Банк России, его компетенция и структура

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,21 Мб
  • Опубликовано:
    2012-11-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Банк России, его компетенция и структура

Министерство образования и науки Российской Федерации

Новосибирский государственный университет экономики и управления - «НИНХ»

Кафедра Банковского дела








Курсовая работа

По предмету: Банковское дело

На тему: Банк России, его компетенция и структура


Выполнил: студент гр.

Проверила: старший преподаватель







Новосибирск 2011

Оглавление

Введение

Глава 1. Центральный банк, его задачи и функции

.1 Задачи и функции Центрального Банка

.2 Организационная структура Банка России

.3 Значение деятельности Центрального Банка России для экономики страны

Глава 2. Особенности организации и проведения денежно-кредитной политики Банком России в 2010-2012 гг.

.1 Основные направления денежно-кредитной политики в 2010-2012 гг.

.2 Динамика денежно-кредитных показателей и использование инструментов денежно-кредитной политики

Глава 3. Проблемы и перспективы развития деятельности Банка России в современных условиях

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Отличительные черты финансово-денежной политики определяются целями и задачами, которые ставит перед собой государство на каждом этапе развития экономики страны. На макроуровне финансово-кредитные структуры с помощью разработанных ими механизмов формируют экономическую среду функционирования хозяйствующих субъектов и жизни населения. Возможность достижения намеченных результатов зависит от степени соответствия созданной среды внутренним потребностям воспроизводства отечественного производительного капитала, продиктованным объективными процессами каждого этапа развития - динамикой технических и воспроизводственных циклов, достижения НТП, состоянием демографической и социальной среды.

От доверия, которое испытывают экономические субъекты (предприятия и отдельные граждане) к национальному эмиссионному центру страны, во многом зависят инвестиционная и хозяйственная активность, устойчивость экономического развития и стабильность денежной единицы. Уровень доверия к центральному банку - это барометр деловой активности в стране, показатель эффективности денежно-кредитных и в целом экономических отношений в обществе.

Цель курсовой работы состоит в изучении структуры, задач и функций Банка России, особенностей его деятельности на современном этапе.

Поставленная цель достигается с помощью решения следующих задач:

1.   Рассмотреть значение деятельности Центрального банка России для экономики страны

2.   Исследовать Функции Центрального банка России

3.       Раскрыть организационную структуру Банка России

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

В первой главе рассматриваются теоретические вопросы, связанные с определением целей, задач и функций центрального банка. Приведены наиболее популярные классификации. Дана характеристика задач и функций Банка России.

Вторая глава посвящена особенностям организации и проведения денежно-кредитной политики Банка России в современных экономических условиях. Проведен анализ инструментов, с помощью которых осуществляется реализация денежно-кредитной политики Банком России в 2010-2012 гг.

В третьей главе освещены нерешенные проблемы, возникающие при функционировании центрального банка, сделана попытка показать пути их решения.

Глава 1. Центральный банк, его задачи и функции

.1 Задачи и функции Центрального Банка

Центральный банк является регулирующим звеном в банковской системе, поэтому ее деятельность связана с укреплением денежного обращения, зашитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитием и укреплением банковской системы страны, обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России выполняет следующие функции:

) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно - кредитную политику;

) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

) устанавливает правила проведения банковских операций;

) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);

) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно - кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. (п. 18.1 введен Федеральным законом от 29.07.2004 №97-ФЗ);

.2) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом. (п. 18.2 введен Федеральным законом от 03.11.2010 №291-ФЗ);

) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Выполняя возложенные на него функции, Центральный банк призван быть:

• эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

• банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;

• «банкиром» правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;

• главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);

• органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.

1.2 Организационная структура Банка России

Ключевой элемент статуса Центрального банка РФ - принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Выполнение юридически возложенной на центральный банк главной цели его деятельности - обеспечение стабильности цен - предполагает наличие определенной степени его независимости от исполнительной власти, которая подразумевает две ее формы: политическую и экономическую. Политическая независимость - это автономия (самостоятельность) центрального банка при установлении целевых ориентиров денежной массы. Экономическая независимость - самостоятельность центрального банка в выборе инструментов денежно-кредитной политики.

Банк России образует единую централизованную систему, в основе которой лежит принцип вертикального построения. Вертикальная структура включает: центральный аппарат (первый уровень), территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры (второй уровень), вычислительные центры, полевые учреждения (третий уровень), учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации (четвертый уровень), которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

Центральный аппарат Банка России включает департаменты и главные управления. Непосредственное управление Центральным банком РФ осуществляет Совет директоров и Председатель Банка России. Председатель Центрального банка РФ, возглавляет Совет директоров и назначается на должность Государственной Думой сроком на 4 года. Кандидатуру для назначения представляет Президент. По банковскому законодательству в Совет директоров входят 12 членов Совета директоров, работающих в банке России на постоянной основе, которые также назначаются Государственной Думой. У Председателя Центрального банка РФ 4 первых заместителя. Основной выполняемой им функцией является разработка основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

В Российской Федерации вертикальная структура управления представлена 60 территориальными банками, 19 национальными банками, 5 отделениями ГТУ, 1165 РКЦ.

При обособленности статуса центрального банка он в своей деятельности неизбежно сталкивается с другими экономическими субъектами, их задачами и интересами. Практика взаимодействия Банка России и Правительства Российской Федерации такова, что они информируют друг друга о предполагаемых действиях общегосударственного значения, координируют свою политику, организуют регулярные консультации.

При взаимодействии с коммерческими банками Банк России перед принятием наиболее важных решений нормативного характера проводит с ними консультации, дает необходимые разъяснения, обсуждает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.

Важную роль в реализации принципа организационного построения центрального банка играет создание Национального банковского совета. В его состав численностью 12 человек входят: по 3 представителя от Государственной Думы РФ, Президента РФ и Правительства РФ, 2 представителя от Совета Федераций. Национальный банковский совет согласно банковскому законодательству, рассматривает концепцию совершенствования российской банковской системы, проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля и др. В компетенции Национального банковского совета входит:

рассмотрение годового отчета Банка России;

утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год не позднее 15 декабря предшествующего года: общего объема расходов на содержание служащих Банка России, общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, общего объема капитальных вложений, общего объема прочих административно-хозяйственных расходов;

утверждение при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительных расходов на содержание служащих Банка России, дополнительных расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, дополнительных капитальных вложений, а также утверждение прочих дополнительных административно-хозяйственных расходов и т.д.

Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Структура Комитета банковского надзора утверждается Советом директоров. Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.

1.3 Значение деятельности Центрального Банка России для экономики страны

Центральный банк Российской Федерации возглавляет банковскую систему Российской Федерации. Содержание целей и задач центрального банка определяется его сущностью. Центральный банк, работающий в сфере обмена, представляет собой общественный денежно-кредитный институт, который регулирует денежный оборот в наличной и безналичных формах в общественных интереса.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002г., основными целями деятельности Банка России являются:

· защита и обеспечение устойчивости рубля;

· развитие и укрепление банковской системы России;

· обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

В монетаристской концепции регулирования рыночной экономики начиная с 70-х -80-х годов во многих странах центральному банку отводится ведущая роль в воздействии на экономику через денежно-кредитную сферу, а задача стабильности национальной валюты рассматривается как основная.

На сегодняшний день нет единого определения тех задач центрального банка, с помощью которых достигаются поставленные цели.

Центральный банк рассматривается сегодня как орган регулирования, сочетающий в себе специфику банка и специфику государственного ведомства, как посредник между государством и остальной экономикой (через банки). Он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, закрепленных за ним в законодательном порядке.

Д.э.н. профессор И.Т. Балабанов определяет следующие задачи, стоящие перед центральным банком:

1.   Монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение, быть эмиссионным центром страны;

2.       Быть «банком банков», вести счета коммерческих банков, связанные с межбанковскими операциями и хранением резервов;

.        От имени правительства управлять государственным долгом, размещать, погашать и проводить другие операции с государственными ценными бумагами, эмитированными правительством;

.        Производит кассовое обслуживание бюджета, ведет счета внебюджетных фондов, обслуживает представительные и исполнительные органы власти, выдает краткосрочные ссуды правительству и местным властям;

.        Выступает кредитором последней инстанции для коммерческих банков, которые получают кредиты в тех случаях, когда исчерпали и не имеют возможности пополнить ресурсы из других источников.

В этой классификации формулировки пунктов 3 и 4 описывают задачи центрального банка, как агента правительства, характеризуя различные направления его деятельности в обслуживании последнего.

Более полным является список задач центрального банка, которые выделяют к.э.н. доцент Абрамова М.А. и к.э.н. доцент Александрова Л.С.:

1.   Эмиссионный центр страны;

2.       Орган денежно-кредитного регулирования;

.        Банк банков;

.        Орган банковского регулирования и надзора;

.        Агент правительства;

.        Орган валютного регулирования и контроля.

Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова в своем учебнике «Организация деятельности ЦБ» дополнительно разделяют задачи центрального банка по отношению к экономике в целом, по отношению к правительству, по отношению к банкам и банковской системе.

Задачи, касающиеся экономики в целом, прежде всего, связаны с обеспечением экономического оборота необходимыми денежными средствами, достаточными для совершения обмена продуктами труда. Искусство центрального банка состоит при этом в том, чтобы, обладая монопольным правом выпуска наличных денег, храня и учитывая золотовалютные резервы страны, эмитировать такую массу платежных средств, которыми были не только достаточными для производства и обращения продукта, но и обеспечивали стабильность национальной денежной единицы во внутреннем и внешнем экономическом обороте. Эта задача определяет деятельность центрального банка как эмиссионного института страны.

Будучи частью государственного устройства, обеспечивая вместе с правительством развитие экономики, центральный банк предоставляет ему в рамках своей сущности необходимую помощь в реализации экономических программ, при надобности покрывает сезонные разрывы в накоплениях, размещает государственные ценные бумаги.

По отношению к банкам центральный банк является «банком банков». Его задача состоит в том, чтобы при необходимости быть кредитором последней инстанции, поддерживать их ликвидность. Там где он обладает полномочиями органа надзора, его задачи связаны с обеспечением эффективной деятельности кредитных учреждений. Устанавливая процедуру допуска коммерческих банков на банковский рынок, определяя экономические нормативы по конкретным направлениям их деятельности, правила и стандарт ведения операций, центральный банк становится ответственным за качество их деятельности.

Глава 2 Особенности организации и проведения денежно-кредитной политики Банком России в 2010-2012 гг.

2.1 Основные направления денежно-кредитной политики в 2010-2012 гг.

В предстоящий трехлетний период главной целью единой государственной денежно-кредитной политики остается снижение инфляции до 9−10% в 2010 году и 5−7% в 2012 году. При сохранении антиинфляционной направленности денежно-кредитной политики действия Банка России в области денежно-кредитного регулирования в краткосрочном периоде в значительной степени будут связаны с минимизацией негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику и банковский сектор.

Банк России исходит из общих с Правительством Российской Федерации оценок внешних и внутренних условий функционирования российской экономики и, соответственно, вариантов ее развития в 2010 году и на период до 2012 года. В предстоящий период Банк России усилит акцент на удержании инфляции на траектории ее последовательного снижения. Для снижения инфляции Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики.

В предстоящий период Банк России предполагает завершить создание условий для применения режима инфляционного таргетирования и перехода к свободному плаванию курса рубля.

Установленный в январе 2009 года широкий диапазон допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины позволяет Банку России значительно сократить свое участие на внутреннем валютном рынке с целью курсообразования. Динамика обменного курса рубля будет определяться главным образом действием фундаментальных макроэкономических факторов. В рамках выбранного режима валютной политики Банк России будет использовать валютные резервы, обеспечивая сохранение их объема на уровне, необходимом для позитивной оценки долгосрочной платежеспособности России.

Сокращение объема интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке может существенно повлиять на динамику международных резервов Российской Федерации и уменьшить влияние чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования на рост денежного предложения. С целью обеспечения соответствия объема денежной массы спросу на деньги Банк России продолжит использовать операции по рефинансированию банков. Это даст возможность более эффективно контролировать динамику денежного предложения, а также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции, формировании монетарных условий функционирования экономики и инфляционных ожиданий экономических агентов.

На успешность денежно-кредитной политики будет влиять проведение консервативной бюджетной политики при улучшении внутригодовой равномерности расходования бюджетных средств.

По мере замедления инфляционных процессов Банк России намерен снижать ставки по своим операциям. Все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки Банка России по основным рыночным инструментам рефинансирования банков.

В рамках системы управления ликвидностью Банк России продолжит расширять доступ кредитных организаций к инструментам рефинансирования. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка и его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.

В то же время решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и состояния финансового рынка. При необходимости Банк России будет применять обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.

Банк России также будет использовать инструменты денежно-кредитного регулирования для сохранения стабильности банковской и платежной систем, в первую очередь, поддерживая достаточный уровень ликвидности в банковском секторе.

Для обеспечения перехода к режиму таргетирования инфляции Банк России будет развивать систему экономического прогнозирования и анализа мер денежно-кредитной политики, совершенствовать методы моделирования экономических процессов. Особое значение Банк России придает обеспечению прозрачности проводимой денежно-кредитной политики путем разъяснения широкой общественности причин и ожидаемых последствий принимаемых мер.

2.2 Динамика денежно-кредитных показателей и использование инструментов денежно-кредитной политики

центральный банк денежный кредитный

·        Использование процентных ставок

В условиях замедления инфляции и снижения инфляционных ожиданий Банк России в первом полугодии 2010 года четыре раза снижал процентные ставки по своим операциям. Ставка по кредиту «овернайт» и ставка рефинансирования были снижены с 8,75 до 7,75% годовых, минимальная процентная ставка по аукционам прямого РЕПО на срок 1 день - с 6,0 до 5,0% годовых, а ставка по однодневным депозитам и депозитам «до востребования» - с 3,5 до 2,5% годовых. Это способствовало повышению доступности заемных средств для реального сектора экономики, росту кредитной активности банковского сектора, созданию условий для восстановления внутреннего спроса, а также ограничению притока краткосрочного спекулятивного капитала.

В июне процентные ставки денежного рынка вышли на уровень, обеспечивающий приемлемый баланс между основными макроэкономическими рисками. Это позволило Банку России в июне­ноябре 2010 года принимать решения о сохранении на неизменном уровне ставки рефинансирования и процентных ставок по своим операциям, то есть завершить цикл смягчения денежно-кредитной политики. Уровень ставок Банка России оставался неизменным и в условиях начавшегося с августа 2010 года ускорения роста потребительских цен, связанного с последствиями летней засухи. Это было обусловлено необходимостью продолжать проведение денежно-кредитной политики, способствующей поддержке внутренних факторов экономического роста, учитывая наличие рисков для его устойчивости при сохранении на приемлемом уровне инфляционных рисков, обусловленных монетарными условиями.

При сохранявшемся в 2010 году высоком уровне ликвидности в банковском секторе определяющее значение для динамики краткосрочных процентных ставок на рынке межбанковских кредитов имели ставки по депозитным операциям Банка России на фиксированных условиях. С целью повышения действенности процентной политики Банк России принял решение о возобновлении с 29 марта 2010 года проведения депозитных операций на стандартном условии «овернайт». После выравнивания процентных ставок по депозитным операциям «овернайт», «том­некст», «спот­некст» и «до востребования» с 1.06.2010 единая процентная ставка по этим видам депозитов стала формировать нижнюю границу коридора процентных ставок по операциям Банка России, а его ширина при этом сократилась на 0,25 процентного пункта. В декабре 2010 года Банк России повысил ставки по депозитным операциям на 0,25 процентного пункта при сохранении ставки рефинансирования и ставок по операциям предоставления ликвидности на неизменном уровне. Сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России было направлено на повышение эффективности процентной политики, в том числе на снижение волатильности рыночных процентных ставок. Данные об изменении в 2010 году ставки рефинансирования и ставок по операциям Банка России приведены в табл. 1. (Приложение 1).

Изменение процентных ставок по операциям Банка России заметно повлияло на динамику процентных ставок рынка межбанковских кредитов. В январе­июне 2010 года на рынке МБК преобладала понижательная динамика ставок на фоне снижения ставок по операциям Банка России. В III квартале 2010 года ставки денежного рынка стабилизировались на сложившемся в июне 2010 года уровне, а в IV квартале 2010 года отмечался их слабый рост. Средневзвешенная ставка MIACR по однодневным кредитам в рублях в декабре 2010 года была на 2,2 процентного пункта ниже аналогичного показателя за декабрь 2009 года (Приложение 2). В целом за 2010 год спред между ставкой межбанковского рынка и ставкой, определяющей нижнюю границу коридора процентных ставок Банка России, не превышал 1 процентного пункта. Исключение составляли лишь отдельные периоды увеличения спроса на ликвидность, когда спред повышался до 2 процентных пунктов. В условиях постепенной макроэкономической стабилизации, а также под влиянием понижательной динамики ставки рефинансирования и ставок по операциям Банка России процентные ставки по кредитам нефинансовым заемщикам в 2010 году снизились и достигли исторических минимумов, за исключением ставок по кредитам физическим лицам. Средневзвешенная процентная ставка по кредитам нефинансовым организациям в рублях на срок до 1 года уменьшилась с 13,9% годовых в январе до 9,1% годовых в декабре 2010 года, на срок свыше 1 года - с 14,5 до 9,8% годовых. Существенно, на 8,9 процентного пункта (до 24,7% годовых), уменьшилась средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам физическим лицам на срок до 1 года. Средневзвешенная процентная ставка по кредитам физическим лицам в рублях на срок свыше 1 года снизилась в меньшей степени: с 20,3% годовых в январе до 16,7% годовых в декабре 2010 года. Большинству российских кредитных организаций удалось решить проблемы с формированием ресурсной базы, что способствовало снижению процентных ставок по вкладам физических лиц по итогам 2010 года до исторически минимальных значений. Средневзвешенная процентная ставка по вкладам физических лиц в рублях на срок до 1 года (кроме вкладов «до востребования») в декабре 2010 года составила 5,5% годовых, на срок от 1 года до 3 лет - 5,3% годовых (Приложение 3).

Объем денежной базы в широком определении, характеризующей денежное предложение со стороны органов денежно-кредитного регулирования, в 2010 году увеличился на 26,6% (на 15,9% в 2009 году). В условиях усиления платежного баланса по сравнению с 2009 годом и сохранения режима управляемого плавающего валютного курса рубля в 2010 году одним из основных источников увеличения денежной базы и главным фактором ускорения ее динамики по сравнению с предыдущим годом был прирост объема международных резервов Российской Федерации, который в целом за год составил 39,9 млрд. долларов США (13,2 млрд. долларов США в 2009 году). Чистый объем эмиссии рублевых средств, осуществленной за счет операций Банка России на внутреннем валютном рынке, увеличился до 1,0 трлн. рублей в 2010 году с 0,5 трлн. рублей в 2009 году.

Вместе с тем внешние факторы, определившие нестабильность роста международных резервов, существенно повлияли на внутригодовую динамику денежной базы. Основной объем нетто­покупки иностранной валюты Банком России на внутреннем валютном рынке пришелся на I-II кварталы 2010 года. Этому способствовали благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и возобновившийся c марта 2010 года приток капитала в Россию. В I квартале 2010 года изменение денежной базы было незначительным (­1,6%), поскольку при рост денежного предложения, обусловленный валютными интервенциями, был практически полностью компенсирован уменьшением валового кредита Банка России кредитным организациям (на 0,7 трлн. рублей). Во II квартале операции Банка России на внутреннем валютном рынке стали ключевым фактором увеличения денежной базы (на 13,1%, или на 0,8 трлн. рублей) при сокращении валового кредита Банка России на 0,2 трлн. рублей.

Начиная с сентября 2010 года, в условиях изменения ситуации на валютном рынке Банк России перешел к продаже иностранной валюты, что оказало сдерживающее влияние на рост денежного предложения. В целом за сентябрь­декабрь отток средств из банковского сектора в результате операций по продаже иностранной валюты Банком России составил около 0,4 трлн. рублей.

В течение отчетного года бюджетная политика носила более ограничительный характер, чем в 2009 году. В условиях улучшения внешнеэкономической конъюнктуры и более сдержанного расходования бюджетных средств (расходы федерального бюджета снизились с 24,9% ВВП в 2009 году до 22,5% ВВП в 2010 году) дефицит федерального бюджета в 2010 году снизился до 4,0% ВВП с 6,0% ВВП в 2009 году. Прирост чистого кредита расширенному правительству в целом за 2010 год составил 1,4 трлн. рублей (2,4 трлн. Рублей за 2009 год). Вместе с тем воздействие бюджетной системы на увеличение денежной базы в течение отчетного года не было равномерным. Так, в январе­октябре расширенный бюджет был исполнен с профицитом, что являлось сдерживающим фактором для динамики денежного предложения. Однако в IV квартале 2010 года (главным образом, в декабре) увеличение чистого кредита расширенному правительству на 1,5 трлн. рублей стало основным источником роста денежного предложения - объем денежной базы за указанный период возрос на 14,9%. финансирование дефицита федерального бюджета в 2010 году осуществлялось в значительной степени за счет использования средств Резервного фонда, объем которого сократился за 2010 год с 1,8 до 0,8 трлн. рублей (Приложение 4).

Совокупное поступление ликвидности по валютному и бюджетному каналам способствовало дальнейшему снижению спроса кредитных организаций на инструменты рефинансирования Банка России и уменьшению их задолженности по кредитам Банка России.

Средний дневной объем операций Банка России по предоставлению ликвидности в 2010 году составлял 11,1 млрд. рублей (187,5 млрд. рублей в 2009 году). При этом в первом полугодии 2010 года вследствие сохранения у кредитных организаций потребности в рефинансировании ранее полученных кредитов (включая кредиты без обеспечения) средний дневной объем операций был больше, чем во втором полугодии, - 20,5 и 2,7 млрд. рублей соответственно.

Общий объем ликвидности, предоставленной в 2010 году банковскому сектору со стороны Банка России (помимо интервенций на внутреннем валютном рынке и внутридневных кредитов), составил 2,8 трлн. рублей (в 2009 году - 46,7 трлн. рублей), в том числе в первом полугодии - 2,4 трлн. рублей.

Объем валового кредита Банка России банковскому сектору за отчетный год уменьшился на 1,1 трлн. рублей. В структуре валового кредита Банка России наиболее существенно снизилась задолженность по кредитам, обеспеченным нерыночными активами или поручительствами, кредитам без обеспечения и субординированным кредитам.

Факторы, определявшие динамику ликвидности банковского сектора, обусловили замедление темпа прироста объема совокупных резервов кредитных организаций в 2010 году до 28,7% (36,2% в 2009 году). Внутригодовые изменения совокупных резервов соответствовали динамике денежной базы: за I и III кварталы 2010 года они сократились на 2,1 и 8,0% соответственно, во II и IV кварталах - увеличились на 18,9 и 20,2% соответственно. При этом наиболее динамично в их составе в 2010 году росли денежные средства, размещенные на депозитных счетах кредитных организаций в Банке России, и их вложения в облигации Банка России (ОБР) - за год суммарный прирост этих средств составил 54,2%.

·        Обязательные резервные требования

В течение 2010 года Банк России продолжал использовать обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования банковской ликвидности. Нормативы обязательных резервов в 2010 году не изменялись и составляли 2,5% по каждой категории резервируемых обязательств (по обязательствам перед юридическими лицами - нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте). Коэффициент усреднения обязательных резервов в течение 2010 года также не изменялся и составлял 0,6 для кредитных организаций, не являющихся расчетными небанковскими кредитными организациями, расчетными центрами ОРЦБ, и 1,0 - для расчетных небанковских кредитных организаций, расчетных центров ОРЦБ.

Сумма обязательных резервов, депонированных кредитными организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, за 2010 год возросла на 37,0 млрд. рублей и на 1.01.2011 составила 188,4 млрд. рублей.

Кредитные организации в 2010 году продолжали использовать механизм усреднения обязательных резервов. Доля кредитных организаций, использующих право на усреднение в период усреднения с 10.12.2010 по 10.01.2011, составила 68,1% от общего числа действующих кредитных организаций. При этом количество кредитных организаций, использующих право на усреднение с января по декабрь 2010 года, уменьшилось с 818 до 695, что произошло как за счет сокращения количества действующих кредитных организаций, так и вследствие прекращения с 1.03.2010 предоставления права на усреднение обязательных резервов кредитным организациям, отнесенным ниже, чем ко 2­ой классификационной группе, и кредитным организациям, классификация которых не производится. Усредненная величина обязательных резервов с начала 2010 года увеличилась на 38,1 млрд. рублей, или на 19,5%, и составила в период усреднения с 10.12.2010 по 10.01.2011 233,1 млрд. рублей.

·        Использование операций на открытом рынке с ценными бумагами в 2010 году

Объемы операций на открытом рынке с ценными бумагами в 2010 году, как и в предыдущие годы, оставались небольшими относительно общего масштаба операций Банка России по предоставлению/изъятию банковской ликвидности. В 2010 году в условиях формирования устойчивого профицита банковской ликвидности Банк России использовал только операции по продаже на открытом рынке ценных бумаг из собственного портфеля (увеличившегося в кризисный период в результате проведения Банком России покупок ценных бумаг, выступавшего одним из каналов предоставления банковской ликвидности). Основной объем операций в 2010 году пришелся на операции с государственными облигациями (23,9 млрд. рублей), однако Банк России также реализовывал муниципальные и корпоративные ценные бумаги, попавшие в его портфель в результате недобросовестного выполнения обязательств кредитных организаций по сделкам прямого РЕПО (1,6 млрд. рублей). Доля собственного портфеля государственных ценных бумаг Банка России в общем объеме рынка в 2010 году заметно снизилась, что в большой мере определялось ростом данного сегмента. (Приложение 5).

·        Кредиты Банка России без обеспечения в 2010 году.

В 2010 году Банк России продолжил курс на сокращение использования данного инструмента. В апреле 2010 года было приостановлено проведение аукционов по предоставлению кредитов без обеспечения на сроки от 6 месяцев и более. В июне 2010 года Советом директоров Банка России было принято решение о приостановлении с 1 октября 2010 года проведения аукционов по предоставлению кредитным организациям кредитов Банка России без обеспечения на срок более 5 недель, а с 1 января 2011 года - на все сроки. Фактически использование инструмента было прекращено до начала 2011 года: в ноябре - декабре 2010 года спрос на аукционах по предоставлению кредитов без обеспечения отсутствовал. (Приложение 6).

·        Использование операций прямого РЕПО в 2010 году.

В 2010 году в условиях сохранения высокого уровня ликвидности банковского сектора спрос на операции прямого РЕПО Банка России на протяжении большей части периода практически отсутствовал. В результате средний уровень задолженности кредитных организаций перед Банком России по операциям прямого РЕПО в указанном периоде снизился до 21,3 млрд. руб. против 220,2 млрд. руб. в 2009 году.

При этом наиболее востребованными со стороны кредитных организаций на протяжении последних лет являются операции прямого РЕПО на аукционной основе на срок 1 день. На данные операции в среднем приходится около 80% от общего объема средств, предоставляемых по операциям прямого РЕПО. (Приложение 7).

·        Использование операций "валютный своп".

В 2010 году - начале 2011 года операции "валютный своп" Банка России ввиду формирования в этот период устойчивого избытка банковской ликвидности спрос на операции "валютный своп" Банка России со стороны банков отсутствовал.

С начала использования операций "валютный своп" Банка России объем предоставления средств по ним оставался меньше, чем по операциям предоставления ликвидности под обеспечение ценных бумаг Ломбардного списка Банка России. Наибольшая активность спроса на операции "валютный своп" наблюдалась в 2007-2009 гг., при этом объемы их использования были достигнуты максимального уровня в период плавной девальвации рубля в сентябре 2008 - январе 2009 года. (Приложение 8).

·        Использование операций с ОБР в 2010 году.

В 2010 году состоялось 34 аукциона по продаже ОБР. На протяжении первых трех кварталов объем ОБР в обращении увеличивался и возрос с 0,29 трлн. Руб. (по номинальной стоимости) на начало года до 1,0 трлн. Руб. в середине сентября. На конец года объем ОБР в обращении составил 0,59 трлн. Руб. Средневзвешенная доходность по результатам аукционов в течение всего года снижалась (с 7,0% в январе до 3,3% в декабре) на фоне снижения Банком России ставок по своим операциям. Среднедневной оборот на вторичном рынке был максимальным в летние месяцы - 713 млн. руб. в день по сравнению с 458 млн. руб. в среднем за весь год. В целом в 2010 году среднедневной оборот ОБР на вторичном рынке значительно увеличился по сравнению с предыдущими годами, что свидетельствует о развитии ОБР как самостоятельного финансового инструмента. (Приложение 9).

Глава 3. Проблемы и перспективы развития деятельности Банка России в современных условиях

В 2010-2012 годах деятельность Банка России в соответствии с Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” будет направлена на поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации, защиту интересов вкладчиков и кредиторов.

Основным инструментом выполнения задач в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет развитие риск-ориентированного надзора, включая вопросы системных рисков. Соответствующая работа в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет проводиться в русле выполнения принятых Российской Федерацией на высшем уровне обязательств по реализации решений “Группы 20”.

В рамках развития риск-ориентированного надзора предстоит обеспечить:

- дальнейшее развитие содержательных подходов к организации надзора, в том числе на консолидированной основе, направленных на повышение качества надзорной оценки экономического положения банков, выявление проблем в их деятельности на ранних стадиях их возникновения, своевременное и адекватное применение корректирующих мер;

развитие подходов к надзору за кредитным риском, включая совершенствование оценок активов;

совершенствование подходов к надзору за риском ликвидности, ориентированных прежде всего на оценку состояния систем управления риском ликвидности в кредитных организациях, уровня и характера риска ликвидности в российском банковском секторе;

совершенствование подходов к регулированию и управлению рисками, связанными с использованием кредитными организациями современных информационных систем, в том числе систем дистанционного банковского обслуживания, для предотвращения случаев нанесения ущерба интересам клиентов этих организаций и вовлечения таких организаций в противоправную деятельность;

дальнейшее совершенствование отчетности, составляемой и представляемой кредитными организациями, в том числе на консолидированной основе, в целях получения полной информации о характере и размерах принимаемых рисков и процедурах управления ими, позволяющей осуществлять постоянный мониторинг основных рисков (кредитного, ликвидности, странового, операционного и др.);

уточнение полномочий Банка России по осуществлению консолидированного надзора за деятельностью кредитных организаций, а также требований по раскрытию кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о своей деятельности с учетом международно-признанных подходов.

На основе изучения международной практики предполагается рассмотреть подходы к контрциклическому регулированию на предмет возможного внедрения его отдельных элементов. В качестве одного из элементов контрциклического регулирования будет рассмотрена возможность формирования кредитными организациями динамических резервов.4

Создание данных резервов будет осуществляться банками в период фазы экономического роста, что позволит в благоприятный период их деятельности обеспечить определенный “запас прочности” банковской системы и снизить волатильность финансовых результатов деятельности кредитных организаций на различных стадиях экономического цикла и, соответственно, смягчить их негативное влияние на величину собственных средств (капитала) кредитных организаций.

В целях поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов предполагается продолжить разработку и законодательное закрепление норм, предусматривающих:

- создание механизма оценки деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций, расширение надзорных полномочий Банка России по сбору информации и ведению баз данных о лицах, деятельность которых привела к нарушениям законодательства Российской Федерации и нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации;

закрепление за Банком России права на обработку персональных данных, полученных Банком России в рамках выполнения возложенных на него функций;

совершенствование процессов слияния и присоединения, предусматривающих возможность участия в реорганизации юридических лиц (в том числе кредитных организаций) различных организационно-правовых форм;

обязанность номинальных держателей предоставлять кредитной организации сведения о владельцах акций кредитной организации и о владельцах акций акционерных обществ, оказывающих косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, включая третьих лиц, посредством которых осуществляется косвенно существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, что позволит своевременно как Банку России, так и кредитным организациям - эмитентам акций получать информацию о лицах, участвующих в уставных капиталах последних;

упрощение эмиссии ценных бумаг в части итогов их выпусков (отмена обязательности регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг), отмену ограничения объема выпуска облигаций уставным капиталом, а также рационализацию контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, в частности, путем установления дополнительных мер воздействия в отношении приобретателей, нарушивших требования законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России;

привлечение организаций федеральной почтовой связи для осуществления отдельных технологических операций, связанных с осуществлением банковских операций.

Также будет проведена работа по определению на законодательном уровне полномочий Банка России по установлению требований к системам управления рисками в кредитных организациях, включая определение перечня вопросов, относимых с учетом особенностей банковской деятельности к компетенции наблюдательного совета (совета директоров) кредитных организаций, требований к составу совета директоров (наблюдательного совета) в кредитных организациях и процедурам принятия решений советом директоров (наблюдательным советом).

Продолжится работа по созданию правовых условий для взаимодействия Банка России и аудиторских организаций по вопросам деятельности кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов, а также законодательного закрепления полномочий Банка России по регулированию деятельности кредитных организаций по доверительному управлению средствами общих фондов банковского управления.

Будет продолжена работа по совершенствованию макропруденциального анализа на основе расчета и публикации совместно с МВФ показателей финансовой устойчивости, а также оценки системных рисков методами стресс-тестирования.

В целях дальнейшего повышения степени защиты интересов кредиторов и вкладчиков банков и эффективности функционирования системы страхования вкладов при условии сохранения на адекватном уровне средств фонда обязательного страхования вкладов предполагается рассмотреть вопрос о расширении круга лиц, на которых распространяется действие Федерального закона “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации” (за счет физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица).

Инспекционная деятельность в 2010-2012 годах будет сосредоточена прежде всего на выявлении в деятельности кредитных организаций признаков неустойчивого финансового положения и ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы и законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций.

Также предполагается развитие взаимодействия Банка России с другими государственными контролирующими органами по вопросам подтверждения достоверности отчетности заемщиков и учредителей (участников) кредитных организаций.

В 2010 году и в период 2011 и 2012 годов будет продолжена работа по совершенствованию процедуры ликвидации кредитных организаций, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций, в части принятия норм, позволяющих при ликвидации кредитных организаций применять неденежные формы расчетов с кредиторами в ходе конкурсного производства, а именно - передачу имущественного комплекса несостоятельного должника вместе с его обязательствами и применение для расчетов с кредиторами иных форм прекращения обязательств, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.

Банк России продолжит работу по исполнению законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, уделяя особое внимание поддержанию на необходимом качественном уровне условий, обеспечивающих эффективную реализацию кредитными организациями норм соответствующего законодательства.

Заключение

Центральный банк - результат эволюционного развития банковского дела. Банки подобного вида проделали заметный путь развития от обычных денежно-кредитных учреждений до банков государств, получив широкие полномочия по регулированию денежного обращения в стране. Задачами банка являются монопольная эмиссия наличных денег, централизованное плановое управление денежно-кредитной системой, проведение единой политики в области валютных операций, координация и надзор за деятельностью коммерческих банков. Эффективность деятельности центрального банка напрямую зависит от степени его независимости от исполнительной власти.

Важнейшая регулирующая функция центрального банка - разработка и проведение денежно-кредитной политики. Эффективная реализация денежно-кредитной политики ЦБ РФ должна способствовать нахождению оптимального соотношения между темпами инфляции и темпами инвестиций. Главной целью денежно-кредитной политики в предстоящие три года является постепенное снижение инфляции до 5-6% в 2010 году. Регулирование денежного обращения осуществляется Центробанком за счет операций с ценными бумагами на открытом рынке; регулирования норм обязательных резервов; установки официальных процентных ставок; учета и переучета векселей. В рамках денежно-кредитной политики также устанавливаются ориентиры роста денежной массы, и осуществляется валютное регулирование.

По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности.

В случае образования существенного дефицита ликвидности банковского сектора Банк России продолжит использование всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как операций по предоставлению ликвидности под обеспечение (прежде всего операции прямого РЕПО на аукционной основе и по фиксированной ставке), так и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введены Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 года. Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка.

При этом в среднесрочной перспективе политика Банка России будет направлена на дальнейшее повышение потенциала обеспеченных залогами инструментов рефинансирования в рамках реализации перехода к механизму рефинансирования кредитных организаций с использованием единого пула обеспечения. Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности инструментов рефинансирования (кредитования) для кредитных организаций, в частности, за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования.

При формировании избыточного денежного предложения Банк России будет использовать в качестве инструментов его стерилизации операции с ОБР и операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля. Банк России также продолжит проведение депозитных операций в качестве инструмента краткосрочного “связывания” свободной ликвидности кредитных организаций. При этом будут применяться рыночные инструменты изъятия свободной ликвидности - депозитные аукционы, а также инструменты постоянного действия - депозитные операции по фиксированным процентным ставкам.

Банк России в 2010 году и в период 2011 и 2012 годов продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.

В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, ресурсной базы российских кредитных организаций и с учетом других факторов Банк России при необходимости может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего компенсировать ликвидность кредитным организациям при выполнении ими обязательных резервных требований.

Список использованных источников

1. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы и кредит: Учеб. пособие. - М.: ИД Юриспруденция, 2003. - 448 с.

2. Банки и банковское дело. / Под ред. И.Т. Балобанова, - СПб: Питер, 2002. − 304 с.

3. Букато В.И., Головин Ю.В., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. - 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М.Х. Лапидуса. − М: Финансы и статистика, 2001. - 368 с.

4. Бюджетное послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике в 2008-2010 годах [Электронный ресурс]. − Режим доступа: #"584874.files/image001.gif">


Приложение 2


Приложение 3


Приложение 4


Приложение 5



Приложение 6



Приложение 7


Приложение 8


Приложение 9

Похожие работы на - Банк России, его компетенция и структура

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!