Право граждан на информацию и проблема открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления РФ

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    77,64 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Право граждан на информацию и проблема открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления РФ

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА









РЕФЕРАТ

Право граждан на информацию и проблема открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления РФ

Содержание

Введение

Становление права граждан на информацию в России и в зарубежных странах

Роль пресс-служб органов государственной власти в повышении эффективности государственного управления

«Электронное правительство» как постиндустриальный этап развития государственного PR

Список использованной литературы

Введение

В последние десятилетия в развитии мирового сообщества идет процесс завершения перехода от индустриальной к информационной организации всей системы общественных отношений. Информационное общество - это общество, в котором информация и знания становятся главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития. Развитие этого общества зависит, прежде всего, от производства, переработки, хранения, распространения информации среди его членов.

Как отмечается в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти.

Одной из важнейших характеристик информационного общества - становится свободный доступ граждан к информации. Более того, от нее напрямую зависит его развитие. Простота и легкость получения (то есть свобода доступа) людьми необходимой и интересующей их общественно значимой информации является самым надежным индикатором цивилизованности и открытости государственного устройства страны.

Доступ к информации обеспечивает гражданам контроль за деятельностью правительства и создает основу для обсуждения его действий со знанием дела. Если люди не знают, что происходит в обществе, если действия тех, кто ими правит скрыты, они не могут принимать деятельного участия в делах общества и государства.

Информация не просто необходима для граждан, это еще и важнейшая характеристика демократического правительства. Плохое правительство нуждается в секретности, чтобы выжить. Очень часто правительства обращаются с официальной информацией как со своей собственностью, а не как с тем, что должно использоваться для пользы людей.

Свобода информации - самый главный механизм борьбы с коррупцией и правонарушениями в правительстве. Право на информацию - часть человеческого достоинства, оно может стать решающим фактором эффективного принятия решений.

Значение доступа граждан к информации государственного сектора как средства обеспечения прозрачности правительства и участия граждан в демократическом процессе признается в Европе, по меньшей мере с 1950 года, когда Советом Европы был подготовлен проект Европейской конвенции о правах человека. Потому что информационная открытость власти есть основа национального доверия и развития.

Россия осознанно предпочла путь открытой экономики, и как следствие, открытым и доступным стало ее информационное поле. Идет строительство информационного общества, общества с принципиально новой философией, философией свободы, открытости, равноправия. Но при этом значительно повышается уровень и степень ответственности носителей и трансляторов социально значимой информации.

Это - органы власти, которым необходимо сегодня пересмотреть механизмы и формы работы с населением на принципах гласности и прозрачности своих действий.

Это - СМИ, которые должны формировать, а не разрушать духовный мир потребителей информационного продукта, направлять, а не дезориентировать в бурном море ценностных приоритетов.

Это - население, которое должно принимать активное участие в создании позитивно значимой информации.

Однако органы государственной власти и местного самоуправления уделяют недостаточное внимание информационной составляющей своей деятельности. Похожим образом обстоит дело и с взаимодействием власти со СМИ. В результате, как показывают данные многих социологических исследований, наблюдается падение общественного доверия к представителям госструктур.

Граждане страны, жители отдельных регионов должны получать необходимую информацию о принятых законах, постановлениях, разъяснения позиций депутатов, руководителей различных министерств и ведомств по злободневным вопросам.

Ведущая роль в этом процессе принадлежит СМИ, которые являются главным каналом передачи политической информации и выполняют важнейшие социальные функции. Соответственно, новый формат отношений органов власти и СМИ становится необходимым условием и критерием преобразований, способностью политической системы к модернизации и развитию.

В данном реферате мы рассмотрим такие вопросы, как становление права граждан на информацию в России и за рубежом, особенности работы пресс-служб органов государственной власти в условиях информационного общества и создание «электронного правительства» как постиндустриальное развитие философии PR и одного из наиболее современных и эффективных решений проблемы открытости деятельности органов власти.

Становление права граждан на информацию в России и в зарубежных странах

государственная власть информация

Конституционно-правовая доктрина большинства демократических государств различает следующие основные права граждан в области информации: свобода мысли (свобода мнений, убеждений), свобода слова (свобода самовыражения) и свобода печати (свобода массовой информации). Становление философского обоснования этих свобод относится к началу Нового времени, а свое нормативное воплощение они получили еще в первых известных конституциях.

Однако, начиная с середины прошлого века, в связи с развитием информационного общества и процессом глобализации одним из наиболее актуальных становится право на информацию.

В Российской Федерации оно закреплено в Конституции в ч. 4 ст. 29, где указано, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». В российской юридической науке право граждан на информацию рассматривается в рамках двух основных подходов.

В рамках первого, право на информацию - это право человека свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. Иногда подразумевается также возможность поглощения этим комплексным правом иных конституционных прав в сфере обмена информацией в обществе, т.е. свобод мысли, слова и массовой информации.

Для другого подхода характерно рассмотрение «права на доступ к информации». В отличие от первого подхода, это право воспринимается как специальное, а не комплексное, и связывается оно исключительно с проблемой гласности деятельности государственных органов.

Целью этого подхода является обоснование правовых возможностей гражданина по получению сведений, которыми располагают органы публичной власти в связи с реализацией ими своих полномочий.

Отметим, что право на свободу информации отражено в международных документах по правам человека - Всеобщей декларации прав человека (ст. 19), где подчеркивается, что «каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». В данном случае «право на информацию» приравнивается к свободе мысли и слова. Трактовка этой нормы как «права на информацию» связана с тем, что еще в 1945 году на межамериканской конференции в Мехико делегацией США был выдвинут лозунг «свободы информации», который понимался как неприкосновенность со стороны государства международного обмена информацией.

А на первой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1946 г. была принята резолюция 59 (I) под названием «Созыв международной конференции по вопросу о свободе информации», в которой свобода информации стала определенно рассматриваться как основное право человека, состоящее в возможности беспрепятственно собирать, передавать и опубликовывать информацию.

В подготовке Всеобщей декларации прав человека 1948 г. был учтен предшествующий опыт работы в этом направлении. В результате было закреплено положение о праве на свободу убеждений и их выражения, которое включало возможности получения информации, реализуемые «независимо от государственных границ».

Именно с таким акцентом эта норма Всеобщей декларации стала называться «правом на свободу информации». Речь шла в значительной степени об обосновании возможности граждан на ознакомление с материалами иностранных газет, теле- и радиопередачами. Иными словами, эта проблема касалась доступа к иностранным СМИ.

Следующим этапом в развитии представлений о возможностях граждан в информационном обмене можно считать разработку концепции права на коммуникацию.

Считается, что ее основателем является крупный чиновник ООН, французский юрист Ж. д`Арси. Еще в начале 1970-х гг. ученый предлагал заменить существующую «вертикальную систему» распространения информации, т.е. передачу информации средствами массовой информации для больших аудиторий, на «горизонтальную», которая подразумевает непосредственный обмен между отдельными людьми и группами людей. При этом не важно, находятся ли они в одном государстве или в разных.

Он предложил принять в качестве принципа управления коммуникациями в международном масштабе разработанное им «право человека на универсальную коммуникацию», основанное на существовании универсальных всеобщих элементов в любой культуре.

На региональной международной конференции в Коста-Рике в 1976 г. были определены два основных понятия, на которых стала базироваться концепция права на коммуникацию. Это понятие права доступа к средствам коммуникации и права непосредственного участия в процессе коммуникации. При этом доступ понимался как способность потенциального потребителя реально и эффективно использовать имеющиеся в наличии средства коммуникации в качестве получателя информации и на основе равенства, а участие - как реальная и эффективная возможность потребителя в свою очередь стать прямо или косвенно создателем и распространителем информации.

Поскольку теория права на коммуникацию стала продолжением теории свободного потока информации, проблема регулирования содержания информационного обмена не привлекала большого внимания. В связи с этим право на коммуникацию в тех странах, где оно продолжает поддерживаться как право человека, означает не обеспечение людей информацией как таковой, а обеспечение их технологиями коммуникации. Представляется, что концепция права на коммуникацию в национальных правовых системах нашла больший отклик, чем абстрактная идея свободного потока информации, утвердившая в международном информационном обмене принцип свободы информации.

Современные западные демократии в гарантировании реализации права на коммуникацию не ставят задач по решению вопроса о расширении доступа к содержанию, поскольку информационная среда локальных и глобальных коммуникаций принципиально открыта. Теперь речь идет об обеспечении государством определенных стандартов доступа возможно большего числа граждан к телекоммуникационным технологиям, которые обеспечивают им в свою очередь доступ к мировому информационному наследию.

Совершенствование механизмов обеспечения этого права граждан привела формированию концепции «права универсального доступа» или концепции «универсальной услуги». Так, например, в соответствии со ст. 17 Закона ФРГ «О телекоммуникациях» 1996 г. «универсальные услуги - это минимальное предложение телекоммуникационных услуг для общественности, для которых установлено определенное качество и к которым должны иметь доступ все пользователи независимо от места своего жительства или работы за доступную цену».

В Российской Федерации право на информацию является прямым следствием развития теории свободы слова и печати и тесно связано с правом граждан на коммуникацию (правом универсального доступа), новым социально-экономическим правом, основу возникновения которого составляет концепция свободного потока информации.

Другим важным аспектом развития современного информационного общества становится право граждан на доступ к информации о деятельности органов власти. Становление его правового обоснования в национальных правовых системах является следствием совершенно иных проблем в сравнении с рассмотренными выше применительно к «праву на информацию». Главной задачей гарантирования права на доступ к информации является допуск граждан к сведениям, которые властные структуры предпочли бы скрыть от общественности, обосновывая эти действия требованиями национальной безопасности или служебным характером документации. Следствием воплощения на практике юридической конструкции права на доступ к информации, таким образом, будет не обеспечение многообразия информационного предложения для общества, которое воплощается в реализации свободы слова и печати, а гарантирование открытости политического властвования.

Правовое обоснование доступа к информации органов власти в законодательстве зарубежных государств также связывается с принципом «свободы информации». Но в отличие от описанного выше принципа свободы информации, который использовался в международной дискуссии о свободе мысли и слова, он обусловлен исключительно проблематикой гласности деятельности органов власти. Поэтому зарубежные законы, которые в наименовании содержат национальные эквиваленты термина «freedom of information», как правило, регулируют строго вопросы доступа к информации органов власти. В международной правовой дискуссии тема свободы информации («freedom of information» или FOI) также осваивается сугубо в связи с проблемой доступа граждан к информации органов власти.

По данным организации «Transparency International Russia» на сегодняшний день в мире отдельные законы о праве на информацию в составе национального законодательства имеют около 100 государств.

Считается, что в мировой правовой практике значительный импульс развитию законодательства о праве доступа к информации и обоснованию самостоятельности этого права придала имевшая известный резонанс борьба американской общественности с засекреченностью документов. Война во Вьетнаме, документы Пентагона и Уотергейта наглядно продемонстрировали, какие угрозы скрыты в чрезмерной секретности и в сопутствующем этому отсутствии официальной отчетности.

Принятый в 1966 г. и претерпевший впоследствии более либеральные изменения Закон США «О свободе информации» является сегодня одним из наиболее влиятельных документов в вопросе о построении в национальном законодательстве системы правовых механизмов доступа к информации. С начала 60-х гг. прослеживается устойчивая тенденция на принятие отдельных национальных законов, гарантирующих доступ к информации о деятельности органов власти.

Основы права на доступ к информации можно найти в российской Конституции в ч. 2 ст. 24, устанавливающей, что «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом». В связи с особенностями закрепления этого права в конституционном тексте имеет смысл прокомментировать данную позицию.

То обстоятельство, что право на доступ к информации локализовано не в статье о классических информационных правах, а в отдельной норме иной статьи связано с тем, что в отличие от свободы мысли, слова и печати, право на доступ к информации имеет принципиально иную природу.

В отличие от перечисленных либеральных свобод, по времени возникновения оно относится к новейшей волне развития конституционализма. Содержательно это проявляется в том, что если свободы мысли, слова и печати требуют невмешательства государства в их осуществление, то право на доступ к информации является отражением прямого сотрудничества, общения государства и конкретного гражданина, где государство выступает как активный участник, обеспечивающий все условия к тому, чтобы человек воспользовался своим правом.

Право на доступ к информации является одним из немногих прав, которые в Конституции получают свое продолжение применительно к специальным видам отношений. Так, по смыслу ч. 3 ст. 41 и ст. 42 Основного Закона каждый имеет право на получение от органов власти информации о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, а также информации о состоянии окружающей среды. Следует отметить, что в отличие от базового права на доступ к информации органов власти, зафиксированного в ч. 2 ст. 24, здесь инициатива предоставления информации в связи с исключительностью событий может принадлежать не гражданам, а соответствующим государственным службам.

В отличие от свободы слова и свободы печати право на доступ к информации не подлежит ограничению в условиях чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ).

В отечественной политико-правовой традиции проблематика права на доступ к информации могла быть освоена в терминах гласности политического властвования. Получившее во времена перестройки известность во всем мире слово «glasnost» означало, что наша страна находится на пути к открытому правлению.

Однако широкого непосредственного доступа к документам и материалам органов власти для граждан так по существу и не было открыто. Исследователи обращали внимание на то, что право на доступ к информации в этот период толкуется только как право получать информацию через СМИ. Отметим, что сегодня такое представление о содержании права на доступ к информации о деятельности органов власти продолжает иметь место.

Рассмотрим вопрос о структуре права на доступ к информации о деятельности органов власти. Часть 2 ст. 24 Конституции РФ конкретно закрепляет следующее: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

Государство обеспечивает право граждан на доступ к информации путем непосредственного предоставления документов и материалов заинтересованным лицам, в т.ч. сведений, на основе которых приняты решения, затрагивающие права и свободы граждан, а также и путем опубликования официальной информации.

Необходимо проводить различие между информационным обслуживанием населения и собственно возможностью гражданина требовать от государства информацию, затрагивающую его интересы. Представляется, что сущность права на доступ к информации проявляется не в том, что органы власти активно снабжают общество любой информацией по своему выбору, а в обратной связи в отношениях человека и государства.

Централизованное снабжение общественности нормативной и иной информацией - это необходимый и естественный элемент государственного руководства, без которого нельзя говорить вообще о какой-либо эффективности управления. Строго говоря, заинтересованной стороной здесь уже будет государство, а не гражданин, поскольку результат, т.е. эффективное управление, имеет значение для всего общества и государства, а не только для отдельных индивидов. Среди всех разновидностей информации информация о деятельности органов власти отличается особой социальной значимостью и востребованностью. В связи с этим важную роль играют пресс-службы и PR-департаменты, которые должны информировать людей об их правах, а также обеспечивать информационную открытость деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

В связи с этим, работа специалистов по связям с общественностью в государственных органах подразумевает не только предоставление информации в ответ на запрос, но и активную работу со СМИ и общественностью, публикацию PR-материалов и документов, представляющих общественный интерес:

оперативную информацию о том, как работает орган власти, о его целях, стандартах, достигнутых результатах, перспективах дальнейшей работы и т.д.;

содержание любого решения госоргана и его намерений, которые могут отразиться на общественности

информацию по любым запросам, жалобам и другим действиям, которые члены общества могут предпринять в отношении госорганов;

сведения о возможных формах участия представителей общественности в принятии решений в области политики и законотворчества;

перечень информации, которой владеет орган и в каких формах данная информация содержится и др.

Согласно закону РФ «О средствах массовой информации» (глава 5, ст. 47), журналист имеет право:

) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона;

) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях и т.д.

Отказ или отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации рассматривается в ст. 40 Закона о СМИ.

Отказ предоставления запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну;

) должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;

) дата принятия решения об отказе.

Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок. Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;

) дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;

) должностное лицо, установившее отсрочку;

) дата принятия решения об отсрочке.

Следовательно, информация должна быть предоставлена в течение семи дней со дня получения адресатом запроса редакции. Отсутствие ответа в течение этого времени равноценно отказу в предоставлении информации, который может быть обжалован в суд или вышестоящий орган.

В случае запроса информации в устной форме представителям СМИ обязательно надо иметь в виду, что сроки вручения уведомления об отказе или отсрочке в предоставлении запрашиваемой информации исчисляются только с момента подачи письменного запроса.

Доктрина информационной безопасности, утвержденная Президентом РФ 9 сентября 2000 года, ставит соблюдение конституционного права человека и гражданина в области получения информации и пользования ею на первое место среди национальных интересов России в информационной сфере.

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 7 февраля 2008 г., среди других ставит перед органами власти задачу обеспечить доступность для населения информации и технологий, а также улучшить систему государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере.

Фундаментальные конституционные нормы нашли свое отражение в законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации). Так, согласно ст. 3 Закона об информации, правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на принципах установления ограничений доступа к информации только федеральными законами, а также открытости информации о деятельности государственных органов и свободного доступа к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами.

Согласно ст. 8 Закона об информации: граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим федеральным законом и другими федеральными законами. Исключением являются сведения, составляющие государственную или служебную тайну.

Исходя из смысла ст. 2 Закона об информации, доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться либо путем предоставления, в частности, по запросу, либо путем распространения, в частности, посредством размещения ресурсов на официальных сайтах соответствующих органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В настоящее время в вопросе реализации права граждан на информацию Россия идет по пути развитых демократических стран. Доступ граждан к информации, в том числе и информации государственных органов, основываться на принципе максимальной открытости информации, т.е. любая информация, которой располагают публичные органы, должна быть открыта и доступна, за исключением четко лимитированного перечня информации, не подлежащей общественному доступу.

В связи с этим важную роль играют пресс-службы органов власти, которые обеспечивают открытость деятельности органов государственной власти и выстраивают диалог между властью и обществом, формируя доверие граждан ко всем ветвям власти и создавая консенсус в обществе.

Важным этапом закрепления права на информацию в России стало принятие в начале 2009 г. двух федеральных законов, регламентирующих предоставление гражданам и организациям права доступа к государственной информации. Они обеспечивают доступ к информации о работе органов государственной власти и местного самоуправления и представляют собой одни из самых революционных законодательных актов последних лет. Ведь до сих пор оставался открытым вопрос - имеют ли право граждане РФ на доступ к такой официальной информации, которая непосредственно не затрагивает их прав и свобод, но так или иначе имеет отношение ко всем сферам жизни человека.

Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» регулирует отношения, связанные с обеспечением доступа граждан к информации, определяет основные принципы и способы доступа. Отдельная статья посвящена ограничениям доступа к «закрытой» информации. Впервые устанавливается доступ к сведениям о деятельности органов власти в электронной форме. Такая информация может быть предоставлена не только бесплатно, но и платно. Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.

Контроль за обеспечением доступа возлагается на уполномоченных должностных лиц госорганов и муниципалитетов. Предусмотрена ответственность должностных лиц за нарушение права граждан и организаций доступа к информации.

Второй закон от 9 февраля 2009 г. № 10 «О внесении изменений в 38 и 39 закона РФ «О средствах массовой информации» дополняет перечень информации, которую могут получать граждане через СМИ, сведениями о деятельности органов местного самоуправления наряду со сведениями о госорганах. Порядок предоставления редакциям СМИ информации о деятельности органов власти приведен в соответствие с Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Органы местного самоуправления и их должностные лица, как и госорганы, обязаны предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2010 года.

Порядок предоставления органами власти информации о своей работе по запросам редакций регулируется законодательством РФ об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе к информации о деятельности судов в РФ.

Таким образом, правовое обеспечение на федеральном уровне гарантий права граждан на доступ к информации о деятельности органов власти и местного самоуправления не только через СМИ, но и через систему запроса информации, является чрезвычайно важной составляющей всей системы государственного управления. Сам факт их принятия является знаменательным событием для России, означающим, что власть готова к открытому диалогу с общественностью. Теперь работники госструктур и специалисты по PR должны действительно открыто общаться с гражданами и по-новому выстраивать взаимоотношения с обществом.

Принятие этого Закона свидетельствует также и о том, что Россия, наконец, преодолела многолетний «комплекс секретности» и закрытости власти от общества, который был сформирован еще в советские времена. С принятием Закона о доступе к информации граждане смогут быть уже не только сторонними наблюдателями осуществления государственной власти, но и непосредственными ее участниками, поскольку гарантированное право на доступ к информации органов власти и местного самоуправления предполагает реальное, а не формальное соблюдение принципа открытости и прозрачности власти и принципа соблюдение публичности власти.

Роль пресс-служб органов государственной власти в повышении эффективности государственного управления

Механизм связей с общественностью, или «Public Relations» является ключевым во взаимодействии демократической государственной власти с гражданским обществом.

Гражданское общество - это совокупность разнообразных независимых общественных организаций, защищающих интересы каждого гражданина с его частной жизнью. Сегодня оно представляет собой важный ресурс развития России как демократического государства.

В сфере организационного управления общепризнанно, что PR - это неотъемлемая часть института управления, одна из необходимых функций менеджмента, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организационной структурой и общественностью. Более того, можно констатировать, что сегодня PR как искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности.

Участие связей с общественностью в государственном управлении можно охарактеризовать как содействие государству в разрешении объективных противоречий между плюрализмом политической сферы общества и целостностью государственной власти. При этом приоритетным направлением является налаживание прямых и обратных связей с гражданами.

В государственном управлении механизм PR - это механизм планируемого и управляемого общения и взаимодействия государственной власти с гражданским обществом и его институциональными структурами, функционирование которого основано на взаимном доверии и партнерских отношениях, знании и полной информированности и который призван компромиссно учитывать и реализовывать как общезначимые интересы развития общества и государства, так и частные индивидуальные и групповые интересы.

В демократических государствах субъектами PR-деятельности на государственном уровне выступают все органы государственной власти и государственные учреждения, так как в их функциональные обязанности входит предоставление общественности информации о результатах своей деятельности, планах и принимаемых решениях, а также реализация функции просвещения общественности в сфере их компетенции и ответственности.

Для этого в структурах органов государственной власти и государственных учреждений, как правило, создаются службы для осуществления PR-деятельности.

Возможности PR могут быть использованы в целях повышения открытости государственного управления и приближения к интересам граждан. Закрытость органов управления, недостаточное или неэффективное взаимодействие с общественностью приводят к отчуждению людей от власти, что может стать предпосылкой социальных потрясений.

Существует целая группа причин, которые порождают недоверие граждан к органам власти.

Прежде всего, это так называемые «технические» причины, когда государственные органы вследствие отсутствия структур и специалистов в сфере связей с общественностью не умеют разъяснять гражданам цели и мотивы своей деятельности, не дают адекватного представления о ее характере и тех условиях, в которых они вынуждены работать и решать проблемы. Именно поэтому на первый план выходят проблемы формирования открытости органов государственной власти и местного самоуправления и соблюдение права граждан на информацию.

Следующие причины «культурно-исторического» типа, суть которых заключается в традиционной предрасположенности нашего общества к противостоянию населения и власти.

«Организационные» причины связаны с недостаточностью квалифицированных и компетентных профессионалов, что вызвано переходом к новой модели организации общества и изменением характера работы с общественностью.

Причины «ресурсные» связаны с недостаточным финансированием госслужбы, отсутствием необходимой материальной и технической базы, ограниченностью располагаемых временных ресурсов и пр.

Эти проблемы могут решаться в следующих конкретных направлениях деятельности PR в органах государственной власти:

установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и организациями,

информирование общественности о принимаемых решениях,

изучение общественного мнения,

анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органа власти в целом,

прогнозирование общественно-политических процессов,

обеспечение организации аналитическими разработками,

формирование благоприятного имиджа государственных структур.

Налаживание коммуникационных связей крайне важно в системе местного и муниципального управления. Отсутствие информации о состоянии дел в курируемых сотрудником (отделом, департаментом) отраслях или территориях и несовершенство их взаимодействия является одним их существенных недостатков управления.

Одним из способов достижения эффективного функционирования органов государственной власти и местного самоуправления - это следование следующим методологическим принципам:

Системность. Деятельность специалистов по PR представляется собой систему успешно апробированных приемов, методов и процедур взаимодействия с общественностью.

Адекватность. Это соответствие структуры PR-службы, предмета и технологий ее деятельности поставленным перед организацией целям и задачам.

Мобильность. Возможность структуры изменяться и корректировать направления работы в условиях появления новых факторов и обстоятельств.

Координация между PR-отделом и другими подструктурами государственной организации может осуществляться следующим образом:

четким определением и разделением функций,

реализаций принципа «взаимной дополняемости», когда PR-служба не дублирует действия других органов, а качественно дополняет ее,

согласование планирования и контроля

учетом перемещения между отделами, учебы и роста квалификации и профессионализма сотрудников, выработкой критериев их аттестации,

соблюдением правил «паритетного управления» и арбитражем в межкорпоративных спорах и координирующим влиянием на деятельность различных структур организации.

Хотя названия и круг полномочий подразделений по связям с общественностью могут быть различными, и из общего координационного центра осуществляется согласование их деятельности с целью проведения единой государственной политики в области PR.

В современных условиях особую важность приобретает проблема построения конструктивного информационного взаимодействия между госорганами, средствами массовой информации и общественностью.

В России важнейшим политическим документом, определяющим стратегию коммуникационного развития России является Стратегия развития информационного общества в РФ к 2015 г. Она закрепляет цель, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и культуры, для продвижения страны на пути к информационному обществу. Стратегия перехода к информационному обществу требует широкой психологической и пропагандистской поддержки в общественном мнении.

Стратегия является основой для подготовки и уточнения концептуальных, доктринальных, программных и иных документов, определяющих цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с гражданским обществом.

Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Отметим, что одним из важнейших принципов развития информационного общества в нашей стране становится создание условий для равного доступа граждан к информации.

Коммуникативная политика - это непрерывная управленческая деятельность субъекта властных отношений по распределению коммуникативных ресурсов (информация, условия, факторы, совокупность методов и средства ее распространения) для повышения эффективности функционирования организации. Это совокупность стратегических, долгосрочных установок в сфере осуществления коммуникаций.

Особый акцент при формировании коммуникативной политики должен быть сделан на определении субъекта, объекта, цели, предмета, методов и средств информационной деятельности. Именно это позволяет разработать модель эффективного информационного взаимодействия органов власти с различными целевыми аудиториями.

Вместе с тем необходимо отметить, что коммуникативная политика органов государственной и муниципальной власти нацелена не только на распространение в обществе сведений, знаний о политической системе, государстве, строе, внутренней и внешней политике, но и выступает активным элементом процессов формирования власти, обеспечивая информационную поддержку практически всех институтов демократии.

Знание закономерностей и принципов организации и разработки коммуникативной политики необходимо для создания целостного видения коммуникативной деятельности организации, и, соответственно, более объективного представления о значении и применении отдельных средств комплекса ее продвижения.

В новых условиях деятельности пресс-службам необходимо развивать следующие основные направления деятельности:

равноправное и полноценное взаимодействие со СМИ,

взаимодействие с другими пресс-службами федеральных, местных органов государственной власти,

анализ общественной реакции и СМИ на действия государственных и муниципальных органов власти, ее руководителей,

анализ социально-политической ситуации в регионе и в стране, прогнозирование тенденций социально-экономического процесса,

работа с внутренней общественностью (работниками аппарата).

Социологические исследования показывают, что у населения, как у молодежи, так и у людей пожилого возраста есть большая потребность в любой информации, в том числе и о деятельности органов государственной власти.

Можно многое построить, принять хорошие законы и постановления, но если правильно и вовремя не рассказать об этом людям, никто этому не поверит. По инерции люди ругают любую власть, и на преодоление этой предвзятости уйдет много времени. Имидж власти формируется комплексно, терпеливо и ненавязчиво. Работа власти должна быть понятной, и что гораздо важнее, понятой людьми. Для этого власть должна стать доступной, ее решения - гласными и конкретными. Только в этом случае возможно получить доверие населения.

Восприятие государственной власти и государственной службы происходит на 3 уровнях:

мифологическом,

стереотипическом,

предметном.

На каждом из этих уровней восприятия формируется своя составляющая имиджа. Разработка технологий формирования имиджа государственной службы должна учитывать трехмерность этого процесса.

Коммуникативная политика как непрерывная управленческая деятельность субъекта по распределению коммуникационных ресурсов для повышения эффективности функционирования организации невозможна без должным образом сформулированной информационной политики.

Государственная информационная политика - это вопросы законодательства, затрагивающие основные конституционные права граждан:

свободу слова;

право на получение и распространение информации;

Интернет;

распространение печатной продукции и книгоиздательство;

функционирование электронных средств массовой информации.

ГИП

«Одним из важнейших показателей движения страны по пути к информационному обществу является степень использования информа-ционных ресурсов для обеспечения потребностей общества». 

«…является основным каналом информирования общества о деятельности госучреждений, распространения политических, экономических и культурных идей, призвана способствовать построению демократического информационного общества».


Применительно к работе пресс-служб госструктур, информационная политика - это часть коммуникативной политики субъектов информационного поля, предполагающая четко сформулированные и документально зафиксированные принципы, формы и нормы отношений организации с СМК с учетом разработанной внутренней классификации шкалы информационной ценности.

Основное значение информационной политики - представить действенный документ и правила, согласно которым сотрудники компании могут оценить важность вверенной им информации, смогут использовать ее в интересах своей организации. То есть они должны знать, какую информацию и в какой последовательности надо публиковать.

Основные положения информационной политики должны формироваться с учетом принципов открытости и права граждан на информацию. Но при этом риск навредить основной деятельности органа власти или местного самоуправления должен быть минимальным. Фактически, должен соблюдаться врачебный принцип «не навреди». Однако надо иметь в виду, что отсутствие вразумительной информации может также вредить деятельности и развитию компании, как и ее переизбыток.

При этом важным становится вопрос об информационной безопасности. Информационная безопасность - это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государств.

Информационная политика - это своего рода шкала, по которой сотрудник может измерить и оценить информацию, которой он владеет. А далее, «примерив» полученные результаты на поставленную задачу, принимается окончательное решение использовать или нет, публиковать или нет.

Формируя информационную политику, необходимо помнить, что в современных коммуникативных условиях информационной цивилизации особое значение имеют временные рамки актуальности информации. Разрабатывая шкалу информационной ценности, необходимо фиксировать контрольные даты актуальности.


Применительно к той или иной организации шкала информации может выглядеть достаточно разнообразно. Исходя из информационных классификаторов, которые, собственно, определяют информационную политику, прежде всего, выделяют степень открытости информации: конфиденциальную, доступную узкому кругу лиц, информацию для служебного пользования, доступную всем или почти всем сотрудникам, но не предназначенную для открытой публикации и публичную информацию - доступную СМИ и целевым аудиториям.

Другой параметр - устаревшая информация, фактически она доступна всем, но уже неинтересна.

Следующий классификатор - это стоимость информации относительно основной деятельности организации. Со временем стоимость информации падет. Это естественный процесс, такой же, как само старение человека, приводит либо к отмиранию информации, либо к понижению ее социального статуса. Конечно, можно говорить о том, что любая устаревшая информация имеет более низкий социальный статус (в конце концов, становится публичной), но это не всегда так. Пример - многочисленные правительственные закрытые архивы. Информация, скажем столетней давности, далеко уже не так ценна, как изначально. Но мы не можем даже предположить, к каким социальным последствиям может привести ее публикация.

Под информационной открытостью (на Западе - transparencу) принято понимать прозрачность и доступность информации для общества, оперативное и регулярное информирование о работе органов власти. Информационные потоки направляются на целевые аудитории, при этом должен соблюдаться разумный баланс - принципы обнародования информации не должны противоречить интересам государства.

Современная информационная политика органов власти - это способность и возможность субъектов политики оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и общества. А новейшие информационные технологии позволяют обеспечить доступность общественно значимой информации для людей с разными возможностями.

Среди формальных признаков наличия в организации информационной политики выделяются следующие:

кто из первых лиц отвечает за информационную политику,

поставлена ли перед первыми лицами задача формулировки информационной политики,

есть ли основополагающие документы, регулирующие информационную деятельность организации.

Информационная политика органов власти носит не вспомогательный характер, а является ее частью, способствует реализации политики открытых дверей, как важнейшего принципа демократического государства. Цивилизованное взаимодействие со средствами массовой информации - одно из главных направлений в деятельности власти.

Организовывая взаимоотношения между властью, СМИ и общественностью, специалисты пресс-служб занимаются политикой по формированию единого информационного пространства.

Информационное пространство - система коммуникаций, функционирующая в определенной сфере общества. Информационное пространство возникает только в процессе коммуникации и является ее результатом.

С позиций теории журналистики согласно Е.П. Прохорову, информационное пространство это не просто территория, на которой действуют СМИ: «территория значима для СМИ населяющими ее людьми, составляющими реальную, расчетную, потенциальную аудиторию функционирующих в этом пространстве СМИ. Значит, пространство имеет не только географические, но и журналистско-аудиторные характеристики».

Смысл создания и функционирования информационного пространства - реализация прав граждан на информацию, удовлетворение их информационных потребностей, причем со стороны СМИ обеспечиваются актуальность, доступность, полнота, достоверность, оперативность, сопоставимость информации. Искомый результат - демократическое массовое сознание;

При оптимальной организации ИП недопустимо возникновение преимуществ для одних слоев «потребителей» в ущерб другим; поэтому необходимы правовые акты, преследующие нарушение законных прав и интересов граждан в информационной сфере, а также контроль за распространением информации, оказывающей негативное воздействие.

Довольно важным становится вопрос о субъекте так понимаемого пространства. Дело в том, что в геополитике «пространство» является не столько вместилищем государства и его сил (экономических или военных), сколько самостоятельной силой, то есть специфическим ресурсом. Не случайно для геополитики пространство является объектом захвата и удержания государствами. Именно государство (или некая замещающая его структура) является субъектом пространства-территории.

В Концепции формирования единого информационного пространства России отражен несколько другой подход к понятию «информационное пространство».

Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.

Иными словами единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:

информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы.

При этом журналистика, реклама и PR рассматриваются в качестве ведущего компонента информационного пространства.

Основная форма государственной PR-деятельности - это проведение информационно-коммуникационных кампаний, которые должны быть направлены на обеспечение открытости деятельности государственной власти, повышение уровня информированности общественности и должны составлять часть демократического процесса принятия и реализации государственных решений.

Механизм связей с общественностью имеет информационную природу и представляет собой одну из разновидностей информационного управления, так как базируется на предоставлении общественности специальными службами и через уполномоченных должностных лиц определенным образом подготовленной информации.

Существует прямая зависимость между уровнем управления и особенностями служб PR: в региональных и муниципальных органах власти широко реализуется коммуникативная функция и общение с гражданами постоянно и организованно. На федеральном уровне акцентируется взаимодействие с прессой, аналитическая и прогностическая деятельность. В целом деятельность государственного PR обеспечивает согласование общесоциальных, корпоративных и частных интересов.

Государственная PR-деятельность должна быть использована для установления и поддержания реальных партнерских взаимоотношений и взаимодействий с обществом, соблюдении права граждан на информацию при объективном информировании о деятельности государственной власти.

Информационная политика органов власти должна строиться на поиске новых форм производства и подачи информации о своей деятельности. Прежде всего - это открытость, гласность, запрет на цензуру, свобода выбора.

Должен работать принцип - мы даем всю информацию - вы публикуете то, что считаете нужным вашему читателю, зрителю, слушателю. Действуя таким образом, можно добиться постепенного сближения взглядов местных средств массовой информации, их оценок деятельности органов государственной власти через объяснение своих позиций, а не через навязывание их, через отказ от прямого финансирования средств массовой информации, и работа с ними через заключение взаимовыгодных договоров об информационном сотрудничестве.

Именно эти подходы дают возможность сформировать на территории РФ и ее регионов единое информационное пространство, включить максимальное количество средств массовой информации, а, следовательно, и само население в работу по созданию и поддержанию стабильной, экономической, политической и социальной обстановки.

Таким образом, в работе пресс-служб государственных органов можно выделить следующие принципы:

Принцип открытости власти перед обществом - обеспечение открытости информации при выработке и принятии управленческих решений. Это один из основных принципов, должен быть соблюдён, так как журналисты, систематически сталкиваются с невозможностью получить интересующую информацию.

Принцип равенства - обеспечение равных прав на информацию для работников СМИ.

Принцип социальной ориентации - обеспечение приоритета при осуществлении государственной поддержки информационным проектам социальной направленности. Данный принцип наиболее актуален для работы государственных пресс-служб, которые должны придавать особое значение для освещения посредством СМИ проектов имеющих большое социальное значение, осуществляемых правительством. Например, строительство коммунального жилья.

Принцип системности - информационная политика опирается на принцип системности в отношениях администрации со СМИ. В данном случае подразумевается регулярное проведение встреч с руководителями СМИ, где все совместно обсуждаются интересующие вопросы и проблемы.

Согласно международным стандартам деятельности пресс-служб, можно выделить еще некоторые принципы.

Государственные органы, как минимум, должны публиковать следующие категории информации:

оперативную информацию о том, как государственный орган работает, включая его цели, результаты аудиторских проверок, стандарты, достигнутые результаты и так далее, особенно, если государственный орган оказывает непосредственные услуги общественности;

информацию по любым запросам, жалобам и другим действиям, которые члены общества могут предпринять в отношении государственных органов;

сведения о возможных формах участия представителей общественности в принятии решений в области политики и законотворчества;

перечень информации, которой владеет орган и в каких формах информация содержится;

содержание любого решения государственного органа и его намерений, которые могут отразиться на общественности, а так же причины и подготовительный материал, имевший значение при принятии решения.

Пропаганда прозрачности деятельности правительства. Государственные органы должны активно содействовать прозрачности и открытости деятельности правительства. Если общество хочет реализовать цели, устанавливаемые информационным законодательством, необходимо информировать членов общества об их правах, а так же пропагандировать открытость деятельности правительства.

Опыт разных стран показывает, что бездеятельность государственных служащих может подорвать реализацию даже самого прогрессивного законодательства. Следовательно, деятельность по пропаганде открытости является необходимым компонентом свободы информации. В разных странах эта деятельность будет различной, и будет зависеть от таких факторов, как система организации государственной службы, основные ограничения свободы

Процедуры, способствующие доступу к информации.

Быстрота и добросовестность рассмотрения запросов информации: доступность обжалования любых отказов в предоставлении информации.

Специалисты пресс-служб государственных структур должны опираться в своей работе на общечеловеческие ценности, стремиться к достижению консенсуса и полной информированности населения о политике органов власти и принимаемых ими решениях. При этом важна их компетентность в вопросах законодательства, затрагивающих основные конституционные права граждан - свободу слова, право на получение и распространение информации, а также в вопросах, касающихся жизни современного информационного общества - работе в сети Интернет, функционирования электронных СМИ и информационной безопасности.

Электронное правительство как постиндустриальный этап развития государственного PR

В условиях постиндустриального развития важнейшую роль играют новейшие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - способы и методы обмена информацией, знаниями, включающие не только компьютерные методы. Это технологи доступа к различным информационным источникам (электронным, людским, инструментальным), инструментам совместной деятельности и создания систем, которые обеспечивают востребованность доступа к ИИ и инструментам, направленные на получение конкретного результата

Создаваемые на их основе сети и системы проникают во все сферы жизнедеятельности общества и государства и трансформируют не только непосредственно информационную среду, но и социальную структуру общества, которая приобретает сетевой характер.

Кризис классической политико-административной модели управления, начавшийся в 70-х годах XX века, характеризуется увеличением бюрократического аппарата и ростом расходов на его содержание, с одной стороны, и снижением качества предоставляемых государством услуг и низким уровнем общественного доверия к государственным служащим, с другой стороны.

Повышение эффективности и расширение функциональной способности государства привело к необходимости пересмотра основных принципов публичного управления и, как следствие, административным реформам.

Происходит интенсивное смещение социальной активности в качественно новую информационную среду, инфокоммуникационная инфраструктура которой становится преобладающей сетевой формой самоорганизации и расширения такой активности. Это требует адекватного ответа в поле политики и, прежде всего, в сфере государственного управления.

Электронное правительство /E-Government/ - концепция осуществления государственного управления, характерная для информационного общества. Базируется на возможностях информационно-телекоммуникационных технологий и ценностях открытого гражданского общества. Характеризуется направленностью на потребности граждан, экономической эффективностью, открытостью для общественного контроля и инициативы.

Это один из наиболее действенных способов обеспечения оперативности, прозрачности и подотчетности современных систем государственного управления.

Новое государственное управление базируется не на горизонтальных, а на вертикальных связях между государственными органами, гражданским обществом и бизнесом, что приводит к созданию более эффективного механизма решения общественных проблем.

Следует отличать правительство, снабженное электронным интерфейсом (онлайновое правительство, government on-line, GOL) от электронного правительства. Понятно, что электронное правительство всегда связано с гражданами через онлайновый интерфейс. Но не всегда онлайновое правительство является электронным правительством. Последнее требует более глубокой перестройки традиционных форм деятельности.

Американские исследователи выделяют следующие принципы организации «электронного правительства»:

• Ориентация на граждан. Граждане (налогоплательщики), как владельцы правительства, а не только потребители его услуг, определяют политику и направление развития проекта.

• Удобство и простота использования. Все электронные приложения, применяемые в «цифровом правительстве», преследуют цель облегчить пользование системой для граждан, увеличив скорость обслуживания запросов и сократив время ожидания.

• Бизнес-трансформация. Все программное обеспечение, архитектура и инфраструктура, а также политика «электронного правительства» направлены на то, чтобы придать правительственной системе эффективность бизнес-модели, с ее соответствующей цепочкой ценностей.ц21

• Стоимость и сложность. Они должны быть сведены к минимуму, чтобы работа с системой не вызывала затруднений как у частных, так и у корпоративных пользователей.

• Обслуживание. Эффективность работы «электронного правительства» должна проявляться в его способности быстро и с наименьшими затратами обслужить наибольшее количество граждан, при этом обеспечивая высочайшее качество сервиса.

• Соответствие. Электронные приложения должны полностью соответствовать общей архитектуре систем безопасности, идентификации, электронных платежей, а также общему дизайну пользовательского интерфейса системы.

• Масштабность решений. Приложения должны обеспечивать взаимодействие между различными структурами и органами, составляющими систему, и полную взаимную совместимость.

• Исполнение. Приложения должны соответствовать цели совершенствования трансакций путем сокращения длительности и сложности обслуживания и прилагаемых усилий.

• Отчетность. Приложения должны увеличивать точность данных и возможность их архивирования, а также аудита трансакций.

• Быстрота воплощения. Срок доработки и внедрения приложений должен составлять от трех до девяти месяцев.

• Готовность к действию. Правительственные органы должны проявлять готовность присоединиться к системе и подстроить под нее свою работу. Учитывая, что при этом существуют определенные риски, эти органы должны руководствоваться разумными примерами и здравым смыслом, будучи уверены в успехе и полезности проекта.

Идеи нового государственного управления продолжают свое развитие в контексте перехода к информационному обществу и характерными для него новыми информационными технологиями. Они рассматриваются как стратегический инструмент, предоставляющий дополнительные возможности для взаимодействия, в том числе с целью решения общественно-политических задач. Использование ИКТ повышает процент вовлеченности граждан в процесс государственного управления на всех уровнях, предоставляя возможность влияния на процесс принятие политических решений.

Таким образом, повышая эффективность и прозрачность процесса управления, качество предоставляемых населению государственных услуг должно повышаться, а стоимость услуг - снижаться.

«Электронное правительство» - это концепция реорганизации государственного управления, адекватная вызовам информационной эпохи. Создание «электронного правительства» - главная задача властей в едином сетевом пространстве и основа всех моделей государственного управления XXI века.

В условиях увеличения числа индивидуальных пользователей в России Интернет дает возможность качественно нового взаимодействия между органами власти и обществом в интерактивном пространстве.

Планируется, что все властные структуры (Президент, Парламент, Правительство, министерства, ведомства и т. д.) создадут свои интернет-сайты, которые станут составными частями единого государственного (правительственного) Интернет-портала.

Электронное правительство следует рассматривать не только как организационно-технологическое построение системы государственного управления, основанное на использования современных ИКТ и сетевой инфокоммуникационной инфраструктуры, но и, прежде всего, как постиндустриальную философию государственного управления.

В этом аспекте электронное правительство представляет собой постиндустриальное развитие философии PR в сфере государственного управления, основанное на том, что современные ИКТ предоставляют государственной власти качественно новые возможности информационного и коммуникационного взаимодействия с гражданами и комплексного оказания им всего спектра государственных услуг в индивидуальном порядке и онлайновом режиме.

Таким образом, в сфере взаимодействия государственной власти с гражданским обществом механизм PR технологически трансформируется и встраивается в более комплексный по функциональным и технологическим возможностям сетевой механизм интерактивных инфокоммуникационных взаимодействий.

Открываются новые возможности для развития Интернет PR в сфере государственного управления. «Если Вы не представлены в Интернете - Вы просто не существуете» - этой фразой можно описать значение веб-сайта для любой организации и тем более для органа власти.

В конце XX века государственная информация только начала появляться в глобальной сети в виде первых веб-страниц, а теперь она стала более подробной, актуальной, структурированной и представлена в виде Интернет-порталов. Изучение современных Интернет-порталов органов государственной власти позволяет говорить о постоянном совершенствовании форм и методов взаимодействия государства и общества, расширении возможностей оказания государственных услуг посредством Интернет. В связи с массовым появлением и развитием Интернет-порталов органов государственной власти официозные СМИ в ближайшей перспективе станут менее востребованными.

Установление действенных связей с общественностью позволяет осуществлять регулярное распространение сведений о работе органов власти, изменениях в законодательстве и т.д., укреплять взаимоотношения между властью и гражданами, регулировать социальные, экономические, политические и культурные процессы в современном обществе.

Электронное правительство - важный шаг к обеспечению информационной открытости органов государственной власти. Бизнес, оборона, образование, занятость, семья, здравоохранение, жилье, правопорядок, транспорт - вот перечень тем, где при работе «электронного правительства» человек сможет, не отходя от монитора, получить более или менее полную информацию о том, как ему платить налоги, пора ли служить в армии, куда и на каких условиях поступать учиться, где и почем получить лечение той или иной болезни. Кроме того, может реально узнать о вакантных рабочих местах и поучаствовать в конкурсе на их замещение, прицениться к доступному жилью, а в случае замеченного правонарушения незамедлительно сообщить об этом.

Таким образом, гражданин получает возможность задавать вопросы чиновникам, писать жалобы и даже получать на них ответы. «Электронному правительству» разумно «электронным» же способом платить налоги и штрафы, регистрировать у него автомобили и земельные участки. К нему можно обращаться за пересчетом пенсий и получением льгот.

Среди тенденций перехода государства к практике электронного правительства можно определить, что в среднесрочной перспективе будут использованы все возможные каналы взаимодействия между властью и обществом (личное, телефонное, почтовое, виртуальное), но в дальнесрочной перспективе приоритетным каналом взаимодействия станет Интернет.

Первый этап создания сети сайтов, реализующих информационно-справочную функцию, и их объединения в рамках портала «электронное правительство» близится к успешному финишу. Второй этап - предоставление населению определенных услуг. Далее, на третьем этапе развития государственного Интернет-портала, возможно развитие интерактивных форм общения с населением - создание специальных конференций, экспертных советов и т.д.

Портал «электронное правительство» станет важнейшим средством государственного PR, коммуникативным органом социального управления. Применение новых технологий позволит создать диалогическое коммуникативное пространство «правительство - население», благодаря чему можно будет в кратчайшие сроки получать информацию об ответных реакциях пользователей портала на важнейшие правительственные решения, причем с дифференциацией этих реакций по социоментальным признакам, а также эффективно реализовать идею социального участия населения в решении социально значимых проблем.

Вслед за электронной коммерцией развивается дистанционное образование, телемедицина, электронное голосование, что свидетельствует о неизбежности изменения объективных условий для перехода современного общества из социально-политической реальности в виртуальную, что повлечет новые следствия, новые проблемы и противоречия.

В рамках вопроса о реализации права на информацию формирование электронного правительства ведет к повышению доверия и взаимопонимания между государством и обществом, дает дополнительные возможности повысить качество жизни населения, что особенно важно в контексте затянувшихся социально-политических преобразований в России. Вместе с тем, в данном процессе существуют различные по форме и содержанию противоречия, не дающие оснований однозначно считать формирование электронного правительства не только положительным явлением.

Это трудности технологического, организационно-правового, культурного, психологического характера, присущие формирующемуся в России электронному правительству. В силу неравномерного информационного развития регионов, ведомственной разобщенности, низкой мотивации населения и государственных служащих к использованию новых форм взаимоотношений реализация проекта «Электронное правительство», как это зафиксировано в официальных документах, достаточно проблематично.

Следует обратить внимание на определенные противоречия формирующегося электронного правительства. С одной стороны, использование ИКТ способствует сближению власти и общества, актуализирует необходимость индивидуального подхода к предоставлению государственных услуг каждому гражданину, с другой - виртуальное пространство политики, являющееся следствием использования новых технологий, становятся дополнительным посредником в существующей цепочке взаимодействия и может увеличить дистанцию между политическими субъектами.

Существует противоречие между свободой участия граждан в политической жизни и государственном управлении и нарастанием тотального контроля со стороны государства, возможности которого только увеличиваются. Безусловно, государство заинтересовано насытить информационными технологиями свои службы, чтобы те могли более оперативно и качественно принимать решения. В первую очередь службы с повышенной долей ответственности. Так автоматизация делает общество прозрачнее для государства. А встречного движения пока не видно. И этот процесс таит в себе немалую опасность, особенно в нашей стране, где уровень доступа населения к современным технологиям крайне низок.

Существует угроза использования новых форм манипулирования обществом с помощью современных технологий коммуникаций, массовой культуры, политического процесса. Они выводят людей жизнь людей за рамки политического бытия.

Если информатизация бурно развивается «наверху», не проникая в общество, она лишает граждан возможности следить за деятельностью госструктур, проверять их, а значит, не только не делает государство прозрачнее, но и может усилить монополию государства на информацию. Электронизация «сверху» может дать в руки правящей элиты дополнительные возможности манипуляции обществом и отдельными людьми.

Технология может изменить методы регулирования, но не меняет их сути. Информационная открытость не станет прямым следствием оцифровки отношений граждан и государственных институтов и вряд ли приведет к либерализации общественных отношений.

Кстати, это показывает и опыт Сингапура - страны отнюдь не демократической, однако лидирующей по эффективности использования систем e-government. Примеров разительного контраста между уровнями социального и технологического развития государств во всем мире - сколько угодно. Даже рядом не стоявшие с демократией султанат Бруней, Сингапур, Малайзия, королевство Саудовская Аравия, княжество Дубай и Объединенные Арабские.

В то же время общество в большинстве этих стран находится где-то на стадии раннего феодализма. Поэтому необходимо повышать уровень политической и правовой культуры населения, компетентности в области высоких технологий. Важным становится поиск и других механизмов смягчения этих противоречий.

Электронное правительство - качественно новая, социально-ориентированная форма государственного управления. Она требует кардинального изменения взаимоотношений институтов власти и общества. Однако при переходе к «электронному правительству» необходимо учитывать и те факторы, которые могут превратить его в мощное средство манипуляции сознанием людей и смягчить возникающие противоречия.

«Электронное правительство» ориентировано на эффективное, быстрое и прозрачное предоставление информации гражданам, а также органам государственной власти для обеспечения успешного функционирования государства, повышение легитимности, эффективности взаимодействия государства и гражданского общества.

Это шаг вперед в плане обеспечения права граждан на информацию и прозрачности деятельности органов государственной власти, и местного самоуправления, работы структур по связям с общественностью, которые получают больше возможностей проводить эффективную информационную политику, основанную на реализации демократических и общечеловеческих ценностей. E-government способствует решению проблемы открытости деятельности органов государственной власти в России. Следовательно, сегодня мы можем говорить о том, что соблюдение права личности на доступ к информации в нашей стране обеспечиваются правовыми средствами на уровне развитых стран, а после внедрения «электронного правительства» оно будет обеспечено технически и технологически.

Список использованной литературы

1.      Бакунина Н. Пресс-служба в законодательных органах власти субъектов РФ, Тюмень, 2008

.        Блэк С. Паблик рилейшнз: Что это такое? М. 2009

.        Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе: перспективные направления исследований // http://www.russcomm.ru/

.        Вершинин М. «Электронное правительство» в XXI веке // http://www.pr-news.su/

.        Дзялошинский И.М. Интегративные процессы в современных российских медиасистемах, или что происходит в российском информационном пространстве // http://www.library.cjes.ru/

.        Дзялошинский И. Правительства обращаются с официальной информацией как со своей собственностью. Выдержки из доклада «Проблемы реализации права на доступ к информации» // http://www.svobodainfo.org/

.        Интернет PR //http://stanlykajurov.narod.ru/

.        Кочеткова А.В. Медиапланирование. М., 2008

.        Медведев открыл гражданам доступ информации об органах власти // http:/www.vesti.ru/ 09.02.2009

.        Моисеев В.А. Паблик Рилейшнз. Теория и практика, М., 2007

.        Ротанова М.Б. Современная пресс-служба. Н. Новгород, 2008

.        Савинцева М.И. Правовое обеспечение информационной открытости России по новому закону о доступе к информации // Медиаскоп - Выпуск № 3 - Право СМИ // http://www.mediascope.ru/

Список использованных нормативно-правовых актов и документов

14.    Стратегия развития информационного общества в РФ от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 // http://www.rg.ru/gazeta/rg/2008/02/16.html

.        ФЗ РФ от 9 февраля 2009 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // http:/www.rg.ru/2009/02/13/dostup-dok.html

.        Закон РФ № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» (редакция на 29.06.2004), принят 5.06.1996 г. // http://www.innovbusiness.ru/pravo/

.        ФЗ «О средствах массовой информации» (о СМИ) от 27.12.1991 N 2124...// http://www.zakonrf.info/zakon-o-smi/

Похожие работы на - Право граждан на информацию и проблема открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления РФ

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!