Эффективность информационного диалога власти и граждан в РФ
Содержание
Введение. 2
1. Электронное правительство, как концепция осуществления
государственного управления, присущая информационному обществу. 4
2. Эффективность
информационного диалога власти и граждан в РФ.. 11
2.1 Создание единой
государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД) 12
2.2. Информатизация
регионов. 14
2.3 Внедрение электронной
системы государственных закупок на основе технологий электронно-цифровой
подписи. 15
2.4 Создание
информационных систем для предоставления гарантированного пакета электронных
услуг деловым кругам и населению.. 18
Заключение. 19
Литература. 20
В современном
постиндустриальном обществе информация становится стратегическим ресурсом, а
информационные технологии являются одним из инструментов повышения
эффективности государственного и муниципального управления.
В настоящее время
наиболее активно развиваются технологии управления бюджетной, налоговой
системами, технологии государственных информационных порталов, реализующих
взаимодействие граждан и органов управления через компьютерные сети, технологии
накопления информации в единых государственных базах данных, технологии
муниципальных информационных систем, информационных систем жилищно-коммунальной
сферы (в направлении создания единых расчетно-кассовых центров),
геоинформационных систем (в направлении создания земельных и городских
кадастров), электронного документооборота.
Актуальность темы
вызвана, прежде всего, стремительным развитием современных
информационно-коммуникационных технологий и общим ростом информационного
взаимодействия, основанного на электронном обмене информацией. Внедрение
информационных технологий в сферы государственного и муниципального управления
является задачей стратегической важности. Именно поэтому разработана,
утверждена и выполняется федеральная целевая программа «Электронная Россия
(2002-2010 годы)», одним из направлений которой является развитие системы
подготовки специалистов по информационным компьютерным технологиям и
квалифицированных пользователей. Она выполняет проекты административной реформы
по решению проблем межведомственного взаимодействия при предоставлении
государственных услуг и исполнению других функций государства, а также создания
«одной точки входа» для получения информации о структуре и функциях органов
власти и государственных учреждений. Способствует повышению информационной
открытости органов государственной власти и местного самоуправления для
общества, рост эффективности их взаимодействия с гражданами и повышение
качества услуг, оказываемых ими гражданам и организациям. Реформирование
государственного управления, посредством внедрения электронного правительства –
это системная и долгосрочная задача, итогом которой должно стать вхождение
России в глобальное информационное общество.
Цель работы— оценить
эффективность информационного диалога власти и граждан в РФ, изучить внедрения
электронного правительства в органы государственной власти и местного
самоуправления и в общество в целом.
Специалисты отмечают
следующие проблемы современного российского информационного общества:
- отсутствие ориентации
создаваемых органами власти информационных ресурсов на массовое информационное
обслуживание населения по вопросам, связанным с деятельностью этих органов;
- отсутствие
законодательных механизмов регулирования правовых отношений в области
государственных информационных ресурсов;
- отсутствие координации
создания федеральными и региональными органами государственной власти
информационных фондов и баз данных о юридических и физических лицах и
правоотношениях между ними. Это отрицательно отражается на полноте и
актуальности этих ресурсов и приводит к значительному дублированию работ по их
созданию и ведению;
- недооценка
экономической значимости созданных государственных информационных ресурсов.
Следствием этого является неполнота, а нередко и полное отсутствие
бухгалтерского учета этих ресурсов в организациях и на предприятиях. Полного
реестра созданных и действующих в стране государственных информационных
ресурсов пока нет.
Решение перечисленных
проблем требует выработки общегосударственных, согласованных решений в области
управления государственными информационными ресурсами на основе четко
сформулированной государственной информационной политики.
Перечислим функции
государства в области управления информационными ресурсами:
- создание первичных и
производных информационных массивов и продуктов, необходимых для выполнения
всего комплекса задач государственного управления и реализации конституционных
прав граждан на доступ к информации;
- надежное хранение и
защита информационных ресурсов;
- эффективное
использование информационных ресурсов в деятельности органов власти и
государственных учреждений;
- обеспечение свободного
доступа граждан и организаций к информационным ресурсам в соответствии с
Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с общей
структурой государственного управления, можно выделить следующие уровни
управления государственными информационными ресурсами:
- федеральный уровень;
- региональный уровень
(субъекты Российской Федерации);
- локальный уровень
(организации и предприятия).
Рассмотрим общие вопросы
оценки эффективности внедрения информационных технологий государственного и
муниципального управления.
Эффективность
функционирования системы государственного управления может быть определена по
следующим направлениям:
- взаимодействие с гражданами
и предприятиями;
- внутренняя работа
учреждения;
- взаимодействия органов
власти между собой.
Внедрение
иформационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность
взаимодействия граждан и организаций с органом государственной власти.
Достоверная, оперативная, полная и актуальная информация о деятельности органов
власти размещается на веб-сайте. Это позволяет существенно упростить гражданам
процесс поиска требуемой информации, снизить затраты времени государственных
служащих на разъяснения, а также уменьшить количество ошибок.
Кроме того, граждане и
организации должны иметь возможности посредством Интернета делать запросы и
получать справки, передавать в органы государственного управления
предусмотренную законом отчетность. При этом отслеживается состояние запросов.
На основе ИКТ возможна
реализация так называемого «принципа одного окна», который предполагает наличие
одной точки входа для взаимодействия с органами власти всех уровней. (рисунок
1)
Рисунок 1 – Направления
информатизации органов государственного управления РФ
Прямой экономический
эффект от внедрения ИКТ связан:
- с высвобождением
площадей, затрачиваемых ранее на хранение документов;
- с сокращением числа
сотрудников при росте объема работ с документами;
- с сокращением времени
выполнения бизнес-процессов органов государственного и муниципального
управления (связанным, в частности, с экономией времени на операциях с
документами).
Большое значение имеет и
косвенный эффект от внедрения, включающий:
- улучшение качества
принимаемых решений;
- повышение доверия
граждан к власти;
- снижение косвенных
общественных издержек на содержание органов власти.
Направления
информатизации органов государственного управления РФ приведены на рисунке 1.
Системы информационного
обеспечения органов государственной власти и управления можно разделить на
следующие виды [2]:
- федеральные системы
информационного обеспечения;
- системы информационного
обеспечения, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, ее
субъектов и местных органов;
- системы информационного
обеспечения субъектов Российской Федерации;
- негосударственные
системы, используемые в интересах предоставления информационных услуг органам
государственной власти и управления.
На федеральном уровне они
создаются по решению федеральных органов государственной власти и управления.
Системы совместного ведения – по решению федеральных органов и органов власти и
управления субъектов Российской Федерации, системы информационного обеспечения
субъектов Российской Федерации – соответственно на основании решений органов
власти и управления этих субъектов [2].
Направления
информатизации государственного управления с точки зрения реализации ФЦП
«Электронная Россия (2002-2010 годы)»
Рассмотрим актуальные
направления информатизации государственного управления с точки зрения
реализации ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)», а именно вопросы,
реализации которых наиболее часто обсуждаются в литературе (рисунок 2):
Направления
информатизации государственного управления с точки зрения реализации ФЦП
«Электронная Россия»
- внедрение технологий
«электронного правительства» (1);
- создание единой
государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД) (2);
- информатизация регионов
(3);
- разработка
автоматизированной системы «Государственный регистр населения» (АС ГРН) (4);
- внедрение электронной
системы государственных закупок на основе технологий электронно-цифровой
подписи (5);
- создание информационных
систем для предоставления гарантированного пакета электронных услуг деловым
кругам и населению (6).
1. Внедрение технологий
«электронного правительства»
«Электронное правительство»
– это новая система внутренних и внешних отношений государственных организаций
на основе использования возможностей Интернета, информационных и
телекоммуникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг,
повышения уровня участия общества в вопросах государственного управления и
совершенствования внутренних процессов [3].
Инфраструктурой
электронного правительства являются интегрированные государственные
информационные ресурсы в сочетании с развитой системой информационных служб,
обеспечивающей гражданам регламентируемый доступ к этим ресурсам.
Реализация концепции
электронного правительства предполагает решение следующих основных задач.
1. Создание официальных
сайтов в Интернете и их наполнение актуальной официальной информацией. К обязательной
информации относится (судя по содержанию подобных сайтов других стран) общая,
справочная и контактная информация государственных учреждений, статистика,
сообщения о событиях в стране, законы и нормативные акты, правительственные
отчеты, содержимое государственных архивов.
2. Создание интерактивных
служб, позволяющих упростить процедуры взаимодействия государства с гражданами,
обеспечить максимально комфортные условия для обращения в государственные
учреждения. Среди таких служб, развиваемых во многих странах, можно выделить
составление и подачу налоговых деклараций, оплату счетов, подачу заявлений,
электронные торговые площадки для проведения государственных закупок.
Для реализации концепции
электронного правительства необходимо соблюдение ряда принципов:
- высокое качество
информации, размещенной в Интернете, в сочетании с ее доступностью для любых
категорий граждан; служащих;
- тесное взаимодействие
между органами государственного и муниципального управления, предпринимателями
в сочетании с простотой его правил. Поэтому должны быть созданы
общенациональные стандарты межведомственного взаимодействия и информационного
обмена. Схема архитектуры «электронного правительства» приведена в соответствии
с рисунком 3.
Технологии электронного
правительства развивались от государственных «веб-витрин», реализующих, в
большей или меньшей степени, чисто информирующие функции, до порталов,
обеспечивающих более активное взаимодействие с гражданами и централизацию
информационных ресурсов. Наиболее же современными являются так называемые
«технологии одного окна» (Government Gateways).
Рассмотрим экономический
эффект от создания государственных порталов [4]. (рисунок 3)
Рисунок 3 – Схема
архитектуры «электронного правительства»
Сокращение затрат на
бумагу и печать документов, экономия рабочих площадей (хранение электронных
документов требует на порядок меньше места), снижение затрат на оплату телефонных
переговоров и почтовых отправлений (документы могут быть размещены в Интернете
или переданы по электронной почте).
Сокращение затрат времени
на выполнение типовых операций, к которым относятся поиск информации,
подготовка справок, отчетов, подготовка решений, телефонные переговоры, прием
посетителей, исправление ошибок и разбор конфликтных ситуаций (для служащих,
связанных с приемом граждан, может достигать 75 % рабочего времени).
Сокращение бюджетных
расходов на проведение мероприятий, связанных с официальными уведомлениями,
обязательным распространением нормативных материалов, изменением форм
документов, разъяснительных и иных PR-мероприятий, направленных на обеспечение
поддержки гражданами решений и позиции органов власти.
Повышение эффективности
процесса осуществления государственных и муниципальных закупок.
Вышеперечисленное
складывается в повышение эффективности работы учреждения, что также может
выражаться в повышении числа обработанных заявлений, повышении собираемости
налогов и т. д.
2.1 Создание
единой государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД)
Одной из первоочередных
задач в области информатизации государственного управления является организация
инфраструктуры межведомственного взаимодействия [5]. В связи с этим согласно
ФЦП «Электронная Россия» осуществляется разработка и реализация единой
государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД). ЕГСУПД – это
межведомственная система сбора, хранения, анализа и распространения финансовой,
экономической, хозяйственной и другой социально значимой информации на базе
единой технической политики и строго регламентированного информационного
взаимодействия. ЕГСУПД является ключевым элементом электронного правительства
России.
Федеральные ведомства
строят свои информационные системы независимо и изолированно друг от друга,
ориентируясь исключительно на собственные нужды (вертикальная интеграция).
Такой подход обеспечивает защищенность этих систем, однако делает
проблематичным организацию межведомственного (горизонтального) взаимодействия
на любом уровне административно-территориального устройства государства
(федерация, округ, регион, район). При этом происходит распыление значительных
финансовых и материальных средств, осуществляется многократный ввод и обработка
повторяющейся информации.
Ведомственные ИС
изолированы от общественных сетей связи и не предусматривают прямого
информационного взаимодействия с предприятиями, общественными организациями и
населением. При этом ведомства не имеют достаточных ресурсов для технического
сопровождения и развития своих ИС. Недостаток финансовых средств заставляет
разработчиков региональных ИС использовать простые технологии, что снижает
производительность ИС, их масштабируемость и защищенность.
Содержание и техническое
обслуживание ЕГСУПД должно осуществляться централизованно из средств
федерального бюджета. В этом случае для министерств и ведомств, а также
территориальных администраций отпадает необходимость строить свои собственные
телекоммуникационные сети, заботиться об их техническом обслуживании,
прорабатывать вопросы информационного обмена со смежными структурами, что
существенно экономит ресурсы, деньги и время.
ЕГСУПД как единая
информационно-коммуникационная инфраструктура предоставляет для всех участников
взаимодействия ряд стандартных сетевых услуг и сервисов. Среди них: виртуальные
частные сети для безопасного обмена данными, услуга электронной почты, внутри-
и межведомственная телефонная связь, факсимильная связь, потоковые видео- и
аудиовещание, видео- и аудиоконференции, другие мультимедийные услуги,
обеспечивающие работу современных мультимедийных приложений, таких как
дистанционное обучение и телемедицина.
При этом заключаются
соглашения о сотрудничестве Министерства транспорта и связи Российской
Федерации с администрациями регионов и подключение администраций муниципальных
образований к компьютерным сетям.
Наиболее популярными
направлениями автоматизации в регионах являются:
- создание БД по
земельным ресурсам;
- создание БД по объектам
недвижимости;
- создание БД
нормативно-правовой документации.
В регионах начался
процесс перемещения всей тяжести работ по информатизации с регионального уровня
на муниципальный. Это вполне объяснимо, поскольку практически все
информационные ресурсы создаются именно на муниципальном уровне и затем
используются на региональном и федеральном.
Наиболее острыми
проблемами информатизации в регионах являются:
- отсутствие единого
государственного подхода в использовании информационных ресурсов органами
власти и управления всех уровней;
- отсутствие единой
системы классификаторов, кадастров и регистров;
- неоправданно высокие
требования по закрытию информации;
- несовместимость
информационных ресурсов;
- высокая стоимость
программно-технических средств и доступа к информационным системам, в том числе
к Интернету;
- недостаточность
правового и методического обеспечения региональной информатизации;
- нерешенность вопросов
информационного взаимодействия между органами государственного и муниципального
управления, хозяйствующими субъектами, гражданами.
4. Разработка
автоматизированной системы «Государственный регистр населения» (АС ГРН)
Отсутствие единой БД по
населению приводит к трудностям в сборе налогов, необоснованным выплатам
пособий, тратам на социально-демографические исследования, неоправданным
сложностям при обслуживании населения в органах государственной власти и
местного самоуправления. Предполагается создание общегосударственной
интегрированной системы учета, предполагающей использование пластиковых карт
гражданами страны.
2.3 Внедрение
электронной системы государственных закупок на основе технологий
электронно-цифровой подписи
Увеличение информационных
потоков между государственными заказчиками и поставщиками приводит к
необходимости создания электронной системы обеспечения городских закупок. В
современных условиях использование традиционных методов взаимодействия
участников приводит к потерям информации, что отрицательно сказывается на
качестве и сроках выполнения городского заказа. Автоматизация бизнес-процессов
осуществления сделки обеспечит прозрачность операций, следовательно, позволит
усилить контроль проведения закупок. Экономический эффект внедрения системы выражается
в экономии бюджетных средств, получаемой при повышении числа участников торгов,
усилении конкуренции, более объективным выбором оптимальных поставщиков. По
некоторым оценкам экономия составит до 20 % [6] бюджетных средств.
В России действуют как
многоотраслевые универсальные электронные торговые площадки (ЭТП), так и
специализированные отраслевые. Факторами, сдерживающими развитие электронной
торговли, являются:
- слабое развитие
телекоммуникационной инфраструктуры в целом по стране (особенно в отдаленных
регионах);
- отсутствие
исчерпывающей нормативно-правовой базы;
- недостаточное
разнообразие банковских интернет-услуг.
Рисунок 4 – Схема
функционирования ИМЦ
Как показывает мировой
опыт, ядром системы электронной торговли в национальном масштабе является
интегрированная информационная инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие
органов государственной власти всех уровней с предприятиями и организациями,
осуществляющими поставки продукции и услуг.
На сегодняшний день
определено главное звено интегрированной информационной инфраструктуры
электронной торговли – это система информационно-маркетинговых центров (СИМЦ).
СИМЦ представляет собой
совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих информационно-маркетинговых
центров, объединенных общим алгоритмом функционирования [7].
Для реализации целей и
задач СИМЦ образована Национальная ассоциация участников электронной торговли
(НАУЭТ), имеющая статус некоммерческого партнерства и являющаяся добровольным
объединением юридических и физических лиц.
В некоторых регионах уже
функционируют ЭТП, однако в их основе заложены разные программные решения.
Также в каждом регионе разработано собственное правовое обеспечение работы ЭТП.
Ассоциация должна, обобщив положительный опыт, объединить все эти площадки в
структуру, которая будет работать в рамках единых нормативных правовых
требований.
Основную часть
учредителей Ассоциации составили государственные учреждения и унитарные
предприятия, выполняющие для областных и краевых администраций функции
организаторов и операторов торгов, проводимых с использованием ЭТП.
Создание и
функционирование СИМЦ призвано уменьшить негативную роль информационных
посредников и обеспечить естественное формирование массивов данных о текущем
спросе и предложении на рынках товаров и услуг и свободный доступ к ним.
Производители продукции и
услуг смогут оперативно получать систематизированную информацию о реальных и
потенциальных товарных рынках, об организации транспортного обслуживания, о
действующих нормативно-правовых актах в области ЭТ, а также консультации по
осуществлению сделок купли-продажи, их страхованию и др.
Система классификации и
кодирования информации в СИМЦ реализована с использованием общероссийских
классификаторов технико-экономической информации.
2.4 Создание
информационных систем для предоставления гарантированного пакета электронных
услуг деловым кругам и населению
Осуществляется развитие
информационной поддержки предпринимательства. Согласно некоторым исследованиям,
необходимость инвестиций в информационные технологии не является для
предпринимателя сдерживающим фактором их внедрения. К таковым, в
действительности, относятся закрытость информационного рынка и сложность оценки
эффективности внедрения информационных технологий. Формируются федеральные
информационные ресурсы в сфере социальной защиты граждан (например, электронная
биржа труда).
Перечислим некоторые
результаты реализации ФЦП «Электронная Россия»:
- разработана концепция
«электронного документооборота» в органах государственной власти;
- проведены работы по
модернизации сети научно-технической информации (в ходе этих работ к
магистральной телекоммуникационной инфраструктуре были подключены 13 вузов
страны) [8];
- Федеральный закон №
126-ФЗ от 7.07.03 «О связи» предусматривает реализацию механизма «универсальные
услуги связи», согласно которому в каждом населенном пункте России должен быть
оборудован пункт общественного доступа к Интернету и установлен телефон (ст.
57). В связи с этим в 83 субъектах Российской Федерации на базе
общеобразовательных школ и почтовых отделений созданы пункты общественного
доступа к Интернету (в рамках проекта «Киберпочта») [8].
Известно, что по своей
объективной природе процессы информатизации должны способствовать
демократизации общества и решить вопрос: власть для народа или народ для
власти? В условиях наметившегося информационного обмена по линии "власть -
общество" и возможности осуществления контроля и надзора за деятельностью
местной власти на базе инфокоммуникационных технологий имеются серьезные
основания полагать, что обозначенный вопрос может быть разрешен в пользу
народа, что приведет к развитию демократии. Но для этого необходимо подготовить
соответствующую нормативно-правовую базу, учитывающую возможности современных
ИКТ и региональную специфику.
В заключении необходимо
также отметить, что сегодня "Электронное правительство" , прошедшее
стадию становления и представления в Сети, перешло к компьютеро-опосредованному
взаимодействию между государственными и муниципальными структурам и между
органами власти и гражданами, между органами власти и институтами гражданского
общества, включая коммерческие структуры. Однако перенос в Интернет процессов,
прежде решаемых в реальном режиме, еще не совсем понят населением, и здесь
важно популяризировать программу "Электронное правительство" через
СМИ и другие институты гражданского общества. Только осознание преимуществ
Интернета при одновременном мониторинге угроз его использования обеспечит
эффективное функционирование "Электронного правительства" в будущем.
1.
Бондаренко
Ю. Р.
Современные направления информатизации государственного управления. [Электронный
ресурс] Режим доступа
http://www.stavregion.ru/organi_vlasti/ministerstvo_promishlennosti/sem/bondarenko.pdf
2.
Инфокоммуникации
– человеку, бизнесу, обществу // Информационное общество. – 2003. – №2.
3.
Интеграция
государственных информационных систем и организация межведомственного
взаимодействия // Информационный бюллетень Microsoft. 65 c.
http://www.microsoft.com/rus/government/newsletters/.
4.
Коротков
А. В. Реализация Федеральной целевой программы «Электронная Россия» //
Информационное общество. – 2003. – №2.
5.
Концепция
управления государственными информационными ресурсами http://www.minsvyaz.ru
6.
Никитов
В. А. и др. Информационное обеспечение государственного управления / Под ред.
Ю. В. Гуляева. – М.: Славянский диалог, 2000.
7.
Реализация
проектов электронного правительства. Мировой и отечественный опыт //
Информационный бюллетень Microsoft. 67 c.
http://www.microsoft.com/rus/government/newsletters/.
8.
Саак
А. Э., Пахомов Е. В., Тюшняков В. Н. Информационные технологии управления:
учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008.
9.
Систер
В. Г. Информационные технологии на службе города // Информационное общество. –
2003. – №1.
10.
Черешкин
Д. С., Цыгичко В. Н., Смолян Г. Л. Система информационно-маркетинговых центров
– базовый элемент информационной инфраструктуры электронной торговли //
Информационное общество. – 2003. – №2.
11.
Шубинин
А. В., Есипов М. А., Кристальный Б. В. Единая государственная система
управления и передачи данных (TUCEGL) и её законодательное обеспечение
(«Электронная Россия (2002 -2010 годы)») // Информационные ресурсы России. –
2002. – №7.