Управление качеством строительной продукции

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    513,21 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление качеством строительной продукции

1. Особенности управления качеством строительной продукцией

В системном видении управления качеством в строительстве присутствует несколько взаимосвязанных блоков, на первый взгляд самостоятельных и даже ограниченных собственными официальными рамками своей деятельности, однако задачи и конечная цель у них единая - высокое качество строительной продукции.

Эти блоки управления процессом создания строительной продукции рассматриваются в следующем укрупненном виде:

) управление качеством проектно-изыскательских работ;

) управление качеством производства строительных материалов, изделий, конструкций;

) управление качеством строительного производства.

На каждый из этих блоков влияет колоссальное количество факторов, и каждый из них имеет свои внешние и внутренние регуляторы качества.

Для проектно-изыскательских организаций внешними и внутренними регуляторами качества являются экспертиза проектов строительства, нормоконтроль проектно-сметной документации, авторский надзор за строительством; для предприятий по производству строительных материалов, изделий и конструкций - технический контроль готовой продукции, лабораторные испытания (входной контроль) сырья, материалов, полуфабрикатов; для строительных организаций - авторский надзор проектной организации, технический надзор со стороны заказчика и инспекция Госархстройнадзора (муниципальный архитектурно-строительный надзор).

Общими внешними регуляторами качества в строительстве являются лицензирование строительной деятельности, система сертификации в строительстве, технический надзор за производством строительно-монтажных работ, выборочные проверки качества строительства объектов Главной инспекцией Госархстройнадзора.

В настоящее время в строительной сфере используется более 40 строительных норм и правил, 20 сводов правил, 300 государственных стандартов, регламентирующих производство различных видов работ при инженерных изысканиях, исследования грунтов оснований фундаментов зданий и сооружений, поверхностных и грунтовых вод и др. В рамках комплексной системы федеральных нормативных документов по инженерным изысканиям институт ПНИИИС совместно с рядомтизыскательских и проектно-изыскательских организаций разработал большую группу новых основополагающих (базисных) нормативных документов по производству инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-экологических, инженерно-гидрометеорологических изысканий, изысканий грунтовых строительных материалов и источников водоснабжения на базе подземных вод, а также ряд документов в сфере экономики и ценообразования в изыскательской деятельности.

Разработанные ПНИИИС документы подразделяются на:

организационно-технические - строительные нормы и правила (СНиП), регулирующие деятельность изыскательских и проектно-изыскательских организаций в условиях рыночных отношений и включающие обязательные основополагающие нормы, обеспечивающие производство инженерных изысканий для широкого круга потребителей. Указанные документы регламентируют:

цели и задачи изысканий; состав договорной документации;

содержание технических заданий, программ работ и технических отчетов по инженерным изысканиям;

порядок сдачи в фонды материалов выполненных изыскательских работ;

метрологическое обеспечение инженерных изысканий;

приемку, контроль и экспертизу отчетной изыскательской продукции;

технологические - своды правил (СП), устанавливающие порядок выполнения изысканий, состав и объемы изыскательских работ, методы проведения отдельных видов инженерных изысканий по этапам и стадиям проектирования, требования к конечной изыскательской продукции по стадиям проектирования;

документы в области экономики инженерных изысканий - справочники базовых цен на отдельные виды инженерных изысканий;

документы рекомендательного характера по проведению экспертизы материалов инженерных изысканий для технико-экономических обоснований (проектов, рабочих проектов) строительства объектов, а также документы методического, справочного и информационного содержания.

Качество строительной продукции является комплексным результатом по всей технологической цепи ее создания - отподготовки объекта для строительства до ввода его в действие (рис. 1), с соответствующими каждому этапу производства и контроля основополагающими документами.

Лицензия является официальным документом, разрешающим осуществлять строительную деятельность.

Лицензированию подлежат предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Лицензирование строительной деятельности осуществляется в соответствии с федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановлением Правительства РФ от 21.03.02 №174, которое включает:

. Положение о лицензировании деятельности по инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.

. Положение о лицензировании деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.

. Положение о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.

Рис. 1 Основополагающие документы для производства и контроля СМР

Лицензирование деятельности по всем вышеназванным видам деятельности осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищнокоммунальному комплексу (лицензирующий орган). Лицензия на осуществление деятельности по вышеуказанным видам выдается сроком на пять лет (если в заявлении соискателя лицензии не указан меньший срок).

Деятельность по инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом включает в себя инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические и инженерно-экологические изыскания, исследование грунтов оснований фундаментов зданий и сооружений, изыскания грунтовых строительных материалов, изыскания источников водоснабжения на базе подземных вод, геодезические, геологические, гидрогеологические, геофизические, гидрологические и кадастровые работы, выполняемые в процессе строительства, эксплуатации, ликвидации зданий и сооружений.

Деятельность по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом включает в себя разработку проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт и техническое перевооружение зданий и сооружений жилого, производственного, социального, культурно-бытового, специального и иного назначения и их комплексов, инженерной и транспортной инфраструктур.

Деятельность по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом включает выполнение строительно-монтажных работ, в том числе общестроительных, отделочных, санитарно-технических, специальных и монтажных работ, а также выполнение работ по ремонту зданий и сооружений, пусконаладочных работ и функций заказчика-застройщика.

Лицензионные требования и условия (на примере деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности):

а) наличие у юридического лица руководителей и специалистов с высшим или средним профессиональным образованием по профилю работ. При этом не менее 50% штатной численности руководителей и специалистов должны иметь высшее профессиональное образование, а также стаж работы не менее трех лет (для специалистов с высшим профессиональным образованием) и не менее пяти лет (для специалистов со средним профессиональным образованием), наличие у индивидуального предпринимателя соответствующего высшего или среднего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее пяти лет;

б) наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, строительных машин, транспортных средств, механизированного и ручного инструмента, технологической оснастки, передвижных энергетических установок, средств обеспечения безопасности, средств контроля и измерений;

в) повышение не реже одного раза в пять лет квалификации индивидуального предпринимателя и работников юридического лица, осуществляющих строительство зданий и сооружений;

г) выполнение лицензируемой деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, соответствующих государственных стандартов и нормативно-технических документов в строительстве; управление качество затрата строительство

д) наличие системы контроля за качеством выполняемых работ и выпускаемой продукции.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии лицензирующий орган принимает в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления заявления о выдаче лицензии с приложением всех необходимых документов. Лицензирующий орган при проведении лицензирования имеет право привлекать профессионально-творческие организации в области строительства, органы (организации) государственной экспертизы, специализированные организации по контролю качества строительства, надзорные органы, отдельных специалистов для независимой оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям.

Выводы указанных организаций, органов и специалистов носят рекомендательный характер.

Контроль за соблюдением лицензионных требований и условий осуществляется на основании предписания руководителя лицензирующего органа, в котором определяются лицензиат, сроки проведения проверки и состав комиссии, осуществляющей проверку.

По результатам этой проверки оформляется акт с указанием конкретных нарушений. Лицензиат должен быть ознакомлен с результатами проверки, и в акте должна быть сделана запись о факте ознакомления. Если лицензиат не согласен с результатами проверки, он имеет право отразить в акте свое мнение. В случае отказа лицензиата ознакомиться с результатами проверки члены комиссии фиксируют этот факт в акте.

Срок проведения проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, не должен превышать 15 дней с даты получения от лицензиата уведомления об устранении указанных нарушений.

Уведомление лицензиата о предстоящей проверке производится не менее чем за 10 дней до начала ее проведения.

Сведения о приостановлении, возобновлении действия лицензии и ее аннулировании направляются лицензирующим органом в налоговый орган по месту регистрации лицензиата и доводятся им в случае необходимости до соответствующих контрольных и надзорных служб.

Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.

2. Управление затратами на обеспечении качества

Обеспечение качества продукции связано с затратами. Качество продукции должно гарантировать потребителю удовлетворение его запросов, ее надежность и экономию затрат. Эти свойства формируются в процессе всей воспроизводственной деятельности предприятия, на всех ее этапах и во всех звеньях. Вместе с ними образуется стоимостная величина продукта, характеризующая эти свойства от планирования разработок продукции до ее реализации и послепродажного обслуживания.

Под затратами на обеспечение качества следует понимать все затраты, произведенные для удовлетворения установленных потребителем требований к качеству продукции или услуг. Затраты на улучшение качества - это затраты, направленные на удовлетворение предполагаемых требований потребителя.

Определение затрат на качество - одна из главных задач, от правильного решения которой зависит определение их состава и требований к организации учета, анализа и оценки.

Основным требованием к определению затрат является наиболее полный охват всех затрат, связанных с качеством продукции и влияющих на него, а также их полная характеристика, отражающая сложность и многофакторный характер процесса формирования качества. Поэтому определение затрат должно охватывать все стадии создания и потребления продукции и в неё следует включать максимально возможное число признаков.

К затратам на управление качеством относятся затраты на разработку и реализацию корректирующих и предупредительных мер, необходимых для устранения выявленных или предотвращения потенциальных несоответствий продукции (услуг) предъявляемым или предполагаемым требованиям к ней.

Исходя из требований стандартов ИСО 9000 к различным моделям системы качества, ведущее значение в рассматриваемой классификационной группе имеют, безусловно, затраты на обеспечение качества, состав и структура которых могут включать отдельные элементы затрат на улучшение качества и управление им.

Классификация затрат по целевому назначению соответствует современному пониманию деятельности предприятия в области качества согласно международно-признанному содержанию терминов «обеспечение качества», «улучшение качества» и «управление качеством».

Обобщенная классификация затрат на качество:

по целевому назначению:

на улучшение качества;

на обеспечение качества;

на управление качества;

по экономическому характеру затрат:

текущие;

единовременные;

по виду затрат:

производительные;

непроизводительные;

по методу определения:

прямые;

косвенные;

по возможности учета:

неподдающиеся прямому учету;

которые экономически нецелесообразно учитывать;

по стадиям жизненного цикла продукции:

на качество при разработке продукции;

на качество при изготовлении продукции;

на качество при использовании продукции;

по отношению к производственному процессу:

на качество в основном производстве;

на качество во вспомогательном производстве;

на качество при обслуживании производства;

по возможности оценки:

планируемые;

фактические;

по характеру структурирования:

по предприятию;

по производству;

по видам продукции;

по объектам формирования и учета:

продукция;

процессы;

услуги;

по виду учета:

оперативный;

аналитический;

бухгалтерский;

целевой.

По экономическому характеру затраты могут быть отнесены к текущим и единовременным.

К единовременным, кроме капитальных вложений на приобретение оборудования, средств измерения и другого имущества, необходимого для улучшения, обеспечения или управления качеством и включаемого в состав материальных активов, следует относить затраты на разработку продукции и технологии ее изготовления.

К текущим относятся все затраты на качество, воспроизводимые при изготовлении продукции (например, затраты на контроль качества и испытания изделий, на техническое обслуживание и ремонт оборудования и др.

Классификация по виду затрат на производительные и непроизводительные позволяет выявить их результативность.

К производительным могут быть отнесены все затраты, с помощью которых достигается выполнение функцих, связанных с обеспечением, улучшением и управлением качеством.

Непроизводительные - это затраты, которые являются ненужными или излишними; они выявляются при анализе и оценке затрат. Такие затраты не следует отождествлять с потерями от ненадлежащего уровня качества продукции или низкого качества се изготовления. В то же время затраты на исправление несоответствующей установленным требованиям или дефектной продукции являются потерями.

По методу определения затраты подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые затраты могут быть непосредственно рассчитаны и учтены по конкретному виду продукции или деятельности.

Косвенные - по тому или иному принятому признаку. При организации учета затрат необходимо стремиться к тому, чтобы большинство затрат можно было определить прямым счетом. Эта требование относится также к следующей классификационной группе, так как от полноты учета затрат зависит возможность их правильного планирования, анализа и оценки.

Последующие классификационные группы показывают возможность (в зависимости от конкретных условий) различного подхода к формированию состава затрат на качество. Кроме того, эти группы могут быть использованы при планировании затрат.

Цепочка формирования затрат позволяет конкретизировать принцип гарантии качества и увидеть когда, т. е. на каком этапе деятельности, и где, в каком подразделении, он реализуется. Поскольку за каждый этап и подразделение несет ответственность руководитель, становится ясно, кто отвечает за качество продукции. То, что мы подразумеваем под гарантиями, есть технические, технологические, экологические, эргономические, экономические и иные показатели качества, которые и обеспечивают удовлетворение запросов потребителя. Эти показатели имеют качественное выражение и включают в себя плановые, фактические и критериальные качества продукции.

Выделяют следующие этапы деятельности в области обеспечения качества:

планирование выпуска изделий;

конструирование изделия;

подготовка производства;

производство, производственный контроль;

реализация и обслуживание;

проверка качества в эксплуатации.

При этом гарантией качества на перечисленных этапах являются определенные обязанности и действия каждого подразделения.

Укрупненные затраты, связанные с качеством продукции, можно разделить на научно-технические, управленческие и производственные. Научно-технические и управленческие подготавливают, обеспечивают и контролируют условия производства качественной продукции, т. е. как бы предопределяют наличие и величину производственных затрат.

Если разработка и конструирование новой продукции осуществляется внешними организациями, то затраты, обеспечивающие качество на данном предприятии, будут включать в себя только издержки на внедрение. В отдельных случаях, особенно при производстве новой продукции, контроль за ее подготовкой и освоением ведут конструкторские подразделения.

В общем случае управленческие затраты, связанные с гарантией качества изделия, включают в себя:

транспортные (внешние и внутренние перевозки сырья, комплектующих и готовой продукции). Они подразделяются на организационные, обеспечивающие бесперебойную работу транспорта, взаимоувязку, возможности и необходимость полноты его загрузки;

технические, включающие стоимость транспортных средств, цехов и подъездных путей и затраты на персонал транспортных подразделений - его набор и оплату труда;

снабженческие (закупка запланированного по видам, количеству и качеству сырья и комплектующих материалов).

Их можно разделить на:

непосредственно материальные - соответствие фактических материальных ресурсов запланированным; технические, относящиеся к закупке необходимого оборудования и иных видов основных фондов производственного назначения и для целей управления предприятия;

затраты на персонал снабженческих подразделений, от деятельности и компетентности которого зависит в дальнейшем выполнение производственной программы;

затраты на подразделение, контролирующие производство;

затраты, связанные с работой экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции:

плановый отдел (своевременное составление планов);

финансовый (своевременное обеспечение проекта финансовыми ресурсами);

бухгалтерия (выписка счетов) и т. п.;

затраты на деятельность иных служб аппарата управления предприятием, которые в различной степени связаны и влияют на обеспечение качества продукции, особенно управление кадрами, в функции которого входит набор персонала, повышение его квалификации и проверка соответствия требуемому уровню и условиям.

Производственные затраты в свою очередь можно разделить на материальные, технические и трудовые. Причем все они прямо относятся на стоимость продукции. И если величину управленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно, то размер материальных производственных поддается прямому счету.

С целью управления затратами, связанными с обеспечением качества продукции, надо различать базовые, которые образуются в процессе разработки, освоения и производства новой продукции и являются в дальнейшем до момента ее снятия с производства их носителем, и дополнительные, связанные с ее усовершенствованием и восстановлением утерянного (недополученного по сравнению с запланированным) уровня качества.

Основная часть базовых затрат отражает стоимостную величину факторов производства, а также общехозяйственные и общепроизводственные расходы, относимые на изготовление конкретного изделия через смету затрат.

Дополнительные затраты включают в себя затраты на оценку и затраты на предотвращение.

К первым относятся расходы, которые несет предприятие для того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным техническим, экологическим, эргономическим и иным условиям. Другую часть составляют затраты на информацию в сфере реализации продукции, на изучение мнения потребителя о качестве продукции, а именно: разработку, организацию и проведение специальных выборочных обследований, включая инструментарий и затраты на оплату персонала.

Ко вторым относятся расходы на доработку и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам, требованиям покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях и на остановку производства. В данную группу следует включить затраты на внедрение системы управления качеством, в том числе ее техническое обеспечение, разработку стандартов, расходы на документацию, на персонал: его подбор, подготовку, оплату и т. д.

Существует еще одна группа издержек, которые при их возникновении следует относить или к базовым, или к дополнительным в зависимости от новизны продукции. Эти затраты на брак и его исправление. Их величина может существенно колебаться и состоять как из расходов на производство забракованной в дальнейшем продукции при наличии неисправимого брака или дополнительно к этому затрат на его исправление, если брак не окончательный, а может также включать оплату морального и (или) физического ущерба, нанесенного потребителю некачественной продукцией. В последнем случае издержки, связанные с качеством продукции, а точнее его отсутствием, могут оказаться весьма велики.

При этом издержки группы затрат, связанных с производством новой продукции и ее усовершенствованием, возникают как в сфере производства, так и за ее пределами - в сфере потребления продукции. Это предъявляет дополнительные требования к информации о качестве, которая может положительно повлиять на минимизацию затрат на предотвращение брака и его исправление.

Очевидно, что поскольку затраты на создание, поддержание производства качественной продукции и, следовательно, имиджа выпускающего его предприятия образуются и на предприятии, и за его пределами необходим их глубокий качественный и количественный анализ.

Список литературы

2.      Спицнадель В.Н. Системы качества (в соответствии с международными стандартами ISO семейства 9000). - СПб.: Издательский дом «Бизнес - пресса», 2011. - с. 336

.        Управление качеством. / Под редакцией С.Д. Ильенковой. - М. / Издательское объединение ЮНИТИ, 2009. - 199с.

.        Управление качеством: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. - 199с.

.        Шилова Н.Н., Макурина А.А. Управление качеством в строительстве: практикум: Учебное пособие. - Тюмень, «Академия», 2008. - 55с.

.        Шилова Н.Н., Чикишева Н.М. Управление качеством. Учебное пособие Тюмень, «Академия», 2009 - 265 с.

Похожие работы на - Управление качеством строительной продукции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!