Проблемы управления финансами коммерческих организаций

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    288,71 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы управления финансами коммерческих организаций

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Факультет финансов и банковского дела







Курсовая работа

по дисциплине «Финансы»

на тему: «Проблемы управления финансами коммерческих организаций»


Выполнил:

студент 2 курса

Скобарев Дмитрий Александрович

Проверил: к.э.н., доцент

Фатхлисламова Г.Ф.



Москва 2013

Содержание

Введение

. Финансы коммерческих организаций

.1 Сущность и принципы организации финансов предприятия

.2 Факторы, влияющие на организацию финансовой деятельности предприятия

. Управление финансами

.1 Управление финансами предприятия

.2 Проблемы предприятий в области управления финансами

.3 Бюджетирование на предприятии

. Анализ финансового состояния СПК «Сталь»

.1 Анализ актива и пассива

.2 Общий анализ предприятия

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В современной рыночной экономике от предприятия требуется повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу проблем управления финансами предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Тема "Проблемы управления финансами коммерческих организаций " крайне актуальна на сегодняшний день. Многие предприятия в нашей стране находятся на грани банкротства, причиной этого могло явиться не нахождение и непонимание проблем управления финансами организации. Поэтому необходимо проводить тщательный анализ финансового состояния предприятия, т.к. это позволяет вовремя выявлять недостатки управленческой политики коммерческой организации.

Объектом работы являются общие проблемы управления финансами коммерческих организаций, в частности СПК «Сталь», предметом - финансовый анализ предприятия.

Цель данной работы заключается в проведении финансового анализа предприятия, выявлении основных проблем финансовой деятельности, предложении рекомендаций по управлению финансами.

Для достижения данной цели необходимо поставить и выполнить следующие задачи:

.        Определить сущность финансов коммерческой организации

.        Выявить общие проблемы управления финансами в коммерческих организациях

.        Проанализировать финансовое состояние конкретного предприятия, дать оценку его деятельности

Содержание анализа вытекает из функций. Одной из таких функций являться - изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия. Следующая функция анализа - контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. Центральная функция анализа - поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики. Также другая функция анализа - оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей. И, наконец - разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.

Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств предприятия. Эти сведения представляются в балансе предприятия. Основным факторами, определяющими финансовое состояния предприятия, являются, во-первых, выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборотного капитала за счет прибыли и, во-вторых, скорость оборачиваемости оборотных средств (активов). Сигнальным показателем, в котором проявляется финансовое состояние, выступает платежеспособность предприятия, под которой подразумевают его способность вовремя удовлетворять платежные требования, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет. В анализе финансового состояния предприятия входит анализ бухгалтерского анализа, пассив и актив их взаимосвязь и структура; анализ использование капитала и оценка финансовой устойчивости; анализ платежеспособности и кредитоспособности предприятия и т.д.

1. Финансы коммерческих организаций

.1 Сущность и принципы организации финансов предприятия

Финансы предприятий являются основным звеном финансовой системы, они функционируют в сфере материального производства, где в основном создается национальный продукт и национальный доход.

Финансы предприятия- это финансовые отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования.[1]

По экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений можно сгруппировать по следующим направлениям:

) между учредителями в момент создания предприятия, связанные с формированием собственного капитала;

) между предприятиями и организациями, возникающие в процессе производства и реализации продукции. Это финансовые отношения между поставщиками и покупателями средств производства, готовой продукции, отношения со строительными организациями при осуществлении инвестиционной деятельности, транспортными организациями при перевозке грузов, с предприятиями связи и т.д.;

) между предприятиями и его подразделениями (филиалами, цехами, бригадами) - по поводу финансирования расходов, распределения и использования оборотных средств и прибыли;

) между предприятием и его работниками - при распределении и использовании доходов, выплате процентов, дивидендов;

) между предприятием и вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является предприятие. Эта группа отношений связана, как правило, с внутриотраслевым перераспределением денежных средств и направлена на поддержку и развитие предприятия. Финансовые отношения в этом случае возникают при формировании, распределении и использовании централизованных целевых денежных фондов и резервов, финансировании целевых программ, проведения маркетинговых исследований, научно-исследовательских работ и т.п.;

) между коммерческими организациями и предприятиями, возникающие в процессе эмиссии и размещения ценных бумаг, взаимного кредитования, долевого участия в создании совместных предприятий;

) между предприятием и финансовой системой государства - при уплате налогов и осуществление других платежей в бюджет, формировании внебюджетных фондов, предоставлении налоговых льгот, применения штрафных санкций, финансировании из бюджета;

) между предприятиями и банковской системой - при хранении денег в коммерческих банках, получении погашении банковских ссуд уплаты процентов за банковский кредит, покупки и продажи валюты, оказании других банковских услуг;

) между предприятиями и страховыми компаниями - при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и финансовых рисков;

) между предприятиями и инвестиционными институтами - в ходе размещения инвестиций, приватизации и др.

Каждая из перечисленных групп отношений имеет свои особенности и сферу применения. Однако, все они носят двусторонний характер и их основой является движение финансовых ресурсов.

Финансовые отношения коммерческих предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности. Среди них в качестве основных выделяют следующие принципы: хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, материальной заинтересованности, материальной ответственности, обеспечения финансовыми резервами.

Принцип хозяйственной самостоятельности. Развитие рыночных отношений существенно расширило самостоятельность предприятий. Коммерческие предприятия независимо от форм собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств с целью получения прибыли. Хотя государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, коммерческие предприятия всех форм собственности в соответствии с законодательством уплачивают необходимые налоги, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Начисление амортизации происходит по нормам, которые также устанавливаются законодательно.

Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование и развитие производства.

Принцип материальной заинтересованности. Объективная необходимость подобного принципа диктуется основной целью предпринимательской деятельности - максимизацией прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща коллективам предприятий в целом и отдельным работникам. Реализация этого принципа обеспечивается достойной оплатой труда, соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на потребление и накопление.

Принцип материальной ответственности. Этот принцип предполагает наличие определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Для руководителей коммерческих предприятий принцип материальной ответственности реализуется через систему штрафов в случае нарушения договорных обязательств, несвоевременности возврата ссуд, погашения векселей, нарушения налогового законодательства. В случае неэффективной деятельности к данному предприятию может быть применена процедура банкротства.

Принцип обеспечения финансовых резервов. Необходимость формирования финансовых резервов связана с риском, который всегда сопровождает предпринимательскую деятельность.

Законодательно этот принцип реализуется в открытых и закрытых акционерных обществах.

Финансовые резервы могут образовывать и хозяйствующие субъекты других форм собственности по своему усмотрению.

1.2 Факторы, влияющие на организацию финансовой деятельности предприятия

На организацию финансовой деятельности на предприятии оказывают влияние два фактора:

) организационно-правовая форма хозяйствования;

) отраслевые технико-экономические особенности.

Организационно-правовая форма хозяйствования определяется Гражданским Кодексом РФ. Коммерческие предприятия могут создаваться в форме хозяйственных организаций и обществ, производственных кооперативов, унитарных (государственных и муниципальных) предприятий.

Особенности организации финансовой деятельности коммерческих предприятий проявляются в следующем:

. В формировании уставного капитала. Образование капитала коммерческих предприятий основано на принципах корпоративности. Участники полного товарищества и общества с ограниченной ответственностью создают уставный капитал за счет вкладов участников, т.е. по существу - это складочный капитал. Имущество производственного кооператива состоит из паевых взносов его членов в соответствии с уставом кооператива. Открытое и закрытое акционерное общество формируют уставный (акционерный) капитал исходя из номинальной стоимости акций общества. Открытое акционерное общество имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и осуществлять их свободную продажу на фондовых рынках. Акции закрытого акционерного общества распространяются только среди его учредителей. Имущество унитарных предприятий формируется на базе государственной и муниципальной собственности.

. В распределении прибыли. Прибыль коммерческих предприятий, остающаяся после уплаты налогов, распределяется между ее участниками на принципах корпоративности. В акционерных компаниях часть чистой прибыли выплачивается в виде дивидендов по привилегированным и обычным акциям, а другая часть направляется на развитие производства. Прибыль унитарных предприятий после уплаты налогов и других обязательных платежей остается в распоряжении предприятия и используется на производственное и социальное развитие.

. В определении издержек. В акционерных обществах наряду с традиционными затратами, связанными с развитием производства, относятся затраты на эмиссию и размещение ценных бумаг.

. В источниках привлечения средств. Для акционерных обществ предусмотрена такая форма привлечения денежных средств, как эмиссия собственных ценных бумаг.

. В порядке образования резервных фондов. Акционерные общества создают резервные фонды в обязательном порядке из валовой прибыли. Величина резервного фонда регламентирована и не может быть менее 15% величины оплаченного акционерного капитала и более 50% налогооблагаемой прибыли. Предприятия с другими формами хозяйствования могут создавать резервные фонды из чистой прибыли, т.е. после уплаты налогов.

. В предоставлении финансовой отчетности. Для акционерных компаний обязательна публичная форма отчетности. Они обязаны опубликовывать свои ежегодные Балансовые отчеты и Отчеты о прибылях и убытках.

Отраслевые технико-экономические особенности влияют на состав и структуру производственных фондов, длительность операционного цикла. Отраслевая специфика также связана с преобладанием той или иной формы собственности, особенностями учетной политики.

Существует определенная специфика организации финансовой деятельности в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в торговле и т.д.

2. Управление финансами

.1 Управление финансами предприятия

Управление финансами предприятия, обеспечивает оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

Система управления состоит из двух подсистем:

) управляемая подсистема (объект управления)

) управляющая подсистема (субъект управления).

Объектом управления является совокупность условий осуществления денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия. Поэтому в объект управления включаются следующие элементы:

) Денежный оборот;

) Финансовые ресурсы;

) Кругооборот капитала;

) Финансовые отношения.

Субъект управления - совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, а также специалистов, организованных в определенную финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Элементами субъекта управления являются:

) Кадры (подготовленный персонал);

) Финансовые инструменты и методы;

) Технические средства управления;

) Информационное обеспечение.

Целью при формировании стратегии является выработка определенных решений для достижения оптимальных конечных результатов и нахождения оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом управлении.

Грамотное управление финансовыми ресурсами предприятия обеспечивает рост благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости бизнеса (предприятия) и реализует конечные финансовые интересы его владельца.

Успешная деятельность предприятия не возможна без разумного управления финансовыми ресурсами. Нетрудно сформулировать цели, для достижения которых необходимо рациональное управление финансовыми ресурсами:

) выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы;

) избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

) лидерство в борьбе с конкурентами;

) максимизация рыночной стоимости фирмы;

) приемлемые темпы роста экономического потенциала фирмы;

) рост объемов производства и реализации;

) максимизация прибыли;

) минимизация расходов;

) обеспечение рентабельной деятельности и т.д.

Приоритетность той или иной цели может выбираться предприятием в зависимости от отрасли, положения на данном сегменте рынка и от многого другого, но удачное продвижение к выбранной цели во многом зависит от совершенства управления финансовыми ресурсами предприятия.

Логика функционирования управления финансовыми ресурсами представлена на рисунке 1:

Рис.1. Структура и процесс функционирования системы управления финансами на предприятии.

Техническое обеспечение системы финансового управления является самостоятельным и весьма важным ее элементом. Многие современные системы, основанные на безбумажной технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек и др.), невозможны без применения компьютерных сетей, прикладных программ.

Функционирование любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы Президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.

2.2 Проблемы предприятий в области управления финансами

Все рассмотренные положения сводятся к группе ключевых проблем в области управления финансами. В первую очередь к этим проблемам относятся:

) дефицит денежных средств, планирование и управление финансовыми потоками;

) разработка финансово-экономической стратегии предприятия;

)отсутствие системы антикризисного управления

)составление комплексного финансового плана, контроль его выполнения;

) управление затратами

) решение задач управления финансами в комплексе, т.е. формирование системы управления финансами, в рамках которой решаются задачи анализа и управления ассортиментом, разработки ценовой политики, анализа и планирования эффективных бартерных цепочек и т.д.

Сравнивая задачи управления финансами решаемые на предприятиях и возникающие при этом проблемы можно сделать вывод, что на современном этапе развития управленческой культуры в нашей стране происходит переход от решения простых задач (планирование и анализ движения денежных средств) к более сложным комплексным (бюджетирование, планирование и управление капиталом, разработка и реализация финансово-экономической стратегии, внедрение управленческого учета, разработка бизнес-планов).

Особенно актуальным решение этих задач становится в условиях требующих проведение реорганизации (реформирования) предприятия, когда за короткое время (2-3 месяца) необходимо добиться выхода на безубыточный уровень функционирования и обеспечить дальнейшее устойчивое развитие предприятия. Не теряют актуальности эти проблемы и для устойчиво работающих предприятий.

Экспертные оценки показывают, что наиболее крупные потери в долгосрочной перспективе предприятия несут из-за отсутствия четкой финансово-экономической стратегии (целей, критериев и путей достижения поставленных целей) и механизма ее реализации, осуществляемую с участием систем бизнес-планирования, финансового планирования и контроля, управленческого учета. Реализация выбранной финансово-экономической стратегии предприятия требует эффективного решения основных задач управления финансами. Рассмотрим типичные проблемы, возникающие на этом пути.

Основные проблемы предприятий в области управления финансами представлены на рисунке 2:

Рисунок 2. Ключевые проблемы предприятий в области управления финансами

На первом месте стоит проблема дефицита денежных средств на расчетном и валютном счетах, в кассе. До недавнего времени, средняя доля живых денег в составе валовой выручки предприятий составляла менее 20%, остальное приходилось на оплату по бартеру и зачеты. Дефицит ликвидных средств платежа возмещался за счет использования расчетов по бартеру, т.е. менее ликвидных средств, при этом сроки расчетов постоянно росли. Увеличивались долги контрагентам, основным и вспомогательным производственным рабочим, в бюджет и внебюджетные фонды всех уровней (включая пени и штрафы).

Однако, помимо непосредственного дефицита денежных средств, на предприятиях стоит проблема эффективного управления существующими финансовыми потоками. Потери от неэффективного управления в данном случае могут составлять 5 - 20% и более от оборота предприятий. Отсутствие элементарного планирования и контроля поступлений денежных средств от контрагентов приводит, например, к увеличению среднего периода возврата дебиторской задолженности, незапланированной оплате бартером, навязываемой предприятию его партнерами.

Причины возникновения проблем в области управления финансовыми потоками предприятий целесообразно разделить на внешние и внутренние, что представлено в таблице 1:

Таблица 1. Причины возникновения проблем в области управления финансовыми потоками предприятий

Проблема

Причины возникновения проблем

Низкая доля денежных средств в выручке

Внешняя

Внутренняя


Неплатежеспособность предприятий-контрагентов

Отсутствие финансовой экономической стратегии предприятия - не производится выбор стратегических альтернатив, не определены пути выхода из создавшегося положения


Фискальная система (например, безакцентное списание в счет задолженности по налогам)




Просчеты в маркетинговой и сбытовой политике, ассортиментной политике и ценообразовании


Конкуренция со стороны владельцев


Неэффективное управление финансовыми потоками

Нестабильная ситуация на рынке, трудность прогнозирования спроса и поступлений денежных средств

Неэффективная работа служб маркетинга и сбыта, проблемы на стыках «маркетинг-финансы»



Отсутствие четких процедур планирования, анализа и контроля движения денежных средств, отсутствие или недоработки в финансовом плане предприятия


Использование сложных схем и расчетов через дочерние и прочие фирмы




Нет инструмента автоматизации планирования и управления финансовыми потоками, обеспечивающего оперативные вариантные расчеты финансовых планов

Для выявления частных проблем и их причин, связанных с управлением финансовыми потоками, на предприятии необходимо проводить специальное диагностическое исследование. Приведем несколько типичных ситуаций, которые отражают степень эффективности решения задачи управления финансовыми потоками предприятия:

. На предприятии отсутствует планирование, как поступлений, так и платежей. Работа ведется по методу "затыкания дыр", руководство принимает решение о распределении имеющихся денежных ресурсов на основе субъективного взгляда на приоритетность платежей. Это часто приводит к неэффективному распределению средств;

. На предприятии осуществляются ведение платежных календарей, планов по платежам, ежедневное распределение поступающих финансовых ресурсов в соответствии с заранее определенными приоритетами. Планирование поступлений возможно лишь частично в связи с неэффективной работой служб маркетинга и сбыта, дефицитом информации, отсутствием четких регламентов планирования. Предприятие постоянно испытывает дефицит денежных средств;

. Проводится планирование поступлений денежных средств и первоочередных платежей, а также бюджетов подразделений. Это позволяет более обоснованно распределять средства, проводить анализ выполнения бюджетов подразделений;

. На предприятии освоено комплексное финансовое планирование: рассчитываются планы движения денежных средств по подразделениям, проектам, консолидированные планы по предприятию в целом, планы по прибылям и убыткам, плановый баланс. Проводится анализ "план/факт", принимаются корректирующие решения. Это наиболее эффективный способ управления финансовыми ресурсами, обеспечивающий финансирование наиболее эффективных, жизненно важных направлений деятельности предприятия.

2.3 Бюджетирование на предприятии

Проблема эффективного управления финансовыми потоками тесно связана еще с одной проблемой - составлением финансового плана, бюджетированием.

Форма и содержание финансового плана (бюджета) могут существенно различаться в зависимости от специфики предприятия и задач управления. На многих предприятиях под комплексным финансовым планом понимаются, прежде всего, план производства и ряд бюджетов (подразделений, цехов), обеспечивающих его выполнение. В такой план включают планы по выручке (с разделением на деньги и бартер), отчет о финансовых результатах, расчеты по налогам и пр. Как правило, планы движения денежных средств и отчет о прибыли даются в укрупненном виде, а плановый баланс не рассчитывается. У таких финансовых планов имеется целый ряд недостатков, к ним, как правило, относятся:

) слабая связь с маркетингом, отсутствие плана продаж (с детализацией хотя бы по месяцам);

) отсутствие многих необходимых планов, например, плана движения товарно-материальных ресурсов;

) отсутствие возможности видеть денежные и материальные потоки в динамике, выявлять плановые периоды дефицита этих потоков, принимать решения по обеспечению реализуемости планов;

) отсутствие планового баланса предприятия;

) отсутствие расчетов эффективности деятельности подразделений и предприятия в целом (например, рентабельность оборотного капитала).

При формировании комплексного финансового плана финансовая служба предприятия сталкивается с целым рядом проблем. Это и отсутствие четкой схемы (процедуры) планирования, "непрозрачность" форм планов для руководства предприятия, нечетко определенное взаимодействие подразделений, незаинтересованность сотрудников и т.д. А ведь именно комплексный финансовый план должен дать руководству предприятия реальную картину бизнеса и обеспечить принятие своевременных управленческих решений.

Неудивительно, что вопрос бюджетирования занимает в ряду наиболее важных проблем одно из первых мест. Заметим, что задача планирования и управления финансовыми потоками решается как одна из подзадач в процессе формирования финансового плана. После того как финансовый план предприятия сформирован, проанализирован и утвержден к исполнению, необходимо обеспечить оперативный контроль его выполнения и принятие решений по его корректировке.

Выход из кризисного состояния требует ряда мер, таких как формирование стратегии предприятия, освоение системы маркетинга, пересмотр ассортиментной и ценовой политики, увеличение сбыта, анализ и сокращение затрат, проверка эффективности и выбор наиболее выгодных схем бартерных расчетов, управление финансовыми потоками, бюджетирование.

Задача разработки финансово-экономической стратегии стоит не на первом месте, и это говорит о существенной недооценке ее важности руководителями предприятий. А причинами тому являются непонимание сути стратегии и ее роли в управлении предприятием, отсутствие методики формирования и осуществления стратегии, дефицит времени и т.д.

3. Анализ финансового состояния СПК «Сталь»

.1 Анализ актива и пассива

Анализ финансового состояния начнем с общей оценки структуры средств хозяйствующего субъекта и источников их формирования, изменения ее на конец года по сравнению с началом. Этот анализ проводится по данным баланса (таблица 1). Данные таблицы показывают, что общий оборот хозяйственных средств (активов) уменьшился по сравнению с началом года на 4852 тыс. руб.

Внеоборотные активы к концу года в общей стоимости активов стали занимать 53,01% (что на 11,36 пункта меньше, чем в начале года), и абсолютная их величина уменьшилась по сравнению с началом на 11281 тыс. руб. (38093 - 49374 = -11281).

Оборотные активы увеличились, причем значительно - на 6429 тыс. руб. на конец года по сравнению с началом (33764 - 27335 = 6429), и соответственно в процентах от общей суммы активов составили на конец года на 10,36 пункта больше. Их увеличение положительно повлияло на производственно-финансовую деятельность, а впоследствии - на финансовую устойчивость организации.

Источники образования имущества:

Собственный капитал в отчетном году уменьшился на 12307 тыс. руб., составив 76,18% всех источников на конец года против 87,4% на начало (доля собственного капитала в источниках формирования имущества понизилась в результате общего снижения размеров всех источников на 4852 тыс. руб.) на конец года против 84,68% на начало. Краткосрочные обязательства повысились: 6563 - 3587 = 982. С другой стороны, можно также отметить увеличение долгосрочных обязательств на 6479 тыс. руб. (увеличение на 9,38 пунктов).

Однако нужно заметить, что к концу года доля собственного капитала в общем объеме источников составляла 76,18%, а заемных средств - лишь 23,82%. Поэтому можно сделать вывод, что финансовое положение организации достаточно устойчивое, и пополнение активов осуществляется в основном за счет собственных средств.

Таблица 2. Предварительная оценка изменения структуры бухгалтерского баланса СПК "Сталь"2012г. тыс.руб.

Актив

На начало года

На конец года

Изменение (+,-)

Пассив

На начало года

На конец года

Изменение (+,-)

Раздел 1. Внеоборотные активы

49374

38093

-11281

Раздел 3. Капитал и резервы

67045

54738

-12307

То же к итогу, %

64,37

53,01

-11,36

То же к итогу, %

87,4

76,18

-11,22

Раздел 2. Оборотные активы

27335

33764

6429

Раздел 4. Долгосрочные обязательства

4077

10556

6479

То же к итогу, %

35,63

46,99

10,36

То же к итогу, %

5,31

14,69

9,38

-

-

-

-

Раздел 5. Краткосрочные обязательства

5587

6563

982

-

-

-

-

То же к итогу, %

7,28

9,13

1,85

Валюта баланса

76709

71857

-4852

Валюта баланса

76709

71857

-4852

То же к итогу, %

100

100

-

То же к итогу, %

100

100

-

После общей оценки динамики состава и структуры актива и пассива баланса необходимо изучить состав отдельных элементов имущества и обязательств, выявить изменения к концу года. Расчеты произведены в таблице 2. Значение анализа активов возрастает в связи с тем, что имущество многих предприятий в последнее время широко используется в качестве залога. Кроме того, для акционерных обществ объем и структура имущества являются основой определения качества и надежности их ценных бумаг.

3.2 Общий анализ предприятия

финансы бюджетирование рентабельность капитал

По данным таблицы 2, а также баланса, потенциал организации снизился на 4852 тыс. руб. В современных условиях на большинстве предприятий наблюдается именно такая тенденция - снижение потенциала. Это происходит в основном в результате снижения эффективности их работы, разукрупнения как следствия приватизации.

Таблица 3. Состав, структура и динамика активов организации

Показатели

Остатки по балансу, тыс.руб.

Структура активов, %


На начало года

На конец года

Изменение (+, -)

На начало года

На конец года

Изменение (+, -)

А

1

2

3

4

5

6

1. Внеоборотные активы - всего

49374

38093

-11281

64,37

53,01

-11,36

В том числе:







1.1. Нематериальные активы

-

-

-

-

-

-

1.2. Основные средства

48819

38093

-10726

98,88

100

1,12

1.3. Незавершенное строительство

555

-

555

1,12

-

1,12

1.3. Долгосрочные финансовые вложения

-

-

-

-

-

-

2. Оборотные активы - всего

27335

33764

6429

35,63

46,99

10,36

2.1. Запасы

26694

31811

5117

97,66

94,22

-3,44

2.2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

-

-

-

-

-

-

2.3. Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

-

-

-

-

-

-

2.4. Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

528

1698

1170

1,93

5,03

3,1

2.5. Краткосрочные финансовые вложения

-

-

-

-

-

-

2.6. Денежные средства и их эквиваленты

62

53

-9

0,23

0,16

-0,07

2.7 Прочие оборотные активы

51

202

0,19

0,6

0,41

Итого активов

76709

71857

-4852

100

100

-



В составе внеоборотных активов наибольшую долю занимают основные средства - 98,88% на начало года и 100% на конец года. Доля внеоборотных средств в активах уменьшилась за счет уменьшения производственных мощностей и не осуществления переоснастки, которые не проводились на СПК "Сталь" в 2006 г. Уменьшение доли основных средств - отрицательно повлияло на производственную мощность. Оборотные средства состоят в основном из запасов - 97,66% на начало отчетного периода и 94,22% на конец. Уменьшение составило 3,44%. Это достаточно значимая цифра, однако для того, чтобы сделать какие-либо выводы, нужно проанализировать факторы, за счет которых произошли такие изменения в структуре активов. Незначительную долю оборотного капитала занимают денежные средства - 0,19% и 0,6% на начало и конец отчетного года соответственно. Увеличение их удельного веса говорит об увеличении массы наиболее ликвидных активов, что, несомненно, хороший результат. С другой стороны, в условиях инфляции, даже при наличии сбыта продукции хранение денежных средств (в различных формах) нецелесообразно в связи с их обесценением. Другая значительная часть оборотных средств - долгосрочная дебиторская задолженность, которая на предприятии отсутствует. Это - хороший признак, так как она относится к наименее ликвидным активам, вызывает отток потенциала фирмы, снижает ликвидность средств и платежеспособность, поэтому из-за того, что на предприятии нет этого движения и соответственно и нет оттока средств.

Анализ состава, структуры и динамики капитала. Данные представлены в таблице 4.

Из этой таблицы видно, что собственный капитал занимает 87,4% всех источников формирования имущества организации на начало периода и 76,18% на конец периода. Преобладание в пассивах собственного капитала - хороший признак, который говорит о том, что фирма в своей деятельности использует в основном собственные средства, является финансово независимой.

Таблица 4. Состав, структура и динамика собственного и заемного капитала

Показатель

Остатки по балансу, тыс.руб.

Структура собственного и заемного капитала, %


На начало года

На конец года

Изменение (+,-)

На начало года

На конец года

Изменение (+,-)

А

1

2

3

4

5

6

1. Капитал и резервы, всего

67045

54738

-12307

87,4

76,18

-11,22

1.1. Уставной капитал

25

25

0

0,04

0,04

0

1.2. Добавочный капитал

74074

64309

-9765

110,48

117,49

7,01

1.3. Резервный капитал

13

13

0

0,02

0,02

0

1.4. Фонд социальной сферы

-

-

-

-

-

-

1.5. Целевые финансирование и поступления

-

-

-

-

-

-

1.6. Нераспределенная прибыль

7067

9609

2542

10,54

17,55

7,01

2. Обязательства, всего

9664

17119

7455

12,6

23,82

11,22

2.1. Долгосрочные обязательства

4077

10556

6479

42,19

61,66

19,47

2.2. Краткосрочные обязательства

4400

1100

-3300

45,53

6,43

-39,1

2.2.1. Кредиторская задолженность

954

5125

4171

9,87

29,94

20,07

2.2.2. Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов

-

-

-

-

-

-

2.2.3. Доходы будущих периодов

-

-

-

-

-

-

2.2.4. Резервы предстоящих расходов и платежей

233

338

105

2,41

1,97

-0,44

2.2.5. Прочие краткосрочные обязательства

-

-

-

-

-

-

Итого собственного и заемного капитала

76709

71857

-4852

100

100

-

В собственном капитале значительная часть приходится на добавочный капитал - 110,48% и 117,49% на начало года и на конец года соответственно. Эффект финансового рычага характеризуется коэффициентом соотношения заемного капитала (ЗК) к собственному капиталу (СК):

Ксоотн = ЗК/СК

В конечном итоге, он характеризует, сколько заемных средств приходится на 1 руб. собственных. Чем выше значение этого коэффициента, тем больше займов у компании и тем рискованнее ситуация, которая может привести ее к банкротству. Высокий уровень коэффициента отражает также потенциальную опасность возникновения у предприятия дефицита денежных средств. Считается, что коэффициент соотношения собственного и заемного капитала в рыночных условиях не должен превышать единицы. Этот коэффициент в современной литературе обозначается как «плечо» финансового рычага (коэффициент финансовой задолженности).

По данным бухгалтерского баланса СПК "Сталь":

Ксоотн = 9664/67045 = 0,144 - на начало 2011 года.

Ксоотн = 17119/54738 = 0,313 - на начало 2012 года.

Расчеты говорят о том, что коэффициент финансового рычага далек от предельно допустимого значения и имеет тенденцию к повышению. Это означает, что организация осуществляет деятельность в основном за счет собственных средств.

Анализ рентабельности собственного и заемного капитала. Этот анализ выполняется по данным таблицы 5:

Таблица 5. Исходные данные для проведения анализа рентабельности собственного и заемного капитала

Показатель

Предыдущий год

Отчетный год

Изменение

А

1

2

3

1. Выручка от продаж

13618

17180

3562

2. Прибыль

4400

360

-4040

3. Среднегодовая величина активов

75350

74283

-1067

4. Заемный капитал

9664

17119

7455

5. Собственный капитал

67045

54738

-12307

6. Оборачиваемость заемного капитала

1,41

1,004

-0,406

7. Финансовый рычаг

0,144

0,313

0,169

8. Оборачиваемость активов

0,1807

0,2313

0,0506

9. Рентабельность продаж

0,32

0,02

-0,3

10. Коэффициент соотношения активов с заемным капиталом

7,797

4,339

-3,458

11. Рентабельность заемного капитала

0,46

0,02

-0,44

Этот анализ дает возможность понять, насколько тесна связь между собственным и заемным капиталом, как важно соблюсти баланс, поддерживать правильное их соотношение.

Для детального исследования влияния показателей устойчивости на эффективность использования активов организации, возьмем за основу показатель «рентабельность чистых активов». Показатель чистых активов определяется как разница между суммой активов, принимаемой к расчету, и суммой обязательств, принимаемых к расчету чистых активов. Величина чистых активов организации по существу равняется реальному собственному капиталу. Его динамика и абсолютное значение характеризуют устойчивость финансового состояния организации, а для акционерных обществ - это один из важнейших показателей их деятельности.

После проведения анализа баланса СПК "Сталь" можно подвести следующие итоги:

структура активов и пассивов к концу отчетного года изменилась в основном в лучшую сторону, хотя нельзя не обратить внимание на рост дебиторской и кредиторской задолженностей. Рост первой говорит о том, что средства организации отвлекаются из оборота на формирование активов других организаций. Рост обязательств - признак использования кредиторской задолженности в качестве источника формирования имущества и говорит о том, что финансовая устойчивость может в ближайшее время снизиться.

Заключение

Устойчивое финансовое положение предприятия является не подарком судьбы или счастливым случаем его истории, а результатом умелого, просчитанного управления всей совокупностью производственно- хозяйственной деятельности предприятия. Эффективность данного управления в настоящее время осложнена рядом факторов, не зависящих напрямую от компетенции и личного опыта лица, занимающегося проведением анализа.

Прежде всего, основной проблемой при проведении финансового анализа является отсутствие необходимой и полной информации о производственной и финансовой деятельности предприятия.

Анализ должен быть высококачественным, то есть достоверным, оперативным, сопоставимым. Однако в последние годы постоянно меняются формы бухгалтерского учета и отчетности, план счетов бухгалтерского учета, различные инструкции и положения. В этих условиях невозможно полностью реализовать принцип сопоставимости результатов анализа, снижается и достоверность анализа, так как нет уверенности, что и последние изменения будут стабильны хотя бы несколько лет. Это имеет значение особенно в условиях компьютеризации бухгалтерского учета и анализа, так как дополнительная настройка и изменение алгоритмов в программах требует дополнительных затрат со стороны организации.

Однако опыт использования таких программ свидетельствует о том, что необходимо правильно интерпретировать результаты компьютерного анализа, то есть уметь пользоваться компьютерной программой. Как бы совершенна она ни была, все равно окончательное решение принимают именно функциональные специалисты и руководитель. Они должны быть достаточно хорошо подготовлены, знать методики анализа, специфические особенности их применения в различных отраслях и условиях производства, иметь определенную экономическую интуицию и опыт.

Комплексный анализ финансового состояния СПК «Сталь» показал, что текущая платежеспособность и финансовая устойчивость предприятия не только не соответствуют принятым стандартам, но и постоянно снижаются. Большая часть имущества сформирована за счет привлеченных средств (кредитов, займов). В то же время наблюдается повышение оборачиваемости основных активов, расширение производственной базы, рост производительности труда. Т.е. предприятие имеет потенциал для укрепления своего финансового состояния. Необходимо только вовремя выявлять резервы укрепления ликвидности и финансовой устойчивости и сразу эти резервы использовать.

В конечном итоге, проведенный анализ финансового состояния экономического субъекта должен выполнить главную функцию - повысить эффективность его деятельности. А это означает экономический рост, повышение благосостояния собственников предприятия, его работников, эффективное и взаимовыгодное сотрудничество субъекта с его экономическим партнерами. Поэтому можно сказать, что финансовый анализ играет большую роль не только в улучшении положения отдельно взятой организации, но и состояния национальной экономики в целом.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 21.11.1996 г. №129-ФЗ (ред. от 03.11.2006) "О бухгалтерском учете";

. Абрютина М.С. "Анализ финансово-экономической деятельности предприятия": уч. пособие. - М.: Дело и Сервис, 2006 г.

. Баканов М.И., Шеремет А.Д. "Теория экономического анализа". - М.: Финансы и статистика, 2007 г.

. Бурмистрова Л.М. Финансы организаций.- М.: ИНФРА-М,2007.-240с.

. Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. "Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений". - СПб.: Изд. Дом "Герда", 2007 г.

. Ковалев В.В., Волкова О.Н. "Анализ хозяйственной деятельности предприятия". - М.: Проспект, 2005 г.

. Ковалев В.В. Финансы предприятий: Учеб. - М.: Проспект, 2003. - 352 с.

. Крылов Э. И., Власова В.М., Егорова М.Г. и др. "Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия", уч. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003 г.

. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. "Финансовый анализ": Уч. пособие. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС,2003 г.

. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. "Экономический анализ деятельности предприятия". - М.: Инфра-М,2006 г.

. Слуцкин М.Л. Управленческий анализ. -СПб.: Питер,2002.-144с

. Любушин Н.Г. "Анализ финансово-экономической деятельности предприятия". - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 г.

. Финансы предприятий: Учебник/ Н. В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; Под ред. Колчиной В.П. - М.: ЮНИТИ -Дана, 2003.-447с.

. Черногорский С.А., Горушкин А.Б. "Основы финансового анализа".- СПб.: Изд. Дом "Герда", 2007 г.

. Шелопаев Ф.М.. Финансы, денежное обращение и кредит: Пособие для сдачи экзамена.- М.: Юрайт- Издат,2005.-270с.

. Российская экономика в 2012 году. Тенденции и перспективы. (выпуск 34) - М.: Институт Гайдара, 2013. 656 с.

. www.garant.ru - информационно-правовой портал Гарант

. www.idp-cs.ru - аналитический портал

. www.finansy.ru - информационно-аналитический портал Финансы.ру

. www.minfin.ru - официальный сайт Министерства Финансов РФ

. www.consultant.ru - КонсультантПлюс

Похожие работы на - Проблемы управления финансами коммерческих организаций

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!