Критерии и методы выбора поставщиков на отечественном и международном рынках

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,27 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Критерии и методы выбора поставщиков на отечественном и международном рынках

Содержание

Введение

Выбор поставщиков. Понятие

Отечественный и международный рынки. Методы

Вывод

Литература

Введение

При создании своего предприятия у каждого предпринимателя возникает та или иная потребность в получении каких-либо ресурсов для полноценной работы производства. И поэтому у предпринимателя возникает потребность в поставщике, подходящего ему по поставляемой продукции, предлагаемой цене, условиях и так далее.

На данный момент выбор поставщиков настолько огромен, что к выбору подходящего нужно подходить более тщательно и отборчиво. Особое внимание нужно уделять проблеме выбора тех, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную производственно-сбытовую деятельность предприятия.

Возможны два направления выбора поставщика:

1. Выбор среди тех, с кем уже приходилось работать и с кем установлены уже деловые отношения. Плюс в том, что компании уже известно о данных деятельности этих компаний.

2. Поиск нового поставщика среди нужного рынка, а то есть в том, в том, в котором компания уже работает, либо нового (в случае принятия решения о диверсификации деятельности).

Зачастую компании обращаются в специализированные агентства, для того, чтобы получить необходимую информацию о поставщиках, а это может быть оценка финансового положения, оборачиваемость, прибыль и др.

И как я уже писала выше, основными критериями при выборе поставщика являются цена, качество обслуживания, надежность, условия договора. И поскольку подходящим критериям могут соответствовать несколько поставщиков, необходимо их ранжировать, опираясь на влияние непосредственных контактов с представителями поставщиков.

поставщик критерий выбор рынок

Выбор поставщиков. Понятие

Оптимизация затрат всегда приносит выгоду компании, поэтому важно знать, какие основные расходы она несет. И этому может поспособствовать выбор тех поставщиков, которые максимально будут удовлетворять потребности компании. При заключении деловых отношений с поставщиками, необходимо грамотно рассматривать интересы обеих сторон и стараться полностью учитывать в договоре обговоренные условия. Многие предприниматели предпочитают выделять стратегические организации и налаживать с ними работу по ключевым позициям производства, устанавливать индивидуальные долгосрочные отношения, учитывая все аспекты сотрудничества.

Именно поэтому к этому вопросу нужно подходить более тщательно и не жалеть времени. Ведь от своевременного поступления товаров зависит и работа предприятия.

Зачастую решение заказчика зависит от способностей и возможностей поставщика удовлетворять по требуемому качеству, размеру, условий поставок, цены и обслуживания. И выбор поставщика всегда происходит на основе риска. При предоставлении заказа неизвестному поставщику риск возрастает, и связано это с тем, что возникает неуверенность в финансовых возможностях поставщика, будет ли предоставлена достоверная информация, своевременное выполнение или невыполнение своих обязательств, и поскольку заключение договора с поставщиками ориентировано на продолжительный срок работы, эти аспекты играют основную роль, при этом надо учитывать будущие возможно появившиеся потребности и способность выбранного поставщика удовлетворять их, дабы в последующем не искать новых.

Фирмы, уже имеющие "своих" поставщиков, при внесении изменений в номенклатуру товара или введение небольших изменений имеют немного другие трудности. Им удобней сохранить имеющиеся связи, внеся лишь небольшие изменения с новыми требованиями, если конечно есть возможность и поставщик согласиться на новые условия. Но, если выходит иначе, то тогда следует обращаться к выбору нового, предъявив сразу повышенные требования. Ведь намного трудней находить нового поставщика, чем лишиться его.

При выборе поставщика чаще всего строят перечень требуемых характеристик поставщика с делением их по степени значимости.

Вот примерный перечень, на который опираются компании при выборе поставщика:

üцена продукции;

üкачество;

üопыт работы компании на рынке;

üкачество обслуживания покупателей;

üнадежность поставок, в том числе соблюдение графика поставок;

üгеографическое расположение поставщика;

üфинансовая стабильность и финансовые условия;

üконкурентные преимущества, а также лидерство на рынке конкретной продукции;

üсоответствие поставок логистической стратегии компании;

üуровень затрат на доставку и хранение товара;

üвозможность длительного партнерства в бизнесе;

üготовность к поставке;

üгибкость поставки;

üинформационная готовность;

üимидж поставщика;

üупаковка продукции;

üдополнительные услуги и т.д.

Критерии, которые характеризуют поставщика и влияют на выбор, выглядят следующим образом:

. характеристики материально-технических ресурсов;

. особенности хозяйственных связей и деловых отношений с поставщиком;

. "Показатели" поставщика.

1. Характеристики материально-технических ресурсов показывают потребительские свойства и ценовые параметры ресурсов, в том числе, организационные условия поставки.

Характерными признаками потребительских свойств материально-технических ресурсов являются: качество, развитость, степень применяемости и технологичности, надежность и др.

Ценовые параметры, предоставляют информацию о цене, скидках, льготах, привилегиях, издержках при доставке, об обслуживании, формах платежа и так далее.

Организационные условия поставки отображают качество обслуживания после продажи и перед ней, периоды поставки, возможные предоставляемые объемы, своевременность поставок и др.

2. Особенности хозяйственных связей и деловых отношений с поставщиком отражают экономические и организационно-правовые взаимоотношения фирмы-заказчика и поставщика в процессе закупок необходимыми ресурсами.

3. Одними из показателей при выборе поставщика являются его возможности на рынке и конкурентоспособность. Но так же, критериями выбора являются: предлагаемая им цена, периодичность поставок товара с соответствующим качеством. Так же надо учитывать, что акцент на низкой цене не стоит делать, поскольку, как известно, там, где низкая цена, там и низкое качество. На это стоит обращать внимание.

Что касается качества предоставляемой продукции. Компания-покупатель/ заказчик в начале отношений с поставщиком должна провести проверку поставляемой продукции, чтобы предотвратить в будущем возникновение жалоб покупателей, и при необходимости снизить цену, если в "наличии" нету поставщиков с той же продукцией.

Чаще всего, и к нашему сожалению, высокому качеству соответствуют поставки с международного рынка, реже с отечественного.

Периодичность поставок. Как известно, весь процесс производства зависит от определенных временных рамок, которые устанавливаются во время создания фирмы, с помощью нормирования и других способов определения минимального времени, для более эффективной работы производства и расчета необходимого количества ресурсов на определенный период времени, будь то неделя, сутки или несколько часов. И поставщики должны обладать информацией об этих аспектах, дабы своевременно поставлять продукцию. Поэтому, надо стараться избегать каких-либо потерь, той и другой стороной, поскольку любые задержки могут привести к снижению скорости работы производства или даже его остановить.

При отсутствии склада для поступающих ресурсов, поставки должны полностью соответствовать требованиям, потребностям и срокам фирмы-покупателя. Но это является идеальной схемой работы обоих сторон и требует больше усилий и средств. Выставляемая цена поставщиком. Чаще всего, фирма имеет определенный бюджет, необходимый для закупок у поставщиков и выбирает тех, чья цена является наименьшей среди предложенных. После выбора поставщика с удобной для покупателя ценой, рассчитывается минимум, который они будут платить за каждый заказ, то есть можно сказать, появляется "стандартная" цена между работой двух сторон. Так же необходимо проанализировать все возможные ситуации, вследствие которых цена будет колебаться и какие при этом будут приняты меры. В случае, когда имеется несколько поставщиков, которые удовлетворяют фирму-покупателя по ценовым предложениям, критериями выбора становятся качество поставляемой продукции и регулярность, после чего, выбирается тот, чье предложение в наибольшей степени удовлетворяет покупателя.

Отечественный и международный рынки. Методы

При необходимости выбора поставщика, можно полагаться на те критерии, которые я перечисляла выше, а это качество продукции, регулярность поставок, цена, и многое другое. Но, на мой взгляд, это выбор сделанный "на глаз". Поэтому, для более удобного и четкого определения лидеров среди поставщиков существуют методы, с помощью которых можно выявить наиболее подходящего. Эти методы применяются давно и при этом, не теряют своей эффективности. Безусловно, они со временем приобретают более усовершенствованную технику расчетов, но моя задача показать их применение в общем виде.

Методы выбора поставщика.

vНаиболее распространенный - Метод рейтинговых оценок.

Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем. Пример: предположим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Удельный вес этого критерия будет самым большим (таблица 1.1).

Таблица 1.1 - Выбор поставщика методом рейтинговых оценок

Критерий выбораУдельный вес критерияОценка значения критерия по 10-бальной шкалеПроизведение удельного веса критерия на оценку1. Надежность поставки0,3072,12. Цена0,2561,53. Качество товара0,1581,24. Условия платежа0,1540,65. Возможность внеплановых поставок0,1070,76. Финансовое состояние поставщика0,0540,2Итого16,3

Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10-бальной системе) для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев. Но нужно учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов.

vМетод лидирующих критериев

Суть метода состоит в том, что делает акцент на одном определенном критерии. Это может быть и низкая цена, и регулярность поставок, качество, местонахождение и так далее.

Положительными сторонами этого метода является его простота и субъективность, но с другой стороны, не берутся во внимание остальные критерии отбора.

vМетод оценки затрат.

При данном методе, определяются все суммарные затраты по каждому поставщику, которые могут возникнуть в результате поставок.

Этот метод, на мой взгляд, более подходит тем фирмам, кто наибольший акцент делает на цене и затратах, связанных с закупкой ресурсов. Особенно этот метод характерен для только что созданных предприятий, чей бюджет крайне ограничен на первый период времени. Метод оценки затрат поможет определить во сколько будет выходить той или иной поставщик, верней работа с ним. Есть и недостаток. Он заключается в том, что этот метод требует большого объема информации и соответственно анализа, по данным каждого поставщика.

Вот небольшой перечень, примерных издержек, связанных с закупкой товара:

·затраты, связанные с изучением цен на рынке данного товара

·издержки на поиск поставщиков, получение информации о них и их продукции, установление контактов (например: телефонные переговоры)

·затраты на грузопереработку, складирование и хранение товаров.

Это лишь малая часть затрат, которые необходимо учитывать, контролировать и оценивать.

vМетод предпочтений/ мнений.

Суть этого метода заключается в том, что идет набор информации, полученной из разных подразделений фирмы и лично от работников этих подразделений. Например, отдел производства оценивает удобство, качество и простоту полученных ресурсов; те, которые непосредственно работают с товаром на складе, оценивают удобство хранения и так далее. Преимущество этого метода заключается в том, что получение информации происходит непосредственно от тех лиц, которые работают с товаром поставщика, эта информация обширна и разнообразна, и позволяет изучать каждый фактор наравне с остальными. Это так же, удобно в том случае, если для фирмы информация от определенного подразделения является наиболее ценной.

Если возникает необходимость выхода на международный рынок, то нужно учитывать не мало аспектов, прежде чем находить поставщиков международного уровня.

Чаще всего эта необходимость вызвана высоким качеством продукции и низкой ценой. Так же, отсутствием необходимых материалов или товаров на отечественном рынке.

Использование международных источников поставок может стать не плохим оружием в конкурентной борьбе. Они помогают привести к определенной стабильности производство, упростить конструкции или технологии производства, и безусловно улучшить качество производственного процесса и товара. Так же, работа с международными поставщиками помогают укрепить отношений между персоналом и служащими маркетинговых и закупочных служб.

Выбор поставщика на международном рынке, как я писала раньше, требует учета большого количества факторов, на которые опираются многие предприниматели для осуществления экспортно-импортных операций. Это характер внешнеторгового соглашения (экспортная, импортная, компенсационная и т.д.), предмет сделки (купля-продажа товара или оказание услуг) и характер предмета сделки (сырьевая или готовая продукция, товары народного потребления и др.).

В следующем, необходимо определить страну, с которой будет наиболее выгодно и удобно заниматься экспортом и импортом товара или услуг. Для этого следует учитывать и проводить анализ следующих факторов:

Политическая и экономическая стабильность;

Издержки производства;

Транспортная инфраструктура;

Государственные льготы и стимулы;

Наличие как квалифицированной, так и относительно дешевой рабочей силы;

Емкость рынка данной страны;

Наличие торговых ограничений;

Наличие необходимых поставщиков сырья, материалов.

Помимо этих факторов, нужно учитывать торгово-политические отношения с выбранной страной. И конечно же, предпочтение отдается той, с которой имеются нормальные деловые отношения, подтвержденные договорно-правовой основой. Ну и ту страну, которая не имеет к нашей стране негативного отношения.

После выявления подходящей страны, следующим шагом является оценка потенциальных партнеров-поставщиков.

А это:

.Показатели деятельности

2.Масштаб проводимых операций

.Платежеспособность

.Доля продукции

.Количество предприятий, с которыми поставщик сотрудничает

.Деловая репутация (опыт работы, умение вести переговоры, качество выполнения обязанностей)

.Положение поставщика на международном рынке

.Финансовое положение

.Цена

.Качество

.Регулярность поставок и т.д.

Это является начальной стадией выбора поставщика на международном рынке, которая позволяет сделать анализ и выбрать претендентов. В последующем, используются методы, которые я описывала раньше, а это метод рейтинговых оценок, затратный метод и так далее.

Вывод

При выборе поставщика большинство компаний используют одни и те же методы, и выделяет похожие критерии. Вариативность критериев определяется направленностью непосредственной деятельностью компании.

Выбор поставщика из имеющегося большого количества вариантов заставляет прикладывать не мало сил, времени и средств, но в результате, как говорится цель оправдывает средства. По крайней мере это является идеалом.

Поиск и ранжирование поставщиков на международном и отечественном рынках практически схож, различия лишь в изменении масштаба получения необходимой информации.

В любом случае, и с теми и с другими, необходимо находить взаимовыгоду, что позволит наладить хорошие отношения между сторонами и приведет к большей уверенности в добросовестности выполнения своих обязанностей.

Литература

1.Совершенствование системы управления производственными запасами / [Электронный ресурс] - 2009. С.67-68.

2.Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник. - М.: ИКЦ "Маркетинг", 2010. С.56

.Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С. А.: Логистика: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Гардарики, 2006. - 463 с.

.В.П. Попков, И.М. Шистеров: Коммерческая логистика; учебное пособие. - СПб.: СПБГИЭУ, 2004. - 131 с.

.Корпоративная логистика.300 ответов на вопросы профессионалов / Под общ. и научн. редакцией проф.В.И. Сергеева. - М.: ИНФРА-М, 2011

6.Broker-UA.com. статья, посвященная выбору партнеров на мировом рынке. Ссылка на сайт: http://broker-ua.com/vybor-partnerov-na-mirovom-rynke_1. htm <http://broker-ua.com/vybor-partnerov-na-mirovom-rynke_1.htm>

.Лекции по дисциплине Коммерческая логистика.

Похожие работы на - Критерии и методы выбора поставщиков на отечественном и международном рынках

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!