Регулирование рыночной экономики
Содержание
1. Регулирование рыночной экономики
Сущность и способы регулирования экономики
2. Альтернативные подходы к определению характера регулирования
3. Финансово-бюджетная система и фискальная политика государства
Финансово-бюджетная система страны
Понятие фискальной политики и её инструменты
Альтернативные подходы к фискальной политике
Бюджетный дефицит и профицит
4. Денежно-кредитная система и монетарная политика государства
Денежно-кредитная система и ее структура
Механизм денежной мультипликации
Альтернативные подходы к монетарной политике
5. Социальная политика государства
Необходимость и сущность социальной политики государства
Государственная политика в области распределения доходов
Государственная политика в области занятости
6. Теоретические основы регулирования открытой экономики
Интернационализация хозяйственной жизни
7. Равновесие в открытой экономике
Мультипликатор внешней торговли
7. Международная торговля
Абсолютные и сравнительные преимущества
8. Ввоз и вывоз капитала
Платёжный баланс и его структура
9. Международные валютно-кредитные отношения
Валютный курс
10. Переходные процессы в экономике
Понятие переходной экономики. Варианты перехода к рыночной
экономике
Литература
1.
Регулирование рыночной экономики
Сущность и
способы регулирования экономики
Регулирование экономики -
· обеспечение стабильного функционирования
экономики;
· достижение макроэкономического равновесия;
· эффективное решение ключевых экономических
проблем.
Ключевые экономические проблемы:
· Что производить?
· Какой набор товаров и услуг наиболее полно
удовлетворит потребности членов общества? Сколько необходимо произвести
товаров?
· Как производить?
· Из каких ресурсов и с помощью каких
технологий должны производиться товары? Как должно быть организовано
производство?
· Для кого производить?
· Кто должен получить произведенные товары и
услуги? Как они будут распределяться между потребителями?
Способы регулирования:
· рыночное саморегулирование:
o стихийное;
o сознательное;
· государственное регулирование:
o прямое;
o косвенное.
Рыночное саморегулирование предполагает, что
установление равновесия происходит под влиянием рыночных сил.
Стихийное саморегулирование характеризуется
отсутствием субъекта регулирования ("невидимая рука").
регулирование рыночная экономика открытая
Сознательное саморегулирование - осознанная деятельность
экономических агентов, направленная на регулирование отдельных сторон рыночных
отношений.
Формы сознательного саморегулирования:
· регулирование со стороны производителей и
потребителей (заключение договоров, регулирование рисков, выработка стратегий и
др.);
· регулирование со стороны посредников
(рыночной инфраструктуры).
Государственное регулирование характеризуется тем, что
определённые функции по поддержанию макроэкономического равновесия берёт на
себя государство.
Прямое государственное регулирование проводится с целью
непосредственного установления макроэкономических пропорций.
Формы прямого государственного регулирования:
· централизованное планирование;
· распределение государственных заказов;
· регулирование цен и тарифов.
Косвенное государственное регулирование проводится с целью
повлиять на деятельность экономических агентов через их интересы.
Формы косвенного государственного регулирования:
· финансово-бюджетное регулирование
(фискальная политика);
· кредитно-денежное регулирование
(монетарная политика);
· рыночная экспансия (массовые закупки или
продажи товаров);
· регулирование социальной сферы (социальная
политика);
· нормативно-правовое регулирование.
· кейнсианский подход;
· неоклассический подход.
Кейнсианский подход:
· рыночная экономика нестабильна,
развивается циклически;
· восстановление стабильности невозможно без
государственного вмешательства;
· для смягчения резких экономических спадов
и подъёмов необходима дискретная фискальная и монетарная политика.
Дискретная политика изменяется в зависимости
от экономической ситуации:
· стимулирующая политика на стадии спада;
· сдерживающая политика на стадии подъёма.
Неоклассический подход:
· рыночная экономика по своей природе
стабильна, а нестабильность вызывает дискретная государственная политика;
· государственное регулирование должно не
подстраиваться под экономическую ситуацию, а основываться на определённых
правилах.
3.
Финансово-бюджетная система и фискальная политика государства
Финансово-бюджетная
система страны
Финансово-бюджетная система - сложившаяся в обществе
система отношений по формированию, распределению и использованию фондов
денежных средств.
Государственные фонды денежных средств:
· государственный бюджет;
· внебюджетные фонды.
Государственный бюджет - основной
централизованный фонд денежных ресурсов, используемых для осуществления
государством его функций и задач; смета (баланс) доходов и расходов
государства.
Доходы госбюджета:
· поступления от бизнеса (налоги на бизнес);
· поступления от домохозяйств (личные
налоги).
Расходы госбюджета:
· расходы на народное хозяйство;
· расходы на социальную сферу (культура,
наука, здравоохранение, социальное обеспечение);
· расходы на оборону;
· расходы на управление.
Уровни госбюджета:
· федеральный бюджет;
· региональные бюджеты;
· местные бюджеты.
Внебюджетные фонды:
· Пенсионный фонд РФ;
· Фонд социального страхования;
· Государственный фонд занятости населения;
· Фонд обязательного медицинского
страхования и др.
Понятие
фискальной политики и её инструменты
Фискальная политика - изменения, вносимые
правительством в порядок государственных расходов и налогообложения,
направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного
общественного продукта.
Инструменты фискальной политики:
· осуществление государственных расходов;
· взимание налоговых платежей
(налогообложение).
Государственные расходы:
· государственные закупки;
· трансфертные платежи (трансферты).
Государственные закупки - расходы государства на
приобретение товаров и услуг (т.е. такие расходы, которым противостоят реальные
блага).
Трансфертные платежи - выплаты отдельным домохозяйствам
или фирмам денег (или передача им товаров и услуг) на безвозмездной основе; к
ним относятся: пенсии, стипендии, пособия, дотации, субвенции, субсидии,
компенсации и др.
Налоговые платежи - обязательные взносы в
госбюджет или внебюджетный фонд, осуществляемые плательщиком в соответствии с
законодательством; к ним относятся налоги, сборы и пошлины.
Виды налогов (1):
· в зависимости от объекта налогообложения:
o прямые налоги;
o косвенные налоги.
Прямые налоги налагаются на доход или имущество конкретного
лица; примеры налогов на доход - подоходный налог, налог на прибыль; примеры
налогов на имущество - налог на недвижимость, налог на наследование или
дарение.
Косвенные налоги налагаются на
определённые виды деятельности; примеры - налог на добавленную стоимость
(НДС), акцизы, таможенные пошлины и др.
Виды налогов (2):
· в зависимости от шкалы налогообложения:
прогрессивные налоги; регрессивные налоги; пропорциональные налоги.
Прогрессивный налог - налог, ставка которого
растет по мере роста облагаемой суммы.
Регрессивный налог - налог, ставка которого
понижается по мере роста облагаемой суммы.
Пропорциональный налог - налог, по которому
установлена единая стабильная ставка, не зависящая от облагаемой суммы.
Эффект Лаффера - закономерность, согласно которой
превышение налоговой ставкой определённого уровня ведёт не к увеличению, а к
уменьшению поступлений в бюджет; причины - снижение деловой активности,
сокрытие доходов.
Рис. Кривая Лаффера
Сочетание инструментов фискальной политики находит выражение в
величине чистых налогов - налоговых поступлений за вычетом трансфертных
платежей.
Альтернативные
подходы к фискальной политике
Альтернативные подходы к фискальной политике:
· кейнсианский подход;
· неоклассический подход.
Кейнсианский подход:
· фискальная политика - наиболее эффективное
из всех средств государственного регулирования;
· фискальная политика должна быть дискретной
(дискреционной).
Дискретная фискальная политика - сознательное
манипулирование налогами и госрасходами с целью изменения реального объёма
национального производства и занятости, контроля над инфляцией; имеет два
варианта:
· стимулирующая (экспансионистская)
фискальная политика;
· сдерживающая (рестриктивная) фискальная
политика.
Стимулирующая фискальная политика:
· увеличение государственных расходов,
снижение налогов;
· ведёт к увеличению равновесного объёма ВВП
(через механизмы мультипликатора государственных расходов и налогового
мультипликатора);
· связана с образованием бюджетного
дефицита.
Рис. Действие мультипликатора государственных расходов
Рис Действие налогового мультипликатора
Сдерживающая фискальная политика:
· уменьшение государственных расходов, рост
налогов;
· применяется в период подъёма, нацелена на
преодоление инфляции спроса;
· ведёт к уменьшению равновесного объёма
ВВП;
· связана с образованием бюджетного
профицита.
Неоклассический подход:
· дискретная фискальная политика обладает
существенными недостатками, сводящими на "нет" её эффективность;
· фискальная политика должна быть
автоматической (недискреционной).
Недостатки дискретной фискальной политики:
· запаздывание фискальных мер;
· их отклонение от цели достижения
стабильности;
· эффект вытеснения;
· подталкивание инфляции.
Причины запаздывания:
· временной лаг распознавания;
· административная задержка;
· функциональное запаздывание.
Причины отклонения от цели:
· наличие у государства других задач, помимо
поддержания стабильности (производство общественных благ, перераспределение
доходов);
· пристрастие к стимулирующим мерам.
Эффект вытеснения: стимулирующая
фискальная политика ведёт к росту уровня процентных ставок и сокращению частных
инвестиций.
Подталкивание инфляции: стимулирующая
фискальная политика ведёт к росту совокупных расходов, что может вызывать
инфляцию спроса.
Автоматическая фискальная политика:
· предполагает установление фиксированного
уровня государственных расходов и налоговых ставок, не зависящих от фазы цикла;
· стабилизация экономики при этом
осуществляется благодаря увеличению (сокращению) объёма чистых налоговых
поступлений в результате увеличения (сокращения) объёма ВВП.
Бюджетный
дефицит и профицит
Бюджетный дефицит:
· превышение расходов государственного
бюджета над его доходами;
· связан со стимулирующей фискальной
политикой;
· ведёт к появлению и росту государственного
долга.
Бюджетный профицит:
· превышение доходов государственного
бюджета над его расходами;
· связан со сдерживающей фискальной
политикой;
· ведёт к снижению государственного долга.
Государственный долг - сумма накопленных за
определённый период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же
время профицитов; имеет две формы:
· внешний (задолженность перед иностранными
государствами, организациями и лицами);
· внутренний (задолженность перед гражданами
данной страны).
Способы покрытия бюджетного дефицита:
· выпуск государственных займов;
· ужесточение налогообложения;
· сеньораж (доход от эмиссии бумажных денег,
рыночная цена которых превышает расходы на эмиссию).
Концепции регулирования бюджетного дефицита:
· ежегодное балансирование бюджета;
· балансирование бюджета на циклической
основе;
· функциональные финансы.
Ежегодное балансирование бюджета:
· государство должно всегда стремиться к
бездефицитности бюджета;
· может усиливать циклические колебания и
тем самым вступать в противоречие с целями стабилизации экономики.
Балансирование бюджета на циклической основе:
· бюджет не должен балансироваться ежегодно,
достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла, за период в
несколько лет;
· дефициты, возникающие в период спада,
покрываются профицитами, возникающими в период подъёма.
Функциональные финансы:
· целью фискальной политики является
балансирование экономики (обеспечение неинфляционной полной занятости), а не
балансирование бюджета;
· правительство не должно сомневаться, идя
на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели.
4. Денежно-кредитная
система и монетарная политика государства
Денежно-кредитная
система и ее структура
Денежно-кредитная система:
· сложившаяся в обществе система отношений
по организации денежного обращения и кредита;
· совокупность кредитных организаций страны
(банковская система).
Двухуровневая банковская система:
· верхний уровень - центральный банк,
который играет роль центра денежно-кредитного регулирования;
· нижний уровень - коммерческие банки и
небанковские кредитные организации, которые занимаются оказанием банковских
услуг экономическим агентам.
Ликвидность банка:
· его способность своевременно оплачивать
предъявляемые требования;
· важнейшее условие стабильности не только
отдельного банка, но и банковской системы в целом;
· требует создания банковских резервов
(добровольных и обязательных).
Фонд обязательных резервов:
· ставка отчислений в этот фонд является
определяющим фактором денежной мультипликации.
Механизм
денежной мультипликации
Денежная мультипликация:
· процесс увеличения денежной массы в стране
вследствие создания банками безналичных денег;
· его масштабы зависят от объема кредитных
ресурсов банковской системы и размера отчислений в резервные фонды (прежде
всего, в фонд обязательных резервов).
Механизм денежной мультипликации:
· Фирма Х открывает текущий счёт в банке А
на сумму DD0 = 100 т. р.
· При ставке обязательных резервов rr = 10%
банк А производит отчисления в ФОР в сумме RR0 = 100 · 0,1 = 10 т.
р.
· В банке А остаются избыточные резервы
(свободные кредитные ресурсы) в сумме ER0 = 90 т. р.
· На всю эту сумму банк А выдаёт ссуду фирме
Y, в результате происходит прирост счёта фирмы Y в банке В в сумме DD1
= 90 т. р.
· Промежуточный итог: безналичная денежная
масса возросла, составив сумму М = 100 + 90 = 190 т. р.
o Банк В производит
отчисления в ФОР в сумме RR1 = 90 · 0,1 = 9 т. р.
o В банке В остаются
избыточные резервы ER1 = 81 т. р.
o Банк А выдаёт ссуду фирме
Z, её счёт в банке C возрастает на DD2 = 81 т. р.
o Денежная масса составляет
уже М = 100 + 90 + 81 = 271 т. р.
§ Банк С производит отчисления в ФОР в сумме RR2
= 81 · 0,1 = 8,1 т. р.
§ В банке С остаются избыточные резервы ER2
= 72,9 т. р.
§ Банк C выдаёт ссуду фирме X, её счёт в банке A
возрастает на DD3 = 72,9 т. р.
§ Денежная масса составляет уже М = 100 + 90 + 81 +
72,9 = 343,9 т. р.
§ Этот процесс продолжится до тех пор, пока прирост
денежной массы не приблизится к нулевому значению.
Денежный мультипликатор - коэффициент,
показывающий степень разрастания исходной величины кредитных ресурсов; обратно
пропорционален ставке обязательных резервов.
Прирост денежной массы:
, где
· ∆М - прирост денежной массы;
· k - денежный мультипликатор;
· ER0 - исходная величина
свободных кредитных ресурсов (избыточных резервов).
Инструменты монетарной политики
Монетарная политика - совокупность
мероприятий, направленных на изменение массы денег в обращении с целью
достижения неинфляционного производства национального продукта при условии
полной занятости; основана на положениях количественной теории денег.
Уравнение Фишера:
M · V = P · Q, где
· М - количество денег, находящихся в обращении;
· V - скорость обращения денег;
· P - средний уровень товарных цен;
· Q - объем текущих сделок по продаже
товаров.
Инструменты монетарной политики:
· ставка отчислений в фонд обязательных
резервов;
· операции на открытом рынке государственных
ценных бумаг;
· учётная ставка центрального банка (ставка
рефинансирования).
Ставка обязательных резервов:
· устанавливается в определенном отношении к
банковским обязательствам (вкладам клиентов);
· её увеличение сокращает, а уменьшение -
расширяет кредитные ресурсы банков, масштабы денежной мультипликации и объём
денежной массы.
Операции на открытом рынке:
· покупка или продажа центральным банком
государственных ценных бумаг коммерческим банкам по выгодному курсу;
· покупка ведёт к увеличению, а продажа - к
уменьшению свободных кредитных ресурсов коммерческих банков.
Учётная ставка (ставка рефинансирования):
· процентная ставка, взимаемая центральным
банком по кредитам, предоставляемым коммерческим банкам;
· её увеличение сокращает, а уменьшение -
расширяет кредитные ресурсы банков.
Альтернативные
подходы к монетарной политике
Альтернативные подходы к монетарной политике:
· кейнсианский подход;
· неоклассический (монетаристский) подход.
Кейнсианский подход:
· монетарная политика менее эффективна, чем
фискальная (в связи с нестабильностью скорости обращения денег);
· ключевым звеном монетарной политики
является изменение процентной ставки;
· монетарная политика должна быть дискретной
(дискреционной).
Дискретная монетарная политика изменяется в зависимости
от стадии экономического цикла; имеет два варианта:
· стимулирующая (экспансионистская)
монетарная политика;
· сдерживающая (рестриктивная) монетарная
политика.
Стимулирующая монетарная политика:
· применяется в период спада, направлена на
снижение уровня процентной ставки (политика дешёвых денег), повышение деловой
активности и увеличение занятости;
· включает следующие мероприятия:
o понижение ставки
обязательных резервов;
o массовая покупка
центральным банком ценных бумаг на открытом рынке;
o понижение ставки рефинансирования.
Сдерживающая монетарная политика:
· применяется в период подъёма, направлена
на повышение уровня процентной ставки (политика дорогих денег), снижение
деловой активности и борьбу с инфляцией;
· включает следующие мероприятия:
o повышение ставки
обязательных резервов;
o массовая продажа
центральным банком ценных бумаг на открытом рынке;
o повышение ставки
рефинансирования.
Монетаристский подход:
· ключевым звеном монетарной политики
является изменение денежного предложения;
· монетарная политика должна быть не
дискретной (это усиливает нестабильность из-за запаздывания), а стабильной.
Монетарное правило (выдвинуто М.
Фридменом): государство должно ежегодно расширять денежное предложение в том же
темпе, что и среднегодовой темп потенциального роста реального ВВП.
5. Социальная
политика государства
Необходимость
и сущность социальной политики государства
Основные социальные проблемы:
· неравенство доходов;
· бедность;
· безработица.
Кривая Лоренца - график, отражающий фактическое
распределение доходов в обществе.
Квинтильный (децильный) коэффициент фондов - соотношение между
средними уровнями денежных доходов 20% (10%) населения с самыми высокими
доходами и 20% (10%) населения с самыми низкими доходами; показывает степень
дифференциации доходов (социального расслоения общества).
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) -
показывает
степень отклонения линии фактического распределения доходов от линии
равномерного распределения:
, где
· Fi - доля населения,
относящаяся к i-му интервалу;
· Si - доля суммарного
дохода, приходящегося на начало и конец интервала.
Рис. Кривая Лоренца
Причины неравенства доходов:
· различия в способностях людей;
· различия в образовании;
· профессиональные вкусы, мобильность и
риск;
· владение собственностью;
· рыночная власть;
· удача и связи, несчастья и дискриминация.
Социальная политика - система мер социальной
поддержки населения, его защиты от бедности и безработицы.
Черта бедности определяется на основе оценки прожиточного
минимума, т.е. стоимости минимального набора товаров, необходимых для
сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Государственная
политика в области распределения доходов
Меры государственной политики в области
распределения доходов:
· налогообложение;
· системы государственной помощи;
· нормирование потребления.
Государственная
политика в области занятости
Меры государственной политики в области занятости:
· создание государственной службы занятости
(биржи труда);
· создание искусственных рабочих мест;
· повышение образовательного уровня и
переобучение;
· политика в области иммиграции, ввоза и
вывоза капитала и товаров.
6.
Теоретические основы регулирования открытой экономики
Интернационализация
хозяйственной жизни
Всемирное хозяйство
Открытая экономика - экономика, в которой
значительная доля товаров и услуг продаётся и покупается на мировом рынке.
Интернационализация хозяйственной жизни - объективный процесс
возникновения и углубления связей между национальными экономиками разных стран,
который обусловлен развитием международного разделения труда; ведёт к
возникновению всемирного хозяйства.
Формы международного разделения труда:
· традиционное (предметное) - специализация
на определённых видах товаров;
· профессиональное - специализация на
определённых видах деятельности;
· территориальное - основано на полезных
ископаемых, природных богатствах и климатических условиях.
Всемирное хозяйство - система
взаимосвязанных и взаимодействующих национальных экономик мирового сообщества.
Формы взаимосвязей во всемирном хозяйстве:
· международная торговля;
· международное движение капиталов;
· международная миграция рабочей силы;
· международные валютно-кредитные отношения.
Этапы развития всемирного хозяйства:
· становление кооперационных связей между
странами;
· возникновение механизма
межгосударственного регулирования:
· неофициальные объединения ученых,
политиков и бизнесменов;
· межправительственные организации;
· ежегодные совещания глав государств;
· нарастание интеграционных процессов.
7. Равновесие
в открытой экономике
Мультипликатор
внешней торговли
Равновесие в открытой экономике:
· складывается под влиянием внешних
факторов, главными из которых являются экспорт и импорт;
· экспорт и импорт оказывают
мультиплицированное воздействие на уровень совокупных расходов и объём ВВП,
подобно инвестициям и государственным расходам.
Рис. Действие мультипликатора внешней торговли
Мультипликатор внешней торговли:
· показывает возможный рост национального
дохода в стране в результате увеличения экспорта;
· зависит не только от предельной склонности
к сбережению, но и от предельной склонности к импорту.
, где
· MPS - предельная склонность к сбережению;
· MPM - предельная склонность к импорту.
Предельная склонность к импорту (MPM) - изменение потребительских
расходов на импортные товары, происходящее в результате получения
дополнительной единицы дохода.

Теория абсолютных преимуществ (А. Смит): каждая страна
должна специализироваться на тех товарах, издержки производства которых в ней
ниже, чем в странах, выступающих торговыми партнёрами.
Теория сравнительных преимуществ (Д. Рикардо): каждая
страна должна специализироваться на тех товарах, внутреннее производство
которых наиболее эффективно по сравнению с производством других товаров.
Типы внешнеторговой политики государства:
· протекционизм - политика поддержки
национальных товаропроизводителей и ограничения импорта;
· фритредерство - политика свободной
торговли.
Инструменты внешнеторговой политики государства:
· таможенные тарифы;
· нетаможенные ограничения (квотирование
экспорта и импорта, налогообложение, национальные стандарты, государственная
монополия на определённую деятельность);
· стимулирование экспорта (государственное
кредитование, прямые субсидии, налоговые льготы, информационная и
организационная поддержка.
8. Ввоз и
вывоз капитала
Платёжный
баланс и его структура
Международное движение капитала:
· связано с различиями в рентабельности
инвестиций в разных странах;
· экспорт капитала ведёт к снижению, а
импорт - к росту объёма национального производства.
Формы вывоза капитала:
· предпринимательская форма:
· прямые инвестиции (вложения
непосредственно в производство);
· портфельные инвестиции (вложения в ценные
бумаги);
· ссудная форма.
Инструменты регулирования движения капиталов:
· налоги и льготы;
· процентные ставки;
· законодательное регулирование.
Платёжный баланс - соотношение платежей,
произведённых данной страной за границей, и поступлений, полученных из-за
границы, за определённый период.
Структура платёжного баланса:
· Счёт текущих операций:
o Торговый баланс;
o Баланс услуг;
o Трансферты;
· Счёт операций с капиталом;
· Счёт золотовалютных резервов.
9.
Международные валютно-кредитные отношения
Валютный курс
Международные валютно-кредитные отношения - совокупность
отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве.
Валютный курс - соотношение между денежными единицами
различных стран, определённое их покупательной способностью и рядом других
факторов.
Виды валютных курсов:
· фиксированный валютный курс;
· плавающий валютный курс.
Влияние повышения валютного курса на экономику:
· улучшается ситуация для импортёров и
ухудшается - для экспортёров;
· снижается чистый экспорт и в целом
совокупный спрос;
· уменьшаются издержки на импортное сырьё,
совокупное предложение растёт.
Влияние снижения валютного курса на экономику:
· улучшается ситуация для экспортёров и
ухудшается - для импортёров;
· растёт чистый экспорт и в целом совокупный
спрос;
· увеличиваются издержки на импортное сырьё,
совокупное предложение падает.
Влияние фискальной политики на валютный курс:
· стимулирующая:
o снижение налоговых
ставок;
o приток капитала в страну;
o повышение валютного
курса;
· сдерживающая:
o повышение налоговых
ставок;
o отток капитала из страны;
o снижение валютного курса.
Влияние монетарной политики на валютный курс:
· стимулирующая:
o снижение процентных
ставок;
o отток капитала из страны;
o снижение валютного курса;
· сдерживающая:
o повышение процентных
ставок;
o приток капитала в страну;
o повышение валютного
курса.
10.
Переходные процессы в экономике
Понятие
переходной экономики. Варианты перехода к рыночной экономике
Переходная (транзитивная) экономика - особое состояние в
эволюции экономики, когда она функционирует в период перехода общества от одной
стадии развития к другой.
Теории смены стадий общественного развития:
· теория смены ступеней;
· теория "пограничных зон";
· теория наращивания ступеней.
Рис.25.1 Теория смены ступеней
Рис.25.2 Теория "пограничных зон"

Типы переходной экономики (1):
· по характеру переходных процессов:
o естественно-эволюционный
тип (выражает естественный ход исторической эволюции, характерен для глобальных
переходных процессов);
o реформаторско-эволюционный
тип (предполагает регулирование переходных процессов на основе сознательно
разработанных программ реформирования общества).
Типы переходной экономики (2):
· по масштабу переходных процессов:
o локальный тип (характеризует
переходное состояние в каком-либо регионе или отдельной стране);
o глобальный тип
(характеризует единый процесс изменений в масштабах всего мирового хозяйства).
Переходные процессы в экономике России
Характеристика переходной экономики России:
· исходное состояние - плановое хозяйство;
· конечная цель - социальное рыночное
хозяйство.
Черты планового хозяйства:
· огосударствление экономики;
· централизованное планирование;
· затратный механизм использования ресурсов;
· внеэкономическое распределение благ;
· скрытая безработица и инфляция, тотальный
дефицит.
Черты социального рыночного хозяйства:
· органичное единство и взаимодействие рынка
и государства;
· наличие развитых институтов рынка;
· социальная ориентированность экономики;
· социальное партнёрство.
Варианты перехода к рыночной экономике:
· градуализм (постепенное, медленное
проведение реформ под руководством государства);
· шоковая терапия (радикальный, быстрый
переход к рынку под воздействием свободных рыночных сил).
Особенности российской переходной экономики:
· институциональная неполнота;
· структурная асимметричность.
Основные переходные процессы в экономике России:
· либерализация цен;
· приватизация собственности;
· формирование рыночной инфраструктуры;
· структурная перестройка экономики.
Литература
1. Курс
экономической теории: учеб. / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. - 6-е
изд. - Киров: АСА, 2007. - 832 с.
2. Курс
экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров
"Аса", 2007.
. Микроэкономический
подход: практический подход. Под ред.А.Г. Грязновой, А.Ю. Юдановой. КНОРУС,
2008
. Экономическая
теория (политэкономия): учеб. / под ред.В.И. Видяпина, Г.П. Журавлёвой. - 4-е
изд. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 640 с.
. Экономическая
теория: учеб. пособие / под ред.А.Г. Грязновой, В.М. Соколинского. - 2-е изд. -
М.: КНОРУС, 2009. - 464 с.