено необходимостью создания условий для функционирования валютного рынка и организации взаимодействия его участников (в том числе подразделений Национального банка), посредством которых реализуется процесс формирования и управления валютным курсом.

Правовые меры основываются на принятии нормативных документов, формулирующих порядок проведения операций на внутреннем валютном рынке; порядок определения официального курса национальной валюты для учета операций и т. п.

Информационные меры представляют собой способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития общественного мнения по поводу проводимой политики курсообразования.

Рассмотрев данную главу можно сделать следующие выводы:

)Валютная система - это форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или международными соглашениями. Выделяются национальная, региональная и мировая валютные системы.

)Основой национальной валютной системы служит установленная законом денежная единица данного государства, которая в международных экономических отношениях становится валютой.

)Политика курсообразования - это элемент валютной политики государства; целенаправленная деятельность центрального банка по поддержанию устойчивости обменного курса национальной валюты; совокупность концепции и задач, определяемых общеэкономическими целями и приоритетами государства, а также мероприятий, направленных на выполнение поставленных задач путем определения режима валютного курса и осуществления валютных интервенций.

)В современных условиях валютный курс формируется на мировом валютном рынке в зависимости от спроса и предложения, которые определяются многими факторами.

)К мерам государственного воздействия на величину валютного курса относятся: валютные интервенции, дисконтная политика, ограничения.

)Важнейшим инструментом валютной политики государств являются валютные интервенции - операции центральных банков на валютных рынках по купле-продаже национальной денежной единицы против ведущих иностранных валют.

2. Эволюция мировой и европейской валютных систем

Развитие и углубление международного разделения труда, укрепление национальных валютных систем привело к формированию мировой валютной системы. Связь и различие национальных и мировой валютных систем проявляются в их элементах (Приложение №2).

Мировая валютная система - это форма организации международных валютных отношений, которая возникла в результате эволюции мирового хозяйства и юридически закреплена межгосударственными соглашениями.

Мировая валютная система связана с национальными валютными системами через национальные банки, обслуживающие внешнеэкономическую деятельность, систему межгосударственного валютного регулирования, координацию валютной политики стран. Мировая (международная) валютная система включает следующие элементы:

основные международные платежные средства в виде национальных валют государств (резервных валют), международных валютных единиц;

условия взаимной конвертируемости валют;

унификацию режима валютных паритетов и валютных курсов;

унификацию правил использования международных кредитов, кредитных средств обращения (векселей, чеков и др.) и форм международных расчетов;

режим международных валютных рынков и рынков золота;

международные организации, осуществляющие межгосударственное валютное регулирование.

В своей эволюции мировая валютная система прошла ряд этапов и преобразований, от Парижской валютной системы до Ямайской, стандарты которой действуют и в наше время. Хотя уже сейчас многим странам понятно, что ее принципы нуждаются в корректировке, так как международные отношения претерпели с ее образования ряд значимых изменений.

В конце XIXв. В условиях свободной конкуренции капитализма сформировалась первая валютная система - Парижская валютная система.

Юридически она была оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867г. Основой послужил золотой монометаллизм в форме золотомонетного стандарта. Каждая валюта имела золотое содержание; устанавливался режим свободно плавающих курсов валют с учетом рыночного спроса и предложения, но в пределах золотых точек; осуществлялась конвертируемость валют в золото; золото использовалось как платежное средство; сложился свободный ввоз и вывоз золота из страны в страну; форма общения государств - конференция. [13, с.49]

Золотомонетный стандарт был относительно эффективен до первой мировой войны, однако с утверждением рыночной экономики классический золотомонетный стандарт перестал соответствовать масштабам хозяйственных связей, что стало сказываться на регулировании экономики в целом. В результате после первой мировой войны его сменил механизм золотодевизного стандарта, базирующийся на золоте и ведущих валютах капиталистического мира, что было закреплено решениями Генуэзской конференции 1922 г.

Основными принципами Генуэзской валютной системой можно считать то, что основой являлись золото и девизы - платежные средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов. Национальные кредитные деньги стали использоваться в качестве международных платежно-резервных средств. Были сохранены золотые паритеты. Конверсия валют в золото стала осуществляться не только непосредственно, но и косвенно - через иностранные валюты. Был восстановлен режим свободно колеблющихся валютных курсов без золотых точек. Введена система валютного регулирования в форме активной валютной политики, международных конференций, совещаний. Статус резервной валюты - особой категории конвертируемой валюты - не был официально закреплен ни за одной валютой.

Мировой экономический кризис (1929-1933гг.) сопровождался мировым валютным кризисом. Генуэзская валютная система утратила относительную стабильность. Был прекращен размен банкнот на золото во внутреннем обороте, однако сохранилась внешняя конвертируемость валют на золото по соглашению центральных банков. Международная система распалась на ряд отдельных валютных блоков. Они складывались фактически на основе экономической, валютной и финансовой зависимости одних стран от возглавляющей блок экономически более сильной державы. Основные валютные блоки - стерлинговый (с 1931г.) и долларовый (с 1933г.) - возникли после отмены золотого стандарта в Великобритании и США.

Валютная сфера стала ареной острейших межгосударственных противоречий, соперничества и борьбы. Вторая мировая война привела к углублению кризиса Генуэзской валютной системы. В связи с этим, возник вопрос о необходимости выработки международных норм, регулирующих валютные отношения между странами в послевоенный период.

В итоге в 1944 году была оформлена Бреттон-Вудская валютная система.

По своей сущности она напоминала золотодевизный стандарт, но статус резервной валюты был юридически закреплен за долларом и фунтом стерлингом. Кроме того, устанавливались фиксированные золотые паритеты и курсы валют, осуществлялась конвертируемость долларовых резервов иностранных центральных банков в золото через американское казначейство по официальной цене, был создан Международный валютный фонд (МВФ) - орган межгосударственного валютного регулирования, а также Международный банк реконструкции и развития (МБРР). [21, c. 446]

Таким образом, была создана система, которая должна была обеспечивать стабильность валютных отношений, устойчивость валютных курсов и международное валютное сотрудничество. Золотодолларовый стандарт, созданный в Бреттон-Вудской системе в действительности функционировал на долларовой основе, поскольку лишь США предпринимали попытки сохранить непосредственную конвертируемость своей валюты в золото. Другие страны поддерживали паритеты своих валют, искусственно привязывали их к доллару и без всяких вопросов принимали доллары в качестве резервных активов, благодаря их конвертируемости в золото. В середине XX века США принадлежало 70% всего мирового запаса золота. Таким образом, доллар - валюта, конвертируемая в золото, - стал базой валютных паритетов, преобладающим средством международных расчетов, валютных интервенций и резервных активов. Национальная валюта США стала одновременно мировыми деньгами.

Эта система могла существовать лишь до тех пор, пока золотые запасы США могли обеспечивать конверсию зарубежных долларов в золото. Крах доллара был предопределен. Золотые запасы США таяли буквально на глазах. Возможности для обмена долларов на золото были всячески ограничены: он мог осуществляться только на официальном уровне и только в одном месте - в Казначействе США.

В начале 70-х годов окончательно произошло перераспределение золотых запасов в пользу Европы, а в международном обороте участвовало всё больше наличных и безналичных долларов США. Появились значительные проблемы с международной ликвидностью, так как добыча золота была невелика по сравнению с ростом объёмов международной торговли. Доверие к доллару, как резервной валюте, дополнительно падало из-за гигантского дефицита платежного баланса США. Образовались новые финансовые центры (Западная Европа, Япония), и их национальные валюты начали постепенно также использовать в качестве резервных. Это привело к утрате США своего абсолютного доминирующего положения в финансовом мире.

Усиливающиеся противоречия в сфере валютных отношений между государствами привели к кризису этой системы, приведшему ее к постепенному развалу в 1971-1976 гг. В результате кризиса Бреттон-Вудской системы был прекращен размен долларов на золото, отменена официальная цена золота; режим фиксированных валютных курсов сменился плавающими курсами; произошел распад валютных зон.

Действующая и в настоящее время Ямайская мировая валютная система оформлена соглашением стран - членов МВФ в 1976 г., В результате достигнутых договоренностей Золотодевизный стандарт был заменен стандартом СДР. Основой новой валютной системы, международным платежным средством официально признаны СДР - «Специальные права заимствования» (англ. Special Drawing Rights, SDR, SDRs) - искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое Международным валютным фондом (МВФ). Имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах. На их базе страны - члены МВФ должны определять паритеты своих валют. Однако фактически СДР не стали эталоном стоимости, главным международным платежным и резервным средством. Сфера применения СДР ограничена в основном операциями МВФ. Количество валют, курс которых прикреплен к СДР, сокращался, практически сохранился долларовый стандарт. Доллар по-прежнему продолжал лидировать как международное платежное и резервное средство.

В рамках Ямайской валютной системы юридически оформлена демонетизация золота: отменена его официальная цена; прекращен размен долларов на золото; золото применимо исключено для расчетов между МВФ и его членами; узаконен отказ от фиксирования золотого содержания национальных валют; проведена частичная реализация золотого запаса МВФ или возврат странам-членам части этого запаса. [21, c. 448]

Странам предоставлено право выбора любого режима валютного курса, т.е. предусмотрено либо сохранение системы плавающих валютных курсов без ограничения пределов их колебаний, либо установление и поддержание стабильных курсов национальных валют. Однако страны практически перешли еще с 1973 г. на режим плавающих валютных курсов, так как он более гибкий, чем фиксированные валютные курсы.

Ямайская валютная система продолжает совершенствоваться для решения проблем в валютных отношениях стран мира. В частности, эти проблемы связаны с неэффективностью стандарта СДР; противоречиями между юридической демонетизацией золота и фактической его ролью как чрезвычайных мировых денег; несовершенством расчетов плавающих валютных курсов; неодинаковым положением стран в мировой валютной системе; необходимостью усиления координации валютно-экономической политики мировых центров и стабилизации валютных механизмов.

В связи с развитием мирового экономического кризиса, в марте 2009 года Китай предложил на базе специальных прав заимствования создать мировую резервную валюту, которая могла бы заменить в этом качестве доллар США. Предполагается расширить базовую валютную корзину. В перспективе это может привести к появлению в наличном обороте новой мировой валюты, как в своё время из ЭКЮ («European Currency Unit» - европейская валютная единица) появился евро. [15, с.125]

Региональная валютная система - это организационно-экономическая форма отношений ряда государств в валютной сфере, направленных на стимулирование интеграционных процессов, регулирование колебаний курсов национальных валют и преобразование региона в зону валютной стабильности. Региональная валютная система основывается на собственных механизмах регулирования валютных отношений, ограничения влияния и роли ключевых валют и международных счетных единиц.

Углубление процессов западноевропейской валютной интеграции привело к созданию Европейской валютной системы (ЕВС), которая представляет собой региональную валютную систему и одновременно является элементом современной мировой валютной системы. Европейская валютная система создана в 1979г. С целью стимулировать интеграционные процессы; создать европейский политический, экономический и валютный союз - Европейский союз (ЕС); укрепить позиции Западной Европы; обеспечить европейскую зону стабильности с собственной валютой; оградить «общий рынок» от экспансии доллара. [20, с.154]

ЕВС - подсистема мировой валютной системы. Особенности западноевропейского интеграционного процесса определяют структурные принципы ЕВС, отличающиеся от Ямайской валютной системы. Вместо СДР был введен стандарт ЭКЮ (1979 - 1998гг.) - европейской валютной единицы. Сфера использования ЭКЮ включала не только государственный, но и частный секторы, в том числе депозитно-ссудные операции банков, международные расчеты частных фирм и др. Золото и доллары включены в механизм эмиссии ЭКЮ путем объединения 20% официальных резервов стран-членов, возобновлены операции с валютным металлом - золотом. Был установлен режим плавающих курсов валют стран-членов ЕВС, предусматривающий пределы их взаимных колебаний («европейская валютная змея»). Страны-члены ЕВС создали собственный орган межгосударственного валютного регулирования - Европейский фонд валютного сотрудничества (1979 - 1983 гг.), замененный в 1994 г. Европейским валютным институтом (1994 - 1998 гг.), а в июле 1998 г. Был создан Европейский центральный банк. 7 февраля 1992 г. Был подписан Маастрихтский договор, который вступил в силу 1 ноября 1993 г. Европейское сообщество стало официально именоваться Европейским союзом (ЕС). Новая стадия в развитии Европейского валютного союза связана с переходом к единой валюте - евро.

Маастрихтский договор предусматривал поэтапное формирование политического, экономического и валютного союза.

Первый этап (1 июля 1990г. - 31 декабря 1993г.) предусматривал становление экономического и валютного союза, включая осуществление подготовительных мероприятий. Большое внимание было уделено сближению уровней экономического развития стран, снижению темпов инфляции, сокращению бюджетного дефицита, стабильности курсов, оздоровлению государственных финансов. В это время были окончательно отменены валютные ограничения, установлено свободное движение капиталов внутри союза и между третьими странами. Эти меры были важны при подготовке введения евро как единой денежной единицы.

Второй этап (1 января 1994г. - 31 декабря 1998г.) характеризовал более конкретные меры стран-членов ЕС к введению евро. В 1994 г. начал функционировать Европейский валютный институт. Он был создан как независимый от национальных правительств и наднациональных европейских органов. Цель его создания - обеспечение необходимой подготовки для введения евро. В функции Европейского валютного института входили: усиление кооперации между национальными центральными банками и координация валютной политики стран ЕС; контроль за колебаниями валюты в рамках Европейской валютной системы; определение правовых организационных и материально-технических предпосылок для создания Европейского центрального банка. На этом этапе был принят ряд решений, регулирующих порядок (запрет) кредитования центральными банками стран государственных предприятий, прямого приобретения центральными банками долгов государства, установления действительной независимости центральных банков от правительств своих стран и др.

На основе Европейского валютного института развился Европейский центральный банк, который начал функционировать с июня 1998г. Главная цель его деятельности - поддержание стабильности цен и, соответственно, единой валюты.

Третий этап (1999 - 2002гг.) предусматривал полный переход к единой валюте - евро. С 1 января 1999г. установлены фиксированные валютные курсы евро к национальным валютам стран-участниц зоны евро, а евро становится их общей валютой. Национальная валюта сохранилась временно только в качестве параллельной денежной единицы (1999 - 2002 гг.). С 1 января 2002г. начался выпуск банкнот и монет евро и обмен национальных валют на евро, в середине 2002г. Осуществился полный переход хозяйственного оборота стран-участниц на евро.

Начала свою деятельность Европейская система центральных банков, включающая Европейский центральный банк и центральные банки стран зоны евро.

К задачам Европейской системы центральных банков относятся:

проведение единой валютной политики стран ЕС;

поддержание курса евро по отношению к другим мировым валютам;

управление иностранными резервами стран союза;

обеспечение функционирования международной платежной системы в зоне евро;

управление выпуском банкнот в евро;

определение для каждого центрального банка стран-членов квоты допустимой эмиссии;

контроль за финансовыми институтами в ЕС для обеспечения стабильности общеевропейской финансовой системы.

Четвертый этап (с 2003г.) определяет новые направления развития валютной системы, экономического валютного союза. Введение евро усиливает взаимосвязь между экономическим и валютным союзом и третьими странами, особенно европейскими.

Введение евро способствует заметным изменениям в международных экономических, валютно-кредитных и финансовых отношениях. Для банков введение евро означает становление в ЕС единого рынка и унификацию услуг, а также создание единого рынка государственных и корпоративных ценных бумаг. Переход на единую валюту ужесточил бюджетную дисциплину в странах-членах Европейского валютного союза. В перспективе они могут унифицировать налоговые системы, а перевод в евро всех обязательств и активов стран-участниц позволит снизить объемы валютных резервов в этих странах, улучшит распределению капиталов. [21, c. 446]

Опираясь на вышеизложенный материал, можно сделать следующие основные выводы:

.Валютная интеграция как экономическое явление появилась в середине XIX века, когда было образовано сразу несколько валютных союзов. В то же время, наибольшее значение данное явление приобрело в современном мире, в эпоху роста глобализации и ужесточения конкуренции на мировых рынках. Многие страны мира в настоящее время стремятся к валютной интеграции, стремясь реализовать себя в качестве значимых игроков на мировых рынках и укрепить курсы национальных валют.

.В мировой практике можно выделить несколько форм валютной интеграции, любая из которых имеет свои положительные и отрицательные стороны. В процессе валютной интеграции страны - участницы соглашения проходят несколько этапов развития валютного союза, который во многих работах предстает высшей формой валютной интеграции, однако, по мнению ряда авторов, не является «панацеей от всех бед».

3.Европейские страны прошли долгий и тернистый путь к образованию европейского валютного союза. Не раз переговоры по созданию ЕВС заходили в тупик, постоянно шли споры по необходимости тех или иных действий, договоренностей. До сих пор не все страны - первоначальные участницы Европейского союза перешли на единую валюту. Поэтому для того, чтобы оценить перспективы дальнейшего развития ЕВС, необходимо взвесить все положительные и отрицательные стороны введения евро, проанализировав экономические и социальные аспекты этого бесспорно одного из самых значимых событий начала XXI века.

3. Валютная система Республики Беларусь

.1 Развитие валютной системы Республики Беларусь

Распад СССР и образование на его территории 15 суверенных государств привели к разрушению единого экономического пространства. Политическая суверенизация новых республик вступила в конфликт с их чрезвычайно сильной хозяйственной зависимостью. Дезинтеграцию в немалой степени стимулировал развал союзной валютной монополии. Радикализация валютной политики каждой из республик в 90-х годах стала одной из причин возрастающих социально-экономических проблем. В сложившихся условиях оказалось необходимым становление интеграционного механизма хозяйственных связей между республиками бывшего СССР.

С учетом анализа как отечественных, так и зарубежных научных изданий можно выделить 3 основных этапа становления валютной системы Республики Беларусь на современном этапе. [21, с. 54]

Первый период охватывает 1990-1992 годы, когда в основном был сформирован пакет законодательных и нормативных правовых актов, определяющих основные принципы валютного режима и механизмы регулирования, а также уполномоченные органы валютной политики.

Второй период также был краткосрочным: в течение 1993-1994 годов органами валютного регулирования и контроля разработаны направления реализации девизной политики, определены также процедуры регламентации и рекомендации проведения мероприятий валютной политики.

Третий период (с начала 1994 года по настоящее время) характеризуется совершенствованием и развитием валютной системы в условиях трансформационной экономики.

в начале 1990-х годов явился валютно¬финансовый механизм, уходивший корнями в плановую экономику. Определяющую роль в валютном механизме играл основной принцип - равновесие цен (курсов, процентных ставок) на основе сбалансированности спроса и предложения. В целом же валютный механизм характеризовался как совокупность принципов и методов применения валютных рычагов, которая выражается в организации, регулировании, планировании (прогнозировании) и стимулировании использования валютных ресурсов. [18, с.136]

Начало работы по созданию валютного механизма было положено Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь «О временном порядке валютного регулирования и проведения валютных операций на территории Республики Беларусь», принятым 20 марта 1992 г. В нем были определены режимы формирования, распределения, использования валютных ресурсов и проведения валютных операций, а также установлены функции органов власти и банковской системы в валютном регулировании, управлении валютными ресурсами и общие принципы валютной политики.

Кроме того, в Постановлении были определены органы валютного контроля, система валютных фондов, порядок проведения валютных операций и др. На основании этого Национальный банк Республики Беларусь утвердил 13 июля 1992 г. «Положение о временном порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь», в котором ввел в экономический оборот четкие понятия валютных ценностей, иностранной валюты, резидентов и нерезидентов, уполномоченных банков, валютных операций и определил подробный порядок проведения последних. [20, с.36]

В 1992-1995 гг. в республике был принят практически весь комплекс базовых правовых актов по созданию валютного механизма, что создало широкие возможности для осуществления внешнеэкономической деятельности и валютно-хозяйственной самостоятельности предприятий, кооперативов, объединений, банков и граждан. Появление уполномоченных коммерческих банков, имеющих лицензию Национального банка Республики Беларусь на проведение валютных операций, расширило сферу функционирования валютного механизма и способствовало созданию конкуренции на валютном рынке, развитию конкурентной среды для всех участников валютных операций.

В последующее десятилетие валютная система прошла ряд этапов своего становления и развития, связанных с преодолением системного экономического кризиса, выходом на траекторию роста экономики, укреплением рыночных институтов, а также совершенствованием форм и методов макроэкономической политики и ее составной части - денежно-кредитной и валютной политики.

В октябре 2000 г. Национальным собранием Республики Беларусь был принят Банковский кодекс, в котором были сформулированы и закреплены ключевые понятия и современные нормы валютного регулирования в стране. 22 июля 2003 г. был принят Закон Республики Беларусь №226-3 «О валютном регулировании и валютном контроле», который на сегодняшний день составляет основу белорусского валютного законодательства. В дополнение к нему был принят ряд нормативно-правовых актов, которые регулируют порядок проведения валютных операций, валютно-обменных операций, обязательной продажи иностранной валюты, ввоз и вывоз наличной иностранной валюты.

Основой валютной системы является национальная денежная единица - белорусский рубль, введенный в обращение в 1992-м году. Вначале он обращался вместе с советским рублем и использовался лишь в наличных расчетах. В марте 1993г. Белорусский рубль начал котироваться на межбанковском валютном рынке, а с августа 1993г. - на Межбанковской валютной бирже (МВБ). Соответственно, Национальный банк Республики Беларусь с 1993г. перешел от установления фиксированного коммерческого курса к единому курсу на основе торгов на МВБ. Тем самым было завершено обособление национальной денежной и валютной систем Республики Беларусь от денежных и валютных систем республик бывшего СССР, в обращении которых до введения национальных денежных единиц оставались советские рубли. Так правлением Национального банка Республики Беларусь 18 мая 1994 года приняло важное постановление О платежном средстве Республики Беларусь, которое положило начало формированию такого элемента валютной системы, как национальная денежная единица. Механизм валютного курса, максимально приближенный к режиму свободного плавания, на практике сочетался с операциями Национального банка по сглаживанию резких скачков, т.е. имело место так называемое «грязное», или управляемое, плавание.

Фиксированный режим обменного курса, не отражавший экономическую ситуацию в стране и повлекший новый виток структурного кризиса, было решено изменить Указом Президента Республики Беларусь от 27 января 1996 года № 31 "О совершенствовании государственной денежно-кредитной политики" на режим валютного коридора. Однако по-прежнему спрос на СКВ и российские рубли превышал предложение. С целью исправления ситуации в 1997 году Национальный банк начал проводить девальвацию курса национальной валюты. В январе курс белорусского рубля снизился на 47%. В течение остального периода 1997 года проводилась плавная девальвация национальной валюты с целью снижения разрыва между официальным курсом белорусского рубля и котировкой белорусского рубля на рынке нерезидентов. Тем не менее, в течение всего года так и не удалось реализовать запланированный переход к единому рыночному курсу белорусского рубля с отменой административного режима множественности валютных курсов. Одна из причин - чрезмерная кредитная эмиссия на осуществление государственных программ по строительству жилья и поддержке агропромышленного комплекса, которая привела к росту совокупной и рублевой денежной массы за год на 111,4 и 102,8% соответственно. На протяжении 1998 года в Республике Беларусь функционировала система множественности валютных курсов. В итоге с 9 декабря 1998 года был введен так называемый «курс, устанавливаемый Национальным банком», который более чем в два раза превышал официальный.

Одним из центральных событий, который вызвал большой резонанс в экономических кругах республики и способствовал дальнейшему становлению валютной системы Республики Беларусь, стал документ «Концептуальные подходы в проведении денежно-кредитной и валютной политики на вторую половину 1999-го и на 2000-й годы», устанавливавший жесткую зависимость между массой национальных денег в обращении и золотовалютными резервами Национального банка. Он предусматривал несколько вариантов. Первый означал сохранение действующей политики; второй исходил из еще большего ужесточения валютного регулирования административными методами; третий вариант включал в себя режим свободного плавания; четвертый предполагал политику валютного совета (валютного комитета). Наиболее приемлемым оказался пятый вариант - скользящей фиксации.

Одним из наиболее важных результатов 2000 года стал переход в сентябре к единому валютному курсу. Ликвидация системы множественности обменных курсов и расширение сферы использования белорусского рубля во внешней торговле благоприятно повлияли на условия осуществления внешнеэкономической деятельности белорусскими предприятиями. Улучшилось положение экспортеров в связи с устранением дополнительного «налога», связанного с необходимостью продажи части валютной выручки по заниженному обменному курсу. Кроме того, переход к единому валютному курсу, с одной стороны, обеспечил устранение экономических предпосылок для развития «теневых отношений» в валютной сфере, с другой - создал необходимые условия для достижения высокой прозрачности и контролируемости валютного рынка.

Совершенствование нормативно-правовой базы в области валютного регулирования и валютного контроля произошло в 2007 году и было направлено на приведение ее в соответствие с Законом Республики Беларусь О валютном регулировании и валютном контроле. В этих целях Национальным банком был разработан и принят ряд нормативных правовых актов, которые предусматривают регистрационный и уведомительный порядок совершения ряда валютных операций, связанных с движением капитала, а также свободный порядок открытия резидентами Республики Беларусь счетов, связанных с кредитованием в кредитных организациях за пределами Республики Беларусь. Кроме того, в рамках международного сотрудничества унифицирован порядок открытия резидентами государств - участников ЕврАзЭС счетов в банках других государств - участников ЕврАзЭС для обслуживания деятельности своих представительств.

.2 Валютная система Республики Беларусь на современном этапе, проблемы и перспективы

Национальная валютная система Республики Беларусь является составной частью денежной системы и включает в себя элементы, среди которых:

-национальная валюта;

-условия конвертируемости национальной валюты;

-режим валютного паритета национальной валюты;

-режим обменного курса национальной валюты;

-наличие или отсутствие валютных ограничений;

-национальное регулирование международной валютной ликвидности;

-регламентация использования международных кредитных средств обращения;

-регламентация международных расчетов страны;

-режим национального валютного рынка и рынка золота;

-национальные органы, управляющие и регулирующие валютные отношения.

Национальная валютная система Республики Беларусь формируется с учетом принципов мировой валютной системы, поскольку страна взяла курс на интеграцию в мировое хозяйство. Наше государство с 1992 года является членом Международного валютного фонда и входит в ряд других международных валютно-кредитных и финансовых организаций. Национальная валютная система взаимосвязана с денежной, кредитной и финансовой системами Республики Беларусь

Основой национальной валютной системы Республики Беларусь является национальная валюта. Кроме понятия валюты Республики Беларусь выделяют понятие валютных ценностей. Валютные ценности включают в себя наряду с иностранной валютой также ценные бумаги в иностранной валюте (акции, облигации), платежные документы в иностранной валюте (чеки, векселя, аккредитивы и т.д.), являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий) в виде банковских слитков, ценные бумаги в белорусских рублях при совершении с ними валютных операций, а также сами белорусские рубли при определенных условиях (вывоз, пересылка из страны и в страну, операции между резидентами и нерезидентами, международные банковские переводы).

Порядок установления официального курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам утверждается постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь. Для внешнеэкономических связей Беларуси и ее субъектов хозяйствования наиболее важными являются курсы американского доллара, евро, российского рубля и украинской гривны, учитывая роль этих стран во внешнеэкономическом обороте. Национальная валюта Республики Беларусь ограниченно конвертируемая. Наиболее общими ограничениями свободной конвертируемости являются ограничения по типу валютных операций (связанные с движением капитала), ограничения в зависимости от держателя валюты (является ли он резидентом или нерезидентом) и т. д. Во внешнеторговых контрактах белорусский рубль практически не используется в качестве валюты платежа, а иностранные банки, как правило, не имеют вкладов в белорусских рублях в своих государствах.

Функционирование валютной системы государства связано с процессом валютного регулирования. [25, электронный ресурс]

Валютное регулирование в Республике Беларусь применяется с целью концентрации валютных ресурсов в руках государства, поддержания курса национальной валюты, недопущения валютных спекуляций и т.п.

Процесс формирования механизма валютного регулирования в Республике Беларусь прошел ряд этапов. Наиболее общими направлениями такого регулирования на нынешнем этапе развития являются: лицензирование деятельности коммерческих банков на проведение валютных операций и предоставление им статуса уполномоченных банков.

Для любой страны с трансформированной экономикой, особенно для стран, испытывающих недостаток собственных природных ресурсов, возникает объективная необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Уровень развития рыночных производственных отношений определяет как направление валютного регулирования, так и источники финансирования дефицита платежного баланса. Наличие дефицита платежного баланса в течение пяти и более лет позволяет делать вывод о неоптимальном выборе направления валютного регулирования в нашей стране. Так дефицит платежного баланса Беларуси в январе-июне 2012 года составил 5 миллионов долларов. В данном случае необходимо применение элементов, механизма валютного контроллинга с эволюционным переходом к либеральному механизму валютного регулирования, что создаст предпосылки для минимизации проблемы отрицательного сальдо торгового баланса.

Валютное регулирование осуществляется с помощью разного рода валютных ограничений. Валютные ограничения - это законодательное или административное запрещение или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой или другими валютными ценностями. Национальная валютная система Республики Беларусь отличается от валютных систем большинства развитых государств жесткой системой валютных ограничений, которые предусмотрены законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента, положениями и инструкциями Национального банка.

Важной составной частью национальной валютной системы Республики Беларусь является порядок осуществления кредитных операций в международных расчетах, поскольку в международной торговле широко используется кредит как разновидность расчетов.

Имеет значение в национальной валютной системе Беларуси также и регулирование международной валютной ликвидности государства. Международная ликвидность характеризует платежеспособность государства, возможность бесперебойного осуществления выплат по внешним обязательствам международными платежными средствами. Структура международной ликвидности включает иностранную валюту, золото, резервную позицию в Мировом валютном фонде, СДР и евро. Однако основную часть международной валютной ликвидности Республики Беларусь составляют ее золотовалютные резервы в центральном банке и финансовых органах, международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организациях, которые предназначены для международных расчетов. В современных условиях в структуре международной ликвидности возрастает доля валютного компонента, что обусловлено заменой золота другими формами всемирных денег

Национальными органами, управляющими и регулирующими валютные отношения в государстве, а также осуществляющими контроль за валютными операциями, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2000 года «О совершенствовании системы валютного регулирования и валютного контроля в Республике Беларусь» являются Совет Министров Республики Беларусь, Национальный Комитет государственного контроля и Национальный банк.

Таким образом, рассмотрев валютную систему Республики Беларусь можно отметить, что после распада Советского Союза и приобретения нашей страной независимости перед Республикой Беларусь встал вопрос формирования собственной независимой валютной политики и валютной системы государства. На этом пути возникло много проблем, которые не решены еще до настоящего времени. Но, тем не менее, органам монетарного регулирования удалось достигнуть значительных успехов в валютной сфере, достигнув единого обменного курса на всех сегментах валютного рынка, сформировав валютную систему Республики Беларусь. [25, электронный ресурс]

Ситуация на валютном рынке Беларуси в начале 2013 года значительно ухудшилась по сравнению с началом 2012 года, на что указывает, в первую очередь изменение соотношения между объёмами покупки и продажи валюты со стороны субъектов валютных операций - резидентов РБ, которые являются основными поставщиками валюты в страну.

Объем продажи валюты белорусскими предприятиями в январе 2013 года вырос всего на 126 млн. USD по сравнению с январём 2012 года, однако объем покупки валюты увеличился на 497 млн. USD.

В результате предприятия страны в январе 2013 года купили валюты на внутреннем рынке больше, чем продали, на 183,1 млн. USD, тогда как год назад в январе они были чистыми продавцами валюты, реализовав её на 188 млн. USD больше, чем купили.

Таким образом, предприятия Беларуси перестали быть поставщиками валюты в страну. [24, электронный ресурс]

Причиной этого стало увеличение импорта, которое не удалось компенсировать приростом экспорта. Это указывает, в первую очередь, на чрезмерное увеличение спроса на внутреннем рынке вследствие роста заработной платы в стране.

Но ситуация стала очевидной только в январе 2013 года, а в последние месяцы 2012 года предприятия ещё больше продавали валюты, чем покупали. Но довольно значительное предложение валюты тогда могло объясняться валютными заимствованиями предприятий у банков и дефицитом рублёвых средств на рынке, в связи с чем предприятиям приходилось продавать валютные запасы.

По сравнению с декабрём 2012 года в январе 2013 года объем продажи валюты субъектами валютных операций - резидентами РБ снизился на 365,3 млн. USD. В то же время, объем покупки валюты белорусскими предприятиями снизился всего на 104,2 млн. USD.

В счёт обязательной продажи предприятиями было реализовано валюты в январе 2013 года на 848,5 млн. USD, то есть немногим более половины от общего объёма продаж. Это обычный уровень: в среднем в 2012 году на бирже обязательные продажи составили 50% от общего объёма.

Валютные операции в январе белорусские предприятия, в основном, совершали на торгах Белоруской валютно-фондовой биржи. На внебиржевом рынке ими было продано валюты всего на 8,8 млн. USD, а куплено - на 1,4 млн. USD.

-я неделя года на валютном рынке Беларуси проходила на фоне очередного ослабления доллара на мировом рынке, что позволило, с одной стороны, снизить курс белорусского рубля к американской валюте на небольшой процент, а с другой - значительно ослабить белорусский рубль в целом (по валютной корзине). [24, электронный ресурс]

В итоге, срочные рублевые депозиты на этой неделе были выгодны только в долларовом исчислении, однако популярность как раз долларового учета является решающей в определении инвалютной доходности рублевых вкладов. А их долларовая прибыльность на отчетной неделе оказалась весьма значительной: проценты по рублевым депозитам в настоящее время находятся на самом высоком за полтора года уровне.

Однако процентные ставки на рынке межбанковских кредитов на отчетной неделе стали, в среднем, на 10 процентных пункта ниже, чем на предыдущей, и приблизились к действующим ставкам операций по привлечению средств населения. Это может снизить доходность рублевых депозитов физических лиц.

Международные резервные активы Белоруссии по состоянию на 1 октября 2013 года составили $7,3877 млрд по методологии МВФ или $ 8,0449 млрд в национальном определении, сообщает пресс-служба Нацбанка Белоруссии.

Таким образом, констатировали в Нацбанке, золотовалютные резервы Белоруссии в определении ССРД МВФ сократились на $313,7 млн, а в национальном определении объем ЗВР сократился на $374,9 млн. "Сокращение объема золотовалютных резервов в основном обусловлено снижением цены на золото на международном рынке драгоценных металлов, а также погашением Национальным банком и правительством Республики Беларусь внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте, которые в сентябре текущего года были исполнены в полном объеме, - пояснили в Нацбанке. - Поддержанию объема золотовалютных резервов способствовало размещение валютных облигаций министерства финансов Республики Беларусь на внутреннем рынке страны".

После "шоковых девальваций" белорусского рубля в прошлые годы в 2013 году власти Белоруссии проводят политику "плавной девальвации", постепенно снижая курс белорусского рубля. Население и предприятия Белоруссии проявляют повышенный спрос на инвалюту, а Нацбанк, стимулируя высокие процентные ставки по банковским депозитам, пытается "связать" массу белорусских рублей. С начала года ЗВР Белоруссии пополнялись за счёт кредитов АКФ ЕврАзЭС и других внешних источников, что не привело к росту запасов Нацбанка. [25, электронный ресурс]

В целом следует отметить, что проблемы и перспективы развития валютной системы Республики Беларусь в рамках других валютных систем ещё недостаточно глубоко изучены. Большее внимание уделяется вопросам получения международных кредитов и займов, позволяющих регулировать несбалансированность временных платежей без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов.

Важную роль в перспективе развития национальной валютной системы играют отношения Республики Беларусь с Международным валютным фондом. Дальнейшее их развитие увязывается с проведением широкомасштабных реформ в стране. В настоящее время в качестве условий для получения республиканских кредитов выдвигаются следующие основные цели:

-разгосударствление (приватизация),

-демонополизация;

-либерализация валютного курса;

-реформа системы ценообразования (и параллельное проведение обновленной программы социальной защиты населения);

-реформирование сельского хозяйства и другие.

На данный момент также широко продолжают обсуждаться вопросы о вступлении Беларуси в союз с Россией. Беларусь - не единственная страна, рассматривавшая возможность присоединения к валютной зоне другой страны, на что указывают долларизация ряда стран Латинской Америки и дискуссии по созданию валютных союзов в некоторых регионах Африки и на Ближнем Востоке. Вступление в союз, несомненно, обеспечило бы существенные выгоды, но оно также влекло за собой значительные риски и проблемы. Так последствием такой валютной интеграции для Беларуси стала бы возможная необходимость внесения существенных изменений в основной закон государства, значительно ущемляющих его суверенитет, потеря независимости в выборе и проведении самостоятельной денежно-кредитной политики.

Основной прямой выгодой от создания валютного союза и введения единой валюты является сокращение трансакционных издержек и уменьшение валютных рисков. Увеличение масштаба денежно-кредитного обращения также способно повысить эффективность единой валюты как меры стоимости и средства обращения. Введение единой валюты способствует мобилизации и более эффективному распределению ресурсов, качественной перестройке работы кредитных институтов. При этом выгоды валютного союза прямо пропорциональны степени экономической взаимозависимости. [25, электронный ресурс]

В целом, введение единой валюты и формирование общей банковской системы является достаточно сложным процессом, требующим необходимых общеэкономических предпосылок. В настоящий момент до сих пор не реализованы отдельные важнейшие мероприятия, предусмотренные Договором о создании Союзного государства. [26, электронный ресурс]

Необходимо отметить также, что Беларусь имеет как очень тесные экономические и политические связи с Россией, так и прочные экономические, в особенности торговые, взаимоотношения с европейскими странами. Несмотря на то, что речь о вступлении Беларуси в Евросоюз сегодня практически не идет, теоретически это возможно. Более того, даже если в будущем продолжатся интеграционные процессы с Российской Федерацией, это не будет противоречить расширению экономического сотрудничества со странами Европейского союза. Однако чтобы Беларусь смогла на равных вести диалог с расширяющейся Европой, ей очень важно достичь экономического уровня развития как минимум новых членов Европейского союза. В то же время нельзя отрицать, что быстроменяющиеся экономические и политические мировые процессы могут создать условия для возможного участия Беларуси в европейском интеграционном процессе.

Таким образом, чтобы на равных конкурировать на международном рынке, наша страна не должна уступать по своему экономическому развитию западным партнерам. Поэтому в дальнейшем необходимо регулярно и тщательно изучать экономические процессы в Беларуси и европейских странах с целью дальнейшего развития страны и адаптации в мировую, и, прежде всего, европейскую экономику.

Заключение

По результатам курсового исследования можно сделать следующие выводы.

С середины XX столетия международные валютные отношения получают новый импульс развития. Интернационализация и глобализация мировой экономики способствует развитию торгово-экономического обмена, расширению валютных отношений между странами.

Международные валютные отношения представляют совокупность экономических отношений, связанных с функционированием денег как мировых денег.

Валютные отношения осуществляются на национальном и международном уровне. На национальном уровне они охватывают сферу национальной валютной системы (НВС). Международная валютная система (МВС) является формой организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства. Она возникла в результате эволюции мирового капиталистического хозяйства и юридически закреплена межгосударственными соглашениями.

Основными элементами национальной и мировой валютных систем являются: национальная денежная единица, золотовалютные резервы, валютный паритет, механизм формирования валютного курса, условия конвертируемости валюты, валютные ограничения, порядок внешних расчетов страны, режим национального валютного рынка и рынка золота, статус национальных учреждений, регулирующих валютные отношения страны.

Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени ее соответствия структуре мирового хозяйства. При изменении структуры мирового хозяйства и соотношения сил на мировой арене происходит замена существующей формы МВС на новую.

Появившись в XIXв. мировая валютная система прошла три этапа эволюции: «золотой стандарт», Бреттон-Вудская система фиксированных валютных курсов и Ямайская система плавающих валютных курсов.

В настоящее время проблемы Ямайской валютной системы порождают объективную необходимость ее дальнейшей реформы. Прежде всего, речь идет о поисках путей стабилизации валютных курсов, усилении координации валютно-экономической политики ведущих держав. Валютная солидарность диктуется их стремлением усовершенствовать мировой валютный механизм, который является одним из источников нестабильности мировой и национальных экономик. Но соперничество трех центров лежит в основе валютных противоречий.

В ответ на нестабильность Ямайской валютной системы страны ЕС создали собственную международную (региональную) валютную систему в целях стимулирования процесса экономической интеграции. Процесс сближения, взаимопереплетения национальных экономик, направленный на образование единого хозяйственного комплекса в рамках группировок, нашел выражение в ЕС.

Национальная валютная система Республики Беларусь формируется с учетом принципов мировой валютной системы, поскольку страна взяла курс на интеграцию в мировом хозяйстве, с 1992г. является членом МВФ и ряда других международных валютно-кредитных и финансовых организаций.

Основой денежной и национальной валютной системы является белорусский рубль. Установлены правила его конвертируемости и поставлена стратегическая задача перехода к свободной конвертируемости по мере стабилизации экономики. Вместо режима множественности валютных курсов в сентябре 2000г. введен единый курс белорусского рубля. Законодательно установлены порядок осуществления международного платежного оборота и использования валютных ресурсов, международных кредитов; режим деятельности валютного рынка, состав его участников; правила валютных операций и т.д. Определены статус государственных органов, осуществляющих валютное регулирование, основные принципы валютной политики, а также порядок регулирования международной валютной ликвидности.

Процесс становления эффективной валютной системы в стране еще не завершен, однако, с учетом скоротечности ее становления на первых этапах можно сказать о наличии определенных достижений. Проблемы по поддержанию платежеспособности национальной валюты остаются приоритетными в стране. Среди вариантов развития валютной системы можно выделить: продолжение сотрудничества с международными фондами, привлечение инвестиционного капитала, развитие и модернизацию национальной экономики и как следствие увеличение экспорта, расширение сотрудничества и интеграционных отношений с Россией, странами ЕврАзЭс и ЕС.

Список использованных источников

1.Банковское дело / В. Колесников. - Мн.: Финансы и статистика, 1999. - 448 с.

2.Банковское дело: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. Г.Г. Коробовой. - М.: Юрист, 2002. - С. 86-87.

.Банковское дело. Справочное пособие. Под ред. Ю.А.Бабичевой. - М.: экономика, 1994.

.Банки и банковское дело: учебн. пособие / под ред. И.Т. Балабанова. - Спб: Питер, 2001. -304 с.

.Банковский кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 416-З / «О внесении изменений и дополнений в Банковский кодекс Республики Беларусь»

7.. Бюллетень банковской статистики №№1 (115). - Мн.: НБРБ, 2012. - 210с.

.Валютные операции. Методология и методика валютных операций в трансформационной экономике: монография / С.М. Пупликов. - Минск: Экоперспектива, 2002. - 280с.

9.Годовой отчет Национального Банка РБ за 2012 г. - Мн.: НБРБ, 2013. - 100 с.

.Деньги, кредит, банки: учеб. Пособие / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, О.И. Румянцева [и др.]; под ред. Г.И. Кравцовой. - Мн.: БГЭУ, 2007. - 444с.

.Деньги, кредит, банки: учеб. Пособие / И.П. Белотелова. - М.: Дашков и К, 2008. - 483с.

.Деньги, кредит, банки; курс лекций / Тарасов В.И. - Мн.: ООО''Мисанта'' 1997. - 344 с.

.Деньги, кредит, банки: учебн.пособие - Ростов-на-Дону, 2000.- 448с.

.Национальная экономика Беларуси: учеб. пособие / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович [и др.]; под ред. В.Н. Шимова. - Минск: БГЭУ, 2006. - 751с.

.Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Л.Н. Красавина. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 608с.

.Международные валютно-кредитные отношения: Учебник / Под общ. Ред. Н. П. Гусакова. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 314 с.

.О валютном регулировании и валютном контроле: Закон Республики Беларусь от 22.06.2003 г., № 226-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2003. - № 25. - Ст.2/978.

18.Основы банковского дела: учеб. пособие / Войтешенко Б.С. и др. - Мн.: Тесей, 1999. - 448 с.

19.Программа развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы (Указ Президента РБ от 3 марта 2011 №73). - Мн.:2011. - 60 с.

.Программа развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы (Указ Президента РБ от 3 марта 2011 №73). - Мн.:2011. - 60 с.

21.Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. - Ростов н/Д: изд-во «Фениск», 2002 - 544 с.

22.Указ президента РБ 6 октября 2011 г. № 449 О некоторых вопросах осуществления валютно-обменных операций физическими лицами

.Финансы внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие / К.В. Рудый. - Минск: Выш.шк., 2004.-348с.

.Финансы, деньги, кредит, банки: учеб. Пособие / В.Е. Леонтьев, Н.П. Радковская. - М.: ИВЭСЭП, 2002.-348с.

.#"justify">.http://www.nbrb.by - официальный сайт Нацбанка Республики Беларусь.

Похожие работы на - Валютная система Республики Беларусь, ее развитие

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!