Среда функционирования предприятий авиационного транспорта

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    769,45 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Среда функционирования предприятий авиационного транспорта

Исследуемые вопросы

·        Сущность внешней среды предприятий авиационного транспорта.

·        Основные свойства современной рыночной среды

·        Классификация и характеристика факторов внешней среды предприятий авиационного транспорта

·        Тенденции развития современной международной среды авиационных предприятий

·        Основные сегменты рынка услуг (работ) авиационного транспорта

·        Элементы общей и производственной структуры предприятий авиационного транспорта

·        Характеристика функциональных подсистем предприятий авиационного транспорта

·        Элементы и функции инженерно-авиационной службы авиаперевозчика

Введение

В настоящее время предприятия, занимающиеся авиаперевозками, находятся в тех же условиях, что и предприятия в сфере продаж, услуг и других отраслях экономической деятельности. Эти условия подразумевают под собой наличие жесткой конкуренции между перевозчиками, изменяющегося спроса, необходимостью модернизации производственного процесса в связи с развитием технологий. Но так же существуют и специфические требования к авиакомпаниям, связанные с региональными особенностями расположения аэропортов, сложность и высокая технологичность, и дороговизна поддержания летной годности воздушных судов, состоящих в парке АК и огромные риски, связанные не только с экономическими изменениями как внутри страны, так и в мире, но и с самим процессом эксплуатации авиационной техники.

Для обеспечения нормального функционирования предприятия авиационного транспорта необходимо организовать взаимодействие с внешней и внутренней средой. Взаимодействуя с внешней средой, организация должна приспосабливаться к изменениям в ней, чтобы нормально функционировать, и в силу этого должна рассматриваться как "открытая система". Открытая система зависит от энергии, информации, материалов, которые поступают из внешней среды. Любая организация является открытой системой, так как всегда зависит от внешней среды. С точки зрения системного подхода, организация как открытая система - это механизм преобразования входной информации или ресурсов в конечную продукцию (в соответствии со своими целями). Основные разновидности ресурсов входа: материалы, оборудование, капитал, рабочая сила. Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счет разработки концепции, согласно которой решение в любой ситуации определяется внешними и внутренними факторами и обстоятельствами.

Основными задачами предприятия АТ должна быть правильная организация взаимодействия и с внешней средой и внутри самого предприятия и своевременная реакция на их изменение. Что может быть достигнуто лишь при четком функциональном структурировании АК как системы.

В данном материале изложен краткий анализ сущности внешней и внутренней среды функционирования авиационного предприятия. Выделены факторы, влияющие на деятельность авиакомпаний. Представлены структурные схемы предприятий АТ. Сформулированы основные проблемы развития как региональных авиакомпаний, так и межрегиональных, а так же проблемы их выхода на новый уровень (межрегиональный, международный).

Сущность внешней среды функционирования предприятия АТ

Внешняя среда представляет собой совокупность субъектов и факторов, таких как потребители, конкуренты, поставщики, государственные и финансовые учреждения, трудовые ресурсы, релевантные по отношению к хозяйственным процессам предприятия.

Для рыночной экономики характерны следующие свойства внешней среды предприятий:

·        Сложность среды, взаимосвязь факторов

·        Изменчивость внешней среды

·        Неопределенность внешней среды

Под сложностью среды понимается разнообразие внешних факторов, влияние которых на внутренние хозяйственные процессы предприятия необходимо учитывать.

Свойство неопределенности внешней среды авиационного предприятия характеризуется проявлением неожиданных событий, внезапных изменений, их непредсказуемость

В условиях существующей среды неэффективным становится управление, основанное на опыте его экстраполяции. Для обеспечения эффективной, своевременной реакции необходимым становится управление, основанное на предвидении, исследовании и творчестве.

Внешняя среда имеет большое практическое значение. В рыночной экономике она крайне динамична, поэтому ее изучение позволяет организации перестраивать свою внутреннюю структуру, приспосабливается к меняющимся условиям, что в целом обеспечивает эффективность функционирования и конкурентоспособность. Например, при изменении структуры потребительских предпочтений или совершенствовании технологий организация получает импульс и начинает меняться.

авиационный транспорт международный инженерный

Факторы внешней среды предприятий АТ

Деятельность авиакомпании, ее стратегия и перспективы развития напрямую зависят от внешних факторов. Внешние факторы подразделяются на факторы прямого воздействия и косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия включает факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации:

а) Поставщики. Чем лучше обстоят дела у данной организации, тем больше шансов получить кредит на льготных условиях у поставщиков капитала.

б) Трудовые ресурсы. Без нужных специалистов должной квалификации нельзя эффективно использовать сложную технику и оборудование.

в) Законы государства и ICAO. Организации обязаны выполнять не только федеральные, но и законы всемирной ассоциации гражданской авиации. Государственные органы обеспечивают принудительное выполнение законов в сфере своей компетенции.

г) Потребители.

д) Конкуренты. Руководство предприятия должно понимать, что неудовлетворенные нужды потребителей создают свободные ниши на рынке для конкурирующих организаций.

Среда косвенного воздействия состоит из факторов, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на деятельность организации:

а) Состояние экономики страны. Состояние мировой экономики влияет на стоимость ресурсов и способность покупателей приобретать услуги. Кроме этого следует учесть увеличение или уменьшение ставки процента на займы, возможное колебание курса доллара или других твердых валют.

б) Научно-технический прогресс. Технические новшества повышают производительность труда, способствуют улучшению качества продукции, но и принуждают авиакомпанию к модернизации собственных мощностей. Отставание предприятия в плане технического оснащения может существенно влиять на его конкурентоспособность.

в) Политические факторы. К ним относятся: экономическая политика административных органов государства, т.е. система налогообложения, льготные торговые пошлины, законодательство о защите потребителей, стандарты на безопасность продукции и стандарты по экологии. Для организации, осуществляющей международную деятельность, существенное значение имеет политическая стабильность данного государства, а также установка с его стороны специальных пошлин и квот.

Факторы внешней среды неоднородны по своему составу и характеру влияния на транспортные операции предприятий АТ. Для повышения эффективности управления предприятием необходимо учитывать специфику факторов внешней среды: природу, уровень соподчинения ( факторы международной среды, факторы национальной среды, факторы отраслевой среды), характер влияния (среда прямого влияния, среда косвенного влияния), степень стабильности, характер информации по фактору, возможность регулирования со стороны предприятия.


Анализ факторов внешней среды нацелен на объективную оценку среды, в которой действует предприятие, и положения, занимаемого им в этой среде. Как видно из таблицы, большинство факторов имеет вероятностно - определенный характер информации, что затрудняет использование детерминированных методов принятия решений. Вне контроля авиаперевозчиков находятся исторические и этнические факторы, структура населения по возрасту и доходу; инфляция, налоги. Авиакомпании могут выбирать маршруты, расписание, типы ВС, тарифы.

Особое место деятельности авиаперевозчиков, интегрированных в международные рынки перевозок, занимают факторы международной среды. По уровню соподчинения все факторы, влияющие на деятельность предприятий авиационного транспорта можно классифицировать:


В настоящее время международная среда отечественных авиационных предприятий характеризуется следующими условиями.

.        Отставание развития аэропортов, наземных средств управления воздушным движением и навигационных систем от возрастающего объема международных перевозок.

.        Растущие налоги и всевозможные сборы, а также необоснованные дополнительные платежи и требования, устанавливаемые правительствами отдельных стран.

.        Поэтапное внедрение будущих аэронавигационных систем и спутниковых средств связи, устраняющее отставание развития авиационной инфраструктуры от растущих потребностей в воздушных перевозках.

.        Ужесточение ограничений по шумам и эмиссии двигателей.

Рынок пассажирских грузоперевозок подразделяется на рынки международных и внутренних перевозок, которые, в свою очередь, делятся на регулярные и нерегулярные перевозки. В рамках этих секторов выделяют сегменты:

Пассажирских перевозок

Грузовых перевозок


Анализ внешней среды предприятий позволяет выделить и оценить благоприятные и неблагоприятные факторы развития отечественных предприятий АТ.

Благоприятные факторы внешней среды:

- Р.Ф. обладает высоким экономическим потенциалом и находится в выгодном экономико-географическом положении;

Наличие неудовлетворенного спроса способствует росту объемов перевозок

Неблагоприятные факторы:

- Большое количество чартерных А.К.

Значительная доля устаревшего СВП, ресурсоемкого в своем обслуживании, не отвечающего современным требованиям.

Высокая стоимость аренды самолетов

Отсутствие эффективных коммуникаций

Низкая доступность лизинговых программ.

Недостаточное государственное финансирование программ по обновлению СВП

Неприспособленность тех процесса и персонала к условиям жесткой конкуренции

слабое знание английского языка

рост уровня глобальной конкуренции АП

Сущность внутренней среды функционирования АП

Внутреннюю структуру предприятий АТ образуют ее компоненты, представленные на рисунке 2.1. Результат взаимодействия компонентов внутренней среды - оказанные услуги, выполнение работ.


Внутреннюю среду предприятий АТ характеризует структура управления.

Для целей продажи своих услуг авиаперевозчики могут формировать следующую структуру. Как видно из рисунка, в состав авиаперевозчиков могут входить туроператор, представительства, агентства по продажам.

Данная структура выражает маркетинговый подход к построению производственной структуры авиаперевозчика. Как правило, от успешной продажи зависит эффективность АК. Объем продаж показывает на сколько эффективной является структура.


Продажа перевозок АК может производиться следующим образом:

собственная продажа перевозочных документов персоналом АК через агентства и председательства, расположенные на территории различных государств, где авиакомпания имеет право свободной продажи.

продажа перевозок агентами, другими авиакомпаниями.

Каждая функциональная подсистема предприятия осуществляет деятельность в соответствии со своими специфическими целями, подчиненными генеральной цели.

Инженерно авиационная служба АК, ее структура и функции

Структура ИАС включает в себя все звенья, необходимые для проведения работ по ТОиР авиационного парка. Структура и штат ИАС разрабатывается на основе количества и типов авиационной техники, находящейся на эксплуатации в авиакомпании.

ИАС может иметь в своем составе:

Начальника ИАС

ОТК

Производственно - диспетчерский отдел (ПДО)

Руководящий состав ИАС

Функции ИАС:

Выполнение форм ПТО ЛА, замена двигателей и агрегатов

Выполнение доработок и проверок по бюллетеням промышленности

Выполнение особых видов ТО

Выполнение работ по продлению ресурса АТ

Выполнение сложных и трудоемких работ на АТ, независимо от вида и формы

Сбор и учет данных о выявленных на земле и в полете отказах и неисправностях

Участие в обобщении опыта эксплуатации АТ и анализе надежности в целях обеспечения безопасности полетов и совершенствования собственной деятельности

Участие в разработке и реализации прогрессивных технологий Тои контроля состояния АТ

Осуществление мер по обеспечению нормативных условий труда персонала цеха в соответствии с правилами ОТ и ТБ, пожарной безопасности и охраны окружающей среды.

Организация повышения квалификации с целью повышения уровня мастерства работников ИАС

Подбор и расстановка кадров, проведение систематической работы по формированию ответственного отношения каждого работника к своим обязанностям.


Практическая часть

 

Задание 2.

Определить себестоимость летного часа ТУ-204, по результатам расчетов заполнить таблицу.

Исходные данные.

Перечень исходных данных


1. Тип воздушного судна

ТУ-204

2. Маршрут воздушного судна

Красноярск-Шереметьево

3. Стоимость 1 т ГСМ, руб Шереметьево Красноярск

 8 150 8 050

4. Часовой расход топлива (включая расход на земле), т

4

5. Коэффициент, учитывающий непроизводственный налет часов

1,03

6. Норма амортизации планера, %

8

7. Норма амортизации двигателя воздушного судна, %

10

8. Стоимость планера % от стоимости воздушного судна

70

9. Стоимость двигателя, % от стоимости воздушного судна

30

10. Стоимость воздушного судна, млн. руб

650

11. Годовой производственный налет часов, л.ч

2 600

12. Амортизационный ресурс планера, л.ч

42 000

13. Амортизационный ресурс двигателя, л.ч

24 000

14. Межремонтный ресурс планер, л.ч

14 000

15. Межремонтный ресурс двигателя, л.ч

8 000

16. Стоимость капитального ремонта планера, % от стоимости планера

20

17. Стоимость капитального ремонта 1 двигателя, % от стоимости 1 двигателя

30

18. Количество двигателей на воздушном судне, шт.

3

450

20. Трудоемкость периодического технического обслуживания (в расчете на л.ч), н-ч

9

21. Оклад, руб.: Командир ВС Второй пилот Бортинженер Старший бортпроводник Бортпроводник

 9 000 8 000 8 000 4 000 3 500

22. Надбавка за класс, % от оклада: Командир ВС Второй пилот Бортинженер Старший бортпроводник Бортпроводник

 40 40 40 25 25

23. Премия, % от оклада

30

24. Ставка часовой оплаты, руб.: Командир ВС Второй пилот

 100 80

Бортинженер

80

Старший бортпроводник Бортпроводник

30 30

25. Месячная санитарная норма налета экипажа, ч

70

26. Коэффициент доплат

1,5

27. Ставка платежей по страховым сборам, % от затрат на оплату труда

34

28. Страховой процент, % от стоимости воздушного судна

1

29. Взлетная масса воздушного судна, т

94,5

30. Ставка сбора за взлет-посадку, руб./т.: Шереметьево Красноярск

 141 152

31. Ставка сбора за обеспечение авиационной безопасности в зоне аэропорта, руб./т.: Шереметьево Красноярск

 31 59

32. Пассажирская вместимость воздушного судна, чел

214

33. Коэффициент использования пассажирских кресел

0,8

34. Ставка сбора за пользованием аэровокзалом руб./пасс. Шереметьево Красноярск

 38 31

35. Ставка сбора за наземное коммерческое обслуживание пассажиров руб./пасс Шереметьево Красноярск

 115 102

36. Максимальная коммерческая загрузка воздушного судна , т

24

37. Средний вес пассажира, кг

90

38. Ставка сбора за наземное коммерческое обслуживание груза, руб./кг Шереметьево Красноярск

 1,2 2,4

39. Трудоемкость оперативного технического обслуживания воздушного судна, н-ч Шереметьево Красноярск

 34 33

40. Трудоемкость оперативно-технического обслуживания воздушного судна, н-ч

33

41. Ставка сбора за оперативно-техническое обслуживание воздушного судна, руб./н-ч Шереметьево Красноярск

 222 182

42. Стоимость бортпитания, руб./чел.

150

43. Ставка сбора за метообслуживание, руб. Шереметьево Красноярск

 782 1 287

44. Протяженность воздушной линии, км

2 970

45. Ставка сбора за аэронавигационное обслуживание, руб./100 км

190

46. Рейсовая скорость воздушного судна, км/ч

810

47. Прочие производственные и общехозяйственные расходы, % от суммы затрат, связанных с налетом часов и выполнением рейсов

15

Этап 1. Расчет затрат, связанных с налетом часов . В рамках данного этапа определяются следующие расходы.

1. Расходы на ГСМ


. Амортизационные отчисления по летательным аппаратам и двигателям


3. Отчисления в ремонтный фонд

,

,

,

. Расходы на периодическое техническое обслуживание (ПТО)

,

5. Расходы на оплату труда летного состава

,

,

,

где - месячный фонд оплаты труда членам экипажа; - месячная санитарная норма налета экипажа; - заработная плата члена экипажа;  - количество членов экипажа; - оклад члена экипажа;  - надбавка за класс члену экипажа; - премия члену экипажа;  - ставка часовой оплаты члену экипажа;  - коэффициент доплат.


. Отчисления на социальные нужды

,


7. Расходы на страхование воздушного судна

,


После определения элементов затрат, связанных с налетом, определяется общая их величина по выражению:

.

Этап 2. Расчет затрат, связанных с выполнением рейсов. На данном этапе необходимо произвести расчет следующих затрат .

Затраты, связанные с выполнением рейсов, рассчитываются по следующей формуле:

.

. Аэропортовые расходы

,

,

,

,

,

,

,

2. Расходы по оперативному техническому обслуживанию воздушного судна  

,

. Расходы на питание пассажиров и экипажа в рейсе


. Расходы на метеообслуживание


. Аэронавигационные сборы

,

Себестоимость = (Зч+Зр+Зпр)/t = 35486 руб/час

Статьи затрат

Сумма затрат, руб.

Удельный вес, %

1. Статьи затрат, связанные с налетом часов

1.1 Расходы на ГСМ

33372


1.2 Амортизационные отчисления по летательным аппаратам и двигателям

21500


1.3 Отчисления в ремонтный фонд

23968


1.4 Расходы на периодическое техническое обслуживание

4050


1.5 Затраты на оплату труда летного состава

1639,82


1.6 Отчисления по страховым взносам

557,53


1.7 Расходы на страхование воздушных судов

2500


2. Статьи затрат, связанные с выполнением рейсов

2.1 Аэропортовые расходы

16123


2.2 Расходы по оперативному техническому обслуживанию

1851,6


2.3 Расходы на питание пассажиров и экипажа в рейсе

3670,8


2.4 Расходы на метеообслуживание


2.5 Аэронавигационные сборы

1567,5


3. Прочие производственные и общехозяйственные расходы

16662,9


4. Себестоимость летного часа

35486 руб.


Заключение

В ходе данной работы были раскрыты понятия внешней и внутренней среды функционирования предприятия авиационного транспорта.

Проанализированы внешние и внутренние факторы и оценено их влияние на деятельность организации. Приведена структура предприятия и описаны свойства и функции каждой из ее подсистем.

Сформулированы благоприятные и неблагоприятные факторы, своим влиянием не позволяющие успешно развиваться авиакомпании и выходить на новый уровень межрегиональных или международных перевозок.

Библиографический список

1. Цветцых, А.В. Экономика предприятий гражданской авиации: основные ресурсы, планирование развития предприятий / А.В. Цветцых; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т - Красноярск, 2009.

. Цветцых, А.В. Экономика предприятий авиационного транспорта : учеб. пособие / А.В. Цветцых; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Красноярск, 2011. - 112 с.

. Экономика организации (предприятия) / под. Ред. Н.А. Сафронова. - М.: Экономистъ, 2009.

. Экономика предприятия (фирмы) / под ред. В.М. Семенова. - СПб. : Питер, 2008.

. Экономика авиационного предприятия / Москва, 2007

. Управление производством на воздушном транспорте / Копейкина С.В.

Похожие работы на - Среда функционирования предприятий авиационного транспорта

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!