Аспекты работы сестры медицинского персонала

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    167,1 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Аспекты работы сестры медицинского персонала

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИИ МЕДСЕСТРА СРЕДИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

.1 Характеристика профессиональной деятельности медицинской сестры в ряду медицинских работников

.2 История профессии и личные качества, необходимые для работы медсестрой

.3 Тактика сестры в процессе медицинской деятельности

ГЛАВА II. аспекты работы СЕСТРЫ СРЕДИ медицинского персонала

.1 Профессиональные факторы риска для медицинских работников в лечебно-профилактических учреждениях

.2 Выявление и анализ «эмоционального выгорания» у сестер как последствия психологического фактора профессионального риска

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВЫВОДЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Положение и роль медсестры в ряду медицинских работников приобретает в наше время большее значение. Дальнейшее развитие здравоохранения в Российской Федерации в значительной степени зависит от оптимальной численности, структуры и профессионального уровня медицинских и фармацевтических кадров. Развитие здравоохранения является одним из важнейших разделов концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Парадигма качества жизни переопределяет приоритеты развития здравоохранения в пользу профилактики и развития системы первичной медицинской помощи, внедрения систем ранней диагностики заболеваний, а также развития технологий дистанционного контроля за состоянием здоровья пациентов на основе современных информационных систем. Исходя из этого, очевидно, что в системе оказания медицинской помощи населению резко возрастает роль специалистов со средним медицинским образованием, повышаются требования к их профессиональной компетентности. Соотношение числа врачей и специалистов со средним медицинским образованием сегодня достаточно низкое и составляет 1 к 2,22 [11]. Учитывая цели медицинских реформ этого явно недостаточно, так как вызывает дисбаланс в системе оказания медицинской помощи, ограничивает возможности развития служб долечивания, патронажа, реабилитации, т.е. как раз затрудняет решение первоочередных задач реформы. К 2015 г. предполагается довести указанное соотношение до 1:3-1:5, а к 2020 г. - до параметра 1:7-1:8. Работа в медицине предполагает модель профессиональной деятельности в системе «человек-человек». Большое значение в такой работе имеет умение налаживать профессиональные контакты с коллегами, пациентами и их родственниками, руководством.

Цель работы: выявить основные психологические особенности работы медицинских сестер среди медицинских работников.

Задачи работы:

·        дать характеристику работы медицинских сестер во взаимосвязи с другими медицинскими работниками;

·        изучить основные личностные качества, необходимые для работы сестер;

·        определить основные профессиональные факторы риска медицинских работников

·        выявить и проанализировать «эмоционального выгорания» у сестер как последствия психологического фактора профессионального риска;

·        рассмотреть возможные пути профилактики«эмоционального выгорания».

Для подготовки специалистов на сегодня создана многоуровневая система подготовки медперсонала со средним медицинским образованием, открываются институты высшего сестринского образования, в настоящее время во многих высших медицинских учебных заведениях нашей страны осуществляется последипломная подготовка специалистов высшего сестринского образования (интернатура, аспирантура и др.). Все это говорит о повышении потребности в квалифицированных кадрах, при этом роль сестры в структуре медицинских работников среднего звена продолжает оставаться на переднем плане по многим причинам. Прежде всего - это непосредственный контакт как с пациентами с одной стороны, так и с лечащими врачами, консультирующими врачами-специалистами с другой стороны. Постоянное воздействие повышенных психо-эмоциональных нагрузок, одного из факторов риска в работе сестры, приводит в настоящее время к феномену «эмоционального выгорания» у медицинских сестер. При этом они имеют даже больший риск формирования данного вида отклонения от нормы, чем многие другие медицинские работники.

В наше исследование по изучению формирования «синдрома эмоционального выгорания» вошли медсестры, работающие в соматической службе амбулаторного и стационарного звена. Первая группа: медицинские сёстры - 26 человек, работающие в амулаторно-поликлинической службе со сменным графиком работы в дневное время. Вторая группа: медицинские сёстры -30 человек, работающие в стационарных отделениях, с круглосуточным режимом работы. Критерии отбора в группы: возраст, пол, медицинское образование.

Методы исследования: 1. анонимное анкетирование медицинских сестер

. Оценка локуса контроля по Д.Роттеру [2].

. Оценка психологической нагрузки на медсестер по методике В.В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания» [3].

4. Статистическая обработка полученных результатов с подсчетом средней, стандартного отклонения и ошибки средней, критерия Стьюдента [9].

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ : медицинские сестры соматической службы амбулаторного и стационарного звена.

ОБЪЕКТ: синдром эмоционального выгорания педагогов и медработников, работающих с детьми.

С учётом специфики темы и на основании приведенных выше задач в настоящей работе рассмотрены проблемы и направления решения синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер.

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИИ МЕДСЕСТРА СРЕДИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

1.1 Характеристика профессиональной деятельности медицинской сестры в ряду медицинских работников

В наши дни востребованность профессии медсестры (медбрата) высокая. Любому врачу будет тяжело самостоятельно справляться с лечением больного без профессионального помощника, специализирующегося в области сестринского дела и имеющего среднее медицинское образование. Высокий профессионализм медицинской сестры - важнейший фактор товарищеских, коллегиальных взаимоотношений медицинской сестры и врача. Фамильярность, неслужебный характер взаимоотношений врача и медицинской сестры при исполнении ими профессиональных обязанностей осуждаются медицинской этикой. Если медицинская сестра сомневается в целесообразности лечебных рекомендаций врача, она должна тактично обсудить эту ситуацию сначала с самим врачом, а при сохраняющемся сомнении и после этого - с вышестоящим руководством. Медицинская сестра сегодня может самостоятельно вести наблюдение, лечение (вести сестринские истории болезни) определенных групп больных (например, в хосписах), а врача вызывать только для консультации. Создаются и действуют общественные организации медицинских сестер, рассматривающие проблемы сестринского дела в системе здравоохранения, повышения престижа профессии, привлекающие членов Организации к научным исследованиям в области сестринского дела, проводящие конференции, семинары по актуальным проблемам в сестринском деле, защищающие юридические права медицинских сестер и т.д. [ 11 ].

Чтобы стать медсестрой, следует получить среднее медицинское образование, окончив училище или колледж. На протяжении всей практики важно постоянно совершенствовать свои навыки и повышать уровень знаний и квалификацию. Для этого необходимо посещать курсы медсестер, семинары, конференции. Проработав по этой специальности не менее трех лет, можно получить вторую категорию, после пяти лет стажа - первую, через восемь лет - высшую.

Место работы определяет и круг обязанностей медсестры.

·        Патронажные сестры работают в диспансерах (противотуберкулезный, психоневрологический, кожно-венерологический), в детских и женских консультациях. Такие медсестры все лечебные процедуры проводят на дому.

·        Детские медсестры. Их можно встретить в детских поликлиниках и больницах, в детских садах, в домах ребенка.

·        Медсестры в кабинете физиотерапии. Проводят лечебные процедуры с использованием различных специальных аппаратов: электрофореза, ультразвука, приборов УВЧ и т.д.

·        Участковые медсестры. Помогают участковому врачу вести прием больных. Получают из лабораторий результаты анализов, снимки. Следят за тем, чтобы у врача всегда были наготове все необходимые стерильные инструменты для осмотра пациента. Приносят из регистратуры амбулаторные карточки.

·        Процедурная медсестра делает уколы (в том числе внутривенные), берёт кровь из вены, ставит капельницы. Всё это очень непростые процедуры - они требуют высокой квалификации и безупречного умения. Особенно если процедурная медсестра работает в больнице, где могут лежать и тяжёлые пациенты.

·        Палатная медсестра - раздает лекарства, ставит компрессы, банки, клизмы, делает уколы. Она также измеряет температуру, давление и докладывает лечащему врачу о самочувствии каждого больного. А если нужно, медсестра оказывает неотложную помощь (например, при обмороке или кровотечении). Здоровье каждого пациента зависит от работы палатной медсестры. Особенно если это тяжёлый больной. В хороших больницах палатные медсестры (с помощью младших медсестёр и сиделок) ухаживают за слабыми больными: кормят, умывают, меняют бельё, следят, чтобы не было пролежней.

У палатной медсестры нет права не небрежность или забывчивость. К сожалению, работа палатной медсестры предполагает ночные дежурства. Это плохо сказывается на здоровье.

·        Операционная медсестра помогает хирургу и отвечает за постоянную готовность операционной к работе. Это, пожалуй, самая ответственная сестринская должность. И самая любимая у тех, кто хотя бы немного успел поработать на операциях.

·        Сестра готовит для будущей операции все необходимые инструменты, перевязочные и шовные материалы, обеспечивает их стерильность, проверяет исправность аппаратуры. А во время операции ассистирует врачу, подаёт инструменты и материалы. От слаженности действий врача и медсестры зависит успех операции. Для этой работы нужны не только хорошие знания и навыки, но и скорость реакции и крепкая нервная система. А также крепкое здоровье: как и хирургу, медсестре приходится в протяжение всей операции стоять на ногах. Если после операции больному нужны перевязки, их также делает операционная медсестра.

·        Для стерилизации инструменты относят в стерилизационное отделение. Работающая там медсестра управляется со специальным оборудованием: паровыми, ультрафиолетовыми камерами, автоклавами и т.п.

·        Старшая медсестра руководит работой всех медсестер отделения больницы или поликлиники. Она составляет графики дежурств, следит за санитарным состоянием помещения, отвечает за хозяйственное и медицинское снабжение, за содержание и сохранность медицинского инструментария и аппаратов. Помимо собственно медицинских обязанностей медсёстрам приходится вести учётную документацию, старшая медсестра следит и за этим. Она же руководит и работой младшего медицинского персонала (санитаров, санитарок, сиделок и др.). Чтобы делать это качественно, старшая медсестра должна до мелочей знать специфику работы отделения.

·        Младшая медсестра ухаживает за больными: меняет бельё, кормит, помогает перемещать лежачих больных внутри больницы. Её обязанности схожи с обязанностями сиделки, а медицинское образование ограничивается краткосрочными курсами.





Есть также медсестры по массажу, диетические и т.д. Это далеко не полный перечень вариантов работы медсестры. В каждом - своя специфика. Объединяет их то, что, хотя медсестра и считается ассистентом врача, главная цель работы медсестры - помощь больным людям. Такая работа приносит моральное удовлетворение, особенно если это работа в больнице. Но это и очень тяжёлая работа, даже если ты её очень любишь[13]. Тут нет времени для перекуров и задумчивости посреди рабочего дня.
Самыми трудными считаются отделения, в которых проводятся операции и куда поступают экстренные больные. Это хирургия, травматология, отоларингология. К особенностям профессии медсестры относится то, что многие люди этой специальности не только делают уколы и измеряют давление, но и морально поддерживают больного в трудную минуту. Ведь даже самый сильный человек, болея, становится беззащитным и уязвимым. А доброе слово может творить чудеса.

Медсестра должна знать способы дезинфекции, правила выполнения прививок, инъекций. Она обязана разбираться в лекарственных препаратах и их назначениях и уметь выполнять различные медицинские процедуры. Для освоения профессии медсестры необходимы хорошие знания в области медицины и психологии, а также по таким предметам, как биология, ботаника, анатомия, химия. И это понятно, ведь медицинские сестры, обладая новейшими знаниями могут более качественно и эффективно выполнять свою работу, что не только отразится на благополучии пациентов, но и на удовлетворенности медицинских сестер своей работой.

1.2 История профессии и личные качества, необходимые для работы медсестрой

медицинский сестра профессиональный риск

Первые медицинские сёстры появились под эгидой церкви. И слово «сестра» обозначало родство не кровное, а духовное. Нравственно-этические аспекты играли основополагающую роль в деятельности сестры милосердия во все времена. Женщины, монахини или мирянки, посвящали всю свою жизнь этому высокому служению. Священное Писание повествует о том, что еще в начальный период христианства появились люди, движимые любовью и состраданием, добровольно посвятившие себя уходу за больными и ранеными, - братья и, что особенно знаменательно, сестры милосердия, имена которых встречаются в посланиях Апостолов. Среди учеников и последователей Иисуса Христа были группы женщин, называвшиеся Общиной святых жен, которые сопровождали Спасителя и служили от его имени.

В XI веке в Нидерландах, Германии и др. странах появились общины женщин и девиц для ухода за больными. В XIII веке графиня Елизавета Тюрингенская, позже причисленная к лику святых, построила на свои средства госпиталь, а также организовала приют для подкидышей и сирот, и сама же в нём работала. В её честь была основана католическая община елизаветинок. В мирное время сёстры-монахини ухаживали только за больными женщинами, а в военное - и за раненными воинами. Также они ухаживали за больными проказой. В 1617 г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестёр милосердия. Он впервые предложил это название - «сестра милосердия», «старшая сестра». Община состояла из вдов и девиц, которые не были монахинями и не давали каких-либо постоянных обетов. Во главе общины стояла Луиза де Мариллак, которая организовала специальную школу для обучения сестёр милосердия и сиделок. Подобные общины стали создаваться во Франции, Нидерландах, Польше и других странах.

В середине XIX в. практически одновременно в Англии и в России появились профессиональные сестры милосердия (то есть женщины, имеющие не только желание служить ближнему, но и обладавшие определенными медицинскими познаниями и навыками). В России профессия медицинской сестры появилась в1863 г. Тогда был издан приказ военного министра о введении по договоренности с Крестовоздвиженской общиной постоянного сестринского ухода за больными в военных госпиталях. Краеугольным камнем философии сестринского движения служит представление о равном праве на милосердие любого человека, независимо от его национальности, социального статуса, вероисповедания, возраста, характера болезни и т.д.

Основательница профессии сестры милосердия Ф. Найтингейл дала определение сестринскому делу как одному из древнейших искусств и одной из самых молодых наук, которая концентрируется на заботе о пациентах. Впервые в истории она высказала твердое убеждение в том, что «...по сути своей сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных знаний». Высшей оценкой профессионального служения медицинской сестры является медаль имени Флоренс Найтингейл, учрежденная Международным комитетом Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Этой награды были удостоены многие российские медицинские сестры.

Нравственно-этические основы профессиональной деятельности медицинской сестры изложены в ряде международных и российских документов. Так, действуют Этический кодекс Международного совета сестер и Национальные этические кодексы медицинских сестер в большинстве развитых стран. Российские медсестры также имеют свой профессиональный этический кодекс, который был принят в 1997 г. на IV Всероссийской конференции по сестринскому делу. Медицинская сестра, фельдшер, акушерка (далее медицинская сестра) должны уважать неотъемлемые права каждого человека на достижение наивысшего уровня физического и психического здоровья и на получение адекватной медицинской помощи. Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности, профессиональным стандартам, и нести моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом [15].

Личные качества, необходимые для работы медсестрой. Прежнее название этой профессии - «сестра милосердия». Милосердие и сочувствие чужой боли - одно из самых главных качеств медсестры. К этому обязательно прилагается внимательность, аккуратность и ответственность. Также важны хорошая координация движений (особенно это важно для операционных, процедурных, палатных медсестёр), хорошая память, стремление к профессиональному росту. Хорошее здоровье и выносливость. Аллергия на некоторые препараты может оказаться препятствием для работы. Например, операционная медсестра не может ассистировать на операции, если пары дезинфицирующих средств вызывают у неё кашель. Часто рабочий день медсестры ненормированный, а ночные дежурства и физические нагрузки могут негативно сказаться на эмоциональном и психическом состоянии медперсонала.

Основное условие деятельности медицинской сестры - профессиональная компетентность. Для работы медицинской сестрой необходимо стремление к повышению своих знаний, соблюдению и поддержанию профессиональных стандартов деятельности, определяемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Непрерывное совершенствование специальных знаний и умений, повышение своего культурного уровня - первейший профессиональный долг медицинской сестры. Она должна быть компетентной также в отношении моральных и юридических прав пациента.

Медицинская сестра должна уметь сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента даже после того, как пациент умрет. С уважением относиться к праву умирающего пациента на гуманное обращение и достойную смерть. Медицинская сестра должна относиться уважительно к умершему пациенту. При обработке тела следует учитывать религиозные и культурные традиции.

1.3 Тактика сестры в процессе медицинской деятельности

Общение с пациентом - важнейший элемент процесса лечения. Всё это требует большого такта, в особенности, когда речь идёт о выяснении душевного состояния, психических травм, играющих большую роль в развитии болезни. Следует отметить, что предпосылкой возникновения положительных психологических отношений и доверия между медработниками и больными является квалификация, опыт и искусство врача и медсестры. Узкая специализация несёт с собой определенную опасность суженного взгляда на больного. Медицинская психология может помочь выровнять эти отрицательные стороны специализации благодаря синтетическому пониманию личности больного и его организма [15].

Для проявления доверия к медработнику имеет значение первое впечатление, возникающее у пациента при встрече с ним. При этом значение для человека имеет актуальная мимика медицинского работника, его жестикуляции, тон голоса, выражения лица, вытекающие из предыдущей ситуации и не предназначенные для больного, употребление сленговых речевых оборотов, а также его внешний вид. Например, если больной человек видит врача или медсестру неопрятными, заспанными, то он может потерять веру в них, часто считая, что человек, не способный заботиться о себе, не может заботиться о других. Различные отклонения в поведении и во внешнем виде пациенты склонны прощать только тем медработникам, которых они уже знают и к которым испытывают доверие.

Медработник приобретает доверие больных в том случае, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен, но не надменен. В основном, в тех случаях, когда его манера поведения - настойчивая и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью. Особые требования к медработнику предъявляет необходимость быть терпеливыми владеть собой. Он должен всегда предусмотреть различные возможности развития заболевания и не считать неблагодарностью, неохотой лечиться или даже личным оскорблением его со стороны больного, если состояние пациента не улучшается. Бывают ситуации, когда уместно проявить чувство юмора, однако, без тени насмешки, иронии и цинизма. Такой принцип, как «смеяться вместе с больным, но никогда - над больным», известен многим. Однако некоторые больные не переносят юмора даже с добрым намерением и понимают его как неуважение и унижение их достоинства.

Имеются факты, когда люди с неуравновешенными, неуверенными и рассеянными манерами постепенно гармонизировали своё поведение по отношению к другим. Это достигалось как путем собственных усилий так и при помощи других людей [4]. Однако, это требует определённых психологических усилий, работы над собой, определённого критического отношения к себе, которая для медработника есть и должна быть сама собой разумеющейся.

Следует отметить, что личные недостатки медработника могут привести пациента к мысли, что врач или медсестра с такими качествами не будут добросовестными и надежными и при исполнении своих непосредственных служебных обязанностей.

Таким образом, профессиональная деятельность медицинской сестры является связующей в процессе работы медицинских работников. Медицинская сестра является базисом в решении задач служб лечения, долечивания, патронажа, реабилитации. Большое значение в такой работе имеет умение налаживать контактов, что и накладывает определенные требования к личностным качествам сестры. С момента возникновения и до настоящего времени основными качествами медицинских сестер должны являться милосердие и сочувствие чужой боли, большого такт в общении, как с пациентами, так и с коллегами.

ГЛАВА II. аспекты работы СЕСТРЫ СРЕДИ медицинского персонала

.1 Профессиональные факторы риска для медицинских работников в лечебно-профилактических учреждениях

Одной из важнейших задач успешной работы медицинских работников является определение, выявление и устранение различных факторов риска для медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) [1]. Можно выделить четыре группы профессиональных факторов, которые неблагоприятно действуют на состояние здоровья персонала:.   Физические факторы риска:

·        физическое взаимодействие с пациентом;

·        воздействие высоких и низких температур;

·        действие различных видов излучений;

·        нарушения правил эксплуатации электрооборудования.

Физическое взаимодействие с пациентом. В данном случае подразумеваются все мероприятия, связанные с транспортировкой и перемещением пациентов. Они являются основной причиной травм, болей в спине, развития остеохондроза прежде всего у медицинских сестер <#"704008.files/image001.gif">

Рис.1 Характеристика обследуемых по возрасту.

Но при сравнении возрастных показателей, было установлено преобладание в поликлинике более молодых специалистов по сравнению со стационаром (рис.1). Так, медсестер до 25 лет в поликлинике было 9 человек (34,6%), медсестер в возрасте 25-40 лет 10 (38,4%), медсестер в возрасте 41-55 лет 5 (19,2%) и старше 55 лет 2 (7,7%). В стационаре медсестер до 25 лет было 3 человека (10,0%), медсестер в возрасте 25-40 лет 11 (36,7%), медсестер в возрасте 41-55 лет 12 (40,0%) и старше 55 лет 4 (13,3%).

Соответственно стаж работы тоже отличался (рис.2). Проработавши менее 5 лет в поликлинике было , в стационаре

Рис.2 Характеристика обследуемых по стажу работы.

Так, медсестер со стажем работы до 5 лет в поликлинике было 4 человека (15,4%), медсестер со стажем работы 5-10 лет 6 (23,1%), медсестер со стажем работы 10-20 лет 41-55 лет 12 (46,2%) и со стажем работы более 20 лет 3 (11,4%). В стационаре медсестер со стажем работы до 5 лет было 3 человека (10,0%), медсестер со стажем работы 5-10 лет 8 (26,7%), медсестер со стажем работы 10-20 лет 13 (43,3%) со стажем работы более 20 лет 6 (20,0%).

В обследовании оценивали локус контроля у медицинских работников по методике Дж. Роттера [2]. Локус контроля - понятие, отражающее склонность человека приписывать причины событий внешним или внутренним факторам. Распределение медсестер по уровню локуса контроля представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты изучения локуса контроля у медицинских сестер по методике Дж. Роттера

Уровень интернальности

Поликлиника

Стационар


абс

%

абс

%

низкий

16

61,5

20

66,7

высокий

10

38,5

10

33,3


Из таблицы 2 видно, что у большинства медицинских работников низкий уровень как общей интернальности, так и интернальности в профессиональной деятельности: он выражен у 61,5% медсестер в поликлинике и 66,7% медсестер в стационаре. Это говорит о проявлении у них экстернальности. Для них свойственно внешне направленное защитное поведение. Любая ситуация экстерналу желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация своих способностей и возможностей. Они убеждены, что их неудача является результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы. Однако особой признательности за сочувствие от них ожидать не приходится.

Высокий уровень имеют 38,5% медицинских сестер поликлиник и 33,7% медсестер стационара, что говорит о проявлении интернальности. Они имеют более широкие временные перспективы, охватывающие значительное множество событий, фактов, как будущего, так и прошлого. При этом их поведение направлено на последовательное достижение успеха путём развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки все возрастающих по своей сложности задач. Потребность в достижении, таким образом, имеет тенденцию к повышению, связанную с увеличением значений личностной и реактивной тревожности, что является предпосылкой для возможной большей фрустрированности и меньшей стрессоустойчивости в случаях серьезных неудач. Однако в целом, в реальном, внешне наблюдаемом поведении интерналы производят впечатление достаточно уверенных в себе людей, тем более что в жизни они чаще занимают более высокое общественное положение, чем экстерналы. Эти люди считают, что всё чего они добились в жизни, является результатом их труда и заслуг.

Мы также изучили феномен эмоционального выгорания у медицинских сестер[3]. Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания - личностный, ролевой и организационный.

Личностный фактор. Проведенные исследования показали, что такие переменные, как возраст, семейное положение, стаж данной работы, никак не влияют на эмоциональное выгорание. Но у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин, у них отсутствует связь мотивации и развития синдрома при наличии связи со значимостью работы как мотивом деятельности, удовлетворенностью профессиональным ростом. В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.

Организационный фактор. Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Другой фактор развития эмоционального выгорания - дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе «руководитель -- подчиненный», так и между коллегами.

Каждый компонент «выгорания» диагностируется по 4-м признакам, образующим соответствующие шкалы:

Компоненты «выгорания»

Признаки (шкалы)

«Напряжение»

- Переживание психотравмирующих обстоятельств - Неудовлетворенность собой - «загнанность в клетку» - тревога и депрессия

«Резистенция»

- неадекватное избирательное эмоциональное реагирование - эмоционально-нравственная дезориентация - расширение сферы экономии эмоций - редукция профессиональных обязанностей

«Истощение»

- эмоциональный дефицит - эмоциональная отстраненность - личностная отстраненность (деперсонализация) - психосоматические и психовегетативные нарушения


По этой методике нами было опрошено 56 медицинских сестер амбулаторного и стационарного звена соматической службы.

В ходе проведенного исследования феномена эмоционального выгорания у медсестер поликлиники и стационара соматической службы были получены следующие результаты. На рис.3 приведены данные по степени сформированности фазы напряжения у медсестер поликлиники и стационара.

Рис.3 Степень сформированности фазы напряжения у медсестер поликлиники и стационара.

Анализ симптомов фазы напряжения показал, что симптом эмоционального выгорания "переживание психотравмирующих обстоятельств" сформирован у 93,3% медсестер стационара и 26,9 % медсестер поликлиники (табл. 3).

Таблица 3

Результаты исследования эмоционального выгорания у медсестер в фазе напряжения

Фаза/симптомы

Поликлиника

Стационар

р


абс

%

абс

%


I.«Напряжение» : Фаза не сформировалась Фаза в стадии формирования Сформировавшаяся фаза

 19 7 0

 73,1±8,69 26,9±8,69 0

 0 7 23

 0 23,3±7,72 76,7±7,72


Переживание психотравмирующих обстоятельств: не сложившийся симптом складывающийся симптом сложившийся симптом

 19 0 7

 73,1±8,69 0 26,9±8,69

 0 2 28

 0 6,7±4,56 93,3±4,56


Неудовлетворенность собой: *не сложившийся симптом складывающийся симптом сложившийся симптом

 19 5 2

 73,1±8,69 19,2±7,72 7,8±5,26

 5 17 8

 16,7±6,81 56,7±9,05 26,6±8,08


«Загнанность в клетку»: *не сложившийся симптом складывающийся симптом сложившийся симптом

 18 8 0

 69,2±9,05 30,8±9,05 0

 2 7 21

 6,7±4,56 23,3±7,72 70,0±8,37


Тревога и депрессия: не сложившийся симптом складывающийся симптом сложившийся симптом

 26 0 0

 100 0 0

 0 12 18

 0 40,0±8,94 60,0±8,94


Примечание: *p<0.05- разница статистически достоверна между показателем поликлиники и стациоанара

В фазе напряжения данный симптом проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы, раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений "выгорания". У 6,7% медсестер стационара данный симптом находится в фазе формирования и 73,1 % медицинских сестер оликлиники этот симптом не сформирован.

Синдром "неудовлетворенность собой" сформированы у 26,6% медсестер стационара и у 7,8% медсестер поликлиники. Эти медицинские работники испытывают недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует механизм "эмоционального переноса" - энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько на себя. Впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В этой схеме особое значение имеют известные внутренние факторы, способствующие появлению эмоционального выгорания: интенсивная интериоризация обязанностей, роли, обстоятельства деятельности, повышенная совестливость и чувство ответственности. На начальных этапах "выгорания" они нагнетают напряжение, а на последующих провоцируют психологическую защиту. У большинства медицинских сестер поликлиники (73,1%) и у части медсестер стационара данные симптомы не сформированы (16,7%), в фазе формирования данный симптом у 7,1% сестер поликлиники и 56,7 : сестер стационара.

Симптом "загнанности в клетку" сформирован у 70,0% медицинских сестер стационара и у 23,3% в стадии формирования. Показательно то, что данный симптом не сформирован у 69,2% медицинских сестер поликлиники и у 30,8% в стадии формирования. Данный симптом выступает логическим продолжением развивающегося стресса. То есть психотравмирующие обстоятельства влияют на медработников, и притом, что и устранить их невозможно, они переживают чувство безысходности. Это состояние интеллектуально-эмоционального тупика, которое наиболее присуще работающим в стационаре в круглосуточном режиме работы.

Такой симптом эмоционального выгорания, как "тревога и депрессия" сформирован у 60% медсестер стационара, у всех медицинских сестер поликлиники (100% медсестер), данный симптом не сформирован. Этот синдром обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуационной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности.

На рис.4 приведены данные по степени сформированности фазы резистенции у медсестер поликлиники и стационара.

Рис.4 Степень сформированности фазы резистенции у медсестер поликлиники и стационара.

Фаза резистенции, сформирована у большинства медработников, рассмотрим сформированность отдельных ее симптомов. Результаты диагностики симптомов фазы резистенции представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты исследования эмоционального выгорания у медсестер в фазе резистенции

Фаза/симптомы

Поликлиника

Стационар


абс

%

абс

%

I.«Резистенция» : Фаза не сформировалась *Фаза в стадии формирования Сформировавшаяся фаза

 5 21 0

 19,2±7,72 80,8±7,72 0

 0 12 18

 0 40,0±8,94 60,0±8,94

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: не сложившийся симптом складывающийся симптом сложившийся симптом

  2 12 12

  7,8±5,26 46,1±9,78 46,1±9,78

  0 8 22

  0 26,6±8,08 73,4±8,08

Эмоционально-нравственная дезориентация: не сложившийся симптом складывающийся симптом сложившийся симптом

 14 6 6

 53,8±9,78 23,1±8,27 23,1±8,27

 15 4 11

 50,0±9,13 13,4±6,26 36,6±8,80

Расширение сферы экономии эмоций: не сложившийся симптом складывающийся симптом сложившийся симптом

 20 10 0

 73,1±8,69 26,9±8,69 0

 15,0 11 4

 50,0±9,13 36,6±8,80 13,4±6,26

Редукция профессиональных обязанностей: не сложившийся симптом складывающийся симптом *сложившийся симптом

 13 9 4

 50,0±9,81 34,6±9,33 15,4±7,08

 0 4 26

 0 13,4±6,26 86,6±6,26

Примечание: *p<0.05- разница статистически достоверна между показателем поликлиники и стациоанара

Симптом "неадекватного эмоционального реагирования" является наиболее выраженным в данной фазе, он сформирован у 46,1% сестер поликлиники и 73% медсестер стационара, у 46,1% сестер поликлиники и 27% медсестер он находится в стадии формирования. Выраженность данного синдрома - несомненный "признак выгорания", он показывает, что медицинские работники перестают улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономическое проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, демонстрируя последнее.

Симптом "эмоционально-нравственной дезориентации" выражен у 23,1% сестер поликлиники и 36,7% медсестер стационара, в то время как у большинства медицинских работников он не сформирован. Данный симптом как бы углубляет неадекватную реакцию в отношениях с пациентами и коллегами. Следовательно, часть медсестер поликлиники испытывают потребность в самооправдании. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, они защищают свою стратегию. При этом звучат суждения: "это не тот случай, чтобы переживать", "такие люди не заслуживают доброго отношения", "таким нельзя сочувствовать", "почему я должен за всех волноваться", для медсестер стационара это более характерно.

Симптом "расширения сферы экономии эмоций" не сформирован ни у одной из сестер поликлиники и у 26,9% он в стадии формирования, в то время как среди медсестер стационара данный симптом сформирован у 13,3% и у 36,7% он в стадии формирования. Сформированность данного симптома, свидетельствует о том, что медработники устают на работе от контактов, разговоров, ответов на вопросы, и им уже не хочется общаться даже с близкими. И часто именно домашние становятся первой "жертвой" эмоционального выгорания. На службе специалисты еще общаются соответственно нормативам и обязанностям, а дома замыкаются.

Симптом "редукции профессиональных обязанностей" сформирован у 15,4% сестер поликлиники и 86,7% медсестер стационара, в данной выборке у 34,6% сестер поликлиники и 13,3% медсестер стационара данный симптом находится в стадии формирования. Редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, - пациентов обделяют вниманием.

На рис.5 приведены данные по степени сформированности фазы истощения у медсестер поликлиники и стационара.

Рис.5 Степень сформированности фазы истощения у медсестер поликлиники и стационара.

У большинства медицинских сестер поликлиники фаза "истощения" не сформирована, а у медсесестер стационара сформирована. Данная фаза характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме “выгорания” становится неотъемлемым атрибутом личности. Из таблицы 5 мы видим, что симптом "эмоционального дефицита" сформирован у 23,1% сестер поликлиники и 80% медсестер стационара, у большинства медсестер поликлиники (50%) данный симптом не сформирован и у части сестер стационара (20,0%) в стадии формирования.

Таблица 5

Результаты исследования эмоционального выгорания у медсестер в фазе истощения

Фаза/симптомы

Поликлиника

Стационар


абс

%

абс

%

I.«Истощение» : Фаза не сформировалась Фаза в стадии формирования Сформировавшаяся фаза

 17 9 0

 65,4±9,33 34,6±9,33 0

 0 14 16

 0 46,8±9,11 53,2±9,11

Эмоциональный дефицит: не сложившийся симптом складывающийся симптом *сложившийся симптом

 13 7 6

 50,0±9,81 26,9±8,69 23,1±8,27

 6 0 24

 20,0±7,30 0 80,0±7,30

Эмоциональная отстраненность: не сложившийся симптом складывающийся симптом сложившийся симптом

 23 3 0

 88,5±6,25 11,5±6,25 0

 0 6 24

 0 20,0±7,30 80,0±7,30

Личностная отстраненность (деперсонализация): *не сложившийся симптом складывающийся симптом сложившийся симптом

 17 9 0

 65,4±9,33 34,6±9,33 0

 4 13 13

 13,4±6,26 43,3±9,05 43,3±9,05

Психосоматические и психовегетативные нарушения: *не сложившийся симптом складывающийся симптом сложившийся симптом

 26 0 0

 100 0 0

 8 8 14

 26,6±8,08 26,6±8,08 46,8±9,11

Примечание: *p<0.05- разница статистически достоверна между показателем поликлиники и стациоанара

Симптом "эмоциональной отстраненности" сформирован у 80% сестер стационара, у 11,5% медсестер поликлиники и у 20% сестер стационара он в стадии формирования, у 88% медсестер поликлиники симптом не сформирован. В случае сформированности данного симптома сестеры полностью исключают эмоции из сферы профессиональной деятельности. Их почти ничего не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности, а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита. Человек постепенно учится работать как робот, как бездушный автомат. В других сферах он живет полнокровными эмоциями.

Симптом "личностной отстраненности, или деперсонализации" сформирован у 43,3 % медсестер стационара, у большинства медсестер поликлиники (65,4%) он также как и предыдущий симптом не сформирован. Данный симптом проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций - с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.

Симптом "психосоматических и психовегетативных нарушений" сформирован у 46,7% медсестер стационара. У всех (100%) медицинских работников поликлиники он так же не сформирован.Данный симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний.

Таким образом, в результате исследования выявлен среднегрупповой общий итоговый балл эмоционального выгорания у работников поликлиники 114,3 балла , а у работников стационара 196,7 баллов. Работники амулаторно-поликлинической службе со сменным графиком работы в дневное время имеют средний уровень эмоционального выгорания, а медицинские сестры, работающие в стационарных отделениях с круглосуточным режимом работы имеют высокий уровень эмоционального выгорания. При этом у медицинских сестер поликлиники по степени сформированности имеются лишь симптомы фазы напряжения (26,9%) , в то же время у медсестер стационара преобладают сформированные симптомы как фазы напряжения (76,77), так и фаз резистенции (60,0%) и истощения (53,3%). Это говорит о более сложных условиях работы медицинских сестер с круглосуточным режимом работы[6]. В целом до трети медицинских сестер поликлиники и стационара имеют высокий уровень интернальности (соответственно 38,5% и 33,7% ), что говорит о проявлении у них убеждения в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от их компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности.

Заключение

Здоровье населения является самым ценным достижением общества, поэтому сохранение и укрепление его - важная задача, в выполнении которой должны принимать участие все без исключения. Не последняя роль в выполнении этой задачи отведена нашему многочисленному, трудолюбивому и основному звену здравоохранения - медицинским сестрам. Хотя долгие годы снижалась престижность работы медицинской сестры, ее социальный статус, в настоящее время в России проводится активная целенаправленная работа по возрождению сестринской профессии, ее значимости.

Причины отставания сестринского дела в России по сравнению с развитыми странами многообразны: традиционно сложившееся в нашей стране представление о медицинской сестре, как помощнице врача, выполняющей только вспомогательные медицинские функции; пренебрежение зарубежным опытом, недооценка научных принципов и подходов к управлению и организации работы сестринских кадров, их профессиональной подготовке. Однако изменения условий функционирования государственных структур, острота экономической ситуации в стране, происходящий переход к рыночным отношениям выдвигают новые подходы организации и методического обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов отрасли, их практическое использование.

Именно медицинские сестры, оказываются рядом с больным в первые минуты ухудшения его состояния в условиях стационара, на дому при активных вызовах, оказывают первую доврачебную помощь, психологическую поддержку больных и их родственников. Нет «средних» медицинских работников, есть медицинские сестры со средним медицинским образованием. Конечно же изменения в экономической и политической деятельности нашего государства существенно отразились на здравоохранении. Появляются новые формы взаимодействия между населением и его обслуживающим медицинским персоналом. Жесткие финансовые рамки обеспечения работников бюджетной сферы породили рыночные отношения и в медицине. Появилось платное обслуживание. Оказанная медицинская помощь выступает как товар, а спросом пользуется только товар высокого качества. Необходимость в высоком профессионализме медицинских работников, особенно медицинских сестер, повлекла за собой изменение первичной подготовки. В настоящее время сложилась многоуровневая система: базовая (медицинские училища), повышенная (колледжи) и высший уровень (факультеты высшего сестринского образования медицинских вузов).

В настоящее время специальность медицинской сестры „сестринское дело» приобретает все больший вес. Она существенно меняет роль медицинской сестры в системе здравоохранения и во взаимоотношениях с пациентами. В этой специальности главной формой деятельности является сестринский процесс. Понятие сестринского процесса значительно расширяет возможности участия медицинской сестры в оказании помощи и последующем лечении больного. Она выступает не простым исполнителем воли врача, как было раньше, а собирает анамнез, ставит предварительный диагноз и в дальнейшем постоянно следит за поведением больного, сообщает врачу обо всех изменениях, участвует в обходе больных врачом.

И хотя в большинстве учреждений здравоохранения сложившиеся традиционные подходы к роли медицинской сестры в лечебно-диагностическом процессе пока отводят ей роль исполнителя предписаний врача, мне хотелось бы верить в то, что в процессе реформирования системы здравоохранения утвердится роль медицинской сестры в сторону увеличения ее профессиональной компетентности, будет повышаться профессиональный и социальный статус, а также престиж профессии, что будет способствовать закреплению специалистов в сестринском деле и в итоге - улучшению оказания медицинской помощи.

В современном обществе меняется отношение людей к работе. Люди теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места. Обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Параллельно идут процессы узкой специализации в профессии и, одновременно, глобализации со смежными отраслями. Быстро меняются запросы рынка труда. Падает рейтинг ряда социально значимых профессий - медицинских работников, учителей, учёных. Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, которое связанно со стрессом на рабочем месте[8]. Выявляются тревога, депрессия, психосоматические расстройства, зависимости от психоактивных веществ (включая алкоголь, наркотики и др.). Всё это является симптомами синдрома эмоционального выгорания.

В нашем исследовании мы проанализировали возрастной состав медицинских сестер поликлиники и стационара и пришли к выводу, что средний возраст медсестер составляет соответственно в среднем 38,3±4,12 и 41,2±2,69 года. Стаж работы медицинских работников в среднем составляет соответственно 16,2±6,21 и 19,3±5,33. Это говорит о хорошей кадровой обеспеченности медицинскими сестрами на сегодняшний день. Но в будущем количество медицинских сестер может сократиться, так как молодых кадров (со стажем работы до 10 лет в общей структуре обследуемых) не более трети.

В поликлинике таких было 10 человек (38,4%), в стационаре медсестер со стажем работы до 10 лет было 11 человек (36,7%)(рис 6.).

Рис.6. Характеристика медсестер по стажу работы в поликлинике и стационаре.

Нами было установлено, что лишь треть медицинских сестер поликлиники и стационара имеют высокий уровень интернальности (соответственно 38,5% и 33,7% ), что говорит о проявлении у них убеждения в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от их компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности[5]. В соответствии с их взглядами стремление к достижению имеет на положительном полюсе свойства настойчивости, планомерности, старательности, ответственности, аккуратности и упорядоченности. Среди медсестер преобладают экстерналы. Экстернал убежден, что его неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой признательности за сочувствие от экстерналов не приходится ожидать.

Далее мы провели оценку эмоционального выгорания у медицинских сестер. В результате исследования у работников амулаторно-поликлинической службы со сменным графиком работы в дневное время выявлен средний уровень эмоционального выгорания, а у медицинских сестер, работающие в стационарных отделениях с круглосуточным режимом работы -высокий уровень эмоционального выгорания . При этом у медицинских сестер поликлиники по степени сформированности имеются лишь симптомы фазы напряжения (26,9%) , в то же время у медсестер стационара преобладают сформированные симптомы как фазы напряжения (76,77), так и фаз резистенции (60,0%) и истощения (53,3%). Это говорит о более сложных условиях работы медицинских сестер с круглосуточным режимом работы.

Для профилактики эмоционального выгорания существует множество методик. Учитывая то, что «синдром эмоционального выгорания» является следствием психо-эмоционального стресса, необходимо уметь ему противостоять, либо не допускать возникновения стрессовых ситуаций. Обратимся к активным способам повышения общей устойчивости человеческого организма. Их можно попытаться разделить на три группы:

Первая группа - включает способы, использующие физические факторы воздействия - это физическая культура, закаливание организма, бег трусцой и т.д.

Вторая группа - аутогенная тренировка, психотерапия, гипноз.

Третья группа - способов повышения общей устойчивости организма связана с биологически активными веществами.

Оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса - полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться. Если сделать это невозможно, следует логически переоценить значимость конфликта, например, поискать оправдания для своего обидчика. Можно выделить различные способы снижения значимости конфликта.

·        Первый из них можно охарактеризовать словом “зато”. Суть его - суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи.

·        Второй прием успокоения - доказать себе, что «могло быть и хуже». Сравнение собственных невзгод с чужим еще большим горем («а другому гораздо хуже») позволяет стойко и спокойно отреагировать на неудачу. Интересный способ успокоения по типу “зелен виноград”: подобно лисице из басни сказать себе, что «то, к чему только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо».

Один из лучших способов успокоения - это общение с близким человеком, когда можно, во-первых, как говорят, «излить душу», т.е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта или хотя бы к снижению его значимости.
Для того чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку.

Важный способ снятия психического напряжения - это активизация чувства юмора. Суть чувства юмора не в том, чтобы видеть и чувствовать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным, т.е. суметь отнестись к чему-то волнующему как к малозначащему и недостойному серьезного внимания. По своей функциональной значимости смех так могущественен, что его называют даже «стационарным бегом трусцой».

Таким образом, современный уровень развития медицины предусматривает как одновременное, так и последовательное участие в лечебно-профилактической работе медиков многих специальностей и профессиональных уровней. Сам медицинский труд приобрел коллективный характер. Достаточно сказать, что в системе советского здравоохранения в настоящее время существует около 170 врачебных специальностей и более 100 специальностей средних медицинских работников. История отечественной медицины со всей убедительностью показывает, как по мере развития и совершенствования методов диагностики и лечения заболеваний повышается роль труда средних медицинских работников, и в частности медицинских сестер. Медицинская сестра наших дней является знающим, тщательно и разносторонне подготовленным специалистом средней медицинской квалификации. Медицинские сестры стали активными участниками лечебно-диагностического процесса, выступая в роли первых помощников врача. Они разделяют с врачами всю тяжесть труда у постели больного, непосредственно обеспечивая лечение, уход и постоянное наблюдение за больными, находясь подчас круглосуточно рядом с пациентами. Имея столь напряженный график работы сами медицинские сестры на сегодняшний день имеют высокую вероятность формирования «синдрома эмоционального выгорания», выливающегося в конечном итоге в различные психо-соматические заболевания. Для предупреждения последних необходимо соблюдение профилактических мер и постоянный личностный рост медицинской сестры.

ВЫВОДЫ

·        В современном мире медицинские сестры работают в тесной взаимосвязи с другими медицинскими работниками, потребность в квалифицированных кадрах среднего звена (прежде всего медсестринских) продолжает расти, вследствие того, что растет профилактическая и реабилитационная направленность медицинской деятельности, однако обеспеченность молодыми кадрами остается невысокой;

·        Основными личностными качествами, необходимыми для работы сестер являются милосердие и сочувствие чужой боли, большой такт в общении, как с пациентами, так и с коллегами;

·        Основными профессиональными рисками медицинских работников являются физические (излучения, температурный фактор), химические (средства дезинфекции и др.), биологические (контакт с биологическими жидкостями с высоким риском инфицирования) и психологические (длительный психо-эмоциональный стресс в процессе работы) факторы.

·        В результате исследования у медсестер амулаторно-поликлинической службы со сменным графиком работы в дневное время выявлен средний уровень эмоционального выгорания, а у медицинских сестер, работающих в стационарных отделениях с круглосуточным режимом работы - высокий уровень эмоционального выгорания. При анализе симптомов эмоционального выгорания у медицинских сестер поликлиники по степени сформированности имеются лишь симптомы фазы напряжения (26,9%) , в то же время у медсестер стационара преобладают сформированные симптомы как фазы напряжения (76,77), так и фаз резистенции (60,0%) и истощения (53,3%). Это говорит о более сложных условиях работы медицинских сестер с круглосуточным режимом работы.

·        Возможными путями профилактики«эмоционального выгорания» являются непрерывный личностный рост (совершенствование в профессии,увлечения и хобби), аутотренинг, повышение сопротивляемости организма с использованием физических факторов и природных адаптогенов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для профилактики эмоционального выгорания необходимо:

.        использовать физические факторы воздействия - это физическая культура, закаливание организма, бег трусцой и т.д.

.        использовать аутогенную тренировку, психотерапию, гипноз.

.        повышать общую устойчивость организма при помощи биологически активных веществ (природные адаптогены и антидепрессанты).

ЛИТЕРАТУРА

1.   Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика/М.М. Авхименко // Медицинская помощь. - М.: Медицина, 2003. № 2. С.25-29.

2.   Бодалев A.A., Дергач A.A., Лаптев Л.Г. Основы социально-психологических исследований М.: Гардарики. 2007. 336с.

3.   Бойко В.В. Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональном общении/В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. 105 с.

4.   Верескун Е. Ю. Влияние аддиктивного поведения на процесс адаптации к профессиональной роли медицинского работника//Автореф. дис. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2007. С. 24

5.       Вилюнас В.К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2007. С. 496.

6.       Воропаева Л.А., Голенков А.В., Аверин А.В. Влияние сменной работы на гигиену сна медицинских сестер. Здравоохранение Чувашии <http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1111569>. 2012. № 4 (32) <http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1111569&selid=18883215>. С. 21-24.

.        Гартфельдер Д.В., Голенков А.В. Методы статистического анализа в психологии и медицине: Учеб.-метод.пособие. Чебоксары. 2007. 154с.

8.   Кощеева H.A. Диагностические профили медицинских сестер, подвергающихся воздействию профессионального стресса // Актуальные проблемы медицины и биологии: материалы науч.-практич. конф. СПбГМА. Санкт-Петербург : «Береста». 2010. С.158-159.

.     Математическая статистика для психологов: Учебник/ О.Ю. Ермолаев. - М.: Московский психолого - социальный институт: Флинта, 2004. - 336 с.

10. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001. Т. 22, №1. С.90-101.

11. Общественное здоровье и здравоохранение:учебник/ В.А.Медик, В. К.Юрьев.2012. 288 с.

.     Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. М.: Наука, 2002. Т. 23. № 3. С. 85-95.

13. Сафина О.Г. Состояние здоровья медицинской сестры: уровень социальной фрустрированности//Тезисы докладов XII Всероссийской научно-практической конференции «Молодые ученые в медицине». Казань: Отечество, 2007. С. 124-125.

14.     Соловьева С.Л., Кощеева H.A.Определение психологических типов медицинских сестёр, подвергающихся воздействию профессионального стресса// Ученые записки СПбГМА им. И.П. Павлова, 2009. Т.16. №4. С. 105-107.

15. Общая и медицинская психология: задания для самостоятельной работы [для 2 курса медицинского факультета] / - Чебоксары: ЧувГУ, 2010. - 56с.

Приложение 1

АНКЕТА

1.ФИО:


2. Возраст:


3.Стаж работы: в медицине стаж работы в данном отделении


4. Удовлетворены ли Вы своим нынешним местом работы?


5. Планируете ли Вы сменить это место работы?


6. Как Вы оцениваете своё материальное положение?


9. Ваше семейное положение? замужем разведенные не замужем


10. Имеете ли вы детей? Сколько? Возраст детей.


11. Удовлетворены ли Вы отношениями с детьми?


12. Удовлетворены ли Вы отношениями с партнёром?


Как вы оцениваете свои бытовые условия?




Приложение 2

Методика определения локуса контроля (Дж.Роттер)

Инструкция к тесту

Вам будет представлен ряд утверждений. Ваша задача - согласиться с ними или отвергнуть. Если вы согласны, т.е. "да", - ставите цифру "2", если не согласны, т.е. "нет", - ставите цифру "0". Если для вас невозможно выбрать ни "да", ни "нет", - ставьте цифру "1". Избегайте ответов "не уверен". Работайте последовательно.

 

ТЕСТ

Вариант "а"

Вариант "б"

1

Дети попадают в беду потому, что родители слишком часто их наказывают.

В наше время неприятности происходят с детьми чаще всего потому, что родители слишком мягко относятся к ним.

2

Многие неудачи происходят от невезения.

Неудачи людей являются результатом их собственных ошибок.

3

Одна из главных причин, почему совершаются аморальные поступки, состоит в том, что окружающие мирятся с ними.

Аморальные поступки будут происходить всегда, независимо от того, насколько усердно окружающие пытаются их предотвратить.

4

В конце концов к людям приходит заслуженное признание.

К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными.

5

Мнение, что преподаватели несправедливы к учащимся, неверно.

Многие учащиеся не понимают, что их отметки могут зависеть от случайных обстоятельств.

6

Успех руководителя во многом зависит от удачного стечения обстоятельств.

Способные люди, которые не стали руководителями, сами не использовали свои возможности.

7

Как бы вы ни старались, некоторые люди все равно не будут симпатизировать вам.

Тот, кто не сумел завоевать симпатии окружающих, просто не умеет ладить с другими.

8

Наследственность играет главную роль в формировании характера и поведения человека.

Только жизненный опыт определяет характер и поведение.

9

Я часто замечал справедливость поговорки: «Чему быть - того не миновать».

По-моему, лучше принять решение и действовать, чем надеяться на судьбу.

10

Для хорошего специалиста даже проверка с пристрастием не представляет затруднений.

Даже хорошо подготовленный специалист обычно не выдерживает проверки с пристрастием.

11

Успех является результатом усердной работы и мало зависит от везения.

12

Каждый гражданин может оказывать влияние на важные ; государственные решения.

Обществом управляют люди, которые выдвинуты на общественные посты, а рядовой человек мало что может сделать.

13

Когда я строю планы, то я вообще убежден, что смогу осуществить их.

Не всегда благоразумно планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

14

Есть люди, о которых можно смело сказать, что они нехорошие.

В каждом человеке есть что-то хорошее.

15

Осуществление моих желаний не связано с везением.

Когда не знают как быть, подбрасывают монету. По-моему, в жизни можно часто прибегать к этому.

16

Руководителем нередко становятся благодаря счастливому стечению обстоятельств.

Чтобы стать руководителем, нужно уметь управлять людьми. Везение здесь ни при чем.

17

Большинство из нас не могут влиять сколько-нибудь серьезно на мировые события.

Принимая активное участие в общественной жизни, люди могут управлять событиями в мире.

18

Большинство людей не понимают, насколько их жизнь зависит от случайных обстоятельств.

На самом деле такая вещь, как везение, не существует.

19

Всегда нужно уметь признавать свои ошибки.

Как правило, лучше не подчеркивать своих ошибок.

20

Трудно узнать, действительно ли вы нравитесь человеку или нет.

Число ваших друзей зависит от того, насколько вы располагаете к себе других.

21

В конце концов неприятности, которые случаются с нами, уравновешиваются приятными событиями.

Большинство неудач являются результатом отсутствия способностей, незнания, лени или всех трех причин вместе взятых.

22

Если приложить достаточно усилий, то формализм и бездушие можно искоренить.

Есть вещи, с которыми трудно бороться, поэтому формализм и бездушие не искоренить.

23

Иногда трудно понять, на чем основываются руководители, когда они выдвигают человека на поощрение.

Поощрения зависят от того, насколько усердно человек трудится.

24

Хороший руководитель ожидает от подчиненных, чтобы они сами решали, что они должны делать.

Хороший руководитель ясно дает понять, в чем состоит работа каждого подчиненного.

25

Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

Не верю, что случай или судьба могут играть важную роль в моей жизни.

26

Люди одиноки из-за того, что не проявляют дружелюбия к окружающим.

Бесполезно слишком стараться расположить к себе людей: если ты им нравишься, то нравишься.

27

Характер человека зависит главным образом от его силы воли,

Характер человека формируется в основном в коллективе.

28

То, что со мной случается - это дело моих собственных рук.

Иногда я чувствую, что моя жизнь развивается в направлении, не зависящем от моей силы воли.

29

Я часто не могу понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.


Бланк ответов

1

а б

9

а б

17

а б

25

а б

2

а б

10

а б

18

а б

26

а б

3

а б

11

а б

19

а б

27

а б

4

а б

12

а б

20

а б

28

а б

5

а б

13

а б

21

а б

29

а б

6

а б

14

а б

22

а б

30

а б

7

а б

15

а б

23

а б

31

а б

8

а б

16

а б

24

а б

32

а б


ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Ключ к тесту

• Экстернальность: 2а, 3б, 4б, 5б, 6а, 7а, 9а, 10б, 11б, 12б, 13б, 15б, 16а, 17а, 18а, 20а, 21а, 22б,23а,25а,26б, 28б, 29а.

• Интернальность: 2б, 3а, 4а, 5а, 6б, 7б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13а, 15а, 16б, 17б, 18б, 20б, 21б, 22а, 23б, 25б, 26а, 28а, 29б.

• Нейтральная шкала: 1а, 1б, 8а, 8б, 14а, 14б, 19а, 19б, 24а, 24б, 27а, 27б.

Последовательность обработки:

. По каждой шкале подсчитывается количество баллов.

. По каждой из шкал возможно получение локус-контроля от 0 до 46.

. По каждой из шкал подсчитывается % выраженности той или иной ориентации по формулам:

Э (экстернальность) = х/46*100

И (интернальность) = х/46*100, где

- максимальное количество баллов по каждой шкале

х - количество баллов, полученных по каждой шкале

Делаются выводы об относительной выраженности интернальной или экстернальной ориентации:

Слабая выраженность - 34% и ниже

Средняя - 34%-66%

Высокая - 67% и выше

О направленности локуса контроля следует судить по относительному превышению результатов одного измерения над другим.

Приложение 3

Методика оценки эмоционального выгорания по В.Бойко

АНКЕТА:

. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.

. Oт меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался,

. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

. Моя работа притупляет эмоции.

. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

. бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партером.

. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

. Иногда самые обычные ситуации общения па работе вызывают раздражение.

. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. д.

. Если партер мне не приятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

. Я очень переживаю за свою работу.

. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

. При мысли о работе мне обычно становится не по себе; начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих».

. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

. Па работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

. Успехи в работе вдохновляют меня.

. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).

. Я потерял покой из-за работы.

. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).

. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

. Я часто работаю через силу.

. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не виден, и не слышал.

. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко:

. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

. Моя карьера сложилась удачно.

. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Обработка данных.

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:

. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», с учетом коэффициента указанного в скобках. Так, например, по первому симптому положительный ответ на вопрос №13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос №73 оценивается в 5 баллов и т.д. количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.

. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания».

. Находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» - сумма показателей всех 12-ти симптомов.

Ключи.

Применение методики: В индивидуальном и групповом обследовании в сочетании с другими методиками по диагностике личностных особенностей. Каждый компонент «выгорания» диагностируется по 4-м признакам, образующим соответствующие шкалы:

Компоненты «выгорания»

Признаки (шкалы)


«Напряжение» от 0 до 120 баллов

- Переживание психотравмирующих обстоятельств

+1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)


- Неудовлетворенность собой

-2(3),+14(2),+26(2),-38(10),-50(5),+62(5), +74(3)


- «загнанность в клетку»

+3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)


- тревога и депрессия

+4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)

«Резистенция» от 0 до 120 баллов

- неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

+5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)


- эмоционально-нравственная дезориентация

+6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)


- расширение сферы экономии эмоций

+7(2), +19(10), -31(20), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)


-редукция профессиональных обязанностей

+8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)

«Истощение» от 0 до 120 баллов

- эмоциональный дефицит

+9(3), +21(2),+33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)


- эмоциональная отстраненность

+10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)


- личностная отстраненность (деперсонализация)

+11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)


- психосоматические и психовегетативные нарушения

+12(3), +24(2), +36(5),+48(3), +60(2), +72(10), +84(5)


Интерпретация результатов.

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

и менее баллов - не сложившийся симптом,

-15 баллов - складывающийся симптом,

-20 баллов - сложившийся симптом.

и более баллов - симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако, сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные: реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

и менее баллов - фаза не сформировалась;

-60 баллов - фаза в стадии формирования;

и более баллов - сформировавшаяся фаза.

В психодиагностическом заключении освещаются следующие вопросы:

·        какие симптомы доминируют;

·        какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;

·        объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;

·        в каких направлениях надо влиять на обстановку в профессиональном коллективе, чтобы снизить нервное напряжение;

·        какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Общий итоговый балл

- 110 - эмоционально не выгоревший

-180 - средний уровень эмоционального выгорания

- 210 - высокий уровень эмоционального выгорания

и выше - критический уровень эмоционального выгорания

Похожие работы на - Аспекты работы сестры медицинского персонала

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!