Технико-экономическая оценка уровня организации строительства автомобильных дорог

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,96 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Технико-экономическая оценка уровня организации строительства автомобильных дорог

Введение

В данной работе рассматривается технико-экономическая оценка уровня организации работ в автодорожном строительстве.

Успешное строительство каждой автомобильной дороги во многом зависит от качества организации работ, от того, насколько рационально будут использованы рабочие, машины, транспорт.

Структура специализированных подразделений, выбор средств механизации для их оснащения, порядок взаимодействия, система поставок материалов, обеспечение транспортом и другие организационные факторы комплексно влияют на сроки, качество и стоимость строительства.

В настоящее время еще не разработаны методы объективной комплексной оценки качества организационной работы и нет единого показателя, с помощью которого можно было бы дать исчерпывающую оценку уровня организации работ.

В ходе работы будут рассмотрены наиболее распространённые показатели, используемые при оценке технико-экономического уровня организации строительства автомобильных дорог:

1.       показатели продолжительности строительства

2.       показатели себестоимости

.         показатели ритмичности работ

.         показатели, оценивающие уровень механизации, автоматизации работ, энерговооружённости труда и т.п.

.         показатели производительности труда и пути их повышения

.         показатели использования основных производственных фондов и основные направления улучшения использования основных фондов

1. Продолжительность строительства автомобильных дорог

Продолжительность строительства автомобильной дороги и сроки ввода ее в постоянную эксплуатацию одновременно на всем протяжении или раздельно по участкам устанавливают, исходя из общих задач развития народного хозяйства данной области (района, республики) или из потребностей отдельных крупных объектов (рудника, ГЭС и т.п.), для обслуживания которых предназначена дорога.

С целью предупреждения распыления средств и удорожания работ, неизбежных при затяжных сроках производства работ, а также для уменьшения ущерба, наносимого народному хозяйству отсутствием благоустроенных дорог, установлены нормы продолжительности строительства автомобильных дорог общей сети, сооружаемых за счет государственных капитальных вложений.

Для автомобильных дорог, строящихся в особо сложных условиях, продолжительность строительства в каждом частном случае определяется проектом организации строительства.

К таким условиям относят строительство дорог:

Ø  в I климатической зоне;

Ø  в заболоченной местности с протяжением участков на болотах более 25% от общей протяженности дороги;

Ø  в горной местности со средним профильным объемом земляных работ на 1 км свыше 70 тыс. м3 для дорог II категории, 50 тыс. м3-• III категории, 40 тыс. м3 - IV категории и 30 тыс. м3 - V категории;

Ø  I технической категории;

Ø  в пределах городов (с учетом застройки прилегающей территории).

Капитальные вложения по годам строительства распределяют таким образом, чтобы обеспечить реальную возможность дорожно-строительным организациям своевременно произвести все подготовительные работы. Для всех объектов, имеющих нормативный срок строительства 24 месяца и выше, капитальные вложения распределены на период на один год больше срока строительства. Причем на первый год строительства выделяют для выполнения подготовительных работ и разворот основных работ всего 10% от сметной стоимости объекта.

Снижены против средних значений также капиталовложения последнего года строительства. Такое распределение принято для того, чтобы дать возможность строителям без привлечения дополнительных ресурсов закончить все работы и сдать дорогу в постоянную эксплуатацию не позже конца III или в крайнем случае в начале IV квартала. Одновременно должны быть развернуты работы на новом объекте.

Увеличение продолжительности строительства сверх установленных норм недопустимо. Сокращение продолжительности строительства, при отсутствии избыточных ресурсов, свидетельствует о высоком уровне организации работ, хорошем использовании рабочих кадров и средств механизации и положительно характеризует деятельность дорожно-строительной организации.

При наличии в районе будущего строительства территориальной дорожно-строительной организации, которой намечено поручить строительство новой дороги, сроки строительства часто определяют, исходя из ее производственных возможностей. Объемы работ, подлежащие выполнению наличным парком строительных и транспортных машин, а также сроки их окончания рассчитывают, предусматривая выполнение всеми машинами годовых директивных норм.

Определенная подобным образом продолжительность строительства не должна превышать нормативную. Если же она окажется больше, то строительной организации выделяют дополнительные материально-технические ресурсы, обеспечивающие окончание строительства в нормативные сроки.

2. Сметная стоимость, плановая и фактическая себестоимости строительства автомобильных дорог. Ритмичность производственного процесса

автомобильный дорога сметный себестоимость

При определении экономических показателей строительства различают: сметную стоимость объекта, плановую и фактическую себестоимости строительно-монтажных работ.

Сметной стоимостью строительного объекта называют выраженный в денежной форме лимит затрат, определенный на основании проектных материалов, сметных норм и цен, учитывающих усредненные условия и методы строительства. В сметную стоимость включают все затраты, необходимые для строительства дороги (на строительно-монтажные работы, на изыскание и составление проекта, на приобретение и монтаж оборудования и т.д.).

Сметная документация позволяет контролировать правильность расходования средств на различные виды работ и затрат, а также служит основой для экономического анализа результатов деятельности дорожно-строительных организаций. Основную часть сметной стоимости (в большинстве случаев около 90%) составляют затраты на строительно-монтажные работы.

Сметная стоимость дорожного строительства зависит от многих факторов: технической категории строящейся дороги, рельефа местности, почвенно-грунтовых и гидрологических условий, географического района строительства, обеспечения его местными дорожно-строительными материалами и т.д.

Средняя сметная стоимость 1 км автомобильной дороги колеблется в весьма широких пределах.

Плановая себестоимость строительно-монтажных работ ниже их сметной стоимости. При ее определении исходят из максимального использования конкретных условий каждого строительства, не учитываемых средними сметными нормами. Плановую себестоимость строительно-монтажных работ Сп определяют из уравнения

СПСМНСД.3,

где См - сметная стоимость строительно-монтажных работ; Пн - плановые накопления, предусмотренные сметой; Пс - снижение себестоимости строительно-монтажных работ, предусмотренное планом организационно-технических мероприятий; Кд.3 - компенсация, выплачиваемая подрядным дорожно-строительным организациям за дополнительные затраты, не учтенные сметой.

Плановая себестоимость характеризует качество проекта производства работ и плана организационно-технических мероприятий. Чем ниже плановая себестоимость (по сравнению со сметной стоимостью), тем тщательнее разработаны организационные мероприятия и полнее вскрыты внутренние резервы производства. Для каждого объекта плановое снижение себестоимости строительства устанавливают ежегодно, учитывая все его конкретные особенности.

Фактическая себестоимость равна сумме действительных затрат строительной организации на строительство данного объекта. Ее определяют после окончания строительства. Фактическая себестоимость характеризует качество оперативного руководства; строительством и выполнения проектов организации и производства работ. При точном выполнении этих проектов она равна плановой. Снижение ее против плановой свидетельствует об улучшении организации работ в ходе строительства и умелом использовании внутренних резервов, а повышение - о невыполнении всех намеченных мероприятий и о наличии недостатков в оперативном управлении строительством.

Снижение стоимости строительства является одной из главных задач строителей автомобильных дорог. Ее решают одновременно в двух направлениях. Проектные организации изыскивают возможности снижения сметной стоимости объекта, строительные организации стремятся снизить себестоимость строительно-монтажных работ (а соответственно транспортных и заготовительных работ).

Снижение сметной стоимости может быть получено за счет рационального проложения трассы, разработки в проекте наиболее экономичных конструкций с использованием местных или привозных, но дешевых материалов.

Снижение себестоимости строительства проводят в плановом порядке, предусматривая с этой целью ряд мероприятий в проектах производства работ. Значительное снижение себестоимости работ может быть достигнуто также в процессе оперативного управления строительством за счет внедрения различных рационализаторских предложений, и др.

Ещё один путь сокращения затрат - повышение ритмичности производства. В производственных подразделениях достаточная для практических целей точность может быть получена при учете равномерности производства работ по неделям и декадам.

Наиболее благоприятными для ритмичного обеспечения равномерного процесса являются условия машинного фабрично-заводского производства, протекающего в закрытых цехах, имеющего стабильную технологию и более или менее неизменные качественные показатели исходных материалов.

Значительно хуже условия работ на дорожном строительстве, осуществляемом на открытом воздухе. Здесь технология работ, удобообрабатываемость и удобоукладываемость применяемых материалов существенно зависят от воздействия окружающей среды (температуры воздуха, солнечной радиации, атмосферных осадков и т.п.). Характер и интенсивность этого воздействия весьма существенно меняются в зависимости от времени года и погоды.

При неравномерном распределении видов и объемов работ по сезонам года обеспечить высокий годовой коэффициент ритмичности дорожного строительства обычно не удается. Особенно значительными оказываются колебания расчетной равномерности строительства при использовании стоимостных оценок выполняемых работ. Стоимость работ существенно зависит от их структуры и применяемых материалов и в то же время недостаточно характеризует затраты труда. Между тем в условиях дорожного строительства равномерное и непрерывное эффективное использование трудовых и материально-технических ресурсов имеет первостепенное значение.

Исходя из этих положений, можно использовать для более полюй оценки равномерности дорожного строительства три показателя, определяемые по формуле а) годовой показатель равномерности выпуска строительной продукции; б) сезонные показатели равномерности выпуска строительной продукции (раздельно для летнего и зимнего периодов); в) годовые показатели равномерности использования рабочих кадров, строительных машин и транспорта.

Годовые и сезонные показатели равномерности определяют так, как показано выше, используя физические или стоимостные оценки объемов выполняемых работ.

Годовые, показатели обычно значительно отклоняются в меньшую сторону от единицы (имеют значения порядка 0,6-0,8). Однако считать такие значения неизбежными не следует и при проектировании организации работ всегда необходимо тщательно изучать и использовать все возможности максимального повышения уровня равномерности выпуска продукции.

Сезонные показатели равномерности выпуска строительной продукции (особенно при расчетах в физических единицах) при Хорошей организации работ близки к единице (порядка 0,9-1,0).

Показателем количественного использования трудовых ресурсов служит сумма чел.-дн., затраченных на выполнение работ. Качество использования характеризуется показателем коллективной производительности труда, который определяется как отношение расчетного количества потребных чел.-дн. к фактически затраченным. Это отношение не должно быть меньше единицы.

При проведении подобных расчетов следует учитывать, что использование трудовых ресурсов оценить по общей сумме затраченных рабочими всех профессий человеко-дней можно только приближенно. В настоящее время на дорожном строительстве трудятся рабочие высокой квалификации, в большинстве случаев механизаторы - водители и машинисты различных строительных и транспортных машин. Использовать их на любых работах нельзя и поэтому обобщение затрат труда рабочими различных профессий не дает возможности вскрыть неравномерность их использования в пределах каждой специальности. Для обеспечения точного учета использования специалистов по профессиям следовало бы дополнять общий показатель равномерности частными коэффициентами, учитывающими равномерность производственной загрузки рабочих кадров по каждой профессии в отдельности. Но, несмотря на правильность этого положения, оно не может быть рекомендовано для практического применения по следующим соображениям:

1.       большое число дополнительных показателей требует большой вычислительной работы и, главное, затрудняет их практическое использование;

2.       в связи с изменением технологии ряда дорожно-строительных работ в различные периоды года, а также невозможностью осуществлять некоторые виды работ зимой рабочие отдельных профессий не могут быть использованы равномерно в течение года;

.         в стабильном, хорошо организованном коллективе строителей-дорожников обычно каждый рабочий владеет 2-3 смежными специальностями, что дает ему возможность эффективно трудиться в течение всего года.

Поэтому частные коэффициенты равномерности следует определять не по каждой профессии в отдельности, а обобщенно, по группам профессий.

В современных условиях, характеризующихся высоким уровнем механизации работ, необходимо давать также оценку равномерности использования дорожно-строительных и транспортных машин и соответствующего обеспечения равномерности механовооруженности и энерговооруженности труди в различные времена года.

Наиболее правильно было бы определять коэффициент ритмичности для каждого отдельного вида машин (аналогично определению частного коэффициента ритмичности использования трудовых ресурсов по профессиям рабочих) по количеству отработанных (или планируемых) машино-смен. Но таким образом можно производить вычисление в том случае, когда на объектах используется ограниченное число типов машин. Так, например, следует определять коэффициент равномерности использования автомобилей в автохозяйствах, имеющих в эксплуатации преимущественно однотипные машины.

При большом количестве и разнообразии машин определение равномерности их использования по количеству машино-смен можно условно заменять определением равномерности суммарных энергозатрат. Вычисленный по этим данным показатель ритмичности суммарных энергозатрат свидетельствует о том, насколько стабилен на данном строительстве уровень энерговооруженности труда.

Часть строительных машин по своим конструктивным особенностям не может применяться на зимних работах (например, автогудронаторы, дорожные фрезы и т.д.). Поэтому даже при хорошем использовании других машин уровень суммарных энергозатрат в зимних условиях обычно ниже летнего уровня на величину, определяемую количеством и мощностью машин, не приспособленных для работы при отрицательных температурах. Большое снижение свидетельствует не только о выводе из работы машин, которые не могут найти применение в зимних условиях, но и о простое других машин из-за плохой организации работ.

3. Уровень механизации и автоматизации, механовооруженность и энерговооруженность

Уровень механизации Ум (в%) принято определять отношением объемов работ, выполненных машинами, к их общему объему;


где QM - объем механизированных работ, в физических единицах измерений (м3, пог. м, т и т.д.) или в стоимостном выражении (руб.); Q - объем всех работ в тех же единицах измерения.

В физических единицах измерения эта формула позволяет определять уровень механизации только по отдельным видам работ, например, по. земляным работам, по заготовке камня, укладке асфальтобетонной смеси. Для определения общего уровня механизации всего строительства или какого-либо комплекса различных видов работ численные значения объемов работ, характеризующихся различными единицами измерений, заменяют их стоимостными выражениями. Тогда QM - стоимость механизированных работ; Q - стоимость всех работ.

На дорожном строительстве наиболее высокие (близкие к 100%) показатели уровня механизации достигнуты на земляных работах, приготовлении цементобетонных и битумоминеральных смесей, постройке асфальтобетонных и цементобетонных покрытий, добыче и переработке камня. В то же время полностью не механизированы работы по устройству покрытий из мелких штучных материалов: булыжника, каменной шашки, брусчатки, клинкера. Недостаточно механизированы укрепительные и отделочные работы, установка бордюров, указательных знаков и ограждений.

В некоторых случаях из-за несовершенства существующих средств механизации необходимо выполнять вручную работы по дополнительному обслуживанию основного механизированного процесса. Так, на строительстве цементобетонных покрытий часто приходится выделять несколько рабочих для дополнительных ручных работ по укладке, рихтовке и разборке рельс-форм, раскладке битумной бумаги, установке арматуры и т.д. В итоге, несмотря на высокий уровень механизации основных видов работ на дорожном строительстве, большое число рабочих все еще занято работами вручную. Выполняемые ими объемы составляют незначительную часть общих объемов всех строительных работ, но занятые на этих работах рабочие занимают еще существенную долю в общей численности рабочих на дорожных объектах. Но данный показатель при формальном расчёте характеризует только количественный уровень механизации и не дает его качественной характеристики и не отражает степень совершенства применяемых машин. На двух строительных объектах, оснащенных в одном случае устарелыми средствами механизации с низкой производительностью, а в другом - современными, высокопроизводительными, могут иметь место формально одинаковые показатели уровня механизации. Поэтому для полной характеристики уровня и качества механизации работ обычно определяют еще дополнительные показатели:

Ø  механовооруженность строительства и механовооруженность труда;

Ø  энерговооруженность строительства и энерговооруженность труда;

Ø  степень охвата рабочих механизированным трудом.



Механовооруженность труда (механовооруженность 1-го рабочего) определяют как стоимость всех машин, приходящуюся на одного рабочего:


где Np, - количество рабочих, занятых в одну смену.

При неравной загруженности рабочих и машин в разные смены принимают данные по смене, в которой работает больше рабочих.

Недостатком показателей механовооруженности является определение их по стоимости машин. Стоимость только весьма приближенно характеризует производительность машин. Более наглядно отражают производственную мощность строительной организации показатели энерговооруженности.

Энерговооруженностью строительства Э называют мощность всех имеющихся на строительстве двигателей, приходящуюся на 1 млн. руб. годового плана строительно-монтажных работ:


где SPM - мощность всего парка дорожно-строительных машин, кВт.

Энерговооруженностью труда Этр называют отношение суммарных затрат всех видов энергии, используемой на строительстве, к числу отработанных человеко-дней:


где ЭЭ - сумма затрат энергии всех видов, выраженная в одинаковых измерителях, чаще всего в кВт-ч; Ечел.-дн. - сумма человеко-дней, отработанных на строительстве.

Иногда энерговооруженность рабочего Эр (по аналогии с механовооруженностью) определяют как отношение суммы мощностей всех имеющихся на строительстве двигателей к среднесписочному количеству рабочих, работающих в первой смене (с большим числом рабочих):


Степень охвата рабочих механизированным трудом У0р характеризуют отношением количества рабочих, занятых на машинах NpM, к общему количеству всех рабочих Np (в, %):


В число рабочих, занятых на машинах, включают не только машинистов, непосредственно управляющих машинами, но и вспомогательный и обслуживающий персонал: дежурных слесарей, электриков и т.д. Не включают в величину NpM рабочих, занятых на различного рода работах, выполняемых вручную и обеспечивающих нормальную работу машин, например, рабочих, занятых на раскладке вручную арматуры.

Развитие современного дорожного машиностроения позволяет уже в настоящее время автоматизировать ряд дорожно-строительных работ. Особенно успешно внедряется автоматизация на производственных предприятиях дорожного строительства (асфальтобетонных и цементобетонных заводах, различных базах и полигонах).

Уровень автоматизации Уа определяют выраженным в процентах отношением объемов работ, выполняемых автоматизированным оборудованием Qa, к общему объему работ на объекте;


Автоматизация строительных процессов может быть успешно осуществлена только на базе комплексной механизации работ. «Поэтому показатель уровня автоматизации не может быть выше показателя уровня комплексной механизации работ.

При расчете необходимого количества средств механизации для строительного объекта проверяют возможность рационального использования всех машин, необходимых по требованиям технологии производства работ. При этом должна быть обеспечена выработка каждой списочной машиной годовой директивной нормы. Данные этих расчетов являются пределами, ограничивающими поставки на строительство средств механизации.

При сравнении различных вариантов обеспечения строительства средствами механизации и строительными кадрами предпочтение обычно отдают варианту, у которого:

Ø  наиболее высокие показатели уровня комплексной механизации и автоматизации; если эти показатели низки у всех вариантов принимают во внимание показатель уровня некомплексной механизации;

Ø  обеспечено выполнение и перевыполнение годовых директивных норм в'сем парком машин;

Ø  высокие показатели степени охвата рабочих механизированным трудом;

Ø  механовооруженность строительства и энерговооруженность на 1 млн. руб. (или на единицу физического объема) выполняемых работ будут наименьшими;

Ø  механовооруженность и энерговооруженность труда (одного рабочего) будет наибольшей.

В этом случае на строительстве:

а) будет занято наименьшее количество рабочих, т.е. показатель трудоемкости будет наименьшим;

б) работы, выполняемые вручную, будут сведены к минимуму или даже полностью исключены;

в) затраты на оснащение строительной организации средствами механизации и энергией будут наименьшими, а использование их будет достаточно эффективным.

 

4. Производительность труда

Под производительностью труда понимают количество продукции, изготовленное рабочим в единицу времени. Количество продукции, изготовленное в единицу времени бригадой или всей строительной организацией, характеризует коллективную производительность труда бригады или всей строительной организации. В механизированных подразделениях определяют также производительность отдельных машин или целого их комплекса. Повышение производительности труда выражается в увеличении продукции, изготовленной в единицу времени, при неизменном количестве рабочих.

Показатели производительности труда являются важной оценкой качества проектов организации строительства и производства работ, а также качества оперативного руководства строительством и всей деятельности строительных организаций.

На дорожном строительстве применяют два основных показателя производительности труда: а) трудоемкость; б) выработку на одного работающего.

Трудоемкостью называют затраты рабочего времени в чел.-дн. (или чел.-ч) на изготовление единицы строительной продукции. При определении трудоемкости одного вида работ строительную продукцию измеряют в физических показателях (1 м3 земляных работ, 1 м2 покрытия и т.д.). Показатель трудоемкости Тр - одного вида' работ определяют по формуле


где Е чел.-дн - общее количество человеко-дней, затраченное на выполнение определенного вида работ; Q - объем строительной продукции, полученной в.результате затрат данного количества человеко-дней.

Для оценки трудоемкости конечной продукции дорожного строительства определяют затраты рабочего времени (в чел.-дн.), необходимого для сооружения всей дороги или в среднем на 1 км. В последнем случае количество строительной продукции будет равно протяженности готовой дороги (в км). Для сравнения трудоемкости строительства объектов различных технических категорий, а также для определения трудоемкости комплекса различных работ, не имеющих общего измерителя или не представляющих собой законченного сооружения, находят количества человеко-дней, необходимых в среднем для выполнения работ на 1 млн. руб. В этом случае значение количества продукции заменяют ее стоимостью (млн. руб.). Чем ниже показатель трудоемкости, тем выше уровень организации работ.

Выработкой на одного работающего называют количество строительной продукции (в физических единицах или стоимостном выражении), приходящееся в среднем на одного работающего за единицу времени. Различают показатели выработки' за смену, месяц, квартал и год. Показатель выработки отражает условия работ в течение периода, за который его определяют. Поэтому для оценки общего уровня организации работ крупных коллективов целесообразно определять выработку за длительные периоды - квартал и год. Показатель выработки В на одного работающего определяют по формуле


где Q - объем работ, выполняемый за период времени, для которого определяют выработку (за год, квартал и т.п.). Для комплекса различных видов работ значения объемов заменяют их суммарной стоимостью в рублях; Nрс - среднесписочное годовое (квартальное) количество работающих.

В среднесписочное годовое (квартальное) количество работающих входят все рабочие, занятые на данных строительно-монтажных работах, на производственных предприятиях, обслуживающих эти работы, инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал, охрана и ученики.

В большинстве случаев чем выше выработка на 1-го работающего, тем выше уровень организации работ. Но следует учитывать, •что численное выражение выработки повышается при использовании дорогостоящих материалов, а также при отсутствии своих. производственных предприятий и получении всех необходимых строительству материалов, полуфабрикатов и изделий от других организаций. В таких условиях высокий показатель выработки еще «едостаточен для положительной оценки организации работ.

Уровень производительности труда и его повышение зависят от материально-технических и социально-экономических факторов. Основными материально-техническими факторами считают:

Ø  внедрение в производство новых достижений науки и техники;

Ø  повышение уровня механизации и автоматизации производства;

Ø  совершенствование технологии производства работ;

Ø  применение более совершенных и более производительных машин;

Ø  совершенствование оперативного управления производством, внедрение диспетчеризации, переход к автоматизированным системам управления;

Ø  своевременное снабжение строительными и вспомогательными материалами высокого качества;

Ø  высокое качество и детальная разработка проектов организации строительства и производства работ.

К основным социально-экономическим факторам относят:

Ø  использование рабочего времени;

Ø  уровень квалификации рабочих;

Ø  обеспечение правильного нормирования работ и материального поощрения за перевыполнение норм;

Ø  обеспечение высокого уровня охраны труда и техники безопасности;

Ø  стабильность рабочих кадров.

Обе группы факторов взаимно связаны между собой. Так, совершенствование технологии производства работ обычно предусматривает и лучшее использование рабочего времени; применение более сложных машин (или автоматизации производственных процессов) требуют для их обслуживания рабочих высшей квалификации и т.д. Поэтому мероприятия, направленные на повышение производительности труда, как правило, охватывают одновременно несколько факторов из обеих групп.

Основным конечным результатом повышения производительности труда является сокращение сроков строительства и снижение себестоимости строительных работ.

В том случае, когда мероприятия по повышению производительности труда требуют дополнительных специальных капитальных вложений, их экономическую эффективность определяют путем сопоставления приведенных затрат применения новых и старых (заменяемых) способов производства работ.

Наибольший рост производительности труда в строительстве обычно обеспечивается за счет повышения уровня механизации, перехода от выборочного применения машин к комплексной механизации и автоматизации работ, внедрения в производство новых более совершенных машин и модернизации существующих машин.

Прирост производительности труда за счет повышения уровня механизации работ (Пм.т) можно определить по формуле


где Эт;3 - экономия трудовых затрат в % к общей трудоемкости выполняемых работ;


где п - количество видов работ; Гр и Гм - трудоемкость единицы, Работ, выполняемых вручную и механизированным способом; Qp и Qp-объемы работ, выполняемые вручную до и после повышения уровня механизации; QM и qm - объемы механизированных Работ, выполняемые до и после повышения уровня механизации.

5. Использование основных производственных фондов строительства

Основным показателем использования производственных фондов является фондоотдача. Фондоотдачей в строительстве называют объем строительно-монтажных работ, приходящийся на единицу стоимости (руб.) основных производственных фондов:


где Ф0 - фондоотдача, руб./руб.; Пс.м.р - выполненный (или планируемый) годовой объем строительно-монтажных работ, руб.; Сф - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.

В общем случае, чем выше фондоотдача, тем эффективнее используются основные производственные фонды. Следует учитывать, что показатель фондоотдачи имеет такие же недостатки, как и все другие оценки строительных работ в стоимостном выражении. Он существенно зависит от стоимости применяемых материалов (входящих составной частью в стоимости строительно-монтажных работ) и от их общей структуры. Так, например, на строительстве дорожных одежд фондоотдача (за весьма редкими исключениями) будет выше, чем на земляных работах. Кроме того, даже на одних и тех же видах работ, но выполняемых в районах, имеющих разную стоимость материалов, может быть получена различная фондоотдача, при фактически равном использовании фондов в физических единицах измерения. Для более полного анализа использования фондов полезно учитывать также показатели механовооруженности и энерговооруженности.

Показателем, обратным фондоотдаче, является фондоемкость строительной продукции (Фе), измеряемая отношением среднегодовой стоимости основных производственных фондов к годовому объему выполненных (планируемых) строительно-монтажных работ:


Этот показатель полезен для сравнительной оценки использования (или потребности) фондов на различных видах работ. Чем он меньше, тем лучше используются основные производственные фонды. Здесь также следует учитывать дополнительные показатели, в частности уровень механизации работ. Оптимальной следует считать малую фондоемкость при высоком уровне комплексной механизации работ, высокой механовооруженности и энерговооруженности труда.

Эффективное использование основных производственных фондов является задачей государственного значения. Чем выше эффективность использования фондов, тем быстрее окупаются затраченные на их создание (весьма значительные в масштабе государства) капиталовложения.

Повышение уровня использования основных производственных фондов может осуществляться различными путями. Наибольший эффект обычно дает увеличение годового времени использований фондов за счет повышения сменности работ (переход на 2- и 3-сменную работу), удлинение строительного сезона, благодаря переходу на специальную технологию, рассчитанную на производство работ при низких положительных и малых отрицательных температурах, а в отдельных случаях и на круглогодичное производство работ.

Положительно влияет на использование фондов также повышение производительности труда за счет специализации механизированных подразделений или других мероприятий.

Величина фондоотдачи существенно зависит от объемов выполняемых строительно-монтажных работ и структуры основных производственных фондов. Обычно она возрастает с увеличением (до некоторого предела, определяемого возможностями рационального управления производством) годовых объемов работ, выполняемых одной строительной организацией. По мере совершенствования организации работ, внедрения новых более мощных и высокопроизводительных машин, перехода к более прогрессивным формам управления оптимальный объем строительно-монтажных работ, обеспечивающий наибольшую фондоотдачу, будет увеличиваться. Соответственно будет расти также величина фондоотдачи на 1 руб. стоимости основных производственных фондов.

Уровень фондоотдачи зависит также от соотношения активной и пассивной частей основных производственных фондов: наибольшая фондоотдача имеет место при удельном весе активной части основных производственны» фондов (машин и оборудования) примерно 59-67%.

Уровень фондоотдачи весьма существенно зависит от соответствия объемов и видов строительно-монтажных работ количественному и качественному наличию у строительной организации соответствующих фондов.

Оснащение дорожно-строительных организаций машинами; оборудованием, транспортом и т.п. необходимо производить с, учетом объемов и видов планируемых работ.

Используя показатель фондоотдачи, можно приближенно определить потребность в основных производственных фондах:


где Фоп - планируемая фондоотдача.

Значение Фоп может быть повышено по сравнению с фактически достигнутым ранее, если в проектах организации работ предусмотрены специальные мероприятия по повышению уровня использования (по времени и производительности) машин и других элементов основных производственных фондов.

Значение стоимости основных производственных фондов Сф следует рассматривать как фактический лимит капиталовложений. Для практического комплектования механизированных отрядов, машинных парков и баз необходимы дополнительные расчеты, базирующиеся «а технологии производства работ (на технологических картах). Необходимо, чтобы по своей производительности все средства механизации были достаточными (но неизбыточными) для выполнения плановых объемов работ. В ряде случаев планирование объемов строительно-монтажных работ производят, ориентируясь на существующие дорожно-строительные организации, оснащенные определенным парком машин, транспорта и другого оборудования.

Если основные производственные фонды таких организаций по своей структуре отвечают планируемому составу работ, то годовой план строительно-монтажных работ в стоимостном выражении можно примерно определить из уравнения

Пс.м.р =СФФОП.

В данном случае величину планируемой фондоотдачи Ф0п обычно определяют, исходя из фактически достигнутой фондоотдачи в данной организации и предполагаемого ее роста на плановый период (год или срок строительства):

Ф0п=КФ0,

где Ф0 - фактически достигнутая фондоотдача; Кф - коэффициент роста фондоотдачи.

Заключение

В качестве вывода по работе можно указать, что для оценки уровня организации работ в строительстве автомобильных дорог используют ряд технических и экономических показателей, характеризующих отдельные стороны общей организации строительства. Основные из этих показателей следующие:

продолжительность, стоимость и ритмичность;

уровень механизации и автоматизации работ; механовооруженность и энерговооруженность;

производительность труда;

использование основных фондов.

Перечисленные показатели используют как для оценки фактического уровня организации работ на строительстве, так и для выбора лучшего варианта при составлении проектов организации строительства.

При нечетко выраженном преимуществе (в системе большого количества показателей) какого-либо варианта, принимают решения по двум-трем показателям, являющимся для данного объекта наиболее важными. В большинстве случаев такими определяющими показателями являются продолжительность и сметная стоимость строительства. Зачастую учитывают также количество потребных ресурсов и уровень использования основных фондов строительства. В частности, планирование объемов строительно-монтажных работ обычно производят, ориентируясь на существующие дорожно-строительные организации, оснащенные определенным парком машин, транспорта и др.

Список использованной литературы

автомобильный дорога сметный себестоимость

1. Коноплянко В.И. Организация и безопасность дорожного движения М.: Транспорт, 1991 - 183 с.

2.       Могилевич В.М. Основы организации дорожно-строительных работ М.: Высшая школа, 1975 - 288 с.

.         Полосин-Никитин С.М. Основы строительства и эксплуатации автомобильных дорог М.: Транспорт, 1978 - 248 с.

.         Симонин С.Ю., Котов Ю.В. Наглядные изображения при проектировании автомобильных дорог М.: Транспорт, 1992 - 159 с.

.         Эксплуатация дорожных машин /под ред. А.М. Шейнина М.: Транспорт, 1992 - 328 с.

Похожие работы на - Технико-экономическая оценка уровня организации строительства автомобильных дорог

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!