Учет поступления материалов. Особенности учета и оценки материалов при использовании счетов 15 'Заготовления и приобретение материалов' и 16 'Отклонение в стоимости материалов'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,94 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет поступления материалов. Особенности учета и оценки материалов при использовании счетов 15 'Заготовления и приобретение материалов' и 16 'Отклонение в стоимости материалов'

Министерство Образования и Науки РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Экономика и менеджмент»

Специальность: «Менеджмент»






Курсовая работа

Дисциплина: Учёт и анализ: Финансовый учёт

На тему: Учёт поступления материалов. Особенности учёта и оценки материалов при использовании счетов 15 " Заготовления и приобретение материалов" и 16 "Отклонение в стоимости материалов"

Выполнила: студентка 2 курса

группы ИМ-26

Чернова.А.В.

Проверил: доцент, кэн

Ткачёва Ю.Ю.


Ростов-на-Дону, 2013

Содержание

Введение

I. Теоретические основы учёта материалов

.1 Классификация материалов

.2 Оценка материалов

.3 Нормативная законодательная база по учету материалов

.4 Документация по учету поступления материалов

.Бухгалтерский учет поступления материалов

.1 Учёт поступления материалов

.2 Синтетический учёт

.3 Аналитический учёт

.4 Учёт материалов на складе и его связь с учётом материалов в бухгалтерии

2.5 Движение материалов в бухгалтерии

.6 Инвентаризация материалов

3. Дополнительные бухгалтерские счета для учета материалов

3.1 Учет транспортно-заготовительных расходов

3.2 Учет отклонений стоимости

.3 Бухгалтерский учет выбытия материалов

II. Расчётная часть

Заключение

Введение

Чем бы организация ни занималась - бизнесом или некоммерческой деятельностью, для обеспечения этой деятельности понадобится имущество, называемое материалами.

Материалы - это предметы труда, т. е. имущество, которое расходуется в основном операционном цикле организации.

Организация грамотного учета материалов в современных условиях является весьма актуальной проблемой для многих предприятий. При таком учете очень важно организовать контроль за сохранностью материалов, их соответствием документам; за соблюдением норм потребления; выявления затрат, связанных с заготовкой материалов.

Сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки, транспортировки продукции (материалов), и другие материальные ресурсы отражаются в учете и отчетности по их фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения стоимость услуг, уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

Задачей бухгалтерского учета является:

получение точной информации о состоянии запасов по местам их хранения;

получение точной информации о состоянии запасов на всех стадиях их движения;

получение точной информации о взаимоотношениях с поставщиками;

составление на основе всей финансовой информации всевозможных отчетов в инстанции самых различных уровней.

Данные бухгалтерского учета должны содержать необходимую и достаточную информацию для принятия решений ведущих к снижению издержек.

I. Теоретические основы учёта материалов

.1 Классификация материалов

В зависимости от экономической роли и от отношения к операционному циклу организации материалы принято подразделять на следующие группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, отходы (возвратные материалы), инвентарь и хозяйственные принадлежности. При необходимости можно выделить и другие группы материалов.

Сырье и основные материалы - это предметы труда, из которых изготавливается продукт. Они расходуются прямо пропорционально количеству выпускаемой продукции.

Разделение между сырьем и основными материалами определяется традицией употребления этих понятий. Сырьем принято называть продукцию сельского хозяйства и добывающей промышленности, а материалами - продукцию обрабатывающей промышленности.

Разновидностью основных материалов можно считать покупные полуфабрикаты - основные материалы, которые прошли определенные стадии обработки, но еще не стали готовой продукцией.

Вспомогательные материалы используются для воздействия на сырье и основные материалы, для придания продукту определенных свойств и облегчения процесса производства. Расход вспомогательных материалов может быть не связан напрямую с количеством выпускаемой продукции.

Деление материалов на основные и вспомогательные зачастую носит условный характер. С точки зрения рациональности бухгалтерского учета к вспомогательным материалам удобно относить материалы, которые, по сути, являются основными, но расходуются на производство единицы готового продукта в небольших количествах.

Из группы вспомогательных материалов выделяются следующие подгруппы: топливо, тара и тарные материалы и запасные части.

Топливо подразделяется на технологическое (для технологических целей), двигательное (т. е. горючее для двигателей) и хозяйственное (на отопление).

Тара и тарные материалы - это предметы, используемые для упаковки, транспортировки и хранения различных материалов и продуктов. К таре относятся мешки, ящики, коробки, бочки, банки.

Запасные части - это материалы, которые используются для ремонта и замены износившихся деталей машин и оборудования.

Возвратные отходы производства - это остатки сырья, основных и вспомогательных материалов и покупных полуфабрикатов, которые образовались в процессе их переработки в готовый продукт и утратили свойства исходных материалов, но тем не менее не превратились в мусор.

Другими словами, к возвратным отходам производства относятся остатки сырья, которые еще обладают некоторой ценностью, т. е. их можно использовать внутри организации или продать. В частности, к возвратным отходам могут относиться опилки.

Инвентарь и хозяйственные принадлежности используются в качестве средств труда в течение не более одного года или не более длительности операционного цикла организации, если длительность цикла превышает один год. Другое название инвентаря и хозяйственных принадлежностей - малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП).

Существуют другие способы классификации материалов, например, по техническим свойствам, сортам и размерам, которые могут показаться более удобными для конкретной организации. Классификация используется для организации системы аналитического учета материалов.

1.2 Оценка материалов

бухгалтерский учет материал расход

Материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Фактической себестоимостью материалов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС.

К фактическим затратам на приобретение материалов относятся:

суммы, уплачиваемые поставщику (продавцу);

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материалов;

таможенные пошлины (в случае приобретения материалов у иностранного продавца);

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материалы;

затраты по заготовке и доставке материалов до места их использования, включая расходы по страхованию;

затраты по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.

Фактическая себестоимость материалов при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с их производством.

1.3 Нормативная законодательная база по учету материалов

Бухгалтерский учет материалов регулируется нормативно-правовыми документами по ведению бухгалтерского учета и учета материальных ценностей.

Перечень законодательных актов и нормативных документов:

)Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» .(В редакции изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 23 июля 1998 г. №123-ФЗ).

) План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, утвержденные приказом Министерства финансов России.

) Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное Министерством Финансов Российской Федерации

) Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ (в ред. Приказа Минфина РФ от 23.04.2002 №33н )

) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства РФ ( в редакции приказа Минфина РФ от 30 декабря 1999г. №107н, от 24 марта 2000г. №31н).

) ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». Утверждено приказом Министерства финансов РФ (в редакции приказа Минфина РФ от 30 декабря 1999г. №107н).

) ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Утверждено приказом Министерства финансов РФ

) ПБУ 9/99 2Доходы организации». Утверждено приказом Министерства финансов РФ ( в редакции приказов Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. №107н, от 30 марта 2001 г. №27н)

) ПБУ 10/99 «Расходы организации». Утверждено приказом Министерства финансов РФ( в редакции приказов Минфина РФ от 30 декабря 1999г. № 107н, от 30 марта 2001 г. №27н)

) Гражданский кодекс Российской Федерации, Часть I, II

) Налоговый Кодекс Российской Федерации часть первая (с внесенными в него изменениями и дополнениями)

) Налоговый Кодекс Российской Федерации часть вторая (с внесенными в него изменениями и дополнениями)

1.4 Документарное оформление поступления материалов

Материалы могут поступать в организацию из внешнего мира: как от деловых партнеров - поставщиков при посредничестве других организаций - перевозчиков, так и через работников организации - подотчетных лиц. Но иногда материалы могут образовываться в самой организации, например, в результате ликвидации ее имущества, пришедшего в негодность.

Факт поступления материалов должен оформляться документом, на основании которого поступление материалов регистрируется в бухгалтерском учете организации.

Если материалы поступают от поставщика (при посредничестве перевозчика), то типовой порядок оформления поступления этих материалов будет следующим. Вместе с материалами поставщик (или перевозчик) передает сопроводительные документы: товарнотранспортную накладную, товарную накладную или какой-нибудь другой документ. Работник организации, ответственный за приемку материалов (обычно это сотрудник структурного подразделения организации - отдела снабжения), проверяет правильность оформления сопроводительных документов и соответствие поступивших материалов сопроводительным документам.

Кроме того, поступающие материалы должны сопровождаться счетом-фактурой. Формально он является самостоятельным документом, но, по сути, представляет собой приложение к основному сопроводительному документу, в качестве которого чаще всего выступает товарно-транспортная накладная. В счете-фактуре дублируется информация основного сопроводительного документа.

Если никаких расхождений между составом материалов и документом работник организации не обнаружил, то он подписывает от лица организации сопроводительный документ (который присутствует при грузе как минимум в двух экземплярах) и один экземпляр оставляет себе.

Те же действия он производит со счетом-фактурой, который также присутствует при грузе минимум в двух экземплярах.

Организация-отправитель и организация-перевозчик должны получить свои экземпляры сопровождающего документа с регистрацией в нем факта принятия материалов организацией-получателем. Эти экземпляры подписываются уполномоченными на то работниками организации-получателя, а их подписи заверяются круглой печатью организации.

Затем работник организации-получателя может составить приходный ордер, содержащий перечень принятых материалов с указанием их количества и стоимости. Приходный ордер является внутренним документом организации, на его основании материалы принимаются на склад организации.

Если материалы поступили с серьезными повреждениями упаковки или работник организации-получателя обнаружил расхождение между составом материалов и сопроводительным документом, то для их приемки составляется акт о приемке материалов.

Организации-получателю важно, чтобы в такой ситуации акт был оформлен юридически безупречно. Не исключено, что в дальнейшем он послужит основанием для предъявления претензий к поставщику или к перевозчику материалов. А при отсутствии юридической безупречности претензии могут быть предъявлены организации-покупателю.

Если приемка товаров производится за пределами организации, то оформляется доверенность, которая применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей.

Поступления материалов на склад материалов, изготовленных силами самой организации, могут оформляться требованием-накладной.

Материалы могут поступать также от подотчетных лиц - работников организации, которые приобрели их за наличный расчет. Подотчетное лицо оформляет приобретение материалов - авансовым отчетом, к которому прилагаются документы, подтверждающие факт оплаты приобретенных материальных ценностей: квитанции к приходным кассовым ордерам других организаций, чеки контрольно-кассовых машин.

Авансовый отчет составляется подотчетным лицом в одном экземпляре и сдается в бухгалтерию организации. Этот документ служит не столько для оформления поступления материалов, сколько для оформления денежных расчетов между подотчетным лицом и организацией. А при приеме материалов от подотчетного лица на склад выписывается приходный ордер.

Материально ответственные лица склада материалов (кладовщики) ведут карточки учета материалов, на которых учитываются движение материалов на складе по каждому виду, сорту и размеру. Записи в карточке производятся кладовщиками на основании первичных приходных и расходных документов в день совершения операции.

2. Бухгалтерский учет поступления материалов

.1 Учет поступления материалов

Производственные запасы материалов пополняются за счет их поставок предприятиями поставщиками или прочими организациями на основе договоров. В договорах предусматривается: наименование материалов, количество, цена, срок поставки, порядок расчетов с поставщиками, способ транспортировки, санкции за несоблюдение условий договора, порядок приемки. Предприятия - поставщики на отгруженную продукцию выписывают платежные требования-поручения и счета-фактуры, передают их или пересылают почтой покупателю, последние передают их в свой банк для оплаты. Оперативный учет выполнения договорных обязательств на предприятии осуществляет отдел маркетинга, поэтому платежные требования-поручения и счета-фактуры в первую очередь поступают в этот отдел или финансовый. Там поверяют соответствие их договорам, регистрируют в журнале учета поступающих грузов , делают отметку в книге учета выполнения договоров и акцептуют, т.е. дают согласие на оплату. После регистрации платежные документы получают внутренний номер (регистрационный) и передаются в бухгалтерию предприятия для оплаты, а квитанция и товарно-транспортная накладная передаются в экспедиционный отдел для получения и доставки груза. По мере поступления груза на склад выписывается приходный ордер, затем при реестре сдается в бухгалтерию, где таксируется и прикладывается к платежному документу. По мере оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку из расчетного счета о списании денежных средств в пользу предприятия - поставщика.

В течении отчетного месяца бухгалтерия предприятия получает платежные документы поставщиков, акцептованные отделом маркетинга, принимает приходные ордера и приемные акты складов, получает выписки из расчетного и прочих счетов предприятия. Это позволяет заключить расчеты, закончить их введу выполнения каждой стороной своих обязательств.

2.2 Синтетический учет материалов

Бухгалтерия ведет синтетический учет материалов с использованием счета 10 «Материалы» и, возможно, некоторых других вспомогательных счетов.

Синтетический учет поступления и расхода материалов - это запись определенных проводок. Так, хозяйственное событие поступления материалов от поставщика, подтвержденное товарно-транспортной накладной и счетом-фактурой, на общую сумму 11 800 руб., из которых 10 000 руб. составляют стоимость материалов без НДС, а 1800 руб. - сумма НДС в составе стоимости материалов, будет отображено следующими проводками:

Дебет 10 - Кредит 60 - 10 000 руб.;

Дебет 19 - Кредит 60 - 1800 руб.

Как говорилось выше, стоимость материалов может быть увеличена на стоимость дополнительных расходов, связанных с их приобретением. Так, хозяйственное событие получения услуг от посреднической организации или от организации, предоставляющей информационные услуги, которое напрямую связано с приобретением материалов и подтверждено актом сдачи-приемки работ и счетом-фактурой на общую сумму 590 руб. (из которых 500 руб. - стоимость услуг без учета НДС, а 90 руб. - НДС), будет отражено следующими проводками:

Дебет 10 - Кредит 60 - 500 руб.;

Дебет 19 - Кредит 60 - 90 руб.

Таким образом, стоимость материалов, которая числится на складе без учета НДС, будет увеличена с 10 000 до 10 500 руб.

Хозяйственное событие передачи этих же материалов со склада в производство, подтвержденное требованием-накладной или записью в карточке учета материалов, будет отражено следующей проводкой:

Дебет 20 - Кредит 10 - 10500 руб.

2.3 Аналитический учет материалов

Аналитический учет материалов, который ведется параллельно синтетическому учету, - это более сложная задача. Аналитический учет осуществляется двумя методами: на основе использования количественно-суммовых оборотных ведомостей и сальдовым методом.

Аналитический учет на основе количественно - суммовых оборотных ведомостей имеет два подварианта.

Первый подвариант реализуется следующим образом. В бухгалтерии на каждый вид и сорт материалов заводится карточка аналитического учета. На основании первичных документов в эту карточку вносятся все данные о поступлении и расходе материалов. Данные карточки дублируют карточки учета материалов, которые ведут материально ответственные лица на складах. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек составляются так называемые количественно-суммовые оборотные ведомости материалов.

Количественно-суммовая оборотная ведомость выглядит практически так же, как оборотная ведомость (см. выше). Но в оборотной ведомости были показаны только деньги. А количественно-суммовая оборотная ведомость показывает остатки и обороты каждого вида и сорта материалов как в количественном, так и в денежном выражении.

На основе указанных количественно-суммовых оборотных ведомостей составляется сводная оборотная ведомость, в которую переносятся итоги каждой отдельной количественно-суммовой ведомости. Сводная оборотная ведомость сверяется с данными синтетического учета.

Ведение аналитического учета с использованием количественно-суммовых ведомостей представляется излишне громоздким в обоих подвариантах. Этот вариант предполагает, что работа материально ответственных лиц склада по учету материалов полностью дублируется в бухгалтерии организации.

Более современным считается сальдовый метод учета материалов, заключающийся в том, что в бухгалтерии организации не ведется количественный и суммовой учет движения (прихода и расхода) материалов по видам и сортам и не составляются количественно-суммовые оборотные ведомости. Учет движения материалов ведется бухгалтерией только в денежном выражении, определяемом исходя из учетных цен.

Материально ответственные лица ведут количественный учет материалов в книге складского учета на основании первичных документов. Количественные остатки материалов на 1-е число каждого месяца переносятся из книги складского учета в сальдовую ведомость работником бухгалтерии или заведующим складом. Затем сальдовая ведомость сверяется с данными синтетического учета.

Таким образом, при сальдовом методе бухгалтерия не дублирует действия материально ответственных лиц по учету материалов, а только контролирует их работу.

2.4 Учёт материалов на складах и его связь с учётом материалов в бухгалтерии

Порядок учета материалов на складах и в бухгалтерии зависит от метода учета материалов. Метод предусматривает порядок и последовательность ведения учета материалов, виды учетных регистров, их количество, взаимосверку показателей.

Наиболее прогрессивным и рациональным методом учета материалов является оперативно бухгалтерский (сальдовый). Возможны также количественно-суммовой метод и с помощью отчетов материально ответственных лиц.

Основные принципы оперативно-бухгалтерского метода следующие: оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учета на складе при помощи карточек складского учета, которые ведутся материально ответственными лицами; систематический контроль работников бухгалтерии непосредственно на складе за правильным и своевременным документированием операций по движению материалов и ведением складского учета материалов; предоставление бухгалтерам права проверки соответствия фактических остатков материалов в натуре данным текущего складского учета; осуществление бухгалтерией учета движения материалов только в денежном выражении по учетным ценам и по фактической себестоимости в разрезе групп материалов и мест их хранения, а при наличии ВУ - также в разрезе номенклатурных номеров; систематическое подтверждение (взаимосверка) данных складского и бухгалтерского учета путем сопоставления остатков материалов по данным складского (количественного) учета, оцененных по принятым, учетным ценам, с остатками материалов по данным бухгалтерского учета.

Оперативно-бухгалтерский метод учета материалов предполагает ведение на складах только количественно-сортового учета движения материалов. Осуществляется он на карточках складского учета материалов . Бухгалтерия открывает карточки на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их заведующему складом. По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает приходный ордер или заменяющий его документ и регистрирует его в карточке складского учета материалов. На основании расходных документов (лимитно-заборных карт, требований, накладных) в карточке регистрируется расход материалов.

Разноска из лимитно-заборных карт в карточки складского учета материалов данных об отпуске может производиться и по мере закрытия карт (если они на одну позицию материалов), но не позднее 1-го числа следующего за отчетным месяца. В этом случае лимитные карты в течение месяца хранятся вместе с соответствующими карточками складского учета. Остаток в карточке выводится после каждой записи. В обязанности кладовщика входит запись учетных цен в документы на приход и расход материалов и номер записи по складской картотеке. В установленные графиком сроки кладовщик составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов с указанием количества документов, их номеров и групп материалов, к которым они относятся. Бухгалтер материального отдела принимает от материально ответственного лица документы при реестрах непосредственно на складе, тщательно проверяет правильность отражения основных реквизитов документов в карточках складского учета (номенклатурный номер, количество, остаток) и заверяет проверку своей подписью, после чего карточка приобретает силу бухгалтерского регистра.

Работник бухгалтерии должен также проводить на складах контрольные, выборочные проверки фактического наличия остатков материалов, особенно дефицитных и дорогостоящих. О выявленных нарушениях в работе материально ответственных лиц и по результатам выборочной проверки замечания вносятся в специальный журнал склада и докладываются главному бухгалтеру предприятия.

По состоянию на первое число каждого месяца материально ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в книгу учета остатков материалов (ведомость) . Эта книга открывается бухгалтерией на год по каждому складу. Хранится она в бухгалтерии и выдается кладовщику за день до окончания месяца, а второго-третьего числа следующего месяца он возвращает ее в бухгалтерию. В обязанность материально ответственного лица входит контроль за соответствием фактических остатков по номенклатурным номерам, установленным нормам запасов (максимум, минимум) и сообщение об отклонениях отделу снабжения предприятия.

2.5 Движение материалов в бухгалтерии

Бухгалтерия предприятия осуществляет только денежный, суммовой учет движения товарно-материальных ценностей, используя для этого ведомость № 10 Движение материальных ценностей (в денежном выражении). Это основной регистр, отражающий движение товарно-материальных ценностей в группировках, обеспечивающий: контроль за сохранностью материалов по местам их хранения - 1 раздел; поступление и остатки материалов в разрезе синтетических счетов и групп материалов - по учетным ценам и по фактической себестоимости; показатели для расчета сумм и процентов транспортно-заготовительных расходов или отклонений фактической себестоимости от плановых цен по группам материалов - 2 раздел; расчет фактической себестоимости окончательного расхода материалов, отпуск со складов, расход цехов, остатки ценностей в цехах, на общезаводских складах по фактической и учетной стоимости - 3 раздел.

№ 2 Стоимость поступивших материалов по учетным ценам , заполняется аналогичными показателями тех же журналов-ордеров, что и справка № 1, но без учета расходов, связанных с заготовлением материалов. Данные этой справки служат для сверки с разделом 1 ведомости № 10 и для расчета результатов процесса заготовления или сумм транспортно-заготовительных расходов за отчетный месяц.

Таким образом, ведомость № 10 Движение товарно-материальных ценностей обеспечивает решение большинства задач, стоящих перед бухгалтерским учетом материалов, но обязательным дополнением к ведомости № 10 является ведомость № 11 Движение материальных ценностей (по учетным ценам) по цеховым самостоятельным складам или по цехам на производстве, не имеющим складов.

Ведомость № 11 заполняется в бухгалтерии предприятия на основе производственных отчетов цехов, накладных на возврат материалов, накопительных и группировочных ведомостей по движению малоценных и быстроизнашивающихся предметов и прочих документов, позволяющих определить объем полученных и возвращенных ценностей разного вида каждым цехом, а также оставшихся в цехах и израсходованных. Показатели ведомости № 11 отражаются в разделе III ведомости № 10 расход цеховых самостоятельных кладовых и остатки в цехах, не имеющих самостоятельных складов).

Следовательно, по первому разделу ведомости можно производить взаимосверку данных складского и бухгалтерского учета по каждому складу в отдельности, без разбивки на группы материалов, по учетным ценам, что необходимо при оперативно бухгалтерском (сальдовом) методе учета материалов.

По второму разделу ведомости можно выявлять общий объем ценностей в разрезе групп материалов и балансовых статей в двух оценках - по учетным ценам и фактической себестоимости, что дает возможность рассчитать суммы и проценты транспортно-заготовительных расходов или отклонений от плановых цен.

В третьем разделе выявляются важнейшие показатели бухгалтерского учета - фактическая себестоимость израсходованных на производство материалов, их окончательный расход и их остатки на конец месяца по группам материалов - для заполнения статей баланса.

2.6 Инвентаризация материалов

Положение о бухгалтерских отчетах и балансах обязывает промышленные предприятия проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей: не менее одного раза в год по состоянию на 1 октября отчетного года (но не ранее) с целью объективного отражения состояния этих средств в годовом отчете; при смене материально ответственных лиц и при стихийных бедствиях; в случае расхождений между данными бухгалтерского и складского учета.

Основная цель инвентаризации - выявление фактического наличия товарно-материальных ценностей в натуральном и стоимостном выражении. В процессе инвентаризации проверяются: сохранность товарно-материальных ценностей; правильность их хранения, отпуска, состояние весового и измерительного инструмента; порядок ведения учета движения товарно-материальных ценностей.

По объему проверки инвентаризации делятся на сплошные и выборочные, а по времени - на плановые и внезапные. Организует и руководит проведением инвентаризации руководитель (директор) предприятия, или его заместитель, или главный бухгалтер. Работу по проведению инвентаризации осуществляет комиссия, состоящая из компетентных лиц, назначаемая приказом руководителя предприятия.

Бухгалтерия к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей по складам (ф. № инв-3) . Складские операции в этот период не производятся; заведующий складом в данной описи дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточки складского учета материалов и сданы в бухгалтерию предприятия.

Для выявления результатов инвентаризации может использоваться книга остатков материалов, в которой предусмотрены специальные колонки для записи остатков материалов в натуре по данным инвентаризационных описей.

Во всех случаях расхождения, выявленные в результате инвентаризации (излишки или недостачи), оформляются составлением сличительных ведомостей и оцениваются по фактической себестоимости. Ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию с уменьшением общезаводских расходов (дебет счетов 05,06,08,12, кредит счета 26) . Недостача ценностей списывается на счет 84 Недостачи и потери от порчи ценностей с уменьшением стоимости и количества их по счетам материальных ценностей.

По решению руководителя предприятия сумма недостачи в пределах норм естественной убыли относится на издержки Производства: дебет счетов 25 Общепроизводственные расходы и 26 Общехозяйственные расходы, кредит счета 84 Недостачи и потери от порчи ценностей. Недостачи сверх норм естественной убыли относятся на материально ответственных лиц: дебет счета 72 Расчеты по возмещению материального ущерба, кредит счета 84 Недостачи и потери от порчи ценностей.

Потери материальных ценностей от стихийных бедствий относятся на результаты хозяйственной деятельности предприятия: дебет счета 80 Прибыли и убытки, кредит счетов 05,06,08,12.

В случае взыскания стоимости недостач товарно-материальных ценностей с материально ответственных лиц по розничным ценам разница между их фактической себестоимостью и розничной ценой подлежит перечислению в бюджет, но до взыскания с виновного лица указанная разница учитывается на счете 83 Доходы будущих периодов . Например, сумма недостач по фактической себестоимости - 100 руб., по розничной - 150 руб.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение десяти дней после окончания инвентаризации.

На предприятиях, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, недостача сверх норм убыли и потери от порчи ценностей, когда конкретные виновники не установлены, могут быть списаны самими предприятиями с возмещением за счет хозрасчетного дохода коллектива (прибыли).

3. Дополнительные бухгалтерские счета для учета материалов

.1 Учет транспортно-заготовительных расходов

Операции по приобретению материалов в бухгалтерском учете могут отражаться по разному. В зависимости от выбранной организацией учетной политики поступления материалов могут быть отражены с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» или без их использования.

Для удобства учета и распределения транспортно-заготовительных расходов, связанных с приобретением материалов, учетная политика организации может предусмотреть использование счета 15.

Операция приобретения материалов отражается в бухгалтерском учете следующим образом. На основании расчетных документов, которые поступили в организацию и означают переход права собственности на материалы, делаются записи по дебету счета 15 (на стоимость материалов без НДС) и дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (на сумму НДС в составе стоимости материалов).

На счете 15 также накапливаются все транспортно-заготовительные расходы, связанные с доставкой материалов в организации. А при их фактическом поступлении делается запись по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 15 на стоимость материалов без НДС.

Счет 15 удобно использовать при большой номенклатуре материалов, когда они доставляются одним транспортным средством. Транспортно-заготовительные расходы можно накапливать на счете 15 в течение месяца и списываться с него на счет 10 только в конце месяца. В аналитическом учете материалов транспортно- заготовительные расходы при этом распределяются по отдельным видам и сортам материалов, полученных в течение месяца, пропорционально их стоимости.

3.2 Учет отклонений стоимости

Сводную информацию о колебании стоимости приобретаемых материалов может дать счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», который применяется только тогда, когда в бухгалтерском учете организации уже используется счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Счет 16 применяется исходя из предположения, что на финансовый год для каждого вида и сорта материала устанавливается твердая учетная цена, или плановая цена. Все фактические расходы на приобретение материалов в течение месяца собираются на счете 15. В конце месяца материалы оцениваются по твердым учетным ценам и списываются на счет 10. А разница между фактической стоимостью приобретенных материалов и их стоимостью по учетным ценам списывается на счет 16: если разница получилась положительной, т. е. фактическая стоимость больше, то она списывается в дебет счета 16, в противном случае -в кредит счета 16.

Счет 16 является так называемым контрарно-дополнительным счетом. Это означает, что он используется для коррекции учетной стоимости некоторого объекта, отраженного на другом счете, являющемся основным счетом учета этого объекта. Для счета 16 основным счетом является счет 10.

Использование в бухгалтерском учете счета 16 влечет дополнительные трудовые затраты. В частности, аналитический учет каждого вида и сорта материалов придется вести по двум бухгалтерским счетам одновременно: по счету 10 и 16.

Кроме счета 16 стоимость материалов, отражаемую на счете 19, можно корректировать с помощью еще одного счета - 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».

Перед составлением бухгалтерской отчетности за год фактическая себестоимость материальных ценностей по данным бухгалтерского учета сравнивается с их рыночной стоимостью, т. е. с ценой возможной продажи. Если рыночная стоимость материальных ценностей ниже их бухгалтерской оценки, то в балансе эти ценности отражаются по их рыночной стоимости. А разница между рыночной и учетной стоимостью относится на счет финансовых результатов.

Указанное правило применяется только к ценностям, задействованным в операционном цикле организации, в частности к материалам, готовой продукции и товарам. Сумма резерва под снижение стоимости материалов определяется по каждому виду и сорту материала как разница между его учетной стоимостью и рыночной ценой.

Для коррекции стоимости материалов при подготовке отчетности используется счет 14. На общую сумму резерва для всех материалов на дату завершения финансового года делается запись по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». За счет такой записи прибыль завершающегося финансового года уменьшается на сумму созданного резерва.

На первую дату следующего финансового года зарезервированная сумма восстанавливается записью по дебету счета 14 и кредиту счета 91. Соответственно счет 14 закрывается исходя из предположения, что в течение наступившего финансового года материальные ценности, участвующие в операционном цикле организации, будут полностью израсходованы.

Счет 14 является так называемым контрарным счетом: он используется для уменьшения учетной стоимости некоторого объекта, отраженного на другом бухгалтерском счете -основном счете этого объекта. Как все контрарные счета, формально он считается пассивным счетом. Объекты, стоимость которых уменьшается с помощью этого счета, могут учитываться на счете 10. Соответственно для контрарного счета 14 счет 10 является основным.

Но, как уже говорилось, счет 14 можно применить для уменьшения учетной стоимости любых ценностей, используемых в операционном цикле организации. Поэтому в качестве основного счета для контрарного счета 14 могут также выступать счета 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» и др.

3.3 Бухгалтерский учет выбытия материалов

Выбывающие материалы списываются с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счетов, определяемых целью или причиной выбытия материалов.

В случае использования счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» материалы параллельно списываются с кредита или дебета этого счета, что зависит от направленности отклонения.

Если материалы передаются в производство, они списываются в дебет счетов 20

«Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и других счетов. Если материалы передаются подразделению, которое не связано с производством или выполняет функцию общего управления организацией (таким подразделением является, например, бухгалтерия), то материалы списываются в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы».

В отдельных случаях организация может продавать материалы сторонним организациям. Себестоимость проданных материалов при этом списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». (При этом выручка от продажи материалов отражается по кредиту счета 91.)

Списание материалов вследствие пропажи или порчи отражается по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». (При частичной порче материала в дебет счета 94 списывается только сумма определившихся потерь.)

После того как причины ущерба установлены, эта сумма может быть затем списана в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» или 91 «Прочие доходы и расходы».

Сумма ущерба списывается с кредита счета 94 в дебет счета 73 в ситуации, когда в качестве виновника ущерба установлен работник организации и ему предъявляется требование о возмещении ущерба. Возможен вариант, когда претензию работнику можно предъявить только на часть ущерба: если с ним не был заключен договор о полной материальной ответственности, то согласно трудовому законодательству претензию сотруднику можно предъявить на сумму в пределах его месячного заработка. Остальная часть суммы ущерба признается убытком и списывается в дебет счета 91.

В дебет счета 91 сумма ущерба списывается в ситуации, когда конкретный виновник ущерба отсутствует или когда суд отказал организации во взыскании с него суммы ущерба, т. е. в общем, когда организации остается лишь признать сумму ущерба своим убытком.

ГЛАВА II. РАСЧЁТНАЯ ЧАСТЬ

В таблице № 1 приведены данные по остаткам на начало анализируемого периода. Эти данные будут необходимы для заполнения оборотно - сальдовой ведомости , так как для составления бухгалтерского баланса и отчёта о прибылях и убытках необходимо знать остатки по счетам бухгалтерского учёта.

Таблица № 1. Остатки по счетам бухгалтерского учёта.

№ счётаНаименование счетовСумма, руб.12301Основные средства Тип А 60 000 Тип Б 75 000135 60002Амортизация основных средств Тип А норма 10% в год (начислено 4500 руб.) Тип Б норма 12% в год (начислено 6300 руб.)1080004Нематериальные активы, срок эксплуатации 5 лет1446005Амортизация нематериальных активов24110Материалы АА 1 партия 10 м по 1800 руб/м 2 партия 12 м по 2000 руб/м 3 партия 15 м по 2200 руб/м75 00019НДС по приобретённым ценностям12 50050Касса12 00051Расчетный счёт222 64058.3Краткосрочные финансовые вложения25 00060.1Расчёты с поставщиками по поставленным материалам10 00060.2Авансы выданные24 00062Расчёты с покупателями250 00066Краткосрочные кредиты и займы85 00068Расчёты по налогам и сборам12 49268.1Налог на доходы физических лиц1 26168.2Налог на добавленную стоимость7 20070Расчёты с персоналом по оплате труда9 70073Расчёты с персоналом по прочим операциям(ссуда)6 00076/НДСРасчёты по налогам, отложенным для уплаты в бюджет10 10080Уставной капитал196 85482Резервный капитал30 00083Добавочный капитал56 20084Нераспределённая прибыль9684897Расходы будущих периодов8 600

В таблице № 2 представлен журнал хозяйственных операций за 1 квартал анализируемого периода. В журнале отражаются последовательно все производственно-хозяйственные операции предприятия по начислению, получению, перечислению, оприходованию, оплате, списанию имущества, средств, обязательств. На основе данных журнала составляется оборотно-сальдовый баланс.

Таблица № 2. Журнал хозяйственных операций за 1 квартал

№ п.п.Содержание хозяйственных операцийСумма, рубДтКт1Оплачено основное средство В за счет средств полученного кредита. Основное средство учтено в составе вложений во внеоборотные активы. Учтён НДС по приобретённому ОС.85 000 72 034 12 96660 08 19 66 08 602Перечислено с расчетного счета в бюджет и внебюджетные фонды( в счет погашения задолженности по налогам)91 94268513Поступили от поставщика материалы АА в количестве 2 метра( в т.ч. НДС 18%)5428 4600 82860 10 1951 60 604Получено с расчетного счета в кассу12 00050515.Выдано из кассы: -заработная плата -на командировочные расходы директору9 700 2 00070 7150 506Начислена амортизация: -ОС -нематериальных активов2 700 24120 2002 057Перечислена с расчетного счета арендная плата за пользование помещением за первый квартал, в т.ч. НДС Учтены затраты по аренде и НДС18 000 15 254 2 74676 20 1951 76 768Оприходована и оплачена с расчетного счета орг.техника (ПК) ,в т.ч. и НДС 18%.17 700 15 000 2 70060 10 1951 60 609Выдано в подотчет из кассы на приобретение канцтоваров.700715010Приобретены канц.товары подотчетным лицом , представлены оправдательные документы.630107111Возвращена в кассу израсходованная сумма подотчетным лицом.70507112Списано с расчетного счета банком за расчетно-кассовое обслуживание. 24091.25113Оказаны услуги заказчикам, сумма по акту выполненных работ ,в т.ч.НДС 18%.177 000 31 86062 90.390.1 68.214Поступили на расчетный счет средства от заказчиков за оказанные услуги, в т.ч. НДС 18 %72 600 13 06851 1962 6215Поступили от поставщика материалы в количестве 2 м в счет ранее оплаченного аванса,в т.ч. НДС 18%5 900 1 06210 1960 6016Отпущены со склада 36 метров материала для работ72972201017Представлен директором авансовый отчет по командировке на общую сумму : В т.ч.: -проезд (в т.ч. НДС 18%) 500 -оплата гостиницы(в т.ч. НДС 18%) 720 -суточные (3 дня) 600 Списываются фактические расходы по командировке: Возвращен остаток неизрасходованной подотчетной суммы1 820 328 1 492 18020 19 26 5071 71 71 7118Отражено постоянное налоговое обязательство по сверхнормативным суточным30099.268.219Получена на расчетный счет оплата за оказанные услуги, в т.ч. НДС 18%48 600 8 74851 1962 6220Начислена заработная плата Начислены НДФЛ и ЕСН Получено в кассу для выдачи зарплаты Выплачена зарплата18 000 7 020 10 980 10 98020 70 50 7070 68 51 5021Реализовано ОС(тип А) , в т.ч НДС 18% (в марте)59 000 10 62062 9191 6822Внесено в кассу работником в счет погашения ссуды1 500507323Перечислено в счет погашения задолженности по краткосрочному кредиту Начислены и уплачены проценты по кредиту21250 2 76366 6651 5124Отражена налогооблагаемая временная разница по начисленным процентам по кредиту11 050776825Учтена в затратах сумма расходов будущих периодов , относящаяся к данному отчетному периоду.4 300209726Определить фактическую себестоимость реализованных услуг115 287432027Определить доход от реализации услуг и финансовый результат от прочей реализации.177 00090.14328Начислен условный расход по налогу на прибыль.12343996829Списаны общехозяйственные расходы на основное производство1492202630Нераспределённая прибыль на конец отчётного периода478789984

Таблица № 3 - оборотно - сальдовая ведомость. Содержит остатки на начало и на конец периода и обороты по дебету и кредиту за данный период для каждого счёта, cубсчёта. Из оборотно - сальдовой ведомости формируется бухгалтерский баланс путем расчёта сальдо по бухгалтерским счетам и перенесения их в сам баланс.

Таблица № 3. Оборотно - сальдовая ведомость

кодНаименование счётаОстаток на начало периодаОборот по ДтОборот по КтСальдо на конец периода01Основные средства135 60072 034207 63402Амортизация ОС10 80015 66626 46604Нематериальные активы14 46014 46005Амортизация нематериальных активов964241120508Вложения во внеоборотные активы720347203410Материалы75 00026 1307297228 15819НДС по приобретённым ценностям12 500294804248050020Основное производство115 287115 28726Общехозяйственные расходы1 4921 49243Готовая продукция177 000177 00050Касса12 00024 73023 38013 35051Расчётный счёт222 640121 200180 303163 53758.3Финансовые вложения. Предоставленные займы.25 00025 00060.1Расчёты с поставщиками по поставленным материалам10 000108 128115 09016 96260.2Авансы выданные24 00024 00062Расчёты с покупателями и заказчиками250 000236 000143016157 01666Расчёты по краткосрочным кредитам и займам85 00024 01385 000145 98768 69Расчёты по налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению20 95391 94273 1932 20470Расчёты с персоналом по оплате труда9 70027 70018 00071Расчёты с подотчётными лицами2 7002 52018073Расчёты с персоналом по прочим операциям6 0001 5004 50076Расчёты по налогам, отложенным для уплаты в бюджет10 10018 00018 00010 10077Отложенные налоговые обязательства9100910080Уставной капитал196 854196 85482Резервный капитал30 00030 00084Нераспределённая прибыль9684860521478788420590.1Выручка177 000177 00090.3НДС31 86031 86091.1Прочие доходы59 00059 00091.2Прочие расходы24024097Расходы буд.периодов860043001290099.2Прибыли и убытки6052160521

В таблице № 4 представлен бухгалтерский баланс. Баланс был составлен при помощи оборотно - сальдовой ведомости.

Таблица № 4. Бухгалтерский баланс

АктивыСумма ,руб.ПассивыСумма, руб.I.Внеоборотные активыIII.Капитал и резервыНематериальные активы13 255Уставной капитал196 854Добавочный и резервный капитал86 200Основные средства181168Нераспределённая прибыль84205Итого по разделу I194423Итого по разделу III367259II.Оборотные активыV .Краткосрочные обязательства.Запасы28158Заёмные средства145987НДС по приобретённым ценностям500Кредиторская задолженность2776Дебиторская задолженность116054 Итого по разделу V.148763Денежные средства176887 Баланс516022Итого по разделу II321599Баланс516022

Таблица № 5 - отчёт о прибылях и убытках. По отчёту можно сделать следующие выводы:

·Выручка от продажи товаров и услуг превышает их себестоимость. Это является свидетельством правильного функционирования предприятия ,грамотной распределительной и производительной политики.

·Так как данный пример не позволяет рассматривать изменение финансового состояния в сравнении с предыдущими периодами, однозначных выводов о функционировании предприятия сделать нельзя, но наличие чистой прибыли является благоприятным критерием для оценки организации.

Таблица № 5. Отчёт о прибылях и убытках

ПоказательнаименованиеКодЗначение за отчетный период123I. Доходы и расходы по обычным видам деятельностиВыручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 010 150 000Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 020115 287Валовая прибыль02934 713Коммерческие расходы030Управленческие расходы0401492Прибыль (убыток) от продаж05033 221Проценты к получению060Проценты к уплате0702 763Доходы от участия в других организациях080Прочие операционные доходы090Прочие операционные расходы1004540Внереализационные доходы120Внереализационные расходы130Прибыль (убыток) до налогообложения14025918Отложенные налоговые активы141Отложенные налоговые обязательства142Текущий налог на прибыль1505 184Чистая прибыль (убыток) отчетного периода19020734Постоянные налоговые обязательства (активы)200300

В таблице № 6 нами рассмотрен отпуск материалов в производство. Был использован метод списания затрат - среднее. Это метод, позволяющий оценивать материальные ценности по средней цене всех материалов, находящихся на складе.

Таблица № 6. Отпуск материалов в производство

Принято в учет материалов АА:

1 партия - 10 м по 1 800 руб.м2 партия - 12 м по 2 000 руб.м3 партия - 15 м по 2 200 руб.м

Производится отпуск материалов в производство в количестве 36 метров. Используется метод списания затрат - средняя.

Заключение

Бухгалтерский учет материалов предприятия занимает одно из главных мест в ведении учета на предприятии в целом.

Материалы представляют собой одну из составных частей имущества предприятия, необходимую для нормального осуществления и расширения его деятельности.

Основными задачами учета материалов являются: контроль за сохранностью материальных ресурсов, соответствием складских запасов нормативам; контроль за выполнением планов снабжения материалами; выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов; контроль за соблюдением норм производственного потребления; правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции; рациональная оценка материалов.

В соответствии с планом счетов бухгалтерского учета все материалы предприятия учитываются на 10 счете «Материалы»

Счет 10 "Материалы" предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п.

Счет 10 «Материалы» делится на несколько групп. Для каждой из групп на счете 10 "Материалы" предназначен отдельный субсчет.

Материалы учитываются на счете 10 "Материалы" по фактической себестоимости их приобретения.

Фактической себестоимостью материалов признается сумма фактических затрат организации на приобретение.

При отпуске материально-производственных запасов в производство их оценка производится одним из следующих способов:

по себестоимости каждой единицы;

по средней себестоимости;

метод ФИФО

Производственное предприятие в течение всего отчетного года может применять только один из перечисленных выше методов, который фиксируется в его учетной политике.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации на предприятиях должна ежегодно, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проводиться инвентаризация материалов. Также проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях: при смене материально ответственных лиц; при установлении фактов хищений или злоупотреблений; в случаях пожара, стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций.

Лучше усвоить теоретические аспекты моей курсовой работы мне помогла аналитическая часть. В расчётной части мы анализировали и составляли бухгалтерскую отчётность предприятия. На примере мы столкнулись с основными формами финансовой отчётности и правилами её составления.

Список литературы

1 Бухгалтерский учет с нуля Крюков А.В. М.: Эксмо, 2010. - 368 с. (Серия "Бухучет для начинающих")

Бухгалтерский учёт (Учебное пособие). Авторы: Полещук Т.А., Мордвинцева А.Д., редактор: Масленникова С.Г.

Бухгалтерский учёт: учебное пособие / О.В. Дымченко.-Ростов н/Д : Феникс, 2008.-410, (1) с. : ил. - (Высшее образование).

Похожие работы на - Учет поступления материалов. Особенности учета и оценки материалов при использовании счетов 15 'Заготовления и приобретение материалов' и 16 'Отклонение в стоимости материалов'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!