Банк России – субъект организации наличного денежного обращения

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    244,97 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Банк России – субъект организации наличного денежного обращения

Содержание

Введение

. Роль банковской системы в современной экономике

. Банк России - субъект организации наличного денежного обращения

Заключение

Список использованных источников

банк россия эмиссия наличный

Введение

Банковская система составляет неотъемлемую черту современной экономики, её деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью, торговлей, сельским хозяйством и населением. Получается, что надежная банковская система - важное условие эффективного функционирования всей рыночной экономики. Поэтому в настоящее время изучение банковской системы является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования банков в России, создания наилучших условий для успешной их работы.

Целью данного реферата является изучение роль ЦБ РФ в регулировании денежного обращения в стране.

. Роль банковской системы в современной экономике

В зависимости от подчиненности банков в соответствии с действующим законодательством, а также в зависимости от иерархической структуры кредитной системы, выделяют банковские системы: централизованную монобанковскую, децентрализованную, двухуровневую (двухзвенную)[8].

Таблица 1 - Типы банковских систем

Признак

Сравниваемые типы банковских систем


Централизованная монобанковская

Децентрализованная

Двухуровневая

Тип собственности

государственная

многообразие форм собственности

многообразие форм собственности

Степень монополизации

монополия государства на формирование банков

любые юридические и физические лица могут образовывать свой банк; коммерческие банки могут присоединиться к ФРС

любые юридические и физические лица могут образовывать свой банк

Количество уровней системы

один

два

два

Характер системы управления

централизованная (вертикальная)

децентрализованная (горизонтальная)

децентрализованная (горизонтальная)

Характер банковской политики

политика единого банка

политика множества банков

политика множества банков

Характер подчиненности

банки подчиняются правительству

часть банков (национальные) контролируются федеральным правительством, часть - властями штатов (банки-не члены ФРС)

ЦБ подотчетен парламенту, ком. банки подотчетны своим акционерам, наблюдательному Совету, а не правительству

Выполнение эмиссионной и кредитной операций

сосредоточены в одном банке ( кроме отдельных банков, которые не выполняют эмиссионные операции)

эмиссионные операции выполняет Федеральный комитет по операциям на открытом рынке; операции по кредитованию - коммерческие банки

эмиссионные операции выполняет только ЦБ;операции по кредитованию предприятий и физических лиц - только коммерческие, по кредитованию правительства-ЦБ

Способ назначения руководителя банка

назначается центральной или местной властью, вышестоящими органами управления

члены Совета управляющих, стоящего во главе ФРС назначаются президентом США.

руководитель ЦБ утверждается парламентом; председатель (президент) коммерческого банка назначается его Советом


В представленной таблице дана сравнительная характеристика типов банковских систем по основным признакам. По принципу централизованной монобанковской системы была построена банковская система СССР. Она складывалась из трех государственных банков (Госбанк, Стройбанк, Банк для внешней торговли) и системы государственных трудовых сберегательных касс, которые находились на одном уровне и различались только целями и функциями. Децентрализованная (резервная) банковская система существует в США - Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции Центрального банка. В большинстве развитых стран, в том числе и в России, в настоящее время функционирует двухуровневая банковская система. Поэтому акцентируем свое внимание на ней. Она включает Центральный (эмиссионный) банк, который образует первый, верхний уровень системы, и коммерческие (деловые) банки, составляющие второй, нижний уровень.

Итак, верхнее звено нашей банковской системы - Центральный банк. Основными функциями ЦБ являются денежная эмиссия и регулирование денежного обращения.

Денежно-кредитное регулирование осуществляется следующими методами: регулированием процентной ставки, операциями на открытом рынке, изменением нормы обязательных резервов, регулированием валютного курса. Влияние этих методов на денежно-кредитный рынок, в частности на увеличение денежной массы представим в обобщающей таблице 2.

Таблица 2 - Влияние инструментов ЦБ на денежно- кредитный рынок

Инструмент

Изменение

Влияние на рынок

Механизм влияния

Операции на открытом рынке

Продажа ценных бумаг коммерческим банкам

Сужение денежно- кредитной массы

ЦБ продает ценные бумаги по выгодным для коммерческих банков ставкам, тем самым изымает у банков часть их денежных ресурсов, не давая возможности разместить их в виде кредитов


Покупка ценных бумаг у коммерческих банков

Расширение денежно- кредитной массы

ЦБ выкупает ценные бумаги у банков, пополняя тем самым их резервы, используемые для кредитования

Регулирование процентной ставки

Рост ставки (кредитная рестрикция)

Сужение денежно-кредитной массы

Ставка растет→спрос на ссуды ЦБ со стороны коммерческих банков уменьшается→кредитная способность коммерческих банков снижается→денежная масса в обращении уменьшается


Снижение ставки (кредитная экспансия)

Ставка снижается→спрос на ссуды ЦБ со стороны коммерческих банков растет→кредитная способность коммерческих банков увеличивается→денежная масса в обращении увеличивается

Изменение нормы обязательных резервов (ставки Фонда Обязательного резервирования)

Повышение ставки

Сужение денежно- кредитной массы

Повышение нормы отчисление в ФОР изымает у банков часть привлеченных ресурсов, что не позволяет направить их в кредитные операции, таким образом, кредитные возможности банков снижаются


Снижение ставки

Расширение денежно- кредитной массы

Снижение нормы отчислений в ФОР позволяет банкам оставить большую часть привлеченных ресурсов, которые в будут использованы в кредитных операциях

Регулирование валютного курса

Снижение курса иностранной валюты

Сужение денежной массы

Снижение курса иностранной валюты происходит в результате продажи Центральным банком иностранной валюты на рынке, в результате чего рублевая денежная массы изымается взамен проданной иностранной валюты


Повышение курса иностранной валюты

Расширение денежной массы

Повышение курса иностранной валюты есть результат действий Центрального банка, направленных на покупку иностранной валюты у участников рынка, в результате чего рублевая денежная масса увеличивается взамен купленной иностранной валюты


Анализируя показатели инструментов в течение некоторого времени, можно сделать вывод об изменении денежной массы в стране. Так рассмотрим три диаграммы. На двух показана динамика инструментов ЦБ - динамика отчислений в ФОР (диагр.№ 1.) и динамика ставки рефинансирования, (диагр.№ 2), а на последней - динамика денежной массы в стране (диагр.№ 3)[8].




Самый высокий темп роста денежной массы наблюдается в конце 2009 года (ноябрь-декабрь). Он составил 13% (диагр № 3.). Сопоставив эти данные с данными диаграмм, можно утверждать, что такому увеличению темпа роста способствовали уменьшение отчислений в Фонд обязательного резервирования (на 1,67%) и снижение ставки рефинансирования на 0,75%. Полученные нами выводы совпадают с предыдущими схемами: уменьшение отчислений в ФОР и снижение ставки ведут к расширению денежной массы.

Банк России - субъект организации наличного денежного обращения

Правосубъектность Банка России в сфере организации наличного денежного обращения определяется Конституцией РФ и федеральными законами. В соответствии с п. 1 ст. 75 Конституции РФ осуществление денежной эмиссии в Российской Федерации является исключительной компетенцией Центрального банка Российской Федерации. Эмиссионная функция Банка России, как справедливо отмечает И.В. Целыковский, является одной из основных функций ЦБ РФ и по своей сути есть функция конституционная [1]. Таким образом, эмиссия наличных денег является не только исключительным правом Банка России, но и его конституционной обязанностью.

Закрепленные в ст. 75 Конституции РФ полномочия ЦБ РФ в сфере организации наличного денежного обращения по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти [2]. Однако Конституция РФ, определяя основные функции ЦБ РФ, не затрагивает конкретные вопросы правового регулирования организации и порядка наличного денежного обращения на территории Российской Федерации. Конкретизация и развитие конституционных положений осуществляется федеральными законами.

Исходя из п. 1 ст. 75 Конституции РФ, ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» устанавливает, что Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение, а также

© Буданов Д.В., 2008 утверждает графическое обозначение рубля в виде знака (ст. 4). Его права и обязанности в данной сфере закреплены в нормах главы VI (ст. 27-34) указанного Закона.

Согласно ст. 29 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» эмиссия наличных денег (банкнот и монет), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. Как пишет А.Г. Братко, «Банк России - эмиссионный банк. Независимо от органов государственной власти Банк России производит эмиссию наличных денег и организует их обращение. По Конституции РФ (ст. 75) он в этом абсолютно независим и выпуск денежных суррогатов запрещен. Поэтому для нормального функционирования денежной системы в ней должна быть централизация. Ни субъекты РФ, ни какие бы то ни было органы исполнительной власти не должны вмешиваться в осуществление этой экономически обусловленной и конституционно закрепленной функции Банка России» [3].

Монополия на эмиссию наличных денег позволяет Банку России эффективно исполнять конституционную обязанность по защите и обеспечению устойчивости рубля. Эмиссия наличных денег служит основой для контроля над обращением денежной массы в стране, дает возможность Центральному банку РФ активно влиять на деятельность коммерческих банков и иных коммерческих организаций. Кроме того, монополия ЦБ РФ на эмиссию наличных денег позволяет избежать соблазна решать экономические проблемы путем использования печатного станка. Поэтому мы не можем согласиться с точкой зрения Я.А. Гейвандова, который пишет: «Установление порядка денеж установление порядка осуществления многих других направлений денежно-кредитного регулирования, затрагивает интересы всего общества, а поэтому не может быть полностью передано на усмотрение Банка России. Даже ст. 7 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ограничивает право Банка России на издание нормативных правовых актов вопросами, отнесенными к его компетенции» [4]. Ссылка же на ст. 7 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» не вполне оправданна, поскольку эмиссия наличных денег включена в компетенцию Банка России Конституцией Российской Федерации.

Являясь эмиссионным центром, Банк России осуществляет эмиссионное регулирование, т. е. регулирование выпуска и изъятия денег из обращения. При этом эмиссионное регулирование включает в себя следующие моменты [5]:

—        определение эмиссионного результата как по отдельным регионам, так и в целом по стране (эмиссионный результат может быть с «плюсом», когда производится выпуск денег в обращение, или с «минусом», когда производится изъятие денег из обращения);

—        документальное оформление совершаемых эмиссионных операций.

Денежная эмиссия выступает в качестве одного из важнейших средств осуществления единой государственной денежно-кредитной политики. При этом следует отметить, что ст. 45 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» вменяет в обязанность ЦБ РФ ежегодно не позднее 26 августа представлять в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:

—        концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;

—        краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;

—        прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;

—        количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;

—        сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;

—        прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;

—        целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;

—        основные показатели денежной программы на предстоящий год;

—        варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;

—        план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

Между тем, обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики Конституция РФ возлагает на Правительство РФ (пп. «б» п. 1 ст. 114). С другой стороны, согласно п. 2 ст. 75 Конституции РФ и ст. 1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ЦБ РФ осуществляет свои полномочия, в том числе и связанные с организацией наличного денежного обращения, независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Таким образом, как отмечает В.И. Лафитский, «возникает коллизия конституционных норм, регламентирующих полномочия двух органов государственной власти - Правительства РФ и Центрального банка РФ» [6].

Эту коллизию попытался решить Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Так, в соответствии со ст. 7 данного Закона проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России. Кроме того, согласно ст. 21 Закона Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики. Кроме того, ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» обязывает Банк России и Правительство Российской Федерации информировать друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координировать свою политику и проводить регулярные взаимные консультации.

Однако несмотря на то что до настоящего времени не было каких-либо острых конфликтных ситуаций между Правительством РФ и Центральным банком РФ по поводу осуществления денежно- кредитной политики, возможность их возникновения в будущем нельзя исключить. Правительство РФ не обязано учитывать заключение Банка России, если оно с ним не согласно, а право участия Председателя Банка России в заседаниях Правительства РФ еще не гарантирует учета Правительством РФ мнения ЦБ РФ. Российский законодатель не регламентировал процедуры и формы учета мнения ЦБ РФ при принятии Правительством РФ решений по вопросам денежно-кредитной политики. В связи с этим полагаем целесообразным выработать определенные формы и процедуры учета заключения ЦБ РФ на проекты постановлений и решений Правительства РФ в области осуществления денежно- кредитной политики. В случаях наличия противоречий в позициях Правительства РФ и ЦБ РФ предлагаем предусмотреть возможность образования на паритетных началах совместной согласительной комиссии для выработки согласованного решения. Если такое решение выработать не удается, то окончательное решение должно оставаться за Президентом Российской Федерации.

Помимо эмиссии денег к организации наличного денежного обращения относятся также вопросы прогнозирования наличного денежного оборота, работы с денежной наличностью и др. (ст. 34 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»). Банк России уполномочен осуществлять по данным вопросам регулирование, надзор и контроль посредством принятия нормативных правовых актов и индивидуальных правовых актов на основе имеющейся у него информации как о состоянии экономики в целом, так и в области наличного денежного обращения.

Основные функции по прогнозированию наличного денежного оборота ЦБ РФ возложил на свои территориальные учреждения, установив, что объектом анализа при составлении прогнозов кассовых оборотов являются:

—        складывающиеся тенденции в наличном денежном обороте и его структуре;

—        источники поступлений наличных денег в кассы учреждений банков и направления их выдач из касс учреждений банков;

—        скорость возврата наличных денег в кассы учреждений банков;

—        происходящие изменения и тенденции в экономике;

—        изменение индекса потребительских цен;

—        состояние и развитие безналичных расчетов между юридическими и физическими лицами;

—        уровень инкассации наличной денежной выручки (особенно торговой), образующейся в сфере потребительского рынка;

—        территориальное размещение выпуска денег в обращение и изъятие денег из обращения, причины роста эмиссии (сокращения изъятия) наличных денег;

—        неиспользованные возможности мобилизации учреждениями банков внутренних кассовых ресурсов для удовлетворения потребностей предприятий в наличных деньгах;

—        результаты банковского контроля за соблюдением предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью;

—        происходящие изменения в направлениях использования денежных доходов населения и источниках их формирования;

—        состояние расходования юридическими лицами средств на заработную плату и выплаты социального характера;

—        причины образования просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату и пенсии [7].

Полномочия ЦБ РФ по вопросам работы с денежной наличностью достаточно широки. Банк России осуществляет регулирование хранения, перевозки и инкассации наличных денег, определяет порядок ведения кассовых операций, в сферу его компетенции входят вопросы уничтожения банкнот и монеты Банка России и замены поврежденных банкнот и монет. По этим вопросам ЦБ РФ вправе издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами.

Регулируя вопросы организации наличного денежного обращения, Банк России оказывает воздействие не только на финансово-правовые отношения, но и на отношения гражданско-правового характера. Так, если общие правила расчетов, в том числе наличных, устанавливаются гражданским законодательством (гл. 46 ГК РФ), то особенности порядка наличных (и безналичных) расчетов определяются нормативными правовыми актами Банка России. Это свидетельствует о том, что правосубъектности ЦБ РФ в области организации наличного денежного обращения присущи также некоторые аспекты гражданско- правового характера.

Следует заметить, что правомерность распространения полномочий ЦБ РФ на ту сферу гражданско-правовых отношений, которая связана с обращением наличных денежных средств, была подтверждена Верховным судом Российской Федерации.

В силу вышеизложенного представляется необходимым принять закон о ЦБ РФ в форме федерального конституционного закона, имеющего приоритет над федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы финансового и гражданского права.

Рассмотрение особенностей правосубъектности Центрального банка Российской Федерации в сфере организации наличного денежного обращения показывает, что она носит сложный, комплексный характер, и в ее содержании можно выделить три взаимосвязанных аспекта:

—        конституционно-правовой;

—        финансово-правовой;

—        гражданско-правовой

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что регулирование денежного обращения возлагается на Банк России и ведется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, разрабатываемой и утверждаемой в пределах норм банковского законодательства. Банк России наделен исключительным правом эмиссии денег и отвечает за поддержание равновесия в сфере денежного обращения.

) прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

) установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

) определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

) разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая устанавливается и разрабатывается согласно банковскому законодательству. Банк России наделен исключительным правом эмиссии денег и особо ответствен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. Он должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию денег при бумажно-кредитном обращении. Как средство регулирования экономики.

Список использованных источников

1 Целыковский И.В. Конституционно-правовые основы взаимодействия Центрального банка РФ и Правительства РФ в сфере денежно-кредитной политики // Банковское право. - 2012. - № 2. - С. 26.

2 На это указал Конституционный Суд РФ. См.: п. 2 Определения Конституционного суда Российской Федерации от 14.12.2000 г. № 268-О // Вестник Конституционного суда Российской Федерации. - 2011. - № 2.

3 Братко А.Г. Специфика нормативных актов Банка России // Право и экономика. - 2012. - № 7. - С. 19.

4 Гейвандов Я.А. Социальные и правовые основы банковской системы Российской Федерации. - М., 2012. - С. 269.

Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». - М., 2009. - С. 123.

6 Лафитский В.И. Толкование статьи 75 Конституции Российской Федерации // Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации / отв. ред. П. Д. Беренбойм. - М., 2000. - С. 109.

7Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 г. № 14-П.

Вестник Банка России. - 2011. - № 69.

В настоящее время данное Указание утратило силу (Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 г. № 1844-У «О признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России» // Вестник Банка России. 2012. - № 39).

Похожие работы на - Банк России – субъект организации наличного денежного обращения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!