Современная социальная сфера России

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    68,07 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современная социальная сфера России

1. Обзор литературы

1.1 Типология социальной журналистики

социальный корреспондент газета журналистика

«Современная социальная сфера России - это сложная, динамично развивающаяся система отношений, претерпевшая значительные изменения за последние два десятилетия. Кардинальные преобразования, ряд которых не завершился и к настоящему моменту, начали происходить в социальной сфере одновременно с ломкой экономического, общественно-политического строя. При этом последствия развала системы социальной защиты населения ощутил на себе буквально каждый житель России. Стал зримым масштаб инвалидизации общества, на улицах появились бомжи и беспризорные, потоком хлынула информация о наркомании, ВИЧ/СПИДе, бастовали шахтеры и учителя. Само понятие социального стало восприниматься как нечто кризисное, ущербное. «Социалка» - это невыплаченные зарплаты и пенсии, безработица, поликлиники без оборудования, школы без учителей, - такую картину рисовали СМИ начала 90-х.

Становление демократического государства в условия современной России породили изменения во всех областях общественной жизни, включая журналистику. Существует несколько подходов к определению феномена социальной журналистики. Первый подход исходит из определения социальной журналистики как деятельности, предметом которой являются социальные проблемы и болезни общества: положение в обществе различных потенциально уязвимых социальных групп (пенсионеров, сирот, многодетных семей, переселенцев и других), соблюдение прав человека, благосостояние граждан, качество медицинского обслуживания и образования, ухудшение экологической обстановки и т.д. Второй подход связан с определением социальной журналистики как атрибута социальной политики, которую осуществляет государство, исходя из официально признанной идеологии и морали общества. Однако, опираясь на эти два подхода, под категорию «социальная журналистика» можно подвести практически все, кроме разве что курсов акций и рейтингов политиков, так как на самом деле нет журналистики социальной и несоциальной. Любая журналистика социальна, если она помогает человеку осуществлять выбор своего жизненного проекта. Однако социальная журналистика обладает весьма существенными предметными, функциональными и профессионально - технологическими особенностями, что позволяет говорить о становлении новой типологии - социальная журналистика больше иных направлений в СМИ дает нам возможность учиться понимать и слушать окружающих. Это своего рода фильтр, с помощью которого легко отличить добро от зла.

Сегодня социальная журналистика развивается в двух направлениях: 1) информируя, организовывая отдельные акции и помощь в конкретных ситуациях, будь то участие в судьбе социально беззащитного, обездоленного человека, или «полезная» для общественных организаций информация о проектной деятельности; 2) пытаясь смягчить общественные настроения, установки и нравы посредством привнесения идей милосердия, сострадания.

Сегодня социальная журналистика демонстрирует не только оригинальный проблемно-тематический срез и мотивацию, но достаточно свободное владение выразительными средствами, жанровой палитрой, что позволяет сделать вывод об уверенном становлении новой типологии».

Завершить обзор литературы хотелось бы цитатой Светланы Рейтер - специального корреспондента журнала «Esquire», автора многочисленных публикаций на социальные темы: «Я поняла, что про людей, о которых мне было бы интересно писать, можно сказать ровно одну фразу: они никому не нужны. Преимущественно пишу в журнале «Esquire», довольно долго писала в журнал «Большой город». Вот туда я делала репортажи про людей, которые никому не нужны. Я продолжаю этим заниматься и буду продолжать этим заниматься, потому что мне кажется, что до тех пор, пока будут существовать такие проблемы, нет более правильного журналистского занятия».

2. Практическая часть

.1 Качественный и количественный анализ статей газеты «Аргументы и факты. Урал»

Стоит отметить, что корреспонденты исследуемой газеты пишут в основном на тему политики и социальной сферы. Это легко понять по заголовкам, которые выносятся на первую полосу. Реже затрагивается тема культуры и спорта, например. Конечно, это обусловлено тем, что население стремиться узнать больше о своих житейских проблемах и о том, каких законов ему ожидать на тот или иной период. Ко всему прочему, сейчас граждане страны мало интересуются наукой, развитием спорта, культурными мероприятиями, потому что, какая-то часть населения деградирует, какая-то борется за выживаемость и времени на здоровый отдых, духовное обогащение хватает не всегда. Всё-таки эти темы присутствуют, но разговор не о них.

Прежде чем, выявить роль социальной журналистики в данной газете, проведём качественный и количественный обзор и анализ статей, отчётов, репортажей, заметок, интервью уральского вложения.

Исследовав шесть еженедельных выпусков газеты, которые были изданы с 21 августа по 1 октября 2013 года, можно сделать следующие выводы: из 84 материалов на социальные темы, 14 материалов освещали тему инфраструктуры (строительство домов, школ, детских садов, благоустройство дворов, улучшение качества общественного транспорта, ремонт дорог); такое же количество посвящено медицине (ложные диагнозы, помощь онкобольным, профилактика заболеваний, медицинское оборудование, наличие доступных медикаментов и др.). Безусловно, материалы про медицину, имеют широкий общественный интерес. В частности темы, касающиеся укрепления здоровья, сердечных заболеваний, заболеваний эндокринной системы, очень плодотворно влияют на читателя, потому что человек должен беречь своё здоровье, продолжая вести свой род, тем самым увеличивая населения страны. На втором месте по количеству материалов стоит тема ЖКХ, по ней было насчитано около семи публикаций (отопительный сезон, работа управляющих компаний, цены на коммунальные услуги, перерасчёт). Третье место можно распределить между несколькими темами: это гуманитарная помощь жителями Свердловской области Дальнему Востоку (актуальность данной темы не подлежит комментариям, если только сказать, что жители любого уголка России искренне переживают за Дальний Восток, всеми силами пытаются помочь пострадавшим). По этой теме было насчитано 4 публикации, то есть почти каждый номер содержит информацию на эту тему. Экология, которая удостоилась пяти материалов, также стоит на третьем месте. Тема актуальна, потому что воздух и водоёмы, особенно города Екатеринбурга, постоянно отравляют выхлопные газы, мусор, что отрицательно сказывается на здоровье граждан. Пенсионерам в уральском вложении газеты было посвящено 6 материалов. Оживлённо обсуждалась тема нового, учреждённого в Свердловской области праздника - Дня Пенсионера, который отмечается в последнее воскресенье августа, но не ограничивается одним днём. В течение нескольких недель пенсионерам предлагаются выгодные скидки на товары, услуги, для них проводятся культурные и оздоровительные мероприятия, благотворительные акции. Странно, что только несколько недель в году. Немалое количество материалов, было посвящено отравлениям детей в оздоровительных лагерях. Всего их было пять. Из материалов понятно, как халатно относятся работники общепита к оздоровлению детишек, вызывая у них приготовленными продуктами кишечные инфекции. Процентное соотношение всех материалов размещено в приложении реферата.

2.2 Мнение о социальной журналистике штатного корреспондента «Аргументы и факты. Урал» Кристины Шабуниной

Выпускница 2005 года УрГУ им. Горького Кристина Шабунина в журналистике сравнительно недавно, а в «Аргументах и фактах» работает всего полтора года. Но открывая газету, почти на каждой полосе видишь её материалы. Кристину очень волнуют проблемы населения, она искренне переживает за каждого своего героя, старается помочь всем в решении проблем. Она вполне реалистично описала нынешнее положение дел на рынке СМИ, заметив, что полностью независимым изданием быть не получается, как следствие помочь всем, к сожалению не удаётся. Тем не менее, о важной роли социальной журналистики на региональном уровне говорит с энтузиазмом. Кристина уверена, что благодаря своей работе и работе других журналистов, решает множество вопросов, касающихся населения. «Порой люди, особенно пенсионного возраста звонят нам, как в последнюю инстанцию, надеясь на помощь», - говорит Кристина. Из интервью можно сделать вывод, что социальная журналистика даёт людям надежду, что они кому-то нужны, что о них заботятся, переживают за них. Социальная журналистика мотивирует граждан на взаимопомощь, на сопереживание друг другу. Полное интервью изложено в приложении.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что редкий человек, идущий в профессию журналиста, делает это, чтобы разбогатеть или быть знаменитым. Каждый журналист в глубине души романтик, он мечтает работать на созидание общества, заботиться об его единстве, помогать людям. Счастьем становиться тот факт, когда ты реально помог конкретному человеку, простому жителю страны, добился справедливости для него. В этом и заключается роль социальной журналистики - помочь человеку, мотивировать его на действия, идеи. А роль социальной журналистики на региональном уровне ещё более важна и более действенна, потому что в рамках небольшой территории удаётся совершить больше изменений, которые повлекут за собой ряд положительных решений для населения. В этом отношении газету «Аргументы и факты. Урал» можно считать успешной в определённой степени. Язык написания материалов в данной газете прост и понятен любому, а значит лучше закрепиться в сознании человека, даст большие результаты.

Список литературы

1.   Алтайский интернет - сайт «ИнфоДом»: спецкурс «Социальная журналистика» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"670241.files/image001.gif">

Похожие работы на - Современная социальная сфера России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!