Валютный рынок и проблемы его регулирования в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,5 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Валютный рынок и проблемы его регулирования в Республике Беларусь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономической теории








КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Валютный рынок и проблемы его регулирования в Республике Беларусь

Студент

УЭФ, 2-й курс, РЭУ-1 Ю.В. Кулакова








МИНСК 2013

Реферат

Курсовая работа: 2 рис., 4 табл., 33 источника.

ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК, ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ

Объект исследования - валютный рынок и его регулирование

Предмет исследования - формы, методы валютного регулирования, нормативно-правовая база, институциональная структура валютного регулирования.

Цель работы - изучение валютного рынка, раскрытие сущности валютного регулирования и особенности его осуществления в Республике Беларусь.

Методы исследования - методы описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов, логический метод, метод группировок, метод экспертных оценок.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

work: 2 fig., Table 4, 33 source.EXCHANGE MARKET, FOREIGN EXCHANGE, EXCHANGE CONTROLSobject of study - foreign exchange market and its regulationsubject of research - forms, methods of currency regulation, legal framework, the institutional structure of the foreign exchange management.aim of the study - currency market, the disclosure of foreign exchange regulation and especially its implementation in the Republic of Belarus.of research - methods for describing, organizing, classifying, analytical method, the method of comparative analysis, statistical, graphical, method of collection of facts, logic method, the method of grouping, the method of expert estimates.author acknowledges the work that resulted in her settlement and analytical material correctly and objectively reflects the state of the process, and all borrowed from the literature theoretical and methodological terms and concepts accompanied by references to their authors.

Содержание

Введение

. Понятие валютного рынка

.1 Валютный рынок и формирование валютных курсов

.2 Виды валютных рынков, объекты и субъекты валютных рынков

. Сущность и содержание валютного регулирования в Республике Беларусь

.1 Валютное регулирование и валютный контроль: понятие, формы, методы

.2 Характеристика нормативно-правовой базы валютного регулирования в Республике Беларусь

. Анализ состояния валютного рынка Республики Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Введение

Валютная система представляет собой форму организации валютных отношений страны, сложившихся исторически и закрепленных национальным законодательством с учетом норм международного права. Важнейшими элементами валютной системы являются валюта и ее валютный курс, а регулирование валютного курса и валютный контроль положены в основу валютной политики государства.

Динамичный процесс формирования и развития валютного рынка невозможен без твердой законодательной базы, регламентирующей в целом поведение участников валютного рынка. В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика, инструментом реализации которой является валютное регулирование.

Задачами данной работы являются:

1)изучение понятия валютного рынка, его видов;

2)изучение влияния валютного курса на состояние внешней торговли страны;

)определение понятия валютного регулирования, выделение его форм, методов;

)рассмотрение функций органов валютного регулирования и контроля;

)анализ применение валютного регулирования в Республике Беларусь.

Актуальность данной работы обусловливается тем, что в Республике Беларусь происходит постоянное совершенствование принципов валютного регулирования.

Главная задача национальной валютной системы заключается в обеспечении оптимальных условий функционирования народного хозяйства в интересах государства. Отсюда видно, что данная тема актуальна для изучения, так как валютное регулирование обеспечивает эффективность функционирования народного хозяйства.

Объектом исследования является валютный рынок и его регулирование, а предметом исследования являются формы, методы валютного регулирования, нормативно-правовая база, институциональная структура валютного регулирования. Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованной литературы.

Невозможно не заметить, что валютный рынок за последние годы развивается бурными темпами, свидетельством чему служит появление новых уполномоченных банков, валютных бирж, валютных отделов на фондовых биржах, широкой сети пунктов обмена валюты, резкий рост объема валютной выручки хозяйствующих субъектов от продажи ими на экспорт товаров, работ, услуг.

1. Понятие валютного рынка

.1 Валютный рынок и формирование валютных курсов

Валюта - это денежная единица, используемая для измерения величины стоимости товаров.

Устойчивость денежной единицы страны характеризуется свойствами валюты: конвертируемостью, твердостью и обратимостью.

Валютный курс - цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой на определенную дату; используется для сравнения цен мировых и национальных рынков и стоимостных показателей разных стран, выраженных в национальных или иностранных валютах.

На формирование валютного курса оказывает влияние государство, так как валютные курсы являются объектом его регулирования.

Основными методами регулирования валютных курсов являются валютные интервенции (ревальвация, девальвация), дисконтная политика и валютные ограничения.

Валютная интервенция - вмешательство государства в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты. Действия, направленные на повышение обменного курса национальной валюты, называются ревальвацией, целенаправленное снижение обменного курса национальной валюты - девальвацией. Однако следует отметить, что валютные интервенции могут быть эффективным методом воздействия на валютные курсы в краткосрочном плане, поскольку только интервенциями невозможно обеспечить в течение продолжительного времени уровни курсов, не соответствующие базисным экономическим и финансовым показателям государства. [3,с. 101]

В мировой практике хозяйствования широко используется дисконтная политика, т. е. регулирование учетного процента. С целью повышения курса валюты Национальный (Центральный) банк повышает учетный процент, что стимулирует приток иностранных капиталов и, как следствие, улучшается состояние платежного баланса, повышается курс национальной валюты, и наоборот, учетный процент намеренно понижается, а валютный курс снижается.

На валютный курс также оказывают влияние валютные ограничения, т. е. совокупность мероприятий, направленных на ограничение операций с валютой, другими валютными ценностями.

Формирование валютного курса - процесс, обусловленный взаимосвязью национальной и мировой экономики и политики. Установление курсов, пропорций обмена иностранной валюты на национальную валюту называют котировкой иностранных валют.

Котировка - цена, по которой можно купить или продать валюту страны, установленная на данный момент времени. В мировой практике сложились два метода котировки иностранной валюты к национальной - прямой и косвенный.

Паритет покупательной способности валют - количество одной валюты в единицах другой, необходимое для приобретения на рынках обеих стран одинаковых товаров и услуг. [3, с. 104]

Уровнем относительных цен называется соотношение цен в двух странах. Это величина, обратно пропорциональная паритету покупательной способности валют.

Номинальный валютный курс - цена одной валюты, определенная в единицах другой.

Реальный валютный курс определяется как отношение цен товаров (потребительской корзины товаров) двух стран в соответствующей валюте. При опережении темпов инфляции в государстве по сравнению с другим реальный курс национальной валюты будет превышать номинальный валютный курс.

Кросс-курс - это курс двух иностранных валют по отношению к курсу третьей.

Каждая страна осуществляет выбор режима валютного курса. Существуют единый валютный курс и множественность валютных курсов. Единый валютный курс - использование одного валютного курса для всех видов валютных операций, всех участников валютного рынка. Множественность валютных курсов основывается на законодательном закреплении различных курсов национальной валюты для различных участников валютного рынка и в зависимости от видов валютных операций.

В зависимости от того какая осуществляется операция - покупка или продажа - различают несколько видов валютных курсов. Курс покупателя - это курс, по которому банк приобретает валюту. Курс продавца - это курс, по которому банк продает валюту. Банки продают иностранную валюту дороже, чем покупают ее. Разница между курсом продавца и курсом покупателя (маржа) составляет прибыль банка по валютным операциям.

Регламентация режима курса валют предусматривает два варианта:

фиксированный валютный курс, в основе которого лежит валютный паритет, т.е. официально установленное соотношение денежных единиц разных стран;

плавающий валютный курс, который отражает рыночный спрос и предложение на валюту и формируется в ходе торгов на валютных биржах и может быть подвержен значительным колебаниям.

Стоимостной основой валютного курса выступает покупательная способность валют. Отклонение валютного курса от стоимостной основы зависит от спроса и предложения валюты в определенный момент времени. Валютный курс оказывает сильное влияние на международные экономические отношения. С их помощью удается сравнивать издержки производства предприятий с ценами мирового рынка. Валютный курс влияет на конкурентоспособность компании, на соотношение экспортных и импортных цен и т.д. [3,с. 110]

Понижение курса национальной валюты выгодно экспортерам, позволяет им поставлять товар на внешний рынок по ценам ниже среднемировых, но в то же время удорожает импорт. Это приводит к росту цен в стране, снижению ввоза товаров и уровню потребления, а также к обострению проблемы внешней задолженности.

При повышении курса национальной валюты снижается эффективность экспорта и падает конкурентоспособность внутренних цен; импорт увеличивается; возрастает приток капиталов в страну из-за рубежа.

.2 Виды валютных рынков, объекты и субъекты валютных рынков

Валютный рынок представляет собой часть финансового рынка, сферу экономических отношений, возникающих на основе спроса и предложения по поводу покупки-продажи иностранных валют, сделок с валютными ценностями, инвестирования валютного капитала.

Цель валютного рынка заключается в создании условий для обращения валютных ценностей, проведении операций по купле-продаже иностранной валюты между банками и субъектами хозяйствования, страховании своих участников от валютных рисков. [3,с. 51]

Валютному рынку присущ ряд особенностей, отличающих его от финансового рынка:

круглосуточное функционирование;

неограниченное число участников;

высокая степень ликвидности.

Валютный рынок можно классифицировать также по специфическим признакам:

)по территориальному принципу:

международный рынок (FOREX);

региональный;

национальный;

)по отношению к валютным ограничениям:

свободный рынок - когда отсутствуют валютные ограничения;

валютный - присущи валютные ограничения;

)по видам применяемых валютных курсов:

рынок с одним режимом, т. е. рынок со свободными (плавающими) валютными курсами, котировка которых устанавливается на биржевых торгах;

рынок с двойным режимом, т. е. с одновременным применением фиксированного и плавающего курсов валюты;

)по видам основных финансовых активов, обращающихся на валютном рынке:

рынок долларов США;

рынок английских фунтов стерлингов;

рынок евро;

рынок японских иен;

)по гражданству участников:

рынок резидентов;

рынок нерезидентов и т. д.

Субъектами валютного рынка являются:

Национальный (Центральный) банк;

-уполномоченные банки;

иностранные банки;

субъекты хозяйствования, осуществляющие внешнеторговые операции;

фирмы, зарубежные вложения активов, финансовые институты (валютные биржи, инвестиционные компании, которые самостоятельно или с помощью посредников осуществляют операции на валютном рынке в собственных интересах и в интересах своих клиентов), субъекты хозяйствования и юридические лица.

Инструменты валютного рынка:

иностранная валюта;

-валютные ценности;

ценные бумаги в иностранной валюте

2. Сущность и содержание валютного регулирования в Республике Беларусь

.1 Валютное регулирование и валютный контроль: понятие, формы, методы

Валютная политика - совокупность мероприятий проводимых государством и центральным банком в сфере денежного обращения и валютных отношений с целью воздействия на покупательскую силу денег, валютные курсы и экономику в целом. Она является частью макроэкономической и внешнеэкономической политики государства. Валютная политика выступает инструментом экономической политики государства и направлена на достижение ее главных целей: обеспечение устойчивости экономического роста, сдерживание безработицы и инфляции, поддержание равновесия платежного баланса.

Валютный рынок требует определенного регулирования и контроля со стороны государства.

Валютное регулирование - это деятельность государства, направленная на регламентирование международных расчетов и порядка совершения валютных операций и сделок с валютными ценностями.

В узком смысле валютное регулирование представляет собой систему законодательных актов, устанавливающих правила проведения валютных операций на территории государства, то есть операций, связанных с переходом прав собственности на иностранную валюту и пересылкой ее за пределы данного государства. В более широком смысле валютное регулирование означает часть макроэкономической политики государства, затрагивающую сферу валютно-финансовых связей резидентов данной страны и самого государства.

Объектами валютного регулирования в Республике Беларусь являются валютные ценности и валютные операции.

Валютные ценности это:

иностранная валюта;

платежные документы в иностранной валюте, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

ценные бумаги в иностранной валюте;

белорусские рубли при совершении сделок между резидентами и нерезидентами, сделок между нерезидентами на территории Республики Беларусь, их ввозе и пересылке в Республику Беларусь, вывозе и пересылке из Республики Беларусь, осуществлении международных банковских переводов, осуществлении нерезидентами операций, не влекущих перехода права собственности на белорусские рубли, по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь;

ценные бумаги в белорусских рублях при совершении сделок между резидентами и нерезидентами, сделок между нерезидентами на территории Республики Беларусь, их ввозе и пересылке в Республику Беларусь, вывозе и пересылке из Республики Беларусь.

Под валютными операциями понимается деятельность юридических, физических лиц, государства и других организаций, учреждений, объединений, связанная с куплей-продажей, расчетами и/или предоставлением в ссуду иностранной валюты.

Валютными операциями являются:

сделки, предусматривающие использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, платежных документов в иностранной валюте;

сделки между резидентами и нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях;

сделки между нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях, совершаемые на территории Республики Беларусь;

ввоз и пересылка в Республику Беларусь, а также вывоз и пересылка из Республики Беларусь валютных ценностей;

международные банковские переводы;

операции нерезидентов с белорусскими рублями по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, не влекущие перехода права собственности на эти белорусские рубли;

операции с иностранной валютой по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь, не влекущие перехода права собственности на эту иностранную валюту.

Валютные операции подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

Текущими валютными операциями предусматривается:

осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, расчеты по которым не предусматривают привлечение или предоставление заемных средств сроком, превышающим 180 календарных дней;

предоставление и получение кредитов и (или) займов на срок, не превышающий 180 дней;

перевод и получение процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам (депозитам), инвестициям, заемным и кредитным операциям;

операции неторгового характера (выплата заработной платы, денежного довольствия, стипендий пенсий, алиментов, государственных пособий т.п.).

Валютные ценности могут находиться в собственности как резидентов, так и нерезидентов, являющихся субъектами валютного регулирования и осуществляющих валютные операции.

Валютными операциями, связанными с движением капитала, являются:

приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидентов;

приобретение ценных бумаг, выпущенных резидентами или нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;

переводы для осуществления расчетов по обязательствам, предусматривающим передачу имущества, относимого законодательством Республики Беларусь к недвижимому имуществу, либо прав на него;

расчеты по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, расчеты по которым превышают срок 180 календарных дней;

предоставление и получение кредитов и (или) займов на срок, превышающий 180 дней;

иные валютные операции, не относимые к текущим валютным операциям.

Резиденты:

физические лица - граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство (либо заменяющий его документ), выданный компетентными государственными органами Республики Беларусь;

филиалы и представительства резидентов юридических лиц, находящиеся за пределами Республики Беларусь;

дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь;

Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь.

Нерезиденты:

физические лица - иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории соответствующего иностранного государства;

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь;

организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь;

дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения иностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;

международные организации, их филиалы и представительства;

иностранные государства, их административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь.

Существуют три основные формы регулирования валютного рынка:

)государственное регулирование, опирающееся на финансовое и налоговое законодательство;

)биржевое регулирование, опирающееся на правила работы валютных бирж;

)саморегулирование, опирающееся на правила и нормы, выработанные различными ассоциациями профессионалов валютного рынка.

Инструментами валютного регулирования являются рычаги, посредством которых государство регулирует валютные отношения. К основным инструментам валютного регулирования относятся: валютные интервенции, дисконтная и учетная политика, протекционистские меры, девальвация, ревальвация, диверсификация валютных резервов, валютные ограничения, регулирование валютного курса.

Дисконтная политика - маневрирование учетной ставкой (ставкой рефинансирования) центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капиталов. Повышение учетной ставки может стимулировать приток капиталов из стран, где более низкая процентная ставка. Понижение официальной ставки может привести к уходу иностранных капиталов.

Валютная интервенция - это прямое вмешательство центрального банка в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты. Ради повышения курса национальной валюты центральный банк продает, а для снижения - скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Своей деятельностью на валютном рынке центральный банк способствует уравновешиванию спроса и предложения на иностранную валюту и тем самым ограничивает пределы колебаний валютного курса.

Проведение валютной интервенции предполагает наличие в руках центральных банков значительных валютных резервов и возможно тогда, когда неуравновешенность платежного баланса незначительна и характеризуется периодической сменой пассивного сальдо активным. В противном случае проведение валютных интервенций грозит полным исчерпанием валютных резервов (при хронически пассивном сальдо платежного баланса) или расстройством денежного обращения внутри страны (при хронически активном сальдо платежного баланса). Кроме того, валютная интервенция оказывает лишь временное воздействие на валютный курс. В силу этого степень воздействия валютной интервенции на курс валюты ограниченна.

Диверсификация валютных резервов позволяет уменьшить убытки, связанные с относительным обесценением тех или иных валют, и обеспечить наиболее выгодную структуру резервных активов.

Девизная политика осуществляется преимущественно в виде валютной интервенции, представляющей собой куплю-продажу государственными органами иностранной валюты (девизов).

Девальвация, как указывалось ранее, представляет собой целенаправленное снижение обменного курса национальной валюты, а ревальвация - это действия, направленные на повышение обменного курса национальной валюты.

Валютные ограничения - это совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном или в административном порядке и направленных на ограничение операций с валютой, золотом и другими валютными ценностями.

К валютным ограничениям относят:

обязательную продажу экспортерами государству иностранной валюты (в обмен на национальную валюту по официальному курсу);

регулирование переводов и платежей за границу, вывоза капитала, репатриации прибылей, золота, денежных знаков и ценных бумаг;

ограничение прав физических лиц владеть и распоряжаться иностранной валютой;

запрещение свободной продажи и купли иностранной валюты;

регулирование получения внешних займов.

Цели валютных ограничений:

выравнивание платежного баланса;

концентрация валютных ценностей в руках государства;

поддержание валютного курса.

Различают две основные сферы валютных ограничений: текущие операции платежного баланса (торговые и неторговые сделки) и финансовые операции (движение капиталов, кредитов и другие трансферты).

Государственное регулирование платежного баланса - одного из объектов государственного регулирования - это совокупность экономических (в том числе валютно-кредитных, финансовых и др.) мероприятий по формированию основных статей платежного баланса и покрытию сальдо. Методы регулирования платежного баланса направлены либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических операций. Страны с дефицитным платежным балансом принимают меры по развитию экспорта, сдерживанию импорта товаров, ограничению вывоза капиталов, сокращению внешней задолженности.

Это достигается также уменьшением бюджетного дефицита, совершенствованием дисконтной политики, введением валютных, кредитных ограничений, понижением курса национальной валюты, установлением пределов роста денежной массы. При активном платежном балансе органы государственной власти стремятся уменьшить его сальдо за счет увеличения импорта товаров, экспорта капиталов, уменьшения экспорта товаров, выдачи кредитов, увеличения золотовалютных резервов.

В современных условиях получают развитие межгосударственные способы регулирования платежных балансов: согласование условий экспортных кредитов; двухсторонние правительственные кредиты; краткосрочные кредиты центральных банков; кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций.

Таким образом, валютное регулирование применяется с целью уравновешивания платежных балансов, ограничению импорта и изменения его структуры, сокращения платежей за границу, концентрации валютных ресурсов. Определяя правила проведения расчетов во внешней торговле, операций по обмену валют, ввозу и вывозу капитала, государство воздействует на курс национальной валюты и обеспечивает достижение поставленных целей валютной политики.

Надзор за соблюдением субъектами экономических отношений правил обращения валютных ценностей осуществляется в процессе валютного контроля.

Валютный контроль - деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь.

Основными направлениями валютного контроля являются:

определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;

предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и иной экстремистской деятельности;

проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;

анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям. [3,с. 214]

К органам валютного контроля относятся Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного контроля определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля.

Национальный банк как орган валютного контроля осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций.

Государственный таможенный комитет как орган валютного контроля осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей.

Комитет государственного контроля Республики Беларусь как орган валютного контроля формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций. [11, с. 65]

Координацию деятельности органов валютного контроля, уполномоченных в соответствии с законодательством осуществлять валютный контроль, осуществляет Комитет государственного контроля. Органы валютного контроля осуществляют передачу Комитету государственного контроля информации, необходимой ему для осуществления валютного контроля, в соответствии с порядком и сроками, установленными законодательством.

Органы валютного контроля вправе совместно осуществлять контроль за проведением валютных операций резидентами и нерезидентами, валютный контроль за деятельностью которых входит в компетенцию этих органов.

При осуществлении валютного контроля органы валютного контроля в рамках своей компетенции вправе:

проводить в установленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований - законности происхождения валютных ценностей;

осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;

приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь;

получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях.

Органами валютного регулирования в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь.

Национальный банк как орган валютного регулирования в пределах своей компетенции:

устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам;

регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь;

устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте;

устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в белорусских рублях;

устанавливает порядок и условия открытия резидентами счетов в белорусских рублях и иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь;

устанавливает порядок осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами;

устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой;

устанавливает формы отчетности, ведения учета и статистики валютных операций, а также порядок и сроки представления необходимой информации о валютных операциях в Национальный банк для разработки платежного баланса Республики Беларусь и иных целей;

устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок и нормы ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь и за ее пределы иностранной валюты, белорусских рублей и ценных бумаг в иностранной валюте и белорусских рублях, а также платежных документов в иностранной валюте и платежных документов в белорусских рублях;

определяет в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации;

привлекает в соответствии с законодательством банки и небанковские кредитно-финансовые организации к ответственности за нарушение валютного законодательства;

в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в том числе совместно с иными органами валютного регулирования и органами валютного контроля. [4,с. 94]

Совет Министров Республики Беларусь взаимодействует с Национальным банком по вопросам валютного регулирования, а также в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Органы валютного контроля и регулирования выполняют важные функции в системе валютных отношений. Они обеспечивают соблюдение резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства, контроль за движением иностранной валюты и других валютных ценностей, влияют на экономическое и финансовое положение страны.[11,с. 66]

Место валютного регулирования в экономической политике страны определяется реальными целями валютной политики, которые могут быть следующими:

поддержание стабильности национальной денежной единицы и обеспечение неинфляционного экономического роста;

обеспечение системы взаиморасчетов с другими странами;

обеспечение перелива капиталов между отраслями и между странами;

создание условий для сбалансированности платежного баланса;

формирование золотовалютных резервов страны и т.д.

Агентами валютного контроля в Республике Беларусь являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации.[11, с. 67]

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации осуществляют контроль за проведением их клиентами валютных операций и вправе:

осуществлять контроль за полнотой и своевременностью представления клиентами информации, относящейся к валютным операциям, и соответствием ее требованиям валютного законодательства;

-осуществлять контроль за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства;

получать документы, объяснения, справки и сведения об осуществлении валютных операций.

Банк и небанковская кредитно-финансовая организация не вправе выполнять распоряжение резидента или нерезидента о перечислении с его счета денежных средств:

если такое перечисление не соответствует режиму функционирования счета резидента или нерезидента;

-если проведение валютной операции допускается при наличии разрешения Национального банка, но такое разрешение резидентом или нерезидентом не представлено;

если резидентом или нерезидентом не представлены документы, предусмотренные требованиями нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и (или) нормативных правовых актов Национального банка, либо представленные документы не соответствуют таким требованиям.

При поступлении резиденту или нерезиденту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства Республики Беларусь, банки и небанковские кредитно-финансовые организации обязаны зачислять данные денежные средства на счет этого резидента или нерезидента с уведомлением соответствующих органов валютного контроля.

Порядок и сроки уведомления банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями органов валютного контроля устанавливаются Национальным банком.

Таким образом, валютное регулирование применяется с целью уравновешивания платежных балансов, ограничения импорта и изменения его структуры, сокращения платежей за границу, концентрации валютных ресурсов. Определяя правила проведения расчетов во внешней торговле, операций по обмену валют, ввозу и вывозу капитала, государство воздействует на курс национальной валюты и обеспечивает достижение поставленных целей валютной политики.

Поэтому можно выделить можно выделить следующие сферы применения валютного регулирования: сокращение колебаний притока и оттока краткосрочного капитала; стабилизация курса национальной валюты; поддержание удовлетворительного состояния платежного баланса; уравновешивание спроса и предложения на иностранную валюту; преодоление нехватки внутренних сбережений для целей внутреннего инвестирования; финансирование бюджетного дефицита; предотвращение процесса распространения международных финансовых кризисов.

.2 Характеристика нормативно-правовой базы валютного регулирования в Республике Беларусь

Реализация прямого государственного регулирования в валютной сфере является основополагающей для принятия тех или иных экономических методов воздействия на субъекты валютного рынка. Прямая форма валютного регулирования предполагает принятие ряда нормативно-правовых документов, которые регулируют валютные отношения.

Международные расчетные и валютно-кредитные отношения Республики Беларусь со странами дальнего и ближнего зарубежья, а также порядок и области применения иностранных валют отечественными организациями, предприятиями и гражданами регулируется рядом законодательных актов и инструктивных материалов. В законодательных актах и ведомственных инструкциях по валютным вопросам определены:

основные принципы осуществления валютных операций в РБ;

виды валют и валютных ценностей, применяемых в РБ;

права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютами и валютными ценностями на территории РБ;

полномочия и функции белорусских органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля и др.

Основными законодательными актами и нормативными материалами являются:

Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. №226-З «О валютном регулировании и валютном контроле»;

Кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. №441-З «Банковский кодекс Республики Беларусь»;

Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. №347-З «О государственном регулировании внешнеторговых сделок»

Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»

Постановление правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. №72 «Об утверждении правил проведения валютных операций»;

Постановление правления Национального банка Республики Беларусь от 13 сентября 2006 г. №129 «О порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем ватном рынке»;

Постановление правления Национального банка Республики Беларусь от 17 января 2007 г. № 1 «Об утверждении инструкции о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей»;

Постановление правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 73-38 «Об утверждении Инструкции о порядке ввоза, вывоза и пересылки иностранной валюты, белорусских рублей, платежных документов в иностранной валюте, документарных ценных бумаг в белорусских рублях и иностранной валюте физическими лицами через таможенную границу Республики Беларусь»;

Постановление правления Национального банка Республики Беларусь от 16 апреля 2009 г. № 46 «Об утверждении Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля»

После издания названных нормативных документов в некоторые из них вносятся изменения и дополнения, которые диктуются потребностями экономической жизни республики.

Таким образом, валютное законодательство - это совокупность правовых норм, которые регулируют порядок совершения валютных сделок с валютными ценностями внутри страны, сделок между резидентами и нерезидентами, а также порядок ввоза-вывоза, перевода и пересылки из-за границы и за границу национальной и иностранной валюты и др. валютных ценностей.

На территории Республики Беларусь официальной денежной единицей является белорусский рубль, посредством которого осуществляются все платежи и расчеты, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Расчеты между резидентами на территории Республики Беларусь в белорусских рублях производятся без ограничений, причем между юридическими лицами, как правило, в безналичном порядке. Использование иностранных валют и выраженных в них платежных документов для расчетов между юридическими лицами-резидентами на территории Республики Беларусь запрещается, за исключением законодательно закрепленных случаев, среди которых можно выделить следующие:

при расчетах между экспортерами и транспортными, страховыми и/или экспедиторскими организациями по доставке грузов иностранному покупателю;

расчеты импортеров с транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями за услуги по доставке грузов в отечественные порты, на пограничные железнодорожные станции, грузовые склады и терминалы покупателей;

при расчетах за транзитные экспортно-импортные перевозки грузов; расчеты, связанные с получением коммерческого или банковского кредита в иностранной валюте и его погашением, а также при проведении операций по покупке-продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.[10, с. 560]

Все расчеты между резидентами в иностранной валюте производятся на основании заключенного между ними договора в тех валютах, которые указаны в контрактах, заключенных с иностранными контрагентами.

Юридические лица резиденты имеют право покупать и продавать валюту на внутреннем валютном рынке в порядке и на цели, определяемые Национальным банком Республики Беларусь. Покупка-продажа иностранной валюты осуществляется только через уполномоченные банки - это банки, которые получили лицензию Национального банка Республики Беларусь на проведение валютных операций. Указанные банки осуществляют сделки по поручению своей клиентуры на покупку-продажу иностранной валюты, либо через межбанковскую валютно-фондовую биржу, либо непосредственно между собой. Покупка-продажа иностранной валюты, минуя уполномоченные банки, запрещена. [13, с. 75]

Иностранная валюта может быть приобретена субъектами хозяйствования на валютном рынке Республики Беларусь для расчетов по различным операциям. Например, для:

покупки у нерезидентов товаров и услуг, прав на интеллектуальную собственность, расчеты по которым осуществляются на условиях без отсрочки платежа и не предусматривают привлечение или предоставление заемных средств в иностранной валюте;

осуществления текущих платежей по выплате процентов и основного долга по привлеченным заемным средствам;

выплаты командировочных расходов;

оплаты расходов на обучение специалистов за рубежом и т.п.

За нарушение норм валютного законодательства к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Республики Беларусь применяются экономические санкции. Так за:

несанкционированное превышение сроков проведения внешнеторговых операций - в размере до двух процентов не полученных в установленный срок денежных средств (стоимости не полученных в установленный срок товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг) за каждый день превышения срока, но не более суммы не полученных в установленный срок указанных денежных средств (стоимости не полученных в установленный срок товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг);

превышение суммы перечисленных денежных средств по импорту (стоимости отгруженного товара, выполненных работ, оказанных услуг по экспорту) в сравнении с договорной стоимостью полученного товара, выполненных работ, оказанных услуг (суммой полученных денежных средств) - в размере разницы между ними;

экспорт товаров (работ, услуг), оплаченных белорусскими рублями за нерезидента, - в размере до ста процентов суммы этих средств; несанкционированное распоряжение денежными средствами от экспорта товаров (работ, услуг) без зачисления на свой счет - в размере суммы средств, не полученных на свой счет;

представление недостоверных сведений при оформлении лицензии либо других разрешительных документов на ввоз (вывоз) товаров, паспорта сделки, статистической декларации или периодической статистической декларации либо внесение изменений и (или) дополнений в договор в ходе его исполнения без отражения в установленные сроки этих изменений в паспорте сделки - в размере до двадцати процентов контрактной стоимости экспортированных (импортированных) товаров;

нарушение установленного порядка проведения внешнеторговых операций: отсутствие лицензии либо других разрешительных документов, паспорта сделки, статистической декларации или периодической статистической декларации, оформляемых в установленных законодательством случаях, - в размере до 100 процентов стоимости экспортированных (импортированных) товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

непредставление в установленный срок статистической декларации или периодической статистической декларации - в размере до 10 процентов стоимости экспортированных (импортированных) товаров;

нецелевое использование валютных средств, приобретенных на внутреннем валютном рынке за белорусские рубли, - в размере до 100 процентов суммы средств, использованных не по целевому назначению;

нецелевое использование и (или) невозвращение в установленный срок средств в иностранной валюте, выданных под отчет, в том числе на оплату расходов по командировкам за пределы Республики Беларусь, - до 10-кратной суммы этих средств. [15, с. 82]

Уплата экономических санкций производится юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в течение 15 календарных дней со дня получения им решения о применении экономических санкций в иностранной валюте, предусмотренной условиями договора, либо в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка на день уплаты.

Таким образом, валютное законодательство Республики Беларусь состоит из нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, нормативных правовых актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля Республики Беларусь, издаваемых в соответствии с их компетенцией, которыми устанавливаются порядок обращения валютных ценностей, права и обязанности резидентов и нерезидентов при проведении валютных операций, система органов валютного регулирования и органов валютного контроля, агентов валютного контроля и их полномочия.

3. Анализ состояния валютного рынка Республики Беларусь

Национальный валютный механизм в теории рыночной экономики относится, прежде всего, к системе международных экономических отношений (МЭО) страны и в странах с развитой рыночной экономикой направлен главным образом на обслуживание системы внешнеэкономических связей и создание предпосылок интеграции национальной экономики в мировое хозяйство. Считается, что валютный курс должен быть стабильным и регулирование его, с целью повышения конкурентоспособности экспортеров и выравнивания платежного баланса страны, недопустимо и вредно. По выражению американского экономиста Р. Дорнбуша, «надо заниматься наведением порядка в «доме», вместо перераспределения валютных ресурсов, вторгаясь в функциональную сферу рынка».[16]

На первых этапах осуществления экономических реформ в большинстве стран с переходной экономикой, в том числе и в Республике Беларусь, сохранялся бюджетный дефицит, финансируемый главным образом за счет денежной эмиссии. Целевое бюджетное кредитование оставалось основным инструментом кредитно-денежной политики, резко росли издержки производства в связи с либерализацией цен и инфляцией.

Однако эти проблемы, как правило, имели внутреннюю природу, связанную с низкой эффективностью национальной экономики, производительностью технологий, несовершенной структурой предприятий и экономики в целом. И вскоре стали очевидными недостатки выбранных валютных режимов на основе гибкого валютного курса. В этих условиях девальвация национальных валют приводила к росту уровня «долларизации» экономики, потере доверия к национальной валюте, к бегству от нее. Кроме этого, обесценивание национальной валюты не привело к росту экспорта ввиду потери традиционных рынков и ограниченного доступа на западные рынки. В то же время росла стоимость импорта, в первую очередь энергоносителей, что ухудшало балансы текущих операций многих стран с транзитивной экономикой. Постоянная девальвация национальной валюты подпитывала инфляцию и ограничивала выбор инструментов кредитно-денежной политики в борьбе с ней (в частности, делало невозможным проведение дисконтной политики в условиях отрицательных реальных процентных ставок, порождало недоверие к государственным ценным бумагам), увеличивала расходы на обслуживание внешнего долга.

Беларусь на сегодняшний день исчерпала все эффекты от произведенной в 2011 году двухступенчатой девальвации национальной валюты и в условиях продолжающегося давления на платежный баланс будет вынуждена вновь прибегнуть к ослаблению курса белорусского рубля, вне зависимости от потребности национальных экспортеров. Такого мнения придерживаются и эксперты в банковской сфере, и независимые экономисты.

В сентябрьском обзоре состояния экономики и денежно-кредитной сферы Беларуси Национальный Банк констатирует, что в январе-июле 2013 года по сравнению с январем-июлем 2012 года продолжилось замедление темпов экономического роста. При этом наблюдалось ускорение роста потребительских и инвестиционных расходов в экономике при снижении профицита внешней торговли товарами и услугами. Продолжалось ухудшение и сальдо текущего счета платежного баланса: за полугодие дефицит составил $3,07 млрд против профицита в $725,5 млн в I полугодии 2012 года. [16]

На этом фоне в январе-июне 2013 года реальная заработная плата выросла на 20,5%, а реальная назначенная пенсия - на 26,9%. При этом производительность труда увеличилась всего на 2,5% при годовом прогнозе прироста на 9,3%.[16]

На фоне ухудшающейся внешнеэкономической конъюнктуры продолжилось падение белорусского экспорта: он сократился на 24,9% в ценовом выражении. Причинами падения экспорта стало падение спроса на целый ряд товарных позиций на рынках Российской Федерации и Евросоюза из-за общего сокращения промышленного производства в этих странах. Кроме того, в текущем году испытал потрясения калийный рынок. Экспорт нефтепродуктов существенно сократился из-за высокой базы прошлого года, когда в республике действовала схема производства и беспошлинного экспорта за пределы Таможенного Союза сублимированных нефтепродуктов из российского сырья.[8]

Несмотря на складывающуюся в экономике ситуацию и постепенное, но пока небольшое ослабление курса белорусского рубля, власти Республики Беларусь подтверждают приверженность к рыночному курсообразованию. В то же время в последний месяц в бизнес-среде все чаще звучали мнения о том, что белорусский рубль следовало бы девальвировать синхронно к российскому рублю, чтобы улучшить позиции белорусской промышленности на стратегически важном российском рынке. [16]

Однако лоббирование этой идеи было остановлено Президентом Республики Беларусь. Так, Александр Лукашенко предупредил правительство и руководителей предприятий о том, что никакой девальвации белорусского рубля для стимулирования экспорта не будет. "Никакой девальвации под промышленность и экспорт не будет. Белорусский рубль под промышленность девальвироваться не будет, белорусский рубль будет укрепляться или ослабляться в зависимости от спроса и предложения", - заявил А.Лукашенко, посещая ОАО "Мотовело".

Президент подчеркнул, что перед Национальным банком поставлена "железная задача ни в коем случае ничего не сдерживать и не тратить золотовалютные резервы". [16]

Позднее приверженность правительства и Национального банка рыночным механизмам курсообразования подтвердил и вице-премьер республики Петр Прокопович. Он также отметил, что в 2014 году среднегодовой курс составит Br9,5 тыс. / $1. Исходя из этого курса сегодня идет разработка макропрогноза и бюджета страны на следующий год.

Специалисты НИЭИ Минэкономики Беларуси обращают внимание на усиливающиеся дисбалансы в экономике и констатируют, что экономический рост в стране обеспечивается за счет внутреннего спроса. [16]

"В условиях расширения внутреннего спроса при сжатии внешнего и замедления динамики в основных отраслях реального сектора в экономике Беларуси в настоящее время формируется ряд тенденций, нарушающих макроэкономическую сбалансированность", - говорится в исследовании ученых, опубликованном в ведомственном журнале "Экономический бюллетень".

Ученые констатируют, что "растущий от месяца к месяцу дефицит внешней торговли товарами" ухудшает ситуацию в платежном балансе. "Отставание темпов девальвации национальной валюты от темпов инфляции и укрепление белорусского рубля отрицательно сказываются на ценовой конкурентоспособности белорусской продукции", - подчеркивается в статье.

Специалисты также отмечают отставание темпов роста производства от динамики потребления, что ведет к увеличению продаж импортных товаров.

Еще одной негативной тенденцией экономисты считают необоснованный рост заработной платы, пенсий и социальных трансфертов.

В Центре макроэкономических исследований Сбербанка Российской Федерации также констатируют, что эффект от произведенной в 2011 году двукратной девальвации белорусского рубля республика на сегодняшний день полностью исчерпала.[7]

"Этот эффект, по нашим оценкам, практически полностью исчерпан", - говорится в обзоре ЦМИ.

Аналитики отмечают, что "сравнительно низкое значение вероятности давления на белорусский рубль не свидетельствует о позитивной динамике факторов кризиса, а является результатом равновесной корректировки реального курса белорусского рубля при двухступенчатой девальвации 2011 года".

Как отмечается в исследовании, причины складывающихся дисбалансов мало чем отличаются от тех, которые привели к системному кризису 2011 года. "Фундаментальные причины все те же: правительство, наблюдая быструю динамику восстановления, накануне парламентских выборов поспешило вернуться к мягкой политике, подрывающей макроэкономическую стабильность и сводя на нет выигрыши от девальвации", - говорится в исследовании. [16]

Так, констатирует Сбербанк Российской Федерации, в феврале-сентябре 2012 года Национальный Банк Республики Беларусь снизил ставку рефинансирования на 15 процентных пунктов - до 30%, при том, что инфляция в сентябре составила 38,7% в годовом выражении.

"Но экономическая активность продолжала замедляться. Рост ВВП составил 1,5% в 2012 году, в первом полугодии 2013 года экономика выросла на 1,4%. Профицит счета текущих операций, существовавший в первом полугодии 2012 года, в том числе благодаря экспорту "растворителей", в III квартале 2012 года снова перешел в дефицит ($1 млрд) и достиг дефицита в $2,4 млрд, или 17% ВВП в I квартале 2013 года, что снова серьезно усилило давление на валюту", - констатируют экономисты.[16]

Эти факторы, по мнению экспертов Сбербанка Российской Федерации, говорят о том, что в ближайшие 12 месяцев в Беларуси сохраняется достаточно высокая вероятность возникновения нового валютного кризиса. Вероятность такого развития событий они оценивают в 59%, в 2015 году кризис может случиться с вероятностью в 73%.

Однако не следует забывать, что девальвация может не привести к значительному расширению экспорта из-за ограниченности доступа на западные рынки. Девальвация улучшает благосостояние страны только в тех случаях, если она не ухудшает торговый баланс и условия торговли. Секрет успешной девальвации состоит в том, что всплеск инфляции ограничивается уровнем, вызванным девальвацией, в противном случае, инфляция усилится при сохранившемся дисбалансе в экономике.

В соответствии с таблицей, белорусский рубль за период с января 2013 года по июль 2013 года, с каждым месяцем постепенно теряет свои позиции по отношению к другим валютным единицам, а те в свою очередь укрепляются.

Таблица - Средневзвешенный курс белорусского рубля по отношению к другим валютным единицам за январь-июль 2013 года

Период Средневзвешенный курс белорусского рубля по отношениюк еврок российскому рублюк украинской гривнек доллару СШАянварь11 470,59284,701 035,708 648,38февраль11 588,25285,041 047,838 646,03январь - февраль11 507,11284,881 041,728 647,17март11 177,08279,431 046,298 630,311 квартал11 447,20282,931 043,038 641,09апрель11 255,21275,681 065,148 663,57январь - апрель11 410,82280,821 049,368 647,27май11 266,21276,301 073,658 684,78январь - май11 381,79279,831 056,288 654,02июнь11 496,49269,021 107,048 738,772 квартал11 345,18273,721 084,498 692,32I полугодие11 400,49277,921 068,368 666,25июль11 585,64269,901 126,958 874,47январь - июль11 431,94276,571 083,128 710,90 Примечание - Источник: [12]

валютный рынок регулирование

В целом, необходимо отметить, что в Республике Беларусь создана и эффективно функционирует институционально-правовая и организационная структура валютной системы, в основном, соответствующая современным требованиям, позволяющая осуществлять операции с иностранной валютой как на внешнем, так и на внутреннем валютном рынке различным субъектам. Однако, несмотря на позитивные тенденции в его развитии предстоит ещё огромная работа по совершенствованию его функционирования, увеличению объема совершаемых на нём сделок. Особо сложным этапом на пути развития национального валютного рынка стало воздействие мирового финансово-экономического кризиса: возникли определенные проблемы и наметились новые тенденции, решение и регулирование которых возможно путем использования государством инструментов валютного регулирования.

Таким образом, функционирование валютной системы Республики Беларусь имеет свою специфику, которая определяется высокой степенью централизованного валютного регулирования со стороны государства.

Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

состояние валютных отношений зависит от развития национальной и мировой экономики, политической обстановки, соотношения сил между странами и двух тенденций, присущих международным отношениям, партнерства и противоречий;

существует взаимная связь между динамикой валютного курса и отдельными статьями платежного баланса;

валютный механизм через свои отдельные составляющие влияет на развитие системы внешнеэкономических связей страны;

только для переходной экономики характерна необычная ситуация, когда внутренние цены ориентируются на динамику обменного курса национальной валюты (в развитой рыночной экономике, наоборот, валютный курс зависит от уровня цен), что предопределяет сильную зависимость от выбранного валютного режима одновременно устойчивости развития и конкурентоспособности национальной экономики.

В целом проблемы валютной системы Республики Беларусь решаются и могут быть решены:

за счет увеличения экспорта РБ и уменьшения доли бартерных операций во внешнеэкономической деятельности;

обеспечение положительного уровня ставки рефинансирования по отношению к реальной инфляции;

ликвидации множественности валютных курсов до двух - биржевого и рыночного, что позволит, с одной стороны, удовлетворять заявки по приобретению валюты для оплаты товаров критического импорта, с другой - сформировать механизм курсообразования, при котором преобладающая часть субъектов валютных отношений готова не только покупать, но и продавать валюту;

поиска внешних источников валютных средств;

создания и внедрения оптимального механизма распределения валютных средств.

В настоящее время создана система валютного регулирования и валютного контроля, позволяющая на данном этапе с использованием административных и экономических методов обеспечить «прозрачность» на внутреннем валютном рынке. Можно говорить о том, что административные меры валютного регулирования на определенном краткосрочном отрезке времени оказывают положительное влияние на развитие экономики внутри страны, мобилизуя национальные сбережения для инвестирования в экономику.

Валютная политика как составляющая экономической политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих формированию условий для более полного использования потенциала ресурсов, противодействующих обеднению населения и потрясению на валютном и финансовом рынке, стимулирующих рациональное поведение личности в конкурентной рыночной среде. Главной целью валютного регулирования является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты. Для достижения этой цели используются различные инструменты прямого и косвенного воздействия на обменный курс национальной валюты.

Список использованных источников

1 Борисов, С.М. Платежный баланс Белоруссии. - М.: ИМЭМО РАН, 2010. -99с.

Валютное регулирование. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: #"justify">Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс/учебное пособие/ кол.авторов; под ред.заслуж. деят. науки РФ, д-ра экон.наук,проф. И.О.Лаврушина.-4-е изд., стер.-Москва: КНОРУС, 2010.- 320с.

Косаренко Н.Н. Валютное право: курс лекций / Н.Н. Косаренко - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 144 с.

О валютном регулировании и валютном контроле: закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. №226-З: с изменениями и дополнениями: текст по состоянию на 01.10.2013 // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: #"justify">Официальный сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь  #"justify">Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь  #"justify">Официальный сайт Президента Республики Беларусь #"justify">Пилипенко, А.А. Курс финансового права: учебное пособие / А.А. Пилипенко. - Мн.: Книжный Дом, 2010. - 768 с.

Потапович, В. Валютный контроль:особенности проведения валютных и внешнеторговых операций.//Государственный контроль.2013.№1(7)

Сведения о средневзвешенном курсе белорусского рубля по отношению к иностранным валютам на валютном рынке Республики Беларусь за 2013 г. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: #"justify">Сороговец,Д.В. Незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства (комментарий к статье 11.1 КоАП)//Налоги Беларуси.2013.№30(270)

Суэтин, А.А. Международные валютно-финансовые отношения: учебник / А.А. Суэтин - 4е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2010. - 440 с.

Шибко,В. Возвратили валюту// Государственный контроль.2013.№3(9)

Информационно-справочный портал Беларуси http://www.interfax.by/news/belarus/ Рубрика: Новости.

Похожие работы на - Валютный рынок и проблемы его регулирования в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!