Анализ состояния социальной сферы России и Ивановской области

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    102,32 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ состояния социальной сферы России и Ивановской области

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Филиал Государственного образовательного учреждения Высшего профессионального образования Московского государственного индустриального университета в г. Кинешме

Кафедра «Экономики и управления на предприятии»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему «Состояние социальной сферы в России и регионе»

Студент Л.Г. Григорян

Руководитель работы, доц. к.э.н. Н.В. Лебедева





КИНЕШМА 2014

План

Введение

.        Теоретические аспекты исследования социальной политики государства

.1 Происхождение и сущность социальной политики государства

.2 Доходы и уровень жизни населения

.3 Проблема бедности

.4 Экономические теории благосостояния

. Особенности социальной политики в России

.1      Основные направления социальной политики в России

.2      Проблемы социальной политики России и пути их решения

. Особенности социальной политики в Ивановской области

.1 Качество жизни и уровень жизни в Ивановской области

.2 Индекс потребительских цен

.3 Проблема бедности в Ивановской области

.4 Социальная защита населения Ивановской области

Заключение

Библиографический список

Введение

Внутренняя политика государства подразделяется на различные направления в зависимости от сферы общественных отношений, в которую она вторгается. В этом смысле выделяют политику экономическую, социальную, национальную, демографическую, экологическую и т.д. Одной из важнейших частей внутренней политики является политика социальная, воплощенная в ее социальных программах и практике, регулирующая социально-экономические отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.

В определение “социальная политика” нужно включать ту группу проблем, которая позволяет выяснить следующее: связь социальной политики и общей политики; ее специфику как направление политического руководства обществом; характеристику тех общественных явлений и процессов, которые выступают объектом воздействия социальной политики; функции, типы социальной политики и тенденции их развития в современном мире.

В более широкой трактовке понятие “социальная политика” используется давно и охватывает все отношения общественной жизни. Вся политическая деятельность в этом случае рассматривается как социальная. В этом значении социальная политика тождественна политике в целом.

В узком смысле понятие “социальная политика” рассматривается как разновидность общей политики, имеющая свою специфику, а значит, свой объект воздействия.

Объектом социальной политики является социальная сфера жизни общества, которую можно рассматривать как процесс функционирования и развития человека и общества. Все составляющие элементы общества, будь то социальная группа или индивид, по-своему включены в социальную сферу, занимают в обществе свое особое положение. Члены общества, социальные группы и общности постоянно в различных формах взаимодействуют друг с другом, т.е. находятся в отношениях по поводу их положения, роли в обществе, условий жизнедеятельности, образа и уклада жизни. Эти общественные отношения и составляют содержание социальной сферы. Следовательно, если объектом социальной политики является социальная сфера, то субъектом ее выступают, прежде всего, институты политической системы - государство, партии, профсоюзы и другие общественно-политические объединения.

Разумеется, политические институты оказывают неодинаковое воздействие на развитие социальной сферы. Пределы этого воздействия зависят от многих обстоятельств: от функций политических институтов в политической системе общества, масштабов их применения, от объективных потребностей развития социальной сферы и т.д.

С анализом сущности социальной политики тесно связан вопрос о ее социальной функции, споры о которой продолжаются до сих пор. Первоначально считалось, что социальная политика выполняет функцию “регулятора труда и потребления”. Впоследствии к указанной функции были добавлены “функция повышения благосостояния народа” и “функция оказания социальных услуг населению”. В последние десятилетия тенденции таковы, что объем и содержание функции социальной политики во всем мире расширяются.

Цель работы - изучить состояние социальной сферы государства и Ивановской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

раскрыть сущность социальной политики государства;

изучить функции и модели социальной политики государства;

рассмотреть основные направления социальной политики в России;

раскрыть проблемы социальной политики России и Ивановской области и пути их решения.

1. Теоретические аспекты исследования социальной политики государства

.1 Происхождение и сущность социальной политики государства

Социальная политика как исторический феномен появилась достаточно недавно [9, C.80], она суть порождение XX века, даже второй его половины. Однако в истории не существовало государств, так или иначе не решавших социальные проблемы, но, прежде всего, данная деятельность сводилась к неизбежной помощи пострадавшим от неурожаев, засухи, природных катастроф, эпидемий. Социальная политика вплетается в общую систему государственной политики, а в рамках формирования гражданского общества расширяет свои возможности и распространяется на активные негосударственные объединения и группы. С ростом масштабов государственного вмешательства в общественные процессы способствовала выделению социальной политики из всего комплекса общественного регулирования в качестве самостоятельного направления, охватывающего специфическую сферу человеческой жизни и деятельности. Появление самого понятия "социальная политика" связано с формированием во второй половине XIX в. теории и практики социального государства, вмешивающегося в общественные процессы, с целью их регулирования и стабилизации. Новые функции государства, возникшие в связи с его социализацией, получили более системный и качественно определенный характер и были объединены термином "социальная политика".

По мнению А.А. Кочеткова, социальная политика - это система экономических отношений, обеспечивающая каждому члену общества гарантии определенного уровня жизни, минимально необходимого для развития и использования его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных) и обеспечивающая его при утрате этих способностей (старики, больные, инвалиды, дети) [4, C.387].

С точки зрения И.П. Николаевой, социальную политику можно понимать, как систему экономических отношений между государственными и негосударственными институтами с одной стороны, и отдельными социальными группами и индивидами - с другой, по поводу обеспечения последних достойными условиями жизни. [10, C. 200].

Социальная политика государства - форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей.

Для того чтобы социальная сфера стала объектом управления государством, необходим такой уровень ее развития, который требовал бы вмешательства государства. Условием, при котором это вмешательство становится действительным, является такой уровень развития потребностей индивидов, который не может быть удовлетворен за счет собственного труда, как это имело место в аграрных обществах, а удовлетворяется высокоразвитым промышленным производством. Поэтому развитие производства и степень разделения труда в этом производстве является материальной основой необходимости государственной интервенции в социальную сферу жизни людей. Попытки обосновать социально-политический характер феодального или рабовладельческого государства не выдерживают критики, так как уровень развития потребностей человека рабовладельческого общества и общества феодального таков, что даже примитивные средства производства позволяли их удовлетворять за счет собственного труда. Развитая потребность человека появляется с развитым разделением труда, но не равным доступом большинства населения к продуктам данного производства, базирующегося на разделении труда. В силу ограниченных возможностей производства удовлетворять потребности индивидов между производством и потреблением возникает противоречие, на основе которого разворачивается социальный конфликт. Ограниченный и конфликтный характер отношений между индивидами, порождают различные группы людей. К этим группам людей относятся те социальные группы, которые либо по малолетству, либо по болезни, либо старости, либо в результате отсутствия работы не в состоянии самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей и потребностей своей семьи. Данные группы людей имелись во все времена, однако потребности этих групп людей не требовали всеобщей защиты со стороны государства и осуществлялись в основном на местном уровне.

Социальная защита как легитимированная деятельность государства приобретает всеобщий характер, а потребности индивидов становятся политической категорией только на промышленной стадии производства, когда производительная сила общества - человек - начинает носить общественный характер. Этот общественный характер производства и человека предопределяет социально-политическую деятельность государства в социальной сфере и государственное управление потребностями человека. Обязанность защиты со стороны государства своих граждан вытекает из социальной сути самого государства, которая заключается в установлении политически детерминированной социальной связи между людьми. То есть социальная защита есть особая политическая форма включения индивидов в социальную жизнь с целью снятия экономических препятствий, не позволяющих без посторонней помощи их преодолеть.

Социальные права граждан - это та область социальной сферы жизни людей, которая недоступна никаким силам общества, кроме государства, это тот объект деятельности государства, где его полномочия абсолютны.

Социальные права - это реализуемые отношения под эгидой государства, это отношения, в которые вступает индивид свободно, по праву, без каких-либо ограничений и предварительных условий со стороны кого бы то ни было. Социальные права - это особая форма регулирования отношений в обществе со стороны государства и особая институциональная форма разрешения социального конфликта.

Социальные гарантии - это обязательные для государства социальные права, т.е. такие отношения, которые не могут не состояться.

Социальные гарантии - это обеспеченные существующими государственными ресурсами декларированные социальные права. Поэтому для государства в его социально-политической деятельности является важной проблемой определение круга лиц, которые имеют право на часть дохода государства, а тем самым на некоторые льготы.

Социальная льгота - это такое отношение в обществе, при котором индивид или группа индивидов наделяется продуктом из общественных фондов в силу его или их нуждаемости. В основании получения гражданами социальных льгот лежит принцип нуждаемости.

Нуждаемость - это такое состояние индивидов, которое возникает на неспособности самого индивида удовлетворить свои потребности, а значит быть ограниченным для вступления в отношения, имеющие значимый характер для общества в целом. Данная неспособность возникает на ряде ограничений биологического, экономического, политического и социального характера. Биологические ограничения подразделяются на физиологические и психологические ограничения, не позволяющие индивиду либо по малолетству и старости, либо по причине инвалидности и болезни трудиться, а значит вступать в отношения, носящие всеобщий характер.

Однако недопотребление не станет нуждаемостью до тех пор, пока недопотребление не приобретет для государства значимый характер. Значимое для государства недопотребление и называется нуждаемостью. С этого момента недопотребление индивида как его ограниченная связь с обществом становится политической категорией и полностью определяется государством, а ее установление зависит от определения верхнего и нижнего пределов нуждаемости. Различные государства по-разному формулируют эти пределы, поэтому в различных странах верхний и нижний пределы нуждаемости различны, но они не могут быть ниже предельно допустимых физиологических норм и выше среднего дохода, принятого в обществе.

Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

Однако социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся, прежде всего, механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

Таким образом, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем, прежде всего, действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые "стартовые условия" для граждан страны.

1.2 Доходы и уровень жизни населения

Доходы населения - это совокупность денежных и натуральных средств, полученных за определенный период населением и предназначенных для потребления и сбережений. По вещественной форме доходы подразделяются на денежные и натуральные.

Показателем материальной обеспеченности населения являются совокупные доходы. Это стоимостной показатель, включающий денежные доходы, стоимость натуральных поступлений из личных подсобных хозяйств и стоимость бесплатных услуг, получаемых за счет средств федерального (республиканского, краевого) и местного (муниципального) бюджетов и социальных фондов предприятий.

Денежные доходы населения подразделяются на первичные и располагаемые. Первичные доходы населения включают все поступления, полученные от собственности на факторы производства. Располагаемые доходы населения - результат перераспределительных процессов. Они представляют собой сумму первичных доходов и социальных трансфертов, уменьшенную на величину обязательных платежей и сборов. Располагаемые доходы корректируются с учетом натуральных социальных трансфертов. Скорректированные располагаемые доходы населения включают располагаемые доходы и сальдо натуральных трансфертов.

Конечные доходы населения - это располагаемые доходы плюс чистые долги населения. Чистые долги отражают изменение задолженностей по ссудам, выданным гражданам кредитными организациями и предприятиями на потребительские цели. Среднедушевой денежный доход - сумма конечных доходов, деленная на численность населения страны. Общие доходы населения включают скорректированные располагаемые доходы и чистые долги.

Доходы населения зависят от уровня потребительских цен, поэтому следует различать номинальные и реальные располагаемые доходы.

О снижении жизненного уровня свидетельствует не только высокая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, но и то, что минимальный размер заработной платы и ставка 1-го разряда тарифной сетки, действующей в бюджетной сфере, до сих пор значительно ниже величины прожиточного минимума. Это означает, что низкий уровень жизни имеют не только нетрудоспособные лица (инвалиды, дети-сироты), не только безработные, но и работающие на низкооплачиваемой работе. Еще одним показателем измерения уровня и качества жизни является индекс человеческого развития, который рассчитывается исходя из трех параметров - средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни (базовый показатель долголетия), базового показателя образованности (доля грамотных в возрасте 15 лет и старше, а также показатель полноты охвата обучением) и показателя реального валового внутреннего продукта на душу населения. Данный индекс, рассчитываемый ООН с 1990 г., дает сравнительную характеристику качества жизни в различных странах.

1.3 Проблема бедности

В обычном смысле слова бедность - это неспособность семьи при помощи текущих доходов удовлетворить основные потребности в пище, одежде, жилище.

Абсолютная концепция бедности основывается на сопоставлении минимальных потребностей, которые должны быть удовлетворены, и размера ресурсов, которые требуются для удовлетворения этих потребностей. Пороговое значение бедности в Российской Федерации устанавливается на уровне прожиточного минимума, который составляет в среднем 6544 руб.

Относительная концепция бедности определяет минимально необходимый доход как долю (в развитых странах - 40-50%) от уровня медианы (или средней) распределения эквивалентного дохода домохозяйств. На определение уровня бедности при таком подходе сильно влияет выбор шкалы эквивалентности. В отличие от абсолютного уровня бедности относительный уровень повышается с ростом совокупных доходов, поэтому данный подход чаще используется для сравнения социально-экономического развития в различные периоды в одной и той же стране. Субъективная концепция бедности была разработана в 70-е гг XX в. экономистами и статистиками Лейденского университета в Нидерландах. Этот подход к определению бедности основывается на гипотезе, что сами люди, участвующие в социологических обследованиях, являются вполне квалифицированными судьями по поводу того, что считать бедностью, а что нет. В соответствии с лейденской методикой на основании выборочного обследования домохозяйств, представляющих все население страны в целом, устанавливается размер дохода, позволяющий, по мнению населения, «сводить концы с концами».

Когда для расчетов показателей бедности используются заявленные доходы населения, необходимо учитывать и возможное занижение доходов домохозяйствами. Размеры этого занижения значительны: в среднем по России отношение средних доходов домохозяйств к их расходам составляет около 80%, т.е. около 20% доходов домохозяйствами не декларируются.

Проблема скрытых доходов делает все более актуальной концепцию определения уровня бедности на основе оценки деприваций и исключений в потреблении (по лишениям). Эта концепция основывается на отнесении к бедным тех домохозяйств, ресурсы которых уступают среднему для общества уровню настолько, что эти домохозяйства реально исключены из общепринятого уровня жизни, привычек и видов деятельности. Данный подход исходит из более широкого социального понимания бедности. Он получил название «гражданско-правовой теории бедности», поскольку уровень доходов семьи и обеспеченность ее товарами и услугами анализируются с позиции того, дают ли средства, которыми люди располагают, возможность полноценно участвовать в жизни общества, к которому они принадлежат. Бедность по доходам - отсутствие минимально необходимых доходов или расходов. Крайняя бедность (нищета) определяется как неспособность удовлетворить даже минимальные потребности в пище. Совокупная бедность - менее четкое понятие, обычно определяемое как неспособность удовлетворить важные пищевые и прочие потребности, причем круг важных «прочих потребностей» сильно различается по странам.

1.5 Экономические теории благосостояния

социальный защита доход население

Основная теорема экономической теории благосостояния гласит, что рыночная экономика с совершенной конкуренцией автоматически достигает эффективного использования ресурсов, называемого оптимальным по Парето. При оптимальном по Парето использовании ресурсов никакое перераспределение производства или потребления не может увеличить полезность одного члена общества или фирмы, не снизив полезность по крайней мере одного другого члена общества (фирмы).

Существует бесконечное множество разных оптимальных по Парето вариантов распределения ресурсов, при которых уровень полезности, достигаемый разными членами общества, может сильно различаться. Движение из одной точки, соответствующей оптимальному по Парето распределению, к другой такой же точке часто требует вмешательства государства, связанного с перераспределением доходов или ресурсов общества. Как правило, предпочтение отдается более равномерному распределению, и, как правило, общественная полезность уменьшается с ростом неравенства.

Существуют две основных позиции, с которых мы можем анализировать распределение доходов в обществе: распределение по источникам дохода и по размеру дохода из всех источников. Но как бы мы ни рассматривали распределение, мы всегда анализирует то, как доход общества распределяется между домашними хозяйствами, ибо именно они являются в конечном счете собственниками и продавцами производственных ресурсов (факторов). Доход владельцев факторов определяется на рынке факторов. Какие же правила распределения доходов между владельцами факторов диктует рынок? Как мы знаем, владельцы предприятий выплачивают собственникам факторов (труда и капитала, для простоты отвлечемся от затрат на землю) плату, соответствующую предельному продукту каждого фактора.

Доход, остающийся в распоряжении фирм после того, как они оплатили расходы на все производственные ресурсы, называется экономической прибылью собственников фирм. Теорема об «исчерпании» устанавливает правила распределения доходов на совершенно конкурентных рынках. Она гласит, что если владельцы производственных ресурсов получают плату от фирмы за их использование, в точности равную предельному продукту этих ресурсов, то экономическая прибыль равна нулю (если предположить, что производственная функция обладает свойством постоянной отдачи от масштаба). Это неожиданное заключение следует из знаменитой теоремы Эйлера, которая утверждает, что если производственная функция F(K, L) (где К - капитал, L - труд) имеет постоянную отдачу от масштаба, то общую величину (или стоимость) выпуска можно разложить по составляющим затрат труда и капитала:

F(K,L) = (MPk-K) + (MPL-L).

Эти составляющие представляют, соответственно, долю капитала и труда в доходе. Если экономическая прибыль равна нулю, каким образом тогда можно объяснить существование «прибыли» в экономике? Ответ прост: термин «прибыль», в его обычном понимании, означает не то же самое, что экономическая прибыль.

В реальном мире в большинстве случаев фирмы сами владеют капиталом, который они используют. Термин «прибыль» обычно подразумевает как экономическую прибыль, так и доход на капитал. Если мы определенную таким образом прибыль назовем бухгалтерской прибылью, мы можем записать:

бухгалтерская прибыль = экономическая прибыль + (МРК • К).

Итак, основные формы доходов в рыночной экономике следующие: трудовые доходы, доходы на капитал (процент), прибыль, доходы собственников небольших фирм, включающие не только доход на принадлежащий им капитал, но и на собственную землю и вложенный самим собственником труд, и рента - доход собственников земли.

Наиболее простой способ сравнения доходов - сравнение богатства (доходов) самых бедных и самых богатых членов общества. На практике используют квинтильные и децильные коэффициенты.

Их рассчитывают следующим образом: берут суммарные доходы (богатство) 20% (10%) наиболее богатых семей и соотносят с суммарными доходами 20% (10%) наиболее бедных семей.

Рис. 1. Кривая Лоренца

Квинтильные (децильные) коэффициенты дают лишь самую общую картину неравенства, не учитывая неравномерное распределение доходов среди «средних» классов общества. Более точной мерой неравенства является индекс Джини (Gini Coefficient). Для измерения фактического распределения доходов используют «кривую Лоренца» и «коэффициент Джини», показывающие, какая доля совокупного дохода приходится на каждую группу населения, что позволяет судить об уровне экономического неравенства в данной стране (см. рис.1).

Абсолютное неравенство означает, что и 20%, и 40%, и 60%, и т.д. населения не получают никакого дохода, за исключением одного-единственного, последнего в ряду (линия OF) человека, который присваивает 100% всего дохода. Ломаная линия ОE - это линия абсолютного неравенства. В реальности фактическое распределение дохода показано линией OABCDE. Чем больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов. Если мы разделим незаштрихованную площадь на площадь треугольника OFE, то получим показатель, отражающий степень неравенства в распределении доходов.

Если площадь заштрихованного участка графика обозначить буквой Т, то можно получить следующее отношение:




где G - показатель, измеряющий степень неравенства в доходах.

Этот показатель в экономической теории называется коэффициентом Джини, по имени итальянского экономиста и статистика Коррадо Джини (1884-1965).

Очевидно, чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь фигуры Т, и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к 1. Надо отметить, что этот коэффициент не может равняться ни единице, ни нулю, т.к. цивилизованное государство исключает подобные крайности благодаря целенаправленному перераспределению доходов. Оно заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих. Неравенство важно не только само по себе, но и потому, что оно является одной из причин гораздо более очевидной и острой проблемы, стоящей перед всеми правительствами, проблемы бедности. Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рыночным путем, например гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы. Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета даже в пределах полученных доходов ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы. Перераспределение доходов правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими:

«трансфертные платежи», то есть пособия, выплачиваемые малообеспеченным группам иждивенцам, инвалидам, престарелым и безработным;

«регулирование цен» на социально-важную продукцию;

«индексацию» фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции;

«обязательный минимум зарплаты» как базы оплаты труда на всех предприятиях;

«прогрессивное налогообложение», при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода.

Осознавая особую социальную значимость перераспределения доходов для обеспечения стабильности рыночного общества правительство стремится, однако, избежать двух крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих и подрыва у экономически активной части общества стремления к высокодоходной деятельности.

Законы Энгеля - закономерности изменения структуры расходов семей и отдельных личностей в зависимости от возрастания размеров получаемого ими дохода. По мере роста доходов человека, семьи общее потребление <#"869044.files/image003.jpg">

Рис. 2. Структура стоимости минимального набора продуктов питания (в процентах, в расчете на одного человека в месяц)

В декабре среди наблюдаемых непродовольственных товаров на 3,2% стала дороже ткань платьевая из искусственного шелка, набор корпусной мебели - на 2,8%, стиральный порошок - на 2,4%. Электроутюг с пароувлажнителем, электрическая лампа, мужской головной убор из натурального меха, костюм спортивный для школьников, жидкие чистящие и моющие средства - на 1,5-1,9%.

В группе медикаментов цены выросли на сульфацетамид - на 5,4%, настойка пустырника - на 5,3%; комбинированные анальгетики, винпоцетин, эналаприл, корвалол - на 1,7-2,8%.

В то же время снизились цены на йод - на 5,4%, троксерутин, лоперамид, таурин - на 2,8%, панкреатин, валидол, валокордин, ксилометазолин, - на 1,5-2,0%.

Таблица 5. Индексы цен на отдельные группы непродовольственных товаров


Ноябрь 2013г. К октябрю 2013г.

Декабрь 2013г. к

Справочно



Ноябрю 2013г.

Декабрю 2012г.

декабрь 2012г. к





Ноябрю 2012г.

Декабрю 2011г.

Ткани

100,7

100,3

102,6

101,0

104,0

Одежда и белье

100,3

100,2

104,0

100,2

103,5

Трикотажные изделия

100,7

100,5

104,3

100,6

104,9

Обувь

100,6

100,1

103,9

100,2

107,1

Моющие и чистящие средства

100,2

102,0

99,5

105,8

Табачные изделия

100,0

99,0

128,7

100,0

125,1

Электротовары и другие бытовые приборы

100,0

100,4

101,4

100,2

101,8

Телерадиотовары

99,5

100,2

96,3

100,0

97,1

Строительные материалы

100,3

100,1

102,7

100,0

103,3

Бензин автомобильный

99,4

98,3

106,1

98,1

106,4

Медикаменты

101,0

100,0

108,1

100,0

105,5

В декабре среди наблюдаемых видов услуг более всего увеличилась стоимость проезда в поездах дальнего следования на 11,8%, полиса добровольного страхования жилья на 6,1%, полиса добровольного страхования легкового автомобиля на 3,1%. Изготовление гроба стало обходиться дороже - на 4,2%. Химчистка, услуги прачечных, регулировка развала-схождения колес легкового автомобиля подорожали на 1,9-2,0%. В группе медицинских услуг увеличилась цена на лечение кариеса, удаление зуба под местным обезболиванием, изготовление коронки - на 0,8-1,4%.(см. таблица 5 и 6)

Таблица 6. Индексы цен и тарифы на отдельные группы и виды платных услуг


ноябрь 2013г. к октябрю 2013г.

Декабрь 2013г. к

Справочно декабрь 2012г. к



Ноябрю 2013г.

Декабрю 2012г.

Ноябрю 2012г.

Декабрю 2011г.

Жилищно-коммунальные услуги

100,0

100,0

107,8

100,1

107,9

жилищные

100,0

100,1

104,0

100,4

103,9

оплата жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов

100,0

100,0

102,9

100,0

102,0

содержание и ремонт жилья для граждан собственников жилья в результате приватизации

100,0

100,0

102,8

100,0

услуги по организации и выполнению работ по эксплуатации домов ЖК, ЖСК, ТСЖ

100,0

100,0

113,9

100,0

106,4

 

коммунальные

100,0

100,0

109,1

100,0

109,5

 

оплата холодного водоснабжения и водоотведения

100,0

100,0

107,0

100,0

103,4

 

отопление

100,0

100,0

105,5

100,0

111,4

 

оплата горячего водоснабжения

100,0

100,0

113,1

100,0

110,4

 

газоснабжение

100,0

100,0

115,0

100,0

114,5

 

электроснабжение

100,0

100,0

113,5

100,0

105,6

 

Бытовые услуги

100,5

100,6

106,1

100,1

103,7

 

Услуги пассажирского транспорта

99,1

101,8

116,8

102,5

103,9

 

Услуги связи

100,8

100,0

105,7

100,0

101,4

 

Услуги организаций культуры

100,0

100,0

107,8

100,0

109,7

 

Санаторно-оздоровительные

100,0

100,0

104,7

111,4

 

Услуги дошкольного воспитания

105,8

100,0

108,4

100,0

105,5

 

Услуги образования

100,0

100,0

107,4

98,9

106,6

 

Услуги зарубежного туризма

98,2

100,6

110,3

102,0

108,4

 

Медицинские услуги

100,1

100,5

121,6

100,3

108,9

 

Ветеринарные услуги

100,0

100,0

107,7

100,0

97,9

 

Услуги физкультуры и спорта

100,0

100,0

104,5

100,0

108,3

 

Услуги страхования

99,0

103,4

118,9

100,6

89,7

 


3.3 Проблема бедности в Ивановской области

«От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Эта поговорка для России всегда была актуальна. И сегодня ни для кого не секрет, что даже наличие работы не гарантирует у нас защиту от бедности. Но бедность - проблема не только экономическая. Организация Объединенных Наций рассматривает бедность как «состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни». Она означает не только недостаток денег, но и достойной работы, удобного жилья, доступа к хорошему образованию и здравоохранению.

декабря мировое сообщество отмечает Международный день помощи бедным. В России, согласно официальным оценкам Росстата, по итогам первого квартала 2013г. удельный вес россиян с доходами ниже прожиточного минимума вырос с 13,5% до 13,8% всей численности населения, т.е. бедным может считаться каждый седьмой. 19,6 млн. человек в первом квартале 2013 года имели душевой доход ниже прожиточного минимума в 6544 руб. в месяц (для сравнения: средний доход на душу населения в первом квартале 2013-го составил 21,6 тыс. руб.).

По официальным данным, в 3 квартале 2012 г. бедная семья в Ивановской области имела среднедушевой денежный доход в сумме 4950 рублей на человека в месяц, величина его в 2013 году выросла на 12% и составила 5530 руб.

Специалисты Ивановостата на протяжении многих лет обследуют бюджеты 405 домохозяйств различного состава в одиннадцати населенных пунктах области. Данные этого обследования свидетельствуют о том, что в число малоимущих попадают преимущественно домашние хозяйства с детьми в возрасте до 16 лет. Малоимущие - это семьи (одиноко проживающие граждане), среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (в Ивановской области прожиточный минимум за 3 квартал 2013 года составляет 6544 руб.). Доля малоимущего населения в 3 квартале 2013 года составляла 68%.

Почти у каждого четвертого домохозяйства, имевшего в своем составе детей до 16 лет, по данным обследования среднедушевые денежные доходы были ниже величины прожиточного минимума.

В ходе обследования респондентам задается вопрос: «Какой уровень денежных средств вам необходим для того, чтобы жить удовлетворительно, хорошо и очень хорошо?» Уровень притязаний у наших земляков довольно разный и год от году меняется в сторону повышения. Так, почти половина участвовавших в 2011 году в обследовании бедных домохозяйств удовлетворительным считали уровень ежемесячного дохода от 30 до 50 тыс. рублей. Доля домохозяйств, для которых данный интервал был приемлемым для того, «чтобы жить удовлетворительно», в 2012 году уменьшилась до 21%. При этом около 63% малообеспеченных домохозяйств в 2012 году считали бы свое материальное положение удовлетворительным при более высоком уровне доходов. Из них - около 50% хотели бы иметь доход от 50 до 100 тысяч рублей в месяц (в 2011 году таких семей было всего 11%).

Фактически малоимущие домашние хозяйства имели в своем распоряжении более скромные средства. Оценивая в 2012 году свое финансовое положение, они отмечали следующее: около 54% бедных домашних хозяйств испытывали трудности при приобретении товаров и услуг первой необходимости (еда, одежда и услуги ЖКХ), у 38% бедных ивановцев, по их мнению, отсутствовала возможность приобретения товаров длительного пользования, 8% - мечтали купить жилье или автомобиль.

В 3 квартале 2013 года располагаемые ресурсы (располагаемые ресурсы - это объем денежных и натуральных (в стоимостной оценке) средств, которыми располагали домашние хозяйства для финансирования своего потребления и создания сбережений в период обследования) малоимущих домашних хозяйств составляли всего 30% от среднего уровня (среднестатистическая бедная семья имела в своем распоряжении 20 681 руб., из которых на потребительские цели, по данным обследования бюджетов домашних хозяйств, уходило в среднем 16 688 рублей).

Основную долю потребительских расходов составляли товары и услуги первой необходимости. Почти 46% денежных средств домохозяйств составляли расходы на питание: хлеб и хлебные продукты - 1383 руб., на мясные продукты- 2011 руб., молочные продукты -1555 руб. На покупку овощей и фруктов бедные домохозяйства тратили около 800 рублей. На вредные привычки (табачные изделия, алкоголь) уходило, в среднем, около 280 рублей, что было сопоставимо с расходами на рыбные продукты. На общественное питание (столовые, рестораны, бары и т.п.) в этих домашних хозяйствах почти не тратили, расходы составляли 71 руб. на человека в месяц.

Около трети потребительских расходов в малообеспеченных домохозяйствах приходилось на непродовольственные товары, прежде всего, - одежду, обувь, белье, ткани (около 2484 руб. в месяц), медикаменты (881 руб.) и средства ухода за домом (около 600 руб.).

В 2013 году оплата различного рода услуг составляла около 22% средств, направленных малообеспеченным населением области на потребление. В 3 квартале 2013 г. на оплату услуг бедное домохозяйство тратило в среднем около 3600 рублей, из них на оплату жилищно-коммунальных услуг - 2108 руб., услуги связи- 609 рублей, образование - 302 руб. и транспорт -297 руб.

3.4 Социальная защита населения Ивановской области

Департамент социальной защиты населения Ивановской области является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику по социальной защите населения, осуществляющим межотраслевое управление и координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также осуществляющим функциональное регулирование в сфере социальной защиты населения на территории Ивановской области.

В структуру Департамента входит 12 подразделений:

отделы ведомственного контроля, юридический, информационно-аналитический, кадровой и организационной работы находятся в прямом подчинении начальника Департамента;

управление по опеке и попечительству (в состав которого входят отдел по опеке и попечительству, отдел координации учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), отдел по делам семей, воспитывающих детей, подчинены первому заместителю начальника Департамента;

управление социального обслуживания и отдел социальных гарантий подчинены первому заместителю начальника Департамента - статс-секретарю;

управление бюджетного учета и отчетности, отдел планирования и государственного заказа подчинены заместителю начальника Департамента;

управление социальных выплат, компенсаций и субсидий и отдел автоматизации подчинены заместителю начальника Департамента.

Основными задачами деятельности Департамента социальной защиты населения являются:

реализация основных направлений и приоритетов государственной социальной политики по решению комплексных проблем социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, малоимущих граждан, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла, жертв политических репрессий, граждан иных льготных категорий, а также организация работы с лицами без определенного места жительства и освободившимися из мест лишения свободы;

организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству;

реализация демографической политики в пределах установленной компетенции;

организация предоставления в соответствии с действующим законодательством государственных пособий, компенсаций и других социальных выплат отдельным категориям граждан;

организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, развитие учреждений для их социальной реабилитации;

организация адресной социальной поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказания им государственной социальной помощи.

В настоящее время в области выстроена эффективная модель системы социальной защиты населения, которая динамично развивается. В системе социальной защиты населения области трудятся свыше 6 тысяч человек. Структура региональной системы социальной защиты населения включает 21 территориальный орган, 57 подведомственных учреждений.

В 9 областных стационарных учреждениях социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детский дом-интернат для умственно отсталых детей) постоянно проживает более 3,5 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов.

В 26 центрах социального обслуживания населения (12 из которых являются комплексными) ежегодно пользуются услугами около 15 тысяч жителей области. Сотрудники центров осуществляют социальное обслуживание на дому, оказывают специализированную медикосоциальную помощь, предоставляют услуги в отделениях дневного пребывания, обеспечивают благоприятные условия проживания пожилым людям и инвалидам в отделениях временного проживания, оказывают различные виды социальных услуг лицам без определенного места жительства.

Кроме того, в системе социальной защиты населения действует ОГКОУ НПО «Ивановское профессиональное училище-интернат», где ежегодно получают профессиональную подготовку около 110 инвалидов молодого возраста.

В учреждениях социального обслуживания семьи и детей (5 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 7 отделений в составе 4 комплексных центров) осуществляется помощь и поддержка детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, ведется профилактическая работа с семьями и подростками по предупреждению безнадзорности и правонарушений. В структуре данных учреждений открыты 22 отделения на 415 стационарных мест.

ОГУСО «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям» оказывает специализированную психолого-педагогическую, медико-социальную и другие виды помощи семьям с детьми.

В настоящее время в системе социальной защиты населения Ивановской области функционируют 14 областных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (11 детских домов и 3 специальные (коррекционные) школы-интернаты), в которых созданы оптимальные условия для жизнедеятельности воспитанников.

В рамках реализации демографической политики в регионе проводится работа по созданию структур, сопровождающих процесс передачи детей-сирот на воспитание в семьи. В регионе развивается система подготовки и сопровождения приемных родителей; функционируют 10 Центров подготовки приемных родителей и сопровождения замещающих семей. Основные задачи их деятельности - это подбор и подготовка кандидатов в приемные родители, а также психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей.

Деятельность региональной системы социальной защиты населения способствует повышению социальной защищенности значительной части жителей Ивановской области, обеспечению качества и расширению доступности предоставления социальных услуг, достойного образа жизни и реализации конституционных гарантий для граждан, нуждающихся в социальной поддержке и помощи.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод:

. Социальная политика - это система экономических отношений, обеспечивающая каждому члену общества гарантии определенного уровня жизни, минимально необходимого для развития и использования его способностей. 2. Основными принципами проведения социальной политики являются: защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

обеспечение помощи самым бедным семьям;

выдача помощи на случай безработицы;

обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;

развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

. Социальная политика выполняет следующий ряд функций:

обеспечение политической устойчивости власти;

обеспечение такого распределения власти в хозяйстве, которое

признавалось бы большинством справедливым;

налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и результатов экономической деятельности, которая в основном устраивает подавляющее большинство населения, что подразумевает реализацию принципа социальной справедливости;

обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности;

обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой социальной группы;

обеспечение потребления основных благ на уровне социальных стандартов для всех слоев населения;

. Выделяют два типа моделей социальной политики:

. По типу субъекта социальной ответственности;

. По типу участия государства в реализации социальной политики

. Основными направлениями социальной политики России являются:. Политика в области улучшения жилищных условий.. Политика в области регулирования пенсионного обеспечения.. Политика в области здравоохранения.. Политика в области образования.. Политика в области регулирования уровня безработицы и занятости.. Политика в области регулирования доходов населения.

Россия исторически обладает крупнейшим в мире духовным потенциалом. Однако, наше культурное и интеллектуальное наследие, накопленное трудом и талантом десятков поколений, используется из рук вон плохо, расхищается, скудеет.

После рассмотрения и анализа вышеизложенных проблем и предложений по их решению, напрашивается вывод, что для нормального функционирования социальной политики государства являются следующие конкретные шаги, как незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения; оказание государственной помощи в создании и поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации.

Библиографический список

1. Антропов В.В. Модели социальной защиты в странах ЕС/ В.В.Антропов // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - №11. - с.70-77

. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория/ Учебник. - 3 е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт Издат, 2008. - 399 С.

. Глазьев С. Бюджет 2007: все тот же социально-экономический смысл/С. Глазьев // Российский экономический журнал. -2011. - №9-10. - с.3-28

. Кочетков, А.А. Основы экономической теории/Курс лекций/А.А. Кочетков. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2009. - 492 C.

. Куликов В.В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики / В.В. Куликов, В.Д. Роик // Российский экономический журнал. - 2009. -№1. - с.3-17

. Лебедев Н. Б. Система образования в Российской Федерации: современное состояние, проблемы и тенденции развития // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 2 - С.26.

. Логвинов В.Н. Потребности общества и государственная политика в области архитектуры и градостроительства // Архитектурный Вестник. - 2011. - №3 - С.14.

. Миронов, С.М. Социальная политика: уточнение задач, отладка механизмов/ С. Миронов // Общество и экономика. - 2010. - №5. - С.7-8

. Моисеев, В.Е. Экономические реформы России: учебно-методическое пособие/В.Е. Моисеев, О.И. Уланова. - Пенза: РИО ПГСХА. - 2012. - С.76 - 93.

. Николаева, И.П. Экономическая теория: Учебник для вузов/ И.П. Николаева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 224 С.

. Панкова Н.В. Особенности формирования государственной политики в сфере образования // Проблемы современной экономики. - 2011. - №4. - С.24

. Сидорина Т.Ю. Социальная политика - между экономикой и социологией/Т.Ю. Сидорина // Общественные науки и современность. -2010. -№6. -с.112-120

. Сочнева Е. Н. Анализ современной модели социальной политики России // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 3. - С.27.

. Стрежнева М.В.Проблемы социальной политики в Европейском союзе/М.В. Стрежнева // Мировая экономика и международные отношения. -2009. -№8. -с.22-31

. Тарасевич, Л.С., Гребенников, П.И., Леусский, А.И. Макроэкономика/ Учебник. - 6 е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, 2012. - 654 С.

. Тихонова Н., Акатнова А., Седова Н. Жилищная обеспеченность и жилищная политика в современной России // Социологические исследования. - 2011. - №1. - С.45.

. Якобсон Л.И. Социальная политика: коридоры возможностей/Л.И. Якобсон // Общественные науки и современность. -2006. -№2. -с.52-66

. Экономическая теория: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2013. - 208 с.: ил.

. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика: Учебник для вузов, 4-е изд. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2012. - 464 с.: ил.

. Официальный сайт Госкомстата РФ // www.gks.ru

. Официальный сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике // www.rost.ru

20. Официальный сайт пенсионного фонда РФ // www.pfrf.ru <http://www.pfrf.ru>

Похожие работы на - Анализ состояния социальной сферы России и Ивановской области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!