Управление финансами в торговой организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    75,49 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление финансами в торговой организации

Содержание

Введение

. Теоретические основы управления финансами на предприятии

.1 Финансы организации, основные функции и задачи финансового менеджмента

.2 Финансовое планирование и финансовый контроль

.3 Управление прибылью и рентабельностью

.4 Управление текущими финансовыми операциями

. Организация управления финансами на примере ООО «Алмаз»

.1 Характеристика деятельности ООО «Алмаз»

.2 Организация финансовой службы ООО «Алмаз»

.3 Управление финансами на ООО «Алмаз»

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Тема данной работы очень актуальна в современных условиях, поскольку в настоящее время возникает все больше и больше коммерческих структур, основанных преимущественно на финансовых отношениях, финансовом контроле, а производственные и управленческие связи в них практически отсутствуют. Их экономический успех обеспечивается в первую очередь за счет финансового управления.

В современных условиях перед финансовым менеджером встает ряд проблем, решить которые без соответствующей подготовки бывает весьма трудно:

-чрезмерные налоги, связанные с непониманием законодательной и исполнительной властью их влияния на развитие экономики страны;

-низкий спрос на товары из-за отсутствия денег у потребителя;

-отсутствие оборотных средств;

-износ основных производственных фондов предприятия. Каждая из перечисленных проблем может быть решена, по крайней мере частично, за счет грамотного управления финансами.

Финансовый менеджмент - вид профессиональной деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственным функционированием фирмы на основе использования современных методов. Финансовый менеджмент является одним из ключевых элементов всей системы современного управления, имеющим особое, приоритетное значение для сегодняшних условий экономики России.

Целью данной работы является изучение особенностей управления финансами в торговой организации. В соответствие с указанной целью можно определить основные задачи:

изучить теоретические основы управления финансами на предприятии;

рассмотреть организацию управления финансами на примере предприятия ООО «Алмаз».

Объектом исследования данной работы является торговая компания ООО «Алмаз», предмет исследования - организация системы управления финансами на данном предприятии.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель, задачи, предмет и объект работы. Основная часть состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы управления финансами на предприятии, во второй главе рассмотрен вопрос организации управления финансами на примере конкретного предприятия. В заключении сформулированы основные результаты работы.

1. Теоретические основы управления финансами на предприятии

.1 Финансы организации, основные функции и задачи финансового менеджмента

Финансы организации представляют собой систему внутренних и внешних хозяйственных отношений, возникающих в процессе формирования и использования ее денежных ресурсов.

Специфика финансовой системы предприятия определяется объемом и структурой капитала, технологией основной деятельности, длительностью производственного цикла и характером нарастания затрат в его рамках, природно-климатическими факторами, экономическими условиями. Все эти обстоятельства влияют на величину, источники, структуру, особенности движения финансовых средств, например скорость их оборота, возможность получения доходов.

Первоначальное формирование финансов происходит в момент создания организации за счет взносов учредителей. На действующих предприятиях основным источником финансовых ресурсов служат: прибыль от основной деятельности, амортизационные отчисления, начисленная, но не выплаченная заработная плата, поступления от продажи ценных бумаг, банковские ссуды, страховые выплаты, бюджетные субсидии, дивиденды, прибыль от проведения финансовых операций и др.

Схему финансовых ресурсов предприятий можно представить в следующем виде.

Ресурсы, образуемые за счет собственных и приравненных средств:

·доходы (прибыль от основных видов деятельности);

·поступления (амортизация, целевые взносы, устойчивые пассивы, реализация выбывшего имущества).

·Ресурсы, привлеченные путем выпуска ценных бумаг и получения кредита.

·Ресурсы, поступившие в порядке распределения (от страховых органов, вышестоящих структур, проценты, дивиденды).

На предприятиях эти ресурсы предназначены для финансового обеспечения воспроизводственного процесса, т.е. покрытия текущих затрат и осуществления инвестиций.

В рамках повседневной деятельности финансовые отношения возникают при оплате поставок, получении банковских и коммерческих кредитов, страховании, распределении прибыли, дивидендов, выплате заработной платы, погашении долгов, процентов, уплате налогов, краткосрочном финансировании и др. Перспективная финансовая деятельность связана с осуществлением инвестиций в реальные объекты, ценные бумаги, банковскую сферу, а также привлечением на длительный срок ресурсов путем собственной эмиссии ценных бумаг и получения долгосрочных ссуд.

Большинство современных хозяйствующих субъектов по закону обладают финансовой самостоятельностью, что создает прочную основу для эффективного управления их финансовыми отношениями (денежным оборотом, формированием и использованием фондов денежных средств, финансовыми результатами, инвестициями и пр.) с помощью методов финансового менеджмента.

Перед финансовым менеджментом стоят следующие основные задачи:

) разработка концепции организации финансовых отношений и управления финансами предприятий (финансовой политики), обеспечивающей высокую доходность, защиту от риска, финансовую устойчивость;

) определение основных направлений использования финансов на текущий период (финансовой тактики) и долгосрочного курса на перспективу (финансовой стратегии) с учетом внутренних и внешних условий деятельности организации. Соответственно финансовый менеджмент может быть тактическим и стратегическим;

) осуществление практических действий по привлечению, распределению и перераспределению и использованию финансовых ресурсов организации. В рамках этих действий происходит:

·управление основным капиталом (приобретением имущества, арендой, лизинговыми операциями и др.) и оборотными активами;

·финансовое обеспечение хозяйственных процессов за счет внешнего финансирования, самофинансирования, кредитования и осуществления соответствующих мероприятий;

·определение оптимального объема производства с целью максимизации финансовых результатов;

·обеспечение финансовой устойчивости организации и управление рисками, проведение в необходимых случаях финансового оздоровления;

·управление процессами инвестирования и портфелем ценных бумаг, оценка их эффективности;

·определение цены фирмы;

·создание финансовых резервов;

·финансовое планирование;

·анализ финансовой деятельности и контроль за финансовой дисциплиной - обязательным для всех предприятий, организаций и учреждений порядком ведения финансового хозяйства и соблюдения установленных норм и правил выполнения финансовых обязательств.

1.2 Финансовое планирование и финансовый контроль

Основу финансового управления составляет финансовое планирование. Его главными объектами являются формирование, регулирование состава и структуры и распределения финансовых ресурсов.

Принципами финансового планирования являются:

выбор направлений вложения средств, обеспечивающих предельно высокую рентабельность;

учет срока окупаемости;

использование наиболее экономичных способов финансирования долгосрочных затрат;

обеспечение сбалансированности рисков, учет инфляционных процессов.

Финансовое планирование бывает текущим и перспективным. Перспективное является способом реализации финансовой стратегии и обеспечивает оптимизацию величины продаж, себестоимости, прибыли, рентабельности, финансовую устойчивость, платежеспособность. Оно конкретизируется в годовых финансовых планах (бюджетах), увязывающих вложения средств и источники их финансирования.

Общий плановый бюджет состоит из прогнозного отчета о прибыли, прогнозного баланса, бюджета денежных средств и подразделяется на операционный и финансовый.

В состав операционного бюджета входят: бюджет затрат на производство, реализацию, бюджет материальных запасов, бюджет общих административных расходов; прогнозный отчет о прибыли. Бюджет затрат на производство отражает объем производства и изменение материальных запасов. В бюджете реализации определяется сумма денежных средств, которые фирма может получить от клиентов. Бюджет материальных запасов определяет потребности в них и служит основой планирования закупок.

Финансовый бюджет состоит из бюджета денежных средств и прогнозного баланса.

Основными инструментами текущего финансового планирования являются: годовой баланс доходов и расходов, сметы образования и использования фондов денежных средств, оплаты труда, средств, направляемых на развитие и совершенствование основной деятельности, резервных и социальных фондов.

Баланс доходов и расходов имеет следующую структуру:

) доходы и поступления средств (включаются все финансовые результаты, кроме полученных от банков и государства из бюджетных и внебюджетных фондов);

) расходы и отчисления средств (отражает использование финансовых результатов на расширенное воспроизводство, стимулирование, организационные и прочие расходы, например благотворительность, приобретение ценных бумаг);

) кредитные взаимоотношения с банковскими учреждениями (получение и возврат ссуд, уплата процентов). Раздел состоит из доходной и расходной частей;

) взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами. Раздел также состоит из доходной и расходной частей. Он отражает налоговые платежи в бюджет, внебюджетные фонды и ассигнования из них.

·выявить возможные финансовые последствия принимаемых решений;

·проверить правильность расчетов;

·рассчитать финансовые коэффициенты;

·определить желательный объем реализации продукции и услуг.

Для облегчения работы может составляться вспомогательная "шахматная таблица" к годовому плану, в которой по вертикали приводятся направления использования финансовых ресурсов, а по горизонтали - их источники. Она позволяет балансировать доходы и расходы по статьям, определять резервы, формировать фонды денежных средств.

Помимо баланса доходов и расходов на предприятиях составляется также платежный баланс.

Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и исполнении платежного календаря - финансового документа, отражающего поступление и использование денежных средств. С его помощью создается полное представление о состоянии и использовании финансовых ресурсов предприятия, платежей и расчетов, контролируется составление смет, выпуск и реализация продукции и т.п.

Платежный календарь обеспечивает оперативное финансирование, выполнение расчетных и платежных обязательств, позволяет отслеживать состояние собственных денежных средств и при необходимости привлекать банковский и коммерческий кредит.

Финансовое планирование дополняется финансовым контролем, объектами которого являются:

·правильность и своевременность перечисления средств в фонды предприятий по всем установленным источникам финансирования;

·соблюдение заданной структуры доходов с учетом потребностей производства и социального развития;

·целесообразность и эффективность использования финансовых ресурсов;

·осуществление платежей и расчетов;

·состояние финансовых показателей.

Финансовый контроль основывается на нормативах размеров фондов денежных средств и источников их образования, смете денежных доходов и расходов и пр. К основным методам его осуществления относятся:

) проверка по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов;

) анализ по периодической или годовой отчетности с целью выявления состояния финансовой дисциплины, уровня выполнения плана;

) обследование, отличающееся от проверки более широким кругом вопросов;

) ревизия - проверка финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период. Ревизии могут быть полными и частичными, тематическими и комплексными, плановыми и внеплановыми, выборочными и сплошными, документальными и фактическими, иметь в качестве объектов денежные средства или материальные ценности. По результатам ревизий составляется акт.

.3 Управление прибылью и рентабельностью

Основным источником пополнения финансовых ресурсов коммерческой фирмы является прибыль от производственно-хозяйственной деятельности, поэтому в задачу финансового менеджмента входит поиск путей ее увеличения.

Прибыль организации представляет собой разность между отпускной ценой продукции или услуг и затратами, связанными с их производством. Поскольку цена обычно складывается на рынке и от предприятия мало зависит, объектом финансового менеджмента становится в данном случае нахождение оптимального объема выпуска продукции, при котором величина прибыли была бы максимальной.

Кроме того, бывают случаи, когда предприятиям приходится работать с убытком. Такая ситуация на первый взгляд кажется парадоксальной, но нужно иметь в виду, что временная остановка производства и его возобновление в благоприятной ситуации могут потребовать значительно больших затрат, чем продолжение производства, пусть даже в режиме убыточности. Определение момента, когда производство необходимо останавливать, а когда несмотря на убытки продолжать, также входит в задачу финансового менеджмента.

Для решения перечисленных задач требуется точное значение величины производственных затрат. Их можно разделить на две группы: постоянные и переменные. Постоянными считаются те, которые остаются прежними при изменении объема производства. К ним относятся: амортизационные отчисления, управленческие расходы, средства, необходимые на содержание и эксплуатацию зданий, их ремонт и др. Некоторая часть этих расходов относится к условно-постоянным, так как при достижении определенного порогового значения объема производства они изменяются (это касается, например, затрат на управление), но между соседними пороговыми значениями они стабильны.

Переменные затраты изменяются строго пропорционально объему производства. К ним относятся расходы на покупку сырья, материалов, оплату труда производственных рабочих и некоторые другие. Такие затраты должны окупаться в обязательном порядке, ибо в противном случае предприятие будет нести чистые убытки. Поэтому, если переменные расходы начинают превышать продажную цену продукции, производство сворачивается.

С постоянными затратами дело обстоит сложнее, поскольку они уже понесены. Если производство остановить, то эти затраты будут полностью потеряны (оборудование изнашивается даже при бездействии), но при продолжении производства они будут хотя бы частично возвращаться. Если сюда прибавить дополнительные затраты, связанные с возобновлением деятельности, то станет ясным, почему, несмотря на убытки, предприятия продолжают работать.

Для того чтобы четко ориентироваться в ситуации, необходимо знать, какой минимальный объем продукции необходимо производить (или реализовывать), чтобы работа в целом была бы прибыльной. Он определяется с помощью следующей формулы

V безубыт = Постоянные затраты р

Цена единицы продукции - переменные затраты на единицу продукции

При разнообразном ассортименте показатель переменных затрат на единицу продукции заменяется коэффициентом соотношения переменных затрат и ожидаемого объема реализации.

В то же время целесообразно определять и максимально допустимый с экономической точки зрения объем производства. Он достигается тогда, когда дальнейшее увеличение затрат не приносит дополнительной прибыли.

Определение величины прибыли в зависимости от объема реализации происходит с учетом операционного рычага, или ливериджа. Его действие основывается на том, что при стабильных ценах рост объема реализации продукции приводит к тому, что доля постоянных затрат в цене сокращается, а следовательно, при неизменной доле переменных увеличивается прибыль, и наоборот. Причем повышение объема производства приводит к более быстрому росту прибыли, а сокращение - более быстрому ее падению.

Насколько быстрее изменяется прибыль по сравнению с объемами производства определяет показатель, называемый сила операционного рычага (СОР):

Прибыль + Постоянные затраты

СОР = Прибыль

Помимо абсолютного размера прибыли финансовый менеджмент оперирует ее относительной величиной - прибыльностью, или рентабельностью. Так, рентабельность собственного капитала (отношение прибыли к акционерному капиталу) является одним из важнейших показателей, характеризующих положение фирмы. Его размер определяет спрос на акции, их цену, а таким образом, и цену самого предприятия. Поэтому в задачу финансового менеджмента входит поиск возможностей повышения значения данного показателя.

Эти возможности заложены в нем самом, поскольку для решения проблемы достаточно уменьшить долю собственного капитала в пользу заемного. Но такие действия сопряжены с большим риском, поскольку одновременно повышается опасность банкротства, если кредиторы потребуют срочного возврата ссуды. Кроме того, использование в больших масштабах заемного капитала связано с выплатой значительных процентов, что уменьшает прибыль, но зато ускоряет ее поступление.

Повышение рентабельности собственного капитала за счет использования заемных средств получило название эффекта финансового рычага. Манипулирование финансовым рычагом позволяет увеличить рентабельность собственных средств до полутора раз с соответственным ростом степени риска. В свете этого требуется нахождение оптимальной величины эффекта финансового рычага.

.4 Управление текущими финансовыми операциями

Управление текущими финансовыми операциями в основном сводится к управлению денежным оборотом, т.е. движением денег в наличной и безналичной формах. Его целями являются: ускорение поступления платежей и снижение таким образом дебиторской задолженности; замедление процесса погашения собственных выплат (в том числе и налоговых), т.е. увеличение задолженности кредиторской; минимизация кассовых остатков наличности. Рассмотрим некоторые из этих моментов подробнее.

Дебиторская задолженность возникает во взаимоотношениях с покупателями, заказчиками, поручителями, дочерними организациями и др., и может быть сомнительной, если не обеспечена гарантиями и не погашена в срок. Поэтому состояние дебиторской задолженности должно находиться под постоянным контролем.

Управление дебиторской задолженностью происходит, например, на основе дифференцированного подхода к партнерам. Для одних используются методы материальной заинтересованности, например, предоставление скидок в случае досрочной платы счетов; для других практикуется предоплата поставок.

Методом снижения дебиторской задолженности является факторинг. Его суть постоит в том, что факторинговая компания или соответствующий отдел банка после необходимой проверки кредитоспособности покупателя берут на себя обязательство выплачивать продавцу причитающиеся ему деньги, независимо от их реального поступления.

Несмотря на достаточно высокие затраты, факторинговое обслуживание весьма выгодно продавцам, так как освобождает их от трудоемких и дорогостоящих операций по ведению счетоводства, гарантирует своевременное поступление платежей, предотвращение безнадежных долгов и др.

Продавцы могут заключать также договоры с факторинговыми организациями о предварительной оплате ими поставок в объеме до 80% их стоимости. Способом уменьшения дебиторской задолженности может быть также продажа безнадежных с точки зрения кредитора долгов.

Управление кредиторской задолженностью имеет два направления. С одной стороны, речь идет о поисках путей законного снижения налогов (не уклонения, а именно - снижения); с другой - о нахождении способов отсрочки платежей (опять же, на законном основании). К сожалению, в настоящее время неплатежи, в том числе и по заработной плате собственным работникам, остаются хроническим явлением.

Важное значение для финансового управления, даже в краткосрочном периоде, приобретает учет инфляции, которая обесценивает все виды поступлений, платежей и активов организации (имущества, запасов, накопленных амортизационных отчислений, прибыли и др.), в результате чего их истинная величина оказывается меньше номинальной. В то же время, инфляция завышает реальную величину налогов.

Задачей текущего финансового управления является также предотвращение или ослабление финансовых рисков.

Для успеха финансового управления специалисты рекомендуют неукоснительно соблюдать правила осуществления финансовых операций, к которым относятся:

·использование финансовых средств строго по назначению и в установленные сроки;

·финансирование долгосрочных инвестиций за счет долгосрочных кредитов или собственных средств, а инвестиций с повышенным риском - только с помощью последних;

·осуществление всех сделок только при наличии гарантий платежеспособности (собственной и контрагентов);

·выбор способов инвестирования, приносящих максимальный эффект;

·продажа, по возможности, за наличные, а покупка - в кредит (наличные поступления важнее обещанной прибыли);

·кредитование других на минимальный срок, а привлечение кредитов- на максимальный;

·сближение сроков получения и использования средств;

·снижение затрат на безвозвратное финансирование.

2. Организация управления финансами на примере ООО «Алмаз»

.1 Характеристика деятельности ООО «Алмаз»

Торговая Компания «Алмаз» - является импортером стальных дверей из стран Юго-Восточной Азии, производимых на более чем 20 крупных фабриках. Кроме того, компания является крупнейшим оператором климатической техники фирмы Mitsubishi Heavy в России.

За время продуктивной работы Компании была налажена широкая дилерская сеть по территории Европейской части России с более чем 1 000 компаний. ООО «Алмаз» имеет несколько региональных филиалов.

ООО «Алмаз» планомерно расширяет свою деятельность, развивая новые направления. На сегодняшний день стратегическим направлением является продвижение товарной группы строительные материалы. Организационная структура ООО «Алмаз» включает в себя несколько основных и вспомогательных подразделений, а также собственный складской комплекс.

Основными партнерами являются фирмы - производители: «ATLAS», «BELINKA», «DUFA», «PUFAS», «SOUDAL», «AKZONOBEL», «DRAKON», «HAMMERITE», и др.

2.2 Организация финансовой службы ООО «Алмаз»

финансы управление планирование

С увеличение числа предприятий различных организационно-правовых форм, усложнением хозяйственных связей увеличился объем финансовой работы, выполняемой финансовыми службами. Под финансовой службой на предприятии, понимается самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенные функции в системе управления предприятием. Недооценка деятельности финансовой службы может привести к потере финансовой устойчивости - несостоятельности.

Цель деятельности финансовой службы предприятия - обеспечение финансовой стабильности, создание устойчивых предпосылок для экономического роста и получения прибыли.

Содержание финансовой работы состоит в следующем:

в обеспечении и эффективном управлении финансовыми ресурсами предприятий;

в организации взаимоотношений с финансово-кредитной системой и др. субъектами рыночной экономики;

в обеспечении своевременности платежей по обязательствам.

Структура финансовой службы ООО «Алмаз» на продвинутой стадии ее деятельности приведена на рисунке 1. В ее составе выделяют два основных подразделения (управления финансами и планирования), которые в целях удобства рассмотрения названы отделами. Подразделения финансовой службы состоят из профильных групп. Каждая группа в основном состоит из 2 человек. Численность финансовой службы предприятия оставляет 21 человек.

Рис. 1. Организационная структура финансовой службы ООО «Алмаз»

Бухгалтерия предприятия специализируется на финансовом бухгалтерском учете и является одним из источников информации для деятельности финансовой службы. Ее целесообразно выделить из финансовой службы предприятия, что позволит обеспечить независимый от финансовой службы контроль над финансами предприятия.

Отдел управления финансами предприятия включает в себя следующие группы:

1.Группа финансового проектирования.

2.Группа организации внешнего финансирования.

.Группа ценных бумаг и фондового рынка.

Плановый отдел включает следующие группы:

1.Группа стратегического и текущего планирования.

2.Группа бюджетирования.

.Группа мониторинга и контроля.

.Группа кураторов подразделений предприятия.

.Группа администраторов финансовой информационной системы.

Финансовая служба ООО «Алмаз» привлекает специалистов юридического и других подразделений предприятия в качестве экспертов при выполнении отдельных работ по финансовому менеджменту и при подготовке нормативно-методической, договорной и другой документации.

2.3 Управление финансами на ООО «Алмаз»

На ООО «Алмаз» проводится финансовый анализ по итогам за квартал и год. Применяются основные методы анализа: вертикальный, горизонтальный и динамический.

Результаты финансового анализа дают необходимую информацию о состоянии объекта анализа и служат основой для принятия соответствующих управленческих решений.

Вертикальный анализ базируется на структурном разложении показателей (исследуемых и расчете удельного веса их составляющих). Он включает структурный анализ капитала, структурный анализ активов и т.д.

Горизонтальный анализ - это анализ динамики финансовых показателей во времени. Рассчитывается темп роста, прироста показателей, определяются общие тенденции. Горизонтальный анализ дополняется факторным и служит основой для финансового планирования.

Финансовое планирование - это процесс определения потребности в финансовых ресурсах, будущих действий по их формированию и использованию, процесс предвидения движения денежных средств, обеспечивающих эффективное функционирование предприятия.

Цель финансового планирования: основываясь на показателях развития предприятия, обеспечить воспроизводственный процесс финансовыми ресурсами, соответствующими по объему и структуре, обеспечить увязку доходов и расходов, обосновать возможность финансирования предполагаемых проектов, обеспечить эффективное использование свободных денежных средств.

В ООО «Алмаз» осуществляется оперативное финансовое планирование - разработка бюджетов, платежных календарей и других форм оперативных плановых заданий по всем направлениям финансовой деятельности организации (месяц, квартал, год). Также разрабатываются финансовые планы на среднесрочную перспективу (1 - 3 года).

Функции финансового анализа и финансового планирования на предприятии исполняет плановый отдел финансовой службы организации.

В рамках финансового анализа деятельности предприятия традиционно рекомендуется рассчитывать оценки:

1.ликвидности и платежеспособности;

2.деловой активности;

.рентабельности;

.финансовой устойчивости

Платежеспособность предприятия - это его способность собственными средствами удовлетворять все имеющиеся обязательства.

Под ликвидностью понимается способность предприятия удовлетворять краткосрочные (текущие) обязательства с помощью оборотных (текущих) активов.

Для оценки платежеспособности используют три относительных показателя ликвидности, различающихся набором ликвидных средств, которые можно использовать для покрытия кратковременных обязательств:

1.коэффициент общей ликвидности (или коэффициент покрытия);

2.коэффициент быстрой ликвидности;

.коэффициент абсолютной ликвидности.

Таблица 1

Коэффициенты ликвидности

Показатель ликвидностиРасчетИсточник информацииРекомендуемое значение2005г.2006 г.2007 г.2008 г.1. Текущая (общая)ликвидностьОборотные активы/Краткосрочные обязательства(290-216-244)ф1/(690-640-650)ф11 - 21,261,782,052,282. Срочная ликвидность(Денежные средства+Краткосрочные финансовые вложения+Чис-тая дебиторская задолженность)/Краткосрочные обязательства(290-210-244)ф1/(690-640-650)ф10,7 - 0,80,680,961,081,163. Абсолютная ликвидностьДенежные средства+Краткосрочные финансовые вложения/Краткосрочные обязательства(260+250)ф1/(690-640-650)ф10.2 - 0.30,050,300,330,304. Собственные оборотные средстваТекущие активы-текущие обязательства 5. Чистых активовОборотные активы - Краткосрочные обязательства(290-244-216)ф1-(690-640-650)ф1рост показателя в динамике - положительная тенденция346 211963 6761 467 7982 064 926

Коэффициент общей ликвидности показывает, в какой мере оборотные активы предприятия (часто называемые текущими, покрывают краткосрочные обязательства «текущие обязательства»), т.е. способно ли предприятие быстро погасить свои долги. Считается нормальным, если этот коэффициент находится в интервале 1 до 2. Рост его рассматривается как положительная характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Если значение близко к единице, то у данного предприятия существует угроза финансовой нестабильности. Если значение этого показателя ниже единицы (существенное превышение обязательств над текущими активами), то можно говорить о высоком финансовом риске для кредиторов предприятия (связанным с тем, что предприятие не в состоянии оплатить свои счета).

Рассчитывается по формуле:


Коэффициент быстрой ликвидности исчисляется по более узкому кругу активов. В данном случае из расчетов исключается менее ликвидная составляющая оборотных активов - запасы товарно-материальных ценностей, поскольку считается, что при вынужденной продаже производственных запасов денежная выручка, как правило, ниже стоимости их приобретения. Принято считать, что коэффициент быстрой ликвидности должен быть больше единицы, хотя в отечественной практике ( в условиях неплатежеспособности, бартерных и зачетных операций) трудно выдержать нормативное значение данного показателя. Рассчитывается по формуле:


Рекомендуемые значения: 0.7 - 0.8

Таблица 2

Коэффициенты деловой активности

Показатель деловой активностиРасчетИсточник информацииРекомендуемое значение2005 г.2006 г.2007 г.2008 г.1.Оборачи-ваемость оборотного капиталаВыручка (нетто)от реализации/средняя за период стоимость оборотных активов010ф2/290ф1ускорение оборачиваемости - положительная тенденция2,372,392,452,532. ФондоотдачаВыручка (нетто)от реализации/средняя остаточная стоимость основных средств010ф2/120ф1рост показателя положительная тенденция85,8585,8585,8585,853. Оборачиваемость активов (раз)Чистая выручка от реализации/чистая среднегодовая сумма активов010ф2/300ф1должна быть тенденция к ускорению оборачиваемости2,152,172,212,284. Оборачиваемость дебиторской задолженности(дни) (только по покупателям)365/(Чистая выручка от реализации/Чистая среднегодовая дебиторская задолженность покупателей)365/(010ф2/(230+240)ф1)должна быть тенденция к ускорению оборачиваемости62,9441,8840,4640,155. Оборачиваемость кредиторской задолженности (дни) (только по поставщикам)365/(Себестоимость реализованной продукции/Среднегодовая стоимость кредиторской задолженности поставщикам)365/(020ф2/620ф1) 114,4868,8252,0240,156. Оборачиваемость запасов365/(Себестоимость реализованной продукции/Среднегодовая стоимость запасов))365/(020ф2/210ф1)должна быть тенденция к ускорению оборачиваемости89,0689,1889,1889,187. Длительность операционного циклаОборачиваемость дебиторской задолженности в днях+Оборачиваемость запасов в дняхп.4 + п.6 данной таблицы 151,99131,06129,6129,3

Коэффициенты рентабельности, рассчитанные как отношение полученной прибыли к среднему размеру величины используемых ресурсов, характеризуют экономическую эффективность. Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность компании.

Коэффициент рентабельности продаж (%), демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия. Рассчитывается по формуле:


Коэффициент ренабельности собственного капитала (%) позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в другие ценные бумаги. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками компании. Рассчитывается по формуле:


Коэффициент рентабельности оборотных активов (%) демонстрирует возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства. Рассчитывается по формуле:


Коэффициент рентабельности внеоборотных активов (%), демонстрирует способность предприятия обеспечивать достаточный объем прибыли по отношению к основным средствам компании. Чем выше значение данного коэффициента, тем более эффективно используются основные средства. Рассчитывается по формуле:


Таблица 3

Коэффициенты рентабельности

Показатель рентабельностиРасчетИсточник информации2005 г.2006 г.2007 г.2008 г.1. Рентабельность активовЧистая прибыль/Среднегодовая стоимость активов190ф2/300ф10,050,060,050,052. Рентабельность реализацииЧистая прибыль/Чистая выручка от реализации050ф2/010ф20,070,070,070,073. Рентабельность собственного капиталаЧистая прибыль/Среднего-довая стоимость собственного капитала190ф2/(490-450)ф10,190,210,190,21

Финансовая устойчивость, характеризующая стабильность деятельности предприятия в долгосрочной перспективе, оценивается соотношением собственных и заемных средств (по данным разделов пассивов баланса). Она связана с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от внешних кредиторов и инвесторов.

В мировой и отечественной аналитической практике разработана система показателей финансовой устойчивости.

Коэффициент концентрации собственного капитала (коэффициент автономии) = Собственный капитал/Активы - показывает, какова доля владельцев предприятия в общей сумме средств, вложенных в предприятие. Чем больше этот коэффициент, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов предприятие. Считается, нормальным, если коэффициент автономии больше или равен 0,5;

Коэффициент концентрации привлеченного капитала = Заемные средства/Активы, сумма которого с коэффициентом автономии равна единице , определяется как отношение заемных средств в сумме пассивов.

Коэффициент финансовой зависимости = Сумма привлеченного капитала/Собственный капитал - обратный коэффициенту концентрации собственного капитала. Рост его в динамике означает увеличение доли заемных средств в финансировании предприятия, а снижение до единицы (100%) свидетельствует о том, что собственники (акционеры) полностью финансируют свое предприятие. Например к=1,4 означает, что в каждом 1,4 руб. в составе пассивов предприятия 40 коп. - заемные.

По коэффициенту маневренности собственных средств = Собственные средства/Собственный капитал можно судить, какая часть собственных средств предприятия используется для финансирования его текущей деятельности (т.е. вложена в оборотные средства), а какая его часть капитализирована. Значение коэффициента маневренности собственного капитала может ощутимо варьировать в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия. В среднем считается нормальным, когда этот показатель превышает 0,2 или 20%.

Коэффициент финансирования, численно равный отношению собственных средств к заемным (вычисляется по данным пассивов баланса), дает наиболее достоверную оценку финансовой устойчивости предприятия. Как все другие коэффициенты, этот показатель весьма просто интерпретируется. Если, например, к=0,6, то это означает, что на каждый рубль заемных средств приходится 60 коп. собственных. Снижение показателя в динамике свидетельствует об усилении зависимости предприятия от привлеченного капитала, т.е. о снижении финансовой устойчивости, и наоборот. Считается нормальным, когда значение этого показателя равно или больше 1,0.

В расчетах и анализе широко применяется обратный показатель - плечо финансового рычага. Этот показатель численно равен отношению заемных средств к собственным и может вычисляться отдельно для любой категории заемных (привлеченных) средств.

Таблица 4

Показатели финансовой устойчивости

Для рассмотренных коэффициентов не существует единых нормативных значений. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности предприятия, сложившейся структуры активов и пассивов и др. Поэтому приемлемость значений этих коэффициентов, оценка их динамики и направлений изменения могут быть установлены только в результате пространственных сопоставлений по группам родственных предприятий, а также в результате сопоставления показателей анализируемых финансовых планов с предысторией данного предприятия (и с прогнозами его развития). Можно сформулировать лишь одно правило, которое «работает» для предприятия любого типа. Собственники предприятия (акционеры) предпочитают разумный рост доли заемных средств в динамике, поскольку в этом случае (через эффект финансового рычага) увеличивается размер чистой прибыли приходящейся на один рубль собственного капитала (растут дивиденды). Кредиторы, напротив отдают предпочтение предприятиям с высокой долей собственного капитала, с большей финансовой автономией, поскольку в этом случае снижается риск неплатежеспособности компании, что позволяет ей осуществлять заимствования на более выгодных условиях.

Заключение

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важна работа финансового менеджера.

В условиях рынка прочное финансовое положение организации является едва ли не главным условием достижения ею успеха. В связи с этим финансовое управление приобретает несравненно более важное значение, чем это имело место в рамках административно-командной экономики. Сегодня финансовые решения определяют производственные, а не наоборот, как это часто бывало прежде.

Финансовый менеджмент весьма динамичен. Эффективность его функционирования во многом зависит от быстроты реакции на изменения условий финансового рынка, финансовой ситуации, финансового состояния объекта управления. Поэтому финансовый менеджмент должен базироваться на знании стандартных приемов управления, на умении быстро и правильно оценивать конкретную финансовую ситуацию, на способности быстро найти хороший, если не единственный, выход из этой ситуации. В финансовом менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Он учит тому, как, зная методы, приемы, способы решения тех или иных хозяйственных задач, добиться ощутимого успеха для конкретного хозяйствующего субъекта.

Финансовые проблемы, как правило, носят стратегический характер, поэтому их решение сосредоточено на высшем уровне управления фирмой. Здесь происходит формирование и распределение фонда финансовых ресурсов фирмы, определяются направления финансовых потоков. Отдельные подразделения, даже если они обладают хозяйственной самостоятельностью, сконцентрированы в основном на производственных задачах.

Список используемой литературы

1.Баканов М. А. Экономический анализ в торговле. - М.: Финансы и статистика, 2006.

2.Владыко А.В. Балансовая политика торговой организации. - М.: БГЭУ, 2004.

.Волкова О.И. Экономика предприятия (фирмы). М.: ИНФРА-М, 2005

.Дворецкая А.Е. Организация управления финансами на предприятии // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - №3.

5.Егоров В.А. Организация торговли. Учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2006.

6.Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2004.

7.Жилкина А.Н. Финансовое планирование на предприятии. - М.: Финансы, 2004.

8.Карпова Е.В. Ресурсы торгового предприятия. - М: Кнорус, 2005.

.Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2006 .

.Ковалев В.В. Практикум по финансовому менеджменту. - М.: Финансы и статистика, 2005.

.Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Финансы организаций: менеджмент и анализ. Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2004.

.Ревенков А.Н. Финансовое планирование как элемент хозяйственного управления // Финансы. - 2007. - №3.

.Снитко Л.Т. Управление капиталом торговой организации. - М.: РДЛ, 2004

14.Сольская И.Ю. Основы управления финансами на предприятии. Учебное пособие. Иркутск: ИрГУПС, 2005.

.Финансовый менеджмент: теория и пратика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. - М.: Перспектива, 2004.


Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!