Управление качеством строительной продукции
1. Особенности управления качеством
строительной продукцией
В системном видении управления качеством в
строительстве присутствует несколько взаимосвязанных блоков, на первый взгляд
самостоятельных и даже ограниченных собственными официальными рамками своей
деятельности, однако задачи и конечная цель у них единая - высокое качество
строительной продукции.
Эти блоки управления процессом создания
строительной продукции рассматриваются в следующем укрупненном виде:
) управление качеством проектно-изыскательских
работ;
) управление качеством производства строительных
материалов, изделий, конструкций;
) управление качеством строительного
производства.
На каждый из этих блоков влияет колоссальное
количество факторов, и каждый из них имеет свои внешние и внутренние регуляторы
качества.
Для проектно-изыскательских организаций внешними
и внутренними регуляторами качества являются экспертиза проектов строительства,
нормоконтроль проектно-сметной документации, авторский надзор за
строительством; для предприятий по производству строительных материалов,
изделий и конструкций - технический контроль готовой продукции, лабораторные
испытания (входной контроль) сырья, материалов, полуфабрикатов; для
строительных организаций - авторский надзор проектной организации, технический
надзор со стороны заказчика и инспекция Госархстройнадзора (муниципальный
архитектурно-строительный надзор).
Общими внешними регуляторами качества в
строительстве являются лицензирование строительной деятельности, система
сертификации в строительстве, технический надзор за производством
строительно-монтажных работ, выборочные проверки качества строительства
объектов Главной инспекцией Госархстройнадзора.
В настоящее время в строительной сфере
используется более 40 строительных норм и правил, 20 сводов правил, 300
государственных стандартов, регламентирующих производство различных видов работ
при инженерных изысканиях, исследования грунтов оснований фундаментов зданий и
сооружений, поверхностных и грунтовых вод и др. В рамках комплексной системы
федеральных нормативных документов по инженерным изысканиям институт ПНИИИС
совместно с рядомтизыскательских и проектно-изыскательских организаций
разработал большую группу новых основополагающих (базисных) нормативных
документов по производству инженерно-геодезических, инженерно-геологических,
инженерно-экологических, инженерно-гидрометеорологических изысканий, изысканий
грунтовых строительных материалов и источников водоснабжения на базе подземных
вод, а также ряд документов в сфере экономики и ценообразования в изыскательской
деятельности.
Разработанные ПНИИИС документы подразделяются
на:
организационно-технические - строительные нормы
и правила (СНиП), регулирующие деятельность изыскательских и
проектно-изыскательских организаций в условиях рыночных отношений и включающие
обязательные основополагающие нормы, обеспечивающие производство инженерных
изысканий для широкого круга потребителей. Указанные документы регламентируют:
цели и задачи изысканий; состав договорной
документации;
содержание технических заданий, программ работ и
технических отчетов по инженерным изысканиям;
порядок сдачи в фонды материалов выполненных
изыскательских работ;
метрологическое обеспечение инженерных
изысканий;
приемку, контроль и экспертизу отчетной
изыскательской продукции;
технологические - своды правил (СП),
устанавливающие порядок выполнения изысканий, состав и объемы изыскательских
работ, методы проведения отдельных видов инженерных изысканий по этапам и
стадиям проектирования, требования к конечной изыскательской продукции по стадиям
проектирования;
документы в области экономики инженерных
изысканий - справочники базовых цен на отдельные виды инженерных изысканий;
документы рекомендательного характера по
проведению экспертизы материалов инженерных изысканий для технико-экономических
обоснований (проектов, рабочих проектов) строительства объектов, а также
документы методического, справочного и информационного содержания.
Качество строительной продукции является
комплексным результатом по всей технологической цепи ее создания - отподготовки
объекта для строительства до ввода его в действие (рис. 1), с соответствующими
каждому этапу производства и контроля основополагающими документами.
Лицензия является официальным документом,
разрешающим осуществлять строительную деятельность.
Лицензированию подлежат предприятия, организации
и учреждения независимо от организационно-правовой формы, а также физические
лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица.
Лицензирование строительной деятельности осуществляется
в соответствии с федеральным законом «О лицензировании отдельных видов
деятельности» и Постановлением Правительства РФ от 21.03.02 №174, которое
включает:
. Положение о лицензировании деятельности по
инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений I и II уровней
ответственности в соответствии с государственным стандартом.
. Положение о лицензировании деятельности по
проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в
соответствии с государственным стандартом.
. Положение о лицензировании деятельности по
строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии
с государственным стандартом.
Рис. 1 Основополагающие документы для
производства и контроля СМР
Лицензирование деятельности по всем
вышеназванным видам деятельности осуществляется Государственным комитетом
Российской Федерации по строительству и жилищнокоммунальному комплексу
(лицензирующий орган). Лицензия на осуществление деятельности по вышеуказанным
видам выдается сроком на пять лет (если в заявлении соискателя лицензии не
указан меньший срок).
Деятельность по инженерным изысканиям для
строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии
с государственным стандартом включает в себя инженерно-геодезические,
инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические и
инженерно-экологические изыскания, исследование грунтов оснований фундаментов
зданий и сооружений, изыскания грунтовых строительных материалов, изыскания
источников водоснабжения на базе подземных вод, геодезические, геологические,
гидрогеологические, геофизические, гидрологические и кадастровые работы, выполняемые
в процессе строительства, эксплуатации, ликвидации зданий и сооружений.
Деятельность по проектированию зданий и
сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным
стандартом включает в себя разработку проектной документации на строительство,
расширение, реконструкцию, капитальный ремонт и техническое перевооружение
зданий и сооружений жилого, производственного, социального, культурно-бытового,
специального и иного назначения и их комплексов, инженерной и транспортной
инфраструктур.
Деятельность по строительству зданий и
сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным
стандартом включает выполнение строительно-монтажных работ, в том числе
общестроительных, отделочных, санитарно-технических, специальных и монтажных
работ, а также выполнение работ по ремонту зданий и сооружений, пусконаладочных
работ и функций заказчика-застройщика.
Лицензионные требования и условия (на примере
деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней
ответственности):
а) наличие у юридического лица руководителей и
специалистов с высшим или средним профессиональным образованием по профилю
работ. При этом не менее 50% штатной численности руководителей и специалистов
должны иметь высшее профессиональное образование, а также стаж работы не менее
трех лет (для специалистов с высшим профессиональным образованием) и не менее
пяти лет (для специалистов со средним профессиональным образованием), наличие у
индивидуального предпринимателя соответствующего высшего или среднего профессионального
образования и стажа работы по специальности не менее пяти лет;
б) наличие у лицензиата принадлежащих ему на
праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений,
строительных машин, транспортных средств, механизированного и ручного
инструмента, технологической оснастки, передвижных энергетических установок,
средств обеспечения безопасности, средств контроля и измерений;
в) повышение не реже одного раза в пять лет
квалификации индивидуального предпринимателя и работников юридического лица,
осуществляющих строительство зданий и сооружений;
г) выполнение лицензируемой деятельности в
соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации,
соответствующих государственных стандартов и нормативно-технических документов
в строительстве; управление качество затрата
строительство
д) наличие системы контроля за качеством
выполняемых работ и выпускаемой продукции.
Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии
лицензирующий орган принимает в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления
заявления о выдаче лицензии с приложением всех необходимых документов.
Лицензирующий орган при проведении лицензирования имеет право привлекать
профессионально-творческие организации в области строительства, органы
(организации) государственной экспертизы, специализированные организации по
контролю качества строительства, надзорные органы, отдельных специалистов для
независимой оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным
требованиям и условиям.
Выводы указанных организаций, органов и
специалистов носят рекомендательный характер.
Контроль за соблюдением лицензионных требований
и условий осуществляется на основании предписания руководителя лицензирующего
органа, в котором определяются лицензиат, сроки проведения проверки и состав
комиссии, осуществляющей проверку.
По результатам этой проверки оформляется акт с
указанием конкретных нарушений. Лицензиат должен быть ознакомлен с результатами
проверки, и в акте должна быть сделана запись о факте ознакомления. Если
лицензиат не согласен с результатами проверки, он имеет право отразить в акте
свое мнение. В случае отказа лицензиата ознакомиться с результатами проверки
члены комиссии фиксируют этот факт в акте.
Срок проведения проверки устранения лицензиатом
нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, не должен
превышать 15 дней с даты получения от лицензиата уведомления об устранении
указанных нарушений.
Уведомление лицензиата о предстоящей проверке
производится не менее чем за 10 дней до начала ее проведения.
Сведения о приостановлении, возобновлении
действия лицензии и ее аннулировании направляются лицензирующим органом в
налоговый орган по месту регистрации лицензиата и доводятся им в случае
необходимости до соответствующих контрольных и надзорных служб.
Передача лицензии другому юридическому или
физическому лицу запрещается.
2. Управление затратами на
обеспечении качества
Обеспечение качества продукции связано с
затратами. Качество продукции должно гарантировать потребителю удовлетворение
его запросов, ее надежность и экономию затрат. Эти свойства формируются в
процессе всей воспроизводственной деятельности предприятия, на всех ее этапах и
во всех звеньях. Вместе с ними образуется стоимостная величина продукта,
характеризующая эти свойства от планирования разработок продукции до ее
реализации и послепродажного обслуживания.
Под затратами на обеспечение качества следует
понимать все затраты, произведенные для удовлетворения установленных
потребителем требований к качеству продукции или услуг. Затраты на улучшение
качества - это затраты, направленные на удовлетворение предполагаемых
требований потребителя.
Определение затрат на качество - одна из главных
задач, от правильного решения которой зависит определение их состава и
требований к организации учета, анализа и оценки.
Основным требованием к определению затрат
является наиболее полный охват всех затрат, связанных с качеством продукции и
влияющих на него, а также их полная характеристика, отражающая сложность и
многофакторный характер процесса формирования качества. Поэтому определение
затрат должно охватывать все стадии создания и потребления продукции и в неё
следует включать максимально возможное число признаков.
К затратам на управление качеством относятся
затраты на разработку и реализацию корректирующих и предупредительных мер,
необходимых для устранения выявленных или предотвращения потенциальных
несоответствий продукции (услуг) предъявляемым или предполагаемым требованиям к
ней.
Исходя из требований стандартов ИСО 9000 к
различным моделям системы качества, ведущее значение в рассматриваемой
классификационной группе имеют, безусловно, затраты на обеспечение качества,
состав и структура которых могут включать отдельные элементы затрат на
улучшение качества и управление им.
Классификация затрат по целевому назначению
соответствует современному пониманию деятельности предприятия в области
качества согласно международно-признанному содержанию терминов «обеспечение
качества», «улучшение качества» и «управление качеством».
Обобщенная классификация затрат на качество:
по целевому назначению:
на улучшение качества;
на обеспечение качества;
на управление качества;
по экономическому характеру затрат:
текущие;
единовременные;
по виду затрат:
производительные;
непроизводительные;
по методу определения:
прямые;
косвенные;
по возможности учета:
неподдающиеся прямому учету;
которые экономически нецелесообразно учитывать;
по стадиям жизненного цикла продукции:
на качество при разработке продукции;
на качество при изготовлении продукции;
на качество при использовании продукции;
по отношению к производственному процессу:
на качество в основном производстве;
на качество во вспомогательном производстве;
на качество при обслуживании производства;
по возможности оценки:
планируемые;
фактические;
по характеру структурирования:
по предприятию;
по производству;
по видам продукции;
по объектам формирования и учета:
продукция;
процессы;
услуги;
по виду учета:
оперативный;
аналитический;
бухгалтерский;
целевой.
По экономическому характеру затраты могут быть
отнесены к текущим и единовременным.
К единовременным, кроме капитальных вложений на
приобретение оборудования, средств измерения и другого имущества, необходимого
для улучшения, обеспечения или управления качеством и включаемого в состав
материальных активов, следует относить затраты на разработку продукции и
технологии ее изготовления.
К текущим относятся все затраты на качество,
воспроизводимые при изготовлении продукции (например, затраты на контроль
качества и испытания изделий, на техническое обслуживание и ремонт оборудования
и др.
Классификация по виду затрат на производительные
и непроизводительные позволяет выявить их результативность.
К производительным могут быть отнесены все
затраты, с помощью которых достигается выполнение функцих, связанных с обеспечением,
улучшением и управлением качеством.
Непроизводительные - это затраты, которые
являются ненужными или излишними; они выявляются при анализе и оценке затрат.
Такие затраты не следует отождествлять с потерями от ненадлежащего уровня
качества продукции или низкого качества се изготовления. В то же время затраты
на исправление несоответствующей установленным требованиям или дефектной
продукции являются потерями.
По методу определения затраты подразделяются на
прямые и косвенные.
Прямые затраты могут быть непосредственно
рассчитаны и учтены по конкретному виду продукции или деятельности.
Косвенные - по тому или иному принятому
признаку. При организации учета затрат необходимо стремиться к тому, чтобы
большинство затрат можно было определить прямым счетом. Эта требование
относится также к следующей классификационной группе, так как от полноты учета
затрат зависит возможность их правильного планирования, анализа и оценки.
Последующие классификационные группы показывают
возможность (в зависимости от конкретных условий) различного подхода к
формированию состава затрат на качество. Кроме того, эти группы могут быть
использованы при планировании затрат.
Цепочка формирования затрат позволяет
конкретизировать принцип гарантии качества и увидеть когда, т. е. на каком
этапе деятельности, и где, в каком подразделении, он реализуется. Поскольку за
каждый этап и подразделение несет ответственность руководитель, становится
ясно, кто отвечает за качество продукции. То, что мы подразумеваем под
гарантиями, есть технические, технологические, экологические, эргономические,
экономические и иные показатели качества, которые и обеспечивают удовлетворение
запросов потребителя. Эти показатели имеют качественное выражение и включают в
себя плановые, фактические и критериальные качества продукции.
Выделяют следующие этапы деятельности в области
обеспечения качества:
планирование выпуска изделий;
конструирование изделия;
подготовка производства;
производство, производственный контроль;
реализация и обслуживание;
проверка качества в эксплуатации.
При этом гарантией качества на перечисленных
этапах являются определенные обязанности и действия каждого подразделения.
Укрупненные затраты, связанные с качеством
продукции, можно разделить на научно-технические, управленческие и
производственные. Научно-технические и управленческие подготавливают,
обеспечивают и контролируют условия производства качественной продукции, т. е.
как бы предопределяют наличие и величину производственных затрат.
Если разработка и конструирование новой
продукции осуществляется внешними организациями, то затраты, обеспечивающие
качество на данном предприятии, будут включать в себя только издержки на
внедрение. В отдельных случаях, особенно при производстве новой продукции,
контроль за ее подготовкой и освоением ведут конструкторские подразделения.
В общем случае управленческие затраты, связанные
с гарантией качества изделия, включают в себя:
транспортные (внешние и внутренние перевозки
сырья, комплектующих и готовой продукции). Они подразделяются на
организационные, обеспечивающие бесперебойную работу транспорта, взаимоувязку,
возможности и необходимость полноты его загрузки;
технические, включающие стоимость транспортных
средств, цехов и подъездных путей и затраты на персонал транспортных
подразделений - его набор и оплату труда;
снабженческие (закупка запланированного по
видам, количеству и качеству сырья и комплектующих материалов).
Их можно разделить на:
непосредственно материальные - соответствие
фактических материальных ресурсов запланированным; технические, относящиеся к
закупке необходимого оборудования и иных видов основных фондов
производственного назначения и для целей управления предприятия;
затраты на персонал снабженческих подразделений,
от деятельности и компетентности которого зависит в дальнейшем выполнение
производственной программы;
затраты на подразделение, контролирующие
производство;
затраты, связанные с работой экономических
служб, от деятельности которых зависит качество продукции:
плановый отдел (своевременное составление
планов);
финансовый (своевременное обеспечение проекта
финансовыми ресурсами);
бухгалтерия (выписка счетов) и т. п.;
затраты на деятельность иных служб аппарата
управления предприятием, которые в различной степени связаны и влияют на
обеспечение качества продукции, особенно управление кадрами, в функции которого
входит набор персонала, повышение его квалификации и проверка соответствия
требуемому уровню и условиям.
Производственные затраты в свою очередь можно
разделить на материальные, технические и трудовые. Причем все они прямо относятся
на стоимость продукции. И если величину управленческих затрат в затратах на
качество можно определить лишь условно, то размер материальных производственных
поддается прямому счету.
С целью управления затратами, связанными с
обеспечением качества продукции, надо различать базовые, которые образуются в
процессе разработки, освоения и производства новой продукции и являются в
дальнейшем до момента ее снятия с производства их носителем, и дополнительные,
связанные с ее усовершенствованием и восстановлением утерянного
(недополученного по сравнению с запланированным) уровня качества.
Основная часть базовых затрат отражает
стоимостную величину факторов производства, а также общехозяйственные и
общепроизводственные расходы, относимые на изготовление конкретного изделия
через смету затрат.
Дополнительные затраты включают в себя затраты
на оценку и затраты на предотвращение.
К первым относятся расходы, которые несет
предприятие для того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным
техническим, экологическим, эргономическим и иным условиям. Другую часть
составляют затраты на информацию в сфере реализации продукции, на изучение
мнения потребителя о качестве продукции, а именно: разработку, организацию и
проведение специальных выборочных обследований, включая инструментарий и
затраты на оплату персонала.
Ко вторым относятся расходы на доработку и
усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам, требованиям покупателя,
на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и
технологии, а в отдельных случаях и на остановку производства. В данную группу
следует включить затраты на внедрение системы управления качеством, в том числе
ее техническое обеспечение, разработку стандартов, расходы на документацию, на
персонал: его подбор, подготовку, оплату и т. д.
Существует еще одна группа издержек, которые при
их возникновении следует относить или к базовым, или к дополнительным в
зависимости от новизны продукции. Эти затраты на брак и его исправление. Их
величина может существенно колебаться и состоять как из расходов на
производство забракованной в дальнейшем продукции при наличии неисправимого
брака или дополнительно к этому затрат на его исправление, если брак не
окончательный, а может также включать оплату морального и (или) физического ущерба,
нанесенного потребителю некачественной продукцией. В последнем случае издержки,
связанные с качеством продукции, а точнее его отсутствием, могут оказаться
весьма велики.
При этом издержки группы затрат, связанных с
производством новой продукции и ее усовершенствованием, возникают как в сфере
производства, так и за ее пределами - в сфере потребления продукции. Это
предъявляет дополнительные требования к информации о качестве, которая может
положительно повлиять на минимизацию затрат на предотвращение брака и его
исправление.
Очевидно, что поскольку затраты на создание,
поддержание производства качественной продукции и, следовательно, имиджа
выпускающего его предприятия образуются и на предприятии, и за его пределами
необходим их глубокий качественный и количественный анализ.
Список литературы
2. Спицнадель В.Н. Системы
качества (в соответствии с международными стандартами ISO
семейства 9000). - СПб.: Издательский дом «Бизнес - пресса», 2011. - с. 336
. Управление качеством. / Под
редакцией С.Д. Ильенковой. - М. / Издательское объединение ЮНИТИ, 2009. - 199с.
. Управление качеством:
Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др.; Под
ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. - 199с.
. Шилова Н.Н., Макурина А.А.
Управление качеством в строительстве: практикум: Учебное пособие. - Тюмень,
«Академия», 2008. - 55с.
. Шилова Н.Н., Чикишева Н.М.
Управление качеством. Учебное пособие Тюмень, «Академия», 2009 - 265 с.