Регулирование рыночной экономики

  • Вид работы:
    Книга / Учебник
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    304,52 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Регулирование рыночной экономики

Содержание

 

1. Регулирование рыночной экономики

Сущность и способы регулирования экономики

2. Альтернативные подходы к определению характера регулирования

3. Финансово-бюджетная система и фискальная политика государства

Финансово-бюджетная система страны

Понятие фискальной политики и её инструменты

Альтернативные подходы к фискальной политике

Бюджетный дефицит и профицит

4. Денежно-кредитная система и монетарная политика государства

Денежно-кредитная система и ее структура

Механизм денежной мультипликации

Альтернативные подходы к монетарной политике

5. Социальная политика государства

Необходимость и сущность социальной политики государства

Государственная политика в области распределения доходов

Государственная политика в области занятости

6. Теоретические основы регулирования открытой экономики

Интернационализация хозяйственной жизни

7. Равновесие в открытой экономике

Мультипликатор внешней торговли

7. Международная торговля

Абсолютные и сравнительные преимущества

8. Ввоз и вывоз капитала

Платёжный баланс и его структура

9. Международные валютно-кредитные отношения

Валютный курс

10. Переходные процессы в экономике

Понятие переходной экономики. Варианты перехода к рыночной экономике

Литература

1. Регулирование рыночной экономики

Сущность и способы регулирования экономики


Регулирование экономики -

·        обеспечение стабильного функционирования экономики;

·        достижение макроэкономического равновесия;

·        эффективное решение ключевых экономических проблем.

Ключевые экономические проблемы:

·        Что производить?

·        Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворит потребности членов общества? Сколько необходимо произвести товаров?

·        Как производить?

·        Из каких ресурсов и с помощью каких технологий должны производиться товары? Как должно быть организовано производство?

·        Для кого производить?

·        Кто должен получить произведенные товары и услуги? Как они будут распределяться между потребителями?

Способы регулирования:

·        рыночное саморегулирование:

o   стихийное;

o   сознательное;

·        государственное регулирование:

o   прямое;

o   косвенное.

Рыночное саморегулирование предполагает, что установление равновесия происходит под влиянием рыночных сил.

Стихийное саморегулирование характеризуется отсутствием субъекта регулирования ("невидимая рука").

регулирование рыночная экономика открытая

Сознательное саморегулирование - осознанная деятельность экономических агентов, направленная на регулирование отдельных сторон рыночных отношений.

Формы сознательного саморегулирования:

·        регулирование со стороны производителей и потребителей (заключение договоров, регулирование рисков, выработка стратегий и др.);

·        регулирование со стороны посредников (рыночной инфраструктуры).

Государственное регулирование характеризуется тем, что определённые функции по поддержанию макроэкономического равновесия берёт на себя государство.

Прямое государственное регулирование проводится с целью непосредственного установления макроэкономических пропорций.

Формы прямого государственного регулирования:

·        централизованное планирование;

·        распределение государственных заказов;

·        регулирование цен и тарифов.

Косвенное государственное регулирование проводится с целью повлиять на деятельность экономических агентов через их интересы.

Формы косвенного государственного регулирования:

·        финансово-бюджетное регулирование (фискальная политика);

·        кредитно-денежное регулирование (монетарная политика);

·        рыночная экспансия (массовые закупки или продажи товаров);

·        регулирование социальной сферы (социальная политика);

·        нормативно-правовое регулирование.

·        кейнсианский подход;

·        неоклассический подход.

Кейнсианский подход:

·        рыночная экономика нестабильна, развивается циклически;

·        восстановление стабильности невозможно без государственного вмешательства;

·        для смягчения резких экономических спадов и подъёмов необходима дискретная фискальная и монетарная политика.

Дискретная политика изменяется в зависимости от экономической ситуации:

·        стимулирующая политика на стадии спада;

·        сдерживающая политика на стадии подъёма.

Неоклассический подход:

·        рыночная экономика по своей природе стабильна, а нестабильность вызывает дискретная государственная политика;

·        государственное регулирование должно не подстраиваться под экономическую ситуацию, а основываться на определённых правилах.

3. Финансово-бюджетная система и фискальная политика государства

Финансово-бюджетная система страны


Финансово-бюджетная система - сложившаяся в обществе система отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Государственные фонды денежных средств:

·        государственный бюджет;

·        внебюджетные фонды.

Государственный бюджет - основной централизованный фонд денежных ресурсов, используемых для осуществления государством его функций и задач; смета (баланс) доходов и расходов государства.

Доходы госбюджета:

·        поступления от бизнеса (налоги на бизнес);

·        поступления от домохозяйств (личные налоги).

Расходы госбюджета:

·        расходы на народное хозяйство;

·        расходы на социальную сферу (культура, наука, здравоохранение, социальное обеспечение);

·        расходы на оборону;

·        расходы на управление.

Уровни госбюджета:

·        федеральный бюджет;

·        региональные бюджеты;

·        местные бюджеты.

Внебюджетные фонды:

·        Пенсионный фонд РФ;

·        Фонд социального страхования;

·        Государственный фонд занятости населения;

·        Фонд обязательного медицинского страхования и др.

Понятие фискальной политики и её инструменты

Фискальная политика - изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного общественного продукта.

Инструменты фискальной политики:

·        осуществление государственных расходов;

·        взимание налоговых платежей (налогообложение).

Государственные расходы:

·        государственные закупки;

·        трансфертные платежи (трансферты).

Государственные закупки - расходы государства на приобретение товаров и услуг (т.е. такие расходы, которым противостоят реальные блага).

Трансфертные платежи - выплаты отдельным домохозяйствам или фирмам денег (или передача им товаров и услуг) на безвозмездной основе; к ним относятся: пенсии, стипендии, пособия, дотации, субвенции, субсидии, компенсации и др.

Налоговые платежи - обязательные взносы в госбюджет или внебюджетный фонд, осуществляемые плательщиком в соответствии с законодательством; к ним относятся налоги, сборы и пошлины.

Виды налогов (1):

·        в зависимости от объекта налогообложения:

o   прямые налоги;

o   косвенные налоги.

Прямые налоги налагаются на доход или имущество конкретного лица; примеры налогов на доход - подоходный налог, налог на прибыль; примеры налогов на имущество - налог на недвижимость, налог на наследование или дарение.

Косвенные налоги налагаются на определённые виды деятельности; примеры - налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и др.

Виды налогов (2):

·        в зависимости от шкалы налогообложения: прогрессивные налоги; регрессивные налоги; пропорциональные налоги.

Прогрессивный налог - налог, ставка которого растет по мере роста облагаемой суммы.

Регрессивный налог - налог, ставка которого понижается по мере роста облагаемой суммы.

Пропорциональный налог - налог, по которому установлена единая стабильная ставка, не зависящая от облагаемой суммы.

Эффект Лаффера - закономерность, согласно которой превышение налоговой ставкой определённого уровня ведёт не к увеличению, а к уменьшению поступлений в бюджет; причины - снижение деловой активности, сокрытие доходов.

Рис. Кривая Лаффера

Сочетание инструментов фискальной политики находит выражение в величине чистых налогов - налоговых поступлений за вычетом трансфертных платежей.

Альтернативные подходы к фискальной политике

Альтернативные подходы к фискальной политике:

·        кейнсианский подход;

·        неоклассический подход.

Кейнсианский подход:

·        фискальная политика - наиболее эффективное из всех средств государственного регулирования;

·        фискальная политика должна быть дискретной (дискреционной).

Дискретная фискальная политика - сознательное манипулирование налогами и госрасходами с целью изменения реального объёма национального производства и занятости, контроля над инфляцией; имеет два варианта:

·        стимулирующая (экспансионистская) фискальная политика;

·        сдерживающая (рестриктивная) фискальная политика.

Стимулирующая фискальная политика:

·        увеличение государственных расходов, снижение налогов;

·        ведёт к увеличению равновесного объёма ВВП (через механизмы мультипликатора государственных расходов и налогового мультипликатора);

·        связана с образованием бюджетного дефицита.

Рис. Действие мультипликатора государственных расходов

Рис Действие налогового мультипликатора

Сдерживающая фискальная политика:

·        уменьшение государственных расходов, рост налогов;

·        применяется в период подъёма, нацелена на преодоление инфляции спроса;

·        ведёт к уменьшению равновесного объёма ВВП;

·        связана с образованием бюджетного профицита.

Неоклассический подход:

·        дискретная фискальная политика обладает существенными недостатками, сводящими на "нет" её эффективность;

·        фискальная политика должна быть автоматической (недискреционной).

Недостатки дискретной фискальной политики:

·        запаздывание фискальных мер;

·        их отклонение от цели достижения стабильности;

·        эффект вытеснения;

·        подталкивание инфляции.

Причины запаздывания:

·        временной лаг распознавания;

·        административная задержка;

·        функциональное запаздывание.

Причины отклонения от цели:

·        наличие у государства других задач, помимо поддержания стабильности (производство общественных благ, перераспределение доходов);

·        пристрастие к стимулирующим мерам.

Эффект вытеснения: стимулирующая фискальная политика ведёт к росту уровня процентных ставок и сокращению частных инвестиций.

Подталкивание инфляции: стимулирующая фискальная политика ведёт к росту совокупных расходов, что может вызывать инфляцию спроса.

Автоматическая фискальная политика:

·        предполагает установление фиксированного уровня государственных расходов и налоговых ставок, не зависящих от фазы цикла;

·        стабилизация экономики при этом осуществляется благодаря увеличению (сокращению) объёма чистых налоговых поступлений в результате увеличения (сокращения) объёма ВВП.

Бюджетный дефицит и профицит


Бюджетный дефицит:

·        превышение расходов государственного бюджета над его доходами;

·        связан со стимулирующей фискальной политикой;

·        ведёт к появлению и росту государственного долга.

Бюджетный профицит:

·        превышение доходов государственного бюджета над его расходами;

·        связан со сдерживающей фискальной политикой;

·        ведёт к снижению государственного долга.

Государственный долг - сумма накопленных за определённый период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время профицитов; имеет две формы:

·        внешний (задолженность перед иностранными государствами, организациями и лицами);

·        внутренний (задолженность перед гражданами данной страны).

Способы покрытия бюджетного дефицита:

·        выпуск государственных займов;

·        ужесточение налогообложения;

·        сеньораж (доход от эмиссии бумажных денег, рыночная цена которых превышает расходы на эмиссию).

Концепции регулирования бюджетного дефицита:

·        ежегодное балансирование бюджета;

·        балансирование бюджета на циклической основе;

·        функциональные финансы.

Ежегодное балансирование бюджета:

·        государство должно всегда стремиться к бездефицитности бюджета;

·        может усиливать циклические колебания и тем самым вступать в противоречие с целями стабилизации экономики.

Балансирование бюджета на циклической основе:

·        бюджет не должен балансироваться ежегодно, достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла, за период в несколько лет;

·        дефициты, возникающие в период спада, покрываются профицитами, возникающими в период подъёма.

Функциональные финансы:

·        целью фискальной политики является балансирование экономики (обеспечение неинфляционной полной занятости), а не балансирование бюджета;

·        правительство не должно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели.

4. Денежно-кредитная система и монетарная политика государства

Денежно-кредитная система и ее структура

Денежно-кредитная система:

·        сложившаяся в обществе система отношений по организации денежного обращения и кредита;

·        совокупность кредитных организаций страны (банковская система).

Двухуровневая банковская система:

·        верхний уровень - центральный банк, который играет роль центра денежно-кредитного регулирования;

·        нижний уровень - коммерческие банки и небанковские кредитные организации, которые занимаются оказанием банковских услуг экономическим агентам.

Ликвидность банка:

·        его способность своевременно оплачивать предъявляемые требования;

·        важнейшее условие стабильности не только отдельного банка, но и банковской системы в целом;

·        требует создания банковских резервов (добровольных и обязательных).

Фонд обязательных резервов:

·        ставка отчислений в этот фонд является определяющим фактором денежной мультипликации.

Механизм денежной мультипликации

Денежная мультипликация:

·        процесс увеличения денежной массы в стране вследствие создания банками безналичных денег;

·        его масштабы зависят от объема кредитных ресурсов банковской системы и размера отчислений в резервные фонды (прежде всего, в фонд обязательных резервов).

Механизм денежной мультипликации:

·        Фирма Х открывает текущий счёт в банке А на сумму DD0 = 100 т. р.

·        При ставке обязательных резервов rr = 10% банк А производит отчисления в ФОР в сумме RR0 = 100 · 0,1 = 10 т. р.

·        В банке А остаются избыточные резервы (свободные кредитные ресурсы) в сумме ER0 = 90 т. р.

·        На всю эту сумму банк А выдаёт ссуду фирме Y, в результате происходит прирост счёта фирмы Y в банке В в сумме DD1 = 90 т. р.

·        Промежуточный итог: безналичная денежная масса возросла, составив сумму М = 100 + 90 = 190 т. р.

o   Банк В производит отчисления в ФОР в сумме RR1 = 90 · 0,1 = 9 т. р.

o   В банке В остаются избыточные резервы ER1 = 81 т. р.

o   Банк А выдаёт ссуду фирме Z, её счёт в банке C возрастает на DD2 = 81 т. р.

o   Денежная масса составляет уже М = 100 + 90 + 81 = 271 т. р.

§  Банк С производит отчисления в ФОР в сумме RR2 = 81 · 0,1 = 8,1 т. р.

§  В банке С остаются избыточные резервы ER2 = 72,9 т. р.

§  Банк C выдаёт ссуду фирме X, её счёт в банке A возрастает на DD3 = 72,9 т. р.

§  Денежная масса составляет уже М = 100 + 90 + 81 + 72,9 = 343,9 т. р.

§  Этот процесс продолжится до тех пор, пока прирост денежной массы не приблизится к нулевому значению.

Денежный мультипликатор - коэффициент, показывающий степень разрастания исходной величины кредитных ресурсов; обратно пропорционален ставке обязательных резервов.


Прирост денежной массы:

, где

·        ∆М - прирост денежной массы;

·        k - денежный мультипликатор;

·        ER0 - исходная величина свободных кредитных ресурсов (избыточных резервов).

Инструменты монетарной политики

Монетарная политика - совокупность мероприятий, направленных на изменение массы денег в обращении с целью достижения неинфляционного производства национального продукта при условии полной занятости; основана на положениях количественной теории денег.

Уравнение Фишера:

M · V = P · Q, где

·        М - количество денег, находящихся в обращении;

·        V - скорость обращения денег;

·        P - средний уровень товарных цен;

·        Q - объем текущих сделок по продаже товаров.

Инструменты монетарной политики:

·        ставка отчислений в фонд обязательных резервов;

·        операции на открытом рынке государственных ценных бумаг;

·        учётная ставка центрального банка (ставка рефинансирования).

Ставка обязательных резервов:

·        устанавливается в определенном отношении к банковским обязательствам (вкладам клиентов);

·        её увеличение сокращает, а уменьшение - расширяет кредитные ресурсы банков, масштабы денежной мультипликации и объём денежной массы.

Операции на открытом рынке:

·        покупка или продажа центральным банком государственных ценных бумаг коммерческим банкам по выгодному курсу;

·        покупка ведёт к увеличению, а продажа - к уменьшению свободных кредитных ресурсов коммерческих банков.

Учётная ставка (ставка рефинансирования):

·        процентная ставка, взимаемая центральным банком по кредитам, предоставляемым коммерческим банкам;

·        её увеличение сокращает, а уменьшение - расширяет кредитные ресурсы банков.

Альтернативные подходы к монетарной политике


Альтернативные подходы к монетарной политике:

·        кейнсианский подход;

·        неоклассический (монетаристский) подход.

Кейнсианский подход:

·        монетарная политика менее эффективна, чем фискальная (в связи с нестабильностью скорости обращения денег);

·        ключевым звеном монетарной политики является изменение процентной ставки;

·        монетарная политика должна быть дискретной (дискреционной).

Дискретная монетарная политика изменяется в зависимости от стадии экономического цикла; имеет два варианта:

·        стимулирующая (экспансионистская) монетарная политика;

·        сдерживающая (рестриктивная) монетарная политика.

Стимулирующая монетарная политика:

·        применяется в период спада, направлена на снижение уровня процентной ставки (политика дешёвых денег), повышение деловой активности и увеличение занятости;

·        включает следующие мероприятия:

o   понижение ставки обязательных резервов;

o   массовая покупка центральным банком ценных бумаг на открытом рынке;

o   понижение ставки рефинансирования.

Сдерживающая монетарная политика:

·        применяется в период подъёма, направлена на повышение уровня процентной ставки (политика дорогих денег), снижение деловой активности и борьбу с инфляцией;

·        включает следующие мероприятия:

o   повышение ставки обязательных резервов;

o   массовая продажа центральным банком ценных бумаг на открытом рынке;

o   повышение ставки рефинансирования.

Монетаристский подход:

·        ключевым звеном монетарной политики является изменение денежного предложения;

·        монетарная политика должна быть не дискретной (это усиливает нестабильность из-за запаздывания), а стабильной.

Монетарное правило (выдвинуто М. Фридменом): государство должно ежегодно расширять денежное предложение в том же темпе, что и среднегодовой темп потенциального роста реального ВВП.

5. Социальная политика государства

Необходимость и сущность социальной политики государства

Основные социальные проблемы:

·        неравенство доходов;

·        бедность;

·        безработица.

Кривая Лоренца - график, отражающий фактическое распределение доходов в обществе.

Квинтильный (децильный) коэффициент фондов - соотношение между средними уровнями денежных доходов 20% (10%) населения с самыми высокими доходами и 20% (10%) населения с самыми низкими доходами; показывает степень дифференциации доходов (социального расслоения общества).

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) - показывает степень отклонения линии фактического распределения доходов от линии равномерного распределения:

 

, где

·        Fi - доля населения, относящаяся к i-му интервалу;

·        Si - доля суммарного дохода, приходящегося на начало и конец интервала.

Рис. Кривая Лоренца

Причины неравенства доходов:

·        различия в способностях людей;

·        различия в образовании;

·        профессиональные вкусы, мобильность и риск;

·        владение собственностью;

·        рыночная власть;

·        удача и связи, несчастья и дискриминация.

Социальная политика - система мер социальной поддержки населения, его защиты от бедности и безработицы.

Черта бедности определяется на основе оценки прожиточного минимума, т.е. стоимости минимального набора товаров, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Государственная политика в области распределения доходов

Меры государственной политики в области распределения доходов:

·        налогообложение;

·        системы государственной помощи;

·        нормирование потребления.

Государственная политика в области занятости

Меры государственной политики в области занятости:

·        создание государственной службы занятости (биржи труда);

·        создание искусственных рабочих мест;

·        повышение образовательного уровня и переобучение;

·        политика в области иммиграции, ввоза и вывоза капитала и товаров.

6. Теоретические основы регулирования открытой экономики

Интернационализация хозяйственной жизни


Всемирное хозяйство

Открытая экономика - экономика, в которой значительная доля товаров и услуг продаётся и покупается на мировом рынке.

Интернационализация хозяйственной жизни - объективный процесс возникновения и углубления связей между национальными экономиками разных стран, который обусловлен развитием международного разделения труда; ведёт к возникновению всемирного хозяйства.

Формы международного разделения труда:

·        традиционное (предметное) - специализация на определённых видах товаров;

·        профессиональное - специализация на определённых видах деятельности;

·        территориальное - основано на полезных ископаемых, природных богатствах и климатических условиях.

Всемирное хозяйство - система взаимосвязанных и взаимодействующих национальных экономик мирового сообщества.

Формы взаимосвязей во всемирном хозяйстве:

·        международная торговля;

·        международное движение капиталов;

·        международная миграция рабочей силы;

·        международные валютно-кредитные отношения.

Этапы развития всемирного хозяйства:

·        становление кооперационных связей между странами;

·        возникновение механизма межгосударственного регулирования:

·        неофициальные объединения ученых, политиков и бизнесменов;

·        межправительственные организации;

·        ежегодные совещания глав государств;

·        нарастание интеграционных процессов.

7. Равновесие в открытой экономике


Мультипликатор внешней торговли


Равновесие в открытой экономике:

·        складывается под влиянием внешних факторов, главными из которых являются экспорт и импорт;

·        экспорт и импорт оказывают мультиплицированное воздействие на уровень совокупных расходов и объём ВВП, подобно инвестициям и государственным расходам.

Рис. Действие мультипликатора внешней торговли

Мультипликатор внешней торговли:

·        показывает возможный рост национального дохода в стране в результате увеличения экспорта;

·        зависит не только от предельной склонности к сбережению, но и от предельной склонности к импорту.

 

, где

·        MPS - предельная склонность к сбережению;

·        MPM - предельная склонность к импорту.

Предельная склонность к импорту (MPM) - изменение потребительских расходов на импортные товары, происходящее в результате получения дополнительной единицы дохода.

 

Теория абсолютных преимуществ (А. Смит): каждая страна должна специализироваться на тех товарах, издержки производства которых в ней ниже, чем в странах, выступающих торговыми партнёрами.

Теория сравнительных преимуществ (Д. Рикардо): каждая страна должна специализироваться на тех товарах, внутреннее производство которых наиболее эффективно по сравнению с производством других товаров.

Типы внешнеторговой политики государства:

·        протекционизм - политика поддержки национальных товаропроизводителей и ограничения импорта;

·        фритредерство - политика свободной торговли.

Инструменты внешнеторговой политики государства:

·        таможенные тарифы;

·        нетаможенные ограничения (квотирование экспорта и импорта, налогообложение, национальные стандарты, государственная монополия на определённую деятельность);

·        стимулирование экспорта (государственное кредитование, прямые субсидии, налоговые льготы, информационная и организационная поддержка.

8. Ввоз и вывоз капитала


Платёжный баланс и его структура

Международное движение капитала:

·        связано с различиями в рентабельности инвестиций в разных странах;

·        экспорт капитала ведёт к снижению, а импорт - к росту объёма национального производства.

Формы вывоза капитала:

·        предпринимательская форма:

·        прямые инвестиции (вложения непосредственно в производство);

·        портфельные инвестиции (вложения в ценные бумаги);

·        ссудная форма.

Инструменты регулирования движения капиталов:

·        налоги и льготы;

·        процентные ставки;

·        законодательное регулирование.

Платёжный баланс - соотношение платежей, произведённых данной страной за границей, и поступлений, полученных из-за границы, за определённый период.

Структура платёжного баланса:

·        Счёт текущих операций:

o   Торговый баланс;

o   Баланс услуг;

o   Трансферты;

·        Счёт операций с капиталом;

·        Счёт золотовалютных резервов.

9. Международные валютно-кредитные отношения


Валютный курс


Международные валютно-кредитные отношения - совокупность отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве.

Валютный курс - соотношение между денежными единицами различных стран, определённое их покупательной способностью и рядом других факторов.

Виды валютных курсов:

·        фиксированный валютный курс;

·        плавающий валютный курс.

Влияние повышения валютного курса на экономику:

·        улучшается ситуация для импортёров и ухудшается - для экспортёров;

·        снижается чистый экспорт и в целом совокупный спрос;

·        уменьшаются издержки на импортное сырьё, совокупное предложение растёт.

Влияние снижения валютного курса на экономику:

·        улучшается ситуация для экспортёров и ухудшается - для импортёров;

·        растёт чистый экспорт и в целом совокупный спрос;

·        увеличиваются издержки на импортное сырьё, совокупное предложение падает.

Влияние фискальной политики на валютный курс:

·        стимулирующая:

o   снижение налоговых ставок;

o   приток капитала в страну;

o   повышение валютного курса;

·        сдерживающая:

o   повышение налоговых ставок;

o   отток капитала из страны;

o   снижение валютного курса.

Влияние монетарной политики на валютный курс:

·        стимулирующая:

o   снижение процентных ставок;

o   отток капитала из страны;

o   снижение валютного курса;

·        сдерживающая:

o   повышение процентных ставок;

o   приток капитала в страну;

o   повышение валютного курса.

10. Переходные процессы в экономике

Понятие переходной экономики. Варианты перехода к рыночной экономике

Переходная (транзитивная) экономика - особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует в период перехода общества от одной стадии развития к другой.

Теории смены стадий общественного развития:

·        теория смены ступеней;

·        теория "пограничных зон";

·        теория наращивания ступеней.

Рис.25.1 Теория смены ступеней

Рис.25.2 Теория "пограничных зон"


Типы переходной экономики (1):

·        по характеру переходных процессов:

o   естественно-эволюционный тип (выражает естественный ход исторической эволюции, характерен для глобальных переходных процессов);

o   реформаторско-эволюционный тип (предполагает регулирование переходных процессов на основе сознательно разработанных программ реформирования общества).

Типы переходной экономики (2):

·        по масштабу переходных процессов:

o   локальный тип (характеризует переходное состояние в каком-либо регионе или отдельной стране);

o   глобальный тип (характеризует единый процесс изменений в масштабах всего мирового хозяйства).

Переходные процессы в экономике России

Характеристика переходной экономики России:

·        исходное состояние - плановое хозяйство;

·        конечная цель - социальное рыночное хозяйство.

Черты планового хозяйства:

·        огосударствление экономики;

·        централизованное планирование;

·        затратный механизм использования ресурсов;

·        внеэкономическое распределение благ;

·        скрытая безработица и инфляция, тотальный дефицит.

Черты социального рыночного хозяйства:

·        органичное единство и взаимодействие рынка и государства;

·        наличие развитых институтов рынка;

·        социальная ориентированность экономики;

·        социальное партнёрство.

Варианты перехода к рыночной экономике:

·        градуализм (постепенное, медленное проведение реформ под руководством государства);

·        шоковая терапия (радикальный, быстрый переход к рынку под воздействием свободных рыночных сил).

Особенности российской переходной экономики:

·        институциональная неполнота;

·        структурная асимметричность.

Основные переходные процессы в экономике России:

·        либерализация цен;

·        приватизация собственности;

·        формирование рыночной инфраструктуры;

·        структурная перестройка экономики.

Литература


1.      Курс экономической теории: учеб. / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. - 6-е изд. - Киров: АСА, 2007. - 832 с.

2.      Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров "Аса", 2007.

.        Микроэкономический подход: практический подход. Под ред.А.Г. Грязновой, А.Ю. Юдановой. КНОРУС, 2008

.        Экономическая теория (политэкономия): учеб. / под ред.В.И. Видяпина, Г.П. Журавлёвой. - 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 640 с.

.        Экономическая теория: учеб. пособие / под ред.А.Г. Грязновой, В.М. Соколинского. - 2-е изд. - М.: КНОРУС, 2009. - 464 с.

Похожие работы на - Регулирование рыночной экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!