Методы составления сметной документации на капитальное строительство

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,03 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методы составления сметной документации на капитальное строительство















Методы составления сметной документации на капитальное строительство

Введение

Строительство представляет собой отдельную самостоятельную отрасль экономики страны, которая предназначена для ввода в действие новых, а также реконструкции, расширения, ремонта и технического перевооружения действующих объектов производственного и непроизводственного назначения. Определяющая роль отрасли строительство заключается в создании условий для динамичного развития экономики страны.

Строительство как отрасль экономики участвует в создании основных фондов для всех отраслей национального хозяйства. Продукцией отрасли строительства являются законченные строительством и сданные в эксплуатацию заводы и фабрики, железные и автомобильные дороги, электростанции, ирригационные и судоходные каналы, порты, жилые дома и другие объекты, образующие основные фонды хозяйственного комплекса страны.

В их создании участвуют и другие отрасли экономики (промышленность строительных материалов, металлургия, машиностроение и химическая промышленность и пр.). Здания и сооружения, оснащенные технологическим, энергетическим и иным оборудованием и техникой, составляют натурально-вещественное содержание основных производственных фондов.

Капитальное строительство создает, таким образом, материальные условия, обеспечивающие возможность функционирования средств производства.

Кроме создания основных фондов, к функциям капитального строительства относятся расширение, реконструкция и техническое перевооружение уже действующих основных фондов. Поэтому основной задачей капитального строительства являются расширенное воспроизводство и качественное обновление основных фондов всех отраслей экономики страны.

В сфере капитального строительства прямо или косвенно участвуют более 70 отраслей национальной экономики, которые обеспечивают строительство металлом и металлоконструкциями, цементом, лесоматериалами, строительными машинами, средствами транспорта, топливом и энергетическими ресурсами.

В строительстве используется 50% продукции промышленности строительных материалов, около 18% металлопроката, 40% пиломатериалов, более 10% продукции машиностроительной промышленности. Строительство обслуживают практически все отрасли промышленности. Для перевозки строительных материалов, строительных конструкций и строительной техники используются практически все виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, речной, морской и воздушный. Величина транспортных расходов в затратах на строительство достигает 20%.

По объему производимой продукции и количеству занятых людских ресурсов на строительную отрасль приходится примерно десятая часть экономики страны. В строительной отрасли действуют около 137 тыс. строительно-монтажных предприятий и свыше 11 тыс. проектно-изыскательских организаций. Перестроечные процессы в экономике страны и разгосударствление крупных государственных строительных и монтажных трестов привели к резкому увеличению числа малых строительных и монтажных организаций различных форм собственности.

Строительный комплекс - одна из важнейших составных частей народохозяйственного комплекса - представляет собою совокупность подрядных и специализированных строительных организаций и предприятий промышленности строительных материалов, конструкций, стройиндустрии, механизации и транспорта, изыскательских, проектных и научно-исследовательских организаций, учебных заведений, строительных бирж и домов, инжиниринговых, консалтинговых, управленческих и других фирм и организаций, которые специализируются на выполнении работ и услуг в области строительства. В состав строительного комплекса включаются также отраслевые органы управления и регулирования (федеральные, республиканские, территориальные), а также отраслевые и общественные объединения (союзы, консорциумы, ассоциации и др.). Иными словами, если исходить из отраслевой функциональной ориентации, к строительному комплексу относятся все субъекты хозяйствования в основной (производственной) и обслуживающей (инфраструктурной) сфере, прямо или косвенно участвующие в создании строительной продукции.

Основными задачами строительного комплекса являются:

-оптимизация затрат на создание объекта;

-конкуренция при получении заказа (подрядные торги);

более высокий уровень организации, технологии, социальных гарантий, престижа фирмы;

высокое качество проектно-строительной продукции;

сокращение сроков строительства;

своевременность и полнота выполнения договорных обязательств;

внедрение новых форм кредитования, финансирования, страхования рисков;

повышение инвестиционной активности в стране (обеспечить привлечение собственных сред юридических и физических лиц, а также иностранных инвесторов для разработки и реализации экономически выгодных для них и необходимых обществу инвестиционных проектов производственного, бытового и жилищного назначения).

Результаты научных исследований и анализ опыта развития индустриальных стран показывают, что строительный комплекс играет определенную роль в расширенном воспроизводстве производственного потенциала народного хозяйства, решении социальных и экономических проблем. Поэтому развитие капитального строительства - важнейшее направление и средство вывода экономики из кризиса и обеспечения дальнейшего устойчивого развития общества и государства, о чем свидетельствует опыт многих стран, экономика которых по тем или иным причинам оказалась в кризисном состоянии. Состояние строительного комплекса страны и его производственной базы требует серьезного внимания и осуществления крупных вложений для модернизации и подъема (инвестиций).

Рассмотрим ряд понятий, связанных с инвестициями в строительство: инвестиции, инвестор, заказчик, застройщик, генподрядчик, управляющий проектом, капитальные вложения.

Инвестиции в основной капитал - совокупность затрат (финансовых, материальных ресурсов, интеллектуальных ценностей), направляемых на создание, воспроизводство и приобретение основных фондов (в виде недвижимости) путем нового строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения объектов, приобретения зданий, сооружений, машин, оборудования, инструментов, инвентаря и т.д. с целью получения инвестором экономического, социального или экологического эффекта. Частный капитал стремится к получению экономического эффекта (прибыли), социального и экологического эффекта добиваются, как правило, за счет реализации государственных инвестиций.

Инвестор - субъект инвестиционной деятельности, принимающий решение о вложении собственных и заемных имущественных и интеллектуальных ценностей в строительство объекта. Инвесторы имеют юридические права на полное распоряжение результатами инвестиций. Инвесторы определяют сферу приложения капитальных вложений (инвестиций), вырабатывают условия контрактов на строительство объекта с другими участниками инвестиционного процесса и осуществляют с ними финансово-кредитные расчеты. Инвестор может выступать в роли заказчика, кредитора, покупателя строительной продукции - объекта, а также выполнять функции заказчика или застройщика.

Заказчиком является юридическое или физическое лицо, принявшее на себя функции организации и управления финансовым проектом строительства объекта, начиная от технико-экономического обоснования (ТЭО) капитальных вложений и заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию или выходом промышленного предприятия на проектную мощность.

Застройщик отличается от заказчика правами на земельный участок под стройку. Он является землевладельцем на праве личной собственности, а заказчик использует земельный участок под стройку на условиях длительной аренды.

Генеральный подрядчик - фирма, осуществляющая по договору подряда (или контракту) возведение объекта. Генподрядчик отвечает перед заказчиком за строительство объекта в полном соответствии с условиями договора, проектно-сметной документацией и строительными нормами и правилами. По согласованию с заказчиком привлекает к выполнению отдельных комплексов строительно-монтажных работ субподрядные организации и несет ответственность за качество выполненных работ в течение гарантийного периода времени после сдачи объекта в эксплуатацию. Идея инвестиций капитала в недвижимость обосновывается целесообразностью ее реализации на стадии технико-экономического расчета капитальных вложений, затем следуют предпроектные исследования и эскизный проект, проектирование, подготовка строительства и производство работ, реализация строительной продукции, эксплуатация объекта. В рамках рыночной экономики для осуществления всего процесса вложения инвестиций в строительство привлекается особая центральная фигура - управляющий проектом, который может быть из штата заказчика, из специализированной посторонней организации или - по контракту - специалист как физическое лицо. Управляющий проектом (проект-менеджер) должен быть универсальным специалистом, совмещать в одном лице знания инженера-строителя, менеджера, экономиста, финансиста и быть талантливым организатором.

Капитальные вложения - это затраты на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, торговых и других предприятий, затраты на жилищное, коммунальное и культурно-бытовое строительство вне зависимости от источника финансирования и формы собственности заказчика (инвестора). К капитальным вложениям относятся затраты: на строительные работы всех видов; работы по монтажу оборудования; приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа, предусмотренного в сметах на строительство; приобретение производственного инструмента и хозяйственного инвентаря, включаемых в сметы на строительство; приобретение машин и оборудования, не входящих в сметы на строительство; прочие работы и затраты. Капитальные вложения населения заключают в себе затраты на строительство собственных жилых домов с необходимыми постройками и подсобными помещениями.

Активизация повышения роли инвестиционно-строительной деятельности является одним из важнейших направлений продолжения проводимых экономических реформ в России. Инвестиционно-строительные процессы являются важнейшими элементами общественного производства. Без них немыслимо воспроизводство. Это не только замена выбывающих в процессе естественного износа средств труда, но и увеличение мощностей производства и в том числе на более высоком качественном уровне с учетом применяемых новых технологий и строительных материалов. Развитие жилищного строительства, а также строительства соцкультбыта способствует повышению жизненного уровня населения, обеспечивает его благосостояние.

1. Характеристика своего предприятия

Наше предприятие ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» входит в сеть дочерних предприятий ОАО «Газпром», работающих в рамках Единой системы газоснабжения ОАО «Газпром» является предприятием одной из основных отраслей РФ - газовой промышленности.

«Уралтрансгаз» - такое наименование получило УМГ «Бухара-Урал» в 1974 г. Оно выступает в газовом хозяйстве Урала в качестве головного и системообразующего предприятия дальнего транспорта газа.

Более чем десять тысяч работников ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» осуществляют обслуживание объектов газотранспортной системы, транспортировку и распределение голубого топлива на территории четырех областей: Свердловской, Челябинской, Курганской и Оренбургской.

В ведении «Газпром Трансгаз Екатеринбург» - около 8 тысяч магистральных газопроводов и газопроводов-отводов диаметром до 1420 мм, 18 компрессорных станций, оснащенных 131 газоперекачивающим агрегатом общей мощностью 1017 МВт, а также более 260 ГРС. Непрерывно строятся и вводятся в эксплуатацию новые отводы, ГРС, газоизмерительные станции. Ведутся работы по реконструкции компрессорных станций и других объектов, направленные на повышение эффективности и внедрение новейших средств управления, контроля и защиты газотранспортной системы предприятия.

Известны во всем «Газпроме» и дочерние Общества» Газпром Трансгаз Екатеринбург «- ООО «Копейский завод изоляции труб», ООО «Уромгаз» (совместное с компанией «Шлюмберже ГмБХ» (ФРГ) предприятие по выпуску газоиспользующего и энергосберегающего оборудования), ООО «Уралнефть» (занятое разведкой и освоением нефтяных и газовых месторождений на Урале), ООО «Мраморгаз».

ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» принимает газ от соседних газотранспортных и добывающих предприятий - «Сургутгазпрома», «Тюментрансгаза», Оренбургского газоперерабатывающего завода - и поставляет его «Самаратрансгазу», «Югтрансгазу», «Баштрансгазу», а также в Кустанайскую и Актюбинскую области Казахстана. Газ также подается к 190 крупным населенным пунктам региона, из них 45 - города, в том числе крупнейшие промышленные центры. А количество газифицированных сел и деревень измеряется несколькими сотнями.

Основной задачей ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» является обеспечение надежной и безопасной эксплуатации объектов транспорта газа.

Одним из основных факторов, позволяющим обеспечить безаварийность газотранспортной системы, является своевременное проведение реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта.

Эти задачи осуществляет Дирекция по строительству объектов газификации Уральского региона (ДСОГУР) в соответствии с Положением о филиале общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Екатеринбург».

. Общие положения:

Дирекция СОГУР является филиалом ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Общества, локальными нормативными актами ОАО «Газпром» и Общества.

. Цели Дирекции СОГУР:

2.1. Основными целями Дирекции СОГУР являются:

.1.1. обеспечение эффективной реализации инвестиционных программ и проектов по капитальному строительству, реконструкции, расширению, техническому перевооружению объектов газотранспортной системы в границах ответственности ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург», за счет инвестиционных средств ОАО «Газпром», собственных средств, выполнение условий заключенных подрядных договоров, в том числе в сфере строительства объектов жилищного и социального назначения;

.1.2. строительство новых объектов, реконструкция, расширение, техническое перевооружение действующих объектов и (или) сооружений;

  1. повышение эффективности капитальных вложений, а также сокращение продолжительности инвестиционного цикла;
  2. обеспечение эффективности проектных решений на основе широкого применение прогрессивных технологий, оборудования, материалов и конструкций, передовых методов организации производства, труда и управления, соответствующих новейшим достижениям науки и техники;

2.1.5.обеспечение совместно с другими участниками инвестиционного процесса выполнения заданий по вводу в действие производственных мощностей и объектов в обоснованные сроки;

2.1.6.в области охраны труда и промышленной безопасности являются:

- обеспечение надежной и безопасной эксплуатации производственных объектов в соответствии с законодательством РФ, действующими нормами и правилами;

  • обеспечение работникам здоровых и безопасных условий труда;
  • обеспечение пожарной безопасности эксплуатируемых объектов;
  • обеспечение безопасности дорожного движения;

- выполнение лицензионных требований по осуществляемым видам деятельности.

3. Функции Дирекции СОГУР:

3.1.Основными функциями Дирекции СОГУР является выполнение функции заказчика - застройщика и генерального подрядчика при капитальном строительстве, реконструкции, расширении, техническом перевооружении объектов в соответствии с действующими законодательством РФ и настоящим положением.

3.2.В рамках данной функции Дирекции СОГУР осуществляет:

.2.1. На стадии планирования:

  1. участие в обосновании инвестиционных проектов по капитальному строительству, реконструкции, расширению, техническому перевооружению объектов;
  2. организация и участие в составлении ходатайств (Деклараций) о намерениях с определением потребности в строительстве новых производственных мощностей и культурно-бытовых сооружений, заданий на разработку обоснований инвестиций в строительство и заданий на проектирование объектов, предоставление их на утверждение руководству ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» или ОАО «Газпром»;
  3. участие в перспективном планировании технического перевооружения, модернизации и реконструкции объектов ГТС Общества;
  4. участие в планировании социально-экономического развития Общества;
  5. организация перспективного и текущего планирования инвестиционных проектов;
  6. планирование финансирования объектов капитального строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения объектов;
  7. планирование комплектации объектов совместно с УМТСиК;
  8. участие в планировании проведения конкурсов по объектам капитального строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения объектов.

3.2.2. На стадии подготовки объектов строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения:

3.2.2.1.организация договорной работы, заключение и ведение договоров на сбор исходных данных, изыскания, проектирование, строительного подряда, авторского надзора, технического надзора, на пусконаладочные работы, на выполнение других работ и оказание услуг, необходимых для реализации инвестиционных проектов;

  1. обеспечение и организация сбора исходных данных для проектирования, проведения изысканий, проектирования объектов, разработки проектно-сметной документации;
  2. обеспечение необходимых согласований, прохождения государственных и ведомственных экспертиз и утверждения в установленном порядке проектно-сметной документации;
  3. обеспечение разработки и согласования пакета разрешительной документации;
  4. обеспечение своевременного оформления отвода земельного участка под строительство объекта, оформление лесорубочных билетов на расчистку полосы отвода под строительство объектов;
  5. участие в экспертизе технико-экономических обоснований проектов, рабочих проектов;
  6. участие в конкурсном отборе исполнителей работ посредством участия в оценке и экспертизе оферт, выдаче заключений и отзывов о

работе подрядных организаций по итогам выполнения работ по заключенным на конкурсной основе договорам.

.2.3. На стадии реализации инвестиционных проектов:

  1. получение в надзорных органах разрешения на строительство объектов;
  2. регистрация в органах государственного надзора экспертизы промышленной безопасности и регистрация строительства опасного объекта;
  3. обеспечение авторского технического надзора в строительстве, координация ведения технического надзора в филиалах ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург»;
  4. управление реализацией инвестиционных проектов, координация деятельности участников проектов (проектных организаций, подрядных строительных организаций, производственных подразделений и филиалов Общества и других организаций, участвующих в реализации);
  5. обеспечение и контроль выполнения календарных планов и графиков выполнения работ на объектах строительства и реконструкции;
  6. контроль обеспечения объектов строительства и реконструкции оборудованием, а также материалами, поставка которых возложена на заказчика;
  7. приемка выполненных объемов проектно-изыскательских, строительно-монтажных, пуско-наладочных, шеф-монтажных работ, работ по авторскому и техническому надзорам, работ по другим договорам, ведение которых закреплено за Дирекцией;
  8. обеспечение устранения замечаний надзорных органов;
  9. организация финансирования и оплаты выполненных работ по объектам, подготовка ежемесячной заявки в Управление планирования инвестиций Департамента капитального строительства и транспорта по включению в список для оплаты затрат по капитальному строительству объектов плана капитальных вложений текущего года и погашения кредиторской задолженности прошлых лет с предоставлением материалов в ОАО «Газпром» и учет прохождения оплаты;
  10. обеспечение подготовки необходимых документов для своевременного ввода новых объектов в эксплуатацию и передачи их на баланс инвестору:
  11. подготовка проектов приказов о назначении комиссий по приёмке объектов законченных строительством и реконструкцией;
  12. контроль организации работы рабочих и приемочных комиссий, в части обеспечения своевременного ввода объектов в эксплуатацию, по мере готовности объекта к приемке;
  13. контроль устранения замечаний и недоделок, выявленных рабочей комиссией;
  14. получения разрешений на ввод объектов в эксплуатацию;
  15. предоставление оформленных актов приемки на утверждение руководству ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» за счет собственных средств Общества, а по договору на реализацию инвестиционных проектов на утверждение руководству ОАО «Газпром»;
  16. организация и проведение работ по технической инвентаризации вводимых в эксплуатацию объектов недвижимости;
  17. обеспечение регистрации введенных в эксплуатацию объектов (по заявке).

3.2.4.В области учета и отчетности:

  1. учет освоения и финансирования капитальных вложений по объектам строительства и реконструкции;
  2. учет объемов незавершенного строительства, контроль выполнения заданий по снижению незавершенного строительства и выполнением плановых заданий по вводу мощностей в эксплуатацию;
  3. учет НДС по объектам капитального строительства и реконструкции, обеспечение подготовки необходимых первичных документов по НДС и их представление в Бухгалтерию Общества;

3.2.4.4. осуществление сводного учета земель постоянного и временного пользования, контроль своевременности уплаты арендной платы за земли, находящиеся во временном пользовании;

  1. составление установленной оперативной и статистической отчетности по капитальному строительству и реконструкции с предоставлением материалов в вышестоящую организацию и государственные органы статистики;
  2. составление и защита отчетов по капитальному строительству и реконструкции;
  3. подготовка материалов на списание затрат по проектно-изыскательским, строительно-монтажным, пуско-наладочным, шеф-монтажным работам, на консервацию объектов, по передаче (приемке) капитальных вложений на долевое участие в строительстве объектов;

прочие функции.

В рамках одной из своих функций ДСОГУР обеспечивает проведение экспертизы сметной документации, составленной различными методами, согласно заданию на проектирование.

Далее рассмотрим методы составления сметной документации на капитальное строительство.

2. Методы составления сметной документации

За последнее время произошли существенные изменения в системе ценообразования и оценки стоимости инвестиционно-строительных проектов. Это связано со многими причинами, основные из которых раскрыл засл. строитель РФ, академик МАИЭС В.К. Иванец в своей статье «Ценообразование и определение стоимости инвестиционно - строительных проектов: состояние, опыт и пути совершенствования», это:

-постепенный переход на рыночные методы хозяйствования;

-изменение источников финансирования инвестиционных проектов - переход от преимущественно централизованных к внебюджетным инвестициям;

изменение форм собственности и функций участников инвестиционного процесса;

появление новых форм и методов взаимодействия заказчиков и подрядчиков проектов на основе договорных цен;

развитие методов и форм заключения договоров и контрактов на основе подрядных торгов;

необходимость определения стоимости строительства объектов на предпроектной стадии в составе инвесторских смет и тендерных предложений;

необходимость оценки стоимости элементов проекта с различной степенью агрегирования строительной продукции для планирования и мониторинга хода работ по объекту в разрезе укрупненных видов работ и соответствующих исполнителей;

появление новых форм и методов оценки себестоимости строительно-монтажных работ;

децентрализация разработки сметной и производственной нормативных баз для расчетов потребности и стоимости всех видов ресурсов;

нормирование накладных расходов, сметной прибыли и прочих затрат в зависимости от видов инвестиционных проектов и источников их финансирования.

особенности определения стоимости строительства и расчетов за выполненные работы по объектам федерального, муниципального и другого назначения.

Сметная стоимость - сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства в соответствии с проектными материалами. Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные и др.) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом.

Сметы (расчеты) инвестора и подрядчика могут составляться различными методами, выбор которых производится в каждом конкретном случае в зависимости от условий строительства, складывающихся договорных отношений и общей экономической ситуации. Рассмотрим несколько методов составления сметной документации:

2.1 Базисный метод

Базисный метод - метод составления сметной документации на основе существующей сметно-нормативной базы 2001 г., разработанной Госстроем России.

Сметно-нормативная база 2001 г. включает в себя следующие нормативные документы:

  1. ГЭСН - государственные элементные сметные нормы, разрабатывает только Госстрой России, действуют для всех регионов России (выпущены и утверждены в полном объеме). Служат основанием для составления ТЕР.
  2. Сборники единичных расценок (ЕР) по своему назначению подразделяются на:

Федеральные, Территориальные, Отраслевые.

Они разрабатываются в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года, введены в действие с 1 января 2001 года.

) ФЕР - Федеральные единичные расценки. Составляются в уровне цен для базового района страны (Москвы и Московской области), утверждаются и вводятся в действие Госстроем России. (Применяются для укрупненных расценок. Московская область делает и ТЕР и ФЕР для себя).

) ТЕР - территориальные единичные расценки, утверждаются и вводятся в действие администрациями субъектов РФ, служат основанием для составления сметной документации на строительство, осуществляемое в соответствующих административно - территориальных регионах страны. Разрабатываются Региональными центрами (РЦ) на местах.

) ОЕР - отраслевые единичные расценки на специализированные строительные работы (газопроводы, связь, энергетика и т.д.). Согласовываются Госстроем России и утверждаются Министерствами или др. Федеральными органами.

Основой для разработки ТЕР являются:

  1. Государственные элементные нормы (ГЭСН)
  2. Территориальные сборники сметных цен на материалы, изделия и конструкции в уровне цен по состоянию на 01.01.2000 г.

Основой для их разработки являются следующие исходные данные:

  • отпускные цены поставщиков материальных ресурсов в соответствующей административно-территориальной единице страны по состоянию на 1 января 2000 г.;
  • территориальные сборники сметных цен для перевозки грузов для строительства;
  • стоимость услуг снабженческих организаций;
  • заготовительно-складские расходы.
  • Структура сборников сметных цен на материалы, вводимых с 1.01.2001 г.:
  • Они состоят из пяти частей:
  • Часть 1 «Материалы для общестроительных работ»,
  • Часть 2 «Строительные конструкции и изделия»,
  • Часть 3 «Материалы и изделия для санитарно-технических работ»
  • Часть 4 «Бетонные, железобетонные и керамические изделия. Нерудные материалы. Товарные бетоны и растворы»,
  • Часть 5 «Материалы, изделия и конструкции для монтажных и специальных строительных работ».
  • Сметная цена на строительные материалы формируется на основе следующих затрат:
  • отпускной цены (с учетом тары, упаковки и реквизита);
  • наценки (надбавки) снабженческо-сбытовых организаций;
  • таможенных пошлин и сборов;
  • стоимости транспортировки до приобъектного склада;
  • заготовительно-складских расходов.
  • 3. Территориальные сборники сметных цен на эксплуатацию строительных машин в уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.
  • 4. Уровень оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов по данным государственной статистической отчетности в строительстве региональных органов за 4 кв. 1999 года.
  • Единичные расценки могут быть закрытыми и открытыми. Закрытыми называются такие единичные расценки, в которые включена стоимость всех материалов, а открытыми - в которых не учтена стоимость материальных ресурсов. Решение о разработке открытых или закрытых единичных расценок принимается Разработчиком по согласованию с Заказчиком.
  • МВК (Межведомственные комиссии при администрации на местах) осуществляют контроль за ходом работ, связанных со сбором, анализом и обработкой исходных данных для разработки территориальных сборников сметных цен на материалы, изделия и конструкции, на эксплуатацию строительных машин, а также ТЕР.
  • 2.2 Базисно-индексный метод
  • Базисно-индексный метод определения стоимости строительства основан на использовании системы текущих и прогнозных индексов по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне цен.
  • На различных стадиях инвестиционного процесса для определения стоимости в текущем (прогнозном) уровне цен используется система текущих и прогнозных индексов.
  • Для пересчета базисной стоимости в текущие (прогнозные) цены могут применяться индексы: к статьям прямых затрат (на комплекс или по видам строительно-монтажных работ); к итогам прямых затрат или полной сметной стоимости (по видам строительно-монтажных работ, а также по отраслям народного хозяйства).
  • Индекс состоит из целых чисел и двух знаков после запятой.
  • Для привязки единичных расценок к местным условиям строительства допускается разработка и применение территориальных коэффициентов к федеральным единичным расценкам (ФЕР-2001).
  • Приведение в уровень текущих (прогнозных) цен производится путем перемножения элементов затрат или итогов базисной стоимости на соответствующий индекс с последующим суммированием итогов по соответствующим графам сметного документа, при этом для пересчета стоимости эксплуатации машин в соответствующий уровень цен рекомендуется применять индекс на эксплуатацию машин, а к оплате труда механизаторов, входящей в стоимость эксплуатации машин, - индекс на оплату труда.
  • При разработке сметной документации базисно - индексным методом допускается составление локальных смет в базовом уровне цен, но объектные сметы и сводные сметные расчеты стоимости строительства должны составляться в текущем уровне цен.
  • 2.3 Ресурсный метод
  • При ресурсном методе определения стоимости осуществляется калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения. Калькулирование ведется на основе выраженной в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях, данных о расстояниях и способах их доставки на место строительства, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и их состава, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы выделяются из состава проектных материалов, различных нормативных и других источников.
  • При составлении сметных расчетов ресурсным методом используются государственные элементные сметные нормы (ГЭСН).
  • В состав затрат ГЭСН входят:
  • а) Затраты труда рабочих, занятых на основном производстве, погрузо-разгрузочных работах в пределах стройплощадки и внутрипостроечном транспорте.
  • Затраты труда в сборниках ГЭСН определяются на основании:
  • типовых технологических карт трудовых процессов;
  • проектов производства работ;
  • действующей нормативной базы по труду (ЕниРы), имеющей справочный характер;
  • дифференцированных поправочных коэффициентов к затратам труда, приведенных в СниП-91.
  • б) Потребность в строительных машинах и механизмах.
  • Нормы машинного времени принимаются в ГЭСН на основании потребности в эксплуатации:
  • основных машин;
  • машин, входящих в состав комплекта, использование которых зависит от ведущей машины;
  • машин, обслуживающих одновременно один или несколько технологических процессов;
  • норм машинного времени, приведенных в СниП-91;
  • дифференцированных поправочных коэффициентов.

в) Расход материалов, изделий и конструкций.

Потребность в строительных материалах, изделиях и конструкциях в ГЭСН определяется на основании сборников нормативных показателей расхода материалов на основные виды строительных и монтажных работ.

При отсутствии на отдельные виды работ норм расхода строительных материалов их потребное количество определяется по рабочим чертежам или местным нормам.

При применении новых отечественных или импортных материалов их потребность определяется в соответствии с технологическими картами производства работ.

Потребность в прочих материалах принимается в размере до 5% от стоимости основных материалов, изделий и конструкций.

2.4 Ресурсно-индексный метод

Ресурсно-индексный метод предусматривает сочетание ресурсного метода с системой индексов на ресурсы, используемые в строительстве.

2.5 Сравнительная характеристика базисно-индексного и ресурсного методов

Базисно-индексный методРесурсный методОпределение: Сметная стоимость определяется на основании действующей сметно-нормативной базы 2001 г., разработанной Госстроем России, по сборникам ТЕР, ФЕР с пересчетом в текущий уровень цен по индексам инфляции к полной сметной стоимости строительно-монтажных работ или по элементам затрат (к ОЗП, ЭММ, Материалам).Определение: Сметная стоимость определяется путем калькулирования в текущих ценах и тарифах ресурсов, необходимых для реализации проектного решения. К ресурсам относятся: затраты труда рабочих основного производства и механизаторов; время эксплуатации строительных машин и механизмов; материалы, изделия, конструкции, энергоносители на технологические нужды).Особенности метода:Особенности метода:1.В основе принцип усреднения, но погрешность в целом незначительная. (Точность данного метода обеспечивается нормами и расценками, которые разрабатываются на основе хронометражных наблюдений с учетом конкретных материальных ресурсов, машин и механизмов, соответствующих данному технологическому процессу. Индекс инфляции разрабатывается РЦ на основе мониторинга цен огромной номенклатуры ресурсов с учетом основных региональных поставщиков).1.В основе, по мнению специалистов, более точный счет (хотя вопрос спорный: на момент составления смет зачастую неизвестен поставщик материальных ресурсов, приходится пользоваться прайс-листами в интернете; из тысячи аналогичных наименований, но со значительной разницей в стоимости, сметчику сложно идентифицировать ресурсы по маркам, Гостам, классам, сортаментам и т.д. Да и подрядчик может принести любой счет или выбрать более дорогой материал из перечня Показателей РЦ).2. Применим для объектов с любым сроком строительства. Документация не устаревает со временем. К базе 2001 г. применяется индекс инфляции на текущий момент.2. Оптимален при составлении смет на объекты со сроком строительства до 1 года (если нет высокого темпа инфляции). Иначе документация устаревает. Приходится применять к данной документации индекс инфляции, что фактически дублирует базисно-индексный метод, либо давать задание институту на пересчет сметной документации в текущие цены с учетом фактического выполнения, что ведет к удорожанию проектно-изыскательских работ (по разделу разработки смет) в среднем на 20%.3. Менее трудоемкий и наиболее экономичный метод разработки сметной документации.3. Более трудоемкий и дорогостоящий метод составления сметной документации (удорожание в среднем на 20% по составлению смет; в проектных институтах должна быть группа по мониторингу цен, которая оперативно отслеживала бы изменение цен на материальные и др. ресурсы, соответствующие компьютерные программы, Интернет. Затруднение у сметчиков вызывает необходимость проставлять цены на тысячи материальных ресурсов основного и вспомогательного назначения. В ресурсных сметах затруднен учет повышенных тарифных ставок при выполнении работ с тяжелыми и вредными условиями труда, потому что приходится выделять долю таких работ, как по отдельным позициям сметы, так и в целом. Немало сложностей и при расчете среднего разряда работ по смете (или разделу), а также расчет оплаты труда машинистов через затраты труда.).4. Сметная документация, составленная данным методом легко проверяемая по расценкам сборников. Региональные индексы инфляции держат Подрядчиков в соответствующих рамках, не давая до бесконечности «раздувать» смету.4. Трудоемкость проверки сметной документации и принятия актов выполненных работ в соответствии огромным количеством счетов поставщиков и подтверждающих бухгалтерских справок и документов.5. Сметная стоимость строительства объектов ниже, чем при составлении ресурсным методом.5. Ведет к удорожанию сметной стоимости строительства (от 10% и выше).6. Сокращает срок разработки ПСД6. Увеличивает срок разработки ПСД7. Объем сметной документации небольшой7. Объем сметной документации возрастает в несколько раз (требует дополнительных площадей в архиве)8. Не требует большого количества исходных данных от Заказчика8. Институт запрашивает у Заказчика большое количество исходных данных: опросные листы по стоимости материалов, стоимости машино-часов по машинам и механизмам; согласованный расчет по заработной плате; перечень машин и механизмов, которые будут использованы при строительстве данного объекта; согласованные транспортные схемы по доставке материалов от поставщиков и т.д., что также ведет увеличению срока разработки ПСД.Вывод: Составление смет базисно-индексным методом в сметно-нормативной базе 2001 г., разработанной Госстроем, остается приоритетным во всех регионах России.Вывод: Учитывая, что ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» является структурным подразделением ОАО «Газпром» ресурсный метод обязателен для составления сметной документации инвестиционных строек ОАО «Газпром» (Требование Департамента инвестиций и строительства). Для строек, финансируемых из собственных источников, есть альтернатива составления сметной документации ресурсным или базисно-индексным методом.сметный цена материал автоматизация

3. Автоматизация выпуска смет

При выпуске и обработке сметной документации рекомендуется максимально использовать вычислительную технику и программные средства.

Применение указанных средств позволяет:

автоматизировать выпуск и экспертизу сметной документации, а также оформление первичной учетной документации, применяемой в строительстве для расчетов за выполненные работы;

использовать различные методы определения стоимости строительства (ресурсный, базисно-индексный, ресурсно-индексный и др.);

обеспечивать контроль за расходованием денежных средств и списанием материальных ресурсов и др.;

автоматизировать составление федеральных и территориальных сборников расценок.

Наше предприятие работает с программным средством «Гранд Смета».

Данная программа имеет сертификат Госстроя России, полностью соответствует всем требованиям составления сметной документации.

Особое внимание хочется обратить на следующие особенности программы:

Функциональность: полностью автоматизированы все основные виды расчетов проектно-сметной документации. А гибкая настройка программы позволяет учесть особенности работы на конкретном предприятии.

Технологичность: программа отличается простотой и наглядностью. Построение программы в максимальной степени соответствует порядку повседневной работы сметчика, дает ему в руки удобный и эффективный инструмент для выполнения привычных действий.

Развитие: оперативное пополнение сметно-нормативных баз. Реализация требований новых нормативных документов по ценообразованию в строительстве. Бесплатная доработка программы в соответствии с требованиями заказчика в течение срока действия договора.

Сервис: квалифицированное внедрение программного комплекса и его непрерывное обслуживание в течение всего срока эксплуатации. Проведение бесплатных семинаров для пользователей программным комплексом.

Кроме того, разработчики программы «Гранд Смета» позаботились о выпуске прикладной информационной системы «Гранд СтройИнфо». В «Гранд СтройИнфо» полнота набора документов сочетается с их тщательным отбором, направленным, прежде всего, на освещение практических вопросов по ценообразованию в строительстве. Удобные функции сортировки документов и поиска в них необходимой информации делают данную систему личной электронной библиотекой сметчика.

Заключение

Ценообразование - ключевой инструмент в любом экономическом механизме.

В момент перехода к рынку участники строительства не имели методических и нормативных документов по сметному ценообразованию, позволяющих работать в новых условиях. За последние 15 лет книги по сметным вопросам издавались очень редко, можно сказать вообще не выходили, хотя попыток реорганизации сметного дела и даже экономики строительства в целом с помощью сметных нормативов было немало.

В начальной фазе перехода к рынку появились теории о том, что при рыночных отношениях сметы вообще не будут нужны. Рынок и только рынок, соотношение спроса и предложений будут определять стоимость строительства зданий и сооружений. Но практика показала, что там, где стоимость строительства определялась произвольно, так сказать «рыночным путем», - там впоследствии имели место споры и выяснение отношений, строительство объектов зачастую так и не было закончено, а стороны до сих пор имеют претензии друг к другу. Там же, где руководствовались принципом «счет дружбы не портит» и, прежде чем договариваться, обе стороны занимались скрупулезными подсчетами на основе сметных расчетов, там, как правило, строительство доводилось до конца. И на сегодня в подавляющем большинстве случаев стоимость строительства, реконструкции или капитального ремонта определяется на основе смет и сметных расчетов. И не случайно, сметчики на биржу труда долго не ходят, им практически сразу находят работу с надежно оплачиваемым заработком. Ведь они умеют деньги считать.

Проблема ценообразования в строительстве актуальна и по сей день. Работа по разработке территориальных сборников, отраслевых (ведомственных) ценников, а также методических указаний и рекомендаций, вестников и консультаций по сметному делу продолжается.

Для решения поставленных задач нужны квалифицированные кадры.

Вопрос подготовки и переподготовки кадров очень серьезный. Это все поняли при переходе на новую сметно-нормативную базу, когда в ЦНИИЭУС Госстроя России и в Региональных центрах остались буквально единицы квалифицированных специалистов, способных заниматься разработкой сборников на основе новых проектных решений и технологий, которые требуют детального изучения для правильного нормирования.

Поэтому курсы повышения квалификации специалистов строительного комплекса в области ценообразования и сметного нормирования, проводимые ОАО «Газпром» и Госстроем на качественно новом уровне очень актуальны.

Список литературы

1. МДС 81-35.2004 «Методика определения строительной продукции на территории Российской Федерации», Госстрой России;

. Методическое пособие по определению сметной стоимости строительства на основе территориальной сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве ТСНБ-2001 г., г. Челябинск. 2005 г.;

. Резниченко В.С., Ленинцев Н.Н «Системные подходы к определению цен и управление стоимостью в строительстве. Справочное пособие с методиками и примерами расчетов», Москва 2004 г.;

. Под общей редакцией П.В. Горячкина «Составление смет в строительстве на основе сметно-нормативной базы 2001 года. Практическое пособие», Москва 2003 г.

Похожие работы на - Методы составления сметной документации на капитальное строительство

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!