Государственное регулирование рыночной экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,11 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное регулирование рыночной экономики

Оглавление

Введение

. Государственное регулирование рыночной экономики

.1 Необходимость и сущность регулирования рыночной экономики

.2 Инструменты государственного регулирования экономики

. Государственное регулирование в зарубежных странах

.1 Особенности государственного регулирования экономики в разных странах

.2 Анализ показателей эффективности государственного регулирования зарубежных стран

. Перспективы повышения эффективности государственного регулирования в России

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Для эффективного функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. На протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, государство выполняло определенные функции в сфере экономики.

Под государственным регулированием экономики понимается процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

Одним из принципиальных вопросов рыночной экономики, неизменно вызывающим бурные споры, как среди экономистов различных направлений, так и среди политиков, является проблема соотношения рыночных сил и государственного регулирования. Существует ряд теорий, обосновывающих государственное вмешательство в экономику. Каждая из которых, считается более эффективной в данный момент времени исходя из конкретной социально-экономической и политической ситуации в стране, прошлых традиций и представлений, преобладающих политических настроений, а также стоящих перед страной задач.

Государственное регулирование рыночной экономики России на современном этапе характеризуется умеренным вмешательством. Государство решает проблемы дальнейшего развития, а так как экономика страны является одной из важнейших сфер его деятельности, то уровень российской экономики должен достигнуть высокого результата.

В этой связи изучение государственного регулирования рыночной экономики России представляется особенно актуальным.

Цель курсовой работы - рассмотреть границы государственного регулирования экономики, проанализировать особенности государственного регулирования России и других стран на современном этапе, выделить трудности и определить перспективы повышения эффективности государственного регулирования. 

Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:

. Изучить теоретические аспекты государственного регулирования рыночной экономики.

. Проанализировать государственное регулирование рыночной экономики России и других стран на современном этапе.

. Исследовать перспективы повышения эффективности государственного регулирования в России.

В первой главе будут рассмотрены теоретические аспекты государственного регулирования, а именно: необходимость, сущность и инструменты. Во второй главе планируется проанализировать особенности государственного регулирования рыночной экономики России и других стран. В третьей главе особое внимание будет уделено перспективам государственного регулирования национальной экономики.

.       
Государственное регулирование рыночной экономики

 

.1 Необходимость и сущность государственного регулирования рыночной экономики


Под государственным регулированием экономики понимается комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

В современной развитой экономике основу жизнедеятельности составляет рынок. Государство же в принципе подчиняется рыночным правилам игры, основанным на правах собственности. Но государство не пассивный наблюдатель за экономическими процессами в рыночной экономике. Оно вмешивается в рынок, регулирует его через налогообложение, бюджетное перераспределение, законодательство, выработку обязательных к исполнению стандартов (в том числе экономических) и так далее.

В отличие от рыночных сил государство обладает общепризнанным и исключительным правом принуждения, то есть правом ограничивать свободу выбора экономических субъектов.

Формы взаимодействия государства и рынка, границы государственного вмешательство в экономику остаются в центре внимания многих экономических теорий.

Государство есть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти. В древности ученые (Платон, Аристотель, Цицерон) рассматривали государство как форму человеческого общежития или как среду, в которой человек находит условия существования. Причем, по словам Аристотеля, «средой вполне счастливой жизни», где государство воспитывает человека в добродетели, именно в этом назначение государства.

Неоспоримо одно: государство - продукт экономического и социального развития общества. Оно возникло как потребность нации в выполнении определенных функций (в том числе и экономических), обеспечивающих ее выживание и развитие. Государство никоим образом не представляет из себя силы, извне навязанной обществу. Государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, стала необходима сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». И эта сила, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство.

Сегодня государство представляет собою стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного.

Относительно масштабов вмешательства государства в экономику, его роли в этом процессе идет постоянная дискуссия.

История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов, которая провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали государство поощрять экспорт и сдерживать импорт.

В отличие от меркантилистов, которые подчеркивали огромную роль государства в экономике, физиократы доказывали преимущества полной свободы хозяйственной деятельности и наделяли государство тремя функциями.

Первая и важнейшая функция государства - хранить естественный порядок от святотатственных и невежественных рук, которые захотели бы покуситься на власть, и особенно хранить то, что лежит в основе его, - собственность. «Законный порядок состоит в праве на владение, обеспеченное и гарантированное силой наследственной и суверенной власти над соединившимися в общество людьми».

Образование - вторая функция. «Всеобщее образование является первой истинной социальной связью», - говорит Бодо. И Кенэ настоятельно рекомендует просвещение относительно существования естественного порядка и способов познания его. Необходимость образования они мотивируют тем, что образование, распространенное на всех граждан, просвещенное общественное мнение - единственное средство воспрепятствовать физиократическому деспотизму выродиться в личный.

Предприятия общественного характера также указаны физиократами в числе функций государства - разве хороший хозяин-собственник не должен прежде всего провести дороги в своих владениях, потому что хорошие пути и каналы очень полезны для установления связи между отдельными областями.

Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала классическая теория, нашедшая отражение в работе А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство». В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, то есть делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. Для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли. Практическая политика государства, по А. Смиту, проникнута духом компромисса, что немало содействовало ее быстрому успеху.

Шарль Леонар Сисмонди, исходя из анализа экономического уклада того времени, утверждает, что вся экономическая жизнь не только сфера производства, но и распределения благ и должна быть подвергнута общественному контролю и реформирована согласно интересам всего общества, а не отдельных его классов. Таким образом, видно, что государству отводится достаточно активная роль в жизни страны.

Марксистская теория утверждает, что в ходе капиталистического развития, чем сильнее тенденция к монополизации, чем больше растет концентрация капитала, тем больше государство испытывает тенденцию к превращению в государство не всех капиталистов, а финансового капитала, господствующей олигархии. И в качестве такового оно будет стремиться к всё более интенсивному непосредственному вмешательству в процессы общественного производства и будет делать это все более координированным способом.

Современная теория государства представлена в основном двумя направлениями в экономической теории: неоклассическим и кейнсианским. Главным идеологом активного вмешательства государства в экономику стал известнейший английский экономист Дж. Кейнс. Кейнсианская политика ставила своей целью также контроль и регулирование общего спроса, чтобы он соответствовал общему предложению при обеспечении полной или высокой занятости населения. Модель Кейнса предусматривала стимулирование совокупного «эффективного» спроса путем «побуждения» к инвестированию частного капитала, а также через государственное финансирование общественных работ и некоторое перераспределение через бюджет национального дохода в пользу неимущих.

Доктрина Кейнса нашла наиболее полное воплощение в США в политике президента Ф.Д. Рузвельта, показав хорошие результаты.

Говоря о кейнсианстве, надо подчеркнуть, что оно означает не только защиту госсектора и государственного вмешательства вообще, но представляет собой особую концепцию регулирования экономики. Прежде всего, это концепция косвенного макроэкономического регулирования. Её целевые приоритеты - это занятость и стабильность экономического роста, а инструменты - государственный бюджет и денежно-кредитная политика. Кейнс и его последователи исходят из принципиальной посылки о том, что чисто рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, и именно поэтому требуется вмешательство государства. Кейнсианскую теорию можно назвать кризисной, так как она рассматривает экономику в состоянии депрессии.

Противники же кейнсианской школы, сторонники неоклассической теории исходят из постулата о тенденции рыночной экономики к равновесию, устойчивости и стабильности. Они утверждают, что рынок и конкуренция, гибкость цен - лучшие механизмы установления экономического равновесия. На рубеже 70-80-х годов кейнсианская теория и основанная на ней политика подверглись критике со стороны неоконсервативного направления и, в первую очередь, со стороны монетаристов. Они подчеркивали инфляционный характер кейнсианских рецептов дефицитного финансирования. Действительно, в это время разгул инфляции становится первостепенной проблемой западной экономики. Неоконсерваторы обвиняли в этом кейнсианскую политику. «Восстание» против Кейнса возглавил американский экономист, Нобелевский лауреат М. Фридмен. Он разделяет концепцию «экономического человека» А. Смита и подвергает критике идею государственного регулирования. Альтернативу он видит в свободе конкуренции и предпринимательства. Особенно резко М. Фридмен выступает против вмешательства государства в денежное обращение. Идеи Фридмена получили выражение в «рейганомике».

Сторонники неолиберальных концепций считают, что надо отказаться от кейнсианских рецептов антициклического регулирования, ведущих к резким колебаниям денежной массы, и перейти на строгое регулирование денег в обращении независимо от конъюнктуры. Денежная масса должна увеличиваться лишь в соответствии с долгосрочным темпом роста национального дохода.      

Выступая против роста расходов государства, они считают, что лучшее, что может сделать государство - это сократить собственные доходы и расходы и снизить налоги.

Но неокейнсианцы по-прежнему исходят из того, что в рыночной экономике существуют устойчивые причины, вызывающие отклонения от стабильного роста и оптимального использования ресурсов, и для их корректировки необходимо государство. Но, учитывая новые условия и критику своих противников, они вносят новые аспекты по сравнению с Кейнсом.

Таким образом, кризис кейнсианства оживил неоклассическое направление, но и привел одновременно к дальнейшему развитию самого кейнсианства. Различие между ними, в разных ответах на вопрос: кто способен быстрее, эффективнее и дешевле приспособить экономику к неравновесным ситуациям - рынок или государство.

Итак, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм. Как образно пишет П. Самуэльсон: «Управлять экономикой в отсутствие того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой».

Однако, говоря о государственном вмешательстве в экономику, необходимо поставить вопрос о допустимых пределах этого вмешательства. Это исключительно важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, преступает этот предел, то происходит деформация самого рыночного механизма. В этом случае рано или поздно приходится говорить о разгосударствлении экономики. Правда, надо отметить, что в экономической теории существуют разные точки зрения по поводу допустимых границ вмешательства государства. Ответ на этот вопрос будет различным в зависимости от того, кто отвечает: кейнсианцы или сторонники неоклассических теорий. Но в любом случае надо иметь в виду, что экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя рыночные стимулы, среди них нет ни одного идеального, который, давая положительный результат в одной сфере, не давал бы негативного эффекта в другой.

Важнейшие причины исторического роста государственного вмешательства в экономике - это войны и национальная оборона, инфраструктурное обеспечение макроэкономических процессов, рост народонаселения, урбанизация, проблемы окружающей среды и эгалитаризм (равенство).

В мировой экономической науке понятие госсектора связано не столько с самой государственной собственностью, сколько со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. В таком понимании этот сектор выступает в качестве основы, опираясь на которую государство может выполнять свои функции. В сфере распределения удельный вес государства очень велик. В производстве вмешательство государства должно быть минимальным, в обмене - практически равным нулю.

Государственный сектор в более традиционном для нас понимании - это, прежде всего совокупность государственных предприятий.

В последние 30-40 лет возникло новое явление - формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций. Часто государство не является собственником, но осуществляет жесткий контроль. Этот сектор получил название «третий», то есть не частный и не государственный.

Таким образом, для обеспечения эффективного функционирования экономической системы важная роль принадлежит государству. Проблемы государственного вмешательства в экономику были и остаются актуальными на протяжении всей истории существования и развития государств. Особое значение они приобрели в условиях рыночной экономики, когда производство стало осуществляться в широких масштабах, а рыночный механизм выполнять роль регулятора хозяйственных связей. Однако и на современном этапе развития экономисты не имеют единой точки зрения о необходимости вмешательства государства в рыночную экономику.

.2 Инструменты государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на ее реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики. Кандидат экономических наук Михайлушкин П. В. рассматривает инструментарий государственного регулирования как совокупность форм и методов, представленных на рисунке 1.

Инструментарий регулирования определяется на основе разработанной государственной стратегии и путей развития экономики. Рациональный выбор форм, методов и средств государственного регулирования экономики зависит от сложившихся политических, экономических, социальных и международных условий страны.

Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т.п.), всеобщий административный контроль над ценами и т.п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим, за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, при чем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.

Во-вторых, влиять на рынок как самонастраивающуюся систему можно в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют права на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.


Рис. 1. Инструменты государственного регулирования экономики

В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по принципу - «не мешай рынку».

В-четвертых, государство, применяя экономические регуляторы, должно постоянно контролировать приносимые ими положительные и отрицательные эффекты, нести ответственность за долгосрочные последствия своих решений.

В рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа необходимости: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.

Разумеется, представления различных экономистов и политиков о том, какие именно экономические процессы могут эффективно регулироваться государством и какие рынком, не совпадают.

Для всех стран с плановой экономикой объективно то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой она всегда выполняет вспомогательные функции.

Свои регулирующие функции государство выполняет посредством административных и экономических методов.

Для командной экономики характерно преобладание административных методов регулирования. Система государственного регулирования рыночной экономики и товарных рынков, напротив, базируется на использовании экономических методов. Принципиальное различие между этими двумя группами методов состоит в следующем.

Административные методы предполагают прямое воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов, которое ограничивает свободу их выбора. Сфера их действия в рыночной экономике ограничена, они используются в основном в управлении государственными и муниципальными предприятиями, а также в условиях, когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается тяжелыми потерями для других субъектов рыночного хозяйства в целом.

Разграничение между административными и экономическими методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов.

В то же время, любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов. Например, административное повышение цен не только прямо определит их новый уровень, но через цены косвенно окажет влияние на состояние спроса и предложения. В этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических, косвенных регуляторов. Тем не менее, рассмотренный выше критерий позволяет, как правило, без особых проблем отличать на практике экономические от административных методов.

Разграничение между ними принципиально важно с точки зрения природы рыночных отношений. Административные методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов.

Экономические методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг.

Административное регулирование активно используется с целью защиты прав потребителей и охраны окружающей среды. Многочисленные стандарты, ограничивающие выбросы вредных отходов производства, прямые запреты на использование опасных технологий, производство, реализацию или рекламу вредной для здоровья людей продукции и так далее, ограничивают свободу предпринимательства и относятся к административным методам регулирования. Нередко используются административные методы регулирования внешнеэкономической деятельности, например импортные квоты.

Государственное регулирование экономики осуществляется различными институтами. Кредитно-денежное регулирование возлагается на центральный банк. Фискальное и бюджетное регулирование является прерогативой законодательных властей, которые утверждают основные виды налогов, нормативы налогообложения, основные статьи доходов и расходов госбюджета. Особый орган несет ответственность за антимонопольное регулирование. Целый ряд министерств и ведомств осуществляет разработку разнообразных нормативов и стандартов, регулирующих различные социально-экономические процессы, протекающие в рамках народнохозяйственного комплекса страны.

Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование:

государственного экономического прогнозирования;

государственного экономического программирования;

бюджетно-налоговой системы:

денежно-кредитной политики:

валютной политики;

таможенной политики.

Нельзя забывать и о том, что самими экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием. Надо иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительный эффект в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать.

Таким образом, государственное регулирование экономики распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики и жизни. Однако не следует считать, что столь обширное государственное регулирование лишает предприятия, предпринимателей, граждан экономической свободы. В условиях рынка даже при наличии многочисленных видов и способов государственного регулирования оно носит ограниченный, вынужденный характер, тем самым создаются социально-экономические и правовые условия и основы для дальнейшего продвижения рыночных реформ и рыночных преобразований во всех мировой опыт государственного регулирования экономики, который следует изучить. При рассмотрении государственного регулирования товарных рынков отмечаем, что здесь применяются административные и экономические методы, которые обеспечивают исправление негативных последствий и провалов рынка.


2. Государственное регулирование в зарубежных странах

.1 Особенности государственного регулирования рыночной экономики в зарубежных странах

Особенности государственного регулирования США:

Америка предлагает свою систему свободного предпринимательства другим странам в качестве образца для подражания. Экономический успех этой страны, кажется, подтверждает точку зрения, согласно которой экономика функционирует наилучшим образом, когда государство дает возможность компаниям и частным лицам самостоятельно добиваться успеха - или терпеть неудачи - в зависимости от их заслуг на открытых рынках в условиях свободной конкуренции.

Сложная паутина устанавливаемых государством регулирующих правил определяет многие аспекты деловой активности. Ежегодно государство издает новые регулирующие правила, занимающие тысячи страниц и часто содержащие подробнейшие указания относительно того, что предприниматели могут делать, а что - нет.

Однако американский подход к государственному регулированию отнюдь не является полностью сложившимся. В последние годы регулирование становилось более жестким в одних областях и более мягким в других. Одной из вечных тем новейшей экономической истории Америки был и остается вопрос о том, когда и насколько государство должно вмешиваться в предпринимательскую деятельность.

Особенности государственного регулирования Японии:

Особенность экономической модели состоит в единстве государственного аппарата и крупного капитала в решении общих проблем. До сих пор отмечается высокая координация действий промышленных, торговых, банковских компаний и правительства.

В стране широко используется система общегосударственного, регионального, целевого, отраслевого и внутрифирменного планирования. На общегосударственном уровне разрабатывается целая система планов, прогнозов, программ индикативного характера, означающих основные и желательные для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Общегосударственные планы в связи с незначительной долей государственного сектора направлены главным образом на регулирование деятельности частных фирм. Основные цели и задачи общенациональных планов экономического развития конкретно воплощаются в содержании внутрикорпоративных планов, которые имеют директивный характер. Этим образуется сложная взаимоувязанная система планирования. Внутрикорпоративные планы в свою очередь также учитываются при разработке общегосударственных программ через механизм консультаций с крупнейшими объединениями частных компаний - «Кэйданрэн», «Дюкай», «Никкэйрэн», а также с соответствующими ассоциациями и финансово-промышленными группами.

Система общегосударственных планов складывается из пяти групп планов - план экономического и социального развития, план развития и использования земель, рационального размещения производительных сил, отраслевые планы, целевые общегосударственные программы и региональное планирование. Планы и программы, несмотря на свою индикативность, подкрепляются широким арсеналом средств финансового, правового и организационного характера, которые обеспечивают их значительную эффективность и реализуемость. Общегосударственные экономические планы - это своего рода государственные инвестиционные программы, рекомендуемые и поддерживаемые экономическими и социальными ресурсами всего государства.

В условиях государственного регулирования и широкой поддержки развивалось сельское хозяйство, основу которого составляют мелкие фермы. Наемный труд и арендные отношения не получили здесь широкого распространения. Только 7% хозяйств имеют более 2 га земли, а 70% всех хозяйств получают свои доходы вне отрасли, в основном в промышленности и сфере услуг. Владельцы мелких земельных участков работают у себя в хозяйстве лишь в праздничные и выходные дни. Государство является монопольным покупателем многих видов сельскохозяйственной продукции по ценам выше мировых. Эта поддержка создает искусственный климат для данной отрасли. Важное место в системе регулирования занимают процентные ставки и валютный контроль с разделением внутреннего и мирового рынков. Комитет по политике Банка Японии (высший орган принятия решений банком) устанавливал депозитные и ссудные ставки в пределах минимума. Депозитный процент по каждому виду, краткосрочный процент и привязанная к нему вся система процентных ставок следовали за движением официальной учетной ставки.

Экономическая модель Японии за последние десятилетия претерпела постепенные изменения от «полугосударственной» до более открытой и опирающейся на рыночные принципы. Так, многие промышленные компании перешли на принцип прямого финансирования (выпуск ценных бумаг, особенно акций и других инструментов). Однако все это время государственные органы, в частности, министерства финансов внешней торговли и промышленности, выполняли функции административного регулирования хозяйствующих субъектов и протекционистской и патерналистской их защиты, уделяя первостепенное внимание стабильности хозяйственной среды.

.2 Анализ основных макроэкономических показателей зарубежных стран

Рассмотрим макроэкономические показатели США с 2011 по 2013 гг., такие как валовый внутренний продукт по паритету покупательской способности, безработица, государственный долг и инфляция (таблица №2.1).

государственный регулирование экономика

Таблица 2.1

Макроэкономические показатели США за 2011-2013 гг.

Показатели

Единица измерения

2011 г.

2012 г.

2013 г.

ВВП по ППС

млрд. долларов США

15040.0

15660.0

16720.0

Безработица

%

9.0

8.1

7.3

Государственный долг

% к ВВП

67.8

70.0

71.8

Инфляция

%

3.1

2.1

1.5


Мы видим, что валовый внутренний продукт США с 2011 года по 2013 год увеличился на 11,2%. Это означает что рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного потребления), произведённых во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления возросла на 1680 млрд. долл. США.

Безработица за рассматриваемый период уменьшалась в среднем за год на 0,85%. Данный факт говорит о том, что общая численность экономически активного населения США растёт в последнее время.

Государственный долг США с 2011 года по 2013 год увеличился на 1813,84 млрд. долл. США. Это приводит к повышению не только процентных ставок по кредитам, но также к уменьшению количества самих инвесторов, готовых предоставить свой капитал. Существует реальная опасность для страны с высокой задолженностью, попасть в замкнутый круг: с одной стороны - всё время растущие проценты по погашению существующей задолженности, а с другой стороны - всё более ограниченный доступ к финансовому рынку. Это может привести к потере платежеспособности и даже банкротству, особенно если долг в иностранной валюте.

Инфляция с 2011 года по 2013 год уменьшилась на 1,6%, отсюда следует, что темпы роста общего уровня цен на товары и услуги понижаются. Данную инфляцию можно назвать ползучей (умеренной) инфляцией (рост цен менее 10% в год). Западные экономисты рассматривают её как элемент нормального развития экономики, так как, по их мнению, незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определённых условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры.

Структура экономики Соединенных штатов отличается ярко выраженной постиндустриальностью. Большая часть американского ВВП (79,6% - 2012 г.) создается в отраслях сферы услуг, куда относятся, прежде всего, образование, здравоохранение, наука, финансы, торговля, различные профессиональные и личные услуги, транспорт и связь, услуга государственных учреждений. На долю материального производства (сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыбная промышленность, добывающая и обрабатывающая промышленность, строительство), таким образом, остается 20,4% ВВП. В сфере сельского хозяйства создаётся около 1,2% ВВП, а промышленность даёт 19,2% ВВП.

Среди развитых стран мира США практически не имеет конкурентов по своему индустриальному развитию. По доле сферы услуг в структуре производства ВВП США обогнали Нидерланды и Израиль, которые ввиду имеющихся определённых конкурентных преимуществ специализируются на услугах, уступая только Гонконгу (доля сферы услуг - 86%). Однако Гонконг не является независимым государством, оставаясь всего лишь особым экономическим районом Китая, где доля сферы услуг составляет менее 40%. Таким образом, США в настоящее время являются наиболее постиндустриальным государством.

Общая закономерность происходящих отраслевых сдвигов заключается в заметном снижении в экономике удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства. Среди отраслей материальной сферы промышленность остается важнейшей, она по-прежнему обеспечивает высокий уровень технического развития других сфер хозяйства. Именно в ней сегодня в первую очередь аккумулируются новейшие достижения научно-технический прогресс. США располагают одним из самых высокоэффективных хозяйств в мире. Отличительной чертой их экономики является ориентация на научно-технический прогресс и передовую технику. Она лидирует в области внедрения результатов научно-технический прогресс в производство, в экспорте лицензий на свои открытия, изобретения и новейшие разработки. Все это зачастую приводит к зависимости других стран от США в области науки и техники. В экономике Соединенных штатов Америки на долю государства приходится 28% ВВП. Остальные 72% занимает частный сектор.

По данным Международного валютного фонда (МВФ), за 2013 год доля индекса промышленного производства и услуг в структуре ВВП США составила 19,2% ($ 3,23 триллиона) и 79,6% ($ 13,37 триллиона) соответственно.

Теперь для полноты исследования рассмотрим такие же макроэкономические показатели Японии (таблица №2.2).

Внутренний валовый продукт по паритету покупательной способности в Японии за 2011 по 2013 гг. повысился на 340 млрд. долларов США, отсюда следует, что рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного потребления), произведённых во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления возросла на 7,7%.

Таблица 2.2

Макроэкономические показатели за период 2011-2013 гг.

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

ВВП по ППС

млрд. долларов США

4389.0

4525.0

4729.0

Безработица

%

4.6

4.4

4,1

Государственный долг

% к ВВП

205.5

219.1

226.1

Инфляция

%

-0.3

0.0

0.2


С 2011 по 2013 гг. уровень безработицы уменьшился на 0,5%, это означает, что каждый год общий уровень занятости населения Японии повысился.

Государственный долг Японии за рассматриваемый период увеличился на 1672,8 млрд. долларов США и составил 10692,3 млрд. долларов США. Данный факт вероятно можно объяснить событиями 2011 года - крупная радиационная авария, произошедшая 11 марта в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами.

В 2011 году в экономике Японии отмечается дефляция (снижение общего уровня цен). В следующем и последующем году инфляция повысилась на 0,5%, это значит, что повысился общий уровень цен на товары и услуги, то есть покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились - утратили часть своей реальной стоимости.

Теперь рассмотрим макроэкономические показатели России за период 2011-2013 гг. (таблица №2.3).

С 2011 по 2013 гг. валовый внутренний продукт России по паритету покупательной способности увеличился на 180 млрд. долларов США. Это значит, что рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного потребления), произведённых во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления возросла на 7,5%.

Таблица 2.3

Макроэкономические показатели РФ за 2011-2013 гг.

Показатели

Единица измерения

2011 г.

2012 г.

2013 г.

ВВП по ППС

млрд. долларов США

2373.0

2504.0

2553.0

Безработица

%

6.6

5.5

5.8

Государственный долг

% к ВВП

8.3

8.0

7.9

Инфляция

%

8.4

5.1

6.8


Безработица за 2011 год уменьшилась на 1,1%. Этот факт говорит о том, что общая численность экономически активного населения Российской Федерации растёт в последнее время. Следует отметить, что в 2013 году безработица в России повысилась на 0,3%. Это, возможно, связано с тем фактом, что возрастает количество неофициально оформленных работников. Данная ситуация выгодна первостепенно работодателям (отсутствуют пенсионные и страховые отчисления), а также некоторым слоям рабочего класса.

Государственный долг в России за период 2011-2013 гг. уменьшился на 0,4%. В настоящий момент составляет 10,4% от ВВП. При этом внешним кредиторам наша страна должна 2,5% от ВВП, а внутренним - 7,9%. Эти цифры очень малы, и аналитики уверены, что государство может позволить себе долг даже в 30%. Эти цифры по госдолгу были озвучены премьер-министром России Владимиром Путиным на заседании президиума правительства.

Конечно, если оперировать лишь голыми цифрами, то действительно долг примерно в 10% от ВВП - это приблизительно 5 трлн. рублей - ничтожная сумма, а уж на фоне мировых долгов - вообще ничто. Так, в США госдолг достиг 100%, в Японии - зашкаливает за 200%. С учетом текущей ситуации и специфики нашей страны такой показатель долга для бюджета России вполне нормален.

На данный момент аналитики не видят существенных угроз финансовой устойчивости в связи с ростом государственных корпоративных долгов. Однако через 10 лет динамика роста ВВП и обязательств по займам может сделать ситуацию угрожающей.

Значение инфляции в России за анализируемый период уменьшилось на 1,6% и составило 6,8% в 2013 г. Однако, необходимо отметить, что в 2012 г. наблюдается минимальное значение инфляции за последние 10 лет - 5,1%.

Основной причиной инфляционных процессов в России выступает не избыток денежной массы, а отсутствие реальных способов трансформации средств, поступающих в экономику - в виде инвестиций. В тоже время борьба с инфляцией путем сдерживания роста денежной массы ведет к стагнации в не сырьевых секторах экономики, что, в свою очередь, приводит к несбалансированности спроса и предложения товаров и услуг в отношении денежной массы, поступающей на потребительский рынок из сырьевых отраслей и бюджета.

Рыночная экономика - это такая экономическая система, в которой главные экономические проблемы общества решаются, прежде всего, через конкурентный механизм формирования цен. Однако, в настоящее время в чистом виде такой вид экономики не свойственен развитым государствам.

Государственное регулирование экономики - это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы.

В этой главе рассмотрены основные макроэкономические показатели нескольких развитых стран (США, Япония), а также Российской Федерации. Главной чертой экономики США является реактивная (адаптационная) модель. Она позволяет четко реагировать на изменения рынка. Это обеспечивается подвижностью структур и функций регулирующих органов, варьированием рычагов прямого и косвенного регулирования на макро - и микроуровне, сочетанием разных форм совместной деятельности государства и частного бизнеса.

Для экономики Японии свойственна преактивная модель госрегулирования, которая предполагает предупреждение возможных сбоев в рыночном механизме путем «точной» дозировки объемов государственного вмешательства, использования планирования, координирующих или корректирующих рекомендаций в переговорах государства и предпринимателей.

Модель российской экономики характеризуется тем, что на современно этапе развития происходит снижение возможностей и значимости, ставших традиционными для экономик зарубежных стран Запада инструментов макроэкономического регулирования и, соответственно, отмечается повышение роли и значения институциональных преобразований, а также мер административного регулирования на отраслевом уровне.


3. Перспективы повышения эффективности государственного регулирования в России

Цель долговременного развития России: Россия должна войти в состав самых развитых стран мира. Это означает, что нужно в исторически обозримый срок, например за 20-30 лет, войти в клуб развитых стран по основным экономическим и социальным показателям.

Одной из самых актуальных, на сегодняшний день, концепций инновационного развития России является "Стратегия 2020".

Стратегия 2020 - это краткое общепринятое наименование обновленного варианта Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, подготовленной по заказу российского правительства в 2011 году. Подготовка нового варианта стратегии была начата в декабре 2010 года по распоряжению премьера В. Путина. На площадках НИУ ВШЭ и РАНХиГС были созданы 21 экспертная группа под руководством ректоров Ярослава Кузьминова и Владимира Мау.

Одна из основных идей "Стратегии 2020" - маневр, который позволяет задействовать неиспользованные ранее факторы конкурентоспособности - высокое качество человеческого потенциала, научный потенциал. Новая социальная политика должна учитывать не только интересы незащищенных слоев населения, но и тех, которые способны реализовать потенциал инновационного развития. Это средний класс, который с экономической точки зрения характеризуется возможностью выбирать модели трудового поведения и потребления.

Новая модель роста может быть выстроена при последовательном снижении инфляции и принятии бюджетных правил, регулирующих расходы бюджета в зависимости от долгосрочной цены нефти. Это необходимо для того, чтобы бюджет был стабилен и сбалансирован, чтобы остановить неоправданный и неэффективный рост расходов. Второй комплекс мер, связанных с формированием новой модели, связан со снятием институциональных барьеров для экономического роста. Это попытка сделать внешнюю среду менее агрессивной по отношению к бизнесу, улучшить деловой климат, развить конкурентную среду. "Стратегия-2020" выделяет основные проблемы и препятствия в госрегулировании, сдерживающие экономический рост и спрос экономики на инновации.

Экономика ближайшего будущего будет постиндустриальной, в ее основе - сервисные отрасли, ориентированные на развитие человеческого капитала: образование, медицина, информационные технологии, медиа, дизайн. В этой области у России есть конкурентные преимущества, но они быстро растрачиваются в силу устойчивого недофинансирования социальных систем и неэффективного управления ими. В основе предложений "Стратегии-2020" в социальной сфере - стремление восстановить и закрепить сравнительные преимущества страны в сфере образования, культуры, медицины.

Для этого оказание услуг, связанных с развитием человеческого капитала, должно перестать быть государственной квазимонополией, где некоммерческие и частные операторы допускаются лишь к услугам, которые государственная социальная система предоставить не может. Необходима реструктуризация бюджетной сферы, равенство организаций всех форм собственности (включая некоммерческие организации и частный бизнес) при оказании бюджетных услуг, развитие профессиональных сообществ и передача им части регулирующих функций и, конечно, конкурентоспособная оплата в бюджетном секторе.

Такой подход требует "бюджетного маневра" - частичной смены приоритетов в расходах бюджета. К 2020 году предлагается увеличить финансирование инфраструктуры и человеческого капитала на 4% ВВП, для поддержания сбалансированности бюджета сократив при этом другие расходы на 4% ВВП (в основном за счет расходов на оборону и безопасность, трат на госаппарат и субсидий предприятиям).

Оценивая перспективы развития каждого из направлений, рассмотренных в Стратегии, разработчики рассматривали несколько сценариев - инерционные (если реформы не проводятся), сценарии жесткой реформы (при ее проведении проигрывающим сторонам не компенсируются их потери) и сценарии оптимальной реформы, максимально учитывающие интересы различных заинтересованных групп. Таким образом, у политиков, анализирующих стратегию, есть возможность выбора.

Так, основным вопросом группы 1 стало рассмотрение соотношения импорта и экспорта. Товарный экспорт и импорт, как полагают опрошенные эксперты, будет расти. Однако на данный момент уже невозможно сильно наращивать экспорт сырьевых продуктов, что в свою очередь говорит о том, что экспертное сообщество предполагает рост не сырьевого экспорта. Тем не менее, ожидаемый объем импорта все же больше ожидаемого объема экспорта. Учитывая это, ожидается устойчивая тенденция к понижению торгового сальдо государства, хотя эксперты полагают, что валютные резервы будут расти. Бюджет государства, скорее всего, будет обладать незначительным дефицитом в долгосрочной перспективе, примерно в 1,5-2% ВВП. Большинство экспертов не считают, что российской экономике грозит рецессия. Если все же рецессия произойдет, то, по их мнению, это наиболее реально в 2015 году.

Большинство экспертов (78%) считают возможным для России финансировать бюджетный дефицит путем наращивания государственного долга до 20-25% ВВП.          Кроме того, большинство опрошенных экспертов сошлись во мнении, что российский бюджет вряд ли может позволить себе объявленное государством повышение оборонных расходов. При этом большинство высказываются против сокращения социальных расходов. Более 80% экспертов считают, что модернизация российской промышленности невозможна без расширения внутренней и внешней конкуренции, открытия внутренних рынков, в том числе и топливно-энергетического комплекса. Присутствие государства в экономике большинство считает чрезмерным, при этом большинство считают необходимым условием экономического развития реформу политических и прочих институтов общества.

Результаты опроса более 1000 руководителей промышленных организаций (C,D,E, по ОКВЭД), свидетельствуют о достаточно неблагоприятном состоянии инвестиционного и предпринимательского климата в России, сложившемся в 2011 г.

Охлаждение предпринимательского климата, а, соответственно, и замедление инвестиционных процессов, коснулось всех субъектов крупного, среднего и, в особенности, малого предпринимательства. Так, распределение промышленных предприятий по численности занятых в производствах позволяет констатировать, что самая пессимистичная картина предпринимательских мнений относительно данной проблематики прослеживалась для предприятий с численностью занятых до 250 человек, в то время как результаты в группе предприятий от 500 и свыше 1000 человек носили более оптимистичный оттенок. Очевидно, что особенностью малого предпринимательства является наибольшая степень зависимости от динамки макроэкономических показателей и факторов воздействия внешней среды. Так, на неудовлетворительное состояние предпринимательского и инвестиционного климата в стране сослалось около 40% респондентов.

Несмотря на достаточно глобальность затронутых проблем в "Стратегии 2020" весьма вероятно, что в следующем году она может быть отложена в долгий ящик, так как предложения стратегии слишком сильно расходятся с приоритетами российского правительства.

По мере развития рыночной экономики сфера применения косвенного регулирования значительно расширяется, сужая при этом возможности прямого вмешательства государства в экономические процессы. Так, мощным инструментом регулирования экономики является бюджетная политика, которая формируется Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Бюджетный процесс регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бесспорно, одну из самых значимых ролей в государственном регулировании играет Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

В настоящее время большое значение в государственном регулировании отводится на решение социально-экономических задач: «создаются ориентиры по ресурсному обеспечению государственных программ и оценку рисков бюджетной разбалансированности в различных прогнозных сценариях, а также рекомендуемый алгоритм действий при их реализации».

Проблема пенсионной реформы стоит особенно остро. Первостепенной задачей государства является принятие новой стабильной, понятной пенсионной формулы, которая стимулировал бы граждан к более позднему выходу на пенсию, при этом страховая нагрузка должна остаться приемлемой для бизнеса. Реформа пенсионной системы в Бюджетном Послании Президента РФ о бюджетной политике в 2014-2016 годах является одной из ключевых задач, требующих наискорейшего решения.

Государственное регулирование экономики не может успешно функционировать без сильной, хорошо продуманной законодательной базы. Развитие налоговой системы и ее конкурентоспособности - путь к более совершенному регулированию экономики государством. Требуется упростить налоговый учет и приблизить его к бухгалтерскому учету, повысить эффективность мер по противодействию уклонения от налогообложения.

Также государство в приоритет своих задач ставит поддержку малого и среднего бизнеса. «По данным МЭР РФ, в последние 10 лет компании малого бизнеса демонстрируют темпы роста, превышающие общеэкономические показатели. Так, ежегодное увеличение занятых в секторе малых компаний в 8 раз выше, чем по всем компаниям, а инвестиционная активность в 3 раза больше ежегодных темпов роста инвестиций в основные фонды по экономике в целом. Каждая третья компания в стране и каждый четвертый занятый трудятся в малом бизнесе».

Сегодня, очевидно, что малый и средний бизнес выполняют ряд задач государства: развитие конкуренции, внедрение инноваций, регулирование занятости. Однако до сих пор имеется ряд проблем по развитию малого и среднего бизнеса: трудности в поиске источников финансирования, отсутствие благоприятной деловой среды, высокие налоговые отчисления, монополизация локальных рынков.

Таким образом, основными задачами государства являются обеспечение комплексности решения задач экономического, социального и институционального развития, что и является условием обеспечения нового качества экономического роста, а, следовательно, создание условий для устойчивого повышения уровня благосостояния граждан.

Заключение

Государственное регулирование экономики распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики и жизни. Однако не следует считать, что столь обширное государственное регулирование лишает предприятия, предпринимателей, граждан экономической свободы. В условиях рынка даже при наличии многочисленных видов и способов государственного регулирования оно носит ограниченный, вынужденный характер, тем самым создаются социально-экономические и правовые условия и основы для дальнейшего продвижения рыночных реформ и рыночных преобразований во всех мировой опыт государственного регулирования экономики, который следует изучить. При рассмотрении государственного регулирования товарных рынков отмечаем, что здесь применяются административные и экономические методы, которые обеспечивают исправление негативных последствий и провалов рынка.

Были рассмотрены основные макроэкономические показатели нескольких развитых стран. Главной чертой экономики США является реактивная (адаптационная) модель. Она позволяет четко реагировать на изменения рынка. Это обеспечивается подвижностью структур и функций регулирующих органов, варьированием рычагов прямого и косвенного регулирования на макро - и микроуровне, сочетанием разных форм совместной деятельности государства и частного бизнеса.        . Для экономики Японии свойственна преактивная модель госрегулирования, которая предполагает предупреждение возможных сбоев в рыночном механизме путем «точной» дозировки объемов государственного вмешательства, использования планирования, координирующих или корректирующих рекомендаций в переговорах государства и предпринимателей.      Модель российской экономики характеризуется тем, что на современно этапе развития происходит снижение возможностей и значимости, ставших традиционными для экономик зарубежных стран Запада инструментов макроэкономического регулирования и, соответственно, отмечается повышение роли и значения институциональных преобразований, а также мер административного регулирования на отраслевом уровне.

Основными задачами государства являются обеспечение комплексности решения задач экономического, социального и институционального развития, что и является условием обеспечения нового качества экономического роста, а, следовательно, создание условий для устойчивого повышения уровня благосостояния граждан.


Список используемой литературы

1.     Багинова В.В. Экономическая теория: Учебник / В.В.Багинова,Т.Г.Бродская и др.; Под общ. ред. проф. А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - С. 756.

2.     Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учеб. - 2 -е изд., перераб. и доп./ <Е. Ф. Борисов Е.Ф. - М.: Изд-во Проспект, 2011. - С. 544.

3.     Бюджетное Послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://government.ru.2013. - 29 ноября.

4.     Государственная поддержка малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.nirsi.ru/60.2013. - 15 декабря.

5.     Журавлева Г.П. Экономическая теория: Учебное пособие / Г.П. Журавлева. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - С. 207.

6.     Мировая экономика. Все статьи: Экономика стран мира: Экономика США: Роль государства в Американской экономике [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www/ereport.ru/articles/weconomy/usa5.html.2013.

7.     Мировая экономика. Вся статистика: Страны мира: Экономика США [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www/ereport.ru/articles/weconomy/usa.2013.

8.     Мировая экономика. Вся статистика: Страны мира: Экономика Японии. Японская экономическая модель [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ereport.ru/stat.php?razdel=country&count=japan2.htm.2013.

9.     Мировая экономика. Вся статистика: Страны мира: Экономика Японии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ereport.ru/stat.php?razdel=country&count=japan.2013.

10.    Мировая экономика. Вся статистика: Страны мира: Экономика России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ereport.ru/stat.php?razdel=country&count=russia.2013.

11.   Михайлушкин П.В. Молодой учёный / П.В. Михайлушкин, А.А. Баранников // Методы и средства государственного регулирования экономики России: опыт зарубежных стран.- 2012. - № 9. - С. 175.

12.    Николаева И.П. Экономическая теория: Учебник / И.П. Николаева, - М.: Издательство-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - С. 325.

13.   Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики: Учебник. - 2-e изд., перераб. и доп./ - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - С. 640.

Похожие работы на - Государственное регулирование рыночной экономики

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!