Воздушный транспорт Беларуси

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    География, экономическая география
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,78 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Воздушный транспорт Беларуси















Контрольная работа

Воздушный транспорт Беларуси

1. Общая характеристика отрасли

воздушный транспорт беларусь отрасль

Республика Беларусь является транзитным государством между Востоком и Западом. Страну пересекают самые короткие железнодорожные и автомагистрали, соединяющие страны Западной Европы со странами СНГ, Южную и Центральную Европу с северо-западными районами России.

Транспорт - одна из отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов. Управление отраслью осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций. Развитие транспорта связано с привлечением больших финансовых средств, материальных и трудовых ресурсов, но отдача от которых проявляется преимущественно не на самом транспорте, а в обслуживаемых им отраслях производства или сферах деятельности. В этом и заключается специфика транспорта как инфраструктуры производства, для которой характерен ярко выраженный внеотраслевой эффект. Место и роль транспорта в экономике Беларуси характеризуются такими показателями, как доля транспорта в валовом внутреннем продукте за 2010 г. - 7,3%, в основных фондах страны - 15,7%, структуре инвестиций в основной капитал - 6,3%, в общем объеме платных услуг - 13,3%. В транспортном комплексе трудится 6,2% занятых в экономике. [1, 4, 5]. Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт обшего и необщего пользования. По характеру выполняемой работы - на пассажирский и грузовой. Транспорт обшего пользования подразделяется на виды: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный.

Воздушный транспорт. Этот вид транспорта осуществляет перевозки пассажиров и грузов воздушным путем. Для него характерны высокие скорости движения (от 300 до 2000 км/ч.). Он используется, прежде всего, для перевозки пассажиров и почты, а также дорогих, скоропортящихся и срочных грузов на большие расстояния.

1.1 Анализ развития отрасли в Республике Беларусь

С момента распада СССР в отрасли воздушного транспорта Беларуси произошли значительные перемены:

·рынок авиационных перевозок в стране кардинально изменился, причем основными его характеристиками стали относительная экономическая свобода и острая конкурентная борьба;

·существенно снизился объем воздушных перевозок и авиационных работ;

·большинство авиапредприятий оказались в тяжелейшем финансовом положении, не позволяющем не только развивать, но и содержать свою инфраструктуру;

·устаревшая техническая база сдерживает процессы развития и функционирования авиационного рынка и отрасли в целом, оставляя ее без будущего и практически вычеркивая из мирового авиационного сообщества.

Поэтому в последнее десятилетие были приняты ряд государственных программ развития авиации в Беларуси. Реализация этих мероприятий способствовала поддержанию и обновлению основных фондов объектов воздушного транспорта отрасли на уровне требований ИКАО.

Выполнены работы по ремонту зданий аэровокзалов, искусственных покрытий взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и перрона во всех аэропортах страны, введена в эксплуатацию аварийно-спасательная станция в аэропорту Витебска. В соответствии с требованиями ИКАО во всех областных аэропортах смонтированы и введены в эксплуатацию системы визуальной индикации глиссады.

Основными задачами развития воздушного транспорта являются:

·техническое перевооружение и обновление основных производственных фондов;

·обеспечение безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности;

·расширение объемов производства авиаперевозок на основе исследования внутреннего и международного рынка авиаперевозок;

·наращивание экспорта услуг;

·расширение объемов работ по применению авиации в народном хозяйстве;

·повышение уровня жизни работников отрасли.

1.2 Характеристика структуры, ключевых предприятий и оценка конкурентной среды в отрасли

Воздушный транспорт Республики Беларусь представляет собой комплекс предприятий, организаций, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов по воздуху как в республике, так и за ее пределами. Все они являются государственными учреждениями и организационно входят в Департамент по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

В его состав входят предприятия и организации [2]:

·Республиканское унитарное предприятие «Национальная авиакомпания «Белавиа»;

·Открытое акционерное общество «Авиакомпания Трансавиаэкспорт»;

·Республиканское унитарное предприятие «Авиакомпания Гомельавиа»;

·Республиканское унитарное предприятие «Авиакомпания Гродно»;

·Республиканское унитарное предприятие «Национальный аэропорт Минск»;

·Республиканское унитарное предприятие по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация»;

·Республиканское унитарное предприятие «Аэропорт Минск-1»;

·Республиканское унитарное предприятие «Минский авиаремонтный завод»;

·Открытое акционерное общество «Оршанский авиаремонтный завод»;

·Республиканское унитарное предприятие «Информационно-вычислительный центр авиации»;

·Республиканское унитарное предприятие «Торговый комплекс «Аэродромный»;

·Государственное учреждение «Медицинская служба гражданской авиации» Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;

·Учреждение образования «Минский государственный высший авиационный колледж».

Крупнейшим пассажирским авиаперевозчиком Беларуси является Национальная авиакомпания (НАК) «Белавиа», осуществляющая около 69% от всего объема пассажирских перевозок на воздушных линиях. НАК «Белавиа» - член Международной ассоциации воздушного транспорта, объединяющей более 200 авиакомпаний мира. Среди партнеров НАК «Белавиа» - авиакомпании «Аэрофлот», «Люфтганза», «ЛОТ», «Австрийские авиалинии», «Аэр Лингус» и другие авиакомпании государств дальнего и ближнего зарубежья. В настоящее время более 30 авиакомпаний являются партнерами НАК «Белавиа» по Интерлайн-соглашениям.

Государства, с которыми имеется регулярное воздушное сообщение - Армения, Российская Федерация, Великобритания, Германия, Грузия, Израиль, Ирландия, Кипр, Польша, Турция, Франция, Чехия, Швеция, Италия, Латвия, Иран, Австрия, Казахстан, Египет.

Республика располагает сетью аэропортов, из которых проложены авиатрассы в города стран СНГ, а из международного аэропорта «Минск-2» выполняются рейсы в ряд городов Европы (Мюнхен, Франкфурт-на-Майне, Берлин, Вена, Варшава и др.), Азии (Пекин, Тель-Авив и др.) и Америки (Нью-Йорк). Семь аэропортов имеют статус гражданского назначения: два в Минске и по одному в областных центрах. По существующей классификации аэропорты «Минск-1», Могилева, Витебска относятся к внутренним аэропортам. Аэропорты «Минск-2», Бреста, Гродно и Гомеля являются международными. Международная их классификация основана на их способности принимать крупные воздушные суда, но эти аэропорты на деле не обслуживают международные рейсы. В настоящее время международное воздушное пассажирское сообщение республики осуществляется только через аэропорт «Минск-2», имеющий улучшенные взлетно-посадочные полосы, современные сигнальные системы, таможенную и пограничную службы.

2. Анализ динамики показателей функционирования отрасли

Одной из главных стратегических задач воздушного транспорта является привлечение клиентуры и возможно полное удовлетворение ее запросов с одновременным экономическим эффектом для самого авиаперевозчика.

Спрос на авиаперевозки находится в тесной зависимости от численности и подвижности населения, годового дохода на душу населения, социальной структуры, национальных, бытовых особенностей и традиций, политики государства в области авиационного и других видов транспорта, условий конкуренции авиакомпаний и наземных видов транспорта, скорости и комфорта самолетов, уровня обслуживания пассажиров в аэровокзалах и т.д.

Основные данные о работе и финансовом состоянии воздушного транспорта Республики Беларусь представлены в табл. 1, 2, 3

Таблица 1. Сравнительный анализ основных показателей работы воздушного транспорта за 2009-2010 гг. [5]

Показательвсего по отраслив т.ч. воздушный транспорт2009201020092010Инвестиции в основной капитал, млрд.руб.2517,93470,637,865,3Списочная численность работников, тыс.чел.255,3253,15,55,4Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, тыс.руб.1048,71321,71585,41875,0Прибыль, млрд.руб.107514434860Рентабельность, %18,717,819,220,0Удельный вес убыточный организаций, %3,12,128,633,3

Следует отметить, что заработная плата работников воздушного транспорта одна из самых высоких в отрасли. Больше только у работников трубопроводного транспорта.

Рентабельность воздушного транспорта самая высокая в отрасли. За 2009-2010 гг. отмечается небольшой рост данного показателя, несмотря на снижение рентабельности в целом по отрасли.

В то же время удельный вес убыточных организаций самый высокий в отрасли (третья часть).

В структуре затрат на производство продукции (работ, услуг) в 2010 г. (табл.2) преобладают материальные затраты, как и по всей отрасли более 50%. Следует отметить, что удельный вес прочих затрат (22,6%) один из самых высоких в отрасли.

Таблица 2. Структура затрат на производство продукции (работ, услуг) за 2010 г. [5]

ТранспортВсего затратв том числематериализ них на топливо и энергиюна оплату трудаотчислен на социальннуждыамортизпрочиевсего10039,421,223,38,511,417,4воздушный10051,620,616,55,63,722,6

Анализируя данные в табл.3 можно отметить повышение индексов цен (тарифов) и пассажирооборота и снижение индекса грузооборота. Хотя в целом по отрасли наблюдается повышение. Объем перевозки грузов в 2010 г. снизился на 24%. В то же время пассажирооборот вырос приблизительно на 20%. В основном воздушный транспорт используется для доставки грузов в республику и перевозки пассажиров в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Таблица 3. Показатели работы воздушного транспорта за 2009-2010 гг. [5]

Показатели20092010Основные средства на начало года, млрд.руб.1628,51317,1Удельный вес накопленной амортизации на конец года, %66,163,7Перевезено грузов и почтовых отправлений, тыс.т.24,318,8 в т.ч. отправлено, тыс.т.2,93,1Индексы объема перевозок грузов и почтовых отправлений, в % к предыдущему году130,077,3Грузооборот, млн.т.км.50,443,6Индексы грузооборота, в % к предыдущему году88,986,4Перевезено пассажиров, тыс.чел.781,3993,2 в т.ч. отправлено, тыс.чел.568,5690,5Индексы объема перевозок пассажиров, в % к предыдущему году99,4127,1Пассажирооборот, млн.пассажиро-км.1283,91570,8Индексы пассажирооборота, в % к предыдущему году100,2122,3Выручка от перевозок пассажиров, грузов и почтовых отправлений, млрд.руб.339,1453,1Расходы по перевозкам пассажиров, грузов и почтовых отправлений, млрд.руб.344,6446,7

Таким образом, можно сделать вывод, что воздушный транспорт имеет не существенное значение в структуре транспорта Беларуси. Грузооборот составляет 0,01%, перевозки пассажиров - 0,04%. Все перевозки грузов приходятся на международное сообщение. Почти весь пассажирооборот приходится на международное сообщения. Хотя в 2010 г. отмечается и междугородное сообщение (1 млн. пассажиро-км.).

3. Перспективы и направления развития отрасли в Республике Беларусь

Перспективы развития воздушного транспорта Беларуси связаны в основном с расширением пассажирских перевозок; авиация по-прежнему будет применяться в межгосударственных и международных перевозках пассажиров на дальние и сверхдальние расстояния.

Приоритетные направления развития гражданской авиации определяются, прежде всего, необходимостью развития авиационных организаций, которые образуют единый технологический комплекс, обеспечивающий функционирование авиатранспортного процесса по удовлетворению потребности всех структур государства и платежеспособного населения в авиационных перевозках.

Воздушный транспорт используется сейчас в основном для международных перевозок. Авиалинии связывают Беларусь со странами Европы, Азии, Америки.

Областные аэропорты Беларуси по географическому положению являются оптимальными пунктами для транзитных технических посадок на дозаправку для зарубежных авиакомпаний, осуществляющих полеты из центрально-азиатских стран в Европу, а также авиакомпаний Ближнего Востока в скандинавские страны.

Важнейшим направлением является обеспечение безопасности полетов, рентабельной и прибыльной работы авиапредприятий, расширение объемов применения авиации в экономике страны, обновление регулярных полетов на местных авиалиниях и др.

Литература

1. Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь belstat.gov.by.

. Сайт Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь www.mintrans.by.

. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010. - Мн.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2010.

. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2011. - Мн.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2011.

. Транспорт и связь в Республике Беларусь. Статистический сборник. - Мн.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2011.

Похожие работы на - Воздушный транспорт Беларуси

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!