Конкурентная среда в торговле и ее влияние на рыночную экономику

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    60,26 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конкурентная среда в торговле и ее влияние на рыночную экономику















Конкурентная среда в торговле и ее влияние на рыночную экономику

Введение

Актуальность. Опыт человеческой цивилизации показал, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете для более полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Создание в России рыночной экономики невозможно без оптимизации народнохозяйственных комплексов на базе рыночных механизмов, стержнем которых является реальная конкуренция. Становление рыночных отношений ставит перед хозяйствующими субъектами рынка актуальные, жизненно важные проблемы, среди которых проблема формирования и эффективного использования рыночного механизма на основе создания конкурентной среды.

В секторе розничной торговли с начала 2000-х гг. происходит стремительное изменение конкурентной ситуации, связанное с вторжением на российский рынок глобальных сетевых операторов. Отечественным операторам приходится интенсивно мобилизовывать ресурсы и вырабатывать новые деловые стратегии для поддержания конкурентоспособности. При этом они демонстрируют высокие способности к структурному и институциональному изоморфизму, заимствуя организационные формы и технологии продаж у глобальных ритейлеров до того, как они утвердились на российском рынке. В современных рыночных условиях, которые характеризуются наличием конкуренции среди участников рынка, достаточно уведомленных и разборчивых потребителей, завоевание конкурентоспособности в торговле имеет все большее значение и становится важнейшим фактором успеха.

Сегодня обострение конкуренции является важнейшей особенностью торгового рынка России. В этих условиях особое значение приобретает формирование конкурентного преимущества в торговом бизнесе на основе понимания механизма конкурентной борьбы.

Целью исследования является анализ конкурентной среды в торговле.

Объектом исследования является конкурентная среда.

Предметом исследования выступает конкурентная среда в торговле.

Задачи работы:

1)      охарактеризовать теоретические проблемы конкурентной среды в торговле;

2)      провести анализ конкурентной среды в торговле;

)        раскрыть мероприятия по развитию конкурентной среды в торговле.

Методы исследования: в работе использованы системный и сравнительный подходы, методы статистического анализа эмпирических данных, метод сравнительного анализа, экономико-статистический, аналитический, расчетно-конструктивный, обобщающе-описательный, графический.

Структура исследования. Логика исследования определила структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические проблемы конкурентной среды в торговле

.1 Сущность конкуренции

В современной экономической литературе - научной и учебно-методической - конкуренция рассматривается по традиционному стереотипу. Дается формулировка конкуренции, ее содержание, подчеркивается ее важность для рыночной системы, затем следует анализ конкретных форм ее осуществления: совершенная и несовершенная. Последняя же в свою очередь анализируется в трех формах: монополистической, олигополии, чистой монополии.

Между тем конкуренция требует более глубокого изучения, на фундаментальном уровне. Даже в общепризнанном учебнике №1 по экономической теории П. Самуэльсона и У. Нордхауса (США) конкуренция рассматривается только во множестве вариантов своих конкретных форм проявления. Приятным исключением стал двухтомный труд коллектива авторов из Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, где проблема конкуренции рассматривается в первую очередь как основополагающая, фундаментальная часть общей теории рынка.

Наибольший вклад в фундаментальное исследование конкуренции внесли А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс - теория совершенной конкуренции, Дж. Робинсон (1903-1983) и Э. Чемберлин (1899-1967) - теория несовершенной конкуренции.

По К. Марксу, конкуренция - это антагонистическая форма экономического соперничества, борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия приложения капитала с целью получения наибольшей прибыли.

И. Шумпетер считал, что конкуренция не что иное, как борьба, соперничество старого с новым, где рано или поздно новое берет верх, побеждая старое: новые технологии, новые товары, новые формы организации производства, новые формы управления и т.д. И. Шумпетер как бы объединяет конкуренцию с предпринимательством, выделяя в нем организационное и технологическое новаторство.

Конкуренция, будучи главным элементом механизма рыночной системы, одновременно является некой средой, куда погружена данная система и вне которой она функционировать не может. Именно конкуренция обеспечивает единство действия всех элементов рыночного механизма, объединяя в единое целое всех хозяйствующих субъектов, конкурирующих между собою, навязывая им одну и ту же игру или обязывая их играть по одним и тем же, единым для всех, правилам.

«Конкуренцию можно рассматривать, - пишут авторы одного учебного пособия, - как элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства и сбыта продукции, а также в сфере приложения капитала. Формой существования конкуренции является общественная система норм и правил организации, имеющая в своей основе государственные директивы и рыночные методы функционирования структурных подразделений национального хозяйства в форме государственных и частных фирм». Немного витиевато, но выделено главное - организующее начало конкуренции как определенной системы норм и правил поведения хозяйствующих субъектов.

Очень важно выделить идею - без конкуренции нет рыночной системы. Без конкуренции рынок не может выполнить свои новаторские функции, не может выявить творческие начала субъектов рынка, их инициативу и поиск, не реализует все то, благодаря чему рынок является движущей силой человеческого прогресса.

Конкуренция - необходимое, и достаточное условие (или среда), обеспечивающее количественное и качественное воспроизводство рыночной системы, ее саморегулирующие и самокорректирующие начала.

Весьма интересно объяснили авторы уже упомянутого учебного пособия главную, фундаментальную общественную функцию конкуренции. Представляется, что нижеследующая мысль весьма точно характеризует сущность конкуренции. «Каждым из субъектов на рынке двигает личный экономический интерес. Не сдерживаемые ничем личные корыстные интересы хозяйствующих субъектов могут подорвать нормальное функционирование рыночного хозяйства и действовать в ущерб социальным и экономическим интересам общества. Основным препятствием на пути неблагоприятного развития событий лежит конкуренция. В условиях конкуренции личный экономический интерес одного субъекта сталкивается с не менее сильным стремлением другого субъекта получить наибольшую выгоду. Для достижения победы в конкурентной борьбе происходит снижение издержек и цен на продукцию, повышение ее качества, производство товаров, отвечающих требованиям потребителей, и т.д. Иначе говоря, конкуренция выступает как дополнение и противовес предпринимательскому эгоизму. Она направляет его хозяйственную деятельность в интересах всего общества».

Из сказанного очевидно, что конкуренция, безусловно, прежде всего есть состязание, соревнование, сравнение экономических условий и результатов хозяйствующих субъектов и «практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики».

Подводя определенный итог сказанному, а сказанное в целом есть восхваление конкуренции, мы не должны забывать и ее отрицательных сторон. А главное - необходимо помнить, что конкуренция есть и будет формой взаимного соперничества, это конфронтация, борьба, где есть всегда свои победители и свои побежденные. Конкуренция обусловливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей за счет ущемления интересов других деловых людей.

Однако было бы ошибочным считать на этом основании, что конкуренция является отрицательным явлением, присущим только рынку. Человеку как биологическому существу высшего ранга вообще свойственно врожденное качество соперничества. Это его внутреннее свойство - склонность к соперничеству, состязательности, предприимчивости. Оно вытекает из естественного инстинкта самосохранения. Это ставка на известный принцип «от каждого по способностям» с коррекцией на изначальное неравенство этих способностей и отсюда на необходимость борьбы между их носителями. Именно эта борьба стимулирует у людей развитие знаний, ответственности, способностей, творчества, риска, то есть заставляет человека работать постоянно над собой, самосовершенствоваться. Естественно предположить, что тем самым человек совершенствовал и совершенствует производство, производительные силы, а последние, в свою очередь, - самого человека.

Конкуренция является одним из важнейших условий существования рынка с момента его возникновения, но особое значение она приобретает с появлением и образованием национальных рынков, когда товарное производство охватывает уже всю экономику, а товарно-денежные отношения становятся всеобщими. Конкуренция совершенно органично становится коренным свойством капитализма. Коренным потому, что она концентрирует в себе основные черты капиталистической идеологии: частную собственность, свободу предпринимательства и выбора, личный интерес.

Свобода выбора означает, что товаропроизводитель (собственник) сам выбирает на свой страх и риск область предпринимательства, по собственному разумению и расчету, где и когда, что и сколько производить. Данная свобода реализуется в стремлении его получить максимум дохода и удовлетворить свой личный интерес. Тем самым свобода предпринимательства и личный интерес являются той самой основой, на которой разворачивается конкуренция как экономическое состязание.

.2 Конкурентная среда в торговле в современной России

Ежегодные темпы роста розничной торговли в России составляют 8-10%. Это гораздо более привлекательные цифры, чем в странах Центрально и Восточной Европы, где, по прогнозу Economist Intelligence Unit, рост объема розничных продаж до 2010 года составит 4,5%. Хотя понятно, что освоение рынков этих стран в основном завершено и база роста отличается от российской, - именно поэтому Польша, Венгрия и Чехия опустились в рейтинге на последние позиции.

России удалось удержать лидерство в рейтинге благодаря тому, что ситуация в стране стабильна, доходы населения и объемы розничной торговли растут, а развивающиеся региональные рынки все еще не насыщены. Высокой динамике отрасли способствует также то, что развитие инфраструктуры торговли попросту не успевает за ростом спроса. По обобщенным оценкам участников ранка, сегодня удовлетворяется только 70-75% платежеспособного спроса, а действующие торговые предприятия именно в силу этого получают высокую норму прибыли - от 25-30% до 50-100%, что привлекает в этот сектор все новых участников. В последние годы в розничную торговлю активно приходили и финансово - промышленные группы - «Интеррос», «Альфа-групп», «НИКОЙЛ» и ряд других, и крупные оптовики, и международные торговые сети.

За последние годы ситуация на российском рынке розничной торговли полностью изменилась: было открыто множество супермаркетов по всей стране, в том числе регионах. Отечественные и иностранные компании стараются позиционироваться именно в этом формате. В настоящее время супермаркеты не только потеряли свой эксклюзивный статус. Быстро растущая конкуренция привела к тому, что преимущества уменьшения издержек производства и эффект масштаба при закупе отражаются на розничных ценах. Сегодня на российском рынке действует долее 50 сетей розничной торговли, среди которых есть магазины как с высоким уровнем цен («Седьмой континент»), так и с низким (дискаунтеры). Наряду с этим открытие магазинов «Метро» и «Лента» положило начало развитию сегмента Кеш-энд-Керри. Таким образом, в России началось развитие сетей розничной торговли, которое имело место ранее в Венгрии, Польше, Чехии, Словаки и Хорватии и продолжается в этих странах до сих пор.

Несмотря на то, что рыночная доля российских сетей розничной торговли еще не достигла западного уровня. Сфера влияния ритейлеров значительно увеличилась: с 22,4 до 34 процентов. При этом стоит задуматься, что киоски, рынки и небольшие розничные магазины, до сих пор имеют высокие показатели по объему продаж 987,6%, 61,8%, 91,9%.

Несмотря на схожесть общих тенденций развития сетей, каждый регион отличается своей спецификой. Если рассматривать Москву и Санкт-Петербург как самые развитые регионы России, то мы наблюдаем следующую картину. В Москве, где действуют более 20 операторов, рыночная доля розничных сетей возросла более, чем в два раза. В Санкт-Петербурге (позиционируется не более 10 ритейлеров) этот сегмент развивается более медленным темпами, занимая вторую по величине рыночную долю, уступая первенство небольшим магазинам розничной торговли.

Позитивные тенденции в развитии розничных торговых сетей также подтверждаются. Если взглянуть на показатель лояльности клиентов, который в России увеличился с 5,5 до 11,1%. В Санкт-Петербурге лояльность к сетям розничной торговли увеличилась на 55%, причем сеть «Копейка» достигла лучших результатов по этому показателю. В Москве, где общая лояльность клиентов по отношению к розничным сетям возросла на 40%, наблюдается долее разнообразная картина. Хотя некоторые сети розничной торговли смогли увеличить показатель лояльности своих клиентов, имели место и потери.

В экономике России ускоренно развивается ряд процессов и тенденций, которые оказывают сильное воздействие на розничную торговлю. За очень короткий период изменилась система ценностей и образ жизни потребителей, акценты переместились с функциональных свойств материальных продуктов на качество предоставляемых услуг.

Расходы по торговым точкам составляют: открытые рынки - 26%; небольшие продуктовые магазины - 22%; мелкооптовые точки и уличные торговцы - 18%; киоски - 12%; универсамы - 6%; супермаркеты - 4%; специализированные магазины - 3%; универмаги - 1%; другие розничные точки - 8%.

На российском рынке увеличивается число торговых предприятий западного типа, таких как супер- и гипермаркеты, молы. Уровень конкуренции в секторе розничной торговли радикально изменяется. Известные торговые сети, такие как «Седьмой континент», «Рамстор», «Перекресток», «Пятерочка», «М.Видео», «Старик Хоттабыч» увеличивают свои обороты. Начали активно работать иностранцы, это - немецкая «Metro Cash and Carry», французская «Auchan», голландская «Spar», шведская «Ikea» и другие. На рынке розничных торговых предприятий конкуренция будет усиливаться. Для выживания в конкурентной борьбе предприятиям необходимо постоянно заботиться о формировании и поддержании конкурентных преимуществ.

На конкурентоспособность розничного торгового предприятия влияют множество факторов: удобство расположения, цены, ассортимент, качество предоставляемых услуг, уровень квалификации торгового персонала, применяемые технологии мерчандайзинга, отношения с поставщиками, снижение издержек и другие. Одни факторы можно воссоздать относительно легко, другие требуют длительного времени. Для завоевания устойчивых конкурентных преимуществ, прежде всего, необходима покупательская лояльность, одним из элементов достижения которой является правильное позиционирование магазина в своем рыночном сегменте так, чтобы потребители знали, какие преимущества заключены в предложениях розничного торгового предприятия.

Эти изменения в покупательском поведении в первую очередь влияют на розничные торговые предприятия, успех или неудача которых во многом определяется степенью приверженности к нему покупателей. Лояльность же зависит от субъективной оценки магазина, которая формируется в их сознании. В связи с этим любое торговое предприятие необходимо рассматривать не только с функциональной. Но и с рыночно-психологической точки зрения. Наличие привлекательного имиджа магазина помогает покупателю воспринимать его как нечто отличное от других, увидеть в нем преимущества, отсутствующие у конкурентов, выбрать его в качестве постоянного места для совершения покупок. Анализ практического опыта работы московских торговых сетей показал, что многие создали себе вполне определенные и легко узнаваемые позиции. В продовольственной розничной торговле Москвы компания «Седьмой континент» заняла позицию в верхней части рынка, основываясь на качестве продукции и стараясь привлечь гурманов. Магазины этой компании рассчитаны на тех, кто предпочитает покупать продукты с твердой гарантией качества.

Магазины дискаунтеры рассчитаны на массового потребителя. Чтобы интерес к ним покупателей повышался, важно строить имидж предприятия, делая акцент на сочетания низких цен и гарантии качества, отсутствующей на мелкооптовом рынке. Так позиционируют себя магазины сети «Копейко». Позиционирование розничного торгового предприятия в основном базируется на соотношении «цена - качество» и предложении дополнительных услуг.

На предпочтения покупателей в отношении розничного торгового предприятия могут оказывать влияние самые различные факторы: безопасность продаваемой продукции; качество упаковки; санитарное состояние магазина; удобные часы работы; дополнительные услуги розничного торгового предприятия. Чем большего хочет достигнуть торговое предприятие, тем больше внимания следует уделять мелочам.

Большинство предприятий предлагает схожий ассортимент товаров в определенном сегменте рынка, конкурентное преимущество может получить тот, кто первым выделиться из массы себе подобных. Большое значение имеет внешнее и внутреннее оформление магазина. От внешнего оформления магазина в немалой степени зависит сколько человек, проходящих мимо, заинтересуются и зайдут в него, а о внутреннего - сколько денег они потратят на покупки. Вывеска, витрина, вход в магазин, качество обслуживания, планировка магазина и размещение товара - это факторы, формирующие имидж.

Качество и имидж торгового предприятия во многом определяются компетенцией и профессиональной подготовкой продавца. Во-первых, он должен знать потребительские характеристики предлагаемого товара и осведомлен о достоинствах и недостатках товара, чтобы уметь представить его покупателю. Во-вторых, продавец должен быть осведомлен о состоянии дел предприятия - производителя, в том числе и его финансовом положении. Специалисты по маркетингу выделяют следующие качества, необходимые для продавца: умение общаться с клиентами, найти нестандартное решение, уверенность, способность к аналитическому мышлении и творческий подход, искусство убеждать, доброжелательность.

Покупатели отрицательно относятся к длинным очередям, небрежно и мелко написанным ценникам, неудобным прилавкам. Между покупателями и продавцами должны устанавливаться хорошие дружественные отношения. Они способствуют сохранению старых клиентов и привлечению новых

Приоритет торговой точки (места продажи) для покупателей обусловливается многими факторами: близость, ассортимент, уровень цен, время, атмосфер.

Основные требования покупателей к розничным торговым предприятиям - невысокий уровень цен, стабильный выбор основных продуктов, чистота и отсутствие очередей. При росте дохода существенно возрастают требования к полноте ассортимента, удобства подъезда на машине и наличию стоянки.

Высокая частота совершения покупок (11-12 раз в неделю) показывает, что многие покупатели не могу удовлетворить все свои потребности в торговых точках одного типа - различные виды товаров покупаются в разных местах. Чтобы привлечь покупателя, руководители розничных торговых предприятий все чаще вынуждены устраивать в своих магазинах развлекательные мероприятия. Многие магазины, где продаются книги, продукты питания и одежда, имеют кафетерии, залы для лекций и театральных спектаклей. Теперь существенным атрибутом этих магазинов стал «маркетинг впечатлений», помимо маркетинга ассортимента товаров. Все вышеперечисленное привело к образованию нового формата розничной торговли - гипермаркета, который характеризуется помимо большого ассортимента (несколько тысяч наименований продовольственных и непродовольственных товаров в соотношении 60 к 40 процентов) наличием зоны отдыха. Оказывается, российский покупатель мало отличается от западного: он любит проводить время в шопинг-центрах, где есть все - продукты питания, магазины одежды и обуви, различной техники, рестораны, кинотеатры, детские аттракционы.

Несмотря на отсутствие общегосударственной стратегии поддержки торговой отрасли условия для развития розничного бизнеса ритейлеры считают позитивными. Хотя потенциал и инвестиционная привлекательность отрасли несколько завышены: розничный рынок растет быстрее, чем платежеспособный спрос, что особенно ярко прослеживается на примере региональных рынков. Например, в Казани, довольно крупном и развитом городе, после открытия первого магазина «Метро Кеш энд Кэрри» произошел ощутимый отток покупателей из других торговых точек. Супермаркет «Рамстор», открывшицся в Ростове на Дону, сократил прибыль местных супермаркетов на 10-15%. Если появление одного крупного объекта может столь серьезно повлиять на расстановку сил, значит, емкость рынка не так велика. С опережением прогнозов на розничном ранке начался и процесс слияний и поглощений. Крупные компании готовы покупать, многие игроки готовы продаваться. Но по оценкам директора ТД «Перекресток» Александра Косьяненко конкуренция в продуктовом ритейле отсутствует, и борьба достигнет мирового уровня в Москве и Санкт Петербурге только года через три, когда доля современных форматов увеличится до 50-70%.

Глава 2. Анализ конкурентной среды в торговле

.1 Анализ уровня конкуренции в торговле

По результатам анализа проводимых в настоящее время международных и российских исследований следует отметить, что приведенные показатели и рейтинги свидетельствуют о невысоком уровне конкуренции на рынках товаров в Российской Федерации. Кроме того, большинство российских и зарубежных исследований показывают, что, несмотря на реализацию Правительством Российской Федерации мер по улучшению предпринимательского климата, ситуация с конкуренцией в стране за последний год не улучшилась.

При этом необходимо учитывать, что проводимая конкурентная политика рассчитана на среднесрочную перспективу и формирование благоприятной среды во многом зависит от имеющейся инерции как в области подходов к государственному регулированию в экономике, так и в общественном сознании.

Среди основных факторов, ограничивающих развитие конкуренции в Российской Федерации, проводимые в настоящее время исследования отмечают высокие барьеры входа на товарные рынки, которые выражаются как в необоснованных административных барьерах, так и в инфраструктурных ограничениях, наличие необоснованных государственных преференций отдельным участникам рынка, высокую степень участия государства в экономике. Кроме того, следует отметить невысокий уровень предпринимательской активности населения и наличие отрицательных оценок со стороны участников рынка степени остроты конкуренции и благоприятности делового климата.

Так, по данным исследования Организации экономического сотрудничества и развития «Индикаторы регулирования товарных рынков», состояние конкурентной среды, определяемое уровнем регулирования рынков, в Российской Федерации в 2008 году было аналогично состоянию конкурентной среды в Мексике, Турции и Венгрии в 2003 году. Исследования рынков проводятся для стран-участниц ОЭСР 1 раз в 5 лет (1998 год и 2003 год). В 2008 году наблюдения также осуществлялись в странах, претендующих на вступление в ОЭСР, в том числе и в Российской Федерации. На основании проведенного в Российской Федерации наблюдения и методики ОЭСР для расчета ключевых показателей для оценки конкурентной среды возможно рассчитать интегральный показатель регулирования товарных рынков (далее - интегральный показатель). Числовые значения интегрального показателя, а также ключевых показателей для оценки конкурентной среды находятся в интервале от 0 баллов до 6 баллов, где 0 баллов соответствует ситуации с максимально развитой конкурентной средой на товарных рынках и наименьшим регулированием, 6 баллов - ситуации максимального ограничения конкуренции.

Расчетным методом определена величина интегрального показателя для Российской Федерации, который в 2008 году составил 2,28 балла. Необходимо отметить, что в 1998 году среднее значение интегрального индикатора для стран ОЭСР равнялось 2,1 баллам. В период с 1998 по 2003 годы, благодаря реформам в странах ОЭСР, среднее значение рассматриваемого индикатора существенно сократилось и составило 1,5 балла.

Похожие работы на - Конкурентная среда в торговле и ее влияние на рыночную экономику

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!