Год
|
млн. руб.
|
2010
|
101 124,6
|
2011
|
159 745,5
|
2012
|
183 176,9
|
2013
|
212 720,5
|
При изучении конкурентной среды необходимо оценить,
насколько сильна конкуренция, как она влияет на организацию, определить главных
конкурентов, реальные и потенциальные угрозы с их стороны.
Факторы социального характера отражают социальные
процессы и тенденции, влияющие на деятельность организации (традиции, привычки,
отношение людей к работе, вкусы и психологию потребителей).
Руководство фирмы, действующих на международном рынке
должно постоянно оценивать и контролировать изменение в этой среде. В последние
годы усилилась конкуренция со стороны иностранных фирм на российском рынке и
опасность вытеснения российских производителей иностранными.
Правовые факторы - это законы и другие
правовые акты, ответственность, обязанности организации, регулирующие
деятельность, включая ограничения на отдельные ее виды, определяющие формы и
методы защиты интересов и др.
Внешние правовые составляющие оказывают огромное влияние на
успешную деятельность предпринимательских предприятий. От своевременности
принятия и содержания законов и правовых норм зависит правомерность заключения
и выполнения тех или иных договоров или контрактов, законность и успешность
деловых операций, возможность разрешения споров и других конфликтных ситуаций,
связанных с деятельностью предприятий, осуществляемой в рамках существующих
законов и положений. Т.е. от знания и соблюдения законов зависит правомерность
предпринимательской деятельности предприятия.
Определенное влияние на деятельность предпринимательских
организаций оказывает и уровень природно-климатических факторов: рельеф
местности, площадь территории, среднегодовая температура, влажность или сухость
воздуха, преобладающие виды флоры и фауны, наличие месторождений минерального
сырья и других полезных ископаемых, состояние экологии и д.р.
Для успешного планирования высшее руководство должно иметь
полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и факторах,
которые оказывают непосредственное воздействие на предприятие. К факторам
прямого воздействия относятся:
·
потребители
продукции и услуг;
·
поставщики
материальных и природных ресурсов;
·
конкуренты;
·
инфраструктура
(банки, фондовые биржи, рекламные и кадровые агентства, охранные агентства,
железные дороги и т.д.);
·
финансовые
организации;
·
рынок
рабочей силы;
·
транспортные
организации;
·
государственные
и муниципальные организации, органы власти и др.
Среда косвенного воздействия гораздо сложнее, чем среда
прямого. Такие факторы практически не поддаются формализованному описанию,
требуется большой объем информации, которая довольно часто не имеет
количественного и однозначного толкования.
1.2
SWOT-анализ как метод оценки внешней среды
Одним из наиболее распространенных и признанных методов,
позволяющих провести совместное изучение внешней и внутренней среды, является
метод SWOT (сила, слабость, возможности и угрозы) - анализ сильных и
слабых сторон фирмы, оценка ее возможностей и потенциальных угроз. Для того
чтобы организация могла выжить в долгосрочной перспективе, ее руководство
должно уметь прогнозировать, какие могут открыться новые возможности в будущем,
а также какие трудности могут помешать развитию фирмы. Но прежде всего
необходимо выявить, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные составляющие
организации и организация в целом.
Сила - это та сфера внешней среды, в чем компания
преуспела, то, что она делает особенно хорошо по сравнению с конкурентами:
высокое производственное мастерство, глубокое понимание нужд и вкусов
потребителей. Учет ильных сторон дает возможность максимально задействовать имеющиеся
навыки и знания, позволяет получить преимущества в конкурентной борьбе.
Слабость - это отсутствие чего-то важного для
функционирования компании или то, что ей не удается. Слабые стороны: отсутствие
стратегического направления развития; устаревшее оборудование, недостаток
управленческого таланта и умения; плохой имидж; небольшой ассортимент; высокая
себестоимость и др.
Угроза-то, что может нанести ущерб фирме, лишить ее
существующих преимуществ: появление более дешевых технологий; внедрение
конкурентом нового или усовершенствованного продукта; выход на ваш рынок
конкурентов с более низкими издержками; изменение вкусов потребителей.
Возможности определяются как нечто, дающее фирме шанс сделать
что-то новое: возможность выйти на новый рынок; возможность выпустить новую
продукцию; появление новых технологий; привлечение новых клиентов.
После выявления сильных и слабых сторон организации, а также
угроз и возможностей SWOT-анализ предполагает установление связей между ними,
которые необходимы при формировании стратегии. Для установления этих связей
составляется матрица SWOT (рис. 2). Разнообразные аспекты деятельности
организации анализируются и заносятся в соответствующие ячейки матрицы.
В каждом из образованных на пересечении ячеек полей надо
рассмотреть все возможные парные комбинации конкретных факторов и выделить те,
которые следует учесть при разработке стратегии.
Рисунок 2 - Матрица SWOT
В отношении тех пар, которые находятся в поле «СИВ», следует
применять стратегию по использованию сильных сторон организации, чтобы получить
отдачу от появившихся возможностей во внешней среде. В поле «СЛВ» стратегия
должна быть направлена на ликвидацию слабых сторон за счет новых возможностей.
В поле «СИУ» стратегия должна предполагать использование силы организации для
устранения угроз внешней среды. Наконец, в поле «СЛУ» необходимо избавиться от
слабости и при этом попытаться предотвратить нависшую угрозу.
Вырабатывая стратегию, нельзя также забывать, что
возможность, неиспользованная сегодня внешней средой, завтра может превратиться
в угрозу, если ею воспользуется конкурент. Для оценки возможностей применяется
метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей
(рис. 3).
Рисунок 3 - Матрица возможностей
Возможности, попадающие на поля «ВС», «ВУ» и «СС», имеют
большое значение для организации, и их надо обязательно использовать.
Возможности, попадающие на поля «СМ», «НУ» и «НМ», практически не заслуживают
внимания организации. Что касается возможностей, попавших на оставшиеся поля,
руководство должно принять позитивное решение об их использовании, если у
организации имеется достаточно ресурсов. Аналогичная матрица составляется для
оценки угроз.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что анализ внешней среды
- очень важный этап выработки стратегии организации. Более того, не зная
внешней среды, организация не сможет существовать, и она вынуждена изучать
внешнюю среду, чтобы обеспечить себе достижение поставленных целей,
обусловленных миссией организации.
2. Задача
экономика
затраты товарный
Определите фактический и плановый уровни затрат на 1 руб.
товарной продукции, а также его изменение в процентах против отчетного периода,
если известно, что производится 17 000 изделий в год по себестоимости 540 руб.
Планом на предстоящий год предусмотрено увеличение выпуска продукции на 10% и
увеличение себестоимости товарной продукции на 5% по сравнению с отчетным
периодом. Цена изделия - 600 руб.
Решение:
Фактический уровень затрат в отчетном году:
(руб.)
Фактический уровень выручки в отчетном году:
(руб.)
Фактический уровень затрат на 1 руб. товарной продукции:
(руб./руб.)
Доля затрат в выручке от реализации продукции составила 90% в
отчетном году.
Планом на предстоящий год предусмотрено увеличение выпуска
продукции на 10%. Объем выпуска продукции должен составить:
(изделий)
Планом на предстоящий год предусмотрено увеличение себестоимости
товарной продукции на 5%. Себестоимость должна составить:
(руб.)
Планом предусмотрены затраты на предстоящий год в размере:
(руб.)
Полагаем, что цена на изделия по плану на будущий год останутся на
уровне отчетного года. Выручка в предстоящем году планируется на уровне:
(руб.)
Планируемый уровень затрат на 1 руб. товарной продукции:
(руб./руб.)
Планируется, что доля затрат в выручке от реализации продукции составит
94,5%.
Общее абсолютное изменение затрат на 1 руб. товарной продукции:
экономика
затраты товарный
(руб./руб.)
Общее относительное изменение затрат на 1 руб. товарной продукции:
В предстоящем периоде по сравнению с отчетным годом планируется
увеличить затраты на 1 руб. товарной продукции на 0,045 руб. или на 5%.
Заключение
На функционирование фирм оказывают влияние различные факторы
внешней среды: экономические, конкурентные, правовые, социальные, политические,
рыночные, международные и технологические.
Факторы экономической среды должны постоянно оцениваться,
т.к. состояние экономики влияет на цели фирм. Политические факторы оказывают
существенное влияние на деловую активность предприятий, она создает трудности и
возможности для развития многих сфер бизнеса. Анализ технологической среды
должен учитывать изменения в технологиях производства, применение ЭВМ в
проектировании и предоставлении товаров и услуг или новейшие технологические
средства связи.
Для успешного планирования высшее руководство должно иметь
полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и факторах,
которые оказывают непосредственное воздействие на предприятие. К факторам
прямого воздействия относятся: потребители продукции и услуг; поставщики
материальных и природных ресурсов; конкуренты; инфраструктура (банки, фондовые
биржи, рекламные и кадровые агентства, охранные агентства, железные дороги и
т.д.); финансовые организации; рынок рабочей силы; транспортные организации;
государственные и муниципальные организации, органы власти и др.
Одним из методов, позволяющих провести совместное изучение
внешней и внутренней среды, является метод SWOT (сила, слабость,
возможности и угрозы) - анализ сильных и слабых сторон фирмы, оценка ее
возможностей и потенциальных угроз.
Список использованной литературы
1.
Скляренко,
В.К. Экономика предприятий: учебник / В.К. Скляренко, В.М. Прудников. - М.:
ИНФРА-М, 2005 - 528 с.
2.
Финансовый
менеджмент: Учебник / Под ред. А.М. Ковалевой. - М.: ИН-ФРА-М, 2002.
3.
Экономика
предприятии: учебник / В.И. Титов. - М.: Эксмо, 2008. - 416 с.
4.
Экономика
предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В.
Девяткина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006, 236 с.
5.
Экономика
предприятия: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. акад. В.М. Семенова - СПб.:
Питер, 2006., 325 с.
6.
Экономика
фирмы: Учебное пособие для студентов вузов / Л.Н. Чечевицына, И.Н. Чуев.-Ростов
н/Д: Феникс, 2006. - 400 с.
7.
Федеральная
служба государственной статистики РФ [Официальный сайт] http://www.gks.ru/
8.
Государственная
служба статистики Украины [Официальный сайт] http://www.ukrstat.gov.ua/