Было бы целесообразно создать Государственное бюро финансовой информации по банкам и корпоративным клиентам банков на базе Банка России. Кроме того, необходимы меры в области учета и распоряжения имуществом. Также необходимо обеспечить возможность погашения требований банков за счет заложенного имущества, минуя процедуру банкротства.
7. Повышение прозрачности и технологичности банковской системы.
Открытость и высокая эффективность российского банковского сектора - обязательные условия успешной работы в рамках глобальной экономики. К мерам, направленным на повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности банковского сектора, можно отнести:
установление для 30 - 50 крупнейших банков обязательной подготовки отчетности в полном соответствии с МСФО на ежеквартальной основе;
введение дифференцированной системы надзора за банками;
передачу контрольных функций Роспотребнадзора в области потребительского кредитования Банку России;
разработку Банком России специальных нормативных актов для банков по риск-менеджменту;
переход на электронный формат подачи отчетности банков;
совершенствование законодательства в области регулирования технологий дистанционно-банковского обслуживания клиентов. В частности, следует разрешить банкам открывать новые счета физических лиц без их личного присутствия, с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания.
Антикризисные меры для реального сектора экономики
Не должен остаться без внимания и нефинансовый сектор - реальная экономика. В качестве приоритетных мер следует отметить:
снижение налоговой нагрузки;
сдерживание и по возможности снижение тарифов естественных монополий;
финансирование инфраструктурных проектов;
реализация мер по поддержке малого и среднего бизнеса.
Правильная и целенаправленная реализация антикризисных мер, определение единой стратегии развития банковского сектора дают основание полагать, что идея создания международного финансового центра в России станет достижимой целью. Такое развитие ситуации позволит включить Россию в список стран, в которых осуществляется торговля мировыми финансовыми активами, и превратить рубль в валюту международных расчетов. Это даст дальнейший импульс для увеличения объемов реальных инвестиций в российскую экономику, позволит увеличить стабильность доходов и уровень благосостояния населения России, развивать финансовые, банковские, страховые услуги на уровне мировых стандартов. [1, с. 3-8]
Стратегической целью государственной политики в сфере земли и иной недвижимости является обеспечение условий для эффективного использования и развития недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан.
Основными результатами реализации государственной политики должны стать: вовлечение в гражданский оборот земли и иной недвижимости; обеспечение государственной зашиты прав на недвижимость и баланса интересов субъектов правоотношений; становление и развитие системы ипотечного кредитования и привлечение инвестиций под обеспечение недвижимостью; обеспечение роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; функционирование эффективной системы правового регулирования рынка недвижимости.
Возможность выбора для граждан и инвесторов может быть обеспечена только при условии демонополизации рынка недвижимости, развития на нем конкуренции. Особенность сложившегося сегодня положения в том, что главным монополистом на рынке земли является само государство. Главным препятствием для защиты интересов граждан и предпринимателей является несовершенство законов, в большей степени отражающих интересы государственных ведомств, чем общества.
Реализации поставленных целей будет способствовать новый Земельный кодекс.
Для достижения стратегической цели государственная политика должна быть сфокусирована на следующих основных направлениях:
реформирование отношений собственности на землю и иную недвижимость (разгосударствление земли, обеспечение правовой защиты собственников и владельцев недвижимости):
стимулирование эффективного использования, создания объектов недвижимости и их гражданского оборота;
институциональное обеспечение государственной политики в сфере земли и иной недвижимости.
Главной целью проводимого в стране реформирования отношений собственности на землю и иную недвижимость является ликвидация государственной монополии на землю. Государство как собственник должно иметь в своем распоряжении земли, обеспечившие стратегические интересы государства и удовлетворение государственных нужд, а также те земли, которые не представляют интереса для частного сектора и муниципальных образований. Такой подход обеспечит передачу подавляющего большинства объектов недвижимости в руки юридических и физических лиц и позволит с использованием рыночных механизмов обеспечить их эффективное использование.
5. Совершенствование антимонопольной политики.
Основная цель контроля и надзора в сфере конкуренции - создание условий для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию экономики.
Изменение законодательства, более активная деятельность Федеральной антимонопольной службы по его применению повысили роль антимонопольной политики как с точки зрения её воздействия на поведение хозяйствующих субъектов, так и с точки зрения места в системе государственного управления.
6. Сокращение нерыночного сектора экономики.
В российской экономике сохраняется значительная доля нерыночного
сектора, в том числе в бюджетной сфере (образование, здравоохранение, охрана законности и правопорядка и другие), в газовой промышленности -
в части поставок на внутренний рынок по регулируемым ценам, электроэнергетике, на железнодорожном транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также частично в отрасли связи.
Кроме того, в указанный сектор входят предприятия других отраслей, осуществляющие деятельность не только за счет собственных доходов, но и за счет получаемых дотаций, субсидий и иных льгот.
Наличие столь значительного сектора экономики, в котором рыночные отношения в одних случаях объективно ограничены, а в других действуют в деформированном виде, влечет за собой ряд негативных последствий, в том числе:
неэффективное распределение ресурсов;
отсутствие стимулов для экономии материальных и финансовых ресурсов, роста производительности труда;
ослабление мотивации к энергосбережению, внедрение новых технологий, привлечение инвестиций в модернизацию производства.
Государство последовательно проводит политику, направленную на сокращение нерыночного сектора. Определены основные направления реформирования субъектов естественных монополий, которые предусматривают создание системы государственного регулирования указанных субъектов естественных монополий, их эффективное функционирование, а также достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.
7. Реформирование науки и стимулирование инноваций.
Конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках определяется темпами внедрения инноваций и развития наукоемких производств. Для обеспечения инновационного развития страны необходимо:
наличие конкурентоспособного сектора «генерации знаний», включающего фундаментальные и прикладные исследования и разработки;
эффективное функционирование национальной инновационной системы, преобразующей новые знания в продукты, технологии и услуги и включающей совокупность хозяйствующих субъектов, институциональную базу инновационной деятельности, инфраструктуру и ресурсы;
использование информационно-коммуникационных технологий, позволяющих повысить производительность труда и оптимизировать управленческие и производственные процессы.
В научном секторе существуют следующие основные проблемы:
недостаточная эффективность большого числа научных исследований и разработок вследствие недостаточной ориентации сектора на потребности экономики и общества;
сохранение барьеров между наукой и образованием и, как следствие, отсутствие синергетического эффекта от научно-образовательной деятельности.
Для решения поставленных задач требуется реализация следующих мер:
реформирование государственного сектора науки и системы финансирования фундаментальных исследований мирового уровня, в том числе модернизация структуры и механизмов финансирования Российской академии наук и других академий наук, имеющих государственный статус;
повышение бюджетной обеспеченности научных сотрудников государственного сектора науки, осуществляющих фундаментальные и поисковые исследования по приоритетным направлениям развития науки и техники;
дальнейшая интеграция науки и образования путем создания нормативной правовой базы, необходимой для формирования научно-образовательных структур.
8. Развитие малого предпринимательства.
Основными целями развития малого предпринимательства являются:
- поддержка самостоятельных усилий в деле проведения хозяйственного новаторства и освоения новых видов продукции;
создание более благоприятного климата, способствующего конкуренции;
создание необходимой системы безопасности.
Государственная концепция поддержки малого, среднего и мельчайшего бизнеса в наступившем XXI веке нашла отражение в Основном законе о малых и средних предприятиях, который был введен в действие в декабре 2000 года. В 2011 г. на поддержку малого бизнеса выделено в бюджете 20,8 млрд. Основное направление - гранты на развитие бизнеса - 300 тыс. руб., при этом не более 10% грантов выдается торговым организациям.
В 67 регионах выдаются микрозаймы до 1 млн руб. через Фонды кредитования. [18]
Все эти меры, безусловно, полезны и создают часть базы и инфраструктуры для формирования инновационной экономики. Конкурентоспособной экономикой и может быть по определению только инновационная экономика. Ну а для создания реальных предпосылок формирования инновационной экономики, включая венчурный бизнес, как отмечалось выше, необходимо решить проблемы декриминализации страны и экономики и создать условия для устойчивого роста, уровня и качества российского человеческого капитала.
2.2 Национальные мегапроекты
Для создания конкурентоспособной экономики необходимо реализовать три национальных мегапроекта, включающие частные проекты, программы и стратегии:
) мегапроект по декриминализации страны;
) мегапроект по выходу на траекторию устойчивого роста уровня и качества национального человеческого капитала;
) мегапроект диверсификации экономики и создания эффективных национальной инновационной системы и инновационной экономики или экономики знаний.
Мегапроект по декриминализации страны
Решение проблемы декриминализации российского общества и государства должно быть системным и комплексным и тесно связано с развитием национального человеческого капитала. Главная трудность этой проблемы связана с отсутствием твердой и не криминализированной «точки опоры», той мощной организации, того слоя общества, которые способны эффективно руководить процессом декриминализации российского государства и осуществлять его на практике. Элита народа, общества, государства является составляющей национального человеческого капитала, отсюда следует тесная взаимосвязь решения проблем декриминализации страны, роста качества ЧК и создания современной экономики (инновационной экономики).
В результате криминализации страны и криминально-бюрократического уклада экономики мы имеем на современном этапе следующее: теневая экономика, коррупция, нелегальность бизнеса, контрафактная продукция, относительная экономическая свобода.
Рыночная экономика базируется на свободе выбора решений и свободной конкуренции во всех сферах в рамках Закона. Криминал лишает предпринимателя экономической свободы и права выбора, а рынки - свободной конкуренции. И посему проблема декриминализации страны - наиглавнейшая проблема, без решения которой невозможны решения всех других проблем, невозможен подъем качества и, особенно, безопасности жизни населения.
Мегапроект по выходу на траекторию устойчивого роста уровня и качества национального человеческого капитала
В проекте «Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года» поставлены грандиозные задачи по росту выпуска инновационной продукции и опережающему развитию человеческого капитала (ЧК), однако финансированием обеспечены эти благие цели и задачи крайне недостаточно. А исходные позиции для инновационного рывка весьма незавидны. В проекте стратегии российский ЧК приводится в качестве конкурентного преимущества. На самом деле в силу его деградации по причине крайне низкого инвестирования он превратился в конкурентный недостаток.
На протяжении уже 20 лет инвестиции в культуру, образование и науку в России одни из самых низких в мире среди сопоставимых по потенциалам стран, а коррупция и криминализация - самые высокие.
В рейтинге расходов на образование в долях ВВП (3,8 - 4% ВВП в последние годы) Россия в 2009 году была на 109-м месте из 186 стран. Для сравнения: в США - 5,5% ВВП.
Неблагополучно в России и с инвестициями в здравоохранение. Если, по данным, в среднем по странам в мире расходы на здравоохранение составили в 2009 году 8,7% ВВП, то в РФ - 5,3% ВВП. В рейтинге у России по этому показателю невысокое 115-е место.
Низкие инвестиции в здоровье людей, недоступность для большинства населения качественного медицинского обслуживания, особенно профилактического, определяют повышенную смертность и низкую рождаемость в РФ. В рейтинге по продолжительности жизни в 2010 году Россия расположилась на 161-м месте из 224. В рейтинге рождаемости детей на одну женщину - на 200-м месте из 225. А по смертности на душу населения - на неблагополучно высоком 7-м месте в мире. По приросту населения РФ на 222-м месте из 233.
К тому же отдача от инвестиций в науку очень низка. Основная причина - деградация ЧК, слабость и неэффективность российской науки и невостребованность инноваций экономикой. В стране практически отсутствуют конкурентные рынки - основной стимулятор инноваций. Процент инновационных предприятий (по данным Росстата - 9,4% в 2009 году, около 10% - за последние 10 лет) в России ниже, чем у государств ЕЭС. Для сравнения: в Эстонии 47%, в Германии - 73%, в Греции - 35%.
В рейтинге расходов на оборону в долях ВВП Россия на 28-м месте среди 174 стран. А в рейтинге стран по инфляции в 2009 году - на 201-м месте из 212.
Отметим, что инвестиции в культуру, образование и науку были стабильно низкими в долях ВВП и при высоких, и при низких ценах на нефть. Духовная деградация проявляется, в частности, и в том, что в рейтинге частной благотворительности в 2010 году Россия заняла 138-е место из 153.
Уровень и качество национального ЧК определяют верхнюю планку в развитии науки и экономики. И без поднятия качества национального ЧК до уровня требуемого экономикой знаний, качества и этики труда запрыгнуть в инновационную экономику и тем более в экономику знаний невозможно.
Русский народ фактически уничтожается захлестнувшей страну наркоманией. По данным Росстата, ежегодно в стране умирают от наркотиков более 100 тысяч человек от 15 до 30 лет. Только на этих преждевременных смертях общество теряет ежегодно около 10 млрд долларов своих инвестиций в воспитание и образование, не считая упущенные выгоды от потерь работников.
Рост инвестиций в физический капитал необходимо увеличивать за счет повышения инвестиционной привлекательности России и регионов и притока частного иностранного и внутреннего капитала в экономику.
Для повышения качества российского человеческого капитала к нему необходим системный инвестиционный подход - необходимо инвестировать опережающими темпами одновременно все его составляющие. Так осуществили свой инновационный рывок финны, сингапурцы, корейцы. Необходимо не отделять в стратегиях и процессах развития инвестиции в образование, науку и инновационную систему от инвестиций в воспитание, культуру, здоровье людей, личную безопасность, инфраструктуру, что вместе и называется инвестициями в человеческий капитал и в качество жизни.
Главной причиной полисистемного кризиса в России, торможения ее развития и модернизации является низкое качество российского человеческого капитала, в котором велика отрицательная составляющая в виде оборотней в погонах, криминала, коррупционеров, непрофессионалов, разного рода проходимцев и мошенников, наркоманов, пьяниц, бомжей. Необходимо резкое и приоритетное увеличение инвестиций в ЧК, но только при условии ослабления криминально-коррупционной удавки на горле России. [4]
Мегапроект создания инновационной экономики
В решении задач выхода страны из кризиса, обеспечения динамически устойчивого развития экономики первостепенная роль принадлежит инновациям, инновационной деятельности, способным обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг. Это требует реформирования всех сфер общественной жизни, и прежде всего, экономики.
Чего же нет в современной России для успешного развития инноваций? По мнению некоторых экспертов в России нет последовательной государственной инновационной политики в сфере экономики. А ведь задача развития отечественной науки и технологий отнесена к числу высших приоритетов Российского государства.
Научные круги России считают, что главным игроком на инновационном рынке должны стать крупные предприятия. Роль государства, должна проявиться в налоговых льготах инвесторам и государственном страховании инвестиций в наукоемкие технологии.
Так, вице-премьер Сергей Иванов к направлениям создания инновационной экономики в России отнес: реализацию организациями ОПК проектов по созданию и производству высокотехнологичной продукции, освоению нанотехнологий. По заявлению Иванова, необходимо, чтобы хотя бы 15-20% технических решений, рождающихся в ОПК, находили широкое гражданское применение. Иванов также заявил, что до 2015 года в России на базе ОПК будет создано около 40 государственных холдингов. Уже сформированы и работают авиационный и судостроительный холдинги. На очереди - радиоэлектроника и оптико-механическая отрасль.
Таким образом, инновационная экономика в России должна носить государственный характер, функционировать «над рынком». При этом необходимо, чтобы некоторая часть инноваций и инновационных технологий имела хождение и на рынке.
Перспективы создания конкурентоспособной экономики России стали предметно обсуждаться в связи с ростом экономики, ВВП, уровня жизни населения, стабилизации рубля, быстрого роста валютных резервов, инвестиций (табл.).
Показатель2007200820092010Объем ВВП (в рыночных ценах), млрд. руб.33247,541264,938797,244491,4В % к предыдущему году108,5105,292,2104,0Доходы федерального бюджета, млрд. руб.7781,19274,17336,88303,8Объем промышленной продукции, в % к предыдущему году106,8100,690,7108,2Объем продукции с/х, в % к предыдущему году103,4110,8101,488,1Оборот розничной торговли, в % к предыдущему периоду115,9113,595,1104,4Инвестиции в основной капитал, в % к предыдущему периоду122,7109,983,8106,0Реальные располагаемые доходы населения, в % к предыдущему периоду112,1102,3102,1104,1Уровень безработицы, в % к экономически активному населению6,16,48,47,5Средний номинальный курс доллара США к рублю за период, руб./долл.25,624,831,730,4Индекс потребительских цен, % к предыдущему периоду111,9113,3108,8108,8
3. Концепция долгосрочного развития РФ до 2020 в контексте формирования конкурентоспособной экономики
.1 Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года
Основной идеей проекта федерального закона «О государственном стратегическом планировании» является создание правовой основы для разработки, построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации, позволяющей решать задачи повышения качества жизни населения, роста российской экономики и обеспечения безопасности страны.
В последнее время необходимость формирования системы стратегического планирования значительно повысилась в силу того, что решения в оборонной, социальной, технологической и экономической сферах приобретают долгосрочный стратегический характер.
Возникла необходимость в наборе управленческих инструментов, которые позволяют:
·развертывать долгосрочные решения (со сроком реализации 5 и более лет) в набор средне- и краткосрочных задач, увязанных между собой и подчиненных общей цели;
·балансировать планируемые действия, требующие значительных затрат, по ресурсным и организационным возможностям (проекты в энергетике, транспорте, демографии, национальной безопасности);
·четко ориентировать субъекты Российской Федерации на деятельность, отвечающую интересам страны в целом в соответствии с поставленными целями социально-экономического развития Российской Федерации;
·обозначать долгосрочные ориентиры для бизнеса (в области развития производственной инфраструктуры, энергетической и минерально-сырьевой базы, рынка рабочей силы, социальной инфраструктуры, науки и технологий и так далее), позволяющие снизить риски при принятии долгосрочных инвестиционных решений.
Комплексная система государственного стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации - это и есть упорядоченный набор таких инструментов.
Целями создания системы являются:
·определение оптимальной траектории перехода от текущего состояния социально-экономического развития к желаемому состоянию;
·концентрация разнокачественных (финансовых, организационных, информационных, кадровых) ресурсов для достижения запланированных целей;
·укрепление усилий всех субъектов экономики (государства, корпораций, структур гражданского общества) для достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации.
Исходя из целей определяются основные функции системы государственного стратегического планирования:
·определение внутренних и внешних условий и тенденций социально-экономического развития, а также выявление возможностей и ограничений социально-экономического развития;
·определение целей социально-экономического развития Российской Федерации и приоритетов социально-экономической политики;
·выбор путей и способов достижения целей, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов;
·формирование комплексов мероприятий, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития в соответствующих сферах социально-экономического развития;
·определение необходимых ресурсов для достижения целей и задач социально-экономического развития;
·координация планируемых действий по достижению целей социально-экономического развития между федеральным и региональным уровнями государственной власти, бизнесом и обществом;
·осуществление стратегического контроля;
·научно-техническое, информационное и кадровое обеспечение государственного стратегического планирования социально-экономического развития.
Предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения в сфере планирования, прогнозирования и стратегического контроля социально-экономического развития Российской Федерации, составляющие целостную систему государственного стратегического планирования.
Законопроект регламентирует и обеспечивает прозрачность процедур разработки, рассмотрения и утверждения документов стратегического планирования.
Участниками регулируемых данным законопроектом отношений являются Президент Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В законопроекте закреплены полномочия всех участников государственного стратегического планирования в процессе государственного стратегического планирования социально-экономического развития в Российской Федерации.
Предлагаемый законопроектом подход к формированию системы государственного стратегического планирования базируется на опыте и достижениях отечественной и мировой практики, включает в себя инструменты государственного стратегического планирования, применяемые в настоящее время в Российской Федерации и за рубежом.
Последствиями принятия законопроекта станут:
·создание условий для достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации в соответствии с долгосрочными и среднесрочными приоритетами государственной политики;
·повышение эффективности использования имеющихся ресурсов в рамках достижения целей;
·увеличение прозрачности и эффективности деятельности органов государственной власти;
·повышение исполнительской дисциплины в связи с введением обоснованных и объективных критериев оценки деятельности участников процесса государственного стратегического планирования.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации.
Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008-2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы:
·основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;
·стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;
·формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;
·цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;
·цели и приоритеты внешнеэкономической политики;
·параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.
Период 2009-2012 годов - первый этап реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Этот период во многом определяет успех в достижении долгосрочной стратегической цели - выход на уровень экономического и социального развития, соответствующий статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.
За четыре года экономика России должна стать инновационной, инвестиционно привлекательной, социально ориентированной и эффективной. В этом состоит ответ России на глобальные вызовы.
Предстоит осуществить масштабные проекты по трансформации экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Это проекты в области:
·либерализации экономических институтов и усиления конкурентности предпринимательской среды;
·повсеместного распространения инноваций, ускоренного развития науки, технологий и высокотехнологических производств;
·построения информационного общества, модернизации информационных процессов и качественного развития средств массовых коммуникаций;
·повышения эффективности отраслей экономики, снижения энергоемкости производства и увеличения производительности труда;
·модернизации базовых промышленных производств и сельского хозяйства, качественного обновления транспортной и энергетической инфраструктуры, развития ресурсной базы экономики;
·обеспечения сбалансированного регионального развития и создания новых региональных центров экономического роста.
При этом важнейшими стратегическими факторами обеспечения устойчивости социально-экономического развития остаются поддержание макроэкономической сбалансированности и снижение уровня инфляции.
Ключевым условием успеха в решении этих задач является повышение качества работы системы государственного управления и местного самоуправления. При этом основной акцент делается на конечной результативности и эффективности исполнения функций и полномочий Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на мотивациях государственных и муниципальных служащих в достижении поставленных целей.
Инструментом реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации являются проекты. Каждый из проектов представляет из себя отдельное направление деятельности государства и включает в себя цели и задачи проекта, показатели деятельности, измеряющие степень реализации проекта, мероприятия, а также объемы финансирования, которые потребуются для успешной реализации проекта.
Основными задачами Министерства в данном направлении является:
·развитие нормативно провой базы регламентирующей порядок реализации проектов;
·экспертиза разработанных, проектов;
·мониторинг хода исполнения проектов;
·подготовка сводных докладов о ходе реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации. [18]
Заключение
В рамках государственного регулирования экономики перед государством стоят следующие задачи:
структурная перестройка экономики;
инвестиционная политика государства;
регулирование внешнеэкономической деятельности;
денежное регулирование;
приватизация собственности;
размещение производительных сил;
социальное обеспечение населения;
финансовая, налоговая политика;
научно-технический прогресс;
охрана окружающей среды;
правовое обеспечение.
В рамках решения каждой отдельно взятой проблемы государство осуществляет специальные мероприятия в целях регулирования процессов в той или иной сфере. Но все они в совокупности направлены на осуществление главной цели: экономическая и социальная стабильность, рост жизненного уровня населения, утверждение международного авторитета России. Основными направлениями деятельности государства в области регулирования экономики, которые смогут обеспечить экономический прорыв России в XXI веке, являются:
.Стимулирование динамичного экономического роста.
.Проведение активной промышленной политики.
.Осуществление рациональной структурной политики.
.Рациональное регулирование деятельности естественных монополий.
.Формирование эффективной финансовой системы, цивилизованных финансовых и фондовых рынков, способных стать инструментом аккумулирования инвестиционных ресурсов.
.Активизация внешнеэкономической деятельности, интеграция экономики России в мировые хозяйственные структуры.
.Проведение современной аграрной политики.
.Усиление мер государственной поддержки науки, образования, культуры и здравоохранения.
.Разработка новой политики в области доходов, которая должна быть нацелена на обеспечение устойчивого роста благосостояния населения на основе увеличения реальных располагаемых доходов граждан, уменьшение дифференциации уровня доходов населения, снижение социальной напряженности.
.Продолжение государственной политики в сфере охраны окружающей среды, совершенствование законодательной базы, касающейся этой области.
Требуется восстановление социального контакта между властью и народом. В любом демократическом обществе и в нашей стране, в том числе в соответствии с ее Конституцией высшим сувереном власти и права является народ. Он лишь передает власти свои естественные права и полномочия при определенных условиях, гарантиях, обещаниях и объявленных целях. На этом и основана сила власти - на кредите доверия к ней. А последний, как и всякий кредит, не бывает бессрочным и предполагает соответствующее выполнение возникающих при этом обязательств.
И, наконец, необходимо четкое законодательное, правовое регулирование всех социально-экономических процессов - формирование целой системы взаимодополняющих, внутренне непротиворечивых законов, являющихся своеобразным кодексом государственного регулирования экономики.
Список литературы
экономика конкурентоспособный национальный
1.Ананьев Д.Н. Банковский сектор России: итоги и перспективы развития/Д.Н. Ананьев // Деньги и кредит №3. - М, 2009.
2.Государственная политика вывода России из демографического кризиса / Под общ. ред. С.С. Сулакшина. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», «Научный эксперт», 2007.
3.Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие/под ред. Э.Н. Кузьбожева. - М.: КНОРУС, 2005. - 272 с.
4.Корчагин Ю. ЧК дремлет // Российская Бизнес-газета. - 2011. - Янв. (№785 (3))
.Лысенко М.В. Экономика: Раздел III. Макроэкономика. Курс лекции. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2005. - 87 с.
.Макаров С.П. Ведение государством национальной экономики // Экономическая теория в XXI веке - 3 (10): Проблемы пореформенной экономики / Под ред. Ю.М. Осипова, В.С. Сизова, Е.С. Зотовой. М.: «Экономистъ», 2005.
.Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие./В.П. Орешин - М.: ИНФРА-М, 2001. - 124 с.
.По пути к возрождению: перспективы развития российской экономики: Научный труд Российской научно-практической конфиренции/под ред. А.Н. Асаул. - СПб.: Наука, 2006. - 397 с.
.Популярная экономическая энциклопедия/под ред. А.Д. Некипелова - М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. - 367 с.
.Румянцева Е.Е. Стратегия преодоления бедности./ Е.Е. Румянцева - Минск.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2001.-288 с.
.Социально-экономическое положение Тюменской области в январе-июле 2010 года: Стат. Доклад/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. - Тюмень, 2010. - 326 с.
.Тамбовцев В.Л. Теории государственного регулирования экономики: Учебное пособие./В.Л. Тамбовцев - М.:ИНФРА-М, 2010. - 158 с.
.Цыпин И.С. Стратегия государственного регулирования экономики: Учебное пособие./И.С. Цыпин - М.:МГИУ, 2007. - 136 с.
.Экономика: Учебник/А.И. Архипов [и др.]. - М.: Проспект,
2006. - 840 с.
.Экономика: Учебник/под ред. А.С. Булатова - М.: БЕК, 1995 - 632 с.
.Экономическая теория. Учебник для вузов/ под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. - СПб.: СПбГУЭФ, 2006. - 544 с.
.Эксперт, №35 (481), 19 сентября 2005
.#"justify">.#"justify">.http://www.gks.ru