Особенности государственного регулирования рыночной экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    200,43 Кб
  • Опубликовано:
    2015-11-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности государственного регулирования рыночной экономики

Содержание:

Введение

Глава 1. Сущность и структура государственного регулирования рыночной экономики

.1 Роль и место государства в рыночной экономике. Экономические функции государства

.2 Субъекты и объекты государственного регулирования. Цели государственного регулирования рыночной экономики

Глава 2. Государственное регулирование как инструмент управления рыночной экономикой

.1 Эволюция макроэкономического регулирования рыночной экономики

.2 Анализ государственного регулирования рыночной экономики в Республике Узбекистан

Заключение

Список использованной литературы

Введение

На сегодняшний день экономическая наука достаточно сложна, ее целью является обеспечение населения соответствующими условиями для различных видов жизнедеятельности. В зависимости от того, как устроена экономика, на чем она базируется и строится, можно определить, какие конкретные проблемы она в состоянии решить, какие интересы общества, различных слоев населения она может удовлетворить.

В курсовой работе на тему: «Особенности государственного регулирования рыночной экономики» рассматривается одна из категорий экономической науки, а именно рыночная экономика. Любая рыночная экономика не может полноценно и стабильно функционировать без государственного регулирования. Неуправляемые рыночные процессы пагубны для общества и окружающей среды. Поэтому рыночная экономика нуждается в контроле извне в значительной степени. Центром управления может и должно выступать государство - институт, который представляет всё общество и имеет право внеэкономического вмешательства в экономические отношения.

Целью данной курсовой работы являются выявление теоретически существующих форм и методов государственного регулирования экономики и анализ особенностей использования этих методов на практике.

В данной курсовой работе ставятся следующие задачи:

демонстрирование негативного влияния отстранения государства от участия в экономических процессах на развитие экономической системы в целом;

установление положительных аспектов влияния государственного регулирования на национальную экономику;

изучение политики государственного регулирования в рамках узбекской модели управления экономикой.

Актуальность данной курсовой работы обуславливается проводимой политикой государственного регулирования рыночной экономики в Республике Узбекистан: «…Хотел бы особо подчеркнуть необходимость критической оценки уровня государственного присутствия в нашей экономике, сокращения его до стратегически и экономически обоснованных размеров. Настало время провести полномасштабный критический анализ наличия и эффективности присутствия государственных долей в отраслях экономики, иначе говоря, «присутствия государства в экономике», и на этой основе определить наши меры по значительному увеличению присутствия частного сектора в отраслях экономики…»

Глава 1. Сущность и структура государственного регулирования рыночной экономики

.1      Роль и место государства в рыночной экономике. Экономические функции государства

Государственное регулирование экономики - система мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями, нацеленная на повышение эффективности производства и удовлетворение потребностей общества.

Государственное регулирование экономики - это контролирующее воздействие на рыночные отношения сверху, со стороны государства.

При свободном рынке роль государства в управлении незначительна, рынок развивается самостоятельно - за счет саморегулирования этой «самоорганизующейся» системы. Адам Смит писал о французском государственном деятеле, спрашивавшем капиталиста, как государство может помочь ему. Тот ответил: «Оставьте нас в покое». До сих пор понятие «оставить в покое» означает политику ограничения прав государства в управлении рыночным хозяйством.

Необходимость систематического государственного вмешательства в экономические процессы, происходящие в обществе, впервые возникла, когда совершенная конкуренция в конце 19 - начале 20 веков стала по объективным причинам сменяться господством монополий.

Именно тогда западная экономическая наука (главный представитель Дж. Кейнс) вынуждена была признать, что свободная конкуренция уже не может обеспечить экономический рост, ее последствия катастрофичны, государство должно взять на себя регулирующую роль, активно вмешиваясь в экономику.

Многие экономисты и сегодня убеждены в правильности этих суждений: рыночная система не в состоянии саморегулироваться, устранять проблемы занятости населения, устанавливать стабильный уровень цен. Управлять экономическими процессами при отсутствии государственного регулирования или саморегулирования, по образному выражению П. Самуэльсона, все равно что «пытаться аплодировать одной рукой».

Реальные рыночные системы всегда существуют в рамках государства, которое неминуемо вмешивается в экономику. Как же взаимодействуют эти две мощные силы - рынок и государство? В качестве саморегулирующейся системы рынок в большинстве случаев способен выполнять свои функции вполне самостоятельно. Таким образом, роль государства ограничена, оно не берет на себя функции управления субъектами экономики. Ведь иначе разрушается рыночный механизм саморегуляции - главное преимущество этого типа цивилизации.

Нужно сделать специальную оговорку: ограниченная не означает слабая. Используя этот термин, экономисты имеют в виду, что основные экономические проблемы рыночная экономика решает в основном сама, вмешательство государства допустимо лишь как временная или частичная коррекция, т.е. государство не пытается подменить собой рынок, а вступает в действие лишь строго по мере необходимости.

Экономические функции государства. Участие государства в экономической деятельности определяется необходимостью недопущения и нейтрализации недостатков рыночной системы организации экономики, обеспечения организованности и целостности экономической системы как целого и помощи в реализации развития экономики и общества по ряду прогрессивных направлений. С учетом этого выделяют следующие основные экономические функции государства.

.        Производственная функция. Это производство так называемых общественных благ, или инфраструктурных объектов. К ним относится национальная оборона, защита окружающей среды, строительство дорог, мостов, почтовая служба и т.д. Общественные блага доступны всем. Например, общественный транспорт и частный автомобиль. Общественный транспорт используют все, кто хочет, а частный автомобиль - только его собственник. По своему потребительскому назначению общественные блага отличаются от товаров индивидуального потребления. Во-первых, общественные блага неделимы, их нельзя продать штучно. Во-вторых, каждый человек пользуется этими благами, и не существует эффективных способов недопущения его к пользованию такими благами, как только они возникают. Классическим примером общественного блага служит маяк. Практически нет способа исключить для некоторых кораблей возможность пользоваться выгодами от маяка.

Традиционно в развитых странах производство общественных благ, или инфраструктуры является сферой деятельности государственного сектора.

Производственная функция государства необходима, поскольку общественные блага создают общие условия для эффективной деятельности частного капитала и нормального повседневного проживания населения.

.        Распределительная функция. Это часть бюджетной и налоговой политики государства, направленной на перераспределение доходов и богатства в обществе. Данная функция используется тогда, когда распределение доходов или богатства при отсутствии каких-либо действий со стороны государства принимает нежелательный характер. Несмотря на некоторый прогресс, бедность продолжает оставаться острой экономической и политической проблемой. Эта задача находит решение через трансфертные платежи. Трансфертные платежи - это выплаты государства, посредством которых перераспределяются налоговые поступления, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и обеспечению, пособий ветеранам войны и т.д. за последние два десятилетия в индустриально развитых странах трансфертные платежи заметно выросли. Общее представление о масштабах и росте прямого вмешательства государства в экономику дает изучение правительственных закупок товаров и услуг и государственных трансфертных платежей.

Сегодня неравенство в распределении доходов сохраняется, однако государственное вмешательство позволяет его сократить. В рыночной экономике государство в лице правительства обеспечивает социальную гарантию в обществе.

.        Стабилизационная функция. Это политика государства, направленная на поддержание высокого и стабильного уровня экономической активности, что означает полную занятость и стабильный уровень цен. Государство выполняет такую функцию через правительственные расходы и налогообложение, или механизм так называемой фискальной политики. Следствие данной политики состоит в том, что:

увеличение правительственных расходов (особенно в условиях кризиса) должно привести к увеличению личного потребления, объема производства и занятости;

сокращение налогов на прибыль должно увеличить деловую активность, а их увеличение приводит к прямо противоположному эффекту.

. Функция реализации правовой базы. Эта функция способствует созданию и поддержанию общественной атмосферы в целях эффективного действия рыночной системы.

Приемлемая правовая база в условиях рынка включает в себя:

информацию о правах частной собственности;

выдачу лицензий на осуществление частного предпринимательства;

гарантию соблюдения условий контрактов;

контролирование и регулирование деловых отношений и связей между предприятиями, рабочим персоналом, гражданами посредством законодательства.

Обладая этой конкретной функцией, государство выступает в роли рефери на экономической арене, что позволяет выявлять нечестное поведение субъектов рынка, пресекать попытки подобной практики и с помощью своей власти наказывать через взыскания и штрафы.

Государство также оказывает услуги, основными из которых являются:

использование правомочных органов, а именно, милиции для охраны общественного порядка;

обеспечение целостности и сохранности частной собственности, здоровья и жизни граждан;

создание базы стандартизации и сертификации для выпускаемой продукции;

развитие существующей денежной системы (иногда внедрение новой) с целью облегчения обмена товарами и услугами.

На экономическую деятельность государства оказывает влияние и такой фактор как идеология общества. С ее помощью предотвращают и прекращают антиобщественную, антиэкономическую деятельность граждан, направленную на разрушение политического устройства, укрепляют веру членов общества в экономическую систему, в которой они находятся и трудятся. Таким образом, поддерживается общественная атмосфера в условиях рыночных отношений.

.        Конкурентная функция. Это функция развития конкуренции в целях стимулирования благоприятного экономического климата и ликвидации негативных последствий существования монополий.

Конкуренция - это борьба, состязание производителей продукции (товаров и услуг) за соответствие требованиям и предпочтениям потребителей.

Однако конкуренция является прямым источником банкротства, в результате чего происходит сосредоточение основного объема выпускаемой продукции в руках одного или небольшого количества предпринимателей, что приводит к монополизации выпуска.

Государство ведет контроль над частными монополиями двумя способами:

)        Для естественных монополий создаются специальные государственные комиссии по регулированию цен и внедрению определенных стандартов на оказываемые услуги, а также в некоторых случаях проводится политика национализации собственности частных предприятий или политика запрета использования частного капитала в стратегически важных отраслях;

)        Дифференциация товаров на рынках, эффективное и качественное производство продукции в большинстве случаев могут существовать при высоком уровне конкуренции. В связи с этим государство разрабатывает и принимает антимонопольные законы с целью сохранения, защиты и развития конкуренции в качестве контролирующего элемента поведения бизнеса. Примерами подобной практики могут служить: повышение ставки налогов, лимитирование максимального уровня цен, требования к соответствующим показателям продукции и к условиям реализации и рекламы, угроза лишения лицензии, разбиения монополистического предприятия на более мелкие конкурирующие фирмы или обязательство передачи части интеллектуальной собственности в распоряжение конкурентов.

.        Корректирующая функция. В целях более полного удовлетворения общественных потребностей применяют метод изменения структуры национального продукта с помощью иного распределения ресурсов.

С точки зрения удовлетворения общественных потребностей существует две несостоятельности рыночной системы:

)        Ситуация побочных эффектов (внешних экономических эффектов, переливов ресурсов) - когда рыночная система в условиях конкуренции не производит выпуск продукции (товаров и услуг) в том объеме, который технологически возможен и представляется наиболее выгодным с точки зрения общества.

Побочные эффекты (переливы ресурсов) - некоторые выгоды и издержки, связанные с выпуском и потреблением товаров, которые несет так называемая третья сторона (индивиды, не участвующие в рыночной сделке).

)        Ситуация производства общественных благ и услуг - когда рыночная система в условиях конкуренции игнорирует производство некоторой продукции (товаров и услуг) различного назначения, направленных на обеспечение стабильного функционирования экономики и удовлетворения общественных потребностей, не выделяя экономических ресурсов.

1.2    Субъекты и объекты государственного регулирования. Цели государственного регулирования рыночной экономики

Субъектами государственного регулирования экономики являются: носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов - это участники социума, которые имеют отличительные признаки по различным критериям: имущественным, по доходам, видам деятельности при равных доходах, профессиям, отраслевым и локальным интересам. Это рабочий персонал и владельцы предприятий, фермеры и владельцы земли, частные предприниматели, управляющие и акционеры, государственные чиновники и т.д. У каждого из них есть собственные интересы, которые основываются на социально-экономическом положении, условиях жизни и видах деятельности.

Интересы представителей этих групп выражаются самостоятельно и индивидуально как в средствах массовой информации, так и на различных митингах и собраниях.

Выразители хозяйственных интересов. На территории различных стран существует множество всяческих организаций (союзы, ассоциации), которые представляют интересы определенной группы людей. Например: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров, фармацевтов и т.п. Все эти союзы неоднозначны и неравнозначны. Некоторые союзы имеют очень широкий круг входящих в них лиц (например, профсоюзы), другие обладают значительным капиталом, что немаловажно для экономики, (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Существуют и небольшие объединения, созданные в целях решения одной проблемы или на краткий срок.

Самые главные представители выразителей хозяйственных интересов - это союзы предпринимателей и профсоюзы. Выразители хозяйственных интересов имеют возможности:

самовыражения (печатные издания);

самофинансирования и финансирования извне;

связи с общественностью.

Политические партии также входят в эту категорию. Они являются выразителями социально-экономических, политических, религиозных, культурных, экологических, специфических региональных интересов. Партии представляют общенациональные интересы, защищают права всех индивидуумов в целом.

Изучение социально-экономических разделов программ партий, заявивших о своем участии на следующих парламентских выборах полезно при выборе основной правительственной программы или ее составной части.

Исполнителями хозяйственных интересов являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также центральный национальный банк.

Объектами государственного регулирования выступают сферы, отрасли, районы, а также ситуации явления и условия социально-экономической жизни страны, где образовались или могут образоваться проблемы, которые нельзя разрешить автоматически или в ближайшем будущем.

Основными видами объектов государственного регулирования являются экономический цикл, занятость, накопление капитала, цены, денежное обращение, платежный баланс, научные исследования, окружающая среда, конкуренция, внешнеэкономические связи и другое.

Объекты различаются по уровню решаемых проблем:

фирма;

район;

отрасль;

сфера производства;

национальная экономика;

международные отношения.

Цели государственного регулирования рыночной экономики. Главной целью государственного регулирования рыночной экономики является экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

Дерево целей. Наряду с главной целью существует большое количество более конкретных целей, подчиненных главной, служащих ей, без осуществления которых главная цель не может быть достигнута.

Все эти цели в совокупности с главной целью образуют дерево целей. (Рис. 1.2.1)

Рис 1.2.1. Дерево целей [Источник: составлен автором]

Конфликты целей и методы их разрешения. Существует диалектическая взаимосвязь целевых установок, с одной стороны, и невозможность одновременного их достижения - с другой.

государственный регулирование экономика рыночный

Рис. 1.2.2. Магический многоугольник целей [Источник: 4]

Формируя комбинацию ряда конкретных целей для их практического достижения, экономисты обозначили ее как магический многоугольник целей. (Рис.1.2.2)

В магическом многоугольнике целей можно указывать разное количество целей. Этот состав при более широком подходе включает семь целей, при более узком варианте - только три. В последнем случае цели экономического роста и полной занятости рассматриваются экономистами как единое целое. Цель справедливого распределения продукта считается не столь важной в рамках краткосрочного периода.

Глава 2. Государственное регулирование как инструмент управления рыночной экономикой

.1 Эволюция макроэкономического регулирования. Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики

Государственное макроэкономическое регулирование прошло три стадии в своей эволюции:

.        Макроэкономическое регулирование по кейнсианским рецептам, превратившее «дикий» капитализм в социализированный и управляемый (50-ые - 60-ые годы).

В период после второй мировой войны была освоена система смешанной экономики как система управляемого капитализма. В мире происходила научно-техническая революция, изменения в социальной структуре населения и отношениях между трудом и капиталом. Государства стремились к выравниванию и перераспределению доходов. Все страны повысили качество образования в связи с желанием повысить уровень качества рабочей силы. Некоторые страны использовали систему планирования для координации экономического роста с интересами предпринимателей и профсоюзов. Во Франции был создан Генеральный комиссариат планирования, который создавал прогнозы экономического развития для правительства и частного сектора. Экономическое планирование было очень значимо и для Японии.

.        Сокращение государственного вмешательства в экономику, меры по экономии бюджетных расходов, сжатию денежной массы, разгосударствлению экономики, сокращению социальных программ (70-е - 80-е годы).

Главной проблемой этого периода стала проблема инфляции. Возродился интерес к свободному рыночному механизму. Роль государства в экономике стала менее значительной. Проводились налоговые реформы (уменьшение налогов с предпринимателей, увеличение косвенных налогов), приватизация государственного сектора. Самым масштабным процессом приватизации оказался процесс в Великобритании. За счет приватизации улучшилось социальное финансирование, повысилась эффективность предприятий, уменьшились бюджетный дефицит и государственный долг. Такие компании как «Ягуар», «Бритиш Петролеум», «Бритиш Телеком» были полностью приватизированы. Доля промышленности, находящейся под контролем государства, упала с 10.5% до 6.5%. Во Франции в результате приватизации общее число акционеров увеличилось в четыре раза. Испания, Италия и Португалия тоже проводили политику разгосударствления.

Наблюдается отказ от протекционистской политики, что способствует «открытию» экономики, отказ от политики замораживания цен и заработков.

.        Разумное сочетание мер социального и антициклического регулирования с монетарными методами (90-ые годы).

Государственное регулирование экономики вновь приобретает большое значение. Президент всемирного банка Вулфенсон заявил, что устойчивый экономический рост наблюдается лишь в тех новых индустриальных странах, где государство принимает в экономике активное регулирующее участие. Опыт реформ 80-годов обогатил арсенал экономических мер, которые применяются и сейчас: приватизация государственных предприятий, контроль за массой наличных и безналичных денег, предпочтение безинфляционных методов покрытия бюджетного дефицита, отказ от грубых форм вмешательства, как повышение обязательных норм банковского резерва, отказ от субсидирования неэффективных сфер хозяйства.

Государство, отслеживая различные социальные и экономические процессы, регулирует и контролирует их с помощью определенной системы методов и набора инструментов, которые склонны к изменениям в результате некоторых факторов:

поставленных экономических задач и целей;

материальных запасов государства;

накопленного опыта регулирования.

Наиболее сложной функцией государства является макроэкономическое регулирование. Имеются различные точки зрения относительно использования инструментов регулирования. В одних концепциях предлагается использовать налогово-бюджетную систему. В других упор делается на денежно-кредитную политику.

Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые, косвенные.

Правовое регулирование - это вид государственного регулирования, где само государство устанавливает «правила игры» для предпринимателей. Установленные законодательством нормы определяют форму и права собственности, отношения между управляющим и рабочим персоналом на основе контрактов, которые заключаются в соответствии с этими нормами.

Административные меры базируются на мерах запрета и принуждения. Административное регулирование включает в себя меры по лицензированию (разрешению), квотированию и т.п. с помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, валютным курсом. Например, правительство различных стран не раз прибегали к замораживанию цен и зарплат. В настоящее время сфера действия административных мер ограничивается в большинстве стран областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения, образования, здравоохранения.

Приоритет отдается экономическим методам. Экономические методы подразумевают под собой влияние на структуру рыночных связей, т.е. влияние на совокупные спрос и предложение, уровень сосредоточения капитала, развитие стимулов экономического роста, систематизация экономики и социальных условий.

Государственное экономическое регулирование может быть прямым и косвенным.

Прямые методы государственного регулирования осуществляются в сфере государственного предпринимательства - через государственные инвестиции, государственные заказы, субсидирование.

Государственное предпринимательство в настоящее время развивается в тех отраслях, где применение других форм собственности может принести отрицательные последствия. Так, в оборонной промышленности инвестирование осуществляется путем строительства казенных предприятий или национализации предприятий путем скупки акций. Государству могут принадлежать железные и автомобильные дороги, электростанции. Доля государственного сектора крайне мала в США или в Японии. На европейских государственных предприятиях производится от 10% ВНП - в Германии, до 30% - в Австрии. Доля государственных заказов составляет от 20 до 40% ВНП. Доля государства в расходах на НИОКР от 30% в США до 50% в Англии. Государство субсидирует сельское хозяйство, которое не могло бы развиваться без поддержки. Предпринимательская деятельность государства позволяет решить общенациональные задачи и важнейшие социальные проблемы. Государство может поддерживать уровень жизни населения, определяя предельные цены на электроэнергию, продукты питания.

Но все большее место в экономических методах государственного регулирования занимает косвенное экономическое регулирование.

Косвенные методы экономического регулирования осуществляются через:

А) бюджетно-фискальную политику;

Б) денежно-кредитную политику.

В последние годы больший упор делается на денежно-кредитную политику.

Государственное регулирование осуществляется как на микроуровне (фирмы, предприятия), так и на макроуровне (в масштабах всей страны). Причем, прямое регулирование в минимальной степени распространяется на микроуровень, а в максимальной - на макроуровень.

Государство производит регулирование экономики и путем поддержания предприятий совместной или индивидуально-частной форм собственности. Это осуществляется путем предоставления готовой продукции или услуг по относительно низким ценам, а также субсидированием. Государство распределяет доход таким образом, что некоторая его часть идет на развитие национального хозяйства. Так, политика президентов США Р. Рейгана и Дж. Буша была направлена на поддержку крупного бизнеса, в результате чего осуществлялись прямые вложения и были внедрены льготы в налогообложении.

Государство воспроизводит программу поддержки следующих сфер: образование, здравоохранение, охрана окружающей среды т.п. Социальная сфера развивается значительно быстрее и интенсивнее, чем другие отрасли, вследствие чего эти услуги являются доступными, а цены на них приемлемыми. Эти отрасли являются постоянным объектом субсидирования многих государств, так же как аграрное производство, добывающая промышленность, транспорт и т.д.

Также государственное регулирование экономики проявляется в экономическом программировании, т.е. индикативном (рекомендательном) планировании стратегических целей общественного производства и его структуры.

Государство оказывает также прямое регулирующее воздействие на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз сырья или создавая льготное кредитование экспорта.

Государство, в свою очередь, контролирует и регулирует национальный рынок. Оно может воздействовать на размер, состав и выбор направления развития рынка путем государственного заказа. Под ним понимают государственное задание предприятию на производство какого-либо вида продукции в регламентированные сроки и в конкретных размерах на уникальную, особо дефицитную продукцию.

Учитывая опыт и практику государственного регулирования рыночной экономики развитых стран Европы и Азии, а также переходной экономики России, наше государство использует действенные методы и необходимый инструментарий, доступные правительству при ведении стабилизирующей политики.

Кроме применения денежно-кредитной, бюджетной и фискальной политики многие правительства используют социальные и внешнеэкономические регуляторы.

Таким образом, экономическая политика правительства - это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария.

. Кредитная политика включает:

нормирование банковских резервов;

постоянное изменение учетной ставки банковского процента;

осуществление операций на валютном рынке.

. Бюджетная политика несет ответственность за:

регулирование государственных расходов;

приобретение государственных закупок;

производство государственных внутренних хозяйств;

обеспечение и регламентирование государственного предпринимательства.

. Фискальная политика предполагает:

. Социальная политика включает:

регулирование минимальных ставок оплаты труда;

установление размеров пенсий, пособий по безработице и других социальных выплат.

. Внешнеэкономическая политика означает:

установление посредством закона ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют;

использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.

Не существует ни одного метода государственного регулирования, который мог бы считаться полностью непригодным или неэффективным. Все методы применяемы, но вопрос заключается в том, чтобы правильно определить ситуацию, при которой будет востребован именно этот метод. Проблемы появляются тогда, когда правительство основывает свою политику целиком на административных или экономических мерах воздействия на экономику.

Оптимальным вариантом применения методов государственного регулирования является их комплексное использование, что в результате образует маркетинг национальной экономики.

.2 Анализ государственного регулирования рыночной экономики в Республике Узбекистан

Предпринимательская деятельность. Всемирный банк развития составляет проект «Ведение бизнеса», который представляет собой ежегодный рейтинг 189 стран, позволяющий объективно оценить нормативно-правовые акты, влияющие на предпринимательскую деятельность по 10 категориям. В таблице 2.1. представлен обзор показателей для Узбекистана, который в 2015 году занимает 141 место по легкости ведения бизнеса. В данном случае государственное регулирование экономики проявляется в создании и совершенствовании необходимых условий ведения бизнеса.

Таблица 2.2.1 Положение Узбекистана в рейтинге «Ведение бизнеса»

[Источник: 22]

Наименование

Место в рейтинге в 2014г.

Место в рейтинге в 2015г.

Примечания

Присоединение к электрическим сетям

148

145

Незначительные улучшение в связи с небольшим снижением расходов, связанных с процедурами подключения бизнеса к электросетям

Получение разрешений на строительство

147

149

Узбекистан потерял 2 пункта из-за улучшений среди других стран

Международная торговля

189

189

Нет улучшений в данной области. Стоимость импорта и экспорта увеличилась еще больше. Международная торговля остается затруднительной из-за отсутствия выхода к океану

Налогообложение

179

118

Значительные улучшения в результате отмены обязательных выплат в некоторые фонды. Общее количество платежей и количество времени, необходимого для этого сократилось.

Регистрация собственности

146

143

Количество дней, необходимых для регистрации, сократилось с 62 до 55, и благодаря недавним реформам, начиная с прошлого года, стало проще и дешевле передавать право собственности.

Создание предприятий

60

65

Несмотря на сокращение стоимости открытия бизнеса (с 3.5% до 3.3%) Узбекистан потерял позиции в рейтинге из-за улучшений в других странах.

Защита инвесторов

118

100

Узбекистану удалось немного повысить уровень защиты миноритарных инвесторов путем принятия Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров».

Разрешение неплатежеспособности

72

77

В 2013 году в Узбекистане были закреплены сроки для разрешения неплатежеспособности и было установлено правило, позволяющее компаниям функционировать во время процесса ликвидации.

Получение кредитов

99

104

Несмотря на реформы, направленные на улучшение доступа к кредитной информации и увеличения охвата населения частным бюро, Узбекистан все-таки потерял несколько пунктов в рейтинге.

Исполнение контрактов

29

28

Разрешение споров занимает в среднем 195 дней, 36 процедур и 13,4% от стоимости иска затрат.


Государство также контролирует сферу услуг и сервиса. За последние годы начали функционировать 53 комплекса по оказанию услуг. Только в Ташкентской области осуществляют деятельность более 20 тысяч пунктов по оказанию услуг и сервиса. Особенно интенсивно развивается компьютерное программирование и связь, о чем свидетельствует увеличение количества пользователей сети Интернет (876 тысяч человек). Объемы услуг в сфере связи и информатизации выросли в 2.1 раза, компьютерного программирования в 3 раза, финансовых услуг - в 5,7 раз, туристических в 8,7 раз, торговли и бытового обслуживания - в 6,5 раз, ремонта технологического оборудования - в 2,5 раза.

Государство особо контролирует те сферы деятельности, где перестает активно действовать рыночный механизм саморегуляции. Например, сферы, которые близки к основной части населения, а именно жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь и бытовые услуги. На рисунке 2.1.1. представлены данные по вышеперечисленным статьям.

Рисунок 2.2.1 Тарифы на платные услуги за 2013-2014 гг. [Источник: 22]

Уже сегодня можно говорить об основных параметрах утвержденной Олий Мажлисом Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2015 год. В частности, в рамках ее реализации предусмотрено создать по всей республике 987,5 тысяч рабочих мест. Из них 261 тысяча мест будет создана в соответствии с целевыми программами развития промышленности и сферы услуг, сельского хозяйства и восстановления бездействующих предприятий. 141 тысяча рабочих мест создана в январе-марте

В первом квартале текущего года в Узбекистане создано свыше 141 тысячи новых рабочих мест, сообщается в отчете Госкомстата и Министерства финансов. Более 88 тысяч новых рабочих мест или 62,6% было создано в сельской местности.

Для сравнения: в первом квартале 2014 года в стране было создано 227,9 тысячи рабочих мест, из них свыше 137 тысяч (60,3%) - в сельской местности.

Как известно, правительство Узбекистана проводит социально-ориентированную политику, что не мешает неуклонному темпу роста экономической деятельности. Доказательством может служить уровень постоянных социальных отчислений бизнеса, который неуклонно снижается. В таблице 2.2.2. приведены данные об обязательных отчислениях на пенсионное обеспечение за последние 15 лет.

Таблица 2.2.2 Обязательные отчисления на пенсионное обеспечение за 2001 - 2014 гг. [Источник: 22]

Год

Взносы работников (% от ФОТ)

Отчисления работодателей (% от ФОТ)

Отчисления от товарооборота (% от объема реализованной продукции)

2001

37,3

-

2002

2,5

37,3

-

2003

2,5

35

0,7

2004

2,5

31,6

0,7

2005

2,5

25

0,7

2006

2,5

24

0,7

2007

2,5

24

0,7

2008

2,5

24

1,0

2009

3,5

25

1,0

2010

4,0

25

1,5

2011

4,5

25

1,6

2012

5,5

25

1,6

2013

6,0

25

1,6

2014

6,5

25

1,6

2015

7,0

25

1,6


Государство разработало новую стратегию использования системы импорта и экспорта. Новая стратегия Республики Узбекистан в области внешнеэкономических связей включает в себя:

децентрализацию экспортно-импортных операций;

усиление контроля за экспортом и импортом товаров для государственных нужд;

сокращение экспорта товаров, не являющихся стратегически важными для государства;

усиление контроля за поступающей валютной выручкой от экспорта стратегически важных товаров;

стимулирование всеми мерами государственной политики привлечения иностранных инвестиций и развития экспортной деятельности.

На рисунке 2.2.2. представлена структура импорта республики.

Рисунок 2.2.2 Структура импорта Узбекистана за 2013-2014 гг. [Источник: 22]

На рисунке 2.2.3. представлены данные о структуре экспорта Узбекистана за последние годы в процентном выражении.

Рисунок 2.2.3 Структура экспорта Узбекистана за 2013-2014 гг.

Проанализировав имеющиеся данные, можно сделать вывод об использовании экономических методов регулирования со стороны государства и отсутствии жесткого административного воздействия в Республике Узбекистан. Применение экономических методов выражается в косвенных мерах влияния на экономику. Прямое регулирование осуществляется в сфере экспорта. Государственное регулирование рыночной экономики Узбекистана демонстрирует свое функционирование как на микроуровне, так и на макроуровне.

Вполне естественно, что в условиях рыночной экономики возникают проблемы в формах и методах государственного регулирования, что влечет за собой ряд негативных последствий. Во избежание нежелательных результатов государственного вмешательства предлагаются возможные изменения в сфере регулирования экономики.

Регулирующие функции государства с использованием широкого набора инструментов в условиях рынка играют большую роль. Главным звеном системы могло бы стать индивидуальное планирование, его место в системе экономических регуляторов и порядок разработки. Поэтому нужен специальный закон «О планировании и долгосрочных национальных программах социально-экономического развития».

За реализацию экономической стратегии в стране должны отвечать и другие экономические регуляторы - налоговые, бюджетные, финансово-кредитные, государственные заказы, региональные целевые программы.

В системе экономического регулирования важное место должны занять государственные заказы за счет средств региональных бюджетов. Они будут, повышая спрос на внутреннем рынке, способны стимулировать развитие не только оборонных, но и гражданских отраслей народного хозяйства, стимулировать проведение научных исследований, создание и внедрение новой техники и технологии.

Роль государства в регулировании экономики в полной мере должна проявляться в том, что государство является социальным партнером, стоящим выше интересов отдельных планов и групп. Государство призвано обеспечить согласование общенациональных интересов и частных интересов предпринимательских структур, разрешение социальных конфликтов, сотрудничество с предпринимателями по вопросам выработки экономической стратегии и политики экономических реформ.

Повышение действенности системы государственного регулирования в решающей степени зависит от преобразований в организационной структуре управления на всех уровнях исполнительной.

Важной задачей отраслевых органов управления должна стать поддержка предпринимательства, взаимодействие с корпорациями и их альянсами - финансово промышленными группами, консорциумами. Государственная поддержка предпринимательства должна включать в себя как прямое финансирование, льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов, так и предоставление льгот по налогообложению, участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий, формирование и регулирование рынка труда, предоставление выгодных госзаказов.

Усложнение экономической роли и функции государства в рыночной экономике придает чрезвычайную актуальность борьбе с бюрократизмом и разложением государственного аппарата в центре и на местах, коррупцией, сращиванием с теневой экономикой. Важную роль призваны играть так же разработка тотальной системы нормативов во взаимоотношениях государственного аппарата и хозяйственных субъектов, более полный переход разрешительного к регистрационному порядку получения прав на ту или иную деятельность, широкое применение системы открытых аукционов и конкурсов при выделении лицензий, выдаче выгодных кредитов, предоставление льгот.

Заключение

Государственное регулирование экономики - комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

В каждом государстве в той или иной степени экономика регулируется со стороны государства независимо от общественно-политической и социально-экономической ситуации.

Централизованное управление предполагает прямое, непосредственное воздействие со стороны государства, его участие в экономических процессах, протекающих на данный период в стране.

В странах с рыночной экономикой вмешательство государства и его полномочных органов достаточно ограничено, носит определенный характер и проявляется с помощью косвенных методов воздействия.

Государство, являясь первопричиной изменения поведения хозяйствующих субъектов, контролирует ситуацию на рынке на макроуровне, что в следствии приводит к контролю и на микроуровне. В руках государства концентрируются власть и ресурсы, позволяющие ему решающим образом влиять на все проявления общественной жизни. Тенденции рынка и возникающие диспропорции в экономике являются важнейшими предпосылками для проведения государством стабилизационных мероприятий. Разработка стабилизационных программ и антикризисных концепций должна осуществляться на основе анализа специфики структуры народного хозяйства, макроэкономического прогнозирования при регулировании со стороны государства, зоны вмешательства которого в экономику должны быть четко определены.

Государство имеет цель создания благоприятных условий, повышения интереса к тем отраслям экономики, которые являются наиболее приоритетными для страны в условиях рыночной системы и оживления слаборазвитых сфер жизнедеятельности граждан. Вмешательство государства в экономику осуществляется только в той степени, в которой требуется в целях поддержания устойчивости макроэкономического равновесия, эффективной конкурентной среды, а также для контроля над теми рынками, на которых условие свободной конкуренции не осуществимы.

Конечно, вмешательство государства в экономические отношения не должно быть безграничным - экономика не должна быть излишне административно «зарегулирована», так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики.

Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

Список использованной литературы

1.      Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. - Т.: Узбекистан, 2009. - 49 с.

.        Каримов И.А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации - наша приоритетная задача // Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год.

.        Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. - М.: Маркет ДС, 2009. - 416 с.

.        Андриянов В.П., Щегрова Ф.В. Основы экономической теории : учебное пособие для средних профессиональных учебных заведений / Под ред. проф. Н.В. Сумцовой. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 335с.

.        Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: Учебник для вузов. 3-е изд., дополненное. - СПб. : Питер, 2009. - 560с.

.        Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика. Учебный курс по основам экономической теории. Лекции, упражнения, тесты, тренинги: учебное пособие / Под ред. Е.В. Ковалевой. - М.: ООО «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. - 320с.

.        Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие / Е.А. Киселева. - М. :КНОРУС, 2008. - 384с.

.        Матвеев В.Г. Основы экономических знаний : учебное пособие для академических лицеев и профессиональных колледжей. - Т. : Шарк, 1998. - 230с.

.        Носова С.С. Основы экономики: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2006. - 312с.

.        Современная экономика. Лекционный курс: многоуровневое учебное пособие. Изд. 8-е./ Под ред. О.Ю. Мамедов. - Ростов на Д. : Феникс, 2005. - 416с.

.        Шестакова К.Д. Макроэкономика : учебное пособие. - М. : Издательство РИОР, 2004. - 112с.

.        Экономическая теория : учебное пособие / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. - М. : Эксмо, 2008. - 448с. - (Полный курс за 3 дня).

.        Экономическая теория в вопросах и ответах : учебное пособие / И.П. Николаева [и др.]; под ред. И.П. Николаевой - М. : КНОРУС, 2005. - 192с.

.        Экономическая теория : учебник для вузов / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. - М. : ЭКЗАМЕН, 2005. - 592с.

.        Дадажонов М. Рыночные механизмы // Экономический вестник Узбекистана. - 2015. - №612. - С. 112-1

.        Камилов И. Инфляция снизилась // Экономическое обозрение. - 2015. - №3(183). - С. 80-83

.        Итоги года 2014 // Экономическое обозрение. - 2015. - №3(183). - С. 61-62

.        Курпаяниди К.И. Индекс Всемирного банка «Doing business» как инструмент оценки эффективности регулирования предпринимательской среды в Узбекистане // Экономика и финансы. - 2015. - №1. - С. 35-44

.        Мирзахмедова Л. Эффективное реформирование // Экономический вестник Узбекистана. - 2015. - №612. - С. 116-118

20.    www.ecsocman.edu.ru - образовательный портал «Экономика, Социология, Менеджмент»

.        www.mf.uz - Министерство финансов Республики Узбекистан

.        www.review.uz - журнал «Экономическое обозрение»

.        http://uza.uz/ - национальное информационное агентство Узбекистана

Похожие работы на - Особенности государственного регулирования рыночной экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!