Узаконивание власти обществом путем свободных выборов
Содержание
Введение
Узаконивание
власти обществом
Политические
аспекты современного взаимодействия с избирателями
Идеологическая
активность политических субъектов
Заключение
Список
литературы
Каждое проявление власти
сопровождает явный или неявний запрос: по какому праву эта власть
осуществляется? Доверие выступает основным фактором оправдания права власти на
ее осуществление, на насилие, то есть легитимацию власти, которая совмещает в
себе рациональные и иррациональные убеждения.
Власть является легитимной, если
она отвечает ценностным преимуществам граждан, другими словами, если
подчиненные не сомневаются в происхождении власти и оказывают ей определенную
поддержку своими действиями (заключают общественный договор, участие в выборах,
референдумах, демонстрациях, и т.д.).
Граждане, оказывая поддержку
политической власти, практически доверяют ей свое будущее, свое право на
счастье, благополучие и тем самым соглашаются с ее представлениями о
справедливости, законности, свободе.
Доверие, таким образом, есть
совокупностью рациональных и иррациональных убеждений индивида, которые
позволяют делать ставку на будущие действия другого человека, которому мы
добровольно передали ряд своих полномочий.
Как подтверждение вышеупомянутым
положением: если легитимность отображает соответствие политического режима
господствующим в обществе ценностям и нормам, то доверие отображает ожидание
граждан соответственно того, что политическая система будет производить
предсказуемые результаты, которые отвечают их интересам.
Пьер Бурдье писал по этому
поводу, что граждане или структура гражданского общества предоставляют
представителям власти определенный кредит доверия и они, таким образом,
приобретают определенный политический капитал. Этот неустойчивый капитал может
быть сохранен лишь ценой непрерывного труда, что необходимый как для
нагромождения кредита, так и для того, чтобы избежать его потери.
На сегодня реальное содержание
легитимности очерчено теологическим понятием „спрятанная верность". Это -
„негласное доверие, молчаливая самоотдача, когда выбирают свое мнение через
выбор своего официального выразителя".
Как доказательство: в основе
доверия граждан современной западной демократии к власти лежит, в сущности, их
наивная вера в равенство перед политикой, которая допускает покорную сдачу позиций
и обеспечивает неограниченный кредит для партий и чиновников.
Но со стороны государства
легитимация как процесс требует определенных условий, главные из которых, -
условие публичности, обнародованности, общественного дискурса. Однако рядом с
этим существует реальная угроза перехода такой открытости в банальный популизм.
Отсюда, напрашивается вывод, что
основным механизмом легитимации власти и формирования доверия в обществе,
который имеет государство, есть так называемый институт демократии и социальной
защиты, который „обменивается" на лояльность и благосклонность масс.
Эффективность политического
режима состоит из ряда временных, непродолжительных событий, которые могут
влиять на уровень доверия граждан.
Однако стоит отметить, что
существует угроза перерастания временных событий и действий власти, которые
вызывают отрицание в население, в долговременную перспективу. Как следствие,
каждый гражданин ставит вопрос: нужная ли мне именно такая власть, если я не
верю в справедливость ее действий и не доверяю ее представителям, которые
способствуют воплощению такой политики?
Невозможность власти преодолеть
полное недоверие граждан относительно легитимности своего существования и
действий, приводит к кризису в общественном сознании и разочарованию такой
формой организации власти, таким взаимодействием между участниками
политического процесса, невозможностью организации эффективного дискурса между
гражданским обществом и институтами власти и ряд других социально-политических
и психологических факторов, - все это становится поводом для переоценки формата
поддержки и необходимости власти, порождая ее делегитимацию.
Из узкоспециализированной
компьютерной среды Интернет превратился в мощное информационное пространство,
которое затрагивает в той или иной степени жизнь каждого из нас.
Современный человек в среднем
тратит треть своего свободного времени на глобальную паутину. Как в современной
России, так и в мире в целом, наблюдается рост числа интернет-пользователей
среди населения.
В свою очередь, увеличение
интернет-аудитории обусловило привлечение к глобальной сети внимания со стороны
государственной власти, политических партий и лидеров, что позволило Интернету
стать атрибутом политической жизни.
Активное вовлечение глобальной
паутины в политику является и следствием того, что традиционные средства
политической коммуникации уже не обеспечивают должного уровня электоральной
активности среди населения.
В то время как сеть Интернет позволяет
расширить масштабы и формы взаимодействия субъектов политики в виртуальном
пространстве.
Арсенал политических
возможностей сети весьма разнообразен: от проведения информационно-политических
акций, агитации до организации официальных голосований на выборах в органы
власти.
Использование Интернета в
избирательных кампаниях, в отличие от применения традиционных СМИ, обладает
рядом преимуществ. Интернет доступен круглосуточно.
Также Интернет открыт для
передачи любой информации, которая необходима кандидату, что позволяет сочетать
возможности прямой и косвенной политической рекламы.
В ходе современных предвыборных
кампаний Интернет предстает их активным участником - посредством сайтов
политических лидеров, блогов и интернет-конференций.
Коммуникационные возможности
сайта достаточно обширны, так как он позволяет размещать помимо информационных
материалов агитационные ролики и листовки.
Тем самым реализуется главное
назначение сайта политического лидера - рекламная активность, круглосуточная
трансляция информации о деятельности кандидата.
Характерной особенностью блогов
является создание ощущения непосредственного диалога с политическим деятелем, а
интернет-конференция выполняет функции фокус-группы.
При этом основными
интернет-технологиями, применяемыми в политике, в нашей стране являются сайты и
блоги политиков и политических партий. Подобное объясняется тем, что сайт
совмещает в себе возможности печатных и телевизионных СМИ, его создание
финансово менее затратно, нежели издание журнала или газеты.
Но следует учитывать тот факт,
что постоянная поддержка интернет-представительства на должном уровне, то есть
в качестве способного оказывать влияние на избирателей, требует совершенной
технической базы и регулярных обновлений информации.
В силу же того, что большинство
политических ресурсов активизируются накануне выборов, многие сайты
политических лидеров имеют непродолжительный срок жизни - так, официальный сайт
кандидата на пост Президента РФ Д. Медведева закончил свое существование 7
марта 2008 года в 19.20. Интересен тот факт, что наиболее популярным политиком
в сети, как и в российской действительности, остается В.В. Путин.
В Интернете можно встретить
множество домашних страниц, созданных как в поддержку деятельности
премьер-министра, так и с целью выразить критическое к нему отношение. Сторонники
Путина нередко ограничиваются публикацией фотографии и биографии экс-президента.
Из таких интернет-проектов можно
отметить сайт "Владимир Путин". Противники же Путина более
оригинальны: например, на сайте "Дутый Пу" (obmanuli. narod.ru) он
был изображен в виде надутого шарика.
Что же касается русскоязычной
блогосферы, то следует отметить следующую ее отличительную черту: уже на
начальном этапе своего развития в нашей стране интернет-дневники носили
общественно-политическую направленность.
Сегмент блогосферы довольно
быстро пополнился именами российских политиков: В. Алкснис (v_alksnis), Н. Белых
(belyh), Г. Каспаров (kasparov_ru), Б. Немцов (b_nemtsovs), на blogs. mail.ru
был открыт журнал В Жириновского, в рамках офциального сайта "Единой
России" запущена социальная сеть "Берлога" (togeth. er.ru) и
видеоблог Д. Медведева.
Как правило, блоги в
избирательной кампании большинством политических деятелей используются для
привлечения сторонников и их мобилизация, пропагандирования и обкатки
определенных идей, для контрпропаганды.
Субъектами политической
активности являются различные социально-политические общности (государство,
социальные слои, партии, различные общественные организации, коллективы) и
личность, прежде всего.
Активность, как свойство
личности или социальных групп, обеспечивающее реализацию и функционирование
идей, ограничивается не только институциональными способами подавления, но и
неинституциональными образованиями политической системы, являющимися частью
нормативно-символической сферы.
Идеология является важным инструментом
социальной и политической организации: выступая катализатором политической
активности, идеология "контролирует" индивидов и их деятельность с
помощью специально сконструированных образов.
В идеях человек видит
отображение силы и ресурсов государственной власти и потенциальной угрозы
применения к нему насилия в определенных случаях.
Таким образом, в общественном
сознании создаётся иерархия социальных целей и значений в политике, что
способствует уточнению позиций конкретного индивида по отношению к власти.
Идеологическое пространство в
СССР на протяжении десятилетий являлось цельным и системным образованием.
Активность субъектов в
монолитном идеологическом дискурсе была направлена на удержание статусных
позиций и реагирование на изменение ситуации.
В этой связи, представляется
возможным говорить о феномене моносубъектности, включающем в себя
партийно-государственный аппарат, социальные слои, личность и др.
Моносубъект, опирающийся на
монолитный идеологический дискурс, в большей степени обладал внутренней, чем
внешней, политической активностью.
Внутренняя иерархическая
активность определяла в советском моносубъекте степень политической
напряженности.
С распадом СССР в российском
идеологическом пространстве вместе с действительными признаками дискурсивности
(поиск "национальной идеи", конструирование интегративной идеологии,
развитие концепции "Третьего пути России" и т.д.) появляются и
признаки кризиса идей.
Во время структурных
идеологических изменений бессознательное начало субъекта выходит на первый
план, поэтому при исследовании политической активности в данных условиях
следует обратить особое внимание на личность как субъект.
Идейный кризис не подавляет
политическую активность личности, наоборот, повышается рост политизированного
бессознательного.
Как внешняя, так и внутренняя
политическая активность личности определяются архетипами, существующими в
бессознательном.
Снижение эмоционального
напряжения через переключение на символических врагов наделяет индивида
дополнительной политически направленной энергией, что ведет к повышению его
политической активности.
Дискурс "свой-чужой" становится
неотъемлемой частью постсоветского идеологического пространства, что формирует
деструктивную политическую активность.
В различных идеологических
условиях, политическая активность субъектов различается степенью интенсивности
и направленностью.
Трансформация идеологии влияет
на уровень массовой политической активности, что требует от людей, помимо
удовлетворения их базовых интересов, определенного понимания целей власти.
Подводя итоги вышесказанному,
можно сделать вывод о том, что потеря традиционными типами политической
коммуникации роли ведущего инструмента связи с избирателями в ходе предвыборной
борьбы повлекла за собой необходимость изменения наметившейся тенденции к
отчуждению граждан от политической жизни общества и привела к формированию
нового типа информационно-коммуникационного канала взаимодействия с электоратом
- интернет-технологий.
Именно поэтому стоит считаться с
примерами, когда во многих странах испытали кризисы основные принципы
демократии, ее главные институты и страны вернулись к более радикальным
политическим режимам, основываясь на высокой поддержке и доверии населения, на
беспрекословной вере граждан в большую эффективность и справедливость именно
такой организации политической жизни страны.
2.
Бурдье П. Политическое представление: Элементы теории политического поля.
/ Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. Е.Д. Вознесенская/ Сост., общ. ред.
и предисл. Н.А. Шматко. / - М.: Socio-Logos, 2007.
3.
Заболотная Г.М. Феномен доверия и его социальные функции // Вестник
РУДН, серия Социология. - 2008. - № 1 (4).
4.
Штомпка П. Социальное изменение как травма. / Социологические
исследования. - 2008 - №1.
5.
Иванов Д.Г. Политический PR в Интернете: российские реалии // Интернет-маркетинг.
- 2008. - №4.
6.
Гирц К. Интерпретация культур / Пер. с англ. - М.: "Российская
политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2007.
7.
Клюев А.В. Политическая активность личности при социализме. Сущность и
факторы ее повышения. СПб: Изд-во ЛГУ им.А. А. Жданова, 2007.
8.
Соловьев А.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции // Полис.
2008. №2
9.
Хвощев В.Е. Теория активности: от истоков к началам: монография / В.Е. Хвощев
- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ; Изд-во ЮВИГ, 2008.