Производственно-техническая инфраструктура сервисного обслуживания автомобилей
Федеральное государственное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Сибирский федеральный университет
Политехнический институт
Кафедра «Транспорт»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Производственно-техническая
инфраструктура сервисного обслуживания автомобилей
технический ремонт
диагностика
Студент группы ФТ 07-08
Клименко Е.А.
Преподаватель:
Камольцева А.В.
Красноярск 2011
Содержание
Введение
Исходные
данные
. Расчет
годовых объемов работ
.1
Ориентировочное число рабочих постов
.2 Годовой
объем работ по ТО и ТР
.3 Годовой
объем работ УМР
.4 Годовой
объем работ по приемке и выдаче автомобилей
.5 Годовой
объем вспомогательных работ
.6 Годовой
объем вспомогательных работ по производственным участкам
. Расчет
численности производственных рабочих
.1
Технологически необходимое число рабочих
.2 Штатное
число рабочих
.3 Расчет
числа вспомогательных рабочих
. Расчет
числа рабочих постов и автомобиле- мест
.1 Расчет
числа рабочих постов ТО и ТР
.2 Число
постов по окраске автомобиля
.3 Расчет числа
автомобиле-мест ожидания
.4 Число
автомобиле-мест хранения
.5 Расчет
числа вспомогательных постов
.6 Расчет
числа автомобиле-мест клиентуры и персонала
. Расчет
площадей помещений
.1 Площадь
зон ТО и ТР
4.2 Расчет
площади производственных участков
.3 Расчет
площадей складов
.4 Расчет
площади клиентских помещений
.5 Расчет
площадей и зон хранения (стоянок) автомобилей
4.6 Расчет
площади проектируемого участка
.7 Расчет
площадей технических помещений
.8 Расчет
площадей административно-бытовых помещений
.9 Расчет
площадей генерального плана
. Определение
состава диагностического участка
.1 Подбор
оборудования диагностического участка
.2 Выбор
варианта планировочного решения заданного участка
. Расчет
технико-экономических показателей СТОА
.1
Технико-экономическая оценка проекта
Заключение
Список
литературы
Приложение
Введение
Задача автомобильного транспорта состоит в удовлетворении потребности в
перевозках в заданные сроки и в требуемом объеме. Для ее решения необходимы
транспортные средства определенного типа и производственная база,
обеспечивающая их хранение, ТО и ремонт.
Курсовое проектирование является важным этапом предмета «Техническая
эксплуатация автомобилей» и имеет следующие цели и задачи:
закрепление, совершенствование и пополнение знаний и навыков, полученных
в процессе обучения, по организации производства, технологии технического
обслуживания и ремонта автомобилей, проектирования производственных зон и
участков;
углубление знаний по научной организации труда и проектированию
автотранспортных предприятий;
изучение передовых методов производства и получение навыков по
организации диагностирования, технического обслуживания и текущего ремонта
автомобилей;
подбор и анализ материалов технологического и конструкторского характера,
необходимых для выполнения дипломного проекта;
Выполнение проекта нарабатывает способность самостоятельно решать
технологические и конструкторские задачи, умение пользоваться нормативами,
стандартами, справочной и другой специальной литературой.
Исходные данные:
Тип СТО: Городская универсальная.
Марка обслуживаемых автомобилей: ВАЗ 2121.
Среднегодовой пробег: 16000 км.
Число комплексно обслуживаемых автомобилей: 3200.
Проектируемые участки: комм. мойка, продажа запчастей, участок
диагностики
1. Расчет годовых объемов работ
Годовой объем работ городской универсальной станции технического
обслуживания автомобилей включает техническое обслуживание, текущий ремонт,
уборочно-моечные работы, работы по предпродажной подготовке.
1.1 Ориентировочное число рабочих постов, шт.
где - число комплексно обслуживаемых автомобилей, шт.,
1.2 Годовой объем работ по ТОиТР, чел-час
где - среднегодовой пробег автомобиля, км
- трудоемкость работ по ТОиТР, чел-час/1000км
(3)
- корректирующий коэффициент трудоемкость ТОиТР в
зависимости от условий района.
Таблица 1
Нормативы трудоемкости ТО и ТР автомобилей на СТО (по ОНТП-01-91)
Тип СТО и подвижного
состава
|
Удельная трудоемкость ТО и
ТР, чел. ч/1000 км
|
Разовая трудоемкость на 1
заезд по видам работ, чел. ч
|
|
|
ТО и ТР
|
Мойка и уборка
|
Приемка и выдача
|
Городские СТО Легковых
автомобилей
|
Особо малого класса
|
2
|
|
0,15
|
0,15
|
Малого класса
|
2,3
|
|
0,2
|
0,2
|
Среднего класса
|
2,7
|
|
0,25
|
0,25
|
Дорожные СТО:
|
Легковые автомобили всех
классов
|
|
2,0
|
0,2
|
0,2
|
Автобусы и грузовые
автомобили независимо от класса и грузоподъемности
|
|
2.8
|
0,25
|
0.25
|
Исходя из таблицы 1 нормативно-удельная трудоемкость по ТО и ТР
Таблица 2
Значение коэффициента корректирования трудоемкости ТО и ТР в зависимости
от числа рабочих постов на СТОА,
Число рабочих постов
|
До 5
|
От 6 до 10
|
От 11 до 15
|
От 16 до 20
|
От 21 до 25
|
Свыше 25
|
Значение коэффициента
|
1,05
|
1
|
0.95
|
0,9
|
0,85
|
0,8
|
Исходя из таблицы 2 корректирующий коэффициент трудоемкости
Исходя из таблицы 3 корректирующий коэффициент трудоемкости в зависимости
от климатических условий
Таблица 3
Значение коэффициента корректирования трудоемкости ТО и ТР в зависимости
от климатических условий,
Климатический район
|
Значение коэффициента
|
Умеренный
|
1
|
Умеренно теплый, умеренно
теплый влажный, теплый влажный
|
0,9
|
Жаркий сухой, очень жаркий
сухой
|
1,1
|
Умеренно холодный
|
1,1
|
Холодный
|
1,2
|
Очень холодный
|
1,3
|
1.3 Годовой объем работ УМР, чел-час.
Определяется исходя из числа заездов на станцию в год и средней
трудоемкости работ и рассчитывается по формуле
(4)
где - число заездов авто в год на УМР,
- средняя трудоемкость УМР, чел-час
(5)
где - число заездов автомобилей на ТОиТР в течение года
Число заездов на УМР в час:
где - число рабочих дней участка УМР в году
- время работы участка УМР в сутки.
Таблица 4
Частота заездов на СТОА
Наименование показателей
|
Единица измерения
|
Значение
|
Городские СТОА
|
Число заездов автомобилей
на ТО и ТР приходящихся на 1 комплексно обслуживаемый автомобиль
|
Заездов в год
|
2
|
Коммерческая мойка
|
Заездов в год
|
5
|
|
|
|
|
|
Исходя из таблицы 4 число заездов автомобиля в течении года примем равным
сумме заездов на коммерческую мойку и заездов на мойку при обслуживании в СТО.
Исходя из Таблицы 1 примем среднюю трудоемкость УМР
Значит мойка - механизированная.
1.4 Годовой объем работ по приемке и выдаче автомобилей,
чел-час
(7)
где - средняя трудоемкость работ по приемке и выдаче
автомобилей.
Исходя из Таблицы 1 средняя трудоемкость работ по приемке и выдачи
автомобиля:
Для определения объема работ каждого участка полученный в результате
расчета общегодовой объем работ по ТО и ТР распределяют по видам работ и месту
их выполнения
Таблица 5
Распределение объема работ по ТО и ТР
Виды работ
|
Распределение объема работ
по видам
|
Распределение объема работ
по месту выполнения
|
|
%
|
ТО и ТР
|
%
|
постовые
|
%
|
участковые
|
Диагностические
|
4
|
5369,84
|
100
|
5369,84
|
-
|
-
|
ТО в полном объеме
|
15
|
20136,9
|
100
|
20136,9
|
-
|
-
|
Смазочные
|
3
|
4027,38
|
100
|
4027,38
|
-
|
-
|
Регулировка УУК
|
4
|
5369,84
|
100
|
5369,84
|
-
|
-
|
Ремонт и регулировка
тормозов
|
3
|
4027,38
|
100
|
4027,38
|
-
|
-
|
Электротехнические
|
4
|
5369,84
|
80
|
4295,87
|
20
|
1073,97
|
По приборам системы питания
|
4
|
5369,84
|
70
|
3758,88
|
30
|
1610,95
|
Аккумуляторные
|
2
|
2684,92
|
10
|
268,49
|
90
|
2416,42
|
Шиномонтажные
|
2
|
2684,92
|
30
|
805,47
|
70
|
1879,44
|
Ремонт узлов, систем и
агрегатов
|
8
|
10739,68
|
50
|
5369,84
|
50
|
5369,84
|
Кузовные и арматурные
|
25
|
33561,5
|
75
|
25171,1
|
25
|
8390,37
|
Окрасочные
|
16
|
21479,36
|
100
|
21479,36
|
-
|
-
|
Обойные
|
3
|
4027,38
|
50
|
2013,69
|
50
|
2013,69
|
Слесарно-механические
|
7
|
9397,22
|
-
|
-
|
100
|
9397,22
|
Итого ТО и ТР
|
100
|
134246
|
76,05
|
102094,08
|
23,95
|
32151,91
|
Уборочно-моечные
|
-
|
4480
|
100
|
4480
|
-
|
-
|
Приемка и выдача
|
-
|
1280
|
100
|
1280
|
-
|
-
|
Всего:
|
-
|
140006
|
-
|
107854,08
|
-
|
32151,91
|
1.5 Годовой объем вспомогательных работ
Кроме работ по ТО и ТР на станции выполняются вспомогательные работы,
объем которых равен 20-30% от общего годового объема работ. В состав
вспомогательных работ входят: работы по ремонту и обслуживанию технологического
оборудования, оснастки и инструмента, инженерного оборудования, сетей и
коммуникаций, обслуживание компрессорного оборудования, прием, хранение и
выдача материальных ценностей, перегон подвижного состава, уборка
производственных помещений и территории.
(10)
где - общий объем работ
(11)
Полученную трудоемкость распределяем по видам работ согласно таблице 6
1.6 Объем вспомогательных работ по производственным участкам
(12)
Таблица 6
Распределение вспомогательных работ
Виды вспомогательных работ
|
Доля работы и соотношение
численности вспомогательных рабочих по видам, %
|
Твсп, чел×ч
|
Ремонт и обслуживание
технологического оборудования, оснастки и инструмента
|
25
|
8750,37
|
Ремонт и обслуживание
инженерного оборудования, сетей и коммуникаций
|
20
|
7000,3
|
Прием, хранение и выдача
материальных ценностей
|
20
|
7000,3
|
Перегон подвижного состава
|
10
|
3500,15
|
Обслуживание компрессорного
оборудования
|
10
|
3500,15
|
Уборка производственных
помещений
|
2450,1
|
Уборка территории
|
8
|
2800,12
|
Итого
|
100
|
35001,5
|
Таблица 7
Распределение вспомогательных работ по производственным участкам СТОА %
Производственный участок
|
Доля вспомогательных работ,
%
|
, чел×ч
|
Электротехнические
|
25
|
4812,7
|
Механические
|
10
|
1925,1
|
Слесарные
|
16
|
3080,13
|
Кузнечные
|
2
|
385,0
|
Сварочные
|
4
|
770,0
|
Жестяницкие
|
4
|
770,0
|
Медницкие
|
1
|
192,51
|
Трубопроводные (слесарные)
|
22
|
4235,18
|
Ремонтно-строительные и
деревообрабатывающие
|
16
|
3080,13
|
Итого:
|
100
|
19250,8
|
2. Расчет численности производственных рабочих
К производственным рабочим относятся рабочие, непосредственно выполняющие
работы подвижного состава по ТОиТР. Существует два вида: технологически
необходимое (явочное) и штатное (списочное) число рабочих.
.1 Технологически необходимое число рабочих
где - годовой объем работ по ТОиТР или отдельному участку,
чел-час
- годовой (номинальный) фонд времени технологически
необходимого рабочего при односменной работе, час.
определяется продолжительностью смены (в зависимости от
продолжительности рабочей недели) и числом рабочих дней в году.
Для профессий с нормальными условиями труда установлена 40-часовая
рабочая неделя, а для профессий с вредными условиями труда 35-часовая.
Продолжительность рабочей смены для профессий с нормальными
условиями труда при пятидневной рабочей неделе составляет 8 часов, при
шестидневной неделе - 6,7 часа. Допускается увеличение рабочей смены при общей
продолжительности до 40 часов в неделю.
Для вредных условий труда при пятидневной рабочей неделе
продолжительность смены составляет 7 часов, при шестидневной - 5,7 часа.
В практике проектирования
Ф Т=2070 часов для нормальных условий труда и
а
2.2 Штатное число рабочих
где - годовой объем работ по ТОиТР или отдельному участку,
чел-час
- годовой (номинальный) фонд времени технологически
необходимого по штату рабочего при односменной работе, час.
В практике проектирования
ФШ=1820 часов для нормальных условий труда и
ФШ=1610 часов для вредных условий труда
Таблица 8
Численность производственных рабочих
Вид работ
|
Постовые
|
Участковые
|
|
Pт
|
Pш
|
Pт
|
Pш
|
|
Расч.
|
Прин.
|
Расч.
|
Прин.
|
Расч.
|
Прин.
|
Расч.
|
Прин.
|
Диагностические
|
2,59
|
3
|
2,95
|
3
|
-
|
-
|
-
|
-
|
ТО в полном объеме
|
9,73
|
10
|
11,06
|
11
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Смазочные работы
|
1,94
|
2
|
2,21
|
2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Регулировка УУК
|
2,59
|
3
|
2,95
|
3
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Ремонт и регулировка
тормозов
|
1,94
|
2
|
2,21
|
2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Электротехнические
|
2,59
|
3
|
2,95
|
3
|
2,07
|
2
|
0,59
|
1
|
По приборам системы питания
|
2,50
|
2
|
2,95
|
3
|
1,816
|
2
|
0,88
|
1
|
Аккумуляторные
|
1,46
|
1
|
1,66
|
2
|
0,146
|
1
|
1,50
|
1
|
Шиномонтажные
|
1,297
|
1
|
1,47
|
1
|
0,389
|
1
|
1,03
|
1
|
Ремонт узлов, систем и
агрегатов
|
5,188
|
5
|
5,90
|
6
|
5,188
|
5
|
5,90
|
6
|
Кузовные и арматурные
(жестяницкие, медницкие, сварочные)
|
16,2
|
16
|
18,44
|
19
|
12,15
|
12
|
4,58
|
5
|
Окрасочные
|
11,7
|
12
|
13,34
|
13
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Обойные
|
1,94
|
2
|
2,21
|
2
|
1,94
|
2
|
2,21
|
2
|
Слесарно-механические
|
-
|
-
|
-
|
-
|
4,54
|
4
|
5,163
|
5
|
Уборочно-моечные
|
2,16
|
2
|
2,46
|
3
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Приемка и выдача
|
0,61
|
1
|
0,70
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Всего:
|
64,53
|
65
|
73,46
|
74
|
28,25
|
29
|
21,85
|
22
|
Численность персонала инженерно-технических работников принимаются в
зависимости от ориентировочного числа постов. Результат расчета представлен в
таблице 3.2.
Таблица 3.2
Численность персонала инженерно-технических работников
№
|
Наименование функций
управления, персонала
|
Численность персонала
|
1
|
Общее руководство
|
1
|
2
|
Технико-экономическое
планирование
|
-
|
3
|
Организация труда и
заработной платы
|
-
|
4
|
Бухгалтерский учет и
финансовая деятельность
|
1
|
5
|
Комплектование и подготовка
персонала
|
-
|
6
|
Общее делопроизводство и
хозяйство
|
-
|
7
|
Материально-техническая
служба
|
1
|
8
|
Производственно-техническая
база
|
4
|
9
|
Младший обслуживающий
персонал
|
2
|
10
|
Пожарно-сторожевая охрана
|
4
|
2.3 Расчет числа вспомогательных рабочих
Технологическое число вспомогательных рабочих, чел:
(15)
- годовой
объем вспомогательных работ, чел·ч.;
- годовой
фонд времени технологически необходимого рабочего, ч.
3. Расчет числа рабочих постов и автомобилемест
.1 Расчет числа рабочих постов ТО и ТР
Рабочие посты - это посты, оснащенные соответствующим технологическим
оборудованием и предназначенные для технического воздействия на автомобиль для
поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего
вида (посты мойки, диагностирования, ТО, ТР и окрасочные). Число постов
рассчитывается отдельно по каждому виду работ.
Для каждого вида работ (кроме УМР и покрасочных) число рабочих постов
рассчитывается
=
где - годовой объем постовых работ, - коэффициент неравномерности
загрузки постов ;
- среднее число рабочих, одновременно работающих на посту.
Для ТОиТР 2 человека, Кузовной и окрасочный 1,5…2 человека, остальные - 1
человек.
- годовой фонд рабочего времени,
(17)
- число рабочих дней в году,
=
305 дней,
- продолжительность смены, [ч.];
- количество смен С=1
- коэффициент использования рабочего времени поста,
учитывающий потери рабочего времени, связанные с уходом исполнителей с поста на
другие участки, склады, вынужденные простои автомобилей в ожидании
ремонтируемых на других участках деталей, =0,9.
Годовой фонд времени рабочего поста [ч.]:
Число рабочих постов для каждого вида работ:
Диагностические:
ТО в полном объеме:
Смазочные:
Регулировка УУК:
Ремонт и регулировка тормозов:
Электротехнические:
По приборам системы питания:
Аккумуляторные:
Шиномонтажные:
Ремонт узлов, систем и агрегатов:
Кузовные и арматурные:
Обойные:
Приемки-выдачи автомобилей:
;(18)
Уборочно-моечные работы:
3.2 Число постов по окраске автомобиля
-число заездов на покраску за 1 год
(20)
-число заездов в окрасочно-сушильную камеру за 1 год
-фонд времени окрасочных работ
(22)
Рассчитаем число заездов в окрасочно-сушильную камеру за 1 год:
Рассчитаем число постов по окраске автомобиля:
Таблица 9
Число постов СТО
Вид работ
|
Храсч
|
Хприн
|
Диагностические
|
0,70
|
1
|
Ремонт и регулировка
тормозов
|
0,527
|
|
Регулировка УУК
|
0,70
|
1
|
Приемка и выдача
|
2,09
|
2
|
ТО в полном объеме
|
2,636
|
3
|
Смазочные
|
0,527
|
|
Аккумуляторные
|
0,35
|
1
|
Шиномонтажные
|
0,35
|
2
|
Ремонт узлов, систем и
агрегатов
|
|
Кузовные и арматурные
(жестяницкие, медницкие, сварочные)
|
4,39
|
4
|
Электротехнические
|
0,70
|
1
|
По приборам системы питания
|
0,70
|
|
Обойные
|
0,53
|
1
|
Уборочно-моечные
|
0,58
|
1
|
Окрасочные
|
0,87
|
1
|
Всего:
|
17,356
|
18
|
В том числе рабочих 16 постов.
технический технологический ремонт диагностика
3.3 Расчет числа автомобиле-мест ожидания
Число автомобиле-мест ожидания:
(23)
где- число рабочих постов на СТО.
3.4
Число автомобиле-мест хранения
Автомобиле-места
хранения предусматриваются для готовых к выдаче автомобилей и автомобилей,
принятых в ТО и ТР.
Общее
число автомобиле-мест хранения:
(24)
(25)
Где ТВ - продолжительность работы участка выдачи автомобилей в
сутки, Тв=8 ч;
-
среднее время пребывания автомобиля на СТО после его обслуживания до выдачи
владельцу, =4 ч;
-
суточное число заездов автомобилей для выполнения ТО и Р.
(26)
3.5
Расчет числа вспомогательных постов
3.6
Число автомобиле-мест клиентуры и персонала
(27)
4. Расчет площадей помещений
Площади по функциональному назначению делятся на:
- производственные;
- складские;
- технические помещения;
- административно- бытовые помещения;
- помещения для обслуживания клиентов;
4.1 Площадь зон ТО и ТР
В зависимости от стадии выполнения проекта площади ТО и ТР рассчитывают
двумя способами:
. По удельным площадям (при предварительных расчетах);
2. Графическим построением (на стадии разработки планировочного
решения).
(28)
где
- площадь занимаемая автомобилем в плане, м2
(по габаритным размерам)
- общее
число постов (общие и вспомогательные), ;
-
коэффициент плотности расстановки постов,
при
одностороннем расположении, =6-7,
при
двухстороннем расположении, =4-5
Распишем
по каждому посту отдельно:
.2 Расчет площади производственных участков
Удельную площадь определяют по числу работающих на участках.
(29)
где - площадь на одного работающего;
-
площадь на каждого последующего работающего
- число
необходимых технологических рабочих на участке
Результаты
расчета сведем в таблицу 10- удельные площади производственных участков
Таблица 10
Удельные площади производственных участков
Наименование участка
|
,м2,м2,м2
|
|
|
|
Агрегатный
|
22
|
14
|
5
|
78
|
Слесарно-механический
|
18
|
22
|
4
|
84
|
Электротехнический
|
15
|
9
|
2
|
24
|
Ремонт приборов систем
питания
|
14
|
8
|
2
|
22
|
Аккумуляторные
|
21
|
15
|
1
|
21
|
Шиномонтажный
|
18
|
15
|
1
|
18
|
Сварочный, арматурный,
жестяницкий
|
12
|
6
|
12
|
78
|
Обойный
|
18
|
5
|
2
|
23
|
Итого:
|
138
|
94
|
29
|
348
|
.3 Расчет площадей складов
Для городских СТО площади складов определяются по удельной площади склада
на каждую 1000 комплексно обслуживаемых автомобилей.
(30)
где
- удельная площадь склада на каждую 1000 комплексно
обслуживаемых автомобилей.
Расчет представим в виде таблицы 11- площади складских помещений
Таблица 11
Площади складских помещений
Наименование запасных
частей и материалов
|
м2, м2
|
|
Запасные части
|
32
|
102,4
|
Агрегаты и узлы
|
12
|
38,4
|
Эксплуатационные материалы
|
6
|
19,2
|
Склад шин
|
8
|
25,6
|
Лакокрасочные материалы
|
4
|
12,8
|
Смазочные материалы
|
6
|
19,2
|
Кислород и углекислый газ
|
4
|
12,8
|
Итого:
|
72
|
230,4
|
Площадь кладовой для хранения автопринадлежностей, снятых с автомобиля на
время выполнения работ определяется, м2:
(31)
Площадь для хранения мелких частей, инструмента и автокосметики,
предназначенных для продажи на СТО м2:
(32)
.4
Расчет площадей клиентских помещений
Предусматриваются
помещения для клиентов м2.
(33)
где - коэффициент плотности,
до
15 постов 8-9, м2
- от 16 до 25 постов 7-8, м2
- свыше 25 постов 6-7, м2
.5 Расчет площадей и зон хранения (стоянок) автомобилей
(34)
где - число автомобиле- мест хранения, ожидания,
клиентуры персонала
-
коэффициент плотности расстановки автомобилей =2,5-3
4.6 Расчет площади проектируемого участка (диагностики)
Так как у нас габариты оборудования превышают габариты автомобиля, то
площадь участка мы считаем по формуле:
(35)
где
- площадь автомобиля в плане, м2 (по
габаритным размерам)
Хоб
- число постов, площадь оборудования которых превышает площадь а/м; Хоб=
2;
fоб - площадь оборудования ; fоб= 2,6*4,5=11,7м2
- число
постов;
-
коэффициент плотности расстановки постов,
при
одностороннем расположении, =6-7,
при
двухстороннем расположении, =4-5
Площадь
поста будет равна суммарной площади оборудования.
4.7
Расчет площадей технических помещений
(36)
где
- производственные помещения и корпуса.
(37)
.8
Расчет площадей административно-бытовых помещений
Площадь помещений на одного рабочего зависит от размера станции и
составляет для конторских помещений 6-8 м2, а для бытовых 2-4 м2:
(38)
где
- число инженерно-технических рабочих, =13;
- сумма
технологически необходимых рабочих, =29
4.9 Расчет площадей генерального плана
Генеральный план предприятия - это план отведенного под застройку
земельного участка территории, ориентированного в отношении проезда общего
пользования и соседних зданий с указанием на нем зданий и сооружений по их
габаритному очертанию, площадок для безгаражного хранения подвижного состава,
основных и вспомогательных проездов и путей движения подвижного состава по
территории.
Основные требования к генеральному плану:
. Оптимальный размер участка (желательно прямоугольной формы с отношением
сторон 1:1 - 1:3).
. Близкое расположение к проезду общего пользования и инженерным сетям.
. Возможность обеспечения теплом, водой, газом, электроэнергией, сбросом
канализационных и ливневых вод.
. Возможность резервирования площади участка с учетом перспективы
развития СТО.
(39)
где - площадь застройки производственно-складскими
помещениями;
(40)
-
площадь настройки административно бытовыми помещениями
(41)
-
площадь настройки открытых площадок для хранения автомобилей
-
коэффициент застройки. =25-30
5. Определение состава диагностического участка
Все современные СТО должны быть оснащены необходимым диагностическим
оборудованием. Диагностирование автомобилей производится: по заявкам
владельцев, как самостоятельный вид услуг; при приёмке в технический центр (по
мере необходимости); при ТО и ТР; перед выдачей автомобилей владельцу для
проверки качества обслуживания.
Схема включения диагностирования в технологический процесс СТО приведена
на рис. 1).
Рисунок
1 - Схема включения диагностирования в технологический процесс СТО
Наибольшее
число заявок владельцев автомобилей приходится на диагностические работы по
проверке и регулировке углов установки управляемых колёс, балансировке колёс,
по системам электрооборудования и питания двигателя. Это объясняется тем, что
работы этих узлов и систем во многом определяют затраты на эксплуатацию
автомобиля, связанные с износом шин и топливной экономичностью.
Значительная
часть контрольно-регулировочных работ с применением диагностических средств
проводится непосредственно в процессе ТО и ТР автомобилей. В основном это
касается работ по обслуживанию и ремонту двигателей, электрооборудования и
ходовой части, которые выполняют, как правило, с применением переносных
приборов непосредственно на постах ТО и ТР.
В
связи с этим, имея два диагностических поста, принимаем следующий состав работ
(технических операций), проводимых на диагностическом участке:
пост
№1 - регулировка углов установки управляемых колёс, балансировка колёс,
проверка амортизаторов;
пост
№2 - проверка тяговых качеств автомобиля, проверка тормозных качеств
автомобиля, проверка электрооборудования.
5.1 Подбор оборудования диагностического участка
Перечень подобранного оборудования сведен в таблицу 12.
Таблица 12
Оборудование диагностического участка СТО
№ п/п
|
Наименование оборудования
|
Марка, тип, модель, ГОСТ
|
Кол-во
|
Габаритные размеры, мм.
Мощность, кВт.
|
Площадь, м2
|
1.
|
Бочка для отработавшего
масла
|
-
|
1
|
0,7х0,7
|
0,5
|
2.
|
Верстак тех. рабочего
|
ВФ103
|
1
|
1,5х0,5
|
0,75
|
3.
|
Балансировочный станок
|
БМ200
|
1
|
1х1,2
|
1,2
|
4.
|
Гайковерт для гаек, колёс
автомобилей
|
И-318(И-303М)
|
1
|
1,2×0,65
|
0,78
|
5.
|
Комплект инструмента
"большой набор"
|
ПИМ-1514А
|
1
|
0,502×0,2
|
0,1
|
6.
|
Комплект диагностических
приборов
|
КИ-13901-ГОСНИТИ
|
1
|
0,52×0,35
|
0,18
|
7.
|
Стенд для проверки УУК с 4
стоечным подъемником 3т
|
КДС 5К
|
1
|
4х2х3,1
|
8
|
8.
|
Прибор для проверки
рулевого управления
|
К-402
|
1
|
0,05×0,06×0,003
|
-
|
9.
|
Стенд для проверки тормозов
автомобилей
|
СТС-4 CN11
|
1
|
4×2,5
|
8,2
|
10.
|
Шкаф двухсекционный
|
03,124
|
1
|
0,5х1,8
|
0,9
|
11.
|
Ванна моечная передвижная
|
ОМ-1316
|
1
|
1,25×0,62
|
0,78
|
12.
|
Маслораздатчик 75л
|
27859
|
1
|
0,5х0,5
|
0,25
|
13.
|
Газоанализатор
|
Sigma mru
|
1
|
0,03×0,04×0,0012
|
-
|
14.
|
Мотор-тестер
|
ДСТ-12
|
1
|
265х250х90 N=5,5
Вт,
|
0,06
|
15.
|
Устройство вытяжки
выхлопных газов
|
Filcar m315
|
1
|
1000х500х 800 N=1,1
кВт,
|
0,5
|
16.
|
Контрольно-испытательный
стенд для проверки генераторов, реле-регуляторов и стартеров
|
532 М
|
1
|
0,985×0,96
N=11,2 кВт,
|
0,95
|
17.
|
Передвижной стенд для
проверки состояния приборов, сборочных единиц электрооборудования и системы
зажигания
|
КИ-537
|
1
|
0,755х1х1,600
|
0,75
|
Стационарный комплект
приборов для проверки искровых свечей зажигания
|
Э-202
|
1
|
0,3х0,2
|
0,06
|
19.
|
Прибор для проверки
автомобильных фар
|
ЦКТБ-К-310 (ПРАФ-3)
|
1
|
1,15×0,818
|
0,94
|
Рисунок
2 - Схема технологического процесса СТО
После
приемки автомобиль направляют на пост диагностирования и, после согласования с
заказчиком, направляют на пост соответствующего производственного участка. В
случае занятости рабочих постов, на которых должны выполняться работы согласно
наряду-заказу, автомобиль поступает на автомобиле-место ожидания или хранения,
а оттуда, по мере освобождения постов, направляется на тот или иной
производственный участок. После завершения работ автомобиль поступает на
участок выдачи.
5.2 Выбор варианта планировочного решения заданного участка
Варианты планировочных решений указаны в приложении 2.
В ходе оценки выбора варианта планировочного решения заданного участка
был выбран вариант №2, так как он имеет наиболее компактную расстановку
оборудования и постов, что позволяет увеличить производительность участка в
целом.
6. Расчет технико-экономических показателей СТОА
Таблица 13
Основные показатели зданий и сооружений СТОА
№п/п
|
Наименование здания,
сооружения
|
Наружные геометрические
размеры зданий и сооружений
|
Сетка колонн или схема
капитальных стен
|
Площадь застройки, кв.м
|
Площадь общая, кв.м
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1.
|
Производственный корпус
|
37,5х37,5
|
12х12
|
1455
|
1455
|
2.
|
Коммерческая мойка
|
7х7
|
6х6
|
49
|
49
|
3.
|
Очистные сооружения
|
10,22х4,25
|
|
43
|
43
|
4.
|
Котельная
|
11,4х11,4
|
6х6
|
130
|
130
|
5.
|
Складское помещение
|
18,15х18,15
|
18х18
|
342
|
342
|
6.
|
Стоянка а/м клиентов и
персонала
|
11,65х46,3
|
|
540
|
540
|
7.
|
Стоянка а/м ожидающих ТО
|
13х65,85
|
|
988
|
988
|
Показатели структурных элементов ПТБ СТОА вынесены в приложение 3.
6.1 Технико-экономическая оценка проекта
№п/п
|
Наименование показателя
городской или дорожной СТОА
|
Ед. изм
|
Фактическое значение
показателя
|
Нормативное значение
показателя на факт. К-во раб. Постов
|
Нормативное значение
показателя на прогнозируемое к-во раб. Постов
|
Отклонение, %
("+", "-")
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1
|
кол-во рабочих постов в
т.ч.: основных дополнительных
|
ед.
|
16
|
|
|
|
2
|
съем товарной продукции в
год:
|
|
|
|
|
|
2,1
|
кол-во комплексно обслуживаемых
а/м
|
ед.
|
200
|
390
|
|
-
|
2,2
|
кол-во заездов
|
ед.
|
|
|
|
|
3
|
численность
производственных рабочих
|
чел.
|
74
|
|
|
|
4
|
численность произв. Рабочих
на 1 рабочий пост
|
чел/р.пост
|
4,6
|
5
|
|
-
|
5
|
площадь произв. И складских
помещений
|
м^2
|
1418
|
|
|
|
6
|
площадь произв. И складских
помещений на 1 рабочийпост
|
м^2/р.пост
|
88,6
|
197
|
|
-
|
7
|
площадь территории
предприятия
|
м^2 (га)
|
13500 1,35
|
|
|
|
8
|
площадь территории
предприятия на 1 рабочий пост
|
м^2/р.пост
|
843,75
|
1050
|
|
-
|
9
|
площадь административных и
бытовых помещений
|
м^2
|
329
|
|
|
|
10
|
площадь административных и
бытовых помещений на 1 рабочий пост
|
м^2/р.пост
|
20,6
|
81
|
|
-
|
Вывод: Отрицательный знак отклонения указывает, что фактический
технический показатель меньше нормативного расчетного, т.е. не обеспечена
требуемая производственная или складская площадь, количество рабочих постов и
т.д. И требуется проведение комплекса мероприятий (техническое перевооружение,
реконструкция или расширение) для стабильной и экономически эффективной работы
предприятия.
Заключение
В ходе выполнения данного курсового проектирования была спроектирована
городская универсальная СТО ВАЗ 2121 с количеством комплексно обслуживаемых
автомобилей 3200, выполнен технологический расчет предприятия, показана общая
схема организации технологических процессов на СТОА. Рассмотрены виды
выполняемых работ и организация технологического процесса на участке
диагностирования. Были подобраны варианты планировочных решений участка
диагностики, а так же выполнен расчет технико-экономических показателей СТОА.
Список литературы
1. Л.Л.
Афанасьев, Б.С. Колясинский, А.А. Маслов. Гаражи и станции технического
обслуживания автомобилей. М.: Транспорт, 1980.
2. Г.М.
Напольский. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и
станций технического обслуживания. М.: Транспорт, 1993.
. Г.Ф.
Фастовцев. Организация технического обслуживания и ремонта легковых
автомобилей. М.: Транспорт, 1989.
. ОНТП
01-91. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий
автомобильного транспорта. М.:
Гинроавтотранс. 1991.
. А.В.
Камольцева, Проектирование предприятий автомобильного транспорта. Красноярск:
ИПЦ КГТУ, 2005.
. А.И.
Замощик, А.В. Камольцева, В.Н. Катаргин. Анализ производственно-технической
базы автотранспортных предприятий. Красноярск: КГТУ, 1998.
Приложение
Среднегодовые пробеги отечественных легковых автомобилей,
тыс. км
Модели автомобилей
<*>
|
Пробег, тыс. км
|
Отечественные легковые
автомобили, принадлежащие физическим лицам и используемые ими в
некоммерческих целях
|
|
АЗЛК-408, ВАЗ-1111, все
автомобили марок ЗАЗ, ЛуАЗ
|
12,0
|
Все остальные автомобили
|
16,0
|
Отечественные легковые
автомобили, используемые в коммерческих целях, принадлежащие юридическим
лицам
|
|
АЗЛК-408, ВАЗ-1111, все
автомобили марок ЗАЗ, ЛуАЗ
|
24,0
|
Все остальные автомобили
|
35,0
|