Анализ процесса сервисного обслуживания и ремонта автомобилей
Аннотация
Целями данной работы являются:
Изучить организацию работы и управления ремонтных предприятий АТС
. Изучить технологию ремонта АТС
. Ежедневно вести дневник практики.
Введение
Компания Филиал ОАО «РЖД» Центральная дирекция инфраструктуры, Дальневосточная
дирекция инфраструктуры, Юкталинская дистанция пути, ПЧ- 20. Директор
организации - Лейфельд С.И. Организация находится по адресу, Амурская область,
Тындинский р-он, п.Юктали, ул. 70 лет Октября. д.24. Основным видом
деятельности является «Обслуживание железных дорог, ремонт и восстановление».
Организация также осуществляет деятельность по следующим неосновным
направлениям: «Производство земляных работ», «Монтаж зданий и сооружений из
сборных конструкций», «Автотранспорт, кроме легковых автомобилей (техническое
обслуживание и ремонт)».
Автомобильный парк компании состоит из грузовых автомобилей и автобусов.
В список автомобильного парка входят:
· Автокраны -
МАЗ - 533702 (4х2), дв. ЯМЗ-236НЕ2 (состояние - хорошее); количество -
5, Камаз-6540КС 55729-1В
<#"699438.files/image001.gif">
2. Характеристика и анализ оснащенности рабочих мест,
обеспечивающих выполнение процесса сервисного сопровождения
технологический
дефект автомобиль сервисный
Первоначально оценивается величина повреждений кузова автомобиля или его
частей. В случае серьёзных повреждений автомобиль загоняют на робота, где кузов
жёстко закрепляется в специально предусмотренных крепежах и начинается работа
по восстановлению первоначальных геометрических размеров кузова, а затем
заменяют повреждённые элементы, не подлежащие восстановлению. Если же кузов
автомобиля не деформировался, сразу приступают к рихтовке восстанавливаемых
элементов и замене невосстановимых.
Для выполнения всех видов кузовного ремонта, данный ремонтный участок
должен быть оснащен "роботом", представляющим из себя металлическую
раму, на которою жёстко крепиться ремонтируемый кузов, и, с помощью гидравлики,
вытягивается в требуемом направлении. Так же необходим сварочный полуавтомат,
отрезной инструмент, дрель, клещи-зажимы, рулетка. Понадобится набор гаечных и
торцевых ключей для того, что бы при необходимости ослабить подвеску
автомобиля.
При наличии всего требуемого инвентаря, на данном участке требуется один кузовщик
на один автомобиль.
Кузовной ремонт в большинстве случаев требует последующего ответственного
процесса покраски. Этот процесс использует довольно обширный перечень основных
и вспомогательных материалов. Это, во-первых, эмали, которые должны быть максимально
приближены по цвету, насыщенности и тону к свойствам заводского покрытия.
Кузовной ремонт
Обеспечение высококачественной очистки необходимого количества воздуха,
подаваемого в камеру.
Быстрый выход на заданный температурный режим и стабильное его удержание.
Это требование обусловлено тем, что при сушке современных лакокрасочных
покрытий амплитуда температурных колебаний не должна превышать +/' 3'5 0С.
Достаточное освещение близкое по спектру к солнечному свету.
Очистка воздуха от распыленной краски на выходе камеры.
Экономичность (по топливу и электричеству).
Безопасность в эксплуатации и обслуживании.
Рисунок 1 - Кузовной участок.
-Сварочный трансформатор; 2- шкаф для баллонов с кислородом; 3- шкаф для
инструмента; 4- стеллаж для стекол; 5- стеллаж для деталей кузова и кабин; 6-
подставка для металла; 7- машина для точечной сварки; 8- плита правочная; 9 -
слесарный верстак; 10- стол для сварочных работ; 11- приспособления для
восстановления параметров кузова и кабин.
Планировка производственного участка данного предприятия представлена в
приложении.
Оборудование для грузовых автомобилей на данном участке используется
следующее:
1) Шкаф для одного газового баллона 50 л Н
Рисунок 2 - Шкаф для одного газового баллона 50 л Н
Габаритные размеры:
Высота - 1040 мм
Ширина - 400 мм
Глубина - 370 мм
Толщина стали - 0.8-1.0 мм
2) Шкафы инструментальные:
КД-02-И.
Рисунок 3 - Шкаф для инструментов.
Высота - 1900 мм
Ширина - 1000 мм
Глубина - 5000 мм
Вес - 89,4 кг.
3) Стеллаж для хранения лобовых
стекол.
Рисунок 4 - Стеллаж для стекол.
Высота: 2070мм Ширина: 1200мм Глубина: 800мм Длина держателей: 700мм.
4) Слесарный верстак Стелла ВС-2МФ-Д-Э
Рисунок 5 - Слесарный верстак.
Длина рабочего стола - 1400 ммнагрузка на стол - 700 кг
Высота стола - 850 мм
Вес - 96 кг
3. Технологический процесс инструментального контроля,
диагностики и ТО АТС
Разборка аварийного автомобиля
Кузов современного легкового автомобиля выполнен из низкоуглеродистой
тонколистовой стали толщиной 0,55-1,5 мм. Для придания прочности кузову панели
выполняются сложной формы с изготовлением различных ребер жесткости, переходов
и усилителей. В случае ДТП происходит деформация кузова и для его
восстановления автомобиль частично или полностью разбирают, и только после
этого приступают к восстановлению кузова.
Первым элементом, снимаемым с поврежденного автомобиля, является
аккумуляторная батарея.
Кузов может быть правильно разобран только при условии, что операции по
разборке выполняются в строгой технологической последовательности, которая
различна для каждой модели автомобиля. Порядок снятия тех или иных агрегатов
подробно описан в инструкциях по ремонту модели автомобиля, разработанной ее
заводом-изготовителем.
Технологическая последовательность полной разборки в общем виде включает
следующие работы:
подготовку инструмента;
наружную мойку кузова автомобиля;
снятие аккумуляторной батареи;
установку автомобиля на стенд (или смотровую яму);
снятие запасного колеса;
снятие колпаков колес и наружных зеркал заднего вида;
снятие рычагов и щеток стеклоочистителей;
снятие обивки салона кузова;
снятие и разборка дверей кузова автомобиля;
снятие коврового покрытия пола кузова;
демонтаж рулевого управления;
снятие остатков остекления кузова;
снятие замка капота и его привода;
снятие верхней панели и облицовки радиатора;
снятие передних фонарей, указателей габаритов и поворотов;
снятие топливного бака;
снятие замка и крыши багажника с петлями;
снятие задних фонарей и фонаря освещения номерного знака;
отсоединение троса привода стояночного тормоза;
отсоединение троса управления карбюратором и жалюзями радиатора;
расстыковку всех электрических соединений (штекеров, колодок и др.),
жгутов проводов в моторном отсеке, салоне и багажнике;
демонтаж приборной панели в сборе;
снятие переднего и заднего бамперов;
снятие агрегатов и узлов с автомобиля;
снятие жгутов проводов и облицовочного материала в салоне кузова.
Детали, узлы и агрегаты, установленные на кузове, обычно легко поддаются
демонтажу при удалении их крепежных элементов (болтов, винтов, гаек, шурупов,
хомутов и т.п.). Значительную трудность представляет демонтаж сварных
соединений каркаса кузова, когда необходимо использование остро отточенного
инструмента - тонкого зубила или отрезного диска.
При разборке автомобиля, попавшего в ДТП, очень трудоемкой работой
является отвертывание заржавленных болтов, гаек, шурупов, винтов. Для удаления
таких креплений, не поддающихся демонтажу, используется один из методов
приведенных ниже:
смачивание резьбовой части соединения керосином или препаратом типа
"антиключ" в течение 7-10 минут наложением смоченной ткани;
нагревание гайки (или головки винта) паяльной лампой или газовой
горелкой;
разрубание плоскости гайки или головки болта (при малых диаметрах
крепежного элемента);
сверление по накренённому центру в головке болта (или винта) отверстия,
равного диаметру стержня болта (или винта);
срезание головки болта (или гайки) абразивным диском
("болгаркой") или газорезкой.
В итоге полной разборки кузова остается только его каркас из жестко
соединенных неразборных элементов.
Правка деформированного кузова
Восстановление формы кузова после аварии - довольно сложная и трудоемкая
работа, проводимая по холодному металлу методом силовой правки на стендах,
технология которой в состоянии обеспечить первоначальные геометрические
параметры кузова. Сама технология устранения деформации кузова зависит от вида
ДТП и характера полученных повреждений. После силовой вытяжки на стендах всегда
остаются места со складками, резкими переходами и остаточными деформациями.
Доводка кузова в дальнейшем осуществляется местной вытяжкой, выколоткой
отдельных участков и их тонкой рихтовкой, которые требует наличия винтовых и
гидравлических устройств и специального рихтовочного инструмента.
Незначительные повреждения на больших поверхностях, с максимальной
глубиной вмятин до 2 мм, могут быть устранены простым воздействием (ударом) по
выпуклости (с внутренней стороны панели) ладонью или кулаком. Применение
молотка даже с резиновым бойком допустимо только для мастера и при полной
уверенности в успехе.
Если эксперимент с ударом рукой не привел к желаемому результату, то
прибегают к использованию "скалки". Такую скалку изготавливают из
древесины твердых пород дерева (дуб, граб, бук). Она представляет собой цилиндр
общей длиной 600 мм и диаметром 40 мм, заканчивающийся конусной лопаткой длиной
100 мм, шириной 30 мм, толщиной 5 мм с закругленной рабочей кромкой.
Выпуклую поверхность повреждения зачищают до металла (с внутренней
стороны) и слегка смазывают моторным маслом. Рабочую кромку скалки прикладывают
к периферийному участку повреждения и с легким нажатием (10-40 кгс) проводят
вертикальную полосу от одного края повреждения до другого. Каждый последующий
провод скалки должен отступать от предыдущего на 5-10 мм. Во время перемещения
скалки старайтесь сохранить однообразие ее хвата (двумя руками, как весло на
каноэ) и прилагаемого усилия.
После полного прохода деформированной поверхности необходимо убедиться,
что зона повреждения уменьшилась. Если это так, то последующий проход начинайте
с нового края, если нет, то увеличьте силу прижатия скалки к восстанавливаемой
поверхности. Не прикладывайте больших усилий из-за возможных проявлений полос
("грядок") на лицевой поверхности металла.
Для устранения более значимых повреждений при правке кузова необходимы
силовые устройства. Различают два типа - механические и гидравлические.
К механическим силовым устройствам относятся конструкции винтового типа
двухстороннего действия с комплектом приспособлений.
Получение усилия основывается на принципе винтовой пары, когда вращение
одной втулки с правой и левой резьбой, внутри которой перемещаются винтовые
стержни, создает стягивающее или растягивающее усилие. Втулки и стержни имеют
устройства для монтажа различных захватов, упоров и струбцин. При наличии
удлинителей зона действия винтового устройства может достигать 790-1285 мм, что
обеспечивает практические работы по проемам дверей, моторному отсеку и
багажнику.
К гидравлическим силовым устройствам относятся конструкции, в которых
усилие растяжки передается по шлангу высокого давления к рабочему
гидроцилиндру. Набор удлинителей, переходников, опор и упоров обеспечивают
большой фронт выполняемых работ.
Рихтовка
Процесс рихтовки предназначен для устранения мелких, но резких перегибов
или вытяжек металла. Задача рихтовки - восстановить гладкость поверхности
металла, а кривизну сделать плавной.
Окончательную доводку поврежденных мест кузова и восстановление его
геометрии осуществляют с помощью набора рихтовочного инструмента.
4. Должностная инструкция рихтовщика кузовного участка
I. Общие положения
1. Рихтовщик принимается на работу и увольняется приказом директора.
2. К работе допускается лицо не моложе 18 лет, прошедшее медицинское
освидетельствование, инструктаж на рабочем месте, стажировку, не менее двух
месяцев, перед началом самостоятельной работы по рихтовке автомобилей.
3. Рихтовщик подчиняется и получает приказы, рабочие распоряжения
непосредственно от руководителя предприятия, и находится в оперативном
подчинении у мастера участка.
4. Рихтовщик должен знать:
технологию и методы правки под покраску облицовочных деталей и узлов
кузовов грузовых автомобилей и автобусов;
способы выявления и исправления дефектов, способы восстановительного
ремонта;
оборудование участка и правила его технической эксплуатации;
устройство, правила наладки инструмента для правки нагревательных
приборов, газовых горелок и правила их регулирования в процессе работы;
марки, свойства рихтовочных паст;
правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной
санитарии и противопожарной защиты;
миссию, фирменные стандарты, бизнес-план предприятия;
правила и стандарты, установленные в предприятии на процесс
взаимодействия с клиентами.. Должностные обязанности
. В соответствии с Наряд-Заявкой проводит диагностику дефектов
автомобиля:- ставит автомобиль на подъемник, определяет геометрию кузова;-
определяет перекосы проемов, измеряет их и исправляет;- определяет дефекты
кузовных деталей; заменяет или производит рихтовку отдельных элементов кузова;
передает автомобиль после окончания рихтовочных работ подготовителю;
после окраски производит сборку автомобиля;
передает готовый автомобиль мастеру.
. Выполняет перечень работ по рихтовке автомобиля согласно
Наряд-Заявке.
. Во всех случаях взаимоотношений с клиентами действует
технологично, соблюдая установленные стандарты на взаимоотношения между
работниками предприятия и клиентами.
. Предотвращает появление конфликтных вопросов с клиентами
предприятия, стараясь во всех случаях удовлетворять требования клиентов и
сохранять у них доброжелательное отношение к предприятию.
. Обеспечивает надлежащую сохранность и укомплектованность
автомобилей принятых на обслуживание.
. Следит за рабочим состоянием инструментов и оборудования,
правильно их использует.
. Выполняет только ту работу, которая поручена мастером участка
или руководителем предприятия.
. Соблюдает технику безопасности, правила противопожарной
безопасности, нормы производственной санитарии.
. Бережно относится к выданной спецодежде, регулярно отдает в
стирку (не реже одного раза в неделю).
. Обеспечивает качество работы, ритмичность.
. Ежедневно перед окончанием рабочего дня (за 25-30 минут) убирает
своё рабочее место, подписывает у мастера участка Наряд по выполненной работе.
. Один раз в неделю (по пятницам) уделяет один час своего рабочего
времени на производственную санитарию.. Права
Рихтовщик имеет право:
Знакомиться с проектами предприятия, касающихся выполнения им своих
должностных обязанностей.
. Вносить на рассмотрение мастеру участка и руководителю
предприятия предложения по улучшению работы рихтовочного участка.
. Взаимодействовать с другими службами предприятия по
производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.
. Остановить выполнение работ на неисправном оборудовании, при
использовании сырья и материалов ненадлежащего качества до устранения
недостатков.
. Требовать от мастера участка оказания содействия в исполнении
своих должностных обязанностей и прав.
. Предлагать на рассмотрение руководителя предложения по
совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей Должностной
инструкцией обязанностями.
. Докладывать руководителю обо всех выявленных нарушениях и
недостатках в связи с выполняемой работой.. Ответственность
Рихтовщик несет ответственность за:
. Ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах,
определенных трудовым законодательством.
. Нарушение правил и положений, регламентирующих деятельность
предприятия.
. Несоблюдение стандартов сервисного обслуживания грузовых
автомобилей и автобусов.
. Соблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по
сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
. Правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
деятельности, - в пределах, определенных действующим административным,
уголовным и гражданским законодательством.
. Причинение материального ущерба - в пределах, определенных
действующим трудовым и гражданским законодательством.
5. Охрана труда, техническая и экологическая
безопасность на малярном участке
I. Общие требования безопасности.
. К самостоятельной работе в качестве слесаря по
ремонту автомобилей допускаются мужчины и женщины, прошедшие медицинский
осмотр, обучение и имеющие соответствующее удостоверение.
К работе по ремонту автомобилей, работающих на
этилированном бензине, лица моложе 18 лет не допускаются.
Использование труда лиц, не достигших 18 лет на всех
видах работ с применением электрического и пневматического инструмента
запрещается.
. Вновь поступающий на работу слесарь по ремонту
автомобилей должен пройти вводный и первичный инструктаж на рабочем месте.
3.
Все рабочие после
первичного инструктажа на рабочем месте и проверки знаний в течение первых 2-14
смен (в зависимости от стажа) выполняют работу под наблюдением мастера или
бригадира, после чего оформляется допуск к самостоятельной работе.
4.
Повторный
инструктаж проводится не реже одного раза в 3 месяца.
1.5. При ремонте и техническом обслуживании
автомобилей могут возникнуть опасные и вредные факторы, воздействующие на
рабочего:
у автомобилей имеется множество острых выступов,
граней, кромок, шплинтов, затруднен доступ к различным сочленениям и резьбовым
соединениям, поэтому следует быть осторожным, пары топлива, отработавшие газы
очень вредны для организма, вызывают головную боль и обморочное состояние, при
первых признаках отравления (головокружение, тошнота и головная боль)
работающему необходимо прекратить работу, выйти из помещения на свежий воздух,
обратиться в медпункт.
. Слесарь обеспечивается средствами индивидуальной
защиты:
при выполнении работ по разборке, ремонту и
техническому обслуживанию автомобилей и агрегатов: костюм хлопчатобумажный,
рукавицы, ботинки рабочие, зимой на наружных работах: валенки, куртка ватная,
брюки ватные.
7.
Техническое
обслуживание и ремонт автомобилей проводится в специально отведенных
помещениях, оснащенных специальным оборудованием и инструментом.
8.
Рабочее место,
проходы должны содержаться в чистоте, не загроможденными предметами и деталями.
9.
Автомобиль,
направленный на пост технического обслуживания или ремонта, должен быть очищен
от грязи и снега.
1.10. Автомобиль, поставленный на пост, должен быть
заторможен стояночным тормозом, выключено зажигание: рычаг переключения передач
поставлен в нейтральное положение, под колеса подложены специальные упоры
(башмаки) не менее двух. На рулевое колесо повышена табличка "Двигатель не
пускать - работают люди".
. При ремонте или обслуживании на подъемнике
(гидравлическом, электромеханическом) на пульте управления должна быть вывешена
табличка с надписью "Не трогать - под автомобилем работают люди". В
рабочем положении подъемник необходимо фиксировать от самопроизвольного
опускания специальными подставками.
. Ремонт нижней части автобуса вне смотровой канавы
производить только с лежака. II.
Требования безопасности перед началом работы.
1.
Подготовить и
надеть спец. Одежду и другие установленные средства защиты.
2.
Осмотреть рабочее
место, убрать все, что может мешать работе, если пол облит маслом, водой и др.
протереть его.
3.
Убедиться в
отсутствии подтекания топлива из топливной аппаратуры (системы).
4.
Проверить
исправность подъемников, домкратов, козелков, стремянок, убедиться в наличии на
них регистрационного номера и бирок с указанием грузоподъемности и даты
испытаний.
2.5. Проверить электроинструмент: затяжку винтов,
крепящих узлы и детали, состояние проводов, изоляции, наличие заземления,
четкость работы выключателя.
. Проверить исправность слесарного инструмента и
приспособлений.
. Присоединение л. Инструмента должно производиться с
помощью штепсельных розеток.
. При работе с л. Инструментом напряжением от 127 до
1000В необходимо использовать диэлектрические перчатки.
. Переносная л. Лампа должна иметь защитную
металлическую сетку. Напряжение переносных ламп допускается свыше 42В.
. Пользоваться грузоподъемными механизмами (тельфером,
кран-балкой, подъемником) разрешается только после обучения и ежегодной
проверки знаний по управлению грузоподъемными механизмами.
III. Требования безопасности во время работы.
.1. Перед проведением работ, связанных с
проворачиванием коленвала и карданного вала, необходимо проверить выключение
зажигания, нейтральное положение рычага переключения передач, запрещается
проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки.
. При вывешивании части автомобиля, прицепа,
полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, и т.д.), кроме стационарных,
поставить вначале под не поднимаемые колеса упоры (башмаки), затем вывесить
автомобиль, поставить под вывешенную часть козелки и опустить на них
автомобиль.
3.
Снятие двигателей
и агрегатов автомобиля, а также их транспортировку производить с помощью
подъемно-транспортного механизма.
4.
Тележки для
транспортировки должны иметь стойкие упоры, предохраняющие от падения.
Запрещается:
· выполнять работы на автомобиле,
вывешенном на одних подъемных
· механизмах (домкратах, талях,
подъемниках),
· подкладывать под вывешенный
автомобиль вместо козелков диски колес, кирпичи и т.д.,
· работать под автомобилем, находящемся
на наклонной плоскости,
· подключать л. Инструмент к сети при
отсутствии или неисправности штепсельного разъема,
· при работе на сверлильном станке:
менять сверло на ходу станка, держать деталь руками при сверлении, замерять
деталь при работающем станке, тормозить его, касаться руками ремня или
движущихся частей станка, работать в рукавицах, наращивать ключи трубкой или
другими рычагами, оставлять инструмент и детали на подножке, канате автомобиля,
на краю осмотровой канавы.
. Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с
системами питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытекание
жидкости, сначала слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в
специальную тару, не допуская проливания.
7.
Замену рессор
производить после их разгрузки и установки специальных подставок под раму. При
разборке и сборке рессор пользоваться зажимами (струбцинами).
8.
Выполнять
разборку и сборку агрегатов только на специальных стендах, оснащенных
устройствами для закрепления.
Заключение
В приведенном отчете было представлена сама компания, где была пройдена
вторая технологическая практика. Был представлен дневник прохождения практики.
Так же был представлен один из постов и описание оборудования. Представлена
нормативная документация оборудования.
Список использованных источников
1) <http://tehavtospec.narod.ru/index/0-57>
) <http://www.vseinstrumenti.ru/stanki/verstaki/slesarnye/>
3) И.С.
Туревский "Дипломное проектирование автотранспортных предприятий"
Москва ИД "Форум - ИНФРА - М" 2007г. 142 стр.
4) <http://www.rusprofile.ru/id/982342>
Приложение
Технологический процесс устранения дефектов с кабины грузового
автомобиля.
№ операции
|
Операция
|
Инструмент
|
1
|
Помыть автомобиль, оценить степень повреждений
|
Вода, колонка, щетка.
|
2
|
Удалить поврежденные участки кабины
|
Электрифицированный фрезерный инструмент, пневматический
резец.
|
3
|
Устранить трещины и разрывы
|
Полуавтоматическая дуговая сварка в среде углекислого газа
или газовая сварка
|
4
|
Изготовить дополнительные ремонтные детали. В качестве
материала применяют - тонколистовую холоднокатаную малоуглеродистую сталь
толщиной 0,7-1,5 мм.
|
-
|
Закрепить ремонтную деталь на места удаленных панелей
|
Дуговая сварка.
|
6
|
Проковка и зачистка сварных швов
|
Пневматический молоток, абразивный круг.
|
7
|
Окончательная правка и рихтовка панелей кабины
|
Пневматическое рихтовальное устройство
|
Дата
|
Работа, выполненная студентом
|
Отметки руководителя, подпись
|
1.07.13-2.07.13
|
Первое посещение предприятия, знакомство с руководством
предприятия. Экскурсия по ООО «Управление механизации ЖБК-1», знакомство с
персоналом. Изучения района, в котором находится офис ООО «Управление
механизации ЖБК-1».
|
Выполнено
|
3.07.13-4.07.13
|
Изучение работы производственных помещений: планировка,
освещение, организация рабочих мест, состав работников, график их выхода на
работу, формы разделения труда..
|
Выполнено
|
5..07.13-12.07.13
|
Изучение работы кузовного участка, основных работ и
процессов, происходящих на нем, участие в работах на кузовном участке.
|
Выполнено
|
15.07.13-19.07.13
|
Рихтовка кузова грузового автомобиля Камаз.
|
Выполнено
|
22.07.13-24.07.13
|
Ознакомление с работой участка приемки выдачи, ознакомление
с процессом работы с клиентами, участие в работе с клиентами
|
Выполнено
|
24.07.13-28.07.13
|
Обработка и систематизация собранной информации
|
Выполнено
|